Какие звуки не слышит человек. Информация частоты

22.05.2019

Каждый видел на аудиограммах или аудиотехнике такой параметр громкости или с ним связанный -- . Это единица измерения громкости. Когда-то люди договорились и обозначали, что в норме человек слышит от 0дБ, что фактически означает некое звуковое давление, которое воспринимается ухом. Статистика же говорит, что диапазон нормы -- это как незначительное падение до 20дБ, так и слух выше нормы в виде -10дБ! Дельта "нормы" -- составляет 30дБ, что как-то и немало.

Что такое динамический диапазон слуха? Это возможность слышать звуки с разной громкостью. Обычно принимается как факт, что человеческое ухо может слышать от 0дБ до 120-140дБ. Крайне не рекомендуют долго слушать звуки уже от 90дБ и выше.

Динамический диапазон работы каждого уха говорит нам о том, что при 0дБ ухо слышит хорошо и детально, при 50дБ слышит хорошо и детально. Можно и при 100дБ. На практике все бывали в клубе или концерте, где играла музыка громко -- и детализация чудесная. Слушали еде-едва тихонечко через наушники запись, лежа в тихой комнате -- и тоже все детали на местах.

Фактически падение слуха можно обозначить как сокращение динамического диапазона. По факту человек с плохим слухом не слышит деталей при низкой громкости. Его динамический диапазон зауживается. Вместо 130дБ -- становится 50-80дБ. Именно поэтому : никак нельзя "засунуть" информацию, которая в реальности находится в диапазоне 130дБ в диапазон 80дБ. А если еще и вспомнить что децибелы - нелинейная зависимость, то становится понятна вся трагичность ситуации.

Но теперь вспомним о хорошем слухе. Вот кто-то слышит все на уровне около 10дБ падения. Это нормально и социально приемлемо. На практике такой человек может услышать речь с 10 метров обычную. Но тут появляется человек с идеальным слухом -- выше 0 на 10дБ -- и он слышит эту же речь с 50 метров с равными условиями. Динамический диапазон шире -- деталей и возможностей больше.

Широкий динамический диапазон заставляет работать мозг совершенно, качественно иначе. Гораздо больше информации, гораздо точнее и детальнее она, т.к. слышно все больше различных обертонов и гармоник, которые при узком динамическом диапазоне пропадают: ускользают от внимания человека, т.к. невозможны их услышать.

Кстати, раз уж и доступен динамическими диапазон в 100дБ+, так это еще и означает, что человек может постоянно его использовать. Только что послушал на уровне громкости в 70дБ, потом резко начал слушать -- 20дБ, потом 100дБ. Переход должен занимать минимальное время. И фактически можно сказать, что человек с падением не позволяет себе иметь динамический диапазон большой. Тугоухие люди как бы подставляют идею о том, что сейчас все очень громко -- и ухо готовится услышать громкое или очень громкое, вместо реальной ситуации.

Заодно динамический диапазон своим наличием показывает, что ухо не только записывает звуки, но и подстраивается под текущую громкость, дабы слышать все хорошо. Параметр общей громкости точно также передается к мозгу, как и звуковые сигналы.

А вот человек с идеальным слухом очень гибко может варьировать свой динамический диапазон. И чтобы нечто услышать -- не напрягается, а сугубо расслабляется. Таким образом слух остаётся отличным как в динамическом диапазоне, так заодно и в частотном.

Recent Posts from This Journal

  • Как начинается падение на высоких частотах? Нет возможности слышать или внимания? (20000Гц)

    Можно провести честный эксперимент. Берем обычных людей, пусть даже 20 лет. И включаем музыку. Правда, есть один нюанс. Надо взять и сделать так,…


  • Нытье ради нытья. Видео

    Люди привыкают ныть. Кажется, что это -- обязательно и нужно. Такие вот, странные эмоции и ощущения внутри. Но все забывают, что ныть -- это не…

  • Говоришь о какой-то проблеме -- значит тебя это волнует. Прямо-таки не можешь умолчать. Постоянно такое рассказывают. Но в то же время упускают…

  • Что такое важное событие? Всегда ли это что-то действительно влияющие на человека? Или? На самом деле, важное событие -- это лишь ярлык внутри головы…


  • Снимаем слуховой аппарат: сложности перехода. Исправления слуха №260. Видео

    Наступает интересный момент: вот слух стал достаточно хорошим, чтобы уже было порой неплохо слышно без СА. Но пытаясь его снять -- всё кажется…


  • Наушники с костной проводимостью. Зачем, что и как будет со слухом?

    С каждым днём всё чаще можно услышать про наушники и динамики с костной проводимостью. Лично на мой взгляд, это очень плохая идея в связке как с…

text_fields

text_fields

arrow_upward

Функции слуховой системы характеризуют сле­дующими показателями:

  1. Диапазоном слышимых частот;
  2. Абсо­лютной чувствительностью по частоте;
  3. Дифферен­циальной чувствительностью по частоте и интенсивности;
  4. Про­странственной и временной разрешающей способностью слуха.

Диапазон частот

text_fields

text_fields

arrow_upward

Диапазон частот, воспринимаемых взрослым человеком, охваты­вает около 10 октав музыкальной шкалы - от 16-20 Гц до 16-20 кГц.

Этот диапазон, характерный для людей до 25 лет, постепенно уменьшается из года в год за счет сокращения его высокочастотной части. После 40 лет верхняя частоты слышимых звуков уменьшается на 80 Гц каждые последующие полгода.

Абсо­лютная чувствительность по частоте

text_fields

text_fields

arrow_upward

Наибольшая чувствительность слуха имеет место на частотах от 1 до 4 КГц. В этом диапазоне частот чувствительность слуха чело­века близка к уровню броуновского шума - 2 x 10 -5 Па.

Судя по аудиограмме, т.е. функции зависимости порога слухового ощущения от частоты звука, чувствительность к тонам ниже 500 Гц неуклонно снижается: на частоте 200 Гц - на 35 дБ, а на частоте 100 Гц - на 60 дБ.

Подобное ухудшение чувствительности слуха, на первый взгляд, кажется странным, поскольку оно затрагивает именно тот диапазон частот, в котором лежит большая часть звуков речи и музыкальных инструментов. Однако, было подсчитано, что в пред­елах области слухового восприятия человек ощущает около 300 000 различных по силе и высоте звуков.

Малая чувствительность слуха к звука низкочастотного диапазона предохраняет человека от посто­янно ощущения низкочастотных колебаний и шумов собственного тела (движения мышц, суставов, шум крови в сосудах).

Дифферен­циальная чувствительность по частоте и интенсивности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Дифференциальная чувствительность слуха человека характеризует способность отличать минимальные изменения параметров звука (интенсивности, частоты, длительности и т.д.).

В области средних уровней интенсивностей (порядка 40- 50 дБ над порогом слышимос­ти) и частот 500-2000 Гц дифференциальный порог по интенсив­ности составляет всего 0.5-1.0 дБ, по частоте 1%. Различия сигна­лов по длительности, которые воспринимаются слуховой системой, составляют величины менее 10%, а изменение угла расположения источника высокочастотного тона оценивается с точностью до 1-3°.

Про­странственная и временная разрешающая способность слуха

text_fields

text_fields

arrow_upward

Пространственный слух не только позволяет установить место расположения источника звучащего объекта, степень его удаленности и направление его перемещения, но и увеличивает четкость воспри­ятия. Простое сравнение монофонического и стереофонического прослушивания стереофонической записи дает полную картину пре­имущества пространственного восприятия.

Временные характеристики пространственного слуха базируются на объединении данных, получаемых от двух ушей (бинауральный слух).

Бинауральный слух определяют два основных условия.

  1. Для низких частот основным фактором является различие во времени попадания звука в левое и правое ухо,
  2. для высоких частот - различия в интенсивности.

Сначала звук достигает уха, расположенного ближе к источнику. При низких частотах звуковые волны «огибают» голову в силу их большой длины. Звук в воздушной среде имеет скорость 330 м/с. Следовательно, 1 см он проходит за 30 мкс. Поскольку расстояние между ушами человека составляет 17-18 см, а голову можно рассматривать как шар с радиусом 9 см, то разница между попадание звука в разные уши составляет 9π x 30=840 мкс, где 9π (или 28 см (π=3.14)) - это тот дополнительный путь, который должен прой­ти звук вокруг головы, чтобы попасть в другое ухо.

Естественно, эта разница зависит от места расположения источника - если он на­ходится по средней линии впереди (или сзади), то звук достигает обоих ушей одновременно. Малейший сдвиг вправо или влево от средней линии (даже менее 3°), уже воспринимается человеком. А это значит, что значимая для анализа мозгом разница между приходом звука на правое и левое ухо составляет меньше 30 мкс .

Следовательно, физическая пространственная размерность воспри­нимается за счет уникальных способностей слуховой системы как анализатора времени.

Для того, чтобы можно было отметить такую небольшую разницу во времени, необходимы очень тонкие и точные механизмы срав­нения. Такое сравнение осуществляется центральной нервной сис­темой в местах, где импульсация от правого и левого ушей сходится на одной структуре (нервной клетке).

Подобных мест, так называ­емых основных уровней конвергенции , в классической слуховой сис­теме не менее трех - это верхнеоливарный комплекс, нижний холм и слуховая кора. Дополнительные места конвергенции находятся внутри каждого уровня, например, межхолмовые и межполушарные связи.

Фаза звуковой волны связана с различиями во времени поступ­ления звука в правое и левое ухо. Более «поздний» звук отстает по фазе от предыдущего, более «раннего» звука. Это отставание имеет значение при восприятии относительно низких частот звуков. Это частоты с длиной волны не менее 840 мкс, т.е. частоты не более 1300 Гц.

При высоких частотах , когда величина головы значительно больше длины звуковой волны, последняя не может «огибать» это препят­ствие. Например, если звук имеет частоту 100 Гц, то длина его волны составляет 33 м, при частоте звука 1000 Гц - 33 см, а при частоте 10000 Гц - 3,3 см. Из приведенных цифр следует, что при высоких частотах звук отражается головой. В результате возникает разница и в интенсивности звуков, поступающих на правое и левое ухо. У человека дифференциальный порог по интенсивности на частоте 1000 Гц составляет величину порядка 1 дБ, поэтому оценка местоположения источника звука высокой частоты основывается на различиях интенсивности звука, попадающего на правое и левое ухо.

Разрешающая способность слуха по времени характеризуется дву­мя показателями.

Во-первых , это временная суммация . Характерис­тики временной суммации -

  • время, в течение которого длитель­ность стимула влияет на порог ощущения звука,
  • степень этого влияния, т.е. величина изменения порога реакции. У человека вре­менная суммация длится около 150 мс.

Во-вторых , это минимальный интервал между двумя короткими раздражителями (звуковыми им­пульсами), которой различается ухом. Его величина составляет 2-5 мс.

Для нашей ориентации в окружающем мире слух играет такую же роль, как и зрение. Ухо позволяет нам общаться друг с другом при помощи звуков оно имеет специальную чувствительность к звуковым частотам речи. С помощью уха человек улавливает различные звуковые колебания воздуха. Вибрации, которые идут от предмета (источник звука), передаются через воздух играющий роль передатчика звука, улавливаются ухом. Человеческое ухо воспринимает колебания воздуха с частотой от 16 до 20 000 Гц. Вибрации с большей частотой относятся к ультразвуковым, но человеческое ухо их не воспринимает. Способность различать высокие тона с возрастом уменьшается. Способность улавливать звук двумя ушами даёт возможность определять, где он находится. В ухе колебания воздуха преобразуются в электрические импульсы, которые воспринимаются мозгом как звук.

В ухе расположен и орган восприятия движения и положения тела в пространстве - вестибулярный аппарат . Вестибулярная система играет большую роль в пространственной ориентации человека, анализирует и передаёт информацию об ускорениях и замедлениях прямолинейного и вращательного движения, а также при изменении положения головы в пространстве.

Строение уха

Исходя из внешнего строения ухо делится на три части. Первые две части уха, наружное (внешнее) и среднее, проводят звук. Третья часть - внутреннее ухо - содержит слуховые клетки, механизмы для восприятия всех трёх особенностей звука: высоты, силы и тембра.

Наружное ухо - выступающая часть наружного уха называется ушной раковиной , её основу составляет полужёсткая опорная ткань - хрящ. Передняя поверхность ушной раковины имеет сложное строение и непостоянную форму. Она состоит из хряща и фиброзной ткани, за исключением нижней части - дольки (ушной мочки) образованной жировой клетчаткой. В основании ушной раковины имеется передняя, верхняя и задняя ушные мышцы, движения которой ограничены.

Кроме акустической (звукоулавливающей) функции, ушная раковина выполняет защитную роль, предохраняя слуховой проход в барабанную перепонку от вредного воздействия окружающей среды (попадания воды, пыли, сильных воздушных потоков). Как форма, так и величина ушных раковин индивидуальны. Длина ушной раковины у мужчин 50–82 мм и ширина 32–52 мм, у женщин размеры несколько меньше. На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать её для получения биологически важной информации о состоянии любого органа. Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.

Наружный слуховой проход служит для проведения звуковых колебаний воздуха от ушной раковины к барабанной перепонке. Наружный слуховой проход имеет длину от 2 до 5 см. его наружная треть образована хрящевой тканью, а внутренние 2/3 - костной. Наружный слуховой проход дугообразно изогнут в верхнее-заднем направлении, и легко выпрямляется при оттягивании ушной раковины вверх и назад. В коже слухового прохода находятся особые железы, выделяющие секрет желтоватого цвета (ушная сера), функция которой: защита кожи от бактериальной инфекции и инородных частиц (попадание насекомых).

Наружный слуховой проход отделяется от среднего уха барабанной перепонкой, всегда втянутой внутрь. Это тонкая соединительно-тканная пластинка, покрытая снаружи многослойным эпителием, а изнутри - слизистой оболочкой. Наружный слуховой проход служит для проведения звуковых колебаний к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от барабанной полости (среднего уха).

Среднее ухо , или барабанная полость, представляет собой небольшую заполненную воздухом камеру, которая расположена в пирамиде височной кости и отделена от наружного слухового прохода барабанной перепонкой. Эта полость имеет костные и перепончатую (барабанная перепонка) стенки.

Барабанная перепонка - это малоподвижная мембрана толщиной 0,1 мкм, сплетённая из волокон, которые идут в различных направлениях и неравномерно натянуты в разных участках. Благодаря такому строению барабанная перепонка не имеет собственного периода колебаний, что приводило бы к усилению звуковых сигналов, совпадающих с частотой собственных колебаний. Она начинает колебаться при действии звуковых колебаний, проходящих через наружный слуховой проход. Через отверстие на задней стенке барабанная перепонка сообщается с сосцевидной пещерой.

Отверстие слуховой (евстахиевой) трубы расположено в передней стенке барабанной полости и ведёт в носовую часть глотки. Благодаря этому атмосферный воздух может попадать в барабанную полость. В норме отверстие евстахиевой трубы закрыто. Оно открывается во время глотательных движений или зевания, способствуя выравниванию давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха и наружного слухового отверстия, тем самым она предохраняется от разрывов, приводящих к нарушению слуха.

В барабанной полости лежат слуховые косточки . Они имеют очень маленькие размеры и соединяются в цепочку, которая простирается от барабанной перепонки до внутренней стенки барабанной полости.

Самая наружная косточка - молоточек - своей рукояткой соединена с барабанной перепонкой. Головка молоточка соединяется с наковальней, которая подвижно сочленяется с головкой стремени .

Слуховые косточки получили такие названия из-за своей формы. Косточки покрыты слизистой оболочкой. Две мышцы регулируют движение косточек. Соединение косточек такое, что способствует усилению давления звуковых волн на мембрану овального окна в 22 раза, что даёт слабым звуковым волнам приводить в движение жидкость в улитке .

Внутреннее ухо заключено в височной кости и представляет собой систему полостей и каналов, расположенных в костном веществе каменистой части височной кости. В совокупности они формируют костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Костный лабиринт представляет собой костные полости различной формы и состоит из преддверия, трёх полукружных каналов и улитки. Перепончатый лабиринт состоит из сложной системы тончайших перепончатых образований, находящихся в костном лабиринте.

Все полости внутреннего уха заполнены жидкостью. Внутри перепончатого лабиринта - эндолимфа, а жидкость, омывающая перепончатый лабиринт снаружи - перелимфа и по составу схожа со спинно-мозговой жидкостью. Эндолимфа отличается от перелимфы (в ней больше ионов калия и меньше ионов натрия) - несёт положительный заряд по отношению к перелимфе.

Предверие - центральная часть костного лабиринта, которая сообщается со всеми его частями. Сзади от преддверия расположены три костных полукружных канала: верхний, задний и латеральный. Латеральный полукружный канал лежит горизонтально, два других - под прямым углом к нему. Каждый канал имеет расширенную часть - ампулу. Внутри его содержится перепончатая ампула, заполненная эндолимфой. При движении эндолимфы во время изменения положения головы в пространстве раздражаются нервные окончания. По волокнам нерва возбуждение передаётся в головной мозг.

Улитка представляет собой спиральную трубку, образующую два с половиной оборота вокруг конусовидного костного стержня. Она является центральной частью органа слуха. Внутри костного канала улитки располагается перепончатый лабиринт, или улитковый проток, к которому подходят окончания улитковой части восьмого черепного нерва Колебания перилимфы передаются эндолимфе улиткового протока и активизирует нервные окончания слуховой части восьмого черепного нерва.

Преддверно-улитковый нерв состоит из двух частей. Преддверная часть проводит нервные импульсы от преддверия и полукружных каналов к вестибулярным ядрам моста и продолговатого мозга и далее - к мозжечку. Улитковая часть передаёт информацию по волокнам, следующим от спирального (кортиева) органа к слуховым ядрам ствола и далее - через ряд переключений в подкорковых центрах - к коре верхнего отдела височной доли полушария большого мозга.

Механизм восприятия звуковых колебаний

Звуки возникают благодаря колебаниям воздуха и усиливаются в ушной раковиной. Затем звуковая волна проводится по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, вызывая её колебания. Вибрация барабанной перепонки передаётся на цепь слуховых косточек: молоточек, наковальню и стремя. Основание стремени при помощи эластичной связки фиксировано к окну преддверия, благодаря чему колебания передаются на перилимфу. В свою очередь, через перепончатую стенку улиткового протока эти колебания переходят на эндолимфу, перемещение которой вызывает раздражение рецепторных клеток спирального органа. Возникающий при этом нервный импульс следует по волокнам улитковой части преддверно-улиткового нерва в головной мозг.

Перевод воспринимаемых органом слуха звуков как приятных и неприятных ощущений осуществляется в головном мозге. Нерегулярные звуковые волны формируют ощущения шума, а регулярные, ритмичные волны воспринимаются как музыкальные тоны. Звуки распространяются со скоростью 343 км/с при температуре воздуха 15–16ºС.

Известно, что 90% информации об окружающем мире человек получает со зрением. Казалось бы, что на долю слуха остаётся не так много, но на самом деле, человеческий орган слуха - это не только высокоспециализированный анализатор звуковых колебаний, но и очень мощное средство коммуникации. Врачей и физиков давно волновал вопрос: можно ли точно определить диапазон слуха человека в разных условиях, различается ли слух у мужчин и у женщин, есть ли «особо выдающиеся» рекордсмены, которые слышат недоступные звуки, или могут производить их? Попробуем подробнее ответить на эти и некоторые другие смежные вопросы.

Но перед тем, как понять, сколько герц слышит человеческое ухо, нужно разобраться с таким фундаментальным понятием как звук, и вообще, понять что именно измеряют в герцах.

Звуковые колебания - это уникальный способ передачи энергии без передачи материи, они представляют собой упругие колебания в какой-либо среде. Когда речь идет об обычной жизни человека, такой средой является воздух. Он содержат молекулы газов, которые могут передавать акустическую энергию. Эта энергия представляет чередование полос сжатия и растяжения плотности акустической среды. В абсолютном вакууме звуковые колебания передать невозможно.

Любой звук является физической волной, и содержит все необходимые волновые характеристики. Это частота, амплитуда, время затухания, если речь идет о затухающем свободном колебании. Рассмотрим это на простых примерах. Представим себе, например, звук открытой струны соль на скрипке при извлечении его смычком. Мы можем определить следующие характеристики:

  • тихий звук или громкий. Это не что иное, как амплитуда, или сила звука. Более громкому звуку соответствует большая амплитуда колебаний, а тихому звуку - меньшая. Звук, имеющий большую силу, можно услышать на более далеком расстоянии от места возникновения;
  • длительность звука. Это всем понятно, и каждый способен отличить раскаты барабанной дроби от протяженного звучания хоральной органной мелодии;
  • высота звука, или частота звукового колебания. Именно эта основополагающая характеристика и помогает нам отличать «пищащие» звуки от басового регистра. Если бы не было частоты звука, музыка было бы возможна только в виде ритма. Частота измеряется в герцах, а 1 герц равен одному колебанию в секунду;
  • тембр звука. Он зависит от примешивания акустических дополнительных колебаний – формант, но объяснить его простыми словами очень легко: даже с закрытыми глазами мы понимаем, что звучит именно скрипка, а не тромбон, даже если у них будут совершенно одинаковые вышеперечисленные характеристики.

Тембр звука можно сравнить с многочисленными вкусовыми оттенками. Всего у нас есть горький, сладкий, кислый и соленый вкус, но этими четырьмя характеристиками далеко не исчерпываются всевозможные вкусовые ощущения. То же самое происходит и с тембром.

Остановимся подробнее на высоте звука, поскольку именно от этой характеристики и зависит в наибольшей степени острота слуха и диапазон воспринимаемых акустических колебаний. Что же такое диапазон звуковых частот?

Диапазон слуха в идеальных условиях

Частоты, воспринимаемые человеческим ухом в лабораторных, или идеальных условиях, находятся в сравнительно широкой полосе от 16 Герц до 20000 Герц (20 кГц). Всё, что ниже и выше - человеческое ухо слышать не может. Речь идет об инфразвуке и ультразвуке. Что это такое?

Инфразвук

Его слышать нельзя, но тело может ощущать его, как работу большой басовой колонки – сабвуфера. Это -инфразвуковые колебания. Все прекрасно знают, если постоянно ослаблять басовую струну на гитаре, то, несмотря на продолжающиеся вибрации, звук исчезает. Но эти колебания можно по-прежнему ощущать кончиками пальцев, прикоснувшись к струне.

В инфразвуковом диапазоне работают многие внутренние органы человека: происходит сокращение кишечника, расширение и сужение сосудов, многие биохимические реакции. Очень сильный инфразвук может вызвать серьезное болезненное состояние, даже волны панического ужаса, на этом основано действие инфразвукового оружия.

Ультразвук

На противоположном участке спектра находятся очень высокие звуки. Если звук имеет частоту выше 20 килогерц, то он перестает «пищать» и становится неслышным для уха человека в принципе. Он становится ультразвуком. Ультразвук имеет большое применение в народном хозяйстве, на нём основана ультразвуковая диагностика. С помощью ультразвука ориентируются корабли в море, обходя айсберги и избегая мелководья. Благодаря ультразвуку специалисты находят пустоты в цельнометаллических конструкциях, например, в рельсах. Все видели, как по рельсам рабочие катят специальную дефектоскопическую тележку, генерирующую и принимающую высокочастотные акустические колебания. Ультразвуком пользуются летучие мыши, чтобы находить в темноте безошибочно дорогу, не натыкаясь на стенки пещер, киты и дельфины.

Известно, что с возрастом снижается способность к различению именно высоких звуков, и лучше всего слышать их могут дети. Современные исследования показывают, что уже в возрасте 9-10 лет у детей начинает постепенно уменьшаться диапазон слуха, а у пожилых людей слышимость высоких частот значительно хуже.

Чтобы услышать, как пожилые люди воспринимают музыку, нужно просто на многополосном эквалайзере в плеере вашего сотового телефона убавить один или два ряда высоких частот. Получившееся некомфортное «бубнение, как из бочки», и будет прекрасной иллюстрацией того, как вы сами будете слышать в возрасте после 70 лет.

В снижении слуха важную роль играет неправильное питание, употребление алкоголя и курения, откладывание холестериновых бляшек на стенках сосудов. Статистика ЛОР — врачей утверждает, что люди с первой группой крови чаще и быстрее приходят к тугоухости, чем остальные. Приближает тугоухость избыточный вес, эндокринная патология.

Диапазон слуха в обычных условиях

Если отсечь «маргинальные участки» звукового спектра, то для комфортной жизни человека доступно не так уж и много: это промежуток от 200 Гц до 4000 Гц, что практически полностью соответствует диапазону человеческого голоса, от глубокого бассо — профундо, до высокого колоратурного сопрано. Тем не менее, даже при комфортных условиях, слух человека ухудшается постоянно. Обычно наибольшая чувствительность и восприимчивость у взрослых людей в возрасте до 40 лет находится на уровне 3 килогерц, а в возрасте 60 лет и более понижается до 1 килогерца.

Диапазон слуха у мужчин и женщин

В настоящее время не приветствуется половая сегрегация, но мужчины и женщины действительно различно воспринимают звук: женщины способны слышать лучше в высоком диапазоне, и возрастная инволюция звука в области высоких частот у них более медленная, а мужчины воспринимают высокие звуки несколько хуже. Логично, казалось бы, предположить, что мужчины лучше слышат в басовом регистре, но это не так. Восприятие басовых звуков, как у мужчин, так и у женщин практически одинаковое.

Но есть уникальные женщины по «генерации» звуков. Так, диапазон голоса перуанской певицы Имы Сумак (почти в пять октав) простирался от звука «си» большой октавы (123,5 Гц) до «ля» четвертой октавы (3520 Гц). Пример ее уникального вокала можно найти ниже.

При этом у мужчин и женщин существует довольно большая разница в работе речевого аппарата. Женщины производят звуки от 120 до 400 герц, а мужчины — от 80 до 150 Гц, по среднестатистическим данным.

Различные шкалы для указания диапазона слуха

Вначале мы говорили о том, что высота не является единственной характеристикой звука. Поэтому существуют различные шкалы, в соответствии с различными диапазонами. Звук, слышимый человеческим ухом, может быть, например, тихим и громким. Наиболее простая и приемлемая в клинической практике шкала громкости звука - та, которая измеряет звуковое давление, воспринимаемое барабанной перепонкой.

В основу этой шкалы положена наименьшая энергия колебания звука, которая способна трансформироваться в нервный импульс, и вызвать звуковое ощущение. Это - порог слухового восприятия. Чем порог восприятия ниже, чем чувствительность выше, и наоборот. Специалисты различают интенсивность звука, которая является физическим параметром, и громкость, который является субъективной величиной. Известно, что звук строго одной и той же интенсивности здоровый человек, и человек с тугоухостью воспримут как два разных звука, громче и тише.

Всем известно, как в кабинете ЛОР — врача пациент становится в угол, отворачивается, а врач из соседнего угла проверяет восприятие пациентом шепотной речи, произнося отдельные цифры. Это наиболее простой пример первичной диагностики тугоухости.

Известно, что еле уловимое дыхание другого человека составляет 10 децибел (дБ) интенсивности звукового давления, обычный разговор в домашней обстановке соответствует 50 дБ, вой пожарной сирены – 100 дБ, а взлетающий вблизи реактивный самолет, вблизи болевого порога — 120 децибел.

Может вызвать удивление, что вся огромная интенсивность звуковых колебаний укладывается на такой малой шкале, но это впечатление обманчиво. Это — логарифмическая шкала, и каждая последующая ступень в 10 раз интенсивнее, чем предыдущая. По такому же принципу построена шкала оценки интенсивности землетрясений, где всего 12 баллов.

Видео, сделанное каналом AsapSCIENCE, является своеобразным тестом возрастной потери слуха, который поможет вам узнать пределы вашей слышимости.

В видео проигрываются различные звуки, начиная с частоты 8000 Гц, что означает, что у вас не нарушен слух .

Затем частота повышается, и это указывает на возраст вашего слуха в зависимости от того, когда вы перестаете слышать определенный звук.

Итак, если вы слышите частоту:

12 000 Гц – вы младше 50-ти лет

15 000 Гц – вы младше 40-ти лет

16 000 Гц – вы младше 30-ти лет

17 000 – 18 000 – вы младше 24-лет

19 000 – вы младше 20-ти лет

Если вы хотите, чтобы тест был более точным, вам стоит настроить качество видео на формат 720p или лучше на 1080p, и слушать с наушниками.

Проверка слуха (видео)

Потеря слуха

Если вы слышали все звуки, вы, скорее всего младше 20-ти лет. Результаты зависят от сенсорных рецепторов в вашем ухе, называемых волосковые клетки , которые со временем повреждаются и дегенерируют.

Такой тип потери слуха называется нейросенсорная тугоухость . Это нарушение могут вызывать целый ряд инфекций, лекарства и аутоиммунные заболевания. Внешние волосковые клетки, которые настроены на улавливание более высоких частот, обычно погибают первыми, и потому происходит эффект потери слуха, связанный с возрастом, как было продемонстрировано в данном видео.

Слух человека: интересные факты

1. Среди здоровых людей диапазон частоты, который может уловить человеческое ухо составляет от 20 (ниже чем самая низкая нота на фортепьяно) до 20 000 Герц (выше чем самая высокоая нота на маленькой флейте). Однако верхний предел этого диапазона постоянно снижается с возрастом.

2. Люди разговаривают между собой на частоте от 200 до 8000 Гц , а человеческое ухо наиболее чувствительно к частоте 1000 – 3500 Гц

3. Звуки, которые находятся выше предела слышимости человека, называют ультразвуком , а те что ниже – инфразвуком .

4. Наши уши не перестают работать даже во сне , продолжая слышать звуки. Однако наш мозг их игнорирует.


5. Звук движется со скоростью 344 метра в секунду . Звуковой удар возникает, когда объект преодолевает скорость звука. Звуковые волны впереди и позади объекта сталкиваются и создают удар.

6. Уши — самоочищающийся орган . Поры в ушном канале выделяют ушную серу, а крошечные волоски, называемые ресничками, выталкивает серу из уха

7. Звук детского плача составляет примерно 115 дБ , и это громче, чем сигнал автомобиля.

8. В Африке есть племя Маабан, которые живут в такой тишине, что они даже в старости слышат шепот на расстоянии до 300 метров .


9. Уровень звука бульдозера , работающего вхолостую, составляет около 85 дБ (децибел), что может вызвать повреждение слуха всего после одного 8-ми часового рабочего дня.

10. Сидя перед колонками на рок-концерте , вы подвергаете себя 120 дБ, что начинает повреждать слух всего через 7,5 минут.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт