Какая психическая функция ведущая в младенческом возрасте. Развитие ребенка в младенческом возрасте

23.04.2019

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные аспекты развития ребенка в младенческом возрасте. В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Если ребенок развивается нормально, то за первый год жизни в росте он прибавляет приблизительно двадцать пять сантиметров, а его вес увеличивается в два раза. Но помимо физического развития, растет и расширяется кругозор и познавательная деятельность ребенка. Ниже приведена таблица какому возрасту какие движения соответствуют

Время появления движений

Развитие моторики

поднимает подбородок

поднимает грудь

тянется за предметом, но как правило промахивается

сидит с поддержкой

хватает рукой предметы

сидит без поддержки

садится без посторонней помощи

стоит с поддержкой, ползает на животе

ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

стоит без поддержки

ходит, держась одной рукой

За счет того, что ребенок от месяца к месяцу осваивает новые движения, у него появляются большие возможности в познании окружающего мира. В познавательном развитии ребенка большое значение имеет развитие восприятия и тонкие движения руками (имеется в виду работа пальчиками с мелкими предметами).

Восприятие.

Еще на этапе новорожденности ребенок научается сосредотачивать свое внимание на предметах. После второго месяца ребенок может удерживать внимание на предмете до семи- восьми секунд, также становится возможным прослеживание перемещения предметов глазами. Приблизительно в четыре месяца ребенок активно реагирует на увиденное: дергает руками, ногами или издает различные звуки. Наблюдения показывают, что уже в период младенчества ребенок реагирует на различные детали. Например, если ему показать белый лист с широкой черной полосой, то его глаза остановятся на границе черного и белого цветов. А если ему показать два изображения: одно в пастельных тонах, а другое черно-белое (резко контрастное), то взгляд его задержится на втором изображении. Также было замечено, что младенец больше интересуется не прямолинейными формами, а изогнутыми. Можно предположить, что уже в младенческом возрасте дети способны ориентироваться в различных параметрах предметов. Младенцы могут проявить интерес к новым объектам, если эти объекты чем-то отличаются от тех, которые они уже видели раньше. Но внимание задерживается на новых предметах ненадолго. А если предмет сильно отличается от ранее увиденных, это может вызвать чувство тревоги, или плач у ребенка. Ребенок зрительно воспринимает объекты и может различать их по цвету или форме. Наблюдения показывают, что на цвет ребенок может реагировать уже в три-четыре месяца. Если его кормить из бутылочки какого-то одного цвета, то он обязательно ее выберет из предложенных ему бутылок. Условно-рефлекторные связи способствуют формированию такой реакции. Также в младенческом возрасте начинает свое развитие восприятие пространства. Американские психологи проводили эксперимент на исследование восприятия глубины. Эксперимент с “обрывом” заключается в том, что ребенка помещали на прозрачный стол, под которым помещались две доски на разных уровнях. Разноуровневое расположение досок, которые были обтянуты тканью в крупную клетку, создают ощущение глубины, обрыва. И маленький ребенок, помещенный на эту прозрачную поверхность, тактильно (т.е. руками) ощупывая стол, ползет к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.По достижении восьмимесячного возраста многие дети отрицательно реагируют на “обрыв”. Они начинают плакать и всячески избегать эксперимента. Считается, что ребенок в младенческом возрасте воспринимает целостные объекты, а не разрозненные элементы и цветовые пятна. Вследствие восприятия объектов в целом, ребенок создает обобщенные образы предметов и у него формируется целостная картина мира. Разнообразные впечатления, которые ребенок получает в детстве, способствуют его развитию в познавательном плане. Следовательно взрослые, ухаживающие за ребенком, должны создать условия для удовлетворения детской потребности в новых впечатлениях. Окружающая его обстановка не должна быть однообразной, неинтересной. Замечено, что познавательное развитие младенца, находящегося в однообразных условиях, несколько замедлено, по сравнению с детками, живущими в интересной обстановке и получающими большое количество новых впечатлений. Жизнь ребенка должна быть эмоционально окрашена.

Движения и действия.

Сейчас мы поговорим о познавательном развитии ребенка и нам нужно обратить внимание на развитие движений руки. Приблизительно на четвертом месяце жизни младенец тянет руки к предмету, ощупывая его. В пять-шесть месяцев ребенок уже может схватить предмет, и это действие требует сложной координации зрительных и двигательных навыков. Этот момент очень значим, так как хватание - это первое целенаправленное действие ребенка, которое является основой освоения манипуляций с предметами. Во втором полугодии интенсивно развиваются движения рук и соответствующих действий. Ребенок хватает предметы, размахивает ими, бросает, перекладывает с места на место. Появляются так называемые “соотносящиеся” действия: малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек и коробочек. Хорошо в этом возрасте предложить ребенку или специальные пирамидки из вкладывающихся друг в друга баночек или пластиковые баночки от кремов различных размеров. Ближе к году, приблизительно в одиннадцать месяцев, появляются первые функциональные действия. Они подразумевают под собой правильное использование предметов - дети катают машинку, а не бьют ей по барабану. К концу года ребенок познает все лучше мир человеческих вещей и действий с ними. Различные манипуляции с предметами приводят ребенка к открытиям новых и новых свойств окружающих предметов. Ребенок, ориентируясь в окружающей действительности, задает вопрос не только “Что это?”, но и “Что с этим можно делать?”

Восприятие и действие.

Восприятие и действие - в младенческом возрасте является основой наглядно-действенного мышления. В течение первого года жизни усложняются познавательные задачи, которые может решить ребенок Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте. align="left">

Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком

Align="left">

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.

Возраст в месяцах

Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого.

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.

Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком.

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.

Память.

В процессе познавательного развития ребенка предполагается активация механизмов памяти, сначала простейших ее видов. На первом этапе появляется узнавание. Даже в младенческом возрасте дети могут соотносить полученную информацию с том, которая уже имеется. Если ребенку дать новую игрушку, то какое-то время он будет ее разглядывать и на следующий день он может ее вспомнить. Приблизительно в возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта. В младенческом возрасте наряду с развитием познавательных процессов происходит и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие как и познавательное развитие напрямую зависит от общения с близкими взрослыми. Приблизительно в три-четыре месяца у детей проявляются первые эмоциональные реакции: удивление в ответ на неожиданность (ребенок может замереть, изменить выражение лица), тревожность (которая проявляется плачем, усилением сердечного ритма, двигательной активностью). После трех-четырех месяцев ребенок улыбается не только маме, но и знакомым. Может смутиться в присутствии незнакомца, но если человек доброжелателен по отношению к ребенку, но настороженность может смениться радостью. Позднее, в втором полугодии жизни ребенка, беспокойство при виде незнакомых усиливается. Также после шести месяцев появляется так называемый “страх расставания”. Он проявляется в испуге или снижении настроения, если мамы долго нет. Если говорить о “страхе расставания”, то он обостряется на втором году, где-то с 15 по 18 месяцы. Но впоследствии, по мере взросления ребенка он ослабевает. Активно общаясь со взрослыми, ребенок к концу первого года жизни, начинает использовать их при удовлетворении своих потребностей: что-то достать с полки, рассмотреть высоко висящую картину. То есть ребенок использует взрослого для достижения своих целей, так как сам он не в состоянии еще многое сделать. Помимо развития познавательной, эмоциональной и двигательной сферы, также в младенческом возрасте происходит и речевое развитие. В первом полугодии - это гуление и формирование речевого слуха. Во втором - возникает лепет, в котором можно расслышать отдельные повторяющиеся звуки. Лепет, как правило, сопровождается активной жестикуляцией. Ребенок еще многого не может сказать, поэтому помогает себе руками. К концу первого года жизни ребенок может произнести одно или несколько первых слов, которые похожи на взрослую речь. И как только у ребенка начала формироваться речь, начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Психология младенчества

1.1. Основные особенности младенческого возраста.

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности , с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. В ответ на доброжелательное внимание , любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.
1.2. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах.
Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития). Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п. Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов.№

Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. І


1.3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изначальной психической общностью матери и ребенка, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношения к человеку и предмету еще не расчленены. Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладении предметом. Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.
1.4. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте.
Ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. Поскольку ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает возможности для изменения положения и передвижения младенца в пространстве, захватывания тех или иных предметов.

Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.

Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами . Так ребенок усваивает движения (поворот на бок, переворот со спины на живот и обратно, ползание, ходьба), его пространство расширяется. Зарождаются предпосылки для развития речи.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.

В возрасте от 9 до 12 месяцев активность малыша значительно возрастает, он становится чрезвычайно любознательным благодаря освоению самостоятельного передвижения в пространстве – ходьбы. Речь развивается в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь – первые слова в конце года. Теперь с помощью речи взрослый может воздействовать на младенца, поощряя и ограничивая его поведение.
1.5. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года.
В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения . Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года , который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).

Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).

Стремление ребенка к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.

2. ПРАКТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель исследования:
Проследить проявление механизмов психического развития ребенка в младенческом возрасте.

Задачи исследования:

Получить эмпирические данные в ходе наблюдения за психическим развитием двух младенцев на первом полугодии жизни:

1. Выявить взаимосвязь общения взрослого и младенца.

2. Отметить достижения младенцев в развитии зрительной и слуховой систем, эмоций, социального поведения и речи, в освоении общих движений, движений руки и действий с предметами.

В исследовании был использован метод наблюдения, т.к. другие методы такие как эксперимент недоступны для исследователя, а все остальные (тесты, беседа, анкетирование) не применяются в отношении младенцев. Они не понимают речи и сами не владеют ею, не могут произвольно регулировать свои движения, репертуар их самостоятельных действий весьма ограничен и однообразен.
2.2. Описание результатов работы.
Проводилось наблюдение за двумя младенцами: мальчик (дата рождения 02.04.08) – первый ребенок в семье; девочка (20.07.08) – второй ребенок в семье. Семья мальчика: папа, мама, тетя, бабушка. Семья девочки: с рождения девочка находилась в Доме малютки, в семью (папа, мама, брат, бабушка) попала в возрасте двух месяцев.

Особенности общения. Эмоции, социальное поведение, речь.

В данный момент с каждым из младенцев взрослые общаются в достаточной мере. Непосредственно общение началось с 1 – 2 месяцев. С мальчиком (от 0 до 2 месяцев) общалась в основном мама, только в моменты, когда ухаживала за ним (грудное кормление, переодевание, гигиенические процедуры и т.д.). К двум месяцам ребенок начал узнавать лицо и голос матери. Ребенок стал более активным, беспокойным, громким плачем привлекал внимание взрослых. Когда взрослые стали больше общаться с младенцем (общение с ярко выраженными положительными эмоциями), ребенок стал спокойнее. Период активного бодрствования увеличился, ребенок реагировал спокойно когда его брали на руки. Девочка к двум месяцам спокойная, пассивная. Лицо и голос матери узнает. Когда ее берут на руки, проявляет беспокойство. Когда хочет есть – громким плачем привлекает внимание взрослых.

К трем месяцам: Мальчик узнает лица родных, которые часто с ним общаются. Ответная реакция – улыбка, гуление в большинстве случаев общения. Девочка узнает родителей. Ответная реакция – улыбка, гуление – проявляется редко.

К шести месяцам у мальчика ответные реакции – улыбка, гуление, лепет, вокализации – проявляются всегда при общении со взрослыми. После того как ребенка взяли на руки, пообщались с ним, провели ознакомление с окружающими предметами, мальчик может долго лежать в кроватке, играть своими «ногами-руками», погремушками, создавать вокализации. Если раньше ребенок привлекал к себе внимание только при потребности в еде или комфорте , то теперь он привлекает внимание взрослых еще и при потребности в общении и получении новых впечатлений повышением голоса, переходящим в громкий плач, если потребность не удовлетворяется. Ребенок различает интонации, с которыми к нему обращаются взрослые (при положительных эмоциях – отвечает улыбкой, при отрицательных – проявляет настороженность).

Достижения младенцев в развитии зрительной и слуховой систем, в освоении общих движений, движений руки и действий с предметами.

От 0 до 1 месяца движения младенца-мальчика были хаотичными, он не мог контролировать движение рук и ног, все основные рефлексы новорожденного были в норме. До тех пока родители не стали строго соблюдать режим кормления, сна и бодрствования младенца, ребенок спал днем и бодрствовал и кушал ночью. К концу первого месяца биоритм стал нормальным. Уход за девочкой с самого рождения осуществляется строго по режиму, по этому перебоев биоритма «сон – бодрствование» не наблюдалось. К 3 месяцам оба младенца могли сфокусировать взгляд на лице матери, на предмете, который показывал взрослый на расстоянии около 15 см. Поворачивали голову на звук. Предметы сами не брали, рукой брали погремушку, при условии, что ее вкладывает в руку или предлагает взрослый . В 4 месяца мальчик стал переворачиваться на живот, что позволило ему дотягиваться до предметов, которые находились в поле зрения на расстоянии вытянутой руки (15 - 20 см). При условии если взрослый привлекал данным предметом внимание ребенка. К 6 месяцам, несмотря на ограничение движений (ноги были зафиксированы шиной), ребенок свободно переворачивался на живот, наблюдал за движениями взрослых, дотягивался до предметов. Мальчик перекладывал предметы из одной руки в другую, брал предметы левой и правой рукой, манипулировал ими, наблюдалась некоторая скоординированность движений (погремушку трясет рукой, все предметы направляет ко рту). Начал откликаться на зов взрослого, даже если взрослый находится вне поля зрения. Можно наблюдать наличие причинно-следственных связей: бутылочка со смесью – еда – в рот. При виде бутылочки со смесью ребенок проявляет бурные эмоции. Когда бутылочку подносят к ребенку, он пытается взять ее руками, направляя в рот.

2.3. Интерпретация полученных данных.
Данное исследование показало, что психическое развитие младенцев в норме. Практические знания подтверждают теоретические выводы. Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае, соблюдаются закономерности психического развития.

Ребенок в младенческом возрасте не может предпринимать каких-либо действий. Так как для нормального психического развития необходима активность, ребенок проявляет ее в общении со взрослыми, используя те возможности, которые у него есть в данном возрасте (крик, плач). В младенческом возрасте развитие ребенка полностью зависит от взрослых: физическое – от качества ухода за ребенком, психическое – от объема общения с ним. Если ребенок получает минимум общения, то уже к двум месяцам можно наблюдать некоторые признаки госпитализма, что в дальнейшем сказывается на его психическом развитии.

На данном этапе проведения исследования, нельзя говорить о кризисе одного года (к концу исследования мальчику – 6 мес., девочке – 4 мес.).

Но уже прослеживается начало формирования ведущих достижений:

Складываются первые формы общения со взрослыми, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

Появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, первое новообразование – активность.

Появляются зачатки мышления.

Особенности развития речи:

Развитие речи включено в общение со взрослым.

Возникает внимание к речи взрослого.

Особенности развития бытовой деятельности младенца:

- у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется

специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование».

Выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей, и формируется положительное эмоциональное отношение к ним.

Особенности развития внимания младенца:

Внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения.

Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними.

Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.

Особенности сенсорного развития младенца:

Складывается акт рассматривания предметов.

Формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения.

Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки.

Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его названием взрослым.

Особенности развития памяти младенца:

Память функционирует «внутри» ощущений, восприятий.

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания.

Материал фиксируется ребенком непроизвольно.

Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:

Под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка в первом полугодии складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим.

Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

Основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами.

Социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми.

В ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения.

В ситуативно-деловом общении у ребенка проявляется удовольствие от совместных манипуляций, обида и гнев при порицании.

Заключение.

Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) доказали всю важность психического развития ребенка.

Ребенок начинает обучаться с момента рождения , когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

(0-2 месяца) Новорожденностъ как кризисный период

В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения - это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Характерные особенности периода новорожденности : У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощу­щений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Новорожденный обладает пределенным набором безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

Рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

Защитных рефлексов (глаза, зажмуривается при ярком свете);

Ориентировочных рефлексов (поворот головы к источнику света);

Атавистических рефлексов (хватательный рефлекс; рефлекс спонтанного ползания).

Новорожденный обладает разными видами чувствительности - тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение. К концу первого месяца жизни появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.

С точки зрения Эльконина, новорожденный не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Биологическая беспомощность человека увеличивает количество степеней свободы в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации. На начальном этапе развития решающее условие выживания новорожденного - это уход взрослого человека, удовлетворение им всех жизненных потребностей ребенка. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. В противоречии между максимальной нуждой во взрослом и минимальными средствами взаимодействия заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

В конце первого - начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки . Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения - обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей - четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого - ребенок губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт . В возрасте 4-5недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка , или улыбка общения.

Возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого) - важнейшее психологическое новообразование кризисного периода новорожденности .

Комплекс оживления . В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития .

Комплекс оживления - особая эмоционально- двигательная реакция, обращенная к взрослому . Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом ; в 10-12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Младенчество как период стабильного развития

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного Развития - младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно эмоциональное общение по Д. Б. Эльконину, или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности - другой человек . Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов. О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Развитие речи и общения

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения , выполняющего функцию ведущей деятельности .

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6 - 8 месяцев) - различает более широкий круг «своих» и «чужих». При приближении незнакомого взрослого четырехмесячный ребенок настораживается, внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда у него возникает реакция страха. В 7-10 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, показывая свое желание получить его).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует чаще не страхом, а Робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрослым избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве , соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия . К концу первого года желание быть понятым делает необходимым речевой контакт. Становление предпосылок речи . Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие произносительной стороны речи.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов; крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного - крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели , происходит дифференциация видов плача . Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования - гукание . От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) - это истинное, или певучее, гуление . Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6 - 7 месяцев появляется лепет - повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета , обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствии, восклицаний.

Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономная речь . Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которые можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года - от 5 - 6 до 10-30 лепетных слов .

Другая сторона развития речи - пассивное владение словом , понимание обращенной к нему речи . Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращенной к нему речи . В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы -инструкции) - первоначальная форма понимания речи. К концу года ребенок понимает и выполняет пять - десять обращений типа: «Дай ручку», «Принеси мяч».

Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса конца первого года жизни ребенка.

Комплекс оживления знаменует конец новорожденное™ и начало стадии младенчества (2 мес. - 1год). Кризисный период новорожденное™ заканчивается, и начинается период стабильного развития - младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым (по Д.Б. Эльконину).

Период младенчества можно разделить на два подпериода: до 6 месяцев и после 6 месяцев.

В первом полугодии между взрослым и ребенком наблюдается «общение ради общения», или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной) . Объект этой деятельности - другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (в виде поглаживаний, тормошения, объятий), звуков.

В это время их общение ничем не опосредовано: никаких предметов и содержания для этого общения не требуется. Единственным его смыслом является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно бескорыстным и положительным. Ребенку еще ничего ненужно от взрослого кроме его внимания и его присутствия. Единственное, против чего он возражает, - это против своей «незамеченное™». Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается со стороны матери: она радуется самому факту его существования. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определил

как чувство «хорошо, что ты существуешь», проявляется здесь в чистом виде.

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца, так как:

  • благодаря личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как субъект общения;
  • складывается положительное самоощущение как первичная форма самосознания. Она проявляется в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь взрослого к себе, в его общей активности;
  • к концу первого полугодия появляется привязанность к близкому взрослому. Поэтому на этой стадии развития ребенок нуждается не в принципиальности взрослого, не в следовании его определенным воспитательным представлениям, а в постоянном выражении любви и заботы. Благодаря этому у младенца закладываются базовые составляющие чувства уверенности в себе, формируются базовое чувство «доверия к миру» (по Э. Эриксону), составляющие чувства уверенности и активной позиции к окружающим, к миру и к себе. Среди молодых матерей, а также некоторых нянь и воспитателей в Домах ребенка существует представление о необходимости отучать ребенка от крика и плача. В этой «псевдовоспитательной» ситуации требовательный плач при его игнорировании может через стадию «закатывающегося крика» переходить в беспомощное всхлипывание, а потом затихать. Единственным результатом такого воспитательного подхода является формирование опыта беспомощности и фиксация устойчивой пассивно-тормозимой установки с последующим избеганием контактов;
  • эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца и его отношение к предметному миру .

В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении на воспринимаемых предметах (причем сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы) (табл.3.1). Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденное™, постепенно совершенствуется: после 2-го месяца сосредоточение становится более длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может следить за их перемещением, появляется способность к различению простейших цветов. Развивается слуховое восприятие, появляется реакция на обращенные к нему слова. К 3-4 месяцам заканчивается совершенствование зрительного и слухового аппарата: ребенок не только видит и слышит, он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая среда не была однообразной и неинтересной.

Таблица 3.1

Развитие сенсорных и моторных функций ребенка на первом году жизни

Возраст в месяцах

Сенсорные и сенсомоторные акты

Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого

Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение

Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве

Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и захватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется

Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой» взрослым (активное внимание)

Захват игрушки сопровождается генерализовайными активными движениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает рукой по игрушке; узнает голоса близких

Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя

Окончание табл. 3.1

После 4 месяцев младенцы начинают активно познавать свое тело. Сначала они открывают для себя собственные руки и ноги и некоторые из движений, которые можно ими воспроизводить. К 4-5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т.е. общение со взрослым приобретает избирательный характер. Это позволяет им начать строить схемы «Я и другие».

Первый год жизни ребенка является подготовительным (до- вербальным) периодом к активной речи. В это время интенсивно складываются предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейшее речевое развитие. Особенности до- вербального общения оказывают мощное влияние на сроки возникновения и темпы развития речи в последующем периоде .

Подготовка к появлению речи идет двумя направлениями:

  • развитие понимания речи взрослых (пассивная речь), связанное с развитием фонематического слуха;
  • развитие предречевых вокализаций ребенка (активная речь), связанное с отработкой речевых артикуляций. Предречевые вокализации, входящие в состав комплекса оживления, наблюдаются уже первом полугодии: в 2-3 месяца выделяются короткие звуки - гукание, от 4 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки - гуление. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

Во втором полугодии происходит перестройка предречевых вокализаций, выражающаяся в снижении количества и изменении роли гуления и гукания, а также в нарастании числа лепет- ных звуков (комбинация гласных и согласных в произвольной форме), принимающих на себя основную функцию при голосовом общении детей с окружающими взрослыми .

Развитие вербальной функции происходит лишь в том случае, если прослушивание речи включено в контекст живого общения с реальным взрослым и если взрослый формирует у ребенка потребность в понимании речи и в активном владении ею, ставя перед ним задачи, требующие использования вербальной функции .

После 6-6,5 месяцев происходит первичное понимание слов взрослого, которое проявляется в умении связывать воспринимаемый предмет с его названием. С этого периода у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у него появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождаемые словами. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок протягивает ко взрослому ручки.

Примерно в 5 месяцев происходит важное событие - ребенок начинает целенаправленно тянуться и захватывать предметы. В детской психологии данное явление называется актом хватания. Л.Ф. Обухова отмечает, что это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Это движение первоначально организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вычленяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним внимание ребенка. Предметы, выделенные взрослым из окружающей среды, приобретают привлекательность и своеобразный интерес для ребенка. Он зрительно сосредотачивается на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони (у младенца кисть руки сжата в кулачок). В дальнейшем движения руки становятся более точными, направленными на цель, рука раскрывается, расположение пальцев зависит от того, какой предмет берет ребенок (мячик берется растопыренными пальчиками, шнурок - кончиками пальцев и пр.). С появлением акта хватания начинают формироваться образ предмета и предметное восприятие. Образ предмета возникает, когда есть практический контакт между изображением и предметом.

В 5-5,5 месяцев ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удержать игрушку. Все это стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы, получить которые можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов, игрушек.

Во 2-м полугодии ребенок больше не соглашается только обмениваться улыбками со взрослым, ему теперь надо сотрудничать с ним. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым . Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца своими умениями действовать с предметами. Основными средствами общения ребенка становятся предметные действия и локомоции: жесты, позы.

Постепенное изменение предмета общения требует новых способов воздействия на взрослого: так возникает (формируется) указующий жест ребенка. По поводу этого жеста Л.С. Выготский писал, что сначала указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые в воздухе, остаются висеть воздухе, пальцы делают указательное движение. Когда мать приходит на помощь ребенку и понимает его движение как указание, указательный жест становится жестом для других .

Важнейшее достижение первого полугодия - овладение схватыванием предметов - кладет начало манипулятивным действиям. Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету: ребенок их трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот, т.е. он еще не замечает способа действия с предметами, и вся его активность направлена на сам предмет - на его схватывание и удержание.

Поскольку эти действия с предметами не зависят от свойств предметов, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть все свойства предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а с двумя предметами (например, постукивание двумя погремушками).

В 9-10 месяцев малыша начинает привлекать не только действие, но и свойства предметов (мячик можно катить, из чашки пить, пирамидку строить...). Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде чем действовать, ребенок как бы исследует предмет (ощупывает, переворачивает, медленно двигает) и лишь потом применяет привычное манипулирование. Овладевая этими действиями, ребенок переходит к специфическим действиям с предметами. Сначала он выполняет действие одним показанным ему способом и на одни и тех же предметах. (Например, увидев, как мать «укладывает спать куклу», ребенок будет тянуться именно к этой игрушке и укладывать в этом же месте. Другая кукла его не устроит.) Осуществляя такого рода движения, малыш копирует (подражает) специфические действия близких и через эти действия приобщается к ним. Подражание ребенка взрослому на данном этапе еще не является предметным действием. Свидетельством этого может служить тот факт, что ребенок требует тот самый предмет, который находится в руках взрослого, а также характер самого выполнения действия (когда годовалый ребенок качает куклу - это всего лишь движение покачивания, а не воспроизведение действия «убаюкивания», так как кукла в руках ребенка может находиться в самом экзотическом положении).

Позднее, в начале второго года жизни, он пытается применить усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (например, толкает палочкой мячик, колесико, шарик). Появляется возможность переноса действия на сходные предметы. Это свидетельствует о начале новой деятельности - предметной, характерной для следующего возрастного периода.

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, самостоятельность ребенка резко возрастает. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости. Возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Если раньше окружающие предметы были привлекательными в руках взрослого, то теперь они влекут малыша независимо от взрослого. Если раньше все, что нужно малышу, исходило от взрослого, то теперь он сам может хотеть то, что не связано со взрослым. Ребенок обнаруживает собственные, независимые от взрослого желания, появляется «Я-желающий».

Прямохождение, как важнейшее психическое новообразование младенческого периода, является механизмом зарождения у ребенка новых потребностей. Возможность ходить открывает перед ребенком новый мир окружающих предметов, делает их доступными для познания. Новые объекты привлекают ребенка своей необычностью, непознанностью, возникает желание узнать (потрогать, рассмотреть...) эти предметы.

Так в недрах младенческого возраста зарождается новая потребность - потребность в познании предметов окружающего мира, которая будет развиваться и реализовываться уже в следующем возрастном периоде и в процессе другой ведущей деятельности.

Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. С 8-9 месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в это время у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Складывается так называемая автономная, понятная только близким речь. Она эмоционально окрашена, состоит из отрывков слов и имеет характер указательных жестов. Исследователи называют ее языком нянь. Если в первое полугодие речь воспринимается как передача эмоционального состояния, то к концу второго полугодия ребенок стремиться ее понять.

Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «Мы», и возникает автономность от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Начинает формироваться переживание ребенком себя как субъекта действия, которое приводит к кризисным проявлениям на рубеже первого года жизни.

  • По И.В.Шаповаленко. Возрастная психология. М., 2004. С. 170.

Первый год жизни – совершенно исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит человек за первые 12 месяцев своей жизни. Все, что происходит в это время, — все впервые: первая улыбка, первые игры, первые движения, первые слова, первые шаги.

Младенец уже при рождении обладает большим запасом инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Об этом говорилось в статье . Эти органические потребности обеспечивают выживание ребенка и не могут составить основу психического развития. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении, они постепенно отмирают, т.к. все формы поведения человека складываются прижизненно.

Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственное эмоциональное общение. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Так, у ребенка возникает новый тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
К 4-5-ти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно (в больнице, в детском доме), ребенок отстает в психическом развитии. До 9-10 месяцев у такого малыша бессмысленный, безразличный взгляд. Ребенок мало двигается, не стремится схватить попавшиеся на глаза игрушки, он вял и апатичен, не испытывает интереса к окружающему.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери – это показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «мы» (т.е. неразрывное единство ребенка и взрослого).

Гармоничность взаимодействия матери и ребенка составляет важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга.

Психическое функции и процессы, которые развиваются в течение первого года жизни:

1. Развитие ощущений.

Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др.

Ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивать голову в сторону источника звука. На 3-4 месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением.

Зрение у детей развивается медленно. Цвет ребенок начинает различать только на 5-м месяце жизни.

2. Развитие сенсорики.

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, у младенцев совершенствуется. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца ребенок уже активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Во втором полугодии новая задача зрения – направлять и регулировать поведение. Развивается тактильная чувствительность.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять потребность в новых впечатлениях.

3. Развитие восприятия.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия ребенка – константность, правильность, предметность и системность. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Дети учатся видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разным углом зрения. Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты.

На втором месяце жизни младенец реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека почти всегда ярко окрашены.

4. Развитие памяти.

Именно в течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная и вербальная. Эмоциональная память по некоторым данным есть уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ребенку ориентироваться в действительности.

В 7-9 недель появляется моторная память – ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты (начало будущих операций).

До 3-4-месячного возраста ребенок в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более 1 секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.

В 4 месяца у детей появляется образная память – сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев ребенок воспринимает то, что видел раньше.

В 8-12 месяцев ребенок выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ в долговременной памяти. К 1,5 годам формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. Таким образом, к концу 2-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

Появление образной памяти существенно влияет на общение ребенка и формирование его мотивационной сферы.

5. Развитие мышления.

К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

6. Развитие внимания.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители (например, при переходе от темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и др.)

Начиная с 3-го месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот.

Произвольное внимание начинает проявляться только к концу 1-го года жизни. Здесь большое значение имеет игра, т.к. в процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.

7. Развитие речи.

До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции. В это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов, а затем и первых слов.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки – гуканье. От 4 до 6 месяцев у ребенка формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочки певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

В 6-7 месяцев появляется лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания (повторяющиеся слоги, цепочки слогов), связанные чаще всего с действиями ребенка. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к самому себе.

Около года у ребенка появляется и его собственная, автономная речь. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. При этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а развитие внутренней речи – от предложения к слову. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.

Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт