Психические процессы примеры. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Внимание - направленность и сосредоточенность созн

25.04.2019

Современная психология считает, что психические процессы тесно связаны между собой и представляют единый комплекс, который называется "психика". К примеру, запоминание невозможно без восприятия, а - без мышления. Давайте более детально рассмотрим особенности психических процессов.

Психические познавательные процессы
  1. Ощущение . Отражает состояние внешней среды, которое воздействует посредством раздражителей на наши органы чувств. В головной мозг поступают нервные импульсы, в результате чего и формируются данный познавательный процесс.
  2. Мышление . Представляет собой процесс переработки информации в потоке течения мыслей, ощущений и образов. Оно может происходить в разных формах и в разном качестве. Стоит отметить, что бредовые мысли - это тоже продукт мышления.
  3. Речь . Предоставляет возможность общаться при помощи слов, звуков и других элементов языка. Она также может иметь разный характер и качество.
  4. Память . Способность воспринимать и сохранять только необходимую информацию. Наша память формируется постепенно. С развитием речи, человек может фиксировать вещи, которые он запомнил, поэтому процессы памяти тесно связаны с восприятием и речью.
  5. Восприятие . Формирование образов и явлений окружающего мира. Ситуация создается в голове человека на основе его знаний, настроения, фантазий, ожиданий и т.д. Каждая личность воспринимает информацию на основе собственного опыта, а потому так часто возникают споры.
  6. Сознание . Контроль над психическими процессами. Это внутренний мир человека, который дает возможность замечать внутренние желания, телесные ощущения, импульсы и т.д. Подсознание и бессознательное нельзя контролировать.
  7. Внимание . Система отбора информации, позволяющая воспринимать только значимую для нас информацию. Она помогает реагировать лишь на интересные или важные для нас вещи.
  8. Воображение . Погружение в свой внутренний мир и формирование соответствующих картинок. Этот процесс играет очень важную роль в творчестве и моделировании. Воображение строит образы на основе уже имеющихся представлений.

Психические эмоциональные процессы

  1. Эмоции . Быстрые и короткие элементы чувств. Эмоции и чувства употребляются в качестве синонимов. Эмоциональные состояния - это выразительные движения, которые позволяют передать то или иное отношение.
  2. Мотивация . Формирование внутреннего намерения, побуждения к действиям. Воля заставляет человека работать через преодоление, а мотивация - через внутреннее побуждение. Необходимо грамотно сочетать волю и .
  3. Проактивность . Человек не реагирует на внешнее воздействие, а сам оказывается его создателем. Он выбирает свои действия сам и запускает их. Таким образом, индивид опережает воздействие на себя и формирует у окружающих необходимые реакции.
  4. Воля . Способность человека помнить свои планы и сохранять силы для их выполнения, несмотря на трудности, отвлечения и помехи.

Нарушение психических процессов

Отклонение от нормы выражается в виде нарушения какого-либо из психических процессов. Очень часто нарушение одной функции влечет за собой изменения других. Причина патологии может быть вызвана каким-либо заболеванием. Довольно часто нарушение основных психических процессов происходит при таких заболеваниях, как:

Врач составляет клиническую картину, на основе которой назначает лечение. Этим занимаются психиатры и неврологи.

Ученые считают, что психика тесно связана с процессами макрокосмоса, поэтому на нее могут влиять различные факторы: погодные условия, вспышки в солнечной системе и т.д. Помните, что при желании человек вправе и в состоянии контролировать свои психические процессы.

Введение

Актуальность исследования. Проблема протекания психических процессов является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Психические процессы, их особенности в разные моменты жизни человека - это неиссякаемый источник психологических исследований. Психические процессы человека, разные их типы и особенности относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о психических процессах ещё крайне недостаточна. В связи с этим тема нашего исследования -- «Особенности протекания психических процессов у военнослужащих в бою».

Цель исследования: изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему психических процессов в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть различные подходы к изучению проблемы психических познавательных процессов в психологии.

3. Изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

Новизна исследования: проведение тестирования военнослужащих 433 группы ВФЭИ на разных этапах подготовки к выполнению боевой задачи, а также при различных условиях проведения тестирования.

Теоретико-методологические основы изучения психических процессов

Психические процессы, их сущность и классификация

Психические процессы принято относить к первичным психическим явлениям, служащим регуляторами психических состояний и поведения человека. Среди психических процессов выделяют три класса явлений: познавательные психические процессы, эмоциональные психические процессы, волевые процессы.

К психическим познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь и внимание. Среди психических процессов познавательные психические процессы занимают особое место. Благодаря ним человек получает информацию об окружающем мире, перерабатывает ее и формирует свое поведение.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия предметов и различных материальных процессов на органы чувств. Предметы, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия -- раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает в нервных тканях еще один процесс -- возбуждение, который по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, раздражение -- это процесс физический, возбуждение -- физиологический, а ощущение -- психический. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств раздражителя (предмета, воздействующего на органы чувств). Что означает «отдельных свойств»? Каждый предмет, воздействующий на органы чувств, обладает своими чувственными свойствами. В зависимости от перечня этих свойств тот или иной объект может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются свойствами раздражителя, воздействующего на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отображения отдельных свойств раздражителя.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям (характеристикам органов чувств) является правильной, хотя и не исчерпывающей.

Восприятие -- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие основывается на ощущениях. При этом каждое восприятие охватывает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладает целым рядом различных свойств, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать свое особое ощущение. Однако ошибочно считать, что такой процесс (от относительно простых ощущений -- к сложному восприятию) является суммированием отдельных ощущений. На деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, а также процессы осмысления увиденного, т, е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время в психологической науке существует несколько классификаций восприятия. Чаше всего его используются две следующие: классификация восприятия по основной модальности и классификация восприятия в зависимости от формы существования материи. Вторая классификация особенно важна для успешной деятельности военнослужащих на поле боя. Данное обстоятельство обусловлено тем, что все воспринимаемые предметы реальной действительности имеют определенные пространственные характеристики: форму, размеры, пространственное местоположение, движения и др. Поэтому восприятие любого предмета связано с оценкой её пространственных форм. Но при восприятии предметов существует вероятность ошибочного отражения в психике предметов окружающей действительности, что связано не только с состоянием психики самого человека, но и тех условий, в которых воспринимается предмет. В связи с этим восприятие предмета весьма часто сопряжено с риском иллюзии.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. При этом разногласия носят разнонаправленный характер.

Чтобы понять, какую роль внимание играет в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на некую группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо. Другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, будут восприниматься менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент не значимо, уходит на периферию сознания, или в его «боковое поле». Но следует отметить, что такое сравнение не вполне точно: можно смотреть на какой-либо предмет, но думать при этом совсем о другом. В этом случае «центральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.

Представление -- это психические образы предметов или процессов (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представлений лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько видов, или типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. те представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом опыте какого-либо предмета или процесса. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», данному выше, поскольку в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Все мы видели тундру на фотографиях, в кинокартинах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения, и на основе этого материала мы можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и ее (более или менее) творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление[, c. 51-60].

Память -- это процесс запечатления (записи), сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний, сведений, навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» психический процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все психические познавательные процессы в единое целое.

При рассмотрении памяти, как правило, выделяют четыре ее вида: образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память.

Образная память -- это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Двигательная память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память -- это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности, интересы, стремления и побуждения, достигаются ли личностью цели, насколько окружающая среда отвечает убеждениям личности, каковы ее отношения с окружающим миром.

Рассматривая процесс создания человеком нового, мы сталкиваемся с еще одним психическим феноменом. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока не существует в реальности, а основой создания подобного образа служит наш прошлый опыт, наши впечатления и представления, которые мы получили ранее, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс создания новых психических образов и получил название воображения.

Итак, воображение -- это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создания на этой основе новых представлений.

В процессе воображения человек мысленно расчленяет предметы и явления окружающего мира на составляющие их элементы, а затем по-новому, как правило, необычно, сочетает эти элементы, в результате чего в его сознании возникают новые связи и образования, новые образы предметов и явлений, новые мысли. Воображение может подразделяться на несколько видов. Каждый из видов воображения играет свою роль в деятельности военнослужащего. Например, мечта может выступать в качестве одного из основных мотивов деятельности. Мечта -- это образы желаемого будущего, являющиеся необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно выступает условием творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего, во втором это замена деятельности. Вариантом проявления и о го воображения могут быть грезы или дремотное состояние.

Воображение может быть непроизвольным (непреднамеренным). В этом случае небывалое сочетание образов и мыслей возникает в сознании человека независимо от его желания или вопреки ему, например, в полудремотном состоянии, состоянии переутомления и в сновидениях. Принято считать, что воображение может быть произвольным, когда оно возникает и протекает преднамеренно и бывает подчинено сознательно поставленной задаче. Существует и такой вид воображения, как творческое воображение, под которым понимается самостоятельное создание новых образов. Как правило, творческое воображение должно быть включено в деятельность, направленную на создание чего-либо принципиально нового, имеющего социальную ценность. Еще один вид воображения -- воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение позволяет воспроизводить в памяти образы по косвенной информации или описанию. Так, мы можем представить себе предмет, который никогда не видели, но о котором читали или слышали.

Ощущение и восприятия дают нам знание единичного -- отдельных предметов и явлений реального мира. Но этой информации недостаточно. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, он должен быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но откуда мы об этом знаем? Видимо, вследствие того, что у нас был соответствующий опыт, или же на основании рассказов родителей, друзей и знакомых о том, что будет, если поместить бумагу в огонь. Мы сделали логический вывод исходя из имеющейся информации. Но для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многогранный переход, от единичного к общему и от общего опять к единичному, осуществляется благодаря особому психическому процессу - мышлению. Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Речь -- это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. При этом одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек, в свою очередь, становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. При этом следует отметить, что любое значение слова -- это всегда обобщение. Поэтому мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, хотя это не абсолютно тождественные понятия. К основным функциям речи принято относить сообщение, обозначение, выражение, воздействие. С помощью речи мы излагаем свои мысли, высказываем свое отношение к предмету или явлению, о котором говорим. Но для успешной военно-профессиональной деятельности наиболее значима воздействующая функция речи.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В своем проявлении психика сложна и многообразна. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы,

2) психические состояния,

3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющее начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

1. Регуляторные:

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков;

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида.

2. Познавательные:

а) чувственные

Ощущение – простейший психич. процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителя на соответствующие рецепторы;

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Представление - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий ) путем его воспроизведения в памяти или в воображении .

б) логические

Мышление – высшая психическая функция, т.е. процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

3. Эмоциональные

Эмоции – психич. процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

4. Интегративные:

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка . Это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания.

Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Роль психических процессов в развитии личности велика, так как они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояния личности.

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Факультет психологии


Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

на тему: Основные психологические процессы


Выполнила: Березина Д.В.


Саратов 2011


Введение

1.Основные психологические процессы и состояния

2.Позновательные психологические процессы

2.1 Ощущения

2.2 Восприятие

2.3 Мышление

3. Универсальные психические процессы

3.1 Память

3.2 Внимание

3.3 Воображение

Заключение

Список литературы


Введение


Тема реферата - «Психологические процессы».

Психологические процессы присущи каждому человеку. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности.

Психологические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность - это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.


1. Основные психологические процессы и состояния


Традиционно в отечественной психологии принято выделять две группы психологических процессов.

Специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:

·ощущение - это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;

·восприятие - это восприятие предмета в целом, а также перцепция - восприятие изображения, объектов;

·мышление - это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

Неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы - память, внимание и воображение. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство «своего Я» во времени:

·память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

·внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

·воображение прогнозирует будущий опыт.


2. Познавательные психологические процессы


1 Ощущения


Итак, процесс познания - это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним из составляющих познавательного процесса.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.

Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т. д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих.

Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах - зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др.

Свойства ощущений

Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему.

Модальность - качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным. Прежде всего выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.

Локализация - пространственная характеристика ощущений, т. е. сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т. е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

Интенсивность - это классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивностиощущения является одной из главных в психофизике.

Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций. Задача - установить связь тела и души, предмета и ощущения, связанного с ним. Область раздражения вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы - значит есть область ощущения. Известны такие варианты основного психофизического закона, как логарифмический закон Г. Фехнера, степенной закон С. Стивенса, а также предложенный Ю. М. Забродиным обобщенный психофизический закон.

Продолжительность - временная характеристика ощущения. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы.

После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Появление последовательных образов можно объяснить явлением утомления сетчатки глаза.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, также могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т. е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков.


2.2 Восприятие


Представители психологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию - гештальт. Целостность - согласно гештальтпсихологии - это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами и т. д.

Выделяют основные особенности восприятия:

) целостность и структурность - восприятие отражает целостный образ предмета, который, в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений обобщенную структуру (мелодию целиком);

) константность - сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа приближаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная система корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием окружающего, и создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия - необходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире;

) предметность восприятия - это акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;

) осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано, таким образом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т. д., мы видим конкретный предмет - часы. Такое свойство восприятия называется категоризацией, т. е. отнесением воспринятого к определенному классу объектов или явлений. Особенно ярко эта связь восприятия с мышлением выступает при затрудненных условиях восприятия, когда последовательно выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к классу. В других случаях, по Г. Гельмгольцу, «срабатывают» бессознательные умозаключения; ощущение восприятие мышление память

5) активность. При процессе восприятия участвуют двигательные компоненты анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

) свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информативные свойства, части, элементы стимула. При этом используется и информация из памяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чувственным данным (апперцепция). В процессе формирования сам Образ и действия по его построению постоянно корректируются через Обратную связь, идет сравнение образа с эталонным.

Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта - конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием психической жизни человека.


2.3 Мышление


Например - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - соответственно - психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии - это определение вернее)


3. Универсальные психические процессы



Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно и пытаясь объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта - системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.


3.2 Внимание


Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.

Проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось исследование внутреннего опыта человека. Но пока основным методом исследования оставалась интроспекция, проблема внимания ускользала от психологов. Внимание служило лишь «подставкой», инструментом для их ментальных опытов. Используя объективный экспериментальный метод, В. Вундт обнаружил что простые реакции на зрительный и слуховой стимулы зависят не только от характеристик внешних стимулов, но и от отношения испытуемого к восприятию этого стимула. Простое вхождение какого-либо содержания в сознание он назвал перцепцией (восприятием), а фокусировку ясного сознания на отдельных содержаниях - вниманием, или апперцепцией. Для таких последователей Вундта, как Э. Титченер и Т. Рибо, внимание стало краеугольным камнем их психологических систем (Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995).

В начале века эта ситуация резко изменилась. Гештальтпсихологи полагали, что объективная структура поля, а не интенции субъекта определяют восприятие предметов и событий. Бихевиористы отвергали внимание и сознание как главные понятия психологии сознания. Они попытались совершенно отказаться от этих слов, так как ошибочно надеялись, что смогут разработать несколько более точных понятий, которые позволили бы, используя строгие количественные характеристики, объективно описывать соответствующие психологические процессы. Однако спустя сорок лет понятия «сознание» и «внимание» вернулись в психологию (Величковский Б. М., 1982).

Чтобы описать понятие «внимание», психологам потребовались десятилетия экспериментальной работы и наблюдений. В современной психологии принято выделять следующие критерии внимания:

) внешние реакции - моторные, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции;

) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением;

) увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным»;

) избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активновоспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов;

) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Этот субъективный критерий был выдвинут в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделялось на фокальную область и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания периферии сознания ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.

Не все феномены внимания связаны с сознанием. Замечательный русский психолог H. H. Ланге разделил объективную и субъективную стороны внимания. Он полагал, что в нашем сознании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психические явления темнеют или бледнеют, все менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени; субъективно же это значит быть сосредоточенным на этом впечатлении (Ланге Н. Н., 1976).

В рамках различных подходов психологи сосредоточиваются на тех или иных проявлениях внимания: на вегетативных реакциях селекции информации, контроле за выполнением деятельности или состоянии сознания. Однако если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению.

Внимание - это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием (Лурия А. Р., 1975).

В качестве основных свойств внимания выделяют направленность внимания на те или иные объекты и явления (в частности, внешнюю и внутреннюю), степень и объем внимания.

Степень внимания - это характеристика его интенсивности. В качестве субъективных переживаний оно оценивается


3.3 Воображение


Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Один толькоперечень способов продуцирования образов воображения показывает его тесную связь с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).

Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т. е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность).

В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.

Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении - меньше.

Наконец, с представлением воображение роднит наглядность образов, их можно отнести к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т. п.).

Основные функции воображения

Целеполагание - будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого.

Предвосхищение (антиципация) - моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого.

Комбинирование и планирование - создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка.

Замещение действительности - человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой.

Проникновение во внутренний мир другого человека - на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.


Заключение


В реферате нами рассмотрены две группы психологических процессов: специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление; неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы - память, внимание и воображение.

Так, ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.

Восприятие - это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоящем» немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».

Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний.

Воображение относится к «универсальным» психическим процессам. Воображение - это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.


Список литературы


1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998.

Немое Р. С. Общие основы психологии. М., 1994.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии.

Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.

Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М: Юрайт, 2004.

Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001.

Кулагина И. Ю., Колющий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Сфера, 2003.

Общая психология / Под ред. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2002.

Кожохина С. К Путешествие в мир искусства. М.: Сфера, 2002.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М: Независимая фирма «Класс», 2000.

Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб., 1999.

Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основные психические процессы

К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Психические процессы являются довольно устойчивыми образованиями, которые характеризуются латентным сензитивным периодом развития (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, воля, эмоции). На их развитие и формирование оказывают влияние внешние условия жизнедеятельности.

Ощущение . Первичный познавательный процесс, с помощью которого человек получает всю первичную информацию от внешней и внутренней среды, называется ощущением .

Ощущения как психический процесс отражают отдельные свойства объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы. Целостные, предметные восприятия складываются на основе ощущений, впоследствии порождая более сложные по своей структуре познавательные процессы, такие как представления, память, мышление.

Восприятие . Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого, называется восприятием . Его результатом является целостный образ предмета. Восприятие, в отличие от ощущений, всегда целостно и предметно. Восприятия человека содержат и понимание того, что воспринимается (различие с животными).

Выделяют полные и неполные восприятия, точные и ошибочные (иллюзорные), быстрые и медленные, глубокие и поверхностные. Качество восприятия зависит от чувствительности органов ощущений, опыта человека и его знаний, внимательности наблюдающего, способностей и умственного развития воспринимающего и т. д.

Все люди различаются скоростью восприятия – наименьшим временем действия раздражителя, вызывающего точное восприятие. Более сложный раздражитель увеличивает время его восприятия. Скорость восприятия можно увеличить упражнениями и тренировками.

Серьезное влияние на восприятие оказывает интерес. Восприятие всегда постоянно. Оно всегда осмысленно и, так или иначе, может быть выражено словами, поскольку познание в нем всегда дополняется имеющимся у человека опытом. Более нужные детали отражаются восприятием отчетливее, чем другие.

Избирательность восприятия зависит от объективных воспринимаемых свойств предмета и субъективной установки (в том числе апперцепции – зависимости восприятия от общего содержания психической жизни, от опыта, интересов, направленности человека).

Восприятие времени обобщает ощущения, связанные с длительностью, последовательностью, скоростью течения явлений внешнего мира и внутренними ритмами жизнедеятельности организма и чувств.

В основе восприятия пространства лежат зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. Они позволяют делать заключения о том, как относится тело человека к вертикали, как расположены объекты в пространстве и каково расстояние от одного объекта до другого.

Восприятие движения проявляется в восприятии пространственно-временного перемещения. Поскольку любое движение в пространстве описывается скоростью и направлением, то, следовательно, оценка движения зависит от восприятия интервалов времени.

Мышление и интеллект . Творчество . Мышление человека – это высший познавательный процесс, являющийся активной познавательной деятельностью и внутренним процессом планирования и регуляции внешней деятельности. Мышление позволяет определить сходство и различие предметов и явлений, установить между ними связи. Таким образом, мышление является обобщенным отражением действительности и осуществляется с помощью внутренней, свернутой речи.

Мышление объединяет несколько различных процессов. Это неразрывно связанные между собой анализ (разложение целого на части или выделение отдельных его свойств и сторон) и синтез (мысленное соединение частей); сравнение (установление сходства или различия между предметами и явлениями на основе анализа и синтеза при условии, что объекты сравниваются по одному основанию); обобщение (объединение предметов или явлений на основе выделения в них общего путем сравнения); классификация (группировка предметов или явлений на основе сходства и различия); абстрагирование (отвлечение от отдельных свойств предметов или явлений).

Мышление выступает в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие является отражением в слове или группе слов общих и значимых признаков предметов или явлений. Отражением связи между предметами или явлениями является суждение , то есть утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть утвердительными или отрицательными, условными или категоричными, истинными или ложными. Суждения лежат в основе умозаключений , представляющих собой вывод на основе ряда суждений. Суждения подразделяются на индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному) и по аналогии (от одних частных случаев к другим).

Выделяют три вида мышления: по форме, по характеру решаемых задач и по степени новизны и оригинальности .

В соответствии с формой можно назвать три типа мышления: наглядно-действенное (выполняемое благодаря практическим действиям), наглядно-образное (обусловленное образами и представлениями) и словесно-логическое (на основе применения понятий, обобщений, логических конструкций).

Второй вид мышления предназначен для решения теоретических либо практических задач.

Третий вид связан с осуществляемыми операциями – воспроизведением (репродуктивное) или созиданием (продуктивное, творческое).

Склонность к поисковой активности, отражению связей между различными явлениями и их свойствами демонстрирует наличие у человека познавательной активности . Мыслительные процессы характеризуются также гибкостью, подвижностью, которые проявляются в способности увидеть знакомый объект под другим углом зрения, обнаружить в нем новые свойства, предназначение, а также уметь переключаться с одного изучаемого явления на другое. Способность критически относиться к различным явлениям, самостоятельно, не оглядываясь на чужое мнение, принять решение, увидеть по-другому какое-то явление или объект называется самостоятельностью мышления .

Интеллектом называют:

1) саморазвивающийся и самонастраивающийся алгоритм обработки информации;

2) общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем, объединяя в этой категории все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение;

3) наличие у системы способности создавать в процессе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи;

4) систему ценностей личности.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию на основе анализа, классифицировать, выявлять связи и закономерности и т. д.

Развитие отдельных качеств интеллекта частично зависит от генотипа человека и широты его жизненного опыта.

Мышление тесно связано с творчеством, открытием нового. При этом творчество нельзя отождествлять с мышлением, поскольку оно является лишь одним из видов познания, а творчество вероятно и за пределами познания. Многие стороны творчества проистекают из реальных условий жизни человека, вплетая в этот контекст его предшествующий опыт, наблюдения за реальностью и окружающими людьми.

По мнению Я. А. Пономарева , творчество проходит несколько этапов. Сначала субъект без каких-либо достижений подбирает логические методы решения. Затем сознательные попытки отставляются и включается интуитивный уровень мышления. И наконец, решающий этап состоит в том, что человек должен снова осуществить логическую работу для реализации замысла.

Воображение . Особенность данного психического процесса заключается в его связи с деятельностью организма и принадлежности исключительно человеку. Кроме того, этот процесс называют самым «психическим» из всех психических процессов и состояний, поскольку ни в каком другом не отмечается идеальный и загадочный характер психики.

Механизм воображения, и в том числе его анатомо-физиологическая основа, не разгаданы по сей день. Оно существенным образом влияет не только на психические процессы и состояния, но и на организм человека.

Воображение дает человеку возможность творить, осмысленно планировать будущее и управлять своей деятельностью. Без воображения – двигателя человеческого творчества – не сложилась бы ни материальная, ни духовная культура людей, сохраняемые и передаваемые из поколения в поколение.

Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

В наибольшей степени работа человеческого воображения проявляется в научном и техническом творчестве, в литературе и искусстве.

К разновидностям воображения относят сновидения, галлюцинации, грезы, мечты, фантазии.

Мнемические процессы . Память . Помимо перцептивных и интеллектуальных познавательных процессов выделяют мнемические (от греч. «мнема» – память) процессы. Мнемические процессы рассматриваются как элементы познавательной активности человека, тесно связанные с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Основными процессами памяти являются: запечатление, сохранение и забывание, воспроизведение и узнавание. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны. Поэтому их часто именуют функциями психического процесса памяти, ранее считавшегося единым.

Память как психическое явление основана на генетической и физиологической форме материи. Память накапливает отражаемые воздействия реальности, переживания, мысли и произведенные действия в виде своего рода «следов», что является основой опыта, влияющего на формирование и осознание человеком собственного «Я». Узнавание или воспроизведение позволяют выяснить, сохранен ли этот материал в сознании.

У каждого из этих этапов памяти существуют свои характерные черты. При повторении воздействия (в процессе одновременно происходящего восприятия) какого-либо объекта на человека происходит узнавание . В отсутствие повторного воздействия (без одновременно происходящего восприятия) какого-либо объекта на человека проявляется воспроизведение . Человеческая память избирательна. Она отбирает только то, что необходимо человеку для решения насущных, значимых для него задач трудовой деятельности. Избирательность памяти напрямую связана с установкой – четкая и ясная постановка задачи должна конкретизировать цель запоминания. От установки зависит активизация оперативной (необходимой для выполнения конкретного действия) или долговременной (длительное время сохраняет в сознании то, что обеспечивает устойчивые знания, умения, привычки) памяти .

Различают несколько видов памяти:

1. Образная память (сохранение и последующее воссоздание образа ранее воспринятых объектов, называемых представлениями, мысленными моделями реальной деятельности).

2. Эмоциональная память направлена на запоминание, воспроизведение и узнавание чувств и эмоций, лежит в основе формирования привычек; она мотивирует действия и поступки человека.

3. Смысловая (словесно-логическая ) память состоит в запоминании и воспроизведении мыслей. Существует два варианта данного вида памяти:

а) сохранение в памяти лишь основного содержания (смысла) мыслей;

б) сохранение не только основного содержания, но и точной вербальной формулировки мыслей (заучивание наизусть).

По наличию или отсутствию мыслительных процессов в ходе запоминания различают несколько способов запоминания.

Механическое , которое может сформироваться только в результате многократных, стереотипных повторений (один из примеров – зубрежка).

Смысловое , называемое также логическим , отличается повышенной значимостью процессов мышления и является своего рода итогом сложной переработки материала путем формирования нескольких перекрывающих друг друга этапов. Такому типу запоминания помогает изложение своими словами сути материала.

Ассоциативное , характеризуется тем, что материал формально «связывается» с уже имеющимся. Его также называют мнемотехническим .

По участию волевого усилия запоминание делят на непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное).

Запоминанию противопоставляется забывание , которое позволяет освободить память от «информационного хлама», обобщать и, следовательно, лучше сохранять то, что человек когда-то запомнил.

Продуктивность памяти является переменной характеристикой, на которую в первую очередь влияет выбор способа (вида) запоминания.

Внимание . Это особое качество психики человека, которое не может существовать раздельно с мышлением, восприятием, работой памяти, движением. Внимание проявляется только при выполнении какого-либо вида работы. В связи с этим избирательную направленность сознания на решение поставленной задачи называют вниманием. Внимание проявляется в многообразных формах. С одной стороны, оно может быть направлено на работу органов чувств, и тогда речь идет о внимании зрительном, слуховом и т. п.; с другой стороны, внимание может быть направлено на процессы запоминания, мышления или двигательную активность. Выделяют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Кроме того, выделяют такие параметры внимания, как концентрация внимания (степень сосредоточенности на объекте), устойчивость (длительность сосредоточенности, умение не отвлекаться в течение какого-то отрезка времени), объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов), распределение (способность одновременно выполнять нескольких действий), переключение (способность переключаться, переходить от одного вида деятельности к другому). Для выполнения работы важными являются также параметры концентрации и устойчивости.

Внимание, как правило, выражается в движениях, в мимике или позе. Выделяют два вида внимания, исходя из происхождения и способов осуществления: произвольное и непроизвольное.

Генетически исходное, непроизвольное, внимание называют еще пассивным, или вынужденным, поскольку его возникновение и поддержание не зависят от целей, поставленных перед человеком. Его возникновение связывают с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти тесно связанные между собой причины можно разделить на три группы.

В первую группу относится сила (интенсивность) раздражителя, что определяет его характер и качество (громкие звуки, яркий свет, резкий запах, пространственная величина и форма предмета, новизна и необычность раздражителя). Здесь новизну следует понимать и как появление ранее отсутствовавшего раздражителя, и как изменение физических свойств действующих раздражителей, отсутствие известных, перемещение в пространстве.

Вторая группа включает внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека, и в первую очередь существующим у него потребностям.

В третью группу входят раздражители, связанные с общей направленностью личности, которая тесно связана с ее предшествующим опытом и чувствами; на основании этого опыт и чувства также включены в третью группу.

Произвольное внимание управляется осмысленной целью, тесно связано с волей человека и сформировалось как следствие трудовых усилий. Отсюда другое наименование этого внимания – волевое, активное, преднамеренное. Произвольное внимание отвечает за активное регулирование протекания психических процессов. В этом и состоит его основная функция.

В отличие от непроизвольного внимания, имеющего биологические основы, произвольное внимание базируется на социальных причинах. Оно тесно связано с речью: сначала ребенок подчиняется в своем поведении речевой инструкции взрослых.

Произвольное внимание, так же как и непроизвольное, связано с чувствами, интересами, предшествующим опытом человека. Но эта связь носит косвенный характер, в соответствии с сознательно сформулированными целями.

Существует еще один вид внимания, который выделяют не все психологии. Так называемое послепроизвольное внимание. Как и произвольное, оно носит целенаправленный характер и требует волевых усилий. Однако в данном случае по мере пробуждения интереса и осознания человеком важности работы значимость для него приобретают не только результат деятельности, но и ее содержание, процесс труда.

К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания .

Кроме того, вниманию присущи отвлекаемость и рассеянность .

Можно выделить внешнюю и внутреннюю отвлекаемость .

Рассеянность связана с неспособностью человека сосредоточиться на чем-то определенном в течение длительного времени. Выделяют мнимую и подлинную рассеянность .

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 6. Психические познавательные процессы Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться,

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Глава 2. Психические познавательные процессы Ощущения Запахи - причина нашей приязни или неприязни к другому человеку Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все существующее в природе имеет свой запах - камни,

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ЛЕКЦИЯ № 2. Психические процессы 1. Деятельность 1. Психологическое строение деятельности человека.2. Основные виды деятельности человека.3. Умения, навыки, привычки.1. Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Глава 4. Мозг и психические процессы Чтобы лучше понять строение психических процессов человека и законов их протекания, следует прежде всего ознакомиться с тем, как построен основной орган психической деятельности - человеческий мозг и как относятся к нему психические

Из книги автора

Глава 4 Эмоциональные психические процессы § 1. Понятие об эмоциях Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.Эмоции (от фр. emotion - чувство) - психический

Из книги автора

Глава 5 Волевые психические процессы § 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для

Из книги автора

Из книги автора

Основные психические процессы К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.Психические процессы являются довольно устойчивыми образованиями, которые характеризуются латентным сензитивным



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт