Миопия комплекс упражнений. Эффективные упражнения для глаз при близорукости. Польза и вред лечебной физкультуры при близорукости

17.02.2019

  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии

    Возможности терапии близорукости во многом предопределяются механизмом ее развития. Но в любом случае правильно подобранные средства – общеукрепляющие мероприятия, режим дня, занятия ЛФК, достаточное пребывание на свежем воздухе и другие – позволяют если и не полностью устранить это нарушение, то остановить его прогрессирование. Именно это условие и является основной задачей ЛФК при миопии.

    Возможность профилактики миопии и ее прогрессирования определяется воздействием на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений. Разработаны специальные упражнения для цилиарной мышцы со сменными линзами, с использованием лазерного стекла и более простые домашние упражнения. Благодаря этим мерам нормализуются или значительно повышаются показатели аккомодации и регионарной гемодинамики, а частота и степень прогрессирования миопии снижаются в три – пять раз. Более того, доказана принципиальная возможность предупреждения самого возникновения миопии путем проведения систематических тренировочных курсов в группе риска, в частности у школьников с пониженным запасом относительной аккомодации.

    Исходя из указанных предпосылок, в настоящее время ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Однако средства и методика их использования требуют тщательного подбора, потому что неправильно подобранная или чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. Поэтому для таких лиц существуют определенные противопоказания. Так, при близорукости более 6,0 диоптрий, а также при хронических изменениях на глазном дне велика опасность отслоения сетчатки, поэтому нежелательны упражнения, которые могут привести к такому тяжелому последствию, грозящему слепотой. С этой точки зрения таким больным противопоказаны упражнения:

    С резким возрастанием артериального давления – упражнения с натуживанием, с задержкой дыхания, силовые, с длительным удержанием статического напряжения и т.п.;

    С продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно;

    Единоборства, сопровождающиеся ударами (бокс, восточные виды с полным или даже частичным контактом), бросками (все виды борьбы) и пр.;

    Игры, при которых возможны столкновения играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требующие большого напряжения;

    Прыжки и спрыгивания с высоты (спортивная гимнастика);

    С резкими поворотами головы и т.д.

    При непрогрессирующей близорукости первой и второй степеней (до ‑6 диоптрий) в случае отсутствия других противопоказаний можно заниматься некоторыми видами спорта: бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, художественной гимнастикой, лыжными гонками и т.п. Однако окончательное заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать врач‑окулист.

    Средства ЛФК при близорукости включают общеукрепляющие и специальные виды физических упражнений. Что касается первых, то это любые средства циклического, гимнастического, закаливающего и т.п. характера, за исключением тех, которые были отмечены выше как противопоказания.

    Занятия лечебной физкультурой можно проводить и дома под наблюдением родителей, которым нужно внимательно следить за выполнением упражнений детьми, руководствуясь методическими указаниями.

    Так как развитию близорукости способствует ослабление глазных мышц, то этот недостаток требует применения специальных упражнений, предназначенных именно для их укрепления. К числу таких упражнений относят комплексы:

    а) специально используемые для укрепления мышц, обеспечивающих процесс аккомодации;

    б) упражнения для снятия чрезмерного мышечного напряжения мышц глаза, головы и шеи;

    в) применяемые для предупреждения возможного неблагоприятного влияния на аппарат аккомодации глаза длительной напряженной зрительной работы.

    А) Упражнения для укрепления мышц, обеспечивающих процесс аккомодации.

    Основу этой группы упражнений составляют те, в которых происходит ритмичное расслабление и сокращение указанных мышц.

    В качестве примера приведем следующие упражнения:

    Сделать на уровне глаз фломастером метку диаметром в 3 мм на оконном стекле. Отойти от окна на 30 см и смотреть пять секунд на метку, пять секунд вдаль на вид за окном, вновь перевести взгляд на метку – и так три – пять минут. Кому прописаны очки, тот делает эту гимнастику в очках.

    Нарисовать на большом листе бумаги круг диаметром 50 см и повесить его на стену. Отойти на удобное расстояние. Вести взгляд от центральной точки сначала влево, потом вправо по горизонтали, вверх до конца, вниз, от нижней точки круговые движения вправо до конца, влево до конца, восьмерку в одну сторону, в другую (в направлении стрелок). Это одно движение. В первый день проделать это движение два раза. Каждый день добавлять по одному движению. Довести гимнастику до 6 – 8 движений подряд. Вертеть головой во время гимнастики нельзя.

    Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 – 12 раз.

    Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 – 6 раз).

    Число повторений упражнений следует постепенно увеличивать. Выполнять их при наличии миопии необходимо не менее двух раз, а для ее профилактики – один раз в день.

    Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

    Б) Упражнения для снятия чрезмерного мышечного напряжения мышц глаза, головы и шеи.

    По мнению Бейтса, затруднения в аккомодации связаны не с какими‑либо органическими изменениями в форме глазного яблока или в строении хрусталика, а с функциональным расстройством действия мышц, окружающих глазное яблоко. Поэтому основная цель предложенного им метода – научить человека безусильному видению, достичь психического расслабления, при котором возможно улучшение зрения. Дело в том, что напряжение глазодвигательных мышц является следствием чрезмерных усилий глаза разглядеть какой‑либо объект с постепенным развитием равномерного (при близорукости, дальнозоркости, возрастном ухудшении зрения) или неравномерного (при астигматизме, косоглазии, напряжении прямых и косых мышц глаза) нарушения зрения. Для достижения расслабления глазных мышц автором была разработана серия упражнений, направленных на способность человека смотреть без чрезмерных усилий.

    Степень нарушения зрения варьируется в зависимости от состояния напряжения мышц лица и шеи и уровня напряжения ЦНС человека. В настоящее время специалисты считают, что напряжение на глаза и глазные мышцы, кровеносные сосуды и нервы (при интенсивной умственной работе, сопровождающей учебную и многие виды профессиональной деятельности) передается на мышцы задней части шеи, и они, в свою очередь, становятся напряженными. Следовательно, если удается снять чрезмерное усилие, то и глаза не будут находиться в напряженном состоянии, что непосредственно скажется и на состоянии мозга. Поэтому полное восстановление нормального зрения невозможно без расслабления этих мышц, для чего особое значение имеют соответствующие упражнения. Наиболее эффективными средствами снятия чрезмерного напряжения с мышц глаз, головы и шеи являются аутогенная тренировка, различные виды миорелаксации, в частности мышц лица, спины и шеи (воротниковая зона), а также массаж этих участков.

    В) Упражнения для предупреждения возможного неблагоприятного влияния на зрение длительной напряженной зрительной работы.

    Как уже отмечалось, длительное расслабленное состояние цилиарных мышц является важной предпосылкой развития миопии. Однако современному человеку – учащемуся, представителям многих профессий – приходится многие часы ежедневно нагружать свой зрительный аппарат. Усугубляется это положение длительным просмотром телевизионных программ и работой на компьютере, при которых состояние напряжения цилиарных мышц остается неизменным. Особенно неблагоприятно (даже при соблюдении гигиенических требований к посадке, освещенности и т.п.), это сказывается на растущем организме. В этих условиях особенно важно прибегать к мерам, которые бы позволили периодически упражнять ресничные мышцы в процессе самой работы. Вот почему основным требованием к указанным видам работ должны быть регулярные перерывы в занятиях, периодичность которых зависит от возраста и состояния зрения данного человека. Так, для школьников младшего звена перерывы следует делать через каждые 30 – 35 мин, среднего и старшего звена – через 40 – 50 мин, для студентов и людей среднего возраста – через 60 – 90 мин. Если у человека есть уже хотя бы слабая степень миопии, то перерывы в работе следует делать не реже, чем через 30 – 40 мин.

    Сами перерывы в 10 – 15 мин должны решать целый ряд задач, направленных на устранение возможных последствий длительной малоподвижности (профилактика нарушений осанки, застойных явлений в дыхательной системе и в кровообращении), на восстановление умственной работоспособности и – обязательно – на разгрузку аппарата аккомодации глаза. Основное значение в решении последней задачи играют упражнения, при которых, с одной стороны, достигается расслабление соответствующих мышц, а с другой – их «игра» с ритмичным сокращением и расслаблением.

    Приведем примеры упражнений каждой из указанных групп.

    I. Упражнения на разгрузку аппарата аккомодации глаза (исходное положение – сидя):

    1. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений кончиками указательных пальцев. Выполнять в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

    2. II – IV пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через одну – две секунды снять пальцы с век. Повторить три – четыре раза.

    3. Крепко зажмурить, затем открыть глаза на три – пять секунд. Повторить шесть – восемь раз. Укрепляет мышцы век, способствует восстановлению кровообращения в них.

    4. Быстро моргать в течение одной минуты. Способствует улучшению кровообращения.

    5. В среднем темпе проделать три – четыре круговых вращения глазами в правую сторону, столько же – в левую. Расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет один – шесть. Повторить один – два раза.

    II. Упражнения на ритмичные сокращения и расслабления цилиарных мышц (исходное положение – стоя):

    1. Смотреть прямо перед собой две – три секунды, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него три – пять секунд, опустить руку. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    2. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенного по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить шесть – восемь раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    3. Сосредоточить взгляд (не мигая как можно дольше) на кончике носа, перевести и задержать взгляд на какой‑нибудь дальней точке в течение 30 сек.

    4. Вытянуть руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца влево и вправо, вверх и вниз. Повторить четыре – пять раз.

    6. Четыре – шесть раз зажмурить глаза изо всех сил, сделать ими десять круговых движений налево – вверх – направо – вниз и обратно.

    Для снятия напряжения глаз можно воспользоваться и массажем шиацу, для чего лучше всего подойдут точки вокруг глаз, вдоль носа и особенно в области основания головы. Точки основания несколько болезненны и неприятны при надавливании, но эти манипуляции отлично снимают перенапряжение глаз, шеи и даже могут быть хорошим средством для облегчения головной боли (рис. 38).

    Рис. 38. Точки для массажа шиацу при утомлении глаз

    Достижение положительного эффекта физических упражнений при миопии возможно лишь при систематических и регулярных их выполнениях, поэтому (как это чаще всего бывает) трех занятий в неделю в условиях лечебного учреждения или специальной медицинской группы явно недостаточно. В связи с этим особое значение имеет самостоятельное (а для младших школьников – под контролем родителей) выполнение специальных заданий.

    Программа самостоятельных занятий ЛФК для лиц с близорукостью может включать разнообразные средства – подвижные и некоторые спортивные игры, занятия легкой атлетикой, ритмической гимнастикой, турпоходы без переноски больших тяжестей, лыжные прогулки, катание на коньках и велосипеде, плавание и др. Однако при близорукости (кроме легкой степени, да и то по разрешению врача) противопоказано принимать участие в соревнованиях по футболу, баскетболу, регби и хоккею из‑за возможности получения травмы головы и отслойки сетчатки. Это не значит, что нельзя выполнять отдельные элементы этих видов спорта, тренируясь на площадке или на стадионе 33 . Можно заниматься также ходьбой в среднем и быстром темпе, бегом трусцой в медленном и среднем темпе, бегом по пересеченной местности. Занимаясь ритмической гимнастикой, следует использовать музыку с темпом не более 100 – 120 тактов в минуту, делать паузы для отдыха и включать в комплекс дыхательные и специальные упражнения для мышц глаз.

    Профилактика миопии в школе. В последние годы во многих общеобразовательных школах с успехом используется предложенная В.Ф. Базарным методика профилактики нервно‑психического переутомления и «истощающего развития» учащихся, существенное место в которой занимает профилактика нарушений зрения у учащихся непосредственно в учебном процессе. Для этого используются ceнcoρнo‑координаторные тренажи на основе зрительно‑сигнальных сюжетов, когда дети в положении стоя следят глазами по заданным траекториям с одновременным вращением головой и туловищем. В развитии этой методики автор предложил автоматизированную систему ceнcoρнo‑координаторного тренажа, которая позволяет активизировать зрительно‑двигательную поисковую активность в пространстве, в том числе выполнение более интенсивных ритмических движений глазами, головой и туловищем. Последнее достигается за счет монтажа в каждом классе специальной технической системы, позволяющей создать поочередное вспыхивание комплекса сигнальных ламп (эффект «бегущего огонька»), при прослеживании которых дети вступают в увлекательную моторно‑поисковую игру, сопровождающуюся движениями корпусом, головой и глазами.

    Другим вариантом указанного тренажа является разработанная тем же автором методика, построенная на основе схемы универсальных символов, представляющих собой офтальмотренажер (рис. 39). Установлено, что систематические занятия по схеме универсальных символов способствуют нормализации не только состояния зрительного аппарата, но и психического статуса школьников.

    Рис. 39. Офтальмотренажер

    (миопия) - это нарушение зрения, при котором изменяется нормальная функция глаз для восприятия удаленных объектов. Человек с близорукостью обычно хорошо видит объекты, которые расположены вблизи (на расстоянии не более чем 30-40 см от глаз), однако с трудом видит предметы, которые находятся от него в нескольких метрах. Чем меньше расстояние до объекта, на котором близорукий человек может видеть больным глазом, тем больше степень близорукости.

    Традиционно коррекция близорукости осуществляется при помощи очков с вогнутыми линзами. Они позволяют переместить фокус рассматриваемого объекта с области перед на сетчатку глаза, благодаря чему объект становиться четким. Тем не менее, очки не лечат близорукость, а только компенсируют дефект зрения. Достаточно часто миопия прогрессирует с течением времени, при этом больному все время будут необходимы новые очки с большим количеством диоптрий.

    Однако существуют методы, которые позволяют не только остановить прогрессирование нарушения, но и значительно улучшить остроту зрения. Специальный комплекс упражнений для глаз при миопии как раз является таким методом. Точное и регулярное выполнение упражнений дает заметный положительный результат. Для устранения миопии широко используются несколько комплексов упражнений, которые разработали разные авторы.

    Следует отметить, что миопия возникает либо как наследственное, либо как приобретенное заболевание. При наследственной форме миопии, когда у человека один или оба родителя страдают данной патологией, существует довольно высокий риск его развития в раннем возрасте. В этом случае рекомендуется начинать выполнять упражнения, даже если нарушений зрения еще нет или они незначительны. Это важно, особенно если в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с внешними факторами, которые повышают риск развития близорукости: работа, которая связана с рассматриванием мелких объектов на близком расстоянии (редактор, корректор, часовщик, ювелир и т.д.). В данной ситуации можно выполнять комплекс упражнений, который был разработан профессором Э. С. Аветисовым и соавторами.


    Комплекс упражнений для глаз

    • 1 упражнение. Исходное положение: сидя, спина ровная, голова приподнята. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть глаза на 3-5 секунд. Повторять упражнение 7-8 раз.
    • 2 упражнение. Исходное положение аналогично. Необходимо в течение 1-2 минут быстро моргать.
    • 3 упражнение. Исходное положение: стоя, расставить ноги на ширину плеч. В течение 2-3 секунд смотреть прямо перед собой. Далее поднять прямую правую руку перед собой, показать большой палец и сфокусировать на нем взгляд на 3-5 секунд. Опустить руку. Повторять упражнение 10-12 раз.
    • 4 упражнение. Исходное положение аналогично. Поднять прямую правую руку перед собой на уровень глаз. Вытянуть указательный палец и сфокусировать на нем взгляд. Далее, не отводя взгляда, медленно приблизить палец к глазам, до тех пор, пока он не начнет раздваиваться. Повторять упражнение 7-8 раз.
    • 5 упражнение. Исходное положение аналогично. Поднять правую руку на расстояние 25-30 см от глаз по центральной линии тела. Вытянуть указательный палец и зафиксировать взгляд на 3-5 секунд на его кончике. Далее закрыть левый глаз левой рукой и смотреть на кончик пальца в течение 3-5 секунд только правым глазом. Убрать руку и 3-5 секунд смотреть обоими глазами. Закрыть правый глаз правой рукой и смотреть 3-5 секунд на кончик пальца только левым глазом. Убрать руку и 3-5 секунд смотреть обоими глазами на кончик пальца. Повторять упражнение 7-8 раз.
    • 6 упражнение. Исходное положение аналогично. Правую руку немного согнуть в локте и отвести точно вправо. Вытянуть указательный палец. Не поворачивая головы, необходимо увидеть боковым зрением его кончик. Далее необходимо перемещать палец вправо и влево, не отрывая от него взгляда. Повторять упражнение 10-12 раз.
    • 7 упражнение. Исходное положение: сидя, удобная поза. Закрыть глаза и в течение одной минуты массировать кончиками пальцев оба глаза круговыми движениями.
    • 8 упражнение. Исходное положение аналогично. Оставить глаза полузакрытыми. Тремя пальцами каждой руки легким движением одновременно нажать на верхние , зафиксировать положение на 1-2 секунды. Убрать пальцы с век. Повторять упражнение 3-5 раз.

    Комплекс упражнений Бэйтса

    Комплекс упражнений для глаз, разработанный Бэйтсом, получил широкое распространение, особенно за рубежом. У. Бэйтс - это американский врач, который занимался различными проблемами . Он разработал специальные комплексы упражнений для глаз при миопии, и . Метод Бэйтса основывается на том, что приспособление глаза к четкому видению объектов, удаленных на разное расстояние (), происходит не только вследствие изменения кривизны . Он считал, что в процессе аккомодации большую роль играют внешняя группа мышц глазного яблока. Под действием сокращения мышц, глазное яблоко изменяет свою форму со сферической на вытянутую.

    Бэйтс считал, что основная причина развития нарушений зрения - это напряжение, которое возникает при попытке разглядеть какой-то предмет. Причина миопии заключается в напряжении, которое возникает при попытке рассмотреть объект вдали. Если человек длительно выполняют работу, связанную с рассматриванием предметов на близком расстоянии, то ему становится трудно увидеть какой-либо объект вдали, поэтому он начинает напрягать органы зрения. В это время мозг дает мышцам глаз команду сократиться, вследствие чего изменяется нормальная форма глазного яблока. Сокращающаяся мышца давит на глазное яблоко, и оно становится более вытянутым. Такая расплющенная форма глазного яблока и является основной причиной и признаком близорукости.

    Таким образом, острота зрения остается нормальной в расслабленном состоянии глаз. Восстановить зрение можно, если достигнуть расслабления глаз. На этом принципе и основан метод восстановления зрения Бэйтса. Он состоит из трех основных разделов: общее расслабление, динамическое расслабление, дополнительные методы, которые помогают улучшить зрение.

    • Достигнуть общего расслабления можно при помощи пальминга. Данный метод разработал и ввел в практику именно Бэйтс. Пальминг прост в исполнении и хорошо помогает достигнуть расслабления.
    • Достигнуть динамического расслабления можно при помощи упражнений для улучшения центральной фиксации.
    • Центральной фиксацией называется способность глаза смотреть на предмет и выделять его среди остальных, при этом его изображение становиться более четким. Центральную фиксацию обеспечивает центр зрения, который расположен в центральной части сетчатки. Здесь сосредоточено самое большое количество светочувствительных элементов сетчатки, а зрение обладает наибольшей остротой.

    При близорукости из-за постоянного напряжения глаз функции центральной области сетчатки зрения нарушаются. Эта зона перестает быть местом, обеспечивающим наиболее острое зрение. Ее чувствительность снижается и становится равной любому другому месту сетчатки глаза и даже меньше. Вследствие этого человек не видит объект, на который он смотрит прямо, наиболее четко. Иногда бывают лучше видны объекты, которые его окружают. Именно поэтому Бэйтс разработал специальные упражнения, позволяющие тренировать центральную фиксацию. В их основе лежит утверждение, что если глаз со сниженным зрением будет сознательно подражать здоровому, то острота зрения улучшится. Упражнения для центральной фиксации выполняются с использованием специальной Ом-карты. На ней изображен сложный рисунок, который применялся для тренировки центрально фиксации еще лекарями Древней Индии. В центральной части рисунка изображен иероглиф, в котором можно узнать символ «Ом». Упражнения с Ом-картой увеличивают чувствительность центральной ямки сетчатки, нормализуют кровообращение в глазах и улучшают остроту зрения.

    • 1 упражнение. При выполнении данного упражнения Ом-карту располагают на уровне глаз на расстоянии от 30 см до 3 м. Необходимо зафиксировать взгляд на центральной точке символа Ом-карты. Это точка заметно является наиболее четкой частью символа. Далее медленно переводят взгляд по знаку, при этом постоянно замечая, что наиболее четкой и черной частью символа становиться та точка, на которой фиксируется взгляд в данный момент. Упражнение повторяется 3 раза. После выполнения упражнения необходимо обратить внимание на то, что теперь весь символ кажется темнее, чем до начала упражнения.
    • 2 упражнение. Исходное положение: стоя. Ом-карту располагают на расстоянии от 30 см до 1,5 м от глаз. Символ в центре Ом-карты окружен ломаной линией, которая похожа на схематическое изображение солнца или лепестков подсолнуха. Необходимо зафиксировать взгляд на любом участке этой линии и двигаться по ее отрезкам, перемещая голову за взглядом. На всех углах линии (начале и конце каждого отрезка) нужно делать мягкое моргание. Важно обратить внимание, что участок линии, на котором сфокусирован взгляд в данный момент, кажется чернее остальной линии.
    • 3 упражнение. Ом-карта располагается на аналогичном расстоянии. Центральный символ карты заключен в окружность. Необходимо зафиксировать взгляд на любой точке окружности и двигаться постепенно вдоль нее вместе с головой. Упражнение повторяют несколько раз. Далее глаза закрывают и продолжают движение взгляда по воображаемой окружности.
    • 4 упражнение. Проверочную таблицу Сивцева (буквы разного размера, расположенные в строках по мере уменьшения размеров их высоты, используется в офтальмологии для проверки зрения) ручного формата держат при хорошем освещении на расстоянии вытянутой руки или до одного метра от глаз на их уровне. Для выполнения упражнения для тренировки центральной фиксации необходимо задержать взгляд на хорошо видимых буквах, замечая их четкость. Далее сделать освещение тусклым (выключить или приглушить свет, оставить включенным ночник или свечу). В таких условиях взять любую книгу с мелким шрифтом, приблизить ее на расстояние примерно 25 см и прочитать 3-5 страниц. Освещение должно быть затемнено до такой степени, чтобы шрифт можно было разобрать, но читать приходилось бы с напряжением. Чередование фиксирования зрения на хорошо освещенной проверочной таблице и чтение книги при тусклом освещении способствуют повышению остроты зрения.
    • 5 упражнение. Необходимо ежедневно читать проверочную таблицу несколько раз в день, установив ее на расстояние 3-5 м, при хорошем свете. Не забывать регулярно мягко моргать. Лучше начинать читать таблицу с расстояния в 3 м, далее постепенно его увеличивая. Важно, чтобы чтение происходило без напряжения. После окончания упражнения можно выполнить пальминг.
    • 6 упражнение. Во время прогулок или поездок на пассажирском сиденье, рекомендуется наблюдать взглядом за движущимися навстречу объектами: встречным транспортом или прохожими.

    Необходимо всегда максимально расслаблять глаза, держать их полуоткрытыми, но не прищуренными, при этом рассматривать удаленные предметы без напряжения.

    Другим разработчиком комплекса упражнений при близорукости является М. Д. Корбетт. В его упражнениях используется проверочная таблица, но не для того, чтобы узнать, сколько строк видит человек. Использование таблицы основывается на принципе узнаваемости: рассматривая уже знакомые объекты (в данном случае, буквы) глаза не напрягаются для их рассматривания.

    Для выполнения упражнений необходимо перестать воспринимать таблицу как способ проверки зрения в кабинете офтальмолога, нужно сформировать чувство безразличия к ней. Только при выполнении этого условия упражнения будут эффективны. Тем не менее, некоторые люди сохраняют эту взаимосвязь в сознании очень долго, поэтому процесс лечения миопии этим методом длительное время не показывает результатов. В этом случае М. Д. Корбетт рекомендует самостоятельно сделать проверочную таблицу.

    Для этого понадобятся: лист ватмана, газеты и журналы с заголовками разного формата и величины, напечатанные черной краской. Строчки формируют сверху вниз, начиная с размеров букв около 5 см в высоту. Можно в сточку приклеить слово или фразу. Отступив от первой строчки примерно 2,5 см, приклеить следующую строчку с буквами меньшего размера. Всего необходимо приклеить 20-25 строк. Каждая строка с содержащимся в ней словом (или набором букв) имеет разную высоту. Строки расположены по убыванию. В самой нижней строке буквы не должны быть больше 1 см. Таким образом, исходя из размеров букв, в первой-второй строке будет помещаться только слово, а в следующих - целые предложения. После создания большой таблицы, необходимо сделать ее точную копию на листе формата А4. Для этого те же слова (буквы, фразы) можно напечатать на компьютере, сохраняя соотношение размеров букв и расстояния между строчками, и распечатать на принтере.

    Работа с проверочной таблицей начинается после небольшого сеанса соляризации. При этом выполняются повороты головой с закрытыми глазами. После соляризации нужно выполнить пальминг. Большой вариант таблицы устанавливают в хорошо освещенном месте. Для выполнения упражнения необходимо сесть напротив ее на расстоянии около 2 м. Таблица меньшего формата подносится близко к глазам, до тех пор, пока написанное на ней будет хорошо читаться.

    На этом расстоянии прочитывают первую строку, далее отводят таблицу на расстояние вытянутой руки и повторяют чтение. Упражнение повторяют 2-3 раза, чередуя чтение на близком расстоянии и вдали. Далее бросают быстрый взгляд на первую строку большой таблицы. Слово, которое написано на ней, должно восприниматься более четко. После этого глаза закрывают и делают несколько поворотов головой в разные стороны. Дыхание глубокое.

    Упражнение аналогично повторяют для второй строки. Сначала читают из ручного формата на близком расстоянии, затем на расстоянии вытянутой руки, и через несколько повторов - на большой таблице. Далее глаза закрывают и носом пишут слово в воздухе, воображая его более четким, чем оно виделось в таблице. Глаза открывают. Быстро смотрят на вторую строку большой проверочной таблицы. Теперь она должна быть видна четче.

    На первом занятии таким способом читается каждая строчка таблицы до тех пор, пока ее можно читать без напряжения зрения. Прогресс будет заметен уже на следующем занятии. Постепенно можно будет прочитать без затруднений все строчки проверочной таблицы. После достижения данного результата, стул отодвигают от таблицы на полметра и повторяют упражнение сначала.

    Самое важное условие - нельзя торопиться повышать сложность выполнения упражнения. Это может привести к появлению напряжения в глазах и положительного эффекта не будет. Если глаза имеют разную остроту зрения, то перед началом занятий их необходимо уровнять. Для этого глаз с хорошим зрение закрывают повязкой или ладонью и выполняют упражнение слабым глазом с меньшего расстояния. При просмотре строки большой проверочной таблицы нужно делать глубокий вдох и выдох. Использование данного приема позволяет увидеть объекты, расположенные вдалеке более четко.

    Выполнение следующего упражнения методом Корбетт требует создания еще одной таблицы.

    Для создания таблицы необходим лист ватмана, кисти, черные краски или тушь. На листе рисуют несколько строк, в каждой их которых расположены буквы определенного значения и соответствующей высоты. Буквы уменьшаются по размеру и располагаются строго друг под другом:

    Буквы верхней строки: Р, В, О, их высота 7,5 см;

    • следующая строка: А, О, С, высота 5 см;
    • следующая строка: С, З, Т, высота 4,5 см;
    • четвертая строка: С, В, Р, высота 3,5 см;
    • пятая строка: Л, Р, О, высота 2,5 см;
    • шестая строка: А, А, Е, высота 2 см;
    • седьмая строка: Б, Т, З, высота 1,7 см;
    • восьмая строка: Л, И, Р, высота 1,3 см;
    • девятая строка: Е, Т, Е, высота 1 см;
    • десятая строка: Н, М, Н, высота 0,6 см;
    • одиннадцатая строка: И, Н, И, высота 0,4 см;
    • двенадцатая строка: Е, Е, Е, высота 0,3 см.

    В результате, если читать буквы вертикально сверху вниз, получится «Расслабление возвратит мне острое зрение». Когда краски высохнут, таблицу вешают в хорошо освещенном месте и читают получившуюся фразу с близкого расстояния. Так, человек заранее будет знать, какие буквы расположены в проверочной таблице, что исключит появление напряжения зрения при работе с ней. Перед началом выполнения упражнений делают соляризацию и пальминг, как и перед предыдущим упражнением.

    Упражнение выполняется сидя. Следует расположиться на таком расстоянии, с которого хорошо будет видно первую строку. Далее закрывают глаза. Необходимо вспомнить фразу и постараться вычислить буквы, которые нарисованы во второй строке. Глубоко вдохнуть и на выдохе написать эти буквы носом. Глаза открывают и быстро и внимательно смотрят на проверочную таблицу. Буквы должны быть видны более четко. Если это не произошло, глаза закрывают и пишут буквы второй строки пальцем на ладони. Далее глаза открывают и быстро смотрят на таблицу.

    Если и после этого приема буквы не стали видны более четко, значит расстояние от глаз до таблицы слишком большое и возникает напряжение зрения при ее чтении. Поэтому стул подвигают ближе, чтобы были лучше видны буквы первой строки. Когда вторая строка будет хорошо видна, переходят к буквам следующей строки. Во время переходов от одной строки к другой, необходимо давать отдых глазам: глаза закрывают и делают повороты головой в стороны.

    Во время каждого занятия необходимо прорабатывать 4-5 строк, и не задерживаясь на полученном результате, стремится превзойти себя на следующем занятии. Ко всему прочему, во время выполнения занятия происходит аутотренинг. Многократное повторение фразы «Расслабление возвратит мне острое зрение» при выполнении упражнения прочно закрепляется в сознании человека, что дополнительно повышает его эффективность и дает хороший результат.

    Упражнение «Меткий стрелок»

    Упражнение «Меткий стрелок» выполняют с проверочной таблицей с фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение». Таблицу располагают в хорошо освещенном помещении и читают фразу с близкого расстояния. Перед выполнением основного упражнения делают соляризацию и пальминг. Верхняя строка проверочной таблицы должна располагаться на расстоянии в один метр от носа человека. Для контроля можно взять метровую линейку и приложить один ее конец к лицу, а другой - к первой строке. Глядя на свой нос или ближний конец линейки, необходимо быстро моргнуть и дать себе команду «Приготовься!».

    Далее быстрый взгляд бросают на дальний конец линейки или на промежуток между строк, и начинают непрерывно моргать. Это действие равносильно команде «Целься!». Далее взгляд быстро переводят на букву Р (первую букву первой строки) - команда «Огонь!».

    После этого глаза закрывают и дают им отдохнуть. Дыхание глубокое. Затем тоже само проделывают для следующих букв первой строки: В и О. после проработки первой строки делают пальминг и переходят ко второй. Подобное упражнение выполняют на нескольких первых строках.

    Таблица «дебко»

    По рекомендации М. Д. Корбетт, таблицу «дебко» также можно использовать для упражнений при близорукости. Таблица «дебко» представляет собой две параллельные линии черного цвета, на концах которых расположены жирные точки. Всего две линии и четыре точки.

    Для выполнения упражнения необходимо переводить взгляд по линии от одной точки к другой. Голова поворачивается за взглядом. Повороты выполняют до того момента, когда появится ощущение, что линии начинают уходить в противоположную взгляду сторону. После этого упражнение повторяют для нижней части таблицы. Затем глаза закрывают и повторяют упражнения, поворачивая голову по воображаемой линии таблицы «дебко». После чего глаза открывают и скользят взглядом с поворотами головы по белому промежутку между линиями вверху и внизу таблицы. Благодаря этому приему улучшиться зрение во время чтения на любом расстоянии.

    Описанное ниже упражнение поможет улучшить зрение как при миопии, так и при дальнозоркости. Суть его выполнения заключается не просто в улучшении зрения, а в его централизации. Упражнение выполняют при помощи проверочной таблицы «Расслабление возвратит мне острое зрение».

    Таблицу располагают в хорошо освещенном помещении и читают фразу с близкого расстояния. Перед выполнением основного упражнения делают соляризацию и пальминг.

    От таблицы отходят на расстояние, при котором будет хорошо видна первая строка, глаза при этом не напрягаются. Взгляд устремляют на белое пространство (чистый участок ватмана) справа от первой буквы первой строки (Р). Далее взгляд переводят на белое пространство слева от Р. И так несколько раз, скользя взглядом оп самой букве.

    Таким образом происходит «притирание» или «зашкуривание» зрения, для рассматривания объекта нет необходимости прилагать усилия. Это же упражнение повторяют для букв В и О. Далее стул отодвигают от проверочной таблицы на такое расстояние, при котором буквы первой строки будут видны, но недостаточно четко. Глаза закрывают. С закрытыми глазами в воображении восстанавливают точное изображение буквы Р в строке таблицы.

    Нос направляют к левой белой поверхности от буквы. Далее к правой, делая небольшие быстрые повороты головы. При этом мысленным взглядом скользят по поверхности воображаемой буквы. Далее глаза открывают и выполняют тоже упражнение для той же буквы на проверочной таблице. Во время этого приема буква Р должна стать более четкой.

    Упражнение повторяют аналогично для букв В и О в проверочной таблице. Во время выполнения упражнения необходимо обращать внимание на то, что при взгляде на белое пространство, буква должна находиться в стороне от основной линии зрения.

    При перемещении взгляда на другое белое пространство буква должна визуально ускользать от взгляда, как будто она уходит со своего положенного места и опять видно белое пятно. Эта оптическая иллюзия обязательно должна возникать при выполнении упражнения. Она имеет большое значение для развития нормального зрения.

    Это «поведение» буквы называют челночным движением или раскачиванием. После раскачивания всех букв первой строки, закрывают глаза и пишут эти буквы носом. Затем глаза открывают, делают глубокий вдох и читают написанное в первом столбце таблицы слово «расслабление». Слово должно стать более четким.

    Если результат достигнут, то прочитывают всю фразу проверочной таблицы целиком «Расслабление возвратит мне острое зрение». Если эффекта нет и слова нечеткие, то необходимо вообразить, что эти слова читаются, мысленно представив, как они должны выглядеть в проверочной таблице. Это должно получиться легко, поскольку человек точно знает, что в ней написано.

    Во время выполнения пальминга можно вспомнить как можно больше слов, которые начинаются на каждую букву из прочитанной строки. Чтение горизонтальных строк продолжают до тех пор, пока их можно прочитать без напряжения зрения. Когда выполнение упражнения окончено, можно немного поиграть резиновым мячиком, ударяя его об пол, стены или просто подбрасывая вверх и ловя. При этом обязательно необходимо следить за мячом взглядом.

    Комплекс упражнений для глаз при миопии от Р. С. Агарвала

    Для коррекции миопии Р. С. Агарвал рекомендует делать упражнение на вспоминание любой буквы проверочной таблицы. Для этого необходимо смотреть около 5 секунд на любую букву таблицы, непрерывно моргая. Так запоминается буква. Далее глаза закрывают и начинают восстанавливать образ буквы в голове, представляя ее более четкой, чем она была при рассматривании.

    В процессе вспоминания можно несколько раз открывать глаза, рассматривая букву еще раз, мысленно доводя ее образ до совершенства. После выполнения такого упражнения острота зрения улучшается. Так происходит, когда буква одинаково хорошо видна с закрытыми и открытыми глазами.

    Комплекс упражнений по системе М. Уиндолфа

    М. Уиндолф является последователем методики восстановления зрения У. Бэйлтса. В своем комплексе упражнений он уделяет внимание фокусировке (аккомодации) зрения.

    Он создал несколько упражнений для наружных , косых и прямых, сознательное управление которыми, как он считает, помогает правильно фокусировать глаза на рассматриваемом предмете.

    Другие ученые также считают эту идею вполне обоснованной. М. Уиндолф утверждает, что при миопии тренировка нормальной аккомодации должна заключаться в попеременном расслаблении косых мышц и напряжении прямых мышц глаза. Достигнуть расслабления косых мышц глаза можно при помощи описанных выше упражнений. Для напряжения прямых мышц используют упражнения, которые будут описаны далее. Они должны подкрепляться самовнушением и сознательными командами. При всем этом упражнения выполняются без какого-либо напряжения.

    К еще одной особенности данных упражнений относится тот факт, что для достижения внешне заметного результата они требуют длительных тренировок. Тем не менее, при совместном выполнении упражнений на расслабление и фокусировку улучшение зрения происходит быстрее, чем если выполнять упражнения только на расслабление.

    Перед началом тренировок необходимо расслабить глаза, выполнив пальминг. В расслаблении также нуждаются и все остальные мышцы тела. Для выполнения упражнения понадобится яркий предмет, например, елочная игрушка с блестками или фантик из фольги.

    Яркий предмет располагают перед собой и выполняют моргание. Также допускается закрывать глаза на несколько секунд. С помощью этих действий необходимо добиться проблеска хорошего зрения двумя глазами. Это достигается путем центральной фиксации, то есть более четкого видения в рассматриваемом объекте центральной зоны. Тем не менее, проблеск хорошего зрения не является обязательным условием для выполнения этого упражнения.

    Далее продолжают смотреть на этот предмет, постепенно уменьшая размеры центральной зоны. Для этого сжимают прямые мышцы глаз, втягивая глазное яблоко вглубь , однако без напряжения. Необходимо визуально представить, где расположены эти мышцы, и дать им команду сократиться, сжаться и втянуть глазное яблоко внутрь. Параллельно продолжают моргать и выполнять центральную фиксацию. Эффект после первой тренировки, скорее всего, будет незаметен.

    Во время следующих занятий необходимо постараться ощутить напряжение прямых мышц глаз. После окончания упражнений возможны неприятные ощущения, которые возникают после тренировки любых ранее неактивных мышц. Ощущение напоминает головную боль, но быстро исчезает после того, как концентрация зрения на рассматриваемом предмете прекращается. Со временем это ощущение пройдет.

    И снова здравствуйте, уважаемые читательницы и читатели! Раньше людям, страдающим миопией и гиперметропией, запрещались многие виды спорта и лечебной физкультуры, поскольку считалось, что эти офтальмологические болезни несовместимы с физическими нагрузками. А как же обстоят дела сегодня?

    Большинство офтальмологов сходятся во мнении, что спортивные занятия – это эффективное средство, предотвращающее развитие и прогрессирование патологии. Миопия и спорт не являются взаимоисключающими понятиями, ведь в процессе физической активности тренируется цилиарная мышца, которая отвечает за аккомодационные механизмы и обеспечивает укрепление глазных сосудов.

    Давайте разберёмся, какие виды спорта показаны и противопоказаны пациентам с близорукостью.

    Близорукость – достаточно серьёзное зрительное нарушение, поэтому занятия спортом при таком недуге должны проходить предельно аккуратно. В то же время, щадящие нагрузки позволяют не только оздоровить тело, но и укрепить цилиарную мышцу, а также склеральную оболочку органов зрения, что очень важно при такой офтальмологической патологии.

    Есть определённые нюансы, при которых некоторые виды физических и физкультурных нагрузок не рекомендованы пациентам с миопией, поскольку они могут вызвать как положительные изменения в организме, так и негативные, способные повлечь за собой серьёзные последствия для зрения. Если или , и заболевание прогрессирует, необходимо отказаться от таких видов спорта:

    • бокс;
    • борьба;
    • тяжёлая атлетика;
    • стрельба;
    • бег.

    Кроме того, люди, у которых диагностирована средняя или высокая степень близорукости, не могут заниматься конным спортом, греблей, стрельбой, хоккеем и футболом.

    При миопии высокой степени категорически противопоказана спортивная гимнастика. Речь идёт о:

    • прыжках и соскоках;
    • опорных прыжках через снаряды;
    • кувырках и стойке на голове;
    • прыжках с подкидного мостика и т. д.

    Подобного рода физические нагрузки при миопии могут нанести серьёзный удар по зрительной системе, вплоть до полной потери зрения.

    Запомните! Циклические упражнения большой интенсивности, в процессе выполнения, которых частота пульса превышает 180 ударов в минуту, могут спровоцировать ишемические процессы в глазах, а это чревато негативными последствиями. В связи с этим при близорукости строго противопоказаны высокоинтенсивные упражнения.

    Спортивные виды, которыми можно заниматься при разных степенях близорукости

    1. Станьте ровно и в течение 5 минут вращайте головой по часовой стрелке и против неё. После этого помассируйте область висков указательным и средним пальцами.
    2. Двигайте глазами в разные стороны: вверх-вниз, влево-вправо. Голова при этом должна быть неподвижной. Повторите 8 раз.
    3. Закройте глаза и аккуратно начните вдавливать глазные яблоки. Продолжительность упражнения составляет 30-35 секунд.
    4. Нарисуйте на стекле небольшую черную точку. Закройте правый глаз, а левым сфокусируйтесь на этой точке. Через 2 минуты проделайте ту же манипуляцию, но с другим органом зрения.
    5. Закройте глаза и начните поглаживать пальцами веки, двигаясь от середины к краям. Выполнять упражнение следует в течение 2 минут.
    6. Засеките 60 секунд и начните быстро моргать двумя глазами.

    Видео о том, какими упражнениями нужно лечить близорукость

    В видео рассказывается о том, что происходит с механизмом зрения у близорукого человека. При этом, если болезнь прогрессирует, то размер глазного яблока увеличен. Я считаю, что с помощью физкультуры и физических нагрузок можно избавиться от патологии. Только следует быть аккуратными и применять методику, прописанную конкретно вашим врачом.

    Выводы

    Из-за недостатка двигательной активности ухудшается кровообращение, что провоцирует застой крови в организме, который оказывает непосредственное влияние на зрительные функции. Вот почему при близорукости нельзя полностью исключать физические нагрузки. Прежде чем приступать к занятию спортом, обязательно проконсультируйтесь с глазным врачом и следуйте его предписаниям, чтобы не навредить органам зрения.

    Также оставляйте свои комментария по поводу того, какие вы выполняли упражнения чтобы вылечить патологию. Для нас каждая информация является ценной!

    Желаю вам крепкого здоровья и ясного зрения! С уважением, Ольга Морозова!

    Введение …………………………………………………………………..…….…..2

    Противопоказанные физические упражнения…………………………..…....3

    Близорукость и занятия спортом…………………………………………….....5

    Комплекс упражнений…………………………………………................... .......7

    Список литературы…………………………………………….……………..……11

    Введение

    Физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.
    Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение больных к закаливанию организма естественными факторами природы.
    Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств, методов и дозировок в практике ЛФК.
    ЛФК - метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма - движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.

    Противопоказанные физические упражнения

    Таблица 1. Противопоказания для различных видов спорта

    Вид спорта

    Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз

    при любой степени близорукости

    атлетика

    Без коррекции

    Велогонка на треке

    при близорукости высокой степени, а так же при любой степени близорукости с осложнениями на глазном дне

    Контактная коррекция

    Гимнастика спортивная

    Без коррекции

    Гимнастика художественная

    Как правило, без очков. При значительном понижении зрения - контактная коррекция

    Стрельба стендовая, пулевая, из лука

    при близорукости более - 8 диоптрий

    Современное пятиборье

    Без коррекции

    Конный спорт

    при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

    Фехтование

    Очковая или контактная коррекция

    Плавание

    только при осложнённой близорукости

    Без коррекции

    Водное поло

    при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

    Без коррекции или коррекция контактными линзами

    Прыжки в воду

    при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

    Без коррекции

    Гребной спорт

    только при осложнённой близорукости

    Очковая коррекция

    Парусный спорт

    только при осложнённой близорукости

    Без коррекции

    Лыжные гонки

    только при осложнённой близорукости

    Любая коррекция

    только при осложнённой близорукости

    Очковая или контактная коррекция

    Горнолыжный спорт

    при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

    Без коррекции

    Прыжки на лыжах с трамплина

    при любой степени близорукости

    Лыжное двоеборье

    при любой степени близорукости

    Скоростной бег на коньках

    при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

    Фигурное катание

    при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

    Без коррекции или контактная коррекция

    Спортивная ходьба

    только при осложнённой близорукости

    Любая коррекция или без неё

    Бег на короткие дистанции

    при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

    Любая коррекция или без неё

    Бег на средние и длинные дистанции

    только при осложнённой близорукости

    Любая коррекция или без неё

    Без коррекции или контактная коррекция

    при высокой и осложнённой близорукости

    Волейбол, баскетбол

    при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

    Контактная коррекция или без неё

    ручной мяч

    при всех видах близорукости, кроме стационарной

    Контактная коррекция

    при любой степени близорукости

    Теннис: большой, настольный, бадминтон

    при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

    Контактная коррекция

    Санный спорт

    при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

    Контактная коррекция

    Мотоспорт

    при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

    Без коррекции

    при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

    Любая коррекция

    Близорукость и занятия спортом

    Непременное условие для занятий спортом близоруких - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения. Спортивные занятия могут благотворно влиять на состояние глаз при близорукости и способствовать ее стабилизации, но могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям. Все зависит от степени близорукости, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.

    При не осложненной, стационарной (т.е. не прогрессирующей) близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция, т.е. линзы, надеваемые непосредственно на глазное яблоко.

    При осложненной или прогрессирующей близорукости противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, например, борьба, поднятие тяжестей, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения.

    По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются липа, имеющие близорукость свыше 3 диоптрий. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует и увеличивается до 6 диоптрий, то спортсмену рекомендуют прекратить активные занятия и значительно снизить нагрузки.

    Показания к применению ЛФК при миопии

    Лечебная физическая культура (ЛФК) показана всем лицам, имеющим прогрессирующую приобретенную и не осложненную отслойкой сетчатки близорукость любой степени. Возраст не является лимитирующим моментом, однако наиболее эффективна ЛФК у детей. Чем раньше назначают ЛФК при миопии и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность метода.

    При врожденной близорукости применение ЛФК малоэффективно.

    Противопоказано лечение ЛФК при угрозе отслоения сетчатки.

    Задачи ЛФК

    1. общее укрепление организма;

    2. активация функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

    3. укрепление мышечно-связочного аппарата;

    4. улучшение кровоснабжения тканей глаза;

    5. укрепление мышц системы глаза.

    Включают дыхательные упражнения, а также упражнения для укрепления мышц шеи и спины с целью улучшения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем, а также укрепления мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе (резко наклоненная голова, сутулая спина). В комплексе лечебных и профилактических мер поза человека при работе имеет большое значение. Положение тела считается правильным, когда линия центра тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава, голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от книги, лежащей на столе, плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, туловище отодвинуто от края стола на 3-5 см.

    Комплекс упражнений

    Профилактические упражнения

    Приведённые ниже специальные физические упражнения необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3-4 раз в неделю.

    Исходное положение - стоя у стенки.

    1.Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

    2. Посмотреть вверх - вправо, затем по диагонали вниз - влево (6-8 раз).

    3. Посмотреть вверх - влево, по диагонали вниз - вправо (6-8 раз).

    4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

    5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двоиться» (6-8 раз).

    6. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку (10-12 раз).

    7. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

    8. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

    Исходное положение - сидя.

    9. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8 - 12 раз.

    10. Быстро моргать в течение 15 с. Повторить 3-4 раза.

    11. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с., затем открыть на 3-5 с. Повторить 8-10 раз.

    12. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

    Исходное положение - стоя у окна

    13. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний.

    Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому «метка на стекле». При выполнении упражнения «метка на стекле» занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 - 5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 25 - 30 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие два дня - 5 мин., а в остальные дни - 7 мин.

    Физкультура при слабой степени близорукости

    Люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся (см. таблицу 1).

    Курс ЛФК при миопии составляет не менее 3 месяцев, его делят на 2 периода - подготовительный и основной.

    Подготовительный период

    Длительность 12-15 дней.

    Основные задачи периода:

    1. общее укрепление организма;

    2. адаптация к физической нагрузке;

    3. активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

    4. улучшение осанки;

    5. укрепление мышечно-связочного аппарата;

    6. повышение эмоционального тонуса.

    Для этого периода характерно преимущественное выполнение общеразвивающих упражнений с постепенным увеличением специальных упражнений для разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильного дыхания.

    К специальным упражнениям в этом периоде относятся дыхательные и корригирующие упражнения, а также упражнения для укрепления свода стопы. Исходные положения - лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения выполняются в условиях разгрузки позвоночника - лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды (палки, мячи и т.д.). Кроме гимнастических упражнений, показаны подвижные игры и отдельные элементы спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, повышения эмоционального тонуса, что особенно важно в детском возрасте. Подвижные игры проводят в исходном положении сидя и стоя (см. таблицу 2).

    Основной (тренировочный) период

    Длительность 2,5 - 3 мес.

    Частные задачи периода:

    1. улучшение кровоснабжения тканей глаза;

    2. укрепление мышечной системы глаза;

    3. улучшение обменных и трофических процессов в глазу;

    4. укрепление склеры.

    На фоне общеразвивающих, дыхательных и коррегирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и аккомодационную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки).

    Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

    Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости. Заключение о возможности занятий даже названными в таблице 1 видами спорта должен сделать окулист.

    Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

    Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

    Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8 - 10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

    Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

    Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно.

    Используемая литература

      Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/Под редакцией В.А. Епифанова. - М. Медпресс-информ, 2008.

      Под редакцией Анисимова «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.

      Медицинский журнал, 1996г.

      Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.
      М.: Медицина, 1987.

      Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры.-
      М.:Физкультура и спорт, 1998г.

      Покровский В.И. Малая медицинская
      энциклопедия. М: Большая Российская энциклопедия, 1992.

    Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.

    Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

    Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

    Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости

    Близорукость (миопия, от греческого «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд) - изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму - из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.

    При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.

    Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.

    Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:

    • слабую миопию - до 3 диоптрий
    • среднюю миопию - от 3 до 6 диоптрий
    • сильную миопию - выше 6 диоптрий

    До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий - врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий - максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.

    В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.

    И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.

    При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

    Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

    Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

    Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив-ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

    При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

    Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

    Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

    Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

    Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

    При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

    Занятия лечебной физкультурой при миопии

    Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

    Примерные упражнения для улучшения зрения:

    А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт