Профилактика в стоматологии виды и методы. Стоматология профилактическая для предупреждения болезней зубов и десен
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ
Фундаментом советского здравоохранения является профилактика, определяющая содержание и направление деятельности научных и практических медицинских учреждений. Конкретные формы ее осуществления изменялись иа разных исторических этапах развития человеческого общества, в зависимости от условий общественного и государственного строя, а также от уровня развития науки. П. Г. Дауге (1933) писал, что в первом директивном документе Наркомздрава в 1918 г. основное внимание было уделено развитию профилактических принципов в системе оказания стоматологической помощи населению. В настоящее время в основе организации всех служб здравоохранения лежит профилактический принцип. Единство лечебных и профилактических мероприятий составляет принципиальную основу организации медицинской помощи населению, что обусловливает эффективное внедрение в практику достижений науки. Стоматологическая наука относится к категории прикладных наук, где конечной целью всех исследований является создание эффективных методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний.
Исходя из современных представлений об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и в соответствии с рекомендациями Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, профилактические мероприятия принято подразделять на первичные, вторичные и третичные. Под первичной профилактикой понимается комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными, направленными на предупреждение кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и т. д.
Вторичная профилактика представляет собой комплекс методов лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний пародонта и развившихся зубочелюстных аномалий. При этом используемые методы терапевтических и хирургических вмешательств направлены на обеспечение полноценной функции зубов, пародонта и зубочелюстного аппарата в целом. Основным организационным методом вторичной профилактики является плановое оказание стоматологической помощи (плановая санация) дошкольникам, школьникам, подросткам и взрослым организованных коллективов по участковому принципу. Метод плановой санации, который был использован уже в первые годы Советской власти, в настоящее время стал неотъемлемой частью в лечебно-профилактической деятельности всех стоматологических учреждений страны.
Третичная профилактика в стоматологии - это восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов или вследствие заболеваний, повлекших за собой сложные реконструктивные хирургические операции на лице и челюстях.
Мероприятия по предупреждению стоматологических заболеваний будут эффективными, если они осуществляются в плановом порядке и по комплексной системе, сочетающей в себе все уровни программы профилактики.
Конкретные меры и организационные принципы их использования изложены в методических указаниях Министерства здравоохранения СССР «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний» (1979). Теоретическим обоснованием для внедрения методов профилактики стоматологических заболеваний послужили исследования по развитию, структуре и функции зубов пародонта и зубочелюстного аппарата в
целом. Одним из важнейших методов комплексной системы профилактики является метод медико-педагогического убеждения в санитарно-гигиеническом обучении и воспитании детей и взрослых. Рекомендованные к применению методы и средства профилактики способствуют повышению резистентности зубов и пародонта или купируют патологические процессы на стадии предболезни. В течение ряда лет программа профилактики в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения в порядке широкого эксперимента внедрялась в некоторых городах и селах нашей страны. В определенный возрастной период жизни человека программой предусмотрены соответствующие методы профилактики:
Период беременности:
Санитарно-просветительная работа;
Сбалансированное питание;
Всесторонняя стоматологическая помощь;
Дети в возрасте до 5 лет:
Предупреждение вредных привычек;
Систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в воде;
Обучение гигиене полости рта и ее регулярное использование;
Регулярная стоматологическая помощь;
Дети в возрасте от 6 до 15 лет:
Рациональный режим питания с ограничением сахарозы;
Регулярная санитарно-просветительная работа;
Регулярная гигиена полости рта;
Систематическое потребление препаратов фтора;
Местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и препаратами, предупреждающими образование зубного налета;
Стоматологическая помощь в полном объеме; - подростки:
Регулярная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;
Местное использование противокариозных средств;
Сбалансированное питание;
Регулярная стоматологическая помощь в полном объеме;
Выявление и устранение профессиональных вредностей;
Взрослое население:
Адекватная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;
Своевременная стоматологическая помощь в полном объеме;
Устранение вредных привычек (курение) и профессиональных вредностей.
Внедрению комплексной системы профилактики, как показал опыт, накопленный в нашей стране, должны предшествовать следующие мероприятия:
Определение контингента населения, где планируется проведение работы, выделение соответствующей численности врачей и среднего медицинского персонала, которые будут осуществлять реализацию программы;
Изучение распространенности стоматологических заболеваний (кариес зубов, заболевание пародонта, флюороз, очаговая деминерализация и др.) у этого контингента и приобретение в достаточном количестве средств профилактики в соответствии с численностью населения, уровнем и характером заболеваемости;
Изучение характера питания соответствующего контингента населения;
Определение уровня содержания фтора в различных источниках и, как минимум, в питьевой воде;
Определение уровня гигиенических знаний и состояния гигиены полости рта у разных групп населения.
Остановимся вкратце на общей характеристике каждого из этих мероприятий. Имеющийся опыт внедрения комплексной системы профилактики свидетельствует о высокой ее эффективности в предупреждении стоматологических заболеваний среди беременных женщин, детей дошкольного и школьного возраста, подростков, обучающихся в ПТУ, студентов вузов. Малоэффективна программа первичной профилактики оказалась при попытке ее внедрения на заводах и фабриках в связи со значительной разницей в возрасте рабочих, а также сравнительно высокой текучестью кадров. Поэтому при организации внедрения комплексной профилактики в первую очередь следует проводить работу в женских консультациях, детских садах, школах, ПТУ и техникумах, вузах.
Количество врачебного персонала, участвующего в реализации программы профилактики, определяется численностью контингента населения, где оно осуществляется, а также общей обеспеченностью врачами в данном регионе. Что касается медицинских сестер, то специальные подсчеты, исходя из имеющегося опыта, показали необходимость выделения 1 медицинской сестры на каждые 500 человек. При этом следует иметь в виду, что квалифицированные медицинские сестры могут выполнять до 80% общего объема работы. Здесь имеется в виду работа по гигиеническому воспитанию, непосредственное проведение профилактических процедур, контроль за индивидуальным использованием средств профилактики и т. д. Нормативов медицинского персонала, необходимого для осуществления программы первичной профилактики, пока не установлено.
Далее приступают к изучению распространенности стоматологических заболеваний и условий их возникновения. В ходе эпидемиологических исследований определяют уровень интенсивности кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубо-челюстных аномалий и других видов патологии.
В настоящее время общепринятым показателем интенсивности кариеса зубов является индекс КПУ. Анализ обширного материала о распространенности и интенсивности кариеса зубов, проведенный Всемирной организацией здравоохранения (1980), позволил группе экспертов прийти к заключению, что величина индекса КПУ у детей в возрасте 12 лет, у подростков и юношей в возрасте 15 и 19 лет, у взрослых в возрасте 35-44 лет в полной мере отражает состояние заболеваемости зубов в каком-либо регионе. Для оценки уровня заболеваемости кариесом зубов у детей в возрасте 12 лет, ВОЗ * рекомендует следующие категории:
Очень низкий при КПУ 0-1,1;
Низкий » » 1,2-2,6;
Умеренный » » 2,7-4,4;
Высокий » » 4,5-6,5;
Очень высокий » » 6,6 и выше.
Оценку состояния пародонта осуществляют путем вычисления в процентах лиц, имеющих зубные отложения, а также патологические изменения в нем. ВОЗ
считает, что состояние пародонта у детей в возрасте 15 лет в достаточной мере отражает распространенность заболеваний пародонта у группы населения конкретного района. Рекомендуется для общей оценки использовать 3 категории интенсивности заболеваний: низкая, умеренная и высокая.
Оценка состояния гигиены полости рта в большей группе населения также определяется путем установления процента лиц, имеющих мягкие зубные отложения в период обследования и в зависимости от возраста.
Методы эпидемиологических исследований для оценки состояния зубов, пародонта и гигиены полости рта изложены в главе II.
В настоящее время доказано, что характер питания человека отражается на состоянии зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Дефицит жизненно необходимых компонентов питания (белки, витамины, минеральные вещества) приводит к развитию кариеса зубов, заболеваний слизистой оболочки рта и пародонта. Большое значение имеет и качество продуктов питания, характер приготовления пищи. Все эти вопросы необходимо изучать до начала внедрения комплексной системы профилактики.
Важнейшим вопросом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение содержания фтора в возможных источниках поступления его в организм. Оптимальное, поступление фтора в организм достигается в настоящее время разными путями. В нашей стране, как и во многих странах мира, наиболее эффективным считается метод искусственного обогащения питьевой воды препаратами фтора до оптимальных концентраций. Как показали многочисленные исследования у детей, пользовавшихся фторированной водой с рождения, к 6 годам кариеса молочных зубов и к 12 годам кариеса постоянных зубов вдвое меньше, чем у детей, проживавших в местностях с низким содержанием фтора в питьевой воде.
Однако искусственное фторирование воды возможно лишь при наличии централизованного снабжения водой. Оно может осуществляться путем смешивания двух источников питьевой воды, в одном из которых содержание фтора превышает оптимальный уровень, а также путем добавления препаратов фтора в центральный источник. Технологическое оснащение и строительство установок для фторирования питьевой воды обеспечи
вает Министерство коммунального и бытового хозяйства, а санитарный контроль на местах осуществляют органы Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения. Вполне понятно, что инициатива организации фторирования питьевой воды должна принадлежать главным стоматологам районных, городских, областных отделов здравоохранения и министерств здравоохранения республик, а также правлениям научных обществ на местах.
Фторирование питьевой воды является составной частью программы профилактики кариеса зубов. Исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, свидетельствуют и о благотворном влиянии фтора при заболеваниях пародонта. Известно, что оптимальным содержанием фтора в воде является 1 мг/л (0,8-1,2 мг/л). Однако общее количество принятого с питьевой водой фтора зависит от температуры воздуха (жители жарких климатических зон больше потребляют воды и ежедневная их доза фтора увеличивается). ВОЗ рекомендует придерживаться данных, полученных в США, об оптимальных дозах фтора в зависимости от климатических условий (табл. 5) .
В целом же искусственное фторирование питьевой воды рекомендуется в местностях, где естественное содержание фтора в источниках питьевой воды не более чем 0,7 мг/л.
Одним из обстоятельств, которое сдерживает повсеместное фторирование питьевой воды, является сравнительно высокая стоимость оборудования для фторирования и содержания персонала для контроля работы фтораторных установок. В больших странах нелегкой проблемой является также производство и доставка на места соответствующих препаратов.
В связи с этим в ряде стран используется другой метод дополнительного обогащения организма человека фтором - назначение таблеток фтористого натрия детям. Ощутимый противокариозный эффект отмечается, если дети принимают таблетки в течение 6-8 лет и не менее чем 250 дней в году. Ежедневная доза в зависимости от возраста ребенка колеблется от 0,5 до 2 мг фтористого натрия (табл.6).
Помимо таблеток препараты фтора можно назначать в растворе воды, в минеральной воде. Дети могут принимать под контролем соответствующее количество этой воды. При этом следует концентрацию рассчитать так, чтобы ребенок запомнил, что ему в течение дня нужно выпить, например, стакан или полстакана фторированной воды.
При любом методе дополнительного введения препаратов фтора в организм необходим постоянный контроль за состоянием зубов у детей, организация которого лежит на главных стоматологах соответствующих органов здравоохранения. Наш опыт свидетельствует о необходимости проведения ежегодных осмотров детей, которым оказывается профилактическая помощь. Однако врачи-стоматологи должны в ходе плановых санаций постоянно фиксировать внимание на ранней диа
гностике флюороза зубов как первого признака перенасыщения организма фтором.
Исследованиями последних лет доказана необходимость сочетанного использования препаратов фтора - приема внутрь и поверхностной обработки зубов. Для местной их обработки применяют растворы фтора, гелевые препараты, зубные пасты, а также фтористый лак. Помимо препаратов фтора, поверхность зубов необходимо обрабатывать другими реминерализующими средствами (ремодент, глюконат кальция). Для внедрения этих методов профилактики не требуется специальных условий. Организаторы стоматологической службы должны своевременно обеспечить представление заявок на эти препараты в магазины «Медтехника» в соответствии с реальной потребностью. Предварительные подсчеты показывают, что для одной профилактической обработки зубов ребенка требуется 1 г фтористого натрия и 0,5 ремодента. Исходя из программы профилактических мероприятий и числа детей в конкретном регионе, которым будет проведена обработка зубов (зависит от наличия медицинского персонала), составляется заявка на определенное количество средств профилактики.
Завершающим этапом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение уровня гигиенических знаний разных групп населения. Оно может осуществляться путем опроса детей и взрослых или путем заполнения ими соответствующих анкет. При этом необходимо выяснить насколько каждый человек ориентируется в. следующих вопросах:
Сущность и распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий, их симптомы, влияние на общее состояние здоровья;
Основные причины, приводящие к возникновению стоматологических заболеваний;
Потребность и регулярность посещения врача-стоматолога, причина возникновения боли до лечения и в период лечения;
Влияние осложнений кариеса зубов, заболеваний пародонта на общее состояние здоровья;
Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний, правила пользования доступными средствами гигиены;
Роль питания в возникновении кариеса зубов и заболеваний пародонта.
В последующей работе, исходя из уровня гигиенических знаний, проводится санитарно-гигиеническое обучение разных групп населения.
Результаты наших исследований свидетельствуют о еще недостаточном уровне знаний детей, педагогов и родителей. Вероятно, это происходит потому, что пропаганда знаний по профилактике стоматологических заболеваний среди населения сводится лишь к предоставлению элементарных сведений, которые не могут повлиять на гигиеническое поведение населения. Это значит, что простая информация о гигиеническом воспитании должна быть заменена целенаправленным, научно обоснованным санитарным просвещением и прежде всего среди родителей, детей, педагогов, медицинских работников школ, воспитателей детских учреждений.
По нашим данным, у детей в возрасте 7-15 лет отмечается крайне неблагоприятное гигиеническое состояние полости рта, которое способствует росту заболеваемости кариесом зубов и заболеваний пародонта. Распространенность их достигает 100% в подростковом возрасте, а дети в возрасте 7-8 лет относятся к группе повышенного риска заболеваемости кариесом зубов, так как именно в этом возрастном периоде начинается смена молочных зубов на постоянные и формируется постоянный прикус.
Неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта у детей часто определяется не только неосознанностью действий ребенка, недостаточностью его гигиенических знаний, неумением чистить зубы, но и отсутствием примера и контроля со стороны старших в семье. Мы считаем, что усилия педагогов и медицинских работников должны быть направлены на всестороннее повышение эффективности преподавания школьникам вопросов гигиены с учетом современных достижений медицинской науки, в том числе и стоматологии.
Несмотря на то что клинические методы профилактики заболеваний зубов, а также новые методы, основанные на познании процесса деминерализации эмали зубов, уже прочно утвердились в стоматологической практике, методология системы пропаганды медицинских знаний и сегодня представляет собой актуальную проблему.
В нашей стране целенаправленные научные исследования по организации, содержанию и методике санитарного просвещения относятся к 30-м годам. В 1933 г.
в школах были введены учебные программы, построенные по предметному принципу. На,протяжении многих лет работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников постоянно совершенствовалась.
Однако данные литературы позволяют сделать вывод, что санитарно-просветительная работа по пропаганде правил личной гигиены полости рта проводится еще недостаточно. Все усилия педагогов и медицинских работников сводятся к тому, чтобы сформировать у школьников элементарные знания по гигиене. Многие исследователи убедительно доказали, что такие знания не могут влиять на гигиеническое поведение населения. Для этой цели необходима целенаправленная медико-педагогическая работа, базирующаяся на закономерности связей между этиологией, патогенезом и клиническими проявлениями болезни.
Знакомство с наукой и методической литературой по санитарному просвещению в некоторых школах показало полное отсутствие наглядных пособий, предназначенных для гигиенического обучения и воспитания учащихся. Крайне ограниченное число плакатов (1-2), как и санитарный бюллетень, находится в медицинском кабинете и никакого познавательного значения для школьников не представляют.
У педагогов начальных классов отсутствуют планы и конспекты занятий по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся. Уроки охраны здоровья не включены в общешкольное расписание занятий. Это свидетельствует об игнорировании медицинских уроков руководством школ. Из опроса педагогов некоторых школ Москвы выяснилось, что уроки практической гигиены в 1-3 классах заключаются в виде 15-20-минутных бесед 3-4 раза в месяц по усмотрению учителя. В 4-м классе вопросы охраны здоровья включены в программу занятий по природоведению. Проведенное Л. P. Kaceновой (1981) наблюдение за педагогическими процессами показало, что учителя излагают устаревшие данные и не применяют наглядных материалов и пособий. Практическая проверка гигиенических навыков у школьников не осуществляется.
Анализ данных главных врачей домов санитарного просвещения позволил сделать вывод, что состояние гигиенического обучения и воспитания в обследованных школах идентично с постановкой этой работы во всех школах Москвы. Причиной этого является, на наш взгляд, недостаточное количество методических материалов и наглядных пособий, отсутствие контакта между педагогами и врачами, что обусловливает низкий уровень ведения уроков охраны здоровья.
Таким образом, высокая распространенность стоматологических заболеваний среди школьников, недостаточная осведомленность родителей, педагогов и школьников в вопросах профилактики заболеваний зубов и пародонта, неудовлетворительная работа школ по пропаганде правил личной гигиены полости рта требуют активных действий со стороны врачей-стоматологов.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Профилактика стоматологических заболеваний. Понятие рационального питания с точки зрения стоматологии. Система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний полости рта.
презентация , добавлен 04.02.2015
Главные цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний. Причины кариеса у детей. Индивидуальная гигиена полости рта. Пять степеней жесткости зубных щеток. Образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию.
презентация , добавлен 25.12.2013
Статистический анализ стоматологических заболеваний у беременных женщин. Основные задачи профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у беременных. Рассмотрение комплекса общих профилактических мероприятий. Содержание стоматологического просвещения.
презентация , добавлен 28.02.2018
Определение первичной профилактики и ее методы. Стоматологическое просвещение населения. Обучение правилам рационального питания. Индивидуальная гигиена полости рта. Эндогенное использование препаратов фтора. Герметики для запечатывания фиссур зубов.
презентация , добавлен 21.08.2015
Рациональное питание с позиции стоматологии. Задачи, цели и виды профилактики заболеваний. Обучение маленьких детей гигиеническому уходу за полостью рта. Эндогенные и экзогенные методы применения фторидов. Организация стоматологического просвещения.
презентация , добавлен 10.12.2012
Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.
презентация , добавлен 21.08.2015
Особенности технологии "AirFlow" как комплексной чистки зубов от снятия зубных отложений с целью профилактики заболеваний до укрепления и отбеливания эмали зубов. Показания и противопоказания к применению процедуры, ее этапы. Принцип действия аппарата.
презентация , добавлен 04.10.2016
И дёсен существует стоматология профилактическая. Что это такое? Ею называют профилактические мероприятия по предупреждению кариеса и пародонта. Профилактическое направление стоматологии обучает пациентов правильно ухаживать за полостью рта, а также помогает устранить заболевание на самом раннем этапе развития.
Цель предупредительных мер
Начальный этап предупредительных мер направлен на устранение условий и причин возникновения кариеса. Стоматология профилактическая также на первичном этапе повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
На вторичном этапе проводится совокупность мероприятий по недопущению рецидивов и осложнений болезни.
На третьем этапе предохранения стоматология профилактическая ставит цель - провести реабилитационные меры по сохранению тканей и органов (путём замещения).
Профилактические меры
- Тщательный уход за полостью рта, соблюдение правил личной гигиены.
- Употребление полезных продуктов питания.
- Проведение фторирования питьевой воды.
- Регулярное посещение стоматолога.
- Выявление заболеваний и устранение его на самых ранних этапах развития.
- Проведение профессиональной
- Своевременное лечение кариеса и пародонтоза.
- Предупреждение любых осложнений.
Стоматология ортопедическая профилактическая
Ортопедическая стоматология решает следующие вопросы:
- Выясняет причины, способствующие возникновению различных отклонений в строении челюстно-лицевого аппарата.
- Определяет возможную профилактическую систему мер по предупреждению развития тех или иных отклонений.
Первым направлением в ортопедической стоматологии является протезирование. С его помощью устраняются дефекты зубов, а также целых зубных рядов.
Следующим направлением этой стоматологии является ортодонтия. Она занимается вопросами выявления причин аномалий в строении привкуса, а также его деформаций. Ортодонтия занимается методами устранения таких патологий
К ортопедической стоматологии относится челюстно-лицевая ортопедия. Она изучает клинические проявления, проводит профилактические мероприятия, корректирует различные нарушения форм лица и челюсти. Причинами таких нарушений могут быть травмы, оперативные вмешательства, осложнения перенесённых заболеваний. Патологические состояния могут быть врождёнными, а могут быть и приобретёнными. В целом, все ортопедические меры придают улыбке и зубам красивый внешний вид.
Мероприятия, проводимые в центрах
Сегодня с любой проблемой ротовой полости можно обратиться в центр профилактической стоматологии. Любой из таких центров проводит следующие профилактические работы:
- Популяризирует знания по профилактическим мерам стоматологических болезней среди студентов вузов и колледжей.
- Осуществляет диагностику кариеса зубов, заболеваний пародонта, поражений слизистой оболочки рта.
- Проводит регистрацию пациентов с помощью индексов и критериев, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения.
- Осуществляет гигиенические и профилактические мероприятия, способствующие сохранению стоматологического здоровья граждан.
- Обучает пациентов (методы чистки зубов, контрольная чистка зубов).
- Составляет и реализует программы индивидуальных предупредительных мер против стоматологических заболеваний.
- Проводит всякого рода исследования по предохранению от заболеваний рта.
- Осуществляет просветительские работы среди людей разных категорий: медработников, воспитателей детских садов, учителей школ и родителей. Поэтому очень важна стоматология профилактическая.
Специальность - гигиенист стоматологический
Профилактическое направление стоматологии привело к открытию новой специальности - гигиенист-стоматолог. С её появлением качество отечественной стоматологии вышло на новый уровень. Профилактические меры в развитых странах уже давно считаются неотъемлемой частью стоматологической службы. Поэтому профессия гигиениста является престижной и перспективной. Любое лечебно-профилактическое заведение старается взять к себе на работу такого специалиста.
Гигиенист - лучший помощник стоматолога, с его помощью увеличивается количество услуг, предоставляемых пациенту на новом высоком уровне. В случае необходимости он может ассистировать врачу для более быстрого выполнения услуг. Гигиенисты могут принимать как в обычных лечебных учреждениях, так и в курортно-санаторных заведениях.
Направления профилактической стоматологии
На что же направлена стоматология профилактическая? Основное - это предупреждение таких заболеваний, как кариес, пульпит, парадонтологические отклонения. Это своеобразный комплекс предупредительных мер, которые препятствуют скоплению болезнетворных бактерий во рту, способствующих разрушению зубов и болезням дёсен.
На здоровье зубов и дёсен влияют внешние и внутренние факторы:
К внутренним факторам можно отнести наследственность, возрастные и анатомические особенности человека. Внешние факторы - это качество употребляемой воды, продуктов питания, климатические и почвенные особенности.
Исходя из этого, специалист назначает самый подходящий вариант для профилактики.
Профессиональная чистка зубов
Одним из самых эффективных способов профилактики зубных заболеваний в клинических условиях является профессиональная чистка или механическое снятие зубного налёта и отложений. Как бы пациент ни ухаживал за полостью рта, всё равно остаются места скопления налёта, который постепенно превращается в зубной камень. Справиться с этим камнем может только стоматолог. Такая чистка полезна не только для зубов, но и для профилактики заболеваний дёсен.
Стоматология профилактическая направлена на сохранение здоровья своих зубов. Регулярно посещайте специалиста, и ваши зубы будут в превосходном состоянии!
2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей
Профилактика стоматологических заболеваний:
1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникновения стоматологических заболеваний. Начальные признаки поражения тканей при проведении профилактических мероприятий могут стабилизироваться или подвергнуться обратному развитию;
2) вторичная - применение традиционных методов лечения для остановки развившегося патологического процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевтическое и хирургическое лечение заболеваний пародонта и других заболеваний полости рта;
3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замещения отсутствующих органов и тканей, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.
К методам первичной профилактики относятся:
Индивидуальная гигиена полости рта;
Профессиональная гигиена полости рта;
Эндогенное использование препаратов фтора;
Применение средств местной профилактики;
Стоматологическое просвещение.
Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта.
Индивидуальная гигиена - тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств.
Зубные щетки - основной инструмент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зубных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка нового дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.
Зубные щетки отличаются:
Размером головки;
Свойствами волокон;
Формой щеточного поля головки и расположением пучков;
Жесткостью;
Дизайном ручки.
Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко можно манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зубной щетки должен быть 18-25 мм.
Свойства волокон. Для изготовления зубных щеток преимущественно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготовленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, уступает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками являются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определенной жесткости.
Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно различить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогнутый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабочей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки располагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.
Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки организованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое расположение позволяет лучше очистить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют различную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более короткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубодесневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области.
Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникновения в межзубные промежутки.
Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для замены щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.
Жесткость щетки зависит от состава волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.
Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяют щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого волокна.
Дизайн ручки. Форма ручки зубных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, однако длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетинками и удобной нескользящей ручкой.
Приучить ребенка правильно чистить зубы можно с помощью зубных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменяется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зубные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издается звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щетка «молчит».
Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде конуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками используют сменные ершики разного размера.
Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас используют довольно широко. Примером может служить электрическая зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, более высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с частотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и возвратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществляется массаж десен.
Для детей разработаны специальные детские электрические зубные щетки.
Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезывания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необходимо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточкой, которую родители надевают себе на палец.
С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контролем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого налета.
Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вестибулярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают маленькими вращательными движениями оральные поверхности, горизонтальными или вращательными движениями - окклюзионные поверхности зубов. Этот метод рекомендуется и детям, и взрослым.
Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями, при этом волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.
Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.
Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.
Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми волокнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщательному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.
Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. Последовательно производят очищение контактных поверхностей каждого зуба.
Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.
Зубные пасты. Широкое распространение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преимуществами перед порошками и являются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффективность в профилактике кариеса зубов и болезней пародонта общепризнанна.
Применение зубных паст в значительной мере способствует снижению (в среднем на 25-30 %) частоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состояния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явлений в тканях пародонта (на 33- 58 %).
Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,
остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.
Основные компоненты зубных паст:
Абразивные вещества - обеспечивают очищающее и полирующее действие (химически осажденный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);
Связующие вещества - обеспечивают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетические гидроколлоиды);
Увлажняющие вещества - способствуют сохранению влаги в пасте, получению пластичной однородной массы (многоатомные спирты);
Пенообразующие вещества (ализариновое масло, лаурилсульфат натрия);
Отдушки и подсластители - обеспечивают органолептические свойства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).
В последнее время нашли применение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некоторых из них ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.
Гельные зубные пасты обеспечивают более мягкое очищающее действие, не травмируя эмаль молочных зубов, поэтому их также рекомендуют использовать у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как
основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).
Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По рекомендациям ВОЗ (1984), оптимальная концентрация фторида в зубных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в малом количестве - до 0,023 %.
Для полной минерализации твердых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие неорганические элементы.
Зубные пасты, содержащие фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное действие. Подобный эффект дают также зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверхности гидроксиапатита. Применение противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, витамины, микроэлементы.
Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавками лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Эти пасты способствуют уменьшению кровоточивости десен, обладают обезболивающим, противовоспалительным и регенерирующим эффектом.
Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твердых зубных отложений.
Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат кальция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.
В состав большинства отбеливающих зубных паст в качестве абразива вводят диоксид кремния высокой концентрации, а также полирующие компоненты и вещества, препятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекомендуется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.
Жевательные резинки. Ксредствам, позволяющим улучшить гигиеническое состояние полости рта, относятся жевательные резинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и детям.
Жевательная резинка, воздействуя на ткани полости рта, способствует:
Увеличению скорости слюноотделения;
Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;
Нейтрализации кислот зубного налета;
Усилению омывания слюной труднодоступных участков полости рта;
Нормализации клиренса сахарозы из слюны;
Удалению остатков пищи.
В настоящее время используют жевательные резинки, изготовленные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от сахара очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные резинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жевательной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное использование жевательной резинки в течение дня.
Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта после чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически активные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятствующие образованию зубного камня.
Профессиональная гигиена полости рта. Профессиональная гигиена - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхностей зубов над- и поддесневых зубных отложений.
Профессиональная гигиена включает в себя:
Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболеваниями;
Обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;
Удаление над- и поддесневых зубных отложений;
Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);
Устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.
Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям и подросткам строго индивидуально и через определенное время.
Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога зависит от:
Гигиенического состояния полости рта;
Интенсивности кариеса зубов;
Присутствия гингивита;
Выраженности пародонтита;
Степени прорезывания зубов.
Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабатывают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.
Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникновения и развития кариеса зубов и заболеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по применению средств профилактики и гигиены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения межзубных промежутков, языка, зубочисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.
Профессиональная чистка зубов как компонент программы профилактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была предложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской модели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чистке зубов, профессиональную чистку, местное применение фторидов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку проводил специально обученный стоматологический персонал через определенные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зубного налета основывалась на данных исследований, показавших, что при наличии плотного налета признаки гингивита и начального кариеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.
Несмотря на отличные результаты, «Карлштадская программа» оказалась дорогостоящей, поэтому в течение последующих десятилетий исследователи пытались выработать оптимальные интервалы между посещениями пациентов, чтобы сохранить положительный эффект профилактических программ и в то же время снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Особенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чистки зубов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
При этом интервал между проведением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:
Заинтересованности родителей и детей в программе;
Поражаемости зубов кариесом у пациента;
Степени прорезывания (особенное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моляров.
Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:
Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач показывает пациенту места наибольшего скопления налета. Обучение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особенностей гигиенического состояния полости рта;
Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преимущественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жевательных поверхностей зубов проводят вращающимися щеточками, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачками, заправленными полировочной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во вращение микромотором механического наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;
После очищения всех поверхностей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зубов в домашних условиях пациенту можно рекомендовать использование окрашивающих зубной налет таблеток.
К профилактике стоматологических заболеваний относится целый комплекс мер, направленных на предотвращение проблем с полостью рта. Для достижения эффекта такие действия должны быть регулярными.
Улыбка является визитной карточкой каждого человека. Понятно, что когда у человека проблемы с зубами или деснами, он будет реже стараться открывать рот - на этом фоне и возникают различные комплексы. Но, кроме психологических проблем, состояние ротовой полости оказывает влияние и на работу других органов и систем. Именно поэтому особую актуальность имеет профилактика стоматологических заболеваний, выполнение которых потребует проведения комплекса простых, но действенных мер.
Общие сведения о профилактике
Что подразумевает собой профилактика стоматологических заболеваний? Здесь идет комплекс мероприятий, которые предотвратят болезни, образующееся в ротовой полости.
Подобная программа может подразумевать следующие действия:
Тема как нельзя более актуальна, ведь на сегодняшний день интенсивность кариозного распространения просто поражает. Статистика показывает, что практически у каждого трехлетнего малыша из России четыре зуба оказываются подвергнуты кариесу в той или иной степени. А с возрастом эта цифра только увеличивается и достигнет стопроцентной отметки у взрослого населения.
Несоблюдение элементарных правил гигиены сделает так, что после 30 лет у человека начинают развиваться пародонтальные воспаления, причиной которых становятся отложения зубного камня.
Виды профилактики
Вся профилактическая стоматологическая программа подразделяется на общие и местные виды профилактики, которые могут как подразумевать, так и не требовать применение лекарственных средств.
- Если в общей профилактике необходимо употребление препаратов, то большая роль отведена комплексу витаминных добавок с доминированием кальция и фтора. Длительность прохождения каждого такого курса определяет врач.
- Профилактика стоматологических заболеваний не всегда использует лекарственные средства. В этом случае называют такие методы, как тщательное пережевывание еды, гигиена ротовой полости и зубного ряда. Нельзя исключать и периодическое обследование у стоматолога.
- При использовании в местной профилактики лекарственных средств подразумеваются укрепляющие препараты с повышенным количеством кальция и фтора. Чаще всего это гелеобразные вещества и пасты - это будет вторичная терапия.
Профилактические меры
Профилактика в стоматологии включает в себя такие методы по просвещению населения:
Какие бы методы ни использовались для донесения вышеперечисленной информации, важно помнить о том, что в своем практическом воплощении они должны стать привычкой.
Как научиться правильно питаться
Питание играет огромную роль для здоровья зубной ткани. Сначала оно влияет на формирование зуба перед его появлением (прорезыванием), затем уже воздействует после прорезывания. Здесь очень большое значение имеет полноценное питание будущей мамы (как первичная задача для правильного формирования плода), а также рацион ребенка в первый год его жизни, когда как раз и происходит закладка и развитие для постоянных зубов.
Для правильного рациона важно соблюдение следующих рекомендаций:
- белковая пища в достаточном количестве;
- присутствие в еде необходимых аминокислот, микроэлементов и витаминных соединений;
- роль налаженного режима питания;
- продукты, содержащие кальций и фтор.
А вот пищу, богатую углеводами, следует исключить - она разрушительно действует на зубную эмаль.
Гигиена полости рта
Уже было изобретено множество средств гигиены, которые способны удалять отложения, находящиеся на зубной поверхности и деснах. Здесь важна регулярность их использования. Большую роль играет и верный уход за зубами. Здесь лучше всего подойдет стандартная программа чистки.
Пришло время поговорить об основных средствах гигиены зубов и рта.
- Щетки зубные - здесь выделяют пять вариантов жесткости этого инструмента - от очень жесткого до противоположного варианта. Самой популярной является средняя величина.
- Чтобы удалить пищевые остатки из межзубного пространства или налет с боковых поверхностей, можно использовать зубочистки.
- Большую роль играют флюсы (или зубные нитки), помогающие убрать зубной налет и пищевые остатки в тех местах, которые обычно оказываются невозможными для очистки щеткой.
- Что касается зубной пасты, то основной её задачей названо удаление мягкого налета и остатков еды. При этом подобное средство не должно обладать раздражающим эффектом, а, напротив, быть приятного вкуса и обладать обязательными дезодорирующими действиями. В идеале для каждого члена семьи паста должна подбираться индивидуально (что касается детей, то им стоит чистить зубы только специально подходящими по возрасту).
Такие средства принято разделять по следующим группам:
- фторсодержащие (используются в целях лечения и профилактики);
- с содержанием фосфатов натрия, глюконата натрия, окиси цинка (противокариозные);
- средства на травах (с содержанием ромашки, эхинацеи, шалфея и подобных растений).
Жевательную резинку вполне можно использовать для улучшения гигиены рта (что происходит за счет увеличения слюноотделения).
Для полоскания рта отлично подойдут зубные эликсиры, которые продезинфицируют ротовую полость и предупредят образование зубного налета.
Нельзя не затронуть резонный вопрос: так сколько же раз в сутки следует чистить зубы? Специалисты утверждают, что достаточно будет двух раз, но комплексная профилактика обязательно должна включать и ополаскивания после каждого приема еды.
Больше фтора
Средства-фториды можно классифицировать по таким пунктам:
О последних стоит сказать подробнее. К ним обычно принято относить лаки с содержанием фтора и растворы с гелями. Но если первые образуют пленку, прилегающую к эмали, которая остается на зубах до нескольких часов и даже недель, то вторые имеют высокую концентрацию фтора и в качестве своих реминерализирующих свойств могут применяться в виде аппликаций и втираний.
Заключение
На самом деле в такой миссии должны участвовать не только врачи определенного профиля - обязательно стоит подключать и психологов, и педагогов, особенно если проблема касается мотивации детей. Методы воздействия - от игры до беседы (зависит от возраста). После занятий с детьми важны также встречи и с их родителями, которым нелишним будет напомнить о правилах и особенностях ухода за полостью рта.
Таким образом, огромную роль в популяризации вопроса профилактики будет играть активное включение общественного мнения. Эта программа должна соответствовать аксиоме, что забота о полости рта - это необходимое условие красивой внешности и здоровья человека.