Сообщение на тему возможности человеческого мозга. Как раскрыть возможности своего мозга? Некоторые особенности развития

10.02.2019

Границ для человеческих возможностей просто не существует. Но, вот как мы их используем и используем ли вообще, как раз зависит от работы нашего мозга. Большинство из нас, как доказали ученые, используют свой мозг всего лишь на 2-3%. К тому же, как показывают последние медицинские исследования, основанные на многочисленных десятилетних экспериментах и в которых принимали участие более 7000 добровольцев, наш мозг начинает стареть уже после 45 лет. Так что, нужно пытаться до этого времени использовать его по максимуму.

Причем, в ходе экспериментов, проявилась интересная тенденция, мужчины свой интеллектуальный потенциал теряют быстрее, чем женщины. По мнению ученых необходимо постоянно и максимально задействовать свой умственный потенциал. У любознательной личности, имеющей массу увлечений, значительнее повышаются возможности мозга, к тому же, открываются совершенно неизведанные ранее способности.

К тому же, наш мозг имеет немало врагов. Например, регулярное употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток гипофиза, что для работы мозга является просто убийственным. Постоянные стрессы и недосыпания также приводят к истощению нашего мозга. Ранее считалось, что наш мозг работает, как единое целое и утрачивает способности в результате нарушений его структуры. Но последние медицинские исследования показали, что некоторые фрагменты мозга берут на себя все функции поврежденных участков. Особенно удивил ученых и медиков тот факт, что каждое полушарие является своего рода «отдельной личностью» со своими воспоминаниями, эмоциями и знаниями. Поэтому порою у людей случаются случаи «раздвоения» сознания, а порою появляется чувство, что в нас живут два совершенно разных человека.

Интуиция

Так называемая интуиция – еще одна загадка, причем пока непостижимая, человеческого мозга, к тому же, не имеющая ничего общего с законами логики. Наше логическое мышление опирается, прежде всего, на анализе фактов, сборе информации, установлении причинно-следственных связей. Интуиция же зачастую предлагает нам уже готовый ответ, причем взявшийся из «ниоткуда». В народе бытует поверье, что самой верной является первая мысль. Люди, наделенные интуицией, быстро ориентируются в сложных ситуациях, принимают оперативно безошибочные решения и это уже доказано учеными.

За интуитивное мышление отвечает правое полушарие. Поэтому современное воспитание и система обучения направлены на развитие у нас левого полушария, отвечающего за рациональное мышление и логику. Именно в этом кроется немало тайн нашей бесконечной Вселенной. Ученые всячески пытаются раскрыть незадействованные возможности человеческого мозга с помощью правого полушария. В последнее время преподносится все чаще метод духовного познания, превышающего логику.

Влияние мыслей на события

Загадочным явлением до сих пор остается влияние наших мыслей на определенные события. От эмоциональной настроенности, как считают ученые, напрямую зависит, например операция, и последствия оперативного вмешательства, и успешность дальнейшего лечения. Иногда воплотить наши мысли в жизнь не позволяют несинхронность наших слов и желаний, что следует в себе развивать.

Предлагаем вашему вниманию 121 совет, помогающий , быстрее думать, лучше постигать информацию, а в дальнейшем использовать весь потенциал своего мозга.

1.Займитесь разгадыванием головоломок и решением задач.

2. Следует развивать амбидекстрию - способность хорошо владеть левой и правой рукой. Попробуйте совершать определенные действия неосновной рукой. Научитесь писать одинаково умело обеими руками. Во время еды попеременно меняйте руки при использовании вилки и ложки.

3. Работайте с неопределенностью и двусмысленностью. Научитесь в полной мере наслаждаться оптическими иллюзиями и парадоксами.

4. Осваивайте интеллект-карты.

5. Пытайтесь блокировать одно или несколько ощущений, например, с закрытыми глазами принимать душ.

6. Развивайте вкусовые сравнительные ощущения. Учитесь чувствовать полноценно, смаковать пиво, вино, шоколад, сыр и др.

7. Выискивайте области пересечения определенных события и вещей, на первый взгляд совершенно не связанных между собой.

8. Научитесь печатать вслепую и пользоваться клавиатурой с различным расположением клавиш.

9. Придумайте другие способы применения для привычных предметов, например, проволоки или гвоздя.

10. Не придерживайтесь одного представления о конкретном событии или вещи, меняйте его на противоположное.

11. Совершенствуйте и изучайте техники, используемые в творчестве.

12. Очевидное не должно стать для вас догмой, ищите другие ответы на вопросы.

13. Всячески ломайте ваше представление об установленном порядке вещей.

14. Не унывайте, а наоборот резвитесь.

15. Вверх ногами переверните фотографии и картины.

16. Совершенствуйте и развивайте критическое мышление, отвергайте устоявшиеся заблуждения.

17. Решайте логические задачи, тем самым, совершенствуя логику.

18. Знакомьтесь с научными методами мышления.

19. Займитесь черчением или , для этого не обязательно быть художником.

20. Позитив в ваших мыслях – прежде всего.

21. Попробуйте себя в живописи, в скульптуре, в занятиях музыкой.

22. Развивайте ловкость рук, научитесь фокусам.

23. Отдавайте предпочтение продуктам, исключительно полезным для вашего мозга.

24. Научитесь недоедать, чем переедать. Лучше покинуть стол с легким чувством голода.

25. Физические упражнения должны всегда быть в вашем ежедневном расписании.

26. Сидите исключительно с прямой спиной.

27. Чем больше вы будете пить воды, тем лучше для вас и работы вашего мозга.

28. Дышите глубоко.

29. Почаще смейтесь, смех продлевает жизнь.

30. Определенные хобби и увлечение помогут разнообразить вашу жизнь.

31. Хороший полноценный – прежде всего.

32. Обращайтесь к короткому сну.

33. Прослушивание хорошей музыки положительно скажется на вашем самочувствии.

34. Медлительности и лености объявите войну.

35. Не злоупотребляйте использованием техники.

36. Познавайте современные материалы, касательно функционирования мозга.

37. Смените свой гардероб. При возможности ходите босиком.

38. Пытайтесь найти компромисс с собой.

39. Не стоит все в жизни усложнять, будьте проще.

40. Шахматы и настольные игры благоприятно отражаются на работе мозга.

41. Игры для «ума» - кроссворды, головоломки и другие игры – должны быть постоянно в вашем досуге.

42. Непосредственность вам не повредит.

43. Играйте в видео игры.

44. Чувство юмора никому еще не помешало, развивайте его, например сочинением шуток.

45. Составьте для себя список 100 – основная направленность которого: принятие решений, обнаружение скрытых проблем, техника для генерации идей.

46. Применяйте к себе метод Квота Идей.

47. Составьте банк идей, приходящий вам в голову, а затем последовательно рассматривайте их.

48. Развивайте свои идеи. Через определенные интервалы времени возвращайтесь к отложенным на «потом» идеям.

49. Концентрируйте внимание на «оптическом наблюдении». Например, в течение дня фиксируйте предметы определенного цвета.

50. Приучите себя вести ежедневник.

51. Будет полезным изучение иностранных языков.

52. Не посещайте один и тот же ресторан – это скучно и неинтересно. Отдавайте предпочтение национальным.

53. Изучение компьютерного программирования станет весьма полезным для вас в современной действительности.

55. Почаще меняйте местами интерьер в своей квартире. По возможности переезжайте куда-нибудь, смена обстановки всегда полезна.

56. Попробуйте писать поэзию или рассказы, заведите свой собственный блог.

57. Довольно интересно изучать язык символов.

58. Обратите свое внимание на музыкальные инструменты, научитесь играть на каком-либо из них.

59. Почаще бывайте в музеях.

60. Изучайте работу мозга, его возможности и способности.

61. Обучитесь технике быстрого чтения.

62. Придерживайтесь своего стиля обучения.

63. Попытайтесь научиться определять по дате – любой день недели.

64. Оценивайте по своим ощущениям какие-либо промежутки времени.

65. Выполните «приблизительный расчет», к примеру, такого эпизода, чего в действительности больше – нейронных связей в мозгу или же количества листьев в лесах Амазонки.

66. Будьте с математикой на «ты». Научитесь считать, как следует.

67. В мыслях выстраивайте Дворцы Памяти.

68. Для совершенствования памяти освойте систему образного мышления.

69. Секс должен присутствовать в вашей жизни обязательно.

70. Имена людей старайтесь запоминать с первой попытки. Практикуйте медитацию.

71. Практикуйте медитацию. Тренируйте одинаково как полное отсутствие мыслей, так и концентрацию внимания.

72. При просмотре фильмов должны быть разные жанры. Желательно

73. Желательно как можно меньше проводить возле телевизора.

74. Умению концентрироваться вы должны учиться с детства.

75. Тесный контакт с природой - поможет вам гармонично быть и с самим собой, и с природой.

76. Полезным будет решение математических задач.

77. Не спешите, спешка уместна при ловле блох.

78. При выполнении определенных видов деятельности измените привычную скорость выполнения.

79. Относитесь к выполнению дела или задачи со всей серьезностью и делайте его сразу, с первой попытки.

80. Развивайте и совершенствуйте любознательность.

81. Станьте на время актером и примерьте на себе чужое сознание. Войдите в роль чужого человека, подумайте, как-бы вы поступили?

82. Воспитывайте у себя созерцательное отношение к окружающему миру.

83. В вашем распорядке дня должно быть время для уединения и релаксации.

84. Будьте готовы учиться всю жизнь.

85. Не сидите дома, путешествуйте, это поможет вам ближе познакомиться с образом жизни других людей.

86. Знакомьтесь с биографиями гениев.

87. Окружайте себя исключительно надежными друзьями.

88. Ищите соперничества.

89. Окружайте себя людьми с другим мировоззрением.

90. Принимайте участие в мозговых штурмах.

91. Докапывайтесь до корней всех проблем.

92. Изменяйте методы планирования будущего: коллективное/индивидуальное, кратковременное/долговременное.

93. Записывайте цитаты известных и популярных людей.

94. Поменяйте способ общения: вместо письма используйте голосовую запись, бумагу предпочтите компьютеру.

95. Почаще читайте классиков.

96. Развивайте искусство чтения.

97. Делайте аннотацию прочитанных книг.

98. Доводите до совершенства свое самосознание.

99. Все проблемы оговаривайте вслух

100.Комментирйте свои ощущения подробно.

101.Применяйте метод Брайля.

102.Стимулируйте свои ощущения и мысли, например, купив одно из произведений искусств.

103.Приобретайте различные парфюмерные ароматы.

104.Не бойтесь смешивать ощущения. Как звучит запах розы? Сколько весит голубой цвет?

105. Не молчите – спорьте, если в этом есть необходимость. Отстаивайте свои доводы, но и выслушивайте оппонента.

106. Используйте метод тайм-боксинга.

107.Находите время для совершенствования мозга.

108. Фантазируйте.

109. Создайте место, существующее исключительно в вашем воображении.

110.Небойтесь бросать вызов самому себе.

111.Развивайте у себя искусство визуализации, 5 минут в день на это будет достаточно.

112.Записывайте и классифицируйте сны.

113.Научитесь осознанным сновидениям.

114.Заведите блокнотик, где будете фиксировать интересные слова. Попробуйте создать свои - собственные.

115.Связывайте конкретные и абстрактные концепции, ищите метафоры.

116.Не позволяйте стрессам управлять вами.

117.Читайте наобум выбранные сайты. Выписывайте поразившие вас слова из журнала. Осваивайте способ случайного ввода информации.

118.Не ходите одной «проторенной» дорожкой. Меняйте постоянно улицы, по которым ходите, бегаете либо возвращаетесь домой.

119.Не топчитесь «на одном месте». Устанавливайте на ваш ПК различные операционные системы.

120. Пополняйте свой словарный запас.

121.Стремитесь к лучшему и большему, не останавливайтесь на достигнутых результатах.

Как видите, советов слишком много и именно вам решать, какие взять себе на заметку, а какие проигнорировать. Но, все они, однозначно, направлены исключительно на раскрытие возможностей вашего мозга.

С егодня научно-технический прогресс продвигается семимильными шагами, но к разгадке тайны человеческого мозга ученые до сих пор даже не подошли. Этот факт не означает, что исследований не было. Оказалось, что чем больше проводится работ в этом направлении, тем больше возникает вопросов и загадок. Актуальность изучения мозга очень важна для понимания проявления человеком, заложенных в него природой, возможностей, а также для определения уровня способностей конкретного человека.

Насколько велик объем исследований можно судить по тому, что в коре головного мозга находятся около 15 млрд. нервных клеток. Каждая из клеток отличается по функциям и по форме, кроме того, каждая из клеток может быть связана с не менее 10 тысячами своих «коллег». Не трудно подсчитать, что клетки образуют сеть из более миллиона связей. И это большое количество связей обеспечивают своевременную обработку невероятного количества сигналов, поступающих от множества точек организма в мозг. Удивительным качеством мозга является умение защищаться от возможных опасных «перегрузок», которые, несомненно, могут возникнуть при такой работе с информацией.

Кроме того, одной из интереснейшей способностью мозга является приобретение человеком уникальных способностей после клинической смерти или внезапного удара молнией.

Следует сказать, что до сих пор для ученых остается загадкой происхождение цветных снов. Высказываются только некие версии: первая – мозг именно так передает увиденное днем, вторая – так проявляются воспоминания человека. Обе версии пока не получили серьезного подтверждения, поскольку люди видят сны о том, что в реальности с ними никогда не происходило. Связано ли это как-то с существованием медленной и быстрой фазы сна, неизвестно.

Но не только цветные сны вызывают повышенный интерес исследователей. Не понятен процесс «отдыха» мозга. Если сон является отдыхом для человека, то в период быстрой фазы сна мозг находится в активном состоянии. Почему он не «отдыхает», чем он в этот момент занят?

К тайнам мозга относят способность человека смеяться. За эмоцию смеха «отвечают» у разных людей одни и те же отделы мозга. Психологи в полном неведении: почему, то что смешно одному человеку, не вызывает никаких эмоций у другого.

Человек способен прожить без конечности, с одной почкой или даже с искусственным сердечным клапаном, но при поражении мозга выжить невозможно. Самое опасное в том, что попасть в ситуацию, которая приведет к фатальному поражению мозга не так уж трудно. Так попадание микроба (стрептококка) в мозговую ткань (при лечении зубов, ангине и т. д.) может привести к абцессу мозга. Инфекция может попасть в мозг даже при обычном гайморите и отите. Первыми симптомами могут быть головная боль и слабость, затем, галлюцинации, нарушение психики.

Исследователи мозга считают, что бессоница является опасным признаком существования нарушений работы мозга. За эту часть работы мозга отвечает его часть, называемая таламусом. Он работает как мощная ЭВМ, собирая и обрабатывая сведения об уровне сахара в крови, о наличии воспалений и температуре тела, времени суток, температуре и влажности окружающего воздуха и т.д. Таламус отвечает за соблюдение очередности сна и бодрствования. А такие факторы, как болевые ощущения, стрессы и многое другое – нарушают сон человека, соответственно это приводит к бессоннице. Но самым опасным заболеванием является менингит. Признаком начала заболевания является резкая головная боль и повышение температуры тела.

Головная боль является признаком мигрени. От этой болезни страдали многие великие люди: Цезарь, Чайковский, Бетховен, Эдгар По, Фрейд, Ницше. Несмотря на такую долгую историю существования этого заболевания, мигрень не является исследованной болезнью мозга.

Так чего же достигли наши уважаемые ученые –«мозговеды» за многие годы упорных исследований?

Специалисты Оксфорда уверяют, что им удалось обнаружить совесть! И находится она в коре головного мозга прямо над бровями. Они считают, что эта область мозга не «разрешает» человеку принимать «плохие» решения. Интересно, что у макак такой участок мозга, отвечающий «за совесть» отсутствует. Ученые утверждают, что у людей размер комка нервной ткани, отвечающего за совесть, разного размера: от крошечного, до размера мандарина. Этот раздел мозга отвечает и за умение человека заниматься многозадачной деятельностью, при которой необходимо найти нужный вариант и просчитать все возможные последствия. Также эта часть мозга помогает человеку учиться на чужих ошибках и делать необходимый выбор между добром и злом.

Вот еще одна находка исследователей мозга: оказывается, что избыточный вес влияет на работу мозга. При увеличении массы тела страдает память, а при потере веса повышается активность мозга и активизируется процесс обработки информации.

Ученые из университета МИД Сведен исследовали влияние цвета и кофеина на мозговую деятельность человека. Выяснилось, что голубой цвет, по положительному воздействию на человека, значительно превосходит кофеин. Кроме того, голубой цвет увеличивает сосредоточенность внимания и способствует улучшению памяти.

Ученые опровергли устойчивое мнение и утверждают, что путь к сердцу мужчины проходит явно не через желудок, а через мозг. Эту связь достаточно точно можно отследить к тяге человека к сладкому: одних людей шоколад приводит к эйфории, а вторые полностью к нему равнодушны. Следовательно, за отношение к еде отвечает мозг.

Исследователи Массачусетского института сумели подтвердить своими работами ошибочность слов: «Что-то я медленно соображаю…». Оказалось, что скорость работы мозга превышает в восемь раз показатели, определенные ранее. Например, чтобы запомнить зрительный образ, потребуется всего тринадцать миллисекунд, а не сто, как полагали ранее.

Несомненно, человеческий мозг сложнейший биологический объект и его тайны не скоро откроются исследователям.

No related links found



Головной мозг - сложное биологическое устройство, орган, состоящий из множества связанных между собой клеток и отростков. Если представить себе все связи в мозге в виде одной линии, то она была бы в 7-8 раз длиннее, чем расстояние от Земли до Луны. И в то же время это очень небольшой орган - у современного человека он весит от 1020 до 1970 грамм.

Два судьбоносных прорыва

Тайны и возможности человеческого мозга долгое время оставались для исследователей больным вопросом. До недавнего времени они могли только строить теории о его работе, а сам орган удавалось наблюдать лишь во время вскрытия. Первый большой прорыв произошел, когда врачи научились имплантировать электроды непосредственно в мозг. Примерно тогда же стало понятно, как работает нейрон и как происходит по нервам и от одного нейрона к другому.

Второй большой шаг вперед случился, когда появились методы электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитронно-эмисионной и функциональной магниторезонанской томографии. Они дали возможность «заглянуть» внутрь живого, работающего мозга. С помощью этих средств врачи и исследователи способны «увидеть», какие части мозга активны во время сна, разговора, мышления, появилась возможность отличать нормальную работу органа от его патологии, обнаруживать нарушения и ставить более точные диагнозы.

Человеческий мозг: особенности и возможности

Этот относительно небольшой орган, который занимает лишь 2% от общей массы тела, тем не менее потребляет около 20% всего кислорода, который поступает в организм. С рождения и до смерти он никогда, ни на минуту, не прекращает своей деятельности.

Человеческий мозг, возможности и способности которого по-прежнему превосходят самые современные компьютеры, способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Британской энциклопедии. По некоторым подсчетам, ему по силам вместить от 3 до 1000 терабайт. Это и близко не сравнимо с тем, что сейчас существует в технике: к концу 2015 года планируется достичь емкости всего 20 терабайт.

Раньше считалось, что у взрослого человека этот орган статичен - нейронные ткани остаются неизменными и могут только погибнуть, вырастить же новые организм не в состоянии. Однако к концу ХХ века благодаря исследованиям Элизабет Гуд стало понятно - на протяжении всей жизни организма продолжают вырастать новые нейроны и нервная ткань.

Впрочем, возможности не ограничиваются новыми нейронами. Бытовало мнение, что этот орган не способен восстанавливаться после повреждений и травм. Ученые из Каролинского университета и университета Лунда провели исследование, результаты которого могут перевернуть с ног на голову современные представления об этом. Согласно их исследованию, в местах, пораженных инсультом, организм может «выращивать» новые нейроны взамен поврежденных.

Способность обрабатывать информацию

Умение обрабатывать информацию и приспосабливаться к обстоятельствам - еще одно свойство, которым обладает этот орган. Причем подобная приспособляемость заставляет подозревать скрытые возможности человеческого мозга у многих «обычных» людей. Способность воспринять и хранить неограниченное количество информации у Кима Пика или сонарное зрение у таких людей, как Дэниел Киш и Бен Андервуд, - лишь два примера подобных загадок.

Дэниэл Киш и человеческая эхолокация

Можно ли поверить в то, что человек способен ориентироваться на слух, словно летучая мышь? Что совершенно слепой человек сможет ходить без поводыря, без трости, без современных технических ноу-хау? И не просто ходить - бегать, играть в игры, заниматься спортом, ездить на горном велосипеде? Человеческий мозг, особенности и возможности Дэниела Киша позволяют ему это - он один из тех, кто освоил сонарное зрение, или человеческую эхолокацию.

Дэниел потерял способность видеть в очень молодом возрасте, вскоре после того, как ему исполнился год. Чтобы ориентироваться в пространстве, он начал использовать звуки - щелчки языком, эхо от которых возвращалось к нему и позволяло «увидеть» окружающее. Постепенно он усовершенствовал свою способность настолько, что мог делать все то же, что и обычные дети - играть в игры, ездить на велосипеде и, разумеется, гулять без поводыря.

Из-за отсутствия зрения у многих слепых сильно развит слух. Однако здесь не просто отличный слух - Дэниел Киш, если так можно сказать, развил из него новое чувство, сумевшее заменить одно из пяти отсутствующих. С помощью щелчков языком он как бы посылает звук в пространство и по получаемому в ответ эху способен «увидеть» рельеф, расстояние до предметов, их форму и другие детали. Однако Дэниел Киш не остановился на достигнутом - он создал организацию World Access for the Blind и активно обучает сонарному зрению других слепых детей и взрослых.

Один из самых талантливых его учеников - Бен Андервуд, которому из-за рака удалили оба глаза в возрасте трех лет. Кроме него, невероятные результаты показывают и другие ученики Киша - Лукас Мюррей и Брайан Бушвей. Это ясно показывает, что далеко не полностью изучен человеческий мозг, особенности и возможности его выходят далеко за пределы тех навыков, которых большинству людей достаточно для повседневной жизни.

По предположениям ученых, в процессе эхолокации задействованы те участки мозга, которые у зрячих людей отвечают за преобразование сигналов глаз. В случае слепых они просто «перепрофилировались». Есть также теория, что сонарное зрение не является чем-то уникальным - подобные способности, просто совершенно не развитые, есть примерно у 5% человек. И научить им вполне можно и слепых, и зрячих.

Соревнование на сверхспособности

За исключением профессиональных официантов и мнемоников, немногие способны запомнить двадцать не связанных друг с другом слов подряд. А несколько сотен слов за 15 минут? Кажущиеся невероятными возможности человеческого мозга - обычное дело для участников чемпионата мира по памяти, который каждый год собирает несколько десятков человек.

Участники подобных соревнований используют мнемонику - совокупность различных приемов и техник запоминания, которая позволяет развить обычные возможности человеческого мозга и сохранять в памяти информацию любого типа и почти любого размера.

Эти люди соревнуются в запоминании большого количества лиц и имен, цифр, абстрактных картинок, карт, случайных слов за ограниченное время: например, нужно запомнить, в какой последовательности шли в течение 15 минут абстрактные картинки. Или как можно больше случайных цифр в течение часа. Среди чемпионов этого необычного вида спорта - Доминик О’Брайен, Саймон Райнхард, Йоханнес Маллоу и Йонас фон Эссен.

Большинство чемпионов получили подобные способности регулярными тренировками - как уверяет Бен Придман, трехкратный чемпион мира по этой дисциплине, этого может добиться каждый. Однако такие сверхвозможности человеческого мозга бывают и врожденными - например, у мнемониста С. В. Шерешевского и американца Кима Пика.

Ким Пик и Соломон Шерешевский

Соломон Шерешевский попал под наблюдение психолога А. Лурье, когда был достаточно молодым человеком - причем память его была феноменальной безо всяких тренировок. Его способ «сохранения» информации похож на известные сегодня приемы мнемоники. Создавалось впечатление, что объем его памяти не ограничен ничем. Единственной его проблемой было научиться забывать.

Этот человек обладал так называемой синестезией. Во всем остальном С. В. Шерешевский оставался вполне обычным. Не та ситуация с Кимом Пиком - он родился с определенными расстройствами, которые, впрочем, сами по себе не должны были сделать из него ни гения, ни больного. Однако уже в 16 месяцев ребенок научился читать, к трем годам освоил газеты, а к семи выучил Библию наизусть. Неплохо описывают возможности человеческого мозга книги (который так же, как и Ким Пик, "савант", однако куда более социален и, в отличие от других, может объяснить, как именно делает подсчеты).

Ким Пик держал в голове карты американских городов, сотни произведений классической музыки, помнил несколько тысяч прочитанных книг. Все это было не просто «мертвым грузом» - он понимал имеющуюся в его памяти информацию, мог интерпретировать и использовать ее.

В 2002 году он начал играть на фортепиано, озвучивая многие произведения по памяти. Именно он вдохновил снять ставший знаменитым фильм «Человек дождя».

Феномены науки

На протяжении человеческой истории случались многие вещи, которые сложно объяснить науке. Причем есть случаи, которые в буквальном смысле заставляют ученых почувствовать, что возможности человеческого мозга отнюдь не ограничиваются современными представлениями о нем.

Человек с половиной мозга

В 14 лет Карлос Родригес попал в автомобильную аварию: машина, которую он вел, врезалась в столб, а он сам вылетел через лобовое стекло и «приземлился» на голову. В результате этого после операции он потерял около 60% мозга. Самое удивительное - то, что Родригес по-прежнему жив. Сейчас ему уже больше четверти века, и он продолжает жить обычной жизнью.

Хотя медицина шагнула далеко вперед по сравнению с тем, что было во время Финеаса Гейджа, такие повреждения все еще считаются очень серьезными. Кроме того, считается, что без мозга, всех его частей, человек жить не может или же живет, как «овощ».

Родригес, Гейдж и многие другие люди, пережившие серьезные травмы и потерю части мозга, доказывают, что современные взгляды и теории все еще ошибочны.

Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»

В середине XIX века произошел случай, который до сих пор не смогли объяснить ученые и медики: строитель Финеас Гейдж выжил, получив тяжелую рану и лишившись части мозга, после того как металлический лом прошил его голову. На тот момент Гейджу было 25 лет.

Штырь вошел ниже левого глаза и вышел из тела, пролетев еще несколько метров, оставив молодого строителя без хорошей части мозга. Однако он не умер. Более того, вскоре пришел в сознание, и его отвезли к доктору в ближайшую больницу. Врач наложил повязку и очистил рану от осколков - это было все, что медицина того времени могла предложить. Люди были уверены, что Финеас Гейдж умрет.

Через некоторое время развилась бактериальная инфекция, а также разрослась плесень. Тем не менее спустя примерно 10 недель пациент выздоровел - он сохранил память, ясное сознание и свои профессиональные навыки. Умер Финеас Гейдж в 1860 году, а этот поразительный случай так и не нашел однозначного объяснения.

Феномен Циперовича

Однако упомянутые случаи - не самые удивительные. Есть явление, демонстрирующее еще более изумительные возможности человеческого мозга - феномен Цеперовича. Яков Цеперович - человек, который уже более тридцати лет не спит, мало ест и совершенно Время словно остановилось для него - он и сейчас выглядит так же, как на фотографиях 70-х годов.

История этого человека началась в 1979 году - после сильного отравления он находился в состоянии после чего впал в кому. Выйдя из нее спустя неделю, Яков обнаружил, что не может спать - даже лежать горизонтально у него не получалось. Врачи не могли ни объяснить, ни изменить это состояние - лишь через несколько лет, занявшись йогой и медитацией, Цеперович научился ненадолго принимать горизонтальное положение, но не для сна, а для полудремы.

До того случая Яков был обычным человеком - любил подраться, выпить, работал электриком. После начал интересоваться восточными практиками, разработал собственную систему упражнений. В последнее время живет в Германии.

Можно ли научиться сверхспособностям

Не только ученых, врачей и «обычных» людей также интересуют возможности человеческого мозга - документальный фильм от ВВС, Discovery, сюжеты других телеканалов и съемочных групп неизменно находят зрителей.

Всевозможные тренинги, направленные на развитие личности или каких-то ее аспектов, также пользуются все большей и большей популярностью. Не исключение и довольно нетрадиционные и несанкционированные официальной наукой обучающие материалы от Вячеслава Бронникова или Мирзакарима Норбекова.

Огромную популярность имеют разнообразные методы из вотчины практической психологии. К примеру, проект, также развивающий возможности человеческого мозга, - «5 сфер». Здесь, в отличие от, к примеру, метода Бронникова, речь идет о вполне традиционных и вписывающихся в теории современной психологии советах.

Вполне возможно, что дальнейшие исследования ученых докажут и реальность альтернативного зрения, и возможность излечивать собственные болезни без современных медицинских технологий, простым усилием воли, и другие, считающиеся пока сверхъестественными, возможности. Ясно одно - в будущем нас ждет множество интересных открытий.

Департамент образования города Москвы: МИОО №169


Реферат

По теме «Неограниченные возможности головного мозга»


Работа Геворкян Ашхен

класс 10-в


Москва, 2013г.

Введение


Мы живем в 21 веке, в веке высоких технологий и регулярных научных открытий. Научный прогресс затрагивает абсолютно все области жизни человека. Человек изучает весь окружающий себя мир, а главное - себя самого. Мы ищем скрытые возможности своего тела, потенциал, который мы, возможно, имеем.

Самый большой интерес для ученых представляет собой головной мозг - орган, который контролирует все процессы в организме, орган мысли. Пожалуй, он даже является одной из самых больших загадок природы

Мозг - центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность, а у человека - и психической функции, включая мышление

Нет в организме человека ничего более загадочного, чем этот орган. На самом деле уже давно известно строение человеческого мозга, базовые принципы его работы, но при этом ни один учёный не может объяснить, почему два, казалось бы, совершенно одинаковых человека, воспринимают окружающий мир по-разному, по-разному их мозг отдаёт сигналы, строит образы, обрабатывает внешнюю информацию.

Эта тема более чем актуальна в наше время, ведь если нам удастся развить эти самые неограниченные возможности мозга, то все человечество сможет выйти на новый уровень развития, и даже на новый уровень сознания. Школьники и студенты смогут запоминать и усваивать гораздо больший объем информации, и после окончания высшего заведения, человек будет настоящим профессионалом в своем деле. Может стереться понятие «гуманитариев» и «техников», ведь с неограниченными возможностями мозга человек легко сможет на хорошем уровне освоить любую науку, выучить любой язык. Не говоря уже о таких философских мыслях как осознание законов мироздания, осознание смысла бытия. Кто знает, может быть наш мозг хранит ответы и на такие вопросы?


1. Связь разума и тела


До сих пор о работе мозга известно далеко не все. Но одно все-таки удалось выяснить точно: человек использует лишь незначительную часть своих потенциальных интеллектуальных возможностей - по разным данным, от 5 до 10%. Одно из проявлений огромного потенциала человеческого разума - многообразные реакции организма на сигналы мозга.

Так, психосоматические заболевания являются физическими расстройствами, вызванными различными процессами, происходящими в мозгу, без каких-либо очевидных причин биологического свойства. Множество болезней прямо или косвенно связано с психикой, то есть разум как бы навязывает свою точку зрения организму, и тот реагирует соответственно. Существуют такие истории болезни, где описывается паралич конечностей без видимых биологических причин: медицина не может объяснить, почему рука или нога вдруг начинает вести себя так, как будто она парализована в физическом смысле, когда пациент испытывает страх либо под воздействием «всплывшего» из подсознания воспоминания о давно пережитой травме.

Далее, окружающим кажется совершенно неадекватным поведение человека, страдающего различными фобиями, например, боязнью толпы (агорафобия) или замкнутого пространства (клаустрофобия). Во многих таких случаях определенное воздействие на сознание может навсегда избавить от недуга.

Еще один классический пример воздействия разума на тело: эффект плацебо. Неоднократно проводились эксперименты, в которых одной группе исследуемых давали лекарство от какой-то определенной болезни, другая же под видом якобы новейшего и мощного лекарства получала «пустые», не обладающие лечебными свойствами таблетки, при этом улучшения чаще всего наблюдались у пациентов, которые принимали плацебо. Исследователи объясняют этот факт способностью разума «внушать» организму определенные ожидания.

Таинственное влияние человеческого разума и эмоций на иммунную систему изучается новой, динамично развивающейся наукой психонейроиммунологией.

Исследования, проведенные в этой области, выявили несколько способов использования скрытых возможностей разума, включая и эмоциональную сферу, для излечения организма. Успехи психонейроиммунологии вызвали повышенный интерес к вопросу о роли эмоций в борьбе даже с такими страшными недугами, как слепота или запущенные формы рака. В самом деле, выяснилось, что не только мысли человека, но и такие положительные эмоциональные факторы, как надежда и любовь, могут значительно ускорить процесс излечения. Вне всякого сомнения, человеческий разум в определенных условиях способен быть самым мощным лекарственным средством.

Изучение многообразных связей человеческого разума с телом дало и еще один поразительный результат: феномен спонтанной ремиссии, «чуда», которому современная медицина не находит объяснений. Причем факты внезапного исцеления в казалось бы безнадежном состоянии наблюдались при всех видах заболеваний, включая рак. В настоящее время этот феномен изучается тщательнейшим образом в ряде научных учреждений - в частности, этим занимается Институт проблем духа и разума в Пало-Альто, Калифорния.


О проблемах развития способностей мозга


Академик Наталья Бехтерева писала: «О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего - наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков.»

Добавим также: мгновенное запоминание целых страниц текста методом фотографической памяти, скорочтение.

Что же мешает мозгу работать в полную силу? По мнению ряда ученых, природа, наделив человека интеллектом, предусмотрела и защитные механизмы, предохраняющие мозг от перегрузки. И хотя ресурсы мозга позволяют запомнить за всю жизнь порядка 10 миллиардов бит информации (что соответствует примерно объему информации, содержащейся в 5 комплектах Британской энциклопедии), этого не происходит. Мозг работает по принципу минимальной затраты энергии - ровно настолько, насколько требуется.

Так же мозг человека, как и его тело, нуждается в постоянной тренировке, с детства и до глубокой старости. Активный ум влияет даже на состояние здоровья, позволяя человеку долго чувствовать себя молодым и выглядеть моложе своих лет.

К сожалению, у большинства людей развитие интеллекта, как таковое, прекращается с окончанием школы или ВУЗа и поступлением на работу. Между тем, это тот самый случай, когда остановка в развитии означает неизбежную деградацию. Недостаточная интеллектуальная активность приводит к снижению уровня кровоснабжения коры головного мозга, что в свою очередь негативно влияет на состояние интеллекта, а также памяти. Именно память, ухудшаясь, первой подает сигнал о том, что интеллектуальные способности задействованы человеком не в полной мере.


3. Методы развития способностей головного мозга


Ученые уже давно работают над различными методами, которые призваны развивать заложенные природой, но почти не задействованные способности человеческого мозга. В России в развитие данного метода внесли большой вклад выдающиеся ученые: Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Чуприкова Н.И. и другие.

Очередное подтверждение громадного потенциала человеческого мозга дает нам методика обучения под названием «суггестология». Этот образовательный процесс, иногда называемый «сверх-образованием», заключается в использовании специально подобранной музыки в качестве фона, когда ученик, находясь в состоянии глубокой релаксации, прослушивает объяснения преподавателя и выполняет его указания. Суггестология не имеет ничего общего с гипнозом или обучением во сне, поскольку обучаемый полностью бодрствует и контролирует свое сознание, при этом он усваивает материал без какого-либо напряжения, даже не стараясь его запомнить. Метод этот, по утверждению его авторов, позволяет задействовать до 90 процентов того объема мозга, который обычно не используется. По словам одного из крупнейших исследователей в этой области - доктора Георгия Лозанова, из болгарского Института Суггестологии,- скорость обучения с применением описанного метода увеличивается в 50 раз. Болгарские ученые провели несколько тысяч контрольных тестов, результаты которых полностью подтвердили ошеломляющую эффективность их методики, которая значительно улучшает память, не требует от обучаемого практически никаких усилий, не зависит от его возраста, способностей и уровня предшествующей подготовки, не предъявляет никаких особых требований к оборудованию.

В Институте Суггестологии сотни людей, выходцев из самых различных слоев общества, овладевают иностранными языками всего за 20 дней! Там же работают экспериментальные группы обучения за несколько недель математике, физике, химии и биологии, как на начальном, так и на высшем уровне.

Современные исследования приоткрыли завесу тайн мозга. В 1981 году Роджер Спери выяснил, что левая и правая часть мозга отвечают за разные функции (за что получил Нобелевскую премию). Так у людей с техническим мышлением активно работало левое полушарие, а у гуманитариев правое.

Одна из основных загадок мозга заключается в так называемой пластичности. Дело в том, что зафиксировано странное свойство головного мозга, заключающееся в том, что при поражении одного из его участков, другие участки могут взять на себя функции первого. Однако пластичность работает, почему-то, не в 100% случаев. В истории хирургии был удивительный эпизод, когда человеку пришлось удалять полностью одно из полушарий мозга. Доктора говорили, что после этого пациент потеряет возможность видеть и говорить, а также, возможно, лишиться способности трезво мыслить. Но уже через пару недель после операции человек не только заговорил, но и стал работать с меньшей интенсивностью, чем до операции. Этот уникальный случай внесён в энциклопедию хирургии.

Учёные так и не смогли объяснить этого феномена. Есть только отдельные гипотезы, одна из которых заключается в том, что у этого человека 99% процентов работы головного мозга осуществляло одно полушарие, а второе было практически не задействовано. Такой эффект носит название миелоасинхрония. Он в меньших масштабах характерен для большинства жителей нашей планете. И в этой связи главная задача современной науки, посвящённой раскрытию способностей человека - попытка запустить оба полушария мозга хотя на 50% для каждого.

В процессе дальнейших исследований активности мозга, в ходе решения различных задач было выяснено, что гениальные люди задействуют оба полушария мозга одновременно. Эти данные позволили ученому из Лондона Тони Бьюзану создать инструмент - MindMap (Интеллект-карта), благодаря которому можно задействовать оба полушария для: обучения, запоминания, генерации идей, презентаций, планирования, нахождения правильных решений. Более подробно про то как создавать интеллект-карты их свойства я наведу в одном из следующих блогов.

Да именно использования двух полушарий мозга (левого - логика и правого - творческого) может дать человеку невиданный до этого времени прогресс по усвоению информации, что так нужно у сегодняшний день информационного взрыва.

Есть много способов измерить свой коэффициент интеллекта, самый известный это тесты IQ с помощью которых человек может проверить свой уровень знаний. Но стоит отметить что тест на IQне даст 100% гарантию на то что человек будет успешным или нет. Да высокий коэффициент будет свидетельствовать про наличие предпосылок (у детей) к той или иной деятельности. Тут вступают ряд других факторов в особенности еще выделяют EQ (эмоциональный интеллект) который без всякого сомнения влияет на действия человека еще в большей степени нежели его уровень IQ. Умения контролировать свои эмоции и давать себе возможность на практике использовать свои знания - это великое искусство, которое надает человеку огромный потенциал для роста и успешного движения по жизни.

Все мы имеем возможности развивать свой уровень IQ его и таким образом улучшать себе память. В первою очередь нужно определить кем вы являетесь по принципу восприятия информации: Визуал (глаза), аудиал (уши), кинестетик (чувства). У всех из нас развиты эти чувства, но некоторые из них (один или два) развиты намного лучше чем остальные. И тут уже нужно определив властные склонности учится и подбирать методику обучения соответственным образом. Можно правда и развить остальные (это вполне реально) - в следствии открывается широкий диапазон методов обучения, что у свою очередь даст ученику возможность более продуктивно работать и изучать материал. Доказано, что развитие интеллекта и интеллектуальных способностей напрямую связано с количеством перерабатываемой информации. Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка - тренирует мышцы. Нет более естественного и безопасного «фитнеса для мозгов», чем информация. Под воздействием потока информации высокой интенсивности происходит улучшение кровоснабжения головного мозга, образование новых нейронных связей - как следствие, развитие, без преувеличения, незаурядных способностей.

О высоком уровне развития интеллекта свидетельствуют такие качества, как умение принимать правильные решения, креативность мышления, интуиция, организаторские способности. Все это поддается развитию и улучшению. Вот как прокомментировали возможности этих технологий в Учебном центре «Интеллект» при НИИ психологии и развития способностей:

«Вы можете просто увеличить количество «потребляемой» информации, если у Вас, действительно, есть в этом потребность, а также лишнее время, а можете попытаться поднять скорость работы с информацией. Высокая скорость работы с информацией является несомненно лучшей тренировкой скорости и качества мышления.

Суть метода - научить мозг работать быстро: не только воспринимать информацию, но и оценивать, анализировать, принимать решения. Это не только полезно само по себе - в жизни, но и наилучшим образом тренирует мозг, держит его в тонусе.

При этом замечательные вещи происходят и с памятью. Известно, что память лучше всего работает не на основе зубрежки, а на основе понимания. Секрет улучшения памяти прост: ум, обученный быстро структурировать информацию, приобретает способность запоминать фактические данные (имена, даты, цифры и.т.д.), содержащиеся в этой информации, автоматически - без приложения специальных усилий, без многократных повторений и других приемов.

Подобные упражнения, собранные в целостную систему, дают удивительные результаты. У людей, прошедших обучение, повышается IQ, улучшается логическая и непроизвольная память, развивается интуитивное и творческое мышление, умение управлять вниманием. Они также значительно превосходят других по работоспособности и психологической устойчивости. Большинство из них имеют высокие успехи в работе и учебе».


Мозг и паранормальные способности


Пожалуй, самым ярким проявлением колоссальной мощи человеческого разума служат паранормальные способности. Их изучает парапсихология, которую можно уподобить мосту, связывающему воедино гуманитарные и естественные науки, религию и искусство. Предмет парапсихологии - комплексное исследование механизма взаимодействия человеческого разума с космосом. Парапсихологическими вопросами интересовались такие выдающиеся умы, как Мария Кюри, Франклин Рузвельт, Уильям Батлер Йитс, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль и Карл Юнг.

Множество людей демонстрирует необычные, иначе говоря, паранормальные способности, которые традиционная наука объяснить не может. Одни обладают даром предвидения, предсказывая те или иные события задолго до того, как они произойдут. Другие наделены феноменальным зрением или слухом и могут видеть или слышать на громадных расстояниях. Третьи читают чужие мысли или передают свои телепатическим путем. Есть люди, способные перемещать или, например, сгибать материальные предметы, используя энергию разума (феномен телекинеза). Обладающие даром психометрии могут получить различные сведения о том или ином человеке, дотронувшись до предмета, с которым этот человек контактировал. И, наверное, все без исключения наслышаны о целителях, излечивающих различные болезни при помощи силы разума и молитвы.

Многие пионеры психологии - среди них Зигмунд Фрейд, Шандор Ференци, Вильгельм Штекель и Карл Юнг - проявляли живейший интерес к психическим феноменам, магии и оккультизму, справедливо связывая такие явления с глубинами человеческого разума. Интересно отметить, что оба основоположника современной психологии, Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, занимались исследованиями, близкими к парапсихологии.

Вот что писал Зигмунд Фрейд в 1924 году видному ученому-психиатру Хиэворду Каррингтону: «Если бы мне довелось начать жизнь сначала, я бы ее посвятил не психоанализу, а паранормальным проявлениям человеческой психики». Многие предки Карла Юнга по материнской линии так или иначе были связаны со сверхъестественным. Его дедушка, преподобный Самуэль Прайсверк, общался с невидимыми существами. Мать Юнга, Эмили, писала в дневнике, как в юности ее заставляли сидеть рядом с преподобным Прайсверком и не позволять духам нарушать его покой. Тот же дедушка еженедельно проводил сеансы с духом своей первой супруги, а его вторая жена, бабушка Юнга, обладала уникальным даром ясновидения. Сам Юнг, когда ему было чуть за двадцать, начал свою научную карьеру с парапсихологических экспериментов.


Человеческий мозг - феномен природы


Медицина как наука - величайшая. Современная медицина может очень многое. Но даже она не способна объяснить некоторые удивительные случаи, которые встречаются в практике медиков. Я приведу примеры необычных возможностей человеческого мозга… или его отсутствия вообще…

В октябре 1996 года в одну из больниц Кубы зашел, пошатываясь, любитель подводной охоты Оскар Гарсиа Чирино. Его голова была насквозь прошита гарпуном подводного ружья. Приятель пострадавшего, охваченный азартом охоты, запутался в тине и, перепутав Оскара с рыбой, выстрелил в упор. Удивительно было уже то, что всё это произошло в 80-ти км от берега. Всё это расстояние несчастный проплыл сам. Путем сложнейших манипуляций медикам удалось извлечь гарпун. В настоящее время любитель подводной охоты чувствует себя отлично и даже начал заниматься любимым делом.

Еще один случай, поставивший медиков в тупик, произошел в Массачусетсе. 13 сентября 1947 года на одном из железнодорожных участков мастер Файнс Гейдж, 25-летний молодой мужчина, закладывал взрывчатку в шурф для взрыва. Пороховой заряд он утрамбовывал тяжелым, почти метровым, металлическим прутом, заостренным сверху и плоским снизу. При очередном ударе плоский конец прута высек искру, отчего произошел взрыв пороха. При этом острый конец прута пробил Файнсу скулу и прошел через всю голову. Левый глаз почти выпал. Даже при такой страшной травме мужчина не потерял сознание и при помощи товарищей добрался до больницы. При вынимании прута медикам пришлось удалить часть черепной коробки и мозга. Вопреки всем ожиданиям, Файнс остался жив и быстро пошел на поправку. Прожил он еще более сорока лет, правда, ослепший на один глаз.

Еще один удивительный случай заставил полностью изменить свои взгляды специалиста в области мозга из Германии Хуфланда. Он вскрывал черепную коробку пациента, умершего от паралича. Больной до последней секунды сохранял все физические и умственные способности. Результаты трепанации повергли Хуфланда в неимоверный шок! У пациента вообще не было мозга! Вместо него в черепной коробке было чуть более 300 грамм обыкновенной воды! Такая же патология была обнаружена в 1976 году при вскрытии голландца Яна Герлинга, которому на момент смерти было 55 лет. Результаты вскрытия вызвали у родственников бурю негодования, ведь Ян являлся одним из самых лучших часовщиков в стране!

Питерская пресса тоже описывала удивительный случай, произошедший с грибником. При сборе грибов он нашел взрывное устройство и по любопытству и неосторожности взял его в руки. При взрыве находки бедолаге напрочь снесло голову. На глазах у ошеломленных свидетелей безголовый пострадавший прошел более 200 метров. Притом 3 из них он шел по узкой дощечке, переброшенной через ручей. Во время Второй мировой войны было известно много случаев, когда бойцы с оторванными головами, висевшими на плечам практически на ниточках, вступали в бой.

Медицина еще немало описывает таких случаев, которые тщательно запротоколированы и отнесены к загадкам науки.

человеческий мозг разум

Заключение


Из информации изложенной в моей работе следует, что способности головного мозга действительно гораздо более обширные и глубокие, чем мы привыкли считать. И изучение феноменов головного мозга пока не сильно развито, и находится лишь на старте. Но мы уже на начале длинного пути, в финале которого человек, возможно, сможет эволюционировать в еще более совершенное существо.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Головной мозг человека – это не просто самый малоизученный орган тела. В настоящее время он представляет собой сплошную загадку для науки.

В среднем около полутора килограммов нервной ткани находится в черепе каждого из живущих в мире homo sapiens, и кило четыреста из них составляют «вес» загадки!

Науке известно, из чего состоит мозг. Наука даже частично выяснила уже примерное расположение большинства активных зон, отвечающих за тот или иной процесс. Вернее, она знает, где в основном сосредоточены нервные отростки, которые регулируют отдельные компоненты – поведение человека, его движения, мышление и речь. А вот собрать эти разрозненные кусочки мозаики в единую понятную картину ученым все никак не удается.

Например, такой элементарный вопрос: как вообще простая фактическая информация, поступающая от органов чувств, может превращаться в сложнейшее образование – психику? Ничего из того, что мы знаем об устройстве нервных клеток, не способно объяснить, каким образом они не только передают сигнал в обоих направлениях, но и «усваивают» его смысл.

Физиология клетки, все эти дендриты, аксоны и прочие подробности не имеют никакого касательства к процессу осознания самого значения импульсов. Импульсов, которые через них проходят. Это же совершенно разные вещи!

Или, к примеру, механизмы компенсации. Те самые, которые мозг задействует при восстановлении своей работы после травм. Правое полушарие может почти полностью взять на себя функции еще и левого, если последнее серьезно повреждено или погибло полностью. И наоборот, левое способно компенсировать большинство функций правого. А каким образом такое происходит, совершенно непонятно – ведь сами органы тела, если они не были травмированы, сигналов к подобным действиям не подают. И потом, из способности мозга менять естественное назначение каких-то своих участков следует, что ни один из этих участков изначально не создан выполнять одну функцию. Логично или нет? Пусть в процессе нормальной работы один конкретный участок мозга и отвечает за некий единственный процесс. Пусть каждый отдел мозга на протяжении жизни человека отвечает вообще за один рефлекс или действие. Более того, пусть даже у большинства людей одни и те же области мозга отвечают за одни и те же функции остального тела…

Эти знания мало чем могут помочь, поскольку на свете есть люди, у которых за два-три года то же самое «научились» делать совсем другие части того же органа.

Разумеется, вопросы еще и расстройств работы головного мозга выглядят чащей дремучего леса в самую глухую полночь. И это тоже логично. На фоне таких масштабных пробелов в определении нормы работы этого органа нет никакой возможности разобраться, где начинается патология. Эпилепсия, шизофрения, неврозы…

Да и большинство расстройств психики – чем их считать и как предотвратить, если неизвестно, откуда психика взялась?

Так ли уж правы врачи, когда относят все виды галлюцинаций к каким-либо заболеваниям или действию химических веществ?

Откуда у эпилептиков берется эта «аура» – последние перед началом припадка видения или запахи, которые сам больной помнит и которые повторяются из раза в раз?

В большинстве случаев видения эпилептической ауры носят довольно мрачный характер – причем даже у пациентов, не склонных к пессимизму или меланхолии.

Редко у кого признаком близкого припадка является эйфория…

А касательно шизофрении мнения вообще расходятся принципиальнее уже просто некуда. Что по поводу этого заболевания сказал бы Зигмунд Фрейд, может догадаться каждый – и пусть догадывается в меру изощренности собственной фантазии.

А вот остальная, не слишком подверженная влиянию фрейдизма, часть научного мира, «подозревает» в шизофрении даже инфекционное заболевание. Любопытный ход научной мысли? А почему бы нет, если такую симптоматику в былые времена вызывало, например, сифилитическое поражение мозга?

Да, это венерическое заболевание стало известно гораздо раньше, чем появились антибиотики для его лечения. А запущенная стадия этой болезни может проходить и с галлюцинациями, и с маниями, и с припадками – в зависимости от того, какая область мозга затронута инфекцией. Сифилис и с проказой путали частенько, так что факт почти полного отсутствия последних его стадий в наше время – это просто прекрасная новость…

Таким образом, с головным мозгом человека ситуация в современной науке складывается парадоксальная.

С одной стороны, его нормальная или ненормальная работа способна сказаться на работе абсолютно любого органа тела куда заметнее, чем даже очень обширная инфекция или травма. С другой стороны, медицине практически ничего не известно ни о механизме самонастройки мозга, ни о принципах регулирования им деятельности органов. Ни о методах, которыми он определяет, что и как нужно регулировать.

А между тем вопросы накапливаются. И меняющиеся чуть ли не ежедневно условия жизни диктуют новые ее правила – то есть ставят перед «начинкой» человеческого черепа все новые задачи и обнаруживают, естественно, новые проблемы.

В свете таких реалий хорошо бы, конечно, каждому человеку досконально знать, что науке про мозг уже известно, что было открыто лишь недавно и что только предполагается вскоре открыть. Загадки, которые таит в себе этот сгусток нервных волокон, могут содержать ключ и к грандиозным открытиям, и к феноменальным способностям. Тем, которые на данный момент считаются чем-то из области фантастики и вообще продукта не в меру развитого воображения.

Человеческий мозг нужно продолжать изучать – и нужно, пожалуй, даже больше, чем другие органы тела. Пускай мы в итоге и не станем все подряд телепатами, экстрасенсами или волшебниками. Зачем человеку волшебство, если он и безо всякой магии способен сделать столь много? Знания – это ведь тоже своего рода магия… В сверхспособностях можно усматривать определенное преимущество, только если ими не обладает более никто. А если все станут чародеями одновременно, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Сколько на Земле сейчас живет миллиардов? А ведь среди них еще есть дети, сумасшедшие, люди с отклонениями в развитии и социопаты!..

Нет, раскрывать секреты собственного тела нужно не для развития телепатии. Но для того, чтобы стало меньше этих самых отклонений – разного рода, вида и ближайших последствий. Чтобы уменьшилось число парализованных после операций и несчастных случаев. Чтобы эпилепсия и шизофрения остались в прошлом подобно тому, как ушли из нашей жизни сифилис и закрытые для посторонних, густо населенные лепрозории… Вот причины, по которым действительно стоит этим заниматься.

Степень, в которой современный человек способен использовать свой мозг во благо себе же, – это необходимый минимум, и не более того. Во благо – то есть не для переделки мира по собственному хотению, а хотя бы для овладения элементарными процессами, проходящими в теле. В особенности теми, которые проходят отнюдь не лучшим образом.

Вопреки расхожему мнению, далеко не каждый человек хочет жить вечно. Хронически или тяжело больные люди редко этого хотят – и их желания понятны. Поэтому, возможно, слова о вечной жизни перестанут быть абстрактным понятием и обретут смысл лишь после того, как человек научится проживать полноценно хотя бы отпущенные ему пока 65–80 лет? Сейчас подобное удовольствие не доступно никому – даже самым влиятельным и богатым представителям человечества, которые болеют наравне со всеми и умирают ничуть не позже остальных людей. Разве не допустимо рассматривать подобное достижение как чудо, вполне сравнимое с переделкой мира? Вполне допустимо!

Для этого чуда нужно не столь уж много: научиться не конфликтовать с собственным организмом, а сотрудничать с ним. Граничащие с маниакальными желания обрести комплекцию мумии Тутанхамона, попробовать все торты на свете или нарастить сверхъестественные (в прямом смысле, ибо естественными они кажутся редко – обычно в темноте) формы там, где их просто быть не должно… Да, все это – очень распространенные виды борьбы против самого себя. Но есть и еще одна роскошная, хитро закрученная, выросшая на вековой путанице и обычных бытовых заблуждениях ветвь наступления по этому фронту. Зовется она недопониманием. В данном случае недопониманием истинных требований и нужд организма. А ведь они у него есть, и их немало. В том числе у головного мозга. Этот орган является в теле человека главнокомандующим, способным отдать любому другому органу приказ не только об активизации, но и об отказе. И орган ему беспрекословно подчинится. А мы не знаем о том, что нужно этому главнокомандующему, ровным счетом ничего. Это риск, и риск большой.

Хотелось бы сказать, что мы сейчас намерены осветить данный вопрос в полной мере, рассмотреть все, на что способно содержимое человеческого черепа, прояснить уйму спорных мест и самых распространенных заблуждений… Однако ничего подобного не произойдет.

Такого никто на данный момент сделать не может – ни ученые, ни публицисты, ни экстрасенсы.

Зато рассказать хотя бы о тех удивительных и одновременно доказанных механизмах, которые заложены и ежедневно работают прямо у каждого из людей под (то есть буквально над) носом, уже можно попытаться. Темных мест и провалов в знаниях о головном мозге от этого меньше, конечно же, не станет. Но, как было отмечено выше, даже просто лучше понять, что он такое и каким образом его обладатель мог бы выразить ему «признательность» за неустанные труды, будет немалым достижением.

Тем паче что при отсутствии единой научной концепции на данную тему единственным, кто хотя бы потенциально способен на такой диалог, остается действительно только сам человек.

Мозжечок: что мы можем потерять вместе с ним?

Состоит мозг из белого вещества и серого - это знают все. И одно и второе является нервной тканью. Только белое вещество образуется в основном нейронами, проводящими сигнал в одном направлении, а серое вещество состоит из нейронов мультиполярных. То есть способных пропускать множество сигналов в различных направлениях.

Полностью из серого вещества состоит кора головного мозга, а полностью из белого – внутренняя, как бы базовая часть полушарий.

На всех снимках этого органа нам первыми бросаются в глаза сами полушария. И если попросить любого человека навскидку, утрированно нарисовать мозг на бумаге по памяти, он обязательно нарисует – опять-таки их, родимых. На самом же деле при чисто внешнем осмотре невооруженным глазом можно увидеть сразу три большие части головного мозга – запоминающегося вида полушария, мозжечок (см. рис. 3, с. 36) и мозговой ствол (см. рис. 2, с. 25). Чтобы увидеть множество прочих деталей, мозг необходимо либо перевернуть, либо разрезать вдоль разделяющей полушария борозды, так как эти два самых крупных и самых развитых отдела накрывают собой остальные, словно шапка.

Рис. 1. Мозжечок (М) отвечает за координацию наших движений: I – кора больших полушарий; II – таламус; III – варолиев мост; IV – продолговатый мозг; V – спинной мозг

Мозжечок находится под «куполом» полушарий. Если говорить о его местонахождении, ориентируясь на собственную голову, то мозжечок расположен в области затылка. Он соединен тремя парами ножек с соответствующими отделами основного мозга и тоже состоит из двух полушарий (правда, выраженных чуть менее явно) и так называемого червя. Червь отвечает за поддержание нужного положения туловища, в то время как полушария больше «заняты» точными и плавными движениями конечностей.

Иными словами, мозжечок отвечает за координацию движений человеческого тела и соответствующую работу его мышц (см. рис. 1). А еще – за их общий тонус и поддержание равновесия туловища. Всего-то? Да, если учесть, что каждый шаг человека требует участия около 300 мышц… И это – на ровной поверхности, без учета нужды балансировать или приплясывать на ходу! И потом, есть ли необходимость напоминать, что говорим и смотрим мы тоже мышцами? То есть сама-то речь формируется, естественно, в другом «месте» головного мозга, да и обработка зрительных сигналов происходит не в мозжечке. Но для элементарной артикуляции – проговаривания того, что мы только что придумали сказать, – нужны мышцы рта и глотки, не правда ли? Равно как и для того, чтобы скосить глаза или подстроить хрусталик для рассмотрения ближних и дальних объектов…

Так что работенка у мозжечка совсем не из легких, особенно если учесть, что большинство процессов жизнедеятельности организма человека связано с механическими движениями.

Когда желудок переваривает пищу, он сокращается. Когда кишечник допереваривает оставшуюся часть, всасывает вещества и проталкивает неусвояемый остаток дальше, к прямому кишечнику, он тоже сокращается, и называется это перистальтикой. Сердце сокращается при работе – как и легкие, и диафрагма (эластичная перегородка, отделяющая полость желудка от грудной клетки)… И лабораторные опыты на вечных мученицах науки собаках неоднократно подтверждали наступление расстройств всех этих функций, стоило ученым только нарушить работу мозжечка или удалить его.

Нет, полное прекращение не наступит даже при полном его удалении, однако сформируется ряд комплексных нарушений. Прежде всего, в корне изменится работа желудочно-кишечного тракта – появится диарея, отсутствие аппетита и комплекс симптомов сахарного диабета. Возникнет затруднение дыхания, глотания, нарушится (станет как бы скандирующей по слогам) речь. Жестикуляция человека с поражениями мозжечка станет избыточной или, напротив, неполной – впрочем, обычно наблюдаются оба эффекта одновременно. Изменится до шатающейся походка, явятся головокружения, неспособность выполнить даже самую простую последовательность движений – и т. д. и т. п.

Говоря точнее, человек после полного удаления мозжечка все равно едва ли проживет дольше суток. Процессы-то не прекратятся, однако сила и масштабы дисбаланса будут наверняка таковы, что даже узконаправленная интенсивная терапия не поможет. Во всяком случае, подобных экспериментов на людях никто пока проводить не пробовал, и оценка выживаемости здесь выведена чисто математически. В то же время известно и доказано, что частичное удаление мозжечка провоцирует соответствующий «букет» симптомов, однако лишь в течение первых 7-10 дней. Впоследствии же они ослабевают и изредка исчезают полностью. Срабатывает компенсационный механизм головного мозга, и утраченные функции берет на себя кора лобных долей больших полушарий. Но для этого головному мозгу необходимо ощущать хотя бы частичную связь с мозжечком (или тем, что от него осталось).

Дело в том, что мозжечок служит своего рода переходным мостом, связывающим головной мозг со спинным. И связь этого узла именно со спинным мозгом даже гораздо более прочная, чем с головным. Именно поэтому полное разрушение такого моста приведет в лучшем случае к полному же параличу вплоть до невозможности моргнуть или пошевелить губами. А в худшем – прогрессирующая аритмия сердечной мышцы быстро спровоцирует летальный исход. От частичных же травм мозжечка сильнее всего страдает работа мышц-разгибателей.

В общем, жизнь без мозжечка покажется нелегкой даже самому оптимистически настроенному человеку. Есть такое заболевание – атаксия (от греч. «беспорядок», «путаница»), при котором не образуется или гибнет большинство необходимых для нормальной работы мозжечка нейронов. Чаще всего атаксия передается по наследству. И для таких больных элементарные движения составляют немалую сложность. Необходимость налить воду из чайника в стакан, подняться по лестнице, удерживать тело в вертикальном положении – все эти наполняющие наш ежедневный быт ритуалы для них составляют предмет специальных тренировок и упорного труда. Так что заболевание это крайне серьезное. Пусть оно не смертельно само по себе, зато в нем содержится зародыш массы смертельных несчастных случаев и бытовых травм в самых тривиальных для здорового человека обстоятельствах.

В итоге в определении роли мозжечка современная наука остановилась на взглядах Л. А. Орбели. Именно этот отечественный физиолог еще в 1949 году первым предположил, что мозжечок выполняет функцию как бы регулятора взаимоотношений между различными частями нервной системы. Просто на основе того факта, что большинство двигательных программ организма нарушается, однако не прекращается полностью. Из чего и был сделан вывод, что, выражаясь научно, мозжечок является интегративной системой головного мозга. То есть участвует в составлении программ движения организма для каждой конкретной ситуации. И регулирует активность тех или иных органов (тканей), которые должны быть задействованы в намеченном событии – будь то утренняя пробежка, прием пищи или научная лекция.

Впоследствии же данная теория была дополнена еще одним немаловажным наблюдением. А именно: травмы мозжечка провоцируют расстройство в том числе двигательных навыков, полученных человеком в результате специального обучения. То есть навыка, допустим, как у спортсменов или пациентов, занятых в отдельных сферах физического труда. Так и возникло предположение, что само обучение человека подобным специфичным, не свойственным большинству других людей, движениям проходило тоже с участием мозжечка.

В остальном же мозжечок считается одной из наиболее изученных частей головного мозга. Изученной настолько хорошо, что недавно был даже создан и продемонстрирован в действии первый простейший чип – компьютерный аналог естественного мозжечка.

Эксперимент был поставлен командой израильских ученых под руководством проф. М. Минца из университета Тель-Авива. Полностью парализованную белую крысу заново научили моргать с помощью электродов, вживленных на место разрушенного мозжечка. Импульсы от неповрежденных отделов мозга грызуна поступали в ходе опыта на микроскопический компьютерный чип. Тот, в свою очередь, расшифровывал их и передавал дальше – центральной нервной системе животного. Устройство, продемонстрированное в Израиле, представляет собой пока что самую примитивную из возможных конструкцию такого рода. Однако впоследствии проф. М. Минц предполагает «обучить» микрочип распознаванию и других сигналов мозга, чтобы расширить его функциональность.

Впрочем, исследователи из Тель-Авива – не первые, кто проводит эксперименты такого рода.

В журнале, издаваемом центром нейроинженерии (Centre of Neural Engineering) при университете Южной Калифорнии (University of Southern California) 1
Отчетную статью калифорнийской группы можно прочесть, соответственно, в Neural Engineering Journal: Berger Т. W., Hampson ft E., Song D., Goonawardena A., Marmarelis V. Z., Deadwyler S. A. A cortical neural prosthesis for restoring and enhancing memory//J. Neural Eng. 2011. Vol. 8. № 4

Д-р Т. У. Бергер с соавторами представил статью – отчет об уже проведенной работе. Она стала результатом опытов его группы по восполнению функций другой части мозга – гиппокампа. Эта область отвечает за перенос новой информации из краткосрочной в долгосрочную память – как у людей, так и у животных. Оборудование, разработанное в университете Калифорнии, представляет собой гораздо более сложную по функционалу конструкцию. Лабораторных мышей в этих опытах обучали нажимать две педали. При этом лишь нажатие одной из них сопровождалось вознаграждением. Без чипа и при «выключенном» анестезией гиппокампе мыши запоминали нужную педаль лишь на несколько минут. Зато с помощью компьютера и его способности правильно распознавать сигналы памяти ученым удалось выработать у мышей требуемый навык. Более того, оказалось, что вживление такого чипа в здоровый гиппокамп грызуна существенно улучшало и скорость запоминания им педалей, и общие свойства его памяти.

Если необходимо еще более наглядное сравнение роли мозжечка в деятельности центральной нервной системы, то ни для кого не секрет, что изначально по образу и подобию человеческого мозга создавался компьютер. Равно как и большинство программ, которыми оперирует современная цифровая техника. Так вот, одной из служебных программ любого компьютера является так называемый менеджер процессов. Он распределяет очередность выполнения основных программ, процессорное время и системные ресурсы, которые они могут задействовать. Более всего работа мозжечка напоминает функции такого менеджера процессов. Только его быстродействие неизмеримо превышает возможности любого самого мощного менеджера, установленного в разветвленной корпоративной сети. Высоким технологиям такой совершенный баланс точности и скорости пока даже «не снился»!

Ствол головного мозга – что он такое?

Мозговой ствол по сути исполняемых им функций близок к мозжечку. Более того, именно он напрямую соединяет полушария большого мозга с мозгом спинным. Как и мозжечок, он состоит из нескольких частей, имеющих свою специализацию. Обычно в нем выделяют продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг (см. рис. 3, с. 36). Собственно, некоторые исследователи и склонны на основании сходства функций считать мозжечок не отдельной формацией, а еще одной частью мозгового ствола. Ну хоть так, хоть этак, а ствол тоже отвечает за координацию движений. Вернее, за положение тела в пространстве. Как это работает, нужно объяснять на примере.

Допустим, когда человек сидит с завязанными глазами на стуле, он тем не менее чувствует, какое положение занимает его тело в пространстве, верно? Он не видит ни стен, ни пола, ни самого стула. Однако, если его, не развязывая глаз, уложить на пол или, скажем, перевернуть вверх ногами несколько раз подряд, он после прекращения манипуляций все равно уверенно определит, стоит ли он сейчас или лежит, или вообще висит вниз головой… Вот за ощущение человеком положения своего тела даже при отсутствии зрительных ориентиров отвечает мозговой ствол.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт