Человек в унынии. Как избавиться от уныния и наполнить радостью обыденную жизнь

16.04.2019

Пусть даже неимоверным усилием воли. Перестаньте видеть положительные моменты в роли этакой меланхолички, у которой все в жизни плохо (все жалеют, сочувствуют, утешают – поверьте, мало кто делает это искренне, скорее, ваш унылый депрессивный вид всем давно надоел). Найдите в себе мужество и посмотрите на себя со стороны: неужели это вы – некогда жизнерадостный человечек с огоньком в глазах, рядом с которым всем становилось радостнее жить, глядя на которого хотелось дышать полной грудью, творить прекрасное и любить весь мир. Неужели вам не хочется вновь стать такой и излучать свет, а не тоску?

Узнайте про «Принцип глобуса» и примените его на себе (это не смертельно). Мысленно оторвитесь от земли и воспарите к облакам. Выше, еще выше. Вот уже планета с высоты вашего полета выглядит, как разноцветный мячик, как красивый шарик, как – глобус. И где это на нем тот континент, где вы проживаете? Та ? Тот город? Наконец, улица и дом? И где-то там – вы. Со своим уныние м и тоской. Ах, не видно дома, улицы, города? И даже страна не очень четко прорисовывается? И уж тем более, не видно вас с вашей . Так есть ли она на самом деле? И ли уж большое имеет она в масштабах Вселенной? Подумайте. Психологи говорят, что после такого «полета» к человеку возвращается радость бытия, а уходит.

Попробуйте составить список самых главных причин, по которым на вас снизошло уныние . Если набралось несколько строк, начните честно анализировать каждую - действительно ли это стало причиной тоски. Вполне возможно, что многое окажется надуманным. Еще чаще, отмечают психологи, человек вообще не может найти причину своей хандры, когда начинает ее искать (возможно, что это и не уныние вовсе, а просто плохое настроение, навеянное нудным осенним дождем или долгим ожиданием телефонного звонка). Не обнаружив глобальной и веской причины, породившей уныние , человек страшно удивляется, потом встряхивается, как после сна, а потом входит в привычный ритм жизни, забыв о тоске.

Посмотрите комедию. Выберите то, что вам больше нравится – классические отечественные киноленты или голливудские (французские, итальянские) фильмы. Лучше всего, если вы пойдете на комедию – коллективный смех заражает, его положительное воздействие более мощно, чем смех в одиночку.

Устройте себе встряску. Лучше, если в этот момент никого не будет дома. Включите бравурную музыку и исполните танец взбесившегося верблюда (крокодила, мамонта, кузнечика). Прыгайте, кривляйтесь, выкидывайте затейливые коленца, издавайте разнообразные звуки. Не стесняйтесь себя. Это выпусканием пара. Танцуйте до изнеможения, до ощущения усталости (будто вагон с углем разгрузили). Часто после такой терапии , пусть не пугают вас ваши слезы – это тоже часть ритуала, после такого плача становится легче дышать, а душа испытывает приятную невесомость. А что уныние ? Оно испаряется, как утренний туман.

Выпустили пар – пора оглядеться по сторонам. А там – жизнь продолжается. И в ней столько интересного и удивительного. Может, вам стоит попутешествовать? Или устроить встречу друзей (домашний праздник, девичник, свидание)? Или просто вспомнить, что давно не покупали себе обновы и отправиться в магазин? Хорошо, можно придумать что-нибудь, не требующее больших финансовых затрат, - вылазку на природу, в спортзал, в баню, наконец. Позвольте себе расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Статистика показывает, что зимой человек чаще всего впадает в уныние, апатию и депрессию. Теряет радость в жизни, думает о плохом. Как избавиться от уныния и легко перейти от зимы к весне?

Известно, что всему свое время. Так есть время очищаться, а есть время наполняться. Осень и зима — это время очищения. А весна и лето — время наполнения.

Именно поэтому зимой зачастую тоскливо и хочется солнца, а весной и летом нам так легко и радостножить.

Зима — это период, когда властвует богиня Мара, которая посылает нам множество душевных испытаний, духовных и физических. Достойно пройдя все испытания зимней богини, человек очищается.

Очищаться и обновляться — это как снять старую кожу. Помните, в сказках об этом говорилось? Сначала надо пройти через определенные препятствия, действия необходимые совершить, а потом уж будешь счастливым.

И Иван-Царевич свои испытания проходил, чтоб любимую свою найти, и Царевна-Лягушка пекла, шила да плясала, чтоб счастье свое женское обрести.

Поэтому, если человек вовремя с осени не начал очищение, тогда зимой “болезнь”, то есть хандра его уж точно с головой накроет.

Если человек хорошо поработал душевно, все западки да обиды отпустил, задачи и цели свои на будущий год простроил, тогда в его жизни наступает весеннее обновление и радость пребывает в его душе .

Кто виноват, или что делать?

Хорошо тем, скажете вы, дорогие читатели, кто знает законы природы, да еще и по этим законам живет. Мол, зимой очищаться…

А если уж прихватило? Если стрекоза все лето красное пропела, а тут уж и зима пришла? Если уж напала такая тоска неземная, что и делать ничего не хочется, и свет добрый не мил, дела не в радость, и желания напрочь куда-то все разом исчезли! Что делать в таком случае?

Ответ прост на самом деле. Можно конечно закрыться в четырех стенах, бездействовать, жалеть себя, и медленно, но уверенно, я бы сказала, улиточными шагами двигаться к завершению столь не радостной и несчастной жизни.

А потом переродиться и… эгегей! Наша песня хороша, начинай сначала!

И, как вы, дорогие читатели, уже поняли, снова весело шагать тот же жизненный путь с непройденными, а зачастую и усугубленными задачами из прошлой жизни, и все это весело, ну или снова невесело, распутывать.

И есть другой вариант. Просто понять, что никуда от своих жизненных программ не деться. Решать задачи свои все равно придется. Не в этой жизни, так в следующих. Поэтому лучше все быстренько разрулить, говоря молодежным языком, перестать хандрить и продолжать жить в добром здравии и отличном расположении духа.

Шутки шутками. Но на самом деле, когда у человека наступает уныние, когда постоянно хочется плакать и душа разрывается от боли и страданий, когда все нутро кричит “я так больше не могу”, у человека, действительно, остается очень мало сил, чтоб самостоятельно справиться.

В такие моменты важно и жизненно необходимо рассказать своим родным и близким о том, ЧТО вы чувствуете , О ЧЕМ думаете . И просить их о помощи.

Если же вы все же видите впереди себя маленькую, хоть даже совершенно малюсенькую соломинку, за которую можете ухватиться и исцелиться от уныния и депрессии, тогда соберите всю волю в кулак и… решительно хватайтесь!

Как избавиться от уныния. 11 способов пробуждения

Прежде чем перечислить список спасительных “соломинок” для избавления от уныния, хочу сказать следующее.

Однако, более эффективно будет к одному совершенному действию постепенно добавлять следующее, и затем следующее. Пока вы самостоятельно не начнете придумывать для себя СВОИ способы избавления от уныния .

Также будет важным отметить, депрессия, апатия, уныние, тоска, нежелание что-либо делать, нежелание жить — все это признаки духовной болезни.

Это верный знак того, что у вас не простроены жизненные цели, вы не знаете куда двигаться дальше. Жизнь “как в тумане”. Или же вы живете не свою жизнь, не свои цели достигаете, а навязанные вам, не свои желания хотите.

Выделите себе время для того, чтобы поразмышлять: каков мой смысл жизни, для чего я живу, в чем по-моему мнению мое предназначение.

Если хотите, можете воспользоваться помощью родных, поспрашивайте их о ваших талантах и умениях. В них и будет крыться отгадка, для чего вы родились и какими инструментами для осуществления вашего предназначения обладаете.

Ищите причины, ради чего вы живете. Ищите и обрящите.

Да пребудет с вами сила в этом занятии. И вообще.

Подытожим

Итак, дорогие читатели.

Как вы видите, существует достаточно способов избавиться от уныния. По правде сказать, самое трудно в этой работе — это заставить себя преодолеть «немощность» и бессилие и что-либо сделать. Но всё возможно.

Самое важное , если вы почувствовали, что впадаете в уныние, не стоит поддаваться этому чувству. Гоните его прочь, пока не поздно.

Выбраться из глубокого рва сложнее, чем выйти из маленькой ямки или, шагая и зацепившись за кочку, удержаться на ходу.

Придумывайте свои способы избавления от уныния, апатии и депрессии. Кстати, можно присваивать себе награды за проделанную работу, призы выдавать. Об этом уж договаривайтесь с вашей фантазией.

Помните, если в вас есть хоть один луч надежды, что все будет хорошо, если вы обладаете хоть каплей желания улыбаться и снова чувствовать счастье в груди, если ваша душа хоть на секундочку рада свету дня или доброму слову — значит не все еще потеряно!

Крепче и уверенней цепляйтесь за ту соломинку, которую вам подсовывает жизнь. Хватайтесь и держитесь.

Глядишь, соломинка чудесным образом превратится в прочную палочку, палочка затем в крепкий шест, а потом вы и вовсе выберетесь из болота на берег и радостно побежите по просторам жизни.

Тогда наступит долгожданное весеннее обновление!

Каждый день уверенными шагами идите к своей радости, преодолевайте грусть-тоску, совершайте самые невероятные для вас действия — главное, чтоб вы снова почувствовали себя счастливым человеком, который хочет жить творить и радоваться жизни!

С любовью к вам, дорогие читатели!

П.С.: И в завершении сего повествования, хочу подарить вам композицию Аллы Пугачевой «Держи меня, соломинка».

Алла Пугачева «Держи меня, соломинка». Слушать

П.П.С.: А какие способы наполнения радостью используете вы? Напишите в комментариях, пожалуйста. Мне очень интересно!

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ

Ты хочешь узнать практические способы очищения от уныния, депрессии, страхов?

Узнай:
✔ Как избавиться от болезней или не благих душевных состояний.
Различные методы и способы кресения.
✔ Избавься от негативных программ.

Курс "ИСПРАВЛЕНИЕ КРИВИЗНЫ ДУШИ " - это, то что тебе нужно!

Иногда жизнь кажется пресной, скучной и беспросветной. Беспросветность в нашем представлении - это монотонность, когда мы не видим в перспективе никаких изменений. Пресной жизнь кажется потому, что мы не испытываем ярких эмоций, а скучной - так как досуг не заполнен делами, которые способны увлечь нас до самозабвения. В таком состоянии мы видим весь мир серым, а себя в этом мире - лишними.

От такой безрадостной картины многие впадают в уныние, которое в христианской традиции, например, считается грехом, поскольку таким образом человек добровольно лишает себя радости бытия. А между тем секрет радости кроется в точке зрения на окружающее, а точнее - в том,чтобы внимательно посмотреть на собственную жизнь и перенести внимание с того, чего у нас нет - на то, что у нас есть. И тут большинство из нас обнаружит,что поводов для маленьких житейских радостей хоть пруд пруди.

Где же найти радость в обычной жизни? Многие люди живут в ожидании многих вещей: например, исполнения желания, долгожданного события, каких-либо изменений в политике или в житейской ситуации, в ожидании денег, встреч, писем. Иногда ожидание заменяет реальную жизнь, которая проходит мимо, как бы не касаясь сознания человека. Чтобы вернуть себе способность чувствовать радость, нужно вернуться в настоящий момент. Что может принести радость в настоящем?

Как ни странно - это вполне обычные и порой незаметные вещи. Они настолько просты,что могут показаться банальными. Постарайтесь включить свое внимание и прислушаться к собственным ощущениям. Иными словами - вспомните о том, что у вас есть органы чувств, благодаря которым вы обладаете зрением, слухом, вкусом, осязанием, обонянием.

Если вы будете внимательны к звукам вокруг, вы услышите пение утренних птиц, шум листвы, смех детей за окном. А давно ли вы слышали звуки любимой песни или инструментальной музыки? А ведь так можно активизировать эмоциональную память, особенно - если с этой музыкой или песней связаны приятные воспоминания. Если быть внимательным к звукам, то можно получить удовольствие даже от барабанящих по стеклам и крыше капель дождя, уютно свернувшись под одеялом. Может, вы любите читать, но вам лень напрягать глаза и хочется отдохнуть? Можно послушать какую-нибудь аудиокнигу. Не бойтесь грусти - хорошая, искренняя грусть подчеркнет очарование радости,сделает более яркой гамму испытываемых эмоций.

Побалуйте себя чем-нибудь приятным на вкус. Это может быть, например, бокал вкусного вина, который не стоит выпивать залпом, а от души посмаковать, наслаждаясь вкусовыми оттенками и нюансами. Или чашечка ароматного кофе, запах и вкус которого даст ощущение комфорта. Ощутить маленькую радость бытия может помочь любое вкусное блюдо - от свежесваренного борща до салата из свежих овощей, приправленных приятно пахнущим подсолнечным маслом или сметаной. Главное - чтобы приготовленное блюдо было свежим и в процессе готовки вы думали о чем-то хорошем, не "прожевывая" в уме надоевшие проблемы, обиды и претензии.

Массу позитивных ощущений могут доставить запахи - от свежесрезанных цветов до ванильного аромата от выпечки, от помола кофе до любимых духов. Не экономьте на душистых средствах гигиены, и тогда утренние процедуры принесут вам положительный заряд на весь день.

Пересмотрите свой гардероб. Может, стоит пополнить его удобным, приятным для кожи, новым нарядом из мягких натуральных тканей? Обновка может быть обычной домашней одеждой - главное, чтобы она была удобной и комфортной для кожи. Ложитесь спать, постелив свежую постель, запах чистого, выстиранного и выглаженного белья принесет вам удовольствие и хороший сон. Наслаждайтесь отдыхом, не думая о том, что вы не доделали, каковы ваши планы на завтра и какие вас подстерегают проблемы.

Приобретите несколько вещей, на которые вам нравится смотреть. Это может быть сувенир, ваза для цветов, стильная картина, симпатичный брелок для ключей, элегантная ручка, красивый блокнот. Не экономьте на том, что может поднять вам настроение. Полистайте красивые художественные альбомы, отправьте себя на прогулку в живописное место. А в выходные устройте себе вылазку на природу, посидите у воды отдохните у живописного пруда, а вот будет эта прогулка в одиночестве, вдвоем - или вечеринка в шумном кругу друзей, решайте сами. Вообще, старайтесь радовать глаза чем-то приятным, хорошим. Избегайте просмотра мрачных фильмов, лучше посмотреть милое семейное кино.

Старайтесь делиться хорошим настроением, и ни в коем случае не "заражать" окружающих мрачным расположением духа. Избегайте тех, кто пичкает вас неприятными разговорами, злыми сплетнями, зловещими или чрезмерно печальными историями. Постарайтесь не думать более, чем о двух проблемах одновременно. Ощущайте жизнь всеми пятью органами чувств, и тогда мир перестанет быть скучным и плоским, он обретет наполненность смыслом и глубину.

И главное: ни на минуту не забывайте о том, что настоящая радость не приходит извне, не зависит от количества денег и стечения обстоятельств. Она живет внутри каждого человека, в том числе - и внутри вас. Нужно только разбудить ее.

Любой человек в течение жизни хотя бы раз находился в состоянии уныния, тоски, в плохом настроении или депрессии. Но бывает, что такое состояние перерастает в серьезную проблему. Помочь с ней справиться поможет молитва от уныния. Она способна не только улучшить настроение, но и излечить даже от затяжной болезни.

Сила молитвы во время тоски

В православии депрессия и уныние приравниваются к смертным грехам. Поэтому важно быстро справляться с плохим настроением, иначе оно может перерасти в нечто более серьезное. К примеру, может развиться тяжелая болезнь. Люди в депрессии часто склонны к необдуманным решениям. Некоторые в таком состоянии даже совершают самоубийства.

Тоска, уныние и плохое настроение появляются из-за отсутствия в жизни положительных сдвигов, веселых моментов и разнообразия. Связано это с образом жизни большинства людей, которые почти все свое время проводят на работе. Причем даже на выходные они редко занимаются активным отдыхом, предпочитая диван и телевизор.

Молитва призвана помогать бороться с обыденностью и серостью жизни. Посещение церкви и чтением молитвенных текстов помогают человеку:

  • настроиться на спокойный лад;
  • усмирить свои страхи, опасения;
  • найти душевное умиротворение;
  • преодолеть отчаяние;
  • облегчить тоску по умершему родственнику;
  • найти силы бороться и преодолевать все препятствия, встречаемые на жизненном пути.

Произношение священных текстов позволяет получить помощь и защиту святых. Благодаря молебну люди отгоняют от себя греховные и злые мысли, а также отвлекаются от повседневной суеты, находя спасение в Господе Боге.

Молитва считается более эффективной, чем лекарственные средства. Таблетки позволяют лишь на время унять тоску. Они убирают симптомы, но не причину плохого настроения. Молебен же воздействия на душу человека, исцеляя его душевные страдания и усмиряя эмоции.

Обращение ко многим святым также устраняет болезнь. Очень часто затяжная депрессия приводит к значительному ухудшению самочувствия человека. Уныние способно вызвать серьезный недуг, который без духовного и лекарственного лечения вполне может закончиться летальным исходом.

Одним из проявления тоски и депрессии являются различные психические нарушения. Самым лучшим лекарством для устранения таких нарушений служит обращение к святым. Особенно полезна молитва для людей, которые имеют суицидальные наклонности.

Молебен способен нормализовать душевное состояние человека, вернуть ему жизнерадостность, а также дать спокойствие и умиротворение. Поскольку причины появления плохого настроения разнообразны, то для преодоления тяжелого этапа жизни читают разные прошения. Оказать помощь и поддержку, а также защитить от пагубного влияния и греховных мыслей могут разные святые. Но сила прочтенной просьбы в каждом случае будет различной.

Выбор молитвы во многом зависит от причины, спровоцировавшей депрессию или уныние. Для поднятия духа и улучшения эмоционального состояния молитвенные прошения читаются перед следующими образами:

  • Святая Великомученица Варвара;
  • Святец Тихон;
  • Праведный Иоанн Кронштадтский;
  • Преподобный Ефрем;
  • Николай Угодник;
  • Мученик Трифон;
  • Богоматерь перед иконой «Нечаянной радости».

Наиболее сильной считается молитва Деве Марии. Обращение к другим святым тоже эффективно, но в определенных жизненных ситуациях. Можно перед молитвой возле образа зажечь свечку. Ее пламя уже будет действовать умиротворяюще.

Для получения помощи нужно искренне верить и проводить молебен от всего сердца.

Видео «Как избавиться от уныния?»

В этом видео архимандрит расскажет, что делать, если человека одолевает уныние, депрессия, и как выбраться из этого состояния.

Какие тексты читать

От лени и уныния

Господи Иисусе Христе, внемли рабу Твоему, страдающему за имя Твое, и подай благодать Твою; пусть там, где будут почитать мою память, чудесно подаются исцелению больныя во славу имени Твоего.

В земной юдоли многими скорбями мучимы, бедами тесными, бурею искушений и соблазнов смущаемые, многообразными болезнями удручаемые, мы ослабеваем духом и впадаем в уныние и краткие дни нашей жизни и бездействии проводим. не имея за собою никакого приобретения, так как нет у нас добрых дел, при помощи которых мы могли бы в будущей жизни быть оправданными и получить вечное блаженство.

Поэтому мы умоляем тебя, святый мученик Александр, помоги нам свергнуть с себя бремя нерадения и ленности, чтобы бодро приступить к подвигам трудолюбия и пребыть твердыми в стремлении и делании духовном при снискании спасения тебе.

И о больных услышь мольбу нашу, святый Александр, и нас, страдающих телесными, душевными недугами, исцели, появляясь на помощь нам, потому что ты, пред кончиною своей, молился о тех, кто будет почитать твою память, чтобы были они избавлены от всяких болезней.

Итак, о нас, совершающих память твою, яви заботу и от болезней сохрани нас и немощных, призывающих тебя, исцели, да всеми будет прославляемо имя Божие во все времена. Аминь.

От депрессии

О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.

Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению.

Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

От постоянной тоски

Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго Водворится речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него. Яко Той избавит тя, от сети ловчи и от словесе Мятежна, плещма Своима осенит тя, И под крыле Его надеешися, орудием обыдет тя Истина Его. Не убоишися от страха ночнаго, От стрелы летящия во дни, От вещи, во тьме приходящия, От сряща и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе, К тебе же не приближется. Обаче очима Твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнягоположил еси прибежище твое. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя Во всех путех твоих. На руках возмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою, На аспида и василиска наступиши и попереши, льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое, Ввозовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, Изму его и прославлю его, долготою дний исполню его И явлю ему спасение Мое.

И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое — это из 142-го Давидова Псалма; а сложен он был Царем и Псалмопевцем, как сообщает нам Псалтирь — в страшные для него дни, когда сын его Авессалом восстал на отца и преследовал его, желая убить. Мы слышим этот Псалом за каждым Всенощным Бдением и неплохо, наверное, понимаем, что такое — уныл дух. Ведь слово «уныние» понятно любому, даже и далекому от веры человеку. Уныние — это когда человек пал духом и не находит в себе сил бороться за себя и свою жизнь. Отказывается верить в лучшее и добиваться его для себя. Но если для более или менее здорового и оптимистичного безрелигиозного сознания уныние — это неверная и болезненная психологическая установка, то верующий видит в этом состоянии прежде всего грех, т.е. преступление перед Богом.

В чем же оно, это преступление? Почему святые отцы считали уныние одной из самых страшных душепагубных страстей? Отчего человек может впасть в уныние? Какова его связь с другими грехами? Уныние и депрессия — синонимы или все же нет? И, наконец, главное: как научиться бороться с унынием? Об этом — размышления главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

Прежде, чем отвечать на все эти вопросы, нужно различить — уныние как искушение, с которым борется человек, и уныние, в которое человек уже впал. Часто бывает так: приходит на исповедь совершенно погасший человек, в котором нет уже жизни духа… и говорит о каких-то других своих грехах, но не об унынии. Понимаешь, в каком состоянии этот человек находится, пытаешься его растолкать, растормошить, а он смотрит на тебя глазами тяжелобольного… и ничего не понимает. Но бывает и иначе. Человек говорит: «Я унываю», а ты на него смотришь и не веришь ему. «Унываете?!»— «Да. Борюсь, конечно, но все-таки унываю». На самом деле человек, который борется,— не унывает. Это враг унывает от него.

Уныние ведь может наступать от самых разных причин. Когда человек заболевает, страдает физически, душа его тоже страдает от этого, угнетается. Но человек может преодолеть это состояние — благодаря своему мужеству, терпению, надежде на Бога — а может в это состояние впасть и в нем пребывать. Что же с ним в этом случае происходит?

Уныние как греховное состояние характеризуется полным расслаблением и нежеланием, неготовностью что-то в себе изменить. Меж тем верующий знает: мы призваны вести непрестанную борьбу. Против своего ветхого человека, против искушений мира сего, против дьявола. Как только мы эту борьбу вести перестаем — мы в ней проигрываем. Либо бороться, либо проигрывать, третьего не дано. Человеку хочется от этой борьбы отдохнуть. Но злой дух — он не нуждается в отдыхе. Как говорил один старец, враг борется с нами неотдышно. А человек в состоянии уныния опускает руки. Он или совсем перестает молиться и ходить в храм, или — по инерции продолжает молиться, но с мыслью, что его молитва ничего не изменит. Продолжает ходить на службу, исповедуется, причащается, но — только потому, что так положено. Происходит угасание духа — духа христианской жизни и просто духа человеческого.

Уныние — грех и причина многих других грехов. Грех — потому что оно, по сути, дело неверия. Если человек верит, что есть Господь, если человек знает, что Господь печется о нем денно и нощно, и печется именно потому, что его любит,— как он может сознательно предаваться такому состоянию, которое возможно только в одиночестве и отверженности? Вот почему преподобный Иоанн Лествичник называет унывающего «клеветником на Бога, будто бы он немилосерд и нечеловеколюбив» . На самом деле ведь нет никого, кого бы оставил Господь; Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28 , 20) — это не только апостолам было сказано, это было сказано всем нам. Доверие к Богу не оставляет места унынию; когда мы унываем, мы как бы «выталкиваем» Бога из своей жизни, мы, по выражению Иоанна Златоуста, не пускаем Его дальше передней. Это и грех, и беда, это состояние страшное — безблагодатное. Изгоняя Творца, мы приглашаем в свою душу другого — того, кому нужно проникнуть в душу, чтобы разрушить дело ее спасения.

Почему уныние — причина прочих грехов? Потому что человек, который перестал бороться, это крепость, которая открыла свои ворота перед врагом. Человек, который перестал бороться, очень быстро впадает в тот или иной грех, а затем и во второй, и в третий, и в четвертый. Вот почему уныние нельзя изолировать от прочих грехов.

Уныние — страсть настолько многоликая и многогранная, что трудно выделить какое-то одно направление: чем оно порождается и что порождает. Иоанн Лествичник называет уныние исчадием «родительниц многих» , среди которых — бесчувствие души, забвение небесных благ (неблагодарность), «а иногда и чрезмерность трудов». Что значит — чрезмерность? Бывает так, что человек переживает какой-то крах в своей духовной жизни — именно потому, что надеялся на себя, на собственные силы, и ему вдруг открылась та истина, что спастись собственными силами невозможно. А как спастись с Божией помощью, как смириться и возложить надежду на Бога — он не знает. И от этого впадает в уныние. Но бывает и так, что Господь Сам отходит от человека — чтоб этот человек увидел, понял, что без Бога он ничто. В этих случаях уныние — лекарство от гордости. Человек, который увидит свою немощь, поймет, что без Бога он ничто,— быстро из этого состояния выйдет. А другой, тот, который не захочет это понять, будет барахтаться и кричать: «Да что же это такое, да как же?..» По сути — это ситуация толстовского отца Сергия; показательно, что отрекшийся от Церкви писатель воспринимал состояние своего героя как истинное, а не как ложное и пагубное.

Уныние неразрывно связано с ленью — недаром соответствующая глава «Лествицы» названа «Об унынии и лености». Ленивый человек унывает, а унылый ленится. Первый бес, который приходит к нам, проснувшимся от будильника,— это именно бес уныния и лености. Лень вставать, лень молиться, охватывает жалость к себе… а тут набегают и другие бесы. Не случайно в молитвах утреннего правила есть слова, направленные именно против уныния и лени: «Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняюще» — это из молитвы Василия Великого к Богоматери. «…ум наш от тяжкого сна лености восстави» — его же молитва к Творцу. Эти молитвы, по сути, радостные благодарственные гимны, они призваны пробудить наши души от уныния и лени.

Но бывает и иначе: уныние как дьявольское искушение может постигать человека не потому, что он ленится, а напротив, потому что он ревностно подвизается — об этом также говорили святые отцы. Человек борется с врагом, и враг, не находя иных средств, выдвигает против него эту тяжелую артиллерию. Вот такому человеку можно адресовать совет аввы Исаака Сириянина «…облеки голову своею мантиею и спи, доколе не пройдет для тебя этот час омрачения» . Такому человеку отдых поможет, а тому, кто живет прохладно,— только повредит.

Святые отцы видели спасение от уныния в чередовании рукоделия и молитвы. Но нас могут удивить слова Лествичника о том, что уныние «…подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных… скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушествующих» . Когда человек впадает в уныние, он обращает добрые дела против самого себя, потому что предпочитает внешнюю деятельность внутренней. Он обманывает себя, полагая, что именно таким образом справится с унынием. Враг хитер; самое опасное для него — это наша молитва, и он отвлекает человека от молитвы «полезными делами». Подчас он даже начинает помогать человеку в этих делах и утешать его за них. Крайнее выражение такого «деятельного» уныния в нашей сегодняшней жизни — пресловутый трудоголизм; человек панически боится отдыха, свободного времени, потому что свободное время поставит его лицом к лицу с его собственной душой и заставит задуматься о ее состоянии.

Доброе, полезное дело должно присутствовать в нашей жизни, но враг хочет, чтобы мы при этом деле и остались, а мы должны вытащить себя из этого состояния. В наших силах обмануть свое уныние, обмануть врага; если долгая молитва пугает нас и нам хочется убежать от нее в нашу деятельность, мы можем чуть-чуть помолиться, прочитать краткую молитву, потом что-то поделать, потом помолиться еще чуть-чуть, и еще. Таким образом, мы не будем предаваться самообману, а реально спасем себя от уныния.

Как же увидеть в себе этот грех — грех уныния, как он «выглядит» в нас? В нашей жизни всегда присутствует то, что нас ранит, огорчает, подавляет, пугает. В нашей жизни присутствуют трагедии, страшные потери, катастрофы. Мы с неизбежностью страдаем от всего этого. Но, помните, апостол Павел говорил: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7 , 10). Для верующего характерно со своим чувством печали, скорби обращаться к Богу, именно на Него уповать, именно у Него искать помощи. Если же человек безутешен и на утешение Божие не надеется, это означает, что он впал в уныние. Образно выражаясь, его поплавок ушел под воду. Пока поплавок на поверхности — уныния нет. Уныние, как уже сказано, состояние безблагодатное: когда человек находится в благодати, он знает, что молитва будет его радовать и утешать.

Кто-то скажет: хорошо, если речь идет лишь о преходящих неудачах, неприятностях, обидах и т.д. Но как не пасть духом от страшной трагедии, от страдания невыносимого? Как не пасть духом матери, у которой погибает ребенок, или человеку, которого ложно обвинили в жестоком убийстве и посадили в тюрьму на двадцать лет?

Очень трудно говорить обо всех этих случаях разом — они различны, и различны люди, которые в этих ситуациях оказались. Но, с одной стороны — Бог не по силам креста не дает, а с другой — человек часто сам, того не осознавая, приуготовляет себе свои испытания. Страшна участь человека, которого безвинно осудили и посадили в тюрьму; но, если мы посмотрим на его жизнь, не исключено, что мы увидим такую цепочку случаев, приведших его к этой, крайней трагической ситуации. Не исключено, что Господь много раз стучался в его сердце, пытался войти, а человек не впускал Господа… пока не оказался в этой беде. Вы знаете, сколько в Церкви людей, которых не страх перед возможной бедой, а именно беда, потеря, тяжелая болезнь, увечье заставили внутренне измениться и задуматься? Беда показывает человеку его немощь, ограниченность его возможностей, и его мысль начинает работать в другом направлении. И эти люди — потерявшие близких, больные, инвалиды — не впадают в уныние. Это несломленные люди, они находят в себе силы благодарить Бога за то, что Он хотя бы вот таким крайним способом, но обратил их к Себе. Так, как Господь открывается человеку в скорби, Он не открывается ему никогда и нигде. Лучшее место встречи Бога и человека — это крест; нет другого места, где можно было бы так близко оказаться к Богу. Господь встречает нас и на других путях нашей жизни, но расстояние между Ним и нами при этом другое.

Нас может успокаивать то, что мы благодарны Богу за блага, которые Он нам дал: близких, семью, дом, достаток, словом, то, что мы привыкли определять как благополучие. Но любовь к Богу должна быть бескорыстна, Господь попустил сатане мучить Иова для того, чтобы его любовь, его верность, величие его души стали очевидны. Всегда ведь есть какой-то риск: то, за что мы благодарим Господа, может в той или иной степени вытеснить из нашего сердца Его Самого. Поэтому нам необходимо время от времени проходить такое очищение от того, что позволяет нам успокоиться и жить — на самом деле без Бога. Когда человек всего лишается, в его жизни остается только Господь. Если мы находим в себе силы не роптать на Него, Он Сам восполняет для нас все то, чего «лишил». Ведь на самом деле даже самый близкий человек не может нам заменить Бога. Мы часто ждем от людей того, что можно только от Творца ждать — например, подлинного понимания — это одна из наших ошибок. Почему святые отцы уходили в затвор, в пустыню? Потому что людей не любили? Если бы они не любили людей, они не были бы святыми. Они уходили потому, что понимали: любое человеческое утешение отнимает у них утешение Божественное.

За примером того, как человек в тяжелейших жизненных обстоятельствах не падает духом, не надо подчас далеко ходить. Не так давно один наш прихожанин навещал в больнице мальчика, которому пытается помогать. Этот мальчик, во-первых, слепой, во-вторых, сирота, в-третьих, еще чем-то серьезно болен: в больнице ему делали операцию. И вот, он лежит на койке и, улыбаясь, говорит: ничего, я уже выходил на улицу, меня довели до магазина, я купил бутылку шампанского врачу, который меня оперировал, и по шоколадке медсестрам. Ему четырнадцать лет, и он очень доволен тем, что может, как это принято, отблагодарить. На этом примере мы видим качества, позволяющие человеку не впасть в уныние: мальчик, во-первых, благодарен, он умеет ценить то, что для него сделали; а это означает еще и то, что он добр. Во-вторых, он самостоятелен и ответственен, он сам разрешает свою ситуацию, не ждет, когда кто-то за него купит эти шоколадки медсестрам. Но от чего еще это зависит — впадет страждущий человек в уныние или не впадет?

Это зависит от внутреннего выбора. Дорога жизни ведь складывается из маленьких шагов — туда или сюда, вперед или назад. Не надо думать, что действует какая-то предрасположенность. Любой человек от природы слаб, труслив и, главное, грешен. Но один человек идет по пути преодоления, другой — по пути культивирования собственной слабости. В уныние с большой вероятностью не впадет тот, кто не гордится, не тщеславится, не осуждает, не обижается. Который ходит в храм, молится, вникает в свое сердце, исповедуется в своих грехах, причащается Святых Христовых Таин. Такому человеку хорошо, и уныние не войдет в его сердце. А тот, кто постоянно грешит — тот оттого и унывает, что грешит, и грешит оттого, что унывает, это замкнутый круг. Такому человеку даже тяжелее, чем неверующему, потому что у неверующего — своя логика в жизни, для него Бога просто нет. А для человека верующего, но при этом грешащего, Бог есть, но живет он так, будто нет Бога, и от разлада меж собственным убеждением и реальной жизнью он впадает в уныние.

Совершенно верно, что мы все, так или иначе, грешим. И святые грешили, они сами нам говорят об этом. Но кто из нас сделал все, чтобы перебороть свой грех, а кто — далеко не все? Это знает только Господь и наше сердце. Если человек трудился, боролся, но все-таки пал — он пал не от лености и нерадения, а от того, что выбился из сил. Такой человек не впадет в уныние, потому что его сердце, его совесть его успокоит: ты сделал все что мог. Уныние же очень часто — следствие того, что мы сами себя обманываем, мы не делаем всего, что можем, всего, что должны.

Создается впечатление, что уныние сегодня владеет миром. В современном мире слишком много такого, что расслабляет человека, делает его рабом комфорта. Мы слишком многое получаем, просто нажав кнопку на пульте. Считается, что это должно свести к минимуму трудозатраты человека, высвободить его силы для чего-то другого. Но на деле это приводит к тому, что воля наша ослабевает, человек превращается в дряблое, безвольное существо и, как только ему встречается какое-то испытание — такое, что нажатием кнопки его не уберешь,— человек впадает в уныние.

Унылому человеку современный мир предлагает индустрию развлечений и удовольствий. Она, призванная избавить человека от тоски, хандры, скуки (производных уныния), на деле загоняет его в тупик. Предаваясь развлечениям, человек на какое-то время забывает обо всем. В том числе и о Боге. Но жизнь в развлечениях — это не реальная жизнь, она не может продолжаться вечно; в один прекрасный день человек приходит в себя, возвращается в настоящую жизнь… и ощущает страшную душевную пустоту. И понимает, что «оторваться» на самом деле не удалось. И тогда приходится дозу увеличивать. Вот так спиваются, так становятся наркоманами, в лучшем случае — футбольными фанатами. Или впадают в депрессию и дальше живут на лекарствах.

Многим кажется, что между депрессией и унынием можно поставить знак равенства. В известной степени это так и есть. Причины, которые ввергают человека в депрессию, аналогичны тем, которые ввергают его в уныние. И не только неверующий, но и верующий человек может впасть в это состояние, потому что вера — понятие широкое; если есть только внешнее поведение, но нет веры живой, человек живет, как неверующий. И вполне может впасть в такое состояние, что его врачам приходится как-то медикаментозно из этого состояния выводить, и только потом ему можно оказать какую-то духовную помощь. Но бывает и наоборот: что человека пытаются лечить медикаментами, а ему необходима помощь духовная. Наконец, бывает и так, что человек в чисто клиническом смысле страдает депрессией, но не унывает от нее, как не унывал бы и от иной телесной немощи. Потому что духовное состояние человека не всегда зависит от клинической картины.

Мы все действительно грешим и повторяем одни и те же грехи сотни раз. Каемся в них и вновь совершаем. И для многих это становится поводом к унынию: я миллион раз осуждал, неужели я в миллион первый раз не осужу? Что пользы в моем раскаянии, в моей исповеди?

Следует вспомнить слова Иоанна Златоуста: «Праведник ты? Не падай. Грешник ты? Не отчаивайся. Если каждый день согрешаешь, каждый день кайся» . Человеку, который падает, необходимо раз за разом вставать, и тогда Бог почтит его постоянство в раскаянии и даст ему силы победить. Мы зачастую видим, что не можем с каким-то грехом своим справиться. Это может быть по многим причинам. Если мы достаточно ревностны, мы постараемся в этих причинах разобраться. Возможно, мы увидим то, что напрямую не связано с этим грехом, но все-таки этот грех питает. И вот, мы это отсекли, убрали, но мы все-таки продолжаем падать. Мы и ревностны, и осторожны, но мы все-таки падаем, почему? Остается одна причина — гордость. Мы смиряемся, мы признаем свое бессилие… и видим, что победили. У нас на это уходят годы! Но эти годы венчаются успехом — у того, кто борется. У того, кто, по слову преподобного Исаака, потерпев кораблекрушение, ищет другой корабль.

Самая страшная вещь в жизни — это жалеть себя самого. Это связано с унынием совершенно непосредственно. «То, что происходит со мной, так несправедливо!» — это та самая клевета на Бога, о которой писал Иоанн, игумен Синайской горы; это адские муки пушкинского Сальери: «…нет правды на земле, но правды нет и выше; для меня так это ясно — как простая гамма». Вместо этого скажи, как благоразумный разбойник: достойное по делам моим принимаю (см.: .Лк. 23 , 41). И живи в уверенности, что еще худшего заслуживаешь. Более того! То, что ты это, достойное по делам твоим принимаешь — залог того, что Господь к тебе милостив. Потому что только этим ты можешь спастись. Когда человек борим несчастьями, он может рассматривать их как ущерб, а может — как приобретение. У тебя что-то украли? Скажи: Господь взял от меня милостыню. Такая милостыня — когда человек не сокрушается о своей потере — считается самой действенной.

Унынию противостоят вера и упование. Неверующий человек подобен выброшенному в космос, в бесконечное пространство со всеми этими миллионами световых лет и скоплениями безжизненных галактик. Но на самом деле во Вселенной нет такого места, где не было бы Бога, Того, к Кому царь Давид из бездны своей скорби простирал руки. Унынию подвержен человек, который живет только в этом, земном времени и пространстве, только в этой плоскости. Но если человек находит в себе силы ко всему в своей жизни относиться духовно — он может выгнать уныние из своей жизни далеко-далеко.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт