Геодезические и землеустроительные работы. Кадастровые и землеустроительные работы – определение и учет земельных участков

22.09.2019

Деятельность организаций системы «ГосНПЦзем» имеет ряд особенностей, которые оказывают значительное влияние на организацию и управление производством землеустроительных работ. Эти особенности в основном заключаются в следующем: большинство видов работ требуют обследования земель хозяйств, изучения их производственной деятельности, корректировки, съемки их земель, что связано с обязательным пребыванием специалиста на объекте. Это обусловливает необходимость, исходя из содержания подразделять их на полевые камеральные. Работы, связанные с составлением проектов по каж­дому объекту, подразделяются на проектные, техниче­ские и чертежно-оформительские, что требует кооперации труда и соответствующей его организации.

Особенность организации работ по землеустройству заключается в том, что проектные организации в основном состоят из инженерно-технических работников, а для выполнения полевых технических работ привлека­ются временные (сезонные) рабочие.

Важной особенностью производства работ является также и то, что очень часто объекты размещаются по всей территории области и республики. В различных условиях областей страны это связа­но со значительными затратами средств и труда как инженерно-технического состава, так и руководителей. Одновременно это требует четкой согласованности в ра­боте и принятия соответствующих организационных мер.

Очень важной особенностью производства работ, влияющей на организацию труда, является то, что от­дельные части видов работ (стадии) должны выполняться не только в определенной последовательности, но и с учетом места и времени.

3.3. Содержание и характер инженерного труда в землеустройстве и кадастре

В Земельном Кодексе записано, что землеустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государствен­ных органов в области пользования землей. Задачами государственного землеустройства является организация наиболее полного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель. В этом определении выражена соци­ально-экономическая сущность государственного землеустройства. Осуществление государственных мероприя­тий по землеустройству связано с выполнением слож­ного комплекса инженерно-экономических работ.

Пространственное устройство территории должно быть согласовано с организацией других средств производства, рабочей силы, всей системы ведения сельского хозяйства. Землеустройство существенно влияет на результаты деятельности сельскохозяйственных пред­приятий, является составной частью общественного производства. Этим определяется и социально-экономический характер труда специалистов проектных организаций, прежде всего инженеров-землеустроителей.

Среди материальных условий, необходимых для производственной деятельности людей, а следовательно, и производства материальных благ, особое место занимает земля с ее естественными богатствами. В сельском хозяйстве она является материальным условием и в то же время главным средством производства, так как непосредственно участвует в образовании продукта. Вместе с тем в каждом сельскохозяйственном предприятии с землей, определенными земельными. массивами нераз­рывно связаны другие средства производства пост­ройки, дороги, пруды, колодцы, полезащитные лесные полосы, полевые станы и т.д. Поэтому в целях рациональной организации сельскохозяйственных предприя­тий необходимо совместное решение пространственной организации как земли, так и этих средств производства. Этим и занимаются при внутрихозяйственном землеустройстве.

Ставится задача разработать такой проект организации территории, освоение которого позволяет получить наибольшее количество сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах труда и средств на ее единицу. Это возможно в том случае, когда разработка проекта ведется с учетом природных и экономических условий, на основе прогрессивной системы мероприятий по развитию земледелия и животноводства и все про­ектные решения экономически обоснованы. Так, например, при проектировании полей севооборотов с целью сокращения затрат труда и времени на производствен­ные процессы, протекающие в их границах, и создании условий, благоприятных для возделывания и произрастания сельскохозяйственных,учитывают форму поля, размеры сторон, рельеф местности, почвенный покров, существующую дорожную сеть, расположение по­лезащитных лесных полос, населенных пунктов и т. д. Правильное решение в проекте внутрихозяйственного землеустройства всех вопросов организации террито­рии хозяйства в конечном счете оказывает влияние на объем выхода продукции с единицы площади и на величину затрат труда и средств на ее производство. Поэтому окончательно принимается проектное решение экономически наиболее целесообразное.

Следовательно, в землеустроенном хозяйстве будут постоянно действовать факторы, положительно влияющие на величину затрат труда и средств при производстве сельскохозяйственных продуктов. Это влияние будет сказываться до тех пор, пока организация территории будет соответствовать требованиям и экономическому уровню развития хозяйства.

Таким образом, организацию территории сельскохозяйственных предприятий следует рассматривать как составную часть организации всего производства, как объективную необходимость, вытекающую из потребностей рационального ведения сельскохозяйственного производ­ства в целом.

Труд землеустроителя по своему содержанию, приемам и методам выполнения работ является главным образом трудом умственным. Однако в период полевых работ он дополняется физическими элементами, связанными с выполнением полевых геодезических работ. Выполненная работа выражается в определенных единицах, а именно в количестве измеренных углов, поставленных указательных знаков, длине линий и т. д.

В итоге умственного и физического труда, в процессе производства работ создается проект внутрихозяйственного землеустройства, отражающий организацию территории сельскохозяйственного предприятия на определенный период его развития.

Продукт общественного производства является результатом коллективного труда как физического, так и умственного. Вследствие этого создание продукта невозможно без труда инженеров, агрономов, ученых и т. д. Труд землеустроителя также необходим для производства материальных благ, так как продуктом его труда в процессе внутрихозяйственного землеустройства является проект, с помощью которого он воздействует на организацию конкретного сельскохозяйственного пред­приятия. Организация территории есть составная часть организации сельскохозяйственного производства. При этом следует иметь в виду, что в полной мере измерить производительность инженерного труда, определить ко­личественно его эффективность не всегда возможно, так как он проявляется через результаты работы сельскохозяйственного предприятия в целом.

Землеустроительные работы – масштабная деятельность, которая проводится госорганами и ответственными геодезическими организациями на законных основаниях.

Изучение земель и их изменений, проведение межевания участков, составление документации должны осуществляться по установленному порядку. В государстве действует экспертиза землеустроительных материалов, поэтому чтобы не допустить несоответствия требованиям законодательству, необходимо чёткое соблюдение всех этапов работ.

Землеустроительные работы – это комплекс мероприятий, который охватывает изучение состояния земельных ресурсов, установку новых границ и межевых знаков, деятельность по планированию и организации рационального использования наделов. Эти работы необходимо выполнять при изменении границ административных единиц или при межевании наделов, выделенных под сельскохозяйственную деятельность.

В землеустройство входит и организация территорий, на которых проживают малочисленные коренные жители дальних регионов страны.

Законом, который регулирует отношения в области землеустройства, предусмотрены следующие виды землеустроительных работ.

  1. Получение информации о состоянии земель.
  2. Картографическая и геодезическая деятельность. Эта сфера отношений регулируется отдельным федеральным законом и включает работы по изучению геодезическими предприятиями картографического материала, его обработку и внесение изменений, непосредственный сбор данных с местности (определение координат, высот, наблюдение за изменениями и снятие замеров с географических объектов).
  3. Работы по планированию и дальнейшей организации использования земельных ресурсов проводятся с целью определить назначение земли в связи с проектами экономического развития отдельной административной единицы и всего государства в целом. Все мероприятия проводятся на основании градостроительной документации, которая может включать этапы для совершенствования земельных ресурсов, программы по их освоению, объёмы и сроки выполнения планов.
  4. Описание расположения границ объектов, относительно которых проводится землеустройство. Смысл мероприятия заключается в изучении сведений, которые находятся в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости), выборе метода описания объекта и определения с нормативной точностью местонахождения границ наделов. Результатом работ является схема участка в бумажном и электронном виде, включающая описательную и графическую части. Действия по описанию границ проводятся на основании установленного Порядка Минэкономразвития.
  5. Определение границ наделов и административных единиц на местности происходит на основании сведений из ЕГРН. Новые границы между поселениями обозначаются межевыми знаками, которые устанавливаются на основании Постановления Правительства, предусматривающего правила проведения таких работ. После закрепления границ на местности эта информация вносится в сформированное землеустроительное дело.
  6. Проведение внутрихозяйственного устройства проводится в отношении сельскохозяйственных земель и территорий, на которых проживают коренные малочисленные народы отдалённых регионов.
В свою очередь, Получение информации о состоянии земель, включает такие работы:


  • изучение почвы и её изменений, геоботаническое обследование участков на предмет эрозий, заболоченности, появления уплотнений, подверженности оползням и т. д.;
  • оценка земли – осуществляется для получения информации о возможности целевого использования надела;
  • инвентаризация – проводится с целью выявления земли, которая вовсе не используется или используется не по назначению, а также для проверки правильного расположения наделов и определения новых границ.
Работа по планированию предусматривает такие действия:
  • охрана земли;
  • работа над предложениями о дальнейшем рациональном использовании земель;
  • проведение районирования с целью распределения сельскохозяйственных земель.
А внутрихозяйственное устройство включает такую деятельность:
  • проверка рационального использования земельных ресурсов, которые переданы индивидуальным и коллективным субъектам для ведения сельского хозяйства, а также возможность вести традиционный образ жизни отдалёнными регионами;
  • при выявлении деградирующих земель проводится разработка проекта по рекультивации территории с планом дальнейших мероприятий по улучшению свойств ресурсов.

Работы по землеустройству – это комплексная деятельность уполномоченных органов, которая включает несколько видов мероприятий. Каждое из них имеет конечную цель – приведение в порядок земельных отношений и рациональное использование ресурсов для экономического развития государства.

Осуществление землеустройства проходит в три этапа.

Подготовка

Она состоит из нахождения нужной документации, в которой ранее могли указываться данные об участке.

Это могут быть:


  • выписки из ЕГРН, которые содержат информацию о данном участке, о характере местности, где он расположен и о привязке к ней;
  • чертежи границ участка, установленные ранее;
  • документы о праве владения или пользования наделом;
  • если ранее на участке находились , то требуются также данные об их прошлом размещении;
  • список лиц, которые заинтересованы в проведении межевания.

Кроме того, заключается договор о проведении землеустройства, определяются расценки на осуществление работ и предположительные сроки выполнения. Должны быть учтены также соседние участки, которые могут быть затронуты такой деятельностью.

Полевой этап

Землеустроитель организовывает выезд на участок, сверяет данные полученной ранее документации с ситуацией на месте. Выписка из кадастрового перечня, чертежи границ надела, составленные ранее, межевальные знаки – всё это может браться за основу технического проекта, с которым будет землеустроитель работать.

Готовят план работ, который должен включать такие данные:
  • о причинах проведения работ;
  • о приметах местности;
  • данные, которые отображены в старой документации;
  • информацию о старых знаках, границах, характерных точках местности;
  • порядок, по которому планируется собирать новые данные;
  • при необходимости проведения новых подсчётов или для проверки старых данных необходимым является уточнение формул и порядка расчётов.

Документ визируется землеустроителем и утверждается заказчиком. При наличии спорных вопросов, на этом этапе можно привлечь специалистов в отрасли земельного права.

Кроме составления плана, на этом этапе проводятся все работы, связанные с землеустройством – установка новых границ, закрепление их знаками, межевание и т. д.

Камеральный этап

Он состоит из обработки и оценки полученных на предыдущих этапах данных, перечня и описания проведённых работ и оформления всех материалов в конечный документ.

Вся землеустроительная деятельность проводится в три этапа: она невозможна без изучения истории объекта, проведения работ на местности и составления конечного документа с занесением данных в Росреестр.

Окончание работ должно сопровождаться правильно оформленной документацией.

Это могут быть:
  • генеральные схемы по землеустройству РФ и отдельных административных единиц;
  • схемы по использованию и охране земли;
  • планы объектов – состоят из графической и описательной части, в описательной части находятся сведения об участке, полученные в процессе проведения процедуры, графическое изображение – это чертёж участка с наличием на нём геодезических знаков;
  • проекты по внутрихозяйственному устройству – для сельскохозяйственных наделов и отдалённых регионов;
  • тематические картографические материалы, где отображается состояние земель, их режим использования, данные районирования и зонирования территории;
  • материалы, полученные в результате детального геоботанического исследования земель;
  • проекты по улучшению и развитию земель, решения о необходимости проведения рекультивации и других работ по восстановлению деградирующих участков.

Виды документов, перечисленные выше, являются обязательными для всей территории государства, но отдельные административные единицы вправе издавать специальные документы в зависимости от специфики региона (к примеру, акты Красноярска обязывают создавать проекты по местности, где занимаются оленеводством).


Вся документация, сформированная по результатам работ, подлежит согласованию с государственными органами и внесению в землеустроительное дело.

Утверждение проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2002 года. Оно осуществляется в месячный срок и в необходимых случаях требует заключения государственных экспертов.

Вся согласованная документация вносится в Государственный фонд данных, который формируется из землеустроительных дел и является собственностью Российской Федерации.

Нарушение установленных требований может повлечь привлечение к ответственности виновных субъектов.

Проведение землеустроительных работ осуществляется только компетентными органами, вся информация должна детально проверяться на предмет соответствия законодательству. Неисполнение требований может послужить основанием для привлечения к ответственности.

Для эффективной организации использования земель, необходима единая система землеустройства, которая охватывает весь земной фонд и обеспечивает сбалансированную программу регулирования земельных отношений на ближайшую и дальнюю перспективу. Государство является важным субъектом земельных отношений, который активно участвует в управлении земельными ресурсами. Важнейшие цели государственной политики включают:

Формирование полноценной базы налогообложения земли и повышение поступлений от земельного налога в бюджет.

Формирование эффективных правообладателей земель и создание базисных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики, с обеспечением юридических гарантий инвесторов в правах на землю.

Создание и укрепление системы государственных гарантий прав граждан на землю. Важнейшими механизмами государственного регулирования и управления земельными ресурсами является землеустройство и земельный кадастр(как часть кадастра объектов недвижимости).

Действующая в России система землеустройства включает следующие направления:

Законодательно определенный состав, содержание и направление осуществления землеустройства. Несмотря на изменение земельного строя, видов и форм собственности на землю, состав землеустроительных действий в течении длительного времени остается стабильным и включает изучение земельных ресурсов страны, формирование землевладений и землепользований, их межевание, организацию их территории, установление границ населенных мест и т.д.

Четко регулируемый законодательством землеустроительный процесс, утвержденный перечень (виды) землеустроительной документации.

Специально созданные государственные и муниципальные органы, осуществляющие и контролирующие землеустроительный процесс.

Организация землеустроительных работ и участников землеустроительного процесса (землеустройство - государственный процесс в организации, проведения землеустроительных работ могут участвовать как государственные, так и частные предприятия или отдельные граждане).

Государство контролирует процесс землеустройства.

Система подготовки землеустроительных кадров высшего и среднего звена.

Организация научных исследований в области землеустройства

Система землеустройства является составной частью единой системы государственного управления земельными ресурсами, главным звеном государственного управления земельных отношений и организации рационального использования земли

Часть 2. Землеустроительные действия. Виды землеустроительных работ

Землеустроительные действия- это законодательно определенные виды землеустроительных работ, которые выполняются в целях реализации земельной политики государства и отражаются в соответствующей землеустроительной документации.

Федеральным законом « О землеустройстве» предусматриваются следующие землеустроительные действия.

1. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

инвентаризация земель.

2. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".

3. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

4. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик зtмель.

7. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

8. Описание местоположения границ объектов землеустройства

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

9. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

В связи с разными задачами государства в области землеустройства состав землеустроительных действий может изменяться.

Землеустройство - это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство - это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые . К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная . Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство - это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства - это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство - весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры - далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Заключение

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство - это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт