Профилактика инфекционных заболеваний. Беседа на тему: "Профилактика простудных и вирусных заболеваний"

21.04.2019

Беседа на тему:

«Профилактика простудных и вирусных заболеваний»

Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью, расширять знания о простудных заболеваниях с целью их профилактики; познакомить с мерами по сохранению здоровья.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о простудных и вирусных заболеваниях.

Как вы думаете, что значит быть здоровым? От кого зависит здоровье человека? Почему человек болеет? (Беседа с детьми)

2. Ход занятия.

Простудные заболевания знакомы каждому человеку. Подхватить простуду проще простого. Стоит переохладиться на ветру или замерзнуть на остановке, и уже на следующий день, а то и раньше, инфекция проявит себя в виде головной боли, насморка, повышенной температуры. Также к основным симптомам данного заболевания относится кашель, боль в горле, заложенный покрасневший нос, слабость и т.д.

Иногда и переохладиться не обязательно: вирусная инфекция может «подстеречь» в транспорте, торговых центрах и других общественных местах. Простуду очень легко «подхватить» маленьким детям, людям с низким иммунитетом, особенно, страдающими хроническими заболеваниями, пожилым, и людям, недавно перенесшим какое-либо заболевание.

Грипп – это тяжёлая вирусная инфекция, которая поражает и взрослых, и детей. Вызывается она непосредственно вирусом гриппа.

Симптомы гриппа: сначала грипп может напоминать обычную простуду: больной чихает, у него появляется насморк и болит горло. Но простуда проявляется постепенно, а грипп в большинстве случаев начинается внезапно. Больной обычно чувствует себя намного тяжелее, чем при простуде.

Причины возникновения гриппа: вирусы гриппа попадают в воздух при чихании, кашле или разговоре больного человека. Вы вдыхаете эти капельки, либо возбудитель гриппа может попасть на ваши руки через предметы, например: через дверные ручки, телефонную трубку или клавиатуру компьютера и затем в глаза, нос или рот.

Меры по профилактике простудных и вирусных заболеваний:

Ношение масок в период эпидемии защитит от инфекции;

Приём витаминных препаратов, стимулирующих выработку защитных сил организма, употребление фруктовых и овощных соков, рациональное питание, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе укрепят иммунитет;

В период эпидемии не следует посещать места массового скопления людей;

Важно соблюдать личную гигиену (мытьё рук, посуды, уход за полостью рта);

В случае появления признаков болезни обратиться к врачу.

Эпидемия гриппа случается каждый год обычно в холодное время года. Ежегодная вакцинация против гриппа защитит вас от этого сезонного эпидемического заболевания.

3. Практическая работа: Составление памятки-рисунка по профилактике простуды и гриппа.

Виктория Шенькова
Беседа «Если ты заболел» в средней группе детского сада

Беседа на тему «Если ты заболел » с бабушкой Пелагеей средней группе детского сада )

Цели : познакомить детей с симптомами простуды на доступном для них уровне; способствовать формированию бережного и внимательного отношения к своему здоровью; рассказать о мерах профилактики и народных средствах при лечении простуды.

Воспитатель (держит куклу, которая одета как бабушка) . Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу поговорить с вами о простуде и о способах заражения. Если ребёнок будет знать , что нужно чаще мыть руки, держаться подальше от заболевшего человека , то количество простуд сократится.

Насморк, кашель, повышение температуры тела – всё это симптомы респираторных заболеваний . Многие не выясняют название определённой болезни, а объединяют все признаки в одно заболевание , которое называется простуда.

Причиной простудных заболеваний являются вирусы и бактерии. Они проникают в организм и снижают его защитные механизмы.

Частые простудные заболевания у детей возникают в зимнее время года, а также в период межсезонья. Во время отопительного сезона, когда температура воздуха в квартире повышается, у детей сохнет носоглотка, это приводит к снижению сопротивляемости инфекциям. Необходимо поддерживать температурный режим в пределах 20-21 градусов.

Ребёнок часто болеет простудными заболеваниями в возрасте от двух до шести лет. Поэтому в таком возрасте очень важно беречь себя!

Для того чтобы повысить сопротивляемость организма инфекциям, необходима профилактика простудных заболеваний у детей . Первым шагом в данном направлении будет повышение защитных свойств организма. Для этого ребёнка нужно закалять. В городских условиях можно посещать бассейн. Плавание повысит иммунитет, способствует развитию мышечного тонуса ребёнка, улучшает работу сердечно-сосудистой системы.

Для профилактики простудных заболеваний , детям необходимо давать продукты, которые способны бороться с вирусами и предотвращать развитие заболевания . Сейчас мы с вами о них и поговорим. Но разговор у нас будет интересный! Я загадаю вам загадки, а вы, ребята, угадайте, о чем пойдет речь.

Пыльцу с лугов, деревьев и кустов

Жужжащий рой за лето соберёт,

И будет пчёлам на зиму готов

Душистый, ароматный, сладкий (Мед)

Чесноку любимый брат,

И никто не виноват,

Что его кто тронет,

Вмиг слезу обронит.

(Лук)

Есть для защиты вместо рук -

Зубастая головка.

Микробы вредные вокруг

Я истребляю ловко.

Кто со мною незнаком?

Называюсь… (Чесноком)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень.

(Лимон)

Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто -

Камнями набито.

(Шиповник)

В воде она родится,

Но странная судьба -

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

(Соль)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Среди пахнущей травы ,

Может быть, встречали вы -

Помогает «духом фей»

Простудившимся.

(Шалфей)

По мере того, как бабушка Пелагея загадывает загадки, а ребята их отгадывают, на стол в корзинку воспитатель выкладывает те предметы, которые помогают нам бороться с простудой и укреплять иммунитет.

Воспитатель. Лимон, клюква, шиповник содержат большое количество витамина С, который отлично укрепляет нашу иммунную систему. С медом и малиновым вареньем можно пить чай при простуде, но только если нет температуры . Раствором соли и соды, травяным отваром шалфея (ромашки, календулы) полощут горлышко, чтобы снять воспаление. Наших старых знакомых – лук и чеснок – употребляют в пищу, особенно в период высокой заболеваемости гриппом и ОРВИ . С помощью эфирных масел (чайного дерева, эвкалипта, можжевельника, пихты) родители могут сделать ингаляции для ребенка. Малыш дышит над паром горячей воды, куда добавили эти масла, но при такой процедуре очень важно соблюдать правила безопасности.

Воспитатель. Ребята, я вижу, какие вы молодцы и отлично справились с моими загадками! Думаю, что вы никогда не заболеете и будете радовать своим отменным здоровьем своих родителей! Я пожелаю вам никогда не знать, что такое таблетки, градусник, высокая температура, кашель, насморк и уколы! До новых встреч!

Все родители знают, что необходимо проводить профилактику детских инфекционных заболеваний, особенно если ребенок посещает дошкольное заведение, школу или же в семье есть еще дети, которые уже заболели каким-либо инфекционным заболеванием.

Общие правила профилактики

Общими правилами профилактики инфекционных заболеваний является, прежде всего, соблюдение правил детской гигиены. Необходимо тщательно мыть продукты перед приготовлением пищи, обязательно мыть руки перед приемом пищи и после посещения туалета, после прогулки на улице, после игр. Крайне необходимо проветривать жилые помещения, протирать пыль, мыть полы, не разрешать носить чужие вещи, пользоваться только личными средствами гигиены. Детей необходимо приучать к правильному здоровому питанию, выполнению физических упражнений, а также закаливать, чтобы повысить иммунитет.

Профилактику острых респираторных вирусных инфекций (ОВРИ) у ребенка необходимо начинать с раннего детства. Прежде всего для ребенка важно закаливание, так как это повышает способность организма сопротивляться вирусным инфекциям. Если у вас в семье есть заболевший ОГРИ член семьи, будь-то взрослый или ребенок, его необходимо изолировать, чтобы здоровый ребенок избежал заражения. Постоянное проветривание комнаты поможет уменьшить количество болезнетворных вирусов в помещении, что снизит вероятность заражения. Можно проводить облучение ртутно-кварцевой лампой, а также проводить влажную уборку. Рекомендуется ношение ватно-марлевой защитной повязкой, которую необходимо менять каждые 4 часа. Больной должен пользоваться индивидуальной посудой, полотенцем, мылом. Контакт ребенка с больным должен быть ограничен на период возможного заражения.

Профилактика желудочно-кишечных инфекций

Особое внимание при профилактике желудочно-кишечных инфекций следует обращать на качество и правильное приготовление пищи. Избегайте использовать сырую воду, а кипяченую храните в чистой закрытой посуде. Сырые овощи и фрукты необходимо тщательно мыть и обдавать кипятком. Мусорное ведро необходимо держать закрытым. С раненого детства необходимо приучать ребенка к регулярному мытью рук не только перед едой, но после каждого посещения туалета, после контакта с землей, поездок в городском транспорте.

Профилактика туберкулеза

Профилактики туберкулеза проводится практически с рождения ребенка, для этого проводиться вакцинация почти всех новорожденных детей. Вакцина Кальметта – Герена (БЦЖ) сначала вводится новорожденному, затем в возрасте 1 года, затем в 3 и 7 лет, последующие вакцинации проводятся в подростковом возрасте и взрослым до 30 лет. Повторные прививки детям делают только после обязательной проверки на реакцию Манту. И опять же во избежание заражения необходимо приучить ребенка соблюдать правила личной гигиены, которая включает в себя обязательное постоянное мытье рук. К тому же ребенка необходимо уберечь от общения с лицами без определенного места жительства, так как именно они чаще всего являются носителями туберкулеза.

Тема: Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: презентация «Инфекционные заболевания», шарики, плакат «Чтобы быть здоровым», картинки к загадкам, маска, клубок ниток.

Ход классного часа:

1. Игра «Пожелания» Слайд 1

Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра- соревнование «Кто больше?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2

Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3

1.Почва

2.Вода

3.Растения

4.Дикие и домашние животные

5.Воздух

6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.

Виды инфекционных заболеваний:

Слайд 4 выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

    Пищевой

    Водный

    Воздушно-капельный

    Контактно-бытовой

    Через передатчиков

Слайд 5-6 Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

    температурой,

    ознобом,

    головной болью,

    иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний

ФИЗМИНУТКА

    Грипп

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».

У меня печальный вид,- Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!

Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу!.. Слайд 9

Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

«Симптомы гриппа» Слайд 10

    Высокая температура;

    Озноб и слабость;

    Боль и ломота во всем теле;

    Кашель;

    Головная боль;

    Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

«Пути передачи инфекции»

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

«Профилактика»

    Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

    Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

Прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

Избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

Соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

Избегать тесных контактов с больными людьми;

Ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

    Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

    Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни : см. плакат «Чтобы быть здоровым»

Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... (Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий...(Ананас)

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!

Рефлексия. Упражнение «Клубок» Слайд 11

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

Задачи: напомнить о необходимости соблюдения правил личной гигиены; дать основы знаний о профилактике инфекционных болезней.
Ход занятия:

  1. Анкетирование детей на знание правил личной гигиены.
  2. Рассказ об инфекционных болезнях («болезнях грязных рук»).
  3. Беседа о методах профилактики (вместе с детьми разработать памятку).
  4. Итог: что необходимо сделать, чтобы защитить себя?
  5. Каждый ученик заполняет анкету.
    АНКЕТА
  6. Напишите основные правила личной гигиены.
  7. Сколько раз в день необходимо чистить зубы и в какое время.
  8. В каких случаях необходимо мыть руки.
  9. Когда необходимо менять одежду.
  10. Вспомните и напишите «правила безопасного питания».

Знаете ли вы, что знаменитого «Мойдодыра» Корней Чуковский написал для своей маленькой дочки, которая не любила мыть руки. Сегодня эта сказка очень актуальна, потому что, по утверждениям наших ученых, 90 % людей не всегда моют руки перед едой. И это становится главной причиной заражения острыми кишечными инфекциями.

От кишечных инфекций в мире ежегодно умирает около трех миллионов детей грудного возраста. Эти болезни относятся к числу самых распространенных. Нет ни одной страны, где бы люди не болели дизентерией, сальмонеллезом, колиэнтеритом и другими острыми кишечными инфекциями. Однако все эти болезни можно предупредить.

Кишечные инфекции - это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Всего таких заболеваний больше 30 штук. Из них самое безобидное - так называемое пищевое отравление, а самое опасное - холера.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы (энтеровирус).

Что же относится к данной группе заболеваний? В первую очередь к острым кишечным инфекционным заболеваниям относятся дизентерия, сальмонеллез, кишечные инфекции, вызываемые разнообразной условно – патогенной флорой. Для этой группы болезней характерно проникновение возбудителей инфекции через рот и активное размножение в желудочно-кишечном тракте. Микробы этой группы отличаются большой выживаемостью во внешней среде. Так к примеру возбудители дизентерии могут сохранятся в почве – до 3х месяцев, на продуктах питания – несколько суток, в воде – до 2х месяцев, а в молоке и молочных продуктах возбудители не только сохраняются, но и способны размножаться; однако, при нагревании до 60 градусов гибнут через 10 минут, при кипячении – немедленно, в дезинфицирующих растворах – в течение нескольких минут.

От больных и носителей инфекции микробы выделяются во внешнюю среду с испражнениями, рвотными массами, иногда с мочой. Практически все возбудители кишечных инфекций чрезвычайно живучи. Они способы подолгу существовать в почве, воде и даже на различных предметах. Например, на ложках, тарелках, дверных ручках и мебели, компьютерной клавиатуре. Кишечные микробы не боятся холода, однако все же предпочитают жить там, где тепло и влажно. Особенно быстро они размножаются в молочных продуктах, мясном фарше, студне, киселе, а также в воде (особенно в летнее время).



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт