Педагогические условия подготовки детей к школе. Из опыта работы «Подготовка детей к школе Ребенок готовится к школе

27.11.2020

Ребенок в системе «детский сад - школа»

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений, системы органов управления.

Учитывая непрерывный характер образования, важно подготовить ребенка к школе, к переходу в новую «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), к тем трудностям, которые ожидают ребенка, в виде личностного новообразования «кризиса 7 лет».

Цель системы «детский сад - школа» - обеспечить дальнейшее гармоническое развитие личности ребенка в статусе школьника.

Результатом подготовки является готовность ребенка к школе - как внутренняя позиция, направленная на овладение достижениями, присущими школьникам. Различные специалисты в теории и практике используют определенную терминологию.

Так психологи оперируют термином «психологическая готовность», включая сюда интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную («внутренняя позиция школьника»), а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Врачи, гигиенисты, нейропсихологи рассматривают «школьную зрелость» как уровень морфофункциональных систем, развитие глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму. Шестилетний возраст представляет собой важный переломный период в морфофункциональном развитии головного мозга, характеризующийся сложной перестройкой мозговой активности, проявлениями электрофизиологического феномена в мозгу - так называемой «волны ожидания».

Данные убеждают о том, что достаточно высокий уровень «школьной зрелости» отражает своеобразную готовность мозговых структур к сложной деятельности, необходимой для эффективного обучения, усвоения новых знаний, овладения учебными навыками и умениями.

Педагоги используют термин «готовность к школе», связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Вводятся два понятия - общая и специальная готовность.

Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая. Специальная готовность включает развитие речи, подготовку к грамоте, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем.

Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению многогранное явление и определяется целым рядом биологических, социальных, психолого-педагогических причин.

Педагогические условия подготовки детей к школе

Гуманизация педагогического процесса охватывает все его звенья, в том числе обучение детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется как период становления ребенка как субъекта познания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). Если игра является деятельностью, внутри которой дети усваивают мораль, мотивы, нормы отношений между людьми, то учебная деятельность способствует усвоению общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов. На этой основе формируются интеллектуально-познавательные силы ребенка.

Развивая учебно-познавательную деятельность ребенка, педагог должен помнить, что ребенок начинает познавать мир не с теоретического его рассмотрения, а с практических действий. А.В. Запорожец установил, что центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные действия. Педагог создает в ДОУ такие условия, которые специально «строят» ориентировочную часть деятельности.

Знание психологических основ организации учебно-познавательной деятельности позволяет педагогу профессионально организовывать процесс обучения. В дошкольной педагогике формирование ориентировочных действий (восприятие) рассматривается в сенсорном воспитании, развитие высших форм психического развития - в умственном (мышление, воображение, память и т.п.). Таким образом, предметом сенсорного воспитания является восприятие, а предметом умственного - высшие психические формы психики. Сенсорное воспитание является частью умственного, его основой.

В альтернативных программах нового поколения («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки») методологические основы познавательного развития четей базируются на современных психологических положениях. Так, в программе «Радуга» подчеркивается важность формирования у ребенка образа мира - как сложной, целостной, не застывшей системы знаний. Образ мира включает познания ребенка о себе, о других людях, о своей деятельности, о мире вообще. Образ мира, по мнению Т.И. Гризик, зарождается, развивается и формируется благодаря познавательной сфере ребенка.

Процесс познания ребенком обусловлен его познавательными интересами, потребностями, способностями. Ребенка дошкольника интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Человек, как «носитель» представлений и норм морали, интересует ребенка с различных позиций: что делает, что говорит, как относится к кому или чему-либо. В ДОУ важно правильно определить педагогическую позицию взрослого, чтобы не погасить познавательную активность, интересы, развить умственные способности детей, активно-положительное, заинтересованное отношение к миру. Главная задача педагога - развить устойчивую интеллектуальную активность детей.

В статье Т.И. Гризик «Программа «Радуга»: методологические основы познавательного развития детей» познавательная сфера рассматривается как сложное образование, в котором можно выделить три компонента - психические (познавательные) процессы; информация; отношение к информации.

Педагогическими условиями, обеспечивающими подготовку детей к школе называют постепенное наполнение предметно-развивающей среды; широкое использование игровых упражнений для развития психических процессов (типа «Найди по описанию», «Составь по описанию» и т.д.), дидактических игр, экскурсий, рассказов воспитателя; использование познавательных сказок, реалистических рассказов из опыта воспитателя, введение сказочных персонажей (гномы, лесовички и т.п.), «очеловеченные» реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование - все это придает познавательной деятельности обучающий характер, позволяет формировать различные виды мотивации (игровую, личностную, общественную, познавательную и т.д.), «проживать» детям содержание тех или иных занятий.

В целом, педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру. В предметно-развивающей среде («Библиотека умных книг», изготовление коллекций, материалов к речевым играм) создаются условия для активного, заинтересованного отношения к предметам живой и неживой природы, к явлениям социальной жизни. Организованный воспитателем художественно-продуктивный труд (изготовление индивидуальных игрушек длительного пользования, поделки из бумаги, бросового материала, изготовление открыток, пригласительных билетов и т.п.) способствует закреплению различных способов их выполнения, формирует элементы мотивации сотрудничества со взрослыми, эмоционально-чувственный опыт восприятия мира.

Умственное развитие обеспечивается только систематическим и Целенаправленным обучением, носящим развивающий характер. Обучение - процесс взаимодействия педагога с детьми, направленный на усвоение познавательной информации различного уровня, формирование умственных их способностей, выработку положительного отношения к процессу мотания. Развивающее обучение ориентируется на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Ребенок рассматривается как объект обучения, имеющий определенный уровень личного (эмпирического) опыта, желания, интереса, потребности.

Основной формой обучения являются занятия - как регламентированная деятельность, направленная на решение задач умственного развития детей.

Основным признаком занятия является наличие дидактических принципов; компонентов учебной деятельности; обязательный (регламентированный) характер; взаимообучаемость и т.п.

Задачи и содержание обучения детей до семи лет отражены в образовательных программах. Методы обучения направлены на реализацию трёх сфер познавательной деятельности детей. Выбор методов обусловлен возрастом детей, зоной их ближайшего умственного развития, содержанием, уровнем подготовки каждого ребенка. В связи с этим поставлена задача дифференциации и индивидуализации в дошкольном обучении. Формы организации обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные) зависят от типа объединения детей, позиции педагога.

Современные принципы построения занятий раскрыты в работах Т.А. Куликовой, Н.Ф. Виноградовой, Р.С. Буре, С.А. Козловой, Л.М. Клариной и др. Авторы называют такие дидактические принципы, которые имеют характер обязательных, необходимых требований:

* принцип «через - себя - понимание»;

* принцип приоритетности старта (у каждого ребенка своя зона ближайшего развития, начинать с того уровня, что есть у детей);

* принцип развития ассоциативных связен;

* принцип фиксации успеха на всех этапах занятия;

* принцип параллелизма, т.е. аккомпанирования.

* принцип синтеза, интеллекта, аффекта и действия;

* этапности и учета возрастных особенностей;

* преемственности и непрерывности образования в детском саду, дома и в школе.

Для реализации обозначенных принципов должны быть созданы соответствующая образовательная среда. Под образовательной средой Л.М. Кларина понимает совокупность отношений между участниками образовательного процесса, дидактических и предметно-материальных условий, необходимых для адекватного его протекания.

Для организации такого образовательного процесса отношения между субъектами образовательного процесса должны представлять собой детско-взрослое сообщество, для которого характерны партнерские отношения, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

В работах современных исследователей раскрывается когнитивная (Познавательная) модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина, Н.Я Михайленко). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и. способами познания и Описания окружающей действительности. Базисными средствами познания и описания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответствии с этим, способы познания включают - наблюдение, обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификацию и вариацию, силлогизмы (умозаключения), рассматривание и моделирование.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста подразумевает развитие интеллектуальных эмоции, которые возникают в ходе познания и способствуют его протеканию (эмоции удивления, интереса, радости открытия, успеха, раздумий, сомнения, уверенности, догадки). Развитие детской компетентности посредством знакомства детей с разными сферами действительности должно лежать в сфере субъектного опыта ребенка, быть интересным для дошкольника. Содержание познания включает четыре сферы («Природа», «Рукотворный мир», «Другие», «Я сам»).

В современных исследованиях основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселева, Ю.Б. Рюмина и др.).

Суть интеграции во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного (житейского) и теоретического опыта (как присвоение социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества; рассматривании разнообразных аспектов каждой из четырех сфер действительности (естественнонаучные,

Методические подходы организации познавательно-речевой деятельности, развитие интеллекта детей тесно связывают с формированием познавательного интереса, мотивации и потребности в познавательно-интеллектуальной деятельности.

Технология организации познавательно-речевой деятельности направлена на задействование познавательно-практического и эмоционально-ценностного направлений. В основе технологии лежит триадность: познание - преобразование - общение. Задача педагогов - развивать у ребенка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность, инициативность и творчество. Механизм личностно-ориентированного взаимодействия предполагает центрированность обучения на ребенке, стимулирование и повышение субъектности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и дозированность индивидуального и группового обучения, организацию педагогической поддержки, диалогизацию обучения.

Авторский подход в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова. Автор выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции (памяти, внимания, логического мышления). По мнению исследователя, формирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельности взрослого с детьми. Занятия познавательного цикла целесообразно проводить один раз в неделю.

Важность поисковой, исследовательской деятельности отмечается в исследовании Е. Евдокимовой. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет, по мнению автора, эффективно решать задачи развития творческих способностей. Поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творческий проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как удержания деятельности, так и средств решения проблемы. Проективная деятельность дошкольника развивается поэтапно (подражательно-исполнительский - развивающий - творческий уровни) при непосредственном участии и поддержке взрослого. Задача педагога -- сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющий ощущать себя членом соо6щества.

Итак, познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

На всех занятиях педагоги способствуют овладению детьми предпосылками учебной деятельности. В книге «Обучение в детском саду» Л.П. Усовой подробно освещается данная деятельность, её структура, особенности. Необходимо помнить, что учебная деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, она динамично и содержательно изменяется от возраста к возрасту. Ее цель - решение задач формирования учебно-познавательной деятельности. Однако в альтернативных программах («Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.) обращается внимание на развитие умственных способностей как основного содержания учебно-познавательной деятельности. А.П. Усова называет три компонента учебной деятельности: принятие и понимание учебной задачи; умение действовать в дидактически заданном направлении; самоконтроль и самопроверка.

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности в школе у детей будут являться:

Применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

Расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

Внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

Задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п., современные технические средства); - наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

В работах Н.Н. Поддьякова. С.Л. Новоселовой собственная активность четей рассматривается как условие проявления детского экспериментирования.

Для детей должны быть созданы условия, в которых они имели бы возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Важно, чтобы ребенок поэкспериментировал с учебным материалом до обучения или в самом начале процесса обучения.

Таким образом, учебно-познавательная деятельность имеет свою структуру, особенности, является средством воспитания личностных качеств личности (активности, самостоятельности, ответственности). Психолого-педагогические условия направлены на установление взаимосвязи, как механизма формирования самой деятельности, так и личности ребенка.

гармонический педагогический дошкольный школа

Выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

  • Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
  • Задания, игры и упражнения для подготовки к 1 классу в домашних условиях.
  • Занятия логикой и математикой для дошкольников и младших школьников.

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

Елена Тиханова
Из опыта работы «Подготовка детей к школе»

Подготовка детей к школе .

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе . От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник , во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи : всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов .

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :

Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников , тактично отмечать недостатки);

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений : широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяют быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы , приступить к систематической учебе.

При поступлении ребенка в школу важно , чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку , владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста , в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе , слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте . Для этого мы используем задания различной степени сложности. Проведя исследование своих воспитанников, мы обнаружили, что большинство детей не достаточно хорошо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства для развития детей и подготовки их к школе .

Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес , положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения» . Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо - песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во время таких упражнений мы развиваем у детей репродуктивное и творческое воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму . При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику , воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные ощущения детей .

Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки, загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурочков мы учили детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается .

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы . Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками.

Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в развивающей среде . В свободном использовании у детей занимательные игры : «Мозаика» , «Шнуровка» , «Собери бусы» и т. д. которые развивают мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.

Ведем работу в тетрадях в крупную клетку, в которых дети учатся видеть строчку, открывать нужную страницу, пишут и обводят клетки. Предлагаем ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время письма и штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, также развивается речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

В этом учебном году нашу развивающую среду пополнил интерактивный стол, который мы используем и на занятиях и в свободной деятельности.Установленные приложения включают в себя :

большой набор интерактивных игр;

счёт, сложение и вычитание, чтение по слогам, чтение букв, чтение слов, развитие внимания и памяти;

рисунки – дети выбирают цвета и эффекты, а затем красят пальцами или руками;

Интерактивный стол позволяет развивать у дошкольников такие навыки как :

обучение чтению, письму и решению задач;

помогает учиться эффективному общению в обществе и слушать других;

логическое мышление;

мелкая моторика;

моторная координация, зрительно-моторная координация;

психологическая готовность к школе .

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте , как правильно подготовить его к школе . Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. На предыдущем родительском собрании, мы обсуждали вопрос подготовки детей к школе , обратили внимание родителей на важность и значимость таких занятий с детьми.

Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…

На достигнутом мы не остановимся,деятельность по теме : «Подготовка дошкольников к обучению в школе » будем продолжать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет - каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно - готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее :

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что - плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое - постучать ногами, если птица - помахать руками.

Математика.
Цифры от 1 до 10.

  1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  2. Арифметические знаки « > », « < », « = ».
  3. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  4. Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

Память .

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление .

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было сначала, а что - потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.

Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании - это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что - нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки - в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

Елена Полушкина
Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду

Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе ?

Подготовка к школе в детском саду - это содержательный, индивидуально ориентированный процесс , который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности . Процесс подготовки к школе состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста , а прежде всего в создании для каждого дошкольника условий наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей . Подготовка к школе обеспечивает необходимый уровень развития и перспективу дальнейшего успешного продвижения ребенка в образовании.

Недопустимо ограничивать подготовку к школе только интеллектуальной стороной, умножением знаний детей, подготовкой к будущим учебным предметам, как это нередко все еще наблюдается на практике. Знания являются не столько самоцелью, сколько одним из средств общего развития ребенка и становления его отношения к миру. Если ребенок обладает многими знаниями, но при этом не умеет общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, не способен самостоятельно решать доступные возрасту практические вопросы, не проявляет эмоциональной отзывчивости к окружающим, его могут ожидать серьезные личностные проблемы в школе .

В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте . Особую роль в этом выполняют старшая и особенно подготовительная группа , в которой процесс подготовки к школе разворачивается наиболее полно.

Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве . Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности , инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе

Процесс подготовки к школе отвечает общим требованиям организации современного образовательного процесса в дошкольном учреждении , но вместе с тем требует особых акцентов в отборе содержания, педагогических методов, средств, условий деятельности в целях реализации готовности к школе в полном объеме .

Образовательный процесс в группах детей пред школьного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе . В связи с этим решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе ; обогащения представлений о школе и жизни школьников , воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника .

Необходимость постановки и решения данных задач определяется логикой личностного развития. Психологические данные показывают, что личностная организация человека формируется как способ овладения будущим . Настроенность сознания, чувств, воображения личности на протекание будущих действий и отношений.

Поэтому необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего, тем самым обогатить детские представления и снять присутствующую у части детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе .

Формирование положительного образа ближайшего будущего у старшего дошкольника должно осознаваться взрослыми (педагогами и родителями) как особая задача подготовки к школе , требующая определенных средств и методов и решаемая комплексно в единстве развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и поведенческих сторон личности будущего школьника .

Для этого в детском саду используются экскурсии в школу , встречи с учителем и школьниками , песни о школе , музыкальные, литературные произведения, игры на школьную тему , рассказы воспитателя о школьных годах , совместные со школьниками праздники , встречи с учителем и пр. Целесообразно в группе выделить учебную зону, где следует поместить школьные принадлежности , атрибуты для игр в школу , повесить рабочие тетради, школьную доску и пр .

Главное, чтобы в развитии интереса детей к школе не было формализма , чтобы школьная перспектива , входя в содержание образовательного процесса , связывалась в первую очередь с увлекательными делами детей, с переживанием ими ощущения своего взросления, возрастания самостоятельности, с развитием уверенности в себе, стремлением к школьному обучению .

Переход в старший возраст связан с изменением статуса дошкольников в детском саду . В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение, вовлечь детей в новые коллективные дела, важные для их личностного развития, расширить сферу социального поведения. Старшие дошкольники участвуют в оформлении детского сада к праздникам , становятся помощниками воспитателя в группе, проявляют заботу о детях младшего возраста.

Задача воспитателя - обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе , к новой социальной роли ученика.

Сущность адекватно построенного процесса подготовки к школе состоит в создании условий, в которых у ребенка в разнообразной деятельности накапливается, расширяется, осмысливается личный субъектный опыт, насыщенный средствами и способами активного взаимодействия с миром. Старшие дошкольники осваивают разные способы самостоятельного познания : наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Будущие школьники практическим путем овладевают средствами самостоятельного выражения эмоционально-ценностного отношения к миру и установления контактов с людьми (речь, невербальные средства выражения социальных эмоций, моральные и эстетические нормы культуры общения и отношений, умения взаимодействия и сотрудничества).В разных видах деятельности дети осваивают соответствующие умения : познавательные, трудовые, изобразительные, коммуникативные, игровые, конструктивные. Все это пополняет субъектный опыт детей и возможность творческого самовыражения.

Особое внимание уделяется освоению детьми универсальных умений : принять цель деятельности, элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимые материалы, получить результат и выразить к нему свое отношение. В разных видах деятельности создаются условия для развития у детей способности сознавать свой замысел, находить для его осуществления средства и способы , сравнивать затем полученный результат с первоначальной идеей, осуществлять элементарный самоконтроль. При этом воспитатель учит детей пользоваться наглядными средствами,помогающими планомерно двигаться к поставленной цели : опорными схемами, моделями, пооперационными картами.

Развитие субъектной позиции, а именно детской самостоятельности , инициативы, творчества у старших дошкольников решается воспитателем широко, во всех формах образовательного процесса . Это достигается на основе интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности , их единой направленности на развитие познавательной активности, самостоятельности, общения, социальных чувств и стремления к будущей позиции школьника .

Вместе с тем следует подчеркнуть, что дети нередко испытывают неуверенность в осуществлении своих замыслов, им необходима поддержка со стороны взрослых. Ребенок должен быть уверен, что его поймут и помогут при любом исходе его попыток решить возникшую перед ним задачу. Создать для каждого ребенка ситуацию успеха в самостоятельной деятельности - важнейшая задача подготовки к школе .

Каковы условия подготовки ребенка к школе ?

Условием формирования готовности к школе выступает развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми.

Единицей развивающего педагогического взаимодействия в подготовке к школе выступает проблемная образовательная ситуация, которая разрешается ребенком в вариативном сотрудничестве с воспитателем. При этом позиция воспитателя динамично меняется от активного содействия и партнерства к роли советчика и заинтересованного наблюдателя, что открывает простор для детской инициативы и творчества.

Событийный сценарий жизни детей пред школьного возраста в детском саду выстраивается как система решения разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных ситуаций и задач, побуждающих старших дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творческому самовыражению. Воспитатель создает творческие ситуации в игровой, познавательной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в общении со сверстниками, в ручном труде. Поддерживает творческие инициативы детей, атмосферу сотрудничества в коллективной творческой деятельности по интересам.

Образовательные ситуации конструируются воспитателем как ситуации накопления и применения практического и игрового опыта, сотрудничества и взаимодействия, познания и экспериментирования, индивидуального и совместного со сверстниками творческого решения задач. Многие образовательные и воспитательные задачи решаются в рамках совместных детских проектов , которые объединяют детей решением общей,увлекательной задачи : организация театральной студии , выпуск иллюстрированной детьми книги «Любимые сказки» , подготовка праздника «Наши домашние питомцы» и пр.

В процессе взаимодействия с дошкольниками воспитатель побуждает их к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, выдвижение гипотез, задает вопросы, вовлекает в коллективное обсуждение.Используются разные формы общения с детьми : познавательное, деловое, произвольно-контекстное, вне ситуативно-личностное, при этом учитывается уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры каждого ребенка.

Продолжается воспитание доброжелательных и дружеских взаимоотношений детей. Под руководством воспитателя эти отношения становятся более устойчивыми, формируются избирательные отношения, основанные на взаимной симпатии детей и общих интересах. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в детском обществе . Это дает ему необходимое для полноценного личностного развития ощущение уверенности и защищенности. Воспитателю необходимо хорошо знать, как складывается система межличностных отношений в группе, и своевременно оказывать помощь в преодолении трудностей общении детей со сверстниками.

Своим поведением воспитатель всегда показывает детям пример доброго, заботливого отношения к людям, ко всему живому. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит «прочитывать эмоции» , активно проявлять сочувствие и готовность помочь.Расширяется область применения детьми правил культуры поведения и общения : поведение на улице, в общественных местах, в транспорте, правила безопасного поведения, общения с незнакомыми людьми и пр. Все это составляет необходимую часть социальной готовности ребенка к школе .

В подготовке к школе воспитатель постоянно опирается на растущую самостоятельность и достижения детей. Это выражается в постановке перед детьми новых, более сложных задач; в повышении требований к организованности и целенаправленности поведения и деятельности детей; в развитии умений самоконтроля и самооценки результатов; в постепенном формировании у детей воли, чувства личной ответственности за действия и поступки. В педагогическом процессе детского сада необходимо предусмотреть условия для разно темпового продвижения с учетом возможностей детей, сохраняя тем самым естественный ход детского развития .

Предметом особого внимания воспитателя являются охрана и укрепление физического и психического здоровья будущих школьников , развитие двигательной деятельности и активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Между 6 и 7 годами происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствуются двигательные качества. Но организм ребенка чувствителен к деформирующим воздействиям. Необходим постоянный контроль позы и осанки детей, использование общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а также специальные меры для предупреждения развития плоскостопия и функциональных отклонений осанки.

Игровая деятельность сохраняет свое развивающее и образовательное значение в подготовке старших дошкольников к школе . В разно образных сюжетных и творческих играх продолжают кристаллизоваться социальные навыки и умения, общение, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Фантазия и воображение ребенка особенно выпукло раскрываются в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам.

В играх с правилами у будущих школьников складываются ценные механизмы правило сообразного поведения, предпосылки учебной деятельности. Игра органично вплетается педагогом в непосредственно образовательную деятельность. Обучение старших дошкольников строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность.Ребенок овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Игровая основа при этом сохраняется. Подбор разнообразных развивающих игр - способствующих развитию памяти , внимания, речи, способов мышления , коммуникативных умений - служит становлению всех видов готовности к школе (интеллектуальной, речевой, социальной, волевой и пр.) .

Специальная готовность к школе - развитие математических представлений, родного языка, обучение началам грамоты - включается в общее содержание образовательного процесса . С этой целью используются игровые формы обучения, рабочие тетради, логические блоки, предметные и графические модели. Необходимы также печатные буквы, трафареты букв, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон буквы (для обследования пальцами, кубики со слогами, картинки, подписанные печатными буквами, настольно-печатные игры с буквами, цифрами, тетради, ручки и пр. Дети сами составляют из букв свои имена, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки. В подготовительной группе можно прикреплять к предметам интерьера «этикетки» ,написанные печатными буквами : «стол» , «стул» , «картина» , «рама» и пр. Это помогает в овладении чтением.

Особое внимание уделяется развитию мелких мышц кисти рук, что подготавливает ребенка к освоению письма. С этой целью воспитатель проводит пальчиковую гимнастику,графические упражнения : штриховки и закрашивание контурных изображений, обведение трафаретов, рисование и копирование узоров и орнаментов, рукоделие, силуэтное вырезание ножницами и пр. Эти упражнения включаются в занятия, а также становятся частью игр детей «в школу » .

Предметно-образовательная среда в старших группах проектируется с учетом задач активизации разных видов деятельности, развития детского сотрудничества и дружеских взаимоотношений, творчества и поисковой активности. В подборе материалов учитываются интересы и мальчиков, и девочек. В предметной среде обязательными являются материалы,активизирующие познавательную деятельность детей : развивающие игры, ребусы, кроссворды, технические игрушки и устройства, конструкторы, модели.Большой выбор предметов для развития исследовательской активности и экспериментирования : магниты, лупы, весы, мензурки, фильтры, микроскопы, электрические фонарики и т. п. Детские энциклопедии , иллюстрированные альбомы, проспекты обогащают представления о мире и расширяют общий кругозор, необходимый будущему школьнику . Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников . Воспитатель инициирует и поддерживает обсуждение интересующих детей проблем, вовлекает их в совместные проекты и мини-исследования.

Процесс формирования школьной готовности предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе . Педагогическая диагностика - необходимый инструмент современного компетентного воспитателя. Промежуточная педагогическая диагностика позволяет своевременно учесть проблемы в становлении основных компонентов готовности к школе и осуществить эффективный индивидуальный подход к ребенку.

Условием эффективной подготовки детей к школе является взаимодействие детского сада и семьи . Их взаимодействие определяется единым пониманием сущности готовности к школе , содержания, форм

иметодов подготовки к школьному обучению в детском саду и семье . Взаимодействие воспитателей и родителей, их двустороннее доверие

исотрудничество обеспечивают согласованное сопровождение подготовки ребенка к школе с учетом его индивидуальности и темпов развития.

Вцелом процесс подготовки к школе строится на основе «открывающейся перспективы» , которая постепенно личностно принимается ребенком, эмоционально и практически переживается им как ощущение нарастающей самостоятельности и уверенности в успешном решении будущих задач.

Какие изменения происходят с ребенком в процессе подготовки к школе ?

В результате подготовки к школе в развитии ребенка происходят следующие важные изменения.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста . Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест) . Идет смена молочных зубов на постоянные. Повышается интеллектуальная и физическая работоспособность ребенка . Эти позитивные изменения являются маркерами биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения .

Говоря о физическом развитии будущего школьника , следует отметить успехи в освоении движений. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры , соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развиваются кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения . Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей : временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные

ивторостепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

Уребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение - принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно на основе известных ему способов (сравнение, анализ, измерение и т. п., понятно выразить в речи итог познания. Главное, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи

иправила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности и сформированы необходимые для того умения и навыки. Он приобрел опыт успешной самостоятельной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Он способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности ). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика.

Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения и общения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение .

Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выказывает живой интерес к общему результату.В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления : он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются,и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются социально ценные черты. Он доброжелателен, выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, проявляет уважение к старшим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально нравственную окраску, становятся более устойчивыми.

Развивается самосознание ребенка, его представления о себе, формируется положительный образ «Я» . Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником , получить новый социальный статус.

Все эти достижения в развитии ребенка на пороге школы свидетельствуют об успешном становлении готовности к началу школьного обучения .



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт