Неврозы у детей: астено-невротический синдром. Причины появления астено-неврологического синдрома. Лечение синдрома у детей

26.02.2019


Консультация для воспитателей

Тема: «Астено-невротический синдром у детей»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ №49

г. Невинномысска

Сердечная Г.

Невинномысск,2016

Астено-невротический синдром у детей

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами. Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И. П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения». Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1.Цереброгенная астения. Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением. Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивное («взрывной характер»). Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2.Резидуальная астения. Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез. Данная форма имела место в 16 % случаев.

3.Дизон тогенетическая астения. Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода. Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды. В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии. Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца. А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом - и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости, Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС - состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка. У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

    Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим. При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

    У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью. Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей или преподавателей.

    При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя. Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. Встречаются и аффективно-респираторные припадки, когда на фоне таких приступов ребенок обмякает, а иногда и синеет. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Такие попытки воспитания только осложняют их состояние.

    Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках. Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

    В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело. Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы. Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследованйй, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению. Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую - на устранение самих астенических симптомов; в третью - на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой, Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия. Нужна оптимизация пищевого рациона: увеличение удельного веса продуктов - источников белка (мясо, соя, бобовые), продуктов, богатых углеводами, витаминами группы В (яйца, печень) и триптофаном (хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки); детям нужно пить молоко, есть творог, богатый кальцием; употреблять продукты питания с выраженными витаминными свойствами (плоды шиповника, черная смородина, цитрусовые, яблоки, киви, облепиха, черноплодная рябина, земляника, разнообразные овощные салаты, фруктовые соки). Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В инотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости. Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации. Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей - и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка. В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико - психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, порой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь, как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт; большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны. Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом. С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств: гиперстеническая астения, характеризующаяся сверхвозбудимостью сенсорного восприятия (непереносимость звуков, света и т. д.), возбудимостью, повышенной разражительностью, нарушениями сна и пр.; и гипостеническая астения , основным элементом которой является снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью. Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература

Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

Чутко А. С., Суругикина С. Ю., Никишена И. С., Яковенко Е. А., Анисимова Т. И., Кузовенкова М. П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. - 2010. - № 11.

Шишков В. В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

Шишков В. В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния, - СПб.: Речь, 2010.

Http :// www . allbest . ru /{Мельникова Е. М. Организация режима дня в разновозрастных группах детского сада. - Карагандинский ГУ, 2008)

Http, //vvww. vash-medic.ru

Http.//www, vita-portal.ru

Http. //www. malutka. Net .

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией . Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков .
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью . Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении .
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) .
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы . Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. .
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) .
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна .
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией .

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим .
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния .

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) .
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака . Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете .
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов .
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели .
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Астено-невротический синдром - это неврологическая болезнь, которая наблюдается у людей любого возраста с непостоянной и ранимой психикой. Такие люди быстро реагируют на любые личные неудачи или раздражающие факторы, бурно показывая при этом свои эмоции, принимая все на собственный счет. Такие психологические и эмоциональные особенности человека в большинстве случаев могут иметь врожденно-наследственный характер, но благоприятная жизненная обстановка не позволяет им проявляться. Однако воздействие любых внешних или внутренних факторов может спровоцировать начало астено-невротического синдрома, который очень трудно лечить.

  • хронические болезни и травмы головы;
  • наследственность;
  • интоксикации и отравления организма;
  • социально-бытовые факторы;
  • нездоровый образ жизни.

Человеческий организм является единой системой, в которой тесно связаны физические и психологические состояния. На невротическое состояние влияют заболевания гормональной и сердечно-сосудистой системы, онкологические болезни, проблемы с кровообращением, черепно-мозговые травмы.

Синдром часто передается по наследству, но чаще всего по линии матери. Заболевание может не проявляться десятки лет, пока не появится стартовый фактор.

Вызвать заболевание могут и постоянные простуды, для лечения которых необходимо использовать антибиотики. Болезнь развивается при постоянном насыщении организма никотином. Большинство мужчин стараются смягчить стрессовое состояние при помощи сигарет, но это еще больше ухудшает ситуацию, потому что никотин в больших дозах сжигает витамины и выводит влагу из организма.

Социально-бытовые факторы являются одной из главных причин появления астено-невротического синдрома. Сложная эмоциональная атмосфера в рабочем коллективе или дома может вызвать нервный срыв. Если в нужное время не выявить причину и не поменять обстановку, это приведет к развитию синдрома, который сначала будет проявляться приступами агрессии. К истощению психики человека может привести ненормальное стремление и желание построить карьеру. Сложные умственные нагрузки вызывают синдром хронического переутомления, постоянную бессонницу и невроз.

Быстрый ритм современной жизни негативно влияет на организм человека. Для поддержания его сил необходимо соблюдать здоровый образ жизни. Невротический синдром начинает развиваться у человека, который спит менее шести часов в сутки, неправильно питается, не занимается спортом, не делает перерывы на работе и т.д.

У астено-невротического синдрома симптомы постепенно проявляются, усиливаясь с каждой стадией. Заболевание имеет три стадии.

На первую стадию развития заболевания обращают внимание лишь самые близкие люди, которые списывают это состояние на переутомление на роботе или пережитый стресс. Патология проявляется всплесками агрессии и раздражения, эмоциональными проявлениями (беспричинный смех, бурные слезы, приступы грусти и т. д.), человек не может контролировать проявление своих эмоций.

На второй стадии астено-невратического синдрома невозможность управлять своими эмоциями заменяется безразличным отношением к окружающему миру. Человек теряет интерес к жизни. Симптомы болезни проявляются в виде ухудшения физического самочувствия (наблюдается усталость при малейших физических усилиях, постоянно хочется спать, но сон не помогает восстановить силы).

На третьей стадии астено-невротического синдрома человек впадает в глубокую депрессию. Она проявляется такими симптомами, как апатия, отсутствие желания что-то делать, частые простуды (особенно ангина). Если не начать лечение, то состояние человека значительно ухудшится.

Виновниками проявления астено-невротического синдрома у детей могут стать внешние факторы, болезнь может передаться по наследству или быть врожденной. В большинстве случаев этот симптом возникает на фоне полученных травм головы и верхней части туловища, особенно опасны травмы шеи. Синдром может возникнуть и при наличии постоянной усталости, эмоциональных переживаний и нагрузок. Также АНС может появиться в результате травмы во время родов. Врожденная форма болезни обычно беспокоит ребенка до возраста 3-4 года. Неврологи отмечают, что клиническая картина заболевания, его лечение и дальнейшие прогнозы зависят от типа темперамента ребенка. Необходимо отметить, что меланхолики больше всего склонны к заболеванию. Прогноз выздоровления во многом зависит от генетической предрасположенности к этой болезни. В 90% случаев АНС болеет ребенок, у которого один из родителей имеет это заболевание.

Проявления невротического синдрома у детей кардинально отличаются от симптомов заболевания у взрослых. Чтобы выявить точный диагноз, необходимо длительно и тщательно наблюдать за поведением ребенка. При наличии астено-невротического синдрома у ребенка проявляются такие симптомы: неусидчивость, беспричинная агрессия, раздражительность по любому поводу, плаксивость. Ребенок боится один находиться в темной комнате. При поездке в общественном транспорте и автомобиле у него появляются позывы к рвоте, сильные головокружения, потеря сознания. У детей маленького возраста наблюдается недержание мочи во время сна. При последней форме астено-невротического синдрома у ребенка появляются такие симптомы: судороги рук, нервный тик, кратковременная потеря памяти, потеря чувствительности кожного покрова, истерика.

Судороги в верхних конечностях при астено-невротическом синдроме появляются в результате нарушения прохождения нервных импульсов и кровоснабжения в головном мозге. Симптомы значительно усиливаются во время физической активности.

Дети школьного возраста имеют проблемы с памятью и сосредоточенностью во время уроков и домашних заданий. Такие дети проявляют гиперактивность. Дисциплина у такого ребенка сильно хромает - он не слушает взрослых и не боится наказаний.

Отсутствие лечения заболевания может привести к очень негативным последствиям: гормональные сбои, язвы желудка, нарушение половой функции, инсульт, инфаркт, сильные психические расстройства, которые могут привести к обширной депрессии и суициду.

Для постановки диагноза АНС психотерапевт проводит тщательный опрос, выявляя такие моменты, как наследственность, хронические заболевания, хирургические операции, травмы головы, социально-бытовые условия, режим дня и сна. Необходимо отметить, что такое заболевание невозможно диагностировать при помощи анализов. Требуется длительное наблюдение за пациентом.

При астено-невротическом синдроме лечение выполняется при помощи трех методов:

  • психотерапия;
  • медикаментозное лечение;
  • здоровый образ жизни.

Психотерапия предусматривает периодические посещения специалиста. Заболевание на первых двух стадиях может быть вылечено небольшим количеством бесед с психотерапевтом с применением после сеансов расслабляющих ванн, ароматерапии, а также наблюдением за рыбками в аквариуме и прогулками на свежем воздухе.

На первых стадиях невротического синдрома обычно не назначаются сложные медикаменты. Доктор лишь рекомендует принимать витаминные комплексы и успокаивающие фиточаи. Если психоэмоциональное состояние пациента не улучшается, то лечащий врач прибегает к седативным препаратам и адаптогенам, а в тяжелых случаях - антидепрессантам. Для каждого симптома невротического синдрома назначаются определенные препараты:

  1. Для успокоения и снятия напряжения назначаются Персен форте, Ново-пассит, настойки лимонника или элеутерококка и т.д.
  2. Для борьбы с раздражительностью, бессонницей и постоянной утомляемостью назначаются Афобазол, Мезапам, Триттико, Феназепам и т.д.
  3. Избавиться от эмоциональной усталости и мышечной слабости помогут Нобен и Фенотропил. Эти препараты принимаются только в первой половине дня, потому что одновременно с ними назначаются транквилизаторы.
  4. Для избавления от головной боли используются анальгетики, но их частое употребление приведет к усугублению невротического синдрома. Многие больные стараются снять головную боль при помощи спиртного, но оно приводит к сильной раздражительности и агрессии. Астено-невротическим синдромом страдают почти все алкоголики.

Лечение астеноневротического синдрома включает изменение образа жизни пациента. Обязательными его составляющими являются занятия физической культурой, диетическое питание и придерживание строгого режима дня. Особенно важно придерживаться специальной диеты, которая должна соответствовать следующим правилам:

  • Рацион должен состоять из легко усваиваемой пищи, в котором преобладают фрукты и овощи.
  • Рекомендуется употреблять черный зерновой хлеб, все виды растительных масел, жирные виды морской рыбы.
  • Из рациона полностью исключаются жирные виды мяса, острые, копченые, соленые и жареные блюда.
  • Кофе и чай рекомендуется заменить чаями из плодов боярышника и шиповника.
  • Для улучшения настроения рекомендуется употреблять черный горький шоколад. Другие сладости запрещены, потому что они усиливают хандру, усугубляя состояние.

При своевременном начале лечения избавиться от невротического синдрома можно за несколько месяцев. После завершения лечения пациент периодически должен посещать психолога для выявления рецидива заболевания.

Помощь народных средств

Патология является одним из тех заболеваний, которые можно вылечить при помощи народных средств. Для этого рекомендуется использовать лекарственные травы. На первых стадиях заболевания фитотерапия является очень эффективным средством. Особенно помогают настои валерианы и пустырника, которые успокаивающе воздействуют на нервную систему человека.

Для приготовления целебного настоя необходимо столовую ложку измельченных корней валерианы залить стаканом крутого кипятка. Настой необходимо употреблять по 50мл 4 раза в сутки. Последний прием лекарства должен осуществляться непосредственно перед сном.

Для приготовления настоя из травы пустырника необходимо 2 ст.л. сухой травы залить стаканом крутого кипятка и выдержать 30 минут на водяной бане, но не позволяя настою закипеть. После испарения жидкости долить нужное количество кипяченой воды и тщательно перемешать. Средство принимается по трети стакана 3 раза в день перед приемом пищи.

Также положительный результат при лечении невротического синдрома оказывает сбор трав. Для его приготовления необходимо взять в равных долях корень валерианы, корень трехлистной вахты и сушеные листья мяты. Все ингредиенты измельчаются и тщательно смешиваются. В 1 ст. крутого кипятка заваривается 3 ч.л. травяной смеси и выдерживается 1 час. После этого раствор процеживается и употребляется утром после пробуждения и вечером перед сном по половине стакана. Курс лечения составляет 1 месяц.

АНС легче предупредить, чем вылечить. Каждый человек должен следить за своим здоровьем. Для поддержания психоэмоционального здоровья необходимо уметь работать и отдыхать, спать не менее 6 часов в сутки, заниматься спортом и употреблять здоровую пищу.

Нестабильность нервной системы люди привыкли воспринимать как временное явление, характерное только для детей. На самом же деле, астено-невротический синдром, для которого характерно бурное реагирование на внешние раздражители может проявиться как у детишек, так и у взрослых, доставив им немало проблем.

Астено-невротический синдром: определение и основные симптомы

Что же представляет собой такое заболевание? Это неврологический недуг, который характерен для людей, имеющих подвижную психику. Следствием развития этого недуга становится бурное реагирование на внешние раздражители. Человек буквально не способен выносить даже перспективу неудачи, он склонен к истерикам и бурному проявлению эмоции.

У астено-невротического синдрома симптомы следующие:

  • неусидчивость, абсолютное отсутствие терпения;
  • резкие смены настроения из-за мелочей;
  • истерики и припадки;
  • нарушение сна;
  • невозможность длительного умственного и физического напряжения;
  • бурное реагирование на любую критику;
  • повышенная капризность, которая сопровождается постоянными депрессиями.

Иными словами, человек бурно реагирует на не понравившееся ему слово или действие собеседника. Подобные проблемы часто проявляются у детишек в дошкольном и подростковом возрасте. Синдром вызывает у них агрессию, постоянное желание вступить в конфликт, заметно понижая учебную успеваемость.

Проявиться проблема может и у взрослого человека. Она становится реакцией не переутомляемость, вызывая истерики и резкие смены настроения у своего обладателя.

У данной болезни имеется код по МКБ 10 - F 06.6, а сама проблема оказывается крайне распространенной. Врачи связывают это с возросшим уровнем напряженности в повседневной жизни современного человека.

Чаще всего люди не связывают разрозненные симптомы, считая, что нарушения сна, нестабильность настроения и возросшие фобии никак не связаны. Это приводит к укоренению проблемы, стремительному развитию. Психологи советуют лечить синдром сразу же, как только был поставлен диагноз, поскольку у болезни имеется множество последствий.

Причины развития синдрома у взрослых и детей

Астено-невротический синдром у детей встречается все же чаще, чем у взрослых и связано это с тем, что психика ребенка куда более не стабильна. Какие же причины могут стимулировать развитие такого серьезного психического заболевания?

  1. Инфекции бактериального или вирусного характера, которые сопровождаются нейротоксикозом.
  2. Гипоксия во время родов становится стимулом к появлению синдрома в будущем.
  3. Менингит, энцефалит и другие воспалительные заболевания, влияющие на центральную нервную систему.
  4. Наследственный фактор нельзя сбрасывать со счетов.
  5. Недостаточно витаминов и полезных микроэлементов в рационе.
  6. Травмы головы, даже если они кажутся незначительными.
  7. Вызвать АНС могут постоянные конфликты в школе и дома.

Астено-невротический синдром у взрослых развивается на фоне тех же причин, но к ним добавляются и еще несколько:

  • хроническая интоксикация организма или наркотическая зависимость;
  • хроническое переутомление на фоне не рационального построения повседневного расписания;
  • высокое черепно-мозговое давление;
  • нарушения обменных процессов в головном мозге.

Таким образом, причин развития заболевания даже слишком много. Чаще всего синдром и у взрослых, и у детей возникает по одной причине: чрезмерная интеллектуальная или физическая активность, сопряженная с отсутствием нормального отдыха. Современные карьеристы так упорно идут к вершине в своей профессии, что для них это оборачивается нервным истощением, нарушением режима сна и отдыха.

Давление распространяется и на детей: стремление вырастить гения вряд ли приведет родителей к чему-то хорошему. Интеллектуальные нагрузки только повысят степень психической нестабильности малыша.

Нельзя сбрасывать со счетов и болезни, вызывающие развитие синдрома. Так, например, он появляется из-за развития злокачественных опухолей, из-за сахарного диабета, гипотонии и гипотиреоза. При малейшем риске появления астено-невротического синдрома, врачи предупреждают пациента об этом.

Вегето-сосудистая дистония тоже вызывает подобную проблему, а часто неприятность даже настигает дам в интересном положении. При беременности женщине становится сложнее контролировать страхи и сомнения, следствием чего и становится такой неприятным симптом.

Дополнительное влияние оказывают вредные привычки: алкоголизм, наркомания, табакокурение только стимулируют нарушения в работе нервной системы. Если в жизни человека присутствуют и иные факторы развития заболевания, избежать его не удастся.

Последствия астено-невротического синдрома

Причин развития заболевания может быть много, и иногда такие факторы как стрессы на работе, служба в армии, беременность, большие физические нагрузки только дополнительно влияют на стремительный прогресс симптомов. В организме человека все взаимосвязано, и поэтому игнорировать проблему ни в коем случае нельзя. Те факторы, что вчера оказывали влияние только на нервную систему, сегодня могут ухудшить и физическое состояние. Из-за этого пациент не сможет работать, даже элементарный поход за продуктами превратиться для него в стресс. Построить отношения с таким диагнозом сложно из-за вспыльчивости человека. Какие же последствия астено-невротического синдрома считаются самыми серьезными?

  1. Гормональные нарушения.
  2. На фоне нервного истощения возникают проблемы с сердцем, в том числе инфаркты и инсульты.
  3. Может развиться язва желудка, поскольку на работу ЖКТ нервные расстройства оказывают влияние.
  4. Детишки, столкнувшиеся в такой проблемой, могут в будущем страдать из-за неполадок в работе эндокринной системы и медленного полового созревания.
  5. Хроническая депрессия - самое распространенное последствие серьезного заболевания нервной системы.

Игнорируя симптомы астено-невротического синдрома, человек может в будущем столкнуться с признаками клинической депрессии. У него вдруг пропадает желание жить, и никакие изменения в жизни не пробуждают интереса человека. Вывести себя самостоятельно из этого состояния невозможно, а на фоне хронической депрессии часто развиваются суицидальные наклонности.

Последствия синдром имеет и для нормальной жизни ребенка, столкнувшегося с проблемой в раннем возрасте. Так, врачи отмечают нарушения в репродуктивной функции у тех взрослых, которые в детстве столкнулись с симптомами нервного расстройства.

Последствия затрагивают и физическое самочувствие: на фоне заболевания повышается риск инсульта и инфаркта. Таким образом, человеку, узнавшему о своем диагнозе, необходимо немедленно приступать к поискам адекватных вариантов лечения.

3 стадии развития астено-невротического синдрома

Как и любое другое заболевание, данный нервный синдром развивается постепенно, и на ранних стадиях заметить симптомы крайне проблематично. Всего врачи выделяют 3 стадии развития болезни. Какие же симптомы характерны для них?

  1. На первой стадии заболевания у человека ухудшается настроение, появляются признаки повышенной раздражительности. Однако он сам списывает это на стресс, на гормональные проблемы или сильную усталость. К проблемам с настроением изредка прибавляются симптомы физического недуга, например, пациент страдает частыми головными болями.
  2. На второй стадии пациент мучается из-за проблем со сном и сильной утомляемости. Он устает буквально от всего, не может даже встать с кровати. При этом наблюдаются все те же перепады настроения, сопряженные с общим депрессивным состоянием.
  3. На финальной стадии развития заболевания на человека накатывает катастрофическая апатия. Пациент страдает от депрессии, имеет склонности к суициду, а настроение его становится еще более нестабильным. Часто на этой стадии человек падает в обморок, а его рабочая активность снижается до нуля.

Обычно пациенты игнорируют заболевание на ранних стадиях, и только когда к нему прибавляется хроническая усталость и апатия, многие предпочитают обратиться к врачу. В такой ситуации не следует игнорировать симптомы и продолжать работать на износ, поскольку это только ухудшит общее самочувствие. Врачи и психологи рекомендуют при первых тревожных признаках отказаться от большой нагрузки, отдохнуть, провести день на природе.

Если же смена работы на режим отдыха не помогает, необходимо обратиться к врачу. Дело в том, что запущенный синдром часто удается вылечить лишь с помощью терапии и подходящих медикаментов.

Домашние и профилактически методики борьбы с заболеванием

На ранних стадиях астено-невротический синдром лечение подразумевает простое, причем проводить исцеление можно в домашних условиях. Для этого пациенту необходимо использовать следующие меры:

  • нормализовать режим сна и отдыха;
  • следить за своим питанием, поскольку преобладание полезных микроэлементов в рационе заметно повышает вероятность исцеления;
  • необходимо обращаться к успокаивающим ваннам, делать расслабляющий массаж;
  • также рекомендуется снизить рабочую нагрузку, стараться как можно больше свободного времени проводить на свежем воздухе;
  • если человека обуревают постоянные страхи, если он склонен к ипохондрии и мнительности, необходимо посещать психотерапевта;
  • также рекомендуется пить успокаивающие чаи с мятой, валерианой и мелиссой.

Главный секрет быстрого выздоровления элементарно прост: нужно отказаться от чрезмерных нагрузок, больше спать и проводить максимальное количество времени на свежем воздухе.

Отказываться полностью от физических нагрузок и валяться в постели тоже не рекомендуется, ведь это только подкрепляет характерную для симптома апатию. Человек может посещать спорт-зал, бассейн, ездить на природу, ходить в кино и в театр.

Поскольку человека настигает депрессия, психологи советуют искать те средства, которые повышают пациенту настроение. Кому-то помогают занятия танцами, а кто-то записывается на курсы по кулинарии. Такое расслабление за любимым делом порой оказывается куда полезнее и эффективнее любой терапии.

Если самостоятельно справиться с заболеванием не получается, необходимо обратиться к психотерапевту. Врач сможет выяснить причину возникшей проблемы, выяснит источник страхов и стрессов и поможет человеку избавиться от этих стимулирующих факторов.

Сам астено-невротический синдром проходит быстро, но проблема может развиться снова на фоне усилившего стресса. Именно поэтому, если однажды проблема уже развилась, необходимо пересмотреть собственную жизнь, внести в нее чуть больше отдыха и радостей. Тогда и любые тревожные симптомы исчезнут.

Астено-невротический синдром и медикаменты для его лечения

Лечение медикаментами данного синдрома происходит лишь на финальных этапах развития проблемы. Обычно врачи прописывают минерально-витаминный комплекс, но если это не помогает, в силу вступают следующие медикаменты:

  • антидепрессанты, которые помогут избавиться от хронического плохого настроения и апатии;
  • анаболические стероиды;
  • седативные средства, которые позитивно влияют на устранение признаков апатии и повышенного волнения;
  • также врачи могут прописать средства, улучшающие обменные процессы в клетках головного мозга.

Прописывать медикаменты всегда должен врач, поскольку сам пациенты не может выбрать ни подходящие компоненты, ни нужную дозировку. В целях лечения запущенного заболевания часто прописываются снотворные и дневные транквилизаторы. Они, в свою очередь, способны вызвать зависимость, поэтому применять такие средства необходимо только с разрешения психотерапевта.

Очень позитивно на самочувствие человека влияет прием витаминов, особенно группы В и С. Обратиться можно и к успокоительным препаратам на растительной основе. Например, в этих целях активно используется валериана. Она помогает пациенту забыть про стресс на работе, про фобии и ненужные переживания. Однако и такими успокоительными препаратами злоупотреблять не рекомендуется, поскольку можно лишь стимулировать развитие общей апатии.

Если с проблемой столкнулся ребенок, то лечение медикаментами оказывается крайне ограниченным. Деткам врачи могут прописать лишь успокоительные на растительной основе и минерально-витаминные комплексы. Те же ограничения касаются и беременных женщин, а также кормящих мам. Риск навредить самочувствию не рожденного малыша заставляет врачей искать иные способы исцеления.

Довольно распространено и лечение народными средствами. Например, врачи советуют выпивать настои на шишках хмеля, на пустырнике и мяте, поскольку данные травы обладают успокаивающим воздействием. Обратиться можно к ароматерапии. В этих целях используется масло бергамота, лимона, вербены, герани и прочие, поскольку они обладают успокаивающим воздействием.

Начинать утро следует с лечебной физкультуры или с пробежки, поскольку это зарядит организм энергией, позволит человеку сразу настроиться на нужный лад.

При постановке такого диагноза госпитализация требуется крайне редко. Обычно такая необходимость появляется лишь в тех случаях, если пациент может навредить себе или окружающим. Хроническая депрессия с суицидальными наклонностями может стать причиной временной изоляции на короткий срок в целях безопасности самого пациента.

Обычно терапия дает результаты уже через 4-7 дней после начала ее использования. Медикаменты улучшают физическое состояние человека, а постоянные прогулки и преобладание отдыха над работой влияют на эмоциональное самочувствие пациента. Если же улучшение состояния не происходит через 7-10 дней, необходимо повторно обратиться к врачу. Тут возможны два варианты: либо специалист поставил неправильный диагноз, либо он прописал неверные способы лечения.

В условиях постоянного стресса современный человек может столкнуться с астено-невротическим синдромом совершенно внезапно, но лечить его нужно всегда, вне зависимости от своей занятости и отношения к диагнозу. У подобного заболевания могут быть серьезные последствия, которые не только повлияют на настроение, но и могут сократить жизнь человека.

На фоне сильной усталости и частых волнений может возникнуть необходимость лечить невроз у ребенка. Маленькие пациенты быстро устают, плохо запоминают информацию. У вас есть основания заподозрить астено-невротический синдром у ребенка, если школьник стал раздражительным и невнимательным.

Общая информация о недуге

Описывая проявления астено-невротического синдрома, доктора дали этой болезни второе название: «раздражительная усталость». Все потому, что невроз детей дает о себе знать противоречивыми симптомами: постоянной усталостью и сильной раздражительностью. Заболевание может возникнуть в любом возрасте.

Если причиной недуга стала наследственная склонность, внутриутробная инфекция или травма, полученная при родах, вы заметите признаки невроза малыша в 2–3 года. У школьников заболевание часто проявляется после затяжного стресса и повышенных умственных нагрузок.

У мальчиков и девочек дошкольного возраста структуры ЦНС находятся в процессе формирования, поэтому признаки невроза детей существенно отличаются от симптомов невротических расстройств взрослого человека. Если вы заметили, что ребенок стал агрессивным, вялым и забывчивым, не следует ругать его. Крики и наказания только усилят эмоциональную нестабильность маленького пациента.

Факторы развития болезни

Среди наиболее частых причин неврозов детей выделяют:

  • кислородное голодание, которое кроха испытал в утробе матери или при родах;
  • наследственная предрасположенность: от матери или отца ребенок может унаследовать высокий уровень возбуждающих активных соединений, при участии которых происходит взаимодействие между нейроцитами (клетками головного мозга);
  • голодание головного мозга: если обменные процессы в мозге нарушены, ткани органа испытывают нехватку ценных веществ - вследствие этого происходит нарушение нервной системы и развивается невротическое расстройство;
  • заболевания, поражающие головной мозг и его оболочки;
  • травмы черепа: у маленьких мальчиков и девочек происходит активный рост мозгового вещества, кости черепа мягкие - даже незначительная травма может повлечь за собой детскую неврастению;
  • несбалансированный рацион: недостаток витаминов группы B в организме способствует появлению астенического невроза детей;
  • сильный испуг, потрясение;
  • длительное нервное перенапряжение: тяжелая обстановка в семье, конфликты с учителями могут вызвать невроз подростка;
  • болезни щитовидной железы: когда организм продуцирует избыточное количество гормонов, кора головного мозга крохи начинает работать в режиме повышенной активности, нервная система юного пациента не справляется с такой нагрузкой, и он становится раздражительным, плаксивым.

Описывая детские неврозы и причины их возникновения, медики также упоминают инфекционные недуги. Ослабить организм дошкольника и сделать его нервную систему уязвимой способны болезни печени и заболевания почек.

После травмы позвоночника часто происходит развитие неврозов у детей. Психическая нестабильность наблюдается у малышей, страдающих детским церебральным параличом.

Важным фактором, способным вызвать невроз, являются особенности темперамента. Жертвами психического расстройства становятся малыши-меланхолики.

Разновидности патологии

Исходя из причин заболевания, разделяют 5 видов неврозов у детей.

  1. Соматогенная астения. Это неврологическая патология идет «рука об руку» со многими соматическими заболеваниями (гастритом, язвенным поражением двенадцатиперстной кишки, воспалением легких).
  2. Дизонтогенетическая астения. Эта разновидность болезни характеризуется умеренной усталостью и рассеянностью ребенка.
  3. Заболевание церебрастенического типа. Если астено-невротический синдром появился у малыша вследствие поражения головного мозга, доктор диагностирует цереброгенную астению. Пациент, изнуряемый болезнью, испытывает дискомфорт, общаясь с незнакомыми людьми. Он быстро устает и не чувствует себя бодрым после сна.
  4. Резидуальная астения. Недуг развивается вследствие врожденной патологии или родовой травмы. У малыша, страдающего этой формой недуга, отмечается плаксивость, скудный словарный запас. Нередко встречаются нарушения мелкой моторики и неврозоподобный энурез детей с резидуальной астенией.
  5. Неврастения. Причиной этого нарушения является недоброжелательная обстановка в семье, а также - неприятие крохи в кругу сверстников. У школьника наблюдается бессонница, головные боли. Заболевание поддается коррекции, в отличие от некоторых других видов неврозов. Когда причина детских страхов исчезнет, эмоциональное состояние юного пациента придет в норму.

В зависимости от преобладающих недомоганий, неврологи выделяют два типа астено-невротического синдрома у детей.

  1. Гипердинамическая астения. Мальчики и девочки, страдающие этой разновидностью заболевания, отличаются повышенной активностью, порывистым нравом.
  2. Гиподинамическая астения. Детей, у которых выявлена эта патология, можно назвать безропотными «тихонями». Углубленность в себя, отсутствие физической выносливости являются главными ее симптомами. Лечение детского невроза должно быть комплексным.

Расстройство у малыша 2–6 лет

Родителям сложно определить, какое заболевание вызывает апатию и плаксивость у малыша 3 лет. Невроз у детей проявляется противоречивыми симптомами. Успешное лечение патологии возможно, если у малыша отсутствуют тяжелые поражения ЦНС.

Если вашему малышу часто досаждают простуды и вирусные заболевания, а его аппетит снижен, есть основание заподозрить, что психические резервы крохи снижены.

Испуг в присутствии незнакомых людей и капризы являются симптоматическими проявлениями. Распознать невроз помогут такие симптомы у детей:

  • беспокойный сон;
  • недержание мочи в ночное время;
  • вспышки агрессии, малыш часто повышает голос на старших родственников, скандалит со сверстниками, ломает игрушки, стоит показать ребенка доктору;
  • укачивание в транспорте, из-за невротического расстройства у маленьких детей может быть тошнота и рвота;
  • усиленное потоотделение;
  • судороги рук и ног;
  • нервный тик;
  • потеря интереса к играм.

Если родители дошкольника игнорировали вышеупомянутые симптомы и лечение было запоздалым, невроз у детей начнет проявляться сильным физическим дискомфортом. Запущенный недуг дает о себе знать болями в шее и руках. После физических упражнений у малыша может кружиться голова.

Иногда случаются припадки у мальчиков и девочек 5 лет. Если невроз изнуряет ребенка пугающими симптомами, без лечения дошкольник не справится с проблемой. Припадком называется состояние, когда малыш бьется головой о стену или о стол, наносит себе травмы.

Симптомы заболевания у школьников

Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:

  • неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
  • вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
  • резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
  • учащенное сердцебиение;
  • сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
  • снижение аппетита.

Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз - продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.

В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.

Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:

  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
  • частая смена настроения;
  • наличие фобий;
  • склонность преувеличивать свои недомогания - если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.

Способы устранения проблемы

Авторитарные родители часто путают психические проблемы школьника с капризами и попытками манипулировать. Вместо того чтобы показать свое чадо детскому невропатологу, суровый родитель нагружает кроху дополнительными занятиями с репетитором, ставит в пример школьнику других, «успешных» детей. Запущенные школьные неврозы приводят к психическим срывам у юных пациентов.

Способы лечения невроза у детей:

  • лечебная гимнастика;
  • дарсонвализация;
  • электросон;
  • гидротерапия - в лечении школьного невроза хорошо зарекомендовало себя обливание и плавание;
  • арт-терапия - занятия рисованием и лепкой помогают снять психическое напряжение;
  • ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой);
  • занятия с психотерапевтом - родители, чьи чада страдают школьными неврозами, ищут пути их коррекции, беседы с психотерапевтом помогут осознать свой страх, изменить отношение к ситуации, которая его гнетет;
  • народные средства, травяной сбор, включающий в себя мяту и валериану, мягко устраняет детскую раздражительность.

Витаминные комплексы почти всегда назначаются пациентам в возрасте 4–6 лет. Если невроз беспокоит ребенка несильными симптомами, лечение патологии не включает в себя прием успокаивающих средств.

Ярко выраженная неврастения у детей устраняется с помощью таких лекарств:

  • транквилизаторов - медикаменты этой группы убирают раздражительность и повышенную нервозность;
  • ноотропных средств - нормализуют работу головного мозга, улучшают его питание;
  • седативных средств.

Решая, чем лечить невроз малыша 9 лет, врач учитывает такие обстоятельства:

  • наличие хронических болезней (пиелонефрита, астмы);
  • частоту истерик и припадков;
  • способность школьника адаптироваться в социуме.

Собираясь лечить невроз, вы должны снизить до минимума или полностью устранить травмирующие факторы. Бурные ссоры дома - то, от чего вам стоит отказаться. В противном случае психическое состояние вашего сына или дочери не придет в норму. Если ваше чадо страдает из-за травли одноклассников, стоит перевести малыша в другую школу.

Чтобы лечение невроза детей было успешным, не игнорируйте советы психолога:

  • важно поддерживать адекватную самооценку, уверенность в себе - лучшая защита от нестабильности психики;
  • не допускайте, чтобы малыш переутомлялся;
  • свободное время, которое малыш проводит на природе вместе с родителями, благотворно действует на его нервную систему.

Профилактические меры

Сбалансированное питание является важным условием, помогающим преодолеть детские неврозы. Их профилактика и терапия включает в себя нижеперечисленные мероприятия:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • закаливание;
  • дыхательные упражнения;
  • умеренные физические нагрузки.

Заключение

Нередко доктора сталкиваются с необходимостью устранять неврозы у детей дошкольного возраста. Эти психические нарушения могут возникнуть у малыша, перенесшего родовую травму или инфекцию. Среди главных причин неврозов у детей - чрезмерная требовательность родителей, конфликты с одноклассниками и педагогами. Чтобы ликвидировать симптомы недуга, неврологи назначают юным пациентам водолечение, электросон, а также транквилизаторы и ноотропные препараты. Для предотвращения невроза убирают причину страха. Для формирования адекватной самооценки важно, чтобы старшие члены семьи относились к нему доброжелательно.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт