Сопровождаемое проживание для инвалидов! Псков, организация сопровождаемого проживания лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития

26.04.2019

МОСКВА, 10 октября. /Корр. ТАСС Инна Финочка/. Реформа интернатов, где проживают взрослые люди, которые не могут сами о себе позаботиться, должна быть в создании альтернативных форм проживания, в том числе сопровождаемого. Такое мнение высказали ТАСС разработчики документа.

Кроме того, накануне Всемирного дня психического здоровья, который отмечается ежегодно 10 октября, эксперты рассказали ТАСС, как проблемы людей с ментальными нарушениями могут коснуться любого из нас и почему системе психоневрологических интернатов (ПНИ) нужна реформа самой системы, а не только их разукрупнение.

"У нас сейчас происходит стремительное обсуждение того, что сопровождаемое проживание является обратной стороной реформы ПНИ, то есть реформирование системы интернатов для взрослых должно происходить в направлении создания альтернативных форм проживания", - сказала ТАСС член рабочей группы при Минтруде и член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко.

По ее словам, внимание к проблеме удалось привлечь после встречи президента Владимира Путина с представителями НКО. Президент встретился в Карелии с представителями гражданского общества и обсудил с ними важные социальные проблемы: помощь пожилым людям, поиск пропавших и потерявшихся, жизнь взрослых людей с ментальными нарушениями в психоневрологических интернатах (ПНИ) и многие другие. Встреча прошла 26 июля в Петрозаводске.

Тогда же было дано поручение закрепить на нормативно-правовом уровне различные формы "сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой формы, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях". Клочко также отметила, что в целом, реформа ПНИ должна осуществляться по двум основным направлениям: медицинскому и социальному.

Психоневрологические интернаты - это учреждения социальной защиты. В отличие от диспансеров или больниц у интернатов цели не лечебные. Согласно данным Минтруда, в 2016 году на территории России действовало 504 интерната для взрослых. Тогда же на стационарном обслуживании находилось около 246 тыс. человек, при этом более половины из них проживали в ПНИ. При этом, по информации Минтруда, в интернат существует очередь на проживание.

Кто живет в интернате для взрослых

Директор благотворительной организации "Перспектива" Мария Островская, которая и рассказала на встрече с президентом о проблемах людей, проживающих в ПНИ, в разговоре с ТАСС отметила, что в принципе каждый человек может оказаться в ситуации, когда не сможет сам о себе позаботиться. "Примерно 30-40% составляют дети из детских домов и интернатов, которые по достижении 18 лет перешли во взрослые, еще одна большая часть - пожилые люди, которые страдают умственными и психическими заболеваниями в связи с возрастными особенностями (деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и другие - прим. ТАСС)", - рассказала Островская.

Еще часть проживающих там - это так называемые семейные люди с инвалидностью. Соответственно, это те, о ком заботились родители, пока не состарились и не умерли.

"И еще небольшая часть, менее 15% с психическими нарушениями, страдающие, например, шизофренией или биполярными расстройствами. То есть, основная масса проживающих, не страдает конкретно психическими заболеваниями, а имеет врожденные и приобретенные умственные отклонения", - добавила она.

Исторически так сложилось

По словам Островской, эти учреждения, появившиеся еще в советское время изначально представляли собой здания, которые ограждали неудобных членов от остального социума. "То есть, попросту говоря, цели тюремные в перемешку с якобы лечебными", - уточнила она. Другая парадигма, которая была заложена в то же время, что раз человек психически нестабильный, то он больной, и его нужно лечить.

"Хотя лечить его невозможно, поскольку это не состояние, которое лечится, это состояние в котором человек живет на протяжении долгого времени. Но старая парадигма предусматривает лишь одну точку зрения - раз человек больной, значит его нужно окружить людьми в белых халатах, оградить от всего вокруг и поместить в соответствующее помещение для постоянного пребывания", - рассказала Островская.

Сами интернаты построены по коридорному типу. Кроме того, там существуют так называемые "отделения", а именно - мужское и женское. Ограниченное число среднего и младшего медицинского персонала и социальных работников в интернате зачастую является причиной того, что в интернате-тысячнике невозможно индивидуально подходить к потребностям проживающих. При этом у них зачастую не только отсутствуют личные вещи, но и личные предметы гигиены. Зачастую даже нижнее белье в одном "отделении" общее.

Кроме того, информации правозащитников, сами учреждения в РФ продолжают функционировать, опираясь на устаревшие документы. Речь идет о Положении 1981 года и о Приказе Минздрава 1978 года, на основании которых и существуют сейчас эти учреждения. Согласно анализу экспертов, эти документы противоречат действующему в РФ законодательству, а именно - Конституции РФ, Конвенции о правах инвалидов и Закону о основах социального обслуживания.

Границы и уважение к человеку

Островская считает, в отношении людей с ментальными нарушениями существует определенная стигма и много стереотипов. Так, по ее словам, почему-то считается, что люди с психическими нарушениями не нуждаются в том, что нужно обычному человеку. "Еще считается, что он нуждается в непрерывном надзоре", - добавила она.

Эти задачи успешно решает коридорный тип учреждения. "Принятие душа проходит один раз в неделю, причем, все 150 человек, которые проживают в отделении, должны помыться за 2-3 часа. В комнате живут от 6 до 25 человек, как в старой больнице", - рассказала Островская. То есть если человек захочет помыться в любое другое время, ему откажут, то же самое касается отбоя - свет выключается на этаже.

"Понятно, что в этих условиях, ни о каких границах, ни о каком-либо уважении не может быть и речи", - отметила она.

Кроме того, в интернатах для взрослых есть так называемая система пропусков. "Помимо этого, всего лишь единицы имеют так называемый пропуск свободного выхода из отделения и интерната для прогулки на улице, вопреки всем действующим законам и Конституции", - продолжила Островская.

Эти задачи частично может решить внесенный в Госдуму законопроект о распределенной опеке. Он предусматривает, что опекунские функции, чтобы избежать правонарушений, могут быть распределены между несколькими людьми или организациями.

Причина правонарушений

На встрече представителей НКО с президентом Островская рассказала, что много правонарушений связано с тем, что в психоневрологическом интернате зачастую директор интерната оказывается опекуном проживающим там людям, лишенным дееспособности. По факту он является одновременно и заказчиком, и поставщиком социальной услуги.

"Если человек, который живет в интернате, хочет пожаловать на что-то, подать жалобу за него может его опекун, то есть директор учреждения", - пояснила Островская.

Она также отметила, что в стране есть регионы, в которых принципиально лишают дееспособности всех, кто содержится в таких учреждениях. "От 50 до 80% проживающих в интернатах лишены дееспособности. Данный факт чреват тем, что человек не может самостоятельно расходовать пенсию или пособия по инвалидности", - уточнила эксперт.

Три четверти социальных выплат уходят на оплату содержания человека в ПНИ. Оставшаяся четверть должна по идее передаваться персоналу, который может купить то, что хочет подопечный. "Но если на 200 человек приходится всего 1 медицинский работник, можно представить, как работник произведет все необходимые покупки, то есть, фактически, злоупотребление огромных масштабов", - сказала Островская.

Именно поэтому год назад впервые заговорили о необходимости реформы системы психоневрологических интернатов. Параллельно строятся новые интернаты для взрослых, взамен старых, пришедших в аварийное состояние. Летом 2016 года в РФ было около 100 таких учреждений. При этом еще 200 аварийных интернатов были заново отстроены к 2016 году.

Однако эксперты, представители НКО и общественных организаций убеждены, что необходимо не просто строить новые интернаты взамен старых, а нужно развивать альтернативные формы проживания. У людей, которые сейчас составляют очередь в психоневрологические интернаты, по словам разработчиков реформы, должен быть выбор: получать необходимую социальную помощь на дому в форме, к примеру, сопровождаемого проживания или другой альтернативы, или переехать в интернат.

Статья 19. Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
Государства-участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:
a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях;
b) инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;
c) услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.
В Первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении обязательств по статье 19 указаны следующие меры, предпринятые для осуществления:
Статья 19. Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
27. В Российской Федерации признается равное право всех инвалидов на независимый образ жизни и вовлеченность в жизнь местного сообщества в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
28. В соответствии с нормами Конституции РФ (статья 40) каждый имеет право на жилище (а). Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В целях обеспечения права инвалидов на свое место жительства Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 52) и Законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (статья 17) установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жильем, в том числе за счет средств федерального бюджета, а другие инвалиды - право на обеспечение социальным жильем за счет средств бюджета регионов.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства.
Судебными органами реализуется практика защиты прав инвалидов на получение жилья, что подтверждается прилагаемым решением Судебной коллегии Самарского областного суда (приложение 11).
29. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Оплата жилого помещения, жилищно-коммунальных услуг коллективного пользования для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена по сравнению с другими лицами в льготном режиме (со скидкой не ниже 50 процентов) (с).
30. Законопроектом о выполнении Конвенции предусматривается обязанность органов государственной власти и местного самоуправления создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также предъявляется требование по обеспечению приспособленности жилых помещений для использования инвалидами (с).
31. В целях обеспечения в равной степени доступности для инвалидов получения услуг, сопровождаемых персональной помощью, законопроектом о выполнении Конвенции впервые предусматриваются меры по формированию системы оказания инвалидам помощи в преодолении барьеров со стороны помощников и посредников как из числа персонала учреждений, предоставляющих услуги (в частности, на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, избирательных участках), так и персонала социальных служб. Определение порядка оказания такой помощи является обязанностью федеральных и региональных органов власти. (b, c)
32. На реализацию положений Конвенции о самостоятельном образе жизни и вовлеченности инвалидов в жизнь местного сообщества, несмотря на ограничения жизнедеятельности, направлены нормы принятого в декабре 2013 года Закона об основах социального обслуживания, которым введено социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг. (b)
33. В целях повышения адресности персональной помощи, необходимой для поддержки самостоятельного образа жизни инвалидов в местном сообществе, после ратификации Конвенции принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», которым введено оказание государственной помощи на основании социального контракта и малоимущим семьям, в том числе инвалидам, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности, региональные органы власти оказывают более весомую, по сравнению с другими лицами, материальную поддержку в том случае, если будет заключен социальный контракт и принята индивидуальная программа их социальной адаптации. (b)
34. В Российской Федерации функционирует свыше 2200 центров (комплексных центров) социального обслуживания с 477 отделениями временного проживания, 808 отделениями дневного пребывания. При центрах социального обслуживания успешно работают около 13000 отделений социального обслуживания на дому. Разнообразный спектр оказываемых социальными работниками услуг, в том числе на дому (социально-медицинские, реабилитационные, психологические, социально-бытовые), получают в повседневном режиме около 627 тысяч инвалидов (взрослых и детей). (b) Начиная с 2012 года оформление заявлений об оказании социальных услуг по желанию инвалида может осуществляться в электронной форме, а также с использованием обращения в многофункциональные центры и технологии «единого окна» по месту жительства.
Увеличение за последние 3 года на 40% удельного веса граждан, в том числе инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому в соответствующих положениям Конвенции формах (патронатная семья, услуги на дому, санаторий на дому), способствует повышению возможности выбора инвалидом места жительства, в том числе в семье без чрезмерного обременения других членов семьи, без элементов сегрегации и изоляции от местного сообщества. (b)
35. Основными направлениями дальнейшего совершенствования социальной политики в целях обеспечения самостоятельного образа жизни инвалидов в местном сообществе является развитие инновационных форм социального обслуживания, расширение практики устройства инвалидов в патронатные семьи, внедрение частно-государственного партнерства и развитие конкурентной среды в сфере предоставления им социальных услуг. С этой целью осуществляется подготовка нормативных правовых актов об утверждении соответствующих стандартов и правил реабилитации и социального обслуживания.

Комментарии общественных организаций инвалидов:

1. В настоящее время почти половина граждан с ментальной инвалидностью, признанных недееспособными, проживает в стационарных учреждениях 8 . Практика помещения граждан в стационарные учреждения без предоставления им реальной возможности самостоятельного выбора места проживания или участия в принятии такого решения противоречит Конвенции.
2. Условия проживания в государственных стационарных учреждениях в некоторых регионах постепенно улучшаются, однако во многих регионах они не только не соответствуют санитарным нормам, но и фактически приближены к психиатрическим больницам. Нужны системные изменения в организации условий проживания в этих учреждениях и разработка правил внутреннего распорядка, соответствующих требованиям действующего законодательства и Конвенции. Условия проживания в государственных стационарных учреждениях должны быть пересмотрены с точки зрения обеспечения достоинства личности, автономии воли и максимально возможного участия проживающих в жизни местного сообщества.
Комментарий ВООО АРДИ «Свет», г. Владимир: надо отметить, что альтернативных ПНИ 9 вариантов проживания людей старше 18 лет нет. Безусловно, проживание в психоневрологическом интернате - это гарантированная государством форма обустройства человека с особыми потребностями. Эта форма могла бы быть вполне приемлемой, если бы в интернатах были созданы все условия для развития личности и индивидуальности человека, если бы там работали трудовые мастерские, кружки для занятий творчеством. Однако это невозможно в силу самой специфики таких учреждений, поскольку проживание под одной крышей сотен, а в некоторых случаях более тысячи людей, да еще и с тяжелыми нарушениями здоровья, неизбежно будет делать такие учреждения закрытыми и основанными на жестком режиме. Именно поэтому важна открытость таких учреждений для общественного контроля,

8 Стационарными учреждениями социального обслуживания называются организации, предоставляющие услуги в стационарной форме. Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями. Названия таких учреждений могут быть различными - например, дом-интернат, психоневрологический интернат; они могут быть специализированными, то есть оказывать социальные услуги определенной группе граждан (граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-инвалиды и т. д.)
9 Психоневрологический интернат (сокр. ПНИ).

чего пока не наблюдается. Это создает ситуацию, когда нарушения прав и законных интересов проживающих там граждан становятся частью официальной практики 10 .
Комментарий СГООИК «Ассоциация Десница», г. Самара: самостоятельное проживание для человека с ментальной инвалидностью - это не обязательно проживание в семье, это может быть проживание вне семьи, в том числе и в учреждении, но выбор должен зависеть от желания, предпочтений и потребностей самого человека. Выбор должен делать он сам, а не другие люди за него. Ключевым моментом при решении вопроса о том, какой тип проживания подходит человеку, должен быть выбор самого человека... Право на проживание в небольшом учреждении тоже может рассматриваться как право на самостоятельное проживание, нельзя сказать, что это не соответствует Конвенции. К самостоятельному проживанию можно отнести и совместное проживание нескольких людей с инвалидностью в небольшом сообществе семейного типа - впрочем, его же можно назвать и «проживанием дома». А вот систему ПНИ в нынешнем виде едва ли можно назвать самостоятельным проживанием... 11
3. Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. № 3185-1, выписка гражданина, страдающего психическим расстройством, из стационарного учреждения (интерната) возможна по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно (статья 44). Гарантий оказания бесплатной юридической помощи при принятии таких решений, а также участие независимых экспертов и участие гражданина в принятии таких решений данный закон не предусматривает. На практике для граждан, проживающих в интернате, принятие решений о самостоятельном проживании зависит всецело от мнения врача данного учреждения или администрации.
Исследования отражают недовольство существующей системой защиты прав и недостаточность информации о правах. Опросы, проведенные в ряде российских регионов в 2011 году, показали, что более 89% опрошенных лиц с ментальной инвалидностью и членов их семей не удовлетворены существующей системой защиты прав и отсутствием доступной информации о своих правах. Более 68% от этого числа хотели бы получать помощь юриста 12 .
4. Типичная ситуация в стационарном учреждении (больница или интернат) заключается в том, что гражданин готов, по мнению специалистов, жить самостоятельной жизнью вне учреждения, гражданин сам этого хочет. Однако нет возможности подобрать ему опекуна, поскольку у него нет родственников, готовых принять обязанности опекуна, а в регионах отсутствуют государственные либо муниципальные службы профессиональных опекунов.
Пример из г. Самара: «В нашу организацию обратилась журналистка, узнавшая о молодом человеке 27 лет, лежащем в психиатрической больнице в связи с тем, что его отец и мачеха, признав его недееспособным в судебном порядке, в последующем отказались от опекунства,

10 Ситуационный отчет по проекту «Правовое просвещение и повышение гражданской активности в области защиты прав и свобод людей с инвалидностью» (январь-сентябрь 2014 г.), с. 12 // http://perspektiva- inva.ru/protec-rights/articles/vw-2051/
11 Аналитическая справка СГООИК «Ассоциация Десница» (г. Самара), с. 4.
12 Мониторинг нарушений прав лиц с ментальной инвалидностью и членов их семей. М.: РООИ «Перспектива», 2011. С. 13.

после чего он был помещен в психиатрическую больницу без права выхода оттуда. Даже погулять на территории больницы его не выпускают. При этом в настоящее время его состояние, по словам главного врача больницы, удовлетворительное, однако отсутствует человек, который был бы готов оформить над ним опекунство.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в момент рассмотрения судом заявления о признании его недееспособным ни он, ни лица, которые могли бы подтвердить его дееспособность, не присутствовали, что судом было оставлено без внимания несмотря на то, что согласно п. 1 ст. 284 ГПК РФ заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей. Действующее законодательство предусматривает в качестве обязательного условия опрос лица, в отношении которого подано заявление о признании недееспособным, для формирования у суда собственного объективного мнения о его состоянии и способности осознавать совершаемые им действия и их последствия». Роль общественных организаций в документировании таких случаев должна быть в большей мере признана и востребована органами государственной власти, которые отвечают за реализацию политики поддержки самостоятельного проживания.
4. Вопрос о поддержке самостоятельного проживания нуждается в системном решении и более детальном законодательном оформлении. Так, нуждается в развитии система приближенных к месту жительства гражданина услуг, предоставления социальных услуг на дому. Слабо развивается институт поддержки граждан, проживающих самостоятельно в собственном жилье, в виде назначения профессионального опекуна (то есть организации или гражданина, постоянная профессиональная деятельность которых связана с выполнением обязанностей опекуна и выполняется ими за плату). Очень редко применяется институт патронажа и назначения помощника, который предусмотрен в статье 41 Гражданского кодекса РФ.
Например, по данным 2010 года в Архангельской области 6641 человек имеет инвалидность в связи с психическим заболеванием, в том числе недееспособными признаны 2881. Из них чуть менее половины (1265 человек, 43,9%) проживает в стационарных учреждениях социальной защиты. Остальные 1616 граждан проживают в семьях, либо являются одинокими или находятся в психиатрических стационарах 13 . Соответственно, лишь небольшая часть граждан, проживающих самостоятельно, имеет возможность получать поддержку профессионального опекуна. Учитывая, что единственное в области муниципальное учреждение (МБУ «Центр помощи совершеннолетним подопечным» г. Архангельска) обеспечивает профессиональную опекунскую поддержку, получать такую услугу могут лишь граждане, проживающие в Архангельске, в других муниципальных образованиях региона она недоступна. Под патронажем, по данным органов социальной защиты населения на 2012 год, 478 человек в Архангельской области (в том числе и граждане, имеющие психические нарушения) имеют помощника согласно договору о патронаже, заключаемому в соответствии со ст. 41 ГК РФ.

13 Общественный доклад о соблюдении прав людей с психическими нарушениями и ментальной инвалидностью в Архангельской области и рекомендации по реализации их прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Архангельск, 2013, с. 16.

При этом 90% из них (423 человека) находятся под патронажем в городе Архангельске 14 . В других муниципальных образованиях патронаж практически не развивается, что связано с недостаточным вниманием со стороны органов власти к развитию патронажа, отсутствием нормативно-правовых и организационных механизмов для его развития на региональном уровне. Услуги патронажа на профессиональной основе (подготовленными помощниками) реализуются лишь единственным в городе Архангельске учреждением (вышеупомянутым центром помощи совершеннолетним подопечным).
Около 40% граждан, признанных недееспособными, проживают в учреждениях социального обслуживания в Нижегородской области. Согласно данным министерства социальной политики Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2013 года в области состоят на учете в органах опеки и попечительства 8100 совершеннолетних недееспособных граждан. В регионе функционирует 10 психоневрологических интернатов на 3927 мест. Учреждения укомплектованы полностью. Из 3927 человек, находящихся на стационарном социальном обслуживании, 3079 признаны недееспособными по решению суда.
5. Право на самостоятельное проживание остается во многом теоретической гарантией в связи с тем, что возможность получать социальные услуги и услуги сопровождения по месту жительства или на дому существенно ограничена, несмотря на изменения законодательства. В прежнем Законе о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (от 02.08.1992 № 122-ФЗ) основанием для отказа в предоставлении социальных услуг на дому являлось, в частности, наличие тяжелых психических расстройств. В новом законе такого основания не указано. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ в предоставлении социальных услуг в стационарной форме может быть отказано в связи с наличием медицинских противопоказаний. Закон вступил в силу 1 января 2015 года, и его реализация пока только начинается. Однако необходимо учитывать, что до настоящего времени поддерживалась практика ограничений оказания социальных услуг людям с ментальной инвалидностью. Перечень медицинских противопоказаний на момент составления настоящей записки Министерством социального развития РФ не утвержден.
Например, в Нижнем Новгороде в учреждениях социальной защиты - таких, как комплексные центры социального обслуживания - случаи включения лиц с ментальной инвалидностью в группы дневного пребывания являются единичными. По сложившейся практике данной категории граждан отказывают и в оказании социальных услуг в полустационарных условиях, а также на дому. Большинство нормативных документов, принятых на уровне региона, как по доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, так и в предоставлении медицинских, социальных и образовательных услуг, ориентированы на лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, маломобильных граждан, лиц, имеющих инвалидность по общему заболеванию. Но, к сожалению, чаще всего при этом не учитываются потребности людей с ментальной инвалидностью 15 .
6. В отношении детей с инвалидностью (в особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями) по-прежнему в государственной социальной политике

14 Там же, с. 30.
15 Аналитическая записка к докладу «О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации» по Нижегородской области. НРООПДиМ «Верас», с. 10.

поддерживается приоритет интернатного устройства по сравнению с поддержкой проживания в семье.
Как в федеральном, так и региональном законодательстве отсутствуют необходимые гарантии поддержки семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями. Имеющиеся в настоящее время гарантии предусматривают лишь материальную поддержку, но не помощь и содействие в развитии семейных отношений и качества жизни.
Так, например, в Законе Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ меры социальной поддержки детей-инвалидов включают в себя денежные компенсации, льготное лекарственное обеспечение, право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и другие (статьи 77, 78 Закона № 103-ОЗ).
Из материалов регионального доклада (г. Воронеж): «Социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с ментальными проблемами, крайне низок. Как правило, это неполные семьи, матери не имеют возможности работать и, таким образом, не могут достойно содержать свою семью. Чаще семья выживает за счёт мизерной пенсии и социального пособия» 16 17 .
7. Региональное законодательство лишь отчасти компенсирует недостаток системных мер по защите прав детей с тяжелыми и множественными нарушениями и их семей. В отдельных регионах развиваются службы социальных участковых, разрабатываются программы «Передышка», оказывающие помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Например, в Воронежской области реализуются инновационные направления реабилитации, наиболее востребованными из которых являются:
- социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов;
- совместное пребывание родителей с детьми в реабилитационных центрах. Так, в областном детском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Парус надежды» создана социальная гостиница на 28 койко-мест, в которой дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе дети-инвалиды с ментальными заболеваниями) размещаются совместно с родителями на период оказания им реабилитационных услуг. Социально-бытовые услуги осуществляются на безвозмездной основе1".
Необходимо анализировать региональный опыт и развивать наиболее успешные формы поддержки на федеральном уровне.
8. Государством в целом недостаточно признается роль некоммерческого сектора в формировании системы услуг, которые обеспечивают поддержку и сопровождение, и таким образом содействуют реализации правоспособности и способствуют участию граждан с ментальной инвалидностью в общественной жизни. Например, общественные организации родителей детей с ментальной инвалидностью применяют эффективные формы организации образования, трудовой занятости, социального обслуживания, подобный ресурс следовало бы

16 Общественный доклад о соблюдении прав людей с ментальной инвалидностью. ВРООИ «Искра надежды». Воронеж, 2012, с. 5.
17 Аналитическая записка о положении людей с ментальной инвалидностью в Воронежской области в свете исполнения Конвенции о правах инвалидов. ВРООИ «Искра надежды», с. 3.

учитывать при формировании социальной политики и закреплять на законодательном уровне в форме государственного социального заказа. Главная проблема, возникающая на пути любых социальных программ для лиц с ментальными нарушениями - это низкая заинтересованность органов власти всех уровней, учреждений и организаций в поддержке общественных организаций инвалидов и некоммерческого сектора в целом.
Очень важным является участие и помощь организаций инвалидов в разработке условий самостоятельного проживания.
Необходимо отметить, что в соответствии с введённым в действие с 1 января 2015 г. федеральным законом о социальном обслуживании новым подходом в регулировании отношений по оказанию услуг на основе социального контракта, успешный опыт некоммерческих организаций может получить государственную поддержку. Закон предусматривает возможность включения в реестр поставщиков социальных услуг некоммерческих организаций, а также возможность выбора поставщика услуг при составлении индивидуальной программы гражданина - получателя социальных услуг.
Позитивные региональные формы поддержки самостоятельного проживания граждан с ментальной инвалидностью:
В Нижнем Новгороде НРООПДиМ «Верас» реализует проект по учебному сопровождаемому проживанию молодых людей с интеллектуальными нарушениями с 2010 года. Сначала курс учебного проживания проходил на базе двухкомнатной тренировочной квартиры, а с 2014 года - на базе трехкомнатной квартиры, выделенной общественной организации «Верас» в безвозмездное и бессрочное пользование администрацией города.
Курс учебного проживания начинался с двух недель, а теперь он длится до двух месяцев. В сопровождении социальных работников и педагогов по графику проживают двое юношей и две девушки. Двое из них с более легкими нарушениями развития, а двое - с более тяжелыми. Так обеспечивается взаимопомощь.
Процесс обучения проводится по трем основным направлениям:
1. Бытовая деятельность: приготовление пищи, уборка квартиры, уход за вещами, подбор одежды в зависимости от погодных условий, осуществление гигиенических процедур, совершение покупок и др.
2. Социально-коммуникативные навыки: развитие межличностных отношений,
ориентация в социальном пространстве, усвоение общепринятых норм и правил и их применение в повседневной жизни.
3. Досуговая деятельность: обучение выбору занятий и организации своего свободного времени, формирование потребности и умения принимать гостей, посещать общественнокультурные места, ходить на прогулку и т. д.
В свободное время ребята играют в настольные игры, слушают музыку, смотрят телевизор, общаются с близкими по телефону.
В один из четвергов молодые люди приглашают друзей и родителей в гости. Ребята продумывают меню, готовят разные блюда и накрывают на стол.
Выходные и праздничные дни воспитанники службы учебного проживания проводят в своей семье. В это время они выполняют домашнее задание для закрепления полученных навыков. В проживании участвуют ребята, посещающие мастерские Центра лечебной педагогики и социальной адаптации НРООПДиМ «Верас» (http://veras-nn.ru/work_cat/uchebny-e-tsentry/).
Для реализации прав одиноких людей с инвалидностью на достойную жизнь во Владимирской области внедрены и работают разные формы устройства этих людей:
С августа 2012 года внедрены и работают «Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов (дееспособных)» на основании Постановления Губернатора Владимирской области от 16 августа 2012 г. «О внедрении во Владимирской области стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».
Устройство недееспособных граждан в домашней обстановке, у неродного опекуна. Во Владимирской области принят закон «О вознаграждении, причитающемся опекунам недееспособных граждан», который вступил в силу 1 января 2014 года.
Устройство недееспособных граждан в домашней обстановке в отдельной квартире постоянного поддерживаемого (сопровождаемого) проживания.
Подготовка детей и молодых людей со сложной структурой дефекта к самостоятельной, сопровождаемой жизни в условиях «учебных» квартир. С 1 сентября 2005 года Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» обучает самостоятельному (поддерживаемому) проживанию в условиях «учебных квартир» молодых людей со сложной формой инвалидности.
В Архангельске с 2005 года действует муниципальное бюджетное учреждение «Центр помощи совершеннолетним подопечным», которое оказывает услуги опеки, попечительства и патронажа для граждан, проживающих в собственном жилье (в том числе по договору социального найма жилого помещения), а также социальные услуги разных видов, помощь в адаптации, преодолении конфликтов, содействие в трудоустройстве, планировании бюджета, организации досуга, социально-психологическую поддержку. Услуги оказываются бесплатно и с согласия гражданина, а оказание помощи строится на основе партнерства с клиентом и его ближайшим социальным окружением.
В городе Новодвинске Архангельской области государственным бюджетным учреждением «Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии» с 2000 года реализуется проект самостоятельного проживания выпускников с умственной отсталостью в открытом обществе - «Сервисное жилье». Проект появился в результате сотрудничества Областного управления социальной защиты населения и благотворительной шведской организации «MI-Индивидуальная помощь Швеции», и был осуществлен на базе дома-интерната. Участники программы «Сервисное жилье» самостоятельно проживают, работают и ведут домашнее хозяйство. 16 выпускников живут самостоятельно в открытом обществе (4 первых участника программы создали семьи). Сегодня проект «Сервисное жилье» включает в себя две сервисные квартиры, и расширился за счет аренды дополнительного жилья (2 выпускника приобрели собственное жилье), что делает эту программу актуальной и жизнеспособной (http://novodvinsk-intemat.narod.ru/).

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало и утвердило методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания инвалидов. , размещенный на сайте Минтруда, носит рекомендательный характер, хотя раньше предполагалось, что регионы обяжут использовать сопровождаемое проживание инвалидов как альтернативу психоневрологическим интернатам.

«Под сопровождаемым проживанием инвалидов понимается стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и проведения мероприятий по социальному сопровождению инвалидов в целях компенсации (устранения) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности и сохранения пребывания в привычной, благоприятной для него среде», – говорится в документе.

При организации сопровождаемого проживания инвалидов рекомендовано поведение мероприятий по развитию и сохранению навыков самообслуживания, а также навыков, необходимых для самостоятельной жизни – приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек, пользование мобильными телефонами, интернетом, средствами реабилитации и т.п. Рекомендуется также создание условий для получения образования и занятости людей с инвалидностью.

В зависимости от состояния человека, характера его заболевания, потребностей и возможностей, предусматривается три варианта оказания социальных услуг: постоянное сопровождение, регулярное и периодическое. Вариант сопровождаемого проживания определяется степенью ограничения жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и трудовой деятельности, способности контролировать свое поведение.

Постоянное сопровождение рекомендовано людям с тяжелыми нарушениями, ежедневно нуждающимся в постоянном присмотре, помощи и уходе. Регулярное сопровождение рекомендуется использовать для людей, которые могут частично обслуживать себя, но нуждаются в регулярной помощи, в частых напоминаниях, иногда – в замещающем исполнении. А вот для людей, которые нуждаются лишь в напоминании несколько раз в неделю и в некоторых случаях помощи сопровождающих, рекомендовано периодическое сопровождение.

Сопровождаемое проживание инвалидов рекомендовано организовывать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Индивидуальное проживание рекомендуется тем, кому необходимо лишь периодическом сопровождении, групповое – тем, кто нуждается в регулярном или постоянном сопровождении.

Возможность сопровождаемого проживания инвалидов предполагает соблюдение определенных критериев: возраст старше 18 лет, отсутствие, старость или болезнь родителей (опекунов), решение опекуна в интересах подопечного, отсутствие контагиозных инфекционных заболеваний. При этом главным критерием является согласие и готовность самого человека с инвалидностью проживать совместно с другими людьми.

«Результатом организации сопровождаемого проживания должно стать проживание (продолжение проживания) получателя социальных услуг с инвалидностью в домашних условиях с предоставлением необходимых ему социальных услуг», – отмечается в документе.

Ранее мы , что в Петербурге стартовал уникальный социальный проект: в жилищном комплексе «Новая Охта» открылся первый в стране дом сопровождаемого проживания для людей с различными формами инвалидности. В нем будут жить инвалиды, о которых не могут заботиться родители и которые должны были отправиться в социальные учреждения

Мы также о том, что в Пензе открылся «Дом Вероники» – активный пансион для молодых людей с инвалидностью. В нем будут жить, учиться и работать молодые люди с тяжелыми формами инвалидности, лишенные родительского попечения.

1.Сопровождаемым проживанием инвалидов является стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и проведения мероприятий по социальному сопровождению инвалидов (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам) в целях компенсации (устранения) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности и сохранения пребывания в привычной, благоприятной для него среде, выработки навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей), и адаптации к самостоятельной жизни.

2.Мероприятия по сопровождаемому проживанию инвалидов определяются исходя из принципов, обеспечивающих необходимость ориентации на нормализацию жизни человека с инвалидностью, комплексного подхода при оказании услуг, индивидуального подхода (оказание помощи соразмерно потребностям), создание условий проживания малыми группами или индивидуально, ориентацию на развитие самостоятельности людей с инвалидностью.

3.При организации сопровождаемого проживания инвалидов обеспечивается предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа).

4.Результатом организации сопровождаемого проживания должно стать проживание (продолжение проживания) получателя социальных услуг с инвалидностью в домашних условиях с предоставлением необходимых ему социальных услуг.

5.При организации сопровождаемого проживания инвалидов:

а) предусмотрены мероприятия, направленные на проведение обучающих занятий по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, принятие пищи, уход за одеждой и обувью и т.д.), навыков, необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек и т.д.), обучению и сохранению навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными телефонами, Интернетом и др.), а также мероприятия по адаптации данных лиц к самостоятельной жизни;

б)создаются условия для обеспечения возможности получения инвалидами основного общего, профессионального и дополнительного образования в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в территориальной доступности от места их проживания, в образовательной среде наравне с гражданами, не имеющими ограничений жизнедеятельности и не требующими наличия специальных условий для получения образования, в целях их наиболее полной социальной адаптации (в случае если образование инвалидами не получено);

в) организуется занятость инвалидов в дневное время, в том числе вне жилого помещения, в котором они проживают.

6.При организации образовательных мероприятий, досуговой деятельности, работы по развитию жизненных компетенций при сопровождаемом проживании инвалидов учитываются индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

7.Сопровождаемое проживание инвалидов, включая этап учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания инвалидов организуется в специализированных жилых помещениях учреждения, в котором инвалид постоянно проживает.

Указанные жилые помещения приспособлены для постоянного проживания, а также отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечивающих, в том числе их доступность.

8. Основными задачами, решаемыми при работе Отделения являются:

8.1.содействие более полному обеспечению конституционных прав инвалидов по удовлетворению их потребностей в социальной поддержке и социальном обслуживании, самостоятельном проживании и участии в общественной жизни;

8.2. улучшение качества жизни в отделении стационарного обслуживания, путем максимального приближения условий проживания к домашней обстановке;

8.3.создание условий для формирования у инвалидов навыков самообслуживания, самопомощи, социального функционирования;

8.4. осуществление мероприятий, направленных на развитие (компенсацию, восстановление) у инвалидов знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного и независимого проживания и жизнедеятельности в быту, трудовой занятости, социального взаимодействия в обществе;

8.5.осуществление мер, направленных на формирование личности инвалидов и их адекватного отношения к моральным и материальным ценностям;

8.6. содействие расширению коммуникативного и жизненного пространства инвалидов, нормализации их личностно-социального и психологического статуса, поддержанию родственных отношений с учетом личной безопасности и интересов инвалидов;

8.7. осуществление мероприятий, направленных на подготовку инвалидов к самостоятельной жизни в местном сообществе, адаптацию к окружающему пространству и местной социальной инфраструктуре;

8.8. оказание инвалидам помощи и поддержки в процессе адаптации к условиям сопровождаемого проживания;

8.9.обеспечение безопасной жизнедеятельности в условиях сопровождаемого проживания;

8.10.разработка, практическая реализация и распространение инновационных технологий, форм и методов социального сопровождения.

9. Основными функциями Отделения являются:

9.1. выявление потенциальных получателей услуг сопровождаемого проживания, диагностирование уровня их подготовленности и ориентированности на самостоятельное сопровождаемое проживание, разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации;

9.2. организация четкой структуры дня, ежедневной и недельной занятости, обеспечивающей формирование у инвалидов навыков, необходимых для независимой самостоятельной жизни;

9.3. организация трудотерапии, содействие формированию трудовых навыков, соответствующих индивидуальным особенностям и возможностям инвалидов;

9.4. проведение занятий, направленных на формирование и закрепление у инвалидов навыков и умений, необходимых для независимости в быту и самостоятельной жизни в социуме;

9.5. оказание инвалидам консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических, социально-реабилитационных и иных социальных услуг;

9.6. создание условий для участия инвалидов в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;

9.7. проведение мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня персонала Отделения и учреждения;

9.8. создание безопасных условий жизнедеятельности обслуживаемых, отвечающих требованиям техники безопасности и пожарной безопасности;

9.9. документальное оформление осуществляемой деятельности.

9.10. проведение совместно с администрациями районов (городских округов) Новосибирской области, ГКУ НСО «Центр занятости населения Новосибирской области», предприятиями области мероприятий, направленных на полезную занятость получателей социальных услуг, находящихся на обслуживании в учреждении;

9.11. взаимодействие с различными общественными, религиозными и иными организациями, объединениями, фондами и отдельными гражданами, с целью организации общественных и иных работ, направленных на привитие и восстановление навыков к труду у получателей социальных услуг и производство контроля проводимой социально-трудовой реабилитации на рабочем месте, в организациях различных форм собственности;

10. Оказание услуг сопровождаемого проживания состоит из 4 основных этапов:

1-2. отборочно-диагостический и подготовительно-реабилитационные - целью которого является подбор кандидатов для подготовки к учебному (тренировочному) сопровождаемому проживанию инвалидов, формирование групп инвалидов для сопровождаемого проживания;

3 . учебно-сопровождаемое проживание - целью которого является обучение инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекция, развитие возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей, адаптации к самостоятельной жизни;

4 . самостоятельное сопровождаемое проживание , целью которого является оказание необходимой помощи в развитии и поддержке максимально возможной самостоятельности инвалидов в организации их повседневной жизни, в обеспечении условий, направленных на создание им возможностей участия в жизни общества.

11. Сопровождаемое проживание производится:

11.1 Отборочно-диагостический, подготовительно-реабилитационный этап - при проживании инвалидов в обычной среде в отделении стационарного обслуживания, в ходе ежедневной работы на базе имеющихся в отделении стационарного обслуживания структур (кружки по интересам, мастерские, подсобное хозяйство и т.д.);

11.2. Учебно-сопровождаемое проживание - при проживании в специально функционирующих комнатах, расположенных в жилых корпусах, как отделения стационарного обслуживания, так и отделения Дом ночного пребывания;

11.3. Самостоятельное сопровождаемое проживание - в комнатах, квартирах, домах самостоятельного сопровождаемого проживания, находящихся вне территории учреждения.

Все эти помещения оборудованы элементами безбарьерной среды, соответствуют условиям, необходимым для реализации целей и задач отделения, и располагают всеми видами коммунально-бытового обустройства, соответствуют санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, и требованиям охраны труда.

12. Сопровождаемое проживание инвалидов организуется в индивидуальной или групповой формах.

Индивидуальное сопровождаемое проживание инвалидов осущевстляется для тех инвалидов, которые нуждаются в периодическом сопровождении.

Групповое сопровождаемое проживание инвалидов - для тех инвалидов, которые нуждаются в регулярном или постоянном сопровождении.

При групповом сопровождаемом проживании инвалидов формируются группы инвалидов численностью 2 - 7 человек (далее - малые группы).

Формирование малых групп осуществляется с учетом соответствия площади жилых помещений, в которых производится проживание указанных малых групп, установленным нормативам обеспечения площадью жилых помещений.

При этом инвалиды размещаются в комнатах не более чем по 3 человека и площадь жилого помещения, используемого для сопровождаемого проживания инвалидов, позволяет постоянно находиться в данном жилом помещении не только инвалидам, но и лицам, которые осуществляют функции по их сопровождению (далее - сопровождающий персонал).

13. При формировании малых групп соблюдаются следующие условия:

а) добровольность (согласие инвалида на сопровождаемое проживание инвалидов в составе конкретной группы);

б) проведение курса учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания инвалидов;

в) индивидуальные особенности развития и потребности инвалида;

г) степень выраженности ограничений жизнедеятельности каждого инвалида в малой группе;

д) включение в группу инвалидов разного пола и возраста;

е) гетерогенный состав группы с разной потребностью в объеме услуг ее участников (регулярное, периодическое, постоянное сопровождение).

14. При организации сопровождаемого проживания инвалидов соблюдаются следующие подходы:

а) приоритет уважения человеческого достоинства и прав личности;

б) добровольное согласие инвалида и его (опекуна) о предоставлении ему сопровождаемого проживания инвалидов;

в) комплексный межведомственный подход при предоставлении ему технологии сопровождаемого проживания инвалидов;

г) ориентация на максимальную независимость и самостоятельность инвалида;

д) индивидуальный подход, оказание помощи инвалиду соразмерно потребностям, но не как к объекту обслуживания (партнерство, ассистирование и наставничество как основные элементы отношений);

е) ориентация на развитие максимально возможной самостоятельности инвалида, содействие занятости и интеграции в общество;

15.Сопровождаемое проживание инвалидов организуется для инвалидов в возрасте старше 18 лет.

16. Возможность сопровождаемого проживания инвалидов определяется на основании оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалида и нарушенных функций организма, определенных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), с учетом следующих критериев:

а) согласие и готовность инвалида проживать совместно с другими в малой группе;

б) возраст старше 18 лет;

в) отсутствие инфекционных контагиозных заболеваний, обострения психического заболевания в форме, представляющей опасность для собственной жизни и здоровья инвалида и (или) жизни и здоровья окружающих;

г) отсутствие, старость или болезнь родителей (опекунов);

д) решение опекуна в интересах подопечного при согласии подопечного.

17.Критерием для определения нуждаемости и периодичности в сопровождаемом проживании инвалидов является степень выраженности ограничений жизнедеятельности с учетом заключения в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, разработанной в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47579).

18. При определении сопровождаемого проживания инвалида учитывается объем предоставления инвалиду социальных услуг и услуг по реабилитации и абилитации (постоянно, регулярно, периодически), а также длительность предоставления данных услуг (в день/неделю), выраженную в единицах времени (от 4 до 24 часов в день/неделю).

19. В учреждении инвалиду предоставляются следующие виды социальных услуг:

а)постоянное сопровождение - для инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями, ежедневно нуждающихся в постоянном присмотре, помощи и уходе, с длительностью предоставления услуг свыше 8 и до 24 часов в сутки;

б) регулярное сопровождение - для инвалидов, которые могут частично обслуживать себя, взаимодействовать и ориентироваться в ближайшем окружении, но каждый день нуждаются в регулярной помощи, в частых напоминаниях, иногда в замещающем исполнении, с длительностью предоставления услуг от 4 до 8 часов в сутки;

в) периодическое сопровождение - для инвалидов, которые несколько раз в неделю нуждаются в напоминании, содействии или помощи сопровождающих при исполнении действий для решения отдельных задач организации своей жизни, с длительностью предоставления услуг от 4 до 12 часов в неделю.

Изучение отечественного опыта поддерживаемого проживания выявило, что преимущественной формой является социальная гостиница (Санкт-Петербург, Порхов), предоставляющая инвалиду возможность проживания на временной основе. Постоянное проживание в квартирах, в условиях малых групп, затруднено в связи с неразработанностью законодательной основы сопровождения. Кроме того, специалисты отмечают низкий уровень готовности молодых людей с тяжелыми нарушениями развития к жизни вне родительского дома, даже в тех случаях, когда у них имеются потенциальные возможности для ведения относительно самостоятельной жизни.

С учетом собранных сведений мы определили, в качестве приоритетных для реализации проекта в Пскове, следующие задачи:

  • разработать и апробировать модель подготовки к самостоятельной жизни молодых людей с тяжелыми нарушениями развития, опираясь на инновационный европейский и российский опыт;
  • подготовить молодых людей с инвалидностью к самостоятельному проживанию в условиях учебной квартиры;
  • способствовать развитию толерантного отношения общества к инвалидам;
  • разработать концепцию службы сопровождаемого проживания лиц с тяжёлыми нарушениями развития в Пскове.

В качестве базы для осуществления проекта при ФПИ было создано Отделение учебного проживания. Штат отделения включал трех социальных педагогов и одного психолога. Работа осуществлялась на базе трехкомнатной квартиры в обычном жилом доме, приобретенной на средства Евангелической церковной общины «Вассенберг» (Германия). Квартира и подъезд дома были адаптированы к особым потребностям молодых людей, прежде всего имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата. В частности, в подъезде дома был сооружен пандус, в квартире совмещен санузел, ванна заменена на душевую кабину, в санузле установлены поручни. Квартира оборудована обычной мебелью и оснащена бытовыми приборами: микроволновая печь, кухонный комбайн, электрический чайник и др.

В течение полутора лет в квартире учебного проживания прошли обучение 14 молодых людей (в возрасте от 18 до 36 лет) с тяжелыми нарушениями развития разной степени тяжести, которых мы обозначили как «студентов». Все они посещают Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов г. Пскова. Обучение самостоятельной жизни в квартире происходило курсами. Длительность курса обычно составляла от трёх до пяти месяцев. Двое молодых людей с более сложными нарушениями (юноша, который не может сам передвигаться и действовать руками вследствие ДЦП, девушка с осложненной формой аутизма) обучались по одному месяцу.

В целях преемственности обучения подготовка к самостоятельному проживанию не ограничивалась рамками учебной квартиры, она продолжалась в условиях родительского дома и в мастерских, где работали студенты, поэтому были выделены два основных направления психолого-педагогической работы: собственно обучение студентов и консультативно-методическая работа с семьями.

Организация обучения происходила следующим образом. На первом этапе проводился отбор студентов, знакомство персонала проекта с кандидатами и с их семьями, информирование о целях и условиях проекта. Педагоги проводили опрос молодых инвалидов, их родителей с целью выявления желающих участвовать в проекте. Начиная работу, мы ориентировались на то, что в проекте будут принимать участие те молодые люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития, у которых имеются предпосылки для формирования навыков самообслуживания, жизнеобеспечения и взаимодействия с окружающими.

Отбор участников проекта и комплектование учебной группы производился с учетом следующих критериев:

  • желание молодых людей участвовать в проекте;
  • готовность родителей (опекунов) к сотрудничеству;
  • возраст студентов: не моложе 18 лет;
  • разнополый состав группы (в группу принимались 2 молодых человека и 2 девушки);
  • психологическая совместимость потенциальных участников (выявлялась в ходе беседы с кандидатами, их родителями и персоналом мастерских);
  • уровень самостоятельности и объём предполагаемой помощи (группы комплектуются таким образом, чтобы в их составе были молодые люди с разным уровнем самостоятельности, различными физическими и умственными способностями);
  • согласие студентов и их родителей (опекунов) вносить финансовый вклад в проект: за счет пенсии по инвалидности оплачивать коммунальные расходы, питание и приобретение необходимых расходных материалов.

На втором этапе происходило оформление документации: педагогический совет проекта принимал решение о приеме и заключал договор с родителями (опекунами) и с самими студентами. Родители заполняли анкету, указывали на ожидания от проекта. В ходе первой недели обучения на каждого студента составлялась психолого-педагогическая характеристика и индивидуальная программа обучения. В индивидуальной программе подробно прописывалось содержание обучения студента по каждому направлению.

Третий этап – собственно процесс обучения самостоятельной жизни, который проводился по трем направлениям:

  • бытовая деятельность,
  • досуговая деятельность,
  • социально-коммуникативная деятельность.

В рамках бытовой деятельности происходило обучение уборке квартиры, уходу за вещами, осуществлению гигиенических процедур, проведению элементарных финансовых расчетов и планированию своего бюджета, осуществлению коммунальных и других платежей, покупок, приготовлению пищи.

Обучение социально-коммуникативной деятельности включало: развитие межличностных отношений, ориентацию в социальном пространстве, усвоение общепринятых норм и правил, и их применение в повседневной жизни.

Направление «досуговая деятельность» предполагало обучение выбору и организации занятия своего свободного времени, формирование потребности и умения посещать общественно-культурные места, ходить на прогулку, выезжать за город и т.д.

При выборе режима мы взяли за основу общепринятый для большинства взрослых людей повседневный жизненный ритм: утром и днем по будням – работа, вечером – отдых и бытовые дела по дому, по выходным дням – отдых дома и в других местах. Так, с понедельника по пятницу после окончания работы студенты приезжают в учебную квартиру на общественном или специальном транспорте, где их встречают педагогические работники. С момента приезда и до сна, а так же утром до отправления на работу студенты участвуют в различных учебных мероприятиях, направленных на развитие у них самостоятельной бытовой, досуговой и прочей деятельности. Каждую четвертую субботу студенты проводят в ОУП с целью обучения организации своего свободного времени в выходные дни. Все остальные дни и в случае болезни студенты проживают с родителями.

Такой режим является приближенным к обычной жизни взрослых людей, поэтому обучение носило естественный характер и было гармонично связано с решением повседневных жизненных задач, что позволило сформировать более стойкую и долговременную мотивацию самостоятельной деятельности в квартире. Важную роль играла продолжительность курса обучения. На наш взгляд именно длительное проживание в учебной квартире позволяет скорректировать и закрепить навыки самостоятельной жизни.

На завершающем, четвертом этапе на каждого учащегося вновь составлялась характеристика, где отражались изменения, произошедшие после курса учебного проживания. В качестве ведущего критерия эффективности обучения выступал как уровень усвоения тех или иных навыков, так и уменьшение объёма оказываемой помощи со стороны.

Анализируя проделанную работу можно сказать, что из трех обозначенных направлений обучения наибольшее продвижение наблюдается по первому из них – «Бытовая деятельность». Наиболее значительные результаты получены в обучении уборке помещений. К моменту начала проекта лишь отдельные студенты ранее занимались уборкой в домашних условиях, качество уборки часто оставляло желать лучшего, но на конец обучения 90% студентов научились выполнять отдельные виды работ по уборке помещения (с помощью или самостоятельно), половина из них научилась самостоятельно убирать квартиру. Такой же результат наблюдается в области обучения приготовлению пищи.

Почти у всех студентов (90%) удалось скорректировать представления о режиме приема пищи, отработать отдельные операции по обработке продуктов и приготовлению блюд, либо значительно расширить уже имеющийся опыт в таком виде деятельности. Навыки по приготовлению пищи были наиболее успешно перенесены в домашние условия.

У большинства молодых людей (85%) снизилась потребность в посторонней помощи при выполнении гигиенических процедур и уходе за вещами. Такие высокие показатели отчасти объясняются и тем, что в домашних условиях родители зачастую все делают сами за свого ребенка, хотя возможности самостоятельного ухода за собой и вещами у большинства ребят присутствуют, но такие умения не поддерживаются в семье.

Многие студенты (35%) научились самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать обувь, выбирать одежду в соответствии с ситуацией.

Для достижения устойчивых результатов по таким направлениям как социально-коммуникативная и досуговая деятельность необходима более длительная работа. Однако и в этих направлениях отмечались положительные изменения. У всех молодых людей расширились представления о вариантах проведения своего свободного времени. Они научились выбирать наиболее привлекательный для них вид отдыха из уже знакомых.

У всех студентов уже имелся опыт пользования общественным транспортом, осуществления покупок, посещения общественно-культурных мест, но степень их самостоятельности в выполнении этих дел была очень низкой. Такие виды деятельности как планирование бюджета, осуществление коммунальных платежей были знакомы лишь 3 студентам.

В конце курса обучения 50% студентов приобрели опыт оплаты коммунальных услуг, знали, где и для чего она осуществляется. Однако, обучение планированию расходов, которое велось с тремя студентами, требует дальнейшей работы.

Следует отметить изменения в поведении, эмоциональном настрое, самооценке студентов. По нашим наблюдением и по мнению родителей большинство молодых людей стали более раскрепощенными, уверенными в себе, некоторые студенты начали более внимательно относиться к труду и чувствам окружающих.

К сожалению, необходимо отметить, что не всегда приобретённые в отделении учебного проживания навыки, находили применение дома. Это связано как с особенностями развития самих студентов, так и с проявлениями гиперопеки со стороны родителей.

Таким образом,за два года работы отделения учебного проживания получены следующие результаты:

  • у всех студентов, прошедших курс обучения в квартире учебного проживания отмечается положительная динамика. Это проявилось в формировании новых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, расширение диапазона общения и способов проведения свободного времени,
  • качественные изменения сформированности бытовых навыков студентов привели к уменьшению объема предоставляемой им помощи со стороны сопровождающих;
  • разработан и апробирован распорядок жизнедеятельности инвалидов в условиях учебной квартиры;
  • разработан пакет документов для организации обучения студентов: характеристика, программа, дневник наблюдения, анкеты, формы договоров;
  • установлена потребность студентов в объеме посторонней помощи (от частичной до полной). В ходе проекта обучение на квартире прошли молодые люди с различным уровнем самостоятельности. Установление потребности в посторонней помощи позволило определить количество сопровождающих и время их работы;
  • повысилась информированность и заинтересованность родителей в обучении их взрослых детей самостоятельной жизни.

В качестве требующих дальнейшей разработки определены следующие проблемы:

  • перенос сформированных навыков в новые условия, например, в условия родительского дома;
  • неразработанность законодательных механизмов функционирования сопровождаемого проживания;
  • В ходе реализации программы мы сталкиваемся с трудностями, обусловленными неготовностью общества к принятию людей с ограниченными возможностями как граждан с равными правами. К сожалению, часто приходится сталкиваться с нетерпимым отношением отдельных лиц к людям с ограниченными возможностями. Трудности возникают из-за неприспособленности инфраструктуры многих магазинов, кафе, кинотеатров, залов и других публичных заведений к нуждам этой категории лиц. Отсутствие пандусов, специально оборудованных туалетов, узкие дверные проёмы затрудняют посещение инвалидами общественных мест. Вместе с тем, следует отметить, что многие учреждения и организации идут навстречу инвалидам, делают для них скидки на предоставление услуг, проявляют интерес к работе с ними.

Работа отделения учебного проживания по завершении проекта не прекратилась. Отделение стало структурным подразделением МОУ «Центр лечебной педагогики», а его студентами остаются работники производственно-интеграционных мастерских.

Вместе с тем, остается нерешенной проблема сопровождаемого проживания инвалидов, родители которых не могут обеспечить им сопровождение в условиях своего дома, поэтому мы разработали концепцию службы сопровождаемого проживания в Пскове. Ниже кратко остановимся на основных положениях данной концепции.

При разработке концепции мы исходили из того, что целью создания службы сопровождения проживания является обеспечение условий для реализации прав человека с тяжелыми и множественными нарушениями развития на достойную жизнь в своем сообществе, в котором он вырос, получил доступное образование и занятость.

Вовлечение человека с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процесс «самостоятельного» проживания предполагает в большей или меньшей степени сопровождение человека с инвалидностью. Полностью самостоятельное проживание для человека с такими нарушениями не осуществимо, однако, в условиях сопровождаемого проживания он получает возможность повышать уровень своей самостоятельности в доступной бытовой, досуговой, и иной социальной деятельности. В большинстве случаев данная группа населения нуждается в регулярной или в постоянной помощи в повседневной жизни со стороны других лиц, т.к. имеет 2 и 3 степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности .

Концепция раскрывает основные условия организации сопровождаемого проживания: нормативно-правовые, организационные, педагогические и ресурсные.

Законодательство РФ предусматривает создание органами исполнительной власти специальных служб социального обслуживания инвалидов, (ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»). В частности предполагаются следующие формы социального обслуживания инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования). (П.1, ст. 16 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

Согласно п.1, ст. 17 вышеупомянутого федерального закона «Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов». Все формы социального обслуживания инвалидов предполагают набор социальных услуг, которые могут быть предоставлены инвалиду, как на бесплатной, так и на платной основе.

Законодательные документы РФ предусматривают предоставление инвалидам широкого спектра социальных услуг, которые могли бы быть востребованы в условиях сопровождаемого проживания лиц с тяжелыми нарушениями развития. Однако, существующие механизмы реализации данного права не отвечают особым потребностям инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так, согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" один социальный работник обслуживает 5 – 8 нуждающихся граждан, не реже 3 – 4 раз в неделю, тогда как при организации проживания инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями необходимо постоянное присутствие социального работника.

Таким образом, налицо противоречие между Федеральными законами, гарантирующими право инвалидов на услуги и инструкциями, составленными таким образом, что инвалид не может воспользоваться свои правом. В связи с этим концепция указывает на необходимость устранения противоречия в законодательстве.

Концепцией предусматривается возможность создания Службы сопровождения проживания лиц с тяжелыми нарушениями развития в качестве отдельной организации, или как структурное подразделение какого-либо действующего учреждения социального обслуживания населения Пскова.

Структура службы сопровождения может включать несколько отделений. Первое отделение – централизованного проживания (общежитие), создается для сопровождения лиц преимущественно первой и второй из вышеназванных групп и имеющих 2 и 3 степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека: в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, контроле своего поведения. Степень их потребности в посторонней помощи – полная. Отделение централизованного проживания создается в форме небольшого дома-общежития на 12 – 16 человек. Количество персонала должно исходить из расчета не менее одного сопровождающего на 2-х проживающих.

Второе отделение – постоянного сопровождения создается на базе адаптированных квартир обычного жилого дома. Данное отделение обеспечивает потребности в сопровождении лиц с различными ограничениями жизнедеятельности. Степень потребности в посторонней помощи проживающих в квартирах – частичная или полная. На базе одной трехкомнатной квартиры могут проживать до 4 инвалидов при постоянном сопровождении одного – двух социальных работников.

Третье отделение – периодического сопровождения проживания лиц с инвалидностью – оказывает услуги тем людям, которые способны жить самостоятельно, но время от времени нуждаются в помощи. Один социальный работник может обслуживать до 8 человек.

При комплектовании отделений важно использовать возможности интеграции. Группы проживающих в первом и втором отделении должны быть неоднородны по степени потребности в посторонней помощи. Гетерогенный состав проживающих позволит организовывать взаимопомощь между самими инвалидами и сократить потребность в обслуживающем персонале.

Педагогические условия, представленные в концепции, определяются необходимостью не только помощи, но и обучения проживающих самостоятельной жизни. Задачи и содержание обучения перенесены из опыта работы Отделения учебного проживания.

Согласно концепции, ресурсы, необходимые для работы службы сопровождаемого проживания, могут формироваться из различных источников: бюджета субъекта федерации и/или местного бюджета, платежей самих инвалидов, Федеральных средств, выделяемых на осуществление мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, пожертвований, грантов и других средств.

Беря во внимание опыт западно-европейских стран, совсем не обязательно, чтобы жилые помещения и услуги сопровождения предоставлялись инвалидам бесплатно, но им нужна помощь для оплаты. Такая помощь могла бы быть предусмотрена существующим перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Кроме того, важно, чтобы организации, предоставляющие услуги по сопровождению проживания не распоряжались жилыми помещениями, в которых проживают инвалиды. Такое разделение позволит создать рынок социальных услуг и обеспечит их выбор для человека с нарушениями развития и его законных представителей.

Реализация концепции в Пскове и других городах позволит создать альтернативную систему существующей сети ПНИ. Создание службы сопровождаемого проживания позволит экономить государственные средства, т.к. является менее затратной, о чем свидетельствует опыт Отделения учебного проживания ФПИ (в среднем, за 2006 г., расходы на одного проживающего в месяц составили 5 760 руб.).

Несомненным преимуществом сопровождаемого проживания является то, что оно позволяет реализовать принцип нормализации жизни инвалидов: есть работа, есть дом, и они не под одной крышей. Наконец главное – люди могут жить в своем городе, среди других горожан.

От разработки до осуществления концепции службы сопровождаемого проживания, безусловно, расстояние не в один год, но опыт Пскова свидетельствует, что заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей власти и благотворителей позволит в ближайшем будущем решить проблему создания условий для достойной жизни сограждан с тяжелыми нарушениями развития.

Виноградова Елена Анатольевна, учитель ЦЛП
Нестерова Анастасия Геннадьевна, социальный педагог ЦЛП
Царёв Андрей Михайлович, директор ЦЛП

Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535

Концепция регионального пилотного проекта «Сопровождение проживания людей с тяжелыми нарушениями развития в условиях квартиры». Площадка в г.Псков.
Концепция регионального пилотного проекта «Сопровождение проживания людей с инвалидностью в Псковской области». Площадка в Порховском районе для детей и выпускников из Бельско-Устьенского детского дома-интерната для детей с умственной отсталостью (умеренной степени).
Цели регионального пилотного проекта «Сопровождение проживания людей с инвалидностью в Псковской области».
Расчет нагрузки работников, включая труд волонтеров, оказывающих услуги при сопровождаемом проживании (социальная квартира).
Общие комментарии к разработке концепции и осуществлению регионального пилотного проекта «О социальном обслуживании инвалидов на условиях сопровождаемого проживания в Псковской области».


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт