Строение клетки. Вопросы для самостоятельной работы. Занимательные задания о строении клетки

15.06.2019

Клетка как биологическая система

Задание относится к базовому уровню сложности. За правильное выполнение получишь 2 балла .

На решение примерно отводится до 5 минут .


Для выполнения задания 4 по биологии необходимо:

  1. знать :
    • методы научного познания; правила, гипотезы.
    • строение и признаки биологических объектов
    • сущность биологических процессов и явлений
    • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
  2. уметь : устанавливать взаимосвязи, распознавать и описывать, выявлять отличительные признаки и сравнивать (и делать выводы на основе сравнения).

Задачи для тренировки

    Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. наличие хлоропластов
    2. наличие гликокаликса
    3. способность к фотосинтезу
    4. способность к фагоцитозу
    5. способность к биосинтезу белка

    Решение
  1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания митохондрии. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицуцифры , под которыми они указаны.

    1) энергетическая станция клетки

    2) бывает гладкой и гранулярной

    3) ДНК представляет собой замкнутую кольцевую двуспиральную молекулу

    4) двумембранный органоид

    5) система мембран, образующих канальца, пузырьки, цистерны, трубочки.


    Решение
  2. Все приведенные ниже органоиды, кроме двух, можно отнести как к растительной, так и к животной клетке. Определите два органоида, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. лизосомы
    2. аппарат Гольджи
    3. хлоропласты
    4. клеточная стенка

    Решение
  3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке организма. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    (Alexei Kouprianov)

    1) миксотрофный способ питания

    2) наличие двух сократительных вакуолей

    3) имеется стигма – светочувствительный глазок

    4) способность к фотосинтезу

    5) имеется большое и малое ядра


    Решение
  4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций полисахаридов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

2. Монограмма “Клетка”

Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.

Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.

Ответ: клетка.

3. Монограммы “Вещества клетки”

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

Ответ: углеводы, белки, жиры - органические вещества.

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).

Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.

7. Лабиринт

Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.

Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.

По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки.

По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80-95% массы растения.

Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.

При подготовке к игре учащимся предлагается прочитать:

  1. Бутенко Р.Г. Жизнь клетки вне организма. М.: Знание, 1975.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Сады и парки мира. - Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1964, 1970.
  3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973.
  4. Жизнь растений / Под ред. А.А.nbsp;Федорова. М.: Просвещение, 1974-1982. Т.1.
  5. Ивченко С.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972.
  6. Тимирязев К.А. Жизнь растений. Л.: Молодая гвардия, 1950.
  7. Травкин М.Н. Занимательные опыты с растениями. М.: Учпедгиз, 1960.

Вариант 1.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 6 и 7? Раскройте особенности строения и функций этих структур.

Вариант 2.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 5 и 6? Раскройте особенности строения и функций этих структур.



Вариант 3.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 5, 6, 7?


Вариант 4.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 3?


______________________________________________________________________________

Вариант 5.


Вариант 6.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2?

Вариант 7.

Вариант 8.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 2? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 9.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 4? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

____________________________________________________________________________

Вариант 10.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 9? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 11.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 5? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 12.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 1? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 13.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какими цифрами обозначены ее мембранные органоиды? Укажите их названия.

Вариант 14.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 7? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 15.

Рассмотрите рисунок. Какие органоиды клетки на нем изображены? В каких клетках они встречаются? Каковы их функции?

1. 2.

Вариант 16.

Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами 4 и 5? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 17.

Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами буквами Д и З? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 18.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции она выполняет в клетке?


Вариант 19.

Рассмотрите рисунок. Какой процесс на нем изображен? Какова его роль в клетке? В каких клетках он может происходить?


Вариант 20.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 7, 10, 11? Какие функции они выполняют в клетке?


Вариант 21.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 3 и 6? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 22.

Рассмотрите рисунок. Какие клетки на нем обозначены буквами А и Б? Сравните строение этих клеток.

Вариант 23.

Рассмотрите рисунок. Какой процесс в клетке обозначен номером 10? Какое значение имеет этот процесс в клетке?

Вариант 24.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? В каких клетках можно встретить эту структуру? Какие ее разновидности Вам известны?


Вариант 25.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Приведите примеры клеток человека, в которых такие структуры встречаются в большом количестве.


    Первый микроскоп был изобретен Янсеном в (_).

    В 1665 году Роберт Гук (_).

    Антоний Ван Левенгук открыл мир (_).

    Роберт Броун описал в растительных клетках (_).

    В 1838–1839 гг. ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн сформулировали (_).

    Т.Шванн считал, что новые клетки образуются (_).

    В 1855 г. Рудольф Вирхов доказал, что (_).

    Основной единицей строения и жизнедеятельности живых организмов является (_).

    Все клетки живых организмов имеют (_).

    Клетки образуются только (_).

Задание 2. «Строение клеточной оболочки»

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 - 5?

    Из каких двух частей состоит оболочка животной клетки? Растительной клетки?

    Какова толщина плазмалеммы?

Задание 3. «Строение плазмалеммы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Оболочка какой клетки на рисунке? Ответ поясните.

    Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?

    Какие молекулы образуют гликокаликс?

Задание 4. «Электрохимический градиент»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что такое концентрационный градиент?

    Что такое электростатический градиент?

    Что такое электрохимический градиент?

Задание 5. «Транспорт веществ через мембрану»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 - 4?

    Какой вид транспорта требует затраты энергии?

    Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?

    Как ионы Na + выводятся из цитоплазмы клетки наружу?

Задание 6. Рассмотрите рисунок «Плазмолиз»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что называется плазмолизом?

    Каким образом осуществляется движение воды через клеточную мембрану?

    Причины плазмолиза?

Задание 7. «Оболочка клетки»

Запишите номера предложений и пропущенные слова:

    Оболочка растительной клетки представлена (_).

    Плазматическая мембрана образована (_).

    Образуют гидрофобную основу клеточной мембраны (_).

    Основная часть воды попадает в клетку через клеточную оболочку (_).

    Захват плазматической мембраной твердых частиц – (_).

    Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки – (_).

    Поступление веществ в клетку – (_), выведение веществ из клетки – (_).

    Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет с затратой энергии АТФ – (_).

    Поступление воды в клетку в процессе деплазмолиза происходит за счет (_).

    Плазмолизом называется (_).

    Осмосом называется (_).

Задание 8. «Комплекс Гольджи и лизосомы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено на рисунке буквами А-В?

    Где образуются лизосомы?

    Сколько мембран окружает содержимое лизосом?

    Каковы размеры лизосом?

    Каковы основные функции лизосом?

Задание 9. «Одномембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Каковы основные функции комплекса Гольджи?

    Какие два вида ЭПС известны?

    Каковы основные функции ЭПС?

    Каковы функции ресничек и жгутиков?

    Чем реснички отличаются от жгутиков?

Задание 10. «Митохондрии»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции митохондрий?

    Как образуются новые митохондрии?

    Какова масса митохондриальных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате митохондрий?

    Каковы размеры митохондрий?

Задание 11. «Пластиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 6?

    Каковы основные функции хлоропластов?

    Как образуются новые пластиды?

    Какова масса пластидных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате хлоропластов?

    Каковы размеры хлоропластов?

Задание 12. «Взаимопревращения пластид»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Приведите примеры превращения пропластид в различные виды пластид.

    Приведите примеры превращения лейкопластов в хлоропласты и наоборот.

    Каковы функции лейкопластов?

    Каковы функции хромопластов?

Задание 13. «Немембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции клеточного центра?

    Как образуются центриоли клеточного центра?

    Что характерно для клеточного центра высших растений?

    Каковы функции микротрубочек и микронитей?

    Где образуются субъединицы рибосом?

    Каковы функции рибосом?

    Каковы размеры рибосом?

    Что входит в состав рибосомы?

Задание 14. «Органоиды клетки»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1 . К одномембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

**Тест 2 . К двумембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Ядро.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

**Тест 3 . К немембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

Тест 4. За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Митохондрии.

Тест 5. Биосинтез белков в цитоплазме клетки осуществляют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 6. "Органоиды дыхания", обеспечивающие клетку энергией:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 7. Расщепляют сложные органические молекулы до мономеров, даже собственные органоиды и пищевые частицы, попавшие в клетку путем фагоцитоза:

    Лизосомы.

    Рибосомы.

    Комплекс Гольджи.

Тест 8. В клетках высших растений отсутствуют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Центриоли.

Тест 9. За образование цитоскелета отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Миофибриллы.

Тест 10. Способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Лизосомы.

    Комплекс Гольджи.

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология

Тема: Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки

Чудинова Любовь Евгеньевна преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»

Описание:
В теме представлено 2 уровня заданий. Обучающийся может произвольно выбрать любой уровень.
Выполняя задания по теме, следует учитывать, что два задания являются обязательными:
1. Составить словарь темы – выписать из учебника содержание предложенных понятий.
2. Любое задание, предполагающее самостоятельную работу с различными источниками информации (учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет).
Для того, чтобы получить оценку «удовлетворительно» - 3 надо выполнить
три задания (на выбор из оставшихся); оценку «хорошо» - 4 четыре задания (на выбор из оставшихся); оценку «отлично» - 5 все задания.
Если какое-либо задание уровня окажется непонятным или сложным, можете заменить его на * задание № 6.
Назначение: для обучающихся первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Цель: контроль качества усвоения материала темы «Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки» обучающимися первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Задачи:
- содействовать формированию общеучебных навыков (ОУН) через разные виды учебной деятельности;
- развивать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения заданий;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий;

Результаты освоения материала темы:
У 1. объяснять:
-единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
У 4 сравнивать биологические объекты:
-химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных.
У 7. находить:
- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках,справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
З 1. -основные положения биологических теорий и закономерностей.
З 2. -строение и функционирование биологических объектов: клетки.
З 5. -биологическую терминологию и символику.

1 уровень

Задание № 1
Составь словарь темы – выпиши из учебника содержание предложенных понятий:
цитология, клеточная теория (положения пронумеровать), химический элемент, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, буферные системы, углеводы, липиды, белки, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков, денатурация, нуклеиновая кислота.
Задание № 2
Нарисуй схему «Строение воды»

Задание № 3
Заполни таблицу «Неорганические вещества клетки»

Скачать Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология тема Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт