В основе методов телесно ориентированной терапии лежит. Телесно-ориентированная психотерапия — что это такое? Психология тела – это кратчайшая дорогая к истокам проблем, которая помимо решения психологических трудностей ведет к общему оздоровлению организ

28.02.2019

парадигма, формы слова ПРИЗВАНИЕ

призвание

призва́ние,

призва́ния,

призва́ния,

призва́ний,

призва́нию,

призва́ниям,

призва́ние,

призва́ния,

призва́нием,

призва́ниями,

призва́нии,

призва́ниях

+ ПРИЗВАНИЕ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

+ ПРИЗВАНИЕ - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

что такое ПРИЗВАНИЕ

призвание

ПРИЗВА́НИЕ, -я, ср.

1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию.

2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её ~м.

Этимология ПРИЗВАНИЕ - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

этимология ПРИЗВАНИЕ

призвание

призва́ние

Калькирует нем. Веruf "призвание, профессия" (Унбегаун, RЕS 12, 39). Нем. слово первонач. имело религиозный смысл: "призыв бога к людям" (Дорнзейф 106; Пауль, D. Wb. 74).

+ ПРИЗВАНИЕ - Малый академический словарь русского языка

что такое ПРИЗВАНИЕ

призвание

Я, ср.

1. Устар.

Действие по глаг. призвать (в 1 знач. ).

- Скажи, какие заклинанья Имеют над тобою власть? - Все хороши: на все призванья Готов я как бы с неба пасть. Пушкин, Наброски к замыслу о Фаусте.

Мулла оставил алкоран, И не слыхать его призванья. Лермонтов, Измаил-Бей.

Склонность, способность к какому-л. делу, занятию.

{Нехлюдов} бросил службу, решив, что у него есть призвание к живописи. Л. Толстой, Воскресение.

- Если при ваших

способностях вам никак не удается выдержать экзамена, то, очевидно, у вас нет ни желания, ни призвания быть врачом. Чехов, Скучная история.

Назначение, предназначение.

- Мое призвание другое, - думала про себя княжна Марья, - мое призвание - быть счастливою другим счастием, счастьем любви и самопожертвования. Л. Толстой, Война и мир.

Будить, ободрять, укреплять, вдохновлять человека, напоминать ему, что он есть сила, творящая жизнь, - вот высокое нравственное призвание театра. Юрьев, Записки.

Синонимы к ПРИЗВАНИЕ - Словарь русских синонимов 4

Не бывает людей , не обладающих талантами, бывают люди, таланты которых не раскрыты. На самом деле, у каждого из нас есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Но как ее обнаружить? Как определить талант ребенка? Врачи говорят, что уже в два-три года можно выявить склонность к какому-либо виду деятельности, это поможет малышу осуществить выбор будущей профессии. Буквально все действия ребенка: манера поведения, речь, движения, любимые игры - все говорит о его склонностях. Давайте все-таки попробуем ответить на вопрос: как определить талант ребенка?

Существует огромное количество различных психологических тестов и методик, обычно подобные тестирования проводят в школе, то есть в более позднем возрасте. На самом деле, как мы уже заметили, склонности можно выявить значительно раньше. В первую очередь они зависят от того, какое полушарие мозга ребенка является доминирующим: правое полушарие отвечает за творческую деятельность, левое - за аналитические способности. Теперь давайте попробуем определить ведущее полушарие у вашего ребенка. Для этого большинство психологов советует обращать внимание на деятельность ребенка. Например, американские психологи Хаан и Каф разработали специальную методику: исходя из поведения ребенка, они делают выводы о его предрасположенности и таланте. Итак, вооружайтесь ручкой и бумагой, для того, чтобы все фиксировать, и начинайте наблюдать за своим ребенком.

Если у вашего малыша доминирует правое полушарие, и он склонен к художественной деятельности , то он больше всего любит заниматься прикладным творчеством, не только рисовать, но и лепить, чертить, что-то делать руками. При этом его творения часто не просто копируют то, что он видел ранее, как правило, они представляют собой что-то новое, оригинальное. Такие дети не всегда разговорчивы, бывает, что им легче выразить мысль с помощью рисунка.

При доминирующем правом полушарии, ребенок может быть склонен и к музыкальной деятельности . Обращайте внимание на то, любит ли он слушать музыку, насколько ритмичны его движения, насколько точно он воспроизводит мелодию, когда пытается ее напевать. Обязательно купите ему какую-нибудь музыкальную игрушку и посмотрите на реакцию: нравится ли ему с ней играть или нет?

Еще одним видом творческой деятельности является работа актера , детей с подобным талантом видно невооруженным глазом. Они очень яркие, являются центром внимания, не боятся публики, могут общаться с взрослыми на равных. Кроме того, они обладают неплохой мышечной памятью. То есть умеют подражать, копировать манеры людей, иногда и голоса. Но если ваш ребенок застенчив, это не значит, что у него нет актерских данных, очень часто данный талант проявляется в более взрослом возрасте.

Талант литератора . Конечно, в два-три года этот талант выявить сложно, но в младшем дошкольном и школьном возрасте можно. В первую очередь обратите внимание на то, насколько развита у ребенка фантазия, любит ли он сочинять какие-то истории (или даже привирать в каких-то ситуациях), любит ли что-то рассказывать, любит ли читать. Когда ребенок пойдет в школу, почитайте его сочинения, спросите мнение педагогов, как правило, они всегда отмечают подобные склонности у детей.

Ну вот, с творческими профессиями мы более ли менее разобрались, и теперь частично уже можем ответить на вопрос: как определить талант ребенка. Но это еще не все, давайте рассмотрим профессии, связанные с умственной деятельностью.

Итак, если ваш ребенок (в первую очередь это стоит отнести к мальчикам) не просто любит машинки, но и сам стремится собирать и разбирать их, ему интересно, как они устроены, то, возможно, у вас в семье растет будущий инженер, конструктор или механик . Таким малышам нравятся конструкторы, например, Lego, иногда пазлы, они любят непросто рисовать, они любят чертить, им нравятся прямые четкие линии, предметы, которые они изображают, как правило, неискаженны, то есть обладают правильными пропорциями. Уже в школьном возрасте эти дети начинают интересоваться устройством сложных механизмов, техникой, технической литературой.

Умственная деятельность, работа аналитика, программиста, бухгалтера . Если вы видите, что ребенок очень легко усваивает информацию, запоминает стихи, склонен к мыслительной, аналитической деятельности, не оставляйте это без внимания, обязательно больше занимайтесь с ним. В детстве информация усваивается легче, чем во взрослом возрасте, и даже если ваш ребенок не станет, например, аналитиком, он все равно будет вам благодарен за эти занятия. Дети с доминирующим левым полушарием, как правило, спокойны, рассудительны, часто они опережают своих сверстников в развитии.

Особняком стоит спортивный талант . Если ваш малыш очень подвижен, если ему нравятся активные виды деятельности, он с радостью будет посещать спортивную секцию. Главное, дайте ребенку выбрать вид спорта самостоятельно. Кроме того, дети-спортсмены обладают сильным характером и лидерскими качествами. Немаловажную роль в выборе вида спорта играет и темперамент ребенка, вы можете прочитать об этом подробно .

Теперь то вы точно знаете , как определить талант ребенка! На самом деле все очень просто: главное, обращайте внимание на то, что ребенок любит, что ему интересно, что нравится, и уже исходя из этого, выбирайте ведущую деятельность. Это нужно главным образом для того, чтобы как можно раньше начать развивать талант ребенка, чтобы помочь ему максимально раскрыться, чтобы малышу было проще осуществить выбор будущей профессии. Если ребенок любит рисовать, старайтесь не ограничивать его, больше рисуйте, купите разнообразные краски, кисти, карандаши, мелки и фломастеры. Если ему нравится разгадывать загадки, играть в логические игры, головоломки - также предоставьте ему такую возможность. Но никогда не заставляйте заниматься ребенка тем, что ему неинтересно. А также не переживайте, если его склонности не очень очевидны, со временем они обязательно проявятся.

Методика Дж. Холланда (1985)

Методика предназначена для определения типов личности, предпочитающих те или иные профессии. Она расчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный уровень.

На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности, присущих западной культуре:

1) Р-тип - реалистический;

2) И-тип - исследовательский;

3) А-тип - артистический;

4) С-тип - социальный;

5) П-тип - предпринимательский;

6) К-тип - конвенциональный.

Взаимоотношения этих типов описываются Дж. Холландом в виде гексагона - шестиугольника, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р-И-А-С-П-К. Чем ближе друг к другу расположены типы, тем больше сходства между ними.

Реалистический тип

Виды деятельности: любая деятельность, которая дает ощутимый результат; люди этого типа предпочитают действие мышлению, конкретные задачи - трудным и абстрактным проблемам; управление большими машинами, тяжелым оборудованием, механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, координированности (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военное дело, конструкторские работы.

Способности: физическая сила, ручная ловкость, психомоторные навыки; механические способности, изобретательность; математические способности.

эмоциональная стабильность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; аккуратность, тщательность систематичность при выполнении работы; склонность к регламентации работы (что, как и когда надо делать); не склонны к лишним разговорам, обсуждениям и переговорам.

Межличностные отношения: взаимодействие с С-типом может вызывать недружелюбие, непонимание, резкость; наиболее близок к И- и К-типам, предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение: природа, сельская местность; наименьшее взаимодействие с другими людьми; ситуации, требующие небрежной одежды; организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (ВС, МВД и т. п.); фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты; транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби: реставрация старых механизмов (автомобили, часы и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств; строительные и восстановительные работы; фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство; охота, рыболовство, туризм; управление моторными видами транспорта; физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: ветеринар, водитель, инженер, картограф, лесничий, полицейский, пилот, плотник, сварщик, фермер.

Исследовательский тип

Виды деятельности: предпочитают размышления действиям; сбор информации, ее систематизацию, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы.

Способности: математические; склонность к анализу; рациональность, эрудированность; навыки письменного изложения мысли; склонность к рациональному логическому анализу.

Личностные качества и ценности: независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, креативность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; склонность к выяснению множества деталей, чтобы сделать заключение, поиску причин, стоящих за тем или иным явлением; склонность к излишнему фокусированию на деталях, что мешает увидеть проблему целиком; склонность к пересмотру информации заново перед принятием решения.

Межличностные отношения: взаимоотношения с П-типом порождают много проблем и вопросов; наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение: слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях; организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты; ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби: работа (зачастую полностью поглощен своей работой и работает много часов в день); сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей (парусный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т. п.); компьютеры (оценка, программирование, чтение литературы, обсуждение проблем); чтение научной литературы.

Артистический тип

Виды деятельности: художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.); игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.

Способности: воображение, креативность; музыкальные способности; артистические способности; вербально-лингвистические способности; чувство гармонии, вкуса.

независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.

Межличностные отношения: более всего несхож с К-типом; близок к И- и С-типам.

Предпочитаемое окружение: неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т. п.); организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.); музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.

Типичные хобби: фотография, рисование, живопись; посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев; сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование; игра на музыкальных инструментах, занятие танцами. Профессии А-типа: артист, дирижер, директор музея, архитектор, фотограф, скульптор, учитель музыки.

Социальный тип

Виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности: вербальные способности; навыки общения и взаимодействия с людьми; преподавательские, ораторские способности; навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные люди.

Межличностные отношения: более всего несхож с P-типом; близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение: социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала; медицинские учреждения, психиат-рические, психотерапевтические, психологические консультативные службы; агентства социальной защиты.

Типичные хобби: организация развлечения других; посещение общественных мероприятий, собраний; добровольное выполнение благотворительной и социальной работы. Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

Предпринимательский тип

Виды деятельности: работа с людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.

Способности: организаторские, ораторские, вербальные способности, способность убеждения; руководящие и лидерские; социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия; склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности: стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюризм; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимистичность, энергичность, любовь к популярности.

Межличностные отношения: более всего затруднено взаимодействие с И-типом; лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение: государственные и политические организации (власть, распоряжение крупными финансами); промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби: членство в клубах и организациях, посещение собраний; спортивные состязания в качестве зрителя или участника, богатый отдых; развлечения, организация вечеринок, увеселений; политическая деятельность. Профессии П-типа: коммерсант, адвокат, предприниматель, страховой агент, биржевой брокер, менеджер.

Конвенциональный тип

Виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности: математические; канцелярские; тонкая ручная моторика; организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личностные качества и ценности: сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы.

Межличностные отношения: наиболее несхож с типом А; ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение: хорошо работает в организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль; большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы; отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции; хорошо структурированные организаций со строгой иерархией.

Типичные хобби: коллекционирование (марки, монеты и т. п.); постройка моделей; проекты улучшения жилища; участие в гражданских и общественных организациях; игры с ясными и четкими правилами. Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, банкир, секретарь, счетовод.


Опросник профессиональных предпочтений (ОПП)

Цель применения. Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет вам соотнести ваши склонности, способности и интересы с конкретными профессиями, более точно определить круг ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании вашей профессиональной карьеры.

Если вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест поможет вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой.

Область применения. Методика используется в крупных организациях, на предприятиях, в учебных заведениях и рассчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки. Тестируемые должны быть не моложе 17 лет и иметь (или получать) как минимум среднее образование.

Способ применения. Ценность методики проявляется при ее периодическом использовании через 2–3 года, что позволяет изучить развитие личности и изменения в окружающей профессиональной среде.

Форма тестирования. ОПП можно проводить как индивидуально, так и в группе любой величины.

Общая инструкция. Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои ответы на специльном бланке ответов.

Деятельности

Ниже приводятся различные виды деятельностей, которые отражают широкий круг интересов и установок. Обведите букву «Д» в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером вам подходит, нравится или вы считаете, что он вам подойдет. Если тот или иной вид деятельности вам не нравится, не подходит или вы от него не в восторге, то обведите букву «Н».

Р-деятельности

1. Пройти курс обучения работам по дереву.

2. Работать на легковом автомобиле.

3. Ремонтировать хозяйственные постройки.

4. Ремонтировать электроприборы.

5. Настраивать музыкальную стереосистему.

6. Мастерить по дому.

7. Работать на дачном участке.

8. Пройти курс обучения на автомеханика.

9. Самостоятельно ремонтировать квартиру.

10. Решать технические проблемы.

11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейные, пишущие машинки и т. п.).

И-деятельности

1. Работать в научно-исследовательской лаборатории.

2. Применять математику для решения практических проблем.

3. Изучать научные теории.

4. Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций.

6. Находить решения сложных проблем.

7. Посещать научные музеи.

8. Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам.

9. Пройти курс математической статистики.

10. Размышлять над научными проблемами.

11. Освоить новую научную дисциплину.

А-деятельности

1. Играть на музыкальном инструменте.

2. Писать для журнала или газеты.

3. Воплощать рассказ в драматическое произведение.

4. Играть в ансамбле, группе или оркестре.

5. Конструировать мебель или одежду.

6. Писать портреты или заниматься фотографией.

7. Пройти курсы по дизайну.

8. Выпускать журнал или газету.

9. Заниматься рисунком или живописью.

11. Создавать декоративные изделия (чеканка, резьба, выжигание).

С-деятельности

1. Работать в сфере социальной поддержки и защиты.

2. Обучаться на курсах по психологии человеческих взаимоотношений.

3. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними.

4. Дискутировать по вопросам отношений между людьми.

5. Обучать других выполнять какую-либо работу.

7. Помогать людям, страдающим физическими недостатками.

8. Помогать советом в трудных ситуациях.

9. Преподавать в учебных заведениях.

10. Заботиться о детях или помогать пожилым людям.

11. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов.

П-деятельности

1. Быть руководителем проекта или какого-либо мероприятия.

2. Пройти курсы или семинар для руководителей.

4. Участвовать в политических кампаниях.

5. Организовать собственное дело и руководить им.

6. Принимать решения в важных и ответственных делах.

7. Оказывать влияние на других людей.

8. Присутствовать на аукционах, торгах.

9. Руководить работой других.

10. Следить за конъюнктурой рынка.

11. Организовывать и проводить выборные кампании.

К-деятельности

2. Работать с микрокалькулятором.

3. Провести инвентаризацию материальных ресурсов.

4. Записывать свои расходы.

5. Проводить проверку документации на предмет выявления ошибки или пропажи.

6. Производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе.

7. Вести деловую переписку.

8. Управлять оргтехникой, вычислительными машинами в учреждении.

9. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты.

10. Обучаться на бухгалтерских курсах.

11. Оформлять и печатать деловые бумаги.

Способности

Обведите «Д» для тех видов умений, которыми вы обладаете и которые вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите «Н» для тех видов умений и способностей, которыми вы никогда не обладали, и соответствующую деятельность, которую вы никогда не осуществляли или осуществляли плохо.

Р-способности

1. Я могу выполнять простой ремонт телевизора или радиоприемника.

2. Я могу ремонтировать мебель.

3. Я могу использовать электромеханические инструменты (пилу, дрель, токарный или шлифовальный станки) для работ по дереву.

5. Я могу сделать простой электрический ремонт.

6. Я могу заменить масло или резину в легковой машине.

7. Я могу сделать масштабный чертеж.

8. Я могу пользоваться большинством столярных инструментов.

9. Я могу производить простой слесарный ремонт.

11. Я могу использовать электроизмерительные приборы.

И-способности

1. Я могу использовать компьютер при изучении научной проблемы.

2. Я могу разобраться в физических свойствах многих веществ.

3. Я могу расшифровать простые химические формулы.

4. Я могу использовать калькулятор или логарифмическую линейку для научных исследований.

5. Я могу применять микроскоп для решения научных задач.

6. Я могу использовать математическую статистику для решения научных проблем.

7. Я могу описать основные функции человеческого организма.

8. Я могу применять логарифмические таблицы.

9. Я могу написать реферат по проблеме.

10. Я могу назвать три блюда с высоким содержанием белка.

11. Я могу кратко и четко изложить какую-либо научную теорию.

А-способности

1. Я могу написать рассказ.

3. Я могу писать красками, акварелью, лепить скульптуру.

4. Я могу обрисовать или описать человека так, что его можно узнать.

5. Я могу создать сценическое воплощение идеи или сюжета.

7. Я могу разрабатывать дизайн для упаковки продуктов.

8. Я могу декорировать рабочие помещения учреждений.

9. Я могу играть в пьесе.

10. Я могу сам изготовить простые украшения для дома.

11. Я могу выполнить художественный фотоснимок, слайд.

С-способности

1. Я могу хорошо принять гостей.

2. Мне легко помогать другим в принятии решений.

3. Я участвовал в акциях благотворительности.

4. Мне легко объяснять какие-либо вещи другим.

5. Я могу возглавить групповую дискуссию.

6. Мне легко удается создавать людям хорошее настроение.

7. Мне легко разговаривать с любыми людьми.

8. Мне легко удается помогать людям планировать их будущее.

9. Мне легко тренировать других.

10. Мне легко учить других.

11. Я хорошо разбираюсь в людях.

П-способности

1. Я могу организовать работу других.

2. Я легко оцениваю собственные достоинства.

3. Я легко могу заинтересовать других.

4. Я могу организовать и управлять кампанией по продаже.

5. Я хороший продавец.

6. Я легко планирую стратегию для достижения цели.

7. Я хороший публичный оратор.

8. Я знаю, как стать лидером, добивающимся успехов.

9. Я могу отстаивать свою точку зрения.

10. Я могу начать свое собственное дело.

11. Я могу развить в себе желаемые качества.

К-способности

1. Я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы.

2. Я могу легко получить необходимую информацию по телефону.

3. Я могу вести учет доходов и расходов.

4. Я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса.

5. Я могу печатать на машинке достаточно быстро.

6. Я могу составлять деловые письма.

7. Я могу управлять редактором текстов на компьютере.

8. Я могу создавать обстановку для деловых встреч.

9. Я могу работать на копировальной машине.

10. Я могу быстро замечать ошибки в расчетах, текстах.

11. Я могу успешно пользоваться каталогами.

Карьеры

Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, государственных учреждениях, различных видах искусства и науки. Обведите «Д» для тех видов карьер, которые вас интересуют или нравятся вам. Обведите «Н» для тех видов карьер, которые вам не нравятся или которые вы находите неинтересными.

Р-карьеры

1. Плотник.

2. Фермер.

3. Автомеханик.

4. Специалист по электронной аппаратуре.

5. Лесник.

7. Сварщик.

8. Радиоинженер.

9. Инженер-механик.

10. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов.

11. Экономист - плановик производства.

12. Инженер - конструктор по разработке инструментов.

13. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней.

14. Оператор энергетической установки.

И-карьеры

1. Инженер-конструктор.

2. Техник медицинской лаборатории.

5. Издатель научного или научно-популярного журнала.

6. Ботаник.

7. Хирург.

8. Антрополог.

9. Семейный врач.

10. Метеоролог.

11. Научный работник в области социальных наук.

12. Биолог.

13. Научный работник исследовательской лаборатории.

А-карьеры

1. Писатель.

2. Фотограф.

3. Музыкант-аранжировщик.

7. Музыкант-исполнитель.

8. Эксперт по живописи.

9. Журналист.

10. Художник по копиям (копиист).

11. Издатель газеты.

13. Архитектор.

14. Дизайнер.

С-карьеры

1. Преподаватель высшей школы.

2. Работник в социальной области.

3. Логопед.

4. Учитель школы.

5. Психолог.

6. Специалист по семейному консультированию.

7. Преподаватель общественных и социальных наук.

8. Сотрудник службы социальной поддержки.

9. Инструктор молодежного лагеря.

10. Консультант по выбору профессии.

11. Социолог.

12. Инспектор по делам несовершеннолетних.

13. Сотрудник службы «телефон доверия».

14. Священнослужитель.

П-карьеры

1. Управляющий фирмой.

2. Управляющий гостиницей.

3. Директор на радио и телевидении.

4. Агент по продаже недвижимости (домов, земельных участков).

5. Управляющий распродажей.

6. Заведующий отделом маркетинга.

7. Управляющий магазином.

10. Посредник в торговых операциях.

11. Продавец, торговый работник.

13. Брокер на бирже.

14. Начальник спортивной команды.

К-карьеры

1. Экономист.

2. Счетовод.

3. Секретарь-машинистка.

4. Кассир в банке.

5. Инспектор в банке.

6. Налоговый инспектор.

7. Ревизор.

8. Контролер кредитов.

9. Оператор ЭВМ.

10. Судебный исполнитель.

11. Архивариус.

12. Бухгалтер.

13. Нотариус.

14. Библиотекарь.

Бланк ответов ОПП

Фамилия, имя, отчество______________________

Пол М/Ж_Возраст_____ (лет) Образование_______

Профессия______ Стаж работы по профессии_____

Должность на данный момент __________________

Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество положительных ответов (да) для шкалы Р субтеста «Деятельности» и записать это число под данной шкалой в соответствующей графе бланка ответов. То же самое следует проделать и с остальными шкалами: И, А, С, П, К.

Аналогичным образом обрабатываются ответы по субтесту «Способности» и «Карьеры».

Необходимо сложить все три числа, относящихся к шкале Р, и полученную сумму записать в графе «Сумма Д по трем субтестам» бланка ответов. То же самое сделать и по остальным шкалам: И, А, С, П, К.

Букву с самым большим количеством баллов вносят в первую клетку графы «Код». Во вторую клетку этой графы нужно вписать букву со следующим по величине количеством баллов и т. д. Если двум буквам соответствует одинаковое количество баллов, то они обе заносятся в графу «Код» в любом порядке.

Интерпретация результатов

Полученный код испытуемого показывает степень его соответствия каждому из шести типов. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого данному типу и сильнее его интересы в этой области. Типы, обозначения которых не вошли в код, - это типы, которым обследуемый практически не соответствует.

Используя гексагон Дж. Холланда, можно определить однородность личности испытуемого. Если в код испытуемого входят буквы, расположенные рядом друг с другом в шестиугольнике, то можно говорить об однородности личности. Чем дальше друг от друга расположены буквы кода в шестиугольнике, тем ниже однородность личности.

Индивиды высокой и средней однородности легче найдут удовлетворение в профессии, если их код соответствует коду профессии. Испытуемые с кодом низкой однородности труднее находят удовлетворение в профессии, даже если их код хорошо подходит к коду профессии.

Одним из путей помощи людям с низкой однородностью кода является подбор профессии или карьеры по первой букве кода. Интересы же, относящиеся к противоположному типу, могут удовлетворяться вне сферы работы в хобби, досуговых формах деятельности.

Для определения дифференцированности интересов личности необходимо определить разность между баллами по методике ОПП. Если разность между баллами по шкалам, вошедшим в код, менее 8 баллов, то область интересов испытуемого определяется как слабо дифференцированная. Такой же вывод делается, если разность между высшим и низшим баллами из показателей шести шкал составляет менее 15. Это означает, что интересы испытуемого примерно одинаковы во всех шести типах.

Индивиды с плохо дифференцированным кругом интересов часто встречают трудности в составлении списка профессий, плохо осознают, чего они хотят от своей профессиональной карьеры, и требуют длительной консультативной работы.

Вывод о принадлежности к определенному типу личности можно сделать только в том случае, если оценка этого типа на несколько баллов выше, чем оценки других типов. Более точный вывод о профессиональной принадлежности личности можно сделать, не учитывая максимальную оценку по одному из типов, а определяя три типа, имеющих наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж. Холланда шесть типов личности размещено на шестиграннике друг с другом по степени сходства. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. Порядок их расположения по часовой стрелке таков: реалистичный, интеллектуальный, артистический, предприимчивый, социальный, конвенциальный. Следовательно, реалистичный тип более схож с интеллектуальным и конвенциальным, артистический - с интеллектуальным и предприимчивым и т. д.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то профессиональный выбор для этого человека будет наиболее обоснованным. При этом можно отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посредине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для принятия решения другие основания, дополнительную информацию и т. п.

Методика Д. Кейерси

Методика предназначена для выявления типа темперамента - одной из наиболее устойчивых личностных характеристик. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Д. Кейерси. Создан на основе известного варианта методики Майерс-Бриггс (МВТ1) как форма, более удобная для проведения массовых психодиагностических исследований.

Методика позволяет определить относительную выраженность следующих параметров, психических свойств:

Экстраверсии - интроверсии (шкала Е-1);

Интуиции - здравого смысла (шкала N-8);

Мышления - чувства (шкала Т-Р);

(шкала 1-Р).

Методика Д. Кейерси широко распространена в технологиях профориентации, психологическом консультировании.

Возможности методики: определяет устойчивые личностные черты, связанные, с точки зрения авторов, с темпераментом; позволяет составить целостный типологический функциональный портрет личности.

Наиболее целесообразно использовать при отборе на должности с высоким уровнем неопределенности алгоритма труда, т. е. такие, где велика роль личности работника (например, позиции руководителей разных уровней, должности, связанные с работой в экстремальных физических или социальных условиях).

Описания типов личности в методике достаточно конкретны и понятны человеку без психологической подготовки, что позволяет испытуемым довольно быстро получить результаты тестирования.

Ограничения методики: выявляет скорее ценностные регуляторы профессионального самоопределения, чем реальные возможности осуществить сделанный профессиональный выбор; отсутствуют сведения о валидности и надежности результатов тестирования.

Опросник Д. Кейерси

Инструкция. Вам предлагается ответить на 70 вопросов. На каждый из них существует два варианта ответа («а» или «б»). Все ответы равноценны, правильных или неправильных ответов нет. Необходимо выбрать тот, который вам подходит более всего, и в соответствующей графе ответного бланка поставить «+». Если вы сомневаетесь, какой ответ выбрать, постарайтесь сделать выбор, вспомнив наиболее характерное для вас поведение в подобных ситуациях. Работайте быстро, подолгу не задумываясь над ответом, не пропуская вопросов. Не забудьте вписать в бланк необходимые сведения о себе (фамилию и т. д.).

Вопросы

1. В компании (на вечеринке) вы:

а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев;

б) общаетесь с немногими - вашими знакомыми.

2. Вы человек скорее:

а) реалистичный, чем склонный теоретизировать;

б) склонный теоретизировать, чем реалистичный.

3. Как, по-вашему, что хуже:

а) витать в облаках;

б) придерживаться проторенной дорожки.

4. Вы более подвержены влиянию:

а) принципов, законов;

б) эмоций, чувств.

5. Вы более склонны:

а) убеждать;

б) затрагивать чувства.

6. Вы предпочитаете работать:

а) исполняя все точно в срок;

б) не связывая себя определенными сроками.

7. Вы склонны делать выбор:

а) довольно осторожно;

б) внезапно, импульсивно.

8. В компании (на вечеринке) вы:

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;

б) быстро утомляетесь и предпочитаете уйти пораньше.

9. Вас более привлекают:

а) здравомыслящие люди;

б) люди с богатым воображением.

10. Вам интереснее:

а) то, что происходит в действительности;

б) те события, которые могут произойти.

11. Оценивая поступки людей, вы больше учитываете:

а) требования закона, чем обстоятельства;

б) обстоятельства, чем требования закона.

12. Обращаясь к другим, вы склонны:

а) соблюдать формальности, этикет;

б) проявлять свои личные, индивидуальные качества.

13. Вы человек скорее:

а) точный, пунктуальный;

б) неторопливый, медлительный.

14. Вас больше беспокоит необходимость:

а) оставлять дела незаконченными;

б) непременно доводить дела до конца.

15. В кругу знакомых вы, как правило:

а) в курсе происходящих там событий;

б) узнаете о новостях с опозданием.

16. Повседневные дела вам нравится делать:

а) общепринятым способом;

б) своим оригинальным способом.

17. Вы предпочитаете таких писателей, которые:

а) выражаются буквально, напрямую;

б) пользуются аналогиями, иносказаниями.

18. Что вас больше привлекает:

а) стройность мысли;

б) гармония человеческих отношений.

19. Вы чувствуете себя увереннее:

а) в логических умозаключениях;

б) в практических оценках ситуации.

20. Вы предпочитаете, когда дела:

а) решены и устроены;

б) не решены и пока не улажены.

21. Как, по-вашему, вы человек скорее:

а) серьезный, определенный;

б) беззаботный, беспечный.

22. При телефонных разговорах вы:

а) не продумываете заранее то, что будет сказано;

б) мысленно репетируете то, что нужно сказать.

23. Как вы считаете, факты:

а) важны сами по себе;

б) есть проявление общих закономерностей.

24. Фантазеры, мечтатели обычно:

а) раздражают вас;

б) довольно симпатичны вам.

25. Вы чаще действуете как человек:

а) хладнокровный;

б) вспыльчивый, горячий.

26. Каким, по-вашему, хуже быть:

а) несправедливым;

б) беспощадным.

27. Обычно вы предпочитаете действовать:

а) тщательно оценив все возможности;

б) полагаясь на волю случая.

28. Вам приятнее:

а) покупать что-либо;

б) иметь возможность купить.

29. В компании вы, как правило:

а) первым заводите беседу;

б) ждете, когда с вами заговорят.

30. В поиске здравого смысла вы:

а) редко ошибаетесь;

б) часто попадаете впросак.

31. Детям часто не хватает:

а) практичности;

б) воображения.

32. В принятии решений вы руководствуетесь скорее:

а) принятыми нормами;

б) своими чувствами, ощущениями.

33. Вы человек скорее:

а) твердый, чем мягкий;

б) мягкий, чем твердый.

34. Что, по-вашему, больше впечатляет:

а) умение методично организовывать;

б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.

35. Вы больше цените:

а) определенность, законченность;

б) открытость, многовариантность.

36. Новые и нестандартные отношения с людьми:

а) стимулируют, придают вам энергии;

б) утомляют вас.

37. Вы чаще действуете как:

а) человек практического склада;

б) человек оригинальный, необычный.

38. Вы более склонны:

а) находить пользу в отношениях с людьми.

б) понимать мысли и чувства других.

39. Что приносит вам большее удовлетворение:

а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса;

б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса.

40. Вы руководствуетесь более:

а) рассудком;

б) велениями сердца.

41. Вам удобнее выполнить работу:

а) по предварительной договоренности;

б) которая подвернулась случайно.

42. Вы обычно полагаетесь на:

а) организованность, порядок;

б) случайность, неожиданность.

43. Вы предпочитаете иметь:

а) много друзей на непродолжительный срок;

б) несколько старых друзей.

44. Вы руководствуетесь в большей степени:

а) фактами, обстоятельствами;

б) общими положениями, принципами.

45. Вас больше интересуют:

а) производство и сбыт продукции;

б) проектирование и исследования.

46. Что вы скорее сочтете за комплимент:

а) «Вот очень логичный человек»;

б) «Вот тонко чувствующий человек».

47. Вы более цените в себе:

а) невозмутимость;

б) увлеченность.

48. Вы предпочитаете высказывать:

а) окончательные и определенные утверждения;

б) предварительные и неоднозначные утверждения.

49. Вы лучше чувствуете себя:

а) после принятия решения;

б) не ограничивая себя решениями.

50. Общаясь с незнакомыми, вы:

а) легко завязываете продолжительные беседы;

б) не всегда находите общие темы для разговора.

51. Вы больше доверяете:

а) своему опыту;

б) своим предчувствиям.

52. Вы чувствуете себя человеком:

а) более практичным, чем изобретательным;

б) более изобретательным, чем практичным.

53. Кто заслуживает большего одобрения:

а) рассудительный, здравомыслящий человек;

б) человек, сильно переживающий.

54. Вы более склонны:

а) быть прямым и беспристрастным;

б) сочувствовать людям.

55. Что, по-вашему, предпочтительней:

а) удостовериться, что все подготовлено и улажено;

б) предоставить событиям идти своим чередом.

56. Отношения между людьми должны строиться:

а) на предварительной взаимной договоренности;

б) в зависимости от обстоятельств.

57. Когда звонит телефон:

а) вы торопитесь подойти первым;

б) вы надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.

58. Что вы цените в себе больше:

а) развитое чувство реальности;

б) пылкое воображение.

59. Вы больше придаете значение тому:

а) что сказано;

б) как сказано.

60. Что выглядит большим заблуждением:

а) излишняя пылкость, горячность;

б) чрезмерная объективность, беспристрастность.

61. Вы в основном считаете себя:

а) трезвым и практичным;

б) сердечным и отзывчивым.

62. Какие ситуации привлекают вас больше:

а) регламентированные и упорядоченные;

б) неупорядоченные и нерегламентированные.

63. Вы человек скорее:

а) педантичный, чем капризный;

б) капризный, чем педантичный.

64. Вы чаще склонны:

а) быть открытым, доступным людям;

б) быть сдержанным, скрытным.

65. В литературных произведениях вы предпочитаете:

а) буквальность, конкретность;

б) образность, аллюзии.

66. Что для вас труднее:

а) находить общий язык с другими;

б) использовать других в своих интересах.

67. Чего бы вы себе больше пожелали:

а) ясности размышлений;

б) умения сочувствовать.

68. Что хуже:

а) быть неприхотливым;

б) быть излишне привередливым.

69. Вы предпочитаете:

а) запланированные события;

б) незапланированные события.

70. Вы склонны поступать скорее:

а) обдуманно, чем импульсивно;

б) импульсивно, чем обдуманно.

Регистрационный лист к опроснику Д. Кейерси Ф. И. О. _________________________________

Обработка результатов

Подсчет баллов производится простым суммированием количества знаков «+» во всех вертикальных столбцах регистрационного листа.

В пустые ячейки внизу каждого столбца записывается количество зачеркнутых ответов по вариантам «а» и «б». Для первого столбца первичная обработка на этом заканчивается. Данные шести других столбцов попарно складываются, а результаты записываются в нижние пустые ячейки.

Нужно обвести ту букву, которой соответствует большее число из пары.

Возможны следующие комбинации:

В результате получился четырехбуквенный код, который обозначает функциональный тип испытуемого.

Интерпретация результатов


Похожая информация.


Цитата сообщения

Обширный опыт психотерапевтической практики свидетельствует о том, что полноценное присутствие человека в мире невозможно без его полноценного присутствия в собственном теле. Справедливо и противоположное: отчуждение от своего тела, отношение к нему с неприязнью и пренебрежением - основные причины заболеваний на физическом, психическом и духовном уровнях. Методы телесно-ориентированной терапии призваны помочь вернуть человеку ощущение собственного тела и радость пребывания в нем, осознать ценность каждого мгновения этой жизни, проживать ее активно и максимально полно, без чувств страха, тревоги и нерешительности.


Основы телесно-ориентированной терапии были заложены Вильгельмом Райхом , который изначально придерживался принципов психоанализа, но позже отошел от этого подхода и создал свой собственный метод психотерапии. В то время, как психоаналитический сеанс предусматривал лишь вербальное общение, Райх не избегал тактильных контактов с пациентами. Он заметил, что многие эмоции у человека возникают совместно с различными проявлениями в теле и понял, что практически все проблемы психического уровня имеют свою аналогию и находят свое отражение в его теле в виде мышечных напряжений, зажимов, болезненных точек и областей.

Кроме того, Райх обнаружил, что во время психотерапевтического сеанса люди склонны использовать различные виды защит, которые назвал броней характера . На уровне физического тела эта броня становится мышечным панцирем . - совокупностью блоков и зажимов в теле, возникших из-за подавления эмоций. Психотерапевту необходимо уметь обходить или разрушать броню характера, для того, чтобы помочь своему пациенту максимально раскрыться, а процесс психотерапии непременно должен включать в себя методики, позволяющие избавиться от мышечного панциря. Устранение блоков и зажимов не только снимает хроническое напряжение в определенных участках тела и ведет к его глубокому расслаблению, но и позволяет высвободить застоявшиеся эмоции, что ведет к исцелению психики. С этой целью Вильгельм Райх разработал специальные приемы, методы и техники, состоящие, кроме всего прочего, и из особых физических упражнений. Его подход, названный вегетотерапией , послужил началом телесно-ориентированной терапии.

Телесно ориентированная терапия - это подход в психотерапии, в котором работа с психологическими трудностями и расстройствами психики ведется посредством телесного контакта с использованием специально разработанных техник, направленных на устранение существующих в теле блоков и зажимов. Кроме того, процесс исцеление подразумевает осознавание собственного тела и эмоциональное отреагирование (сознательное высвобождение избытка удерживаемых внутри эмоций). Вместе с этим, работа в теле должна совмещаться с аналитической работой, которая помогает понять психологические изменения и закрепить полученный результат.

Основная цель телесно-ориентированной терапии заключается в создании подходящих условий, в которых подавленные и вытесненные в бессознательное чувства и воспоминания перемещаются на уровень сознания, где становится возможным их повторное проживание и выражение в безопасных для человека условиях. Это ведет к снятию психологических блоков, эмоциональной разрядке и исцелению.

В нашем теле "записано" все: важные события, травмирующие ситуации, переживания и чувства, которые происходили с нами с самого момента рождения. Тело человека способно сообщить терапевту о проблемах и особенностях характера пациента намного больше, чем он это делает самостоятельно. Это означает, что через тело можно вести работу со сферой эмоций, отношений, самоприятия и т. д. Последовательная и мягкая проработка этих областей в теле совместно с аналитической работой помогает устранить хроническое напряжение и глубоко расслабиться. Во время сеанса телесно-ориентированной терапии у человека очень часто возникает множество переживаний, образов и подавленных чувств, которые должны быть выражены и трансформированы.

Основное отличие данного метода от других - возможность непосредственного доступа к бессознательному уровню человека без вербального общения - во время терапии разговоры сводятся к минимуму. Это позволяет обойти цензуру ума, что обеспечивает достижение максимальной эффективности за очень короткий промежуток времени. Телесно-ориентированная терапия позволяет изящно обойти все защиты пациента и бережно и безопасно открыть доступ к его внутренним переживаниям. Психология тела - это самый короткий путь к подсознанию человека, а значит, к корням всех проблем.

Тренинги телесно-ориентированной терапии предоставляют человеку возможность еще раз прожить всю свою жизнь, ключевые события из детства, пережить таинство рождения и смерти, а также другие трансперсональные переживания , во время которых сознание расширяется за пределы ума, эго и времени. Техники, которые используются в телесно-ориентированной терапии, позволяют найти взаимосвязь между состояниями тела, ума и души, а также между ощущениями, эмоциями и жизненной позицией.

Телесно-ориентированная терапия лежит в основе множества методов и техник, таких как техника Александера , метод Фенделькрайза , Розен-метод , Рольфинг ,биоэнергетика , биодинамика , танатотерапия и другие. Рассмотрим некоторые из них.

Техника Александера

Техника Александера получила свое название в честь ее создателя, Фредерика Матиаса Александера - актера родом из Австралии, который страдал от повторяющейся потери голоса и разработал свой метод в ходе наблюдения за самим собой. Открытые им техники помогли не только самому Александеру, но и множеству других людей и впоследствии стали широко использоваться во всем мире.

Наблюдая за своим зеркальным отражением, Александер заметил, что теряет голос потому, что его голова оказывает неправильное давление на шею. Александеру удалось выработать нормальное положение головы, что не только позволило ему избавиться от основного заболевания, но и оказало положительное воздействие на организм в целом. Позже, основываясь на своих наблюдения, Александер разработал свой собственный метод, в который входили упражнения и техники, помогающие восстановить нарушенный баланс между головой и позвоночником.

Метод Александера - это комплекс упражнений, который помогает человеку правильным образом использовать свое тело и рационально задействовать мышцы. У каждого из нас есть телесные привычки, которые выражаются в определенных движениях или позах, которые мы не осознаем (стоя во время мытья посуды, сидя во время работы за компьютером и т. д.). Ежедневно на выполнение какой-то работы или какого-то действия мы затрачиваем намного больше энергии, чем это нужно на самом деле. В результате, когда в теле возникают проблемы, в этом мы обвиняем деятельность и работу, которую нам приходится выполнять. Однако, чаще всего проблема состоит не в деятельности, а в способе ее выполнения, потому что, прикладывая большие усилия, чем нужно, мы создаем в теле излишнее напряжение. Все это создает ненужную нагрузку на наше тело и ведет к нарушению правильной работы организма. Основная опасность здесь заключается в том, что однажды все это становится для человека привычным и расценивается как нечто естественное.

"Возможно, я ошибаюся, когда говорю, что вы все делаете неправильно, однако в таком случае вы можете продолжать делать все правильно, не принимая меня во внимание".

Ф. М. Александер

Так, если здоровый человек, у которого была правильная осанка, неожиданно начнет сутулиться и эта привычка войдет для него в норму, это может привести к проблемам с дыханием, ухудшению поступления кислорода к головному мозгу, сбоям в работе кишечного тракта, проблемам с позвоночником, излишним напряжениям в суставах, головным болям и др.

Телесно-ориентированные терапевты, использующие в своей работе технику Александера, помогают человеку понять, в чем кроется причина повторяющейся проблемы в теле, рассматривая не только симптом, но и привычки всего тела. Они обращают внимание на то, как человек стоит, сидит, лежит, ходит и выполняет определенные действия. Такой целостный подход позволяет определить область в теле, в которой кроется основная проблема и выработать гибкий и безопасный путь для ее устранения.

Физический аспект техники Александера состоит в устранении напряжения в мышцах путем осознания и корректирования привычек. Благодаря выполнению несложных упражнений под руководством терапевта, у пациента появляется возможность исправить неправильные вошедшие в привычку позы на естественные положения тела, что ведет к высвобождению физического, психического и духовного потенциала.

Психологический аспект методики состоит в умении владеть тем, что Александер назвал "первичным контролем" - управляя положением головы и шеи, человек может управлять своим физико-психологическим состоянием в целом. Человек получает возможность вносить изменения не только в привычный сценарий своих внешних действий, но и выступать "режиссером" своих внутренних действий.

Сегодня техника Александера признана как феноменальный метод по работе с телом, который предоставляет человеку возможность получать удовольствие от жизни в полной мере, поскольку, вне зависимости от того, знает об этом человек или нет, состояние, в котором находится его тело, является прямым отражением состояния всей его жизни.

Метод Фенделькрайза

Основатель метода - физик по образованию, сфера интересов которого была очень разнообразной. Он занимался дзюдо и создал первую школу по этому виду боевых искусств в Европе, изучал неврологию, психоанализ, йогу и техники Георгия Гурджиева . У Моше в юности была травма колена, которая обострилась в начале 1940-х годов. Врачи считали, что хирургическое вмешательство не приведет к благоприятному исходу, и он отказался от операции. Желая вылечить заболевание, Фенделькрайз увлекся анатомией, биомеханикой и исследованием функций движения, что послужило началом для создания его собственного метода по работе с телом. Со временем с его помощью он смог помочь не только себе, но и тысячам других людей, а его метод получил широкое общественное признание.

Метод Фельденкрайза - это совокупность двигательных техник, во время работы с которыми акцент ставится на осознавании выполняемых движений и тех изменений, которые происходят в человеке. Упражнения меняются от одного занятия к другому, начинаются с простых и спокойных и со временем объединяются в более сложные шаблоны. Они позволяют восстановить осанку, гибкость, силу и координацию, а также обрести легкость и свободу во всем теле. При этом используется способность нервной системы человека с саморегуляции и самоорганизации.

Фенделькрайз отмечает, что нервная система, в первую очередь, занимается движением и что его упражнения отражают ее состояние. Человеку нужно научиться расслабляться и следовать своему внутреннему ритму, чтобы избавиться от вредных привычек по обращению с телом. До тех пор, пока человек находится в напряжении и постоянной спешке, он не способен учиться. Человек должен жить свободно, играя и экспериментируя с движениями, постоянно развиваясь и обретая новый опыт.

Метод Фенделькрайза призван помочь людям вернуть естественную грацию и свободу движений, которую они утратили вместе с детством. Специально разработанные упражнения помогают избавиться от ненужных напряжений в мышцах, а также от старых неэффективных шаблонов движений и поз тела, которые успели войти в привычку. Цель метода заключается в том, чтобы развить в теле человека способность действовать максимально эффективно, прикладывая при этом минимум усилий. Этого можно достичь не посредством наращивание мышечной массы, а благодаря пониманию того, как работает тело. Фенделькрайз подчеркивает, что людям следует взять на себя большую ответственность, осознав, как функционирует их тело и научиться жить в согласии с его внутренней мудростью и законами.

Исходя из целей применения метода, существует две его разновидности:функциональная интеграция и осознавание через движение .

Документальный фильм о методе Фенделькрайза




В первом случае терапевт оказывает пациенту непосредственную помощь, управляя его конечностями и положением тела. На этой стадии со стороны пациента не требуется практически никаких физических усилий. Этот подход направлен на восстановление двигательных функций после травм, помощь больным с неврологическими нарушениями (в частности, в период реабилитации после инсультов). Занятия проходят на специальной кушетке с использованием особых атрибутов: подушек, валиков и средств обратной связи для пациента.

Во втором случае терапевт лишь подсказывает пациенту, какие виды движений ему следует выполнять. Во время практики человек развивает самоосознание, начинает "чувствовать" движения, благодаря чему они становятся более легкими и естественными. В повседневной жизни все наши движения механически и не осознанны, мы двигаемся и перемещаемся подобно роботам. Однако каждое движение должно осуществляться с осознанием, в состоянии " ". Практикуя осознанные движения и испытывая их новые комбинации, которые ранее были невозможны, у человека появляется возможность развить в себе осознанность и расширить собственное сознание.

Биоэнергетика Александра Лоуэна

Основатель метода - , ученикВильгельма Райха . Вместо термина "оргонная энергия " он начал использовать термин "биоэнергия ", что, по сути, означает одно и то же - жизненная энергия . В связи с этим созданное Лоуэном направление получило названиебиоэнергетика . Основная идея данного подхода состоит в возможности исцеления психики и души человека через его физическое тело. "Терапия души посредством работы с телом" - так определял основную суть своего подхода сам Лоуэн.

Однако, несмотря на то, что аналогично Райху, Лоуэн считал работу с телом эффективным методом психологической и психиатрической помощи, в отличии от своего учителя он также уделял большое внимание психоаналитическим сеансам. Он понимал, что устранение мышечного панциря, блоков и зажимов в теле человека ведет к исцелению травм и расстройств психики, однако полное выздоровление считал невозможным без глубокой психоаналитической работы. Оба процесса, по его мнению, должны протекать параллельно, что позволит обеспечить устойчивые результаты.

Сегодня биоэнергетика - это направление телесно-ориентированной терапии, работающее с телом и сознанием человека, призванное помочь ему в разрешении эмоциональных и психологических трудностей для более полной, радостной и гармоничной жизни. Вместе с этим, биоэнергетика - это путь, предоставляющий человеку возможность познать себя через язык тела и протекающие в нем энергетические процессы. Согласно этому подходу, количество внутренней энергии, а также рациональность ее использования, определяет качество жизни человека, поэтому биоэнергетика не только изучает энергетические процессы в организме человека, но и учит тому, как с ними обращаться.

"Человек, живущий своим внутренним миром, не эгоист. Он центрирован на своем «я», и его подлинная забота о себе помогает ему осознать, что его благополучие зависит от благополучия других людей его сообщества. Он является настоящим гуманистом, потому что осознает свою собственную человечность, свое собственное человеческое существование".

Основным принципом биоэнергетики является идентичность тела и ума. Иными словами, наше тело отражает то, о чем мы думаем и наоборот, то, что происходит в теле, становится нашими мыслями. А это означает, что меняя свое мышление, мы можем оказывать влияние на состояние своего организма, а при помощи изменений в теле менять "настрой" ума. К примеру, человеку, который находится в депрессивном состоянии, навряд-ли удастся выйти из него при помощи положительных мыслей. Так происходит потому, что его энергия подавлена. Но если уровень его энергии поднять с помощью глубокого дыхания (до этого оно было угнетено совместно с остальными жизненными функциями) и эмоционального катарсиса, человек выходит из депрессии.

Биоэнергетика с практической точки зрения - это комплекс простых для освоения техник, помогающих человеку избавиться от внутреннего напряжения, раскрыться и расслабиться. Эти техники и упражнения не требуют присутствия психолога или психотерапевта и могут выполняться самостоятельно в домашних условиях. Эти упражнения не имеют никакого отношения к гипнозу или самовнушению, они работают непосредственно через тело и нацелены на возвращение человеку его подлинной энергетики.


Таким образом, телесно-ориентированная терапия для оказания психотерапевтической помощи человеку использует различные техники, подразумевающие работу с его физическим телом, которые позволяют разрушить его мышечный панцирь, избавиться от хронических напряжений, присутствующих в теле и благодаря этому высвободить удерживаемую ими энергию. Все это нередко связанно с повторным проживанием болезненных событий из прошлого, что ведет к высвобождению подавленных чувств, эмоциональному катарсису, а также завершению всех незавершенных гештальтов . Терапевт же создает благоприятные условия для успешного протекания этого процесса.

Способность ощущать радость и удовольствие от каждого нового дня в своей жизни, чувствовать доверие к себе, окружающим людям и всему миру, возможность иметь сердце, которое открыто для любви - все эти качества изначально свойственны для каждого из нас. Все это - наша изначальная природа. Удовлетворение от жизни, душевный покой, мир и блаженство - это наше право от рождения. Ко всему этому не нужно стремиться, за это не нужно сражаться - любые попытки достичь обречены на поражение. Все что необходимо - это снова вернуться к своей изначальной чувствительности, открытости, к своей подлинной сути, к своей природе. Таким образом, согласно телесно-ориентированной психотерапии личностный, психологический и духовный рост есть не что иное, как освобождение от любого рода подавлений и планомерное становлении свободным, открытым, любящим и осознающим человеческим существом.

http://duhovniypoisk.com/psychology/telesnaya_terapiya.php{/more]

Современная психология имеет весьма обширный спектр методик психотерапевтического лечения, телесно-ориентированная психотерапия является одним из них. Телесная психотерапия относится к соматической психологии, что означает излечение душевных расстройств путем воздействия на физическое тело человека.

Тело – зеркало души

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная психотерапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Преимущества телесной психотерапии

Главным преимуществом телесно-ориентированной психотерапии считается наличие относительно беспрепятственной возможности для доктора заниматься «врачеванием» души больного. Телесная психотерапия выступает своего рода универсальным инструментом психолога, позволяющим обнажить суть проблемы пациента при помощи способов бессознательного воздействия. Через физическую оболочку психотерапевт, используя ТОП, работает с внутренними ощущениями человека.

Несомненным плюсом использования телесно-ориентированной психотерапии является то, что в процессе лечения пациент не ощущает вербального воздействия психотерапевта.

Главные концепции ТОП

Психологи и психотерапевты всего мира выделяют следующие важные концепции телесно-ориентированной психотерапии:

  • энергия;
  • мышечная броня;
  • заземление.

Жизненно важная энергия

Энергия является важной составляющей жизнедеятельности человека. На самочувствие каждого из нас оказывает прямое влияние все, что препятствует движению энергии в любых системах организма. Некоторые психотерапевты придерживаются мнения о том, что только хорошая циркуляция жизненной энергии в теле человека способна обеспечивать отличное физическое и психическое здоровье. С этим сложно не согласиться, как правило, человек в состоянии депрессии выглядит безжизненно и вяло, что сигнализирует о низком уровне его энергетического потенциала. Одним из важных условий выхода из депрессивного состояния является правильная организация режима отдыха и питания пациента.

По мнению психологов, многие душевные расстройства пациентов вызваны изначальным невниманием к собственным чувствам и желаниям, а также неправильное или неполноценное их понимание.

Мышечная защита

Под, так называемой мышечной броней, психотерапевты владеющие основами телесно-ориентированной психотерапии, понимают состояние перманентного мышечного напряжения у человека. Другими словами, мышцы человека выступают в роли защитных щитов от воздействия эмоций и чувств.

Различные психологические травмы или события, способные вызвать расстройства психики блокируются мышцами, что приводит к изменению или подавлению человеческого восприятия. А это в свою очередь вызывает уже физическую скованность и зажатость человеческого организма.

Энергетически контакт с землей

Заземление в телесной психотерапии означает ощущение энергетической устойчивости и опоры, которая позволяет человеку находиться в стабильном психологическом состоянии. Нахождение контакта со своими чувствами и эмоциями дает возможность каждому человеку оставаться здоровым как в физическом, так и психическом плане.

Практическое применение телесной психотерапии

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

  • снятие стресса;
  • снятие хронической усталости;
  • лечение неврозов, депрессий;
  • избавление от страхов;
  • избавление от чувства неудовлетворенности и т.д.

Основные упражнения телесно-ориентированной психотерапии имеют первостепенную задачу – расслабить пациента. Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Как правило, практические упражнения выполняются в группах по 6-10 человек, так как для большинства упражнений требуется парная работа.

Основные упражнения ТОП

Мышечная релаксация – это упражнение представляет собой максимальную релаксацию мышц путем их максимального напряжения. Для выполнения данного упражнения требуется последовательно начинать напрягать все мышцы своего тела, начиная с головы и заканчивая ступнями. При этом напряжение каждой мышцы должно происходить путем удерживания ее в таком состоянии, а затем медленном расслаблении. Выполняя упражнение, следует максимально фокусироваться на своих ощущениях в процессе расслабления мышцы.

Упражнение «правильное дыхание» направлено на восприятие собственного тела через дыхательную функцию. Для выполнения этого упражнения нужно плотно закрыть глаза и сконцентрировать внимание на своем дыхании. В процессе упражнения можно почувствовать свежесть в процессе вдохов и тепло в процессе выдохов воздуха из легких. Далее рекомендуется пробовать дышать другими органами своего тела. То есть детально представлять себе, что дыхание происходит через макушку, грудную клетку, низ живота, ладони и т.д. На каждую часть тела следует отводить не менее 10-15 дыханий.

Развить свою «телесную осознанность» поможет следующий ряд действий:

  • проговорить вслух свои ощущения;
  • позволить на несколько минут своему телу делать то, что ему хочется;
  • найти максимально удобную для своего тела позу;
  • оставаясь в удобной позе проанализировать состояние каждой части своего тела;
  • отметить наличие напряженности и расслабить эти места.

Все способы и методы телесно ориентированной психотерапии дают ощущения полноты и уникальности жизни, целостности собственного бытия, повышают желания человека жить активной жизнью без всевозможных страхов и опасений.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт