Скелет головы и туловища человека. Скелет головы – череп. III. Изучение нового материала

01.03.2019

Цели урока: создать условия

  • для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  • для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

.Задачи:

  • создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  • научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  • продолжить развивать УУД;

Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

Сущенкова И.А.

Методическое руководство к уроку

Предмет Биология, 8 класс

Тема урока : Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

Цели урока: создать условия

  1. для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  2. для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  3. для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

Задачи:

  1. создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  2. научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  3. продолжить развивать УУД;

Форма организации учебной деятельности . Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний о строение, составе и соединении костей.

Технология работы: групповая работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (задание с избытком информации)

Опорно-двигательная система Хрящи Движение Опора Защита

Борьба с инфекционными заболеваниями Скелет Мышцы Железы

Спинной мозг Кости Головной мозг Связки Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Накопление веществ Кроветворная функция Хрящи воздухоносных путей

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

2 группа

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их, а над ними подпишите правильные варианты.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний.

3 группа

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет_______. Губчатое вещество кости заполняет _______. В ячейках губчатого вещества находится __________мозг, в котором образуются _________. В центральной части кости находится ________, которую заполняет____________. Он содержит большой запас __________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает _________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется ______________.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное.

4 группа

1. Исключи лишнее и объясни:

В) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

………кость обладает прочностью ………….

……… кость способна срастаться при переломе………………

……….кости детей гибкие и упругие……………

……….кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (о пределять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

II этап. Индивидуальная проверка домашнего задания (письменно на листах контроля) (Приложение 1)

III этап. Изучение новой темы

Прочитайте предложенный вам текст «Скелет головы и туловища», разбейте его на смысловые фрагменты, озаглавьте каждый фрагмент (Приложение 2).

Три группы работают с отдельными фрагментами текста, анализируют информацию и заполняют таблицу по форме:

Четвертая группа, анализируя текстовые фрагменты, составляет к ним вопросы.

Выступление групп, заполнение таблиц в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………опасно смещение позвонков…………..

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  1. сделать рисунок к теме;
  2. создать схему опорного конспекта;
  3. написать шпаргалку к уроку;
  4. составить кроссворд;
  5. составить вопросы к тексту;

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

Приложение 1

Скелет. Строение, состав и соединение костей

  1. Функции опорно-двигательной системы:

1. Защитная 2. Двигательная 3. Выделительная 4. Регуляторная

  1. В состав опорно-двигательной системы входят:

1. Кожа 2. Мышцы 3. Связки 4. Кости

  1. Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
    ________________________
  2. Надкостница обеспечивает:

1. Срастание кости при переломе 2. Кроветворение

3. Рост кости в толщину 4. Запас питательных веществ

  1. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

1. Имеют надкостницу

3. Состоят из органических и неорганических веществ

4. Пронизаны кровеносными сосудами

  1. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

1. Кость обладает гибкостью 2. Растет в длину

3. Является довольно прочной 4. Срастается при переломах

  1. Подвижность сустава обеспечивается:

1. Формой суставной поверхности 2. Суставной жидкостью

3. Суставными связками 4. Суставной сумкой

Приложение 2

Скелет головы и туловища.

Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп . Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Лишь одна кость – нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно . Это позволяет нам не только захватывать и пережевывать пищу, но и разговаривать. В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой . У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел , что связано с увеличением объема головного мозга. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. К лицевому отделу относятся различные крупные и мелкие кости, в том числе парные скуловые и носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. На челюстях расположены ячейки для зубов. В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное – большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками , каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками . Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал , в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски . Благодаря им образуется полуподвижное соединение . Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. Когда мы спим, ее толщина увеличивается, а когда ходим – уменьшается. Вследствие этого человек утром выше, чем вечером. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных, а 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец . 1-5 копчиковых позвонков (у разных людей их количество варьирует в этих пределах) тоже сращены, но причина здесь другая. Эти позвонки неподвижны, а потому хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость – копчик . У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков. Шейные позвонки, в отличие от крестцовых, обладают большой подвижностью, а потому наша голова может не только смещаться влево и вправо, вперед и назад, но и оборачиваться. Тело 1-го шейного позвонка срослось с телом 2-го шейного позвонка, образовав зуб – ось горизонтального вращения головы. Отделяет зуб от спинного мозга лишь сухожильная связка. Вот почему опасно резко отклонять голову назад, а тем более поднимать человека за голову. Относительно большой подвижностью обладают и поясничные позвонки. В позвоночнике выделяют пять отделов : шейный (7 позвонков) , грудной (12) , поясничный (5-6) , крестцовый (5) и копчиковый (1-5) . Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, образует 4 изгиба : шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Их появление связано с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений. Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина (средняя часть передней стенки грудной клетки), 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника . Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками). Это позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, легких. Ее развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом (плаванием, греблей, бегом). У животных грудная клетка сплющена с боков, а у человека – она плоская, широкая - сплющена в спинно-брюшном направлении, что связано с передвижением человека вертикально на двух конечностях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Исключи лишнее и объясни: а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость

Установите соответствие Пример соединения костей Тип соединения костей А) Позвонки копчика Б) тазобедренный сустав В) коленный сустав Г) кости мозгового отдела черепа Д) позвонки шейного отдела позвоночника Е) локтевой сустав 1 . Неподвижное 2. Подвижное 3. Полуподвижное

Дополнить предложение … .кость обладает прочностью ……… … ..кость способна срастаться при переломе……….. … ..кости детей гибкие и упругие……… … ..кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

………… в черепе человека лучше развит мозговой отдел …………… ………… позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ……… ……… опасно смещение позвонков……

Домашнее задание сделать рисунок к теме; создать схему опорного конспекта; написать шпаргалку к уроку; составить кроссворд; составить вопросы к тексту;

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Моя мыслительная активность на уроке была ………. Больше всего мне понравилось ……… У меня пока не совсем получается …... Сегодняшний урок показал мне ………

Предварительный просмотр:

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет______________________. Губчатое вещество кости заполняет ________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится _______________________, которую заполняет_____________. Он содержит большой запас __________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет________________________. Губчатое вещество кости заполняет _____________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится __________________________, которую заполняет _____________________. Он содержит большой запас _______________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное __________________________ вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (избыток информации)

Опорно-двигательная система

Скелет

Мышцы

Кости

Связки

Хрящи

Опора

Защита

Движение

Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с инфекционными заболеваниями

Кроветворная функция

Железы

Спинной мозг

Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Опорно-двигательная система

Скелет Мышцы Кости

Связки Хрящи Опора

Защита Движение Транспорт

Регулирование процессов

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с заболеваниями Кроветворная функция Железы Спинной мозг Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

…………кость обладает прочностью ………….

…………кость способна срастаться при переломе………………

…………кости детей гибкие и упругие……………

………...кости плеча и предплечья соединены подвижно…………


    скелет туловища (позвонки, ребра, грудина)

    скелет головы (кости черепа и лица) образуют;

    дополнительный скелет

    кости поясов конечностей

    верхней (лопатка, ключица)

    нижней (тазовая кость)

    кости свободных конечностей

    верхней (плечо, кости предплечья и кисти)

    нижней (бедро, кости голени и стопы).

Позвоночный столб является частью осевого скелета, выполняет опорную, защитную и локомоторную функции: к нему прикрепляются связки и мышцы, защищает находящийся в его канале спинной мозг и участвует в движениях туловища и черепа. Позвоночный столб имеет S – образную форму в связи с прямохождением человека.

Позвоночный столб имеет следующие отделы : шейный, состоящий из 7, грудной – из 12, поясничный – из 5, крестцовый - из 5 и копчиковый - из 1-5 позвонков. Размеры тел позвонков постепенно увеличиваются сверху вниз, достигая наибольших размеров у поясничных позвонков; крестцовые позвонки срастаются в единую кость, в связи с тем, что они несут на себе тяжесть головы, туловища и верхних конечностей.

Копчиковые позвонки являются остатком исчезнувшего у человека хвоста.

Там, где позвоночник испытывает наибольшую функциональную нагрузку, позвонки и отдельные их части хорошо развиты. Копчиковый отдел позвоночника не несёт никакой функциональной нагрузки и поэтому является рудиментарным образованием.

Позвоночный столб в скелете человека располагается вертикально, но не прямо, а образует изгибы в сагиттальной плоскости. Изгибы в шейном и поясничном отделах направлены вперед и называются лордозами , а в грудном и в крестцовом - обращены выпуклостью назад – это кифозы . Изгибы позвоночника образуются после рождения ребёнка и становятся постоянными к 7-8 летнему возрасту.

При увеличении нагрузки изгибы позвоночного столба увеличиваются, при уменьшении нагрузки, они становятся меньше.

Изгибы позвоночного столба являются амортизаторами при движениях - они смягчают толчки вдоль позвоночного столба, защищая, таким образом, череп, и расположенный в нём головной мозг, от чрезмерных сотрясений.

Если указанные изгибы позвоночного столба в сагиттальной плоскости являются нормой, то появление изгибов во фронтальной плоскости (чаще в шейном и грудном отделах), считается патологией и называется сколиозом . Причины образования сколиоза могут быть разные. Так, у школьников может развиться сильно выраженное боковое искривление позвоночного столба - школьный сколиоз, в результате неправильной посадки или ношении груза (сумки) в одной руке. Сколиоз может развиться не только у школьников, но и у взрослых людей определённых профессий, связанных с искривлением туловища во время работы. Для профилактики сколиоза необходима специальная гимнастика.

В старости позвоночный столб становится более коротким вследствие уменьшения толщины межпозвоночных дисков, самих позвонков и потери эластичности. Позвоночный столб сгибается кпереди, образуя один большой грудной изгиб (старческий горб).

Позвоночный столб является довольно подвижным образованием. Благодаря межпозвоночным дискам и связкам он гибок и эластичен. Хрящи отталкивают позвонки друг от друга, а связки соединяют их друг с другом.

Грудную клетку образуют 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудина.

Грудина состоит из трех частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. На верхнем крае рукоятки расположена яремная вырезка.

В скелете человека насчитывается 12 пар рёбер. Своими задними концами они соединяются с телами грудных позвонков. 7 верхних пар рёбер своими передними концами соединяются непосредственно с грудиной и называются истинными рёбрами . Три следующие пары (VIII, IX и X) присоединяются своими хрящевыми концами к хрящу предыдущего ребра и носят название ложных рёбер . XI и XII пары рёбер располагаются свободно в мышцах живота - это колеблющиеся рёбра .

Грудная клетка имеет форму усечённого конуса, верхний конец которого узкий, а нижний - более широкий. В связи с прямохождением, грудная клетка несколько сдавлена спереди назад.

Нижние рёбра образуют правую и левую рёберные дуги. Под мечевидным отростком грудины правая и левая рёберные дуги сходятся, ограничивая подгрудинный угол, величина которого зависит от формы грудной клетки.

Форма и величина грудной клетки зависит от: возраста, пола, телосложения, степени развития мускулатуры и легких, образа жизни и профессии данного человека. В грудной клетке располагаются жизненно важные органы - сердце, легкие и др.

Различают 3 формы грудной клетки : плоскую, цилиндрическую и коническую.

У людей с хорошо развитой мускулатурой и легкими, брахиморфного типа телосложения, грудная клетка становится широкой, но короткой и приобретает коническую форму . Она всё время находится как бы в состоянии вдоха. Подгрудинный угол у такой грудной клетки будет тупой.

У людей долихоморфного типа телосложения, со слабо развитыми мускулатурой и легкими, грудная клетка становится узкой и длинной. Такая форма грудной клетки называется плоской. Передняя стенка ее стоит почти вертикально, ребра сильно наклонены. Грудная клетка находится как бы в состоянии выдоха.

У людей брахиморфного?? (мезо) типа телосложения грудная клетка имеет цилиндрическую форму , занимая промежуточное положение между двумя предыдущими. У женщин грудная клетка короче и уже в нижнем отделе, чем у мужчин, и более округла. В процессе роста и развития на форму грудной клетки влияют социальные факторы.

Плохие условия жизни и недостаточное питание детей могут значительно оказывать влияние на форму грудной клетки. У детей, растущих при недостатке питания и солнечной радиации, развивается рахит («английская болезнь»), при котором грудная клетка приобретает форму «куриной груди». В ней преобладает переднезадний размер, и грудина выступает вперед. У детей при неправильной позе при сидении грудная клетка длинная и плоская. Мускулатура развита слабо. Грудная клетка находится, как бы, в спавшемся состоянии, что отрицательно сказывается на деятельности сердца и легких. Для правильного развития грудной клетки и профилактики заболеваний у детей нужна физкультура, массаж, правильное питание, достаточное освещение и другие условия.

Череп (cranium) является вместилищем для головного мозга и связанных с последним органов чувств; кроме того, он окружает начальные отделы пищеварительного и дыхательного трактов. В связи с этим череп разделяется на 2 части: мозговой и лицевой. Мозговой череп имеет свод и основание.

Мозговой отдел черепа у человека образуют: непарные - затылочная, клиновидная, лобная и решетчатая кости и парные - височная и теменная кости.

Лицевой отдел черепа образуют парные - верхняя челюсть, нижняя носовая раковина, небная, скуловая, носовая, слезная и непарные - сошник, нижняя челюсть и подъязычная.

Кости черепа соединяются между собой, главным образом, швами.

В черепе новорожденного мозговой отдел черепа имеет относительно большие размеры, чем лицевой. Вследствие этого лицевой череп мало выступает вперед по сравнению с мозговым и составляет лишь восьмую часть последнего, в то время как у взрослого это соотношение равно 1:4. Между костями, образующими свод черепа располагаются роднички. Роднички являются остатками перепончатого черепа, они находятся на месте пересечения швов. Роднички имеют большое функциональное значение. Кости свода черепа могут заходить друг за друга во время родов, приспосабливаясь к форме и величине родового канала.

Клиновидный и сосцевидный роднички зарастают либо к моменту рождения, либо сразу после рождения. У новорожденных отсутствуют швы. Кости имеют гладкие поверхности. Между отдельными еще не слившимися частями костей основания черепа имеется хрящевая ткань. Воздухоносные пазухи в костях черепа отсутствуют. Верхняя и нижняя челюсти слабо развиты: альвеолярные отростки почти отсутствуют, нижняя?? челюсть состоит из двух несросшихся половин. В зрелом возрасте наблюдается окостенение швов черепа.

Скелет верхней и нижней конечностей имеет общий план строения и состоит из двух отделов: поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Посредством поясов свободные конечности присоединяются к туловищу.

Пояс верхней конечности образуют две парные кости: ключица и лопатка.

Скелет свободной верхней конечности состоит из трёх отделов: проксимального - плечевой кости; среднего - двух костей предплечья - локтевой и лучевой; и дистального - костей кисти.

Кисть имеет три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Запястье образуют восемь коротких губчатых костей, расположенных в 2 ряда. Каждый ряд состоит из четырех косточек.

Пясть (metacarpus) образуется пятью короткими трубчатыми пястными костями

Кости пальцев кисти – фаланги. Каждый палец имеет три фаланги, расположенных друг за другом. Исключением является большой палец, имеющий только две фаланги.

УРОК 9. СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И ТУЛОВИЩА

Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.

    Развивающие : развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.

    Воспитательная : воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

Фронтальный опрос

Вопросы

1. Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

2. Что входит в скелет человека? (кости, хрящи, связки)

3. Из каких отделов состоит скелет? (скелет головы. Скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей)

4. Как различают кости по форме и размеру? (длинные (трубчатые) – кости плеча, голени, предплечья, бедра; короткие – кости кисти и стопы; плоские – кости черепа и лопатки)

5. Какое строение имеют кости? (образованы соединительной тканью, снаружи покрыты надкостницей (обеспечивает рост в толщину и ее срастание при переломе), места где сочленяются кости друг с другом – суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами. Надкостница прилегает к компактному веществу, компактное вещество пронизано костными канальцами, вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество имеющие форму пластинок. Компактное вещество образует наружный слой кости, за ним следует губчатое вещество, оно заполняет головки длинных костей, губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Внутри, между головками длинных костей, имеется костно-мозговая полость, она заполнена желтым костным мозгом)

6. Какие вещества входят в состав костей?

7.Какое соединение имеют кости человека?

III. Актуализация знаний.

IV. Изучение нового материала.

Скелет человека состоит из 3 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей и их поясов.

Скелет головы называется череп. Главная функция черепа – защита головного мозга и органов чувств от повреждений. Он состоит из плоских костей, соединенных неподвижными соединениями. Череп состоит из лицевого и мозгового отдела.

Мозговой отдел состоит из лобной, затылочной, 2 теменных, 2 височных костей.

Лицевой отдел состоит из 2 скуловых, 2 слезных, носовых костей, клиновидной кости, решетчатой, верхнечелюстной кости (все они соединены неподвижно) и нижнечелюстной кости (образует подвижное соединение).

Также к костям черепа относятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), расположенные в полости среднего уха в височной кости (см. Рис. 1).

Рис. 1 .

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков (см. Рис. 2).

Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

Рис. 2.

В позвоночнике человека выделяют 5 отделов. Так, выделяют 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшиеся), 4-5 копчиковых.

Первый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.

Рис. 3. Отделы и изгибы позвоночника

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

V. Закрепление.

Заполнение таблицы (продолжить заполнять на последующих уроках изучения опорно-двигательной системы).

Отдел скелета

Часть скелета

Какие кости входят

Функции и предназначения

Типы сочленения

Скелет головы

Мозговая часть

Лобная (1), теменные (2), височные (2), затылочная (1), клиновидная (1), решетчатая (1)

Защитная

Неподвижное

Лицевая часть

Носовые (2), скуловые (2), верхнечелюстная (1), нижнечелюстная (1)

Защитная. Измельчение пищи, форма лица

Неподвижное (нижняя челюсть подвижна)

Скелет туловища

Позвоночник

Шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4 – 5)

Несет на себе всю тяжесть туловища, головы и верхних конечностей

Полуподвижное

Грудная клетка

12 пар ребер, 1 грудина; верхние 10 пар ребер присоединены непосредственно к грудине

Защитная

Полуподввижное

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

VI. Подведение итогов. Оценивание.

VII. Рефлексия.

Что вы узнали на уроке?

Что вам больше понравилось?

VIII.Д/з.: § 7.

Учитель: Ержанова Ж.А. Тема «Скелет человека» Цель: изучить особенности строения скелета человека Задачи:

    сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;

    выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;

    показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Методы и приемы: групповая работа, само- и взамообразование

Ресурсы: интерактивная доска, марекеры, ватманы, стикеры, цветные карточки

Ход урока

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения ! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека»

- Что же такое скелет?

А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета человека.

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека

    Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

    Защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов).

    Формообразующая (определяет форму и размеры тела).

    Опорная (опорный остов организма).

    Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови).

    Обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Раздаточный материал

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.


Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.

Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

    шейный (7 позвонков)

    грудной (12)

    поясничный (5)

    крестцовый (5)

    копчиковый (4-5)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника, как и у человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.

За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел . Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец. Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.

Наконец, последний отдел позвоночника - копчик . Он состоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.

Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению. Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Плечевой пояс включает две лопатки и две ключицы.

С осевым скелетом соединены суставами только ключицы. Каждая из них одним концом сочленяется с грудиной, другим - с лопаткой и плечевой костью руки. Лопатки же лежат свободно среди спинных мышц и при необходимости участвуют вместе с ключицами в движении руки. Так, подъем руки над головой возможен с участием плечевого пояса: движение происходит в грудинно-ключичном суставе.

Скелет руки (свободной верхней конечности) состоит из плечевой кости, двух костей предплечья - локтевой и лучевой, а также костей кисти. В кисти три части: запястье, пястье и фаланги пальцев.

Большой палец руки противопоставлен четырем другим пальцам и с каждым может образовать кольцо. Благодаря этому человек может выполнять мелкие и точные движения, необходимые для трудовой деятельности .

Подвижное сочленение костей кисти позволяет собирать мелкие предметы в горсть, удерживать их, вращать и перемещать небольшие предметы на некоторые расстояния, то есть выполнять не только силовые, но и точные движения, что недоступно даже человекообразным обезьянам.

Скелет нижних конечностей имеет ряд особенностей, связанных с прямохождением. Он отличается большой прочностью, которая достигается за счет некоторого ограничения подвижности.

Пояс нижних конечностей представлен тазовыми костями. Это плоские кости, тесно сочлененные с крестцом. Они образуют практически неподвижное сочленение. Тазовые кости вместе с прикрепляющимися к ним мощными мышцами образуют дно брюшной полости, на которое опираются все внутренние органы.

Скелет ноги (свободные нижние конечности) начинается бедренными костями, которые под углом прикрепляются к тазовым костям, образуя прочную арку, способную выдержать большие нагрузки. Обратите внимание на расположение губчатого вещества: костные перекладины в нем расположены перпендикулярно друг к другу и в соседних костях одинаково направлены. Они совпадают с силами сжатия и растяжения, воздействующими на кости. Суставная головка бедренных костей круглая, движения возможны в любую сторону, но они ограничены связками. В голени, как и в предплечье, две кости: большеберцовая и малоберцовая.

Большая берцовая кость сочленяется и со стопой и с бедром.

Это значительно увеличивает прочность, но снижает подвижность. Малоберцовая кость находится снаружи, со стороны мизинца, и несет меньшую нагрузку.

Стопа человека состоит аналогично кисти из трех частей: предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. В предплюсне наиболее массивны таранная и пяточная кости.

Подошва ноги имеет продольные и поперечные своды. Благодаря этому она пружинит при ходьбе и беге, смягчает толчки при движениях.

туловища

Цель: изучить особенности строения скелета, связанные с прямохождением, развитием мозга. Выявить взаимосвязь строения и функций.

12+ 8 класс


  • Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп.
  • Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений.

Соединение костей черепа

  • Кости черепа плоские прочные, они соединены друг с другом швами .
  • Шов – это прочное неподвижное соединение костей
  • Лишь одна кость – нижняя челюсть с остальными костями соединена подвижно .

Нижняя челюсть


Отделы черепа

  • В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой .
  • У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга.

Мозговой отдел

  • образован непарными костями: лобной и затылочной
  • также - парными костями: височными и теменными

Лицевой отдел

Состоит из различных крупных и мелких костей.

Различают:

  • парные - скуловые, носовые кости
  • непарные -нижнечелюстная, верхнечелюстная.

  • В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное большое затылочное отверстие.
  • Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным .
  • А через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды .

  • Расположен на спинной стороне туловища.
  • Он образован 33-34 короткими позвонками.
  • Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений.

  • Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться.

  • Позвоночник отличается подвижностью и прочностью
  • Отдельные позвонки соединены не только межпозвоночными хрящевыми дисками, но и связками и мышцами.
  • Благодаря этому позвоночник – прочная и гибкая опора тела.

Строение позвонка

  • Каждый позвонок состоит из массивной – тела и дуги с несколькими отростками .
  • Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуют позвоночный канал , в котором находится спинной моз г .

  • В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.
  • Позвоночник человека образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый.

  • Появление изгибов связно с прямохождением .
  • Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений.

  • Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее.
  • Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных.

  • Шейные позвонки в отличие от крестцовых обладают большой подвижностью
  • От общего типа шейных позвонков отличаются I - атлант, II - осевой позвонок .
  • Атлант не имеет тела и остистого отростка, а представляет кольцо, образующееся из двух, передней и задней дуг.
  • Второй шейный осевой позвонок имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, вокруг которого, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом.

  • Седьмой шейный позвонок отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с чем этот позвонок и получил название выступающего .

Крестец и копчик

  • 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец .
  • Позвонки крестца и копчика неподвижны .
  • Хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость.

Грудная клетка

  • Грудная клетка находится в верхней части туловища.
  • Её образует грудина, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника.

  • Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной
  • Две нижние пары с грудиной не связаны, а сочлены только с позвонками.

  • Такое соединение позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них.

Проверь свои знания Вставь пропущенные слова .

1. Соединение костей черепа называют - .

2. Височные кости относятся к отделу черепа.

3. Между позвонками имеются межпозвоночные диски.

4. Наименее массивными в позвоночнике являются позвонки.

5. Через мелкие отверстия дна черепа проходят .

6. Непарные кости мозгового отдела и .

7. Позвонки срастаясь, образуют в позвоночнике две сплошных кости и .

8. 10 пар ребер подвижно (суставами) соединены с .

9. Ребра полуподвижно (хрящами) соединены с .

10. Спинной мозг находится в .


11. В позвоночнике выделяют число отделов и число изгибов

12. Сердце и легкие защищены .

13. Единственная подвижная кость лицевого отдела -

14. Головной и спинной мозг соединяются через отверстие.

15. Кости черепа по строению .

16. Число позвонков шейного отдела .

17. У человека, в связи с развитием головного мозга, лучше развит отдел черепа, чем .

18. Появление изгибов позвоночника связано с .

19. Скуловые кости относятся к отделу.

20. Позвоночник прочная и гибкая тела.


  • Защита внутренних

органов: сердца,

легких

Найди соответствие

А . Лобная

2 . Предохраняют от

сотрясений внутренние

органы и мозг

Б . Копчик

I.

В . Грудина

Г . Грудные

позвонки

3. Защита головного мозга

II . Мозговой отдел

Д. Скуловая

кость

III . Грудная клетка

Е. Затылочная

4. Защита спинного мозга

Ж. Носовая

кость

IV . Лицевой отдел

З. Ребра

  • Осуществление

разговорной речи

И. Теменная

К. Крестец

6. Опора тела

Л. Нижне

челюстная

М. Височная

7. Осуществление вдоха и

выдоха

Н. Атлант


  • Если Вы испытываете затруднения при ответах, повторите учебный материал и воспользуйтесь подсказками.
  • Если Вы можете ответить на большую часть вопросов – Вы хорошо поработали.
  • Спасибо. До следующей встречи.


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт