Исследование остроты слуха у студентов II курса Амурского медицинского колледжа. Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

22.03.2019

Своевременно выявленное заболевание лечить значительно легче, нежели запущенные формы. Это же касается и слуховой функции. При появлении малейших подозрений на снижение слуха нужно обязательно обратиться к врачу. С помощью современных диагностических исследований можно вовремя обнаружить патологию и приступить к ее терапии.

Диагностика остроты слуха

Исследование слуха должно начинаться с консультации врача-сурдолога. Специалист выполняет отоскопию – данная процедура заключается в осмотре органа слуха. Во время этой простой процедуры врач может выявить механические повреждения и другие аномалии уха.

Немаловажное значение для сурдолога имеют жалобы пациента на симптомы разных патологий – неразборчивость речи во время разговора или появление . После выполнения отоскопии специалист подбирает метод диагностики остроты слуха на основании клинической картины.

Под остротой слуха понимают постоянную величину. Потому для оценки данного показателя используют точные измерения. Сегодня существует довольно много информативных методов диагностики, потому подбирать их должен только врач.

Показания

Проведение диагностических исследований требуется в таких ситуациях:

  • или , для которых характерно снижение слуха;
  • , которые связаны с поражением мозговой коры;
  • или головы, которые спровоцировали ;
  • наличие подозрения на профессиональное ;
  • разной степени тяжести;
  • необходимость ;
  • развитие ;
  • неизвестного происхождения;
  • аденоиды;

Методы

Существует довольно много различных диагностических процедур, которые позволяют получить объективные результаты и определить степень тяжести тугоухости и причины ее развития.

Аудиометрия

Это эффективная процедура, которая позволяет определить остроту слуха и выявить различные нарушения. Исследование выполняется с помощью аудиометра – это электроакустический прибор, который превращает переменные электрические напряжения в звуки.

Слышимость измеряют в децибелах. Благодаря данному исследованию врач имеет возможность сравнить полученные данные с показателями нормы.

Проводится для решения таких задач:

  • оценка остроты слуха;
  • определение чувствительности к звукам различной частоты;
  • анализ воздушной и костной проводимости звуков
  • оценка качества распознавания речи;
  • выбор .

Данная процедура не имеет противопоказаний и не провоцирует болевых ощущений. В ходе ее проведения пациенту надевают наушники, через которые подают сигналы. Если человек слышит звук, ему нужно нажать кнопку. В результате врач получает , которая позволяет установить наличие или отсутствие патологии.

Как проводится аудиометрия

Тимпанометрия

Данная процедура представляет собой объективную диагностику болезней слуховых органов. Для ее проведения используется специальное медицинское устройство – тимпанометр, который подает звуковое давление в уши.

После чего аппарат фиксирует сопротивление, которое волна встречает во время перемещения по слуховым каналам. Результатом такого исследования является график.

Благодаря проведению удается установить:

  • уровень давления в среднем ухе;
  • подвижность барабанных перепонок;
  • наличие аномальных выделений в наружном слуховом проходе;
  • целостность и подвижность слуховых косточек;
  • состояние внутреннего уха и путей.

Данная процедура не провоцирует дискомфорта и не имеет ограничений. Потому ее проводят всем при наличии соответствующих показаний.

Импедансометрия

Под данным термином понимают целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы, а также среднего уха. Этот метод входит в категорию объективных процедур, поскольку не нуждается в участии пациента. Процедура не зависит от условных реакций человека, потому может выполняться даже детям раннего возраста.

В ходе проведения исследования в слуховой проход подают звук или воздух под давлением. Это осуществляется через особую резиновую заглушку. Благодаря этому удается проверить подвижность перепонки и оценить безусловный акустический рефлекс.

Позволяет определить физиологические возможности человека слышать, которые не зависят от его восприятия и сознания. Данный метод нередко используется для выполнения дифференциальной диагностики разных патологий органа слуха. Также с его помощью удается контролировать результативность проводимой терапии.

Проба камертонами

Несомненным достоинством данной методики является сравнительная простота используемого устройства, незначительное изменение акустических характеристик, портативность и отличная чистота звуков. Камертон дает возможность оценить воздушную и костную проводимость.

При анализе воздушной проводимости пациент должен закрыть глаза, после чего ответить, слышен ли ему звук. Если ответ утвердительный, он должен определить, каким ухом.

При оценке порога костной проводимости специалист приставляет ножку камертона к сосцевидному отростку в районе крепления ушной раковины или к средней линии черепа. После чего нужно установить длительность восприятия звука пациентом.

Проба камертонами по методу Ринне и Вебера

Дополнительные исследования или анализы

Самым простым и доступным методом считается исследование слуха с помощью живой речи. Для этого одно ухо нужно закрыть пальцем, после чего предложить пациенту повторять слова, которые врач говорит шепотом или голосом средней громкости.

Как правило, остроту слуха оценивают по расстоянию, на котором слышна шепотная речь. Здоровые люди могут расслышать ее с 15-20 м. Важно учитывать, что дистанция во многом зависит от состава слов. Так, слова со звуками низкой частоты воспринимаются с расстояния 5 м. Если же слова имеют дискантовую характеристику, их можно распознать с 20-25 м.

Также для оценки остроты слуха врач может назначить такие исследования:

  1. Электрокохлеография – проводится для измерения электрических потенциалов слухового нерва и внутреннего уха. Благодаря этому удается обнаружить патологии, которые сопровождают вестибулярный гидропс.
  2. Отоакустическая эмиссия – подразумевает регистрацию звуков, которые исходят от внутреннего уха. По данным их колебания удается оценить функции наружных волосковых клеток. Благодаря проведению такого исследования удается установить нарушения слуха у детей раннего возраста.
  3. Метод акустических стволовых вызванных потенциалов – базируется на исследовании биоэлектрических реакций подкорковых структур. Благодаря этому можно определить степень восприятия звуков подкоркой мозга.

Посмотрите ролик как проводится аудиометрия:

Профилактика тугоухости

Чтобы не допустить ухудшения слуха, нужно заниматься профилактикой таких заболеваний:

  • не стоит слушать громкую музыку в наушниках;
  • детей нужно своевременно вакцинировать от кори, краснухи и паротита;
  • рекомендуется избегать сильного шума;
  • для защиты ушей от громких звуков можно использовать наушники и затычки;
  • не стоит включать сразу несколько приборов одновременно.

Чтобы справиться с , нужно своевременно провести комплексную диагностику. Благодаря этому специалист сможет установить причины и степень тяжести заболевания и подобрать адекватную терапию.

ОСТРОТА СЛУХА

(англ. auditory acuity ) - чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений. 1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц. 2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. О. с. повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения О. с. пользуются специальным прибором - аудиометром (см. ). (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ОСТРОТА СЛУХА" в других словарях:

    острота слуха - — EN hearing acuity Effectiveness of hearing. (Source: CAMB) Тематики охрана окружающей среды EN hearing acuity DE… … Справочник технического переводчика

    острота слуха - klausumas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. auditory acuity; hearing acuity vok. Gehörschärfe, f; Hörschärfe, f rus. острота слуха, f pranc. acuité auditive, f; acuité d’ouïe, f … Fizikos terminų žodynas

    острота слуха - rus острота (ж) слуха, слуховая чувствительность (ж) eng hearing acuity, auditory acuity, hearing sensitivity fra acuité (f) auditive deu Hörschärfe (f), Hörempfindlichkeit (f) spa agudeza (f) auditiva, sensibilidad (f) auditiva, acuidad (f)… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    ОСТРОТА СЛУХА - показатель слуха, характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ОСТРОТА СЛУХА - 1. Слуховая чувствительность относительно абсолютного порога к различению звуков по частоте. 2. Способность отличать слабые изменения в звуковых стимулах. Второе значение в большей степени соответствует основному значению термина острота, чем… … Толковый словарь по психологии

    острота слуха - (acuitas auditus) чувствительность слухового анализатора; оценивается по порогу восприятия звука … Большой медицинский словарь

    Острота слуха - (ocuitas auditus) – чувствительность зрительного анализатора, оценивается по порогу восприятия звука … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

Исследование состояния слуха - одна из наименее болезненных медицинских процедур, к тому же она представляет большой интерес для самого пациента. Современные методики определения остроты слуха включают тональную пороговую аудиометрию. Такой способ подходит для выявления малейших нарушений слуха на относительно стадиях, когда сам человек может их даже не замечать.
При нормальном слухе график-аудиограмма представляет собой плоскую линию без выраженных пиков, что означает, что все частоты воспринимаются человеком примерно одинаково.

Полное обследование с подробной у врача-сурдолога, который проводит отоскопию или осмотр барабанной перепонки и наружного уха. Это быстрая и безболезненная процедура включает в себя проверку наличия механических повреждений и патологических состояний внешнего уха. Сурдолог выясняет у пациента, беспокоят ли его распространенные нарушения слуха - звон в ушах, неразборчивость речи, фоновый гул. После отоскопии врач приступает к аудиометрии или измерению слуха.

Острота слуха не меняется в зависимости от вашего состояния. Поэтому для обследования используются методы абсолютных или точных измерений. Самый популярный из них - аудиометрия, которая представляет собой высокотехнологичный способ определить порог слышимости пациента, измерить его остроту слуха, выявить возможные отклонения.

Современная аудиометрия

Аудиометрия не имеет противопоказаний и не может дать -либо отклонения. Она бывает двух типов - тональная и речевая. Тональная аудиометрия определяет порог слышимости пациента, выявляя самые тихие звуки, которые он может различить. Во время тональной аудиометрии специалист выясняет, насколько хорошо пациент может различать звуки различных низких и высоких частот в основном в диапазоне от 250 до 8000 Герц. Именно к этому диапазону относится человеческая речь.
Аудиограмма нужна для подбора слухового аппарата, поскольку наглядно отображает, какие именно частоты нужно усилить.

Речевая аудиометрия , чтобы понять, как хорошо пациент может разобрать человеческую речь. Поскольку иногда у пациента без видимых нарушений слуха могут возникать проблемы с ее пониманием.

По результатам исследования специалист должен составить график-аудиограмму, на котором отражается острота слуха пациента. Аудиограмма

Человеческое ухо - это маленькое чудо, а его способность слышать уникальна. Каждое ухо индивидуально, как отпечатки пальцев, и способно обнаруживать, распознавать и различать до миллиона различных звуков.

Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. В ухо входит звуковая волна, раздражает косточки - молоточек, стремечко и наковальню. Механическое колебание передается в улитку и внутри улитки превращается в электрический импульс. Именно этот импульс поступает в кору головного мозга. Центры слуха находятся в височной доле головы. Слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить». Слух - первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Слух - самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в миллиарды раз меньше, чем аналогичная интенсивность света. Слух - самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника. Слух позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающегося сзади автомобиля и вовремя среагировать.

Звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Поэтому необходимо пользоваться средствами защиты слуха. К сожалению, пользоваться ими на дискотеке и на концерте не принято. А жаль. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.

Ухо является органом слуха и равновесия.

Ушная раковина принимает участие в ототопике, т.е. определении направления звука. Воронкообразная форма ушной раковины и строение просвета слухового прохода способствует усилению давления звуковой волны на барабанную перепонку, что в известной степени влияет на остроту слуха. Система среднего уха в норме обеспечивает доставку звуковых колебаний во внутреннее ухо без потерь. Перемещение барабанной перепонки при воздействии разных по частоте звуков неодинаково. Под влиянием низких звуков перепонка перемещается в сторону барабанной полости и возвращается в исходное положение приблизительно на 0,5 мм; под влиянием высоких звуков-в пределах долей микрона. На окно преддверия звуковая волна давит с силой, в 60 раз большей, чем сила давления звуковой волны на окно улитки. В результате разницы давления, а также того, что вторичная барабанная перепонка и основание стремени расположены в разных плоскостях, звуковая волна приходит к окнам преддверия и улитки в разных фразах, что также важно для возникновения разницы давления на окна лабиринта, т.е. в конечном итоге для остроты слуха.

Диапазон частот, воспринимаемых нашим ухом, равен 16-22000Гц. Комфортные для нашего уха звуки (шум леса, дождя, моря) находятся в диапазоне около 1000 ГЦ, речь укладывается в диапазоне 500-4000Гц. Острота слуха у человека наиболее выражена в возрасте 20-30 лет; к 50-ти годам происходит снижение остроты слуха, и верхняя граница частот звука, воспринимаемых ухом, составляет только 15000Гц.

Функционирование уха - это проведение звука к рецептору, восприятие его чувствительными клетками спирального органа, проведение импульса по волокнам слухового нерва, анализ в коре головного мозга (слуховая зона). На каждом участке этого пути могут возникнуть изменения, которые в конечном итоге определяются как снижение слуха, тугоухость и даже полная глухота. Соответственно выделяют нарушения в отделах, проводящих звук, воспринимающих звук, подводящих возникающуюимпульсацию в корковый отдел слухового анализатора и проводящих анализ этих импульсов. Выражение уровня поражения слухового анализатора имеет огромное клиническое значение, так как определяет методы оказания помощи страдающему снижением слуха.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИпроизводится с помощью шепотной, разговорной речи, набора камертонов и аудиометрии.

Исследование слуховой функции шепотной и разговорной речью не представляет сложности для получения представления о состоянии слуха у обследуемого.

При исследовании необходимо соблюдать следующие условия: помещение должно быть звукоизолирующим; необходимо соблюдать полную тишину; длина комнаты должна быть не менее 6 метров.

В норме человек слышит шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную - на 20 метров. Проверку производят с помощью набора слов из специальной таблицы Воячека, чередуя слова с низкими звуками: море, мороз, нора, окно, со словами с высокими звуками: чаша, дача, заказ, чай и т. д. На практике иногда используют двойные числительные. Произносить слова шёпотом следует, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха. Начинают исследование со здорового или лучше слышащего уха на расстоянии 6 метров. Если пациент предъявляет жалобы на резкое снижение слуха, необходимо стать рядом с обследуемым, постепенно увеличивая расстояние.

Исследование слуховой функции камертонами

В практической деятельности чаще всего используют камертоны с низким звуком — 128 Гц и высоким звуком — 2048 Гц. С помощью камертонов определяют воздушную и костную проводимость.

Для определения воздушной проводимости звучащий камертон подносят к отверстию наружного слухового прохода. Для определения костной проводимости звучащий камертон ставят на темя или сосцевидный отросток. При нормальном слухе воздушная проводимость больше костной.

Дифференциальная диагностика между заболеваниями звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов проводится камертоном С-128 при помощи опытов: Ринне (сравнение костной и воздушной проводи-мости); Вебера (латерализация звука).

Опыт Швабаха проводится с целью сравнения костной проводимости здорового и больного уха. В норме костная проводимость обоих ушей совпадает, разница может быть в 2—4 секунды. Такой опыт Швабаха обозначается как «норма» (N).

Результаты, полученные при исследовании слуховой функции речевым и камертональным способами, заносят в слуховой (акуметрический паспорт):

AD (правое ухо) 6 м + Т = (или удлин. сек)

Ш.р. (P.p.) RWSchAS (левое ухо) 6 м+ 4 = (или укороч. сек)

С помощью камертона С 2048 определяется способность уха к восприятию высоких частот. Снижение этой способности отмечается в пожилом возрасте и при поражении звуковоспринимающего аппарата.

Исследование слуховой функции с помощью электроакустической аппаратуры дает возможность дозировать силу звукового раздражения, измерять ее в децибелах, исследовать слух при резко выраженной тугоухости, проводить различные диагностические тесты. Аудиометрия проводится в звукоизолирующей камере. Звуки различной частоты подаются в наушники (исследование воздушной проводимости) или на сосцевидный отросток (костная проводимость), при этом громкость звука увеличивается. Пациент нажимает кнопку прибора в тот момент, когда начинает слышать звук. Полученные данные фиксируют в виде графика — аудиаграммы, на которой громкость звука в децибелах отмечается на вертикальной оси, а частота колебаний в герцах — на горизонтальной. Аудиометрия является ценным диагностическим методом.

НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Есть много причин потери слуха. Возможно, самая распространенная среди них - это возрастные изменения. Cреди людей в возрасте от 50 до 60 лет слабослышащих примерно 20%. В возрастной категории 60-70-летних эта величина возрастает до 30%, а для людей старше 70 лет - превышает 40%. Вторая распространенная причина потери слуха - громкий шум. Неправильные наушники - это легкий путь к потере слуха.

Потеря слуха может произойти в результате сильного стресса, инфекционного заболевания, приема сильнодействующего лекарства, травмы головы, заболевания уха и по многим другим причинам. Так как при нарушении слуха тихие звуки (щебет птиц, шорох листвы, шум дождя) перестают поступать в мозг, он вначале «отвыкает» от них, а затем их «забывает». Плохо слышащий человек может распознать слово, присматриваясь к движению губ говорящего. Но большая часть эмоциональных нюансов остается недоступной для него.

Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые после гибели не восстанавливаются, как и любые другие нервные клетки. Бывают проблемы, которые с легкостью можно устранить, например, закупорка слухового прохода ушной серой. При заболевании среднего уха может помочь хирургическая операция. Если медикаментозное лечение не дает успеха, на помощь придет слуховая система - слуховой аппарат или кохлеарныйимплант. При ухудшении слуха необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Чем позже слабослышащий человек обратится за слуховым аппаратом, тем больше усилий придется ему потратить, чтобы вновь научиться слышать.

Люди, страдающие нарушениями слуха, подтвердят, что потеря слуха воспринимается и переживается человеком очень тяжело. Это объясняется тем, что каждый из нас является частью слухового мира. Поэтому глухой человек оказывается в изоляции. Одиночество, которого мы так боимся, становится печальной реальностью. Пренебрежительное отношение к слуху ведет к тому, что жизнь окружающих нас людей все чаще отягощают проблемы, связанные с ухудшением слуховосприятия. Более того, по статистике люди обращаются за слуховыми аппаратами на 7-10 лет позже, чем следует. "Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей", - сказал однажды Эммануил Кант и был прав.

Поэтому целью нашей исследовательской работы стало определение остроты слуха у студентов, которые используют наушники не один год.

Цель работы: Определить остроту слуха с помощью речи, чтобы проверить, как изменилась способность слышать под действием различных факторов.

Задачи исследований: изучить материал по данной теме; определить причины снижения слуха; провести исследование по данной теме; дать советы по профилактике снижения слуха

Нами проведено исследование остроты слуха среди 39 студентов II курса АМК в возрасте 17 - 21 года.

Цель исследования: изучить остроту слуха у студентов, активно пользующихся наушниками, посещающих иногда ночные клубы с громкой музыкой, выявить, если будет возможно, начальные признаки нарушения слуха и сформулировать меры профилактики заболеваний органа слуха.

Сначала испытуемые отвечали на вопросы анкеты, затем проводилось исследование остроты слуха.

Наиболее простой и доступный метод - исследование слуха речью. Его достоинством является возможность провести исследование без специальных приборов и оборудования; кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека - служить средством речевого общения.

Измерение остроты слуха - это определение чувствительности слухового органа к звукам разной высоты. Определение заключается главным образом в измерении порогов слышимости звуков разной высоты (частоты), то есть наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотом. Для исследования мы составили 2 группы слов. Первая группа (низкочастотных) слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер. Вторая группа слов (высокочастотные) - гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть. Мы составили по 20 слов в каждой группе. Далее нами с небольшого расстояния были поочередно произнесены слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Когда расстояние между нами и испытуемым составляло около 3,5- 4-х метров, он начинал называть 50 и более процентов слов неправильно - это является пороговой величиной. Дальше мы продолжали увеличивать расстояние, до того момента пока испытуемый переставал совсем различать слова. Результаты исследования можно увидеть на диаграмме.

При проведении данного исследования мы выяснили, что большая часть студентов (26 человек - 66,7%) имеет начальные нарушения слуха, в течение 2-3 лет они слушают музыку по несколько часов в день. 10 девушек (10,8%) предпочитают пользоваться наушниками не чаще 2-3 раз в неделю в течение 20-30 минут; среди них не выявлено никаких нарушений слуха. 12 студентов (30,8%) отмечают, что имели проблемы с ЛОР-органами, т.к. имеют привычку не носить шапки, даже в холодное время года. Остальные студенты - 3 человека (7,7%) осознают сами, что слух у них нарушен т.к. имеются серьёзные повреждения слухового аппарата ещё с детства (травма уха, последствия применения антибиотиков и осложнение после основного заболевания).

Кроме этого, у 11 студентов (28,2%) отмечались различные заболевания ЛОР-органов (гайморит, ринит, отит, фарингит), перенесенные в детстве или в школьные годы, 13 девушек (33,4%) отмечали головные боли и у 14 студентов (35,9%) появлялся и долго сохранялся шум в ушах после длительного пребывания в помещении с громкой музыкой.

НАШИ ВЫВОДЫ.

  1. Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано внутренними факторами (образование серной пробки, повреждение слухового нерва или другими причинами);
  2. Повредить слух можно внешними факторами (сильные, резкие звуки, постоянные громкие шумы, патогенные микроорганизмы, попадание в слуховой проход насекомых);
  3. Нельзя часто и длительно слушать громкую музыку, даже в наушниках.
  4. Нельзя при сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора.
  5. Полученные нами данные не расходятся с аналогичными данными отечественных и зарубежных исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу и полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе и от того, как мы соблюдаем простые, известные всем правила. Молодые люди могут и должны быть красивыми и здоровыми. Можно и нужно следовать модным тенденциям при проведении свободного времени, прогулках и занятиях спортом, но при этом соблюдать древний принцип - «не навреди!».

Для профилактики нарушений остроты слуха и связанных с ними нарушений мы предлагаем наши рекомендации.

Как не испортить слух в молодом возрасте, чтобы сохранить свое здоровье и радость полноценной жизни?

  • Избегайте длительного пребывания в местах с большим уровнем шума.
  • Пользуйтесь качественными, лучше большими наушниками. Большие наушники самые безопасные. Они не закрывают наружный слуховой проход, концентрируют звук и не приводят к его усилению. Звуки окружающей среды эти наушники не пропускают. За счет этого сила звука в наушниках может быть небольшая.
  • Избегайте переохлаждений, находясь на свежем воздухе. Заботьтесь о своём иммунитете, чтобы избежать осложнений после вирусных заболеваний.
  • Старайтесь избегать рискованных развлечений. Такие занятия, как продолжительная охота, езда на снегоходе. Для защиты ушей нужно использовать противошумные наушники или отдыхать от сильного шума.
  • детям сделать прививку от свинки, кори, краснухи;
  • избегать большого количества шумов, которое определяется продолжительностью и интенсивностью;
  • можно защитить уши с помощью наушников и берушей, которые предназначены для приглушения громких окружающих звуков;
  • не забывать о защите ушей при стрельбе, езде на мотоциклах и другой шумной технике; исключите воздействие громкого шума;
  • не включайте на полную мощность радио, телевизор и музыкальные установки;
  • давайте отдых ушам, проводите время в тишине; не включайте несколько приборов в одно время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович «Анатомия человека», Медицина, Ленинградское отделение, 1969
  2. Самусев Р.П. Селин Ю.М. «Анатомия человека», Москва, 1990, 1995.
  1. Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону, 2000 и 2002.
  2. Гаврилов Л.Ф. Татаринов В.Г. «Анатомия», Москва, 1995.
  3. Георгиева С.А. «Физиология», Москва, 1995.
  1. Липченко В.Я. «Атлас нормальной анатомии», Москва, 1985, 1989, 1999, 2002
  2. Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М. = Анатомия центральной нервной системы: Уч. пос. д. вуз. — М.: 2005
  3. Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла, носа», Москва, Медицина, 1980
  4. Ананьева С.В. «Болезни уха, горла, носа», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  5. http://uho.e2e.ru/book/nasus/n-3-1.htm

Приложения……………………………………………………………………...13

ВВЕДЕНИЕ

Слух- важнейшее из чувств, с помощью которого человек ориентируется и поддерживает связь с окружающим миром. Проблемой снижения слуха обеспокоены ученые во всем мире. Среди ведущих причин нарушения слуха выделяют шумовое воздействие. Шум сопровождает человека с момента рождения и его длительное воздействие на слуховые рецепторы приводит к снижению или полной потери слуха. Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные слуховые клетки, которые не восстанавливаются. Мощный звук у самого уха может навсегда повредить слух. Еще коварнее длительный шум, которому люди подвергают себя намеренно, например, долго слушая громкую музыку. Если не использовать средства защиты, то через некоторое время медленно и незаметно развивается тугоухость.

Самый распространенный атрибут современного подростка - наушники. На переменах можно видеть, что большинство учеников нашей школы используют наушники, а когда снимают их, то разговаривают между собой очень громко, а иногда переходя на крик. Люди некоторых профессий, например звукорежиссеры, радисты, проводят много часов в наушниках, но почему же слух у них ухудшается не так стремительно как у школьников?

Цель работы: Изучить влияние наушников на остроту слуха учеников школы.

Задачи:

1. Провести анкетирование учеников школы о том, как они используют наушники;

2. Выявить наиболее распространенный среди учеников виды наушников, изучить их технические характеристики и определить уровень их звукового давления;

3. Определить остроту слуха до и после использования наушников разных видов;

4. Проанализировать результаты и на основе полученных данных сделать выводы;

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: социологический опрос, расчетные методы определения, анализ информационных источников.

1. ВОСПРИЯТИЕ ШУМА ЧЕЛОВЕКОМ

Человек обладает довольно сложным аппаратом для восприятия звуков. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Во внутреннем ухе расположен особый орган – улитка, внутри которой есть чувствительные рецепторные клетки. Звуковые волны собираются ушной раковиной и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Под влиянием приходящих волн эта перепонка колеблется. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек передаются на перепонку овального окна и вызывают колебания жидкости в улитке. Внутри улитки расположено несколько тысяч специальных волокон различной длины, настроенных каждое на определенный тон. Пришедшие во внутреннее ухо звуковые волны вызывают колебание тех волокон, которые настроены на частоты, содержащиеся в этих волнах. Колебания трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом.

В человеческом ухе природой предусмотрен механизм защиты внутреннего уха от повреждений. При воздействии громких звуков мышцы, напрягающие барабанную перепонку сокращаются и перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Но этот механизм защищает только от кратковременных громких звуков, а длительно воздействие приводит к утомлению мышц и повреждению волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг.

По результатам исследований специалистов компании Siemens после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, о острота слуха снижается незначительно и временно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно и их восстановление невозможно. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Чтобы потерять слух достаточно 8 часов воздействия звука громче 85 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.

Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является звон или шум в ушах. Это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха. Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ

Чтобы выяснить условия использования наушников среди учеников нашей школы мы провели анкетирование, в котором принимали участие 60 учеников с 7до 18 лет. (Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования

Используете ли вы наушники?

Да

Нет

Возраст

7-10 лет

11-15 лет

16-18 лет

Вид используемых наушников

Вставные

Внутриканальные

Накладные

Частота использования

Каждый день

Часто

Редко

Громкость прослушивания

Тихо

Средняя

Максимальная

Длительность использования

До 4 лет

До 6 лет

До 8 лет

Негативное влияние

Да

Нет

Могут ли наушники вызвать нарушение слуха?

Да

Нет

По результатам анкетирования 97% учеников используют наушники, причем более половины пользуются ими каждый день и по несколько часов. Большинство слушают музыку на средней громкости и на максимальной. Многие знают, что наушники могут вызвать нарушение слуха и 26% опрошенных нами учеников уже испытывали негативные последствия, например, шум или писк в ушах, головокружение.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУШНИКОВ И РАСЧЕТ УРОВНЯ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Наиболее распространенными типами наушников среди школьников являются внутриканальные и вставные (Рис. 1).

Рис.1. Виды наушников

Американские ученые из Гарвардской медицинской школы провели исследование о влиянии различных типов наушников на здоровье потребителей. Ими были получены следующие результаты: чем меньше наушники, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от уровня громкости. (Таблица 2)

Таблица 2.

Уровень громкости

Supra-aural

Earbud

Isolator

15-30 дБ

неограниченно

неограниченно

неограниченно

30-50 дБ

20 ч

3-4 ч

50-80 дБ

4 ч

30 мин

80-100 дБ

50-60 мин

10 мин

5 мин

Таким образом, учеными был сделан вывод, что наиболее безопасны для слуха - supra-aural, а наиболее вредны - isolator. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши повышают уровень звукового давления и максимально приближают источник звука к внутреннему уху. Звуковое давление, создаваемое портативной аппаратурой, в области , примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 120 дБ. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух.

В Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 дБ, а компания Sony стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Школьники довольно часто используют именно наушники-вкладыши, которые позволяют слышать то, что происходит вокруг. Это служит поводом для повышения громкости на шумных городских улицах и в транспорте до максимальных пределом.

Следует помнить, что звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Звуки в 130 дБ вызывают у человека болевые ощущения, а в 150 дБ становятся непереносимыми. Звук 180 дБ вызывает усталость металла, а при 190 дБ заклепки вырываются из конструкций.

При прослушивании музыки в наушниках механизм слуха, работающих в обычных условиях, остается не задействованным. Наушники проецируют звук прямо в ухо, а ушная раковина, которая является основным механизмом локализации звука в пространстве, вообще не участвует в формировании звука. Немаловажным является и то, что подростки не расстаются с наушниками на улицах. Получается, что такой подросток существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в виртуальном зале, поэтому его мозг не способен адекватно оценить окружающую обстановку. В результате такого «раздвоения» можно не только упасть на ровном месте, но и попасть под колеса машины, получить травму и даже лишиться жизни.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Чувствительность уха к звуковым раздражениям называют остротой слуха. Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. У здоровых людей она может быть различна.

Остроту слуха можно исследовать при помощи шепотной и громкой речи, а также особыми приборами – камертонами и аудиметрами. За неимением приборов для определения остроты слуха в данной работе мы использовали простой расчетный метод, который приведен в учебнике биологии , а в качестве оборудования применяли механические часы и линейку.

К уху испытуемого приставляют механические часы и затем отодвигают их медленно до тех пор, пока не исчезнет тиканье. В момент исчезновения звука нужно измерить расстояние между часами и ухом, определяя слуховую чувствительность (L 1 ). Чем больше расстояние между часами и ухом, тем лучше слуховая чувствительность. Отодвигаем на расстояние вытянутой руки часы и медленно их приближаем к уху до появления едва заметного звука, измеряем это расстояние - это порог слуха (L 2 ). Вычисляем среднюю цифру между этими показателями: порогом слуха и слуховой чувствительностью.

Острота слуха =(L 1 +L 2 )/2

Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Затем испытуемым предлагалось прослушать музыку в наушниках на той громкости, на которой обычно слушают и повторно определить остроту слуха. Результаты исследования представлены в таблице 3. (Приложение 1).

Таблица 3. Значения остроты слуха школьников

Острота слуха

До использования наушников

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

47 %

13 %

40 %

33 %

53 %

13 %

По результатам определения остроты слуха построены диаграммы.

Из диаграммы видно, что до прослушивания наушников у 87 % учеников острота слуха в норме или выше нормы. После использования наушников снижение слуха наблюдается у 40 % испытуемых. Данные подтверждают, что даже кратковременное использование наушников снижает остроту слуха.

На основе полученных данных надо сделать следующие выводы:

1. По результатам анкетирования наушниками пользуются 97 % учеников школы.

2. Наиболее опасные наушники для слуха - вставные, а наименее - накладные. Большинство учеников школы пользуются наиболее опасными вставными и внутриканальными наушниками. Некоторые уже отмечали у себя негативные последствия от применения наушников: шум в ушах, головокружение;

3. Наибольшему риску подвергаются ученики 7-9 классов, так как они больше времени пользуются наушниками;

4. Использование наушников даже непродолжительное время приводит к ухудшению слуха человека;

Изучив информационные источники, приведем некоторые рекомендации для безопасного использования наушников.

1.Уменьшайте количество времени использования наушников, иначе с возрастом будите пользоваться слуховым аппаратом;

2. Слушайте музыку при громкости, не превышающей 50% от максимально возможной, и сократите время использования наушников до 1 часа в день или менее;

3. Не делайте громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ;

4. Пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости;

5. Отдыхайте на природе («слушайте тишину»)

6. Грамотно выбирайте марку наушников при покупке. По возможности переходите от наушников-вкладышей на накладные наушники;

7.Периодически проверяйте слух у врача;

8.После умственной работы, ни в коем случае, не слушайте громкую музыку (особенно рок), так как басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации теряется;

9. Использование наушников с превышением нормальной для человеческого организма громкости (более 85 дБ) или в течение продолжительного времени может ухудшить ваш слух;

10.Всегда приглушайте звук, прежде чем использовать наушники и постепенно прибавляйте звук;

11. Звон в ушах и другие ощущения дискомфорта могут послужить сигналом того, что у вас возникают проблемы со звуком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При прослушивании музыки с помощью наушников нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение ее регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию и увеличить громкость воспроизведения до такого уровня, при котором прослушивание станет рискованным. Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха обладают кумулятивным эффектом, т. е. могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений.

Прежде чем покупать наушники, необходимо задуматься, где и когда они будут использоваться. Если вы все-таки решились купить наушники, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены. Здесь важно чувство меры: одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие "затычки.

Нормальный слух очень важен для того, чтобы не только наслаждаться музыкой, но и для жизни в целом. Поэтому необходимо защищать свой орган слуха от негативного воздействия шума, чтобы сохранить слух его на долгие годы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев Л.К. «Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов». М. ПАИМАС 1997г.

2. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.

3. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

5. Тэйлор Р. «Шум.» Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978.

6. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.Н. Загорской и др. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.: ил.

Электронные ресурсы:

7) http://www.istok-audio.com/pages.php?part=info&sub=80

8) http://ivanstor.narod.ru/noise/203.htm

9) http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Анкета

  1. Слушаете ли вы музыку в наушниках?

А) Да Б) Нет

  1. Ваш возраст? _____________
  1. Какими наушниками вы пользуетесь?

А) вставные Б) внутриканальные В) накладные

  1. Как часто вы используете наушники?

А) Каждый день Б) Редко В) Часто

  1. Изучаете ли вы технические характеристики перед покупкой наушников?

А) Да Б) Нет

  1. На какой громкости вы обычно слушаете музыку?

А) Тихо Б) Средне В) На всю громкость

  1. Давно ли вы пользуетесь наушниками?___
  2. Испытывали вы дискомфорт после использования наушников? Какой?

А) Нет

Б) Да

В) Головокружение

Г) Тошнота

Д) Закладывание ушей

Е) Понижение слуха

Ж) Темнота в глазах

З) Свой вариант

  1. Как вы считаете вредно ли слушать музыку в наушниках?

А) Да

Б) Нет

В) Может быть

Г) Не знаю

Приложение 2.

Таблица 4. Значения остроты слуха школьников

Номер испытуемого

Возраст

До использования наушников

После использования наушников

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Тип наушников

Уровень громкости

Выше нормы

В норме

Накладные

Выше среднего

13,5

В норме

Ниже нормы

В норме

Ниже нормы

В норме

10,5

В норме

10,5

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

Ниже нормы

Выше нормы

18,5

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

В норме

Выше нормы

Выше нормы

14,5

В норме

Ниже нормы

11,5

В норме

В норме

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

В норме



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт