Древний Египет: медицина и врачевание. Представление о строении человеческого тела в древнем мире. Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

12.02.2019

Египтяне считали, что человек продолжает жить
после смерти, их представления о вечной жизни
предполагали существование не только бессмертной
души, но и нетленного тела,это привело к
появлению обряда мумификации
(бальзамирование).

Процесс мумификации
Правом на бальзамирование владели жрецы, потому что
египтяне верили, что первую мумификацию произвел бог
Анубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого
Сетом. В этом по легенде ему помогала жена Осириса - богиня
Исида.

Инструменты мумификации

В качестве инструментов
использовались: крюки
для извлечения мозгов, кувшин для масла, воронка,
нож бальзамировщика.

Технология бальзамирования

1. Родственники приносят покойника к
жрецу.
2.Жрец извлекает через ноздри часть мозга.
3.Очищает брюшную полость от
внутренностей.
4.Обвивает тело усопшего бинтами и
намазывает камедью.

Канопы

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не
уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения
органы промывались, а затем погружались в специальные
сосуды с бальзамом - канопы. Всего каждой мумии полагалось
по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены
головами 4-х богов - сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий
голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф,
имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В
определённые канопы помещались определённые органы:
Имсет хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Второй способ бальзамирования

С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость
Второй
способ бальзамирования
покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая
внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем,
заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок
на определённое число дней. В последний день выпускают из
кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько
сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят
вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от
покойника остаются лишь кожа да кости.»

Третий способ бальзамирования

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и
того проще: «В брюшную полость вливают сок
редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70
дней. После этого тело возвращают родным»

«Одежда» мумий»

Мумии не любят путешествовать

Каждый капитан знал, как трудно перевезти через
море закутанный полуистлевшими пеленами
мумифицированный труп. Экипаж зачастую
начинал громко протестовать, угрожая покинуть
корабль - моряки боялись гибели галеры и других
несчастий. Иногда, впрочем, помогали молитвы и
окропление мумии святой водой.

Представление о строении человеческого тела в древнем мире

Познания древних египтян в области строения
тела (анатомии) были достаточно высокими. Они
знали крупные органы: мозг, сердце сосуды,почки
,кишечник, мышцы и т.д., хотя не подвергали их
специальному изучению.
В древней Греции вскрытие трупов не
производили следовательно, строение тела человека
не знали, их представления о строении тела были
эмпирическими. В эпоху эллинизма (высшего этапа
развития рабовладельческого общества в Древней
Греции) было разрешено анатомировать тела
умерших. К тому же врачам отдавали для
вивисекции осужденных преступников.

Заключение

- В результате бальзамирования появились
новые знания в области анатомии.
-Порошку, полученному при измельчении
мумий прописывались магические и
лечебные свойства.
-Художники использовали этот порошок в
изготовления чёрной краски.

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта.

Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса , найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее - около 1450-1350 гг. дон. э. - папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200-1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку - царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций.

В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.

При храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.

Еще в древности представители некоторых цивилизаций достигали таких высот в некоторых областях знаний, что в это даже сегодня сложно поверить. А некоторые технологические секреты наших предшественников неизвестны современным ученым. Одной из таких удивительных цивилизаций был древний Египет. Медицина, математика, астрономия, строительное дело достигли там весьма высокого уровня. И темой настоящей статьи станет конкретно врачевание.

Древний Египет: медицина и религиозные представления

Все, что делалось здесь, было неразрывно связано с религиозными представлениями. В общем-то, такое положение дел характерно для множества Считалось, что медицина Египта являлась детищем бога мудрости Тота, который создал для людей 32 Герметические книги, шесть из которых были посвящены врачебному делу. К сожалению, известия об этом кладезе знаний древних дошли до нас лишь в косвенных упоминаниях. Сами же труды были утрачены.

Древний Египет: медицина и биологические знания

Помимо этих книг, также знания о биологии и анатомии существовали на папирусах. Наиболее известными из них являются папирусы Смита и Эберса. Они дошли до нас из середины II в. до нашей эры. Папирус Эберса содержит общие медицинские темы, предписания и рецепты. В наследии Смита описаны ценные сведения о лечении ушибов и ран. Кроме того, археологами были найдены также отдельные труды по гинекологии и педиатрии. Вместе с тем медицина древнего Египта

имела и слабые стороны. Несмотря на постоянную практику вскрытия и бальзамирования умерших, знания об анатомии человеческого тела и его физиологии не получили особого развития. Прежде всего это было связано с существованием множества запретов относительно мертвого тела. Они значительно тормозили его изучение. Собственно, бальзамированием занимались даже не лекари, а отдельные специалисты, для которых тело не представляло интереса с точки зрения лечения болезней.

Древний Египет: медицина и лечение болезней

До современных дней дошли тексты, которые содержали достаточно полные сведения о различных болезнях, а также способах их лечения. Вместе с тем тормозили развитие медицины представления о человеческих недугах, которые основывались на идеях вселения в больного злых духов. Среди других причин могли также быть отравления и погода. Поэтому важнейшей составляющей лечения были магические ритуалы и заговоры. В хирургии проводились лишь простейшие процедуры: наложение шин, вправление вывихов. И все же диагностика достаточно неплохо была развита. Так, египтяне научились определять пульс в разных артериях. Имели достаточно полное представление о кровообращении, осознавали важность сердца. Что достигло высот в древнем Египте, так это фармакология, существовавшая в форме различных видов лекарственных зельев. Было известно достаточно большое количество препаратов. Выяснены их необходимые дозы при различных заболеваниях. Например, оливковое, касторовое масло, опиум и шафран используются и сегодня.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности цивилизации Древнего Египта. Высокий уровень знаний древних египтян в области медицины. Жреческая храмовая медицина, ее приемы. Лекарственные растения, упоминаемые в папирусах. Достижения предыдущих эпох в основе медицины Древнего Рима.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Царь Менес как основатель первой египетской династии и объединитель Египта. Знакомство с основными источниками врачевания в Древнем Египте: папирусы медицинского содержания, надписи на стенах пирамид. Характеристика этапов развития медицинских знаний.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    История развития аромологии, медицины и фармации Древнего Египта. Мифология и древнеегипетская медицина. Узкие направления древнеегипетской медицины. Папирус Эберса XVI века до н.э. Значение медицины и фармации Древнего Египта в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2012

    Три крупных периода в истории врачевания древнего Египта. Древнеегипетские иероглифические медицинские тексты царского периода. Раздел папируса Эберса, посвященный косметическим средствам. Развитие медицинских знаний. Применение хирургических операций.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Особенности развития древнеегипетской медицины, её влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира. Источники по истории и врачеванию. Врачебная деятельность в Древнем Египте. Описания неинвазивной хирургии, способов лечения переломов.

    презентация , добавлен 03.11.2013

    Основные медицинские достижения и особенности лечения в древних государствах: Индии, Риме, Египте, Греции, Китае, Руси. Содержание папирусов Эберса и Смита, развитие хирургии и стоматологии. История врачебной этики. Законы здоровья в Древнем Израиле.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2012

    Особенности исторических параллелей между развитием медицины в Древнем Китае и Древнем Риме. Влияние медицины Древнего Китая на Древний мир, ее основные достижения. Концепция Инь и Ян. Акупунктура, прижигание, лечебный массаж и лечебная физкультура.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Фармация и технология лекарств древних цивилизаций. Технология лекарств Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Рима, Древнего Китая. История развития технологии лекарств в эпоху феодализма. Технология лекарств от Нового времени до современности.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2010

Египет стал местом зарождения загробного культа. Религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Сначала из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем тело заворачивали в ткани, пропитанные особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования умерших.

Впервые подробно описанный Геродотом, он представлялся грекам великой загадкой. Врачебное искусство египтян и раньше поражало их воображение. Гомер писал о Египте: "...каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей". Египтяне знали множество лекарственных растений.

Высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев — ладан и мирра. Их употребляли как для религиозных, так и для медицинских целей. Искусство врачевания обозначалось двумя иероглифами — скальпелем и ступкой, соединяя символы хирургии и фармакологии.

Как и во всех древних культурах, медицина в Египте была связана с религией. Считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной — исходить от богов, духов или души умершего. С человеком, попавшим в их власть, происходят несчастья: у него ломаются кости, разрушается сердце, портится кровь, заболевает мозг, перестает правильно работать кишечник.

Смерть может наступить даже в том случае, если с помощью заклинаний злого духа изгнали, однако сделали это не вовремя и его разрушительное действие на организм человека зашло уже слишком далеко.

Поэтому врач должен был прежде всего, не теряя времени, обнаружить причину болезни и если понадобится, удалить из тела злого духа или даже уничтожить его. Врачебное искусство включало в себя знание множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как закончено "изгнание духа", можно было применять лекарства.

Медицинские папирусы Древнего Египта

В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян.

Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.

Папирус Эберса

Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, "Средство для изгнания крови из раны", затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: "варить, смешать".

В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной.

Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия "алоэ древовидный".

В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).

В эпоху средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий больных и особенно для проведения хирургических операций. Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных.

Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей.

Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.

Папирус Смита

Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.).

На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления.

Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов.

На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью. Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии.

Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия.

В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить.

И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади». Так же именно в древнем Египте был создан и один из первых письменных источников по гинекологии, акушерству и ветеринарии. Все эти сведения содержались в папирусе Кахуна.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт