Здоровый образ жизни для ребенка: программа. Консультация на тему: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника

02.05.2019

Здоровый образ жизни детей

Свой дар – здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства.

Ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Если Вы желаете своему ребёнку расти сильным и здоровым, то следует прислушаться к следующим правилам, которые помогут вашему малышу вести здоровый образ жизни.

Основные факторы здорового образа жизни детей

Много свежести и воздуха!

Как можно дольше нужно бывать на свежем воздухе. В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам на улице. Гулять лучше по озеленённым паркам и скверам, избегая загазованных улиц. Сон малыша лучше организовать на свежем воздухе – на балконе, возле открытого окна, в коляске. Как можно чаще нужно проветривать помещение, в котором живёте, а домашние цветы способны профильтровать и очистить воздух в помещении.

Такие растения, как хлорофитум, белый молочай, каланхоэ, плющ обыкновенный, монстера, спатифиллум и аспарагус обладают свойствами, которые помогают очистить от вредоносных газов воздух в доме. Рекордное количество кислорода для домашнего растения, способна выделять сансивьера. А фикус и циперус не только выделяют кислород, но и увлажняют воздух. Исследования показали, что чем холоднее воздух в помещении, где живёт человек, тем крепче и здоровее его организм.

Температура +18 - +20° наиболее оптимальна, но можно попробовать и более прохладный режим. Влажную уборку нужно делать как можно чаще - вытирать пыль, содержать комнату в чистоте. Лучше убрать из комнаты все предметы, способные собирать на себя пыль: полки для книг, ковры с ворсом, поменьше мягких игрушек.

Лучше не использовать для уборки пылесосы старой конструкции, так как для иммунитета это может быть вредно - ведь такой пылесос, много раз прогоняя воздух через себя, подбирает лишь крупный и не слишком опасный для дыхательных органов мусор.

Поток воздуха на выходе такого устройства насыщен микрочастицами пыли, содержащими в себе бактерии, бытовые аллергены и микроспоры грибов в повышенной концентрации. Для проведения современной уборки лучше использовать пылесосы с акафильтром.

Жизнь в движении!

Двигательную активность ребёнку нужно максимально обеспечить главным образом во время прогулки. Ребёнок может не только сидеть и лежать в коляске, но и больше двигаться: залезать на горки и турники, ползать по расстеленному одеялу, ходить. Спорт – это источник крепкого здоровья и правильного развития ребёнка, ведь занятия положительно влияют как на его физическое, так и на эмоциональное состояние. Спорт также является, неотьемлемой частью здорового образа жизни детей. Отдавать ребёнка в какую-либо секцию лучше в возрасте от шести лет, когда он уже понимает, нравятся ему эти занятия или нет.

Важно правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка, ведь то, чем он занимается, должно быть интересно и полезно. К примеру, занятия танцами и гимнастикой развивают все группы мышц, координацию, гибкость, растяжку. Катание на коньках улучшает сопротивляемость организма и хорошо подойдёт для детей с заболеваниями бронхов и лёгких. Занятия водным видом спорта развивают дыхательную систему, укрепляют нервную систему и закаляют ребёнка. Лыжный спорт подойдёт детям, которые часто простужаются, ведь он развивает силу, координацию и выносливость, улучшает работу сердца и сосудов, тренируют все группы мышц. Боевые искусства научат постоять за себя, закалят характер и сделают ребёнка психологически сильнее.

Меньше одежды для ребёнка

Перегрев гораздо опаснее, чем переохлаждение, поэтому чрезмерного укутывания лучше избегать.

На ребёнке должно быть такое же количество слоёв одежды, как на взрослом человеке, а если есть сомнения, можно добавить ещё один слой – этот простой принцип нужно взять себе на вооружение. Когда ребёнок находится дома, лучше держать его чаще голым или только в распашонке. Дети дышат кожей, поэтому многие малыши сами стараются стащить с себя одежду, едва этому научившись. Как только малыш начинает ходить, врачи-ортопеды советуют ему первое время носить ортопедические ботинки с твёрдой подошвой, чтобы правильно формировалась стопа. Но если стопа уже сформирована, то хождение босиком по полу нужно всячески поощрять. Обувь и одежду лучше приобретать из натуральных тканей – льна, шерсти, кожи, хлопка и био-хлопка, ведь такие ткани позволяют дышать коже. Натуральная одежда согревает в холод и охлаждает в жару.

Здоровое питание важный фактор здорового образа жизни детей

Грудное вскармливание для ребёнка в раннем возрасте – это, естественно, самое здоровое питание.

Конечно же, маме нужно следить за диетой, ведь по этому поводу есть много информации. Кормить ребёнка нужно по требованию и без ограничений в месте, в количестве и во времени. Не стоит давать малышу пустышки и соски, ведь они искусственно заменяют грудь матери. До полугода лучше не вводить дополнительные прикормы. По вопросам прикорма нужно советоваться с педиатром. Показатель того, что пришло время вводить прикорм - «пищевой интерес», когда малыш сам желает попробовать на вкус разные продукты и тащит их в рот. В качестве первого прикорма подойдут несладкие кашки и овощные пюре.

Баночным питанием не стоит увлекаться, всё-таки оно консервированное, и как говорится, "мёртвое". Идеальный вариант – это овощи, приготовленные на пару или в аэрогриле со своего огорода или огорода людей, которые гарантированно не используют химические удобрения. Так малыш получит максимальное количество пользы и витаминов. В идеале между приготовлением и принятием пищи должно пройти не более двух-трех часов. Ну и конечно, заранее приготовленное детское питание нужно держать в холодильнике в плотно закрытом или вакуумном контейнере.

Закаливание ребёнка

Закаливание укрепить иммунитет и повысить устойчивость организма к перепаду температур поможет закаливание водой.

Это положительно повлияет на работу всех внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной системы, повысит сопротивляемость кожи ребёнка к инфекциям. Обливания, обтирания и душ – самые распространённые виды закаливания в домашних условиях. Температура воды в начале закаливания должна быть не ниже 34-35 градусов и через 6 – 7 дней регулярных процедур температуру можно снизить на 2 градуса, постепенно доведя её до 22 – 24 градусов. Купание в открытых водоёмах – также полезный вид закаливания. А в тёплый солнечный день можно просто поплескаться в тазике с водой, поиграть с игрушками и корабликами. Наиболее безопасный вид закаливания – это закаливание воздухом.

Применять воздушные ванны можно начинать с двухмесячного возраста. Температура воздуха должна быть не менее 20 градусов, а длительность процедуры первоначально составляет 10-15 минут. При закаливании важно соблюдать в помещении температурный режим и как можно чаще проветривать комнаты. Не стоит забывать о прогулках. На улице ребёнок должен находиться не менее двух часов в день в холодное время года и неограниченное количество времени в летний период. Основные принципы закаливания – это систематичность, а также постепенное последовательное увеличение дозировки закаливающих процедур.

Семья – это пространство любви

Царящая в семье психологическая атмосфера влияет не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье ребёнка в целом.

Отрицательные эмоции, которые постоянно переживает ребёнок, обязательно приведут его стрессу, а затем – к болезням. Наука психосоматика нам убедительно доказывает, что основными причинами многих заболеваний являются многочисленные стрессы, неурядицы в семье и переутомление. Нужно окружить ребёнка любовью, одобрением и пониманием, ведь они как солнечный свет и воздух требуются для здоровья маленького человечка. Как говорится, здоровый дух в здоровом теле. И наоборот: здоровое тело обеспечит здоровый дух. Укрепляйте дух вашего малыша добрыми словами, ласками, уютом и теплом.

Положительные эмоции, мысли и смех

Если постоянно думать и говорить о том, что ребёнок часто болеет и не здоров, то можно, оказывается, притянуть к себе неприятности. Если даже это и так, относиться к этому нужно непринуждённо и спокойно. Наш мозг, который заставляет нас дышать, также может отдавать команды и нашей иммунной системе. Поэтому направлять силу мыслей лучше на благо малыша. У мамы и её ребёнка одно энергоинформационное поле на двоих и то, что она думает и говорит, напрямую отражается на ее ребёнке. Нужно стремиться почаще произносить позитивно заряженные фразы: «Я и мой малыш совершенно здоровы!

Наш иммунитет крепкий», - или что-то в этом роде, то, что на ваш взгляд, вам больше всего подходит. К этому можно отнестись с сарказмом и недоверием, однако существуют реальные исследования и исторические факты, неоднократно подтверждающие эффективность данного метода.

Например, Эмиль Куй, врач, живший в прошлом веке, провёл эксперимент: своих пациентов он просил постоянно повторять одну несложную фразу: «Изо дня в день с каждым днем я чувствую себя всё лучше и лучше». И действительно, те, кто согласились делать это, в большинстве своём выздоравливали значительно быстрее остальных.

Счастливый смех и радостные эмоции оказывают положительное воздействие на гормональный фон организма и укрепляют иммунитет человека.

Ведите здоровый образ жизни, чаще смейтесь, смешите своего ребёнка и веселитесь всей семьёй!

Врач Карташова Екатерина Владимировна

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%- возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста

Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.)

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

Кроме того, этот возрастной период - это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

Активно развиваются психические процессы;

Заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

Дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».

В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» (вот здорово!) и «здоровый» - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены, дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

С одной стороны - активность, любознательность, подвижность, а с другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Список литературы

1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

2. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.

3. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.

5. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.

6. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

Приложение 1

Вопросы беседы с детьми старшей группы

1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?

2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?

4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

5. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

7. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни семьи.

Ребёнок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемой в семье и в дошкольном учреждении. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребёнка нельзя считать идентичными и противопоставлять друг другу.

Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребёнка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку; это и правильное организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и к курению.

Эмоциональный климат семьи имеет очень большое значение для ребёнка. Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребёнка. Хорошо, когда родители отдыхают вместе с детьми, ходят в парк, в лес, на каток, на лыжах. Когда ребёнок подрастает, можно брать его с собой и в туристические походы.

Вовлечение ребёнка в трудовую деятельность семьи, предоставление ему с раннего детства возможности оказывать взрослым посильную помощь, помогает формировать у него потребность трудиться.

Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При составлении режима дня, учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, особые его состояния, например период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению, условия жизни дома, время года. Переводить ребенка на следующий возрастной режим следует постепенно, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.

Рациональное питание детей.

Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно велика. Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям; об этом важно знать родителям. Особое место в рациональном питании ребенка занимают белки, жиры, углеводы.

Физическая культура – залог здоровья.

Забота об обеспечении достаточного количества движений ребенка должна начинаться в семье в период новорожденности. Одним из средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж (оказывает на организм разнообразное влияние, назначается в зависимости от физиологических особенностей ребенка) и гимнастику (делится на активные упражнения – произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно; рефлекторные – возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата; пассивные упражнения производит взрослый, физкультурные занятия (включают в себя игровые элементы, используя специальные пособия, подвижные игры, спортивные упражнения, а так же закаливания.

Физическая культура для дошкольников – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения.

Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствует развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и т. д., подготавливает организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня. Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, подпрыгивания, упражнения для разных мышечных групп.

Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, что бы и дома можно было включать их в утреннюю зарядку.

Физкультурные занятия – это форма учебных занятий, обязательная в детских дошкольных учреждениях. В каждой возрастной группе решаются определенные программные задачи овладение детьми навыками основных движений: ходьба, бег, прыжки в длину, высоту, метание в цель, в даль, лазание и т. д.

Спортивные упражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, игру в городки и серсо. Все виды перечисленных спортивных упражнений широко используются родителями, когда ребенок дома – выходные, праздничные дни. Поэтому важно, что бы родители знали о допустимой длительности этих занятий, так же о том, какое благотворное воздействие оказывают спортивные упражнения на детский организм.

Закаливание.

Закаливание – один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а, следовательно, к простудным заболеваниям.

Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и другие) .

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания, независимо от возраста ребенка или от действующих факторов закаливания.

1. Систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года. При проведении закаливающих процедур, происходит тренировка сосудов кожи, причем они приобретают способность суживаться до оптимальных пределов под воздействием холода и расширяться по окончании этого действия.

2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания – организм постепенно приспосабливается к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору, не только не принесет пользы, а, наоборот, может способствовать заболеванию ребенка. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно и постепенно. Особенно важна эта постепенность для детей раннего возраста.

3. Учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.

Какие бы средства закаливания не применялись, всегда надо учитывать возраст ребёнка, состояние его здоровья, условия жизни, среду и индивидуальные свойства его организма. Имеют значения и особенности высшей нервной деятельности. Если ребёнок легко возбудим, ему более полезны успокаивающие процедуры. Детям вялым, пассивным нужны бодрящие, возбуждающие процедуры. Ослабленные дети, больше чем другие нуждаются в закаливании и для них приемлемы почти все виды процедур, но к их проведению надо подходить более осторожно.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физической культурой на площадке.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребенка радостные эмоции, это надо использовать для оздоровления организма, начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. В начале мыть руки до локтей, затем шею и лицо. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме, для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от двух лет при температуре воздуха +25-28 градусов и воды не менее +22 градуса.

Необходимо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедуры, учет индивидуальной чувствительности ребенка.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность.

www.maam.ru

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания. О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание и пассивный образ жизни современных семей. Учитывая это, наиболее эффективным способом формирования культуры здоровья у детей является личный пример родителей. Родители являются первыми педагогами для своих детей, а дошкольные учреждения оказывают семьям квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития дошкольников.

Взаимодействие детского сада с семьей всегда было актуальным, так как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребенку дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны самых близких малышу людей – родителей. Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьесбережения, открытость, доверие, взаимопомощь. Учитывая это, педагоги находятся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту у воспитанников, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.

Таким образом, цель методической работы – формирование семейного здорового образа жизни.

1. Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.

2. Повышение уровня валеологической культуры родителей посредством проведения просветительской работы.

3. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.

4. Содействие обмену опытом между родителями методами сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Для решения задач необходимо использовать модель взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, где должна быть цель взаимодействия, принципы воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье, условия реализации модели при этом учитывая требования к организации работы с семьей:

1. Руководство дошкольного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного детского сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами. Взаимодействие должно осуществляться на уровне «детский сад - родитель».

2. Образ жизни ребенка-дошкольника формируют его родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа жизни ребенка.

3. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые:

Актуальны для конкретного сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами;

Востребованы родителями.

4. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей должно осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

В ДОУ ежегодно планируется много мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений. Родители воспитанников, включаясь в деятельность учреждения, как правило, выбирают мероприятия, в которых находят ответы на актуальные для себя вопросы. В целях активизации участия родителей в образовательном процессе в нашем ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия с семьей по вопросам здорового образа жизни. Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми.

Конкурсы семейных поделок:

- «Нестандартное физкультурное оборудование семьи». На конкурс было представлено 42 вида нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками. Родители представили большое разнообразие спортивного оборудования: атрибутов из бросового материала (для развития дыхания, зрения, ловкости, меткости, двигательных умений, атрибутов к спортивным играм и т. д.) ; дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, разнообразные тоннели, ходули и многое другое. Все работы выполнены аккуратно, эстетично, доступны и легки в применении с дошкольниками в разных видах двигательной деятельности. Оборудование отвечает требованиям безопасности.

- «Домашние рецепты полезного питания». Рецепты блюд были представлены в виде стенгазет, на которых изображен процесс приготовления блюда с фотографиями и рецепт. Также многие родители принесли готовые блюда: фруктовые салаты, пироги с творогом, брусникой, блинчики, хрустики, манники. Родители активно включают и своих детей в процесс приготовления блюд. Это нашло свое отражение в представленных фотографиях.

Совместные физкультурные занятия с родителями «Вместе с мамой, вместе с папой» решают задачи физического развития и воспитания дошкольников, улучшают качество общения и взаимодействия родителей и детей. Каждое занятие является интересным и увлекательным. Для этого педагоги используют сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных мероприятий. Раз в год (обычно весной-летом) проводятся соревнования между командой педагогов и командой родителей по спортивным играм. Кроме того, наши родители, вместе со своими детьми, являются активными участниками «Кросса Наций» и «Лыжни России».

Фотовыставки: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (семейные способы закаливания, «Активный отдых нашей семьи». Фотографии из личного архива дошкольников помогают актуализировать личный опыт занятий спортом ребенка с родителями, вызывают чувство гордости за себя и свою семью.

С большим успехом в ДОУ проходят Акции с целью акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни:

Акция «Цветок настроения» - в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение.

Акция «Витаминка» - родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья.

Акция «Дерево жизни» - в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья.

www.maam.ru

Использование различных форм физической активности:утренняя гимнастика,физкультура,физминутки,физические упражнения после сна,подвижные игры и т.д.

Создание информационной «среды здоровья»(схемы,рисунки,стенды и др.)

Использование методик различных гимнастик(для глаз,ушей) ,самомассаж,точечный массаж

Музыкальная терапия

и другое.

Важную роль в приобщении ребенка к ЗОЖ играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми.

Но не все осознают, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к «здоровьесохраняющим» мероприятиям. Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями в семейных условиях, отношение к здоровью у ребенка становится действительно «ценностным». Поэтому необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих ребенка (родителей, воспитателей, врачей, учителей) , с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками ЗОЖ, насыщенной атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

Вопросы формирования у дошкольников основ ЗОЖ, потребности в ежедневной двигательной активности отображены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения.

Мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. Задания, упражнения и игры помогут сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, будут способствовать развитию умений и навыков, подскажут, как взаимодействовать с природой и людьми.

Дети научаться понимать,как надо себя вести и как не надо, чтобы сохранить свое здоровье.

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями.

Литература:

1. Бочкарева О. Н.»Система работы по формированию здорового образа жизни»/ - Волгоград: ИТД «Корифей»,2008г.

2. Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»/v/2008г.

3. Делягин В. М.»Здоровье ребенка: мифы и реальность»/ - ж-л «Обруч»,№2-2008г.

4. Зайцев Г. К.»Уроки Мойдодыра»/ - С-Пб-2001г.

5. Исаенко Ю., Волошина Л. «А мы солнышко догоним…»/ж-л «Дошкольное воспитание» №3-2008г.

6. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка»/ - М.,2000г.

7. Решетнева Г., Абольянина С. «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания» / - ж-л. «Дошкольное воспитание»,№4-2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал с сайта nsportal.ru

по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества.

Проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему, и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.

Актуальность темыопределяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста; вытекаетиз необходимости сформировать у воспитанников дошкольных образовательных учреждений современных представлений о роли здорового образа жизни.

В современном образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди дошкольников здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни.

Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовалосохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированиюпривычки здорового образа жизни.

Цель работы: Сформировать у дошкольников основу здорового образажизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения иответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровьюокружающих.

  • Сформировать у детей адекватное представление о человеке, о строении собственного тела;
  • Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения) ;
  • Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков) , психологии (О. С. Осадчук) , экологии (З.

И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева и др.) .

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

Определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

Спроектирована педагогическая технология, включающая принципы, формы, методы, условия, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

Осуществляется взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса (просветительская работа с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей) .

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях,

дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Все, чему мы учим детей,они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки;
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
  • Формирование понятия «не вреди себе сам».

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". В их понимании быть здоровым - значит не болеть.

В старшем дошкольном возрасте отношение к здоровью существенно меняется. Дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психические, и социальные компоненты здоровья. Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем.

Первым и основным условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни являетсягигиенически организованная социальная среда в дошкольном образовательном учреждении. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является использование технологии оздоровления,которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья являлась реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми ситуаций для проявления детьми своих растущих физических возможностей.

По результатам диагностики в сентябре 20012 года по здоровьесберегающей компетентности, дети старшей группы показали низкие результаты.

Поэтому, передо мной встала проблема, как сформировать у детей основу здорового образа жизни, приучить их заботиться о своем здоровье.

Мною был разработанпроект « Будь здоров!»,который направлен на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

В проект включены разделы:

  • « Я!» Расширять знания ребенка о себе,представлять в общих чертах развитие человека,бережно относиться к своему организму.
  • « Физкульт – ура!» Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой, показать способы заботы о своем здоровье. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
  • « Внимание!» Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций
  • « Опасность!» Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.
  • «Мой – до – дыр!» Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

Для реализации проекта в группе был созданфизкультурный уголок. Пособия, стимулировали активные движения детей, способствовали закреплению двигательных умений.

Физкультурно – оздоровительная деятельность включала в себя:

  • создание системы двигательной активности в течение дня;
  • утреннюю гимнастику (ежедневно) ;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно) ;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях)
  • гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
  • физкультминутки и паузы (на занятиях, ежедневно) ;
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение) ;
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
  • Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Реализация проектаосуществлялась посредством занятий, в совместной деятельности, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

В рамках долгосрочного проекта «Будь здоров!», был также разработан краткосрочный проект «Дружок-чесночок!»

Участниками проекта являлись воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы, старшая медицинская сестра.

Цель проекта:

Формирование и укрепление установок здорового образа жизни у детей,

Создание условий, направленных на сохранение, восстановление и

укрепление здоровья ребенка.

Проект предполагал проведение занятий в обучающих группах. Занятия проводились в рамках учебного плана и носили интегрированный характер в различных разделах деятельности детей:сюжетно-дидактические игры,ознакомление с художественной литературой,ознакомление с окружающим,развитие речи, рисование,лепка,сюжетно-ролевые игры.

Были предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания) . В процессе проекта активно использовала разнообразные: дидактические игры, продуктивные виды деятельности, продукты устного народного творчества (загадки, стихотворения, поговорки) , иллюстративные материалы, развивающие задания.

Результатом проекта стала способность детей распознавать состояния растущих организмов; осознание отношения детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Основные направления реализации проекта:

  1. Мероприятия с детьми:- беседа «О пользе чеснока» (медицинская сестра, воспитатель) ,

«Посадка чеснока» (труд в природе) , занятие «Что мы знаем о чесноке», занятие «Здоровый образ жизни», лепка «Чеснок», рассматривание иллюстраций, раскрашивание изображений чеснока, чтение, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о чесноке.

  1. Организация деятельности воспитателя, детей и родителей:

Выставка рисунков «Дружок - чесночок», оформление альбомов: “Все

очесноке», «История чеснока».

Работа с родителями: помощь в оформлении альбомов, консультация

«Воспитание у дошкольниковпотребности в здоровом образе

тест «Почему ваш ребенокчасто болеет?»

  1. Социальное развитие: встречи с медицинскими работниками, создание библиотеки в группе; издательская деятельность: книга «Дружок-чесночок».

Особое место уделялось работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - воспитатели) , для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Первое, что я сделала, это побеседовала с родителями, выяснила, в каких условиях живет каждый ребенок, провела анкетирование «Здоровый образ жизни – что это?» (по В. Г. Алямовской) , тест «Почему ваш ребенокчасто болеет?»

В целях повышения педагогической компетентности родителей использовала различные, активные формы работы:

  • открытые просмотры занятий (при посещении открытого занятия каждому родителю была дана возможность увидеть своего ребёнка со стороны и практически поучаствовать в занятии) ;
  • развлечения (совместное развлечение родителей и детей способствует их сближению, вдохновляет их на совместные занятия дома) ;
  • родительские собрания;
  • выставки методической литературы.
  • в работе широко использовала наглядную агитацию – уголок здоровья в группе, стенд;
  • проведение занятий совместно с родителями дало возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребеноки найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Мною разработана программа по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста «Азбука здоровья»

Задачи программы:

1. Формирование представлений о строении тела человека и функциях основных органов и систем.

2. Формирование элементарных гигиенических умений и навыков.

3. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи.

4. Развитие представлений о взаимосвязи здоровья и состояния окружающей среды.

5. Формирование у детей привычки к ежедневным физкультурным занятиям.

6. Решение вопросов основ полового воспитания, как части здоровья.

Программа построена по разделам, материал изложен последовательно, что позволяет проводить занятия систематически один раз в неделю. Длительность занятия определяется активностью и желанием детей (25-30 мин) .

Направления программы:

2. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

3. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

4. Формирование представлений о том, что полезно и вредно для здоровья.

5. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

6. Обучение навыкам оказания элементарной помощи.

7. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

8. Что такое психическое здоровье?

Для оценки эффективности и результативности проведенной работыпо формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, была проведена диагностика. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы. Использовался тот же материал для обследования.

Так, значительно изменились в качественно положительную сторону показатели выполнения заданий и соответственно уровни знаний, умений и навыков детей.

«Уровень здоровьесберегающей компетентности дошкольников»

Подробней nsportal.ru

Оздоровительная работа в детском саду

Оздоровление в детском саду

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ

Сахабутдинова Светлана Владимировна, физинтруктор д/с №80 «Реченька» г. Набережные Челны

Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ.

Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

Привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

Основы культурно-гигиенических навыков;

Элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

Понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

Умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:

Определять свое состояние и ощущения;

Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

Выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

Использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

Соблюдение правил санитарии и гигиены;

Организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей) ;

Поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С) .

Физические упражнения:

Водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой) ;

Босохождение;

Таблицы, модели на валеологическую тему.

Работа с родителями:

Занятия по валеологии и ОБЖ.

Чтение художественной литературы.

Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности.

При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси», «Убери на место») , который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса.

Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серъёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями.

Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей.

Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации?

Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя?

Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в старших группах по следующим темам:

- «Опасные люди, и кто защищает нас от них»;

- «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;

- «Машины нашего села»;

- «Где должны играть дети».

В старшей группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнали о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. А позже занятия «Микробы и бактерии», на котором дети разглядывали в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начали подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие «Витамины в нашей пище» способствовало тому, что дети по другому начали относиться к еде: теперь они стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.

Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Материал с сайта doshvozrast.ru

Отношение малыша к здоровью зависит от того, насколько в его сознании сформировано это понятие. Существует несколько предпосылок, по которым можно распознать, какое представление о правильном образе жизни имеет дошкольник:

  1. ощущаются положительные изменения в функциональном развитии (например, ребенок пытается сохранить и продемонстрировать ровную осанку);
  2. заметно активное развитие психических процессов;
  3. дети прилагают волевые усилия и проявляют физическую активность, чтобы во время игры достичь поставленной цели;
  4. в возрасте 5-7 лет ребенок способен самостоятельно выполнять несложные поручения, владеет навыками самообслуживания.

Условно дошкольный возраст делится на три периода, каждый из которых имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании правильного образа жизни.

Дети 3-4 лет, относящиеся к младшему дошкольному возрасту, осознают, что представляет собой болезнь, однако охарактеризовать понятие «здоровье» не могут. Поэтому у малышей практически никакого отношения к здоровому образу жизни еще нет. Однако это не значит, что не стоит проводить беседы на эту тему, вкладывая в маленькие несмышленые головы простейшие правила сохранения здоровья и основы формирования ЗОЖ.

В среднем дошкольном возрасте дети представляют здоровье как «не болезнь». В их памяти откладывается негативное отношение к заболеваниям, основанное на собственном опыте. Ребенок начинает осознавать угрозу от внешней среды («не бегай по лужам – заболеешь», «не ешь мороженное на улице - простудишься»). Но что такое «быть здоровым» ребенок объяснить еще не может. Здоровье для него – нечто абстрактное.

Дети старшего дошкольного возраста имеют несколько больший опыт, благодаря которому отношение к здоровью и правильному образу жизни у них существенно меняется. Ребенок по-прежнему соотносит здоровье с заболеваниями, однако уже отчетливо определяет угрозу как от окружающей среды, так и от собственных действий («не ешь грязное яблоко», «не бери еду немытыми руками»). Воспитательная работа в виде проведения беседы на тему здорового образа жизни помогает старшим дошкольникам соотнести понятие «здоровье» с элементарными правилами гигиены.

Физическое здоровье ребенка дошкольного возраста

Осознавать связь между занятиями физкультурой и укреплением здоровья ребенок начинает ближе к 5-6 годам. Однако физическая составляющая важна для формирования ЗОЖ и на более ранних этапах жизни.

Зарядка и закаливание

Ежедневная утренняя зарядка стимулирует деятельность всего организма малыша, улучшает обмен веществ и приводит в тонус мышечную систему. Более того, физические упражнения дисциплинируют и развивают познавательные способности крохи. Помимо занятий дома рекомендуются подвижные игры на улице.

В укреплении здоровья дошкольников и формировании здорового образа жизни немаловажную роль играет закаливание. Главные правила – постепенность и систематичность. Кроме этого, следует обязательно учесть общее состояние малыша и его физическое развитие. Решив закаливать свое чадо, родители должны положительно настроить на это самого ребенка, регулярно проводя беседы о том, как благотворно сказываются подобные мероприятия на здоровье.

Основы гигиены

Соблюдение правил гигиены особенно важны при формировании здорового образа жизни дошкольников. Полезные санитарно-гигиенические навыки должны складываться уже в раннем возрасте, а определенные знания по этому поводу помогут ребенку сознательнее относиться к собственному здоровью.

Закрепление навыков элементарной гигиены у малыша будет проходить успешнее, если родители своим примером покажут ему, насколько это необходимо. Главная цель – гигиенические процедуры должны стать внутренней потребность ребенка.

Чтобы поддерживать чистоту тела, дошкольникам необходимо мыться не реже 2-х раз в неделю, используя детский гель для душа или мягкое мыло. Руки обязательно моются перед едой, после прогулок или посещения туалета, а ноги – ежедневно перед сном. Утром и вечером следует умываться холодной водой. А чтобы под ногтями крохи не скапливалась грязь, нужно по мере роста их коротко стричь.

Уход за зубами – важное условие сохранения здоровья дошкольников. Обычно к 3-м годам у малыша прорезываются все двадцать молочных зубов, а начиная с пяти лет они постепенно заменяются на постоянные. Недостаточный уход за детскими молочными зубами может привести к кариесу, который впоследствии переходит на постоянные зубы. Специалисты рекомендуют приучать ребенка чистить зубы с использованием пасты с трехлетнего возраста. Зубная щетка у каждого члена семьи, включая и дошкольника, должна быть своя.

Правильное питание

Питание – один из основных факторов, постоянно влияющих на развитие организма крохи. В дошкольном возрасте рациональное питание имеет немаловажное значение, так как оно способствует улучшению здоровья, укреплению физической и духовной силы малыша, предупреждает возникновение заболеваний, содействует формированию ЗОЖ.

Правильное питание дошкольников должно быть:

  1. доброкачественным (не допускается содержания в еде болезнетворных микроорганизмов и вредных примесей);
  2. полноценным (содержать необходимое количество минеральных веществ, витаминов, белков, жиров, углеводов);
  3. разнообразным (в меню должны присутствовать продукты растительного и животного происхождения);
  4. достаточным по калорийности и объему – необходимо, чтобы употребленная пища вызывала чувство сытости у ребенка, придавала ему энергичности и обеспечивала материал для развития и роста его организма.

Режим дня

Твердый режим дня дошкольников – один из главных факторов в формировании ЗОЖ. Малыш быстро привыкает к предложенному распорядку и благоприятно на него реагирует. Причем чем младше кроха, тем легче его приучить к заданным временным рамкам.

К созданию расписания дошкольника можно подойти творчески и применить наглядные пособия (рисунки, таблицы и красочные плакаты), которые помогут малышу лучше запомнить последовательность кормлений, прогулок и сна. В составлении режима следует обязательно обозначить мероприятия, направленные на оздоровление детей, – физминутки и процедуры закаливания.

В распорядке дня необходимо учесть, что кроха 3-4 лет должен спать не меньше 14 часов, а ребенок постарше – около 13 часов в сутки. Из этого времени полтора-два часа выделяются на дневной сон. Укладывать спать дошкольников следует не позднее 9 часов вечера.

Через час после пробуждения малыша нужно покормить завтраком, а ужин предложить часа за полтора до ночного сна. Днем промежутки между приемами пищи должны быть не больше четырех часов.

При составлении режима необходимо принять к сведению, что дошкольники, как и взрослые люди, делятся на «сов» и «жаворонков». Малыш-«сова» становится более внимательным после 16-ти часов, а «жаворонок» активен уже с 8-ми утра.

Психическое и социальное здоровье дошкольника

Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на кроху, – это внутрисемейная среда и условия в детском саду.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Окружающие взрослые должны внимательно относиться к эмоциональным потребностям малыша, поддерживать дисциплину, проводить познавательные беседы, играть с ним и осуществлять необходимое наблюдение.

Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

В заключение

Здоровье ребенка зависит не только от родителей, а и от окружающих его людей. Заботясь о своем чаде в дошкольный период жизни, папы и мамы создают необходимые благоприятные условия для развития малыша, что впоследствии поможет сформировать из него здоровую во всех отношениях личность.

Здоровье ребенка - одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным сил и энергии, довольным жизнью и счастливым. А ведь основа всего этого - хорошее здоровье. О нем стоит подумать уже на этапе планирования беременности, ведь иммунитет малыша закладывается в утробе матери и во многом зависит от состояния ее организма. А вот после рождения ребенка залог его отличного самочувствия - формирование здорового образа жизни, что должны обеспечить родители.

Звенья одной цепи

Многие родители часто удивляются, отчего их «закаленный» ребенок, регулярно обливающийся прохладной водой, постоянно болеет. Большинство людей считает, что здоровый образ жизни - это некоторые отдельные правила поведения. Один спит с открытой форточкой, другой - не ест мяса, третий - посвящает 20 минут в день зарядке. На эту тему даже часто проводят в школе классный час.

Здоровый образ жизни - это целая система, охватывающая все стороны жизни человека. Не исключением являются и дети, которые в условиях всеобщей компьютеризации, при отсутствии полноценных прогулок и доступности фастфуда становятся гораздо более слабыми физически, чем их бабушки и дедушки. Здоровый образ жизни для детей - здоровый образ жизни всей семьи, родителям также нужно будет изменить свои привычки.

Тепло или холод?

Решив изменить в лучшую сторону жизнь своего ребенка и свою собственную, можно начать с микроклимата в собственной квартире. Наиболее благоприятными для функционирования организма, как детского, так и взрослого, считаются температура окружающего воздуха не выше 20-22 градуса и влажность 60%. Такие параметры очень сложно обнаружить в среднестатистической городской квартире, особенно зимой. Паровое отопление нагревает воздух до 30 градусов, делая его очень сухим. В таких условиях пересыхают слизистые оболочки носоглотки, становясь при этом уязвимыми для вирусов и бактерий. Замедляется обмен веществ, нарушается естественная терморегуляция. Малышам приходится еще хуже - они больше двигаются и перегреваются значительно чаще. В таких условиях вести здоровый образ жизни для детей не представляется возможным. Спасти положение может регулятор температуры на радиаторе, увлажнитель воздуха, а также регулярное проветривание зимой и постоянно открытые окна летом. Очистить воздух в помещении помогут и комнатные растения, некоторые из которых, например фикус, еще его и увлажняют.

Есть, чтобы жить

Формирование здорового образа жизни невозможно представить без полноценного и правильного питания. Для детей это особенно актуально, так как отсутствие пухлых щек и отменного аппетита часто заставляет родителей выступать в роли клоунов и обещать золотые горы, лишь бы чадо съело ту самую котлетку. Эти методы - большая ошибка, ведь организм малыша сам в состоянии определить, когда и сколько пищи он должен получить. Не нужно кормить ребенка насильно, заставляя или уговаривая. Главным критерием для времени очередного приема пищи должно стать наличие или отсутствие аппетита. Стоит следить и за тем, что ребенок ест. До трех лет нужно исключить употребление острых, жареных и копченых блюд. Нельзя чрезмерно солить пищу. Вместо шоколада и сахара предпочтительны сухофрукты, сушеные бананы, финики. В рационе ребенка должны быть все группы продуктов - мясные, молочные, крупы, фрукты и овощи. Обратить внимание нужно и на часы приема пищи. В каждой семье есть, как правило, свой сценарий. Здоровый образ жизни для многих родителей кажется невозможным без завтрака, обеда и ужина в строго определенное время. Отчасти это верно, однако ребенок не всегда может успеть проголодаться к определенному времени. В этом случае в утвержденный на семейном совете распорядок можно внести коррективы.

Полноценный сон

Полноценный отдых необходим и взрослому человеку, и ребенку. У детей потребность во сне выше, чем у старшего поколения. Именно поэтому большая часть из них спит днем. Однако не стоит ругать ребенка, если он не желает укладываться в кровать после обеда. Здоровый образ жизни дошкольника включает определенное количество часов сна в сутки. Например, четырехлетнему малышу в сутки требуется 10,5 часов для сна. Если все они пришлись на ночное время, то не стоит ожидать, что он захочет отдохнуть днем. Часто это связано с всевозможными трудностями, особенно если малыш посещает детский сад. В этих условиях родителям нужно стараться укладывать ребенка спать и будить утром в одно и то же время, чтобы он не спал чрезмерно долго. Еще один способ заставить малыша без лишних уговоров лечь спать днем - дать ему возможность хорошенько устать. Подвижные игры, прогулки на свежем отдыхе - все это не только залог крепкого сна, но и еще один элемент, составляющий здоровый образ жизни для детей.

Двигательная активность

Без должной физической нагрузки невозможно представить себе основы здорового образа жизни. Без движения атрофируются мышцы, слабеет сердце, появляется лишний вес. И это лишь небольшой перечень негативных изменений, связанных с малоподвижным образом жизни. Для ребенка же бег, прыжки и веселая возня на детской площадке со сверстниками - это не только обязательное условие полноценного физического, но и элемент психического развития. Малыш тренирует организм, учится оценивать свои силы. Особенно полезен активный отдых на природе. Прогулки в любую погоду на свежем воздухе - родители должны выбрать для приобщения малыша к окружающему миру именно такой сценарий. Здоровый образ жизни - это ежедневные пробежки с ребенком перед сном, летняя зарядка во дворе, поездки всей семьей в выходные дни на речку или в лес.

Режим дня

Расписать каждый свой день по минутам может каждый человек. А вот строго следовать созданному расписанию способны единицы. Причем это, как правило, взрослые люди. Детям же совершенно необязательно планировать каждую минуту своей жизни. Однако наличие определенного режима дня все-таки необходимо. И чем старше становится ребенок, тем более конкретным этот режим должен быть. Первые коррективы в жизнь даже самых несобранных малышей вносит детский сад. Приводить туда ребенка требуется в определенное время, а чтобы делать это, нужно и вставать по утрам в один и тот же час. Конечно, планировать время сына или дочки должны родители. Помимо времени для сна, как ночного, так и дневного, нужно выделить примерные часы приема пищи, прогулок, развивающих занятий. При этом не стоит заставлять малыша делать что-либо только потому, что подошло для этого время. И если ребенок совершенно не голоден, обед можно и перенести. Со временем многие дела станут привычными, и ребенку не нужно будет напоминать, например, что сейчас самое время пойти почистить зубы.

Гигиена

Здоровье и здоровый образ жизни - тесно связанные понятия. Даже крепкий от рождения иммунитет человека может сильно пострадать от вредных привычек, переедания, отсутствия свежего воздуха и постоянного просмотра телевизора. Кроме того, каждого из нас с детства учили, что чистота - залог здоровья. Поэтому соблюдение правил личной гигиены, забота о порядке в доме - это основы здорового образа жизни. Ведь человека постоянно окружает большое количество бактерий и вирусов. Многие из них, попадая в организм, способны вызвать тяжелые заболевания. Избежать контакта с этими вредоносными микробами мы не можем, но можем помочь своей иммунной системе справиться с ними. Организм человека обладает естественными барьерами, которые преграждают бактериям и вирусам дорогу. Это, например, кожа и слизистые оболочки носоглотки. На этих поверхностях скапливается множество микробов. Ежедневный душ, периодическое мытье рук и лица, промывание полости носа солевыми растворами - все это поможет снизить вероятность различных инфекционных заболеваний.

Все успеть

Эта тема - здоровый образ жизни - рано или поздно поднимается в каждой семье, особенно той, где есть маленькие дети. Родители согласны, что ребенку нужно больше двигаться, проводить время на свежем воздухе… Но ведь так хочется, чтобы он был и здоровым, и умным. И вот начинает четырехлетний малыш учить английский язык, занимается танцами в небольшом зале в компании еще десяти малышей и осваивает с папой игру в шахматы. И опять получается, что времени побегать во дворе у него не остается. Это не значит, что нужно совсем отказаться от дополнительных занятий и кружков. Просто родителям стоит пересмотреть их количество и оставить только те, которые очень нравятся самому малышу.

Закаливание детей

Здоровый образ жизни для детей - это не ежедневное обливание прохладной водичкой, а правильное питание, активность и большое количество свежего воздуха. В этих условиях закаливание будет мощным союзником в борьбе за крепкий иммунитет ребенка. Однако само по себе оно ничем помочь не сможет. Закаливание не стоит доводить до крайности. Обливания ледяной водой, пробежка раздетым на морозе и плавание в проруби - это занятия для взрослых людей. А вот ходьба босиком по травке летом, одежда по погоде, купание в прохладной водичке - все это полезно для здоровья малыша.

Здоровье и эмоции

В настоящее время во многих школах для детей проводят классный час. «Здоровый образ жизни» - тема этой беседы. В зависимости от возраста ребят им рассказывают о всех его составляющих. Одним из них является комфортный психологический климат в семье. Выходные с родителями на природе принесут ребенку гораздо больше пользы, если мама и папа будут рады именно так провести это время, а не станут срывать злость на малыше из-за того, что им пришлось рано встать и ехать куда-то. Здоровье и здоровый образ жизни - это поддержка и любовь близких людей. И если родители хотят, чтобы их ребенок был крепким и уверенным в себе, им нужно быть терпимыми и спокойными в любой ситуации.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт