Деменция детская. Понятия умственно отсталые дети

27.02.2019

Деменция определяет собой приобретенную форму слабоумия, в рамках которой у больных отмечается утрата приобретенных ранее практических навыков и усвоенных знаний (что может происходить в различной степени интенсивности проявления), при одновременно стойком снижении у них познавательной деятельности. Деменция, симптомы которой, иными словами, проявляются в форме распада психических функций, чаще всего диагностируется в старости, однако не исключается возможность ее развития и в молодом возрасте.

Общее описание

Деменция развивается в результате поражения мозга, на фоне чего и происходит отмеченный распад психических функций, что в целом позволяет отличить данное заболевание от умственной отсталости, врожденной или приобретенной формы слабоумия. Умственная отсталость (она же - олигофрения или малоумие) подразумевает под собой остановку развития личности, происходящую также с поражением головного мозга в результате определенных патологий, но превалирующим образом проявляющуюся в форме поражения разума, что соответствует ее названию. При этом умственная отсталость отличается от деменции тем, что при ней интеллект человека, взрослого физически, до нормальных показателей, его возрасту соответствующих, так и не доходит. Кроме того, умственная отсталость не является прогрессирующим процессом, а являет собой результат перенесенного больным человеком заболевания. Тем ни менее, в обоих случаях, и при рассмотрении деменции, и при рассмотрении умственной отсталости, происходит развитие расстройства моторики, речи и эмоций.

Как мы уже отметили, деменция подавляющим образом поражает людей в старческом возрасте, что определяет такой ее тип, как сенильная деменция (именно эту патологию принято определять как старческий маразм). Тем ни менее, деменция появляется и в молодости, что зачастую происходит в результате аддиктивного поведения. Аддикция подразумевает под собой не что иное, как зависимости или пагубные привычки - патологическое влечение, при котором возникает необходимость в совершении определенных действий. Любого типа патологическое влечение способствует увеличению риска развития у человека психических заболеваний, причем нередко это влечение непосредственным образом связано с существующими для него социальными проблемами или проблемами личного характера.

Зачастую аддикция используется в приобщении к таким явлениям как наркомания и лекарственная зависимость, но с относительно недавнего времени для нее определен и другой вид зависимостей - зависимости нехимические. Нехимические зависимости, в свою очередь, определяют собой психологическую зависимость, которая сама по себе выступает в качестве неоднозначного термина в психологии. Дело в том, что преимущественно в психологической литературе такого рода зависимость рассматривается в единственной форме - в форме зависимости от наркотических веществ (или опьяняющих веществ).

Однако если рассматривать на более глубоком уровне такого типа зависимость, явление это возникает и в обыденной психической деятельности, с которой сталкивается человек (хобби, увлечения), что, тем самым, определяет в качестве опьяняющего вещества предмет этой деятельности, в результате чего он, в свою очередь, рассматривается в качестве источника-заместителя, вызывающего определенные недостающие эмоции. Сюда можно отнести шопоголизм, интернет-зависимость, фанатизм, психогенное переедание, игроманию и пр. Одновременно с этим аддикция также рассматривается в качестве способа адаптации, посредством которого человек приспосабливается к условиям, сложным для себя. Под элементарными агентами аддикции рассматриваются наркотические вещества, алкоголь, сигареты, создающие мнимую и кратковременную атмосферу «приятных» условий. Подобный эффект достигается при выполнении релаксационных упражнений, при отдыхе, а также при действиях и вещах, при которых возникает кратковременная радость. В любом из этих вариантов после их завершения человеку приходится возвращаться к реальности и условиям, от которых такими способами получилось «уйти», в результате чего аддиктивное поведение рассматривается в качестве достаточно сложной проблемы внутреннего конфликта, основанной на необходимости ухода от конкретных условий, на фоне чего и существует риск развития психических заболеваний.

Возвращаясь к деменции, можно выделить актуальные данные, предоставленные ВОЗ, на основании которых известно, что мировые показатели заболеваемости насчитывают порядка 35,5 млн. человек с этим диагнозом. Более того, предполагается, что к 2030 году эта цифра достигнет показателя 65,7 млн., а к 2050 году составит 115,4 млн.

При деменции больные не способны к осознанию того, что с ними происходит, заболевание в буквальном смысле «стирает» все то из их памяти, что накапливалось в ней в течение предшествующих лет жизни. Одни больные переживают течение такого процесса в ускоренном его темпе, ввиду чего у них быстро развивается тотальное слабоумие, другие же больные длительно могут задерживаться на этапе заболевания в рамках когнитивно-мнестических нарушений (интеллектуально-мнестические расстройства) - то есть с расстройствами умственной работоспособности, снижением восприятия, речи и памяти. В любом случае деменция не только определяет для больного результат в форме проблем интеллектуального масштаба, но и проблем, при которых им утрачиваются многие человеческие личностные черты. Тяжелая стадия деменции определяет для больных зависимость от окружающих, дезадаптацию, у них утрачивается возможность выполнения простейших действий, связанных с гигиеной и приемом пищи.

Причины деменции

Основные причины деменции заключаются в наличии у больных болезни Альцгеймера, которая определяется, соответственно, как деменция альцгеймеровского типа, а также при актуальных сосудистых поражениях, которым подвергается мозг - определяется заболевание в этом случае как сосудистая деменция. Реже в качестве причин деменции выступают какие-либо новообразования, развивающиеся непосредственно в головном мозге, также сюда относятся черепно-мозговые травмы (непрогрессирующая деменция ), заболевания нервной системы и пр.

Этиологическая значимость в рассмотрении причин, ведущих к деменции, отведена артериальной гипертензии, нарушениям системного кровообращения, поражениям магистральных сосудов на фоне атеросклероза, аритмиям, наследственным ангиопатиям, повторным нарушениям, актуальным для мозгового кровообращения (сосудистая деменция).

В качестве этиопатогенетических вариантов, приводящих к развитию сосудистой деменции, выделяют микроангиопатический ее вариант, макроангиопатический вариант и вариант смешанный. Этому сопутствуют мультиинфарктные изменения, происходящие в веществе мозга и многочисленные лакунарные поражения. При макроангиопатическом варианте развития деменции выделяют такие патологии как тромбоз, атеросклероз и эмболию, на фоне которых в крупной артерии мозга развивается окклюзия (процесс, при котором происходит сужение просвета и закупорка сосуда). В результате подобного течения развивается инсульт с симптоматикой, соответствующей бассейну, подвергшемуся поражению. В результате этого впоследствии происходит развитие сосудистой деменции.

Что касается следующего, микроангиопатического варианта развития, то здесь в качестве факторов риска рассматриваются ангиопатии и гипертоническая болезнь. Особенности поражения при этих патологиях приводят в одном случае к демиелинизации белого субкортикального вещества при одновременном развитии лейкоэнцефалопатии, в другом случае они провоцируют развитие лакунарного поражения, на фоне которого развивается болезнь Бинсвангера, а из-за которой, в свою очередь, развивается деменция.

Порядка в 20% случаев деменция развивается на фоне алкоголизма, появления опухолевых образований и указанных ранее черепно-мозговых травмах. 1% заболеваемости приходится на деменцию на фоне болезни Паркинсона, инфекционных заболеваний, дегенеративных заболеваний ЦНС, инфекционных и метаболических патологий и пр. Так, значительный риск определен для развития деменции на фоне актуального сахарного диабета, ВИЧ, инфекционных заболеваний головного мозга (менингит, сифилис), нарушений функции щитовидной железы, заболеваний внутренних органов (почечная или печеночная недостаточность).

Деменция у пожилых людей по характеру процесса является необратимой, причем даже в том случае, если будут устранены возможные факторы, ее спровоцировавшие (например, прием лекарств и их отмена).

Деменция: классификация

Собственно, на основании ряда перечисленных особенностей определяются типы деменции, а именно сенильная деменция и сосудистая деменция . В зависимости от степени актуальной для больного социальной адаптации, а также необходимости надзора и получения сторонней помощи в комплексе с его способностью к самообслуживанию выделяют соответствующие формы деменции. Так, в общем варианте течения деменция может быть легкой, умеренной или тяжелой.

Легкая деменция подразумевает под собой такое состояние, в котором больной человек сталкивается с деградацией по части имеющихся у него профессиональных навыков, помимо этого снижается и его социальная активность. Под социальной активностью в частности подразумевается снижение того времени, которое затрачивается для повседневного общения, распространяясь, тем самым, на ближайшее окружение (коллеги, друзья, родственники). Помимо этого, в состоянии легкой деменции у больных также ослабляется интерес относительно условий внешнего мира, в результате чего актуален отказ от привычных для них вариантов проведения свободного времени, от увлечений. Легкая деменция сопровождается сохранением существующих навыков самообслуживания, кроме того, больные адекватно ориентируются в рамках пределов своего дома.

Умеренная деменция приводит к тому состоянию, при котором больные более не могут оставаться наедине с собой в период длительного отрезка времени, что обуславливается утрачиванием навыков к использованию техники и приборов, их окружающих (пульт дистанционного управления, телефон, плита и пр.), не исключаются сложности даже с использованием дверных замков. Требуется постоянный контроль и помощь от окружающих. В рамках этой формы заболевания больные сохраняют за собой навыки к самообслуживанию и выполнению действий, связанных с личной гигиеной. Все это, соответственно, утяжеляет жизнь и окружению больных.

Что касается такой формы заболевания, как тяжелая деменция, то здесь уже речь идет об абсолютной дезадаптации больных к тому, что их окружает при одновременной необходимости к обеспечению постоянной помощи и контроля, которые необходимы даже для совершения простейших действий (принятие пищи, одевание, меры гигиены и пр.).

В зависимости от локализации поражения головного мозга выделяют такие виды деменции:

  • корковая деменция - преимущественным образом поражение затрагивает кору головного мозга (что происходит на фоне таких состояний как лобарная (лобно-височная) дегенерация, алкогольная энцефалопатия, болезнь Альцгеймера);
  • подкорковая деменция - в этом случае преимущественным образом поражению подвергаются подкорковые структуры (мультиинфарктная деменция с поражением белого вещества, надъядерный прогрессирующий паралич, болезнь Паркинсона);
  • корково-подкорковая деменция (сосудистая деменция, корково-базальная форма дегенерации);
  • мультифокальная деменция - образуется множество очаговых поражений.

В классификации рассматриваемого нами заболевания также учитываются синдромы деменции, определяющие соответствующий вариант ее течения. В частности это может быть лакунарное слабоумие , что подразумевает под собой преимущественное поражение памяти, проявляющееся в форме прогрессирующей и фиксационной формы амнезии. Компенсация такого дефекта больными возможна за счет важных пометок на бумаге и пр. Сфера эмоционально-личностная в таком случае поражается незначительно, потому как поражению не подлежит ядро личности. Между тем, не исключается появление у больных эмоциональной лабильности (нестабильности и переменчивости настроений), слезливости и сентиментальности. В качестве примера такого типа расстройства выступает болезнь Альцгеймера.

Деменция альцгеймеровского типа , симптомы которой проявляются в возрасте после 65 лет, в рамках начальной (инициальной) стадии протекает в комплексе с когнитивно-мнестическими нарушениями при нарастании нарушений в форме ориентирования на месте и во времени, бредовых расстройств, появления нейропсихологических расстройств, субдепрессивных реакций в отношении собственной несостоятельности. На начальном этапе больные способны на критичную оценку своего состояния и на принятие мер по его корректировке. Умеренная деменция в рамках этого состояния характеризуется прогрессированием перечисленной симптоматики при особенно грубом нарушении присущих интеллекту функций (сложности в ведении аналитико-синтетической деятельности, пониженный уровень суждений), утрата возможностей относительно выполнения профессиональных обязанностей, возникновение необходимости к уходу и поддержке. Все это сопровождается сохранением основных личностных особенностей, ощущением собственной неполноценности при адекватном реагировании на существующую болезнь. При тяжелой стадии этой формы деменции распад памяти происходит в полной мере, поддержка и уход необходимы во всем и постоянно.

В качестве следующего синдрома рассматривается тотальное слабоумие . Под ним подразумевается появление грубых форм нарушений познавательной сферы (нарушение абстрактного мышления, памяти, восприятия и внимания), а также личности (здесь уже выделяют расстройства нравственности, при которых исчезают такие их формы как стыдливость, корректность, вежливость, чувство долга и пр.). В случае тотального слабоумия, в противовес лакунарному слабоумию, актуальным становится разрушение ядра личности. В качестве причин, к рассматриваемому состоянию приводящих, рассматриваются сосудистые и атрофические формы поражения лобных долей головного мозга. В качестве примера такого состояния выступает болезнь Пика .

Диагностируется эта патология реже, чем болезнь Альцгеймера, в основном среди женщин. В числе основных характеристик отмечаются актуальные изменения в рамках эмоционально-личностной сферы и сферы когнитивной. В первом случае состояние подразумевает грубые формы личностного расстройства, полное отсутствие критики, аспонтанность, пассивность и импульсивность поведения; актуальна гиперсексуальность, сквернословие и грубость; оценка ситуации нарушена, присутствуют расстройства влечений и воли. Во втором, при когнитивных расстройствах, присутствуют грубые формы нарушения мышления, на протяжении длительного времени сохраняются автоматизированные навыки; расстройства памяти отмечаются гораздо позже личностных изменений, выражены они не столь явно, как в случае с болезнью Альцгеймера.

И лакунарное, и тотальное слабоумие представляют собой в общем плане атрофические деменции, при этом существует и вариант смешанной формы заболевания (смешанная деменция) , что подразумевает под собой сочетание первично-дегенеративных нарушений, что преимущественно проявляется в форме болезни Альцгеймера, и сосудистого типа поражений головного мозга.

Деменция: симптомы

В данном разделе мы рассмотрим в обобщенном виде те признаки (симптомы), которыми характеризуется деменция. В качестве наиболее характерных из них рассматриваются нарушения, связанные с познавательными функциями, причем такого рода нарушения являются наиболее выраженными в собственных проявлениях. Не менее важными клиническими проявлениями становятся эмоциональные расстройства в комплексе с нарушениями поведения. Развитие заболевания происходит постепенным образом (зачастую), его обнаружение чаще всего происходит в рамках обострения состояния больного, возникающего из-за изменений в обстановке, его окружающей, а также при обострении актуального для него соматического заболевания. В некоторых случаях деменция может проявлять себя в форме агрессивного поведения больного человека или сексуальной расторможенности. В случае изменений личности либо изменения поведения больного ставится вопрос об актуальности для него деменции, что в особенности важно в случае его возраста более 40 лет и при отсутствии у него психического заболевания.

Итак, остановимся детальнее на признаках (симптомах) интересующего нас заболевания.

  • Нарушения, касающиеся познавательных функций. В данном случае рассматриваются расстройства памяти, внимания и высших функций.
    • Расстройства памяти. Расстройства памяти при деменции заключаются в поражении как кратковременной памяти, так и памяти долговременной, помимо этого не исключаются конфабуляции. Конфабуляции в частности подразумевают под собой ложные воспоминания. Факты из них, происходящие ранее в действительности или факты, ранее происходящие, но подвергшиеся определенному видоизменению, переносятся больным в другое время (нередко в ближайшее) при возможном их сочетании с событиями, полностью ими вымышленными. Легкая форма деменции сопровождается умеренными нарушениями памяти, в основном они связаны с событиями, происходящими в недавнем прошлом (забывание разговоров, номеров телефонов, событий, происходивших в рамках определенного дня). Случаи более тяжелого течения деменции сопровождаются удержанием в памяти лишь предварительно заученного материала при быстром забывании вновь поступившей информации. Последние стадии заболевания могут сопровождаться забыванием имен родственников, собственного рода деятельности и имени, проявляется это в форме личностной дезориентации.
    • Расстройство внимания. В случае с интересующим нас заболеванием это расстройство подразумевает под собой утрату способности к реагированию на несколько актуальных стимулов сразу, а также утрату способности к переключению внимания от одной темы к другой.
    • Расстройства, связанные с высшими функциями. В данном случае проявления заболевания сводятся к афазии, апраксии и агнозии.
      • Афазия подразумевает под собой расстройство речи, в рамках которого утрачивается способность к использованию фраз и слов в качестве средств для выражения собственных мыслей, что обуславливается актуальным поражением головного мозга в определенных участках его коры.
      • Апраксия указывает на нарушение у больного способности к выполнению целенаправленных действий. В данном случае утрачиваются приобретенные ранее больным навыки, причем те навыки, которые формировались на протяжении многих лет (речевые, бытовые, двигательные, профессиональные).
      • Агнозия определяет собой нарушение различных разновидностей восприятия у больного (тактильное, слуховое, зрительное) с одновременным сохранением сознания и чувствительности.
  • Нарушение ориентации. Данного типа нарушение происходит во времени, и преимущественно - в рамках начального этапа развития заболевания. Кроме того, нарушение ориентации во временном пространстве предшествует нарушению ориентации в масштабах ориентации на месте, а также в рамках собственной личности (здесь проявляется отличие симптома при деменции от делирия, особенности которого определяют сохранение ориентации в рамках рассмотрения собственной личности). Прогрессирующая форма заболевания при далеко зашедшей деменции и выраженных проявлениях нарушения ориентации в масштабах окружающего пространства определяет для больного вероятность того, что он может свободно заблудиться даже в обстановке для себя знакомой.
  • Расстройства поведения, изменения личности. Начало этих проявлений носит постепенный характер. Основные черты, свойственные личности, постепенным образом усиливаются, трансформируясь до присущих этому заболеванию в целом состояний. Так, энергичные и жизнерадостные люди становятся беспокойными и суетливыми, а люди бережливые и аккуратные, соответственно, жадными. Аналогично рассматриваются и трансформации, присущие другим чертам. Помимо этого отмечается усиление у больных эгоизма, исчезновение отзывчивости и чуткости относительно окружения, они становятся подозрительными, конфликтными и обидчивыми. Определяется также сексуальная расторможенность, иногда больные начинают бродяжничать и собирать различный хлам. Бывает и так, что больные, наоборот, становятся крайне пассивными, они утрачивают интерес к общению. Неопрятность - симптом деменции, возникающий в соответствии с прогрессированием общей картины течения этого заболевания, сочетается он с нежеланием самообслуживания (гигиена и пр.), с нечистоплотностью и в целом отсутствием реакции на присутствие людей рядом с собой.
  • Расстройства мышления. Отмечается замедленность темпа мышления, а также снижение способности к логическому мышлению и абстрагированию. Больные утрачивают способность к обобщению и решению задач. Их речь носит обстоятельный и стереотипный характер, отмечается ее скудность, а при прогрессировании заболевания она и вовсе отсутствует. Деменция также характеризуется возможным появлением бредовых идей у больных, зачастую с нелепым и примитивным их содержанием. Так, к примеру, больная деменцией женщина при расстройстве мышления до появления бредовых идей может утверждать, что у нее украдена норковая шуба, причем такое действие может выйти за рамки ее окружения (т.е. семьи или друзей). Суть бреда в такой идее заключается в том, что норковой шубы у нее вообще никогда не было. Деменция у мужчин в рамках этого расстройства зачастую развивается по сценарию бреда, основанного на ревности и неверности супруги.
  • Понижение критического отношения. Речь идет об отношении больных как к самим себе, так и к миру, их окружающему. Стрессовые ситуации нередко приводят к появлению у них острых форм тревожно-депрессивных расстройств (определяемых как «катастрофическая реакция»), в рамках которых происходит субъективное осознание неполноценности в интеллектуальном плане. Частично сохраненная критика у больных определяет возможность для них сохранения собственного интеллектуального дефекта, что может выглядеть как резкая смена темы разговора, перевод разговора в шутливую форму или отвлечение иными способами от него.
  • Эмоциональные расстройства. В данном случае можно определить разнообразие таких расстройств и их общую изменчивость. Нередко это депрессивные состояния у больных в сочетании с раздражительностью и тревожностью, злоба, агрессия, плаксивость или, наоборот, полное отсутствие эмоций по отношению ко всему, что их окружает. Редкие случаи определяют возможность развития маниакальных состояний в сочетании с однообразной формой беззаботности, с веселостью.
  • Расстройства восприятия. В данном случае рассматриваются состояния появления у больных иллюзий и галлюцинаций. К примеру, при деменции больной уверен, что слышит в соседней комнате крики убиваемых в ней детей.

Сенильная деменция: симптомы

В данном случае аналогичным определением состояния сенильной деменции выступает уже указанное нами ранее старческое слабоумие, старческий маразм или старческая деменция, симптомы которой возникают на фоне возрастных изменений, происходящих в структуре головного мозга. Такие изменения происходят в рамках нейронов, возникают они в результате недостаточности кровоснабжения мозга, воздействия, на него оказываемого при острых инфекциях, хронических заболеваниях и иных патологиях, рассмотренных нами в соответствующем разделе нашей статьи. Также повторимся, что сенильная деменция является нарушением необратимым и поражающим каждую из сфер когнитивной психики (внимание, память, речь, мышление). При прогрессировании заболевания происходит утрата всех умений и навыков; новые знания обрести при старческой деменции крайне трудно, если не сказать невозможно.

Сенильная деменция, находясь в числе психических заболеваний, является заболеванием самым распространенным среди пожилых людей. Старческая деменция у женщин встречается практически в три раза чаще по сравнению с подверженностью ей мужчин. В большинстве случаев возраст больных составляет 65-75 лет, в среднем у женщин заболевание развивается в 75 лет, у мужчин - в 74 года.
Сенильная деменция проявляется в нескольких разновидностях форм, проявляясь в простой форме, в форме пресбиофрении и в форме психотической. Конкретная форма определяется актуальным темпом атрофических процессов в головном мозге, соматических заболеваний, присоединившихся к деменции, а также от факторов конституционально-генетического масштаба.

Простая форма характеризуется малозаметностью, протекая в виде расстройств, в целом присущих старению. При остром начале имеются основания предполагать, что ранее существующие психические нарушения подверглись усилению за счет того или иного соматического заболевания. Отмечается снижение у больных психической активности, что проявляется в замедлении темпов психической деятельности, в количественном и качественном ее ухудшении (подразумевается нарушение к способности сосредоточению внимания и к его переключению, происходит сужение его объема; ослабевает способность к обобщению и анализу, к абстрагированию и в целом нарушается воображение; утрачивается способность к изобретательности и находчивости в рамках решения вопросов, возникающих в повседневности).

Все в большей степени больной человек придерживается консерватизма по части собственных суждений, мировосприятия и поступков. То, что происходит в настоящем времени, рассматривается как нечто несущественное и не стоящее внимания, а нередко и вовсе отвергается. Возвращаясь к прошлому, больной, преимущественным образом, воспринимает его в качестве положительного и достойного образца в тех или иных жизненных ситуациях. Характерной чертой становится склонность к назиданию, граничащая с упрямством несговорчивость и повышенная раздражительность, возникающие при противоречиях или несогласии со стороны оппонента. Интересы, существовавшие ранее, в значительной степени сужаются, в особенности, если они тем или иным образом связаны с общими вопросами. Все чаще больные акцентируют собственное внимание на своем физическом состоянии, в особенности это касается физиологических отправлений (т.е. опорожнение кишечника, мочеиспускание).

У больных также понижается аффективный резонанс, что проявляется в нарастании полного равнодушия к тому, что непосредственным образом не касается их. Помимо этого ослабевают и привязанности (касается это даже родственников), в целом утрачивается понимание сути отношений между людьми. Многие утрачивают стыдливость и чувство такта, сужению подлежит и диапазон оттенков настроений. Одни больные могут проявлять беспечность и общее благодушие, придерживаясь при этом однообразных шуток и общей склонности к балагурству, в то время как у других больных преобладает недовольство, придирчивость, капризность и мелочность. В любом случае прошлые присущие больным характерологические черты становятся скудными, а осознание возникших изменений личности или рано исчезает, или вообще не наступает.

Наличие до заболевания выраженных форм психопатических черт (в особенности тех из них, которые являются стеничными, это касается властности, жадности, категоричности и пр.) приводит к их обострению в проявлении на начальном этапе заболевания, нередко до карикатурной формы (что определяется как сенильная психопатизация). Больные становятся скупыми, начинают накапливать хлам, с их стороны все чаще звучат различные упреки в адрес ближайшего окружения, в особенности это касается нерациональности, по их мнению, расходов. Также порицанию с их стороны подлежат нравы, сложившиеся в общественной жизни, в особенности это касается супружеских отношений, интимной жизни и пр.
Начальные психологические сдвиги в сочетании с личностными изменениями, с ними происходящими, сопровождаются ухудшением памяти, в частности это касается текущих событий. Окружением больных они замечаются, как правило, позднее, чем те изменения, которые произошли в их характере. Причина этого заключается в оживлении воспоминаний прошлого, что воспринимается окружением в качестве хорошей памяти. Ее распад в действительности соответствует тем закономерностям, которые актуальны для прогрессирующей формы амнезии.

Так, сначала под удар попадает память, связанная с дифференцированными и отвлеченными темами (терминология, даты, названия, имена и пр.), далее сюда приобщается фиксационная форма амнезии, проявляющаяся в форме неспособности к запоминанию текущих событий. Также развивается амнестическая дезориентировка относительно времени (т.е. больные не способны указать конкретное число и месяц, день недели), развивается и хронологическая дезориентировка (невозможность определения важных дат и событий с привязкой их к конкретной дате, вне зависимости от того, касаются такие даты личной жизни или жизни общественной). В довершение к этому развивается пространственная дезориентировка (проявляется, например, в ситуации, когда на выходе из дома больные не могут вернуться обратно и пр.).

Развитие тотального слабоумия приводит к нарушению узнавания себя (например, при рассматривании себя в отражении). Забывание событий настоящего замещается оживлением воспоминаний, касающихся прошлого, нередко это может касаться юности или и вовсе детства. Зачастую подобное замещение времени приводит к тому, что больные начинают «жить в прошлом», считая при этом себя молодыми или детьми, в зависимости от времени, на которые приходятся такие воспоминания. Рассказы о прошлом в этом случае воспроизводятся в качестве событий, относящихся к времени настоящему, при этом не исключается, что воспоминания эти вообще являются вымыслом.

Начальные периоды течения заболевания могут определять подвижность больных, точность и быстроту выполнения тех или иных действий, мотивированных случайной необходимостью или, наоборот, привычностью выполнения. Физический маразм отмечается уже в рамках далеко зашедшего заболевания (полный распад моделей поведения, психических функций, речевых навыков зачастую при относительном сохранении навыков соматических функций).

При выраженной форме слабоумия отмечаются рассмотренные нами ранее состояния апраксии, афазии и агнозии. Иногда указанные расстройства проявляются в резкой форме, что может напоминать картину течения болезни Альцгеймера. Возможны немногочисленные и единичные эпилептические припадки, схожие с обмороками. Появляются нарушения сна, при которых больные засыпают и встают в неопределенное время, а длительность их сна составляет порядка от 2-4 часов, достигая верхнего предела в показателях около 20 часов. Параллельно с этим могут развиваться периоды длительного бодрствования (вне зависимости от времени суток).

Финальная стадия заболевания определяет для больных достижение состояния кахексии, при котором наступает крайняя выраженная форма истощения, при котором отмечается резкое похудение и слабость, пониженная активность по части физиологических процессов при сопутствующих изменениях психики. В этом случае характерным является принятие позы эмбриона при нахождении больных в дремотном состоянии, реакция на окружающие события отсутствует, иногда при этом возможно бормотание.

Сосудистая деменция: симптомы

Сосудистая деменция развивается на фоне ранее указанных нарушений, актуальных для мозгового кровообращения. Кроме того, в результате изучения мозговых структур у больных после их смерти выявлено, что сосудистая деменция зачастую развивается при перенесенном инфаркте. Если определять точнее, то дело не столько в перенесении указанного состояния, сколько в том, что из-за него образуется киста, которая и определяет последующую вероятность развития деменции. Вероятность эта определяется, в свою очередь, не размерами мозговой артерии, подвергшейся поражению, а общим объемом мозговых артерий, подвергшихся некротизации.

Сосудистая деменция сопровождается понижением показателей, актуальных для мозгового кровообращения в сочетании с метаболизмом, в остальном симптоматика соответствует общему течению деменции. При сочетании заболевания с поражением в форме ламинарного некроза, при котором происходит разрастание глиальных тканей и гибель нейронов, допускается возможность развития серьезных осложнений (закупорка сосудов (эмболия), остановка сердца).

Что касается преимущественной категории лиц, у которых развивается сосудистая форма деменции, то в этом случае данные указывают на то, что преимущественно сюда относятся лица в возрасте от 60 до 75 лет, причем в полтора раза чаще это - мужчины.

Деменция у детей: симптомы

В данном случае заболевание, как правило, выступает в виде симптома определенных заболеваний у детей, в качестве которых могут выступать олигофрения, шизофрения и иного типа психические нарушения. Развивается у детей это заболевание с характерным для него снижением умственных способностей, проявляется это в нарушении запоминания, причем в тяжелых вариантах течения возникают сложности даже с запоминанием собственного имени. Первые симптомы деменции у детей диагностируются рано, в виде выпадения определенной информации из памяти. Далее течение заболевания определяет появление у них дезориентации в рамках времени и пространства. Деменция у детей раннего возраста проявляется в форме утраты навыков, ранее ими приобретенных и в форме нарушения речи (вплоть до полного ее утрачивания). Конечная стадия, аналогично общему течению, сопровождается тем, что больные перестают за собой следить, у них также отсутствует контроль над процессами дефекации и мочеиспускания.

В пределах детского возраста деменция неразрывным образом связана с олигофренией. Олигофрения, или, как мы ранее ее определили, умственная отсталость, характеризуется актуальностью двух особенностей, касающихся интеллектуального дефекта. Одна из них заключается в том, что психическая недоразвитость является тотальной, то есть поражению подлежит и мышление ребенка, и его психическая деятельность. Второй же особенностью является то, что при общей психической недоразвитости в наибольшей степени поражению подлежат «молодые» функции мышления (молодые - при рассмотрении их в фило- и онтогенетическом масштабе), для них определена недостаточная развитость, что позволяет приобщить заболевание к олигофрении.

Интеллектуальная недостаточность стойкого типа, развивающаяся у детей в возрасте после 2-3 лет на фоне перенесения травм и инфекций, определяется как органическая деменция, симптомы которой проявляются из-за распада в относительной мере сформировавшихся интеллектуальных функций. К таким симптомам, за счет которых имеется возможность дифференцировки данного заболевания от олигофрении, относятся:

  • отсутствие мыслительной деятельности в целенаправленной ее форме, отсутствие критики;
  • выраженного типа нарушения памяти и внимания;
  • эмоциональные нарушения в более выраженной форме, не коррелирующие (т.е. не связанные) с актуальной для больного степенью снижения интеллектуальных способностей;
  • частое развитие нарушений, касающихся инстинктов (извращенные или повышенные формы влечения, выполнение действий под влиянием повышенной импульсивности, не исключается и ослабление существующих инстинктов (инстинкт самосохранения, отсутствие страха и пр.);
  • нередко поведение больного ребенка адекватно не соответствует конкретной ситуации, что также происходит в случае неактуальности для него резко выраженной формы интеллектуальной недостаточности;
  • во многих случаях ослаблению подлежит и дифференциация эмоций, отсутствует привязанность по отношению к близким людям, отмечается полное равнодушие ребенка.

Диагностика и лечение деменции

Диагностика состояния больных основывается на сопоставлении актуальной для них симптоматики, а также на распознавании атрофических процессов в головном мозге, что достигается за счет компьютерной томографии (КТ).

Что касается вопроса лечения деменции, то сейчас эффективного способа лечения не существует, в особенности, если рассматриваются случаи старческой деменции, которая, как мы отметили, является необратимой. Между тем, правильный уход и применение мер терапии, ориентированных на подавление симптоматики, позволяет в некоторых случаях серьезно облегчить состояние больного. Здесь же рассматривается необходимость лечения сопутствующих заболеваний (при сосудистой деменции в частности), таких как атеросклероз, артериальная гипертензия и пр.

Лечение деменции рекомендуется в рамках условий домашней обстановки, помещение в стационар или психиатрическое отделение актуально при тяжелой степени развития заболевания. Также рекомендуется составить режим дня так, чтобы он включал в себя максимум активной деятельности при периодическом выполнении домашних обязанностей (при допустимой форме нагрузки). Назначение психотропных препаратов производится только в случае галлюцинаций и бессонницы, в рамках ранних стадий целесообразно применять ноотропные препараты, затем - ноотропные препараты в сочетании с транквилизаторами.

Профилактика деменции (в сосудистой или старческой форме ее течения), равно как и эффективное лечение этого заболевания, на данный момент исключена по причине практического отсутствия соответствующих мер. При появлении симптоматики, указывающей на деменцию, необходимо посещение таких специалистов как психиатр и невролог.

Слабоумие у детей проявляется в патологическом нарушении деятельности головного мозга, которое характеризуется утратой ранее освоенных знаний и навыков, а также снижением интереса к окружающему миру. Деменция является приобретенным заболеванием. Диагностика и лечение этой патологии становятся возможны в возрасте старше двух лет, так как она развивается на фоне сопутствующих болезней и внешних факторов.

Общие признаки слабоумия

Слабоумие – острое психическое нарушение, диагностируемое у ребенка и возникающее в связи с поражением головного мозга.Деменция влечет за собой деградацию интеллекта и распад уже сложившейся личности. В настоящее время слабоумие делят на прогрессирующую и органическую деменцию.

    Прогрессирующее слабоумие у детей – это неуклонное ухудшение состояния головного мозга. Симптомы проявления деменции нарастают по мере того, как будет прогрессировать основное заболевание.

    Органическое слабоумие вызвано осложнением определенных болезней, которые перенес ребенок. Для органической формы деменции характерны стабильные отклонения в работе мозга, которые в дальнейшем не усугубляются. Этот тип заболевания нередко вызывают медикаментозные отравления, менингиты и травмы головы.

Иногда деменцию путают с олигофренией, которая появляется на фоне травм и инфекций. Однако эти болезни отличаются тем, что при деменции происходит частичное нарушение сформированных мыслительных функций, а олигофрения затрагивает всю психическую деятельность ребенка.

Среди общих признаков слабоумия необходимо отметить следующие:

    Отклонения в мыслительной деятельности;

    Утрата критического мышления;

    Нарушение памяти;

    Проблемы с речью, в том числе уменьшение словарного запаса, невозможность вспомнить значение того или иного слова;

    Рассеянность, снижение концентрации;

    Слуховые и зрительные патологии;

    Тревожность, беспричинный страх, депрессия, равнодушие, апатия, резкие смены настроения и другие отклонения эмоционального характера;

    Ослабление инстинкта самосохранения;

    Неадекватность реакции на определенные события;

    Проблемы с самообслуживанием;

    Потеря ранее приобретенных умений и навыков;

    Угасание коммуникативных способностей.

Симптомы слабоумия у детей проявляются по-разному в зависимости от возраста. Если ребенок перенес церебральные поражения и повредил здоровье в школьные годы, заметен контраст между уровнем развития навыков, эрудированностью и возможностями к познанию новой информации. Он хорошо владеет своей речью, правильно строит предложения, обладает достаточным словарным запасом. В процессе общения у ребенка с деменцией преобладает конкретно-ситуационное мышление: он может детально описать пережитые события, которые будет оценивать с точки зрения практических действий и результатов.

Наряду с этим у ребенка со слабоумием практически отсутствует восприятие абстрактных понятий. Он не понимает переносное значение поговорок и пословиц, не воспринимает юмор, не умеет перенести пережитый конкретный опыт на другую ситуацию. Ребенок не может эффективно применять полученные ранее знания. Он плохо запоминает новую информацию, часто переключает свое внимание с одного предмета на другой, быстро истощается в эмоциональном плане. Начинают развиваться личностные и аффективные отклонения. Эмоции у детей при слабоумии становятся беднее и уплощаются, теряют свои нюансы. Для тяжелых форм слабоумия у детей характерно преобладание ярко выраженных состояний – от счастья к явному неудовольствию. Интересы ребенка сужаются настолько, что его беспокоит лишь удовлетворение элементарных потребностей.

Симптомы слабоумия у детей в более раннем возрасте несколько иные. Главные из них – это психомоторное возбуждение, беспричинная смена состояний, когда гнев и плач чередуются с радостью и удовольствием. Ребенок с деменцией становится гораздо менее эмоциональным, перестает скучать по матери, не реагирует на порицание или похвалу, не выказывает привязанности к кому-либо. При слабоумии у детей усиливаются элементарные влечения, развивается неумеренный аппетит. Заболевание влечет за собой ослабление инстинкта самосохранения: такой ребенок не проявляет тревожности при смене обстановки, не боится огня, высоты и т.д.

В ходе болезни происходит полное разрушение познавательных функций. Ребенок может повторять одно и то же, не осознавая этого, его рассуждения случайны и поверхностны. Он совершенно не усваивает новую информацию, теряет способность к использованию ранее накопленного жизненного опыта. Другие очевидные симптомы деменции – это отсутствие абстрактного мышления, появление интеллектуальных дефектов, дезорганизованность и снижение концентрации. Игры ребенка становятся все более простыми, он может бесцельно бегать туда-сюда, кататься по полу, бросать игрушки и различные предметы. При этом он не приемлет никаких правил, продолжая бездумно делать то, что ему хочется.

Классификация видов болезни

Слабоумие у детей может быть инфекционным, интоксикационным или иметь другую этиологическую причину. Также деменцию классифицируют по степени тяжести патологии:

    Легкое слабоумие. Характеризуется сглаженностью симптоматики и сохранением бытовых навыков, поэтому обнаружить болезнь, особенно в дошкольном возрасте, часто бывает сложно. Школьники начинают плохо усваивать учебный материал, их социальная активность снижена.

    Умеренное слабоумие. На этой стадии слабоумия ребенку нужен особый уход за здоровьем со стороны родителей и врачей.

    Тяжелое слабоумие. Речь нарушена, личностные характеристики снижены до предела. Ребенку требуется лечение и постоянный надзор, так как он совершенно утрачивает навыки самообслуживания.

Причины возникновения слабоумия у детей

Развитие слабоумия у ребенка связано с влиянием на его здоровье различных внешних факторов, которые нарушают работу головного мозга. Иногда болезнь присутствует уже на момент рождения, однако развивается она спустя лишь определенное время.

Перечислим основные причины, которые могут вызывать деменцию:

    Генетические заболевания, которые обнаруживаются минимум через два-три года после рождения ребенка. К ним относятся болезни Лафора и Ньюмана-Пика, синдром Санфилиппо и т.д.

    Инфекционные заболевания, непосредственно влияющие на работу головного мозга, такие как энцефалит или менингит.

    Черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга.

    ВИЧ-инфекция.

    Интоксикация медикаментозными средствами, тяжелыми металлами. У подростков болезнь может быть вызвана наркотической и алкогольной интоксикацией.

    Проблемы с кровотоком в сосудах, которые вызывают неполноценное питание мозговых тканей.

Существуют и другие причины, связанные с патологиями и заболеваниями, которые могут послужить катализатором развития слабоумия у детей. Более подробно о них может рассказать врач после тщательного обследования пациента.

Стадии слабоумия

На каждой возрастной стадии слабоумие у ребенка проявляется по-разному.

    Раннее детство. Малыш утрачивает приобретенные ранее навыки и умения. Его словарный запас уменьшается, наблюдаются проблемы с формулировкой собственных мыслей. Болезнь может выражаться в ослабевании чувства привязанности к родным и близким, появлением равнодушия к миру. Заметна заторможенность в движениях, которая в итоге приводит к утрате умения ходить.

    Младший школьный период. Течение болезни характеризуется снижением работоспособности, появлением проблем с усвоением новой информации. Речевые навыки еще сохраняются, однако может возникать путаница с формами, цветами, временами года и пр.

    Старшая школа. У ребенка со слабоумием игры становятся все более однообразными, когда он постоянно повторяет одни и те же действия, как будто не замечая этого.

    Подростковый период. Слабоумие проявляется в психологических отклонениях, потере концентрации, ребенок становится рассеянным и неспособным к осмыслению информации. Нарушается память, речь становится смазанной и нечеткой, подросток быстро устает.

При наличии врожденных генетических патологий слабоумие у детей проявляется несколько иначе. В некоторых случаях ребенок не может справиться с болезнью и погибает еще в раннем детстве.

Лечение слабоумия у детей – долгий процесс, который требует комплексного подхода и организованности не только от врачей, но и от родителей. Основной акцент направлен на устранение заболевания, ставшего причиной деменции. Программа лечения разрабатывается с учетом стадии заболевания и того, в каком состоянии находится пациент. После диагностики заболевания обычно применятся набор методик и техник, включающий в себя следующие:

    Медикаментозное лечение. Врач назначает препараты, направленные на улучшение обмена веществ нервных клеток мозга и усиление кровотока. Психостимуляторы и ноотропы способствуют повышению умственных способностей, не нарушая при этом здоровья ребенка.

    Психологический аспект. Коррекционные занятия проводят опытные психологи с целью развития мыслительных способностей, памяти и внимания. Программа учитывает степень развития слабоумия у детей, на основании чего выбирается уровень учебной нагрузки.

К сожалению, деменция не поддается полноценному лечению. Современная медицина может лишь замедлить ее течение, поэтому здесь очень важна своевременная диагностика и профессиональное обследование, что позволяет предотвратить быстрый прогресс заболевания и улучшить качество жизни.

Развитие деменции связано с влиянием на организм ребёнка различных факторов, способных вызывать нарушения в функционировании головного мозга. Иногда заболевание присутствует с рождения малыша, но проявляет себя по мере роста ребёнка.

К причинам, вызывающим деменцию в детском возрасте, относят:

  • генетические заболевания, обнаружить которые возможно только через несколько лет после рождения ребёнка (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу);
  • инфекционные болезни, затрагивающие мозг (менингит, энцефалит);
  • сотрясения мозга, черепно-мозговые травмы;
  • ВИЧ-инфекция;
  • неполноценное питание тканей мозга вследствие проблем тока крови в сосудах;
  • отравление лекарственными средствами.

Существуют и другие предпосылки для развития деменции у ребёнка, связанные с различными заболеваниями и патологиями здоровья.

Симптомы

Различают прогрессирующую и резидуальную органическую форму деменции среди детей. В первом случае, происходит постепенное ухудшение состояния ребёнка. Заболевание развивается на фоне основного недуга - генетической болезни, например. Прогресс доминирующего заболевания влечёт за собой усугубление остальных симптомов.

Органическая форма деменции является остаточной, т.е. для неё характерно наличие стабильных отклонений умственной деятельности ребёнка, без последующего ухудшения ситуации. Такой тип заболевания встречается при медикаментозном отравлении, травмах головы, менингитах.

Деменция склонна проявляться по-разному в зависимости от возраста ребёнка:

  • Раннее детство

Теряются приобретённые навыки, сужается словарный запас, ребёнку сложно формулировать свои мысли. Может ослабевать чувство привязанности к близким людям, развивается равнодушие. Постепенно утрачивается умение ходить, при этом для поведения ребёнка характерна двигательная расторможенность.

  • Младший школьный период

Снижается работоспособность, возникают проблемы с запоминанием информации. Речевой навык сохраняется длительное время, однако ребёнок может путать времена года, цвета, формы и т.д.

  • Старшая школа

Игровая деятельность приобретает однообразный характер. Ребёнок может постоянно повторять одни и те же действия.

  • Подростковый период

Появляются проблемы с концентрацией внимания, происходит нарушение памяти, информация осмысливается не полностью, отсутствует навык её обобщения. Ребёнок быстро устаёт, его речь нечёткая, смазанная.

У детей с врождёнными генетическими заболеваниями проявления деменции отличаются от вышеописанных. В раннем детстве данное отклонение может себя не обнаруживать, а выйти на поверхность только в подростковом возрасте (например, болезнь Ньюмана-Пика). В некоторых случаях дети не становятся нежизнеспособны и погибают в возрасте 3-10 лет (болезнь Лафора).

В целом, деменцию невозможно остановить или излечить. На сегодняшний день её течение можно только замедлить.

Диагностика деменции у ребёнка

Диагностировать детскую деменцию может только опытный специалист. Для этого требуется проведение ряда тестов, а также длительное и непрерывное наблюдение за ребёнком. Из методов обследования применяют резонансное сканирование головного мозга и МРТ. Также требуется сдать биохимический анализ крови. Доктор берёт во внимание наследственный фактор, оценивает общее состояние здоровья ребёнка, его особенности и стадию заболевания. Обследование ребёнка должно носить всесторонний характер, в связи с чем он находится под наблюдением нескольких специалистов: невролога, психолога или психиатра, педиатра.

Осложнения

При деменции у ребёнка может развиваться депрессивное состояние. Чаще всего, это свойственно ранним стадиям заболевания. Прогрессирующая болезнь ухудшает умственные и физические способности детей. Если не работать над замедлением болезни, ребёнок может утратить значительную часть навыков, в том числе и бытовых. Таким детям нужен постоянный присмотр взрослого человека, помощь в повседневных делах и ежедневный уход.

Лечение

Что можете сделать вы

При выявлении патологических отклонений в развитии ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу. Своевременная диагностика заболевания позволит замедлить его течение и скорректировать поведение ребёнка.

Что делает врач

Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача. Стойкое улучшение может наступить не сразу и не у всех пациентов.

Для улучшения обмена веществ в нервных клетках мозга и стимуляции мозгового кровотока доктор назначает специальные лекарственные препараты. Это позволяет снизить скорость прогрессирования болезни.

Резидуально-органическая деменция позволяет обойтись работой с психологом и соответствующими педагогами.

При запущенной стадии заболевания ребёнку требуется непрерывный ежедневный уход.

Профилактика

Профилактика деменции у детей - очень затруднительное мероприятие, поскольку зачастую его становится возможным выявить только по истечении длительного времени. Требуется регулярный контроль за поведением и самочувствием ребёнка со стороны нескольких специалистов.

К поддерживающим мерам при деменции относится:

  • внимательное отношение к здоровью ребёнка, своевременное лечение хронических и временных заболеваний;
  • избегание травм головы, сотрясений;
  • умеренная умственная и физическая нагрузка;
  • предотвращение развития инфекций;
  • оберегание ребёнка от психоэмоционального напряжения;
  • здоровое питание и режим дня;
  • регулярные разнонаправленные занятия с ребёнком.

Со стороны родителей ребёнка с деменцией требуется проявление к нему терпения, любви и заботы.

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга деменция у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить деменция у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания деменция у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание деменция у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

Причины деменции у детей

Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

  • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
  • сосудистая деменция - нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
  • заболевания спинного мозга;
  • синдром приобретенного иммунодефицита.

Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация лекарственными веществами.

Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

Симптомы деменции у детей

Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:

  • нарушение мыслительной деятельности;
  • отсутствие критического мышления;
  • нарушения памяти;
  • нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
  • снижение внимания и концентрации;
  • расстройства зрения и слуха;
  • выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
  • импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • утрата ранее приобретенных навыков;
  • затруднения в самообслуживании;
  • угасают коммуникативные навыки.

При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте.

При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.

Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.

Диагностика деменции у детей

Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

Лечение деменции

Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами - квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.

Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).

– приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

    Название заболевания «резидуальная органическая деменция » имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

    Причины органической деменции у детей

    Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

    • Нейроинфекции . Органическая деменция возникает как осложнение менингитов , энцефалитов , церебрального арахноидита .
    • Черепно-мозговые травмы . Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга , открытых повреждений.
    • Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция , протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии , проявляющейся слабоумием.
    • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

    Патогенез

    В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

    • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
    • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
    • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

    Симптомы органической деменции у детей

    Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

    Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

    У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

    Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания . Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

    Осложнения

    Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии . В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

    Диагностика

    Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

    • Консультация невролога . Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ , МРТ , ЭЭГ , КТ . По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
    • Консультация психиатра . Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
    • Консультация клинического психолога . После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

    Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

    Лечение органической деменции у детей

    Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

    • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
    • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

    Прогноз и профилактика

    При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт