Что происходит в семье, если кто-то заболевает? Как себя вести, если в семье — неизлечимо больной

27.04.2019

Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Ненормативные кризисы семьи: болезнь и больной в семье», проведенного Институтом христианской психологии. Глава из будущей книги издательства Никея - «Очерки семейной психологии»


Ненормативный кризис семьи - это выходящее из ряда вон длительное состояние стресса. Семейного стресса. Таким стрессом может быть тяжелая, длительная одного из членов семьи. Это довольно часто встречающийся ненормативный кризис, который переживают многие семьи либо недолго, либо достаточно длительно. Можно привести примеры десятилетней и даже тридцатилетней продолжительности болезни, и этот период зависит, конечно, от самого заболевания.

Необходимо сделать одну оговорку: болезнь в семье может быть и мнимая. Бывает такое психосоматическое состояние, которое имитирует болезни. Но если рассматривать это с точки зрения физических факторов, то это действительно реальная болезнь, только она вызвана не заболеванием, а желанием члена семьи имитировать болезнь. Зачем такая имитация нужна? Это такая роль выживания - семейный больной. И он тоже может быть частью семейной системы, которая переживает подобный ненормативный кризис.

Разумеется, что заболевания, которые случаются в семье, могут быть разными. Это может быть перелом ноги, инсульт, заболевания, которые завершаются только кончиной больного. Это может быть инфекционное заболевание, может быть психическое. Психическое заболевание - одно из самых труднопереносимых семьей кризисов семейной жизни. Но тут еще надо сказать и о том, что к подобным заболеваниям в семье относятся и алкоголизм, и наркомания, то есть заболевания, которые вызваны зависимостями и добровольной, по сути дела, инвалидизацией.

По характеру взаимоотношений в семье больной алкоголизмом или наркоманией и психический больной, например, вызывают примерно одинаковые характеристики семейного кризиса и примерно одинаковые переживания. Поэтому мы можем рассматривать в этом классе ненормативного кризиса, в том числе, и подобные зависимости. В некоторых случаях игромания, или компьютерная зависимость, или сексуальная зависимость могут вызывать похожую симптоматику, но в целом ряде случаев семья хотя и переживает определенный кризис, но он не совсем схож с тем кризисом, который вызывает длительное заболевание человека.

Заболевание, которое длится год или даже два, но затем завершается, может кризиса в семье и не вызвать. Естественно, что подобные кризисы вызывают заболевания неизлечимые, которые приводят к кончине больного, такие как онкологические заболевания, как неврологические заболевания, скажем, болезнь Паркинсона или Альцгеймера, или другие.

Перераспределение функций и замена ролей

В этой таблице красным цветом выделены те функции хозяина и хозяйки, которые выпадают или перераспределяются в ненормативном кризисе.

Надо сказать, что семья переживает изменение как с точки зрения перераспределения функций, так и функционального дефицита, и замены ролей. В таблице можно видеть тот набор функций, который существует между хозяйкой и хозяином, и который, естественно, в случае такого кризиса будет требовать перераспределения. Некоторые функции просто-напросто и не могут быть достаточно хорошо исполнены. Например, комфорт, уверенность и безопасность в этой семье могут быть совсем не удовлетворены. И поэтому, естественно, они выпадают из функционала.

Естественно, что нарушаются эмоциональные отношения, потому что они зависят от здоровья членов семьи и от эмоционального общения друг с другом, в случае болезни и это тоже нарушается. Ответственность членов семьи за свое состояние, ответственность за состояние семьи тоже нарушается. Изменяется быт, изменяется экономический уклад, может пострадать семейный достаток.

Объективные и субъективные трудности семьи

Здесь изображены те трудности, с которыми сталкивается семья. Существуют, разумеется, объективные и субъективные трудности. Что такое объективные трудности? Это изменение ролей и функций . Здесь изменяется то, что мы уже посмотрели на предыдущем слайде. Естественно, возрастают расходы семьи , потому что болезнь никогда не обходится дешево. Болезнь всегда требует участия врачей, расходов на лекарства и так далее.

Неблагоприятное воздействие на здоровье - если речь идет, скажем, о заболевании психическом, то, разумеется, и члены семьи будут подвергаться определенному искажению. Их поведение сначала искажается под воздействием психического больного, особенно если это заболевание достаточно активное, агрессивное. Но даже и в случае, если существует, скажем, депрессия у кого-то из членов семьи, то это воздействует и на здоровье остальных. Если это, например, алкоголизм или наркомания, то, разумеется, тоже воздействует на здоровье семьи. Если больной требует тщательного ухода, тем более, круглосуточного - разумеется, что это тоже влияет на здоровье тех членов семьи, кто за ним ухаживает.

Нарушается ритм и распорядок жизни. Не всегда, конечно, но надо иметь в виду, что очень часто этого не миновать. Впрочем, здесь возможны какие-то исключения, в некоторых случаях семье удается сохранить обычный порядок жизни, но надо иметь в виду, что это требует дополнительных усилий со стороны семьи.

Почти во всех случаях болезни во внутреннее пространство семьи включаются люди, которые помогают больному . Это могут быть врачи, медсестры, это могут быть те, кто регулярно навещает больного, сиделки. Если это наркомания или алкоголизм, это могут быть милиция, полиция. Может, это даже школа, если речь идет о болезни ребенка. Иными словами, внутрь границ семьи с больным человеком могут входить посторонние люди, которые привлекаются для того, чтобы помочь человеку.

Вполне возможно, что происходит утрата и снижение социального статуса. Известно, например, что если в семье есть больной ребенок, особенно если психически больной ребенок, то нередко сама семья теряет свой статус, потому что на нее падает некое подозрение, обвинение. Происходит как бы стигматизация, то есть семья приобретает статус с особой печатью - печатью болезни, особенно, когда подозревается её наследственный характер. Например, гемофилия опрокидывает в чувство вины и подлинную вину на женскую, материнскую линию наследования. Психическое заболевание, как показано во многих исследованиях, оказывается, тоже в нескольких поколениях семьи может быть. Может быть, это только вероятность, но таким образом, семья тоже утрачивает социальный статус, особенно если болезнь касается социально значимого лица, то есть кормильца, главы семьи. И это объективные трудности, с которыми сталкивается семья.

Теперь давайте посмотрим на субъективные трудности . Это, конечно, растерянность от беспомощности больного. Разумеется, когда на семью падает такое событие, как тяжелая болезнь, хроническая болезнь одного из членов семьи, то многие члены семьи испытывают растерянность, то есть не знают, что делать, не могут собраться, не могут вовремя включиться в необходимые дела. Происходит еще и замешательство от того, что ситуация становится непредсказуемой. Возникает тревога о будущем. Ведь действительно никто не знает, как долго может продлиться болезнь, и чем она закончится.

Например, если диагноз онкологический, это может привести к исцелению, а может завершиться смертью. Поэтому естественно, что вся семья пребывает в беспокойстве о своем будущем , вся семья не знает, что в будущем их ждет. А если это кормилец, если это хозяин или хозяйка семьи, то будущее вызывает еще большую тревогу. Конечно, возникают страхи : страх смерти, страх инвалидности и страх нищеты, страх стигматизации и так далее. Мало кто может пережить хроническую болезнь в семье без чувства страха.

Возникает и чувство вины . Чувство вины, кстати, возникает как у больного, так и у семьи в целом. Это одно из сильных и труднопреодолимых чувств. У некоторых членов семьи может наблюдаться депрессия как реакция на сильно ухудшившуюся семейную ситуацию. И, конечно же, многие члены семьи сталкиваются с фрустрацией . Вся семья находится в эмоциональном, фрустрированном поле, которое очень трудно преодолеть. В семье могут происходить вспышки гнева, ярости , потому что иногда ситуация совершенно неразрешимая.

Стадии принятия диагноза

Наверное, вам уже приходилось слышать о том, что существует разработанная доктором-психиатром Кюблер-Росс пятиступенчатая схема принятия диагноза. Эта схема пригодна и здесь, когда мы рассматриваем не одну личность, а целую семью. Семья тоже переживает некоторую подобную схему.

Конечно же, стадия шока , стадия как бы замирания, если кто-то из семьи вдруг попал в больницу, или инсульт, или что-то произошло внезапное - семья пребывает в шоке. Затем очень долго или совсем коротко, но семья может пребывать в стадии отрицания. Отрицание психического заболевания - особенно отрицание алкоголизма, отрицание наркомании - очень часто происходит, когда семья не желает признать это. К сожалению, многие семьи пребывают именно на этой стадии, стадии отрицания, не желая в собственных глазах снижать свой социальный статус, не желая признавать, что семья нуждается в помощи.

Торг - это не обязательная стадия, она может быть преображена в гнев и ярость , когда семья опрокидывает на виновника, если таковой существует, или на Бога, или на жизнь, или на судьбу весь свой гнев. И только когда происходит смирение с ситуацией, когда понятно, что никто не виноват, семья переходит к горю , к переживанию горя. Но о горе, о его стадиях, о переживании, которое тоже для нас очень важно, мы еще будем говорить. И, наконец, последняя стадия, когда семья со смирением принимает случившееся, и тогда открывается возможность адаптации.

Расслоение семьи

Важно отметить, что не вся семья одинаково принимает участие в больном, и поэтому часть семьи может быть связана с больным более тесно, а часть семьи - нет. Полезно рассматривать как бы внутренний слой семьи, средний слой, дальний слой. Дальний слой - дальние родственники - это те, которые хотя и знают, что их родственник болен, и он нуждается в какой-то дополнительной помощи, они понимают, что в семье есть больной, тем не менее, они продолжают обычную жизнь, болезнь родственника их не затрагивает, не меняет их собственную жизнь.

Средний слой - это родственники, которые так или иначе затронуты болезнью близкого человека, их жизнь изменилась, но они сумели адаптироваться, и они принимают участие постольку, поскольку у них достаточно свободного времени. И внутренний слой - это те родственники, которые принимают в больном самое близкое участие, и они непосредственно ухаживают за больным, затрачивают наибольшее количество сил. И они меняют свой образ жизни самым значительным образом: кто-то, может быть, уходит с работы для того, чтобы ухаживать за больным, кто-то совершенно меняет ритм своей жизни, кому-то приходится не спать ночами, кому-то приходится менять работу, менять привычки, и так далее.

Поэтому мы должны понимать, что не все в семье одинаково бывают затронуты этим кризисом, но еще раз надо подчеркнуть, что кризис захватывает всю семью: и расширенную семью, и семью ядерную, то есть, собственно говоря, супругов. Это особенно важно, когда болеют супруги и когда болеют дети. Когда заболевание касается родителей, это может в меньшей степени менять соотношение функций и ролей.

Я хочу рекомендовать вам книгу Олифирович «Кризис семьи». Кроме этого, существуют книги по семейной терапии, все книги автора Эйдемиллера. Это санкт-петербургский автор, все его книги, посвященные семье, полезно читать, и они могут в этом смысле помочь. Кроме того, есть замечательная книжка Федора Ефимовича Василюка, которая называется «Переживание и молитва». Здесь не совсем о болезни семьи, но это очень важная часть нашего современного психологического христианского наследия. Кроме того, есть классическая работа по переживанию горя, очень может быть всем полезна. Автора зовут Эрих Линдеманн. «Клиника острого горя» - так и называется его книга.

Степени нарушения обыденной жизни семьи

Когда мы говорим о том, как семья реагирует на больного, то мы, конечно же, должны иметь в виду разное участие. Но семья меняется под влиянием больного, это неизбежно. И очень важно понять, что не сразу семья признает этот факт. И, к сожалению, это сильно затягивает, ухудшает семейное состояние, потому что чем скорее семья признает, что она находится в кризисе, тем скорее найдется этой семье помощь, тем скорее семья сможет и сама найти выход из этого состояния. Очень часто здесь препятствием бывает так называемая мифологизация. То есть болезнь родственника, во-первых, скрывается от посторонних с тем, чтобы избежать падения социального статуса или стигматизации, особенно если это психическое заболевание или врожденная болезнь.

Нередко семьи, в которых растет ребенок-инвалид с детства, например, при церебральном параличе в тяжелой форме, или с , или с другими психическими и органическими заболеваниями, которые вызывают умственную отсталость, часто скрывают этот факт или переживают стыд и стигматизацию так, что могут совсем прекратить внешнее общение с миром. В нашем дворе есть семья с таким больным, где уже взрослый молодой человек с тяжелым поражением нервной системы, то есть с . Когда папа с ним гуляет по двору, то он не смотрит ни на кого, он опускает глаза в землю, когда мы проходим рядом. Он стыдится заболевания сына и не хочет видеть в глазах людей жалость, сожаление или еще что-нибудь.

И во многих других случаях, когда есть психически больной, тяжелый больной, наркоман, алкоголик, семья тоже пытается это скрыть. Скрывать долгое время, например, наркоманию и алкоголизм, можно. Можно скрывать даже и те болезни, которые не выражаются во внешнем облике, например, онкологические. Но рано или поздно это всё равно будет видно. Это отрицательный фактор. Это очень тяжелое состояние, когда семья пытается скрыть и отрицать состояние своего кризиса болезни.

Естественно, что семья переживает свою вину или вину больного за свою болезнь, и это фактор, который очень нарушает семейную жизнью. От этого многие члены семьи чувствуют глубокую неудовлетворенность, чувство вины может опрокидываться на всех членов семьи. Разумеется, состояние неудовлетворенности может зависеть и от поведения самого больного. Больной может вести себя капризно и требовательно, он может вести себя, как маленький ребенок, тут наблюдается регрессивность поведения - больной лежит, не общается, становится более придирчивым, более требовательным, капризным, подчас жалуется больше, чем обычно, на дискомфорт, на боль.

Но ведь посторонним очень трудно догадаться, где больной действительно переживает и страдает, а где это напускные страдания. Грань между этим очень трудно установить, но действительность от поведения больного очень зависит. Одни больные очень мужественно переживают свои страдания, а другие, наоборот, очень малодушно, чем особенно терроризируют свою семью. Одни больные требуют к себе больше внимания, другие стараются обойтись более-менее самостоятельно.

Если характер заболевания такой, что он не влияет на семейную ситуацию, например, в семью могут приходить гости, семья может не закрывать свой дом от посторонних людей, у членов семьи нет стыда за своего больного, тогда это и не меняет особенно семейную ситуацию. И вообще, в той степени, в какой нарушается ритм обыденной жизни, в той степени и нарастает неудовлетворенность своей семейной жизнью, вплоть до гнева, ярости и обвинения друг друга. Дальше, вот опять та же самая схема Кюблер-Росс, потому что она показывает степень нарушения обыденной жизни семьи. Только там жизнь может восстановиться, где семья перешла уже к адаптации и со смирением принимает то, что происходит в семье.

Уход за тяжело больным членом семьи

Здесь перечислены некоторые аспекты ухода за тяжело больным человеком в семье - те, которые как раз могут повлиять на семью в целом, чтобы помочь сохранить отчасти обыденный ритм жизни и образ жизни, и для того, чтобы помочь семье выжить и продолжать жизнь в ситуации такого тяжелого ненормативного кризиса.

По возможности, естественно, надо стремиться соблюдать обычный образ жизни семьи . Потому что чем больше члены семьи чувствуют неудовлетворенность от измененного образа жизни семьи, тем тяжелее переживается кризис. Например, если ночью больной не дает спать тому, кто ухаживает за ним, или даже всей семье, если тяжело больной живет дома, он ночью нуждается в помощи, он просыпается, он стонет, плачет, кричит, требует внимания, требует, чтобы ему перестелили, дали пить, принесли судно и так далее, то естественно, что обычный образ жизни семьи нарушается.

Или, например, если семья должна жить закрыто - никто не может прийти в гости, никто не может посетить просто так спокойно, и все члены семьи живут как бы закрыто, как бы в тюрьме, как бы в крепости. Это, естественно, очень тяжелое нарушение в семейной жизни. Далее, например, если люди не могут спокойно дома отдыхать, набираться сил, читать, может быть, кому-то дома нужно работать, тогда этот образ жизни нарушен всерьез, людям надо приспосабливаться жить вне дома, вне семьи и устраивать свою жизнь как-то иначе.

Очень важно, чтобы члены семьи принимали опеку близких, помощь друзей без отказа и огорчений , то есть со смирением, без стыда, и тем самым облегчали бы себе уход за больным. И вообще принимали бы помощь с тем, чтобы семья могла пережить более или менее сносно этот тяжелый кризис.

Очень важно научиться помогать больному . Вообще, уход за больным - это такое искусство, которому нужно учиться и о котором нужно знать. Сейчас существуют пособия, сейчас существуют сайты в интернете, которые помогают научиться уходу. Для этого можно привлечь специалистов, сиделок, патронажных сестер. Да, это, конечно, может стоить дорого, но иногда важнее иметь свободное время и немножечко сил сэкономить, чем сэкономить деньги по уходу за больным. Такая помощь будет очень важна для того, чтобы семья получила дополнительный ресурс.

Вообще признать реальные проблемы семьи и себя - это очень важно. Тогда тот, кто ухаживает за больным, может получить поддержку, может получить профессиональную помощь. Очень важно обеспечить физический комфорт больного и семьи. Физический комфорт - это означает, что важно не только, чтобы больной получал лечение, но важен также и так называемый симптоматический уход, или паллиативный уход. И физический комфорт всех членов семьи - это тоже очень важная составляющая этого кризиса. То есть семья нуждается в этот момент в большей поддержке и комфорте, чем в обычное время.

Работа с болью . Здесь очень важно понять, что многие больные просто-напросто боятся боли. Не столько переживают и страдают от боли, сколько боятся боли, особенно это касается онкологических заболеваний. И поэтому работа с болью должна выстраиваться на опережение. То есть возможность у семьи помочь больному пережить боль должна быть чуть-чуть раньше, чем это требуется. Боли не должно быть . Это очень важно как для больного, так и для семьи.

Вообще очень важно выражать чувства. Не подавлять, не скрывать чувства, а наоборот их выражать. Как выражать, с кем выражать, с кем делиться чувствами - это уже другой вопрос. Это не значит, что с больным нужно сидеть и плакать, сострадать и кричать рядом с ним, но выражать чувства в семье очень важно. Важно также понять, что умирающий больной переживает особые эмоциональные состояния , совершенно не похожие на здорового человека, и это накладывает особенный отпечаток. Эти состояния очень трудно оценить, потому что они переживаются только тем человеком, который умирает, а мы не можем заглянуть в его душу. Поэтому мы очень ограничены в понимании этого. Но, во-первых, мы видим, что обычно эмоциональность отступает, там совершенно другой характер эмоциональных вопросов, реакций человека.

Во-вторых, мы должны понимать, что очень часто умирающий человек не боится смерти, то есть он переживает очень тяжелую усталость, и он желает своей смерти как избавления от страданий. Страдания настолько велики и настолько утомительны для человека, что смерть представляется уже не страшной. Это измененное состояние сознания, разумеется, в котором могут быть различные видения, голоса, соприкосновение с какими-то иными мирам, о которых мы ничего достоверно сказать не можем.

Мы должны понимать, что умирающий не столько связан с реальностью, в которой мы живем, а может быть, связан с какими-то иными реальностями или иными мирами, о которых мы ничего не знаем. Поэтому мы должны понимать, что мы не всегда можем быть полезны умирающему, поскольку мы не догадываемся, не понимаем, что происходит.

Следует сказать вот еще что. Семья, в которой живет хронический больной, тяжелый больной, нуждается в собственной психологической помощи и реабилитации. Это означает, что члены семьи нуждаются в дополнительном отдыхе, в дополнительной реабилитации, в дополнительной работе, и не грех, если члены семьи, особенно те, кто ухаживают за больным, будут получать дополнительную психологическую помощь, в том числе и от психолога, от священника. Это очень важно. Надо понять, что те, кто ухаживают, нуждаются в помощи не меньше тех, кто болен.

Важно понять, что тот, кто ухаживает за больным, уже находится в зоне риска. Это жизнь, это работа, это служение - уход за больным, это работа на выгорание. Поэтому тот, кто ухаживает, должен получать отдых, поддержку, помощь окружающих, а сам помогающий должен понимать, что ему нужна помощь. Если такой помогающий отказывается от помощи: «Я всё выдержу, мне Господь поможет, с Божьей помощью я всё переживу», - к сожалению, это может очень плохо кончиться. В том числе, может кончиться психическим заболеванием помогающего. Сам помогающий может заболеть, вот это очень важно иметь в виду.

Как можно охарактеризовать семьи, которые справляются с «проблемами»? Психологи выделяют несколько семейных стилей поведения и особенностей:

  • Члены семьи вовремя опознают проблему;
  • могут проанализировать проблему;
  • находят версии решения проблем;
  • находят и актуализируют семейные и личностные ресурсы;
  • проявляют гибкость взаимоотношений между родственниками;
  • проявляют четкость в ролевых ожиданиях;
  • проявляют сплоченность семьи;
  • проявляют открытость в восприятии мира;
  • способны к самоограничениям;
  • готовы уменьшить потребление;
  • готовы принимать на себя большие нагрузки и дополнительные обязанности;
  • обладают стремлением к взаимопониманию и компромиссам.

Подготовила Тамара Амелина

Наш эксперт Ирина Ковалева, педиатр

Респираторные инфекции очень заразны. И если детей в семье много, а места в квартире мало, избежать распространения вирусов практически невозможно. Самый надежный способ уберечь здоровых малышей - это прервать их контакт с уже заболевшими. Для этого надо отправить детей, которые не успели расклеиться, к бабушке. Ну или хотя бы развести больных и здоровых детишек по разным комнатам, кормить отдельно и следить за тем, чтобы они не пересекались в местах общего пользования.

Учтите, что многие вирусы передаются не только воздушно-капельным, но и контактным путем. Часто бывает так: больной ребенок высморкался в платок и бросил его, а здоровый подобрал и потом поднес к лицу руку, которой прикасался к платку. И все, заражение состоялось! Вот почему вместо носовых платков из ткани, которые служат рассадниками инфекции (не будете же вы стирать их каждый раз после того, как ребенок ими воспользовался?), лучше держать под рукой одноразовые бумажные салфетки. Не используйте их повторно - выбрасывайте без сожаления. А после того, как ребенок высморкается, обязательно вымойте ему руки - остающиеся на них вирусы не сулят ничего хорошего.

Всегда помните о том, что аденовирусы, ротавирусы и энтеровирусы можно подхватить через грязные руки, так же как и кишечные инфекции. Отсюда правило: выделять больному ребенку отдельную посуду и следить за чистотой его рук. Да и здоровые детишки тоже должны мыть их как можно чаще.

Родителям кажется, что маленьким детям вообще нельзя болеть. Но это не совсем так. Хотите вы этого или нет, но каждый малыш должен пройти через период повторных простуд, чтобы выработать иммунитет ко всем вирусам, бактериям и другим чужеродным факторам, которые циркулируют во внешнем мире. Такие простуды служат чем-то вроде тренажера для защитной системы.

Единственный ребенок в семье обычно начинает подхватывать респираторные инфекции, когда его отдают в детский сад (или в школу, если он воспитывался дома). А малыш, растущий в многодетной семье, «отрабатывает» свою обязательную программу по простудам раньше, заражаясь от старших братьев и сестер. Карантинные мероприятия и меры профилактики, конечно же, необходимы, но все же не стоит слишком сильно переживать, если они не помогли.
Повод для волнений появляется лишь тогда, когда дети начинают подхватывать ОРЗ слишком часто: ребенок до 12 месяцев имеет право простужаться не чаще 3 раз в год, от года до трех - 5 раз, от четырех до пяти - 4 раз, а после пяти - 3 раз в год. Ваши дети болеют чаще? Посоветуйтесь с педиатром о том, как укрепить их иммунитет.

Секреты маскировки

Ограничить распространение вирусов помогает маска - медицинская одноразовая или самодельная из 4-5 слоев марли. Первая приходит в негодность после 3 часов использования, а вторую нужно проглаживать каждые 2-3 часа и ежедневно стирать. Только учтите: носить маску в идеале должны те, кто болеет.
Правда, на простуженного малыша ее не наденешь - ведь у него насморк, кашель, это значит, что ему и так тяжело дышится, а маска еще больше затрудняет дыхание. Да и здоровому ребенку идея разгуливать по дому в маске вряд ли придется по душе. Так что скорее всего ходить в масках придется взрослым, чтобы самим не свалиться с простудой: если вы расклеитесь, кто же будет ухаживать за больными малышами?

Убираем вирусы

У малыша будет больше шансов остаться здоровым, если все то время, пока старшие дети болеют, вы будете ежедневно (а при необходимости - и несколько раз в день) делать особую противовирусную уборку.

  • Смешайте поровну березовые листья, хвою сосны, полынь, тысячелистник и жужелу. 5-6 столовых ложек смеси заварите литром крутого кипятка, настаивайте 15-20 минут в термосе, процедите. Смочите настоем кусочек чистой ткани и протрите пыль, а затем используйте его для мытья полов и сантехники.
  • Чтобы оздоровить воздух в комнатах, по стенам возле кровати развесьте «икебану» из засушенных трав: можжевельника, тысячелистника, душицы, полыни, сельдерея, ромашки. Подойдут ветки сосны и пихты.
  • В квартире должен постоянно витать запах эвкалипта. Залейте чайную ложку эвкалиптового масла в увлажнитель воздуха или испаритель. У вас нет этих приборов? Добавьте 0,5 чайной ложки масла в 500 мл кипятка либо залейте тем же количеством кипящей воды 10-12 листьев эвкалипта на 10 минут и внесите кастрюлю в комнату, где лежит больной. Только следите, чтобы ребенок держался подальше от горячей кастрюли!
  • Увлажнять воздух жизненно необходимо! Вирусам будет гораздо труднее внедриться в организм, если вы расставите банки с водой возле батарей, развесите на них мокрые полотенца и будете периодически распылять воду из увлажнителя для белья.
  • Почаще проветривайте квартиру, чтобы удалить вирусы. А затем плотно закройте окна и двери, плесните немного теплой воды в аромакурительницу, зажгите под ней специальную свечку и капните в воду несколько капель одного из эфирных масел, эффективных против вирусов гриппа (эвкалипта, чабреца, лаванды, сосны, лимона, корицы, иссопа) и других респираторных инфекций (ели, пихты, сосны, кедра, имбиря, бергамота). Первый сеанс должен длиться 30 минут. Каждый день увеличивайте время ингаляции на полчаса, доведя до 3 часов. Больным детишкам такие сеансы помогут поскорее выздороветь, а здоровым - не разболеться. Только проводить для них ароматерапию нужно по отдельности.


Доктор на окошке

Вырастите на подоконнике лимонное деревце. Тонкий аромат эфирных масел, исходящий от него, активизирует неспецифическую защиту детского организма и убережет от простудных заболеваний.

Не менее благотворное влияние на иммунитет оказывает запах других цитрусовых - мандарина и грейпфрута.
И не забудьте о герани! О том, что ее запах защищает от простуды, народной медицине было известно давным-давно. Оказывается, когда этот цветок искоренили с подоконников под видом «борьбы с мещанством», количество заболевших вирусными инфекциями детишек возросло в несколько раз! Кстати, эфирное масло герани для сеансов ароматерапии можно купить и в аптеке.

Зараза к заразе

Распространенная ситуация: один ребенок подхватил вирусы в садике, другой - в яслях. Считается, что одна зараза к другой не пристает, поэтому многие мамы не считают необходимым изолировать заболевших малышей друг от друга. Тем более что простуженные дети лежать в постели будут недолго - они жаждут совместных игр и общения.Но на самом деле для их же блага контакты всё же следует ограничить, если вы подозреваете, что вирусы у них разные. Это можно заподозрить по разнице в клинической картине. Допустим, у одного течет из носа, а другой кашляет и жалуется на боль в горле. Похоже, что у первого риновирусная инфекция, а у второго - парагрипп. В этом случае дети могут обменяться вирусами, и тогда на одну инфекцию наслоится вторая. Понятно, что справиться с двумя вирусами сразу детскому организму будет намного сложнее, чем с одним!

Но что же делать, если кто-то в семье заболел…?

Ведь так не хочется подвергать опасности малыша! Не стоит относиться без внимания к ранним признакам болезни, которыми могут быть общее недомогание, покраснение или слезоточивость глаз, головная боль или боль в горле. В первую очередь возможного вирусоносителя необходимо изолировать, чтобы исключить контакт с ним малыша. Больному разрешается выходить из своей комнаты только в маске, помещение, где он находился проветривать, посуду (чашку, ложку, тарелку) отделить. Всем остальным, включая ребенка - удвоить меры профилактики: мазать нос оксолиновой мазью, пить растительные иммуностимулирующие средства и возможно принимать в возрастных дозах противовирусные препараты, которые вам посоветует врач.

Сегодня уход за лежачим больным упростился благодаря специальным устройствам. Но ни особая кровать, ни современные санитарные приспособления не отменяют факта, что человек круглые сутки прикован к постели. Чтобы грамотно решать возникающие из-за этого проблемы, домочадцам приходится призывать на помощь не только терпение, но и изобретательность.

Главное — забота о коже

Даже при самом лучшем уходе кожа у лежачего больного все равно начинает ухудшаться в связи с развитием ряда дерматологических заболеваний, поскольку ей элемен-тарно не хватает свежего возду-ха, физической активности, сме-ны обстановки. К тому же именно на верхнем слое эпителия в пер-вую очередь появляются внешние признаки того, что в организме непорядок. Для кожи нужен осо-бый ежедневный уход, только водой и мылом здесь не обой-тись. Обязательно использовать лосьон для тела без содержания спирта — для смягчающего и успо-каивающего действия, пенку для мытья — она обеспечивает пита-ние и мягко ухаживает за раздра-женной кожей, а также купирует неприятные запахи. Для самой чувствительной и болезненной кожи подойдут влажные очищаю-щие салфетки, пропитанные кос-метическим маслом.

Кстати, косметическое масло жожоба, сандала, кунжута — от-личный способ содержать кожу лежачего больного в хорошем состоянии. Для этого надо сма-зывать проблемные места дваж-ды в сутки.

Аппетиту взяться неоткуда

Проблема с питанием стоит очень остро — у человека, который вы-нужден все время ле-жать, аппетиту взяться неоткуда. При этом ему необходимо раз-нообразно и полно-ценно питаться, без чего процесс выздо-ровления невозможен. Так как же тогда кормить лежачего больного?

В этом разделе:
Новости партнеров

Не давайте ему каждый день одно и то же. Выявите любимые блюда и чаще ба-луйте ими. Кормите пациента в одно и то же время, только не на ночь. Часто аппетит от-сутствует из-за де-гидратации (обез-воживания) — пусть больной побольше пьет, и не только воду, но и морсы, компоты, соки. Вашему больному нужно принимать мине-рально-витамин-ный комплекс. Аппетит повыша-ют нату-ральные пряности, употребляйте их почаще при приготовлении пищи, только не перебор-щите.

Некогда скучать

Занять себя лежачему больному, если он в сознании и относитель-но неплохо себя чувствует (напри-мер, лежит со сломанной ногой), практически нечем. Но это только кажется. На самом деле занятий предостаточно. Итак, попробуем разнообразить досуг лежачего больного.

Во-первых, его занятия должны быть нацелены на позитивный результат. Это может быть изготовление чего-то, переплет книжек, напри-мер, зачистка деталей шкуркой, конструирование. Или посильный уход за живым существом — корм-ление птички, вычесывание кота. Подойдут вязание, вышивание, даже шитье на ручной швейной машинке, если можно садиться.

Во-вторых, надо задействовать не только руки, но и голову. Механическое бездумное за-нятие пользы не принесет, разве что усталость и чувство опусто-шенности. Придумайте и обсуди-те с больным такие занятия, кото-рые потребуют от него изучения дополнительной информации или использование интеллекту-альных навыков — например, зна-ние иностранного языка.

В-третьих, внесите в занятия элемент новизны. Лучше всего, если в процес-се больной будет чему-то учить-ся. Хотя бы тому, как правильно складывать оригами.

В-четвертых, заставьте боль-ного стать необходимым. Поручайте ему дела, которые, кроме него, никто не может, не хочет или не успевает сделать. Удовлетворение от чувства вклю-ченности в социум и собственной ценности в нем пересилит лю-бую рутину. И это может быть даже чистка картошки или проверка домашнего задания у ребенка. В идеале стоит найти нишу, которую займет только ле-жачий — так он станет не только полезным, но и незаменимым.

Обязательно включите в за-нятия элемент творчества. Когда человек творит, у него появляются дополнительные жиз-ненные силы и энергия. Пусть он рисует, лепит, сочиняет рассказы, придумывает кулинарные рецеп-ты — что угодно, но сам!

А самое главное — пустите лежаче-го в общество. Сейчас не так трудно обеспечить больного постоянным доступом в интернет. Необязательно покупать большой компьютер или ноутбук, достаточно маленького недорогого планшетника — и человек сможет круглосуточно выходить в мир и даже найти там компанию близких по духу или положению людей.

Чтобы не было дыхательных проблем

Лежачие больные нередко испы-тывают проблемы с отеком легких. Тогда возникает нехватка кислорода, кашель, могут случаться приступы гипервентиляции, когда человек начинает задыхаться. Для профи-лактики этого состояния необхо-димо, во-первых, как можно чаще менять положение в кровати и, во-вторых, регулярно делать ды-хательные упражнения, например, каждый день надувать воздушные шарики.

Не обращайтесь с ним, как с тяжелобольным

Длительное пребы-вание в постели, осо-бенно для человека, активного по натуре, не лучшим образом влияет на психику . Начинаются капри-зы, приступы раз-дражительности или, наоборот, уныния. Поэтому необходи-мо учитывать неко-торые факторы.

Больному нужна смена обстановки, а поскольку сам он покинуть комнату не может, иног-да приглашайте к нему гостей. Если в доме есть дети, не запре-щайте им захо-дить в комнату к больному. Поставьте кровать так, чтобы на нее па-дало больше света. Напротив глаз больного размес-тите яркую карти-ну, цветы, и если они есть в вашей квартире — аквариум или клетку с птицами. Больной должен видеть, кто вхо-дит в комнату. Оградите его от любой негативной информации. Лежачему больному не стоит смотреть телевизор — лучше записанные филь-мы на видео, которые он будет выбирать сам.

И еще один важ-ный момент: не обра-щайтесь с лежачим как с тяжелобольным или слабоумным. Ведите себя обыч-но, разговаривайте с ним почаще и по-больше спрашивайте о чем-то, провоцируя на диалог.

Как себя вести, если в семье — неизлечимо больной. Болезнь подчас становится неизлечимой: рак, СПИД, рассеянный склероз… Как жить, понимая, что борьба теперь бессмысленна? За границей эти и другие вопросы решаются с помощью паллиативной медицины — комплекса мер, которые облегчают жизнь такого человека. Ему снимают боль, за ним присматривает сиделка, с ним и его близкими работают психолог и священнослужитель.

В Украине такой вид помощи развит слабо: хосписов на всю страну лишь шесть. Есть еще пара десятков паллиативных отделений, созданных при больницах и на базе благотворительных организаций.

5 ЭТАПОВ ПРИНЯТИЯ БОЛЕЗНИ

Их проходит как сам больной, так и его близкие. Длительность стадий индивидуальна.

ОТРИЦАНИЕ. Человек в шоке от перспективы: все время болеть (например, при СПИДе) или умереть. Задача близких — помочь снять стресс и получить больше информации о своем состоянии (неосведомленность — источник страха). Для решения первой начните ежедневно делать больному простенький массаж: прикосновения — это всегда сигнал: «Ты нам нужен, мы тебя любим». Для решения второй заведите привычку час в день вместе с больным посвящать поискам информации о его заболевании. И ни в коем случае на его вопрос «Я все-таки умру?» не отвечайте: «Нет, что ты!» Фраза будет воспринята как сигнал «мне запрещают об этом говорить». А ведь проговаривание проблемы уже наполовину облегчает страдания.

ГНЕВ. Мысль «Этого не может быть со мной!» сменяется «Нет, почему это именно со мной?!» Злость нужно куда-то вымещать, и человек часто направляет ее на близких, и им важно перетерпеть эти выпады. Свою злость выплескивайте в дневнике или покричите в безлюдном месте. И не утешайте словами «Да, туберкулез — это елки-палки, но вон у Ивана вообще сердце ни к черту!» Этим вы только еще больше разозлите человека.

ТОРГ. На этой стадии человек размышляет: «Если бы я был здоров, я бы смог еще сделать то-то и это». Он пытается заключить сделку с болезнью, самим собой. Предложите больному общаться с «братьями по несчастью», а также специалистами из групп поддержки больных — лично или по интернету. Если прогноз по болезни долгосрочный, то внушите ему мысль о каком-то занятии, которое станет смыслом его жизни. На этой стадии человек способен мечтать и откликнется на ваши размышления о будущем. Если прогноз по болезни неблагоприятный, то, поддерживая мечтательность больного, не переусердствуйте. Рисуйте реальные перспективы, и то если человек сам заведет речь о них.

ДЕПРЕССИЯ. Наступить может даже через несколько месяцев после отрицания. Причем лучшее средство от нее — плотное общение. Если расшевелить человека не удается (он все время плачет), подключайте врача. Говоря о самочувствии, не спрашивайте: «Ну, как сегодня твоя нога?» Это сигнал: «Он видит не меня, а мою болезнь». Правильно спросить: «Ну, как ты?» А утешая, не говорите: «Не плачь!». Это воспринимается как осуждение чувств. Какие бы горькие слова больной ни говорил, дайте ему их сказать.

ПРИНЯТИЕ. Этот этап наступит тем скорее, чем легче прошел третий. Он, по сути, очень похож на него. Только теперь человек готов не просто мечтать, а действовать. Если он пережил депрессию, значит, изменил понимание смысла жизни. Он уже готов не бичевать себя («Вот, я делал то-то, вот мне и расплата»), а принять свои ошибки как факт. На этом этапе приходит понимание, что вернуть прошлое нельзя, зато можно приспособиться к настоящему, а если позволяет здоровье, то и изменить будущее. Но фразы типа «Так захотел Бог» даже на этом этапе принятия — под запретом.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

“Поначалу мы боялись с мужем говорить о смерти. Оба уходили от разговора, раздражались, и каждый плакал сам в одиночестве, — рассказывает Елена Т. из Киева (ее супругу — 37 лет). — Диагноз “рак простаты” стал разрушать не только здоровье Юры, а и нас с мужем. Но однажды на форуме для онкобольных я наткнулась на фразу: “Если человек болеет, он должен знать, что выздоровеет. Если он знает, что умрет, должен не сомневаться в жизни после смерти”. И как-то я решилась пересказать ее Юре. Мы много проговорили тогда о смерти. С того дня нам стало легче. Теперь мой муж может шутить: “Скоро я уеду в командировку”. Мы договорились с ним, что, когда его не станет, я буду воспринимать его уход именно так. Слезы, конечно, есть и сейчас. Но теперь мы оба знаем, что нас ждет, мы к этому готовы. Во всяком случае, куда больше, чем в начале болезни.

Юра — фотограф. Недавно мы договорились, что он сделает фотосессию “Лица жизни” — фото случайных людей на улице, а также мы отберем самые яркие по мимике, жестам из тех, что есть в архивах. Это будет интересно. Идея возникла у Юры, но, можно сказать, — с моей подачи. Как-то мы смотрели передачу — там показывали японца, который отрастил самый длинный в мире ирокез. Юра у меня — панк в прошлом. Я ему предложила: “Давай тебе такой же сделаю”. Посмеялись, сделала. Рассматривая себя в зеркало, Юра потом сказал: “Смотри, какое лицо. Это тоже я. Все так относительно”, и потом загорелся показать эту относительность в фото. У нас нет детей. И как-то рассуждая об этом в свете случившегося, я высказала Юре мысль, что, значит, произошедшее было неизбежностью. Можно сказать, что мы сами себя обманываем. Возможно. Но мы с Юрой оба фаталисты, и нам легче жить, понимая, что так должно было быть”.

Тяжелое психическое расстройство одного из членов семьи представляет нелегкое испытание для всей семьи. Болезнь часто сопровождается нарастанием эмоционального напряжения в семье: тревога, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, невозможность строить отдаленные семейные перспективы и др. Помимо эмоционального напряжения, отдельные члены семьи испытывают и физическое напряжение в связи с перераспределением нагрузки. Трудности, с которыми сталкивается семья с психически больным человеком можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным трудностям относятся:

    Нарушение распорядка жизни семьи;

    Возрастание расходов;

    Неблагоприятное воздействие на здоровье остальных членов семьи.

К субъективным трудностям относятся эмоциональные реакции членов семьи в связи с болезнью:

    Замешательство, вызванное непредсказуемостью поведения больного;

    Чувство вины, страха;

    Депрессия;

    Разочарование;

    Ярость, вызванная невозможностью разрешить проблему, излечить человека;

    Растерянность из-за полной беспомощности больного.

Такие реакции на болезнь естественны и нормальны, они обусловлены самой спецификой ситуации, ее сложностью и порой неразрешимостью.

Появление в семье больного меняет семейную структуру и отношения между ее членами. Выделяются три подгруппы, члены которых в разной степени вовлечены в заботу о больном.


Первую «группу»
составляет член семьи, который берет на себя большинство функций ухаживающего объекта. К ак правило, он пытается разобраться в причинах болезни, обращается к специалистам за помощью, контактирует с подобными семьями для обмена опытом и т.п. Его жизнь наполнена постоянными заботами о больном. Если больной имеет нарушение социальной адаптации, то заботящийся выступает единственным проводником между больным и окружающим миром.

Вторую группу составляют родственники, которые хоть и имеют достаточно сильную эмоциональную связь с больным, однако они гораздо больше времени посвящают самореализации. Часто они беспокоятся, что ухудшение состояния больного может стать угрозой для привычного образа жизни и их планов на будущее. Подобные опасения и возникающее чувство вины могут осложнять взаимоотношения с главным опекуном больного члена семьи и провоцировать разобщенность семьи.

Третью группу составляют близкие и дальние родственники, знающие о проблемах, связанных с больным, интересующиеся им, однако практически не имеющие с ним повседневного контакта. Как правило, они обладают собственным взглядом на происходящее, чаще всего связанным с обвинениями в адрес главного опекуна и других членов семьи, что может усиливать чувство вины и беспомощность последних.

Переживание семьей такого кризисного момента как психическое расстройство одного из членов проходит от первичного нарастания напряжения до его спада и сопровождается различными по виду и выраженности переживаниями:

1. Этап шока: у членов семьи возникают состояния растерянности, беспомощности, порой страха перед исходом заболевания, собственной неполноценности, ответственности за судьбу больного, чувства вины за то, что они не сделали ничего, чтобы предотвратить появление заболевания, или сделали что-то, обострившее положение. Эти переживания приводят к изменению привычного образа жизни членов семьи, зачастую становясь источником различных психосоматических расстройств и оказывая негативное влияние на взаимоотношения как внутри семьи, так и за ее пределами. Иногда несчастье объединяет семью, делает ее членов более внимательными друг к другу, но чаще длительное заболевание, отсутствие эффекта от проводимого лечения и формирующееся состояние безнадежности ухудшает взаимоотношения между членами семьи.

2. Этап отрицания: члены семьи оказываются просто не в состоянии адекватно принять полученную информацию и используют разно­образные средства защиты, позволяющие им уйти от необходимости признать факт наличия заболевания.

Отрицая факт болезни, члены семьи могут отказываться от обследования больного и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые семьи выражают недоверие к консультантам, многократно обращаются в раз­ные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Возможен вариант реагирования, когда семьи признают диагноз, но при этом с особым оптимизмом относятся к прогнозу развития болезни и возможности излечения.

По мере того как члены семьи начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.

3. Этап печали и депрессии: члены семьи осознают проблему. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции, но в то же время найти выход в формах «эф­фективного горевания». Нередко наблюдается снижение интереса к работе, отказ от привычных форм проведения досуга. Необходимость заботы о боль­ном члене семьи и специального непрерывного ухода за ним могут приводить к противоречивым чувствам.

4. Этап зрелой адаптации: члены семьи принимают факт болезни, реалис­тично оценивают прогноз развития заболевания и перспективы выздоровления. В это время все члены семьи способны адекватно воспринимать ситуацию, руководствоваться интересами больного, устанавливать контакты со специа­листами и следовать их советам.

Психотерапевтическая помощь семье

Наличие психически больного члена семьи может приводить к тому, что семья попадает под внимание со стороны медицинских учреждений, милиции, социальных служб и т.д. Будучи весьма чувствительными и уязвимыми в отношении оценок окружающих, члены семьи нередко скрывают факт наличия болезни, изолируются от окружающих, что поддерживает ощущение отверженности.

В таком случае семье может понадобиться помощь психолога или психотерапевта. Специалист может проинформировать о характере и особенностях течения болезни, помочь человеку разобраться в своих чувствах и переживаниях получить поддержку со стороны специалиста относительно решения по поводу той или иной ситуации.

Со специалистом можно прояснить такие вопросы, как приемлемые способы взаимодействия с больным и обращение с собственными чувствами, возникающими в ответ на возможные реакции больного, обсудить обязанности, которые можно поручить больному. В конечном итоге, выстроить такие взаимоотношения, которые позволили бы каждому члену семьи приспособиться к болезни и продолжать адекватно функционировать.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт