Особенности строения опорно-двигательной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности развития опорно-двигательной системы у детей младшего школьного возраста

10.02.2019

Анатомия и физиология - это науки о строении и функциях человеческого организма. Знание основ анатомии и физиологии дает возможность понять механизмы процессов, происходящих в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой, происхождение вариантов телосложения, аномалии и пороки развития. Нормальным можно считать такое строение тела человека и его органов, когда функции их не нарушены.

Понятие «опорно-двигательный аппарат» объединяет кости, соединения костей (суставы) и мышцы. Функциями опорно-двигательного аппарата является не только опора, но и перемещение тела и его частей в пространстве. В этой связи опорно-двигательный аппарат разделяют на две части: пассивную и активную. В первом случае это кости и соединения костей, во втором - мышцы, которые благодаря способности к сокращению приводят в движение кости скелета.

Развитие человека, начавшееся с момента оплодотворения яйцеклетки, непрерывно и последовательно продолжается в течение всей его жизни. Несмотря на строгую последовательность наступления каждого этапа развития оно протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, не только количественная, но и качественная. В процессе развития каждый человек проходит все эти этапы (детство, подростковый и юношеский возраст, зрелый возраст и старость), но в зависимости от социальных условий и образа жизни эти периоды могут наступить раньше или позже, и иметь разную продолжительность .

Морфологическое и физиологическое развитие человека представляет собой единый процесс. Несмотря на это имеются более или менее четко очерченные периоды со специфическими качественными особенностями, характерными для этого периода жизни.

Организм ребенка на каждом этапе жизненного пути выступает как наиболее целесообразно сложившееся в процессе развития гармоничное целое с присущими ему особенностями.

Опорно-двигательный аппарат человека - это хорошо сбалансированная система с громадным запасом прочности. Скелет человека (около 200 костей) является опорой тела и всех его органов, позвоночник - опора скелета, мышцы (числом более 600) - опора движения.

Скелет человека представляет собой комплекс костей, различных по форме и величине. Различают следующие части скелета: туловище, голова, верхние и нижние конечности.

Благодаря своей структуре скелет человека выполняет следующие функции:

  • - опорную (кости вместе с соединениями составляют опору всего тела, к
  • - которой крепятся мягкие ткани и органы);
  • - двигательную (соединения костей представляют собой рычаги, подвижно соединенные друг с другом и приводимые в движение мышцами);
  • - рессорную (суставные хрящи и другие костные конструкции смягчают
  • - толчки и сотрясения):
  • - защитную (состоит в образовании костной зашиты для жизненно важ
  • - ных органов - головного и спинного мозга, сердца, легких и т.д.) .

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека размерами, пропорциями и химическим составом. Кости детей содержат больше органических веществ, чем неорганических, и обильнее снабжаются кровью. Одним из существенных отличий молодой кости является ее малая плотность и порозность, характерные не только для губчатого, но и для компактного вещества. Данные особенности строения новообразованной кости делают ее более упругой, эластичной и гибкой, менее твердой и хрупкой, легко поддающейся деформации.

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет инструкторам физкультуры, воспитателям детских садов и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: следить за их физическим и психическим развитием, подбирать упражнения, закаливающие процедуры. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» .

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Основными показателями физического развития ребенка являются его рост, масса тела и окружность грудной клетки. Родителей всегда интересует, а не отстает ли их сын или дочь в возрасте и массе от своих сверстников. Об этом можно узнать, сравнивая данные физического развития своего ребенка со средними показателями (стандартами) детей соответствующего возраста, которые определялись в результате массовых антропометрических обследований дошкольников.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Опорно-двигательный аппарат ребенка дошкольного возраста еще только формируется. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные изгибы его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается деформациям, которые могут затем закрепиться, образовать неправильную осанку.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате чего развивается плоскостопие.

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению . Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей.

Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения -- бег, лазание, прыжки -- стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

В каждом возрастном периоде организма человека имеет свои анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности. Эти особенности определяют жизненные процессы, физическую и умственную деятельность. В частности, дети младшего школьного возраста резко отличаются от детей среднего и старшего школьного возраста .

Развитие организма ребенка в младшем школьном возрасте происходит интенсивно. При этом анатомо-физиологические аспекты изменений относительно спокойные и гармоничные.

Длина и масса тела. В младшем школьном возрасте дети продолжают расти. Однако после периода первого физиологического вытяжения (ростового скачка), приходящиеся на возраст 5-7 лет, и до начала пубертатного скачка в 11 – 13 лет отмечают самые низкие показатели увеличения длины и массы тела ребенка, соответственно на 3-4см и на 2-3 кг в год. Длина тела увеличивается в этот период быстрее, чем масса. Меняется пропорция тела ребенка .

У детей начинают появляться индивидуально-типологические особенности телосложения. Пропорции тела ребенка приближается к пропорциям тела взрослого.

Опорно-двигательная система. Рост и развитие костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата в младшем школьном возрасте происходит достаточно равномерно.

В возрасте 7 до 12 лет продолжает формироваться скелет ребенка. В костя у детей больше органического вещества оссеина, поэтому они более упругие редко ломаются. Рост костей ускоряется и становится максимальным после 11 лет. В этом возрасте формируется окончательный рельеф кости и костномозговая полностью. Окостенение эпифизов завершается 8 - 10 годам .

С 7 до 13 лет отмечается медленный рост черепа зачет мозгового отдела. абсолютные размеры черепа соответствует таковым у взрослого.

Существенно увеличивается окружность грудной клетки. Например, мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 сантиметров. Красная клетка приобретает форму конуса, обращенного основанием вверх.

Малый таз климат цилиндрическую форму. Половые различия таза начинают проявляться в 8 - 10 лет. У девочек по форме он более широкий, заметна тенденция к расширению бедер.

Младший школьном возрасте продолжается формирование суставов и суставных поверхностей костей, сухожильная структур. Соединительно-тканные структуры аппарата движения (фасции, апоневрозы, связки) в данном возрасте не имеют черты морфологического зрелости. Например, прочность ахиллова сухожилия на разрыв у детей 7 - 9 лет составляет около 200 килограмм, а 17 - 18 лет уже в два раза больше. В возрасте 6 - 10 лет происходит усложнение всех составных частей сустава .



Подвижность суставов максимально 3 – 8 - летнем возрасте, у детей младшего школьного возраста они тоже достаточно подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Этот возрастной период наиболее благоприятен для направленного роста подвижности во всех основных суставов.

Позвоночник также сохраняет большую подвижность до 9 лет, отличается гибкостью и неустойчивостью основной изгибов грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7 году жизни, а позднее 12.

Мышцы у детей младшего школьного возраста слабые, не способна к длительному напряжению (особенно мышцы спины), имеет тонкий волокна, эластичные и богатые водой. При этом содержание белковых веществ, жиров и неорганических соединений ниже, чем у взрослых .

Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски, слаборазвиты мышцы спины и брюшного пресса не в состояние долго поддерживать тело ребенка младшего школьного возраста в правильном положении. Это может вызвать ассиметричное положение тела, развитие деформации позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие расстройства.

В данном возрасте продолжается рост мышц, в том числе в длину. Так, масса множество мальчиков 8 лет составляет 27% масса тела, в возрасте 12 лет составляет 29,4%. одновременно с увеличением массы мышц совершенствуют их функциональное свойство, увеличивается иннервация .

Мышечная система у детей младшего школьного возраста способны к интенсивному развитию, что выражается увеличение объема мышц и мышечной силы, обеспечивая высокую подвижность и неутомимость детей, длительная поддержание и быстрое восстановление работоспособности. Объем выполняемой работы у детей 70 лет увеличивается в 4 раза, поэтому данные возраст сенситивен для формирования физической целенаправленности деятельности. На возраст 8 - 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности.



Дети владеешь всеми видами естественных движений, в том числе обеспечивающих письмо, лепку, двигательную активность, но довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Отчасти связанные с несовершенством нервных механизмов регуляции движений, из-за чего движение детей и достаточно легкий, экономно, сопровождается повышенным расходом энергии .

Мышцы в младшем школьном возрасте развивается неравномерно: быстрее развиваются груди это одна из причин того, что дети не всегда справляются с упражнениями на точность.

У большинства детей младшего школьного возраста сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей высшие силы соответствующих мышц левой стороны.

Развитие мышц происходит в связи с достаточным количеством движения и мышечной работы. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность высокой двигательной активности. Двигательная активность определяется как суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 70 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Размер подобной активности девочек на 16:30 процентов ниже, чем у мальчиков. Девочки меньшей мере проявляет двигательную активность самостоятельно, поэтому необходимо привлекать к участию в подвижных играх, других организованных формах физического воспитания .

Зимой двигательная активность детей снижается на 30 45%, а у живущих в северных широтах и Крайнем Севере на 50 70%.

Под физическими качествами понимают социально обусловленная системно-структурированные психобиологические свойство человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности.

К числу основных физических качеств относятся силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач посредством выполнения соответствующих двигательных действий.

Двигательные действия это дома для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. От них отличаются более высокий темп выполнения, у других более высокая точность воспроизведения параметров движение и т. п. Например, в ходе эстафеты с ведением мяча одни ученики добиваются положительного результата за счет высокой скорости передвижения, а другие - за счет техники ведения. Наблюдаемые различия объясняются индивидуальными возможностями учеников и отражаются по своей сути уровень развития тех или иных физических способностей.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивое, врождённые и приобретённые психофизические особенности моторных функций человека, определяющие качественные характеристики выполнения движения и двигательных действий .

Врождённые особенности детерминируются соответствующими задатками, а приобретенная - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физические способность развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражают характер и уровень развитие функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющиеся совокупность физических способностей определяется уровень развития того или иного физического качества. Например, выносливости человека, только основываясь на его результаты в беге на дистанцию 800 метров. Данное качество можно охарактеризовать лишь тогда, когда человек способен длительно поддерживать работу при всем многообразии ее выполнения (например, в беге на дистанцию и 1500 м, и 5000 м, при многоразовом поднимание тяжестей различного веса и т. д.) .

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственные программы индивидуального развития организма и социально-экологическая его адаптация (приспособления к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогических направляемого изменения функциональных свойств и возможности органов и структур организма. Изложение представления о сути физических качеств и физических способностей позволяет заключить следующее:

а) возрастное воспитания физических качеств лежит через развития физических способностей. Чем более развитые способности, выражающее данное физическое качество, тем более устойчиво она проявляется в предметной деятельности при решении соответствующих двигательных задач;

б) развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальными возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражены соответствующие физические способности в двигательных действия;

в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, развитие физических способностей через выполнение двигательных заданий.

Возможность решения многообразных задач, характеризуемые всесторонностью развития физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активности организма и структуры организма говорит о гармоничное развитие физических качеств .

Школьный возраст - это период жизни и развития детей, продолжительностью 9-10 – 11- 12 лет, охватывающие время обучения и общеобразовательном учреждении. Этот период подразделяет на три возрастных этапа:

Младший школьный возраст: 6 - 11 лет (образовательный стандарт I степени -начальная общее образование 3-4 года);

Средний школьный возраст или подростковый: 11 - 15 лет (образовательный стандарт II степень – основным общее образование 4-5 лет);

Школьный возраст или возраст юности: 15 - 18 лет (образовательный стандарт III степень – среднее (полное) общее образование 2-3 года).

Система использования средств физической культуры исключительно важно, так как именно в этот период продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям и физическом развитии детей, ослабленных защитных сил организма снижение умственных способности, к падению работоспособность целом. Учет возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Соответствие педагогических воздействий возрастных особенностей скачать хорошие плоды и воспитания и развития. В каждом возрастном периоде имеются свои отличительные особенности, и, если что лучше обучение и воспитание идет неверно, может нанести существенный вред развитию и формированию личности .

Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических способностей. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этом период практически одинаковые. Как мальчики, так и девочки 10 - 11 годом достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняем упражнения в этом период должна быть разнообразны, и строится от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений. Наиболее интенсивно к 10 - 11 годам развиваются скорость одиночного движения, скоростные способности, взрывной эмоциональностью, и координационные способности, связанные с естественными движениями. Этому способствует сбалансированная и согласованная работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы. В младшем школьном возрасте легче развивать такие качества, как гибкость и ловкость. Величие гибкости связано с хорошей подвижностью суставов и эластичности связок. Известно, что качество ловкость окончательно формируется в возрасте от 7 до 12 лет. Для ребенка характерно овладение частными движением последующим их объединениям в целостное движение, поэтому нельзя применять раздельное обучение движения. Развитие непосредственно качества ловкости зависит от обучения с учетом возраста, от развития физических качеств и объема умений и навыков младшего школьника .

Силовые возможности в 7 - 12 лет у мальчиков и девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые особенности изотермические (статистические) не выражают у детей быстрое утомление. Эти дети приспособлены к кратковременному скоростно-силовым упражнением динамического характера. Однако младших школьников следует постепенно приучать к сохранению статических поз для формирования скелета, при этом большое значение имеет развитие мышц туловища. Упражнения на силу, как правило, нужно выполнить с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, ползание, висы, упоры, приседания. Можно использовать отягощение в виде набивных мячей 1 кг, гантели 1 кг. После выполнения упражнений тяги высших мячей, сходимость сделать упражнения в висе или на растяжку позвоночника. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребенка вырабатывается стимул стремление вперед, а равнодушие учителя тормозит процесс развития .

Быстрота или скоростные способности – это способности человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют три формы проявления быстроты

Латентное (скрытое) время двигательной реакции

Скорость одиночного движения

Частота движения

Между этими формами прямой зависимости не существует, так, например, ученик с хорошей двигательной реакцией не обязательно выполнит движение с максимальной частотой .

У младших школьников для воспитания скоростных способностей наиболее благоприятным является период с 8 до 11 лет: развивается быстрота реакции, частота движений. По данным В.Ф. Ломейко, В.И. Ляха, скоростные способности у мальчиков в этом возрасте улучшается на 14-17%. Развитие быстроты у детей младшего школьного возраста происходит не изолированно, а зависит от уровня развития других физических качеств.

Упражнения скоростной направленности целесообразно применять в конце подготовительной ли в начале основной части урока, пока у учащихся не наступило утомление.

Выносливость – это способность человека противостоять утомлению в физической работе. Различают два вида выносливости – общую и специальную. Общая выносливость – способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности, включающие функционирование большей части мышечного аппарата (бег, ходьба, передвижение на лыжах, езда на велосипеде). По-другому ее называют аэробной выносливостью .

Специальная выносливость – это выносливость, проявляющаяся в определенной двигательной деятельности (скоростная или анаэробная, силовая, координационно-двигательная).

Нагрузка на развитие выносливости должно строго соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников. Интенсивность нагрузки регулируется по показателям пульса. Рекомендуемый пульс для развития общей выносливости – 130 – 160 уд./мин.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают два в основных вида гибкости – активную и пассивную .

Активная гибкость – это максимальная амплитуда движения, которую человек может проявлять самостоятельно, без посторонней помощи, а пассивная гибкость проявляется с помощью внешних сил (отягощение, снаряд, усилия партнера).

Наиболее часто для развития гибкости используют следующие упражнения: маховые движения, пружинистые движения с выпадами, приседания, наклоны, движения с опорой снаряда, упражнения с помощью партнера. Целесообразно проводить эти упражнения в конце основной или в заключительной части урока. Кроме уроков физической культуры упражнения для развития гибкости следует включать в утреннею гимнастику, физкультминуты и другие формы физического воспитания младших школьников .

Младший школьный возраст - хороший период для формирования черт личности. В игре ребенок растет и развивается, у него появляются время для творчество и общение в коллективе, идет бурный всплеск эмоций, создается возможность применения полученные навыки и умения на практике, происходит направленная реализация природных ресурсов.

Младший возраст - прекрасная почва для развития организма и формирования психологических черт личности при усвоении качественной организации занятий с наличием четкого планирования, с учетом роста способностей индивидуально, в правильной дозировка нагрузки и своевременное ее коррекция .

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, способность выполнять двигательные действия необходимы амплитуда (подвижностью в суставах). Ловкость развивает посредством обучения действия и решения двигательной задачи, требующие постоянного изменения структуры действий. При обучение обязательное требования - новизна разучиваемого упражнения и условия его применения. Элемент новизны поддерживается координационной сложности действия и создания внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решения двигательных задач предполагает выполнение основных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности связаны с качеством управление движениями в пространстве и времени. Среди этих способностей выделяют:

а) пространственную ориентировку;

б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

в) статистические и динамические равновесия.

Пространственная ориентировка подразумевает: 1) сохранение представление о параметрах измерения, в которых выполняется двигательного действия и 2) умение перестраивать двигательные действия в соответствии с этими изменениями. Человек непросто реагирует на внешнюю ситуацию: он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий в связи с этим действует для достижения положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием чувствительный механизмов регуляции движений .

Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которые задают заранее (например, по команде учителя удержать равновесие в позе ласточка). Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательных действия характеризуется способностью дифференцировать о создании или необходимости связанной с условиями данного упражнения.

Точность пространственных перемещений суставов прогрессивно увеличивается у детей с 7 до 12 лет. Средствами ее развития служат упражнения на воспроизведение под человека, когда параметры расположения тела задается учителям.

Развитие пространственных ощущений происходит в несколько этапов. На первом этапе с помощью простых упражнений у детей развиваются способность оценивать пространственное расположение своего тела (например, отведение руки на 45 градусов или на контуре под углом 90 градусов). На втором этапе предполагается принять различные позы по заданию. Сложность выполнения этих заданий можно увеличить путем сочетания в статических поз с передвижениями, например, во время ходьбы по сигналу учителя школьники останавливаются и воспроизводятся заданную позу. На третьем этапе развития точности достигается посредством самостоятельного выбора поз и словесного описания учеником выполненного действия. Сложность выполнения точных движений повышается при "выключении" зрения, а также при использовании отягощений .

Точность воспроизведения мышечных усилий при выполнении упражнений интенсивно нарастает у детей с 8 летнего возраста. При этом способность оценивать вес предмета развивается в основном в 8 - 10 лет, а способность воспроизводить задаваемое величину мышечного усилия - после 11 лет. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощениями, причем предметов строго дозируется. Кроме того, используют прыжки в высоту и в длину, а также метания спортивных снарядов на разные расстояния, что обусловливает приложение различных мышечных усилий.

Для развития данной способности у младших школьников используют упражнения с предметами, схожими по форме, но разные по весу. Начало ученику предполагают попробовать все предметы расположены по возрастанию их веса. Затем последовательность расположение предметов меняют, и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой (например, в 2 раза тяжелее). Закрепление приобретенные способности осуществляется при усложнения заданий (например, выбрать мяч заданного веса во время эстафеты). По такой же схеме организует методику развития точность мышечных усилий при выполнении прыжковых упражнений. Вначале ученику предполагают выполнить прыжок (например, в длину, с максимальным результатом). Устанавливают ориентиры, соответствующие 25- 50-70% максимального результата, и школьники выполнять прыжки по заданию учителя (на заданное расстояние). Затем прыжки по задания выполнять без ориентиров, и, наконец, школьники выполняет прыжки самостоятельно на выбранное расстояние, сообщая свой результат учителю. Для развития точности усилий мышц плечевого пояса эффективные упражнения в метании спортивных снарядов .

Развитие точности временных параметров движений направлена на совершенствование так называемого чувства времени, то есть умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развития обеспечиваются упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием механических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Точность определения времени выполнения двигательного действия интенсивно развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитию этого качества содействуют упражнения, изменять продолжительность движения в большом диапазоне. На начальном этапе ученики выполняют упражнения за лидером: учитель бежит с определенной скоростью, а дети бегут за ним, выдерживая необходимо дистанцию. Затем ученики бегут самостоятельно заданной скоростью, а учитель с помощью секундомера корректирует ее.

В целом двигательном действии все три ведущие координационные способности: точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнения) позволяет акцентуированная воздействовать на одну из них. Осуществляя такое воздействие, необходимо помнить, поставить насчёт наиболее эффективно развиваться у школьников в фазе повышенной работоспособности. Нарастание утомление ведёт к резкому повышение числа ошибок в воспроизведение, если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок .

Сохранение устойчивости тела (равновесия) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статистическое и динамическое равновесия. Первая проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - происхождение направленности перемещение человека при непрерывно меняющихся позах (например, ходьба на лыжах). Статистическое равновесие развивают посредством усложнение упражнения изменение психофункционального состояния школьников (например, выполнение упражнения на подвижной опоре или закрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют рождение с поворотами положение, кувырки, вращения например, ходьба по гимнастической скамейке после серия кувырком .

Чувство равновесия развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Навыки в статистическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности декоративного действия, в динамическом - постепенным изменение условия выполнения упражнений. Например, при развитие статистического равновесия начал выполнять упражнения из исходного положения, затем - стоя на носках или стоя на гимнастической скамейке. Упражнения могут быть осложнены посредством вариативности их выполнение (например, стоя поочередно на правой или левой ноге и т. д.). Выполнение вызывают необходимость сохранения заданной позы (например, и. п.- о. с., руки в стороны - держать на три счета, подняться на носки - держать на три счета и т. д.). Динамическое равновесие характеризуется удержание тела в пространстве при выполнение двигательных действий. Здесь используют разнообразные упражнения школьной программы. При их выполнение необходимо точное воспроизведение амплитуды движения, сохранения направленности двигательных действий .

В разные возрастные периоды естественное, обусловленное созреванием организма развитие ловкости протекает неравномерно. Наиболее интенсивно показатели ловкости нарастают с 7 до 9 лет и с 9 до 12 лет. Поэтому в рамках этих возрастных периодов существуют весьма благоприятные социальные, психологически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования ловкости.

Влияние половых различий на показатели ловкости имеет свои особенности. Так, в показателях способности к воспроизведению, дифференцированию и отмериванию параметров движений, отдельных признаков способности к ориентированию в пространстве и статического равновесия это влияние незначительно и несущественно.

Во все периоды школьной жизни мальчики и девочки имеют выраженные индивидуальные особенности в уровне развития ловкости. Особо впечатляют в этой связи дети, показатели которых резко отличаются от средних показателей ловкости. Их сверстников и близки к таковым у взрослых и спортсменов, а иногда и превосходят их. Это говорит о значительной обусловленности ловкости наследственными факторами, с возрастом и под влиянием целенаправленных воздействий индивидуальные различия хотя и несколько уменьшаются, но могут быть весьма существенными.

Показатели ловкости в возрасте 8-9 лет зависят от характера и объема мышечной нагрузки, от стадии полового созревания, успеваемости и от других факторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей
  • 2. Химический состав кости. Окостенение
  • 3. Мышцы, их форма, классификация и свойства
  • 4. Осанка. Признаки правильной осанки. Нарушение осанки. Профилактика нарушения осанки
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Органы движения представляют собой единую систему, где каждая часть и орган формируются и функционируют в постоянном взаимодействии друг с другом. Элементы, входящие в систему органов движения, подразделяют на две основные категории: пассивные (кости, связки и суставы) и активные элементы органов движения (мышцы).

Размер и форма тела человека в значительной мере определяется структурной основой - скелетом. Скелет обеспечивает опорой и защитой все тело и отдельные органы. В составе скелета имеется система подвижно сочлененных рычагов, приводимая в движение мышцами, благодаря чему и совершаются разнообразные движения тела и его частей в пространстве. Отдельные части скелета служат не только вместилищем жизненно важных органов, но и обеспечивают их защиту. Например, череп, грудная клетка и таз служат защитой мозга, легких, сердца, кишечника и др.

До недавнего времени господствовало мнение о том, что роль скелета в организме человека ограничена функцией опоры тела и участием в движении (это и послужило причиной появления термина «опорно-двигательный аппарат»). Благодаря современным исследованиям представление о функциях скелета значительно расширилось. Например, скелет активно участвует в обмене веществ, а именно в поддержании на определенном уровне минерального состава крови.

Целью работы является изучение особенностей опорно-двигательного аппарата у детей.

· Изучить химический состав костей;

· Рассмотреть свойства и виды мышц;

· Проанализировать необходимость правильной осанки у детей.

1. Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей

В период внутриутробного развития у детей скелет состоит из хрящевой ткани. Точки окостенения появляются через 7-8 недель. Новорожденный имеет окостеневшие диафизы трубчатых костей. После рождения процесс окостенения продолжается. Сроки появления точек окостенения и окончания окостенения различны для разных костей. При этом для каждой кости они относительно постоянны, по ним можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте.

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека своими размерами, пропорциями, строением и химическим составом. Развитие скелета у детей определяет развитие тела (например, мускулатура развивается медленнее, чем растет скелет).

Существует два пути развития кости.

1. Первичное окостенение, когда кости развиваются непосредственно из зародышевой соединительной ткани - мезенхимы (кости свода черепа, лицевой части, отчасти ключица и др.). Сначала образуется скелетогенный мезенхимный синцитий. В нем закладываются клетки - остеобласты, которые превращаются в костные клетки - остеоциты, и фибриллы, пропитанные солями кальция и превращающиеся в костные пластинки. Таким образом, кость развивается из соединительной ткани.

2. Вторичное окостенение, когда кости первоначально закладываются в виде плотных мезенхимных образований, имеющих примерные очертания будущих костей, затем превращаются в хрящевые ткани и замещаются костными тканями (кости основания черепа, туловища и конечностей).

При вторичном окостенении развитие костной ткани происходит замещением и снаружи, и внутри. Снаружи образование костного вещества происходит остеобластами надкостницы. Внутри окостенение начинается с образования ядер окостенения, постепенно хрящ рассасывается и замещается костью. По мере роста кость рассасывается изнутри специальными клетками - остеокластами. Нарастание костного вещества идет снаружи. Рост кости в длину происходит за счет образования костного вещества в хрящах, расположенных между эпифизом и диафизом. Эти хрящи постепенно сдвигаются в сторону эпифиза Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004. С. 93..

Многие кости в человеческом организме закладываются не целиком, а отдельными частями, которые потом сливаются в единую кость. Например, тазовая кость сначала состоит из трех частей, сливающихся вместе к 14-16 годам. Также закладываются тремя основными частями и трубчатые кости (ядра окостенения в местах образования костных выступов не учитываются). Например, большеберцовая кость у зародыша первоначально состоит из сплошного гиалинового хряща. Окостенение начинается в средней части приблизительно на восьмой неделе внутриутробной жизни. Замещение на кость диафиза происходит постепенно и идет сначала снаружи, а затем изнутри. При этом эпифизы остаются хрящевыми. Ядро окостенения в верхнем эпифизе появляется после рождения, а в нижнем - на втором году жизни. В средней части эпифизов кость сначала растет изнутри, потом снаружи, в результате чего остаются отделяющие диафиз от эпифизов две прослойки эпифизарного хряща.

В верхнем эпифизе бедренной кости образование костных балочек происходит в возрасте 4-5 лет. После 7-8 лет они удлиняются и становятся однородными и компактными. Толщина эпифизарного хряща к 17-18 годам достигает 2-2,5 мм. К 24 годам рост верхнего конца кости заканчивается и верхний эпифиз срастается с диафизом. Нижний эпифиз прирастает к диа-физу еще раньше - к 22 годам. С окончанием окостенения трубчатых костей прекращается их рост в длину.

2. Химический состав кости. Окостенение

Химический состав кости. Высушенная и обезжиренная кость имеет следующий состав: органические вещества - 30 %; минеральные вещества - 60 %; вода - 10 %.

К органическим веществам кости относят волокнистый белок (коллаген), углеводы и многие ферменты.

Минеральные вещества кости представлены солями кальция, фосфора, магния и многими микроэлементами (такими как алюминий, фтор, марганец, свинец, стронций, уран, кобальт, железо, молибден и др.). Скелет взрослого человека содержит около 1200 г кальция, 530 г фосфора, 11 г магния, т. е. 99 % всего кальция, имеющегося в теле человека, содержится в костях.

У детей в костной ткани преобладают органические вещества, поэтому их скелет более гибкий, эластичный, легко деформируется при длительной и тяжелой нагрузке или неправильных положениях тела. Количество минеральных веществ в костях с возрастом увеличивается, в связи с чем кости становятся более хрупкими и чаще ломаются.

Органические и минеральные вещества делают кость прочной, твердой и упругой. Прочность кости обеспечивается также ее структурой, расположением костных перекладин губчатого вещества соответственно направлению сил давления и растяжения.

Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита - в 2,5 раза. Кость прочнее дуба. По прочности она в девять раз превосходит свинец и почти так же прочна, как чугун. В вертикальном положении бедренная кость человека выдерживает давление груза до 1500 кг, а большеберцовая кость - до 1800 кг.

Процесс окостенения. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин - к 17-21, у мужчин - к 19-24 годам. Из-за того, что у мужчин половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, они имеют в среднем более высокий рост.

С пяти месяцев до полутора лет, т. е. когда ребенок становится на ноги, происходит основное развитие пластинчатой кости. К 2,5-3 годам остатки грубоволокнистой ткани уже отсутствуют, хотя в течение второго года жизни большая часть костной ткани имеет пластинчатое строение.

Пониженная функция желез внутренней секреции (передней части аденогипофиза, щитовидной, околощитовидных, вилочковой, половых) и недостаток витаминов (особенно витамина D) могут вызвать задержку окостенения. Ускорение окостенения происходит при преждевременном половом созревании, повышенной функции передней части аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников. Задержка и ускорение окостенения чаще всего проявляются до 17-18 лет, и разница между «костным» и паспортным возрастами может достичь 5-10 лет. Иногда на одной стороне тела окостенение происходит быстрее или медленнее, чем на другой.

С возрастом химический состав костей изменяется. Кости детей содержат больше органических веществ и меньше неорганических. По мере роста значительно увеличивается количество солей кальция, фосфора, магния и других элементов, меняется соотношение между ними. Так, у маленьких детей в костях больше всего задерживается кальция, однако по мере взросления происходит смещение в сторону большей задержки фосфора. Неорганические вещества в составе костей новорожденного составляют одну вторую веса кости, у взрослого - четыре пятых Матюшонок М.Т., Турин Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. М.: Высшая школа, 2004. С. 156..

Изменение строения и химического состава костей влечет и изменение их физических свойств. У детей кости более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей также более пластичны.

Возрастные различия в строении и составе костей особенно отчетливо проявляются в количестве, расположении и строении гаверсовых каналов. С возрастом их число уменьшается, а расположение и строение изменяются. Чем старше ребенок, тем больше в его костях плотного вещества, у маленьких детей больше губчатого вещества. К 7 годам строение трубчатых костей сходно с таковым у взрослого человека, однако между 10-12 годами губчатое вещество костей еще интенсивнее изменяется, его строение стабилизируется к 18-20 годам.

Чем младше ребенок, тем больше надкостница сращена с костью. Окончательное разграничение между костью и надкостницей происходит к 7 годам. К 12 годам плотное вещество кости имеет почти однородное строение, к 15 годам совершенно исчезают единичные участки рассасывания плотного вещества, а к 17 годам в нем преобладают большие остеоциты.

С 7 до 10 лет резко замедляется рост костно-мозговой полости в трубчатых костях, окончательно она формируется с 11-12 до 18 лет. Увеличение костно-мозгового канала происходит параллельно с равномерным ростом плотного вещества.

Между пластинками губчатого вещества и в костно-мозговом канале находится костный мозг. В связи с большим количеством кровеносных сосудов в тканях у новорожденных есть только красный костный мозг - в нем происходит кроветворение. С шести месяцев начинается постепенный процесс замены в диафизах трубчатых костей красного костного мозга на желтый, состоящий по большей части из жировых клеток. Замена красного мозга заканчивается к 12-15 годам. У взрослых красный костный мозг сохраняется в эпифизах трубчатых костей, в грудине, ребрах и позвоночнике и составляет приблизительно 1500 куб. см.

Срастание переломов и образование костной мозоли у детей происходит через 21-25 дней, у грудных детей этот процесс происходит еще быстрее. Вывихи у детей до 10 лет редки ввиду большой растяжимости связочного аппарата.

3. Мышцы, их форма, классификация и свойства

Общие сведения о мышцах. В человеческом теле насчитывается около 600 скелетных мышц. Мышечная система составляет значительную часть общей массы тела человека. Так, в возрасте 17-18 лет она составляет 43-44 %, а у людей с хорошей физической подготовкой может достигать даже 50 %. У новорожденных масса всех мышц составляет всего 23 % массы тела.

Рост и развитие отдельных мышечных групп происходят неравномерно. В первую очередь у грудных детей развиваются мышцы живота, несколько позже - жевательные мышцы. Мышцы ребенка в отличие от мышц взрослого человека бледнее, нежнее и эластичнее. К концу первого года жизни заметно увеличиваются мышцы спины и конечностей, в это время ребенок начинает ходить.

За период от рождения и до окончания роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В 12-16 лет (период полового созревания) из-за удлинения трубчатых костей интенсивно удлиняются и сухожилия мышц. В это время мышцы становятся длинными и тонкими, из-за чего подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет происходит поперечный рост мышц. Их развитие продолжается до 25-30 лет.

Строение мышц. В мышце различают среднюю часть - брюшко, состоящее из мышечной ткани, и концевые участки - сухожилия, образованные плотной соединительной тканью. Сухожилиями мышцы прикрепляются к костям, однако это не обязательно. Мышцы могут прикрепляться и к различным органам (глазному яблоку), к коже (мышцы лица и шеи) и т. д. У мышц новорожденного сухожилия развиты довольно слабо, и лишь к 12-14 годам устанавливаются мышечно-сухожильные отношения, которые характерны для мышц взрослого человека. Мышцы всех высших животных являются важнейшими рабочими органами - эффекторами.

Мышцы бывают гладкие и поперечно-полосатые. В организме человека гладкие мышцы находятся во внутренних органах, сосудах и коже. Они почти не контролируются центральной нервной системой, поэтому их (а также мышцу сердца) иногда называют непроизвольными. Эти мышцы обладают автоматизмом и собственной нервной сетью (интрамуральной, или метасимпатической), в значительной степени обеспечивающей их автономность. Регулировка тонуса и двигательной активности гладких мышц осуществляется импульсами, поступающими через вегетативную нервную систему и гуморально (т. е. через тканевую жидкость). Гладкая мускулатура способна осуществлять довольно медленные движения и длительные тонические сокращения. Двигательная активность гладкой мускулатуры часто имеет ритмический характер, например маятникообразные и перистальтические движения кишечника. Длительные тонические сокращения гладких мышц очень четко выражены в сфинктерах полых органов, что препятствует выходу содержимого. Это обеспечивает накопление мочи в мочевом пузыре и желчи в желчном пузыре, оформление каловых масс в толстой кишке и т. д.

Гладкие мышцы стенок кровеносных сосудов, особенно артерий и артериол, находятся в состоянии постоянного тонического сокращения. Тонус мышечного слоя стенок артерий регулирует величину их просвета и тем самым уровень кровяного давления и кровоснабжения органов.

Поперечно-полосатые мышцы состоят из множества отдельных мышечных волокон, которые расположены в общем соединительно-тканном футляре и крепятся к сухожилиям, которые, в свою очередь, связаны со скелетом. Поперечнополосатые мышцы подразделяют на два типа: а) параллельно-волокнистый (все волокна параллельны длинной оси мышцы); б) перистый (волокна расположены косо, прикрепляясь с одной стороны к центральному сухожильному тяжу, а с другой - к наружному сухожильному футляру).

Сила мышцы пропорциональна числу волокон, т. е. площади так называемого физиологического поперечного сечения мышцы, площади поверхности, пересекающей все действующие мышечные волокна. Каждое волокно скелетной мышцы - это тонкое (диаметром от 10 до 100 мкм), длинное (до 2-3 см) многоядерное образование - симпласт - возникающее в раннем онтогенезе из слияния клеток-миобластов.

Главной особенностью мышечного волокна является наличие в его протоплазме (саркоплазме) массы тонких (диаметром около 1 мкм) нитей - миофибрилл, которые расположены вдоль продольной оси волокна. Миофибриллы состоят из чередующихся светлых и темных участков - дисков. Причем в массе соседних миофибрилл у поперечно-полосатых волокон одноименные диски расположены на одном уровне, что и придает регулярную поперечную исчерченность (полосатость) всему мышечному волокну.

Комплекс из одного темного и двух прилежащих к нему половин светлых дисков, ограниченный тонкими Z-линия-ми, называется саркомером. Саркомеры - это минимальный элемент сократительного аппарата мышечного волокна Матюшонок М.Т., Турин Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. М.: Высшая школа, 2004. С. 73..

Мембрана мышечного волокна - плазмалемма - имеет сходное строение с нервной мембраной. Ее отличительной особенностью является то, что она дает регулярные Т-образные впячивания (трубки диаметром 50 нм) приблизительно на границах саркомеров. Впячивания плазмалеммы увеличивают ее площадь, а следовательно, и общую электрическую емкость.

Внутри мышечного волокна между пучками миофибрилл параллельно продольной оси симпласта располагаются системы трубочек саркоплазматического ретикулума, представляющего собой разветвленную замкнутую систему, тесно прилегающую к миофибриллам и своими слепыми концами (концевыми цистернами) к Т-образным впячиваниям плазмалеммы (Т-системе). Т-система и саркоплазматический ретикулум - это аппараты передачи сигналов возбуждения с плазмалеммы на сократительный аппарат миофибрилл.

Снаружи вся мышца заключена в тонкую соединительнотканную оболочку - фасцию.

Сократимость как основное свойство мышц. Возбудимость, проводимость и сократимость - основные физиологические свойства мышц. Сократимость мышц состоит в укорочении мышцы или в развитии напряжения. Во время эксперимента мышца отвечает одиночным сокращением в ответ на одиночное раздражение. В организме человека и животных мышцы из центральной нервной системы получают не одиночные импульсы, а серию импульсов, на которые они отвечают сильным, длительным сокращением. Такое сокращение мышц называется тетаническим (или тетанусом).

При сокращении мышцы совершают работу, которая зависит от их силы. Чем мышца толще, чем больше в ней мышечных волокон, тем она сильнее. Мышца при пересчете на 1 кв. см поперечного сечения может поднять груз до 10 кг. Сила мышц зависит и от особенностей прикрепления их к костям. Кости и прикрепляющиеся к ним мышцы представляют собой своеобразные рычаги. Сила мышцы зависит от того, как далеко от точки опоры рычага и ближе к точке приложения силы тяжести она прикрепляется Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004. С. 53..

Человек способен длительное время сохранять одинаковую позу. Это называется статическим напряжением мышц. Например, когда человек просто стоит или держит голову в вертикальном положении (т. е. совершает так называемые статические усилия), его мышцы находятся в состоянии напряжения. Некоторые упражнения на кольцах, параллельных брусьях, удержание поднятой штанги требуют такой статической работы, при которой необходимо одновременное сокращение почти всех мышечных волокон. Разумеется, такое состояние не может быть продолжительным из-за развивающегося утомления.

Во время динамической работы сокращаются различные группы мышц. При этом мышцы, совершающие динамическую работу, быстро сокращаются, работают с большим напряжением и потому скоро утомляются. Обычно при динамической работе различные группы мышечных волокон сокращаются поочередно. Это дает мышце возможность совершать работу длительное время.

Управляя работой мышц, нервная система приспосабливает их работу к текущим потребностям организма, в связи с этим мышцы работают экономно, с высоким коэффициентом полезного действия. Работа станет максимальной, а утомление будет развиваться постепенно, если для каждого вида мышечной деятельности подобрать средний (оптимальный) ритм и величину нагрузки.

Работа мышц является необходимым условием их существования. Если мышцы длительное время бездействуют, развивается атрофия мышц, они теряют работоспособность. Тренировка, т. е. постоянная, достаточно интенсивная работа мышц, способствует увеличению их объема, возрастанию силы и работоспособности, а это важно для физического развития организма в целом.

Мышечный тонус. У человека мышцы даже в состоянии покоя несколько сокращены. Состояние, при котором длительно удерживается напряжение, называют тонусом мышц. Тонус мышц может немного снижаться, а тело расслабляться во время сна или наркоза. Полное исчезновение мышечного тонуса происходит только после смерти. Тоническое сокращение мышц не вызывает утомления. Внутренние органы удерживаются в нормальном положении только благодаря тонусу мышц. Величина мышечного тонуса зависит от функционального состояния центральной нервной системы.

Тонус скелетных мышц непосредственно определяется поступлением к мышце с большим интервалом нервных импульсов из двигательных нейронов спинного мозга. Активность нейронов поддерживается импульсами, идущими из вышележащих отделов центральной нервной системы, от рецепторов (проприорецепторов), которые находятся в самих мышцах. Велика роль мышечного тонуса в обеспечении координации движений. У новорожденных преобладает тонус сгибателей руки; у детей 1-2 месяцев - тонус мышц-разгибателей, у детей 3-5 месяцев - равновесие тонуса мышц-антагонистов. Это обстоятельство связано с повышенной возбудимостью красных ядер среднего мозга. По мере функционального созревания пирамидной системы, а также коры больших полушарий головного мозга тонус мышц снижается.

Повышенный мышечный тонус ног новорожденного постепенно снижается (это происходит во втором полугодии жизни ребенка), что является необходимой предпосылкой для развития ходьбы.

Утомление. Во время длительной или напряженной работы снижается работоспособность мышц, которая восстанавливается после отдыха. Это явление называется физическим утомлением. При резко выраженном утомлении развиваются длительное укорочение мышц и их неспособность к полному расслаблению (контрактура). Это связано в первую очередь с изменениями, которые происходят в нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах. При утомлении запасы химических веществ, которые служат источниками энергии сокращения, истощаются, а продукты обмена (молочная кислота и др.) накапливаются.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Утомление может быть связано с неблагоприятной обстановкой. Быстро вызывает наступление утомления неинтересная работа.

Чем младше ребенок, тем быстрее он утомляется. В грудном возрасте утомление наступает уже через 1,5-2 ч бодрствования. Неподвижность, длительное торможение движений утомляют детей.

осанка опорный двигательный ребенок

4. Осанка. Признаки правильной осанки. Нарушение осанки. Профилактика нарушения осанки

Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.

Осанка имеет большое эстетическое значение. Миллионы зрителей с восхищением наблюдают за участниками соревнований по художественной и спортивной гимнастике, акробатике, фигурному катанию, любуются стройными, гармонически развитыми спортсменами с хорошей осанкой.

Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног Крейз Р. К здоровью через естественную осанку. М.: 2009. С. 26..

Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.

У человека с правильной осанкой грудная клетка выступает вперед, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, голова приподнята, колени выпрямлены, руки опущены. Он держится свободно, непринужденно, но и не расслабленно.

Осанка зависит от формы и гибкости позвоночника, угла наклона таза, положения головы, плечевого пояса, от состояния мышц, связок, нервной системы, зрения и т.п. Человек с подавленным настроением опускает голову, подает плечи вперед, близорукий сутулится, здоровый счастливый человек держит голову прямо и гордо, плечи расправляет. О психологическом значении осанки очень удачно сказал профессор Е.А. Аркин: «Выпрямляя свою спину, ребенок в известной мере выпрямляет свою душу».

Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушения осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве.

Дома детям необходимо создавать все условия для правильного физического развития и устранять все, что может быть причиной нарушения осанки. Важно систематически следить за правильным положением детей во время занятий, отдыха и выполнения физических упражнений. Родители должны напоминать детям, чтобы в положении стоя они равномерно распределяли тяжесть тела на обе ноги, держали бы голову и туловище прямо, не горбились, не стояли наклонив голову вперед или выпятив живот.

Необходимо систематически следить за осанкой и во время ходьбы. Девочки должны ходить легко, изящно и грациозно. Следует им напоминать, чтобы во время ходьбы они держали плечи на одном уровне и слегка отводили их назад, нижние углы лопаток чуть-чуть сводили, мышцы живота подтягивали. Вид у идущей девочки должен быть нерасслабленный, но и ненапряженный. При ходьбе нельзя сгибать туловище вперед и раскачиваться в стороны. Правильная осанка воспитывается путем тренировки.

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека (неуклюжая походка, асимметричное положение плечевого и тазового пояса), но и возникают серьезные отклонения от нормы. Так, изменение грудной клетки (куриная и плоская грудь), поясничного изгиба, выпячивание живота, укорочение грудных мышц и другие дефекты осанки затрудняют работу внутренних органов, отражаются на психическом и физическом развитии детей, приводят к снижению их работоспособности. Своевременное выявление вредных привычек, порождающих неблагоприятные изменения, позволит предотвратить возникновение изменений в опорно-двигательном аппарате. Всестороннее физическое развитие предупреждает нарушение осанки.

Возможные дефекты осанки:

1. Круглая осанка характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые.

Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи свисают вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.

2. При сутулой осанке ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.

3. Лордотическая осанка характеризуется увеличением поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается вперед.

4. При кругловогнутой спине увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ягодицы резко выпячены назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.

5. При плоской спине недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены назад. Передне-задний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.

6. Косая спина (асимметричная Осанка) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвоночных дисках и костной ткани, характерные для очень тяжелого заболевания - сколиоза.

Основную роль в формировании осанки играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Обычно причиной нарушения осанки является слабое развитие мышц спины (которые не могут длительное время удерживать позвоночник в прямом положении) и живота. Поэтому в школьном возрасте их развитию необходимо придавать большое значение. Дети, у которых мышцы спины не подготовлены к длительному сидению за партой и за столом, из-за усталости меняют позу, находят наиболее удобное положение, которое постепенно закрепляется и переходит в привычное Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004. С. 67..

Нарушения осанки возникают также в результате отклонений в состоянии здоровья, вызванных различными инфекционными заболеваниями, развитием косоглазия и др.

Школьники очень много времени проводят сидя, причем часто сидят неправильно: горбятся, низко склоняют голову, неровно держат плечи. Такая вредная привычка очень пагубно сказывается на осанке.

Во время чтения сидеть надо удобно, упираясь спиной о спинку стула, руки на столе располагать симметрично, без напряжения, плечи удерживать на одном уровне, голову слегка наклонять вперед; Стол должен быть на 2-3 см выше локтя руки, согнутой под прямым углом. Расстояние от тетради до глаз - 35 см, причем нижний левый угол тетради у середины груди.

Важной причиной, способствующей возникновению дефектов осанки школьников, является также нарушение режима питания, сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Чем раньше выявлены дефекты осанки и устранены причины, вызывающие отклонения (не соответствующая дли занятий мебель, ношение груза в одной руке, нарушение режима питания, сна, отдыха и т.п.), тем легче их исправить.

Приступая к методике воспитания осанки, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры:

1) сиденье стула,

2) спинка стула,

3) пол или подножка.

Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому.

Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз - стол высок, ниже - стол низок.

При использовании мебели, которая по размерам ниже ростовых показателей учащихся, под столы и стулья подбиваются деревянные бруски.

Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раз за учебный год.

Вместе с тем следует признать, что изложенные рекомендации вынужденно приспособлены к низкой шкале возможных материальных затрат, к которой на практике прибегает большинство современных школ. По санитарным же нормам и правилам, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано пятью размерами школьной мебели (на рост учащихся от 115 см до более 175 см), причем с учетом потребности в каждом ростовом размере.

Второе, чему нужно внимание в профилактике нарушений осанки - это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стола на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого нужно показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудиной и краем стола Крейз Р. К здоровью через естественную осанку. М.: 2009. С. 67..

Особое внимание необходимо обратить и на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

Заключение

Известный педагог и анатом П.Ф. Лесгафт выдвинул положение о взаимосвязи физического и психического развития детей: физическое воспитание осуществляется путем воздействия на психику детей, что, в свою очередь, отражается на развитии психики. Иначе говоря, физическое развитие обусловливает психическое. Это особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, которое проявляется в слабоумии. Детей, с рождения имеющих такой дефект, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. Или другой пример: после удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.

Установлено, что умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, небольшого комплекса физических упражнений на общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.

Список использованной литературы

1. Буц Л.М. О формировании правильной осанки. М.: 2008.

2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004.

3. Косицкий Г.И. Физиология человека. М.: Медицина, 2005.

4. Крейз Р. К здоровью через естественную осанку. М.: 2009.

5. Локацков. П.И. Возрастная физиология. М.: 2005.

6. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. Т. 6. М.: Медицина, 1991-2006.

7. Матюшонок М.Т., Турин Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. М.: Высшая школа, 2004.

8. Ноздрачев А. Д. Общий курс физиологии человека и животных: В 2 т. Т. 2. М.: Высшая школа, 2001.

9. Нордемар Р. Боль в спине. М.: 2001.

10. Хрипкова А.А. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возрастные особенности костей, скелета и мышечной системы, изменение их структуры с возрастом. Причины нарушения осанки у детей. Факторы, влияющие на развитие плоскостопия. Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в дошкольном учреждении и в семье.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Понятие, причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки у детей. Профилактика и лечение сколиоза. Факторы риска детского церебрального паралича. Особенности эмоционально-личностного развития данных детей.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Анатомическая характеристика строения опорно-двигательного аппарата. Позвоночник как опора всего организма. Элементы сустава, скелетная мускулатура человека. Функции опорно-двигательного аппарата, заболевания и их лечение. Нарушение осанки, радикулит.

    реферат , добавлен 24.10.2010

    Строение и функции опорно-двигательного аппарата. ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата. Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним. Клинико-физиологические действия физических упражнений. Комплекс физических упражнений.

    реферат , добавлен 24.01.2008

    Основные причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Основные причины неправильной осанки и сколиоза. Причины двигательных нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Проведение лечебно-коррекционной работы с детьми при ДЦП.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Анатомо-физиологические особенности формирования правильной осанки, причины и факторы ее нарушения у детей дошкольного возраста. Определение особенностей физического развития и физической подготовки детей. Формы лечебной физкультуры для дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Классификация костей скелета. Рентген анатомия опорно-двигательной системы у детей. Методы визуализации скелета. Важность второй проекции. Основные рентгенологические симптомы. Изменение костной структуры. Рентгенологические стадии ревматоидного артрита.

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Понятие об опорно-двигательном аппарате: мышечная и костная системы. Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА), факторы, их обуславливающие. Плавание как метод реабилитации при травмах и заболеваниях ОДА. Оздоровительное и лечебное плавание.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Заболевания опорно-двигательного аппарата, их причины и методы определения. Плоскостопие, его виды, стадии и причины. Сколиоз как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, его формы, медицинские методы лечения и профилактики.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Причины, диагностика, профилактика и лечение остеопороза, остеоартроза, артрозоартита. Действия медсестры в связи с выявленными проблемами пациентов, страдающих заболеваниями суставов.

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Однако под влиянием эмоционального возбуждения дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, не свойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказываются на общем состоянии организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, необходимо строго дозировать, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимых на основе возрастных функциональных возможностей ребенка.

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечнососудистой системы

Развитие дыхательной системы характеризуются увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, что происходит в результате развития дыхательной мускулатуры. Увеличивается глубина дыхания и, следовательно, насыщаемость крови кислородом. Нарастает жизненная емкость легких: с 400-500мл – в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7 лет.

В 6-7- лет показатели функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, частота дыхания, минутный объем дыхания) у мальчиков выше чем у девочек. При более редкой частоте дыхания большая величина минутного объема дыхания (как в состоянии покоя, так и при нагрузке) обеспечивается у мальчиков за счет глубины дыхания, т.е. более экономичного, чем у сверстниц.

Положительная динамика функции дыхания в большой мере связана с влиянием физических упражнений.

В первые годы жизни наблюдается особенно интенсивное развитие всей сердечно-сосудистой системы.

В период от 5 до 6 лет значительно ускоряется увеличение массы (до 80г) и объема сердца (до 90см 3).

С возрастом, при увеличении размеров сердца и выбрасываемого объема крови при каждом его сокращении, частота сердечных сокращений становится реже (до 80 ударов в минуту в старшем дошкольном возрасте).

Отличительной особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

Эта неравномерность проявляется сильнее при воздействии физических нагрузок, возбуждении ребенка.

Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большей эластичности сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

В дошкольном возрасте особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам, совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме деятельности детей 6 лет.

В первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку...

Младенцев; ¨ во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни; В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику: Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной. В...

Скелет новорожденного состоит из костной и хрящевой ткани. Костная ткань формируется постепенно и постепенно заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребенка окостенелыми являются лиш диафизы длинных трубчатых костей.

Позвоночник на 39% состоит из хрящевой ткани. У детей в костной ткани органические элементы преобладают над неорганическими (соли кальция и фосфора), чем обусловлена большая эластичность скелета и легкое возникновение деформаций при его длительном напряжении и неправильном положении тела.

В первые годы жизни идет интенсивное окостенение и рост скелета. Начало и окончание окостенения отдельных частей скелета происходят в разные сроки, однако для каждой кости они примерно постоянны. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом. На 14-15 году в хрящях рентгенологически можно выявить новые точки окостенения, и только к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудины происходит в 15-16 лет, верхние отрезки срастаются к 20-25 годам. Поэтому вполне обьяснимо, что при неправильных положениях тела и длительном напряжении возможны разнообразные искривления позвоночника. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливаются только к 7 годам, до этого возраста в положении лежа жэити изгибы сглаживаются. Поясничная кривизна устанавливается лишь в 17-18 лет. Сращение костей таза в единое тазовое кольцо происходит к 17 годам. В следствии этого при прыжках с высоты или ношении обуви на высоком каблуке у девочек могут происходить смещения и деформации тазовых костей.

Кости запястья у новорожденного лишь намечены, и развиваясь постепенно, становятся ясно видимы на рентгенограмме только к 7 годам. К этому же времени заканчивается окостенение фаланг пальцев. В связи с этим нельзя перегружать детей, особенно первого года обучения, письменной работой.

С костной системой связано развитие мышечной системы. Прежде всего развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, к 6-7 годам они уже хорошо развиты. Мелкие мышцы развиваются гораздо медленнее и к этому же возрасту еще не развиты. В связи с этим дети младшего возраста в значительной степени овладевают основными видами естественных движений, но движения с точой координацией даются им с трудом. С нарастанием мышечной массы повышается работоспособность организма, совершенствуется координация движений, которая связана преимущественно с тренировкой анализаторов и ЦНС.

Особое значение уделяется осанке. Осанкой называют привычную позу в спокойном состоянии при ходьбе и положении стоя. Она зависит от состояния позвоночника и мускулатуры, окружающей позвоночный столб и тазовый пояс. При нормальной осанке условная вертикальная ось проходит по линии, соединяющей середину темени и стопы; плечи отведены несколько назад, лопатки прижаты к грудной клетке, живот слегка выдается вперед. Такую нормальную осанку ребенок имеет уже к семилетнему возрасту. Осанка обусловлена наследственно, но ведущую роль в ее формировании играют условия внешней среды.

Еще по теме Особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.:

  1. Реферат. Особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков0000, 0000
  2. Глава 19. Двигательная реабилитация спортсменов после оперативных вмешательств на отдельных звеньях опорно-двигательного аппарата (М.Ф. Цыкунов, К.М. Шубин, О.И. Золина, В.С. Харенков)
  3. 6.1. КОСТНО-СУСТАВНОЙ аппарат. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИТИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт