Неврозоподобное состояние у взрослых. Невротические состояния – про симптомы, лечение. Разновидности неврозоподобных состояний

20.07.2019

Для полного понимания такой проблемы, как неврозоподобный синдром у детей, что это такое, и к каким последствиям он приводит, следует рассмотреть причины возникновения такого состояния. Решение данного вопроса позволит предотвратить появление неврозов у подростков.

Виды детских неврозов

Под неврозом понимается функциональное и обратимое расстройство нервной системы. Первичные признаки психических нарушений возникают обычно в возрасте старше трех лет. В некоторых случаях подобные расстройства могут развиваться еще раньше.

В медицинской практике принято выделять следующие виды неврозов у детей и подростков:

  • истерия;
  • неврастения;
  • энурез;
  • пищевой невроз.

Появление истерических реакций у детей вызывает частую смену настроения и эгоцентризм.

При такой форме нарушений у пациентов как истерический невроз отмечаются судорожные задержки дыхания. Однако клинические явления в данном случае обусловлены поведением ребенка. Дети искусственно вызывают истерию, стремясь привлечь к себе внимание взрослых. Головная боль при неврозе этого типа либо спазмы желудка возникают при условии, что расстройство обусловлено соматической патологией.

При неврастении возникает депрессия. У детей дошкольного возраста неврологические расстройства этого типа вызывают стремление спать дольше необходимого. Они в состоянии депрессии не выказывают интереса в отношении игрушек или подарков.

У подростков на неврастению указывают частые жалобы на боли, локализующиеся в районе сердца или желудка. Ребенок в этом состоянии полагает, что страдает от смертельной патологии.

Неврозы навязчивого состояния вызывают появление беспричинного страха. Причем в качестве объекта, провоцирующего тревожное состояние, могут выступать как реальные вещи или животные, так и абстрактные понятия. Например, подростки опасаются наступления скорого конца света.

Навязчивые состояния характеризуются тем, что дети постоянно выполняют повторяющиеся действия: почесывают нос, теребят ухо, потирают руки и так далее. При таком типе расстройства требуется психологическая коррекция. Дети не способны силой воли избавиться от навязчивости. Но даже если им удается, например, прекратить почесывать нос, в стрессовом состоянии это действие будет заменено другим повторяющимся движением.



Энурез как проявление неврозоподобного синдрома часто выступает в качестве единственного признака, указывающего на психические нарушения. В отсутствии лечения данное состояние делает пациентов замкнутыми, излишне ранимыми.

При пищевом неврозе у детей наблюдается отсутствие аппетита, а после еды возникает рвота. Этот тип расстройства возникает у людей любого возраста вплоть до новорожденных. Без лечения пищевые нарушения провоцирует развитие авитаминоза и анорексии. Часто к расстройству приводят насильственные действия со стороны родителей, которые силой заставляют малыша есть то, что ему не нравится.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:


Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:

  • физическое и умственное переутомление;
  • недостаток сна;
  • особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).

Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.

Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.

Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.

Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.

В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.

Общие признаки и симптомы неврозов

Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента. У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности. Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.

У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:


Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:

  • ранимость, мнительность;
  • зацикленность на конфликте;
  • нарушение когнитивных функций;
  • непереносимость яркого света, громких звуков;
  • проблемы со сном;
  • приступы тахикардии.

Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.

Как лечить невроз у детей?

Диагностика и лечение невроза осложнена тем, что при таких нарушениях симптомы во многом напоминают проявления различных заболеваний.

Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.

Какие врачи лечат детский невроз?

При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.

Медикаментозное лечение

Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:


При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.

Психотерапия

Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:

  • гипноз;
  • арт-терапия;
  • рациональная терапия;
  • игровая терапия;
  • суггестивная психотерапия.

Каждый метод лечения подбирается, исходя из характера развития невроза, индивидуальных особенностей психики и причинного фактора.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента. В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.

Семейная терапия

Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.

На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.

Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.

Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?

Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.

Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.

К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.

Неврозоподобные состояния (неврозоподобные расстройства, псевдоневротические состояния) - группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как "органоиды".

В основе Н. с. лежит легкая резидуальная церебральная патология (преимущественно компенсированная, реже - субкомпенсированная) вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, инфекционной и другой этиологии, а также соматическая патология - очаги хронической фокальной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. При клинических исследованиях нередко обнаруживают у таких больных неврологические микроорганические нарушения и легкую дисфункцию глубинных структур мозга - гипоталамической области, ретикулярной формации, лимбической системы. Придается также значение врожденной, в том числе наследственной неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.

Н. с. подразделяются на две группы: 1) процессуальные неврозоподобные расстройства при текущих нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующие органические заболевания головного мозга); 2) непроцессуальные Н. с. при резидуально-органической патологии головного мозга и при общесоматических заболеваниях. Детскому неврологу преимущественно приходится наблюдать вторую группу Н.с, которая может проявляться в виде следующих синдромов: астенического (псевдоневрастенического), истероформного, сенестопатически-ипохондрического, фобического, депрессивно-дистимического, моносимптоматического двигательного и сомато-вегетативного.

Клиническая картина. Астеническое (псевдоневрастеническое) состояние у детей нередко проявляется гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности). Истероформные и сенестопатически-ипохондрические состояния встречаются относительно редко. Фобические расстройства протекают в виде неврозоподобных страхов конкретного (например, страх смерти) или неопределенного содержания, ночных страхов и ночных кошмаров; депрессивно-дистимических состояний (плохое настроение, плаксивость, недовольство собой и окружающим при выраженных вегетативных расстройствах). Периодически на этом фоне могут возникать аффекты агрессивности. У детей особенно часто встречаются моносимптоматические двигательные и соматовегетативные расстройства в виде неврозоподобных тиков, заикания, энуреза, энкопреза. В отличие от соответствующих форм системных неврозов указанные моносимптомные Н. с. характеризуются стереотипностью клинических проявлений, монотонностью течения, индифферентным отношением ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, к своему состоянию.

Н. с. необходимо дифференцировать от неврозов с аналогичными клиническими симптомами. При этом существенным и главным являются отсутствие связи Н. с. с психотравмирующими конфликтными ситуациями, длительность течения, меньшая эффективность психотерапевтических воздействий (хотя последние при любом заболевании благотворно влияют на больного). Моносимптомные Н. с, например тики, следует отличать от тиков органического происхождения. При последних отмечается четкая причинно-следственная временная связь между перенесенным органическим поражением мозга и возникновением данного гиперкинеза, что отсутствует при неврозоподобном тике. Однако во многих случаях для окончательного решения вопроса о природе заболевания (органическое, психогенное, неврозоподобное) требуются длительное наблюдение, подробное клиническое и параклиническое обследование.


Описание:

Неврозоподобные состояния (неврозоподобные расстройства, псевдоневротические состояния) - группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как "органоиды".


Симптомы:

Астеническое (псевдоневрастеническое) состояние у детей нередко проявляется гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности). Истероформные и сенестопатически-ипохондрические состояния встречаются относительно редко. протекают в виде неврозоподобных страхов конкретного (например, страх смерти) или неопределенного содержания, ночных страхов и ночных кошмаров; депрессивно-дистимических состояний (плохое настроение, плаксивость, недовольство собой и окружающим при выраженных вегетативных расстройствах). Периодически на этом фоне могут возникать аффекты агрессивности. У детей особенно часто встречаются моносимптоматические двигательные и соматовегетативные расстройства в виде неврозоподобных тиков, . В отличие от соответствующих форм системных неврозов указанные моносимптомные Н. с. характеризуются стереотипностью клинических проявлений, монотонностью течения, индифферентным отношением ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, к своему состоянию.

Неврозоподобные состояния необходимо дифференцировать от неврозов с аналогичными клиническими симптомами. При этом существенным и главным являются отсутствие связи   неврозоподобные состояния с психотравмирующими конфликтными ситуациями, длительность течения, меньшая эффективность психотерапевтических воздействий (хотя последние при любом заболевании благотворно влияют на больного). Моносимптомные неврозоподобные состояния, например , следует отличать от тиков органического происхождения. При последних отмечается четкая причинно-следственная временная связь между перенесенным органическим поражением мозга и возникновением данного гиперкинеза, что отсутствует при неврозоподобном тике. Однако во многих случаях для окончательного решения вопроса о природе заболевания (органическое, психогенное, неврозоподобное) требуются длительное наблюдение, подробное клиническое и параклиническое обследование.


Причины возникновения:

В основе неврозоподобных расстройств лежит легкая резидуальная церебральная патология (преимущественно компенсированная, реже - субкомпенсированная) вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, инфекционной и другой этиологии, а также соматическая патология - очаги хронической фокальной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. При клинических исследованиях нередко обнаруживают у таких больных неврологические микроорганические нарушения и легкую дисфункцию глубинных структур мозга - гипоталамической области, ретикулярной формации, лимбической системы. Придается также значение врожденной, в том числе наследственной неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.


Лечение:

Для лечения назначают:


Необходимо лечение основного заболевания в сочетании с психотерапией и симптоматическими средствами. Большую роль играет биологическая терапия, в частности, применение вегетотропных, десенсебилизирующих, нормализующих церебральный кровоток, рассасывающих   и дегидратирующих и ноотропных препаратов, транквилизаторов, а так же физиотерапии. Физиотерапевтические средства и ИРТ особенно эффективны при астенических состояниях, вызванных хроническими гинекологическими заболеваниями ("синдром малого таза").


Неврозы и неврозоподобные состояния

Врач-невролог Ю.М. Амдур

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.


Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

неуверенность в себе;

Повышенные:ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

Повышенное стремление к первенству , желание всегда быть лучше других.

Социально-психологические факторы:

Завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
- непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
- «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды , пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции) , острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:


1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, частоболеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации - впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо» ) разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами. Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики - однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) - или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтомуведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником.

Необходимо изменить стиль воспитания , укрепить характер ребенка , развить его эмоциональную сферу . Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность , помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Клиническая картина

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость. Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д. Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии. При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного. Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.

Невротические расстройства , связанные со стрессом , принято выделять как отдельный класс болезней в психиатрии. Такие состояния у детей и взрослых отличаются тем, что в большинстве случаев больные являются вполне трудоспособными. Следовательно, адекватное лечение не производится, так как за помощью к специалистам такие люди обращаются в редких случаях или же не обращаются вообще. Иногда симптомы заболеваний указывают на совершенно иные недуги, вследствие чего проводится лечение и профилактика болезней ЖКТ , артериальной гипертонии , и других недугов.

Поэтому важно, чтобы при первых же подозрениях на развитие у больного невротического расстройства он обратился за консультацией к психотерапевту или к психиатру.

Выделяется несколько групп невротических состояний, которые характеризуются определенными проявлениями и характерными симптомами.

Фобии

Основным признаком фобий как невротических расстройств являются проявление сильных страхов и тревожных состояний. В некоторых случаях у больного проявляется постоянное состояние тревожности, которое либо бывает неопределенным, либо имеет некую четкую направленность. Фобией принято называть сильное и при этом неосознанное чувство опасения по отношению к объекту или к определенной ситуации. Подверженный фобии человек постоянно пребывает в тревожном состоянии и чувствует угрозу либо опасность, исходящую от того явления либо объекта, который его пугает.

У больного в таком состоянии может проявляться , паническое ощущение страха, сильное сердцебиение, тошнота, . Такие признаки характерны для всех видов фобий, которыми страдает человек. Если пациент с таким заболеванием попадает в сложную ситуацию, то у него проявляется , переходящая в панику. Чтобы не допустить подобных проявлений больной пытается оградить себя от контактов с объектом страха и, соответственно, в определенной степени изолируется от общества. Как следствие, в повседневной жизни у него часто возникают трудности.

В то же время к врачу человек, подверженный фобиям, обращается относительно редко. К специалистам в основном приходят больные, которые подвержены боязни серьезных заболеваний или скорой смерти. Более часто с иррациональными страхами сталкиваются женщины. При этом нередко человек четко осознает, что его страх не имеет рациональных объяснений, и пытается справиться с ним.

Врачи выделяют сегодня обширный список фобий, однако их принято подразделять на три больших типа. При социальных фобиях у человека проявляется боязнь общества, а также разнообразных ситуаций, которые повседневно происходит в социуме. Социальную фобию специалисты определяют сегодня как такую, которая способна серьезно испортить качество жизни человека.

При агорафобии больной страдает от проявления иррационального страха оказаться в ловушке.

Еще одна разновидность страхов — специфические фобии , при которых у больного возникает страх перед определенными объектами и ситуациями. Страх могут вызывать бактерии, пауки, змеи, медицина и др. Таких страхов существует очень много, и их количество постоянно растет.

Лечение фобий зависит от индивидуальных особенностей заболевания и самого больного, в частности от его силы воли и характера. Одним из методов, применяемых в процессе лечении фобий, является использование воздействия на пациента объекта его боязни. Моделируется определенная ситуация, и человек остается наедине со своим страхом. Благодаря такому подходу к больному приходит осознание того, что этот объект реального вреда ему не причиняет.

Применяется в процессе терапии также методика противопоставления, которая состоит в обучении человека методам релаксации, позволяющим расслабиться и справиться со страхом.

Отдельно специалисты выделяют , при которых у больного развивается внезапное сильное чувство тревоги, которое переходит в панику. Объективных причин для такого состояния при этом не наблюдается. При тревожных состояниях часто наблюдаются признаки депрессии .

Навязчивости

Синдромом навязчивости принято называть состояние, для клинической картины которого характерно наличие у человека постоянных страхов, мыслей, чувств, возникающих помимо его воли. При этом больной осознает, что они являются болезненными, и критически к ним относится. Но самостоятельно преодолеть такое состояние он не способен.

Специалисты подразделяют состояние навязчивости на несколько групп. Если у больного имеют место чувственные (образные) навязчивости , то его беспокоят навязчивые сомнения в правильности действий, воспоминания неприятных человеку событий, навязчивые представления неприятных ситуаций, действия, страхи, чувство антипатии.

При развитии у больного навязчивых страхов очень часто присутствуют и определенные ритуалы, которые, по мнению больно, защищают его от страха. К примеру, для предупреждения несчастья человек неизменно должен десять раз постучать по дереву.

При навязчивостях аффективно-нейтрального содержания у больного проявляется навязчивое мудрствование, воспоминание слов или терминов, счет.

Состояния навязчивости могут быть разнообразными, и при этом для всех них характерно осознание неправильности и ненужности мыслей и поступков, но при этом имеет место их непреодолимость.

Лечение навязчивых состояний проводится медикаментозной терапией. Больному назначаются антидепрессанты, транквилизаторы. Кроме того, практикуется метод конгнитивно-поведенческой терапии, который заключается в постепенном обучении больного правильным формам поведения и мышления с помощью психотерапевтических процедур. В особенно тяжелых случаях два метода совмещаются.

Состояния, вызванные сильным стрессом

В эту группу входит любое невротическое состояние, которое вызывает очень сильное воздействие . Такой стрессовой ситуацией может стать смерть близкого человека, нападение злоумышленника, внезапная утрата имущества и др. Это состояние может возникать как у взрослых, так и у детей. Проявляется оно острыми симптомами, при которых у больного отмечается неадекватность, сильная возбудимость, спутанность. Такие признаки имеют место сразу же после воздействия стресса. Если развиваются отставленные проявления, которые возникают спустя некоторое время после тяжелых событий, то у человека может отмечаться астено-невротическое, тревожно-невротическое состояние, расстройства сна, депрессивность и другие проявления. Методы лечения должен подбирать в таких случаях только специалист.

Диссоциативные расстройства

Диссоциативными расстройствами принято называть те расстройства, при которых человек частично либо полностью теряет соотношение между воспоминаниями о прошлом, осознанием собственного «я» и текущими ощущениями, контролем над движениями тела.

По своей сути диссоциация является определенной психологической защитой. Человек, который ведет себя подобным образом при сильном стрессе, может описать свое поведение словами «казалось, что это все делаю не я». В некоторых случаях это можно определить как нормальный психологический механизм. Но иногда человек надолго теряет контроль, плохо осознает окружающие события, не помнит многих вещей. В данном случае речь идет о болезни.

Чаще всего диссоциативные расстройства бывают внезапными, поэтому со стороны определить их трудно. Очень часто больной отрицает проблем, даже если окружающим они кажутся очевидными.

В зависимости от разновидности диссоциативного расстройства его симптомы могут проявляться по-разному. Если у человека отмечается , он может терять память вследствие недавно произошедших серьезных стрессовых ситуаций. Если же при лечении применяется гипноз, то больной вспоминает все утерянные моменты. Как правило, больной пребывает в спокойном состоянии, хотя иногда у него может отмечаться определенная степень рассеянности. Иногда человек ведет себя так, как будто он – бродяга. Например, несколько дней он может вообще не мыться. Диссоциативная амнезия, как правило, фиксируется у людей трудоспособного возраста. Часто это расстройство отмечается у мужчин, которые участвовали в военных действиях.

При диссоциативной фуге отмечаются такие же признаки, как и при диссоциативной амнезии. Однако память о событиях, которые происходили до болезни, человек может потерять полностью. Больной может при этом отправиться в путешествие в какое-либо место, связанное с его эмоциями, или совсем неожиданное. Внешне человек выглядит относительно нормальным: он адекватно ведет себя в обществе, соблюдает правила гигиены. Однако иногда больной может считать себя абсолютно другим человеком. Период фуги человек полностью забывает.

В состоянии диссоциативного ступора у больного практически исчезают реакции на внешние раздражители, а также произвольные движения. Он может очень долго молча сидеть в одной позе, при этом речь полностью или частично пропадает. Иногда у человека нарушается сознание, однако при этом он не спит и не находится в бессознательном состоянии.

В состоянии транса и одержимости у больного на некоторое время теряется осознание окружающего мира и собственного «я». В некоторых случаях его поступками может управлять другой человек. В таком состоянии человек может фокусировать внимание только на определенном аспекте, при этом он часто повторят некий набор фраз, движений.

При диссоциативных расстройствах ощущений и движений больной вообще не может двигаться, либо его движения затруднены. Теряется чувствительность кожных покровов. Иногда проявляющиеся симптомы свидетельствуют о представлении больного об определенной болезни.

Диагностику такого состояния проводят, основываясь на наличии описанных симптомов, отсутствии нарушений физического или неврологического характера, с которыми их можно бы было связать. Диссоциативные расстройства связаны со стрессами, неразрешимыми проблемами. В процессе лечения расстройства основным методом является психотерапия. В основном используются техники, при которых практикуется гипноз. Как правило, такие расстройства и возникают, и проходят внезапно, но очень часто происходят их рецидивы.

Соматоформными расстройствами называют соматические симптомы, которые врачи не могут объяснить органическими болезнями. При этом они не являются следствием других психических заболеваний.

Выделяется три группы таких расстройств: соматизированные расстройства , вегетативная соматоформная дисфункция , ипохондрические расстройства . Однако все эти группы расстройств могут проявляться в разных сочетаниях, поэтому в основном используется их общее определение — соматоформные расстройства

Основным проявлением таких расстройств является регулярное наличие у человека жалоб на собственное здоровье. Причем, такие жалобы проявляются, даже если обследования и отсутствие симптомов свидетельствуют о нормальном здоровье.

Соматоформные расстройства специалисты тесно связывают с состояниями тревоги , депрессии , истерии , ипохондрии . Одним из отличительных признаков таких заболеваний являются именно многочисленные жалобы на работу определенных групп органов и настоятельное требование их лечения. О психологических причинах таких жалоб больной даже не желает говорить: он четко уверен, что болен соматическим недугом.

Лечения таких расстройств проводится комплексно, с сочетанием психотерапевтических методов и приема медикаментозных средств. Методы психотерапии побираются индивидуально, с учетом состояния человека. Фармакотерапии предполагает назначения курса лечения транквилизаторами, трициклическими антидепрессантами, селективными ингибиторами обратного захвата серотонина, нейролептиками в разных сочетаниях. Также больным рекомендуется прием ноотропных средств, физиотерапия. Лечение длится около полутора месяца, так как при резкой его отмене неизбежен рецидив.

Состояние деперсонализации

Состояние деперсонализации (дереализации ) проявляется расстройством самовосприятия: человек воспринимает себя и собственные действия как бы со стороны, у него создается впечатление, что управлять ими он не может. В определенные моменты жизни в таком состоянии может пребывать каждый человек. Деперсонализация проявляется как следствие серьезной стрессовой ситуации и уходит после того, как последствия такого стресса становятся не столь острыми.

Но иногда данные симптомы не исчезают. Человек в таком состоянии как бы ощущает себя вне своего тела, зацикливается на этом состоянии, что, в свою очередь, вызывает у него тревогу. Как следствие, у больного развивается определенный стереотип мышления. Такое состояние характерно для людей, которые страдают . Человек не может объяснить своего состояния, но оно для него является тягостным.

В процессе лечения такого состояния практикуется использование психофармакологической терапии. Психотропные препараты подбираются строго индивидуально. Применяются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. Практикуются методы рациональной психотерапии, гипноз, аутотренинги.

Состояние неврастении также называют состоянием раздражительной слабости, нервным истощением. Расстройство относится к группе . При развитии такого нарушения человек становится вспыльчивым, слезливым, причем, плач проявляется сразу же после приступа гнева. Кроме перепадов настроения, для данного состояния характерны нарушения аппетита, сна, раздражительность. У больного снижается работоспособность, нарушается память.

В состоянии неврастении у больного отмечается одновременно нервная возбудимость и сильная усталость. Часто человек жалуется на приступы , чувство нехватки воздуха, колющую боль в области сердца. Иногда ему кажется, что сердце бьется очень медленно, но в то же время кардиограмма не показывает патологических изменений. Человек плохо чувствует себя в транспорте – его тошнит и укачивает. Утром могут проявляться головные боли и головокружения. Характерны для состояния неврастении и проявления разных фобий, панических атак, беспричинного страха при резком пробуждении или в процессе засыпания.

Принято различать три стадии неврастении. На первой стадии человек отличается повышенной раздражительностью и возбудимостью. Такое состояние болезнью люди, как правило, считать не желают.

На второй стадии болезни кроме раздражительности больной отмечает постоянную сильную усталость. Третья, гипостеническая стадия неврастении проявляется, кроме прочего, подавленностью.

Причин проявления этого заболевания врачи выделяют немало. В целом современный образ жизни людей часто способствует развитию неврастении. Она может развиться как последствие хронического дефицита сна, слишком больших объемов работы, отсутствия нормального отдыха. Кроме того, факторами, провоцирующими развитие астено-невротического синдрома, являются курение, алкоголь, хронические инфекции, плохое питание, наследственность, черепно-мозговая травма, родовая и внутриутробная гипоксия, эндокринные нарушения.

Неврастению невозможно вылечить без обращения к специалисту. Но кроме прохождения назначенного невропатологом курса лечения человеку необходимо полностью поменять образ жизни, позаботившись о нормальном отдыхе, отсутствии постоянных стрессов. Важно искать источники позитивных эмоций, поэтому в процессе лечения часто практикуются занятия йогой, медитация, арт-терапия. Не менее важно обеспечить ежедневную нормальную физическую активность, отказаться от кофе, алкоголя, сигарет, энергетических напитков. Каждому человеку следует учесть, что если описанные выше симптомы продолжаются две недели и более, то обращаться к врачу нужно обязательно, не затягивая с этим.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт