Здоровый образ жизни в начальной школе. Сценка: «Правильное питание». Остановка «Почему нельзя?»

03.04.2019

Формирование здорового образа жизни в начальной школе.

Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-воспитательного процесса.

Коллектив нашей школы работает над темой «Изучение и внедрение современных технологий формирования ЗОЖ младших школьников и дошкольников».Главной отличительной особенностью здоровьесберегающей педагогики является приоритет здоровья, т.е.грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.

Организация внеурочной деятельности учащихся в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС о существляется через кружок «В здоровом теле - здоровый дух», что способствует формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, закаливанию организма.

В школе ведётся 3 часа физической культуры, проводятся ежемесячно дни здоровья, спортивные субботы.

Предмет «Культура здоровья» изучается интегрировано в рамках предмета «Физическая культура».

Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья является программа обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений (Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1 - 11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УлГУ, 2011.)

Цель программы «Обучение культуре здоровья»:

Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

Формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;

Обучение ребенка самопознанию;

Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;

Обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;

Обучение здоровому питанию;

Профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);

Формирование физической культуры личности;

Программа состоит из семи разделов:

Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ – зависимостей.

Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.

Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, аудио - визуальные методы подачи материала.

В образовательном учреждении проводится большая разъяснительная работа среди детей о необходимости двигательной активности, о профилактике различных заболеваний, о вредных привычках. Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школы позволяет значительно повысить двигательную активность учащихся, решить ряд задач оздоровительного и воспитательного характера, укрепить здоровье, вызвать у них положительные эмоции, которые, в свою очередь, способствуют повышению умственной работоспособности, успешному усвоению знаний.

К оздоровительным задачам в дошкольной группе относятся: охрана здоровья и всестороннее физическое развитие ребёнка через закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности, создание бодрого и жизнерадостного настроения.

Эти задачи решаются организацией режима дня, правильного питания, оздоровительных мероприятий и физического воспитания.

Так же школа ведет большую работу с родителями учащихся. На родительских собраниях им дается информация о диспансеризациях, а также о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними. В этом году на родительских собраниях рассмотрены следующие вопросы:

1.Организация горячего питания.

2.Безопасность детей в летнее время.

3.Профилактика гриппа.
4.Профилактика негативных проявлений среди обучающихся.

5.Бытовой детский травматизм и его профилактика.

В летний период все желающие учащиеся могут поправить здоровье и отдохнуть в школьном оздоровительном лагере «Солнышко» . По данным опроса детей наиболее высокий эмоциональный отклик получили спортивные мероприятия, походы по родному краю, участие в проекте «Мы и дорога», тренировочная игра по ПДД «Безопасное колесо». Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье. Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. Лагерь оздоровительный, и ребята получали не только усиленное питание, соки и фрукты, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства.
С ребятами проводилась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании, о дружбе и взаимопомощи.

Специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся с невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах. Решение этой проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Для учащихся и воспитанников разработано цикличное 10-дневное меню, разнообразное, витаминизированное.

В школе разработаны программы: «Здоровое питание школьников», «Обеспечение овощами».

В прошедшем учебном году количество питающихся по школе – 21 (100 %). Бесплатно питались – 5 человек (24 %)
Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится С-витаминизация блюд.

Программа спортивно-оздоровительного воспитания учащихся в школе.

В плане вос питательной работы школы учебный год реализовывалась

программа спортивно-оздоровительного воспитания учащихся.

Задачи. Создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья учащихся.

Большая работа проводится по формированию у учащихся здорового образа жизни. Регулярно проводятся беседы для учащихся, с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. При анализе выявляется, что уже в 1-м классе дети четко осознают опасность, связанную с употреблением ПАВ, негативно высказываются против употребления ПАВ и верят в действенность профилактических мер. Дети всех возрастных групп имеют полное представление о ЗОЖ, стараются его придерживаться. Проводятся беседы о здоровом образе жизни («Я здоровье берегу - сам себе я помогу», «Соблюдай режим дня»), которые помогают становлению у детей санитарно-гигиенических навыков. Успешное действие оказывает «Родительский лекторий» по санитарной пропаганде. Фельдшер ФАП проводит беседы в классах и на родительских собраниях по профилактике инфекционных заболеваний («Методы оздоровления детей в домашних условиях»), профилактике школьного травматизма, осуществляет регулярный осмотр детей на предмет кожных заболеваний и педикулеза. В школьном коридоре оформлен стенд «Уголок здоровья». Классными руководителями регулярно проводятся беседы с просмотром презентаций о здоровом образе жизни «Если хочешь быть здоров», профилактике простудных и инфекционных заболеваний «Витаминотерапия», «Профилактика гриппа», соблюдение режима дня, дни здоровья. В рамках дня здоровья, с детьми было проведено занятие по спортивным соревнованиям «Гонка за лидером», специалистом спортивной школы Захаровым Е.В. В школе во время Олимпиады проводились Малые Олимпийские игры. За достижениями наших спортсменов дети следили каждый день и выставляли на стенде золотые, серебряные, бронзовые медали. Познакомились с историей Олимпийских игр, паралимпийскими играми. Также в рамках Всемирного дня здоровья проводятся классные часы с презентацией, спортивные мероприятия.

С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды базовых видов спорта осуществляются программы физического воспитания и здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируется сборная команда школы для участия в районных соревнованиях. Дети принимают участие в легкоатлетических, лыжных районных соревнованиях.

Методическое объединение учителей начальных классов работало над методической темой «Изучение и внедрение современных технологий формирования ЗОЖ младших школьников и дошкольников» .

Учителями начальных классов в течение учебного года была организована работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся : спортивный зал , школьная столовая, игровая летняя площадка. С детьми проводились беседы и практические занятия по соблюдению правил личной гигиены. Физминутки на уроках, динамические паузы для первоклассников, 3 урока физической культуры способствуют укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни. Конкурсы рисунков, плакатов по борьбе с курением, алкоголизмом, родительские собрания по проблеме здоровья детей, прогулки и подвижные игры на воздухе с учащимися начальной школы.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Аннотационная карта

Номинация фестиваля конкурса

Актуальные вопросы обновления содержания и технологии преподавания учебных предметов в условиях перехода на ФГОС.

ФИО участника фестиваля-конкурса: педагогических идей: «Калейдоскоп профессиональных находок».

Прохорова Юлия Анатольевна

Должность

Учитель -логопед

Наименование ОУ

МБОУ «СОШ № 27»

Краткая аннотация материала

Внеклассное мероприятие по пропаганде ЗОЖ для учащихся начальной школы «Если хочешь быть здоров»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по правилам здорового образа жизни.

Задачи:

    Систематизировать знания о правилах здорового образа жизни;

    Дать возможность ученикам продемонстрировать свои творческие способности при выполнении заданий по указанной теме, развивать логическое мышление, смекалку, память;

    Оказывать педагогическую поддержку в умении слышать капитана, проявлять личную инициативу и нести коллективную ответственность за принимаемые решения.

Ход занятия

Скажите, что такое здоровый образ жизни? (ответы учащихся)

Здоровый образ жизни -это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Ребята, все мы хотим быть здоровыми. Никому не хочется болеть, лежать в постели, глотать таблетки, чувствовать боль.

А для того, чтобы не болеть, каждый человек должен хорошо знать себя, свой организм. Знать, как работают его органы: сердце, лёгкие, мозг, мышцы. Знать, что полезно твоему организму, а что вредно. Знать, как правильно питаться, вести здоровый образ жизни. В этом нам помогают книги, из книг мы получаем знания обо всём на свете, в том числе и о здоровье.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить, обсудить и закрепить правила, полезные для нашего здоровья. Ребята, поднимите руки те, кто ведет здоровый образ жизни. Все! Сейчас мы это проверим. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете ДА или НЕТ.

Регулярно чистить зубы?

Побольше смотреть телевизор?

Соблюдать режим дня?

Делать зарядку по утрам?

Кушать много сладкого?

Гулять на свежем воздухе?

Кушать овощи и фрукты?

Мыть руки перед едой?

Пить с товарищем из одного стакана?

Заниматься спортом?

Сидеть за партой ровно?

Я вам верю, вы правильно ответили на все вопросы.

Сейчас мы с вами проведём небольшую разминку, после чего приступим к вопросам игры брейн-ринг.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет

    Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

    Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

    Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Будет ваш каков ответ?

Молодчина Люба?

    Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда?

    Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

    Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

    Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Молодцы же вы, ребятки,

Будет все у вас в порядке!

А теперь, ребята, вы должны разбиться на 2 команды, каждая команда придумывает себе название. Мы начинаем игру Брейн-ринг «Если хочешь быть здоров».

Раунд 1. Знаешь ли ты?

Вопросы первой команде:

1. Какой орган человека сравнивают с насосом? (сердце)

2. Какую функцию выполняет кожа? (защитную)

3. Почему вреден для человека алкоголь?

4. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)

5. Ношу их много лет, а счету им не знаю (волосы)

Вопросы второй команде:

1. Какой орган человека сравнивают с компьютером? (мозг)

2. Какие охранные посты не пропускают в твоё тело невидимых врагов-микробов, вирусов, пыль и грязь? (кожа, нос, миндалины)

3. Для чего нужны человеку брови, ресницы, слёзы? (для защиты глаз)

4. Живёт мой братец за горой, да не встретится со мной (глаза).

5. Всегда во рту, да не проглотишь (язык).

Раунд 2. Гигиена – основа здоровья

Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» - они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» - они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал «Вредные советы».

Никогда не мойте руки. Шею, уши и лицо. Это глупое занятье не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки. Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы. Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет. К старости сама собою облысеет голова.

Вопросы первой команде:

1. Почему, обязательно 2 раза в день, мы должны чистить зубы?

2. Почему при кашле и чихании надо закрывать нос и рот платком или хотя бы рукой?

3. Как вы думаете, что правильнее: вымыть пол мокрой шваброй, или подмести сухим веником?

Вопросы второй команде:

1. Почему перед едой нужно обязательно мыть руки?

2. К чему может привести вредная привычка - грызть ногти?

3. Почему человек ежедневно, или хотя бы 1-2 раза в неделю должен мыться под душем или в бане, или в ванной?

Раунд 3. Правильное питание – залог здоровья

Питание должно быть полезным и разнообразным. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, много думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться (овощи, фрукты, молочные продукты). Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

В конкурсе «Угадай полезные продукты» участвуют по одному игроку из каждой команды, на размышление даётся по 2 минуты. Разложите карточки с названиями продуктов по–полезности. В одну стопку - полезные, в другую – вредные. Объясните почему.

На слайде будут показаны продукты, а ребятам нужно выписать на доске только полезные продукты.

Раунд 4. Загадки по теме «Спорт и здоровье»

    Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна (зарядка).

    Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса (велосипед)

    Дождик тёплый и густой,

Это дождик не простой:

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов (душ).

    Он с тобою и со мною

Шёл лесными стёжками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застёжками (рюкзак)

    Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих-

Что за кони у меня? (коньки).

    Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет (спорт).

    Чтоб большим спортсменом стать

Нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка

И, конечно, (тренировка).

Итак, ребята. Вы все молодцы. Давайте поведем итог нашего занятия.

Скажите, что в ходит понятие «здоровый образ жизни»? (ответы учащихся)

Хорошо, а теперь давайте еще раз посмотрим на доске и прочитаем, что относится к здоровому образу жизни.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями, я надеюсь, что сегодняшний день не прошёл даром, вы много полезного для себя почерпнули, узнали. Будьте всегда здоровы, активны, жизнерадостны!

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути

важнейшее условие». (С. Я. Маршак)

Сама природа помогает человеку сохранить стопроцентное здоровье. Свежий воздух, солнечная энергия, чистая вода, физическая активность, а главное разум создан природой для нашего грамотного распоряжения. Впрочем, воспитывать стремление ребенка вести здоровый образ жизни необходимо начинать с раннего возраста. Ведь он должен с детства научиться понимать ценность здоровья своего и окружающих. А потому всем окружающим его взрослым – и учителям начальных классов в школе и родителям ребенка дома необходимо личным примером демонстрировать как укреплять и беречь здоровье.

Начинать учить детей здоровому образу жизни родители должны с мотивации. Именно об этом и о том как может прививать начальная школа здоровый образ жизни учащимся, как этому могут способствовать его домашние, мы с редакцией сайта www..

Процесс формирования здорового образа жизни должен ежедневно закрепляться в семье. Мамы и папы, посмотрите на себя со стороны! Можете ли вы быть примером для детей? Любите ли вы самих себя, окружающую вас природу? Вы счастливы от того, что живете в этом мире? Если сомневаетесь в этих вопросах, то четко сформулируйте цели изменения своего поведения, риск для здоровья от негативных привычек. Ведь вам необходимо личным примером демонстрировать вашему ребенку, как укреплять и беречь свое здоровье. Только в этом случае он научится понимать ценность здоровья своего и окружающих. Не будет личного примера – не будет и толку в обучении.

Родителям также следует учитывать то, что факторы образовательной среды существенно влияют на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Тезисно перечислю, что я имею ввиду, говоря о влиянии на здоровье младших школьников.

Положительное влияние на ребенка получения образования в школе:

Соблюдается определенная длительность занятий и перемен. Через 20 минут урока проводится физминутка.
Создается положительный психологический фон, стиль общения демократический.
Соблюдаются санитарно-гигиенические условия: помещение проветривается на переменах, освещение достаточное, высота мебели соответствует норме, соблюдается температурный режим.
Питание рациональное и разнообразное.
Выполняется двигательный режим.
Осуществляется медицинский контроль.

А вот факторы, которые негативно влияют на здоровье учащихся при обучении:

Физическая активность учащихся недостаточная, значит возникает отсутствие гиподинамия.
Учебные программы перегружены – перегружен и мозг ребенка.
Обучающие технологии используются в ущерб оздоровительным – снова перегрузка психики.
Неправильное питание детей – в основном в школе питаются всухомятку. А это в ближайшем будущем провоцирует гастрит.
Авторитарность педагога, и, как следствие, конфликтность в общении, подавление психики.

Главный негативный фактор образовательной среды – недостаточная двигательная активность детей. Чтобы его компенсировать, вы можете легко компенсировать недостаток физических нагрузок, записав своего ребенка в спортивную секцию, играя с ним в подвижные игры на прогулках, делая зарядку. День школьника должен начинаться с утренней веселой зарядки. Только занимаясь вместе с родителями, ребенок сможет настроиться на позитив, зарядиться энергией.

Важный фактор – режим дня. То есть питание строго по часам, подъем строго в одно время и отбой не позднее 22 часов. Важной частью режима дня кроме физических упражнений является питание.

Составляя меню, сочетайте предпочтения ребенка и рекомендации по правильному питанию. Учитывайте, что интенсивность обмена веществ у младшего школьника очень высокая.

Для укрепления иммунитета выполняйте ежедневные часовые прогулки на улице, дома включите в рацион витаминные блюда. Также всей семьей проводите противовирусные общеукрепляющие курсы народными средствами. Объясните вашему ребенку их значение для сохранения и укрепления здоровья.

Витаминные сборы для младших школьников:
Ягоды черной смородины и плоды шиповника (1:1).
Плоды калины, плоды смородины и ягоды брусники (2:2:1).
Плоды шиповника, ягоды брусники и листья крапивы (2:1:2).
Листья крапивы, листья смородины и плоды рябины (1:1:2).
Плоды шиповника, плоды рябины и плоды малины (1:1:1).
Применение: 10 г сбора на стакан воды. Закипятить, настоять два часа. Пить по 50 г. После применения прополоскать рот, чтобы кислота не разъедала зубы.

В школе во время уроков и при выполнении домашних заданий у детей возрастает нагрузка на орган зрения. Компенсировать вредное воздействие и восстановить младшему школьнику зрение помогут овощные соки, содержащие витамин А. Но не забывайте выпивать их в прикуску с бутербродом с маслом, содержащим жир.

Морковный сок можно употреблять с другими соками, медом или молоком.
Морковный сок, сок петрушки, сок сельдерея (3:2:1).
Морковный сок, сок свеклы, сок шпината (3:1:1).

Экстракт черники повышает остроту зрения. Давайте ребенку по 30 г в качестве профилактики. Для своевременного выделения патологий у вашего школьника, ежегодно консультируйтесь с врачом-окулистом.

Беседуйте с ребенком об ответственности человека за свое здоровье; о факторах, отрицательно на него влияющих (алкоголь, наркотики, курение); о значении физической активности и качеств (ежедневных прогулках, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.); о закаливании.

Закаливание значительно повысит сопротивляемость организма младшего школьника неблагоприятным воздействиям и выработает реакции терморегуляции. В теплые месяцы необходимо как можно чаще пользоваться закаливающими процедурами. А в холодное время следует применять контрастный душ, воздушные ванны, сочетать пребывание на воздухе с подвижными играми. При закаливании постепенно усиливайте раздражитель. Обязательно учитывайте индивидуальные особенности организма вашего ребенка. При пороках сердца, астме, анемии закаливание не проводится до полного выздоровления. Легко возбудимым детям показаны успокаивающие процедуры (обтирание, воздушные ванны), а контрастные процедуры подойдут тем, у кого преобладают процессы торможения.

Исключительно действенные народные методы закаливания, применимые для младших школьников:
Обливание, контрастный душ, обтирание.
Длительное пребывание на свежем воздухе.
Прием воздушных ванн.
Солнцелечение, загорание.
Хождение босиком.

Конечно, в начатом нами рассмотрении не затронута большая часть вопросов формирования здорового образа жизни, недостаточно рассмотрен вопрос того, какую роль может сыграть начальная школа, как институт образования в этом. Но это и не возможно сделать в рамках одно статьи - этому рассмотрению можно посвятить целую книгу. Важно то, что хотя бы часть материала мы осветили и родители поняли, что именно в этом возрасте ими может быть сформировано правильное отношение ребенка к миру, которое потом защитит его от алкоголя, наркотиков, курения, суицида. Для ребенка же главное – не выполнение всех этих норм, потому что нужно, а здравое понимание, донесение до его сознания, мысли о том, что для счастливой будущей жизни необходимо учитывать множество факторов, стараться обдуманно подходить к «выковыванию» и сохранению своего здоровья!

Цель программы:

Задачи программы:

Актуальность: .

Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни в начальной школе»

Рабочая программа

курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Составила:

Мунаварова Гузель Фаритовна

Возраст учащихся:

7-8 лет, 1 класс

Срок реализации:

2015-2016уч.год

"Детское любопытство безгранично.

Дети хотят знать все о себе и о мире, в котором живут"

Роберт Ройтенберг

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс.

Поэтому в рамках окружной программы создания экспериментальных школьных площадок и набора первых классов начальной школы по апробации Новых образовательных стандартов и была разработана данная программа. Она рассчитана на учеников начальной школы и учитывает возрастные особенности школьников.

Предусмотрены разные виды работ с учениками: работы в группах, практические занятия, работа над проектами, конкурсы рисунков, диагностические исследования.

Программа является модифицированной, в ее основе использованы разработки:

Программа рассчитана на один учебный год (33 недели). В реализации программы участвуют дети первого класса (7-8 лет). Количество занятий в неделю – 1, по 35 минут.

Цель программы: Способствовать выработке целостного представления о здоровье человека, здоровом образе жизни, путях сохранения и укрепления здоровья в реальной окружающей среде, воспитание у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.

Задачи программы:

1. Познакомить учащихся с понятием «Здоровый образ жизни».

2. Обеспечить последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, здоровье разрушающих.

3. Установить связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека.

4. Показать, что здоровье - это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

5. Раскрыть факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена. Культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы.

Актуальность: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.

Программа включает следующие модули:

1. Информирование:

    информирование учащихся, родителей, учителей по проблемам сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни;

    информирование о правильном составе и грамотном использовании содержимого домашних аптечек;

    информирование учащихся о правильном режиме дня для ученика первого класса.

2. Диагностика:

    проведение диагностики (анкетирование, тестирование, наблюдение и др.) среди учащихся (с согласия их родителей или других представителей) с целью выявления проблем здоровья.

3. Занятия с учащимися:

    проведение занятий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни;

    проведение занятий, направленных на улучшение эмоционального состояния и повышение устойчивости к переутомлению и стрессу.

Реализация программы позволит:

    привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области здорового образа жизни;

    сформировать у детей научно обоснованную систе­му понятий основ безопасности жизнедеятельности;

    выработать необходимые умения и навыки безопас­ного поведения в повседневной жизни в случае возникно­вения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Результатом реализации программы будет подведение итогов различных конкурсов в рамках данного курса:

на самый лучший проект «Вода – это сама жизнь»,

на самый интересный плакат «Мой дом - моя крепость»,

на самый красивый слоган «Наш класс – самый здоровый».

Учебный план программы

Наименование раздела

Количество часов

Всего часов:

Практика

Введение в курс.

Здоровое питание. Режим дня.

Личная гигиена

Экология дома и города. Безопасность.

Полезные и вредные привычки. Витамины и народные средства.

Примерное содержание программы курса

«Здоровый образ жизни»

Введение в курс (3 часа).

Чему будут посвящены занятия? Что такое здоровье? Здоровье и красота человека. Как сохранить здоровье? Что такое здоровый образ жизни?

Здоровое питание. Режим дня (9 часов).

Личная гигиена (5 часов).

Зачем нужно умываться? Как это делать правильно? Личная гигиена. Как правильно чистить зубы? Что полезно и что вредно для зубов? Что мы знаем о воде. Роль воды для жизни и здоровья. Очистка воды в природных условиях и в доме.

Экология дома и города. Безопасность (8 часов).

Наш дом – наша крепость. Экология дома. Откуда мусор в городе? Экология города. Как помогают природные явления человеку сохранить и укрепить здоровье? Безопасное поведение в лесу зимой и летом. Безопасное поведение на льду, на реке. Оказание первой помощи. Народные средства. Правила безопасности при общении с незнакомыми людьми.

Полезные и вредные привычки.

Витамины и народные средства (8 часов).

Вредные и полезные привычки человека. Вредные привычки - курение и наркотические вещества. Полезные лекарства. Лекарственные растения. Заключительный урок.

Литература и другие источники информации

1. Антибиотики /лекарство или яд/. М.:АСТ, 2006.

2. Витамины /лекарство или яд/. М.:АСТ, 2006.

3. Крутецкая В.А. и Шинкарчук С.А. Правила здоровья и оказания первой помощи /серия Начальная школа/, Издательский дом Литера, С.-П., 2008.

4. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

5. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.; АНС, 1999.

6. Химия для всех /хрестоматия/. Есть или не есть, пить или не пить. Ижевск, 2000.

7. Энциклопедия для детей. Т. 17. М.: Аванта+, 2000.

8. Сайт http :// www . proshkolu . ru / search /


Тематическое планирование

"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире".
Д. Локк

План.дата

Факт. дата

Примерное содержание занятия:

Форма занятия

Введение. Чему будут посвящены занятия?
Что такое здоровье?

Здоровье и красота человека.

Работа в группах.

Долгожители. Наследственность. История моей семьи.

Работа в группах

Режим дня и необходимость его соблюдения.

Работа в группах.

Режим питания. Здоровая пища.

Работа в группах.

Особенности питания у разных народов. Традиционные продукты питания аборигенов ХМАО.

“Все время жуют только коровы”. Жевательные резинки – за и против.

Рабочее место и правила посадки. Правильная осанка.

Практикум

Какую обувь мы носим? Плоскостопие и его профилактика.

Работа в группах.

Утомление и переутомление. Отдых в процессе учебной деятельности.

Практикум

Почему устают глаза? Очки. Гимнастика для глаз.

Разыгрывание сценок

Зачем нужно умываться? Как это делать правильно?

Беседа, игра.

Личная гигиена. Что это?

Практикум.

Как правильно чистить зубы? Что полезно и что вредно для зубов?

Конкурс рисунков.

Что мы знаем о воде. Роль воды для жизни и здоровья. Безопасное поведение около водоёмов.

Очистка воды в природе и в домашних условиях.

Практикум

Наш дом – наша крепость.

Экология дома.

Откуда мусор в городе?

Экология города.

Безопасное поведение в лесу зимой и летом. Пожарная безопасность дома и на природе.

Работа в группах

Безопасное поведение на льду, на реке.

Оказание первой помощи. Народные средства.

Вредные и полезные привычки человека. Откуда они?

Конкурс рисунков

Правила безопасности при общении с незнакомыми людьми.

Игра, сценки.

Опасные привычки – наркотики.

Спорт как средство укрепления здоровья.

Лечебные свойства северных ягод.

Практикум

Народные средства профилактика простудных заболеваний. Сохранение здоровья осенью.

Витамины и история их открытия.

Заключительный урок. Подведение итогов.

Тетрадь здоровья (задание на лето)

Награждение победителей конкурсов и самого здорового.

Ход игры

Актовый зал, в котором собираются гости и участники игры, превращается в корабль.

Музыкально-театрализованное представление начинается введением в игру, в ходе которого каждая команда получает фрагмент карты, где в порядке очередности указан путь следования. Команды посещают 3 острова:

. «Остров здоровья» (этапы «Зеленая поляна», «Скалы удачи»);

. «Остров дружбы» (этапы «Тропа испытаний», «Непроходимые джунгли»);

. «Остров знаний» (этапы «Голубая лагуна», «Таинственная пещера»).

На последнем острове команды получают индивидуальный для каждой «секрет» с указанием места нахождения клада. В путешествии каждую команду сопровождает «пират» (старшеклассник-артист). Время прохождения каждого этапа 8-10 минут. Переходы осуществляются по звонку, количество этапов равно количеству команд.

За 15 минут до начала начинает звучать веселая музыка. Команды проходят в актовый зал и занимают отведенные для них места.

Звучат фанфары, включается запись с шумом моря, криком чаек.

Крик попугая из-за сцены. Полундра! Полундра! Свистать всех наверх!

Выбегают четыре пирата и капитанша.

1-й пират. Позор Барракуде! У нас на корабле новый капитан, да еще женского рода!

2-й пират. Да ее же первой волной за борт смоет! Капитанша. Что? Да я со своим мужем, капитаном

Флинтом, 100 морей проплавала, каждого кита в лицо знаю.

3-й пират. Мама родная, не признали!

Капитанша. Не прошло еще пяти лет, как нет с нами капитана Флинта, а вы веселитесь, укуси вас пиранья за пятку.

4-й пират. Прости нас, заступница! Да мы тут без Флинта последние тапочки доедаем.

1-й пират. Взяла б на пенсион, а?

Капитанша . За этим и пришла, дело есть!

Собираются в круг и шушукаются.

Попугай (вылетает из круга с воплями). Клад, клад!

Пираты закрывают ему клюв.

Пираты . Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч!

Капитанша. Поднять якорь! Отдать швартовы. Вперед, морские волки!

Танец капитанши и пиратов. Пантомимой изображают кораблекрушение. Пираты разбегаются по залу. Выходит Робинзон Крузо.

Робинзон Крузо. Здравствуйте, друзья! Я рад видеть вас на своем острове.

Капитанша . Крузо, разрази меня гром, мы же тебя с капитаном Флинтом 15 лет назад высадили на этот необитаемый остров. Так ты живешь в этой гавани? Дружище, как же ты здесь выжил? И даже выглядишь неплохо!

Робинзон Крузо . Солнце, воздух и вода - мои лучшие друзья! А вас что привело сюда?

Капитанша и пираты . Клад, клад, отдавай нам клад Флинта!

Робинзон Крузо. А-а-а, так вы за кладом сюда пришли? Ну ищите!

1-й пират. А как же мы без карты клад найдем, а?

Капитанша . Йо-хо-хо, наступи на морского ежа. Флинт передал мне карту. Вот она!

Капитанша достает карту, но она рассыпается на части! Пираты хватают карту.

Пираты. Сокровища, сокровища! Мое, мое!

Капитанша. Стоять! Бояться! Карту на бочку!

2-й пират . Беда, нам крышка! Карту корабельные мыши погрызли.

3-й пират. Плакали наши денежки.

Капитанша. Что же нам теперь делать?

Робинзон Крузо. А вот что! Слушай мою команду:

Нужно иметь надежных друзей, которые всегда подставят свое плечо.

Идти намеченным курсом прямо к цели, и тогда вам улыбнется удача.

Надо набрать свои команды и отправляться на поиски клада.

Раздает пиратам куски карты. Пираты набирают команды.

Капитанша . Шлюпки на воду! Поднять паруса! Полный вперед за кладом.

Команды отправляются по своим маршрутам.

Этапы игры-путешествия.

ОСТРОВ ЗДОРОВЬЯ

Этап «Зеленая поляна».

Каждый игрок команды должен пройти определенное расстояние необычным способом, не повторяя движения других игроков из своей команды.

Этап «Скалы удачи».

На стене развешены картонные карты, они образуют форму скалистых камней. Участникам предлагается по очереди переворачивать камни, читать вопросы, давать ответы на них и таким образом взбираться на самую вершину.

Вопросы к этапу:

Что надо есть, чтобы быть здоровым?

Зачем нужно утром и вечером чистить зубы?

Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова - это правильная....

Что помогает человеку стать сильным и здоровым?

Какие предметы личной гигиены вы знаете?

Что нужно мыть перед едой, после туалета, перед приготовлением пищи?

В какой сказке мальчика-грязнулю наказали вещи?

После большой физической нагрузки возникает утомление, как избежать этого?

Дополнительный вопрос:

Занимаетесь ли вы физкультурой и спортом? Если да, то почему? Если нет, почему?

ОСТРОВ ДРУЖБЫ

Этап «Непроходимые джунгли».

Команде необходимо перебраться с одной части острова на другую по дощечкам, которых на одну меньше, чем участников команды.

Этап «Тропа испытаний».

Участники выходят на тропу испытаний, и только крепкая дружба поможет им развязать морской узел. Капитан команды отворачивается, вся команда, взявшись за руки, «завязывается» в крепкий морской узел. Капитану необходимо его развязать.

ОСТРОВ ЗНАНИЙ

Этап «Голубая лагуна».

Команда получает бутылку, выловленную из воды, а в ней зашифрованное послание, состоящее из одних только цифр. Расшифруйте послание.

6-5-10-15-19-20-3-6-15-15-29-11

15-1-11-20-10 5-18-24-4-1

2-29-20-30 10-14

(Ответ: Единственный путь найти друга - быть им!)

Это слова Ралфа Уолдо Эмерсона, американского философа, писателя.

Этап «Таинственная пещера».

На стене таинственной пещеры начерчен филворд. Необходимо найти 14 слов - качеств человека или понятий.

Ответы: ум, упорство, дружба, вера, любовь, вежливость, доброта, здоровье, воля, милосердие, знания, труд, риск, красота.

После прохождения всех этапов команды возвращаются в зал и обнаруживают большой сундук.

Фонограмма : шум прибоя. Пираты с капитаншей вбегают в зал.

Капитанша и пираты . Земля! Земля! Наконец-то приплыли!

Капитанша. Пираты, карту на бочку! Команды, по кругу!

1-й пират. Я вижу на карте черную метку Флинта. Клад здесь.

Пират указывает на сундук.

Капитанша. Открывай сундук.

Раздаются скрип открываемой крышки и таинственная музыка. Выходит Робинзон Крузо. Подходит к сундуку и достает оттуда три свитка.

Робинзон Крузо . Я вас уже заждался - клад отдать.

Отдает свитки капитанше.

Капитанша. Что это?

Робинзон Крузо. Настоящее сокровище - это ваше здоровье. А вот и древние свитки. Прочитайте их.

Пираты (по очереди читают пожелание каждой из трех команд).

1. Если ты много знаешь, то будешь знать, что делать дальше.

2. Человек должен беречь свое здоровье.

3. Счастлив тогда, когда имеешь много надежных друзей.

Робинзон Крузо. Сокровище - найти верных друзей, съесть с ними пуд соли и всегда идти вперед, пока видна линия горизонта. Ребята, вы сегодня нашли эти сокровища и достойны награды.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт