Определение остроты слуха методом шепотной речи. От чего зависит острота слуха

10.03.2019

Острота слуха

План изучения темы:

1.Определение остроты слуха

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Определение остроты слуха:

1.Возьмите механические часы в руку.
2.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

«не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что такое острота слуха?

2.Какие методы определения остроты слуха вам известны?

Тема 3.7 . Гигиена занятий ИЗО

Основные понятия и термины по теме:

Утомление на школьном уроке, двигательная нагрузка

План изучения темы:

1. Организация учебно-воспитательного процесса

2. Правильная организация учебных занятий.

Краткое изложение теоретических вопросов: Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.
Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервныетики.В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.
Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем, муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, однако их применение тоже должно быть регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание.


Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Гигиена занятий ИЗО

Задания для самостоятельного выполнения– «не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

1) определить остроту зрения;

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, илипорогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими, а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей

Слова с низкой частотной характеристикой

http://www.studfiles.ru

(англ. auditory acuity ) - чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений. 1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц. 2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. О. с. повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения О. с. пользуются специальным прибором - аудиометром (см. Аудиометрия ). (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. - М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Смотреть что такое "ОСТРОТА СЛУХА" в других словарях:

острота слуха - - EN hearing acuity Effectiveness of hearing. (Source: CAMB) Тематики охрана окружающей среды EN hearing acuity DE… … Справочник технического переводчика

острота слуха - klausumas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. auditory acuity; hearing acuity vok. Gehörschärfe, f; Hörschärfe, f rus. острота слуха, f pranc. acuité auditive, f; acuité d’ouïe, f … Fizikos terminų žodynas

острота слуха - rus острота (ж) слуха, слуховая чувствительность (ж) eng hearing acuity, auditory acuity, hearing sensitivity fra acuité (f) auditive deu Hörschärfe (f), Hörempfindlichkeit (f) spa agudeza (f) auditiva, sensibilidad (f) auditiva, acuidad (f)… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

ОСТРОТА СЛУХА - показатель слуха, характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОСТРОТА СЛУХА - 1. Слуховая чувствительность относительно абсолютного порога к различению звуков по частоте. 2. Способность отличать слабые изменения в звуковых стимулах. Второе значение в большей степени соответствует основному значению термина острота, чем… … Толковый словарь по психологии

острота слуха - (acuitas auditus) чувствительность слухового анализатора; оценивается по порогу восприятия звука … Большой медицинский словарь

Острота слуха - (ocuitas auditus) – чувствительность зрительного анализатора, оценивается по порогу восприятия звука … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

ОСТРОТА - остроты, мн. остроты, жен. 1. только ед. Отвлеч. сущ. к острый во всех знач. кроме 6. Острота ножа. Острота зрения. Острота слуха. Острота боли. «Борис Алексеевич был богат и силен, ума особенной остроты.» А.Н.Толстой. 2. только ед. Пряность,… … Толковый словарь Ушакова

СЛУХА, ОСТРОТА - См. острота слуха … Толковый словарь по психологии

Острота чувств - Фармакологические группы: БАДы - естественные метаболиты ›› БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› E63 Физические и умственные перегрузки ›› H53 Расстройства… … Словарь медицинских препаратов

Книги

  • (Не)музыкальное приношение, или Allegro affettuoso. Лейтмотивом этого сборника, посвященного 65-летию Бориса Ароновича Каца, основателя и профессора факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, стали связи между… Подробнее Купить за 673 руб
  • М. Глинка. Пьесы. М. Глинка. В этот сборник включены все законченные оригинальные произведения для фортепиано в 4 руки выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки, кроме авторских переложений, написанных им… Подробнее Купить за 259 руб

http://psychology.academic.ru

Факторы, влияющие на слух

Вспомним, как работает ухо - этот чудесный приемопередатчик. Итак, звук «влетает» в ушную раковину и, пройдя через наружный слуховой канал «ударяется» в барабанную перепонку. Она начинает вибрировать. Вибрации усиливаются цепью слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) среднего уха отсюда звук попадает в заполненные жидкостью каналы внутреннего уха, а затем в так называемую улитку.

Здесь вступают в дело несколько десятков ресничек, погруженных в заполняющую улитку жидкость, что вызывает передачу нервных раздражений через слуховой нерв в соответствующую часть мозга. Чувствительность уха огромна: оно воспринимает все звуки в диапазоне от 130 до 8500 Гц, а также их обертоны.

Что влияет на остроту слуха?

Серные пробки. Наружное ухо следует регулярно и осторожно прочищать ватным тампоном, удалять ушную серу, чтобы не допускать образования серной пробки.

С этой целью нельзя использовать твердые или о заостренным концом предметы, такие, как шпильки для волос, зубочистки, спички и т.д. которые могут поцарапать кожу слухового прохода или повредить, барабанную перепонку.

Среднее ухо тоже нужно беречь, особенно от воспалений, частых у детей и молодежи. Воспаление среднего уха может стать хроническим, а это приводит к отвердеванию барабанной перепонки и суставов слуховых косточек, вследствие чего снижается острота слуха. Воспаление может охватить и внутреннее ухо (лабиринт).

Очень опасна для среднего уха баротравма (перепад давления), вызванная резким изменением давления на барабанную перепонку. Перепады высоты полета самолета, ныряние в море - факторы риска.

Большое давление на внешнюю сторону перепонки, не уравновешенное давлением в камере среднего уха, может привести к растяжению или даже разрыву перепонки. Вследствие этого снижается слух, возникает угроза воспаления среднего уха.

Внутреннее ухо, несмотря на то что расположено в глубине, тоже подвергается риску заболеваний и поражений.

Главная угроза - баротравма, которая возникает при интенсивности звука 90 и выше децибел . Звук в 120 децибел вызывает ощущение боли. Опасны обычно повторяющиеся или длительные, а также очень интенсивные и короткие звуки высокого тона. Некоторые профессии связаны с опасными для здоровья звуками (работа на заводе, аэродроме, с пневмоинструментами и т. д.).

Подвергают себя риску и меломаны - на рок-концертах и дискотеках, где уровень звука часто превышает 100-120 децибел. Врачи, занимающиеся проблемами слуха, забили тревогу: молодежь, слушающая громкую музыку, теряет слух, порой необратимо, на 20-40 процентов высоких звуков. Для ушей могут стать опасными звуки работающих моторов и выстрелов из огнестрельного оружия. Таким образом, в профилактике болезней уха большое значение имеет ограничение громкости звука, шумов, которое достигается использованием специальных заглушек (в простейшем случае - клочков ваты, которыми затыкают уши).

- Старческое снижение слуха может начаться уже на 55-60-м году жизни. Оно проявляется затруднениями при ведении телефонных разговоров в шумном окружении, а также разговоров с несколькими собеседниками.

Старческое поражение слуха связывают с уменьшением числа слуховых нейронов в улитке, а также с потерей чувствительности слуховых рецепторов мозга. Причины могут быть различные: повторяющиеся звуковые травмы, склероз, гипертензия, вирусные заболевания, ототоксичные лекарства (ухудшают слух гентамицин, стрептомицин, хинин), рецидивирующее воспаление среднего уха, а также генетические факторы. В этом случае нужно пройти аудиологическое исследование у врача-отоларинголога. Целью аудиологического исследования у врача-отоларинголога является оценка степени поражения органа слуха и установление его причины. Иногда она кроется в «затвердевании» в области среднего уха, но чаще речь идет о дефекте во внутреннем ухе. Разнообразные способы исследования (тональная аудиограмма, голосовое исследование, потенциалы возбуждения) позволяют правильно назначить лечение.

Неожиданную потерю или снижение слуха, сопровождающиеся «звоном» в ушах и головокружением, связывают со спазмами кровеносных сосудов .

Назначаются препараты, снимающие спазмы, что часто приносит эффект. Если эффект не достигнут, потеря слуха может стать окончательной.

По результатам исследований больного отправляют к специалисту по слуховым аппаратам, который подберет наиболее подходящий для данного случая.

Народные методы лечения женских воспалительных заболеваний (женское здоровье)

Воспаление женских половых органов сопровождается сосудисто-тканевой реакцией на воздействие возбудителей воспаления того или иного органа.

Позаботимся о мозге

Причина умственного переутомления всегда одна: большой объем умственной работы при недостаточном отдыхе. Снизить умственную трудоспособность могут эндокринные нарушения, депрессия, истощающие хронические заболевания.

Коментарии

Бауыржан Темиртау У меня постоянный шум в ушах,тугоухость обоих ушей,можно ли излечить народными средствами,не разбираю,когда говорят тихо,охото сквозь землю провалиться.

Добавить Ваш комментарий

Ринит (насморк). Разновидности ринита

(Женское здоровье)

Насморк, или ринит, представляет собой классический воспалительный процесс, происходящий в слизистой оболочке носа. Казалось бы, нет ничего проще этого заболевания - симптомы его хорошо известны любому человеку, даже далекому от медицины, а причины возникновения насморка легко назовет школьник начальных классов

Вазомоторный ринит: лечение народными средствами

Вазомоторный ринит: причины возникновения, основные симптомы, способы лечения и профилактики.

Частые симптомы насморка не всегда связаны с простудными заболеваниями. Причина может быть в проблемах с эндокринной или нервной системой. Узнайте, что может спровоцировать ринит, и способы лечения в домашних условиях.

http://health.wild-mistress.ru

Приложения……………………………………………………………………...13

ВВЕДЕНИЕ

Слух- важнейшее из чувств, с помощью которого человек ориентируется и поддерживает связь с окружающим миром. Проблемой снижения слуха обеспокоены ученые во всем мире. Среди ведущих причин нарушения слуха выделяют шумовое воздействие. Шум сопровождает человека с момента рождения и его длительное воздействие на слуховые рецепторы приводит к снижению или полной потери слуха. Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные слуховые клетки, которые не восстанавливаются. Мощный звук у самого уха может навсегда повредить слух. Еще коварнее длительный шум, которому люди подвергают себя намеренно, например, долго слушая громкую музыку. Если не использовать средства защиты, то через некоторое время медленно и незаметно развивается тугоухость.

Самый распространенный атрибут современного подростка - наушники. На переменах можно видеть, что большинство учеников нашей школы используют наушники, а когда снимают их, то разговаривают между собой очень громко, а иногда переходя на крик. Люди некоторых профессий, например звукорежиссеры, радисты, проводят много часов в наушниках, но почему же слух у них ухудшается не так стремительно как у школьников?

Цель работы: Изучить влияние наушников на остроту слуха учеников школы.

Задачи:

1. Провести анкетирование учеников школы о том, как они используют наушники;

2. Выявить наиболее распространенный среди учеников виды наушников, изучить их технические характеристики и определить уровень их звукового давления;

3. Определить остроту слуха до и после использования наушников разных видов;

4. Проанализировать результаты и на основе полученных данных сделать выводы;

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: социологический опрос, расчетные методы определения, анализ информационных источников.

1. ВОСПРИЯТИЕ ШУМА ЧЕЛОВЕКОМ

Человек обладает довольно сложным аппаратом для восприятия звуков. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Во внутреннем ухе расположен особый орган – улитка, внутри которой есть чувствительные рецепторные клетки. Звуковые волны собираются ушной раковиной и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Под влиянием приходящих волн эта перепонка колеблется. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек передаются на перепонку овального окна и вызывают колебания жидкости в улитке. Внутри улитки расположено несколько тысяч специальных волокон различной длины, настроенных каждое на определенный тон. Пришедшие во внутреннее ухо звуковые волны вызывают колебание тех волокон, которые настроены на частоты, содержащиеся в этих волнах. Колебания трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом.

В человеческом ухе природой предусмотрен механизм защиты внутреннего уха от повреждений. При воздействии громких звуков мышцы, напрягающие барабанную перепонку сокращаются и перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Но этот механизм защищает только от кратковременных громких звуков, а длительно воздействие приводит к утомлению мышц и повреждению волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг.

По результатам исследований специалистов компании Siemens после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, о острота слуха снижается незначительно и временно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно и их восстановление невозможно. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Чтобы потерять слух достаточно 8 часов воздействия звука громче 85 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.

Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является звон или шум в ушах. Это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха. Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ

Чтобы выяснить условия использования наушников среди учеников нашей школы мы провели анкетирование, в котором принимали участие 60 учеников с 7до 18 лет. (Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования

Используете ли вы наушники?

Да

Нет

Возраст

7-10 лет

11-15 лет

16-18 лет

Вид используемых наушников

Вставные

Внутриканальные

Накладные

Частота использования

Каждый день

Часто

Редко

Громкость прослушивания

Тихо

Средняя

Максимальная

Длительность использования

До 4 лет

До 6 лет

До 8 лет

Негативное влияние

Да

Нет

Могут ли наушники вызвать нарушение слуха?

Да

Нет

По результатам анкетирования 97% учеников используют наушники, причем более половины пользуются ими каждый день и по несколько часов. Большинство слушают музыку на средней громкости и на максимальной. Многие знают, что наушники могут вызвать нарушение слуха и 26% опрошенных нами учеников уже испытывали негативные последствия, например, шум или писк в ушах, головокружение.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУШНИКОВ И РАСЧЕТ УРОВНЯ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Наиболее распространенными типами наушников среди школьников являются внутриканальные и вставные (Рис. 1).

Рис.1. Виды наушников

Американские ученые из Гарвардской медицинской школы провели исследование о влиянии различных типов наушников на здоровье потребителей. Ими были получены следующие результаты: чем меньше наушники, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от уровня громкости. (Таблица 2)

Таблица 2.

Уровень громкости

Supra-aural

Earbud

Isolator

15-30 дБ

неограниченно

неограниченно

неограниченно

30-50 дБ

20 ч

3-4 ч

50-80 дБ

4 ч

30 мин

80-100 дБ

50-60 мин

10 мин

5 мин

Таким образом, учеными был сделан вывод, что наиболее безопасны для слуха - supra-aural, а наиболее вредны - isolator. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши повышают уровень звукового давления и максимально приближают источник звука к внутреннему уху. Звуковое давление, создаваемое портативной аппаратурой, в области , примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 120 дБ. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух.

В Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 дБ, а компания Sony стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Школьники довольно часто используют именно наушники-вкладыши, которые позволяют слышать то, что происходит вокруг. Это служит поводом для повышения громкости на шумных городских улицах и в транспорте до максимальных пределом.

Следует помнить, что звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Звуки в 130 дБ вызывают у человека болевые ощущения, а в 150 дБ становятся непереносимыми. Звук 180 дБ вызывает усталость металла, а при 190 дБ заклепки вырываются из конструкций.

При прослушивании музыки в наушниках механизм слуха, работающих в обычных условиях, остается не задействованным. Наушники проецируют звук прямо в ухо, а ушная раковина, которая является основным механизмом локализации звука в пространстве, вообще не участвует в формировании звука. Немаловажным является и то, что подростки не расстаются с наушниками на улицах. Получается, что такой подросток существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в виртуальном зале, поэтому его мозг не способен адекватно оценить окружающую обстановку. В результате такого «раздвоения» можно не только упасть на ровном месте, но и попасть под колеса машины, получить травму и даже лишиться жизни.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Чувствительность уха к звуковым раздражениям называют остротой слуха. Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. У здоровых людей она может быть различна.

Остроту слуха можно исследовать при помощи шепотной и громкой речи, а также особыми приборами – камертонами и аудиметрами. За неимением приборов для определения остроты слуха в данной работе мы использовали простой расчетный метод, который приведен в учебнике биологии , а в качестве оборудования применяли механические часы и линейку.

К уху испытуемого приставляют механические часы и затем отодвигают их медленно до тех пор, пока не исчезнет тиканье. В момент исчезновения звука нужно измерить расстояние между часами и ухом, определяя слуховую чувствительность (L 1 ). Чем больше расстояние между часами и ухом, тем лучше слуховая чувствительность. Отодвигаем на расстояние вытянутой руки часы и медленно их приближаем к уху до появления едва заметного звука, измеряем это расстояние - это порог слуха (L 2 ). Вычисляем среднюю цифру между этими показателями: порогом слуха и слуховой чувствительностью.

Острота слуха =(L 1 +L 2 )/2

Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Затем испытуемым предлагалось прослушать музыку в наушниках на той громкости, на которой обычно слушают и повторно определить остроту слуха. Результаты исследования представлены в таблице 3. (Приложение 1).

Таблица 3. Значения остроты слуха школьников

Острота слуха

До использования наушников

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

47 %

13 %

40 %

33 %

53 %

13 %

По результатам определения остроты слуха построены диаграммы.

Из диаграммы видно, что до прослушивания наушников у 87 % учеников острота слуха в норме или выше нормы. После использования наушников снижение слуха наблюдается у 40 % испытуемых. Данные подтверждают, что даже кратковременное использование наушников снижает остроту слуха.

На основе полученных данных надо сделать следующие выводы:

1. По результатам анкетирования наушниками пользуются 97 % учеников школы.

2. Наиболее опасные наушники для слуха - вставные, а наименее - накладные. Большинство учеников школы пользуются наиболее опасными вставными и внутриканальными наушниками. Некоторые уже отмечали у себя негативные последствия от применения наушников: шум в ушах, головокружение;

3. Наибольшему риску подвергаются ученики 7-9 классов, так как они больше времени пользуются наушниками;

4. Использование наушников даже непродолжительное время приводит к ухудшению слуха человека;

Изучив информационные источники, приведем некоторые рекомендации для безопасного использования наушников.

1.Уменьшайте количество времени использования наушников, иначе с возрастом будите пользоваться слуховым аппаратом;

2. Слушайте музыку при громкости, не превышающей 50% от максимально возможной, и сократите время использования наушников до 1 часа в день или менее;

3. Не делайте громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ;

4. Пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости;

5. Отдыхайте на природе («слушайте тишину»)

6. Грамотно выбирайте марку наушников при покупке. По возможности переходите от наушников-вкладышей на накладные наушники;

7.Периодически проверяйте слух у врача;

8.После умственной работы, ни в коем случае, не слушайте громкую музыку (особенно рок), так как басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации теряется;

9. Использование наушников с превышением нормальной для человеческого организма громкости (более 85 дБ) или в течение продолжительного времени может ухудшить ваш слух;

10.Всегда приглушайте звук, прежде чем использовать наушники и постепенно прибавляйте звук;

11. Звон в ушах и другие ощущения дискомфорта могут послужить сигналом того, что у вас возникают проблемы со звуком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При прослушивании музыки с помощью наушников нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение ее регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию и увеличить громкость воспроизведения до такого уровня, при котором прослушивание станет рискованным. Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха обладают кумулятивным эффектом, т. е. могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений.

Прежде чем покупать наушники, необходимо задуматься, где и когда они будут использоваться. Если вы все-таки решились купить наушники, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены. Здесь важно чувство меры: одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие "затычки.

Нормальный слух очень важен для того, чтобы не только наслаждаться музыкой, но и для жизни в целом. Поэтому необходимо защищать свой орган слуха от негативного воздействия шума, чтобы сохранить слух его на долгие годы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев Л.К. «Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов». М. ПАИМАС 1997г.

2. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.

3. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

5. Тэйлор Р. «Шум.» Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978.

6. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.Н. Загорской и др. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.: ил.

Электронные ресурсы:

7) http://www.istok-audio.com/pages.php?part=info&sub=80

8) http://ivanstor.narod.ru/noise/203.htm

9) http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Анкета

  1. Слушаете ли вы музыку в наушниках?

А) Да Б) Нет

  1. Ваш возраст? _____________
  1. Какими наушниками вы пользуетесь?

А) вставные Б) внутриканальные В) накладные

  1. Как часто вы используете наушники?

А) Каждый день Б) Редко В) Часто

  1. Изучаете ли вы технические характеристики перед покупкой наушников?

А) Да Б) Нет

  1. На какой громкости вы обычно слушаете музыку?

А) Тихо Б) Средне В) На всю громкость

  1. Давно ли вы пользуетесь наушниками?___
  2. Испытывали вы дискомфорт после использования наушников? Какой?

А) Нет

Б) Да

В) Головокружение

Г) Тошнота

Д) Закладывание ушей

Е) Понижение слуха

Ж) Темнота в глазах

З) Свой вариант

  1. Как вы считаете вредно ли слушать музыку в наушниках?

А) Да

Б) Нет

В) Может быть

Г) Не знаю

Приложение 2.

Таблица 4. Значения остроты слуха школьников

Номер испытуемого

Возраст

До использования наушников

После использования наушников

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Тип наушников

Уровень громкости

Выше нормы

В норме

Накладные

Выше среднего

13,5

В норме

Ниже нормы

В норме

Ниже нормы

В норме

10,5

В норме

10,5

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

Ниже нормы

Выше нормы

18,5

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

В норме

Выше нормы

Выше нормы

14,5

В норме

Ниже нормы

11,5

В норме

В норме

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

В норме

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов.

Первая группа слов включает гласные у,о и согласные м,н,в,р. Например, ворон, двор, номер и т.д.

Вторая группа слов – гласные а,и,э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т.д.

Цель работы: определить остроту слуха.

Оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Ход работы: работа проводится в группе. Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1 и 2 групп, постепенно при этом отдаляясь. Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка полученных результатов: 1) слова 1 группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); 2) слова 2 группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Функциональное состояние вестибулярного анализатора.

Цель работы: определить функциональное состояние вестибулярного аппарата.

Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой

Проба Ромберга используется при определении функционального состояния вестибулярного анализатора.

Ход работы: работа проводится в парах. Один испытуемый выполняет команды, а исследователь фиксирует время и состояние испытуемого.

Вариант 1.

Испытуемый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько раз разведены. Исследователь определяет время устойчивости в этой позе до потери равновесия.

Вариант 2.

Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его находились на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как и в варианте 1, т.е. руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка результатов: в варианте 1 у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожание пальцев рук и век отсутствует. У физкультурников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в варианте 2 эти колебания составляют 13-53 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Составить таблицу строения анализаторов:

1. Решить ситуационные задачи:

а) Почему у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается воспаление среднего уха? Дайте анатомическое обоснование.

б) При перелетах в самолете во время перепада давления воздушной среды пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства “закладывания ушей” предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

в) При обследовании больного были выявлены нарушение центрального и со­хранность периферического зрения. О патологии в каком участке сетчатки глаза можно сделать вывод?

2. Составить кроссворд по теме «Сенсорные системы»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПО ТЕМЕ: «Эндокринная система»

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Научиться ориентироваться в топографии эндокринных желез по таблицам и муляжам.

Универсальность знания данной темы необходимо для будущих фармацевтов, так как во взаимодействии с нервной системой эндокринные железы регулируют все функции организма. При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, что влияет на функционирование желез внутренней секреции и вызывает патологическое изменение в них, при этом фармацевты должны знать механизм действия лекарственных веществ.

Для выполнения практических работ студент должен знать:

1. Виды секреции желез.

2. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства гормонов.

3. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Повторить строение и функции желез внутренней секреции: щитовидной, паращитовидной, вилочковой, поджелудочной, гипофиза, эпифиза, надпочечников, половых желез.

2. Составить сводную таблицу гормонов, желез внутренней секреции, заболеваний и нарушений при гипо- и гиперфункции.

ЖЕЛЕЗА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ГОРМОНЫ ГИПОФУНКЦИЯ ГИПЕРФУНКЦИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ::

1. Составить схему «Эндокринная система» (выполняется при подготовке к практическому занятию)

2. Оформить проект санбюллетеня на тему: «Профилактика йододефицита», «Профилактика сахарного диабета»

3. Решить ситуационные задачи:

a. Больной жалуется на головные боли, резкое ухудшение зрения. Одновременно отмечается значительное увеличение размеров лицевого черепа, кистей и стоп. О патологии какого образования должен подумать врач? Дайте анатомическое обоснование.

b. Известно, что каждый надпочечник кровоснабжается 25-30 артериями, происходящими из разных источников. Одной из особенностей сосудистой системы надпочечника является то, что одни из артериальных ветвей питают преимущественно корковое вещество органа, другие - мозговое. Как можно анатомически объяснить этот феномен?

4. . Составить ситуационную задачу по теме «Эндокринная система»

ПРИМЕЧАНИЕ: Запишите полученные умения по теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Человеческое ухо - это маленькое чудо, а его способность слышать уникальна. Каждое ухо индивидуально, как отпечатки пальцев, и способно обнаруживать, распознавать и различать до миллиона различных звуков.

Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. В ухо входит звуковая волна, раздражает косточки - молоточек, стремечко и наковальню. Механическое колебание передается в улитку и внутри улитки превращается в электрический импульс. Именно этот импульс поступает в кору головного мозга. Центры слуха находятся в височной доле головы. Слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить». Слух - первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Слух - самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в миллиарды раз меньше, чем аналогичная интенсивность света. Слух - самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника. Слух позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающегося сзади автомобиля и вовремя среагировать.

Звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Поэтому необходимо пользоваться средствами защиты слуха. К сожалению, пользоваться ими на дискотеке и на концерте не принято. А жаль. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.

Ухо является органом слуха и равновесия.

Ушная раковина принимает участие в ототопике, т.е. определении направления звука. Воронкообразная форма ушной раковины и строение просвета слухового прохода способствует усилению давления звуковой волны на барабанную перепонку, что в известной степени влияет на остроту слуха. Система среднего уха в норме обеспечивает доставку звуковых колебаний во внутреннее ухо без потерь. Перемещение барабанной перепонки при воздействии разных по частоте звуков неодинаково. Под влиянием низких звуков перепонка перемещается в сторону барабанной полости и возвращается в исходное положение приблизительно на 0,5 мм; под влиянием высоких звуков-в пределах долей микрона. На окно преддверия звуковая волна давит с силой, в 60 раз большей, чем сила давления звуковой волны на окно улитки. В результате разницы давления, а также того, что вторичная барабанная перепонка и основание стремени расположены в разных плоскостях, звуковая волна приходит к окнам преддверия и улитки в разных фразах, что также важно для возникновения разницы давления на окна лабиринта, т.е. в конечном итоге для остроты слуха.

Диапазон частот, воспринимаемых нашим ухом, равен 16-22000Гц. Комфортные для нашего уха звуки (шум леса, дождя, моря) находятся в диапазоне около 1000 ГЦ, речь укладывается в диапазоне 500-4000Гц. Острота слуха у человека наиболее выражена в возрасте 20-30 лет; к 50-ти годам происходит снижение остроты слуха, и верхняя граница частот звука, воспринимаемых ухом, составляет только 15000Гц.

Функционирование уха - это проведение звука к рецептору, восприятие его чувствительными клетками спирального органа, проведение импульса по волокнам слухового нерва, анализ в коре головного мозга (слуховая зона). На каждом участке этого пути могут возникнуть изменения, которые в конечном итоге определяются как снижение слуха, тугоухость и даже полная глухота. Соответственно выделяют нарушения в отделах, проводящих звук, воспринимающих звук, подводящих возникающуюимпульсацию в корковый отдел слухового анализатора и проводящих анализ этих импульсов. Выражение уровня поражения слухового анализатора имеет огромное клиническое значение, так как определяет методы оказания помощи страдающему снижением слуха.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИпроизводится с помощью шепотной, разговорной речи, набора камертонов и аудиометрии.

Исследование слуховой функции шепотной и разговорной речью не представляет сложности для получения представления о состоянии слуха у обследуемого.

При исследовании необходимо соблюдать следующие условия: помещение должно быть звукоизолирующим; необходимо соблюдать полную тишину; длина комнаты должна быть не менее 6 метров.

В норме человек слышит шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную - на 20 метров. Проверку производят с помощью набора слов из специальной таблицы Воячека, чередуя слова с низкими звуками: море, мороз, нора, окно, со словами с высокими звуками: чаша, дача, заказ, чай и т. д. На практике иногда используют двойные числительные. Произносить слова шёпотом следует, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха. Начинают исследование со здорового или лучше слышащего уха на расстоянии 6 метров. Если пациент предъявляет жалобы на резкое снижение слуха, необходимо стать рядом с обследуемым, постепенно увеличивая расстояние.

Исследование слуховой функции камертонами

В практической деятельности чаще всего используют камертоны с низким звуком — 128 Гц и высоким звуком — 2048 Гц. С помощью камертонов определяют воздушную и костную проводимость.

Для определения воздушной проводимости звучащий камертон подносят к отверстию наружного слухового прохода. Для определения костной проводимости звучащий камертон ставят на темя или сосцевидный отросток. При нормальном слухе воздушная проводимость больше костной.

Дифференциальная диагностика между заболеваниями звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов проводится камертоном С-128 при помощи опытов: Ринне (сравнение костной и воздушной проводи-мости); Вебера (латерализация звука).

Опыт Швабаха проводится с целью сравнения костной проводимости здорового и больного уха. В норме костная проводимость обоих ушей совпадает, разница может быть в 2—4 секунды. Такой опыт Швабаха обозначается как «норма» (N).

Результаты, полученные при исследовании слуховой функции речевым и камертональным способами, заносят в слуховой (акуметрический паспорт):

AD (правое ухо) 6 м + Т = (или удлин. сек)

Ш.р. (P.p.) RWSchAS (левое ухо) 6 м+ 4 = (или укороч. сек)

С помощью камертона С 2048 определяется способность уха к восприятию высоких частот. Снижение этой способности отмечается в пожилом возрасте и при поражении звуковоспринимающего аппарата.

Исследование слуховой функции с помощью электроакустической аппаратуры дает возможность дозировать силу звукового раздражения, измерять ее в децибелах, исследовать слух при резко выраженной тугоухости, проводить различные диагностические тесты. Аудиометрия проводится в звукоизолирующей камере. Звуки различной частоты подаются в наушники (исследование воздушной проводимости) или на сосцевидный отросток (костная проводимость), при этом громкость звука увеличивается. Пациент нажимает кнопку прибора в тот момент, когда начинает слышать звук. Полученные данные фиксируют в виде графика — аудиаграммы, на которой громкость звука в децибелах отмечается на вертикальной оси, а частота колебаний в герцах — на горизонтальной. Аудиометрия является ценным диагностическим методом.

НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Есть много причин потери слуха. Возможно, самая распространенная среди них - это возрастные изменения. Cреди людей в возрасте от 50 до 60 лет слабослышащих примерно 20%. В возрастной категории 60-70-летних эта величина возрастает до 30%, а для людей старше 70 лет - превышает 40%. Вторая распространенная причина потери слуха - громкий шум. Неправильные наушники - это легкий путь к потере слуха.

Потеря слуха может произойти в результате сильного стресса, инфекционного заболевания, приема сильнодействующего лекарства, травмы головы, заболевания уха и по многим другим причинам. Так как при нарушении слуха тихие звуки (щебет птиц, шорох листвы, шум дождя) перестают поступать в мозг, он вначале «отвыкает» от них, а затем их «забывает». Плохо слышащий человек может распознать слово, присматриваясь к движению губ говорящего. Но большая часть эмоциональных нюансов остается недоступной для него.

Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые после гибели не восстанавливаются, как и любые другие нервные клетки. Бывают проблемы, которые с легкостью можно устранить, например, закупорка слухового прохода ушной серой. При заболевании среднего уха может помочь хирургическая операция. Если медикаментозное лечение не дает успеха, на помощь придет слуховая система - слуховой аппарат или кохлеарныйимплант. При ухудшении слуха необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Чем позже слабослышащий человек обратится за слуховым аппаратом, тем больше усилий придется ему потратить, чтобы вновь научиться слышать.

Люди, страдающие нарушениями слуха, подтвердят, что потеря слуха воспринимается и переживается человеком очень тяжело. Это объясняется тем, что каждый из нас является частью слухового мира. Поэтому глухой человек оказывается в изоляции. Одиночество, которого мы так боимся, становится печальной реальностью. Пренебрежительное отношение к слуху ведет к тому, что жизнь окружающих нас людей все чаще отягощают проблемы, связанные с ухудшением слуховосприятия. Более того, по статистике люди обращаются за слуховыми аппаратами на 7-10 лет позже, чем следует. "Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей", - сказал однажды Эммануил Кант и был прав.

Поэтому целью нашей исследовательской работы стало определение остроты слуха у студентов, которые используют наушники не один год.

Цель работы: Определить остроту слуха с помощью речи, чтобы проверить, как изменилась способность слышать под действием различных факторов.

Задачи исследований: изучить материал по данной теме; определить причины снижения слуха; провести исследование по данной теме; дать советы по профилактике снижения слуха

Нами проведено исследование остроты слуха среди 39 студентов II курса АМК в возрасте 17 - 21 года.

Цель исследования: изучить остроту слуха у студентов, активно пользующихся наушниками, посещающих иногда ночные клубы с громкой музыкой, выявить, если будет возможно, начальные признаки нарушения слуха и сформулировать меры профилактики заболеваний органа слуха.

Сначала испытуемые отвечали на вопросы анкеты, затем проводилось исследование остроты слуха.

Наиболее простой и доступный метод - исследование слуха речью. Его достоинством является возможность провести исследование без специальных приборов и оборудования; кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека - служить средством речевого общения.

Измерение остроты слуха - это определение чувствительности слухового органа к звукам разной высоты. Определение заключается главным образом в измерении порогов слышимости звуков разной высоты (частоты), то есть наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотом. Для исследования мы составили 2 группы слов. Первая группа (низкочастотных) слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер. Вторая группа слов (высокочастотные) - гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть. Мы составили по 20 слов в каждой группе. Далее нами с небольшого расстояния были поочередно произнесены слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Когда расстояние между нами и испытуемым составляло около 3,5- 4-х метров, он начинал называть 50 и более процентов слов неправильно - это является пороговой величиной. Дальше мы продолжали увеличивать расстояние, до того момента пока испытуемый переставал совсем различать слова. Результаты исследования можно увидеть на диаграмме.

При проведении данного исследования мы выяснили, что большая часть студентов (26 человек - 66,7%) имеет начальные нарушения слуха, в течение 2-3 лет они слушают музыку по несколько часов в день. 10 девушек (10,8%) предпочитают пользоваться наушниками не чаще 2-3 раз в неделю в течение 20-30 минут; среди них не выявлено никаких нарушений слуха. 12 студентов (30,8%) отмечают, что имели проблемы с ЛОР-органами, т.к. имеют привычку не носить шапки, даже в холодное время года. Остальные студенты - 3 человека (7,7%) осознают сами, что слух у них нарушен т.к. имеются серьёзные повреждения слухового аппарата ещё с детства (травма уха, последствия применения антибиотиков и осложнение после основного заболевания).

Кроме этого, у 11 студентов (28,2%) отмечались различные заболевания ЛОР-органов (гайморит, ринит, отит, фарингит), перенесенные в детстве или в школьные годы, 13 девушек (33,4%) отмечали головные боли и у 14 студентов (35,9%) появлялся и долго сохранялся шум в ушах после длительного пребывания в помещении с громкой музыкой.

НАШИ ВЫВОДЫ.

  1. Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано внутренними факторами (образование серной пробки, повреждение слухового нерва или другими причинами);
  2. Повредить слух можно внешними факторами (сильные, резкие звуки, постоянные громкие шумы, патогенные микроорганизмы, попадание в слуховой проход насекомых);
  3. Нельзя часто и длительно слушать громкую музыку, даже в наушниках.
  4. Нельзя при сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора.
  5. Полученные нами данные не расходятся с аналогичными данными отечественных и зарубежных исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу и полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе и от того, как мы соблюдаем простые, известные всем правила. Молодые люди могут и должны быть красивыми и здоровыми. Можно и нужно следовать модным тенденциям при проведении свободного времени, прогулках и занятиях спортом, но при этом соблюдать древний принцип - «не навреди!».

Для профилактики нарушений остроты слуха и связанных с ними нарушений мы предлагаем наши рекомендации.

Как не испортить слух в молодом возрасте, чтобы сохранить свое здоровье и радость полноценной жизни?

  • Избегайте длительного пребывания в местах с большим уровнем шума.
  • Пользуйтесь качественными, лучше большими наушниками. Большие наушники самые безопасные. Они не закрывают наружный слуховой проход, концентрируют звук и не приводят к его усилению. Звуки окружающей среды эти наушники не пропускают. За счет этого сила звука в наушниках может быть небольшая.
  • Избегайте переохлаждений, находясь на свежем воздухе. Заботьтесь о своём иммунитете, чтобы избежать осложнений после вирусных заболеваний.
  • Старайтесь избегать рискованных развлечений. Такие занятия, как продолжительная охота, езда на снегоходе. Для защиты ушей нужно использовать противошумные наушники или отдыхать от сильного шума.
  • детям сделать прививку от свинки, кори, краснухи;
  • избегать большого количества шумов, которое определяется продолжительностью и интенсивностью;
  • можно защитить уши с помощью наушников и берушей, которые предназначены для приглушения громких окружающих звуков;
  • не забывать о защите ушей при стрельбе, езде на мотоциклах и другой шумной технике; исключите воздействие громкого шума;
  • не включайте на полную мощность радио, телевизор и музыкальные установки;
  • давайте отдых ушам, проводите время в тишине; не включайте несколько приборов в одно время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович «Анатомия человека», Медицина, Ленинградское отделение, 1969
  2. Самусев Р.П. Селин Ю.М. «Анатомия человека», Москва, 1990, 1995.
  1. Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону, 2000 и 2002.
  2. Гаврилов Л.Ф. Татаринов В.Г. «Анатомия», Москва, 1995.
  3. Георгиева С.А. «Физиология», Москва, 1995.
  1. Липченко В.Я. «Атлас нормальной анатомии», Москва, 1985, 1989, 1999, 2002
  2. Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М. = Анатомия центральной нервной системы: Уч. пос. д. вуз. — М.: 2005
  3. Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла, носа», Москва, Медицина, 1980
  4. Ананьева С.В. «Болезни уха, горла, носа», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  5. http://uho.e2e.ru/book/nasus/n-3-1.htm


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт