Особенности развития и созревания нервной системы. На каком сроке формируется нервная система плода

20.04.2019

Здоровье ребенка - это главное для родителей, но чтобы заботиться о здоровье своего малыша необходимо понимать, как протекает развитие всего организма в целом и каждой системы по отдельности. В данной статье мы рассмотрим развитие нервной системы ребенка, а также возможные хорошие и плохие источники влияния на неё.
Организм представляет собой единое целое, где органы и системы связаны между собой и зависят друг от друга. Всю деятельность организма регулирует нервная система, особенно ее высший отдел — кора больших полушарий головного мозга.
Развитие и деятельность мозга, и нервной системы в общем, зависит от условий жизни, от воспитания — решающего фактора. Поэтому стоит обратить на это внимание не только вам как воспитателям, а также бабушкам и дедушкам.
Новорожденный не приспособлен к самостоятельному существованию. Его движения еще не оформлены. Лучше движений развиты слух и зрение. Новорожденный обладает лишь простыми местными рефлексами, как, например, сосание, мигание. Это безусловные (врожденные) рефлексы.
Одновременно с кормлением и уходом за малышом много раз повторяются сопутствующие им обстоятельства: голос матери, определенные положения ребенка и т. д. Благодаря этому через безусловные рефлексы возникают новые, ответные, реакции организма ребенка на различные раздражители. Образуются новые нервные связи, которые носят название условных рефлексов.
В дальнейшем постепенно совершенствуется нервная система ребенка. У него возникает словесное мышление и прогрессирует физическое развитие, устанавливаются связи между речевыми раздражителями и мышечно-двигательными реакциями. С этим связаны проявления осознанных, «активно подражательных» действий ребенка. Такие действия, представляющие высшую условно-рефлекторную деятельность, постепенно совершенствуются под влиянием окружающей среды и воспитания.
Одни условные рефлексы укрепляются и сохраняются на долгие годы, другие угасают, затормаживаются. Образуются и новые условные рефлексы.
Огромное значение в жизни малыша имеет Сознательные движения подчиняются регулирующему влиянию коры больших полушарий. Развитие координации движений связано с торможением ненужных сопутствующих движений.
Таким образом, наряду с овладением нужными движениями происходит и развитие тормозных процессов, которые столь важны для формирования высшей нервной деятельности ребенка.
Среди разнообразных постоянно меняющихся воздействий на нервную систему есть и такие, которые повторяются с определенной последовательностью (например, режимные моменты). При многократном повторении одних воздействий за другими в мозгу возникает длинная цепь условных рефлексов. Для ребенка становится привычным определенный распорядок деятельности, отдыха, сна, приема пищи. Так он приучается соблюдать .

Хорошее состояние нервной системы — залог здоровья крохи, его умственного и нравственного развития.

Необходимо тщательно охранять нервную систему детей.

Правильное развитие детской нервной системы

Что же нужно сделать, чтобы развитие нервной системы малыша протекало должным образом?
Для этого надо, во-первых, заботиться о гигиене их быта. Известно, например, благотворное влияние свежего воздуха на работу головного мозга . В семьях, где установлен , организовано соответствующее , обеспечен положенный ребенку данного возраста спокойный сон (без

  • 1)Дорзальная индукция или Первичная нейруляция - период 3-4 недели гестации;
  • 2)Вентральная индукция - период 5-6 недели гестации;
  • 3)Нейрональная пролиферация - период 2-4 месяца гестации;
  • 4)Миграция - период 3-5 месяца гестации;
  • 5)Организация - период 6-9 месяца развития плода;
  • 6)Миелинизация - занимает период от момента рождения и в последующем периоде постнатальной адаптации.

В первом триместре беременности протекают такие этапы развития нервной системы плода:

Дорзальная индукция или Первичная нейруляция - в связи с индивидуальными особенностями развития может варьировать по времени, но всегда придерживается 3-4 неделе (18-27 день после зачатия) гестации. В этот период происходит образование нервной пластинки, которая после смыкания ее краев превращается в нервную трубку (4-7 неделя гестации).

Вентральная индукция - этот этап формирования нервной системы плода достигает своего пика на 5-6 неделе гестации. В этот период у нервной трубки появляются 3 расширенных полости (на переднем ее конце), из которых после формируются:

из 1-й (краниальной полости) - головной мозг;

из 2-й и 3-й полости - спинной мозг.

Вследствие деления на три пузыря, нервная система развивается дальше и зачаток головного мозга плода из трех пузырей превращается в пять путем деления.

Из переднего мозга образуется - конечный мозг и межуточный мозг.

Из заднего мозгового пузыря - закладка мозжечка и продолговатого мозга.

В первый триместр беременности также проходит частично нейрональная пролиферация.

Спинной мозг развивается быстрее, чем головной, и, следовательно, функционировать начинает также быстрее, отчего играет более важную роль на начальных этапах развития плода.

Но в первом триместре беременности особое внимание заслуживает процесс развития вестибулярного анализатора. Он является высокоспециализированным анализатором, который отвечает у плода за восприятие перемещения в пространстве и ощущение изменения положения. Этот анализатор формируется уже на 7 неделе внутриутробного развития (раньше других анализаторов!), а к 12-той неделе к нему уже подходят нервные волокна. Миелинизация нервных волокон начинается к моменту появления у плода первых движений - на 14 - неделе гестации. Но для проведения импульсов от вестибулярных ядер к двигательным клеткам передних рогов спинного мозга необходимо быть миелинизированным вестибуло - спинальному тракту. Его миелинизация происходит через 1-2 недели (15 - 16 неделя гестации).

Поэтому, благодаря раннему формированию вестибулярного рефлекса, при перемещении беременной женщины в пространстве плод перемещается в полости матки. Вместе с этим, перемещение плода в пространстве является «раздражающим» фактором для вестибулярного рецептора, который посылает импульсы для дальнейшего развития нервной системы плода.

Нарушения развития плода от воздействия различных факторов в этот период ведет к нарушениям вестибулярного аппарата у новорожденного ребенка.

До 2-го месяца гестации плод имеет гладкую поверхность головного мозга, покрытую эпендимным слоем, состоящим из медуллобластов. Ко 2 - му месяцу внутриутробного развития начинает формироваться кора головного мозга путем миграции нейробластов в вышележащий краевой слой, и, таким образом, формируя закладку серого вещества головного мозга.

Все неблагоприятные факторы воздействия в первый триместр развития нервной системы плода приводят к тяжелым и, в большинстве случаев, необратимым нарушениям функционирования и дальнейшего формирования нервной системы плода.

Второй триместр беременности.

Если в первом триместре беременности происходит основная закладка нервной системы, то во втором триместре происходит ее интенсивное развитие.

Нейрональная пролиферация является основным процессом онтогенеза.

На этом этапе развития возникает физиологическая водянка пузырей головного мозга. Это происходит из-за того, что спинномозговая жидкость, поступая в мозговые пузыри, расширяет их.

К концу 5-го месяца гестации образуются все основные борозды головного мозга, а также появляются отверстия Люшка, через которые спинномозговая жидкость выходит на наружную поверхность мозга и омывает его.

В течение 4 - 5 месяца развития мозга интенсивно развивается мозжечок. Он приобретает характерную ему извилистость, и делиться поперек, образуя свои основные части: переднюю, заднюю и фолликуло-нодулярные доли.

Также во втором триместре беременности проходит этап миграции клеток (5 месяц), в результате которого появляется зональность. Головной мозг плода становится более похож на головной мозг взрослого ребенка.

При воздействии неблагоприятных факторов на плод во второй период беременности, возникают нарушения, которые совместимы с жизнью, так как закладка нервной систему прошла в первом триместре. На этом этапе нарушения связанны с недоразвитием структур мозга.

Третий триместр беременности.

В этот период происходит организация и миелинизация структур головного мозга. Борозды и извилины в своем развитии подходят к завершающему этапу (7 - 8 месяц гестации).

Под этапом организации нервных структур понимают морфологическую дифференцировку и возникновение специфических нейронов. В связи с развитием цитоплазмы клеток и увеличения внутриклеточных органелл, происходит увеличение образования продуктов обмена, которые необходимы для развития нервных структур: белки, ферменты, гликолипиды, медиаторы и др. Параллельно с этими процессами протекает образование аксонов и дендритов для обеспечения синоптических контактов между нейронами.

Миелинизация нервных структур начинается с 4-5 месяца гестации и заканчивается к концу первого, началу второго года жизни ребенка, когда ребенок начинает ходить.

При воздействии неблагоприятных факторов в третьем триместре беременности, а также в течение первого года жизни, когда заканчиваются процессы миелинизации пирамидных путей, серьезных нарушений не возникает. Возможны легкие изменения структуры, которые определяются только при гистологическом исследовании.

Развитие ликвора и кровеносной системы головного и спинного мозга.

В первом триместре беременности (1 - 2 месяц гестации), когда происходит образование пяти мозговых пузырей, происходит образование сосудистых сплетений в полости первого, второго и пятого мозгового пузыря. Эти сплетения начинают секретировать высококонцентрированный ликвор, который является, по сути, питательной средой из-за большого содержания в своем составе белка и гликогена (превышает в 20 раз в отличие от взрослых). Ликвор - в этом периоде является основным источником питательных веществ для развития структур нервной системы.

Пока развитие мозговых структур поддерживает ликвор, на 3 - 4 неделе гестации образуются первые сосуды кровеносной системы, которые расположены в мягко-паутинной оболочке. Изначально содержание кислорода в артериях очень низкое, но в течение с 1 - го по 2 - й месяц внутриутробного развития кровеносная система приобретает более зрелый вид. И на втором месяце гестации кровеносные сосуды начинают врастать в мозговое вещество, образуя кровеносную сеть.

К 5 - му месяцу развития нервной системы появляются передняя, средняя и задняя мозговые артерии, которые соединены между собой анастомозами, и представляют собой завершенную структуру мозга.

Кровоснабжение спинного мозга происходит из большего количества источников, чем у головного мозга. Кровь к спинному мозгу поступает из двух позвоночных артерий, которые разветвляются на три артериальных тракта, которые, в свою очередь, идут вдоль всего спинного мозга, питая его. Передние рога получают большее количество питательных веществ.

Венозная система исключает образование коллатералей и является более изолированной, что способствует быстрому выведению конечных продуктов обмена по центральным венам на поверхность спинного мозга и выведением в венозные сплетения позвоночника.

Особенностью кровоснабжения третьего, четвертого и боковых желудочков у плода является более широкий размер капилляров, которые проходят в этих структурах. Это ведет к замедленному току крови, что способствует более интенсивному питанию.

Нервная система развивается из наружного зародышевого листка - эктодермы. Она закладывается в возрасте 2,5 нед в виде нервной пластинки, которая вначале превращается в желобок, а затем в трубку. В стенке трубки имеются эмбриональные клетки двух типов: нейробласты - будущие нейроны и спонгиобласты - будущие глиальные клетки. Из заднего конца трубки развивается спинной мозг, а из переднего - головной, который характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами роста и поздними сроками созревания.

Развитие центральных и периферических отделов нервной системы идет гетерохронно. В развитии нервной системы отражен общебиологический закон: онтогенез повторяет филогенез. Быстрее развиваются более старые в эволюционном плане отделы, позднее -молодые. Однако ни один отдел мозга не работает изолированно. Функционирование любого отдела связано с другими отделами центральной нервной системы.

Созревание нервной системы идет по следующим направлениям:

  • увеличение массы нервной ткани;
  • дифференцировка нейронов и нейрофибрилл;
  • увеличение количества, длины и диаметра отростков нейронов и их миелинизация;
  • развитие глиальных клеток;
  • совершенствование связей между нейронами (увеличение количества синапсов);
  • развитие шипикового аппарата на дендритах;
  • увеличение возбудимости, проводимости и лабильности нейронов и волокон;
  • увеличение синтеза и содержания нейромедиаторов;
  • повышение величины мембранного потенциала.

Ни один показатель не является определяющим в обеспечении нервной деятельности, важно их соотношение на каждом этапе онтогенеза.

Развитие нейронов. На 3-м месяце внутриутробного развития начинается рост аксонов, появляются нейрофибриллы, формируются синапсы и обнаруживается проведение возбуждения. Дендриты формируются позднее аксонов, к концу внутриутробного периода, а после рождения увеличивается количество их разветвлении и синапсов. У плода человека клеточная масса ЦНС достигает своего верхнего уровня в первые 20-24 нед внутриутробного развития, и это число нейронов остается практически постоянным до старости. Нейроны после дифференцировки в основном не подвергаются дальнейшему делению, а глиальные клетки продолжают делиться всю жизнь. Однако объем нейронов на ранних стадиях онтогенеза увеличивается. В старческом возрасте число нейронов коры больших полушарий и масса мозга уменьшается, но усиливается активность оставшихся нейронов. В процессе развития меняется соотношение между глиальными и нервными клетками значительно. У новорожденного количество нейронов больше, чем глиальных клеток, к 20-30 годам их соотношение становится равным, после 30 лет количество глиальных клеток увеличивается.

Миелинизация отростков нервных клеток начинается еще внутриутробно под влиянием гормонов щитовидной железы. В начале миелиновая оболочка рыхлая, а потом уплотняется. Сначала миелином покрываются периферические нервы, потом отростки нервных клеток, находящиеся в спинном и головном мозге. Волокна двигательных нейронов миелинизируются раньше чувствительных. Миелинизация во всех периферических нервных волокнах практически завершается к 9-10 годам. Формирование оболочек в значительной степени зависит от условий жизни ребенка. В неблагоприятных условиях процесс миелинизации может замедляться на несколько лет, что затрудняет управляющую и регулирующую деятельность нервной системы.

У детей раннего возраста в синапсах выделяется меньше медиаторов, и они быстро расходуются. Поэтому работоспособность у них низкая, быстро наступает утомление. Кроме того, потенциал действия у них более длителен, что сказывается на скорости проведения возбуждения и лабильности нервных волокон. К 9-10 годам лабильность достигает практически уровня взрослых (300-1000 импульсов в 1 с). В то же время нервные центры обладают большой компенсаторной возможностью. В период и некоторое время после рождения нейроны мозга имеют низкую чувствительность к гипоксии. Затем чувствительность к недостатку кислорода увеличивается, и в целом нервная система ребенка более чувствительна к гипоксии вследствие высокого уровня обмена веществ.

При старении организма происходят структурно-функциональные изменения в нейронах. Так, общее количество нейронов уменьшается до 40-70%, в них развиваются дистрофические процессы, связанные с вакуолизацией, накоплением липидов и пигмента липофусцина в цитоплазме, развивается сегментарная демиелинизация аксонов. Уменьшается количество синапсов, особенно аксодендрит-ных, и содержание медиаторов в них. Снижается энергетический обмен в клетках, что вызывает уменьшение образования АТФ, активности мембранных насосов. Это приводит к снижению лабильности нейронов, замедлению скорости проведения возбуждения через синапсы. Параллельно изменяется структура и функции глии. Относительное количество глиальных клеток по отношению к нейронам возрастает, при снижении функции микроглии активизируется функция астроцитов. Глия начинает более активно снабжать пластическими материалами нейроны, удаляет из них липофусцин, увеличивает захват медиаторов нейронов, начинает играть роль в образовании и закреплении временных связей.

Нервная система регулирует процессы, происходящие в организме, а ее развитие начинается с первых недель жизни эмбриона. Маме важно правильно относиться к образу жизни, от этого зависит здоровье ее ребенка.

Нервная ткань состоит из нейронов (специфических клеток), способных передавать и преобразовывать импульсы, и глии (вспомогательных клеток), обеспечивающих условия для функционирования нейроцитов (см. )

Когда у эмбриона формируется нервная система, важно исключить влияние негативных факторов на материнский организм. Алкоголь, табак, наркотические средства, некоторые микроорганизмы, вирусы, лекарственные препараты и даже отдельные витамины могут оказывать токсическое действие, провоцируя тяжелые пороки развития головного и у плода.

Нарушения развития нервной системы эмбриона может привести к следующим патологиям:

  • Отсутствие спинного и головного мозга. Патология развивается при несмыкании нервной трубки и заканчивается гибелью эмбриона на ранних стадиях беременности. В редких случаях, при замыкании только хвостовой или только головной части трубки, плод проходит все стадии внутриутробного развития, однако ребенок рождается нежизнеспособным.
  • Грыжи головного мозга. После рождения у ребенка наблюдается выпячивания тканей мозга из черепной коробки. Проблему устраняют хирургическим путем или применяют паллиативную терапию.
  • Спинномозговые грыжи. Часто встречаются во врачебной практике. Дети с такими пороками страдают или кала, у них нарушена двигательная функция. Спинномозговые грыжи удаляют оперативно (см. ).

Развитие нервной системы в первом триместре

После оплодотворения яйцеклетка начинает активное деление, продвигаясь по маточным трубам. На протяжении этого времени (5-10 дней) формируется многоклеточная морула сферической формы, которая внедряется в эндометрий матки. С этого момента начинается развитие плодного яйца и зародыша.

Морула приобретает форму, появляются листки (эктодерма, мезодерма, энтодерма) и органы обеспечения жизнедеятельности эмбриона – хорион, амнион, желточный мешок. Из наружного слоя эктодермы в последующем образуется головной, спинной мозг, периферические нервы и узлы.

В течение семи дней диск меняет форму на цилиндрическую, где различается головной и хвостовой отделы с интенсивным клеточным делением. На четвертой неделе эмбрионального развития происходит замыкание нервной трубки.

В норме трубка начинает закрываться с головной части и, если этого не происходит, зародыш гибнет. В случаях, когда не замыкается хвостовая часть, эмбрион продолжает развиваться, но иннервация нижней части тела будет нарушена.

Среди основных причин патологии трубки, врачи выделяют:

  • нехватку витаминов группы В, особенно фолиевой кислоты;
  • недостаточное поступление микроэлементов (цинка, йода, железа);
  • воздействие эмбриотоксических факторов;
  • генетические аномалии.

Пятая и шестая недели эмбриогенеза характеризуются интенсивным продуцированием клеток, их миграцией и формированием зачатков центральной и периферической нервной системы. Появляется передний и промежуточный отдел мозга.

К окончанию второго месяца образованы все внутренние органы эмбриона, продолжается рост полушарий головного мозга и развитие его коры. В это время специальные приборы уже обнаруживают активность мозга и передачу импульсов.

В первом триместре беременности плацентарный барьер еще не сформирован, а эмбрион особенно уязвим перед неблагоприятными воздействиями. Прием алкоголя, наркотических средств, лекарственных препаратов на основе фенобарбитала, повышение температуры тела матери, гипоксия, стрессы и прочие факторы с высокой долей вероятности приводят к порокам развития ЦНС.

Чтобы снизить риски женщине следует отказаться от вредных привычек, особенно следить за своим питанием, избегать стрессов. Нужно включить в рацион продукты богатые витаминами группы В, кальцием, железом, йодом, дополнительно принимать витамин Е и фолиевую кислоту.

Акушеры-гинекологи рекомендуют с осторожностью использовать витаминные комплексы, в состав которых входит витамин А, его избыток может привести к патологиям развития органов эмбриона, в том числе мозга. Оптимальный вариант – употребление продуктов растительного происхождения с высоким содержанием провитамина А бета-каротина. Бета-каротин не обладает тератогенным эффектом, безопасен для малыша.

Учитывая перестройку метаболических процессов, желательно оптимизировать рацион питания и образ жизни еще на этапе планирования беременности, за 3-6 месяцев до зачатия.

Формирование нервной системы у плода во втором триместре

С двенадцатой недели эмбрион называют плодом. При помощи аппарата УЗИ можно наблюдать первые рефлексы – дыхательный, глотательный, хватательный, сосательный. Ребенок проглатывает и вдыхает околоплодную жидкость, стремится схватить пуповину (если она его касается), пытается сосать палец.

Частицы тканей в околоплодной жидкости при проглатывании или вдыхании могут вызывать икоту. Адекватная стойкость рефлексов свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

К шестнадцатой неделе у плода уже сформировались анализаторы, поэтому можно говорить о появлении рефлекторной дуги и высшей нервной деятельности. Под анализатором понимают функционально воспринимающую систему, состоящую из нейронов, принимающих информацию, проводящих путей и центра, который эту информацию обрабатывает. Рефлекторная дуга позволяет воспринимать информацию и правильно на нее реагировать. С этого времени ребенок начинает воспринимать окружающий мир.

Если в первом триместре эмбрион реагирует на раздражители недифференцировано, то во втором наблюдается дифференцированный ответ. Прикосновение к животу вызывает рефлекторный ответ плода, прием матерью острой пищи и попадание раздражающих частиц на рецепторы ребенка вызывает чихание. При громких хлопках ребенок группируется, а изменение освещения провоцирует зрачковый рефлекс.

Когда формируется нервная система у плода, от женщины не требуется действий. В этом процессе, предусмотренным природой, формирование и дифференцировка тканей происходит в соответствии с генетикой. Единственное условие нормального развития на этом этапе – полноценное питание и покой. Это необходимо матери, так как в случае недостаточного поступления «строительных материалов» с пищей, плод возьмет их из материнского организма.

С восемнадцатой недели начинается динамичное развитие синаптических контактов между нейроцитами. Синапсом называют место соединения нейронов друг с другом. Система таких контактов формирует сложные связи способные передавать большие объемы информации за короткое время. Несмотря на то, что новые связи образуются на протяжении всей жизни, именно в антенатальный период закладывается основа умственных способностей ребенка.

Во второй половине беременности происходит стремительный рост головного мозга, а увеличение количества нервных клеток приводит к образованию извилин.

В двадцать недель у малыша начинает работать центр удовольствия и формироваться эмоциональное восприятие. Реакции на внешние раздражители получают определенную эмоциональную окраску. Изменения окружающей среды могут быть приятными или неприятными для ребенка. Например, при повышении в околоплодной жидкости концентрации глюкозы, увеличивается и частота глотательных движений, а появление горьких веществ способствует сокращению или временному прекращению проглатывания околоплодных вод.

На «экваторе» внутриутробного развития, начинается процесс миелинизации – покрытия миелином аксонов (отростков нейроцитов). Биологи сравнивают миелин с изоляционным материалом, покрывающим провода. Благодаря ему нервный импульс движется от тела нейрона к дистальному участку аксона с высокой скоростью.

Миелин продуцируют глиальные клетки, которые отличаются высокой чувствительностью к недостаточному поступлению кислорода, а также воздействию токсических, наркотических веществ, алкоголя и никотина.

Влияние этих факторов провоцирует нарушения психического и умственного развития ребенка в постнатальный период.

Благодаря плацентарному барьеру во втором триместре плод достаточно надежно защищен от многих инфекционных агентов, однако он по-прежнему подвержен влиянию токсических веществ.

Прием матерью нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов ведет к нарушению формирования синаптических контактов и снижению когнитивного потенциала ребенка.

Особенности нервной системы в третьем триместре

Часто мамы задают врачу вопросы про формирование нервной системы у плода, на каком сроке малыш начинает распознавать звуки, что ей нужно делать в этот период.

Третий триместр характеризуется активным ростом всех органов и систем, в том числе растет и развивается головной и спинной мозг. С 26й недели активируется выработка белка миелина глиальными клетками. До этого времени нервный импульс распространялся не напрямую из клетки в клетку, а вокруг. Часть его терялась, что снижало эффективность передачи информации. Миелин изолирует нейрон, позволяя импульсам двигаться по клеткам напрямую и обеспечивая прочность связи. Благодаря этому белку становится возможным сохранение информации.

После появления миелина на поверхности нейронов ребенок получает способность узнавать информацию. В начале третьего триместра гестации ребенок воспринимает звуки в широком диапазоне – материнский голос, музыка, голоса окружающих людей, шумы. У него вырабатываются звуковые предпочтения и негативное отношение к некоторым звукам.

Ребенок негативно воспринимает звучания высокой и низкой частоты. Например, разговор на повышенных тонах вызывает дискомфорт у плода, что проявляется высокой двигательной активностью. Спокойный голос матери, пение или приятная музыка успокаивает малыша. После рождения ребенок будет соответствующим образом реагировать на знакомые звуки.

На 31 неделе гестации начинается формирование разветвленной системы дендритных отростков. Структура нейрона включает тело, посылающий отросток – аксон и воспринимающие отростки – дендриты. Дендриты собирают информацию, в теле происходит ее преобразование, а передачу осуществляет аксон.

С этого момента появляется целесообразность обогащения среды. Будущие мамы помогают развитию ребенка, создавая благоприятный звуковой фон и тактильные ощущения.

Нервная система плода на последнем месяце

Завершающий этап внутриутробного развития связан с явлением центральной пренатальной гибернации. В последний месяц гестации у плода замедляется метаболизм, а стимуляции, которые вызывали ответные реакции не работают, пропадает чувствительность.

Это состояние – защитный механизм, предусмотренный эволюцией. В процессе родовой деятельности происходит сжатие ребенка, что нередко сопровождается травмами и соответственно болью.

Сильной болью сопровождается и первый рефлекторный вдох, раскрывающий легкие. Состояние гибернации защищает новорожденного от шока, помогает адаптироваться ему в новой среде. Считается что такая заторможенность нервной деятельности сохраняется еще месяц после рождения.

Чтобы плод в последнем триместре гармонично развивался будущей маме рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, не допускать курения или употребления алкоголя.

При необходимости приема препаратов, а особенно психотропных веществ, нужно согласовать возможность их применения с врачом женской консультации.

Возрастные изменения нервной системы.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые же дни адаптации к жизни вне материнского организма ребенок должен осваивать самые необходимые навыки питания, приспосабливаться к раз личным термическим условиям среды, реагировать на окружающие лица и т.п. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов - коры больших полушарий.

Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) - зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния - третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичное поле) в основном сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.

Быстрее всего формируются функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферическими органами и обеспечивающие жизненно необходимые навыки - сосания, защитных реакций (чихания, моргания и пр.), элементарных движений. Очень рано у детей грудного возраста в районе лобной области формируется центр опознания знакомых лиц. Однако, медленнее происходит развитие отростков корковых нейронов и миелинизация нервных волокон в коре, процессы налаживания горизонтальных межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий. В результате этого для первых лет жизни характерна недостаточность межсистемных взаимосвязей в организме (например, между зрительной и моторной системой, что лежит в основе несовершенства зрительнодвигательных реакций).

Детям первых лет жизни требуется значительная длительность сна, с небольшими перерывами для бодрствования. Общая длительность сна составляет в возрасте 1 года 16 часов, 4-5 лет - 12 часов, 7-10 лет- 10 часов, а у взрослых - 7-8 часов. При этом особенно вели­ка у детей первых лет жизни длительность фазы «быстрого» сна (с активацией обменных процессов, электрической активности мозга, вегетативных и моторных функций и быстрыми движениями глаз) по сравнению с фазой "медленного" сна (когда все эти процессы замедляются). Выраженность фазы «быстрого» сна связывают со спо­собностью мозга к обучению, что соответствует активному позна­нию внешнего мира в детском возрасте.

Электрическая активность мозга (ЭЭГ) отражает разобщенность различных территорий коры и незрелость корковых нейронов - она нерегулярна, не имеет доминирующих ритмов и выраженных фокусов активности, преобладают медленные волны. У детей в возрасте до 1 года в основном встречаются волны с частотой 2-4 колебания в 1 сек. Затем преобладающая частота колебаний электрических потен­циалов нарастает: в 2-3 года - 4-5 колеб./с; в 4-5 лет - 6 колеб./с; в 6-7 лет - 6 и 10 колеб./с; в 7-8 лет - 8 колеб./с; в 9 лет - 9 колеб./с; усиливается взаимосвязанность активности различных корковых зон (ХризманТ. П., 1978). К возрасту 10 лет устанавливается основ­ной ритм покоя -10 колеб./с (альфа-ритм), характерный для взрос­лого организма.

Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддер­жание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками и особен­но с дошкольниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго до­зировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недоста­точно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изме­нения внутренней среды организма при утомлении и не могут в пол­ной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.

При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорко­вые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции (по И. П. Павлову, рефлекса «Что такое?») отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут.

У ребенка первых лет жизни плохо развито субъективное чувство времени. Чаще всего он не может правильно отмеривать и воспроизводить заданные интервалы, укладываться во времени при выполне­нии различных заданий. Сказывается недостаточная синхронизация внутренних процессов в организме и малый опыт сопоставления собственной активности с внешними синхронизаторами (оценкой дли­тельности протекания различных ситуаций, смены дня и ночи и пр.). С возрастом чувство времени улучшается: так, например, интервал 30 секунд точно воспроизводят лишь 22% 6-летних, 39% 8-летних и 49% 10-летних детей.

Схема тела формируется у ребенка к 6 годам, а болеесложные пространственные представления - к 9-10 годам, что зависит от развития полушарий мозга и совершенствования сенсомоторных функций.

Недостаточное развитие лобных программирующих зон коры обуславливает слабое развитие процессов экстраполяции. Способность к предвидению ситуации в 3-4 года у ребенка практически от­сутствует (она появляется в 5-6 лет). Ему трудно оста попить бег у заданной черты, вовремя подставить руки для ловли мяча и т. п.

Высшая нервная деятельность детей дошкольногои младшего школьного возраста характеризуется медленной выработко й сдельных условных рефлексов и формирования динамических стереоти­пов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая дея­тельность.

Дети 2-3 отличаютя прочной стереотипной притью к неизменной обстановке, к знакомым окружающим лицам и усвоенным навыкам. Переделка этих стереотипов происходит с большим трудом, приводит зачастую к срывам высшей нервной дея­тельности. У 5-6-летних детей увеличивается сила и подвижность не-рвных процессов. Они способны осознанно строить программы дви­жений и контролировать их выполнение, легче перестраивают про­граммы.



В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способ­ность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Особое значение в поведении ребенка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы (первая сигнальная система, по И. П. Павлову), а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (вторая сигнальная система).

В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах дифференцирование ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3,5 раза и в 3 раза у девушек.

До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема и нервных волокон таламуса, ядер гипоталамуса. К 15-летнем возрасту взрослых размеров достигает мозжечок.

В коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры - в 3 раза. У подростков заканчива­ется процесс миелинизации нервных путей.

Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различным корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей.

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

В ЭЭГ к 10- 12-летнему возрасту устанавливается взрослый тин электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активности по поверхности коры.

При различных видах деятельности с повышением возраста от 10 до 13 лет в ЭЭГ регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними функциональных взаимосвязей. Создается функциональная основа для системных процессов в коре, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной информации из афферентных сообщений, построения сложных много­целевых поведенческих программ. У 13-летних подростков суще­ственно улучшается способность к переработке информации, быст­рому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Время решения тактических задач у них достоверно со­кращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнему возрасту, но еще не достигает взрослых величин.

Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контроли­руется генетически и мало изменяется в процессе тренировки.

Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания - у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буй­ством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает актив­ность симпатического отдела нервной системы и концентрация адре­налина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга.

Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. В межполушарных отношениях также возникают существенные изме­нения - временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения высшей не­рвной деятельности - нарушаются все виды внутреннего торможе­ния, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и пе­ределка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.

Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам. Именно в этом возрасте чаще всего возникает тяга к табакокурению, алкоголизму, приему наркоти­ков. Особенно возрастает контингент зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и страдающих вследствие этого СПИДом (синдромом приобретенно­го иммунодефицита). Систематический прием сильно­действующих наркотиков приводит к смертельному исходу уже че­рез 4 года после начала приема. Наибольшая частота смертей регист­рируется у наркоманов примерно около 21 года. Немногим больше продолжается жизнь заболевших СПИДом. Возросшее количество заболевших СПИДом за последние годы требует усиленного внима­ния для профилактики и контроля ЭТОГО состояния. Одним из важ­нейших средств профилактики вредных привычек являются занятия физическими упражнениями и спортом.

Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости.

С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочеки 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уро­вень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.

Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью передне-лобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логи­ческого мышления, развитию второй сигнальной системы и процес­сов экстраполяции. Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт