Ограниченные возможности или особые потребности. Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха (фото)

21.04.2019

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Многие люди, перенесшие некую травму или заболевание, в результате которой остаются явные, видимые или скрытые нарушения работы тела/организма, получают статус «ИНВАЛИД», для ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. Данный статус дает возможность человеку получать все те льготы, реабилитационный инвентарь и другое обеспечение, предусмотренное государственными социальными программами. При этом, определение «Инвалидность» - разделены минимум на три группы (а так же по типу и виду «недуга»), каждая из которых имеет свою, определенную программу обеспечения.

После того, как люди начинают получать предусмотренные им «блага», ЧАСТЬ таких людей усматривают в этом «все прелести жизни» и выгоду, которую можно извлечь из того состояния, в котором они оказались. Развивается большое желание получать нужные субъекту «льготы» везде и во всем, даже в тех аспектах, где они НЕ предусмотрены. В результате таких «удобств», развивающихся пожеланий и возможности манипулирования окружающими, стремительно развивается устойчивое, латентное, а порой и вполне осознаваемое НЕЖЕЛАНИЕ стремиться к восстановлению или лечению (в тех случаях, в которых это возможно и необходимо). Зачем что-то делать или менять, если все необходимое дадут? Если где-то, что-то НЕ дают, можно воспользоваться статусом ИНВАЛИД и взывать людей к совести и справедливости, при этом явно манипулировать. Как ни странно, но это работает. И вот, становится актуальным вопрос;

Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.

Таким образом, «инвалид», «благодаря» манипуляциям, взываниям к жалости, сочувствию и справедливости, получает желаемые блага от социального и близкого окружения. Но именно эти действия и становятся ОСНОВНОЙ причиной того, что социум начинает пресекать возможные контакты, и далее отталкивать человека. И причина этому, как выяснилось, совсем не травма или заболевание.

Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.

Человек ОФВ имеет все те же права и возможности, в рамках обеспечения Государственными Социальными Службами. Но при этом, его стремления и желания развиваться, как личность не останавливаются.

Утратив определенные функции – занимается их восстановлением.

При невозможности восстановить утраченное (например после ампутации) – занимается поиском альтернативных вариантов, дающих возможность реализовывать свои потребности самостоятельно.

Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.

Обращения к обществу – выглядит действительно как обращение, а НЕ требования.

У людей ОФВ сохраняется и увеличивается круг друзей, приятелей и просто знакомых.

Они способны не только лишь принимать, но и давать. Способны понимать и уважать людей близкого окружения, а так же в обществе, принимать их мнение и точку зрения, что собственно и формирует отношение к ним, противоположное тому, которое формируется по отношению к инвалидам.

Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя. И в зависимости от этого проявления, и будет формироваться отношение социального окружения к определенному человеку.

Попескул Александр.

Введение

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: "Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности".

физическая культура ограниченная возможность здоровье

Определение "лицо с ограниченными возможностями здоровья"

Термин лицо с ограниченными возможностями здоровья появился в российском законодательстве сравнительно недавно.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова "с отклонениями в развитии", … заменены термином "с ОВЗ".

Так было введено в действие понятие "лицо с ОВЗ". Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину "инвалиды". Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие "лица с ОВЗ" охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.

В соответствии с этим, понятие "лицо с ОВЗ" позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

1) лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) лица с нарушениями речи;

4) лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) лица с задержкой психического развития (ЗПР);

6) лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) лица с множественными нарушениями.

Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2019 году могут получать социализацию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но кроме обучения существует множество нюансов в воспитании такого ребенка. Ведь, в первую очередь, ему необходимо получить статус ОВЗ и получать особые выплаты и льготы, чтобы иметь возможность развиваться.

Общие моменты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — главная задача, которая стоит перед государством.

Поскольку долгое время главной программой было отделение таких детей в отдельные классы или школы. Это и мешало им стать полноценными участниками социума.

В 2019 году стандарт инклюзивного образования делает возможным помещение ребенка в классический школьный класс.

Но в любом случае, ему необходимо будет оформить о наличии особых потребностей. Ведь в школе должно быть соответствующее оборудование для работы с ним и специально подготовленные педагоги и другие работники.

Понятия

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это дети с в возрасте от рождения до совершеннолетия. При этом к таким детям могут относиться и те, у которых официальными документами не признано наличие такого отклонения в физическом или психическом плане в постоянном или временном порядке. Это могут быть особенные дети с задержкой в развитии, слабым слухом или зрением
Инклюзивное образование Система образования, построенная таким образом, что дети с особыми потребностями могут обучаться в общих классах в классических школьных заведениях
Пособие Это социальная помощь от государства наиболее незащищенным слоям населения. Такими выступают , сироты. Все они могут рассчитывать на получение пособий
Социум Это сфера общения ребенка, которая не ограничивается родными. Для развития личности необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ или инвалидностью мог получать всю полноту общения со сверстниками и другими людьми

Что дает статус

Поскольку дети с ОВЗ требуют особенных условий обращения с ними и развития, то государством предусмотрено несколько дополнительных возможностей.

В большинстве они касаются непосредственно школы, обучения и социализации ребенка:

Бесплатные занятия с логопедами, психологами или социальными педагогами Обычно предоставляется от двух занятий в неделю, которые помогли бы ученику развить свои навыки и улучшить общение с окружающими
Особый подход в общении с учителями и выставлении оценок Здесь каждое учебное заведение устанавливает свои особые правила. Но единственным ориентиром является поиск подхода к ребенку и выявление его талантов и развитие их
Экзамены В конце итоговых 9 и 11 классов ученик со статусом ОВЗ может самостоятельно сделать выбор в пользу государственной итоговой аттестации или же применить форму основного государственного экзамена — в виде тестового опроса
может пользоваться Которые предоставляются ему бесплатно
К детям со статусом ОВЗ не могут применяться дисциплинарные взыскания Такое наказание не используется в течение всего обучения ребенка в образовательном учреждении

Кто относится к группе

Основная характеристика детей, которых относят к тем, у которых есть ограниченные возможности здоровья — это нарушение психофизических показателей, что приводит к необходимости применения к ним особенных методик для коррекции в плане обучения и воспитания.

К стандартным участникам такой группы дети, у которых есть следующие нарушения:

Опорно-двигательного аппарата. Поведения и общения с окружающими людьми. Также к таким детям относятся те, кто имеет умственную отсталость или задержку психического развития.

Кроме того, подобные нарушения могут суммироваться, а не быть единичными явлениями .

Социально-правовая защита ребенка

Данный аспект заботы государства о детях с особенными потребностями выражается в нескольких моментах:

Законодательный уровень На этом этапе государство может обеспечить ребенка защитой даже в моральном плане. Поэтому при любых нарушениях прав ребенка можно подать в суд
В этом плане государством обеспечивается доступ к получению квалифицированной помощи и предоставляются пособия. Это позволяет снизить материальную нагрузку на родителей ребенка с ОВЗ
В данной области введена система инклюзивных классов, что позволяет быстро адаптировать ребенка к жизни в обществе и максимально социализировать его. Плюс, такая методика благоприятно влияет на улучшение психофизических проблем ученика

Родители ребенка с на помощь квалифицированных специалистов, которые будут работать на устранение нарушений в психике ученика.

Поэтому у таких детей есть много шансов восстановить утраченные способности и развить новые таланты.

Правила оформления положения

Если родители намерены получить для своего ребенка особый статус, им необходимо понимать, какие правила существуют в данном правовом поле.

Самыми основными положениями являются:

Если соблюдать все правила оформления положения, то можно рассчитывать не только на быструю процедуру, но и на профессиональную реакцию со стороны школы.

Поскольку в большинстве случаев именно родители должны поговорить с руководством, чтобы оно получило информацию о состоянии ребенка и могло провести инструктаж преподавателей образовательного учреждения.

Классификация вида

Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала.

В ней присутствуют три ступени:

В российской утвержденной классификации есть ряд видов, на которых основано разделение нарушений по ОВС:

Первая, вторая и четвертая категории — это дети-инвалиды. И именно они входят в большинство детей, которых относят к группе ОВС .

Именно из-за этого государством предусмотрено отдельное отношение к этой группе учеников в школах и других образовательных заведениях.

Оформление заключения

Для того, чтобы ребенок смог получать дополнительную помощь от государства, необходимо совершить ряд действий:

  1. Определить тот учебно-воспитательный центр, в котором можно пройти обследование ПМПК.
  2. Собрать пакет необходимых для комиссии документов.
  3. Получить направление от школы или же лечащего врача ребенка на проведение обследования.
  4. Пройти обследование и получить справку о предоставлении статуса.
  5. Предоставить в учебное заведение вывод комиссии.

Родителю достаточно обратиться в специализированное учебное заведение или же территориальное Управление образования в конкретном городе.

И уже после прохождения ПМПК можно пользоваться всеми привилегиями от данного статуса.

Перечень документов

Получение статуса ребенка с ОСВ предусматривает предоставление ПМПК ряда документов:

Заявление На проведение комиссии или же согласие родителя если оно было назначено врачом
Паспортный документ ребенка или свидетельство о рождении Необходимо сделать ксерокопии
Документ родителя Который мог бы идентифицировать личность родителя или опекуна ребенка
От образовательного центра или медицинского учреждения
В ходе проведения данного заключения психологи, логопеды, социальные педагоги в школе обучения ребенка составляют свое мнение об уровне его развития и наличии у него нарушений
Ранее выданные
Выписка из амбулаторной карточки ребенка В частности, подробная история развития с учетом всех врачебных заключений. Ее можно получить по месту учета — в местном медицинском учреждении
Характеристика из школы и письменные работы по нескольким предметам По русскому языку, математике, а также творческие работы.Если у родителей имеются другие документы о проведении исследований и осмотров, их также стоит приложить к пакету бумаг

Какие есть пособия для данной категории

Поэтому при оформлении данного статуса для ребенка не стоит рассчитывать на материальную помощь. Хотя государство и собирается расширять финансирование в данном направлении.

Например, предлагается совершать выплаты родителям детей с ОВЗ, чтобы им было легче ухаживать за ними. При этом официальных документов или заявлений на рассмотрении пока нет.

Интересующие вопросы

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это достаточно новое понятие в российской правовой сфере. И не все родители понимают, как оформить данный статус и для чего это вообще делать.

Гармоничное развитие студентов с ограниченными физическими возможностями может быть осуществлено исключительно в условиях комплексного двигательно-функционального совершенствования жизнедеятельности их организма в сочетании с интеллектуальным ростом личности, в основе которого лежит продуктивная познавательная деятельность. Естественно, далее речь будет идти о тех студентах, кто по состоянию своего субъективного здоровья, характеру заболевания, этиологии физической дисфункции способны сравнительно успешно освоить объем информации, составляющей содержание программы высшего профессионального образования по избранной специальности или направлению подготовки. Иными словами, мы будем говорить о гигиене занятий по физической культуре с молодыми людьми с отклонениями в индивидуальном физическом развитии и сохраненным интеллектом.

Для таких студентов учебно-тренировочные занятия имеют двуединое – адаптивно-оздоровительное – содержание. С одной стороны, они должны физически, психологически и социально адаптировать их в реальной жизни в условиях современного социума, с другой стороны, – обеспечивать в соответствии с индивидуальными физическими кондициями предусмотренный медицинскими показаниями уровень и объем двигательной (моторной) активности, необходимый для обеспечения жизнедеятельности организма и поддержания оптимального состояния и функционирования внутренних органов и базовых систем организма. Поэтому организованная двигательная активность студентов с ограниченными физическими возможностями именуется адаптивно-оздоровительной физической культурой в противовес лечебной физической культуре, главной задачей которой является восстановление временно утраченных моторных функций или снижение последствий негативного воздействия на организм человека определенных соматических заболеваний.

Специально организованные систематические занятия адаптивно-оздоровительной физической культурой для студентов с ограниченными возможностями способствуют оздоровлению и активизации всех жизнепроявлений их организма, расширяют возможности достижения такими молодыми людьми наибольшей продуктивности умственной деятельности во всех сферах окружающего их бытия (бытовой, учебной, профессиональной, социально-коммуникативной), что содействует социализации и актуализации их личности.

В основе биологического взаимодействия внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы каждого человека лежат объективно существующие у него как представителя вида Homo sapiens моторно-висцеральные рефлексы, проявляющиеся в виде изменения характера или интенсивности жизнедеятельности каких-либо внутренних органов вследствие физической активности скелетной мускулатуры. В основе данной рефлексии лежит кинезиофилия – врожденная и универсальная потребность человеческого организма в движении, прекращение удовлетворения которой автоматически означает биологическую гибель или смерть индивида.

Выше, говоря о необходимости развития мелкой моторики кистей рук при обучении пользователей персональных компьютеров десятипальцевому набору текста «вслепую», мы уже указывали на прямопропорциональную взаимосвязь тренированности у человека определенного двигательного навыка и степень развитости зоны проекции соответствующей части тела, выполняющей это действие, в коре его головного мозга. Поэтому утрата определенного двигательного навыка вследствие органического поражения какого-либо органа или части тела или невозможность развить его является объективной причиной индивидуального затормаживания развития мозгового вещества и общего интеллектуального потенциала личности, а также привести к снижению эффективности мыслительных функций или утрате интеллектуальны способностей (в частности, клинически известны случаи, когда вследствие острой почечной недостаточности полностью утрачивалась субъективная способность человека к абстрактному выполнению математических расчетов, но сохранялась способность производить арифметические действия с видимыми или осязаемыми предметами). Однако большинство современных студентов с ограниченными физическими возможностями субъективно биологически способны освоить практически любую программу высшего профессионального образования, если их учебная деятельность будет осуществляться при выполнении целого ряда специфических требований. Эти требования обязательно должны учитываться при организации и проведении занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре.

Поскольку выполнение любых действий человеком (как физических, так и умственных) неразрывно сопряжено с деятельностью головного мозга, то ограничение какой-либо двигательной возможности, казалось бы, должно повлечь за собой функциональную атрофию соответствующей зоны головного мозга, отвечающей за иннервацию данного органа или части тела. Однако на деле этого не происходит в силу целого ряда морфофункциональных и физиологических причин, о которых следует сказать особо.

За столетия изучения анатомии и физиологии мозга в коре больших полушарий удалось локализовать зоны проекций различных частей тела в его соматосенсорной зоне (их еще называют корковыми проекциями). Корковые проекции представляют своего рода конечные станции афферентных нервно-импульсных путей, идущих от периферических органов и частей тела к коре головного мозга. Из этих же областей к мотонейронам спинного мозга, посредством которых иннервируется действие мускулатуры, идут эфферентные пути. Область проекции частей тела человека в его головном мозге локализуется передней и задней центральной извилинами, расположенными по обе стороны центральной борозды.

Отдельные группы мышц скелетной мускулатуры кортиколизированы (или имеют проекцию в коре головного мозга) неравномерно. Наименее дифференцировано в передней центральной извилине представлены нижние конечности и туловище, большую площадь занимает представительство верхних конечностей и кисти. Самая обширная площадь проекции соответствует мускулатуре лица, языка и гортани. Можно сказать, что двигательный аппарат организма как бы спроецирован в эти извилины могла в виде абстрактного «гомункула», который характеризуется чрезвычайным перевесом площади кортиколиазной проекции в пользу верхней половины тела и верхних конечностей. Именно поэтому травматические повреждения нижних конечностей или утрата ими подвижности в результате этого воздействуют на мыслительные способности и умственные возможности человека в гораздо меньшей степени, чем травмы головы или утрата работоспособности верхних конечностей.

Помимо проекционных зон скелетной мускулатуры различных частей тела кору головного мозга составляют ассоциативные или неспецифические, получающие и обрабатывающие информацию и от рецепторов, воспринимающих раздражения различной этиологии и модальности (происхождения и вида), и от всех проекционных зон. Соотношение площади ассоциативных и проекционных зон в коре головного мозга составляет 8:1, что позволяет мозгу компенсировать дефицит нервно-импульсной информации, связанный с субъективным ограничением физических возможностей, если иные группы мышц, а также органы чувств задействуются человеком более интенсивно. Иными словами, если человек в результате травмы утратил возможность перемещаться самостоятельно, то этот свой физический недостаток для поддержания прежнего и даже достижения качественно нового уровня интеллектуальной активности он может компенсировать за счет более интенсивной мелкой моторики мышц кистей рук, дополнительной физической нагрузки на верхние конечности и более активного задействования зрительного и слухового анализаторов. В этом проявляется заместительная функция организованной физической активности лиц с ограниченными физическими возможностями.

Поэтому важнейшим гигиеническим требованием к содержанию занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре со студентами с ограниченными физическими возможностями является создание им оптимальных условий для замещения возникающего дефицита двигательной активности путем обеспечения более интенсивной динамической нагрузки на работоспособные группы скелетных мышц. А если при этом учесть, что у среднестатистического человека в выполнении умственной работы задействовано только 6-9 % нейронов мозга, то легко понять, что центральная нервная система такую анатомо-физиологическую организацию и биологический «запас прочности», чтобы сравнительно легко адаптироваться к дисфункции определенного периферийного органа или части тела. Комбинированное взаимодействие фактора организованной активности и естественной заместительной способности мозга позволяют индивиду в случае возникновения у него органической физической дисфункции полностью сохранить интеллектуальную работоспособность и пополнить накопленный объем знаний. Поэтому мы можем говорить о компенсаторном воздействии физической активности на умственную деятельность человека, возможности которого функционально ограничены.

Наиболее зримым проявлением органической дисфункции, ограничивающей естественные физические возможности индивида, является его субъективная неспособность самостоятельно передвигаться в пространстве, зачастую имеющая травматическую или вирусную этиологию. Функциональное нарушение двигательной активности неизбежно провидит к тому, что человек проводит большую часть времени бодрствования в определенной, наиболее физиологически для него удобной позе, не мешающей ему при этом осуществлению социальной коммуникации. Как правило, люди с нарушением жизнедеятельности конечностей (особенно нижних) большую часть времени проводят сидя, что неизбежно приводит к возникновению у них позотонического напряжения и нарушению вентиляции легких. Устранение или минимизация негативного влияния этих двух факторов на организм студентов с ограниченными физическими возможностями является вторым гигиеническим требованием к содержанию занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре.

Физиологической основой релаксации позотонического напряжения в организме человека, вызываемого длительным пребыванием в какой-то одной определенной позе, является кинезиофилия – врожденная потребность организма в движении или мышечной активности определенной интенсивности, в основе которой лежит перманентная необходимость поддержания равновесия. В отличие от технических конструкций и сооружений, устойчивость которых обычно пассивна и статически равновесна, позы человека, за немногими исключениями патологической этиологии, являются активными и динамически равновесными. Иными словами, чтобы находиться в определенной позе, любой человек вынужден совершать определенные мышечные движения.

Так, позу вертикального стояния человека можно рассматривать как динамическую систему, устойчивость которой с механической точки зрения формируется организмом по двум направлениям: за счет фоновой активности мышц, обеспечивающих необходимую жесткость суставов (поза устойчива к малым возмущениям), и за счет корректирующей активности мышц тела, сводящей отклонения центра тяжести от положения равновесия к минимуму. Вертикальная и другие активные позы человека (например, удержание груза отведенной в сторону от тела верхней конечностью) сопровождаются малоамплитудными случайными колебаниями (или позными микродвижениями), обусловленными импульсным характером активности мышц и рассогласованиями вестибулярной регуляции. В результате в скелетных мышцах формируются очаги статического напряжения, устранение которых возможно только за счет перераспределения нагрузки на другие группы мышц и изменения гемодинамики (кровотока) в данной области тела.

Снятие позотонического напряжения скелетной мускулатуры у студентов с ограниченным двигательными возможностями обеспечивается выполнением физкультурно-оздоровительных упражнений, связанных с изменением центра тяжести тела или временным перераспределением статической нагрузки на здоровые конечности. Это позволит на время ослабить интенсивность нагрузки на группы мышц, вызванной постоянным пребыванием в вынужденной позе, изменить динамику кровотока и лимфотока, катализировать метаболические процессы (обмен веществ).

Длительное нахождение тела человека с ограниченными двигательными (локомоторными) возможностями в вынужденной позе объективно изменяет характер вентиляции легких . Более полутора веков назад была обнаружена разница показателей жизненной емкости легких в положении стоя, сидя и лежа, соотношение которых может быть выражено как 1,6:1,3:1. Столетие назад было установлено, что около половины всех альвеол легких вентилируется вдвое хуже, чем остальные, образуя так называемое «альвеолярное мертвое пространство». Эти альвеолы поддерживают биологическое существование только самих себя и не участвуют в общем газообмене организма. Объем этого «альвеолярного мертвого пространства» не является постоянной величиной и зависит от позы человека: так, по сравнению с обычной позой стоя при наклоне туловища вперед жизненная емкость легких уменьшается на 10-12 %, а при сгибании тела назад – на 25 %. Как мы видим, максимальная вентиляция легких, сопровождающаяся естественным сокращением объема «альвеолярного мертвого пространства», может происходить только при вертикальном положении тела. Люди с органическими поражениями нижних конечностей или спинного мозга зачастую бывают лишены такой возможности, а поэтому для них постоянное пребывание в вынужденной позе может стать причиной возникновения гипоксии (или «кислородного голодания») организма.

Избежать гипоксии мозга при ограниченных двигательных возможностях сравнительно легко с помощью выполнения ряда дыхательных упражнений, которые должны быть неотъемлемой частью каждого занятия по адаптивно-оздоровительной физической культуре. Наиболее эффективными среди них являются те, которые связаны с тренировкой динамически меняющегося объема легких. К их числу в первую очередь должны быть отнесены наклоны туловища вперед, при которых сам наклон должен выполняться на выдохе, а возвращение тела в исходное положение – на вдохе. Это упражнение помимо общеукрепляющего эффекта при регулярном выполнении позволяет сформировать у человека навык начинать любое физически активное действие с выдоха, что не только повышает его кинетическую интенсивность, но и запускает креатинофосфатокиназный механизм ресинтеса АТФ, позволяющий поддерживать некоторое время высокую двигательную активность без образования в мышечной ткани солей молочной кислоты и последующего ацидоза организма.

Важным условием поддержания у большинства молодых людей с ограниченными физическими возможностями физиологически оптимальной вентиляции легких и релаксации позотонического напряжения является тренировка у них естественногошейного лордоза , являющегося важнейшим физиологическим условием вертикальной посадки головы на туловище, обеспечивающей нормальное мозговое кровообращение (в первую очередь – отток венозной крови из мозга), что препятствует возникновению гипоксии мозга и центральной нервной системы, снижает риск развития обморочных состояний и инсультов.

Естественный шейный лордоз обеспечивается у человека тренировками трапециевидной мышцы спины, мышц-головодержателей и задних мышц шеи. Его не следует путать с патологическим лордозом, возникающим вследствие ослабления тренированности этих мышц у людей, локомоторная подвижность который ограничена. Характерными проявлениями патологического лордоза позвоночника являются выдвижение головы и плеч вперед, уплощение грудной клетки, выдающийся живот, раздвижение ног в коленях. Помимо изменения осанки, патологический лордоз проявляется болями и ограничением подвижности в спине, связанными с перенапряжением спинных мышц, связочно-суставного аппарата позвоночника, что негативно воздействует на работу сердца, дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, провоцирует ухудшение обменных процессов в организме, повышенную утомляемость и развитие хронической усталости.

Тренировка естественного и преодоление негативных проявлений патологического лордоза являются третьей гигиенически обусловленной задачей занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре со студентами с ограниченными физическими возможностями, поскольку такое воздействие обеспечивает их максимальную функциональную адаптацию к активной жизни в социуме. Универсальным упражнением для всех молодых людей независимо от состояния их индивидуального здоровья и уровня развития, направленным на укрепление мышц шеи и оптимизацию кровообращения в шейно-воротниковой зоне, является подъем головы до касания подбородком груди в положении лежа на спине. Особую актуальность и практическую значимость применение этого упражнения приобретает в наши дни, в эпоху господства во всех сферах материального бытия компьютерных, мультимедийных и сопутствующих им виртуальных информационных технологий, и особенно для тех молодых людей, острота зрения которых ослаблена.

Гигиенические требования к содержанию комплексов адаптивно-оздоровительных физических упражнений для окологлазных мышц, обеспечивающих оптимальное функционирование органов зрения , направлены на максимально полную актуализацию личности слабовидящего человека в условиях окружающей среды и современного социума. Глаз человека, его движения обеспечиваются деятельностью наружных – прямых и косых – мышц, определяющих положение глазного яблока в разных позициях внутри глазницы, и внутренней (цилиарной) мышцы, посредством которой происходит изменение формы хрусталика, благодаря чему трансформируется угол преломления поступающего через зрачок в глаз светового потока и последующая аккомодация зрительного анализатора (приспособление глаза к интенсивности светового потока, расстоянию до разглядываемого объекта и проч.). Содержание упражнений, поддерживающих нормальную работоспособность зрительного органа человека, может быть чрезвычайно разнообразным и зависеть от характера определенной глазной патологии (часть из них приведены в приложении А), но все они помимо своего прямого оздоровительного гигиеническо-терапевтического воздействия на мышцы глаза, улучшая их кровоснабжение и питание зрительного анализатора, оказывают существенное психоэмоциональное влияние на личность человека с ослабленной остротой зрения.

Не стоит забывать, что четыре пятых (80-85 %) информации об окружающем мире поступает в мозг человека с помощью органов зрения, любая патология которых сужает информационное поле и поток. Поэтому любое, даже самое незначительное, улучшение остроты зрения, осязаемое увеличение физических, биохимических и энергетических запасов аккомодации не только свидетельствует об улучшении функции в работоспособности глаза, но и является источником активных положительных эмоций для индивида с ослабленным зрением, обеспечивая ему и психогигиенические воздействие.

Особенностью психогигиены физической активности студентов с ограниченными возможностями является полноценная компенсация в процессе выполнения адаптивно-оздоровительных упражнений того объективного дефицита информации, который испытывает их мозг вследствие нарушения отдельных жизненных функций организма. Недостаток нервной информации с внешних рецепторов, неизбежно возникающий вследствие органического поражения того или иного органа, группы органов или части тела, автоматически компенсируется мозгом за счет ауторефлексии, т.е. переключения его анализаторных функций на более активный контроль за состоянием внутренних органов, что нередко приводит к возникновению и развитию новых или обострению уже имеющихся соматических заболеваний. В медицинской практике их называют психосоматическими, возникающими в результате взаимодействия психических и физиологических факторов, которые представляют собой или психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, или физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов. Наиболее часто в результате этого поражается сердечнососудистая система и желудочно-кишечный тракт.Поэтому утоление рецепторного информационного голода мозга в процессе организованной адаптивно-оздоровительной двигательной активности за счет выполнения физических упражнения для молодых людей с ограниченными возможностями является важным фактором сохранения своего здоровья.

Особые гигиенические требования к содержанию занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре со студентами с ограниченными физическими возможностями основываются на онтологическом понимании и восприятии организма человека как композиционно сложной и многофункциональной биологической системы, основывающейся на двух началах – психологическом и анатомо-физиологическом. Именно эти комплексность и многофункциональность позволяют ему сравнительно легко адаптироваться к практически любой органической дисфункции без потери индивидуальности личности и психоэмоционального статуса. Объективная ограниченность физических возможностей, возникающая вследствие патологии какой-либо функции, может быть замещена или хотя бы скорректирована за счет активизации иной, близкой по своей физиологической значимости функции. Главное, правильно ее подобрать. И тогда компенсация дисфункции не потребует от человека существенного изменения характера, содержания и интенсивности его коммуникации внутри социума и с окружающей средой. Именно в обучении этому и заключается важнейшая психолого-педагогическая и психогигиеническая задача занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре.

Студентам с ограниченными физическими возможностями следует адекватно понимать, что наличие органической патологии не является препятствием их духовного и интеллектуального самосовершенствованию. Наоборот, вынужденное ограничение внешних соблазнов может стать дополнительным стимулом творческого роста, а смена образа жизни – началом новой карьеры. Учебные занятия, творческая самореализация, интеллектуальная активность для молодого человека с ограниченными физическими возможностями с психоэмоциональной точки зрения являются более существенными и личностно значимыми, чем для физически здорового человека. А занятия адаптивно-оздоровительной физической культурой к чувству радости за успехи в умственной работе могут добавить также чувство удовлетворения от содержательного социального общения и физических нагрузок. И тогда уже точно можно будет забыть о риске развития психосоматических расстройств на фоне имеющейся патологии или органической дисфункции.

Библиография

Адрианов, О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга / О.С. Адрианов. – М.: Знание, 1975. – 212 с.

Акимова, М.К. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. – Вып. 2. – М.: Изд-во МОПИ, 1992. – С. 99–110.

Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев. – М.: Высшая школа, 1991. – 256 с.

Гиндельсман, А.Б. Физическая культура и здоровье (Физические упражнения при гипертонической болезни) / А.Б. Гиндельсман, Т.А. Евдокимов, В.И. Хитрова. – Л.: Знание, 1986.

Гогин, Е.Е. Гипертоническая болезнь / Е.Е. Гогин. – М.: Медицина, 1997.

Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 240 с.

Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, Л.К. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Динейка, К. Дыхание, движение, здоровье / К. Динейка. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1978.

Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Высшая школа, 1993. – 346 с.

Журавлева, А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1993.

Земцовский, Э.В. Спортивная кардиология / Э.В. Земцовский. – СПб.: Гиппократ, 1995.

Зимкин Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта / Н.В. Зимкин. – М.: Просвещение, 1953.

Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Знание, 1975. – 160 с.

Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 1987.

Макаров В.А. Физиология физических упражнений / В.А. Макаров. – М.: Медицина, 1980.

Мельников А.Х. Очерки интегральной диагностики / А.Х. Мельников. – Тула: НИИ новых медицинских технологий; ТППО, 1997.

Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней / В.Н. Мошков. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1977.

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 324 с.

Спортивная медицина и лечебная физкультура / Под ред. А.Г. Дембо. – М.: Физкультура и спорт, 1979.


Приложение А


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт