Отделение реабилитации реб дцп лечение. Лечение дцп в россии

01.04.2019

Признанные традиционной медициной, имеют высокую эффективность, если лечение начато в раннем периоде развития заболевания (ориентировочно до двухлетнего возраста). После нескольких реабилитационных курсов больные начинают самостоятельно выполнять недоступные ранее движения, восстанавливают речевую функцию и показывают другие успехи. Это еще раз подтверждает необходимость своевременной .

Программу реабилитации разрабатывают индивидуально под каждого ребенка. Реабилитологи различными путями помогают больным восстановить слаженную работу мышц (сгибатели и разгибатели должны сокращаться согласованно) и научиться всему тому, чему они не смогли научиться из-за заболевания: держать голову, садиться, вставать на ноги, ходить, говорить и т.д.

Чтобы добиться хорошего результата в лечении ДЦП, больным и их родителям приходится пробовать различные реабилитационные методики. И это не удивительно. Каждая из систем реабилитации имеет свои особенности влияния на организм ребенка, поэтому то, что не подходит одним, подходит и помогает другим деткам. Родители должны об этом помнить и не расстраиваться в случае неудач.

Рассмотрим наиболее известные и эффективные методики реабилитации, применяемые при ДЦП.

Метод Козявкина

В основе метода лежит мультимодальный подход, включающий следующие направления:

Главная цель метода Козявкина – добиться нового функционального состояния организма больного. Это состояние открываем возможности к освоению необходимых двигательных навыков и быстрому моторно-психическому развитию ребенка.

Бобат-терапия

Эта методика, как и предыдущая, названа по имени авторов – супругов Бобат. Основная суть Бобат-терапии заключается в стимуляции пораженных участков головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и прочих раздражителей. Эти раздражители заставляют здорового новорожденного ребенка осваивать новые движения – он поворачивает голову в сторону громкого звука или вспышки света, тянется к чему-то интересному и т.д. Точно также можно подтолкнуть и больного ребенка к выполнению тех или иных движений.

По методике Бобат-терапии больной должен проходить последовательно все этапы физиологического моторного развития ребенка – сначала учиться держать голову, потом переворачиваться, садиться и т.д.

Занятия по системе Бобат проходят под контролем кинезитерапевта, который помогает малышу вырабатывать правильные двигательные стереотипы. Выглядит это так: ребенку показывают яркую игрушку, он начинает тянуться и передвигаться к ней, а врач в это время корректирует его движения. Помимо этого, с маленьким пациентом проводят особые физические упражнения – помещают его в положение, в котором снижается спастика мышц и патологические рефлексы. Осуществляются такие занятия на специальном мяче ли на руках реабилитолога.

Методика Войта

Автор данного метода, Вацлав Войт, предложил использовать в целях двигательной реабилитации больных детей рефлексы ползания и поворота. Для каждого ребенка по методике Войта разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений с последующей корректировкой.

Особенностью Войта-терапии является то, что в ней основная роль принадлежит родителям, поскольку именно им и предстоит заниматься с ребенком, причем ежедневно и по 3-4 раза в день. Для этого перед началом реабилитации родителей обучают всем необходимым навыкам, поэтому с тренировками проблемы не возникают.

Лечение по методике Войта можно начинать с периода новорожденности. Однако мамы и папы должны серьезно подготовиться к этому психологически, так как ребенок не всегда будет спокойно реагировать на то, что с ним делают. И связано это не столько с болью, сколько со страхом и естественным протестом.

Дельфинотерапия

Это, наверно, самая приятная для больных деток методика реабилитации. В ее основе лежит общение ребенка с дельфином. Такое общение благоприятно влияет на психику, дает положительные эмоции, расслабление и даже какое-то умиротворение.

Что может взять больной ребенок от дельфинотерапии? В первую очередь – это изменение отношения к себе и окружающему миру, уменьшение замкнутости. Во-вторых, общение с дельфином является мощным сенсорным стимулом, заставляющим нервные структуры активно работать, а это в свою очередь способствует улучшению речевой и двигательной функции, интеллектуальному развитию умственно отсталых деток.

Проводятся занятия с дельфинами при участии врача-реабилитолога, родителей и тренера, который отвечает за животное. Бояться какой-то агрессии и непредвиденных реакций со стороны дельфинов не стоит. Животных готовят специально для лечебных целей.

Иппотерапия

Иппотерапия – лечение лошадьми. Больных деток не только знакомят с животными, но и обучают верховой езде, как бы странно это не звучало. Если малыш в силу своих физических возможностей не может сидеть, его кладут на спину лошади. Это также дает очень положительный эффект.

Как же действует иппотерапия? Во время верховой езды ребенок рефлекторно пытается занять наиболее устойчивую и удобную для себя позу. Он плотно сжимает ноги, старается держать ровно спину. При этом в процесс включаются практически все мышцы тела, в том числе и те, которые обычно неподвижны. То есть иппотерапия по своей сути очень напоминает лечебную физкультуру, но есть одно отличие – ребенок тренирует свои мышцы не осознанно, а рефлекторно.

Еще один лечебный фактор иппотреапии – это массаж и тепловое воздействие на ноги и область таза. Лошадь, передвигаясь, мышцами спины разминает мышцы ребенка и отдает ему свое тепло.

Метод динамической проприоцептивной коррекции

ДПК – динамическая проприоцептивная коррекция . Метод заключается в двигательной коррекции, которая осуществляется с помощь специального устройства «Гравитон» . «Гравитон» – это система эластичных тяг, которая собирается индивидуально под каждого пациента в зависимости от клинической ситуации. В таком устройстве-костюме больной должен заниматься лечебной физкультурой. Комплекс упражнений для ЛФК разрабатывается с учетом присутствующих двигательных расстройств.

Курс лечения по методу ДПК, как правило, длится 20 дней. Применять данную методику можно у детей после 3 лет.

Методика Монтессори

По методике Монтессори каждый ребенок должен развиваться в естественных условиях и ему не надо мешать. Учителя в этой системе не выступают наставниками, а только помощниками. Для занятий применяют специальные материалы, по которым малыши учатся самостоятельно.

Выбор конкретного направления занятий зависит от возраста ребенка, а если точнее сенситивного периода развития. Например, от 0 до 6 лет развивается речь, до 5,5 лет – сенсорное восприятие, от 3 до 6 лет формируются социальные навыки. За каждую из этих функций отвечает определенный участок головного мозга, и стимулировать его необходимо вовремя.

Детский церебральный паралич – это заболевание, которое требует прохождение всевозможных процедур и программ.

Реабилитация детей с ДЦП включает в себя физические мероприятия по восстановлению мышечной активности, социальную адаптацию, употребление медикаментов, психологическую подготовку.

Дети, которым поставлен диагноз ДЦП, на всю жизнь остаются инвалидами.

Это объясняется тем, что поражены те участки головного мозга, которые отвечают за правильную речь и мышечный тонус. После рождения для каждого ребенка составляется своя индивидуальная программа по восстановлению (реабилитации).

В первую очередь, больному малышу необходима медицинская реабилитация. Существует значительное количество медицинских методов лечения – это и употребление медикаментозных препаратов, и лечебный массаж, и специально подобранные физические упражнения, и физиотерапевтические мероприятия.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в первые шесть месяцев жизни малыша или при частых судорогах, а также для предотвращения самопроизвольных действий и снижение спастики мышц.

Медикаментозная терапия включает в себя следующие препараты: ноотропил, пирацетам, актовегин, церебролизат, церебролозин, солкосерил, агапурин, трентал, тималин, кортексин, сермион и другие.

Препараты назначаются врачом в необходимой дозировке.

Для улучшения работы нервной системы используются фолиевые и липоевые кислоты, бемитил, глицин и другие комплексные аминокислоты, рибоксин, АТФ и другие. Также с учетом особенностей организма используются аитоиммунные, гормональные и биогенные препараты.

Антиконвульсанты – это группа медикаментов, которые предохраняют от судорожной активности. Как правило, такие препараты применяются довольно продолжительное время.

Бензодиазепины – эта группа препаратов используется при очень сильных судорогах или эпилептических припадках. Наиболее распространен среди препаратов диазепам – он воздействует непосредственно на химические процессы, происходящие в головном мозгу.

Для устранения спастики (болезненного сокращения мышц) применяются следующие препараты: диазепам (расслабляет и мозг, и тело), баклофен (блокирует сигналы мозга о сокращение мышц), дантролен (имеет непосредственное влияние на сокращение мышечных тканей).

Также к медикаментозному лечению относятся инъекции ботулинового токсина А, более известного, как ботокс.

Препарат вызывает умеренный паралич мышечных тканей и снимает их напряжение. Эффект от инъекций может продержаться от 3 до 6 месяцев.

Медикаментозная терапия не дает долгого эффекта и является дополнением к другим методикам лечения.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая процедура при реабилитации ДЦП. С помощью физкультуры ребенок сможет улучшить координацию своих движений, уменьшить нарушение мышечного тонуса, приобретет необходимые навыки, необходимые для нормальной жизни.

Лечебная физкультура сформирует у малыша необходимые трудовые навыки, научит правильным телодвижениям, освоит навыки самообслуживания.

Для каждого отдельного ребенка составляется определенная программа занятий в соответствии с его степенью заболевания, возраста, особенностям развития. Важное значение имеет регулярность, непрерывность и постепенное увеличение нагрузок.

Для первых двух лет жизни ребенка с ЦП очень важно развивать его вестибулярный аппарат.

Для этого необходимы следующие упражнения:

  • ходьба с поворотом головы;
  • ходьба с размахами руками вперед-назад;
  • ходьба с закрытыми/открытыми глазами;
  • поднятие головы из положения лежа;
  • наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад;
  • «ползание» по твердой поверхности;
  • разработка шеи, конечностей и суставов.
  • «мельница»;
  • наклоны туловища влево-вправо;
  • продольные и поперечные выпады ногами;
  • приседания;
  • растяжка ног различными способами;
  • подтягивания и отжимания;
  • «лодочка»;
  • подъем ног из положения лежа.

Об основных причинах развития ДЦП в детском возрасте читайте . Первичное нарушение строения мозга, родовые травмы и другие патологии.

Массаж

Массаж также входит в обязательную программу реабилитации детей с ДЦП.

Техника выполнения массажа может быть разной: это и потряхивания, и легкие поглаживания, и растирающие, разминающие движения, и пощипывания, и катания различных предметов, и вибрация.

Выбор техники также зависит от возраста и точного диагноза маленького пациента. Массаж стимулирует некоторые изменения в организме:

  • улучшается обмен веществ;
  • нормализирует тонус мышц, улучшаются моторика;
  • укрепляются мышцы и увеличивается мышечная масса;
  • улучшается артикуляция;
  • увеличивается рефлекторное влияние на внутренние органы.

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя множество разных процедур: водолечение, электролечение, магнитотерапия, грязелечение, электростимуляция, иппотерапия, ультразвук, электрофорез и другие.

Электротерапия может назначать с первого дня жизни и длится от нескольких секунд до нескольких минут.

Под воздействием этой процедуры улучшается кровообращение и работа импульсов головного мозга.

Ультразвук используется как тепловая процедура, используемая для того, чтобы расширить сосуды ребенка.

Электрический сон применяется при нарушении сна, приступах эпилепсии и противопоказания к другим методам физиотерапии.

Одной из самых популярных процедур физиотерапии являются водные мероприятия: это и соленые ванны, плавание в бассейне, морские и хвойные ванны, дельфинотерапия. Как правило, водные процедуры сочетаются с гимнастикой и подводным душем-массажем.

Психолого-педагогическая и логопедическая коррекция

В комплексное лечение ДЦП также входят занятия с педагогами-психологами и логопедами.

Основные принципы психолого-педагогической работы:

  • развитие навыков общения с окружающими: речи, эмоций, игровых и трудовых навыков;
  • организация окружающей среды ребенка, чтобы он из-за болезни не слишком отличался от своих сверстников;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • формирование представлений о пространстве и времени;
  • развитие пяти основных чувств;
  • подготовка к учебной и познавательной деятельности: чтение, овладение письмом, математические и физические представления;
  • формирование правильной координации и моторики;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Большой вклад в коррекционную работу с ребенком вносит логопедия. Основными принцами логопедической работы являются:

  • развитие правильной и понятной окружающим людям речи;
  • улучшение артикуляции;
  • устранения нарушений произношения каких-либо слов;
  • формирование речевого дыхания и голоса;
  • развития силы голоса и речевого потока.

Социально-средовая реабилитация детей с ДЦП

Социально-средовая адаптация направлена на обучение ребенка навыков общения и поведения в той или иной социальной среде: в школе, детском саду, на улице и так далее.

Как правило, программа по социальной адаптации включает в себя следующие пункты:

  • обучение ребенка навыкам поведения в социуме (обществе);
  • трудовая терапия;
  • социально-культурная адаптирование;
  • социально-бытовая реабилитация;
  • индивидуальная терапия – составляется согласно возрасту, диагнозу и уже приобретенным навыкам.

Как правило, дети с церебральным параличом намного эмоциональнее и возбудимее своих сверстников, поэтому очень важны занятия с профессиональными психологами и социологами.

В рамках социально-средовой адаптации ребенка учится отличать плохое от хорошего, позитивному отношения к своей семье, к друзьям и сверстникам, к школе и процессу обучения, к окружающими миру. Дети на примерах учатся подобающему поведению в меняющемся и иногда пугающем их мире.

Благодаря постоянным и непрерывным занятиям у разного рода специалистов и прохождением различных процедур, ребенок научится сосуществовать в окружающей его среде, учиться, развиваться и радоваться жизни.

Видео на тему

Подписывайтесь на наш Телеграмм канал @zdorovievnorme

Лечение ДЦП в России

Государственные центры

Научно-практический Центр детской психоневрологии (НПЦ ДП) Департамента здравоохранения г. Москвы

Научно-практический Центр детской психоневрологии (НПЦ ДП) Департамента здравоохранения г. Москвы - одно из ведущих лечебно-научных и организационно-методических учреждений Москвы и Российской Федерации. НПЦ детской психоневрологии является государственным учреждением, работает в системе московского здравоохранения и подчиняется Департаменту здравоохранения г. Москвы..Клиника открыта 1 июля 1983 года. За время работы в НПЦ ДП накоплен богатый опыт лечения и реабилитации детей с врожденной и приобретенной патологией центральной и периферической нервной системы, патологией позвоночника и грудной клетки, деформациями конечностей, контрактурами суставов.

ГАУ "МНПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП"

Центр образован по распоряжению Правительства города Москвы №1979-РП от 21 сентября 2010 года. Цель работы Центра - создать инновационную технологию, существенно влияющую на качество жизни московских семей, имеющих инвалидов с тяжелыми ограничениями (в передвижении, общении, обучении, ориентации и др.).

Центр медицинской и социальной реабилитации инвалидов с тяжелыми формами ДЦПГосударственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы «Центр медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих Департамента здравоохранения города Москвы» (ГКУЗ ЦМСР ДЦП ДЗМ).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук

Центр оказывает амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь детям и подросткам Москвы, Московской области, России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Специализированную медицинскую помощь в НЦЗД РАМН могут получить дети с периода новорожденности и до 18 лет.
Оказание платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с Постановлением правительства РФ №27 от 13 января 1996 г., Положением о коммерческой реализации медицинских услуг в НЦЗД РАМН от 15 января 1999 г. Возможно медицинское обслуживание как по факту обращения с оформлением монополиса добровольного медицинского страхования, так и по договорам с прикреплением через ведущие страховые компании Москвы и регионов.




Морозовская детская больница

При стационаре Морозовская детская городская больница имеет четыре городских консультативных поликлиники:
  • консультативная поликлиника;
  • детская офтальмологическая консультативная поликлиника (глазная);
  • консультативно-диагностическое кардиологическое отделение;
  • консультативно-диагностическое отделение для детей с поражением ЦНС,
  • нарушением опорно-двигательного аппарата.
Благодаря такому сочетанию — поликлиника и диспансер, стационар и санаторий — предоставляется возможность для проведения поэтапного лечения и динамического наблюдения за больными.
На базе Морозовской больницы проходят обучение студенты на 20 кафедрах двух медицинских университетов (РУДН и РГМУ). На территории больницы функционирует третье медицинское училище Мосгорздравотдела.



Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

В институте проводится научно-исследовательская и экспериментальная работа, анализ экспериментальных данных, разрабатываются программы и методы обучения детей с интеллектуальными нарушениями, осуществляется выпуск научно-методических материалов. В штате института — специалисты в области физиологии и нейрофизиологи, врачи-терапевты, офтальмологи, психиатры, невропатологи, детские психологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги.
В КДЦ консультируют детей, начиная с младенческого возраста и до 18 лет, при этом никакого специального направления не требуется. В КДЦ консультируют детей и подростков, проживающих в любом регионе РФ, странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.



Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г. А. Альбрехта

В составе центра действует многопрофильная клиника на 500 коек, в которой есть несколько ортопедических отделений. В детском реабилитационно-восстановительном центре для детей-инвалидов проводится комплексная реабилитация детей в возрасте 14-18 лет, преимущественно с ограничениями способности к передвижению, самообслуживанию, трудовой деятельности, обучению.



ОГУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» осуществляет свою деятельность с 2003 года на основании постановления Главы администрации белгородской области от 27 марта 2001 года № 200 «Об организации областного Центра медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями».
Собственник имущества (учредитель): Белгородская область.
Функции и полномочия учредителя Центра от Белгородской области осуществляет управление социальной защиты населения Белгородской области.




Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, ОГБУ СО

Наш Центр - современное государственное реабилитационное учреждение, оснащенное реабилитационным, диагностическим оборудованием для медико-социальной реабилитации и оборудованием для осуществления психолого-педагогической коррекции, развития коммуникативных навыков, социализации детей с ограниченными возможностями.

Главными составляющими в работе Центра с особыми детьми являются индивидуально-личностный и дифференцированный поход к каждому ребенку, комплексность, непрерывность, систематичность и преемственность в реабилитационной работе.


Областной реабилитационные центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «РОДНИК»

Создан в 1997 году с целью социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями от 3 до 18 лет. Является специализированным учреждением круглогодичного действия. В течение года в Центре организуется 14 заездов, из них 4 — в летний период. Длительность реабилитационной смены 21 день. Центр уникален, имеет отличную материально-техническую базу, оснащен современным оборудованием.
Ежегодно в центре проходят курс реабилитации более 1000 детей с различными видами заболеваний.
Самые маленькие дети и дети, нуждающиеся в особом уходе, приезжают в центр с родителями. На каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут реабилитации — расписание медицинских процедур, коррекционных, учебных занятий, досуга.




ГУСО Кусинский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

В стационарное подразделение Центра принимаются дети-инвалиды с патологией опорно-двигательного аппарата в возрасте от 4 до 17 лет включительно, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, не имеющие установленных медицинских противопоказаний к приему в данное учреждение.
В отделение комплексной реабилитации принимаются дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, состоящие под диспансерным наблюдением в учреждениях здравоохранения, а также члены семей, иные лица, их сопровождающие.
Основная патология детей, проходящих реабилитацию — заболевание опорно-двигательного аппарата:
- ДЦП;
- артрогрипоз;
- болезнь Пертеса;
- врожденная аномалия развития конечностей;
- последствия черепно-мозговых травм и состояний после удаления спино-мозговой грыжи;
- миопатия.



Республиканский Центр реабилитации детей с ДЦП и нарушением психики

Республиканский центр реабилитации детей с ДЦП и нарушением психики функционирует с 1992 года.. Обслуживание детей проводится в возрасте от 1-2 мес. до 18 лет в отделении дневного пребывания. Дневной стационар рассчитан на 75 коек.
В отделение поступают дети по направлениям участковых неврологов, психиатров, ортопедов с различными нервно-психическими расстройствами:
. органическое поражение центральной нервной системы (ДЦП, врожденные аномалии развития, последствия нейроинфекций, перинатального поражения нервной системы, травмы головного и спинного мозга, умственная отсталость, заболевания периферической нервной системы и др.)
. функциональные расстройства (неврозы, энцефалопатии различного генеза, болезни вегетативной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции и др.)
. болезни опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения при ДЦП, сколиозы, плоскостопие и др.)



ФГУ «Детский психоневрологический санаторий «Теремок»

Санаторий принимает на лечение детей с 2 до 17 лет с сопровождающим и без него с психоневрологическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Разрабатывается индивидуальная программа восстановительного лечения и реабилитации.
Санаторий расположен в Калининградской области, городе -курорте Зеленоградск, на берегу Балтийского моря (300 м.).




ФГУ Клинический санаторий «Прогресс»

В живописном уголке Хостинского района г.Сочи на высоте 150 м над уровнем моря расположился многопрофильный клинический санаторий "Прогресс". Территория санатория «Прогресс» Хоста составляет 15 га, длина периметра составляет 2 км 800 м. По совокупности природных факторов санаторий "Прогресс" в Сочи считается уникальным: чистый воздух предгорья, субтропическая растительность создают особый целебный микроклимат, который способствует хорошему настроению, отдыху и лечению в Сочи.

Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий. Уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. Для детей с инвалидностью возможны также бесплатное наблюдение, предоставление путевок на лечение в санаториях, обеспечение медицинскими препаратами и средствами технической реабилитации.

Причины заболевания и факторы риска

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.

Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении;
  • рождение двойни или тройни;
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми - таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Основные фазы течения заболевания

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

Ранние признаки детского церебрального паралича

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:

  • задержка физического развития: контроля головы, переворачивания, сидения без поддержки, ползания или ходьбы;
  • сохранение «детских» рефлексов по достижении 3-6-месячного возраста;
  • преобладание одной руки к 18 месяцам;
  • любые симптомы, которые указывают на гипертонус или чрезмерное расслабление (слабость) мышц.

Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными - все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные;
  • у ребенка судороги;
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
  • малыш не ходит или ходит неестественно;
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Можно ли вылечить болезнь

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

Современные методики лечения ДЦП

Основной задачей для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.

Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
  • повышающие биоэлектрическую активность мышц;
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
  • занятия с психологом;
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа "Логоритмика");
  • специальная педагогика;
  • шиацу-терапия - массаж биологически активных точек;
  • занятия по методике Бобат - специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
  • методика Пето - разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
  • хирургические ортопедические вмешательства;
  • санаторно-курортное лечение;
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) приносит лучшие результаты до трех лет, однако в России многие центры отказываются принимать деток до года или до трех лет, да и врачи не спешат с установлением диагноза и оформлением инвалидности. Но все же физическая реабилитация - важнейший этап адаптации особенного ребенка к дальнейшей жизни, и начинать заниматься с маленьким пациентом следует сразу же после установления диагноза «детский церебральный паралич».

Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Реабилитационная Бобат-терапия

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях - родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

Средства технической реабилитации

При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка. Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм Адели, перераспределяющий нагрузку, развивающий моторику, «Велотон», стимулирующий мышцы, костюм «Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и так далее.

Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту - приспособиться к жизни.

С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • воспитание навыков личной гигиены;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.

Во многих случаях возможна дальнейшая трудовая деятельность человека с диагнозом «ДЦП». Такие люди могут освоить профессии умственного труда (педагоги, но не младших классов, экономисты, архитекторы, младший медперсонал), работать на дому программистами, фрилансерами и даже (при сохранности движений рук) швеями. Трудоустройство невозможно лишь в тяжелых случаях.

Инвалидность при ДЦП

Имеет несколько форм и степеней тяжести. Инвалидность при ДЦП оформляется в том случае, если заболевание сопровождается ограничениями по отношению к нормальной жизнедеятельности, обучению, самообслуживанию, речевому контакту. Оформление инвалидности возможно только после медицинского обследования. Маме с ребенком предстоит пройти невролога, хирурга, психиатра, педиатра, ортопеда, окулиста и ЛОРа. На этом «приключения» отнюдь не заканчиваются. Далее следует:

  • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением;
  • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике;
  • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.

В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения - например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

Льготы детям-инвалидам с ДЦП

Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.

Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

  • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях;
  • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ;
  • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства;
  • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания;
  • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу);
  • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год);
  • освобождение от оплаты в детских садах;
  • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо - 1,2 тыс. рублей);
  • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год);
  • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж;
  • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее;
  • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Реабилитационные центры в России

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена

Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО - Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.

Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет. Помимо непосредственно физического восстановления, с маленькими пациентами занимаются психологи-дефектологи, логопеды, профессиональные массажисты и кондуктологи - педагоги, которые работают с детьми и взрослыми, имеющими нарушения работы ЦНС.

Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште, Венгрия

Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште - столице Венгрии - это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.

Существует множество других центров реабилитации и санаториев, принимающих на реабилитацию детей с ДЦП. Только в Москве, например, функционируют Центр реабилитации детей с ДЦП «Движение», Реабилитационный центр «Огонек», Центр реабилитации «Преодоление» и другие. В некоторых учреждениях возможна также бесплатная реабилитация детей с ДЦП. Семьям с детьми-инвалидами также оказывают поддержку в благотворительных организациях и социальных центрах.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт