Страх - чувство врожденное или приобретенное? Как побороть страхи у взрослых

07.04.2019

Существуют страхи врожденные и страхи приобретенные. Врожденные вызываются раздражителями, с которыми субъект не знаком на личном опыте. Птицы, питающиеся змеями, инстинктивно избегают ядовитых экземпляров, хотя никогда раньше с ними не сталкивались. Более ста лет назад Дуглас Спэлдинг описал генетически запрограммированный страх цыплят, впервые заметивших в небе коршуна или услышавших его крик. Конрад Лоренц вызывал панику у только что вылупившихся утят, водя над их головами вырезанным из бумаги силуэтом, отдаленно похожим на хищную птицу. Макаки-резус, выращенные в неволе, обращаются в бегство при виде фотографии разъяренных собратьев. Многие животные боятся даже запаха своих врагов. Некоторые гремучие змеи стараются скрыться, едва их помещают в места обитания их самого грозного противника, королевской кобры. Запах травмированного или испуганного собрата также побуждает к бегству. Молодые жабы стремятся прочь от того места, где находится раненая особь того же вида, и долго туда не возвращаются.

Люди тоже способны реагировать на незнакомые раздражители. Испуг вызывают, например, резкие звуки, вспышки, необычные тактильные воздействия. Потеря ориентации, ощущение, что ты заблудился, также порождает инстинктивный дискомфорт. Дональд Гебб, например, обнаружил, что темнота одинаково пугает и шимпанзе, и маленьких детей. Все это врожденные страхи. Мы появляемся на свет с багажом пристрастий и антипатий, опасений и интересов. Много лет назад Дарвин, а за ним Г. Стэнли Холл предположили, что существует эволюционная предрасположенность к некоторым страхам. Практически доказано, что перцептивные системы каждого вида особым образом настроены на определенные раздражители. Иногда нас вдруг что-то начинает беспокоить. Есть такая русская пословица: „У страха глаза велики“. Что бы там ни говорили бихевиористы, но врожденная биологическая склонность перенимать те или иные реакции существует. Выращенные в неволе молодые макаки-резус не боялись змей, но, едва увидев испуг диких сородичей, впадали в панику. Столь стремительное обучение может свидетельствовать только о наличии особой восприимчивости к некоторым навыкам. То, как ребенок учится говорить, служит еще одним блестящим и неоспоримым примером подобной подготовки к постижению жизни.

Не все страхи, характерные для данного вида, проявляются сразу. Они возникают, исчезают и меняются, по мере того как индивид растет и развивается. Можно заранее предсказать, как будут формироваться, усиливаться и ослабевать наиболее распространенные страхи. Так, дети в возрасте от восьми до двадцати двух месяцев обычно с опаской относятся к чужим взрослым людям и не любят оставаться одни. Страх перед незнакомыми ровесниками проявляется несколько позже; потом малыши начинают бояться темноты и животных. Причем у представителей различных культур наблюдается сходная картина. Детский страх перед посторонними изучали в Соединенных Штатах, Гватемале, Замбии, у племен, обитающих в районе Калахари, у индейцев хопи и ганда - результаты везде были одинаковы. У младенцев любой национальности реакция страха появляется примерно в возрасте восьми месяцев: малыш хмурится и перестает улыбаться в присутствии чужого человека. Обычно это проходит к двум годам - возможно, потому что ребенок обучается манипулировать поведением незнакомых людей и быстрее к ним привыкает. Однако боязнь может и сохраниться, превратившись со временем в устойчивую робость. Разлука с родителями также вызывает беспокойство у всех детей, независимо от национальной принадлежности.



Эта неизменная последовательность, вероятно, обусловлена развитием индивида и связана как с генетическими факторами, так и с воздействием окружающей среды. В процессе эволюции совместное существование стало необходимым для выживания вида, поэтому вполне естественно, что мы так восприимчивы к чужим чувствам и побуждениям. Выражение лица другого человека является мощным стимулом, вызывающим в нашей душе соответствующие эмоции. Социофобов пугает любой устремленный на них взгляд, а сердито нахмуренные брови или округлившиеся от ужаса глаза никого не оставят равнодушным.

Рассуждая о врожденных страхах, труднопреодолимых и повсеместно распространенных, нельзя тем не менее забывать, что существенная часть наших опасений все же носит приобретенный характер. Как они появляются? Об этом я поговорю в третьей главе.

Итак, мы обозначили на карте два пункта: страхи врожденные и страхи приобретенные, и их не следует путать. А теперь продолжим исследование.

6. Страхи: норма и патология

Стресс, тревога, страх функционально необходимы. Иногда даже приятны. Иначе почему экстремальные виды спорта и фильмы ужасов пользуются такой популярностью? Дрожь тоже может доставлять удовольствие. Нормальными следует считать страхи, адекватные силе раздражителя, поддающиеся контролю и воздействию. Но поскольку сложно найти четкие критерии для определения этих характеристик, мы часто прибегаем к помощи статистических данных. Например, боязнь летать на самолете следует считать нормой или отклонением? С одной стороны, нормой, поскольку человек не создан для того, чтобы бороздить воздушные просторы. А с другой стороны - все же отклонением, так как данная непереносимость встречается у очень небольшого количества людей.

Патологический страх сопоставим с ложной тревогой: у них сходные механизмы запуска и регуляции. Он возникает часто, по ничтожному поводу и бывает сильным, всепоглощающим, не знающим компромиссов. С ним трудно совладать, такой страх легко перерастает в панику. И это не единственный случай, когда защитные силы организма оборачиваются против нас. В качестве примера Кристоф Андре приводит рефлекс кашля, который природа дала человеку, чтобы изгонять из дыхательных путей инородные тела. Однако приступ астмы, вызванный миллиграммами цветочной пыльцы, следует расценивать как слишком бурную и потому вредную предохранительную реакцию. „Сама по себе пыльца не опасна. Угроза таится не в окружающей среде, а в сбое защитной системы. Затрудненное дыхание и изнурительный сухой кашель скорее губительны, чем полезны“. То же самое можно сказать и о страхе. Как тут не вспомнить о Мальте Лауридсе Бригге и его страхах, описанных Рильке:

Все затерянные страхи тут как тут. Страх, что крошечная шерстинка, торчащая из одеяла, - твердая, твердая и острая, как стальная игла; страх, что пуговка на моей ночной рубашке больше моей головы - огромная, тяжелая; страх, что хлебная крошка, упав с моей кроватки, стеклянно расколется, и давящая тоска оттого, что с ней вместе расколется все-все и навеки; страх, что оборванный край вскрытого письма прячет запретное, чего никому нельзя видеть, и невообразимо важное, для чего во всей моей комнате нет надежного места; страх, что я проглочу во сне выпавший из печи уголек; страх, что спятившее число пойдет разрастаться у меня в мозгу и уже перестанет там умещаться; страх, что лежу на граните, на сером граните; страх, что я буду кричать, к моей двери сбегутся, ее взломают; страх, что я выдам себя, выболтаю свои страхи, и страх, что я слова не смогу из себя выдавить, ведь словами их не передашь - и еще страхи… страхи.

7. Элементарная картография: стресс, тревога и страх

Прежде чем мы начнем препарировать страх, следует конкретизировать некоторые термины, ибо язык страха чрезвычайно богат, но недостаточно хорошо систематизирован. Такие слова, как „стресс“, „тревога“, „испуг“, „избегающее поведение“, „стыд“ и многие другие, требуют четкого определения. Сейчас я попытаюсь пояснить некоторые из них. Поскольку книга посвящена страху, начнем с него, но прежде кое-что уточним. Существует ли определение страха? Можно ли вообще дать определение чувству? Ведь чувства - понятия тонкие, сложные, крайне индивидуальные, подвижные. Прежде чем искать определение эмоциям, нужно допустить, что они имеют, во-первых, четкие границы, а во-вторых - словесное выражение. Исследователи, достойные самой высокой оценки, - П. Н. Джонсон-Лэард и Кит Оутли - считают, что существует пять базальных универсальных эмоций: печаль, радость, гнев, страх и отвращение. Сами они первичны, но на их базе развиваются более сложные эмоциональные процессы. Известно, что лингвисты делятся на оптимистов и пессимистов. Первые, к которым отношусь и я сам, полагают, что любая вещь имеет точное определение, позволяющее избежать противоречий или путаницы. А вот пессимисты убеждены, будто бытие и язык разделяет непреодолимая пропасть и поэтому попытки подобрать определение феномену - это акт насилия. Свой подход к подбору терминов я изложил в книге „Словарь эмоций“, написанной в сотрудничестве с Марисой Лопес Пенас.

Читатель уже знает, что определение чувства представляет собой „краткое повествовательное изложение“. Как учит логика, определение содержит указание на ближайший род, то есть на принадлежность к более обширной группе, а также на видовое отличие предмета, иначе говоря - на признаки, выделяющие его из общего ряда. В классическом определении человека („разумное животное“) „животное“ следует понимать как родовую принадлежность, а „разумное“ как видовое отличие. Однако подобный подход представляется несколько упрощенным, когда речь заходит о чувствах: их целесообразнее описывать через фабулу, в которой присутствуют субъект (ведь эмоции субъективны), внешний фактор, эмоциональный опыт и ответный импульс. Схема всех этих повествований такова: субъект… внешний фактор… проявление эмоций… мотивация.

В качестве примера рассмотрим ярость: человеку наносят обиду (вызывая раздражение, возбуждение, физический дискомфорт) и у него появляется желание ответить обидчику, дать выход чувствам.

Добавлю кое-что еще о терминологии чувств, поскольку это представляется мне важным для их анализа. По моему мнению, эмоциональный опыт в силу его крайней изменчивости легче описывать с помощью трех пар первичных свойств: приятный - неприятный, привлекательный - отталкивающий, тревожный - успокаивающий. Эти семантические единицы непосредственно связаны с жизненным опытом и не могут быть определены посредством более простых терминов. Существуют и дополнительные аспекты, помогающие уточнить характер эмоций: интенсивность, физиологические реакции, стихийность или подконтрольность, угнетение или активация нервной системы, зависимость или независимость от чужого поведения.

Вот теперь мы можем дать определение страху. Субъект испытывает страх, когда некая опасность вызывает у него острое чувство беспокойства и неприязни, активирует вегетативную нервную систему, оказывает отрицательное воздействие на пищеварительную, сердечно-сосудистую и дыхательную систему; ситуация выходит из-под контроля, и вступает в действие один из сценариев: бежать, бороться, замереть, покориться. Газель убегает, бык нападает, жук притворяется мертвым, а волки при встрече с доминирующим самцом демонстрируют подчиненное поведение. Мы, люди, умудряемся сочетать все эти варианты.

Нервная система активирована, чувства обострены, внимание приковано к возможной угрозе, мышление либо замедляется, либо становится хаотическим, напряжение растет. Наблюдается ряд вегетативных проявлений: ускорение сердечного ритма, затрудненность дыхания, нарушение функций органов пищеварения, сексуальные расстройства, бессонница и так далее. Потеря контроля над ситуацией часто вызывает ощущение неуверенности, уязвимости.

Все эти признаки - угнетенность, беспокойство, настороженность, сужение внимания, напряженность, вегетативные нарушения - являются общими для тревоги и страха , но могут также наблюдаться и при состояниях, вызванных нарушением баланса химических веществ в организме, таких, например, как абстинентный синдром у токсикоманов, гипертиреоз и даже чрезмерное потребление кофе. Значит, следует внести ясность, чтобы в дальнейшем избежать путаницы. Например, в Справочнике по диагностике и статистике психических расстройств есть большой раздел, посвященный тревожности, в который включены также страхи и генерализированное тревожное расстройство . То есть термин тревога употребляется для обозначения как родовой, так и видовой принадлежности, что является логической ошибкой. Так что пока другой классификации не существует, я предлагаю свою собственную:

Как видите, есть некая черта - беспокойство, волнение или нервозность, - общая для нескольких эмоций. В первую очередь следует отметить, что беспокойство может быть как приятным, так и неприятным. Нетерпение перед поездкой, какое-то непреодолимое желание, взволновавшая нас хорошая новость - все это вызывает сладостную дрожь возбуждения , которую люди всячески стремятся испытать. Дети не могут уснуть, не в силах усидеть на месте в ожидании новогодних подарков. Дивное состояние! Предвкушая встречу с возлюбленной, юноша ощущает приятный трепет. А вот неприятное беспокойство мы будем называть тревогой . Как возбуждение , так и тревога сопровождаются повышенной концентрацией внимания и активацией центральной нервной системы, а также реакцией пищеварительных и дыхательных органов, сердечнососудистой системы. Восхитительная образность человеческого языка передает эти ощущения: „захватывает дух“, „перехватывает дыхание“ и у того, кто испытывает некое страстное желание, и у того, кто терзается тревогой. Американский психолог Томкинс доказал, что волнение, страх и ужас, вызванные неожиданным событием, представляют собой три уровня активации нервной системы. Так что наши мнения созвучны.

Феноменологическое родство приятного и неприятного беспокойства, возбуждения и тревоги, приводит к тому, что для человека иногда мучительно и то и другое. Как мы вскоре увидим, бывают люди, чье душевное равновесие настолько хрупко, что любое возбуждение оборачивается для них тревогой. Такие личности предпочитают не ездить в отпуск, лишь бы не менять привычной обстановки, избегают шумных торжеств и даже страшатся жизненного успеха. Другие же, так называемые emotion seekers , искатели острых чувств, испытывают радостное возбуждение от приключений, которые у остальных смертных вызвали бы панический ужас. Помню, некий мореплаватель-одиночка рассказывал мне о пережитых страхах и о горячем желании вновь испытать их, немедленно возникавшем по прибытии в порт. Из века в век поэзия воспевала войну, пыл сражения - одним словом, все, что превращает опасность в вожделенный риск. Широко известный закон Йеркса-Додсона говорит, что биологическое состояние возбуждения (arousal ), нервного напряжения у одних людей улучшает результаты, а у других ухудшает. Некоторым студентам волнение на экзамене идет на пользу, а некоторым мешает сосредоточиться.

Еще раз повторю, что описывать эмоции легче, рассказывая связанные с ними случаи из жизни, только тогда описание будет достаточно достоверным. Страх - это тревога, вызванная реальной опасностью. Однако опыт свидетельствует, что подчас сильный страх, охвативший человека, не является ответом на конкретную угрозу. Такой беспричинный страх мы будем называть тревожностью и увидим, как подсознание интуитивно стремится восполнить пробел в цепочке - отсутствие раздражителя.

Таким образом, мы именуем тревожностью боязнь, возникшую без явного раздражителя и сопровождающуюся навязчивыми опасениями, вызванными смутным предчувствием чего-то ужасного, но необъяснимого; при этом отсутствует четкое представление о том, как этого избежать. Не так давно одна читательница написала мне:

Не хочу излишне драматизировать, но, честно говоря, я в отчаянии, так как живу в постоянном необъяснимом страхе и не могу с ним справиться. Страх отравляет мою профессиональную деятельность, отношения с другими людьми, личную жизнь. Пытаясь преодолеть ситуацию, я занималась психологическим тренингом, а две недели назад обратилась к психиатру. Врач не проявил должного внимания, сказав только, что я произвожу впечатление человека уравновешенного, разумного и т. д. Не представляю, где искать спасения от СТРАХА, который заполняет, подчиняет и определяет всю мою жизнь.

Такой страх и следует называть тревожностью .

Иногда подобное состояние вызвано эндогенными причинами - при некоторых формах эпилепсии, например. Исаак М. Маркс описывает случай своей пациентки:

На протяжении шестнадцати лет женщина страдала непродолжительными приступами безосновательной паники. Без всяких видимых причин ею овладевал „сильнейший испуг“, жизнь представлялась „ужасной“. Страх был острым, но совершенно необъяснимым. Всякий раз она думала: „Теперь я на-конец-то пойму, что же меня так пугает“, но этого не происходило. Такие пациенты часто говорят: „Мне так страшно, словно должна случиться какая-то беда“.

Человек страдает тревожным расстройством, если без всяких на то оснований его охватывает тягостное чувство беспредметного дискомфорта, волнение, вызывающее реакцию вегетативной нервной системы и дисфункцию пищеварительной, дыхательной и сердечнососудистой системы, ощущение беспомощности, повторяющиеся приступы острого беспокойства, не находящего выхода. При этом невозможно избавиться от неприятного состояния, воспользовавшись одним из известных сценариев: бежать, бороться, замереть, покориться.

Теперь дадим определение стрессу . С этим понятием произошло то же самое, что и с другими, быстро вошедшими в моду: оно стало палочкой-выручалочкой, объяснением на все случаи жизни. Известные исследователи вопросов мотивации - Н. Кофер и М. Эппли - сорок лет назад отмечали, что понятие „стресс“ „заняло нишу, ранее принадлежавшую тревоге, конфликтам, фрустрации, эмоциональным расстройствам и т. д.“. И с некоторой долей иронии добавляли: „Возникает ощущение, будто с тех пор, как слово „стресс“ сделалось модным, за него хватаются все кому не лень; в какой бы смежной области специалист ни работал, он ничтоже сумняшеся называет предмет своих исследований стрессом“. Типичная подмена терминов.

Стресс возникает, когда человек испытывает давление и перенапряжение, поскольку требования, которые предъявляют к нему обстоятельства, а иногда и он сам, превышают его возможности. Способность действовать блокируется или нарушается, а организм реагирует на перегрузку. Далеко не всегда причины, ведущие к стрессу, неприятны. Дети, например, быстро перевозбуждаются и устают даже от радостных событий. Иногда во время игры малыш заливается смехом и вдруг начинает плакать. Значит, возбуждение превысило допустимый порог. Бывают случаи, когда решающим фактором оказывается не интенсивность стрессоров, а их количество. Вот как одна мать семейства описывает причины своего стресса:

Я встаю в семь, готовлю завтрак детям, везу их в школу, но поскольку мне некогда ждать, когда она откроется, оставляю ребят у входа, хотя на душе у меня неспокойно. В машине, стоя на светофорах, крашусь и привожу себя в порядок. В обеденный перерыв бегу за покупками. Каждый раз приходится просить мать, соседку или родителей кого-то из одноклассников забрать детей после уроков и отвести их домой. Вечером возвращаюсь, и младший сообщает мне, что потерял ботинок. Эта глупая мелочь совершенно выбивает меня из колеи. Мчусь в школу искать пропажу. Школа закрыта. Захожу в обувной магазин, а когда возвращаюсь, старшая дочь хочет прочесть мне свое сочинение. Но ужин не готов. Говорю, что буду слушать и одновременно стряпать еду. Дочь обижается и плачет. Отправляю ее купать малыша. Через несколько минут из ванной доносятся крики, рыдания, плеск воды, и я бегу посмотреть, что случилось. Там творится что-то невообразимое, но на плите подгорает картошка, и надо скорее возвращаться на кухню. Тут звонит телефон, и мать сообщает, что завтра не сможет забрать детей: ей нужно вести отца к врачу. Принимаюсь обзванивать своих подруг в надежде упросить их.

Это и есть стресс. Он запускает сложные физиологические механизмы, которые могут серьезно повредить здоровью.

Итак, можно утверждать, что человек испытывает стресс, если обстоятельства предъявляют к нему требования, превышающие его умственные или физические возможности; при этом возникает неприятное чувство беспокойства, разбитости и беспомощности, сопровождающееся разнообразными соматическими проявлениями. То есть стресс - понятие более широкое, чем тревога, страх или тревожное расстройство. Сами по себе они тоже способны вызвать стресс, но его также могут спровоцировать работа, сложности во взаимоотношениях, жизненные препятствия - словом, любые трудности. Это физическая и психическая реакция на различные перегрузки. Наличие опасности - далеко не основная причина стресса. Постоянная спешка, например, вызывает его куда чаще.

В определенной точке стресс пересекается с тревогой и страхом, вот почему методики его преодоления могут быть полезными и для коррекции тревожных расстройств. Один из самых известных специалистов в этой области, Дональд Майхенбаум, предлагает метод когнитивно-поведенческой терапии для следующих случаев: 1) приступы гнева; 2) тревожность; 3) обоснованные страхи; 4) физические последствия стрессовых ситуаций; 5) психологическая помощь жертвам агрессии; 6) работа в условиях сильного давления. То есть, как мы видим, тревогу и страх можно причислить к факторам, вызывающим стресс.

Реакция отвращения также присуща не только страху. Конечно, она является составной частью этого феномена, поскольку представляет собой одну из базовых эмоций, о которых я уже упоминал. Приятное нас притягивает, неприятное - отталкивает. Э. Т. Роллс в своей последней книге „Объяснение эмоций“ выстраивает модель поведения индивида, исходя из двух основных ощущений, управляющих, по его мнению, нашими действиями: удовольствие и боль. К удовольствию мы стремимся, боли избегаем. Мозг по-разному реагирует на поощрение и наказание. И боль и испуг крайне неприятны, но отнюдь не тождественны. Обжегшись, я отдергиваю руку не из страха, а от боли. А вот когда спасаюсь от пожара, меня подгоняет страх.

Отвращение вызывает реакцию избегания. Однако проявляется она не так, как при страхе, - сторонники точных формулировок тут совершенно правы. Когда нам страшно, мы сами стремимся держаться подальше от того, что нас пугает, а испытывая отвращение, стараемся удалить от себя неприятный предмет. „Несвежая пища вызывает тошноту и, как следствие, рвоту“, - пишет Кит Оутли. Впрочем, он идет дальше и переносит свойства физического отвращения на область психики. В случае фобических расстройств, например, страх неизбежно сопровождается отвращением. Некоторые люди не выносят самого вида крыс или змей, пусть даже гадкие твари заперты в клетке. Какое чувство возникает в этом случае, страх или отвращение?

Итак, подведем итог, чтобы читателю легче было сориентироваться. Мы обозначили на карте пять точек: тревогу, страх, тревожность, стресс и отвращение. Теперь введем новый термин в наш словарь-минимум: стратегии противостояния. Иначе говоря, действия, помогающие нам победить стресс, страх, тревогу или тревожность. Они именуются копинг-поведением (от английского глагола to соре - „справиться, совладать“). Ричард С. Лазарус определял их как „когнитивные и поведенческие усилия, необходимые, чтобы ослабить воздействие внешней среды и внутренних факторов, которое, по мнению индивида, превышает его возможности“. Их следует изучать не только потому, что они позволяют защититься от страха, но и потому, что являются его неотъемлемой частью. Я уже говорил, что речь идет о взаимосвязанных явлениях, результат которых - степень остроты страха - зависит как от субъективной оценки, так и от характера опасного объекта. Способность к противостоянию, выраженная или слабая, может уменьшить или же увеличить чувство боязни. Наше качество жизни будет зависеть от того, насколько мы способны проявить стойкость в трудной ситуации.

Страх и надежда

Спиноза считал, что страх и его антагонист, надежда, являются важнейшими страстями, необходимыми для постижения этических, религиозных и политических вопросов. Именно чувство неопределенности, нестабильности смущает и ослабляет наш дух.

Итак, надежда есть непостоянное удовольствие (inconstans laetitia) , возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся. Страх есть непостоянное неудовольствие, возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся.

Следует добавить, что Спиноза с недоверием относится и к тому и к другому. Надежда способна породить самый яростный фанатизм, невосприимчивость к критике, восторженность и возбуждение.

Родство между страхом и надеждой подмечено давно. Еще Аристотель писал: „Для того чтобы испытывать страх, человек должен испытывать надежду на спасение того, за что он тревожится“. Даже Гёте в трагедии „Фауст“ неприязненно отзывается о надежде:

От Надежды и Боязни

Отступите вглубь прохода.

Худших нет бичей и казней

Человеческого рода.

Спиноза и Гёте превыше всего ценят покой. Тот, кто ничего не хочет и не ждет, не познает горечи разочарования. Но ничего и не совершит. Ни один мореплаватель не снимется с якоря, если не надеется доплыть до далекого порта. Луис Вивесутверждает, что „надежда - это вера в то, что все будет, как мы того пожелаем“. И добавляет:

Иллюзия, которую дарит нам надежда, сладостна и необходима для того, чтобы выжить среди трудностей, несчастий и непереносимых тягот. Мудрый сюжет повествует, что когда Пандора опрокинула заветный сосуд, все несчастья вырвались наружу, и только надежда осталась на дне (Гесиод, „Теогония“, 93-99). Пандора нарочно постаралась сохранить ее. Это символический образ человеческой жизни, вот почему Создатель сделал так, чтобы надежда зарождалась и возрастала при каждой, даже самой незначительной возможности.

Что ж, продолжим наше путешествие.

Как уже говорилось, страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта.

Гораздо более распространены внушённые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, настойчиво указывая на наличие опасности.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога».

Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства.

Если страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.

В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный.

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей обстановке.

Личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности.

Страх и тревога имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, тревога - в виде тревожности. Объединяющей основой всех этих реакций и состояний является чувство беспокойства.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:

Навязчивые страхи;

Бредовые страхи;

Сверхценные страхи.

К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты); клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Эти страхи ребёнок испытывает в определённых, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Бредовые страхи часто указывают на серьёзные отклонения в психике ребёнка.

Страхи, связанные с некоторыми идеями, называются сверхценными . Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чём другом ребёнок думать уже не может. Эти страхи считаются самыми распространёнными.

Происхождение страха

Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх выражал всё более психологически тонкое разнообразие чувств и переживаний. Как и человек на ранних этапах своего социального развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер.

Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

В разных цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет - страх смерти. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребёнка.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а так же потеря навыков коллективной игры способствует развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально-насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье.

У детей-дошкольников из конфликтных семей более часто обнаруживаются страхи перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхи кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с её эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет.

Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несёт в себе больший познавательный заряд. Эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются зрелостью и устойчивостью. Начиная с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Ребёнок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать.

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пола.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье - эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребёнок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легко перенимает их беспокойство.

Увеличение числа детей в семье, когда есть, с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время, как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребёнку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в котором нет места сверстникам, детскому смеху, радости, непосредственному выражению чувств.

Возраст родителей, также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30) дети более беспокойны. Неудивительно развитие «поздних» детей под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность в себе.

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее - опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания. В целом, матери более «успешно» передают детям беспокойство - тревожность - страхи, а отцы - мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений.

Была передача по телевизору о страхе, в которой говорилось, что ни один человек, изучающий работу подсознания, не ответит на вопрос, что такое страх? Попробуем разобраться. Страх, равно как и агрессия, присущ любому живому существу. Страх предупреждает нас об опасности, страх накапливается в нас в виде эмоционального опыта, впрок, чтобы мы могли вовремя среагировать на опасность и не допустить ее в будущем. Но этот же эмоциональный опыт, становится нашим разрушителем, поскольку застрявшие ранки страха реагируют на него по поводу и без повода. Ученый проводил эксперимент над маленьким ребенком. Он дал ему играться с белой крысой, а потом, за его спиной, резко ударил молотком в барабан, после чего ребенок стал бояться не только крысы, но и всего белого. Далее, провели эксперимент с детьми разных возрастов, показывая им «страшные» картинки. Чем старше были дети, тем с большим беспокойством они на них реагировали. У детей пятилетних образовывался симптом тревожности, который мог в дальнейшем сказаться на их развитии и психическом здоровье. У животных страх может быть врожденным. Например, кошки инстинктивно боятся воды, хотя их этому никто не учил. Люди пытаются разными способами справиться со страхом. Часто, это преодоление связано с подавлением страха, что не устраняет проблему, а лишь загоняет ее вглубь. Например, курильщик подавляет страх перед последствиями от курения. При этом, он временно решает проблему страха, но не избавляет себя от последствий от вредной привычки. Некоторые люди, для борьбы со страхом, используют садомазохистские способы, с причинением себе или другим боли. Когда впервые возникает страх и можно ли как-то ему противостоять? Страх возникает тогда, когда мозг не может справиться с раздражением. Это происходит при первом травмирующем опыте после зачатия (смотрите описание в статьях «Внутри» и «Зарождение души. Первополомка»). Подавляется раздражитель и происходит убегание в страх, создающий мирок – ракушку, из которого можно по чуть-чуть выглядывать и снова прятаться в свой мирок – крепость, чтобы избежать сильного травмирования. При этом, все действия начинают протаскиваться через страх. Человек становится слабее, но сохраняет свою жизнь. Если однотипное травмирование происходит постоянно или оно слишком сильно, то возникает психотравма, на основе которой выстраивается вся последующая жизнь. Все наши комплексы, страхи идут из детства. Но не все люди подвержены доминирующему страху, есть те, у которых преобладает агрессивная составляющая и страх не так выражен. Есть люди «рабы» по своей натуре, которые привыкли подчиняться, а есть свободолюбивые, которых невозможно сломать, и ради своей свободы, они готовы пойти на смерть. Но это все – проявление крайности, а какова же норма, или страх всегда будет основополагающим в поведении человека? А норма заключается в равновесии, в поддержании баланса сил между страхом и агрессией. Это называется «механизмом саморегуляции» и стремление к нему заложено в человеке природой. Страх нельзя подавлять (за исключением экстремальных ситуаций), его надо осмысливать. В процессе деятельности, нам постоянно приходится подавлять страх, а чтобы устранить последствия от таких подавлений, надо как следует высыпаться и не допускать переутомления. Каким образом, когда современные нагрузки запредельные? За счет более лучшей организации своей деятельности, которая осуществляется с помощью снижения возбудимости. Чем ниже возбудимость, тем шире охват, глубже проникновение в суть, меньше затрат энергии, лучше организованность. Если жить на подстегиваниях нервной системы, что делает большинство людей, то будет происходить износ организма и количество страхов будет нарастать. Вы можете решать проблемы с позиций силы или с позиций страха, и то и другое будет неправильно, так как будет являться крайностью, а при любой крайности процесс накопления ошибок (раздражений), всегда будет опережать их сброс. Подавленные страхи не исчезают, а накапливаются, как через полупроводник и разрушают изнутри, как червоточина, минуя сознание. Часть из них, во время сна, успевает осмысляться и упраздниться, а часть оседает в подсознании, постепенно становясь могильщиком всего организма. Чем больше их накапливается, тем больше усилий приходится затрачивать на их подавление (если страхи не подавлять, то невозможно будет мыслить), а постоянное подавление ведет к износу нервной системы и всего организма. Каким образом можно справиться со страхом, если он уже засел? Только не его подавлением. Страху надо дать выйти. Ранкам страха надо дать возможность раскрыться и зажить (в первую очередь, это происходит само, во время глубокого сна). Это больно, это та боль, которую вы подавили, получив за это временное облегчение. Но платой явилось повышение раздражимости постоянно подавляемой ранки и количественное накопление страхов. Зато, после раскрытия ранки и снижения ее раздражимости, начнет активизироваться сильное «Я», которое было подавлено страхом, и травмирующие ситуации начнут рассматриваться с позиций силы, что тоже есть крайность, но через которую, для восстановления равновесия, придется пройти. Когда сильное «Я» наберет свое, восстановится механизм саморегуляции (чередование активности двух половин мозга), и реакция на раздражения станет разумной, а психика - устойчивой. При устойчивой психике, ни страх, ни агрессия, устойчиво не доминируют (могут быть небольшие перепады), а вплетаются в общую связку чувств, для осмысления и контроля реальности. Противоположности тогда сбалансированы, когда внимание устойчиво. При этом, мысль полностью раскрепощена и свободно может гулять по всей голове, но без заклинивания на крайностях. Чрезмерное упование только на силу, может нанести непоправимый вред здоровью. Например, во время болезни, страх принуждает свести любую активность к минимуму, чтобы все силы организма смогли сосредоточится на борьбе с болезнью. Если же вы упорно будете доказывать себе, что никакая болезнь вас не возьмет и продолжите активный образ жизни, то еще больше усугубите ситуацию. Болезнь нельзя передавливать, ей надо дать выйти. По причине подавления тревожных симптомов, происходят инфаркты, инсульты. Человек боится признаться себе, что он может быть слабым, когда он утвердил себя сильным. Слабость тоже необходима человеку, как противовес силе. Сила заключается не в агрессии, жестокости, а в равновесии, которое объединяет все воедино и может концентрировать силы в любом направлении, при максимальной расслабленности. Чтобы справиться со страхом, надо научиться смотреть ему в глаза. Это, как в темной комнате, в которой страшно, потому что ситуация непонятная и не прогнозируемая. В этом случае, спасает страх, который принуждает сжаться и действовать очень осмотрительно. Но стоит только зажечь свет, как все тайное становится явным и страх уходит. Если и в темной комнате сделать внимание устойчивым и подключить для осмысления обстановки все чувства, то количество страхов снизится. Люди подсаживаются на боевики, чтобы набить свою голову моделями поведения в «страшных» ситуациях. Это не избавляет от страха, а только добавляет его. Человек с уравновешенной психикой, никогда не будет смотреть этот мусор, потому что он всегда будет действовать не по заранее заготовленным шаблонам, а от ситуации, осознанно. Для удержания устойчивого внимания надо прилагать усилия (когда эмоции захватывают, никаких усилий прилагать не надо), но зато это избавит от большого количества страхов и позволит сохранить себя, свою целостность. Лекарства от страха не существует. Лекарство лишь одно: это – смотреть страху в глаза и решать проблемы, которые породили страх. Все хорошее требует приложения усилий…. Процесс самосовершенствования человека, общества связан с борьбой со страхом. Чем более развито общество, как в техническом, так и в духовном плане, тем более оно защищено от всевозможных угроз. 4.04.2014 г.

«Вся наша жизнь пропитана страхом»

философ Ларс Свендсен

Чтобы побороть страх, нужно знать, что он из себя представляет! Именно с этой целью написана статья «Наши страхи. Где искать причины страха?»

Страх поражает нас с головы до пят. Каждый из нас чего-то боится, будь это маленький ребенок или широкоплечий мускулинный мужчина. Каждый человек подвержен страху.

Постоянно, день изо дня, мы чего-то боимся. Кто-то боится выглядеть в глазах других людей идиотом, кто-то боится потерять работу, кто-то переживает, что с ним случится неприятность или он получит травму. Страх преследует нас повсюду. Мы можем отрицать это, но, как показывает практика, такое отношение не поможет человеку добиться выдающихся результатов в жизни.

С.Ю. Головин в книге «Словарь психолога» дает следующее определение: «Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности».

Необходимо признать, что страх – это естественная защитная реакция человека на приближающуюся опасность.

Природа или Бог создали нас таким образом, чтобы мы могли предвидеть и защитить себя от уничтожения. Чувство страха служит для нас защитным механизмом, когда надвигается опасность. Но при этом эволюционное развитие человека оказало огромное влияние на изменение столь необходимого механизма. Теперь мы склонны испытывать страх не только, когда что-то угрожает нашему здоровью, но и в тех случаях, когда наша самооценка и уверенность в себе могут быть подвержены негативному влиянию.

Предположим, вам очень понравился человек (девушка или мужчина – это не важно), вы бы с радостью с ним познакомились, но… в этот момент включатся защитный механизм, который внутренним голосом говорит вам: «А если он (она) мне откажет? Я буду выглядеть полным идиотом!» И в этот момент вы решаете, преодолеть свой страх или пойти у него на поводу.

Главное, что нужно помнить всегда – СТРАХ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО В НАШЕЙ ГОЛОВЕ. Мы сами решаем бояться нам или действовать!

Для того, чтобы уметь правильно оценить ситуацию и принять верное решение в жизни, давайте подробнее разберемся какие страхи могут преследовать человека:

  1. Страх смерти – этот страх идет по жизни с каждым человеком и кроется в том, что мы боимся неизвестности, которая ждет нас за чертой.
  2. Страх одиночества – по мере развития общества мы отвыкли слушать свой внутренний голос, поэтому многие боятся остаться одни, наедине с самим собой. Этот страх можно переименовать, как страх самого себя.
  3. Страх нарушения физического здоровья – это страх стать инвалидом, калекой, не дееспособным человеком, который не сможет позаботиться о себе и близких.
  4. Страх нарушения психического здоровья – страх стать психически не нормальным человеком, так многие боятся сойти с ума, потерять свою личность и индивидуальность.
  5. Страх нарушения самооценки человека – этот страх включает в себя боязнь того, что другие люди подумают о тебе, страх отказа, страх выглядеть плохо и т.д. Всё, что может ухудшить представление окружающих о нас является причинами возникновения страха нарушения самооценки. Этот вид страха самый распространенный.
  6. Страх нарушения материального благосостояния – большинство из нас зависят от денежных средств, которые мы получаем на основной работе. И многие из нас искренне боятся потерять работу и финансовую стабильность.

Все остальные страхи, на мой взгляд, можно распределить между этими видами страха. Например, страх летать в самолете – это, прежде всего страх смерти, а также боязнь нарушения физического здоровья. Страх потерять близкого человека – страх одиночества.

В такой момент человек боится изменений, которые могут с ним произойти. Возможно, изменится материальная сторона его жизни, социальная или духовная. При этом изменения кажутся ему ужасающими. Боль утраты родных я знаю из своего личного опыта. Но даже после смерти близких людей – жизнь продолжается, но об этом мы поговорим в другой статье.

Теперь давайте разберемся, что в современном мире порождает страх в умах миллиардов человек по всей планете?

Когда я стала анализировать, откуда происходят страхи, то пришла к выводу, что большинство страхов мы приобретаем на протяжении социального развития. И даже страх смерти, который кажется, заложен в нас природой, является плодом влияния окружающего мира на человека.

Если вы не согласны, тогда ответьте на вопрос: «Почему ребенок не боится смерти?»

При получении негативного опыта (падения, удары, ожоги) ребенок понимает, что мир не столь безопасен, как ему казалось. Но в тоже время, пока он не поймет, что упав с большой высоты он может разбиться и умереть, а это осознание приходит после 3 лет, он может запросто сигануть в открытое окно, что подтверждают многочисленные случаи падения маленьких детей.

Но и в этом возрасте малышей совсем не пугает смерть. Осознание, что ты можешь умереть и больше никогда не вернешься к своей обычной жизни наступает в подростковом возрасте. До этого дети, чаще всего не задумываются над проблемой смерти.

Однако стоит отметить, что без природных механизмов защиты, которые заложены в нас с самого рождения, мы вообще бы ничего не боялись и подвергали бы себя каждый день смертельной опасности. Я думаю, что развитие человеческого вида стояло бы на грани вымирания.

И так, я могу с уверенностью вам сказать, что наши страхи имеют социальную природу.

Одним из основных факторов развития страха у человека является воспитание.

Родители и близкие родственники ребенка оказывают на него колоссальное влияние. Помимо социальных навыков, необходимых малышу, взрослые практически каждый день развивают в нем страхи. Даже малейшая угроза в сторону ребенка, например: «Я оставлю тебя дома, если ты не будешь одеваться», может развить страх одиночества.

Поэтому я хочу обратиться к взрослым, не только к родителям, но и к тем, у кого нет детей: «Будьте осторожны в своих высказываниях и проявляйте уважение и любовь к ребенку!»

Основной механизм, который способен разрушить негативное влияние – это любовь и поддержка. Если родителю любят свои детей и всегда стараются им помочь в преодолении трудностей, поддерживают их и проявляют сострадание, то развитие страха у ребенка сводиться к минимуму.

Еще одним, но не менее важным, источником заражения чувством страха являются средства массовой информации . И я не побоюсь этого сказать, что телевидение и интернет сейчас управляют нами при помощи страха.

Люди, которые проводят много времени перед телевизором или просмотром новостных сайтов, больше подвержены страху за свою жизнь и жизнь близких, чем те, кто этого не делает. Но такая ситуация сложилась лишь потому, что человек, в силу своей природной особенности, склонен воспринимать и переживать страх. Только сам человек несет ответственность за свою жизнь, и только он может решить бояться ему или действовать!

Если вы переживаете страх, который мешает вам жить, то вам обязательно стоит прочитать статью «Как победить страх?» , которая появиться на нашем сайте в ближайшее время. В ней я расскажу вам какие существуют эффективные методы борьбы со страхом. И ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБЬЕТЕСЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ! Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить много интересного.

Мне очень важно ваше мнение о моих статьях, поэтому если вы оставите комментарий, я буду вам чрезмерно благодарна!

Человека с рождения сопровождает множество страхов. Ни одно животное не опасается микробов, не боится собственной наготы, не цепенеет от ужаса при виде беременной женщины. Перечень уникальных только для человека страхов можно продолжать бесконечно. В списке всевозможных фобий более ста страхов человека. Почему же в отличие от животных, людей пугает так много вещей?

Все животные пугаются. Они испытывают страх, когда увидят, услышат или почуют то, что их пугает. Страх – это эмоциональная реакция, возникающая в ответ на пугающий стимул. Животных пугают реальные вещи – палки, огонь или хищники. Страх помогает животным избежать опасности. И тем самым сохранить жизнь. Но человек боится гораздо большего. И того, что не связано с непосредственной угрозой.

Страх человека — это оборотная сторона разума

Причиной огромного количества страхов у человека являются такие полезные вещи, как память, воображение и речь. Это гремучая смесь, которая одних людей намертво приковывает к дому, другим не дает общаться, третьих лишает покоя по ночам. У человека стимулом, запускающим страх, может стать ассоциация, возникшая в ответ на совершенно безобидное событие, придуманный образ или воспоминание.

Первая причина страхов человека – память

Личный опыт каждого человека состоит из пережитых им ситуаций. Если на вас нападет собака, то после этого вы станете бояться собак.

Но человек еще учиться и на опыте других. Если вы увидите однажды нападение собак на соседа, вы навсегда запомните это. И будете так же пугаться, как если бы собака напала на вас.

Если животные могут увидеть только то, что случается в их окружении, то человеку доступны еще интернет, кино и телевидение. Никогда в истории человечества нам не было доступно такое море чужого опыта. Каждый день по телевизору вы можете видеть криминальную хронику. И даже если вас или ваших близких никогда не кусали собаки, то наверняка вы видели такие нападения по телевизору. Конечно же, это становится частью вашего опыта.

Каждый день вас бомбардируют ужасные истории трагичных смертей. Как реальные, так и придуманные. В вашем распоряжении фильмы ужасов с маньяками-убийцами, приведениями и вурдалаками.

В результате память услужливо предлагает вам море воспоминаний о всевозможных существующих и несуществующих опасностях.

Вторая причина страхов человека – речь

Человека от животных отличает способность передавать знания с помощью речи. Услышав историю о том, как кого-то покусали собаки, вы воспримите ее так же, как будто были ее свидетелями. Когда вам рассказали о том, как кого-то искусала собака, ассоциация «собака-опасность» сложиться у вас так же, как у пострадавшего. Даже, если вы никогда не видели ни одной злой собаки.

Кроме того, родители и педагоги учат бояться тех вещей, с которыми вы никогда не сталкивались и, возможно, никогда не столкнетесь.

К вашим услугам интернет, радио и газеты. Это еще один способ прочитать и услышать о том, чего нужно бояться.

Потому страх у человека может возникнуть и тогда, когда он не был свидетелем никаких опасных ситуаций.

Третья причина страхов человека — воображение

В отличие от животного, чтобы испугаться вам достаточно воображения. Воображение — мощнейший инструмент. Оно помогло человеку создать разнообразные инструменты, придумать эффективные способы добывать еду и бороться с болезнями.

Воображение – это еще и машина времени, которая позволяет увидеть свое будущее. И предвидеть подстерегающие опасности. Воображение отлично вас защищает. Казалось бы – отличная способность! Но иногда воображение играет с вами злую шутку.

Стремясь к максимальной безопасности, воображение предлагает вам самый кошмарный вариант будущего. Даже, если его вероятность ничтожно мала.

Или вам достаточно придумать угрозу, вообразить ее. И дело сделано! Вашим врагом станете вы сами.

Человек может себе вообразить такие вещи, которых в природе не существует. Так, уже маленький ребенок боится Кощея Бессмертного и Змея Горыныча. Становясь старше, мы опасаемся привидений, вампиров, оборотней и пришельцев.

Вы можете вообразить себе своего персонального монстра. И будете пугаться сидя дома, в окружении близких людей, закутавшись в плед и с чашкой чая в руках. Но ощущение уюта не придет. Одной только мысли об этом монстре достаточно, чтобы вы вздрогнули от ужаса перед тем, чего не существует.

Ваш разум, память и воображение могут создавать образ несуществующей угрозы даже тогда, когда вы находитесь в полной безопасности. Страх и тревога терзают вас, когда объективно вам ничто не угрожает и не может угрожать.

Человек способен осознавать абстрактные понятия. Ему ничего не стоит испугаться таких вещей, которые не в силах осознать ни одно животное – ответственности, бессмысленности существования, небытия и бесконечности.

У человека гораздо больше страхов, чем у животных. Но именно это позволило человечеству выжить. Страх способствовал развитию цивилизации и прогрессу. Так, из-за страха голода человек придумал сажать растения и пасти скот. Потом изобрел плуг и трактор. Чтобы сохранить продукты человек придумал холодильники и другие технологии длительного хранения продуктов. Из-за страха смерти и болезней человек придумал медицину. Из-за страха замерзнуть – одежду.

Но воображение человека создало множество одновременно и опасных, и полезных вещей. Автомобили, атомные электростанции и бытовая химия верно служат человеку. Но в то же время требуют осторожности. Цивилизованному человеку почти не угрожают хищники и голод. Но количество опасностей в жизни цивилизованного человека увеличилось за счет великих изобретений.

О других причинах страхов человека вы прочитаете в статьях «



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт