Фазы и признаки волевых действий, их стимулирование. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. ‹‹Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание

17.04.2019

Формы, в которых может проявляться волевая недостаточность многообразны, но выделяются две наиболее ярких и чаще всего встречающихся в жизни: пассивные и активные.

Пассивные ФВН

Включают в себя 4 следующих формы:

1. Легкая внушаемость и несамостоятельность. Эта форма характеризуется чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. Такие люди легко поддаются влиянию других и делают то, что им приказывают. Они признают правоту того кто говорит последним и именно мнение последнего является и их мнением.

Как правило, у таких людей полностью отсутствует предприимчивость и инициатива. Принципиальность и настойчивость чаще всего проявляются незначительно. Человек в этом случае не выработал определенных взглядов и убеждений, которым он мог бы следовать в жизни.

Дошкольники, например, настолько внушаемы, что могут поверить в явно нереальные вещи. Они легко верят сказке и переживают за судьбу персонажей, как за судьбу живых людей.

Если ребенок, например, упал и ушибся, то бывает достаточно, чтобы мать подула на ушибленное место и сказала: «Теперь не больно» - и ребенок успокаивается, перестает плакать.

2. Апатия - это тяжелая ФВН. Она схожа с депрессивным состоянием, характеризующимся исчезновением всякого рода желаний, и устремлений.

Человек часто безразличен, к происходящим вокруг него событиям. Ему «всё равно», сонливость - вот наиболее характерное для него состояние.

Состояние апатии вызывается, глубокими переживаниями (горе, отчаяние), когда «у человека руки опустились», или общей притупленностью чувств, когда ни радость не возбуждает, ни горе не вызывает волнения. Апатия нередко бывает связана с болезнями истерией, неврастенией и такими устойчивыми душевными состояниями как меланхолией и депрессией.

Хотя все дети отличаются большой активностью, все же иногда приходится наблюдать среди них и апатичных.

Это школьники с физическими недостатками, которых оскорбляют сверстники, или дети, потерявшие веру в себя, в свои возможности, наконец, пассивные встречаются в семьях, где ребёнка слишком муштруют или же, наоборот, излишне опекают.

3. Нерешительность - неспособность совершить выбор и двигаться в этом направлении. Для нерешительных людей характерна длительная борьба порой противоречивых мотивов. Они или совсем не принимают, или принимают случайное решение, устав от душевной борьбы.

Но и такое решение они не могут довести до конца. Нерешительность связана с отсутствием стержневой линии поведения, отсюда возникает обилие всякого рода сомнений. Дети редко проявляют нерешительность, наоборот, они чаще опрометчивы в своих решениях.

4. Отсутствие настойчивости. Так характеризуют тех людей, которые принимают «кучу» решений, но не доводят их до конца. Их пугает новый шаг, который они должны предпринять, и трудности, которые стоят или могут возникнуть на пути деятельности.

Принимая решения, они боятся выйти из своего полусонного, пассивного состояния. Некоторые дети дошкольного и школьного возрастов могут горячо браться за дело, но опускать руки при первой же трудности.

Подобная картина наблюдается у тех ребят, которых в семье всячески опекали, оберегали от трудностей, все за них делали, в том числе и уроки.

Активные ФВН

Этот вид волевой недостаточности противоположен первому. Люди этого вида кажутся необычайно энергичными и настойчивыми. Одни из них бурно на всё реагируют, порывисты в решениях и действиях, другие же не отказываются от принятых решений, даже когда они не верны или вредны.

Соответственно этому можно наметить две ФВН :

1. Импульсивность - проявляется в чрезвычайной порывистостью к действиям. Эти люди склонны действовать без промедления, они горят стремлением достигнуть желаемого.

Импульсивные люди действуют «очертя голову», т. е. необдуманно и безпланово. Возможно, в этом кроется причина не достижения ими нужных результатов.

Импульсивностью обладают люди с бурно проявляющимися чувствами. Они неспособны к самоконтролю и самообладанию. Особенной импульсивностью отличаются дети дошкольного возраста.

Она связана с естественной для этого возраста недостаточной тормозимостью, то есть не умением сдерживать первоначальные порывы, с недостаточностью жизненного опыта и ограниченностью знаний.

В школьном возрасте также встречается немало импульсивных ребят, особенно среди очень эмоциональных подростков. У старших школьников импульсивность резко снижается, но зато иногда наблюдается нерешительность, особенно, в вопросе профессионального самоопределения.

2. Упрямство -проявляется в бессмысленной настойчивости. Такие люди стремятся во что бы то ни стало держаться своего мнения или решения, порой вопреки его неразумности. Это не что иное, как ярко выраженное безволие, пародия на волю.

Человек нередко проявляет упрямство из страха показать свою слабость другим, из боязни уступить им. Упрямые люди бывают несносны, смешны, а иногда и жалки.

Это качество личности сопряжено со слабостью критической оценки, когда человек неспособен всесторонне проанализировать свои основные мотивы, а также аргументы собеседника.

Упрямство нередкое явление для детей. Особенно подростки хотят быть самостоятельными, но не всегда ещё способны принимать верные решения. Совершив проступок, не хотят в этом признаваться ни себе, ни другим.

Даже осознавая ошибочность собственного поведения, боятся показаться окружающим слабыми и чересчур уступчивыми. В силу этого они предпочитают упираться, настаивать на своём или оправдывать совершенное действие ложными доводами.

Анализируя все ФВН, необходимо выделить два важных аспекта.

Во-первых, что все они не так уж часто проявляются в таком сгущенном, ярком виде. Могут быть различные степени проявления от незначительных и эпизодических до крайних, иногда болезненных, случаев.

Во-вторых, в жизни мы редко можем наметить резкие границы между различными ФВН, например внушаемостью и импульсивностью. Чаще всего наблюдаются смешанные типы.

И наконец, мы должны определенно указать на зависимость развития ФВН от характера воспитания в жизни людей в определенных социально-психологических условиях.

Развитие личности ребенка характеризуется созреванием сознания и самосознания, что сказывается на возрастании его самостоятельности: стремится все делать сам, быть относительно независимым.

А так как силы его ещё невелики, возможности ограничены, сознание не настолько созрело, чтобы учитывать далеко идущие последствия поступков и действий, ребенок ограничивается протестом против мелочной опеки взрослых.

Они выражаются в виде негативизма - немотивированного сопротивления требованиям окружающих лиц, а также упрямства - стремления настоять на своем даже при сознании неразумности своих действий пли выставляемых требований.

Изучение особенностей проявления волевой недостаточности весьма важно для родителей.

Во-первых, вы сможете отличать подлинную волю от пародии на неё, то есть уметь распознавать различные формы безволия и благодаря этому предпринимать своевременно необходимые меры для их исправления.

Во-вторых, вам легче будет предупредить появление у детей того или иного вида волевой недостаточности, продумать и выстроить систему эффективного противодействия им.

Как избавится от страха высоты?
Спокойствие! Страх высоты - это нормальный такой, здоровый человеческий страх. Его задача - вовр...

Как найти общий язык с подростком
В современном мире проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми очень распр...

Как пережить супружескую измену
Очень часто супружеские пары сталкиваются с различными проблемами. Одной из проблем, с...

Как простить родителей за детские обиды
К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что дети долгие годы де...

Почему люди играют в игры
Почему люди играют в игры? С помощью различных игр малыш приступает к познанию...

Различные нарушения психики проявляются в атипичном поведении больного, которое нередко ставит под угрозу не только его здоровье и жизнь, но и безопасность и благополучие окружающих его людей.

Упадок волевой активности

Гипобулия – это состояние, которое характеризуется упадком волевой активности. В переводе с греческого это буквально означает «слабоволие». У больного с таким расстройством ослабляется мотивация к достижению цели. Симптоматика проявляется в следующем:

  • подавляются все типы влечения, даже физиологические;
  • больные уделяют много внимания личным переживаниям, не обращая при этом внимания на близких;
  • пропадает заинтересованность в общении с кем-либо, больным неприятно присутствие других людей рядом с ними;
  • больных не интересует их внешний вид, то, как они выглядят;
  • движения больного становятся заторможенными, походка нарушается, на лице постоянно страдальческое выражение;
  • жестикуляция становится вялой, не выраженной.

Характерным признаком гипобулии является то, что человек осознает собственную беспомощность, ему стыдно за свое бездействие. Опасность такого состояния заключается в том, что инстинкт самосохранения у больного ослабевает, поэтому он может совершать неоднократные попытки самоубийства.

Факторы, провоцирующие слабоволие

Расстройство, выражающееся в упадке воли и отсутствии влечений, вызывают следующие факторы:

Основным провокатором гипобулии являются депрессивные состояния, которые, в свою очередь, возникают при наличии соматических патологий, неврологических нарушений, инфекционных заболеваний.

Нередко нарушения воли наблюдают в подростковом возрасте: бездеятельный вялый подросток или ребенок обычно попадает под влияние сверстников, совершает действия безвольно, внутренне оставаясь безучастным. Подобное поведение опасно тем, что подросток может быть вовлечен в асоциальные действия.

В чем опасность?

Опасность гипобулии заключается в многочисленных осложнениях, которые влечет за собой это нарушение:

  • резкое повышение массы тела, что не может не отразиться на состоянии всего организма;
  • употребление большого количества алкоголя и наркотиков;
  • конфликтные ситуации в семье, на работе;
  • появление суицидальных мыслей, попытки совершить самоубийство;
  • преждевременная смерть, которой может завершиться очередная попытка суицида, или вызванная наличием сопутствующих заболеваний.

Абулический синдром — крайняя форма потери воли к жизни

Лечение такого расстройства воли основывается на повышенных требованиях, которые необходимо предъявлять к больному в плане соблюдения правил терапии. Также его следует стимулировать к действиям, предлагая выполнение простых поручений. Важно контролировать прием пациентом .

Гипобулия может иметь как неблагоприятный, так и благоприятный прогноз – все зависит от того, на какой стадии отклонения было начато лечение и в каком объеме оно было проведено.

Отдельным видом выделяется , как крайняя степень безволия.

Характеристика гипербулии

Гипербулия – расстройство, являющееся прямой противоположностью гипобулии и заключающееся в избыточно повышенной волевой активности. В этом случае различные желания у больного, как и попытки совершать любую, зачастую непродуктивную деятельность, неадекватно усиливаются.

Это состояние характеризуется неадекватным поведением: человек приобретает настойчивые идеи, всячески пытается их отстоять. Характерная черта таких больных – низкая утомляемость.

У детей гипербулия выражается в том, что они чересчур активно интересуются всем, что происходит вокруг, охотно берутся за любое дело, а то и за несколько сразу. У подростков это состояние характеризуется неумеренностью в еде и напитках, включая алкогольные, неразборчивостью в половых связях.

Симптомы этого отклонения выражаются с особой яркостью в состоянии алкогольного опьянения.

Гипербулия частый спутник мании

Опасность подобного состояния заключается в действии навязчивых идей на больного. Они могут быть крайне нелепыми и опасными, но человек вряд ли остановится перед выполнением того, чего ему хочется именно в этот момент.

Прогноз такого отклонения достаточно оптимистичен: использование медикаментов, в частности введение инъекций и прием успокоительных средств, а также приемы когнитивной психотерапии сводят проявления расстройства воли к минимуму.

Другие разновидности волевых расстройств

Помимо перечисленных выше существуют также другие двигательно-волевые расстройства. Наиболее обширным, подразумевающим наличие подвидов, является парабулия – извращение волевой активности. Такое отклонение представлено следующими подвидами:

  • – склонность больного повторять все действия за другим человеком;
  • – немотивированный отказ от речи при полном сохранении речевого аппарата;
  • – отказ больного от выполнения каких-либо навязываемых или предлагаемых действий;
  • – постоянное повторение какого-либо одного действия, иногда это отклонение состоит в монотонном повторении одного и того же слова или сочетания;
  • пассивная подчиняемость – больной выполняет все приказы других людей, вне зависимости от их содержания;
  • – повторение речи окружающих в полной мере или частично;
  • – общая двигательная заторможенность, полная утрата контакта с окружающими.

Профилактические меры

Предотвратить нарушения воли достаточно сложно: так, больные психастенического склада, склонные к гипобулии, стесняются обратиться за помощью к врачу, поэтому отклонение бесконтрольно прогрессирует.

Чтобы предотвратить снижение волевой активности, необходимо научить больного при помощи опытного специалиста справляться со стрессами и проблемами. Также стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ предотвращения расстройства – профилактический прием медикаментов ( , ).

При гипербулии, которая нередко является признаком , важна работа специалиста-психотерапевта с больным – такая профилактическая мера не позволит отклонению развиться до выраженной стадии. Также врач может порекомендовать прием препаратов, с помощью которых человек сможет контролировать себя.

Гипербулия и гипобулия – расстройства, которые требуют коррекции. Они не пройдут сами по себе: в наихудшем случае бесконтрольное развитие определенных идей может привести к смерти или самого больного, или окружающих его людей.

Представленный материал предназначен для педагогов основной школы, социальных педагогов, школьных психологов. Будет полезен студентам психолого-педагогических дисциплин, родителям подростков. Может использоваться как "информация к сведению" и как лекционный на различных конференциях, педагогических советах, заседаниях, на консультациях и пр. Содержит описание видов часто встречаемых аномалий воли (легкой внушаемости и несамостоятельности, апатии, нерешительности, импульсивности, отсутствия настойчивости и выдержки, упрямства), причин их возникновения, а также способов коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психосоциальные и коррекционно-развивающие технологии

Коррекция волевой недостаточности подростков

в предупреждении правонарушений

Захарова Г.Ю.

(педагог-психолог МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)

Рисуя портрет правонарушителя, мы обычно представляем себе человека с недостаточно развитыми волевыми качествами, неспособного противостоять злу, соблазнам криминального мира.

Принято считать, что среди школьников слабостью воли больше отличаются подростки. Именно они недостаточно организованы в обучении и выполнении домашних дел, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, нередко ведут себя вопреки правилам поведения, принятым в обществе. Для подросткового возраста характерны противоречия, расхождения, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой, между его возможностями и его собственными требованиями к себе.

Волевые процессы в онтогенезе начинаются, когда ребенок овладел речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой регуляции. Физиологически развитие воли зависит от работоспособности клеток головного мозга, прежде всего клеток коры больших полушарий от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов в них. То есть волевые свойства человека определяются врожденным типом темперамента и уровнем развития головного мозга. Однако не только ими. Развитие воли у детей тесным образом связано с обогащением их нравственной и мотивационной сфер, что дает нам возможность активно использовать воспитательные воздействия в процессе формирования воли и коррекции волевой недостаточности подростков.

Волевая недостаточность, или аномалии воли, подразумевает не отсутствие воли вообще, а недостаточное (слабое) развитие одного или нескольких волевых качеств, необходимых для осуществления волевого акта.

Классический волевой акт состоит из трех этапов:

  1. Выбор цели.

Выбор между «я хочу» и «так надо». На данном этапе человек исходит их своих потребностей, интересов, нравственных устоев. Мотивы, побуждающие человека к сознательному, произвольному действию, могут одновременно возникать и как противоречивые. В этом случае происходит «борьба мотивов», которая должна закончиться победой ведущего мотива.

  1. Сознательное принятие решения и построение плана действий для реализации поставленной цели.
  2. Этап достижения цели, требующий преодоления внутренних и внешних трудностей, связанных с выполнением принятого решения.

Эти этапы во времени могут быть разделены значительными промежутками, а могут быть и нераздельно связаны, плавно перетекая один в другой.

Коррекция волевой недостаточности будет грамотно построена, если мы определим причину возникновения аномалии воли и этап волевого акта, на котором у подростка возникают затруднения, и направим свои воспитательные усилия на оказание помощи ребенку и изменение своего стиля воспитания.

Рассмотрим несколько часто встречаемых аномалий воли и пути коррекции их.

Легкая внушаемость и несамостоятельность.

Подростки с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Легкая внушаемость и несамостоятельность в принятии решений – «обратная сторона медали» послушных детей, которые привыкли безропотно исполнять волю родителей и педагогов. Такие подростки не имеют собственных взглядов и убеждений, которым они могли бы следовать в жизни, у них слабо развита принципиальность. Вследствие чего легко поддаются уговорам, убеждениям попробовать закурить, употребить наркотические и токсические вещества, постоять «в карауле» во время совершения кражи, насилия и пр.

Такие подростки легко вовлекаются в асоциальные компании, и в уголовных делах проходят как соучастники преступлений, хотя их действия чаще опосредованно, не напрямую связаны с совершением преступления.

Появлению данной формы волевой недостаточности способствует воспитание через приказы и требования точного и беспрекословного их выполнения и, наоборот, воспитание в гиперопеке, когда родители многое выполняют за ребенка, лишая его возможности удовлетворить свою природную любознательность и сделать что-то самому.

У подростка с данными формами аномалии воли возникают трудности на первом этапе волевого акта с постановкой цели. «Борьбу мотивов» «берут на себя» родители, решая за ребенка, что ему есть, во что одеваться, с кем дружить, какую музыку слушать и т.д. Дети привыкают к передаче ответственности за принятие решения другому человеку, будь то родитель, педагог или приятель в компании. Поэтому для коррекции несамостоятельности и легкой внушаемости необходимо дать ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу поведения героя на киноэкране, близкого человека, своего поведения и научиться определять свои чувства, потребности, цели в жизни. Задача взрослого при этом будет сводиться к оценке, к объяснению важности и необходимости поступков.

Для выработки у подростка образца нравственного поведения, которому он мог бы подражать, недостаточно читать ему лекции, проводить беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков и прочих, о законе и этикете. Взрослым необходимо самим стать таким образцом для ребенка; показать возможность работы над собой, проявления волевых качеств. А для этого начать самим с отказа от вредных привычек, настойчиво приучать себя к здоровому образу жизни, тактичному общению с окружающими и так далее.

Перед выполнением подростком какой – либо работы взрослому нужно обучить ребенка постановке целей и выработать умение доказывать важность своей деятельности (опять же на собственном примере), которая должна осуществляться в соответствии с собственными желаниями ребенка, а не из страха наказания или под прямя нажимом. Еще французский педагог Ж.-Ж. Руссо писал: «… ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен то, что хочет воспитатель». В этом состоит мудрость, и мастерство педагога и родителя, к которому мы можем стремиться в течение всей жизни.

Апатия , как более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к состоянию депрессии, характеризуется отсутствием у ребенка любых желаний, стремлений. «Что воля, что неволя – все равно» - говорила в одной киносказке заколдованная героиня. Апатия подростков может быть результатом тяжелых переживаний, горя, отчаяния, бессилия, чаще она встречается у школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Таких детей дразнят сверстники за физические или умственные недостатки. В результате у них снижается самооценка, пропадает уверенность в своих силах и способностях, могут появиться суицидальные мысли.

Данная форма волевой недостаточности может быть результатом воспитания родителями, предъявляющими завышенные требования к своему чаду. Вследствие чего ребенок, что бы он ни сделал, постоянно испытывает неуспех, неодобрение со стороны матери и (или отца), или другого значимого человека. Поэтому у подростка постепенно пропадает желание что-либо делать вообще. Потеря интереса ко всему может быть также воспитана в семье, где ребенка муштруют или опекают во всем, подавляя его врожденную активность и интерес к жизни.

Для подросткового возраста характерны колебания самооценки, связанные с психологическими особенностями этого периода. Однако, чтобы снижение самооценки не переросло в переживание апатии, депрессии, необходимо родителям и педагогам постоянно подкреплять позитивные намерения подростка, а не упрекать его в недостаточности силы воли при каком-либо неуспехе в школьных и домашних делах.

Из-за отсутствия какого-либо «хочу» у апатичного подростка волевой акт может быть не начат вовсе, т.к. необходимым условием осуществления волевого процесса является напор сильных желаний, заставляющих человека преодолевать препятствия. Поэтому коррекционная задача взрослого будет состоять в определении круга интересов, желаний подростка, увлечении его чем-либо, естественно, социально допустимым. Ведь увлеченному человеку труд – «не в тягость, а в радость», удовольствие. А если труд успешен и вознагражден (не обязательно материально), то и ребенок, и взрослый ощущают прилив сил, стремятся к этой деятельности и в будущем.

Особенно важно в подростке побудить интерес к будущему профессиональному и личностному самоопределению, для чего необходимо создать условия, позволяющие ребенку попробовать свои силы, определить свой круг профессиональных интересов. Задача взрослого в этой работе будет заключаться в подсказке видов деятельности, помощи при анализе успехов и неудач.

Другими словами, коррекция апатии как аномалии воли будет успешной только в случае параллельно осуществляемой психологической поддержки, направленной на повышение самооценки, уверенности в своих возможностях, развитии положительного эмоционального отношения к миру, окружающим, обучению.

Нерешительность – форма волевой недостаточности, которая выражается в неспособности остановиться на одном существенном мотиве и решить, действовать в нужном направлении.

Образным примером внутренней «борьбы мотивов», возникающей у нерешительных людей, является притча о Буридановом осле.

У Буридана был осел. Уезжая, Буридан оставил в конюшне достаточно сена в яслях: справа и слева от стойла. Но т.к. обе охапки были одинаковые, осел не мог решить, какую же охапку начать есть. Так и околел с голоду.

«Борьба мотивов» у нерешительных людей сопровождается тяжелым состоянием самосознания собственной беспомощности. Нерешительные люди или совсем не принимают никакого решения, или останавливаются на случайном решении просто потому, что устают от длительной душевной борьбы. Но и это принятое решение часто не доводят до конца и меняют его, уже приступив к исполнению, под влиянием либо собственных сомнений по поводу верности принятого решения, либо под напором доводов со стороны.

Если легко внушаемому подростку трудно устоять перед соблазном совершить что-либо противоправное, то нерешительному, уже вставшему на асоциальный путь, сложно сказать «да» здоровому образу жизни, социально приемлемому типу поведения. Он то принимает решение «завязать», то вновь пускается «во все тяжкие». Нерешительность подростков сопряжена с их повышенной тревожностью, заниженной самооценкой.

Воспитание нерешительного ребенка возможно в семье, где родители постоянно раздражаются, сердятся, проявляют недовольство ребенком по поводу и без повода. Ребенок не понимает как нужно вести себя, чтоб родители были довольны им. Поэтому возникает боязнь перед принятием решения, как поступить. Однако нерешительность может быть и результатом воспитания в семье, где родители во всем потакают ребенку, скупая все игрушки, одежду, которые ребенок желает в данный момент, не обучая его умению выбирать, отдавать предпочтение чему-либо одному.

Соответственно, коррекционные мероприятия по выработке решительности должны включать в себя тренировку умения взвешивать положительные, отрицательные стороны того и другого поведения, умение доводами разума поддерживать более ценный мотив и ослаблять противостоящий им мотив, который сбивает с правильного пути.

Обучаться принятию решений можно в любом виде деятельности, свойственном ребенку: через игру, труд, обучение, общение. Ведь каждый из них полон проблемных ситуаций и содержит важный этап волевого акта – борьбу мотивов. В результате успешной коррекционной работы борьба мотивов, осуществляемая подростком, должна заканчиваться такой перестройкой, при которой мотивы долга, необходимости становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально; поскольку подростки склонны подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения.

Импульсивность противоположна нерешительности, но все же не является признаком волевого человека, а наоборот, выражает форму волевой недостаточности. Импульсивность подростка отличает чрезвычайная порывистость к действиям даже тогда, когда мотивы не взвешены и решение не обдумано. То есть импульсивные школьники в выполнении волевого акта «перепрыгивают» с первого, едва начавшегося этапа на третий. Им свойственно безудержное стремление к немедленному действию, чтобы достичь желаемого. Про таких в народе говорят: «Горячие головы», «Не человек, а порох» и пр.

Импульсивность характера связана с недостаточной тормозимостью, т.е. неразвитой способностью сдерживать первые чувственные порывы, чтобы все основательно обдумать. Но она естественна для младших дошкольников. В подростковом же возрасте возможно уже воспитание в себе выдержки и самообладания. В коррекции импульсивности могут возникнуть трудности у детей с холерическим типом темперамента, ведь у холериков возбуждение преобладает над торможением. К тому же для подростков характерна узость круга предвидимых последствий совершаемых действий. Они часто не способны учесть, как отзовется их поведение на окружающих, в основном они учитывают последствия только для себя. Так, например, совершая кражу, подростки больше озабочены предстоящими расходами, тем, чтобы их не уличили в преступлении. Думать же, что случится с человеком, организацией, которую они обворовывают, подростки склонны в меньшей степени. В добавлении к этому, школьникам подросткового возраста сложно учесть последствия в отношении собственного психологического и физического состояния. Идя на правонарушение, они не задумываются о муках раскаяния, потере доверия близких людей, которые возможно узнают о преступлении.

Коррекцию импульсивности можно построить на следующем психологическом наблюдении: непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции. Значит, надо противопоставить им эмоции иного рода. То есть вырабатывая у подростка умение взвешивать и обдумывать свои действия, взрослые, прибегая к своему опыту, могут помочь ребенку наиболее ярко представить картины отрицательных переживаний, последствий для здоровья, жизни, которые несут за собой совершенные правонарушения, вредные привычки. Этот негатив ослабит детское желание следовать своим непосредственным побуждениям: получить удовольствие от курения или приема наркотиков, от траты наворованного или ощущения радости отмщения от избиения сверстника и пр. Однако не стоит ограничиваться только внушениями «страшилок», важно красочно описать ребенку те преимущества, которые возникнут обязательно, если он будет поступать «как надо» - это будет дополнительным подкреплением для того, чтобы восторжествовало чувство долга.

Отсутствие настойчивости и выдержки характерно для подростка, освоивших в волевом акте этап постановки целей, борьбы мотивов, принятия решения. Но у них возникают трудности на последнем этапе – исполнении принятого решения до конца, до той цели, которую они поставили перед собой. Данная форма волевой недостаточности определяется развившейся леностью со слабо выраженной способностью к волевому усилию. При первой же трудности, появляющейся на пути к осуществлению запланированного волевого действия у них «опускаются» руки.

Воспитанию данной аномалии воли способствует гиперопека в семье, в которой ребенка всячески оберегали от трудностей, все делали за него, включая элементарные действия по уходу за собой.

Исполнить благие намерения до конца подростку мешают его личностные особенности: неумение рассчитывать свои силы, повышенная лабильность эмоций. Бурная вспышка эмоции, желаний сделать «как надо» может угаснуть под негативным влиянием товарищей, какого-нибудь минутного впечатления, более значимого в тот момент, при неуспехе в столкновении с трудностями реализации поставленной цели; появившейся усталости, на которую подросток не рассчитывал при решении отложить важное дело «на потом» и т.д.

Эти особенности учитывать при воспитании подростка: оказания поддержки ребенку в осуществлении его намерения, дроблении длительной работы на части и обнаружении мелких успехов на завершении каждого этапа. Тренировать умение правильно рассчитывать и распределять свое время, деньги, силы и пр. можно совместно с ребенком, вырабатывая режим дня, обсуждая вопросы семейного бюджета и карманных расходов, соизмеряя возможности организма на спортивных тренировках. Неукоснительное соблюдение выработанных правил, договорив поможет знание о нравственности и морали, хорошем поведении перевести в умении, умение перерастает в навык, навык закрепится привычкой. А привычка и есть действенное средство укрепления воли. Доведя до автоматизма вежливость в общении с окружающими, ведение здорового образа жизни, в головном мозге «освобождается» место для образования других важных доминант – таких возбужденных участков головного мозга, которые в данный момент обеспечивают, например, осознание цели, мотивов, принятие решения, составление плана действий и пр. То есть уже нового волевого акта. А значит, тем больше волевых качеств укореняется в человеке, его характере.

При воспитании в подростке настойчивости и выдержки можно использовать его природное стремление к самовоспитанию. Однако очень важно направить внимание ребенка не на специальные искусственные упражнения для воспитания воли (сидения на кнопках, терпение боли от сознательно нанесенных увечий организму и пр.); а на воспитание в себе достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей как в отношении школьных и домашних дел, так и в своих отношениях с окружающими людьми.

Упрямство.

На первый взгляд упрямые подростки кажутся необычайно настойчивыми: приняв решение, они цепко за него держатся, даже когда оно неразумно, смутно, а может быть, и вредно. Однако, это «бессмысленная» настойчивость, пародия на волю. Ведь зачастую под упрямством прячется страх показать другим свою слабость или боязнь уступить, чтобы не попасть под чужое влияние, которое не всегда оказывается дурным. Анализируя поведение упрямых подростков, можно отметить слабую критическую оценку у них, неспособность спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, ригидность мышления.

Естественное для подросткового возраста стремление к самостоятельности поддерживает у них частые проявления упрямства как протест против авторитаризма родителей и педагогов. Даже если подросток понимает впоследствии свою неправоту, «до последнего», оправдывая ложными доводами совершенное. Недаром подростки любят участвовать в дискуссиях, спорах, где можно отстоять свою вымышленную или реальную точку зрения.

Эту особенность можно использовать в воспитании волевых качеств школьников, умело управляя дискуссиями, обучая подростков выполнению правил ведения спора, уважению чужого мнения, терпению к позиции оппонента, умению признавать свои заблуждения. Однако следует помнить, что коррекция упрямства у детей должна сопровождаться параллельной коррекцией данной аномалии воли у взрослых, воспитывающих их. В заключение следует подчеркнуть, что указанные формы волевой недостаточности могут встречаться в характере подростка поодиночке, а могут и в совокупности с другими формами. У одних подростков проявляются сильнее, а у других – слабее.

Результатом коррекционной воспитательной работы может явиться появление нового волевого качества либо ослабление интенсивности проявления существующей аномалии воли. Результат воспитания может зависеть еще и от пола ребенка. Так исследования Шульги Т.И. выявили существование гендерных различий волевых характеристик. А именно: уровень развития волевых качества у мальчиков выше, чем у девочек, а критерии их проявления у девочек более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики демонстрируют в поведении волевые качества, что и обеспечивает высокую успешность всех видов деятельности. Анализ экспериментальных данных показал, что у мальчиков хуже развивается организованность, а у девочек – смелость и решительность.

Эффективность воспитания воли у детей может зависеть и от системности и комплексности подходов родителей и педагогов. То есть начинать коррекцию форм волевой недостаточности у подростков нужно с совершенствования волевых процессов самих взрослых – воспитателей. А также помнить, что воспитание – процесс творческий, а значит при «несрабатывании» одного приема нужно не отчаиваться, а искать новые подходы. И конечно же, коррекция воли будет проходить намного быстрее и результативнее, если взрослым удастся поддерживать положительное эмоциональное отношение ребенка к той деятельности, через которую планируется осуществлять коррекцию, будь то игра, труд, учение или общение.

Таким образом, воспитание воли, коррекция волевой недостаточности – процесс не простой, но очень важный, т.к. ни одна более или менее сложная проблема человека не решается без участия воли. А человек, умеющий решать свои проблемы, сможет сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни и социально приемлемого поведения, что и будет профилактикой правонарушений в подростковой среде.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1997.
  2. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – Мн., 1974.
  3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – Спб.: Речь, 2003.
  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение.: Владос, 1994.
  5. Тылевич И.М., Немцева А.Я. Руководство по медицинской психологии. – Л.: Медицина, 1995.

  • 2.1. Анализ и оценка уровня работы руководителя и бизнесмена
  • 2.2. Экономизация действий и приемов деятельности менеджеров и бизнесменов
  • 3. Изучение работы подчиненных, определение их потенциальных возможностей и условий доведения до них задания
  • 3.1. Изучение работы членов трудового коллектива и определение их потенциальных возможностей
  • 3.2. Опрелеление целесообразности и условий передачи полномочий подчиненным
  • 3.3. Доведение решений до исполнителей и формулировка им заданий
  • 4. Выработка научного подхода к принятию решения, определение его эффективности и условий реализации
  • 4.1. Выработка научного подхода к принятию решения
  • 4.2. Доведение распорядительной информации до подчиненных
  • 4.3. Контроль и управление при реализации решения
  • 4.4. Проверка эффективности решения
  • 4.5. Рекомендации умудренных опытом исследователей‑управленцев
  • 5. Повышение уровня функционально связанных действий и коллективных усилий членов групп
  • 5.1. Условия создания групп
  • 5.2. Организационная работа в группах
  • 5.3. Работа по сплочению членов группы
  • 5.4. Официально‑деловая структура отношений
  • 5.5. Неофициально‑деловая структура отношений
  • 5.6. Контроль настроения группы
  • 6. Методы, средства и приемы экономии времени в управленческом труде
  • 6.1. Рационализация затрат времени на регулярно повторяющиеся работы
  • 6.2. Рационализация затрат времени на нерегулярные и непредвиденные работы
  • 6.3. Исправление трудовых навыков
  • 6.4. Устранение вредных привычек
  • 6.5. Обеспечение всесторонней информированности при осуществлении мероприятий
  • 6.6. Изучение передового опыта по совершенствованию стиля и методов работы руководителя
  • 6.7. Автоматизация действий
  • 6.8. Минимизация интервенции, или имманентизация
  • 7. Совершенствование методов ведения бесед, помогающих разрешению деловых проблем
  • 7.1 .Совершенствование методов проведения бесед
  • 7.2. Время и место, отводимые для беседы
  • 7.3. Установление взаимного доверия
  • 7.4. Как быть всегда на высоте положения
  • 7.5. Завершение беседы
  • 7.6. Решение вопросов служебной дисциплины с помощью бесед
  • 7.7. Работа по выдвижению и перестановке кадров
  • 7.8. Правила ведения бесед на собраниях
  • 7.9. Роль беседы для установления нормальных взаимоотношений с новым сотрудником
  • 7.10. Роль беседы для создания дружного и работоспособного коллектива
  • 7.11. Комплексное решение производственных и социальных задач с помощью бесед
  • 8. Техника борьбы и использование процесса активного мышления для разрешения причин возникающих проблем
  • 8.1. Праксеологическая борьба как направление регулирования механизма взаимоотношений в диалектике жизни
  • 8.2. Использование процесса активного мышления для устранения причин возникающих проблем
  • 8.3. Праксеологические обобщения и предостережения тадеуша пщоловского менеджерам и бизнесменам
  • 9. Развитие умения руководить и подчиняться
  • 9.1. Умение слушать и воспринимать
  • 9.2. Использование научного стиля руководства в современных условиях
  • 9.3. Необходимость применения технических знаний
  • 9.4. Организационная работа по выполнению планов
  • 9.5. Работа с отчетами
  • 9.6. Работа с вышестоящим руководством
  • 10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья
  • 10.1. Перенапряженность функционирования в условиях реакции ожидания и тревоги
  • 10.2. Рациональная организация умственного труда - важное направление раскрытия резервных возможностей руководителя
  • 11. Конфликты, их разрешение и направления формирования нормальных взаимоотношений в коллективе
  • 11.1. Предконфликты и причины конфликтов
  • 11.2. Пути преодоления конфликтов
  • 11.3. Установление нормальных взаимоотношений в группе
  • 12. Направления стимулирования трудовой деятельности лиц старших возрастных групп
  • 12.1. Изменение возрастных соотношений в трудовом коллективе
  • 12.2. Факторы повышения уровня трудовой деятельности старших возрастных групп
  • 13. Повышение эффективности индивидуального и коллективного труда женщин в процессе оптимизации их деятельности
  • 13.1. Трудовая деятельность женщин на современном этапе
  • 13.2. Факторы эффективной деятельности и их специфические особенности
  • 13.3. Способы частичной рационализации существующих отношений
  • 14. Управление процессом формирования у молодежи трудовой активности и потребности в общественной деятельности
  • 14.1. Формирование активной жизненной позиции
  • 14.2. Профилактика правонарушений и борьба с ними
  • 14.3. Особенности воспитательной работы в молодежном коллективе
  • 14.4. Выбор метода воздействия
  • 14.5. Концепция действующей личности
  • 14.6. Праксеологический подход в формировании человека нового общества
  • 15. Рациональная организация отдыха, направленная на предупреждение утомления
  • 15.1. Индивидуальный подход к организации отдыха
  • 15.2. Биологические ритмы жизни и труда и управление ими
  • 15.3. Аутогенная тренировка для предупреждения и снятия утомления
  • 15.4. Поисковая активность как важнейшее направление целенаправленного поведения
  • Список литературы
  • 5.4. Официально‑деловая структура отношений

    Официально‑деловая структура отношений обусловлена деловыми взаимоотношениями между менеджером или бизнесменом и членами группы и регламентируется установленными нормативными актами, где определены их обязанности, права и ответственность. Исходя из такого нормативного акта важность целенаправленной, эффективной и творческой деятельности менеджера обусловлена тем, что менеджер или бизнесмен является непосредственным руководителем коллектива, организатором его деятельности и движения. Его девизом может быть: «Идите и делайте, вы всегда успеете оправдаться позже». Однако, как показывает практика, одним из сдерживающих факторов повышения уровня работы некоторых руководителей является аномалия воли, то есть наблюдаемое в многообразных формах проявление волевой недостаточности. Эти формы волевой недостаточности условно можно разделить на два вида: пассивные и активные. К классу пассивных форм волевой недостаточности можно отнести тех руководителей, которые подвержены легкой внушаемости и деятельность которых характеризуется в значительной степени несамостоятельностью, легкой податливостью и чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. В практике это проявляется в отсутствии личной инициативы и предприимчивости, в слепом следовании мнению других. Обычно при обсуждении какого‑то вопроса такой руководитель следует.мнению последнего из выступающих, он недостаточно настойчив и не умеет отстоять свою позицию. Обусловлено это тем, что данный работник не выработал у себя еще определенных взглядов и убеждений, которые явились бы для него доминирующими в жизни, и недостаточно развил твердую принципиальность своей жизнедеятельности. Более тяжелой формой волевой недостаточности, граничащей с депрессией, т. е. уже с болезненным состоянием, является апатия. У работника притупляется острота восприятия действительности, исчезают желания и стремления. Превалирует безразличие к жизнедеятельности коллектива или отдельных его сотрудников, притупляются чувства. Одной из причин апатии может быть переутомление, такие нервные заболевания, как истерия, неврастения, и такие душевные состояния, как меланхолия и депрессия. Нерешительность, отсутствие настойчивости и выдержки в работе являются следствием волевой недостаточности. Эти качества проявляются в работе руководителя как неспособность его остановиться на одном существенном мотиве и решить действовать в известном направлении. Отмечается борьба мотивов, причем иногда длительная, сопровождающаяся тяжелым самосознанием своей беспомощности. Обусловлено это отсутствием стержневой линии поведения, появлением болезненной мнительности, вызывающей «бред сомнений». При таком состоянии длительное время не принимаются решения менеджером или бизнесменом, но и принятые - не всегда доводятся до конца, а часто вообще меняются без всякого обоснования и аргументации. Пугает каждый новый шаг, который должен быть предпринят, пугают трудности, которые могут возникнуть. Отмечаются пассивное полусонное состояние, отсутствие настойчивости и выдержки, слабая способность к волевому усилию. К классу же активных форм волевой недостаточности относятся те работники, которые на первый взгляд кажутся чрезвычайно энергичными и настойчивыми, бурно реагирующими на все происходящее, порывистые в решениях и действиях. При этом волевая недостаточность может характеризоваться импульсивностью и упрямством. Внешне проявляющаяся импульсивность, порывистость в действиях, даже при условии недостаточной взвешенности мотивов и без осмысления проблем, свойственность неудержимого стремления к немедленному исполнению, т. е. бурная, малоосознанная активность возникающих желаний, целей и чувств - все это может ярко выражаться безволием. Действия таких работников необдуманные, бессистемные, интересы и стремления неустойчивые. У них не выработана привычка самоконтроля, Упрямство же проявляется в бессмысленной настойчивости, в пародии на волю. Оно обусловлено слабостью критической оценки, неспособностью работника спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, неповоротливостью ума. Отмечается стремление придерживаться принятого ранее решения, даже если очевидно, что оно неразумно. «Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если пощадишь его, придется еще больше наказывать его». В практике часто встречаются люди со смешанной формой волевой недостаточности, проявляемой в зависимости от характера и воспитания. «Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!» Целенаправленное развитие воли требует определенного уровня сознания, моральных установок и жизненного опыта. При этом следует учитывать, что воля развивается и закаляется на протяжении всей человеческой жизни в борьбе с трудностями и в преодолении препятствий, встречающихся на пути. Однако некоторые люди не любят прилагать особые усилия, вместо немедленного напряжения всех сил они предпочитают растянутые и более легкие действия. Однако количество не заменяет качество. За легкостью действия гонится тот, кто пренебрегает настоящим трудом. У деятельного руководителя ничто значительное, важное не выпадает из поля его внимания. Он замечает небрежность и порицает ее. В то же время иной руководитель может каждый день равнодушно проходить мимо свалки неубранных отходов, его, например, мало интересует то, что выведенная из строя машина ржавеет под дождем. Разумеется, руководителю не следует постоянно акцентировать свое внимание на мелочах, но это не значит, что он должен проходить мимо вопиющих фактов. Что бы руководитель ни делал, какой бы ответственный пост ни занимал, он всегда должен помнить об этом. В этой связи представляет интерес позиция практического реалиста, который знает, что надо считаться с потерями и избегать их, что нельзя сделать невозможное, что действительность такова, какова она есть, что не всегда может получиться так, как должно быть. Реалист взвешивает все «за» и «против», прежде чем решиться на действие. Действуя же, он будет стараться избегать того, что плохо, а если это окажется невозможным, выбирать меньшее зло. Однако позиция практического реалиста не должна противоречить общепринятым моральным нормам. Нетрудно предположить, что игнорирование их влечет за собой непредсказуемые последствия, отражающиеся рано или поздно на результате. Макиавелли недвузначно предостерегал людей, жаждущих успехов и лишенных моральных принципов, что достижение цели недозволенными средствами не бывает устойчивым.

    Тема 18

    ВОЛЯ

    Общая характеристика воли

    Волевые качества человека

    Развитие воли у человека

    Нарушение волевой сферы

    Общая характеристика воли

    Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

    Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:

    · сознательная целеустремленность . Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;

    · связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;

    · связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

    Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

    1. Когда необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом.

    2. Когда, несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели.

    3. Когда на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

    В психической деятельности юриста воля выполняет ряд функций.

    Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, направленных на достижение поставленных целей, как в благоприятных, так и в неблагоприятных жизненных ситуациях.



    Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях:

    · побудительная функция – активизация определенных мотивов поведения, побуждение человека к определенной активности, совершению определенных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;

    · организующая функция – организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности;

    · стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;

    · функция торможения воли – сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

    Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других устремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно проставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.

    В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений, определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральных облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Волевая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникающих как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства.

    Волевые действия и волевой акт

    Волевая деятельность всегда состоит из определенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли (рис. 1).


    Рис. 1. Виды волевого действия

    Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).


    Рис. 2. Характеристики волевого действия

    Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

    Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

    Влечение – это недостаточно осознанное стремление, при котором человек плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рассматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределенности не может перерасти в целенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

    Принятие одной из возможностей в качестве решения
    Борьба мотивов и выбор

    Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

    Желание – это стремление, которое возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компонента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

    Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

    Осознание цели и стремление ее достичь. Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человеческого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

    В психологии принято различать два вида целей: стратегические (отдаленные), т.е. направленные на какой-либо общий социально и личностно значимый результат (например, успешное завершение сложного расследования), и тактические цели , более близкие, направленные на решение конкретных задач и последовательно приближающие к конечной цели.

    Осознание ряда возможностей достижения цели, т.е. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

    Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и все другие стадии волевого акта, опосредуется моральными установками, включенными в структуру мотивации субъекта.

    Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включены эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет «личностный смысл» поставленной цели и направленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень сложным многоуровневым образованием, поэтому часто нелегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

    Выявление истинных мотивов правонарушителей является одной из Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соотношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуждающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его цен-ностей.

    В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Правосознательное поведение возникает тогда, когда преобладают социально-ценностные мотивы. Если при наличии противоречивых побуждений не превалирует ни одно, то субъект испытывает состояние сомнения, торможения и склонен отказаться от выполнения действия.

    Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный «рейтинг», и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определенных мотивов и целей.

    Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направленного на неопределенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает необходимость и возможность достижения определенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

    Принятие одной из возможностей в качестве решения. Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решительности и ответственности.

    Осуществление принятого решения. Этот этап, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей.

    Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.

    К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, например, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представлений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.

    Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодоление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.

    Достижение поставленной цели. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на основе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата, после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.

    Волевые качества человека

    Волевое действие каждого человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельныеегозвенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.

    Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены с помощью волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

    Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

    Целеустремленность –умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

    В большинстве своем юристы обладают хорошей целеустремленностью, ясностью цели, сочетанием личных целей с целями всего российского государства.

    Инициативность – способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление своей инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Инициативность потому и является волевым качеством, что требует готовности идти на риск, нести ответственность за последствия, испытывать большое напряжение духовных и физических сил.

    Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и исходя из нее ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

    Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение.

    Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

    Высшей степенью самообладания является – мужество , которое ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество – сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

    Инициативность, самостоятельность, как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

    Негативизм большинством психологов рассматривается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью и т.д.

    Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение – значит принять его именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели: для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

    Существенной предпосылкой решительности является смелость – умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

    Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

    Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость или упорство.

    Настойчивость или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей.

    От настойчивости следует отличать упрямство – качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

    Смелость выражается в готовности человека бороться и преодолевать опасность. Смелость – это храбрость, сочетаемая с учетом опасности. Смелость проявляется, как правило, и в повседневной жизни, в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в требовательности к своим коллегам, критике и самокритике.

    Дисциплинированность – это сплав личностных черт, обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

    Ответственность – внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

    Самовоспитание воли осуществляется с помощью разнообразных приемов, в том числе путем соблюдения следующих требований:

    · принятое решение должно быть исполнено. Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их;

    · необходимо приучить себя преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия;

    · при постановке трудных целей необходимо намечать не только главную цель, но и промежуточные цели, достижение которых будет приближать главную цель;

    · необходимо соблюдать распорядок дня, систематически заниматься спортом. Умение побеждать вырабатывается в процессе занятий физкультурой, поскольку происходит тренировка не только мышц, но и воли.

    Развитие воли у человека

    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

    Нарушение волевой сферы

    Одной из важных задач самовоспитания и развития воли является преодоление различных пассивных и активных форм волевой недостаточности, часто присущих слабовольным людям. К пассивным формам волевой недостаточности относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, апатия, абулия, отсутствие настойчивости и выдержки.

    Легкая внушаемость и несамостоятельность. Люди с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Предприимчивость и инициативность у таких людей отсутствует, настойчивость незначительна.

    Апатия – более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к болезненному состоянию, депрессии, когда у человека исчезают разного рода желания, стремления, появляется безразличие к событиям жизни, мнению других людей, притупляются чувства. Апатия часто вызвана тяжелым переживанием, такими нервными заболеваниями, как истерия, неврастения; различными душевными болезнями, сопровождающимися меланхолией и депрессией.

    Абулия – нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности.

    Отсутствие настойчивости и выдержки . Есть люди, которые при-нимают много решений, но не исполняют их. Именно у таких людей нет выдержки и настойчивости (часто определяется развившейся леностью со слабо развитой способностью к волевому усилию).

    К активным формам волевой недостаточности относятся импульсивность и упрямство.

    Импульсивность характеризуется чрезмерной порывистостью в решениях и действиях даже тогда, когда мотивы не взвешены и решения не обдуманы. Импульсивность характерна для людей со слабым самоконтролем, сильными и бурно протекающими чувствами, неспособных к самообладанию и выдержке. Эта форма волевой недостаточности проявляется в «разбросанности», бурной и мало осознанной активности.

    Упрямство – форма волевой недостаточности, проявляющаяся в бессмысленной настойчивости, в стремлении цепко держаться принятого решения, даже тогда, когда человек, его принявший, сознает (пусть даже смутно) неразумность и даже вредность этого решения.

    Упрямство связано со слабостью критической оценки, неспособностью спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, тупой неповоротливостью ума.

    К психологическим критериям, подтверждающим наличие у субъекта сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы, можно отнести следующие факторы:

    · сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий принятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях, затрудняющий прогнозирование, планирование им своих последующих действий;

    · наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой «сниженной волевой устойчивости», формирующих «конформный тип» личности человека, который очень часто принимает решение под влиянием каких-либо внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения и т.д.;

    · заниженные самооценка и уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание всевозможного рода неудач;

    · наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущего мотива избегание неудачи;

    · сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, существенно затрудняющий осуществление субъектом должного уровня волевого контроля за своими эмоциями и поведением.

    Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте [Текст] /
    Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 368 с.

    Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 140 с.

    Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

    Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] /
    Л.Н. Рожина. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

    Психические состояния [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт