Профилактика в стоматологии виды и методы. Стоматология профилактическая для предупреждения болезней зубов и десен

27.03.2019

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ

Фундаментом советского здравоохранения является профилактика, определяющая содержание и направление деятельности научных и практических медицинских учреждений. Конкретные формы ее осуществления изменялись иа разных исторических этапах развития человеческого общества, в зависимости от условий общественного и государственного строя, а также от уровня развития науки. П. Г. Дауге (1933) писал, что в первом директивном документе Наркомздрава в 1918 г. основное внимание было уделено развитию профилактических принципов в системе оказания стоматологической помощи населению. В настоящее время в основе организации всех служб здравоохранения лежит профилактический принцип. Единство лечебных и профилактических мероприятий составляет принципиальную основу организации медицинской помощи населению, что обусловливает эффективное внедрение в практику достижений науки. Стоматологическая наука относится к категории прикладных наук, где конечной целью всех исследований является создание эффективных методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний.

Исходя из современных представлений об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и в соответствии с рекомендациями Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, профилактические мероприятия принято подразделять на первичные, вторичные и третичные. Под первичной профилактикой понимается комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными, направленными на предупреждение кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и т. д.



Вторичная профилактика представляет собой комплекс методов лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний пародонта и развившихся зубочелюстных аномалий. При этом используемые методы терапевтических и хирургических вмешательств направлены на обеспечение полноценной функции зубов, пародонта и зубочелюстного аппарата в целом. Основным организационным методом вторичной профилактики является плановое оказание стоматологической помощи (плановая санация) дошкольникам, школьникам, подросткам и взрослым организованных коллективов по участковому принципу. Метод плановой санации, который был использован уже в первые годы Советской власти, в настоящее время стал неотъемлемой частью в лечебно-профилактической деятельности всех стоматологических учреждений страны.

Третичная профилактика в стоматологии - это восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов или вследствие заболеваний, повлекших за собой сложные реконструктивные хирургические операции на лице и челюстях.

Мероприятия по предупреждению стоматологических заболеваний будут эффективными, если они осуществляются в плановом порядке и по комплексной системе, сочетающей в себе все уровни программы профилактики.

Конкретные меры и организационные принципы их использования изложены в методических указаниях Министерства здравоохранения СССР «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний» (1979). Теоретическим обоснованием для внедрения методов профилактики стоматологических заболеваний послужили исследования по развитию, структуре и функции зубов пародонта и зубочелюстного аппарата в

целом. Одним из важнейших методов комплексной системы профилактики является метод медико-педагогического убеждения в санитарно-гигиеническом обучении и воспитании детей и взрослых. Рекомендованные к применению методы и средства профилактики способствуют повышению резистентности зубов и пародонта или купируют патологические процессы на стадии предболезни. В течение ряда лет программа профилактики в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения в порядке широкого эксперимента внедрялась в некоторых городах и селах нашей страны. В определенный возрастной период жизни человека программой предусмотрены соответствующие методы профилактики:

Период беременности:

Санитарно-просветительная работа;

Сбалансированное питание;

Всесторонняя стоматологическая помощь;

Дети в возрасте до 5 лет:

Предупреждение вредных привычек;

Систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в воде;

Обучение гигиене полости рта и ее регулярное использование;

Регулярная стоматологическая помощь;

Дети в возрасте от 6 до 15 лет:

Рациональный режим питания с ограничением сахарозы;

Регулярная санитарно-просветительная работа;

Регулярная гигиена полости рта;

Систематическое потребление препаратов фтора;

Местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и препаратами, предупреждающими образование зубного налета;

Стоматологическая помощь в полном объеме; - подростки:

Регулярная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

Местное использование противокариозных средств;

Сбалансированное питание;

Регулярная стоматологическая помощь в полном объеме;

Выявление и устранение профессиональных вредностей;

Взрослое население:

Адекватная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

Своевременная стоматологическая помощь в полном объеме;

Устранение вредных привычек (курение) и профессиональных вредностей.

Внедрению комплексной системы профилактики, как показал опыт, накопленный в нашей стране, должны предшествовать следующие мероприятия:

Определение контингента населения, где планируется проведение работы, выделение соответствующей численности врачей и среднего медицинского персонала, которые будут осуществлять реализацию программы;

Изучение распространенности стоматологических заболеваний (кариес зубов, заболевание пародонта, флюороз, очаговая деминерализация и др.) у этого контингента и приобретение в достаточном количестве средств профилактики в соответствии с численностью населения, уровнем и характером заболеваемости;

Изучение характера питания соответствующего контингента населения;

Определение уровня содержания фтора в различных источниках и, как минимум, в питьевой воде;

Определение уровня гигиенических знаний и состояния гигиены полости рта у разных групп населения.

Остановимся вкратце на общей характеристике каждого из этих мероприятий. Имеющийся опыт внедрения комплексной системы профилактики свидетельствует о высокой ее эффективности в предупреждении стоматологических заболеваний среди беременных женщин, детей дошкольного и школьного возраста, подростков, обучающихся в ПТУ, студентов вузов. Малоэффективна программа первичной профилактики оказалась при попытке ее внедрения на заводах и фабриках в связи со значительной разницей в возрасте рабочих, а также сравнительно высокой текучестью кадров. Поэтому при организации внедрения комплексной профилактики в первую очередь следует проводить работу в женских консультациях, детских садах, школах, ПТУ и техникумах, вузах.

Количество врачебного персонала, участвующего в реализации программы профилактики, определяется численностью контингента населения, где оно осуществляется, а также общей обеспеченностью врачами в данном регионе. Что касается медицинских сестер, то специальные подсчеты, исходя из имеющегося опыта, показали необходимость выделения 1 медицинской сестры на каждые 500 человек. При этом следует иметь в виду, что квалифицированные медицинские сестры могут выполнять до 80% общего объема работы. Здесь имеется в виду работа по гигиеническому воспитанию, непосредственное проведение профилактических процедур, контроль за индивидуальным использованием средств профилактики и т. д. Нормативов медицинского персонала, необходимого для осуществления программы первичной профилактики, пока не установлено.

Далее приступают к изучению распространенности стоматологических заболеваний и условий их возникновения. В ходе эпидемиологических исследований определяют уровень интенсивности кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубо-челюстных аномалий и других видов патологии.

В настоящее время общепринятым показателем интенсивности кариеса зубов является индекс КПУ. Анализ обширного материала о распространенности и интенсивности кариеса зубов, проведенный Всемирной организацией здравоохранения (1980), позволил группе экспертов прийти к заключению, что величина индекса КПУ у детей в возрасте 12 лет, у подростков и юношей в возрасте 15 и 19 лет, у взрослых в возрасте 35-44 лет в полной мере отражает состояние заболеваемости зубов в каком-либо регионе. Для оценки уровня заболеваемости кариесом зубов у детей в возрасте 12 лет, ВОЗ * рекомендует следующие категории:

Очень низкий при КПУ 0-1,1;

Низкий » » 1,2-2,6;

Умеренный » » 2,7-4,4;

Высокий » » 4,5-6,5;

Очень высокий » » 6,6 и выше.

Оценку состояния пародонта осуществляют путем вычисления в процентах лиц, имеющих зубные отложения, а также патологические изменения в нем. ВОЗ

считает, что состояние пародонта у детей в возрасте 15 лет в достаточной мере отражает распространенность заболеваний пародонта у группы населения конкретного района. Рекомендуется для общей оценки использовать 3 категории интенсивности заболеваний: низкая, умеренная и высокая.

Оценка состояния гигиены полости рта в большей группе населения также определяется путем установления процента лиц, имеющих мягкие зубные отложения в период обследования и в зависимости от возраста.

Методы эпидемиологических исследований для оценки состояния зубов, пародонта и гигиены полости рта изложены в главе II.

В настоящее время доказано, что характер питания человека отражается на состоянии зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Дефицит жизненно необходимых компонентов питания (белки, витамины, минеральные вещества) приводит к развитию кариеса зубов, заболеваний слизистой оболочки рта и пародонта. Большое значение имеет и качество продуктов питания, характер приготовления пищи. Все эти вопросы необходимо изучать до начала внедрения комплексной системы профилактики.

Важнейшим вопросом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение содержания фтора в возможных источниках поступления его в организм. Оптимальное, поступление фтора в организм достигается в настоящее время разными путями. В нашей стране, как и во многих странах мира, наиболее эффективным считается метод искусственного обогащения питьевой воды препаратами фтора до оптимальных концентраций. Как показали многочисленные исследования у детей, пользовавшихся фторированной водой с рождения, к 6 годам кариеса молочных зубов и к 12 годам кариеса постоянных зубов вдвое меньше, чем у детей, проживавших в местностях с низким содержанием фтора в питьевой воде.

Однако искусственное фторирование воды возможно лишь при наличии централизованного снабжения водой. Оно может осуществляться путем смешивания двух источников питьевой воды, в одном из которых содержание фтора превышает оптимальный уровень, а также путем добавления препаратов фтора в центральный источник. Технологическое оснащение и строительство установок для фторирования питьевой воды обеспечи

вает Министерство коммунального и бытового хозяйства, а санитарный контроль на местах осуществляют органы Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения. Вполне понятно, что инициатива организации фторирования питьевой воды должна принадлежать главным стоматологам районных, городских, областных отделов здравоохранения и министерств здравоохранения республик, а также правлениям научных обществ на местах.

Фторирование питьевой воды является составной частью программы профилактики кариеса зубов. Исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, свидетельствуют и о благотворном влиянии фтора при заболеваниях пародонта. Известно, что оптимальным содержанием фтора в воде является 1 мг/л (0,8-1,2 мг/л). Однако общее количество принятого с питьевой водой фтора зависит от температуры воздуха (жители жарких климатических зон больше потребляют воды и ежедневная их доза фтора увеличивается). ВОЗ рекомендует придерживаться данных, полученных в США, об оптимальных дозах фтора в зависимости от климатических условий (табл. 5) .

В целом же искусственное фторирование питьевой воды рекомендуется в местностях, где естественное содержание фтора в источниках питьевой воды не более чем 0,7 мг/л.

Одним из обстоятельств, которое сдерживает повсеместное фторирование питьевой воды, является сравнительно высокая стоимость оборудования для фторирования и содержания персонала для контроля работы фтораторных установок. В больших странах нелегкой проблемой является также производство и доставка на места соответствующих препаратов.

В связи с этим в ряде стран используется другой метод дополнительного обогащения организма человека фтором - назначение таблеток фтористого натрия детям. Ощутимый противокариозный эффект отмечается, если дети принимают таблетки в течение 6-8 лет и не менее чем 250 дней в году. Ежедневная доза в зависимости от возраста ребенка колеблется от 0,5 до 2 мг фтористого натрия (табл.6).

Помимо таблеток препараты фтора можно назначать в растворе воды, в минеральной воде. Дети могут принимать под контролем соответствующее количество этой воды. При этом следует концентрацию рассчитать так, чтобы ребенок запомнил, что ему в течение дня нужно выпить, например, стакан или полстакана фторированной воды.

При любом методе дополнительного введения препаратов фтора в организм необходим постоянный контроль за состоянием зубов у детей, организация которого лежит на главных стоматологах соответствующих органов здравоохранения. Наш опыт свидетельствует о необходимости проведения ежегодных осмотров детей, которым оказывается профилактическая помощь. Однако врачи-стоматологи должны в ходе плановых санаций постоянно фиксировать внимание на ранней диа

гностике флюороза зубов как первого признака перенасыщения организма фтором.

Исследованиями последних лет доказана необходимость сочетанного использования препаратов фтора - приема внутрь и поверхностной обработки зубов. Для местной их обработки применяют растворы фтора, гелевые препараты, зубные пасты, а также фтористый лак. Помимо препаратов фтора, поверхность зубов необходимо обрабатывать другими реминерализующими средствами (ремодент, глюконат кальция). Для внедрения этих методов профилактики не требуется специальных условий. Организаторы стоматологической службы должны своевременно обеспечить представление заявок на эти препараты в магазины «Медтехника» в соответствии с реальной потребностью. Предварительные подсчеты показывают, что для одной профилактической обработки зубов ребенка требуется 1 г фтористого натрия и 0,5 ремодента. Исходя из программы профилактических мероприятий и числа детей в конкретном регионе, которым будет проведена обработка зубов (зависит от наличия медицинского персонала), составляется заявка на определенное количество средств профилактики.

Завершающим этапом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение уровня гигиенических знаний разных групп населения. Оно может осуществляться путем опроса детей и взрослых или путем заполнения ими соответствующих анкет. При этом необходимо выяснить насколько каждый человек ориентируется в. следующих вопросах:

Сущность и распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий, их симптомы, влияние на общее состояние здоровья;

Основные причины, приводящие к возникновению стоматологических заболеваний;

Потребность и регулярность посещения врача-стоматолога, причина возникновения боли до лечения и в период лечения;

Влияние осложнений кариеса зубов, заболеваний пародонта на общее состояние здоровья;

Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний, правила пользования доступными средствами гигиены;

Роль питания в возникновении кариеса зубов и заболеваний пародонта.

В последующей работе, исходя из уровня гигиенических знаний, проводится санитарно-гигиеническое обучение разных групп населения.

Результаты наших исследований свидетельствуют о еще недостаточном уровне знаний детей, педагогов и родителей. Вероятно, это происходит потому, что пропаганда знаний по профилактике стоматологических заболеваний среди населения сводится лишь к предоставлению элементарных сведений, которые не могут повлиять на гигиеническое поведение населения. Это значит, что простая информация о гигиеническом воспитании должна быть заменена целенаправленным, научно обоснованным санитарным просвещением и прежде всего среди родителей, детей, педагогов, медицинских работников школ, воспитателей детских учреждений.

По нашим данным, у детей в возрасте 7-15 лет отмечается крайне неблагоприятное гигиеническое состояние полости рта, которое способствует росту заболеваемости кариесом зубов и заболеваний пародонта. Распространенность их достигает 100% в подростковом возрасте, а дети в возрасте 7-8 лет относятся к группе повышенного риска заболеваемости кариесом зубов, так как именно в этом возрастном периоде начинается смена молочных зубов на постоянные и формируется постоянный прикус.

Неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта у детей часто определяется не только неосознанностью действий ребенка, недостаточностью его гигиенических знаний, неумением чистить зубы, но и отсутствием примера и контроля со стороны старших в семье. Мы считаем, что усилия педагогов и медицинских работников должны быть направлены на всестороннее повышение эффективности преподавания школьникам вопросов гигиены с учетом современных достижений медицинской науки, в том числе и стоматологии.

Несмотря на то что клинические методы профилактики заболеваний зубов, а также новые методы, основанные на познании процесса деминерализации эмали зубов, уже прочно утвердились в стоматологической практике, методология системы пропаганды медицинских знаний и сегодня представляет собой актуальную проблему.

В нашей стране целенаправленные научные исследования по организации, содержанию и методике санитарного просвещения относятся к 30-м годам. В 1933 г.

в школах были введены учебные программы, построенные по предметному принципу. На,протяжении многих лет работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников постоянно совершенствовалась.

Однако данные литературы позволяют сделать вывод, что санитарно-просветительная работа по пропаганде правил личной гигиены полости рта проводится еще недостаточно. Все усилия педагогов и медицинских работников сводятся к тому, чтобы сформировать у школьников элементарные знания по гигиене. Многие исследователи убедительно доказали, что такие знания не могут влиять на гигиеническое поведение населения. Для этой цели необходима целенаправленная медико-педагогическая работа, базирующаяся на закономерности связей между этиологией, патогенезом и клиническими проявлениями болезни.



Знакомство с наукой и методической литературой по санитарному просвещению в некоторых школах показало полное отсутствие наглядных пособий, предназначенных для гигиенического обучения и воспитания учащихся. Крайне ограниченное число плакатов (1-2), как и санитарный бюллетень, находится в медицинском кабинете и никакого познавательного значения для школьников не представляют.

У педагогов начальных классов отсутствуют планы и конспекты занятий по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся. Уроки охраны здоровья не включены в общешкольное расписание занятий. Это свидетельствует об игнорировании медицинских уроков руководством школ. Из опроса педагогов некоторых школ Москвы выяснилось, что уроки практической гигиены в 1-3 классах заключаются в виде 15-20-минутных бесед 3-4 раза в месяц по усмотрению учителя. В 4-м классе вопросы охраны здоровья включены в программу занятий по природоведению. Проведенное Л. P. Kaceновой (1981) наблюдение за педагогическими процессами показало, что учителя излагают устаревшие данные и не применяют наглядных материалов и пособий. Практическая проверка гигиенических навыков у школьников не осуществляется.

Анализ данных главных врачей домов санитарного просвещения позволил сделать вывод, что состояние гигиенического обучения и воспитания в обследованных школах идентично с постановкой этой работы во всех школах Москвы. Причиной этого является, на наш взгляд, недостаточное количество методических материалов и наглядных пособий, отсутствие контакта между педагогами и врачами, что обусловливает низкий уровень ведения уроков охраны здоровья.

Таким образом, высокая распространенность стоматологических заболеваний среди школьников, недостаточная осведомленность родителей, педагогов и школьников в вопросах профилактики заболеваний зубов и пародонта, неудовлетворительная работа школ по пропаганде правил личной гигиены полости рта требуют активных действий со стороны врачей-стоматологов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Профилактика стоматологических заболеваний. Понятие рационального питания с точки зрения стоматологии. Система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний полости рта.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Главные цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний. Причины кариеса у детей. Индивидуальная гигиена полости рта. Пять степеней жесткости зубных щеток. Образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Статистический анализ стоматологических заболеваний у беременных женщин. Основные задачи профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у беременных. Рассмотрение комплекса общих профилактических мероприятий. Содержание стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 28.02.2018

    Определение первичной профилактики и ее методы. Стоматологическое просвещение населения. Обучение правилам рационального питания. Индивидуальная гигиена полости рта. Эндогенное использование препаратов фтора. Герметики для запечатывания фиссур зубов.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Рациональное питание с позиции стоматологии. Задачи, цели и виды профилактики заболеваний. Обучение маленьких детей гигиеническому уходу за полостью рта. Эндогенные и экзогенные методы применения фторидов. Организация стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Особенности технологии "AirFlow" как комплексной чистки зубов от снятия зубных отложений с целью профилактики заболеваний до укрепления и отбеливания эмали зубов. Показания и противопоказания к применению процедуры, ее этапы. Принцип действия аппарата.

    презентация , добавлен 04.10.2016

И дёсен существует стоматология профилактическая. Что это такое? Ею называют профилактические мероприятия по предупреждению кариеса и пародонта. Профилактическое направление стоматологии обучает пациентов правильно ухаживать за полостью рта, а также помогает устранить заболевание на самом раннем этапе развития.

Цель предупредительных мер

Начальный этап предупредительных мер направлен на устранение условий и причин возникновения кариеса. Стоматология профилактическая также на первичном этапе повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

На вторичном этапе проводится совокупность мероприятий по недопущению рецидивов и осложнений болезни.

На третьем этапе предохранения стоматология профилактическая ставит цель - провести реабилитационные меры по сохранению тканей и органов (путём замещения).

Профилактические меры

  1. Тщательный уход за полостью рта, соблюдение правил личной гигиены.
  2. Употребление полезных продуктов питания.
  3. Проведение фторирования питьевой воды.
  4. Регулярное посещение стоматолога.
  5. Выявление заболеваний и устранение его на самых ранних этапах развития.
  6. Проведение профессиональной
  7. Своевременное лечение кариеса и пародонтоза.
  8. Предупреждение любых осложнений.

Стоматология ортопедическая профилактическая

Ортопедическая стоматология решает следующие вопросы:

  • Выясняет причины, способствующие возникновению различных отклонений в строении челюстно-лицевого аппарата.
  • Определяет возможную профилактическую систему мер по предупреждению развития тех или иных отклонений.

Первым направлением в ортопедической стоматологии является протезирование. С его помощью устраняются дефекты зубов, а также целых зубных рядов.

Следующим направлением этой стоматологии является ортодонтия. Она занимается вопросами выявления причин аномалий в строении привкуса, а также его деформаций. Ортодонтия занимается методами устранения таких патологий

К ортопедической стоматологии относится челюстно-лицевая ортопедия. Она изучает клинические проявления, проводит профилактические мероприятия, корректирует различные нарушения форм лица и челюсти. Причинами таких нарушений могут быть травмы, оперативные вмешательства, осложнения перенесённых заболеваний. Патологические состояния могут быть врождёнными, а могут быть и приобретёнными. В целом, все ортопедические меры придают улыбке и зубам красивый внешний вид.

Мероприятия, проводимые в центрах

Сегодня с любой проблемой ротовой полости можно обратиться в центр профилактической стоматологии. Любой из таких центров проводит следующие профилактические работы:

  • Популяризирует знания по профилактическим мерам стоматологических болезней среди студентов вузов и колледжей.
  • Осуществляет диагностику кариеса зубов, заболеваний пародонта, поражений слизистой оболочки рта.
  • Проводит регистрацию пациентов с помощью индексов и критериев, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения.
  • Осуществляет гигиенические и профилактические мероприятия, способствующие сохранению стоматологического здоровья граждан.
  • Обучает пациентов (методы чистки зубов, контрольная чистка зубов).
  • Составляет и реализует программы индивидуальных предупредительных мер против стоматологических заболеваний.
  • Проводит всякого рода исследования по предохранению от заболеваний рта.
  • Осуществляет просветительские работы среди людей разных категорий: медработников, воспитателей детских садов, учителей школ и родителей. Поэтому очень важна стоматология профилактическая.

Специальность - гигиенист стоматологический

Профилактическое направление стоматологии привело к открытию новой специальности - гигиенист-стоматолог. С её появлением качество отечественной стоматологии вышло на новый уровень. Профилактические меры в развитых странах уже давно считаются неотъемлемой частью стоматологической службы. Поэтому профессия гигиениста является престижной и перспективной. Любое лечебно-профилактическое заведение старается взять к себе на работу такого специалиста.

Гигиенист - лучший помощник стоматолога, с его помощью увеличивается количество услуг, предоставляемых пациенту на новом высоком уровне. В случае необходимости он может ассистировать врачу для более быстрого выполнения услуг. Гигиенисты могут принимать как в обычных лечебных учреждениях, так и в курортно-санаторных заведениях.

Направления профилактической стоматологии

На что же направлена стоматология профилактическая? Основное - это предупреждение таких заболеваний, как кариес, пульпит, парадонтологические отклонения. Это своеобразный комплекс предупредительных мер, которые препятствуют скоплению болезнетворных бактерий во рту, способствующих разрушению зубов и болезням дёсен.

На здоровье зубов и дёсен влияют внешние и внутренние факторы:

К внутренним факторам можно отнести наследственность, возрастные и анатомические особенности человека. Внешние факторы - это качество употребляемой воды, продуктов питания, климатические и почвенные особенности.

Исходя из этого, специалист назначает самый подходящий вариант для профилактики.

Профессиональная чистка зубов

Одним из самых эффективных способов профилактики зубных заболеваний в клинических условиях является профессиональная чистка или механическое снятие зубного налёта и отложений. Как бы пациент ни ухаживал за полостью рта, всё равно остаются места скопления налёта, который постепенно превращается в зубной камень. Справиться с этим камнем может только стоматолог. Такая чистка полезна не только для зубов, но и для профилактики заболеваний дёсен.

Стоматология профилактическая направлена на сохранение здоровья своих зубов. Регулярно посещайте специалиста, и ваши зубы будут в превосходном состоянии!

2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей

Профилактика стоматологических заболеваний:

1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникнове­ния стоматологических заболева­ний. Начальные признаки пораже­ния тканей при проведении профи­лактических мероприятий могут стабилизироваться или подверг­нуться обратному развитию;

2) вторичная - применение тра­диционных методов лечения для остановки развившегося патологи­ческого процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевти­ческое и хирургическое лечение за­болеваний пародонта и других за­болеваний полости рта;

3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замеще­ния отсутствующих органов и тка­ней, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.

К методам первичной профилак­тики относятся:

Индивидуальная гигиена полости рта;

Профессиональная гигиена поло­сти рта;

Эндогенное использование препа­ратов фтора;

Применение средств местной про­филактики;

Стоматологическое просвещение.

Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профи­лактики стоматологических заболе­ваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компонен­ты, входящие в состав средств гиги­ены, обогащают ткани зуба и паро­донта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, по­вышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо­собствует активации обменных процессов, улучшению кровообра­щения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - тща­тельное и регулярное удаление па­циентом зубных отложений с по­верхностей зубов и десен с помо­щью различных средств.

Зубные щетки - основной инст­румент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зуб­ных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка но­вого дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.

Зубные щетки отличаются:

Размером головки;

Свойствами волокон;

Формой щеточного поля головки и расположением пучков;

Жесткостью;

Дизайном ручки.

Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется исполь­зовать щетки с маленькой голов­кой, которыми легко можно мани­пулировать в полости рта и очи­щать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зуб­ной щетки должен быть 18-25 мм.

Свойства волокон. Для изготов­ления зубных щеток преимущест­венно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготов­ленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, усту­пает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками явля­ются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определен­ной жесткости.

Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно разли­чить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогну­тый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабо­чей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки распо­лагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.

Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки органи­зованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое рас­положение позволяет лучше очис­тить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют раз­личную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более ко­роткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщатель­ному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; корот­кие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направле­нии, проникая в зубодесневую бо­розду, удаляют зубной налет из пришеечной области.

Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникнове­ния в межзубные промежутки.

Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пуч­ков волокон, окрашенных разно­цветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для заме­ны щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Жесткость щетки зависит от со­става волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.

Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень же­сткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Рекомендации пациентам по ис­пользованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широ­ко применяют щетки средней сте­пени жесткости. Как правило, дет­ские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого во­локна.

Дизайн ручки. Форма ручки зуб­ных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, од­нако длина ее должна быть доста­точной, чтобы обеспечить макси­мальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетин­ками и удобной нескользящей руч­кой.

Приучить ребенка правильно чи­стить зубы можно с помощью зуб­ных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменя­ется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зуб­ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движе­ниях щетки издается звук, а при го­ризонтальных (неправильных) зуб­ная щетка «молчит».

Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежут­ков, пришеечных областей зу­бов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстри­женного в виде конуса или не­скольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками ис­пользуют сменные ершики разного размера.

Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас ис­пользуют довольно широко. При­мером может служить электриче­ская зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, бо­лее высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с час­тотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и воз­вратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществ­ляется массаж десен.

Для детей разработаны специаль­ные детские электрические зубные щетки.

Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезы­вания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необхо­димо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточ­кой, которую родители надевают себе на палец.

С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контро­лем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого на­лета.

Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вести­булярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают малень­кими вращательными движениями оральные поверхности, горизон­тальными или вращательными дви­жениями - окклюзионные поверх­ности зубов. Этот метод рекоменду­ется и детям, и взрослым.

Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд услов­но делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жеватель­ных зубов, последовательно перехо­дя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие дви­жения от десны к зубу, одновре­менно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (воз­вратно-поступательными) движени­ями, при этом волокна щетки про­никают глубоко в фиссуры и меж­зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают таки­ми же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки распола­гают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг­лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.

Заканчивают чистку всех сегмен­тов круговыми движениями.

Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми во­локнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщатель­ному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручива­ют вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторож­но вводят натянутую нить (с помо­щью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших паль­цев - на верхней челюсти) по кон­тактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. По­следовательно производят очище­ние контактных поверхностей каж­дого зуба.

Дети могут самостоятельно поль­зоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у де­тей рекомендуется родителям.

Зубные пасты. Широкое распро­странение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преиму­ществами перед порошками и явля­ются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффектив­ность в профилактике кариеса зу­бов и болезней пародонта обще­признанна.

Применение зубных паст в зна­чительной мере способствует сни­жению (в среднем на 25-30 %) ча­стоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состоя­ния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явле­ний в тканях пародонта (на 33- 58 %).

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,

остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодо­рирующим и освежающим действи­ем и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основные компоненты зубных паст:

Абразивные вещества - обеспе­чивают очищающее и полирую­щее действие (химически осаж­денный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);

Связующие вещества - обеспечи­вают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетиче­ские гидроколлоиды);

Увлажняющие вещества - спо­собствуют сохранению влаги в па­сте, получению пластичной одно­родной массы (многоатомные спирты);

Пенообразующие вещества (али­зариновое масло, лаурилсульфат натрия);

Отдушки и подсластители - обес­печивают органолептические свой­ства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).

В последнее время нашли приме­нение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие вы­сокой пенообразующей способно­стью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некото­рых из них ниже, чем паст, содер­жащих меловую основу или дикаль­цийфосфат.

Гельные зубные пасты обеспечи­вают более мягкое очищающее дей­ствие, не травмируя эмаль молоч­ных зубов, поэтому их также реко­мендуют использовать у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как

основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-про­филактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и орга­нические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуе­мым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По реко­мендациям ВОЗ (1984), оптималь­ная концентрация фторида в зуб­ных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения нахо­дятся в малом количестве - до 0,023 %.

Для полной минерализации твер­дых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие не­органические элементы.

Зубные пасты, содержащие фос­фаты калия, натрия, глицерофос­фаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное дей­ствие. Подобный эффект дают так­же зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверх­ности гидроксиапатита. Примене­ние противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные ве­щества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, ви­тамины, микроэлементы.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавка­ми лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистни­ка, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьше­ня. Эти пасты способствуют умень­шению кровоточивости десен, об­ладают обезболивающим, противо­воспалительным и регенерирую­щим эффектом.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - фермен­ты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твер­дых зубных отложений.

Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат каль­ция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению по­вышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

В состав большинства отбелива­ющих зубных паст в качестве абра­зива вводят диоксид кремния высо­кой концентрации, а также полиру­ющие компоненты и вещества, пре­пятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекоменду­ется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.

Жевательные резинки. Ксред­ствам, позволяющим улучшить ги­гиеническое состояние полости рта, относятся жевательные ре­зинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и де­тям.

Жевательная резинка, воздейст­вуя на ткани полости рта, способст­вует:

Увеличению скорости слюноотде­ления;

Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;

Нейтрализации кислот зубного налета;

Усилению омывания слюной труднодоступных участков поло­сти рта;

Нормализации клиренса сахарозы из слюны;

Удалению остатков пищи.

В настоящее время используют жевательные резинки, изготовлен­ные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от саха­ра очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные ре­зинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жева­тельной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное ис­пользование жевательной резинки в течение дня.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта по­сле чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхно­стей зубов, предупреждают образо­вание зубного налета, дезодориру­ют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически актив­ные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятству­ющие образованию зубного камня.

Профессиональная гигиена поло­сти рта. Профессиональная гигие­на - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие карие­са зубов и воспалительных заболе­ваний пародонта путем механиче­ского удаления с поверхностей зу­бов над- и поддесневых зубных от­ложений.

Профессиональная гигиена вклю­чает в себя:

Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

Обучение пациента индивидуаль­ной гигиене полости рта;

Удаление над- и поддесневых зуб­ных отложений;

Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

Устранение факторов, способству­ющих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена поло­сти рта как один из основных ком­понентов профилактики стоматоло­гических заболеваний должна про­водиться детям и подросткам стро­го индивидуально и через опреде­ленное время.

Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога за­висит от:

Гигиенического состояния поло­сти рта;

Интенсивности кариеса зубов;

Присутствия гингивита;

Выраженности пародонтита;

Степени прорезывания зубов.

Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (вра­ча-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабаты­вают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чис­тит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Спе­циалист с помощью зеркала пока­зывает пациенту, какие поверхно­сти тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контро­лируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.

Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникнове­ния и развития кариеса зубов и за­болеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по примене­нию средств профилактики и гиги­ены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения меж­зубных промежутков, языка, зубо­чисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.

Профессиональная чистка зубов как компонент программы профи­лактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была пред­ложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской мо­дели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чи­стке зубов, профессиональную чи­стку, местное применение фтори­дов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку прово­дил специально обученный стома­тологический персонал через опре­деленные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зуб­ного налета основывалась на дан­ных исследований, показавших, что при наличии плотного налета при­знаки гингивита и начального ка­риеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.

Несмотря на отличные результа­ты, «Карлштадская программа» ока­залась дорогостоящей, поэтому в те­чение последующих десятилетий ис­следователи пытались выработать оптимальные интервалы между по­сещениями пациентов, чтобы сохра­нить положительный эффект профи­лактических программ и в то же вре­мя снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Осо­бенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чи­стки зубов в зависимости от индиви­дуальных особенностей ребенка.

При этом интервал между прове­дением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:

Заинтересованности родителей и детей в программе;

Поражаемости зубов кариесом у пациента;

Степени прорезывания (особен­ное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моля­ров.

Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:

Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач по­казывает пациенту места наи­большего скопления налета. Обу­чение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особен­ностей гигиенического состояния полости рта;

Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преиму­щественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жева­тельных поверхностей зубов про­водят вращающимися щеточка­ми, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачка­ми, заправленными полировоч­ной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во враще­ние микромотором механическо­го наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;

После очищения всех поверхно­стей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зу­бов в домашних условиях пациен­ту можно рекомендовать исполь­зование окрашивающих зубной налет таблеток.

К профилактике стоматологических заболеваний относится целый комплекс мер, направленных на предотвращение проблем с полостью рта. Для достижения эффекта такие действия должны быть регулярными.

Улыбка является визитной карточкой каждого человека. Понятно, что когда у человека проблемы с зубами или деснами, он будет реже стараться открывать рот - на этом фоне и возникают различные комплексы. Но, кроме психологических проблем, состояние ротовой полости оказывает влияние и на работу других органов и систем. Именно поэтому особую актуальность имеет профилактика стоматологических заболеваний, выполнение которых потребует проведения комплекса простых, но действенных мер.

Общие сведения о профилактике

Что подразумевает собой профилактика стоматологических заболеваний? Здесь идет комплекс мероприятий, которые предотвратят болезни, образующееся в ротовой полости.

Подобная программа может подразумевать следующие действия:

Тема как нельзя более актуальна, ведь на сегодняшний день интенсивность кариозного распространения просто поражает. Статистика показывает, что практически у каждого трехлетнего малыша из России четыре зуба оказываются подвергнуты кариесу в той или иной степени. А с возрастом эта цифра только увеличивается и достигнет стопроцентной отметки у взрослого населения.

Несоблюдение элементарных правил гигиены сделает так, что после 30 лет у человека начинают развиваться пародонтальные воспаления, причиной которых становятся отложения зубного камня.

Виды профилактики

Вся профилактическая стоматологическая программа подразделяется на общие и местные виды профилактики, которые могут как подразумевать, так и не требовать применение лекарственных средств.

  1. Если в общей профилактике необходимо употребление препаратов, то большая роль отведена комплексу витаминных добавок с доминированием кальция и фтора. Длительность прохождения каждого такого курса определяет врач.
  2. Профилактика стоматологических заболеваний не всегда использует лекарственные средства. В этом случае называют такие методы, как тщательное пережевывание еды, гигиена ротовой полости и зубного ряда. Нельзя исключать и периодическое обследование у стоматолога.
  3. При использовании в местной профилактики лекарственных средств подразумеваются укрепляющие препараты с повышенным количеством кальция и фтора. Чаще всего это гелеобразные вещества и пасты - это будет вторичная терапия.

Профилактические меры

Профилактика в стоматологии включает в себя такие методы по просвещению населения:


Какие бы методы ни использовались для донесения вышеперечисленной информации, важно помнить о том, что в своем практическом воплощении они должны стать привычкой.

Как научиться правильно питаться

Питание играет огромную роль для здоровья зубной ткани. Сначала оно влияет на формирование зуба перед его появлением (прорезыванием), затем уже воздействует после прорезывания. Здесь очень большое значение имеет полноценное питание будущей мамы (как первичная задача для правильного формирования плода), а также рацион ребенка в первый год его жизни, когда как раз и происходит закладка и развитие для постоянных зубов.

Для правильного рациона важно соблюдение следующих рекомендаций:

  • белковая пища в достаточном количестве;
  • присутствие в еде необходимых аминокислот, микроэлементов и витаминных соединений;
  • роль налаженного режима питания;
  • продукты, содержащие кальций и фтор.

А вот пищу, богатую углеводами, следует исключить - она разрушительно действует на зубную эмаль.

Гигиена полости рта

Уже было изобретено множество средств гигиены, которые способны удалять отложения, находящиеся на зубной поверхности и деснах. Здесь важна регулярность их использования. Большую роль играет и верный уход за зубами. Здесь лучше всего подойдет стандартная программа чистки.


Пришло время поговорить об основных средствах гигиены зубов и рта.

  1. Щетки зубные - здесь выделяют пять вариантов жесткости этого инструмента - от очень жесткого до противоположного варианта. Самой популярной является средняя величина.
  2. Чтобы удалить пищевые остатки из межзубного пространства или налет с боковых поверхностей, можно использовать зубочистки.
  3. Большую роль играют флюсы (или зубные нитки), помогающие убрать зубной налет и пищевые остатки в тех местах, которые обычно оказываются невозможными для очистки щеткой.
  4. Что касается зубной пасты, то основной её задачей названо удаление мягкого налета и остатков еды. При этом подобное средство не должно обладать раздражающим эффектом, а, напротив, быть приятного вкуса и обладать обязательными дезодорирующими действиями. В идеале для каждого члена семьи паста должна подбираться индивидуально (что касается детей, то им стоит чистить зубы только специально подходящими по возрасту).

Такие средства принято разделять по следующим группам:

  • фторсодержащие (используются в целях лечения и профилактики);
  • с содержанием фосфатов натрия, глюконата натрия, окиси цинка (противокариозные);
  • средства на травах (с содержанием ромашки, эхинацеи, шалфея и подобных растений).

Жевательную резинку вполне можно использовать для улучшения гигиены рта (что происходит за счет увеличения слюноотделения).

Для полоскания рта отлично подойдут зубные эликсиры, которые продезинфицируют ротовую полость и предупредят образование зубного налета.

Нельзя не затронуть резонный вопрос: так сколько же раз в сутки следует чистить зубы? Специалисты утверждают, что достаточно будет двух раз, но комплексная профилактика обязательно должна включать и ополаскивания после каждого приема еды.

Больше фтора

Средства-фториды можно классифицировать по таким пунктам:


О последних стоит сказать подробнее. К ним обычно принято относить лаки с содержанием фтора и растворы с гелями. Но если первые образуют пленку, прилегающую к эмали, которая остается на зубах до нескольких часов и даже недель, то вторые имеют высокую концентрацию фтора и в качестве своих реминерализирующих свойств могут применяться в виде аппликаций и втираний.

Заключение

На самом деле в такой миссии должны участвовать не только врачи определенного профиля - обязательно стоит подключать и психологов, и педагогов, особенно если проблема касается мотивации детей. Методы воздействия - от игры до беседы (зависит от возраста). После занятий с детьми важны также встречи и с их родителями, которым нелишним будет напомнить о правилах и особенностях ухода за полостью рта.

Таким образом, огромную роль в популяризации вопроса профилактики будет играть активное включение общественного мнения. Эта программа должна соответствовать аксиоме, что забота о полости рта - это необходимое условие красивой внешности и здоровья человека.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт