Что такое кран-манипулятор. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

24.09.2019

Где необходим кран-манипулятор?

С учетом технологических характеристик каждого вида крана-манипулятора, выполняют подбор установок под выполнение конкретных производственных задач. Этой технике под силу весь спектр строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, с возможностью последующей транспортировки груза.

Современное строительство или разгрузочно-погрузочные операции в любой отрасли производства не обходятся без использования техники с отличным функционалом, которая заметно упрощает и позволяет выполнить в несколько раз быстрее очень многие задачи. Как, например, поднять тяжелые стройматериалы на высоту многоэтажного здания или спустить их с высоты при разборке, ? А быстро выполнить разгрузку/загрузку ?

Эти и многие другие аналогичные работы выполняют при помощи крана-манипулятора: специальной краноманипуляторной техники (КМТ), установленной на колесной или гусеничной автономной базе или стационарно.

Конструкция крана-манипулятора

Под основание манипулятор выбирается колесная или гусеничная платформа автотранспорта, благодаря которой крановую установку легко доставить к месту назначения.

На сверхпрочную опорную раму крепится само подъемное устройство, состоящее из стрелы с грузозахватными элементами. Эти захватные устройства точно соответствуют грузу, который должен быть поднят краном.

Здесь могут использовать специальные гидравлические захваты под контейнеры или емкости, грейферы для перевозки сыпучих и мелкокусковых материалов, специальные люльки для подъема оборудования и людей, захваты для подъема листового железа, стекла, обычные крючки и т. д.

Ассортимент захватов достаточен, чтобы без проблем выполнить задачи перемещения груза краном-манипулятором. Система управления краном размещена в кабине водителя.

Виды кранов-манипуляторов

Разработаны модели КМТ, которые имеют усилительную гидравлику (захваты, грейферы и пр.). Гидравлический усилитель рассчитан на перемещение тяжелых весовых грузов.

Гидроманипуляторы имеют некоторые сложности в вопросах компактности: рабочую стрелу нельзя сложить в несколько раз за кабиной водителя, а значит, остается перевозить кран-манипулятор с прямой стрелой (так называемый L-образный вид), направленной по или против автомобильного движения. Это визуально определяющий признак для гидроманипулятора.


Есть еще один вид крана-манипулятора с Z-образной конструкцией. Но, в этом примере предоставленное удобство доставки крана (т.е. возможность сложить его стрелу в три раза) забирает силовой функционал: этой технике не под силу поднимать значительные тяжести.

Технические характеристики манипулятора

Как и на любой технике, общие весовые показатели крана-манипулятора прямо пропорционально определяют его силовые характеристики. Это значит, что чем тяжелее крановая установка, тем выше силовая нагрузка, на которую способен этот механизм.

Объясняется такая особенность вполне логично: чем толще и прочнее металл опорных конструкций (а значит, и их вес), тем тяжелее груз, который может быть поднят таким краном.


Второй определяющий параметр функциональности крана-манипулятора – это длинна стрелы и максимальная её грузоподъемность.

В зависимости от видовой характеристики металла изготовления стрелы, количества рабочих секций на стреле, геометрической конструкции поперечного сечения стрелы, силовых агрегатов (двигательной установки автотехники, мощности гидромотора) определяется грузоподъемность крана.

Вылет стрелы варьируется от 1 до 20 метров. Здесь стоит учитывать такие понятия, как грузовой момент (т.е. вес груза на каждый метр стрелы), а также максимальное и минимальное значение грузоподъемности стрелы (числовые значения веса груза, которые способен поднять кран при полном и самом ограниченном вылете стрелы).

По виду крепления стрелы все краны подразделяют на установки с гибкими тросовыми или жесткими шарнирными подвесками. Тросовые подвески считаются более мобильными в управлении, а шарнирные – более надежными.

Маневренность стрелы может охватывать территорию на 360 градусов, а может быть ограничена до 220 градусов.


Как дополнение, к крану-манипулятору могут добавляться специальные опорные установки (аутригеры). Они фиксируют автомобиль (круглые стандартные или усиленные квадратные) и даже помогают при подъеме груза (т.н. высокие опоры).

Виды манипуляторов

Есть строгая классификация кранов-манипуляторов по их рабочему потенциалу: легкие, средние и крупные.

  1. Легкие манипуляторы оборудованы стрелой, которая способна перемещать незначительный вес груза (до 5 тонн). Под платформу для таких установок выбирают легковые автомобили.
  2. Средние краны – это более серьезная по весовым показателям техника. Она способна поднимать до 25 тонн и в качестве основания здесь выбирают грузовые авто.
  3. Крупные установки могут транспортировать до 80 тонн. Под такой вес, конечно, требуется тяжелая грузовая техника.

Для более выгодной и максимально объемной перевозки груза, к крану-манипулятору может быть прикреплен прицеп. Такой кран-манипулятор с прицепом существенно экономит и время, и деньги!

Что такое манипулирование? Манипулирование - это воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого. По сути, наше повседневное взаимодействие с окружающими строиться на манипулировании.

Необходимо заметить, что психика индивида на самом деле уже как бы изначально предрасположена к некой особой восприимчивости, которую видимо и можно назвать манипулированием.

Трагедия современного общества в том, что современный человек в результате своего бесконечного манипулирования потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески. Да, он часто говорит о своих чувствах, но редко их испытывает.

Современный манипулятор не стоит на месте - он развивается и беспрестанно совершенствуется. Он тоже стремится постичь секреты человеческой природы, но с одной-единственной целью - чтобы лучше контролировать окружающих.

Очень распространенный тип манипулятора - человек, который навязывает собеседникам свой язык. Или «прикрывается» выражениями типа: «да, это, конечно, очень интересно», в то время как никакого, даже незначительного интереса не испытывает. Хотите отрезвить завравшегося манипулятора? Поставьте его в неловкое положение. Скажите, например: «Я тебе не верю».

Еще один парадокс современного манипулятора в том, что он не использует и малой толики тех возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Вместо того чтобы искренне обрадоваться, он лишь кисло улыбнется. Он - озабоченный автомат, который ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и свои ошибки и поэтому будет бесконечно обвинять всех и каждого.

Разумеется, вы встречали человека, который цитирует Шекспира при каждом удобном повороте беседы. Он не читал ничего, кроме двух-трех сонетов, но зато их он выучил наизусть. Это очень характерно для манипулятора - поверхностная эрудиция, цель которой - произвести впечатление, поймать окружающих на свою удочку, после чего - управлять ими. Он не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных вещей, слов и изречений, чтобы с ее помощью пускать пыль в глаза .

Манипулятор очень любит управлять. Он не может без этого. Он раб этой своей потребности. Так вот, следующий парадокс манипулятора: чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то.

Существует восемь основных манипулятивных типов, и вы их наверняка с легкостью узнаете, поскольку каждый из них есть среди ваших друзей или знакомых.

Диктатор. Он безусловно преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты - короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятель, Начальник, Босс, Младшие Боги.

Тряпка. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки - Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой - перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана - Сварливая Баба («Пила»).

Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист, Человек организации.

Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельными. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

Мы обычно являем собой какой-то один из этих типов в наиболее выраженной форме, но время от времени в нас могут просыпаться и остальные. Манипулятор безошибочно находит себе партнера, наиболее подходящего ему по типу.

Иногда мы кажемся совершенно различными разным людям. И дело тут отнюдь не в их восприятии. Просто разным людям мы демонстрируем разных манипуляторов, живущих в нас. Вот почему мы должны быть весьма осторожны в своих суждениях о людях, если эти суждения основываются на чужих мнениях. Помните, они видели лишь часть личности. Может быть, отнюдь не главную.

Основная, первая причина манипуляции - в вечном конфликте человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду.

Вторая причина манипулирования . Нормальные отношения между людьми - любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.

Третья причина манипуляций. Риск и неопределенность окружают нас со всех сторон. В любую минуту с нами может случиться все что угодно. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда оказывается лицом к лицу с экзистенциальной проблемой. Поэтому пассивный манипулятор занимает такую позицию: «Ах, я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ничего не буду контролировать!».

Четвертая причина манипуляций - боязнь тесных межличностных контактов.

Таким образом, мы делаем вывод: манипулятор - это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

И наконец, пятая причина манипуляции - необходимо получить одобрение всех и каждого. Пассивный манипулятор - это человек, принципиально не желающий быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старающийся угодить всем, поскольку строит свою жизнь на этой глупейшей аксиоме.

Манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других.

Стиль жизни манипулятора базируется на четырех китах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.
Основные контрастные характеристики манипулятора :

  • 1. Ложь (фальшь, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры. Ломают комедию, разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.
  • 2. Неосознанность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное видение», то есть видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать.
  • 3. Контроль (закрытость, намеренность). Для них жизнь - это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от оппонента.
  • 4. Цинизм (безверие). Не доверяют никому - ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует.

Манипуляторы не испытывают особых сложностей в установлении контакта. «Следует только дернуть за ту или иную веревочку, - думают они, - и контакт с этим человеком установлен».

Многочисленные контакты, которые легко даются манипуляторам, достигаются благодаря соприкосновению внешних окружностей. Эти контакты поверхностны, они не затрагивают души.

Контакт - это отнюдь не постоянное состояние, это хрупкая преходящая субстанция, которая может развиться при встрече, а может и не развиться. Когда контакт установлен - вы наверняка это замечали, - слова приходят легко, беседа течет плавно. Когда контакта нет или он поверхностен, язык как бы костенеет, разговор неизбежно приобретает неестественный оттенок.

Одна из причин неспособности манипулятора установить контакт - это страх уязвимости, разоблачения и осуждения. Он боится, что стоит ему поддержать контакт, как тут же будет вскрыта его сущность, его внутреннее ядро.

Поэтому он не вступает в беседу, а контролирует ее. Он должен выбрать тему разговора, потом оценить расклад сил, то есть в процессе беседы он скорее оценивает происходящее, чем слушает. Он не пытается понять, зато всеми силами стремится убедить. Если аудитория по каким-либо причинам ему не подходит, он уйдет от контакта веками протоптанной дорожкой, то есть ограничит разговор общепринятыми фразами на «безопасные темы», например замечаниями о погоде.

Четыре самых распространенных способа ухода от контакта, которые манипуляторы используют чрезвычайно часто:

  • 1. Прикинуться «случайным» человеком в разговоре: «не мое дело говорить это вам», или «я в этом, конечно, ничего не смыслю, но...», или «я не имею права лезть в ваши личные дела, но мне кажется...».
  • 2. Поставить под сомнение то, что он только что сказал: «о, забудьте это», или «вы не уловили главного», или «не придавайте этим словам значения...».
  • 3. Сделать вид, что его слова относятся к другой личности: «ах, это я не о вас, а так, вообще...» или «я просто подумал вслух, извините...».
  • 4. Сделать вид, что он не разобрался в ситуации или в контексте сказанного: «вы всегда надо мной смеетесь...» или «вы меня переоцениваете».
Манипулятор, как правило, с трудом и некачественно выражает основные эмоции контакта - гнев, страх, обиду, доверие и любовь. Поэтому он прибегает к блокированным или неполным эмоциям - тревоге, горечи, негодованию, стеснительности.
Давайте повнимательнее присмотримся к трем разновидностям манипулятора - ориентированным на прошлое, будущее и настоящее.

прошлое , характеризуется чувством вины, сожаления, раскаяния, угрызений совести. Он обидчив сверх всякой меры. Его беспрерывно гложут непереваренные воспоминания прошлого.
Манипулятор, ориентированный на будущее , живет в мире идеализированных целей, планов, ожиданий, предсказаний и страхов. Он полностью поглощен заботами и терзаниями о своем будущем.
Манипулятора, ориентированного на настоящее, можно считать абсолютно патологической личностью. Его прошлое не настолько насыщенно, чтобы жить им и упиваться воспоминаниями, оно не является достаточным вкладом в настоящее. Его будущее несвязно и туманно, а главное - оно слабо связано с его деятельностью в настоящем. Поэтому он являет собой личность, вовлеченную в бессмысленную деятельность и нерефлективную концентрацию.

Сущность манипулятора в том, чтобы все время защищать и оправдывать себя. Для этого, собственно, ему и нужны прошлое и будущее, прошлое - для извинения ошибок, а будущее - для бесплодных обещаний. Если же он ориентирован на настоящее, он будет много говорить о том, что он делает, никогда не доводя дело до конца.

В условиях современной гонки за скоростью и дешевизной, все большую актуальность приобретают механизмы, способные одновременно выполнять несколько задач, именно поэтому аренда крановых установок на бортовом автомобиле превзошла по спросу заявки на прокат обычных автокранов. Что это за техника, где она используется и имеет ли недостатки, рассмотрим далее.

Кран манипулятор – это, в привычном понимании, устройство, установленное на борт грузовой машины, с помощью которого выполняются погрузочно-разгрузочные работы различной сложности. К основным видам их классификации стоит отнести две категории:

  • – установленные на обычном автомобиле типа КАМАЗ, МАЗ или японских грузовиках Hino, Mitsubishi, Daewoo и прочих. Используются для перевозки грузов, стройматериалов, для перемещения людей на высоту (при установке специальной корзины).
  • – с грузовой низкорамной платформой c бортами или без них. Основное назначение – транспортировка и эвакуации автомобилей, механизмов, оборудования, монолитных конструкций большой высоты (бытовки, контейнеры, бассейны).

В отдельную группу выделены , ключевое достоинство которых – повышенная проходимость вне городских условий и возможность работы на подвижных грунтах, тогда как обычные виды подобной техники могут осуществлять свою деятельность только на твердых грунтах или асфальтовом покрытии.

Что такое кран-манипулятор с точки зрения преимуществ и недостатков в работе

Базовым достоинством такой спецтехники является очевидная экономия денежных средств при их покупке или аренде. Если ранее требовалось две единицы техники для выполнения сортировки, погрузки-разгрузки и дальнейшей транспортировки грузов, то сегодня с этим может справиться один автокран с бортом.

Также, кран манипулятор – это прекрасная возможность работать в стесненных складских условиях, правда здесь преимущества будут зависеть от разновидности крано-манипуляторной установки (КМУ). Последние бывают двух видов:

  • Тросовые – наиболее схожи с обычными кранами, имеют негнущуюся стрелу телескопического устройства (выдвигается как спининг). К их достоинствам следует отнести способность работать через препятствие – рвы, ограждения; высокий уровень обзора оператора КМУ; вертикальное перемещение грузов. Недостатки – существует вероятность опрокидывания машины, для минимизации подобных рисков крановые установки комплектуются аутригерами; требуется обеспечить возможность максимально близко подъехать к погружаемому предмету.
  • . Имеют главный плюс своей конструкции – возможность стрелы сгибаться; при транспортировке практически не раскачиваются. К недостаткам спецтехники следует отнести дороговизну их покупки, достаточно небольшой спектр возможной деятельности.

Базовые характеристики кранов-манипуляторов

Различают данные виды автомобилей по ряду параметров: грузоподъемность стрелы, длина ее вылета, грузоподъемность борта. В быту и частными лицами чаще используются малые и очень малые виды машин с грузоподъемностью стрелы от 1 до 3 тонн. Средние (3-5 тонн) и большие – от 5 тонн и выше, чаще арендуются строительными предприятиями для решения более значимых задач.

Предлагаем с оператором в нашей компании по привлекательным расценкам и неизменно высоком качестве проведения работ.

Краном-манипулятором называется машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и (в большинстве случаев) дальнейшей перевозки грузов.

Что такое кран-манипулятор?

Основным узлом машины является крано-манипуляторная установка (сокращенно – КМУ), которая может быть размещена на базе транспортного средства либо стационарно. Масса КМУ обычно составляет не более 20-25% полезной грузоподъемности базового транспортного средства, что гарантирует эффективную эксплуатацию последнего при доставке грузов. Сама КМУ представляет собой грузоподъемное устройство, которое состоит из:

  • рабочего стрелового оборудования,
  • опорной рамы,
  • грузозахватного органа (как правило, крюковая подвеска),
  • систем управления и обеспечения безопасности.

Внедрение в эксплуатацию данной спецтехники позволяет добиться значительного упрощения погрузки и разгрузки за счет отказа от привлечения грузчиков и уменьшения числа задействованных единиц спецтехники. Совмещение в одной машине базового автомобиля и КМУ способствует существенной экономии финансовых и временных затрат, повышению скорости доставки грузов.

Рисунок 1. Основные узлы крана-манипулятора

Принципы функционирования кранов-манипуляторов

Максимальное распространение в наши дни получили краны-манипуляторы, выполненные на автомобильном шасси, главное достоинство которых заключается в их многофункциональности. «Сам гружу, сам вожу» - этой фразой проще всего охарактеризовать данную машину. Автомобиль, на базе которого смонтирована КМУ, по сути, выполняет функции сразу двух единиц техники: автокрана и машины для перевозки груза.

Рисунок 2. Кран-манипулятор на базе грузового автомобиля успешно заменяет сразу две машины

Случается, что автокран оказывается неспособен выполнить возложенную на него функцию из-за своих больших размеров. В этой ситуации кран-манипулятор также может оказаться достойной альтернативой.

Применение

Машина идеально справляется с механизацией погрузочно-разгрузочных работ, а потому может быть использована для подъема, погрузки и дальнейшей перевозки как одиночных предметов, так и грузов, расположенных на поддонах и паллетах, а также в контейнерах. С помощью этих машин можно успешно перевозить мелкокусковые грузы, станки, бытовки , стекло, бревна и другие длинномеры, металлический скрап и даже легковые автомобили, находящиеся в неисправном или аварийном состоянии. Кроме того, такие машины широко применяются в следующих случаях:

  • при выполнении монтажных и высотных работ ;
  • в малоэтажном строительстве;
  • в коммунальном хозяйстве;
  • при выполнении работ ремонтно-восстановительного характера;
  • при проведении работ в стесненных условиях.

Сменные рабочие органы

Зачастую в комплекте с кранами-манипуляторами идет сменное оборудование. В качестве примеров можно привести гидравлические захваты для контейнеров и штучных грузов, грейферы, востребованные при погрузке мелкокусковых и сыпучих материалов, люлька для подъема людей, захваты для рулонов, вилочные подхваты поддонов, грузозахваты для бордюрного камня и мн. др.

Рисунок 3. На современном рынке представлен широкий ассортимент сменных рабочих органов для кранов-манипуляторов

Наиболее важные технические характеристики

Сферы использования и стоимость разных моделей кранов-манипуляторов зависят от следующих показателей, характеризующих данное оборудование:

  • минимальное и максимальное значения вылета стрелы КМУ;
  • грузоподъемность при минимальном и максимальном значениях вылета стрелы КМУ;
  • грузовой момент стрелы при тех же параметрах вылета;
  • высота опускания и подъема груза;
  • тип подвески;
  • минимально возможный радиус поворота КМУ;
  • тип поперечного сечения стрелы (чем больше количество граней, тем более прочной будет стрела);
  • разновидность системы телескопического выдвижения (секции стрелы могут выдвигаться последовательно либо в произвольном порядке).

Для манипуляторов, выполненных на базе грузового транспортного средства, важными эксплуатационными показателями являются грузоподъемность базовой машины, габариты погрузочной площадки (от них напрямую зависят максимальные размеры транспортируемого груза), применяемые аутригеры (опоры), качество исполнения и тип которых оказывают весомое влияние на максимальную массу груза, поднимаемого при помощи КМУ, и безопасность работы последней.

Рассматривая возможность покупки или аренды той или иной модели крана-манипулятора , следует ознакомиться с ее грузовысотной диаграммой (пример представлен на рисунке ниже), наглядно демонстрирующей все возможности грузоподъемной установки, позволяя потенциальному покупателю (пользователю) получить ее предельно адекватную оценку по совокупности рассмотренных выше параметров.

Рисунок 4. Пример грузовысотной диаграммы для крана-манипулятора модели ЛВ 220-01

Классификация по грузоподъемности и грузовому моменту

В зависимости от грузоподъемности КМУ условно разделяют на следующие 3 класса:

  • до 1 тонны (к этому классу относятся машины, называемые не иначе как краны-микроманипуляторы);
  • от 1 до 10 тонн (краны средней грузоподъемности);
  • более 10 тонн (тяжелые краны-манипуляторы).

Рисунок 5. Реальный максимальный вес поднимаемого груза зависит от вылета стрелы КМУ

Однако грузоподъемность является в некоторой степени субъективным показателем, так как ее значение не отражает зависимость реального максимального веса поднимаемого груза от вылета стрелы. Поэтому более верно будет вести речь о грузовом моменте. Этот параметр представляет собой произведение двух сомножителей: вылета стрелы и грузоподъемности КМУ. Единицами измерения данного показателя являются кНм (килоньютон на метр) и тм (тонна на метр). Как таковой общепринятой классификации КМУ по данному параметру не существует. По данной причине здесь можно положиться на опыт предприятий-разработчиков. Например, производитель из Австрии Palfinger классифицирует собственные машины на 3 группы:

  • легкий класс (грузовой момент не более 3,9 тм);
  • средний класс (грузовой момент в пределах от 4 до 29,9 тм);
  • тяжелый класс (грузовой момент в диапазоне от 30 до 150 тм).

Иную классификацию моделей КМУ предлагает шведский производитель спецтехники HIAB, подразделяя свои машины следующим образом:

  • легкий класс (грузовой момент менее 10 тм);
  • средний класс (грузовой момент от 10 до 22 тм);
  • тяжелый класс (грузовой момент – 22 тм и более).

Стреловое оборудование кран-манипуляторнов

В зависимости от типа используемой подвески выделяют краны-манипуляторы со стреловым оборудованием с шарнирным (на жесткой подвеске) и канатным (на гибкой подвеске) исполнением. В случае с гибкой подвеской захват груза производится с использованием грузового крюка, который располагается на конце лебедки. Ну а жесткая подвеска предусматривает шарнирное размещение крюка на оголовке стрелы.

В зависимости от типа складывания стреловое оборудование КМУ подразделяют на 2 типа:

  • L-образное;
  • Z-образное.

Будучи сложенным для перевозки грузов, стреловое оборудование КМУ по своей форме напоминает соответствующие буквы английского алфавита.

Кран-манипуляторы с Z-стрелой

Z-образная форма стрелы характерна для кранов-манипуляторов, выпускаемых под многими европейскими брендами. Нередко такую конструкцию именуют «коленчатой» либо шарнирно-сочлененной. В таком случае стреловое оборудование складывается в несколько колен. На грузовом транспортном средстве КМУ данного типа может быть установлена сзади кабины водителя либо на заднем свесе кузова. В процессе перевозки груза данная конструкция располагается поперек рамы базовой машины.

Рисунок 6. Кран-манипулятор модели SQ16ZK4Q, имеющий стрелу Z-образного типа

Основное достоинство стрелового оборудования Z-образного типа заключается в его небольших размерах. Во время доставки грузов на машине с такой КМУ рабочий объем кузова используется максимально полно. Благодаря использованию нескольких колен данные установки позволяют осуществлять доставку тех или иных грузов в различные труднодоступные места, преодолевая препятствия, например, на этажи возводимых зданий.

Такая конструкция имеет и свои недостатки. К их числу относятся: возможность существенной перегрузки передней оси транспортного средства (если КМУ смонтирована за кабиной водителя базовой машины), необходимость в использовании мощного и, соответственно, дорогого шасси, а также сложность выполнения работ по погрузке и разгрузке в непосредственной близости к колонне крана (для складывания и раскладывания стрелового оборудования вокруг КМУ необходимо освободить достаточное свободное пространство).

Тем не менее, благодаря возможности использования самого разного навесного оборудования, крано-манипуляторные установки шарнирно-сочлененного типа способны решать огромное количество различных задач. Максимальная эффективность их применения достигается при выполнении работ с большими грузами и решении разных специальных задач.

Кран-манипуляторы с L-стрелой

L-образное стреловое оборудование получило широкое распространение на кранах-манипуляторах, выпущенных производителями из Японии, Южной Кореи и стран Северной Америки. В данном случае КМУ оснащается прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. При монтаже на базе грузового транспортного средства основная часть КМУ в сложенном состоянии устанавливается над кузовом (вдоль рамы машины) либо кабиной шофера. При выборе в пользу L-образного стрелового оборудования следует уделить особое внимание эксплуатационным параметрам установленной на нем лебедки.

Рисунок 7. В работе кран-манипулятор с L-образным стреловым оборудованием

Главными достоинствами использования кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием являются:

  • частичное перераспределение веса КМУ на заднюю ось базового транспортного средства, снижающее вероятность перегрузки передней оси;
  • более высокая по сравнению с Z-образными конструкциями производительность в случае с подъемом и опусканием грузов при высоких значениях вылета стрелы (до 6-8 метров);
  • более высокая точность работ, обеспечиваемая благодаря использованию тросовой подвески крюка, позволяющей выполнять перемещение груза по прямой траектории, без отклонений.

К недостаткам L-образных КМУ относятся:

  • ограничения, накладываемые на перевозку в кузове высоких грузов и погрузку сыпучих материалов «с горкой» (при расположении оборудования КМУ над кузовом);
  • невозможность выполнения работ при наличии каких-либо препятствий для свободного перемещения стрелы.

Наиболее целесообразным применение кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием бывает при проведении работ с тяжеловесными, но компактными грузами.

Система управления

Система управления в машинах этого типа обычно бывает представлена набором рычагов, каждый из которых отвечает за какое-либо определенное действие, будь то поднимание стрелы, выдвижение аутригеров, подъем либо опускание троса и др. Часто органы управления располагаются у основания стрелы по обеим сторонам основания КМУ.

Однако нередко производители размещают эти рычаги в верхней части основания стрелы, где находится кресло оператора. Выпускаемые сегодня модели кранов-манипуляторов нередко оборудуются дистанционными пультами управления, которые позволяют руководить функционированием КМУ на расстоянии.

Рисунок 8. Система управления крана-манипулятора

Аутригеры

Аутригерами называются выдвижные опоры, которые при выполнении погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на грунт, обеспечивая тем самым необходимую устойчивость базовой машины. На кранах-манипуляторах используются аутригеры, отличающиеся по способу выдвижения, который может быть механическим и гидравлическим.

В первом случае выдвижение аутригеров осуществляется вручную. После установки на грунт аутригеры фиксируются в нужном положении.

Гидравлический метод выдвижения аутригеров предполагает использование компактных гидроцилиндров с приводом от гидромотора крано-манипуляторной установки. Аутригерами этого типа оборудуются краны-манипуляторы, обладающие высокой грузоподъемностью.

Система безопасности

Неотъемлемыми элементами конструкции любой модели крана-манипулятора являются устройства, обеспечивающие безопасность при его использовании. Основными узлами системы безопасности КМУ являются:

  • датчик максимального выдвижения стрелы;
  • звуковая и световая сигнализация;
  • датчик превышения допустимой нагрузки;
  • предохранительные клапаны.

На чем может быть размещена крано-манипуляторная установка

Выбор типа шасси, на котором размещается КМУ, зависит от того, где планируется использовать данную технику, и какие задачи предполагается решать с ее помощью. На современном рынке имеются краны-манипуляторы следующих типов:

  • пневмоколесные;
  • на специальном автомобильном шасси;
  • гусеничные;
  • с короткой базой;
  • на базе гусеничного либо колесного трактора;
  • рельсовые (смонтированные на опорной платформе, которая передвигается по рельсам на колесах);
  • переставные;
  • монтируемые стационарно на фундаменте (к примеру, на технологической площадке);
  • размещаемые на катерах, плавучих платформах и др.

Рисунок 9. Краны-манипуляторы с разным шасси внешне сильно отличаются друг от друга

В подавляющем большинстве случаев краны-манипуляторы на базе автомобиля имеют бортовую платформу без тента, так как в противном случае процедура погрузки при помощи КМУ не представляется возможной.

Рисунок 10. Грузовая машина с КМУ и бортовой платформой без тента – так выглядит типичный представитель кранов-манипуляторов

Крупнейшие производители кранов-манипуляторов

К настоящему времени рынок кранов-манипуляторов может предложить покупателям как отечественные, так и зарубежные модели. Производством спецтехники данного типа занимается ряд российских компаний (ЗАО «БАКМ», ЗАО «Инман», «ВЕЛМАШ-С»), упомянутые ранее компании HIAB и Palfinger, итальянский поставщик Amco Veba, японская фирма UNIC и мн. др.

Компактные, обладающие малой собственной массой краны-манипуляторы выпускает ЗАО «БАКМ», производственная база которого находится в Балашихе (Московская область). Производитель из Башкортостана, ЗАО «Инман» , осуществляет поставку на рынок самых разных моделей кранов-манипуляторов с Z-образным стреловым оборудованием. При сборке КМУ широко применяются импортные комплектующие (от шведских, итальянских, финских поставщиков). Повышенная жесткость стрел обеспечивается благодаря использованию при их изготовлении прочного шестигранного профиля.

Шведская компания HIAB , являющаяся одним из мировых лидеров по производству кранов-манипуляторов, предлагает покупателям огромный ассортимент КМУ с грузовым моментом от 1 до 80 тм и максимальным вылетом стрелы от 2 до 27 м. Все установки отличаются широким диапазоном рабочих температур (от — 40°С до +50°С).

Известная итальянская компания Amco Veba осуществляет выпуск 3-х серий кранов-манипуляторов : «Стандарт» (универсальные модели), «C» (установки с обратным ходом стрелы) и «Е» (машины упрощенной конструкции). Производитель уделяет большое внимание безопасности выпускаемой продукции, что нашло отражение в лозунге компании: «Предельная безопасность при максимальной производительности!».

В более чем сто стран мира осуществляется поставка КМУ, выпущенных под брендом UNIC. Эта техника отличается традиционно высокой для японской продукции точностью изготовления при сохранении производительности и грузоподъемности на уровне самых лучших европейских моделей КМУ.

Заключение

Выражаем надежду, что приведенная в этой статье информация об особенностях конструкции, принципе работы, классификации, вариантах применения кранов-манипуляторов и основных поставщиках данного оборудования поможет Вам сориентироваться в данном сегменте рынка спецтехники и сделать верный выбор.

Компания ООО «ТехноНик».

Вконтакте

Что представляет собой кран манипулятор?
Кран манипулятор

Машина грузоподъемная- подъемное устройство циклического действия для перемещения грузов в пространстве.

Кран-манипулятор грузоподъмный- это машина состоящая из краноманипуляторной установки,смонтированной на транспортном средстве или фундаменте.

Краноманипуляторная установка (КМУ) представляет собой подъемное устройство,включающее стреловое оборудование,грузозахватные органы,систему управления и опорную раму.
Классификация кранов манипуляторов.

По типу транспортного средства:

на автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся, устанавливаемые на фундаменте.

По типу стрелкового оборудование на:

с жесткой (шарнирной) подвеской грузозахватного органа — грузозахватный орган которого шарнирно закреплен на оголовке стрелы;

с гибкой (канатной) подвеской грузозахватного органа — оснащенный грузовой лебедкой

Также при выборе крана манипулятора необходимо учитывать такие параметры как максимальная грузоподъемность,высота подъема груза,минимальный радиус поворота автокрана,вылет стрелы крана.

Основные элементы кран манипулятора.

На башни автокрана устанавливается краново-манипулирующая установка, представляющая подвижную обойму с шарнирно-сочлененной стрелой. Для более точного позиционирования обойма перемещается по зубчатой рейке, укрепленной вдоль башни крана-манипулятора. Геометрические параметры башни и колен шарнирно-сочлененной стрелы подбирают в соответствии с технологией и габаритами возводимого строительного объекта.

Основной элемент, который обеспечивает преимущество кранов-манипуляторов, является грузозахватный орган. Он должен отвечать следующим требованиями:
1.иметь грузоподъемность, соответствующую максимальной массе строительной конструкции;
2.обеспечивать 4-6 степеней свободы для удобства монтажа;
3.располагать возможностью подъема различных по форме конструкций одним грузозахватом или быстрого переоборудования для грузозахватов типовых элементов;
4.быть удобным в управлении;
5.обеспечивать безопасность при перемещении груза.

Кран манипулятор чаще всего смонтирован на колесном шасси грузового автомобиля. Но для работ на бездорожье существуют краны-манипуляторы на гусеничном шасси, отличающиеся повышенной устойчивостью, но не имея мобильности.

Для аренды и дальнейшего заказа крана манипулятора для использования на стройке необходимо учитывать разнообразные факторы: технологию производства работ, конструктивные особенности строительного объекта и его габариты, номенклатуру строительных конструкций (массу, габариты и форму).



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт