Корректурная проба стимульный материал. Аллергопробы для детей: с какого возраста, показания. Как читают результат

23.02.2019

Являясь одним из самых точных исследований, аллергопробы для детей позволяют выявить наличие аллергена и определить его качественную составляющую. Процедура подразумевает проведение ряда тестов с введением раздражителя, на который у пациента может объявиться непереносимость. Введение осуществляется различными способами, после чего, через определенное время, оценивается реакция организма на разражитель.

Что такое аллергопробы

Процедура мало отличается от обычной, предназначенной для взрослых. Однако существуют ограничения: на некоторые виды тестов не допускаются детки младше 3 лет. Доктора советуют проходить обследование после 5-летнего возраста, чтобы растущий организм не выдал необъективную реакцию на тот или иной аллерген.

Важно! Аллерген – препарат, изготовленный из пыльцы растений, частиц шерсти, кожного покрова животных, бытовой пыли, спор грибов, микроэлементов химического, бактериального, пищевого характера.

Технологически процесс представляет собой нанесение вещества на заранее сделанные маленькие царапины, либо введение инъекционным образом. Аллерголог может посоветовать многоразовое введение аллергена в различных концентрациях. Каждый раз проводится оценка реакции, все показания фиксируются.

Условия проведения процедуры


Главное и обязательное требование – стойкий и длительный период ремиссии. В противном случае проба окажется неактуальной и придется заново проводить тесты. Перед проведением процедуры, осуществляется ряд общих обследований, включающий в себя осмотр педиатра, забор анализов мочи, крови. Только после этого доктор выписывает направление и можно делать тест на аллергию у детей. Чаще всего проба ставится на участок кожи на внутренней поверхности предплечья, примерно на расстоянии 3-4 см от запястья. Но если ребенок страдает от аллергии, пробы ставятся на другие места тела, иногда на спинку малыша.

Факт! В процессе тестирования может проявиться любая реакция. Потому крайне важно делать обследования в профильных медицинских центрах, где в случае необходимости смогут спасти ребенка от ураганных патологических проявлений.

Показания к проведению процедуры


Аллергические пробы у детей берут в случае необходимости выяснения типа веществ, вызывающих негативные реакции. Основными показаниями забора пробы на аллергию детям являются следующие факторы:

  1. Диагноз бронхиальная астма, аллергодерматит;
  2. Поллиноз;
  3. Постоянная заложенность носа;
  4. Аллергические реакции на пищу: сыпь, зуд;
  5. Риниты, конъюнктивиты аллергического характера;
  6. Приступы затрудненного дыхания/удушья, постоянный надрывный кашель;
  7. Беспричинный зуд глаз, носа;
  8. Круглогодичные высыпания на теле, отечность кожи;
  9. Ранее наблюдаемые аллергические реакции на укусы насекомых, животных;
  10. Высыпания на коже при взаимодействии с химическими веществами бытового назначения, продуктами питания.

Иногда к кожным высыпаниям и зуду прибавляются боли в желудке, головные боли, сонливость. Любой из вышеперечисленных признаков может стать показанием к забору аллергопроб. Крайне важно обращать внимание мамам малышей, в роду которых уже имеются случаи проявления аллергии. Даже ведя дневник питания и дозируя продукты, выявить аллерген часто не представляется возможным, в этом случае поможет только проба на аллергены у детей.

При проявлениях сезонной симптоматики также рекомендуется сделать пробы на специфическую иммунотерапию. Разница лишь в том, как берут пробы на аллергию. В этом случае тестирование проводится вне сезона цветения растений (например), аллерген вводится в организм малыми дозами, а вот количество веществ может быть довольно большим, чтобы выяснить на пыльцу каких растений у малыша возникает непереносимость.

Какие бывают пробы


Разобравшись, как делают пробы на аллергию у детей, следует понимать, какие могут быть анализы:

  1. Анализ крови на наличие антител. Первый тест, делаемый пациенту. Данный тест не приводит к усилению реакции непереносимости и не имеет противопоказаний. Рекомендуется при любой форме непереносимости.
  2. Прямые кожные пробы. Аллергены вводятся в микроцарапины на коже, число проб до 20 единиц. Реакция оценивается через 1 и более суток. Пациент должен находиться в стационарных условиях под наблюдением лечащего доктора. Положительная реакция – локальное или обширное покраснение (более 2 мм), отечность точки нанесения аллергена.
  3. Косвенные кожные пробы вводятся инъекционно. При этом доза раздражителя сопровождается дозой сыворотки крови, обладающей повышенной чувствительностью к аллергену. Реакция оценивается также через 1 и более суток. Итог – оценка опасности данного конкретного раздражителя для организма пациента.
  4. Провокативные пробы назначаются в случае несовпадения реакционных признаков с данными развития аллергии. Выделяют конъюнктивные, назальные и ингаляционные тесты. Последние следует брать у пациентов с бронхиальной астмой.

Расшифровка результатов


После проведения тестов, доктор отслеживает реакцию организма на аллергены и оценивает результаты. Если на месте введения аллергена образовалось покраснение, отек, предполагается наличие аллергии. Но в ряде случаев диагностика требует выявление степени чувствительности, то есть непереносимость организма на ту или иную концентрацию вещества. В этом случае следует взять повторные пробы, отслеживая дозировку препарата.

Все результаты оцениваются при ярком освещении через 1-3 суток после проведения теста. Положительная реакция – папула более 2 мм в диаметре. Разовое исследование не может включать более 15-20 пробных реакций.

В результате выявленных реакций определятся способ лечения аллергии. При невозможности полного исцеления, назначается иммунная терапия. Следует внимательно относиться к пробам, ограничить контакт с аллергеном. Основная методика лечения заключается именно в устранении причины, вакцинация – не панацея, способ не всегда помогает, поэтому пациентов предупреждают о возможных последствиях заболевания.

Если доктор порекомендовал вакцинацию, то приготовьтесь – это длительный и непрерывный процесс. Организм должен привыкнуть к вводимым аллергенам, затем постепенно начать вырабатывать собственные антитела. Первые инъекции вакцины проводятся через день, затем длительность промежутков увеличивается. После достижения определенного результата, уколы ставятся раз в 30-35 дней для поддержания положительного результата.

Зная, как делают аллергопробу детям и для чего предназначен процесс, не следует затягивать визит к доктору. Обнаружение признаков аллергии в самом начале помогает выявить и максимально снизить реакцию организма. Бывает, что детки «перерастают» аллергию, но надеяться на такой эффект без вспомогательных средств, не стоит.

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания .

Описание теста

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание : возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Тестовый материал


Примечание : инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С 2 / П , где

  • С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t , где

  • А – темп выполнения,
  • S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
  • t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (S o / S) * 100 , где

  • S o – количество ошибочно проработанных строк,
  • S общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Источники

Диареи или кашля всегда вызывает у родителей тревогу и заставляет искать ответы на вопросы о причинах возникновения таких симптомов. Нередко даже не впервые возникшие признаки аллергической реакции принимаются врачами совсем за другие заболевания, и только наблюдательность близкого окружения ребенка может помочь заметить истинный фактор, провоцирующий ухудшение самочувствия. Немаловажное значение имеет и своевременность начала лечения аллергии, так как симптомы этого состояния часто сказываются на психике ребенка и могут приводить к негативным последствиям в будущем.

В этой статье вы сможете узнать о том, как можно выявить аллерген-провокатор у ребенка, ознакомитесь с методиками проведения тестов на аллергию и лабораторных исследований крови для выявления этого состояния.

Сейчас аллергические реакции, особенно в детском возрасте, стали далеко не редкими, так как экологическая обстановка существенно сказывается на состоянии иммунной системы. И специалисты отмечают, что только симптоматическая терапия аллергий не искореняет суть создавшейся проблемы и нередко приводит к нежелательным последствиям, так как длительный прием десенсибилизирующих средств негативно сказывается на состоянии внутренних органов. Для выявления провокаторов таких процессов могут применяться тестовые и лабораторные исследования, которые существенно помогают в лечении таких состояний и могут полностью избавлять человека от аллергической реакции.

Кожные пробы

При поллинозе с целью выявления аллергена ребенку назначают, как правило, кожные тесты.

Кожные пробы выполняются путем нанесения раствора аллергена на слегка поврежденный участок кожи и оценки возникающей реакции на введение провоцирующего агента. Показаниями для назначения такой тестовой методики могут становиться следующие состояния:

  • бронхоспазм;

Кроме этих состояний кожные пробы выполняются при пищевых аллергиях, после эпизода или отека Квинке, отрицательных реакциях на вакцины и .

Аллергопробы могут назначаться при выявлении у ребенка следующих симптомов, которые не могут обосновываться другими причинами возникновения:

  • хронический или сезонный насморк;
  • появление сыпи;
  • заложенность носа;
  • слезотечение и воспаленность тканей органов зрения;
  • зуд и жжение в глазах;
  • отеки на коже;
  • диарея или боли в желудке;
  • кожные и другие реакции после укусов насекомых или животных, использования бытовой химии, лекарств.

Выполнение кожных проб при аллергиях возможно только спустя месяц после появления первых симптомов аллергической реакции, так как при более раннем проведении их результаты могут быть недостоверными. Кроме того, в период обострения болезни их делать нельзя.

Кожные пробы всегда должны проводиться только в условиях специально оборудованного кабинета и выполняться врачом-аллергологом. Такое правило гарантирует не только получение достоверных результатов исследования, но и сводит к минимуму риски возможных осложнений, требующих незамедлительной помощи со стороны специалиста.

Используемые для выполнения кожных аллергопроб вещества-провокаторы разделяют на следующие виды:

  • прямые – используется аллерген в чистом виде;
  • косвенные – применяется сыворотка крови страдающего от аллергии человека.

По способу нанесения вещества-аллергены разделяют на:

  • прик-тесты (скарификационные);
  • аппликационные;
  • капельные;
  • внутрикожные;
  • термические: тепловые и холодовые.

Как подготовить ребенка к кожным аллергопробам

Перед проведением процедуры врач обязательно рекомендует соблюдение таких простых и не требующих проведения специфических мер правил:

  1. Прекратить прием .
  2. Исключить повышенную психоэмоциональную и физическую активность.
  3. Прекратить прием новых продуктов питания (если пробы проводятся с целью выявления пищевого аллергена).
  4. Подготовить ребенка морально к проведению проб: объяснить, что боль будет настолько минимальной, что ее не следует бояться.

Обычно такие пробы легко переносятся детьми после 5 лет, так как в этом возрасте ребенку уже проще подготовиться к проведению малоболезненных уколов или скарификационных повреждений кожных покровов.

В каких случаях проведение кожных проб противопоказано


Детям до 5 лет кожные тесты на аллергию не проводятся.

При назначении кожных тестов на аллергию врач обязательно выясняет возможное присутствие таких противопоказаний:

  • возраст до 5 лет;
  • острый период аллергической реакции;
  • наличие острых или обострение хронических заболеваний;
  • осложненное течение аллергии;
  • наличие в анамнезе случаев судорожных припадков;
  • присутствие онкологических процессов.

При необходимости (например, при сомнении относительно обострения хронических недугов) врач назначает проведение дополнительных исследований или направляет на консультацию к профильному специалисту.

Как выполняются кожные аллерготесты

Капельный

Эта разновидность кожного теста выполняется абсолютно неинвазивно, так как раствор аллергена с гистамином просто наносится на кожу в виде капли. Проба проводится в области предплечий или лопаток. Тест назначается для выявления:

  • пыльцевых, бытовых аллергенов;
  • реакций на домашних животных и птиц.

Аппликационные

Такой вид кожной пробы выполняется при помощи небольших пропитанных раствором аллергена кусочков ватного диска или марли, которые прикладываются на кожу и закрепляются лейкопластырем или целлофановой пленкой. Такое действие помогает проникать веществу-провокатору более активно, и результаты теста становятся более достоверными и получаются быстрее.

Эти тесты назначаются при кожных дерматитах и считаются более эффективными, чем капельный вариант такого исследования.

Прик-тесты (или скарификационные)

Эта разновидность кожного теста выполняется после незначительного раздражения кожи при помощи иглы-скарификатора и нанесения на эти очаги капли раствора аллергена. При выполнении детям до 12 лет за одно исследование применяется только 1-2 вида веществ-провокаторов, а после достижения такого возраста может использоваться до 15 раздражителей.

Тесты дают возможность определять агент, провоцирующий аллергию. Такие пробы считаются более достоверными, чем предыдущие варианты. Кроме этого, достоверность исследования выше при выполнении именно прик-теста, при котором, в отличие от скарификационной пробы, на коже выполняется менее инвазивный и более точный по глубине и площади прокол.


Внутрикожные

Такой вид кожной пробы выполняется при помощи выполнения внутрикожной инъекции тонкой иглой. Тест выполняется при необходимости определения чувствительности к микроорганизмам (бактериям или грибам). В настоящее время для проведения этих исследований используются пробы:

  • Манту;
  • Касони;
  • Пирке и др.

Термические

Эти тесты могут быть холодовыми или тепловыми и выполняются при помощи:

  • кусочка льда;
  • пробирки с горячей (42 °С) или холодной (ледяной) водой.

Результат пробы оценивается по возникновению волдыря на коже. В таких случаях проба считается положительной к воздействию используемого термического фактора – тепла или холода.

Как оцениваются результаты кожных проб

Результаты кожных проб могут оцениваться только врачом-аллергологом, который имеет большой опыт в проведении такого вида диагностики. Оценка теста может быть следующей:

  • отрицательный;
  • положительный;
  • слабоположительный;
  • сомнительный.

Положительный результат устанавливается по возникновению на кожных покровах припухлости и покраснения.


Какие побочные реакции и осложнения возникают после кожных проб

В ряде случаев у ребенка при выполнении кожных тестов могут возникнуть следующие различные по своей степени тяжести реакции:

  • высыпания и зуд по всему телу;
  • чрезмерное раздражение на участках кожных покровов, на которых выполнялось нанесение аллергенов;
  • ощущения сдавления грудной клетки при дыхании;
  • скачки артериального давления, проявляющиеся головокружением и синкопальными состояниями (обмороками);
  • неприятные ощущения в животе и кишечнике.

Такие симптомы возникают через несколько часов и могут сохраняться на протяжении первых суток после проведения исследования. При выраженных побочных явлениях ребенку могут угрожать тяжелые осложнения, которые в ряде случаев способны становиться причиной летального исхода. Именно поэтому врач перед проведением кожных проб обязательно ставит родителей ребенка в известность о возможном возникновении побочных реакций и необходимости проведения нескольких часов или суток в условиях стационара, в котором при необходимости может оказываться медицинская помощь в должном объеме. Степень риска в таких случаях определяется общим состоянием здоровья маленького пациента и видом применяемого аллергена.

Лабораторные аллергопробы по крови

Лабораторные анализы крови, позволяющие выявить провоцирующий аллергическую реакцию фактор, могут назначаться детям любого возраста. Этот момент существенно повышает востребованность данного вида диагностики. Кроме этого, при таких исследованиях ребенку не нужно контактировать с аллергеном напрямую и риск появления возможных побочных эффектов полностью устраняется.

Для выполнения аллерготестов по крови существует несколько маркеров:

  • общий (IgE);
  • триптаза;
  • эозинофильный катионный белок (ЭКБ);
  • аллергопанели IgE и IgG4.


Для чего выполняется аллергопроба крови на уровень иммуноглобулина Е (IgE)


Ребенку могут быть назначены и анализы крови, позволяющие выявить фактор, который провоцирует аллергию.

Принцип проведения этого исследования основан на выявлении специфических антител к аллергену при помощи ИФА (иммуноферментного анализа). Именно иммуноглобулин Е (IgE) способен отображать возникновение аллергических реакций немедленного типа. В норме в крови человека уровень этого продуцируемого аденоидами, миндалинами, слизистыми дыхательных органов, желудка, кишечника и клетками селезенки иммуноглобулина составляет 0,001 % от всех существующих белков крови.

При повторном вторжении аллергена иммуноглобулин Е взаимодействует с антигеном на поверхности тучных клеток и базофилов. В результате такой реакции в кровь поступает гистамин, гепарин, серотонин и другие вазоактивные факторы, провоцирующие возникновение симптомов аллергии. Кроме этого, IgE участвует в формировании противогельминтного иммунитета.

Именно поэтому анализ крови на иммуноглобулин Е назначается для определения наличия:

  • аллергической реакции;
  • бронхолегочного аспергиллеза;
  • иммунодефицитных состояний;
  • IgE-миеломы.

Исследование назначается после отмены (если она возможна) всех глюкокортикостероидных и других противоаллергических средств, часто назначаемых при аллергиях, и проводится только натощак. При необходимости отменяется только часть препаратов. Кроме этого, примерно за 3 дня до забора крови пациенту следует отказаться или ограничить эмоциональные и физические нагрузки. Забор крови выполняется из вены, но в некоторых случаях допускается забор из пальца.

Анализ крови на IgE может быть:

  • общим – назначается для определения уровня этого показателя крови и подтверждения или исключения наличия аллергической реакции;
  • провокационным – проводится для выявления конкретных аллергенов (ингаляционных, лекарственных, пищевых, бытовых, химических и пр.).

Провокационный анализ может выполняться при помощи выбранных врачом аллергенов. Всего существует около 200 видов таких провоцирующих изменение уровня IgE факторов. С момента контакта с таким веществом до изменений в составе крови проходит от 15 минут до нескольких часов, а результатом выполненного анализа становится повышенный показатель уровня IgE. В остальном такой анализ выполняется с соблюдением таких же правил подготовки к исследованию, как и при подготовке к общему анализу на показатель этой составляющей крови.

Результат анализа оценивается только врачом и за пограничное состояние берется показатель возрастной нормы (т. е. референсные значения) общего IgE:

  • до года – 0-15;
  • от года до 6-0-60;
  • от 6 до 10 лет – 0-90;
  • от 10 до 16 – 0-200.

Повышение этих показателей указывает на наличие аллергии или других заболеваний, которые являются показанием для назначения такого диагностического метода. После анализа врач может рекомендовать проведение других исследований или консультацию профильного специалиста, результаты которых помогают с точностью дифференцировать аллергию с другими заболеваниями.

Еще более точным и безопасным методом является определение в крови специфических IgE – антител к конкретному аллергену.

Для чего выполняется аллергопроба крови на уровень триптазы

Этот анализ крови позволяет определять уровень триптазы – особого маркерного фермента, который образуется базофилами, находящимися вне кровяного русла и образующими широкий спектр различных веществ при возникновении аллергии. Такой анализ назначается при:

  • анафилактических реакциях;
  • мастоцитозе.

Только при таких патологиях происходит повышение уровня триптазы в крови. При этом в первом случае она повышается кратковременно, а во втором – повышение ее уровня наблюдается длительно.

Образцы крови для выполнения исследования забираются из локтевой вены. Желательно, чтобы забор исследуемого материала проводился натощак. Первый тест выполняется через 15-20 минут после начала появления первых симптомов анафилаксии.

Для подтверждения диагноза «аллергическая реакция» и исключения мастоцитоза через 3-6 часов проводится второй забор крови, а в некоторых случаях спустя 24-48 часов для выяснения стабилизации этого фермента базофилов выполняется и третий тест.

Показаниями к назначению анализа крови на триптазу могут становиться следующие состояния и заболевания:

  • определение вероятности развития острой аллергической реакции;
  • необходимость дифференцирования анафилаксии от мастоцитоза;
  • неясные проявления аллергии;
  • мониторинг эффективности лечения мастоцитоза;
  • определение причин смерти при подозрении на анафилаксию или мастоцитоз.

Норма триптазы в крови не ограничена международными стандартами, и именно поэтому расшифровкой результатов исследования занимается только врач, знающий показатели, определяемые конкретной лабораторией. Такая особенность данного исследования объясняется тем фактом, что показатели могут зависеть от применяемых для проведения исследования реактивов и методов.

Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей - помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

Суть методики диагностики

Внимательность - основа успешной учёбы в начальных классах

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком - 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными.

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

Изначально тест имел только буквенное оформление Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами Листики и домики - самый понятный стимульный материал для младших школьников Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К - концентрация, С - просмотренные строки, О - ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S - общее число просмотренных элементов, t - период времени (60 секунд)).

Расшифровка показателей:

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100 (Sо - число строк с ошибками, S - общее количество отработанных строчек).

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках - чётных или нечётных.

Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

Приложение 1 "Корректурная проба"

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой ребёнок должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Пример:

Приложение 2

Развитие внимания. Задания «Исправь ошибки»

Упражнение № 1. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают живые предметы:

Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Упражнение № 2. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают неживые предметы:

Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Упражнение №3. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Упражнение №4 Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба: встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: покружись.

Просьба: похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба: топни левой ногой.

Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.


Упражнение №5 Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Приложение 3

Упражнения для развития всех видов памяти

Карточка №1 Зачитываются цифры, после зачтения каждой строки записывают

5 8

6 4 3

4 2 7 3

6 1 9 4 7

5 9 1 7 4 2

5 8 1 9 2 6 4

2 7 5 8 6 2 5 8

Карточка №2 Зачитывается 10 слов, тестируемые записывают слова после прочтения.

Книга, круг, линейка, мяч, ручка, обруч, скакалка, машина, рюкзак, костюм.

Карточка №3 Зачитывается 10 слов, а тестируемые видят эти слова, после чего их записывают.

Школа, библиотека, предложение, колесо, окно, фигура, ведро, дрова, трава, птица.

Карточка №4 Тестируемые слушают и каждое слово записывают в воздухе, когда прочитаны все слова, записывают их на лист бумаги.

Сирень, берёза, тополь, ясень, липа, дуб, клён, черёмуха, яблоня, кедр.

Карточка №5 Тестируемые слышат, видят, пишут в воздухе, после прочтения всех слов, записывают на лист бумаги

Снег, магазин, парта, двери, комната, цветы, картина, карандаш, кастрюля, борщ.

Приложение 4

Классификация

    Раздели на группы. 2. Что лишнее в каждом ряду?

3.Сравнить три предмета : линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. (Например, общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.)

4. Для разнообразия и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

5.Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

2+3 7+2 7-3 8-3

6+2 5+2 5-3 9-4

6.Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт