Формирование позитивного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников

23.09.2019

Актуальность
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно – ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Мною была выдвинута следующая гипотеза:
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:
- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;
- используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий
- создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Таким образом, целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Данную цель я решала через следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
создать предметно-развивающую среду;
развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Принципы, лежащие в основе моей работы:
Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала возрасту.
Систематичность и последовательность:
- постоянная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
- учет особенностей мышления.
Динамичность:
- интеграция в разные виды деятельности
Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.

Методы реализации работы.

1. Словесные
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры
- подвижные игры;
- развлечения;
- моделирование ситуаций;
- наблюдения

2. Наглядные
- сбор иллюстраций, фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- театрализованная деятельность;
- аудиовизуальная техника;
- пример взрослых.

3. Практические
- создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;
- моделирование ситуаций.

В результате проведённой мною работы были достигнуты следующие результаты:
1. Дети смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.
2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.
3. У детей появилось представление о востребованных в обществе профессиях.
4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращали внимание на их форму, рассуждали, продавцу, повару она нужна – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражали в игре. Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

«Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников»

В данной статье раскрывается тема ранней профориентации детей младшего школьного возраста посредством сюжетно-ролевых и дидактических игр. Рассматриваются рабочие тетради, но основе которых строится работа по профориентации младших школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Делается акцент на том, что в данных тетрадях представлены задания, позволяющие развить познавательный интерес учащихся, помочь им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Ключевые слова: профориентация, рабочая тетрадь, дети младшего школьного возраста, профессия, профориентационные игры, задания.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

(В.Маяковский)

В мире так много разных профессий, и все они очень интересные... Кем же стать? Какую профессию выбрать? Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы, так как перед учащимися не стоит проблема выбора профессионального пути. Но поскольку профессиональное самоопределение связано со всеми этапами развития личности, младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для дальнейшеговыбора профессиональной сферы.

На первой ступени общего образования, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой специальности есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала, ребенок мог чувствовать себя уверенно, осмысленно анализировал профессиональную сферу.

Целью и задачамипрофориентационнойработы в начальной школе являются:

    расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;

    расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и мире профессий, а также предоставление учащимся возможности в игровой ситуации «примерить на себя различные профессии»;

    выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

    развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

В 2015– 2016 учебном году я поставила цель: познакомить своих учеников с разнообразием профессий.

Проанализировавпсихолого – педагогическую литературу, литературу по профориентации младших школьников и программы по предметам начальной школы, я сделала вывод, что программы мало нацелены наознакомление с миром профессий.Поэтомумною была разработана серия рабочих тетрадей «Все профессии нужны, все профессии важны», которые могут быть использованы на следующих уроках: чтение, окружающий мир, русский язык, технология и изобразительное искусство, а также во внеурочное время. В помощь учителю к тетради прилагаетсядиск с презентациями.

Рабочие тетради «Все профессии нужны, все профессии важны» предназначены для учащихся 1- 3 классов, а так же для учителей и родителей, стремящихся помочь ребенку освоить мир профессий.

Основная цель рабочей тетради –развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий

Материал, приведенный в пособии, позволяет проводить работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно.

Преимущества тетради:

    Красиво оформлена: ее рисунки привлекают внимание ребенка;

    Полезная: работа с ней расширяет/формирует конкретные навыки и знания;

    Позволяет проводить диагностику на знание профессий: дает обратную связь взрослому/педагогу, а взрослый/педагог анализирует и выстраивает дальнейшую работу;

    Дифференцированная по уровню сложности: так как есть дети читающие и не читающие.

Задания позволяют развить познавательный интерес учащихся, помогают им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Тетрадь содержит задания разного уровня, игры, головоломки, кроссворды, лабиринты, ребусы, раскраски, «Профисказки» и т.д. Так во время рефлексии на уроке ознакомления с такими профессиями как врач и полицейский, можно предложите детям следующее задание:игра «По признаку подбери название инструмента», направленное на соревновательный и сугубо игровой процесс. Суть данной игры: по предмету определить профессию, в которой он используется.

На этапе актуализации знаний, можно провести такую игру, как «Бюро находок» узнай, кому принадлежат вещи (предметы):КОЛЕСО, КИРПИЧ, ИГЛА-ТАБЛЕТКИ, НИТКИ, МУКА, МЕЛ, НОЖНИЦЫ и т.д.

В игре «Головоломка»необходимо расшифровать слова, в которых скрыто название профессии.

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Профориентационная игра «ПИРАМИДА»:выложить правильную пирамиду с женскими и мужскими профессиями отгадав их по описанию.

Примерные вопросы «ПИРАМИДА МУЖСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это одна из самых опасных в общем списке профессий. Работы ведутся под землей, а это грозит возникновением непредвиденных ситуаций, несмотря на все меры предосторожности.Эту профессию выбирают только сильные и выносливые люди. (ШАХТЕР)

    Женщинам не запрещается работать по этой профессии, но она считается для женщины физически трудной. Чтобы часами сидеть и следить за дорогой, нужно хорошее внимание, зрительная память, выдержка и многое другое. (ВОДИТЕЛЬ)

«ПИРАМИДА ЖЕНСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это интересная и творческая профессия, преображающая внешность людей. Но у человека, выбравшего эту профессию, очень быстро устают ноги, потому что он работает стоя. (ПАРИКМАХЕР)

    Эта работа занимает почетное место в списке профессий для девушек, поскольку позволяет всегда быть в отличной форме и получать зарплату за возможность заниматься тем, за что другие обычно должны платить сами. (ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ)

В данных тетрадях представлены «Профисказки», в которых раскрывается функционал профессий, их взаимосвязь, указываются атрибуты труда, позволяющие отличать и узнавать профессии.

Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли через призму того «откуда берется… ». Откуда берется каша? Это история о сельском хозяйстве. Откуда берется электричество? - Энергетика. Как построить дом? Строительство. Кто такие инженеры? Как создаются машины? Как добывают нефть и газ? Что такое металлургия? Как работает транспорт? И много другое.

При организации профориентационной работы я использую самые разнообразные внеурочные формы: мастер-классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, встречи с родителями, с людьми интересных профессий и т.д.

Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказают родители: одни проводят встречи с детьми и рассказывают о своих профессиях, другие подбирают загадки профессиональной направленности. Очень интересными оказались задания, которые составили родители по своим профессиям. Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды. Вот некоторые из этих заданий.

Мама: Ольга Владимировна, операционист, место работы - Сбербанк России

Задача: В банке работают два операциониста. За один день первый операционист обслужил 47 клиентов, а второй на 9 клиентов больше, чем первый. Сколько клиентов за один день обслужили оба операциониста?

Мама: Наталья Владимировна, юрист

Диктант: Профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Адвокаты, юрисконсульты, прокуроры, нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их несоблюдения.Лишь несколько веков спустя юриспруденция оформилась как наука. Профессия юриста – это, прежде всего, огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям о том, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает родителям разобраться с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Для определения результативности были проведены диагностики на предмет знания детьми профессий в начале учебного года и в конце. Были получены следующие результаты. Выяснялось, что на начало года только у 18% учащихся проявлялся интерес к профессиональной сфере.Лишь 24% продиагностированных детей имели начальное представление о профессиональной сфере.

После проделанной работы интерес детей к профессиям возрос на 70%. И только 12% детейпоказали слабые знания о профессиональной деятельности взрослых.

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Литература:

    Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.

    Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 2009.

    Что? Где? Когда? Профориентационная игра. //Школьный психолог «ПС"-2012- 36-с. 12

Соларева Мария Сергеевна

Должность

Учитель начальных классов

Педагогический стаж

9лет

Ученая степень

Отраслевые награды

Ученое звание

Место работы

МАОУ «Полазненская СОШ №1»

Почтовый адрес

Пермский край, Добрянский район, п.Полазна, ул.Клубная, 19

индекс 618703

Телефон

89082574000

e-mail

[email protected]

Страна

Россия

«Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников»

В данной статье раскрывается тема ранней профориентации детей младшего школьного возраста посредством сюжетно-ролевых и дидактических игр. Рассматриваются рабочие тетради, но основе которых строится работа по профориентации младших школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Делается акцент на том, что в данных тетрадях представлены задания, позволяющие развить познавательный интерес учащихся, помочь им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Ключевые слова: профориентация, рабочая тетрадь, дети младшего школьного возраста, профессия, профориентационные игры, задания.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

(В.Маяковский)

В мире так много разных профессий, и все они очень интересные... Кем же стать? Какую профессию выбрать? Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы, так как перед учащимися не стоит проблема выбора профессионального пути. Но поскольку профессиональное самоопределение связано со всеми этапами развития личности, младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для дальнейшего выбора профессиональной сферы.

На первой ступени общего образования, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой специальности есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала, ребенок мог чувствовать себя уверенно, осмысленно анализировал профессиональную сферу.

Целью и задачами профориентационной работы в начальной школе являются:

    расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;

    расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и мире профессий, а также предоставление учащимся возможности в игровой ситуации «примерить на себя различные профессии»;

    выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

    развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

В 2015– 2016 учебном году я поставила цель: познакомить своих учеников с разнообразием профессий.

Проанализировав психолого – педагогическую литературу, литературу по профориентации младших школьников и программы по предметам начальной школы, я сделала вывод, что программы мало нацелены на ознакомление с миром профессий. Поэтому мною была разработана серия рабочих тетрадей «Все профессии нужны, все профессии важны», которые могут быть использованы на следующих уроках: чтение, окружающий мир, русский язык, технология и изобразительное искусство, а также во внеурочное время. В помощь учителю к тетради прилагается диск с презентациями.

Рабочие тетради «Все профессии нужны, все профессии важны» предназначены для учащихся 1- 3 классов, а так же для учителей и родителей, стремящихся помочь ребенку освоить мир профессий.

Основная цель рабочей тетради – развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий

Материал, приведенный в пособии, позволяет проводить работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно.

Преимущества тетради:

    Красиво оформлена: ее рисунки привлекают внимание ребенка;

    Полезная: работа с ней расширяет/формирует конкретные навыки и знания;

    Позволяет проводить диагностику на знание профессий: дает обратную связь взрослому/педагогу, а взрослый/педагог анализирует и выстраивает дальнейшую работу;

    Дифференцированная по уровню сложности: так как есть дети читающие и не читающие.

Задания позволяют развить познавательный интерес учащихся, помогают им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Тетрадь содержит задания разного уровня, игры, головоломки, кроссворды, лабиринты, ребусы, раскраски, «Профисказки» и т.д. Так во время рефлексии на уроке ознакомления с такими профессиями как врач и полицейский, можно предложите детям следующее задание: игра «По признаку подбери название инструмента», направленное на соревновательный и сугубо игровой процесс. Суть данной игры: по предмету определить профессию, в которой он используется.

На этапе актуализации знаний, можно провести такую игру, как «Бюро находок» узнай, кому принадлежат вещи (предметы): КОЛЕСО, КИРПИЧ, ИГЛА-ТАБЛЕТКИ, НИТКИ, МУКА, МЕЛ, НОЖНИЦЫ и т.д.

В игре «Головоломка» необходимо расшифровать слова, в которых скрыто название профессии.

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Профориентационная игра «ПИРАМИДА»: выложить правильную пирамиду с женскими и мужскими профессиями отгадав их по описанию.

Примерные вопросы «ПИРАМИДА МУЖСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это одна из самых опасных в общем списке профессий. Работы ведутся под землей, а это грозит возникновением непредвиденных ситуаций, несмотря на все меры предосторожности. Эту профессию выбирают только сильные и выносливые люди. (ШАХТЕР)

    Женщинам не запрещается работать по этой профессии, но она считается для женщины физически трудной. Чтобы часами сидеть и следить за дорогой, нужно хорошее внимание, зрительная память, выдержка и многое другое. (ВОДИТЕЛЬ)

«ПИРАМИДА ЖЕНСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это интересная и творческая профессия, преображающая внешность людей. Но у человека, выбравшего эту профессию, очень быстро устают ноги, потому что он работает стоя. (ПАРИКМАХЕР)

    Эта работа занимает почетное место в списке профессий для девушек, поскольку позволяет всегда быть в отличной форме и получать зарплату за возможность заниматься тем, за что другие обычно должны платить сами. (ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ)

В данных тетрадях представлены «Профисказки», в которых раскрывается функционал профессий, их взаимосвязь, указываются атрибуты труда, позволяющие отличать и узнавать профессии.

Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли через призму того « откуда берется… ». Откуда берется каша? Это история о сельском хозяйстве. Откуда берется электричество? - Энергетика. Как построить дом? Строительство. Кто такие инженеры? Как создаются машины? Как добывают нефть и газ? Что такое металлургия? Как работает транспорт? И много другое.

При организации профориентационной работы я использую самые разнообразные внеурочные формы: мастер-классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, встречи с родителями, с людьми интересных профессий и т.д.

Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказают родители: одни проводят встречи с детьми и рассказывают о своих профессиях, другие подбирают загадки профессиональной направленности. Очень интересными оказались задания, которые составили родители по своим профессиям. Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды. Вот некоторые из этих заданий.

Мама: Ольга Владимировна, операционист, место работы - Сбербанк России

Задача: В банке работают два операциониста. За один день первый операционист обслужил 47 клиентов, а второй на 9 клиентов больше, чем первый. Сколько клиентов за один день обслужили оба операциониста?

Мама: Наталья Владимировна, юрист

Диктант: Профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Адвокаты, юрисконсульты, прокуроры, нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их несоблюдения.Лишь несколько веков спустя юриспруденция оформилась как наука. Профессия юриста – это, прежде всего, огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям о том, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает родителям разобраться с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Для определения результативности были проведены диагностики на предмет знания детьми профессий в начале учебного года и в конце. Были получены следующие результаты. Выяснялось, что на начало года только у 18% учащихся проявлялся интерес к профессиональной сфере. Лишь 24% продиагностированных детей имели начальное представление о профессиональной сфере.

После проделанной работы интерес детей к профессиям возрос на 70%. И только 12% детей показали слабые знания о профессиональной деятельности взрослых.

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Литература:

    Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.

    Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 2009.

    Что? Где? Когда? Профориентационная игра. //Школьный психолог «ПС"-2012- 36-с. 12

Наталья Кулагина
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Актуальность

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Мною была выдвинута следующая гипотеза :

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:

Осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;

Используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий

Создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.

Таким образом, целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Данную цель я решала через следующие задачи :

Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;

Создать предметно-развивающую среду;

Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;

Сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Принципы , лежащие в основе моей работы:

Доступность:

Учет возрастных особенностей детей;

Адаптированность материала возрасту.

Систематичность и последовательность:

Постоянная подача материала от простого к сложному;

Частое повторение усвоенных правил и норм.

Наглядность:

Учет особенностей мышления.

Динамичность:

Интеграция в разные виды деятельности

Дифференциация:

Учет возрастных особенностей;

Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.

Методы реализации работы.

1. Словесные

Чтение художественной литературы;

Дидактические игры

Подвижные игры;

Развлечения;

Моделирование ситуаций;

Наблюдения

2. Наглядные

Сбор иллюстраций, фотоматериалов;

Рассматривание иллюстраций;

Театрализованная деятельность;

Аудиовизуальная техника;

Пример взрослых.

2. Практические

Создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;

Моделирование ситуаций.

В результате проведённой мною работы были достигнуты следующие результаты :

1. Дети смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.

2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. У детей появилось представление о востребованных в обществе профессиях.

4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращали внимание на их форму, рассуждали, продавцу, повару она нужна – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражали в игре. Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кондрашов Вячеслав Петрович. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Саратов, 2001 182 с. РГБ ОД, 61:02-13/633-3

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений у дошкольников о профессиональной деятельности взрослых 14

1.1. Профессиональное самоопределение подрастающего поколения как педагогическая проблема 14

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования ранних представлений ребенка о профессиях 28

1.3. Игровая деятельность как условие и средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников 46

1.4. Субъектность ребенка как основа психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа-я» дошкольника 52

1.5. Педагогическое руководство ранней профессиональной ориентацией дошкольника посредством игры 63

Глава 2. Разработка и экспериметнатльная проверка программы формирования представлений о мире профессий у дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 84

2.1. Анализ существующих программ ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых в дошкольных учреждениях „ 84

2.2. Разработка содержательной части программы доу «мир профессий» 91

2.3. Экспериментальная проверка практического использования программы доу «мир профессий» 98

2.3.1. Выбор методов исследования 98

2.3.2. Организационно-педагогические принципы постановки эксперимента 99

2.3.3. Определение критериев 109

2.3.4. Порядок проведения эксперимента 110

2.3.5. Анализ результатов эксперимента и рекомендации по внедрению программы в воспитательно-образовательный процесс доу 113

2.3.6. Обработка данных экспериментального исследования 119

Заключение 129

Библиографический список использованной литературы 137

Приложение 153

Введение к работе

Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества, а полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом.

При выборе для ребенка профиля школы определяющей могла бы быть обоснованная рекомендация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Однако дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации данного проекта, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни.

Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различных социально-экономических формациях следующие авторы: Т.Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталлоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С, Г, Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон.

Зарубежные педагоги-теоретики рассматривали профориентацию с позиции пригодности человека к той или иной профессии. Анализ подходов к проблемам профориентации и самоопределения вскрывает разнообразие исторически сложившихся педагогических теорий («структурные теории», «мотивационные теории», концепция свободного развития личности) и направлений: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации» (Д. Дьюи), неопрагматической педагогики (Г. Штейн, М Скривен, Д. Манн, Ф. Ньюмен, Дж, Гранис), Дети подразделяются на группы, «потоки» в зависимости от показателя коэффициента умственной одаренности.

Наряду с педагогическими большое место в западных странах занимают психологические концепции профориентации: «случайного выбора», (Т. Кап-лоу, Р. Ричи, М. Скотт и др.), «утверждение своего Я» (Ф. Масгроув, П.Келли и

По Е. Гинзбергу процесс профессионального выбора тесно связан с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходящие одна в другую: воображаемый период (4-11 лет), период проб и попыток (11-17 лет), реалистичный период (17-21 год).

Параллельно с попытками «психологического обоснования» выбора профессии, признающего лишь субъективные факторы, в западной психологии разрабатываются и другие концепции, в которых принимается во внимание влияние объективных факторов на выбор профессии, хотя решающими остаются субъективные. Это, так называемые, «технократические» теории, основой которых является доктрина «человеческих отношений», состояние и структура местной экономики и рынка труда (М. Масгрейв, Е. Гросс, Д. Хейз и др.).

Д. Сьюпер считает, что развитием периодов, этапов жизни индивидуума можно руководить частично с помощью содействия процессу становления способностей и интересов, частично - оказывая ему помощь в познании реальной действительности и развитии концепции своего «Я». Формирование профессиональных устремлений - это, по существу, процесс развития и утверждения этой концепции. б Системно-теоретическая модель профориентации основывается на том, что ^ индивид, выбирающий профессию, является в психологическом плане профес- ії г сионально незрелым.

Определение сущности профессионального самоопределения считается до сих пор, в целом, нерешенной задачей, поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске представителей различных на правлений пауки. В отечественной педагогике и психологии сформирован прочный научный фундамент, который во многом определил современные под ходы к данной проблеме. Здесь можно отметить исследования В. В. Назимова (1972), А. Е. Голомшток (1974), Е. Л. Климова (1976, 1983, 1988, 1993, 1996), Б. ф Ж А. Федоршина (1979), Л. А. Йовайши (1983), С. Н. Чистякова (1989, 1993) и др.

Особенностью этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения («Я-концелция» развития личности Р. Бернса, 1986). Наибольший вклад в разработку подходов к определению понятия «профессиональное самоопределение» и характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда внес Е. А. Климов.

К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А, Климовым (1983) периодизация развития человека как субъекта труда. Соглас- ^ но этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овла- дения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)

Более общая проблема ознакомления детей дошкольного возраста со взрослым человеком и воспитания отношения к нему, в т.ч. и к труду взрослых, в течение почти сорока лет (40-е - 80-е г.г.) была предметом исследований многих ученых (И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковская, В. В. Кондратова, Ф. С. Левин-Щирина, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, А. Ш. Шахманова,),

Существенной предпосылкой грамотного решения вопроса о профессиональной ориентации детей считается необходимость учета потребностей эко-

7номического, народно-хозяйственного развития общества в целом и конкрет- ,* ных местных условий, о чем неоднократно заявляли выдающиеся советские пе- дагоги.

Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обраще нием к теории игры, родоначальниками которой считаются Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт (1887). Функционально-аналитический подход психологии XIX века заключался в трактовании игры как следствия активизации уже со зревшей психологической способности. С игрой ребенка связывалось проявле ние воображения или фантазии (К. Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, К. ж л, Гроос, В. Штерн), развитие мышления (А. И, Сикорский, Дж. Дьюи). Заметный вклад в развитие знаний о детской игре внес Ж. Пиаже, и прежде всего, в установлении связи между сенсорно-двигательной деятельностью ребенка и его операциональными формами мысли, выделении различия между «означающим» и «означаемым» в символической игре; он продвинул разработку проблемы подражания в игре.

Приоритет создания общей психологической теории игры принадлежит А. И. Леонтьеву, а специальной психологической теории - Д. Б. Эльконину, кото рый рассматривал игру как воссоздание человеческой деятельности, при кото- ^ ром выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - задачи и нормы отношений между людьми.

В контексте проблемы умственного развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов (путей) формирования у детей представлений о труде взрослых (С. П. Крягжде, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин, Н. С. Пряж-ников, В. И. Тютюнник, П. А. Шавир, Д. Б, Эльконин, В. А. Ященко,). Однако, большинство проведенных исследований нацеливались на овладение ребенком трудовыми операциями, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности. На основании вышеизложенного актуаль-

8 ность нашего исследования определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются: научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых; потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и среднего общего образования в части профессиональных ориентировок детей; необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника.

Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития, согласования изменений, происходящих в психике ребенка, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей его «образа - Я». Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, что и определило выбор темы диссертационного исследования: " Формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников".

Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

9 Предмет исследования: педагогическая система формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Цель исследовании: научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых в игровой деятельности дошкольников.

Гипотеза исследования. Если ориентирование детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность, то тем самым: создаются условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающих профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируется появление представлений о назначении и содержании отдельных профессий; возникают и проявляются ранние профессиональные устремления (наклонности) детей.

Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования: выявить подходы к решению проблемы формирования у детей ранних представлений о профессиональной структуре трудовой деятельности взрослых; выполнить теоретическую разработку психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа-Я» дошкольника; экспериментально проверить эффективность педагогической системы формирования у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии мира профессий, их назначении и содержании; разработать порциальную программу «Мир профессий», способствующую формированию у детей представлений о профессиональной деятельности

10 взрослых, развитию профессиональных интересов и устремлений, обеспечивающую целенаправленную деятельность педагогов ДОУ; 5) апробировать и внедрить программу в образовательный процесс учреждений дошкольного образования.

Методологические и теоретические основы нашего исследования состав* ляют работы по психолого-педагогическому обоснованию воспитания и развития детей-дошкольников (Л.А. Венгер, С,А. Козлова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неве-рович и др.) и по теории игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е. В. Зворыгина, Д.Н. Узнадзе, Д.Б, Эльконин и др.); личностно-ориентированный подход, разработанный В. А. Петровским, В. В, Давыдовым, И.С. Якиманской; модульный подход, разработанный Л.Г. Вяткиным; правила образования, введения и использования дидактических понятий и определений, сформулированные Г.И. Железовской; психологические основы профессионализма А. К. Марковой; базовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Н.А.Климовым, И.С. Пряжниковым, В.И. Тютюнником, и др. Методы исследования. Исходя из основных принципов - принципа совокупности методов исследования и принципа адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен, для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта по исследуемой проблеме; эмпирические методы - естественный локальный эксперимент с двумя группами испытуемых (экспериментальная и контрольная группы); метод опосредованных дискретных лонгитюдных наблюдений с открытых позиций, совмещенный с методом поперечных срезов с письменной регистрацией наблюдений и видеозаписями; опросные методы: беседа, анкетирование, тестирова-

11 ниє с использованием специального дифференциально-диагностического опросника (по типу ДЦО Е.А. Климова); моделирование; методы математической обработки данных и д. р.

Этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментально-педагогического исследования, которое проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап - теоретико-поисковый (1995 год) - выбор концептуального аппарата, определение гипотезы, цели и задач исследования, изучение философской, психолого-педагогической литературы по сформулированной проблеме.

Второй этап -методический (1995-1996 годы) - выбор теоретической концепции разработки программы ДОУ "Мир профессий" для организации профессионально направленной игровой деятельности детей дошкольного возраста в детских садах, выбор комплекса диагностических процедур в рамках констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап - экспериментально-поисковый (1996-2000 годы) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработка и сопроводительный анализ эмпирического материала, проверка в ходе эксперимента основных положений гипотезы.

Четвертый этап - аналитический (2000-2001 годы) - теоретическое осмысление, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций по внедрению и реализации программы ДОУ "Мир профессий" в детских садах.

Опытно-экспериментальной базой для проведения исследования были группы "Дубок" и "Липка" ДОУ д/с "Ландыш" г. Балашова.

Научная новизна исследования состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту; в разработке пси-

12 хологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника и введении, в связи с этим, уточненных понятий «ранняя профессиональная ориентация дошкольников», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профессиональный интерес дошкольника», «профессиональная направленность личности дошкольника», «профессиональное самоопределение дошкольника» и др.; во введении в классификацию игр подвида сюжетно-ролевых игр - «Профориентационные сюжетно-ролевые игры».

Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей "образа Я" дошкольника, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.

Практическое значение состоит в разработке порциальной образовательной программы ДОУ «Мир профессий», формирующей и выявляющей профессиональные интересы детей, направляющей развитие профессиональных устремлений ребенка; ее экспериментальная проверка, а также методическая обеспеченность педагогических работников ДОУ на этапе реализации такой программы в условиях своего учреждения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положений; научно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты многолетних наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования; обработкой результатов математическими методами статистики.

Апробация и внедрение результатов

Основные положения и результаты исследования рассматривались и обсуждались на педагогических советах ДОУ, районных методических объединений

13 воспитателей ДОУ, вузовских и межрегиональных научно-практических конференциях в г. Балашове (1996-2000), в г. Москве (1998). Разработанная программа «Мир профессий» одобрена методическим советом управления образования Балашовского района и рекомендована в качестве программы-дополнения к обязательной комплексной программе воспитания и обучения в ДОУ Балашовского района.

Полученные результаты исследования использовались при чтении курса «Профориентационные технологии в системе образования» студентам - психологам БФ СГУ в течение двух лет.

На защиту выносятся:

Теоретическое обоснование подходов и системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых у детей дошкольного возраста.

Психологический механизм формирования профессиональной составляющей «образа-Я» дошкольника.

Обоснование использования сюжетно - ролевых игр для целей формирования представлений о мире профессий у дошкольников.

Программа ДОУ «Мир профессий», обеспечивающая развитие представлений о назначении и содержании различных профессий, и материалы экспериментального исследования ее результативности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Профессиональное самоопределение подрастающего поколения как педагогическая проблема

Задача подготовки молодого поколения к практической деятельности стояла перед человечеством всегда, но в различных социально-экономических формациях она решалась по разному. При этом каждый раз она наполнялась новым содержанием и обретала новые формы реализации на практике.

Идея трудового обучения и воспитания подрастающего поколения не нова. Впервые она была высказана более четырехсот лет назад известными мыслителями Т. Мором (1478 - 1535), Т. Кампанеллой (1568 - 1638) и другими в связи с предпринятой ими попыткой решения проблемы устранения социального неравенства и противоположности между людьми умственного и физического труда. Они рассматривали трудовое обучение и воспитание как важнейшее средство достижения социального равенства путем всеобщей и равной подготовки молодого поколения к жизни и труду в общественном производстве. Дальнейшее углубление идея трудового воспитания получила в работах Ж. - Ж, Руссо, И, Г. Песталлоцци, Р. Оуэна, К. Маркса и Ф. Энгельса.

В конце XIX - начале XX века ученые и общественные деятели, наблюдая рост крупного производства, пришли к мысли о том, что для выполнения человеком каждой конкретной работы необходима не только выучка, но и определенные способности. В связи с этим молодым людям, выбирающим профессию, необходима помощь.

Уже в XIX веке появились первые литературные источники, раскрывающие некоторые вопросы профессиональной ориентации молодежи. Во Франции вышло «Руководство по выбору профессий» (1849), в 1897 г. была издана в Петсрбурге книга профессора университета Н. И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса». Таким образом, зародившееся в конце XIX - начале XX века движение профессиональной ориентации получило свой толчок не от какого-либо научного открытия или гениального изобретения, а от требований самой жизни.

В начале XX века в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для молодежи при биржах труда. Там школьники могли посоветоваться о выборе профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовки к будущей работе. Деятельность этих бюро принято считать началом профориентационного движения. Такие бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями, а проводили пропаганду разумного выбора профессии с помощью издания профориентаци-онных листков, брошюр и т. д. Однако основным методом определения профессиональной пригодности молодого человека был анкетный опрос. Анализ вопросов анкет свидетельствует о том, что бюро заботилось прежде всего об интересах предпринимателей.

Профконеультационные учреждения в начале XX века, в основном, пользовались слабо разработанной методикой изучения учащихся, что зачастую приводило к неправильному определению пригодности молодых людей к той или иной профессии. Профессиональная ориентация осуществлялась неизведанными путями, поэтому возникало много трудностей.

В 1883 году широкое распространение получил предложенный английским психологом Ф. Гальтоном метод психологического исследования с помощью тестов. Этот метод количественной оценки интеллектуального развития детей быстро привлек внимание психологов и педагогов. Но следует отметить, что многие слишком переоценивали роль тестов.

В начале XX века в ряде западных стран начали создаваться психологические институты и лаборатории по исследованию вопросов профориентации. Исходя из особенностей каждой страны, проблема профессиональной ориентации решалась по разному, но затрагивала только подростковый и юношеский возраст, ведущей основой ее осуществления явилась социально-экономическая потребность развивающегося капиталистического производства.

Большое внимание проблемам профессиональной ориентации уделяли Н. К. Крупская, А, В. Луначарский, Н. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко. «Выбор профессии - отмечала Н. К. Крупская - должен рассматриваться у нас «не по - спецовски», не под углом зрения пригодности человека к той или иной профессии или специальности, а по - энгельсовски и... с точки зрения всестороннего развития человека» (Н. К. Крупская, 1963, Т. 11). «Непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний. Поэтому первейшая обязанность нашей системы общего образования в период допрофессиональной подготовки - вооружить каждого ребенка такими знаниями, дать ему «то широкое образование», которое откроет перед ним все дороги» (А. В. Луначарский, 1953).

Существенной предпосылкой правильного решения вопроса о профессиональной ориентации выдающиеся советские педагогии считали необходимость учета потребностей экономического, народнохозяйственного развития общества в целом и конкретных местных условий. Во взглядах же западных педагогов-теоретиков преобладала точка зрения в профориентации с позиции пригодности человека к той или иной профессии.

Теоретические концепции профориентации можно подразделить на педагогические и психологические,

В западных странах отсутствует общая теория профориентации, коллективами ученых и отдельными специалистами разрабатываются различные педагогические концепции. Одни из них стали лишь историческим фактом, другие имеют большое распространение, дополняются и совершенствуются. Общая направленность этих концепций заключается в определении путей, позволяющих личности оптимально адаптироваться к условиям социума и рыночной экономики. Так, большое распространение получили «структурные теории», цель которых - разработать рекомендации по самоподготовке к выбору профессии на основе анализа типичных случаев удачной профессиональной карье 17 ры. В «мотивационных теориях» процесс выбора профессии рассматривается как цепь последовательно сменяющих друг друга мотивов в зависимости от тех жизненных целей, которые ставит перед собой индивид, причем жизненные цели выдвигаются из узко эгоистичного понимания потребностей и идеалов человека. Широкое распространение также получили концепции свободного развития личности, суть которых состоит в утверждении фатальной обусловленности профессионального самоопределения неизменяемыми психологическими особенностями личности.

В пятидесятые годы в западных странах сформировалось два крупных направления в понимании профориентации. Одно из них, так называемое диагностическое, основывается на положениях прагматической педагогики. Его сторонники трактуют профориентацию как помощь индивиду в приспособлении к окружающей среде, игнорируя взаимодействие профессионального воспитания и профессиональной подготовки с задачами развития личности. Абсолютизируется использование тестовых методик в профориентации.

Педагогическое руководство ранней профессиональной ориентацией дошкольника посредством игры

Согласно теории Л. С, Выготского наиболее существенная линия в развитии человека - это становление его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы.

Л. С. Выготский считал, что сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций, таких, как восприятие, мышление, память, воображение. Эти психические функции носят опосредствованный характер. Под средствами Л.С. Выготский понимал особые, существующие в человеческой культуре, "орудия ума". К ним, прежде всего, относятся слова, понятия, которые всегда стоят между человеком и миром, являются средствами открытия наиболее существенных его сторон. Сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. При этом, как отмечал Л.С. Выготский, подобные средства не только изменяют отношения с миром, но и, прежде всего, служат средствами воздействия субъекта на самого себя. В процессе развития опосредствованно-сти психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Действия с понятиями, в которых в значительной степени фиксируется человеческий опыт, и развитие которых детально анализировал сам Л.С. Выготский, не одинаково значимы для всех возрастных ступеней. Понятие возраста со всей остротой ставит проблему поиска специфических для каждой ступени характеристик развития. Это может быть не только специфика различных видов деятельности, но и, если следовать логике концепции Л.С. Выготского, тот тип средств, который ребенок присваивает и использует в своей деятельности.

В исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и других было показано, что у ребенка дошкольного возраста формы опосредствования носят образный характер. Установлено, что основная линия развития восприятия - это усвоение детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и опосредуемых ими перцептивных действий, т.е. действий восприятия. Подобные исследования позволили Л,А. Венгеру разработать концепцию развития способностей. Согласно этой концепции одна из существенных сторон развития ребенка - развитие его способностей, понимаемых как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольников средств. Способности, в отличие от знаний, умений и навыков, ИМЄЕОТ непреходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые сензитивные периоды, в которые развитие определенных видов способностей происходит наиболее успешно.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, планы и т.п.). Уже на уровне образа ребенок как бы удваивает мир, различает его на обозначаемое и обозначающее, учится смотреть на мир сквозь "очки" человеческой культуры. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Но подобное "удвоение" мира, опосредствование взаимодействия с ним ведут, и к развитию психики ребенка в целом, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности. Ряд исследований отечественных психологов показал, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего, в игре (работы А.Н. Леонтьева, Д.Б, Эльконина, А.В. Запорожца). Отсюда и развитие способностей также складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей. Естественно, что и логику средств, и логику деятельности й ребенок открывает, "со - творяет" вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику формах обучения.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра как ведущая деятельность в этом возрасте. К, Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершеннствует свои способности С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Однако при этом нужно учитывать следующие моменты. Для ребенка - дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование. Особую роль экспериментирования в развитии дошкольника убедительно доказывает Н.М. Подъяков.

Второй формой организации опыта ребенка является "проживание" им различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности. Если в первом случае ребенок использует знаковые средства, приводящие его к выявлению объективных, существенных для решения задачи сторон, то во втором случае ребенок обращается к символическим средствам, которые позволяют ему осмыслить ситуацию, проявить свое отношение к ней.

Разработка содержательной части программы доу «мир профессий»

В соответствии с вышеизложенными недостатками существующих программ была составлена порциальная игровая образовательная программа ДОУ «Мир профессий», включающая в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно - ролевых игр. Программа составлена с учетом принципа цикличности. В основу структуры игровой программы ДОУ «Мир профессий» положены:

1. Модель психологического механизма ранней профессиональной ориентации дошкольника:

Младший дошкольный возраст - метафорическая ориентация;

Средний дошкольный возраст - моделирующая ориентация;

Старший дошкольный возраст - идентифицирующая ориентация,

2. Четырехъярусная классификация по четырем признакам классификация профессий Н.А. Климова . Ее первые два яруса имеют вид; первый ярус - типы профессий:

«Человек - живая природа» П) «Человек - техника и неживая природа» (Т) «Человек - человек» (Ч) «Человек - знаковая система» (3) «Человек - художественный образ» (X); второй ярус - классы профессий:

«Гностические профессии» (Г) «Преобразующие профессии» (П) «Изыскательные профессии» (И); Таким образом структурная основа программы представляет собой матрицу, где координатами являются первый и второй ярусы четырехъярусной классификации профессий Е.А. Климова. Подборка игр производится для каж 92 дой ячейки матрицы по возрастным диапазонам и может варьироваться сообразно местным условиям. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий по типам и классам с опорой как на профессии ближайшего окружения, так и на «экзотические» профессии (с системой обязательной предварительной подготовки детей). Тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в более расширенном и усложненном виде. Программа учитывает всю тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ ДОУ и дополняется значительным количеством сюжетно - ролевых игр профориентационной направленности. Программой по каждому возрастному диапазону определены задачи, пути их реализации и примерный перечень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационной сюжетно - ролевой игры. Программа в календарном плане синхронно сопряжена с календарно - тематическим планированием основной воспитательно - образовательной программы ДОУ. К ней разработано методическое пособие по ее реализации в образовательном процессе, предусматривающие, кроме всего, рекомендации по системам коррекционных и развивающих игр для организации работы по проблемам коррекции психического и физического развития ребенка, его способностей и задатков. Программа «Мир профессий» предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями (при 7-12 - по традиционной программе). Она учитывает соответствие возрастной динамики развития детей и смысловое содержание сюжетно - ролевых игр. Каждая игра предусматривает для каждой роли полный цикл «профессиональных действий» (Н.Е. Веракса) и их логическую завершенность. Игры группируется как с учетом требований основной программы, так и с учетом сезонного труда взрослых и пр. В программу введены игры, отражающие современные социально - экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.

Во второй младшей группе (3-4 года) используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доя 93 рок и др. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе (4-5 лет) появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водитель автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготавливать некоторые необходимые для игр предметы, игрушки, моделировать профессиональное поведение

В старшей группе (5-6 лет) поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т.п.), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика и т.п.). В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, моделируют их профессиональное поведение.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления а разных специальностях: на самолетах летают пилоты, но могут быть и механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Они выбирают роли обмениваются ролями, «вживаются» в роль.

Игры группируются как с учетом требований основной программы воспитания и обучения в детском саду, так и с учетом профессиональных праздников, времени года и сезонного труда взрослых. В программу введены игры, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики. В целях развития как профессионально важных психический функций, так и общей психики ребенка, а так же профессионально важных качеств, его способностей и задатков, программа предусматривает серию специальных дидактических и коррекционных игр и упражнений игрового характера (табл. 1,2,3,4, приложение 2).

В результате реализации программы дети подготовительной группы знают до 40 и более, а знакомятся с более чем 80-ю профессиями против 7-12 наименований профессий по традиционной программе. Они могут уверенно рассуждать о содержании деятельности их представителей, имеют представление о профессиональной этике представителей большинства из названных профессий, ориентируются в их взаимосвязях и т. д., выражают предпочтение определенной группе профессий или конкретной профессии. Результаты наблюдений за детьми в игре заносится в творческую книжку дошкольника, анализируются, На основе данных наблюдений проектируется дальнейшая развивающая работа с детьми.

Обработка данных экспериментального исследования

Для математической обработки результатов эксперимента используем критерий U (критерий Манна - Уитни). Расчеты проведем для критерия 1 (разнообразие профессий и содержание профессиональной деятельности). Поясним смысл вычислений критерия различия. Его формульное выражение: (п,х п2)+---- -- I А, где п,- количество испытуемых в выборке I; п3 - количество испытуемых в выборке 2; Т v- большая из двух ранговых сумм; п - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов. Эмпирическое значение Uj((f, вычислим по формуле: U-шп = 10 х 10 + - -110 = 45. Определим по таблице II критические значения критерия U Манна-Уитни для уровней значимости р 0,05 и р -0,01 (по Гублеру Е.В., Генкину А.А., 1973): U„= 27(p 0,O5j,Uw" 19 р 0,01). 126 Поскольку иэш) U№, то согласно алгоритму подсчета критерия U Манна-Уитни (166, с.53, п.9) принимается нулевая гипотеза об отсутствии различий в уровне признака, то есть мы можем утверждать на уровне 1 % статистической значимости (0,01), что различий в уровне информированности детей дошкольного возраста о разнообразии профессий и содержании профессиональной деятельности взрослых между экспериментальной и контрольной группами до начала эксперимента (2-я младшая группа, 1996 год) нет.

Далее, таким же образом, применяя критерий U - Манна-Уитни для выявления различий в экспериментальной и контрольной группах после проведения эксперимента, находим эмпирические значения U3Mri для 1997, 1998, 1999 и 2000 годов. Они будут соответственно равны значениям, указанным в таблице:

Поскольку ни одно из значений U)М/ не превосходит критических значений даже на 5% уровне статистической значимости, а значительно меньше критических значений (19 и 27), то можно сделать вывод о том, что существуют достоверные различия в уровне информированности детей дошкольного возраста о разнообразии профессий и содержании профессиональной деятельности взрослых между экспериментальной и контрольной группами после проведения эксперимента.

Результаты экспериментального исследования показывают, что использование программы сюжетно-ролевых игр «Мир профессий» значительно повышают представления дошкольников экспериментальной группы по сравнению с контрольной о профессиональной сфере взрослых людей. Уровни критериев по всем показателям в экспериментальной группе значительно превышают уровни контрольной группы.

Таким образом, опираясь на рассмотренные научные теории и положения, теоретический анализ психологической и педагогической литературы, наши теоретические предположения, результаты экспериментального исследования по выявлению и формированию представлений о мире профессий у дошкольников, на основе реализации программы ДОУ «Мир профессий», можно сделать следующие выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы:

Игровая деятельность является обязательным условием формирования представлений о мире профессий у дошкольников, что, в свою очередь, способствуют раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое мы рассматриваем как звено психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры, через его открытые проблемы, где продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоения, как ориентацию на труд, формирование и развитие интересов склонностей и способностей дошкольника.

Педагогические работники ДОУ в подавляющем своем большинстве не владеют понятиями профориентации. При всей универсальности действующей обязательной программы проблему ранней профессиональной ориентации дошкольников, в целом, она не решает. В ее разделах, предусматривающих знакомство детей с трудом взрослых, в основном с целью формирования трудовых навыков и умений, дается очень ограниченный перечень профессий (2 до 12), а в задачах раздела «Игра» формирование представлений о профессиях взрослых не предусмотрено. В некоторых программах, используемых в практике ДОУ предусматривается косвенное ознакомление детей с трудом взрослых, но при всех их достоинствах, формирование представлений детей о профессиях также не предусмотрено. Практика показывает, что хотя режимом дня ДОУ предусмотрено время на игровую деятельность, зачастую это время используется на другие цели (занятия, репетиции и пр.) или проводятся одни и те же сюжетно-ролевые игры с заученным сюжетом и ролями, что в итоге дает обратный эффект, В профессиональном сознании педагогов ДОУ, немалая часть из которых не имеет специального дошкольного педагогического образования, зачастую отсутствует адекватное понимание значения данного «режимного момента» и соответствующей подготовки к его проведению. В целях исключения подобной %0 ситуации в практику ДОУ целесообразно ввести специально игровую образова тельную программу. Положительные результаты нашего экспериментального исследования дают основания рекомендовать для использования в практике ДОУ программу «Мир профессий»,



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт