Возрастные закономерности изменения познавательной сферы. Поздняя зрелость. Психологические особенности возраста

23.03.2019

Одно из главных из­менений познавательной способности в поздней взрос­лости - это снижение скорости выполнения физиче­ских и умственных операций. У по­жилых людей возрастает время реакции, замедляется об­работка перцептивной информации и снижается ско­рость когнитивных процессов. Отчасти эта медлитель­ность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Немного потренировавшись, пожилые люди часто в со­стоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить прежнюю скорость.

Память По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информа­ции, чем молодые. В среднем, их объем восприятия не­сколько меньше, особенно когда два события происхо­дят одновременно. Согласно работам, по­священным изучению процессов заучивания и воспро­изведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффектив­ность организации, повторения и кодирования запоми­наемого материала. Однако после тщательного инструк­тирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается до­стичь уровня молодых взрослых

Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие за­кономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память;образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при ме­ханическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

У стариков проявляется жизненная мудрость. Согласно Балтесу, можно выделить пять основ­ных свойств мудрости. Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопро­сов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни. Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отра­жаемый в мудрости, исключительно высок. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в осо­бых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и используется как ради лично­го благополучия, так и для пользы человечества. В-пя­тых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство лю­дей распознают ее без труда.

Психологические характеристики и особенности личностного самоопреде­ления отдельных периодов старости по Н.С. Пряжникову:

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пен­сию) - это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующими положениями.

1)

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возмож­ность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение ак­тивной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой сторо­ны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».

/Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе.

2) Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профес­сиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую па­мять» на работе.

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «раз­рываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).

концу предпенсионого периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это, прежде всего, освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1) Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраня­ются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответ­ственно со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам).

Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественни­ки сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обза­водятся новыми «деловыми» контактами).

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у кото­рого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей ха­рактеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2) Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах действительности (в воспитании внуков, домаш­нем хозяйстве, хобби, новых отношениях, общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»).

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение ра­боты по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работа­ющего пенсионера значительно повышается чувство собственной зна­чимости.

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста.

Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1) Социальная ситуация развития:

  • Общение в основном с такими же старцами.
  • Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свобод­ное время старика, либо просто «опекают» его.
  • Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в об­щественной деятельности (или даже в продолжающейся профессио­нальной деятельности).
  • Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интим­ность и становятся более обобщенными».

2) Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственно­го достоинства, согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полез­ное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей дея­тельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приоб­щении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

По данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Как бы там ни было, большинство умственных навыков остаются относительно сохранными. Широкомасштабные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим и настолько серьезным, как считалось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Их провоцируют другие факторы, такие, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Но когда когнитивное снижение действительно происходит, например, снижение скорости обработки информации в процессе познания, имеют место и соответствующие компенсации, так что любая потеря почти не влияет на повседневную жизнь.

Скорость выполнения операций. Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости - это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то конкретным навыком. Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий на проверку памяти показывает, что 30- и 70-летние выполняют их с разной скоростью. Однако у старых людей есть возможности компенсировать потери в скорости - и они их активно используют.



Память

Сенсорное хранилище. Сенсорное хранилище - это очень кратковременная зрительная или слуховая память, удерживающая поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины этого еще не вполне ясны. Возможно, у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Может быть, у них снижается избирательность внимания или способность к распознаванию. А может быть, у них просто ниже мотивация, необходимая для успешного выполнения задач, требующих повышенной точности. В любом случае, незначительная утрата сенсорной памяти, наблюдаемая в старости, вряд ли будет очень заметна в повседневной жизни. Исключения составляют дорожные знаки, распознавание которых может вызывать некоторые сложности у пожилых водителей.

Первичная память (кратковременная память). Первичная память - хранилище с ограниченным объемом. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях». Большинство исследований не обнаружило существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей.

Вторичная память (долговременная память). По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, как показывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Согласно работам, посвященным изучению процессов заучивания и воспроизведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка. Но что является причиной этих различий: уменьшение объемов памяти или изменение процессов запоминания и припоминания? В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако после тщательного инструктирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше. Даже самые старые (те, кому около восьмидесяти) выигрывают от такой тренировки.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Согласно некоторым исследованиям, в которых сравнивалась память старых и молодых людей, обучение на самом деле только увеличивает разрыв в результатах, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам. Это позволяет заключить, что резервные возможности развития у пожилых людей меньше, чем у молодых взрослых, по крайней мере в том, что касается определенных навыков. Короче говоря, старые люди имеют меньше возможностей для совершенствования, или, по-другому, обладают меньшей пластичностью.

Третичная память. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. В самом деле, согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Это особенно касается исторических событии, в которых старики непосредственно участвовали, а молодые взрослые узнали о них только из вторых рук. Следует также отметить, что пожилые люди, как и все остальные, различаются по уровню мнемических способностей. Более образованные люди обычно лучше выполняют тесты памяти. А люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют эти тесты лучше тех, кто им не занимается.

В общем в таких видах памяти, как сенсорная, первичная (кратковременная) и третичная (на отдаленные события), сколько-нибудь существенных возрастных различий у взрослых людей не обнаружено. Такие различия обнаружены во вторичной (долговременной) памяти, но и они зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом. Пожилые люди, действительно, могут показать плохие результаты в тестах памяти, если для выполнения заданий требуется применение непривычных приемов организации и повторения запоминаемого материала. Большинство из них, однако, улучшит свои результаты после обучения этим приемам. Кроме того, память пожилых людей избирательна: более интенсивный и значимый материал они запоминают легче.

Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, часто верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

  • II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  • III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • III. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • IV этап. Трудности поддержки и развития таланта и одарённости.
  • PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  • Что касается познавательного развития, большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости - снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. Они чаще стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть непривычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Пожилые люди могут действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то навыком. Однако они могут компенсировать недостаток быстроты реакции за счет опыта. Потренировавшись, пожилой человек в состоянии почти полностью восстановить прежнюю скорость реакций.

    Исследования показывают, что в позднем возрасте немного ухудшаются функции сенсорной памяти, которая удерживает поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. Их объем восприятия несколько меньше, особенно, когда два события происходят одновременно. Возможно, это происходит, потому что у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Первичная память, которая делает возможным осознанное переживание информации, остается без изменений. Во вторичной, долговременной, памяти, наблюдаются очевидные изменения. Пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно, или может пригодиться в жизни. Они с трудом запоминают бесполезные списки слов, но могут продемонстрировать прекрасный результат при пересказе разбитого на параграфы текста. Пожилые обычно лучше выполняют задания, если получили инструкции по классификации и организации запоминаемого материала. Однако даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Третичная память (на отдаленные события), видимо сохраняется у пожилых людей почти полностью. Пожилые люди различаются по уровню мнемических способностей. Образованные лучше выполняют тесты памяти, а люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют тесты лучше тех, кто им не занимается.



    Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Распространенность деменции в старости сильно преувеличена. Не являясь неизбежной, сенильная деменция, попадающая в разряд органических заболеваний мозга, поражает 3-4% людей старше 65 лет. Частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде (до 47% после 85 лет).

    К косвенным причинам снижения интеллектуального уровня относятся психологические ожидания, психическое здоровье, физическая форма, пищевая недостаточность, употребление алкоголя в течение длительного времени, лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые при самолечении, интеллектуальная бездеятельность.

    Многие выдающиеся и обычные люди в старости успешно справляются с ухудшением познавательной способности. По мере того как они осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация "Я". Уровень интеллекта физически здорового пожилого человека, видимо, может быть значительно выше предполагаемого. Однако несправедливые вердикты, которые обычно выносятся старым людям, могут существенно повлиять на их душевное состояние и привести к занижению самооценки и свойств личности. Поэтому в Китае, где, в отличие от западных стран (на идеалы которых сейчас во многом ориентирована и Россия), согласно вековым традициям старость уважают и почитают, пожилые люди даже убеждены, что обладают более острой памятью, чем молодые. В то же время результаты тестирования показывают приблизительно одинаковый уровень развития памяти у китайских пенсионеров и у американских.



    Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные суждения по жизненно важным вопросам. Мудрость - это когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект, и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека. Согласно П.Б.Балтесу, существуют две причины, по которым с возрастом может увеличиться объем и повышаться качество знаний, связанных с мудростью человека. Во-первых, для полного понимания и использования, усиливающих мудрость факторов нужен многолетний опыт поведения в различных ситуациях. Во вторых, когда люди стареют, у них развиваются благоприятствующие проявлению мудрости свойства, включая генеративность, связанные с личностным и когнитивным ростом.

    Тот факт, что мудрость накапливается именно по прошествии лет, делает опыт старших поколений невообразимо бесценным. Житейские знания пожилых, несмотря на быстро меняющиеся условия современной жизни, могут и должны найти себе применение. Особенно это касается общения стариков и детей. Далеко не все старики закосневают в своих взглядах, и далеко не все подростки, а тем более дети других возрастов категорически против усвоения опыта старших. К тому же, не зря ведь народная пословица гласит: «Старый, что малый». Порой дети лучше понимают стариков, чем людей среднего возраста.

    Несмотря на то, что в старости снижаются уровень запоминания и мыслительных способностей, быстрота запоминания, это не исключает возможности обучения. Более того, для пожилых людей характерны большая выносливость в достижении цели, он может использовать опыт для нахождения готового решения вместо поиска нового. Психическое обогащение в старости не происходит автоматически, как это было раньше, оно требует высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой. Для сохранения достаточно высокого уровня интеллекта в старости чрезвычайно важно сохранение мотивов для получения информации.

    В целом нужно отметить следующее.

    Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта.

    Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию.

    Пожилой человек обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым.

    Рассматриваемые вопросы:

    1. Когнитивные способности пожилых людей.
    2. Особенности памяти пожилых людей.
    3. Особенности мышления лиц пожилого возраста. Причины снижения интеллектуальных функций.
    4. Когнитивные способности детей-инвалидов.

    Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

    В повседневной жизни большинство людей склонны считать, что разум стариков слабеет. Например, если молодой человек не может вспомнить, куда положил свою вещь, то никто не видит в этом ничего страшного, но если подобная невнимательность замечена за стариком, окружающие оценивают это как проявление старческих изменений и называют склерозом.

    Какие же изменения в познании на самом деле происходят в преклонном возрасте и каковы причины и характер снижения когнитивных способностей у пожилых людей?

    В настоящее время в научной литературе существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Многие исследователи, изучавшие проблему изменения когнитивных характеристик людей, достигших пожилого возраста, считают, что большинство умственных навыков остаются относительно сохранными.
    Так, широкомасштабные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим как считалось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Они в большей степени обусловлены другими факторами, такими, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов.

    В то же время никто не отрицает, что при достижении человеком периода поздней взрослости действительно происходит определенное снижение уровня его когнитивного развития. Например, наблюдается уменьшение скорости обработки информации в процессе познания, а также скорости механического запоминания. Однако когда это происходит, то начинают функционировать соответствующие компенсации. В результате почти любая потеря определенных когнитивных характеристик практически не влияет на повседневную жизнь человека.

    Одно из главных изменений познавательных способностей человека в период поздней взрослости — это снижение скорости выполнения физических и умственных операций.

    Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

    Некоторые исследователи объясняют данное явление отчасти тем, что медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека. Так, известно, что пожилые люди больше, чем молодые, ценят точность. Поэтому, вероятно, при психологическом тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть менее привычными некоторые типы заданий, используемых при проведении современного психологического тестирования.

    Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

    Перцептивная информация — информация об объектах и явлениях реальной действительности, полученная в результате их восприятия индивидом.

    Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

    Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий на проверку памяти указывает на то, что 30- и 70-летние люди выполняют их с разной скоростью.

    При относительно простых когнитивных задачах, таких, как сравнение (по памяти) размеров различных предметов, пожилым людям для выполнения задания требуется примерно на 50% больше времени, чем молодым. Когда задачи усложняются, пожилым людям требуется уже в 2 раза больше времени для успешного выполнения задания, чем молодым.

    Однако проводимые исследования, посвященные изучению особенностей когнитивной сферы людей, достигших периода поздней взрослости, говорят о том, что у пожилых людей есть возможности компенсировать потери в скорости выполнения операций, немного потренировавшись, пожилые люди часто оказываются в состоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить прежнюю скорость.

    Пожилые люди способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины данного явления пока остаются невыясненными. Некоторые авторы полагают, что это явление, скорее всего, обусловлено тем, что хуже работают зрительная и слуховая системы. Вероятно, у пожилых людей в процессе старения происходит снижение избирательности внимания и способности к распознаванию отдельных признаков предметов.

    Первичная память, как хранилище с ограниченным объемом информации. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях», например, только что увиденная на ценнике стоимость товара, который человек собирается купить. Поэтому ее называют рабочей памятью. Первичную память в отечественной психологии называют оперативной, поскольку обеспечивает выполнение ситуативной задачи.

    В большинстве исследований, посвященных возрастным изменениям первичной памяти, не было обнаружено каких-либо существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей. Поэтому принято считать, что старение не затрагивает функции первичной памяти.

    Вторичная память является более долговременным видом памяти. По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, наблюдаются очевидные возрастные различия. Однако до настоящего времени нет ясного представления о том, что является причиной этих различий: истинное уменьшение объема памяти или изменение процессов запоминания и воспроизведения? Сохранность функций памяти пожилых людей в значительной степени зависит от особенностей той деятельности, которой они занимаются. Пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни.
    Третичная память — это память на отдаленные события, у пожилых людей это могут быть воспоминания о событиях детства или ранней юности.

    Этот вид памяти у пожилых людей, по всей видимости, сохраняется практически полностью, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем более молодые люди. Это особенно касается событий, в которых старики непосредственно участвовали.

    Существуют индивидуальные различия в функционировании памяти разных людей пожилого возраста. Более образованные люди обычно лучше имеют лучшую память, чем их менее образованные сверстники. То есть, различия прежде всего зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом, а скорее всего обусловлены особенностями деятельности, которой занимались и занимаются люди в период поздней взрослости.

    С возрастом у пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление, а логическая память сохраняется. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание все равно сохраняется лучше, когда запоминаются образы, связанные со смыслом, нежели когда они не несут в себе смысловой нагрузки. Таким образом, основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

    Механическое запечатление — вид запоминания, который заключается в многократном повторении материала до его запоминания от начала и до конца, без использования специальных приемов и алгоритмов для упрощенного или ускоренного запоминания.
    Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей.

    Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д.
    Смысловая память — память на мысли, в том числе на смысл полученной информации.

    Несмотря на превосходство памяти, молодые люди проигрывают пожилым в определенных сферах мышления, особенно в таком аспекте, как мудрость.

    Мудрость — это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

    Мудрость — это когнитивное свойство человека, в основе которого лежит культурно-обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека.

    Мудрость человека обладает рядом когнитивных свойств:

    1. мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов, которые чаще всего касаются смысла жизни и состояния конкретных людей;
    2. уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок;
    3. знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в особых ситуациях;
    4. мудрость сочетает в себе ум и добродетель и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества;
    5. хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

    Таким образом, поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы человека. Однако говорить о том, что у всех лиц, достигших данного возраста, динамика развития когнитивной сферы (в процессе которой формируются признаки мудрости) имеет одинаковый характер, было бы неверно. К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с противоположным явлением — снижением познавательной деятельности пожилого человека.
    Причины снижения интеллектуальных функций. Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми или косвенными.

    К прямым причинам снижения интеллектуальных характеристик относятся заболевания мозга, например, болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.

    К косвенным причинам относятся: общее ухудшение здоровья человека, низкий уровень его образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.

    Среди причин, обусловливающих снижение интеллектуальных характеристик человека, ведущее место занимает деменция — приобретенное слабоумие. Этим термином обозначают целый комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, связанные с наступлением старости.

    Прежде всего, следует отметить, что деменция не является неизбежной. Так, сенильная деменция, относимая в разряд органических заболеваний мозга, поражает только 3-4% людей старше 65 лет. К сожалению, в процессе старения человека риск возникновения данного заболевания увеличивается: среди людей в возрасте от 75 до 84 лет, проживающих в домах престарелых, примерно 20% страдают болезнью Альцгеймера, одной из форм деменции. После 85 лет число случаев сенильной деменции достигает 47%.

    У людей, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракций. Им недостает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают и не способны уделять должное внимание тому, что происходит вокруг них. Иногда они плохо помнят недавние события. Так, человек, страдающий деменцией, может ясно помнить события своего детства, но не в состоянии припомнить то, что случилось час назад. Из-за этих симптомов умственного распада старый человек часто оказывается не в состоянии следить за собой и справляться с элементарными гигиеническими процедурами.
    Часто суждение о наличии «старческого слабоумия» у человека преклонных лет выносится ошибочно. Неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или страхом, могут нарушать мыслительный процесс не только у пожилых, но и у молодых людей. Заболевания сердца или почек, вызывающие изменение нормального ритма организма, обмена веществ, что также может отражаться на способности ясно мыслить. Спутанность сознания, сонливость могут вызываться лекарственными препаратами, используемыми для лечения некоторых заболеваний. В каждом из таких случаев при правильном лечении соматической болезни или эмоционального расстройства у человека исчезают симптомы, напоминающие проявление старческого слабоумия.

    Старые люди, проживающие в домах престарелых, «выключены» из общественной жизни, лишены возможности общения со своими родными и близкими или, по крайней мере, общаются редко, не ощущают своей значимости для других людей и т. д. Все это приводит к снижению их мотивации к проявлению активности, в том числе и в познавательной деятельности. Вероятно, среди людей пожилого и престарелого возраста, живущих в семье или продолжающих вести относительно активный образ жизни, распространенность деменции существенно ниже. Вполне вероятно, распространенность деменции среди старых людей во многом обусловлена особенностями культуры того или иного общества, в том числе особенностями отношения к лицам преклонного возраста.

    Таким образом, среди причин, обусловливающих старческое слабоумие, очень много субъективных, в том числе психологических.
    На самом деле лишь около 50% людей с диагнозом «старческое слабоумие» страдают болезнью Альцгеймера — подлинной болезнью, связанной с разрушением мозговых клеток. Еще примерно 30% перенесли серию микроинсультов, повредивших мозговые ткани.

    Существуют косвенные, но достаточно объективные факторы, вызывающие ослабление интеллектуальных функций человека. К их числу относятся: физическая форма старого человека; пищевая недостаточность, приводящая к анемии; злоупотребление алкоголем, лекарственные средства и др.

    Снижение интеллектуальных функций в процессе старения не является строгой закономерностью. Очень часто люди сохраняют свою работоспособность даже после достижения 70-летнего рубежа. Причем эти случаи не единичные, а скорее носят массовый характер.

    После 70 лет успешно работали многие известные ученые — П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Иммануил Кант, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головногомозга» — в 77 лет (а всего Иван Петрович прожил 87 лет). Среди писателей и поэтов большим творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: В. Гюго, Вольтер, Бунин Иван Алексеевич, Бернард Шоу, Иоганн Гете, Толстой Лев Николаевич. Чем же обусловливается динамика когнитивных характеристик у людей, достигших возраста поздней взрослости? Вероятно, причины, обусловливающие динамику развития когнитивной сферы, связаны как с объективными, так и с субъективными факторами. Причем субъективных факторов намного больше, чем объективных.

    Объективные факторы. К ним следует отнести, прежде всего, наследственность, поскольку в основе большинства «истинных заболеваний» человека преклонных лет лежит именно наследственная предрасположенность. В эту же группу следует отнести и случаи инвалидизации, наступившей вследствие несчастных случаев.

    Субъективные факторы. Факторы, входящие в эту категорию можно разделить на три группы: физические, социальные, психологические.

    В число физических факторов входят физическая форма человека, состояние его соматического и психического здоровья, обусловленное образом жизни. Почему данные факторы необходимо отнести к субъективным? Потому что физическая форма человека во многом зависит от того, насколько человек осознает необходимость поддержания физической формы и предпринимает ли конкретные шаги к реализации своих целей. Регулярное занятие физической культурой, физические нагрузки могут способствовать поддержанию необходимой физической формы человека. В свою очередь это в значительной степени обусловливает состояние соматической сферы пожилого человека. Кроме этого, известно, что курение и злоупотребление спиртными напитками приводит к угнетению нервной системы человека и снижению его интеллектуальных характеристик.

    К числу социальных факторов необходимо отнести уровень образования и деятельность, которой занимался человек в предыдущие годы своей жизни. Известно, что люди с высшим образованием и высоким уровнем культуры имеют больше шансов сохранять активность после достижения преклонного возраста, поскольку многие из них после выхода на пенсию сохраняют стремление к познанию. Это особенно справедливо в отношении людей интеллектуального и творческого труда.

    Многолетняя привычка и сформированность познавательной направленности «заставляет» их и после прекращения официальной деятельности заниматься саморазвитием. Поэтому большинство истинных ученных практически не замечают изменения официального статуса при достижении пенсионного возраста. Они по-прежнему пользуются авторитетом, уважением и продолжают активную творческую жизнь. В свою очередь, высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. Так, к числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. Кроме этого, творческая личность ориентирована на полезность не только отдельным людям, но и обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ориентация на будущее, на социальный прогресс. Для творческой личности также характерно стремление к самореализации и самовыражению.

    Таким образом, подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

    В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер.

    В современном мире сохраняется неуклонный рост детской инвалидности, которая отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200,8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. По оценке МЗиСР РФ, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в большинстве российских семей. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2-1,7 раза.

    К причинам упомянутого роста следует также отнести введение в 1995 году в российскую педиатрическую экспертную практику Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, значительно расширившей показания к установлению статуса «ребенок-инвалид». Поэтому с 1996 г. наблюдался резкий подъем уровня детской инвалидности в РФ, который в дальнейшем после некоторой стабилизации вновь начал расти по причине действия неблагоприятных закономерностей в состоянии здоровья детского населения. Подобная ситуация также наблюдалась в других странах-членах ВОЗ, ранее перешедших на вышеуказанную классификацию.

    Ведущие места в системе инвалидности занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62-69,5%. Группа инфекционных и соматических болезней в целом составляет, по различным данным, 21,5-34,5%. В последние годы отмечена возросшая роль болезней эндокринной системы (за счет сахарного диабета), злокачественных новообразований, особенно у подростков.
    Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей.

    В зависимости от возраста в структуре инвалидности по обусловившим ее заболеваниям 1-е место занимает разные классы болезней:

    • у детей 0-4 лет лидируют врожденные аномалии развития. Затем следуют болезни нервной системы и психические расстройства, болезни костно-мышечной и эндокринной систем, причем в этом возрасте структура инвалидности у мальчиков и девочек аналогична;
    • среди детей 5-9 лет причиной инвалидности чаще являются болезни нервной системы, психические расстройства (за счет умственной отсталости), а также — аномалии развития и болезни глаз. На 5-м месте у мальчиков стоят болезни уха, у девочек — заболевания органов дыхания;
    • у подростков 10-14 и 15-17 лет превалируют психические расстройства, в том числе умственная отсталость, возрастает роль психозов. На 2-м и 3-м месте — болезни нервной системы и врожденные аномалии развития соответственно. Последующие места занимают болезни глаза и эндокринной системы.

    Нарушения интеллектуального и физического развития приводят к различным ограничениям жизнедеятельности ребенка-инвалида.

    Факторы риска.

    1. По мнению экспертов ВОЗ, наибольшую угрозу здоровью как в развивающихся, так и в экономически развитых странах, представляют последствия бедности. Более трех четвертей людей с ограниченными возможностями имеют низкий уровень жизни.
    2. Среди социально-гигиенических факторов отмечаются неблагоприятные условия труда женщин, низкая медицинская активность семьи, отсутствие нормальных условий, позволяющих вести здоровый образ жизни. Между тем здоровье семьи и её членов на 40-50% определяется именно образом жизни.
    3. Неблагоприятными факторами в этом отношении являются психосоциальный стресс, нерациональное питание, низкая физическая активность, вредные привычки. У родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, процент рождения детей с аномалиями развития значительно выше, чем в здоровых семьях.
    4. Большую роль играют отягощенная наследственность, рост экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью.
    5. Инвалидизация детей на 60-70% обусловлена патологией течения беременности и родов. Недоношенность и низкая масса тела при рождении повышают риск развития нарушений со стороны нервной системы, в том числе детского церебрального паралича, слепоты, задержки умственного развития, эпилепсии.

    Состояние физического и нервно-психического развития, заболеваемости детей-инвалидов имеет свои отличия. Доказана прямая зависимость между соматическим состоянием ребенка и уровнем его физического развития. Следовательно, основное влияние на физическое развитие детей оказывают тяжесть имеющегося хронического заболевания и время его возникновения. В связи с этим, у ребенка-инвалида не следует ожидать высоких показателей физического развития. Число детей с отставанием в нервно-психическом развитии с возрастом растет — с 46,1% (у дошкольников) до 50,1% (у детей 10-15 лет).

    Инвалидизация ребенка происходит в результате значительного ограничения его жизнедеятельности в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Это приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка и накладывает ограничения не только на проявление личности ребенка-инвалида, но и на ее формирование.

    Для детей с когнитивными нарушениями особое значение имеет система дополнительного образования, предоставляющая возможность войти в среду нормально развивающихся детей.

    Когнитивные нарушения сопровождают следующие заболевания: детский церебральный паралич; гидроцефалия различной степени выраженности и этиологии; менингиты различной этиологии; энцефалиты различной этиологии; инсульты различной степени поражения; различные травмы головного и спинного мозга; расстройства психологического развития (специфические расстройства развития речи и языка; специфическое расстройство речевой артикуляции; умственная отсталость в сочетании с нарушением развития речевой функции (расстройство экспрессивной речи и рецептивной речи); детский аутизм; специфические расстройства развития учебных навыков; смешанные специфические расстройства психологического развития; легкое когнитивное расстройство); другие уточненные и не уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью; расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга; нарушение активности и внимания.

    При ДЦП нарушается моторное развитие ребенка, возникает комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место занимает нарушение когнитивных функций (познания), перцепции (восприятия), могут быть поведенческие нарушения, эпилептические проявления

    Ранний детский аутизм встречается в 2–4 случаях на 10 тыс. населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10 тыс. населения. Это расстройство чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь в период старения человека претерпевают значительные изменения.

    У пожилых людей ухудшается работа слухового анализатора, причем это ухудшение носит избирательный характер. Наибольшие изменения происходят в высокочастотном диапазоне (4000-16000 Гц.). После 40 лет у человека снижается громкостная чувствительность. В диапазоне средних частот, где располагаются речевые звуки, отмечаются незначительные ухудшения. А вот низкочастотные звуки (30-200 Гц) человек даже в глубокой старости воспринимает практически без изменений.

    Снижается острота и поле зрения. С разной скоростью происходит снижение цветовой чувствительности. Быстрее всего она ослабевает на красный и синий цвет, медленнее на зеленый, и практически не изменяется на желтый. Изменяется сенсорная (кожная) чувствительность. Сила и качество ощущений боли, тепла, холода у пожилых людей снижается. Они не ощущают боли от уколов, легко удерживают в руках чашку с горячим чаем, зимой не одевают на руки перчатки или варежки. Дольше всего сохраняют чувствительность кисти рук и локти.

    У пожилых людей наблюдается изменения памяти. В возрасте 70-90 лет особенно страдает механическое запечатление. Запоминание логически малосвязанного материала представляет для пожилого человека непосильную задачу. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная память. Основой прочности памяти в позднем возрасте являются смысловые связи. Страдает также кратковременная память. Человек не может вспомнить то, что было вчера. В тоже время долговременная память позволяет ясно вспоминать события давно минувших дней.

    В целом нарушения памяти приводит к ослаблению интеллекта в позднем возрасте. Ослабление интеллекта с возрастом проявляется в замедлении восприятия, уменьшении объективности мышления, в косности суждений. Преобладают категоричные суждения, окрашенные субъективным опытом. Пожилой человек стремиться всегда подвести их под верного или неверного.

    При исследовании мыслительной деятельности пожилых людей было отмечено прогрессивное падение способности рассуждать на абстрактном уровне, проводить сравнения, создавать новые понятия. У пожилых людей появляется большая осторожность в формировании новых идей, поэтому им требуется больше времени, чем молодым, чтобы прийти к тем же самым выводам.

    Исследователи подчеркивают, что в период геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития вербальных (информированность, словарный запас) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становиться выраженным к 40 годам. Между тем вербальные функции с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня в 40-70 лет. Речь человека подвергается изменениям значительно позже других функций и противостоит общему процессу старения.

    В целом интеллектуальные способности человека в начале старости не только еще не ослаблены, но даже совершенствуются. Исследователи выделяют пик творческой активности в 50-55 лет. Дальнейший спад продуктивности ученых старшего возраста связан не с ухудшением интеллектуальных способностей, а с ослаблением мотивации и потерей творческой смелости.

    Наряду с процессами старения в организме человека развиваются приспособительные психологические механизма, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости.

    Так, например, слабеющая непроизвольная память компенсируется богатой ассоциативной или навыком записывать необходимые сведения, недостаточное распределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью.

    Путь сохранения интеллекта связан с реализацией активного взаимодействия в социальной и практической сфере. Расширение социальных контактов или поддержка их на достаточно высоком уровне преодолевают у пожилых людей категоричность и косность суждений, стремление к опоре на прошлый опыт вопреки логическим построениям.


    Просмотров: 4935
    Категория:



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт