Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) - биография. Кто такой Парацельс? Описание, биография, лечебная практика

24.09.2019

Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом.

Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь

и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению

Парацельс

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм - таково полное имя выдающегося врача, известного всему миру под именем Парацельса.

Его фигура со временем сделалась культовой, во времена Третьего Рейха его называли основателем германского направления в медицине, а в настоящее время в одной только России насчитывается более сотни медицинских центров, названных в честь неординарного целителя - легендарного Парацельса.

Степень доктора медицины Теофраст получил во Флоренции в 1515 году в возрасте 22 лет.

Но сам факт вручения университетского диплома для Парацельса не означал достижения желанной цели, которую врач видел в лечении больных. Полученных в университете знаний ему показалось мало. По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, а также в медицинских школах Парижа и Монпелье, но будущий Парацельс, а пока просто Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм отправился в многолетнее странствие по городам и селам Европы. Он странствовал по свету, переходя пешком из города в город, от деревни к деревне. Доктора, цирюльники, банщики, знахари, кузнецы, пастухи и цыгане открывали ему секреты применения лекарственных снадобий, способов лечения и ухода за больными. Обучаясь методам нетрадиционной медицины у представителей различных народов Европы, Парацельс стал невольным наследником национальных традиций и обычаев европейцев. Помимо родной Швейцарии и соседних стран - Германии и Австрии, Парацельс исходил дороги Италии, Испании и Португалии, побывал в Англии, Литве и Польше, Венгрии, Валахии, Хорватии, Византии и Московии. Везде он учился искусству врачевания у знатоков народной медицины этих стран. Теперь же ученые всего мира, представители самых различных областей знания в своих научных исканиях следуют путями, когда-то проторенными великим Парацельсом.

В чем же кроется секрет огромной популярности человека, при жизни не нашедшего понимания и любви?

В его гороскопе мы видим Юпитер в Деве (харизма врача) на Асценденте - личность, ярко проявившая себя в медицине. Марс, Уран, Сатурн, Плутон, Хирон - все эти планеты важны для истинного врача - и все они находятся в сильном положении - в Знаках своих обителей.

Врача-исследователя из него сделал Меркурий, самая сильная планета в его гороскопе. Типичный ученый-фанатик, единственной страстью которого было познание тайн природы и человека, основал храм современной медицины, но так и не сумел устроить собственную личную жизнь. Луна и Венера в его карте не очень сильны.

Тот, чей взор устремлен в бесконечность, как правило, не видит или не замечает того, что происходит вокруг него, ему неведомы чувства привязанности и любви, запросы его нечеловеческого разума не способна удовлетворить реальная действительность.

Как правило, подобные гордецы-одиночки (жребий счастья в 12-м доме), помышляют о бессмертии, но сами живут недолго. Оппозиция Хирона к соединению Плутона и Меркурия в Скорпионе давала сильные противоречия, ужасный характер спорщика и, одновременно, - талант ученого.

В жизни эта оппозиция проявлялась, как неспособность адекватно реагировать на окружение, неуживчивость и недовольство миром.

Псевдоним Теофраста фон Гогенгейма – «Парацельс», означающий «ровня Цельсу», стал именем нарицательным. Но и имя Теофраст было не случайным - отец будущего алхимика, сам занимавшийся врачеванием, дал сыну имя в честь знаменитого врача Теофраста - ученика Аристотеля.

(Цельс - знаменитый римский врач V в., труды которого пользовались большой популярностью в эпоху Возрождения.)

Полное дворянское имя мальчика звучало гордо - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Philipus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim). Но столь пышное имя не давало будущему врачу никаких привилегий, поскольку дворянский род Гогенгеймов обнищал.

Парацельс не приумножил материальных ценностей семьи, но он сделал нечто большее, увековечив в памяти будущих поколений свое имя, вобравшее в себя славу великих врачей прошлого: Теофраста и Цельса.

Фамилия Гогенгейм также заслуживает внимания, поскольку переводится с немецкого языка как «высочайшая обитель». Рожденный под знаком Скорпиона , алхимик, астролог и врач всю свою жизнь пытался достичь «верхних врат» - Porto Superno - высшей ипостаси Скорпиона, столь близкой по смыслу фамилии Гогенгейм.

При жизни гений Парацельса долгое время оставался в тени, а созданная им система врачевания не могла сравниться по популярности со ставшими классическими к тому времени системами Галена и Ибн-Сины.

В своей методике Парацельс пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.

Он стремился лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.

Парацельсу, как практикующему астрологу, был понятен символизм семи видов «герметической терапии», каждый из которых соотносился с одной из планет септенера.

В этой «семерке» Солнцу (покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном - диета и правильный образ жизни.

Парацельс считал медицину универсальной наукой, вбирающей в себя достижения физиологии, физики и химий, базирующиеся на фундаментальных установках теологии и философии.

Но все эти умения, утверждал ученый-мистик, были бы бесполезны без знания устройства астрального мира и умения магическим образом воздействовать на ход процессов.

Парацельс писал: «Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин».

Будучи убежден в том, что магия - это инстинкт врачевания, талант, дарованный врачу Богом, Теофраст-Парацельс искренне верил в то, что «магия может научить врача лучше, чем все написанные книги». Тем не менее, сам Парацельс написал немало медицинских и философских трактатов, наиболее примечательными из которых являются «Оккультная философия», «Толкование 30 магических фигур». Парацельс писал много, излагая в алхимических, философских и медицинских трактатах свой взгляд на происхождение болезней и способы их лечения, но известность и благосклонность сильных мира сего швейцарскому алхимику принесла книга «Общая хирургия», изданная им незадолго до смерти.

Настоящее признание пришло к талантливому врачу лишь по завершении им земного круга, разминувшись с непризнанным гением на жизненных перекрестках. Со временем значение трудов хирурга, фармацевта, гомеопата, психиатра было оценено в полной мере, Парацельс стал символом целой эпохи в истории медицины, а в двадцатом веке его имя, многократно упоминаемое не только в медицинской и оккультной литературе, но и в средствах массовой информации, стало известным всему миру.

Посмертную славу странного алхимика обеспечило ему соединение Урана с Прозерпиной в 5-м доме.

Плутон, диспозитор Солнца, Меркурий, хозяин гороскопа, и само Солнце находятся в 3-м доме гороскопа.

Смерть и бессмертие - тема всей жизни Парацельса.

Идея победы над смертью является лейтмотивом его гороскопа, который можно считать хрестоматийным примером космической карты ученого-исследователя, вечного ученика, одержимого жаждой знаний. Мистериальный смысл III дома гороскопа заключается в идее бессмертия, возрождения, торжества жизни над смертью, поскольку III дом является 8-м по счету для VIII дома, связанного со смертью. Третий дом - это смерть самой смерти, а стало быть, вечная жизнь, или бессмертие. В колесе воплощений, являющимся одним из символов III дома, человеческие души нисходят на землю и поднимаются в эмпирей, меняя телесные обличья по мере эволюционного либо инволюционного развития. Дух Парацельса, ставшего основоположником практической медицины, незримо присутствует в научных исканиях современных медиков, все так же ищущих лекарства от смерти. Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами , первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Швейцарский врач лечил даже безнадежных больных, нередко добиваясь положительных результатов, отводя угрозу смерти от людей, считавшихся обреченными.

Его алхимическая деятельность принесла немало практических результатов - рецепты созданных им лекарств, на основе полученных в лаборатории химических веществ, использовались практикующими врачами будущих поколений.

В своих алхимических исканиях Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. Человек, по мнению алхимика, образован духом, душой и телом, которое, в свою очередь, состоит из первоэлементов. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие. Восстановить же нарушенное равновесие можно при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью Теофраст Парацельс проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка.

Но его, как ученого, более всего волновала идея личного бессмертия. Парацельс, высмеивающий попытки иных алхимиков найти философский камень, превращающий металлы в золото, сам был занят созданием эликсира жизни, дарующим бессмертие. Парацельс открыто заявлял: «Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!»

Ходили слухи о том, что Парацельсу удалось вырастить в алхимической колбе гомункулуса - искусственного человечка, во что сейчас, конечно же, верится с трудом. Тем не менее, попытки клонирования, теоретической базой для коих были гностические, неоплатонические и демонологические трактаты, имели место в исторической реальности XVI века. Алхимическая деятельность Теофраста, отмеченная поисками вечной жизни, предвосхитила виднейшие научные открытия XX века.

В итоге через пятьсот лет человечество получило плеяду неверующих ученых, с упоением расщепляющих ядра атомов, вмешивающихся в генетику, нарушающих естественный ход физиологических процессов человеческого организма. Парацельс, ведомый своим небесным покровителем Меркурием, всю жизнь находился в пути.

Он жаждал знаний и. вероятно, нашел, то, что искал.

Сам Парацельс, не смотря на свои постоянные занятия астрологией, астральным фатализмом не отличался, и утверждал, что нельзя ставить себя в зависимость от небесных светил.

Считая, что каждый человек есть венец Божьего творения, представляющий собой целый микрокосмос, алхимик-астролог призывал людей к личной ответственности за свою судьбу.

Парацельс был убежден, что если индивидуум подчиняет свою судьбу небесным телам, то «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами»!

Взгляды Парацельса были революционными для его времени, но и само время Ренессанса было революционным.

Уран переходил из Козерога в Водолей.

Парацельс прекрасно знал собственный гороскоп, который представляет собой типичный пример гороскопа ученого - врача - писателя даже без учета высших планет, открытых за последние полтора столетия.

Тех астрологических знаний, коими мог располагать астролог XVI века, было вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о незаурядных способностях обладателя гороскопа, а также о том, что славы, почестей и материальных дивидендов из своих необыкновенных дарований данный индивидуум не извлечет.

Все планеты, учитываемые астрологами прошлых веков, в гороскопе Парацельса находятся в нижней, «скрытой» сфере гороскопа, что является убедительным указанием на отсутствие общественного признания (дома гороскопа, указывающие на реализацию в социальной сфере, - VII, IX, X и XI в космической карте ученого совершенно пусты).

Юпитер, звезда королей, в космограмме Парацельса находится в знаке Девы, в месте изгнания, но является гением рождения, находясь в точном соединением с Асцендентом.

Юпитер наделил Теофраста широтой взглядов стремлением к познанию иных культур, а также неуживчивостью, асоциальностью и непомерным тщеславием, в конечном итоге погубившим гениального ученого.

Невероятная активность разорившегося дворянина (Марс в Козероге в 5-м доме, Соединение Меркурия с Плутоном в Скорпионе) в сочетании с амбициями гениального лекаря, помноженными на комплекс непризнанного гения, сослужили выдающемуся ученому плохую службу: Парацельса отовсюду гнали, причиной чему было его вызывающее поведение.

Он не прижился в Зальцбурге, откуда ученому пришлось срочно уехать, так как он, в силу своего неуемного характера и нетерпимости ко всякого рода мздоимству, встрял в тяжбу крестьян с местными земельными князьками, что навлекло на него гнев городских властей.

Даже получив звание профессора медицины в университете Базеля в 1527 году, Парацельс, имевший к тому времени двенадцатилетний опыт медицинской практики, не сумел воспользоваться своим новым социальным статусом для создания семьи и устойчивого материального положения.

Поиски истины и амбиции ученого волновали его гораздо больше, чем все остальное. В Базельском университете Парацельс на первой своей лекции в качестве доктора медицины, которую он прочитал не на латыни, а на разговорном немецком языке, публично сжег книги Аристотеля, Галена и Авиценны, заявив, что завязки от его ботинок понимают в медицине больше, чем признанные античные авторитеты.

Противник мертвых догм и косных традиций, он откровенно издевался над врачами-схоластами, следовавшим установлениям античных авторитетов. Эти врачи, по словам Парацельса, «всю жизнь сидят за печкой, книгами себя окружив, и плавают на одном корабле - корабле дураков». Это был практический опыт лечащего врача.

Он обрушился с критикой и на аптекарей, составлявших сложные и дорогие лекарства, полноценной заменой которым могли стать простые, но хорошие и сильно действующие средства. Подобными выпадами в адрес врачей и аптекарей Парацельс нажил врагов среди состоятельных жителей Базеля. И без того напряженная ситуация резко обострилась после того, как Теофраст-Парацельс подал в суд на влиятельного каноника за неуплату гонорара за лечение и, не удовлетворившись решением суда, оскорбил судей, которые приказали его арестовать.

Великому сыну швейцарского народа пришлось бежать из Базеля. Отчасти в этом виновата Черная Луна в соединении с Восходящим Лунным узлом в Весах и во 2-м доме.

Такой аспект призывает человека пройти через испытания и искушения, познать природу зла и при этом не оскверниться. Постоянно очищаясь, необходимо нарабатывать иммунитет против вирусной природы зла, в этом состоит эволюционная, кармическая задача человека. В этом соединении содержится призыв вести сознательную борьбу со злом, концентрируя на этом свое внимание и осознавая всю трагедию человечества, попавшего под влияние темных сил. Обладатель такого аспекта не должен бояться тех потрясений, которые для него уготовила Черная Луна. Если он достойно пройдет через все искушения, его опыт может быть впоследствии использован другими. Такому человеку вменяется в обязанность искупать грехи других людей, не брезгуя никакой работой. Для выполнения этой миссии судьба всегда направляет его в самые горячие точки. Терпя всяческие лишения, Парацельс снова начал пешие путешествия по Европе, вернувшись к тому, с чего начал когда-то.

Злой Юпитер на Асценденте сформировал характер вечного странника, не имеющего ни семьи, ни дома, ни родины. Гениальный врач слишком сильно выделялся на фоне окружения для того, чтобы найти себе место в исторической действительности Европы XVI века.

Сам Парацельс говорил о профессии врача: «Теория врача - это опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». По преданию, ему удалось вылечить восемнадцать князей, от которых отступились все врачи.

«Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы», - считал гениальный Парацельс, не стыдившийся учиться новому и в зрелом возрасте.

Все, что необходимо для реализации незаурядных интеллектуальных способностей, в космической карте рождения Парацельса присутствует в должном виде.

III дом гороскопа, указывающий на склонность человека к обучению, научным занятиям, занимает доминирующее место в его гороскопе.

Здесь находятся Солнце и Луна, а также Меркурий в точном соединении с Плутоном.

Альмутен и сигнификатор III дома гороскопа соединились в III доме гороскопа! В этот дом, в котором находятся четыре важнейшие планеты (оба светила, Меркурий и Плутон - управитель Солнца), сходятся все нити гороскопа.

Три планеты - Солнце, Луна и Меркурий, являвшиеся для алхимиков планетарными соответствиями трех важнейших алхимических элементов (соли, серы и ртути), в гороскопе алхимика оказались в III доме, связанном с трансформацией и преображением.

Сам Парацельс родился в новолуние, понимавшееся алхимиками в аспекте мистического брака отца-Солнца и матери-Луны, в результате которого рождается божественный младенец - Меркурий - философский эликсир; дарующий бессмертие.

Астрологический секрет гениальности Парацельса состоит в том, что новолуние, совпавшее с рождением талантливого врача, произошло на границе Скорпиона и Стрельца, и светила, таким образом, открыли врата Змееносца - созвездия верхнего зодиака.

Змееносец в греческой мифологии - созвездие, посвященное Асклепию - знаменитому врачу древности и основоположнику медицины, наказанному богами за то, что он исцелял все болезни и даже воскрешал умерших, нарушая, таким образом, естественный ход событий. Асклепий - символ медицины - обладал двумя сосудами, содержащими кровь Медузы Горгоны. Кровь из левой части ее тела обладала целительным действием и даже могла даровать бессмертие. Жидкость, содержащаяся в другом сосуде Асклепия, представляла собой кровь из правой части тела Медузы Горгоны и являлась смертельным ядом. Обладание сосудами с «живой» и «мертвой» водой поставило Асклепия в ранг вершителя судеб, а злоупотребление сверхвозможностями магических жидкостей обрекло сына Аполлона и нимфы Корониды на смерть от Перуна Зевса. Позже Асклепий был воскрешен Зевсом и помешен на небеса в виде созвездия Змееносца (змея, ежегодно сбрасывающая свою кожу, в античности - символ перерождения и исцеления).

Солнце и Луна - важнейшие светила в гороскопе любого человека, в космической карте рождения Парацельса «открыли» врата неба, включив в судьбе алхимика вибрации Змееносца.

Парацельс на земном уровне повторил судьбу мифического героя - подобно Асклепию, он излечивал безнадежно больных, помышлял о бессмертии, управлял ядами, так же неожиданно умер от удара и так же был вознесен на крыльях посмертной славы.

В гороскопе Парацельса все подчинено влиянию Меркурия, как в жизни земного Асклепия все было посвящено поискам исцеления от неизлечимых болезней и обретению бессмертия.

Если в индивидуальном гороскопе сильно выражен III дом, находящийся в «водном» знаке зодиака, то, как правило, такой человек ищет незримого контакта со своим «вторым Я», астральным двойником или Ангелом-хранителем.

Парацельс верил в существование астральных тел, в возможность влиять на них посредством магических операций. По мнению алхимика-астролога, человек как микрокосмос связан с макрокосмосом посредством астрального тела, «звездной души» (Gestirn – «звездная душа», астральное тело, не видимое и не связанное с каким-либо определенным пространством, способное воздействовать на любое другое астральное тело, т. е. магическое начало души). Она чутко улавливает космические вибрации. Каждый человек имеет собственное астральное тело, все вместе они сливаются в «мировую душу» - некое информационное пространство, содержащее положительный и отрицательный накопленный опыт предыдущих поколений. Это пространство, называемое Аристотелем эфиром, впоследствии было обозначено К. Г. Юнгом в его трудах как «коллективное бессознательное».

Луна в Стрельце, в полусептиле к Нептуну в Козероге, в его гороскопе дала ему талант духовидения.

Он пытался донести до людей идею единства мироздания (Нептун в Козероге), писал о сущностях и о духах, которые населяют Космос.

Луна в Стрельце пробуждала ко всему этому повышенный интерес. Свои мысли он изложил в "Книге о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах".

Парацельс считал, что вся природа населена различными духами, у каждого человека есть свой архей - верховная субстанция индивидуума, выполняющая функцию ангела-хранителя и наделяющая своего подопечного здоровьем и жизненными силами.

Наибольшую опасность для психического и физического здоровья человека представляют злые духи и вампиры - астральные тела, как правило, мертвых людей. По мнению средневековых мистиков, которое разделял и Парацельс, вампиры, стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, отнимают у живых людей их жизненную энергию.

Но сам Теофраст фон Гогенгейм был убежден в следующем: «Здоровый и чистый человек не может быть одержим ими. Они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение.

Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям; разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство.

Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...». Задачу медицины астролог, маг и алхимик видел в изгнании из тела человека зловредных духов, своим вторжением нарушивших слаженную работу организма, а лечение больного, по мнению Парацельса, должно осуществляться в единстве трех уровней - телесного, душевного, и духовного. Требования, предъявляемые Парацельсом к образу идеального врача, были непомерно велики: целитель должен был обладать интеллектом, знанием медицины, химии и астрологии, он должен видеть явления тонкого мира и уметь управлять ими, быть глубоко верующим человеком, всегда готовым к самопожертвованию. Прекрасно понимая, что таких врачей совсем немного, сам Парацельс говорил, что «самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло». Тем не менее, Парацельс приблизился к пониманию родственности профессий врача и священника. Священник лечит душу, врач лечит Тело. Тот врач, который способен помимо болезней тела целить и внутренний мир человека, может быть уподоблен священникам-экзерцистам, изгонявших демонов из одержимых ими людей.

XVI век, отмеченный в истории появлением таких личностей как Парацельс, Леонардо Да’Винчи, Рафаэль, Колумб, стал особой вехой в истории человечества.

Это время было действительно эпохальным, образы античного искусства воскресли в творениях скульпторов и мастеров кисти, архитектурные ордера греко-римской архитектуры пришли на смену готическим формам средневековья, ученые и философы открывали для себя труды Платона, Аристотеля, Ямвлиха, Гиппарха и Птолемея. Неслучайно этот период в истории Европы называется эпохой Возрождения.

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм был одним из тех людей, чей интерес к явлениям астрального мира был направлен в практическое русло.

В его гороскопе Меркурий был управителем Восхода, Зенита и сигнификатором того дома, в котором находились оба светила. Меркурий с античных времен считался покровителем ученых и врачей.

Неудивительно, что в гороскопе врача, чье имя стало символом медицины, Меркурий занимает столь значимое положение - как хозяин Близнецов он управляет X домом, определяющим цель человека, а как ночной управитель Девы владычествует над I домом - показателем личности.

Важнейшие угловые точки гороскопа управляются Меркурием, который, попадая в знак Скорпиона в соединении с его управителем, владыкой подземного царства Плутоном, приобретает качества Гермеса-психопомпа - проводника души в иной мир.

Подобное положение Меркурия придало характеру Парацельса мистицизм, склонность к изучению оккультных и магических наук, за увлечение которыми ученого даже обвиняли в чернокнижничестве. Вероятно, для подобных обвинений имелись реальные основания, поскольку своему искусству Парацельс обучался у всех, кто занимался целительством, а в их числе помимо дипломированных врачей было немало знахарей, ведьм и колдунов.

Будучи типичным представителем знака жалящего Скорпиона, Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм занимался изучением свойств ядов, и даже считал практически все вещества ядовитыми, степень опасности которых зависит от их дозировки.

«Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна только доза делает яд незаметным» - писал Парацельс в своем трактате по лекарствоведению. В каком-то смысле Парацельса можно считать отцом гомеопатии, поскольку он утверждал, что подобное можно исцелить подобным, главное - знать причину заболевания.

Как представитель «водного» зодиакального знака, Парацельс просто не мог обойти вниманием влияние водной среды на организм человека. Врач-алхимик изучал химический состав минеральных вод и их воздействие на сердечно-сосудистую и пищеварительную системы. Знаменитый бестселлер доктора Кнейпа, посвященный водолечению и пробудивший интерес к этому виду оздоровления в европейском обществе на рубеже XIX и XX веков, был предвосхищен исследованиями Парацельса, проведенными им на 400 лет раньше.

Водолечение - одно из направлений в медицине, в котором Парацельс не просто преуспел - некоторые источники минеральных вод были впервые открыты самим Парацельсом и могли бы по праву носить его имя.

Современная психиатрия обязана Парацельсу теорией о самовнушении, поскольку выдающийся врач, наблюдая больных, свято верующих в чудодейственную силу лекарств, неоднократно убеждался, что им помогают и пустые облатки безо всякого лекарственного вещества.

Больные, думая, что принимают лекарства, исцелялись на глазах доктора. Воистину, вера творит чудеса, и Парацельс, писал: «Вера, все равно, истинная ли эта вера или ложная, чудеса будет творить всегда».

В истории психиатрии Парацельс известен как первый врач, высмеявший теорию, согласно которой эпилептики считались не больными, а одержимыми дьяволом.

Некоторые болезни, считавшиеся в XVI веке неизлечимыми, Парацельс все-таки лечил. Так, например, ему удалось достичь положительных результатов в лечении сифилиса. Венерические болезни астрологами классифицируются как болезни зодиакального знака Скорпион, в котором Венера - богиня чувственной любви находится в ущербном положении.

Интерес к «скорпионьим» болезням Парацельса, рожденного в полночь с 9 на 10 ноября 1493 года, вполне понятен - как человек с неустроенной личной жизнью, не имеющий постоянного пристанища, ночевавший в трактирах и на сеновалах с женщинами легкого поведения, доктор сам мог столкнуться с необходимостью поиска противодействия зловещему сифилису.

Интересен факт, что с некоторых пор врач вообще стал избегать женского общества. Парацельс первым подробно описал причины, симптомы и диагностику сифилиса. Более того, он нашел способ лечения, заключавшийся во вдыхании ртутных паров.

Теофраст Парацельс установил связь между болезнью легких у шахтеров и их трудом, между параличом и травмой головы, он первым стал использовать в медицинских целях настойку опия, чем несказанно облегчал страдания оперируемых им больных. Следует отметить, что до Парацельса хирургия не знала анестезии, а больных резали, можно сказать, «по живому».

Он восстал против повсеместно применявшегося в средние века варварского способа прижигания ран - заливания их кипящим «бальзамом», настаивая на наложении чистой повязки для того, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов».

Заслуга Парацельса перед историей состоит в том, что он официально отрекся от многих постулатов древней медицины и вместо сложных рецептов на снадобья стал давать больным в качестве лекарства простые химические вещества, извлеченные им из трав, растений и минералов.

Явившись первым химиком в истории медицины, Парацельс первый применил в лечении препараты железа, сурьмы, свинца, ртути и меди.

Магнитотерапия также является изобретением швейцарского врача, не без успеха использовавшего прикладывания к больным участкам тела магнитов. Помимо таких революционных способов лечения Парацельс усиленно рекомендовал здоровый образ жизни, свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.

Однако как ни старался великий алхимик обхитрить смерть, ему это не удалось. Земной Эскулап разделил участь остальных смертных людей. Кончина подстерегла его в один из сентябрьских дней 1541 года. Сердечный приступ стал для врача-алхимика роковым. На 49-м году жизни Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм скончался, но Парацельс обрел столь желанное для него бессмертие. На могиле Парацельса в Зальцбурге поставили большой камень. Резчик высек на нем бесхитростную надпись: «Здесь погребен Филипп Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить, а пожертвовать беднякам.

В 1541 году на 24 день сентября сменил он жизнь на смерть».

_______________________________

Дата публикации 17.06.06
первоначальная публикация
на сайте www.astrologica.ru

Парацельс (лат. Paracelsus) (настоящее имя Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм), лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim) (родился в конце 1493 г. в г. Эйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге) — знаменитый алхимик, врач и оккультист. Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. В Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, Парацельс изучал древние тайные учения (каббалистику). Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

С 1517 г. Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию,Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену).

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии. Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений — объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков). В 1534 году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1565 г.). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1562 г.). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1553 г.) и «Хронику Каринтии» (1575 г.).

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1564 г.), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), «Великая астрономия» (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566). В 1541 г. Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер.

Настоящее имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм

Швейцарский врач и естествоиспытатель, философ, химик, фармацевт, астролог. Один из основателей я трохимии *. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, способствовал внедрению химических препаратов и преподаванию медицины на родном языке вместо латыни. Автор знаменитого труда «Большая хирургия». В его честь названа малая планета (астероид) номер 2239 и лунный кратер.

На большом камне над моги-лой Парацельса резчик высек: «Здесь похоронен Филипп Теоф-раст, превосходный Доктор Ме-дицины, который, обладая вол-шебным знанием, раны, проказу, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искус-ством излечивал и раздавал добро беднякам. В год 1541 на 24 сентяб-ря он сменил Жизнь на Смерть. На Вечный покой». А точнее ска-зать, на бессмертие, ведь даже сегодня страждущие молятся у его могилы в надежде на исцеление. Имя Парацельса вошло в анналы мировой ме-дицины, но при жизни он был не понят и гоним, его считали шарлатаном и слугой дьявола и все это только за то, что знал и понимал больше, а лечил лучше других. Но никакими сверхчеловеческими особенностями Парацельс не обладал, просто с ранних лет он привык полагаться на практику и опыт, а не на досужие размышления. Он был бунтарем в науке и даже принял имя, означающее «Про-тив Цельса», считая себя опровергателем медицинских воззрений автора древнеримского трактата «Аrtes» Авла Корнелия Цельса.

Настоящее имя швейцарского врача и естествоиспы-тателя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм. Он родился 10 ноября 1493 г. (по другим данным 14.11.1493, 17.12.1493 или 1.05.1494) в небольшой дере-вушке Мария-Эйнзидельн близ Цюриха и был единствен-ным сыном довольно известного и многоопытного врача, получившего медицинское образование в лучших универ-ситетах Европы. В своей небольшой лечебнице он зани-мался не только врачеванием, но и химическими опыта-ми. Так что Теофраст начиная с самого раннего возраста получал первые уроки и знания от отца. Где он получил первоначальное образование, неизвестно, но в годы юно-сти Парацельс работал на шахте лаборант-химиком, что позже легло в основу его поисков в области химии и ал-химии. А ведь в то время химия как отдельная специаль-ность не преподавалась даже в университетах: кое-какие теоретические знания рассматривались в курсе филосо-фии, а эксперименты велись только аптекарями и алхи-миками. В своих последующих трудах Теофраст тепло и с благодарностью вспоминал отца, который приохотил его к учению. По его примеру он начал изучать врачебное дело в Германии, а затем во Франции.

В годы учебы родным домом для Теофраста на какое- то время стала лаборатория. В ней он мог пропадать сут-ками, сменяя опыты с ретортами и колбами на практику на рудниках и горных заводах. Страстную любознатель-ность начинающего исследователя не останавливали ни пыль, ни грязь, ни копоть. Везде он трудился самоотвер-женно и впоследствии говорил о себе и своих учениках, что они «отдых в лаборатории находят, пальцы свои в угли и в отбросы, и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобны кузнецам и угольщикам закопчен-ным». И может быть, поэтому в первую очередь в мастер-ство молодого врачевателя поверили рабочие люди.

В 1515 г., в 22-летнем возрасте, Теофраст получил в Ферраре (Италия) степень доктора медицины. Но объем полученных знаний не удовлетворял его. По словам Па--рацельса, он слушал лекции медицинских светил в круп-нейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабо-не, а потом отправился в Англию, затем через Литву по-пал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. Какое-то время жил в Константинополе и, говорят, будто бы не-сколько лет провел в татарском плену. Арабские химики открывали ему секреты, неизвестные западной науке. Он путешествовал по свету, переходя пешком от деревни к деревне, и повсюду выспрашивал секреты искусства вра-чевания у докторов и повитух, цирюльников и банщиков, старых знахарок и травников, прилежно и старательно перенимая их опыт ухода за больными и применяемые средства. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих странствий: служил лекарем в армии датского короля Кристиана II, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал для дальнейших исследований. Но где бы Теофраст ни был, повсюду он занимался главным делом своей жизни — ле-чил недуги людские, пытаясь суммировать обретаемый опыт, нащупывая всеобщие закономерности в лечении больных, намечал новые пути врачевания. Парацельс ве-рил только в опыт, наблюдение и эксперимент. «Не ти-тул, не ораторское искусство, не чтение книг создают вра-ча, — говорил он, — но единственно знание вещей и сил природы». По преданию, ему удалось вылечить восемна-дцать князей, от которых отступились все врачи.

В 1524 г. ученый решил, наконец, прекратить стран-ствия и поселиться в Зальцбурге. Однако уже через год ему пришлось срочно покинуть этот город, так как он, в силу своего неуемного характера и нетерпимости ко вся-кого рода мздоимству, встрял в тяжбу крестьян с местны-ми земельными князьками, что окончилось гневом город--ских властей. 1526 г. Теофраст провел в Страсбурге, а затем был приглашен на должность городского врача в круп-ный швейцарский торговый город Базель. Когда Пара- цельсу удалось вылечить одного богача, которому не смог-ли помочь лучшие лекари города, его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На пер-вой же лекции профессор перед глазами изумленных сту-дентов устроил небольшой костер, который он соорудил из сочинений корифеев Галена и Авиценны, и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние «мокротники», и стал читать лекции студентам- медикам на добротном и понятном им немецком языке вместо традиционной латыни. Причем занятия старался проводить у койки больного. То была неслыханная воль-ность! Именно тогда бунтарь принял имя Парацельс. Даже таким образом профессор боролся против догматической медицины Средневековья, тесно связанной с теологией.

Несмотря на все передовые взгляды и достижения в об-ласти медицины, Парацельса никогда не любили. У него был вспыльчивый и задиристый нрав, едкий язык, он презрительно относился к современникам и постоянно ходил напыщенным. Его возмущала алчность аптекарей, составлявших сложные, дорогие и мало помогающие ле-карства. А так как аптекари были связаны с практикую-щими врачами, то была уже двойная алчность. К тому же сам он применял простые, недорогие, но эффективные средства. У Парацельса появились враги среди медиков и богатых жителей Базеля. Хуже всего было то, что в 1528 г. он затеял процесс над влиятельным каноником из-за не-доплаты гонорара за лечение. Иск отклонили, а врач вы-нужден был тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Терпя лишения, он скитался в горных районах Ашенцелля, переходя из деревушки в деревушку, изредка врачуя крестьян.

В Кольмаре Теофрасту удалось излечить больных, ко-торых другие врачи считали безнадежными, и популяр-ность его возросла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху не пришлись по нраву и здесь, тем более что Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Чело-век увлекающийся, пытливый, он проявлял интерес ко всему, где, как ему казалось, можно открыть что-то но-вое. Нередко он заблуждался, попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи, но продолжал поиски. Стали распространяться слухи о том, что ученый вступил в сношения с самим дьяволом. Положение усугублялось тем, что в Кольмаре продолжали сохранять свои позиции католики. Они-то ревностно следили за тем, чтобы никто не осмеливался выступать с суждениями, шедшими враз-рез с установившимися представлениями, и все искания Парацельса объявляли кощунственными.

Опасаясь обвинения в ереси и последующей распра-вы, он переехал в Нюрнберг. У Теофраста накопилось много тщательно записанных наблюдений и выводов. Он был необычайно работоспособен. Сохранились свидетель-ства о том, что ученый порой проводил за письменным столом по нескольку дней кряду, почти без сна. В Нюрн-берге ему удалось издать четыре книги, но это только под-стегнуло недовольство других медиков, и городской ма-гистрат запретил печатать его произведения. В них были приведены основные принципы его учения о болезнях и их причинах, общие принципы медицины и к тому же они были на немецком языке.

Крупнейшей заслугой Парацельса было то, что он офи-циально отрекся от древней медицины и вместо выду-манных средневековых снадобий применял целебные тра-вы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Ученый полагал, что человек со-стоит из души и тела, а тело, в свою очередь, состоит из различных элементов. Нарушение же взаимного равнове-сия этих элементов ведет к болезни. Задача врача — вы-яснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи оп-ределенных химических препаратов. Поэтому первооче-редной задачей химии Парацельс считал поиск веществ которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мы-шьяка, став одним из родоначальников ятрохимического направления в медицине, сменившего алхимию. «Настоя-щая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», — утверждал ученый. Он вы-делял лекарства из растений и применял их в виде тинк-тур, экстрактов и эликсиров и развил новое для того време-ни представление о дозировке лекарств. В каждом средстве Парацельс находил активный ингредиент, который мож-но было извлечь, очистить и прописать в строго контро-лируемой дозе. «Все есть яд, и ничто не лишено ядовито-сти; одна только доза делает яд незаметным».

Центральное место в его системе лечения занимали ртуть и сера. Ученый предложил лечить сифилис малыми дозами ядовитых паров ртути, но редко кто ему верил. Лишь 400 лет спустя появилось новое лекарство от сифи-лиса на основе ядовитого мышьяка. Его настойка опия веками служила эффективным обезболивающим. Он изу-чал действие минеральных вод и применял их для лече-ния; некоторые из них были им открыты впервые (в Шварц-вальде, Чехии и др.). Кроме того, Парацельс усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воз-дух, покой, диету. И можно только недоумевать, как сло-ва ученого об анестезии с помощью «сладкого эфира» игно-рировались вплоть до 1846 года.

В отчаянии Парацельс бросил все и покинул Нюрнберг, направившись в Инсбрук. Здесь он надеялся заняться по-стоянной врачебной практикой, по которой изрядно ис-тосковался. Но бургомистр не поверил, что человек в обо-рванном платье и с грубыми, как у простого мужика, руками — врач, и велел самозванцу покинуть город. Узнав, что в Штерцинге разразилась эпидемия чумы, Парацельс пришел в этот город. Он обходил дома больных, приготов-лял свои лекарства и настойчиво пытался понять, в чем причины этого страшного заболевания, как можно пре-дотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить. Парацельс имел репутацию целителя, приготовлявшего сна-добья из минералов, которые помогали, когда другие ле-карства пользы не приносили, а для исцеления чумных боль-ных давал пилюли, содержавшие крошечные порции их собственных экскрементов. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынуж-ден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом, надеясь, что в каком-нибудь из них городские власти все- таки удостоят его вниманием. Но даже там, где власти были бы и не прочь пригласить Парацельса, решительно возра-жало католическое духовенство, да и протестанты всегда считали его нежелательным лицом.

По всей видимости, Парацельс был доктором, обладав-шим даром природного целительства. Он верил в натураль-ную магию и намного опередил свое время в убеждении, что при врачевании душу и тело человека надо лечить вме-сте, и что между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует тесная связь, поэтому познание обоих есть неразрывное целое. Ученый говорил, что это «сила, которая приходит прямо от Бога», и когда она на-правлена на доктора, то вызывает у него способности к врачеванию. Сам Парацельс постоянно обращался к астро-логии и считал, что без понимания астральных влияний на человека врачу невозможно заниматься практикой. В среде астрологов, занимающихся магической астрологией, до сих пор популярна его книга «Оккультная философия».

Занимался ученый и демонологией, создал классифи-кацию злых демонов, причислив к ним астральных духов. Это, в частности, является одной из причин, по которой Парацельса часто называют магом, к тому же он жил во времена, когда наука и магия были тесно переплетены, а занятия наукой означали также изучение магии. Однако что касается гомункулуса, мини-человека, которого док-тор якобы создал в своей лаборатории, то это из области нереального. Зато существует много свидетельств, что из минералов и растений он извлек эссенцию — знамени-тый Алкахест, и этот эликсир жизни якобы был способен восстанавливать, растворять и наделять чудесными свой-ствами все что угодно. Но состав эссенции, как и лучших лекарств Парацельса, так и остался неизвестным.

Казалось, что вся жизнь ученого так и пройдет в стран-ствиях. И вдруг ему неожиданно вновь улыбнулось счастье. В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд «Боль-шая хирургия» (1536 г.). И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс: она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике. Так, в частности, он придер-живался революционного взгляда на раны, утверждая, что они должны излечиваться сами, если обеспечить отток выделений и не допускать заражения. В отличие от ци-рюльников, пускавших кровь и лечивших раны варвар-ским способом — заливанием их кипящим «бальзамом» (маслом), а в случае неуспеха прибегавших к ампутации, Парацельс просто очищал и осушал раны, покрывал их чистыми повязками для «предохранения от внешних вра-гов», веря, что остальное довершит целительная сила орга-низма. Несмотря на высокий уровень успеха, до XIX века такой подход не прижился. И еще: Парацельс писал о болезнях рудокопов и литейщиков, т. е. был основопо-ложником медицины, занимающейся профзаболевания-ми... Он первым понял, что причина болезней шахтеров — пыль, а не подземные духи. Первым пришел к выводу, что базедову болезнь вызывает питьевая вода. И первым заявил, что сумасшествие — недуг, а не одержимость дья-волом, и потому пациенты требуют гуманного обращения...

Смерть ученого не означала конец. Признание при-шло поздно, возможно, слишком поздно, но оно пришло. А он и при жизни был уверен в своей избранности: «Мо-нархия над всеми искусствами была дарована мне, Парацельсу, принцу философии и медицины. Я был избран Богом, чтобы извести все фантазии надуманных и лжи-вых работ, обманчивых и самонадеянных слов, будь то слова Аристотеля, Галена, Авиценны или любого из их последователей».

Считается, что именно Парацельс дал название такому элементу как цинк – он называет его "zincum" или "zinken" в своем труде "Liber Mineralium II". Возможно, это производное от немецкого слова "zinke", что означает "зубец", из-за похожих на иголки кристаллов металлического цинка. Возможно, Парацельс первым начал применять лауданум – опийную настойку, которая широко использовалась вплоть до 19-го столетия.


Парацельс (Paracelsus) – врач и алхимик швейцарско-немецкого происхождения, живший в эпоху Возрождения. Настоящее имя Парацельса - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Philippus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim). Псевдоним "Парацельс" он выбрал себе сам, и означает это "больше, чем Цельс", т.е. древнеримский энциклопедист Авл Корнелий Цельс (Aulus Cornelius Celsus), живший за полторы тысячи лет до Парацельса. Этот "Цицерон среди врачей" оставил после себя множество трактатов, в том числе, и по медицине, которыми широко пользовались современники Парацельса.

Парацельс был ботаником, астрологом и, конечно же, знаменитым оккультистом. Парацельса считают одним из основателей токсикологии, науки о ядах, и ятрохимии, предшественницы фармакологии – он был одним из первопроходцев использования химических веществ и минералов в лечении пациентов. Но самое важное его достижение – это революционный поход к изучаемым им наукам. Парацельс отказался от простого цитирования древних текстов, предпочитая им собственные наблюдения за природой и человеком. Некоторые из его медицинских методов используются и по сей день. Современная психология благодарна Парацельсу за то, что он первым обратил внимание на тот факт, что причиной некоторых заболеваний является психическое нездоровье человека.



Он был человеком упрямым и независимым, что нередко приводило к конфликтам между реформатором Парацельсом и его ортодоксально настроенными коллегами.

Наиболее важным наследием Парацельса является, вероятно, его критика схоластических методов в медицине, науке и теологии - в его время эти дисциплины не существовали отдельно друг от друга. Негативное отношение Парацельса к некритическому копированию учения древних отцов-основателей, таких как Авиценна (Avicenna) и Аверроэс (Averroes), без категорического отрицания их очевидных достоинств, стало его первым и наибольшим достижением. Он пытался внедрить в современную ему медицину независимый и эмпирический, основанный на опыте и фактах подход к исследованиям и преподаванию. Большая часть его теоретических работ не выдержала испытания временем, но его идеи заложили основу для более динамичного развития медицинской науки.

Парацельс появился на свет в 1493 году, в швейцарской деревне Эг (Egg) кантона Швиц (Schwyz). Насчет точной даты историки расходятся во мнении – то ли это случилось 11 ноября, то ли 17 декабря. Его отец был швабским химиком и врачом, а мать – швейцаркой, она умерла, когда Парацельс был ребенком. В 1502 году семья перебралась в австрийский город Филлах (Villach), где отец Парацельса лечил больных пилигримов и насельников обители. Парацельс получил от отца, местных клириков и монастырской школы обширные познания в медицине, теологии и других науках, и к 16 годам уехал изучать медицину в Базельский Университет, после чего перебрался в Вену (Vienna). В 1515 или 1516 он получил докторскую степень в Феррарском Университете.

Недолгая жизнь Парацельса была полна странствий и переездов. Он нигде не задерживался надолго, он, по его словам, побывал в Германии (Germany), Франции (France), Испании (Spain), Венгрии (Hungary), Нидерландах (Netherlands), Дании (Denmark), Швеции (Sweden), Польше (Poland) и даже России, и везде собирал знания, из самых разных источников, не брезгуя ни беседой со старой цыганской знахаркой, ни разговорами с погонщиками скота.

Его считали высокомерным зазнайкой, а его революционный подход к медицине выводил из себя других врачей – менее чем за год Парацельс ухитрился восстановить против себя коллег по Базельскому Университету и потерял там медицинскую кафедру и высокое жалованье. Особенно их оскорбляло то, что Парацельс читал свои лекции на немецком, а не на латыни, что делало их доступными для всех.

В конце концов, он осел в Зальцбурге (Salzburg), благодаря покровительству пфальцграфа Баварского, который разделял интерес Парацельса к тайным наукам. Увы, ему не дано было насладиться спокойной жизнью и плодотворными трудами – 24 сентября 1541 года, после скоротечной болезни, он скончался. Современные исследователи склоняются к мысли, что на знаменитого врача напали и проломили ему голову, от этого он и умер – эту версию подтверждает трещина в черепе Парацельса, явно полученная им при жизни.

Неспокойная, полная загадок и путешествий жизнь сделала Парацельса персонажем городских легенд и фольклора - в народном сознании он стал кем-то вроде волшебника-целителя.

На могиле даже установили камень с пространной надписью:

«Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября Парацельс сменил жизнь на смерть».

Парацельс так бы и остался известным только историкам, ученым, да любителям старины, если бы не талантливые произведения братьев Вайнеров, Иеремия Парнова и снятые по ним фильмы. Естественно, что связанные сюжетом произведений, авторы не могли поведать обо всей богатой приключениями жизни легендарного медика и алхимика. Но интерес к этой неординарной личности они в обществе разбудили.

Будущий медик родился в конце 1493 года (обычно приводятся две даты — 10 ноября или 17 декабря) в швейцарском городке Айнзидельн в старинной, но обедневшей дворянской семье. При крещении он получил имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм . Его отец занимался врачебной практикой, к работе врачом стал с детских лет готовить и сына. Мальчика медицина явно интересовала, занимался он ею с увлечением, хотя не был чужд и обычным детским проказам.
Фото:

Была и еще одна область, в которой Теофраст Гогенхайм преуспел в молодости. Как и большинство молодых дворян, он хорошо усвоил науку фехтования. Хотя рыцарские времена уже прошли, дуэли не были редкостью, да и разбойников на больших дорогах (а путешествовать будущий врач любил с детства) хватало. Так что шпага стала его постоянным спутником, как и инструменты .

Начальное медицинское образование он получил под руководством отца, а с основами философии и натуралистическими взглядами на окружающий мир его познакомил ученый-гуманист Иоганн Тритемий , бывший в тот период аббатом в Шпангейме. Образование Теофраст продолжил в итальянском городе Феррара , где ему была присвоена степень доктора медицины.

Когда он стал пользоваться прозвищем Парацельс, сказать трудно. Возможно, это имя он выбрал себе сам или же его дали коллеги по врачебному искусству, сравнив Гогенхайма с одним из основоположников медицины — древнеримским врачом Авлом Корнелием Цельсом . Официально этот псевдоним видимо впервые был обнародован в 1529 году, когда Теофраст стал так подписывать выпускаемые им астрологические календари. Впоследствии он стал пользоваться этим именем практически повсеместно, подписывая им свои произведения.
Фото:

Закончив образование и получив хорошие навыки , Парацельс не стал по примеру многих его однокашников по университету обзаводиться врачебной практикой и вести жизнь добропорядочного буржуа, а отправился путешествовать. Он ставил перед собой двоякую цель — увидеть новые страны и получить новые знания, которые из книг почерпнуть невозможно. Почти десять лет он путешествовал по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку, слушая лекции в местных университетах, общаясь с профессиональными врачами, целителями и знатоками народной медицины, алхимиками, учеными. Служил военным врачом в армиях нескольких стран, получив прекрасную практику полевой хирургии. Спускался в рудники, пытаясь понять, как рождаются минералы, которые он стал использовать в качестве компонентов своих лекарств.

Интересы его были чрезвычайно широки, он не только как губка впитывал новые знания, но и сам делился секретами медицины, фармакологии, алхимии и астрологии. Есть сведения, что Парацельс добирался даже до Московии.

Немного остепенился он только в 1526 году, получил статус бюргера в , где занялся врачебной практикой. На следующий год Парацельс вынужден был перебрался в , где смог вылечить нескольких безнадежных (по мнению местных медиков) больных, стал городским врачом и начал преподавать медицину в местном университете. К неудовольствию коллег, он стал читать лекции не на общепринятой латыни, а на немецком языке. Идти на компромиссы Парацельс не хотел и, из-за конфликта с университетским руководством, местными городскими властями и коллегами по медицинской практике, снова вынужден был отправиться в путь, на этот раз в .

Не терпящий шарлатанов от медицины, неуживчивый по характеру и острый на язык, Парацельс редко где задерживался надолго. При этом серьезных покровителей, ценивших его как прекрасного медика и крупного ученого, у него хватало. Поражает его работоспособность. При постоянных переездах он умудрялся не только активно заниматься наукой и , но и практически каждый год писать крупные труды по медицине, фармакологии, алхимии, астрологии, философии.

Фото:

Несколько его трудов, увидевших свет, были запрещены по требованию профессоров медицины Лейпцигского университета, которые не смогли подняться до его понимания проблем медицины. Наконец ему удалось опубликовать в Ульме и Аугсбурге труд «Большая хирургия». Книга стала широко известной в медицинских кругах, заставив коллег по профессии воспринимать Парацельса как крупного хирурга.

Получивший признание медиков, Парацельс получил и больше возможности для плодотворной работы, но и это не избавило его от необходимости скитаться. Обычно ситуация развивалась по одинаковому сценарию. Прибыв в новое место, он начинал вылечивать больных, которых местные медики отчаялись поставить на ноги. Естественно, что вскоре возникал конфликт с местными врачами, начинавшими терять клиентуру. К тому же, Парацельс, не выбирая выражений, говорил все, что думает и о местных медиках, и об их методах лечения. Не стоит забывать, что у местных эскулапов был мощный союзник в лице церкви, которую не стоило труда убедить, что практикуемыми Парацельсом методами лечения давно следует заинтересоваться и инквизиции. Город приходилось в срочном порядке, а иногда и тайно, покидать.

В 1541 году Парацельс смог обосноваться в , где ему покровительствовал местный архиепископ, что обеспечивало защиту от обвинений в ереси. К этому времени его здоровье было серьезно подорвано, видимо, он понимал, что его земные дни сочтены. Несколько месяцев Парацельс занимался напряженным трудом, приводя в порядок и систематизируя свои записи. Вылечить себя он уже оказался не в состоянии, 24 сентября 1541 года великий медик скончался.

К сожалению, многие труды Парацельса были изданы только после смерти автора. Поистине, это был человек энциклопедически образованный, а главное, умеющий видеть новое, сопоставлять уже известное и делать выводы, которые зачастую не сразу становились понятны его современникам.
Фото: ru.wikipedia.org

В истории науки Парацельс больше известен как медик и . Его успехи в этих областях поистине впечатляют. Он умудрился погасить вспышку чумы в Штерцинге в 1534 году, прибегнув к собственным методам лечения, а ведь за это можно было и на костер инквизиции попасть. Объяснил природу и причины возникновения силикоза, которым традиционно страдали горняки. Разработал несколько высокоэффективных лекарственных препаратов, опираясь не только на гомеопатию, но и на успехи алхимии, главная задача которой, как он считал, «заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Некоторые его представления о природе болезней и общем строении человеческого тела выглядят сегодня, мягко выражаясь, наивными. Естественно, что давно устарели и многие его философские воззрения. Но это не умаляет его достижений в , а как медик он в свое время, пожалуй, просто не имел достойных конкурентов. На его книгах, переиздававшихся в течение нескольких столетий, учились поколения европейских врачей. Да и само имя Парацельс уже давно стало нарицательным, а значит дело, которому он посвятил свою недолгую, но яркую жизнь, продолжается его учениками и последователями.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт