Что делать если у ребенка психоз. Как проявляется детский психоз, и как его преодолеть. Как лечить депрессию у ребенка

19.02.2019

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Психоз – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется нарушением способности различать фантазии и реальность. Психоз не позволяет адекватно реагировать на происходящее. Психоз – это общее название для целой серии тяжелых нарушений психического здоровья.

Психоз любого типа может вредить жизни больного, особенно это важно, если это угрожает жизни ребенка. Психоз создает проблемы с мышлением ребенка, в области его организации, с использованием речи, с контролем над побуждениями, над проявлением эмоций и отношений с другими людьми.

Типичное психотическое поведение трудно поддается описанию, потому что принимает различные формы. Одним из признаков психоза являются , при которых больной ребенок может видеть, слышать, осязать, ощущать на вкус то, чего в природе не существует.

Еще одним признаком психоза является бред – неверное толкование намерений или значений несуществующих предметов или образов.

Ещё одним показателем является придумывание слов, шуток, проявление веселья в ситуациях, которые не являются смешными. Дети с психозом проявляют раздражение по пустяковым поводам или без причин.

Галлюцинации и бред позволяют отличить детей с психозом от целого ряда других заболеваний. Например, сказка о золушке у девочки с нормальной психикой вызовет определенные эмоции: ей нравится золушка, она негативно относится к мачехе и мечтает о прекрасном принце. Девочка с психозом начинает верить, что она и есть та самая золушка, о которой написана сказка. Она начинает думать, что злая мачеха существует в действительности, находится рядом и не пускает её на прогулку.

Психиатры на протяжении многих лет ищут вопрос о возможности поражения психозом подростков. Науке известны факты детских и взрослых психозов, а подростковый период является упущенным в психиатрии.

Проявление психоза происходит по речевому описанию состояния человека. Поэтому психоз может диагностироваться у ребенка, овладевшего речью. При этом совершенно не ясно, в какой именно период появились у ребенка признаки психоза.

Психозы у детей могут возникать из-за кратковременных или, напротив, длительных состояний физического плана: повышение температуры, менингиты, нарушение гормонального равновесия, действие определенных групп лекарств, изменения в деятельности щитовидной железы, включая повышение или понижение функций.

Психоз, вызванный временными проблемными состояниями ребенка, заканчивается тогда, когда прекращаются эти самые проблемы. Иногда для полного психического выздоровления нужно дополнительное время. Получается, что, несмотря на то, что физическое состояние нормализовалось, мозгу необходимо дополнительное время для полного восстановления.

К психопатическим проявлениям могут привести многие заболевания. Психозы могут также появляться вне заболеваний и протекать по собственному сценарию: быстро и остро; быстро и вяло; долго с острыми проявлениями; долго и вяло. Иногда психозы могут затянуться не только на месяцы, но и на годы.

Длительные психозы чаще всего вызываются биохимическими отклонениями, которые могут быть у ребенка от рождения, а могут появиться значительно позже по причине применения лекарств или стрессовых ситуаций.

Чаще всего причиной врожденных психозов у детей является алкоголизация беременной матери или в период лактации. Таким же образом могут воздействовать некоторые группы лекарств.

Биохимические отклонения у отдельных людей могут привести к временным приступам проявления психоза, которые провоцируются внешними воздействиями – стрессами, болезнью.

У детей старшего дошкольного возраста могут встречаться галлюцинации, как ответная реакция на стрессовую ситуацию. Так, например, после смерти близких дети могут долгое время ощущать запах свечей или ладана, видеть силуэты умершего родственника, ощущать его прикосновения. В этом случае лучшим лекарем является время и правильное отношение близких людей.

Бывают случаи, когда без видимых причин у детей с рождения появляются признаки психоза, не исчезающие всю жизнь. Это подводит к выводу о том, что стрессы не являются единственной причиной появления психоза. Психиатры до сих пор не могут назвать истинные причины психозов у детей.

Обычно при появлении первых признаков в виде галлюцинаций и бреда ребенка обследует целый ряд врачей: психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед, психолог. Диагностика включает тщательное обследование состояния здоровья, развития (умственное, физическое, речевое), проверку слуха и речи, уровня развития мышления.

Ребенок может быть помещен в стационар для возможности более глубокого обследования. Вполне возможна ситуация, что причина психоза лежит в каком-либо серьезном заболевании. Поэтому важно не только констатировать наличие психоза, но и по возможности попробовать определить его причину, или хотя бы исключить заболевание ребенка, как причину психоза.

Симптомы психозов у детей

  • Двигательные расстройства: ступор или субступор, который проявляется у детей в застывании на месте с широко раскрытыми глазами, страдальческим выражением лица, немигающим взглядом. Часто ступор может смениться двигательным или речевым возбуждением, нередко с к окружающим.
  • Аффективные проявления: страх, эйфория, депрессия, иллюзорные расстройства, зрительные, слуховые, осязательные галлюцинации. Особенно часто у детей наблюдается аффект тоски, сопровождающийся озлобленностью, плачем, непонятной обидой, причитанием, рыданием.
  • Грубые проявления в поведении: , грубые шалости (порча чужого и своего имущества, грубое отношение к вещам и игрушкам), грубые слова и высказывания.
  • Проявления соматических расстройств: головные боли, сонливость днем и нарушение сна, быстрая утомляемость, сонливость. Очень часто эти проявления сменяют друг друга с поразительной скоростью, а могут проявляться одновременно. Соматика психоза часто напоминает лихорадку: зрачки расширены, губы сухие, кожа влажная с наличием холодного пота. Можно наблюдать перемены в артериальном давлении, одышку, учащение пульса.
  • Переменчивость аппетита: от жажды до полного отказа от пищи.

Периодические и эпизодические психозы

В острый период психоза отмечается частичная амнезия. Ребенок не может воспроизвести картины своего поведения. Обычно диагноз ставят по рассказам близких по ряду побочных явлений: травмы, интоксикации.

При периодических психозах наблюдается непродуктивность состояний: неловкость, угловатость движений нарушение координации движений. При этом отсутствуют появления радости, бодрости, внутреннего подъема.

При любых видах психозов возникает потеря в пространстве и времени. Обычно ребенок не может восстановить цепь событий.

Кратковременные эпизоды психозов, вызванные физическим состоянием или нарушением здоровья, проходят достаточно быстро, когда исчезает основное заболевание, являющееся причиной детского психоза. Однако глубоко пораженные психозом дети должны находиться под наблюдением у врача-психиатра, психолога и социального работника.

Некоторым детям достаточно нескольких встреч со специалистами, а другие нуждаются в длительном наблюдении и лечении. Обычно в качестве лечение психозов у детей применяют психотерапию, но часто этого недостаточно и больным детям назначается медикаментозное лечение. Лекарственные препараты призваны компенсировать биохимические нарушения.

Формы инфекционных психозов у детей

Инфекционные заболевания требуют пристального внимания детского психиатра. Психические нарушения встречаются не только при инфекциях центральной нервной системы, но и при многих общих детских инфекциях (грипп, малярия, скарлатина, корь и др.). Этим оправдывается общепринятая классификация инфекционных психозов по двум группам. Первая группа включает симптоматические инфекционные психозы – психотические расстройства, развивающиеся во время общих инфекций и являющиеся лишь одним из проявлений основного заболевания. В этих случаях нервная система поражается токсинами, циркулирующими в крови. Ко второй группе относятся органические психозы, возникающие при инфекциях, непосредственно локализующихся в головном мозгу.

Такое деление на симптоматические и органические психозы является искусственным, потому что в настоящее время многие общие инфекции (сыпной тиф, грипп, ветряная оспа, эпидемический паротит) рассматриваются не только как соматотропные, но и как нейротропные. Критерий обратимости психических расстройств, который берется за основу при отграничении симптоматических инфекционных психозов, часто не оправдан, поскольку и в этой группе могут наблюдаться различные исходы. Если чаще всего исход благоприятен и все нарушения обратимы, то в меньшей части случаев изменения в центральной нервной системе являются более стойкими. Однако принципиальное различие между этими двумя группами все же есть, и для практических целей деление на симптоматические и органические психозы удобно.

Еще в старых руководствах по общей психиатрии можно найти указание, что при высокой температуре у больных появляются вялость, адинамия или двигательное возбуждение с галлюцинациями и расстройством сознания – так называемый лихорадочный бред. Э. Крепелин обратил внимание на то, что возникновение психических расстройств при инфекциях нельзя объяснить только высокой температурой, так как отнюдь не всегда психоз развивается при подъемах температуры. Нередко психотические состояния наступают в тот период, когда уже нет повышенной температуры. Причиной инфекционного психоза, по мнению Э. Крепелина, является фактор, непосредственно связанный с патогенезом основного заболевания –аутоинтоксикация вследствие нарушений обменных процессов. Поэтому психоз часто возникает не на высоте заболевания, а в период его затухания. Клинические проявления симптоматических психозов неодинаковы, и эти различия Э. Крепелин объяснял специфическим действием той или другой экзогенной вредности.

Однако дальнейшие наблюдения показали, что при разных инфекциях и интоксикациях клинические проявления психоза нередко очень сходны или даже одинаковы. На этот факт обратил внимание К. Бонгеффер. Такие формы экзогенных психозов с этиологической аспецифичностью были им отнесены к «экзогенному типу реакции». В клинической картине этих форм экзогенных реакций К. Бонгеффер выделил пять синдромов: делирий, аменция, сумеречное состояние, эпилептическое возбуждение, галлюциноз. В продромальной стадии в клинической картине отмечаются симптомы астении, эмоциональной гиперестезии, раздражительной слабости. Характерным для постинфекционного периода К. Бонгеффер считал амнестические расстройства, корсаковский синдром. Что касается других психопатологических проявлений экзогенных психозов – маниакальных и депрессивных, кататонических, параноидных, – то они, по мнению К. Бонгеффера, должны рассматриваться как проявления промежуточного этиологического звена.



Концепция К. Бонгеффера вызвала много возражений. Э. Крепелин обратил внимание на то, что для развития экзогенного типа реакций требуются большая интенсивность и очень острое начало вредоносного воздействия. При более медленном воздействии вредности возникают маниакальные, депрессивные, параноидные и другие синдромы, характерные обычно для эндогенных психозов. Значение остроты и темпа вредоносного воздействия подчеркивал М. И. Шпехт.

Советские психиатры (В. А. Гиляровский, М. А. Гольденберг) отрицали концепцию К. Бонгеффера о наличии промежуточного этиологического звена, ссылаясь на его недоказанность. Не возражая против выделения «экзогенного типа реакции», они все же указывали, что в психопатологической картине экзогенного психоза можно отметить черты, типичные для того или другого этиологического фактора.

Вопрос о специфичности экзогенного типа реакций при воздействии различных токсических факторов правильно решается И. Г. Равкиным. Он считает, что общность психопатологических проявлений при экзогенных психозах является отражением единого типа реагирования, обусловленного особой чувствительностью к токсическим воздействиям таламогипоталамической системы. Клиническими и патологоанатомическими исследованиями доказано, что вегетативные центры гипоталамуса больше всего поражаются при токсическом воздействии, Поэтому под влиянием различных экзогенных вредностей возникает сходная психопатологическая симптоматика.

Но все же при наличии единого типа реагирования в психопатологической картине экзогенного типа реакций можно выявить и ряд симптомов, типичных для того или другого этиологического фактора.

Реакция ребенка на инфекционное заболевание в различные возрастные периоды

в развитии инфекционного психоза и формировании его клинических проявлений большую роль играют особенности возрастной реактивности. Дети в возрасте до 5 лет более чувствительны к токсическим воздействиям, под влиянием которых у них часто наступают судорожные состояния, гиперкинезы, оглушенность, более легко, чем у старших детей, переходящие в сопорозное и коматозное состояния. Выраженная продуктивная психопатологическая симптоматика у них бывают редко. Отмечаются состояния двигательного возбуждения или двигательной заторможенности, рудиментарные делириозные состояния, иллюзии. Чаще же наблюдаются пределириозные состояния, проявляющиеся в повышенной впечатлительности, гиперестезии, капризности, пониженной выносливости к внешним раздражителям и в приступах страха.

Также и в постинфекционном периоде в клинической картине наряду с астенией можно отметить следующие особенности, типичные для детского возраста: а) психопатоподобные изменения поведения: спокойные и послушные дети делаются упрямыми, грубыми, двигательно расторможенными, драчливыми; б) пуэрильные явления – детскость в поведении, не соответствующая возрасту (изменение речи, «сюсюканье», капризы и т. п.), истерические реакции, в возникновении которых большое значение имеют не только беспомощность и астеничность ребенка в этот период, но и атмосфера тепличности, которой его окружают родители; в) наклонность к страхам, часто появляющимся ночью, иногда в связи с обманом восприятия (иллюзии и галлюцинации), нередко с неприятными соматическими ощущениями; г) сумеречные состояния, в переживаниях которых нередко отражаются перенесенные в прошлом психические травмы (вследствие чего они часто неправильно трактуются как психогенные реакции); д) амнестический симптомокомплекс, который у детей выражен нерезко, хотя отдельные элементы его (снижение памяти на текущие события и недостаточная ретенция воспринятого) отмечаются у большинства больных. Корсаковский симптомокомплекс (потеря памяти на текущие события при сохранности памяти на давно прошедшие) в детском возрасте встречается реже, чем у подростков. У детей преддошкольного возраста под влиянием тяжелой инфекции может произойти задержка дальнейшего физического и психического развития.

Психические нарушения при инфекционных заболеваниях у детей

Характерный признак инфекционных психозов-наличие помраченного сознания. Но тип измененного сознания И степень помрачения неодинаковы при разных симптоматических инфекционных и токсических психозах. Здесь имеют значение Тяжесть заболевания, стадия его развития, индивидуальные и возрастные особенности больного. При грубых токсических воздействиях у детей младшего возраста чаще отмечаются состояния Оглушенности, которые иногда быстро нарастают и переходят в Сопорозные и коматозные состояния.

При оглушенности еще нет полного выключения сознания – отмечаются лишь резкая замедленность и обеднение всей психической деятельности. Порог раздражения повышен - внешние раздражители слабо доходят до больного, их анализ и синтез происходят очень медленно. Ответные реакции запаздывают или совершенно отсутствуют. При меньшей степени оглушенности дети сонливы, малоподвижны, на вопросы отвечают не сразу, лишь после нескольких повторений. Они медленно и с трудом ориентируются в окружающей обстановке, выполняют только элементарные задания. Осмысливание окружающего затруднено. Дети ко всему равнодушны и безучастны, мало реагируют даже на приход родных.

При более тяжелом течении болезни оглушенность быстро переходит в сопорозное состояние. Больной не реагирует на обращение к нему, у него сохранена реакция лишь на сильные раздражители и болевые ощущения.

При тяжелом течении болезни наступает коматозное бессознательное состояние, при котором больной не реагирует ни на какие внешние раздражители. В очень тяжелых случаях могут отсутствовать корнеальные и сухожильные рефлексы; возникают расстройства дыхания и сердечной деятельности.

Делириозные состояния у детей так же, как и у взрослых больных, сопровождаются дезориентировкой в окружающем, наплывом галлюцинаций (главным образом, зрительных), резким аффектом страха и двигательным возбуждением. Дети мечутся, пытаются спрятаться от устрашающих видений, просят о помощи. В отличие от делирия у взрослых больных, делириозное состояние у детей характеризуется большей выраженностью аффекта страха, а также кратковременностью и эпизодичностью его. Выраженные делириозные состояния наблюдаются главным образом у детей школьного возраста. У дошкольников отмечаются лишь двигательное беспокойство, гипнагогические устрашающие иллюзии и галлюцинации. В начальной стадии инфекционного заболевания чаще преобладает пределириозное состояние: ребенок становится раздражительным, капризным, у него появляются повышенная чувствительность, тревога, беспокойство, поверхностность восприятия, слабость внимания и запоминания, нередки гипнагогические иллюзии и галлюцинации. При малой интенсивности процесса ответная реакция может ограничиться пределириозным состоянием.

При затяжных инфекционных заболеваниях с токсическим воздействием меньшей интенсивности (при ревматизме, малярии, мозговых инфекциях) чаще наблюдаются онейроидные состояния сознания. Как и при делириях, при онейроидных состояниях наблюдаются обманы восприятий, особенно часты псевдогаллюцинации – зрительные и слуховые. Больные видят сцены из своего прошлого опыта, прочитанных книг, считают себя участниками совершающихся событий, хотя внешне сохраняют в это время полную неподвижность. О характере их болезненных представлений можно судить лишь по выражению лица и мимике.

В том случае, когда при онейроидных состояниях имеется небольшая степень помрачения сознания, у ребенка нет грубой дезориентировки, в окружающем, у него в какой-то мере сохранена связь с реальностью. Иногда отмечается двойная ориентировка: дети считают себя участниками фантастических происшествий, происходящих в других местах и в то же время знают, что находятся в больнице. При более тяжело протекающих инфекционных заболеваниях, обычно в более поздних стадиях болезни при наличии физического истощения может наступить аментивное состояние. Оно характеризуется бессвязностью, спутанностью мышления, нарушением синтеза восприятия, полной дезориентировкой в окружающем и собственной личности. Наряду с выраженными аментивными состояниями у детей наблюдаются и рудиментарные, но и здесь отмечаются дезориентировка и двигательное беспокойство.

Течение и исход инфекционных психозов могут быть различными в зависимости от течения основного заболевания, его патогенеза, степени прогредиентности, а также особенностей реактивности мозга. Поэтому в одних случаях инфекционный психоз представляет собой легко обратимую реакцию, в других случаях возникают более или менее стойкие нарушения нервной системы с морфологическим субстратом, отражающим степень интенсивности и прогредиентности поражения головного мозга. В таких случаях инфекционные психозы должны рассматриваться как органические. Понятно, что характер инфекционного агента, отсутствие или наличие морфологических изменений, степень их выраженности и локализация в головном мозгу не одинаковы при разных инфекционных заболеваниях. Поэтому не одинаковы и психические нарушения, наблюдающиеся при разных инфекциях.

Диагностика инфекционного психоза у детей нередко бывает сложной. Диагностические затруднения чаще появляются в том случае, когда речь идет о психозах, возникающих при инфекциях с рецидивирующим и затяжным течением (малярия, ревматизм, бруцеллез и т. д.), так как их клинические проявления здесь имеют сходство с шизофренией.

Клиническим примером может служить следующая история болезни.

Маша 12 лет. Лицо напряженное, выражает не то удивление, не то страх. Девочка все время оглядывается по сторонам, что-то ищет, в беседу вступает охотно, дает себя осмотреть, небыстро отвлекается. Растеряна, тревожна, не ориентирована в окружающем. Речь бессвязная, с трудом понимает обращенный к ней вопрос. При задачах на счет в пределах 100 грубо ошибается, быстро истощается, не может докончить начатую фразу, опускает голову. Выражение лица утомленное. Настроение неустойчивое; ее легко рассмешить, но наряду с этим быстро начинает плакать, по-детски, всхлипывать, монотонно причитать: «Хочу к маме». Иногда окружающих принимает за знакомых. Временами. беспокойна, бежит к выходу.

При соматическом обследовании больной обнаружено удовлетворительное питание, слегка обложенный, суховатый язык, гиперемированный зев, увеличенные шейные лимфатические узлы; границы сердца не изменены, тоны несколько приглушены, пульс мягкий; небольшой цианоз кистей, живот безболезненный, печень у реберного края, селезенка увеличенная, мягкая. Неврологическое обследование не выявило грубых отклонений от нормы. В крови найдены плазмодии малярии (tertianae), лимфоцитоз, РОЭ 50 мм в час. Температура к вечеру в день поступления 39,9°, на следующий день и в последующие – нормальная.

Настоящее заболевание началось несколько дней назад. Девочка, придя из школы, стала жаловаться на головную боль. Побледнела. Ночью была высокая температура, 2 раза возникала рвота. На следующее утро не отвечала на вопросы, плакала, отказывалась от еды Высказывала идеи преследования Следующую ночь спала тревожно, что-то «казалось». Утром была возбужденной, кричала, не узнавала родных, бросала все, что попадало под руки, рвала на себе белье.

До настоящего заболевания девочка была спокойной, послушной общительной, ласковой, смышленой. В школе учится с 8 лет, старательная, прилежная, успеваемость хорошая. В 3 года перенесла скарлатину, осложненную отитом, затем корь и эпидемический паротит.

При установлении диагноза возник вопрос о малярийном психозе. Чтобы обосновать этот диагноз, остановимся несколько подробнее на вопросе о критериях диагностики инфекционного психоза вообще. При анализе клинической картины обычно пользуются для диагностических целей двумя критериями – соматическим и психопатологическим. Соматический критерий является одним из наиболее ценных при диагностике инфекционного психоза.

Тем не менее наличие инфекции еще не говорит о том, что данное психическое состояние является инфекционным психозом. В практике нередки случаи, когда инфекция лишь способствует развитию другого, эндогенного заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). Поэтому для обоснования диагноза в каждом отдельном случае необходимо доказать, что клинические проявления психических расстройств характерны именно для инфекционного психоза.

Симптомы, которые наблюдались у больной, чрезвычайно полиморфны. В начале заболевания отмечались двигательное и речевое возбуждение, бессвязность мышления, нелепое поведение, галлюцинации, бред в дальнейшем – растерянность, тревожность, возможно, обманы чувств. Однако весь полиморфизм симптомов включен в нечто единое: нарушенное сознание и большую лабильность эмоций с характером дистимии. Это сочетание наиболее типично для инфекционного психоза.

Таким образом, и особенности психических расстройств соответствовали диагнозу малярии.

2 6 569 0

Появление у ребенка психоза предвещает скорые проблемы со здоровьем. В наше время это довольно распространенное состояние, поражающее взрослых и детей.

Если у ребенка резко меняется настроение, он не к месту выражает свои эмоции (например, смеется там, где нужно посочувствовать), возможно, он подвержен психозу.

Также признаком этого заболевания считается появление галлюцинаций или бредового состояния. Малыш не может отличить собственную фантазию от реальности.

Психоз – это не отдельная болезнь, а сопутствующее состояние расстройства психики. Угрозы жизни не несет, но существенно ее искажает, препятствуя адекватному формированию эмоций, делая невозможным управление собственным поведением.

Состояние психоза – это определенный риск для здоровья не только первенца, но и окружающих, потому что может сопровождаться агрессией.

Это заболевание хорошо диагностируется, что позволяет своевременно приступить к лечению. В этой статье мы расскажем о причинах появления психоза, его признаках, возможных осложнениях, методах лечения и профилактики.

Что приводит к расстройству

  • К появлению может привести болезнь менингит.
  • Также некоторые лекарственные препараты могут послужить катализатором состояния.
  • К факторам риска возникновения проблемы относится повышенная температура, гормональный дисбаланс, нарушение работы щитовидной железы, стрессовые ситуации.

Врожденный психоз наблюдается у детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем до зачатия ребенка, во время беременности и после. Также если папа или мама страдает психическим расстройством.

Характерные признаки психоза

У маленького ребенка невозможно диагностировать психоз, потому что он еще не умеет разговаривать и выражать свои чувства. Поэтому в двухлетнем возрасте еще сложно выявить заболевание, а вот в три года малыш уже может рассказать о своих страхах и эмоциях. Тем не менее обратить внимание на некоторые признаки стоит.

Возраст

Признаки психоза

2 года Меняется характер и поведение малютки. Появляется слабость и ухудшается настроение, отсутствует улыбка, нарушается сон, учащается пульс.
3 года Усложняется ориентирование в пространстве, происходит частая смена настроения, могут появиться головные боли, учащенное сердцебиение.
4 года Появляются беспочвенные страхи, заторможенность, быстрая утомляемость, головные боли.
5 лет Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, чередующиеся с повышенной возбудимостью, желанием беспрестанно что-то делать и говорить. Возможно головокружение, одышка.
6 лет Ребенок становится раздражительным и агрессивным, любит гримасничать. У него нарушается аппетит: полный отказ от пищи сменяется прожорливостью.
7 лет Болезнь характеризуется сложными фобиями, появлением навязчивых движений или тиков. При разговоре может перекривлять собеседника. Эмоционально неустойчив.
8 лет Нарушается связность мышления, появляется повышенная агрессивность. Лицо становится бледным с лихорадочным румянцем. Теряется интерес к играм.
9 лет Беспричинная раздражительность, склонность к совершению немотивированных поступков. Лихорадочно блестящие глаза наряду с запекшимися губами и обложенным языком.
10 лет Нарушение опорно-двигательных функций, длительное пребывание в одной и той же позе, сопровождающееся отказом от еды. Настроение становится депрессивным или маниакальным, то есть чередуется пессимизм с беспричинной радостью. Неустойчивое артериальное давление.

Наиболее очевидный признак психоза, характерный для любого возраста – галлюцинация, бред. В этом состоянии ребенок видит, слышит или ощущает то, чего нет на самом деле.

Возможные осложнения у ребенка

Наличие психоза серьезно усложняет ребенку жизнь. Он ведет к нарушению речи, затрудненному мышлению, невозможности контролировать действия и строить отношения в рамках общепринятого социального поведения. Появляется замкнутость, раздражительность, необщительность. Страдает интеллектуальное развитие.

Психоз негативно влияет на здоровье других органов. Поэтому он нуждается в срочном лечении.

Чем и как лечить расстройство

Иногда для того, чтобы избавить ребенка от психоза, необходимо всего лишь устранить причину его возникновения.

Например, прекратить прием определенных лекарственных препаратов, ликвидировать стрессовую ситуацию.

Если психоз был сопутствующей реакцией на какую-то болезнь, то по истечении основного заболевания пройдет и психоз.

Иногда применяются медикаменты для регулирования биохимических процессов. Для подавления агрессии назначаются транквилизаторы.

Как родителям помочь ребенку

От родителей многое зависит в лечении. Прежде всего, необходимо наладить взаимоотношения в семье. Больше уделять времени малышу, ласкать, проявлять любовь. Найти для него занятия по душе (спорт или творческая деятельность). Дать возможность самовыражения.

К шизофреническим психозам относят психические заболевания, приводящие к дезинтеграции личности. При этом развиваются характерные расстройства мышления, восприятия и аффективной сферы. Интеллектуальные способности и сознание обычно не нарушены, однако в процессе заболевания часто формируются когнитивные нарушения.

Ввиду неизвестной этиологии шизофренических психозов современные классификационные схемы, такие как МКБ-10 (ВОЗ) и DSM-3R (АРА), ориентируются при установлении диагноза на симптоматику и временные критерии. В соответствии с диагностическими указаниями МКБ-10 диагноз шизофренического психоза оправдан, если имеется по меньшей мере один из специфических симптомов (либо два или три менее специфических) из названных ниже групп симптомов 1-4 или по меньшей мере два симптома из групп 5-8.

Эти симптомы должны отчетливо проявляться почти постоянно в течение месяца или более длительного периода.
1. Эхо мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, наплывы мыслей.
2. Бред воздействия, управления, чувство сделанности, четко относящиеся к движениям тела или конечностей или к определенным мыслям, действиям и ощущениям; бредовое восприятие.
3. Комментирующие голоса, обсуждающие пациента и его поведение, или голоса, исходящие из какой-либо части тела.
4. Стойкие, не связанные с данной культурой и совершенно не соответствующие реальности бредовые идеи, такие как отождествление себя с религиозными или политическими деятелями, мысль о наличии у себя сверхчеловеческих сил и возможностей (например, возможности управления погодой или контакта с инопланетянами).
5. Постоянные галлюцинации в любой сфере чувств, сопровождающиеся либо нестойкими или не вполне сформированными бредовыми идеями без четких аффективных проявлений, либо стойкими сверхценными идеями, проявляющимися ежедневно в течение недель или месяцев.
6. Обрывы мыслей или вмешательства в мыслительный процесс, приводящие к разорванности речи и неологизмам.
7. Кататонические симптомы, такие как возбуждение, стереотипные застывания или восковая гибкость (flexibilitas cerea), негативизм, мутизм и ступор.
8. Негативные симптомы, такие как апатия, бедность речи, сглаженность и неадекватность эмоциональных реакций (что обычно приводит к социальной отгороженности и снижению социальной продуктивности). Должно быть очевидным, что эти симптомы не обусловлены депрессией или нейролептической терапией.

а - автопортрет 54-летнего пациента, страдающего с 11 лет галлюцинаторно-параноидной формой шизофрении
б - рисунок того же пациента - план города Нью-Йорка.

Кроме того, в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10 могут быть выделены следующие клинические подтипы шизофренических психозов:
F 20.0 Параноидная
F 20.1 Гебефренная шизофрения
F 20.2 Кататоническая шизофрения
F 20.3 Недифференцированная шизофрения
F 20.5 Резидуальная шизофрения (хроническая недифференцированная шизофрения)
F 20.6 Простая шизофрения

Независимо от этого деления на клинические подтипы шизофрении основанного на психопатологических симптомах и характере течения были разработаны и другие варианты классификации шизофренических психозов (Leonhard, Crow, Andreasen, Kay). Особое значение для лечения и динамики шизофрении в детском и подростковом возрасте имеет концепция позитивной (тип I) и негативной (тип II) шизофрении. В таблице приведены наиболее важные психопатологические симптомы, характерные для шизофрении типа I и типа II.


При этом позитивные и негативные симптомы ни в коей мере не специфичны для шизофренического психоза - они наблюдаются также при психоорганических синдромах, депрессивных синдромах, расстройствах личности и неврозах (Angst et al.). Негативные симптомы доминируют в рамках шизофренических психозов у детей младшего возраста (5-10 лет) и у детей и подростков с когнитивным развитием ниже среднего уровня.

Эпидемиология шизофренических психозов

Результаты нескольких исследований по эпидемиологии шизофренических психозов можно обобщить следующим образом:
1. Распространенность шизофрении с первичной манифестацией до 12-летнего возраста составляет менее 1 на 10 000 детей. Таким образом, она встречается реже, чем ранний детский аутизм (Burg, Kerbeshian).
2. Шизофренические психозы с первичной манифестацией в детском возрасте встречаются в 50 раз реже, чем шизофрения у взрослых (Karno, Norquist).
3. Шизофренические психозы в детском и препубертатном возрасте представляют собой редкое явление, у подростков же это сравнительно частое заболевание. Первичная манифестация шизофренических психозов в 2,4% случаев происходит между 5- и 14-тым годами жизни и в 22,1% - между 15- и 19-тым годами (Remsclrmidt).
4. Распределение по полу в детском возрасте более благоприятно для мальчиков, а в подростковом возрасте это различие, очевидно, сглаживается (Remschmidt et al.).

Аспекты психопатологии развития шизофренических психозов

Шизофренические психозы в детском и подростковом возрасте всегда должны рассматриваться в контексте процессов развития. Симптоматика у конкретного пациента часто определяется фазой его развития. При этом следует отличать манифестации в детском возрасте от тех, которые возникают у подростков. Возраст и уровень развития с современных позиций рассматриваются как факторы, сильнейшим образом влияющие на клиническую картину психозов в детском и подростковом возрасте (Remschmidt, Remschmidt et al.). С учетом аспектов психопатологии развития к шизофрении относят как самостоятельные психозы детского возраста, например раннюю детскую кататонию (Leonhard), так и психические расстройства, переходящие в шизофрению, при манифестации их в детском возрасте вплоть до препубертата. В целом (Kanner) детские психозы подразделяют на:
1) ранний детский аутизм, не относящийся к шизофрении,
2) дезинтегративные психозы детского возраста как первичные органически обусловленные расстройства и
3) детские формы шизофрении.

Знание когнитивных и эмоциональных особенностей соответствующего возрастного периода и точный анализ задач развития являются предпосылками для понимания психозов и такой их симптоматики, как бред и галлюцинации. Последние характеризуются типичными возрастными чертами: у детей они менее систематизированы и связаны с миром детских фантазий, что делает необходимым четкое отграничение их от нормальных детских переживаний.

У подростков так называемые пубертатные кризы и кризы созревания могут предшествовать шизофреническим психозам, а также вначале маскировать их (Remschmidt, Martin). При подростковых кризах речь идет о нормальных вариантах переживаний и поведения в форме искаженной самооценки, чувства вины, чувства собственной неполноценности, о конфликтах, связанных с физической и психической самооценкой, нередко обусловливающих на поведенческом уровне самоповреждение, суицидальные попытки, уходы из дома и оппозиционное поведение (Remschmidt). Отклонения и кризы, возникающие при преодолении проблем, могут быть начальным проявлением психоза и участвовать в развитии его симптоматики. Начало шизофренического психоза, согласно современным данным, можно объяснить взаимодействием имеющейся у пациента предрасположенности и особенностей преморбидной личности с отягчающими жизненными обстоятельствами и семейными факторами, что приводит к неудачам в преодолении проблем и к декомпенсации психоза.

Существенными признаками предрасположенности к шизофреническим психозам являются:
ограниченная переработка информации (нарушение внимания, повышенная отвлекаемость при посторонних раздражителях, трудности их отбора);
неадекватные вегетативные реакции (гипо- или гипервозбудимость, недостаточные адаптивные способности вегетативной нервной системы);
ограниченная социальная компетентность;
недостаточные защитные механизмы.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт