Как лечить стресс у ребенка. Как помочь ребенку быстро снять нервное напряжение и возбуждение

10.05.2019

Снятие психоэмоционального напряжения у детей

Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье. Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на релаксацию. Что это такое?

В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релаксация.

Что такое релаксация для детей? Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.

Простая игровая релаксация для детей может быть использована воспитателями или родителями. Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Малыши выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения воспитателя. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д. Релаксация для детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. Ежедневные упражнения, включенные в режим дня, позволяют добиться более спокойного и уравновешенного состояния. У детей устраняется повышенная раздражительность и злость, излишняя тревожность и страхи, а также напряженность.

Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры. Ниже можно ознакомиться с описанием некоторых из них.

Упражнения на релаксацию

«Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.

«Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».

«Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.

«Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».

«Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим.

Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.


Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры. Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки. Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне. И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде. Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми. Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки. Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской. Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит. Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки. Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след. Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру. Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях. К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар». Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе. Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.

Наступила середина учебного года. Для одних ребятишек он первый в детском саду, для других - в школе. Дети утомились от занятий, кружков и секций, нахождения «в рамках». Самое время напомнить ребенку, как справляться с перегрузами, и научиться самому не давать завладеть малышом. О том, как это сделать порталу ННмама.ру рассказала психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, дыхательный терапевт Любовь Богданова.

Разгребаем эмоциональные завалы

Если не мыть посуду несколько дней – образуется большая гора грязных тарелок и кастрюль, с которой придется долго заниматься, чтобы навести чистоту. Точно так же обстоит дело и с внутренними напряжениями: если от них не избавляться регулярно, они накапливаются и потом расчисткой эмоциональных завалов заниматься гораздо сложнее. А у детей они тоже случаются.

1. Осознайте, что если ваш ребенок начинает носиться как угорелый и кричать во все горло – это значит, что у него внутри накопилось много психологического, физического и эмоционального напряжения, и его переизбыток просится наружу. Подумайте, есть ли в вашем семейном укладе жизни с ребенком пространство и время для своевременного гармоничного выхода таких напряжений.

2. Осознайте собственные внутренние убеждения и установки. Вдруг вы никогда не разрешаете ему «разрядиться» естественным и свойственным ребенку способом – через тело, голос и ?

Многие родители старательно изучают, как привить ребенку внешние составляющие чистоплотности (как приучить ребенка к горшку), но эмоциональная чистоплотность, увы, остается без внимания.

3. Нужно следить за тем, чтобы у ребенка было пространство и время для разрядки, а в те моменты, когда внутреннее напряжение вырывается наружу – не подавлять ребенка, не осуждать его, а прививать ему навыки социально приемлемого поведения.

Если у ребенка начинается выплеск активности, вместо одергивания его и упреков в его адрес:

  • радуйтесь, что у ребенка внутренняя структура личности еще не «забита», он слышит естественные природные импульсы, помогающие самостоятельно сохранить хорошее здоровье и психику. И помните о своей родительской задаче научить ребенка такому поведению, которое одновременно будет гармоничным и для него самого и для внешнего мира.
К сожалению, складывающиеся в последнее время общественные представления о детях как о существах, которые должны быть «удобны» во взрослом мире, все дальше уводят семьи от здоровья и благополучия.

Посмотрите вокруг, много ли вы знаете взрослых и детей, которые могут похвастаться хорошим физическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью и хорошими взаимоотношениями? Если для своей семьи вы желаете лучшего – учитесь действовать по-другому: учитесь у природы и приспосабливайте естественные способы к обстоятельствам современной жизни.

  • Говорите ребенку, что вам нравится, как он двигается, прыгает и кувыркается, как он поет или что-то восклицает, какую игру или танец он придумал. Это хорошо, что он такой активный, сильный и веселый, что у него громкий голос.
Именно родительское неодобрение и родительские запреты создают самые глубокие психологические травмы, в силу которых человек довольно быстро уже сам

Запрещает себе проявлять инициативу,

Заявлять о своей потребности,

Быть творческим,

Делать что-то, что приносит внутреннее удовлетворение,

Привыкает жертвовать собой,

Подавлять себя, ориентироваться только на мнение других людей. Если что-то подобное вы чувствуете в своей жизни – это повод разобраться в себе. Главное – не разрушать своими руками формирующуюся структуру личности ребенка.

  • Предложите ребенку другую форму, другую возможность для свободного и спонтанного (если нужно – громкого, шумного, активного) выплеска его внутренней энергии.
Приведу пример ваших слов ребенку: «Сыночек, я вижу, ты здорово научился прыгать! Это хорошо, что ты такой ловкий и сильный. Но у нас есть правило: дома на диване мы не прыгаем. А вот мы с тобой сегодня пойдем на прогулку, там на площадке есть батут, вот там я с удовольствием посмотрю, как ты будешь прыгать. Там даже еще сильнее можно будет прыгать, ты там по-настоящему покажешь класс! А дома от прыжков у нас мебель будет портиться и вообще сломается. И мы с папой будем очень расстраиваться. Так что запоминай: прыгать хорошо - но обязательно в подходящем месте».

Создайте свод домашних законов

1. Создайте «правила», которыми определяется разрешенное и запрещенное поведение ребенка. Обсудите их со всеми взрослыми, которые общаются с ребенком, особенно – с тем, кто живет с ребенком. Помните, что у родителей приоритет в правилах для своего ребенка перед бабушками и дедушками.

2. Эти правила должны быть известны ребенку. Расскажите ему о них, научите его им следовать. Обратите внимание, что от вас потребуется период обучения, спокойной помощи, поддержки и поощрения ребенка в том, чтобы запомнить правила и их придерживаться. Ориентируйтесь на 21 день ежедневного увлекательного обучения с вашей стороны. Если такого обучения взрослые не проводили – несправедливо и незаслуженно ругать ребенка, критиковать и делать замечания.

Стресс – это естественная физиологическая реакция на состояние повышенного напряжения, возникающая с первых дней жизни человека. Дети стресс ощущают не меньше взрослых. Он является реакцией на нечто новое. Нервную перегрузку могут вызвать и первые шаги, и приехавшая в гости бабушка, и ссора родителей. При адекватной реакции стресс для ребенка бывает полезен: он помогает мобилизовать свои силы, справиться с ситуацией, но чрезмерное напряжение выматывает.

Полностью уберечь малыша от всех трудностей невозможно, поэтому задача родителей заключается в том, чтобы научить его правильно реагировать на неприятности или важные события.

Стресс у ребенка: первые звоночки

Мамы и папы должны научиться сами замечать сигналы нервного напряжения у ребенка. Основным проявлением состояния стресса у детей является изменение их поведения.

Избыточное нервное напряжение у детей часто проявляется через регресс к характерным признакам младшего возраста: они начинают сосать пальцы, мочат штанишки, просятся на ручки и т. д. Дети постарше могут стать замкнутыми, слишком послушными. Признаком стресса у ребенка являются и появившиеся невротические явления (тики, запинки в речи, энурез, скрежет зубами, обкусывание ногтей, навязчивые движения и т. д.), плохой или чрезмерный аппетит, а также повышенная утомляемость.

Отметив такие сигналы у своего ребенка, родителям первым делом стоит постараться снизить его нагрузки, какими бы полезными они ни казались. Задача взрослых – подобрать для малыша индивидуальный метод избавления от перенапряжения. Мы поговорим о психогимнастике и логоритмике.

Стресс у ребенка: поможет психогимнастика

Метод психогимнастики берет свое начало от психотерапевтической методики для взрослых, «психодрамы», и основан на исполнении участниками разных ролей в этюдах. С помощью движений, которые психогимнастика использует в качестве средств коммуникации, малыш способен лучше понять и выразить себя, осознать свои действия и эмоции. Психогимнастика учит ребенка не только выражать собственные чувства, но и общаться со сверстниками, лучше понимать других.

Можно предложить малышу поиграть в следующие игры:

Знакомство с эмоциями. Нередко состояние стресса сопровождается «застыванием» какой-либо эмоции в теле, например, все вроде бы и хорошо, а у ребенка на лице как будто грустная маска, но сам он ее не замечает. Поэтому ваша задача – помочь ребенку научиться выражать разные эмоции. Самым маленьким можно развивать мимическую активность массажем: потеребите за щечки, поднимите и опустите бровки, откройте ротик, растяните губы в улыбке, сопровождая свои действия приговорками: «А зеленая лягушка тянет губки прямо к ушкам». Для детей постарше можно приготовить карточки с изображением эмоций, и на каждую из них проводить серию этюдов. Например, для эмоции отвращения показать пантомиму «Соленый чай» (сморщенный нос, опущенные уголки рта), а для радости – сценку «Играющий щенок» (ребенок смеется, прыгает, кружится). Здесь важно включить свое воображение и вместе с ребенком участвовать в игре, обращая его внимание на мимические и двигательные выражения того или иного чувства. Эти занятия помогут малышу высвободить его внутренние переживания.

Театрализация с моделированием поведения. Такие игры направлены на отреагирование тревожной ситуации, снятие эмоционального напряжения с проблемы, поиск и закрепление лучшего способа реагирования. Если малыш сложно переживает адаптацию к детскому саду, разыграйте с ним этюд «Петя идет в садик», где ребенок сможет брать на себя роль не только Пети, но и мамы, воспитателя. Не забывайте, что одна тема должна проигрываться несколько раз, не навязывайте ребенку «нужное» поведение, проявите терпение. Когда ситуация перестанет нести сильную эмоциональную нагрузку, вы заметите изменения в поведении ребенка.

Психомышечная тренировка. Специальные упражнения на расслабление и напряжение мышц помогают сбросить психоэмоциональное напряжение, восстановить силы ребенка. Совсем крохам подойдут игры-забавы: «Зайчик прыгает» (серия прыжков – отдых), «Медвежонок с шишками» (поймать «шишку», крепко сжать в кулачках, расслабить кисти и руки). С детьми дошкольного возраста можно проводить упражнения, переходя от одной группы мышц к другой: руки, ноги, туловище, шея и лицо. Например, пусть ребенок представит и покажет, что он поднимает тяжелую штангу, а потом роняет ее на пол (руки падают вдоль тела, расслаблены). Для туловища подойдет упражнение «Холодно и жарко» (солнышко зашло – сжаться в комок, дрожать, вышло – греться, загорать).

Стресс у ребенка: делаем логоритмику с мамой

Логоритмика – это система игровых упражнений, основанная на взаимосвязи музыки, движения и речи. Упражнения эффективно борются с невротическими проявлениями стресса у детей (тики, речевые нарушения) и психоэмоциональными (возбудимых малышей она успокаивает, а медлительных – подстегивает).

Все логоритмические упражнения строятся на подражании: вы показываете, а малыш повторяет. Они требуют многократного повторения и музыкального сопровождения. Однако эффекта от занятий не стоит ждать слишком быстро, логоритмика требует времени.

Начинать занятия можно практически с пеленок, читая потешки и стишки и прихлопывая ритм в ладоши. Для начала помогите малышу поднять и опустить ручки, похлопать в ладоши в такт музыки. С ребенком старше двух лет можно выполнять упражнения на развитие чувства ритма и темпа, дыхания и голоса. Вам на помощь придут такие игры:

«Дождик идет». Прослушав звуки дождя, малыш прохлопывает по коленям ритм и темп больших капель (медленно) и маленьких (быстро), произнося «кап-кап» в соответствии с хлопками.

«Сильный ветер». После глубокого вдоха через нос ребенок тянет долгий и громкий звук «у-у-у». Выполнение танцевальных движений в соответствии с текстом стишка/песни поможет малышу расслабиться и снять мышечное напряжение.

«Ветер и деревце». «Ветер все не утихает, сильно деревце качает» (руки и корпус малыша раскачиваются в стороны), «ветерок все тише-тише» (руки двигаются медленнее, спокойнее), «деревце все выше-выше» (ребенок встает на цыпочки, тянется вверх). Ритмичные, четкие упражнения для всего тела, музыкальные игры с речевым сопровождением (хороводы, стишки, песенки) гармонизируют состояние ребенка, повышают его уверенность в себе и стрессоустойчивость.

Ребенок не всегда может объяснить то, что с ним происходит, но он, как и взрослый, переживает последствия стресса. Однако родители могут самостоятельно помочь малышу успокоиться и почувствовать себя лучше.

Возрастные особенности

  • Дети до 2 лет часто испытывают стрессовое состояние из-за серьезной болезни или разлуки с мамой (или другим близким человеком). Также в этом возрасте малыши очень чутко воспринимают состояние родителей и могут «зеркалить» (то есть отражать) их напряженность.
  • Дошкольники также остро переживают расставание с близкими и нарушение привычного уклада жизни.
  • Для ребенка постарше причиной стресса могут стать отношения со сверстниками или личные не-
  • удачи (в спорте, обучении).
  • Также в любом возрасте стресс вызывают информационные перегрузки (телевидение, компьютерные игры), ситуации, связанные с неизвестностью и болью (госпитализация, уколы и т. д.). Даже радостные события, если они очень значимы для ребенка, могут запустить механизм стресса.

ФОТО Getty Images

Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

Раннее детсво

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

Симптомы:

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

Что делать родителям

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Младшие классы

Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

Симптомы:

утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

Что делать родителям

  • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
  • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
  • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
  • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
  • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
  • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.

МОЖНО ЛИ «ЛЕЧИТЬ СТРЕСС» У РЕБЕНКА?

Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

«Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт