История медицины. Египет. Медицинские папирусы Египта. Мумии не любят путешествовать

20.02.2019

Медицинские знания в Древнем Египте находились на высоком уровне. До наших времен дошли тексты, содержащие большое количество сведений о болезнях и способах их лечения. На высоком уровне была диагностика. Некоторые лекарственные препараты, использовавшиеся в то время, активно применяются и по нынешний день.

Медицина и религия

Как и в других древних цивилизациях, медицина Египта была неразрывно связана с религией. Основоположником ее считался бог мудрости. Тот, которому приписывали авторство 32 Герметических книг. Шесть из них были посвящены медицине. В настоящее время все эти труды утрачены.

Помимо Герметических книг, медицинские знания существовали также в папирусах. Наиболее известные из них, которые дошли до нашего времени, - папирусы Эберса и Смита, написанные примерно в 1500 году до н.э. В папирусе Эберса описаны общие медицинские темы, а также более 900 предписаний и рецептов. Папирус Смита содержит сведения о лечении ран и ушибов. Найдены также труды по педиатрии и гинекологии.

Врачи Древнего Египта

Первым врачом, имя которого упоминается в древних рукописях, около 3000 лет до н.э., был Секхетьенанах. Это был придворный лекарь, «исцеливший ноздри царя». В честь этого ему была поставлена статуя с памятной надписью об этом событии.

Наиболее известным египетским врачом был Имхотеп, упоминающийся около 2975 года до н.э. Помимо того, он был главным визирем фараона и архитектором. Впоследствии Имхотеп стал почитаться как полубог и считаться покровителем медицины. Однако достоверных сведений о его достижениях не сохранилось.

В Древнем Египте была особая каста медиков. Ее представители обучались в специализированных школах в Саисе и Гелиополе. Врачи особо чтили правила, описанные в священных текстах Герметических книг. Пока лекарь их придерживался, ему ничто не грозило, даже если пациент умер. Но при любом отступлении его ждала смертная казнь.

Знания о строении человеческого тела и болезнях

Несмотря на практикующееся вскрытие и бальзамирование умерших, знания об анатомии и физиологии человека оставались на низком уровне. Это связано с тем, что существовало множество запретов касательно мертвого тела. Даже бальзамированием занимались не лекари, а особые специалисты.

Представления о болезнях были основаны на идеях вселения злых духов. Поэтому неотъемлемой частью лечения были заговоры и специальные магические ритуалы. Другими причинами заболеваний считали отравления и погоду. Хирургическое лечение практически не применялось из-за страха повредить тело перед загробной жизнью. Проводились только простейшие процедуры: вправление вывихов и наложение шин при переломах.

Тем не менее, диагностика была на достаточно продвинутом уровне. Так, египтяне умели определять пульс на разных артериях и имели представление о кровообращении. Жизненно важным органом считалось сердце, а одной из важнейших функций - дыхание. Температуру измеряли прикладыванием руки. По некоторым данным, египтяне умели прослушивать сердце и легкие, прикладывая ухо к груди больного.

Лекарственная терапия

Фармакотерапия была хорошо развита. Было известно большое количество лекарств и описаны их точные дозы при тех или иных заболеваниях. Некоторые из них активно используются по настоящий день, например, оливковое и касторовое масла, шафран и опиум. На высоком уровне находились также знания о гигиене. А в терапии различных заболеваний большое внимание уделялось диете.

Источники сведений о медицине Древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей "немыми".

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или "двойник", обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.

Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.

Естественные и сверхъестественные болезни

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с "кипящей медью". Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: "О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!" Многие целители нашего времени "снимают сглаз и порчу", произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.

Папирус Эберса

Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.

Родина косметики

В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: "Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь". По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями "предупредительной" медицины.

Обучение врачеванию

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли "знающий вещи". Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать "знающего по знанию его".

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: "Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему "лучшего в целом Египте" глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни".

Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в "Одиссее". Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена

"... подлить вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего...
Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
Им наделила; земля там богатообильная, много
Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким
Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода".

(Перевод с древнегреческого В. А. Жуковского)

На полях сражений

Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: "Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить".

В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: "Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится".

При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

Уринотерапия

В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: "По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился". Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также "женщины, могущей и не могущей родить". Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

В Древнем Египте страдали от зубной боли

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

Михаил Меркулов

Медицинская практика в Древнем Египте была настолько развита, что многие из наблюдений и обыденных процедур западный мир не мог превзойти на протяжении столетий после падения Римской империи. Именно древнеегипетская медицина стала источником знаний для врачей Древней Греции и Рима.

Египтяне понимали, что болезнь можно лечить фармацевтическими препаратами, признавали лечебный потенциал массажа и ароматерапии, придавали важное значение чистоте при лечении пациентов.

О том, что источником болезней и инфекций могут служить бактерии, стало известно даже позже изобретения микроскопа - только в XIX веке, когда эта теория была подтверждена Луи Пастером и доказана работой британского хирурга Джозефа Листера. Однако еще до их заявлений венгерский врач Игнац Земмельвайс в XIX веке предполагал, что сократить смертность среди пациентов врачи могут, просто вымыв руки перед осмотром или операцей.

Древние египтяне наверняка согласились бы с идееи Земмельвайса, поскольку очень высоко ценили чистоту. В Древнем Египте смертность после медицинских процедур была, вероятно, меньше, чем в любой европейской больнице в христианскую эру.

Травмы и болезни

Египтяне хорошо понимали, как справляться с травмами, но с болезнями все было гораздо сложнее. Когда человек ранен, легко проследить причину и следствие, а затем вылечить. Однако когда человек болен, причина менее ясна, и диагностика была большой проблемой.

Причину болезни обычно понимали как следствие греха или нападения демонов. Поэтому первые «врачи» пытались избавить пациента от недуга чтением заклинаний. Кроме того, в ход шли амулеты, подношения богам, татуировки и статуэтки, призванные отгонять злых духов или успокаивать богов, вызвавших болезнь.

С тех времен сохранилось множество папирусов, в которых записаны заклинания. В некоторых из них можно обнаружить и практические способы лечения. Так, например, папирус , датируемый 1200 годом до н.э., предписывает больным раком употребление марихуаны.

Другой папирус , написание которого ученые относят к 1570-1069 годам до н.э., описывает первые в истории способы контрацепции и тесты на беременность.

В густонаселенной долине Нила были широко распространены инфекционные заболевания. Практически все население Египта тогда проживало на узкой полоске суши вдоль реки, которая иногда составляла всего несколько сотен метров в ширину. Болезни можно было различать в зависимости от времени года.

Оспа, дизентерия, брюшной тиф и желтуха чаще всего настигали египтян весной и летом. Каждый год богиня Исида проливала слёзы по своему покойному мужу Осирису, а уровень воды Нила повышался с середины июля по сентябрь. Вместе с плодородным илом, который помогал египтянам выжить, река приносила с собой специфический набор заболеваний, главным из которых, вероятно, была малярия – основная причина смертей поздней осенью. Более прохладная погода зимой благоприятствовала началу респираторных заболеваний.

Одной из самых распространенных жалоб среди египтян были глазные инфекции. Боролись с ней при помощи бактерицидной краски для глаз и лекарствами из человеческого мозга. Вот как выглядит один из универсальных рецептов, следование которому должно было избавить не только от глазной инфекции, но и вообще всех проблем в организме: «Человеческий мозг разделить на две его половины, смешать половину с медом, намазать на глаз вечером. Высушить вторую половину, просеять, мазать на глаз утром».

Тяжелый физический труд наносил огромный вред суставам и костям рабочих. Те, кто доживали до старости, становились жертвами тех же недугов, каковыми до сих пор страдают пожилые люди: сердечно-сосудистые заболевания, артрит и, вероятно, деменция.

Ограниченная диета вызывала или усугубляла ряд заболеваний, а в некоторых случаях даже приводила к смертельному исходу. В древнеегипетской истории были времена, когда голод распространялся по всей стране. Данные древних папирусов стоматологов свидетельствуют о том, что в течение большей части таких периодов состояние здоровья населения значительно ухудшалось, но с более активным внедрением сельского хозяйства эти проблемы сводились на нет.

Скудность диеты влияла и на рост египтян. Среднестатистический рост мужчин не превышал 160 см, женщин – 150 см.

Профессия врача

Ничего определенного не известно о том, как врачи получали свои медицинские знания. Историки предполагают, что после того, как египтянин получил профессию книжника, он становился учеником практикующего целителя. Также существует мнение, что «дома жизни», связанные с богиней Сехмет , покровительницей врачей, были учебными центрами для врачей.


Богиня Сехмет, барельеф

Целителями в Древнем Египте могли стать и мужчины, и женщины. Первым врачом, позднее обожествленным, был Имхотеп, который совмещал написание медицинских трудов со строительством ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре и был еще и известным архитектором.

Именно Имхотеп стал родоначальником светской медицины: он утверждал, что болезнь зарождается естественным образом и никак не связана с духами или местью богов.


Статуя Имхотепа

Врач должен был быть не только грамотным, но и чистым душой и телом. В Египте их называли «вабау» – ритуально чистыми: они должны были купаться так же часто и тщательно, как и верховные жрецы.

У каждого доктора была своя специальность, однако выделялись «суну» – врачи общей практики, и «сау», которые специализировались на магических ритуалах. Акушерки, массажисты, медсестры, обслуживающий персонал и провидцы также помогали врачу.

Акушерство, по всей видимости, было единственной женской профессией в Древнем Египте. Изучив медицинские тексты, которые писали в основном мужчины, ученые обнаружили, что в них много информации по гинекологии в целом, но ни в одном не описано акушерство. Кроме того, мужчин никогда не изображали в сценах родов.

Свидетельства медицинского обучения акушерок нет. В Древнем Царстве (период правления фараонов III-VI династии) слово «акушерка» связано с медсестрами, которые помогали доктору, однако после этого периода связь этих двух профессий утратилась. Акушерками могли быть женщины-родственники, друзья или соседи. По-видимому, они не считались медицинскими специалистами.

Работу медицинских сестер могли выполнять как мужчины, так и женщины. Египтяне очень уважали именно медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нигде не сохранилось свидетельств о школе или профессиональной подготовке. Больше всего ценились медсестры-кормилицы.

Женщины регулярно умирали во время родов, и в юридических документах того времени были соглашения между кормилицами и семьями о заботе о новорожденном в случае смерти матери. Няням, которые помогали с воспитанием детей, оказывалось такое уважение, что во времена Нового Царства (эпоха наивысшего расцвета древнеегипетского государства) их связывали с божественным.

Лечение зубов

Древнеегипетская стоматология выросла из сложившейся медицинской профессии, но особенно широко она не развивалась. Древние египтяне страдали от проблем с зубами на протяжении всей истории цивилизации, но почему стоматологов было недостаточно много (или упоминали о них слишком редко), до сих пор не ясно.

Первым известным в мире стоматологом стал Хесире – главный зубной врач при дворе Джосера (ок. 2700 г. до н.э.). Проблемы с зубами возникали в основном из-за употребления в пищу грубого хлеба и неспособности полностью убрать песок из своей пищи. Стоматологи использовали для лечения зубов мед и травы, предположительно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. У некоторых мумий были обнаружены зубные мосты и золотые зубы. Неизвестно, были ли они во рту при жизни владельца, или добавлялись в процессе бальзамирования.


Хесире

Правительница Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) умерла от абсцесса зуба. Такие случаи были нередкими и среди ее подданных. Предполагалось, что зубные боли и другие проблемы вызваны зубным червем, которого нужно было изгнать магическими заклинаниями. Эта вера, скорее всего, возникла в Месопотамии, в частности, среди шумеров, в клинописных записях которых были обнаружены заклинания против зубного червя.

Помимо магии, египетские стоматологи в своей работе использовали целебную силу трав. Так, чтобы избавить своих пациентов от неприятного запаха изо рта, они готовили жвачки из меда, корицы, мирры, ладана и пиньона. Есть доказательства удаления зубов с опиумом, используемым в качестве анестетика.

Медицинские инструменты

Вера в магию глубоко укоренилась в египетской культуре и считалась естественной и нормальной, как любой другой аспект жизни. Бог магии Гека был также богом медицины. На всех изображениях он несет посох, обвитый двумя змеями. Этот символ впоследствии перешел к грекам, которые связали его с богом исцеления Асклепием, который сегодня известен как кадуцей медицинской профессии. И хотя кадуцей, несомненно, путешествовал из Египта в Грецию, возник он также в Шумере как посох Ниназу, сына шумерской богини исцеления Гула.

Кроме Гека существовало множество других важных богов исцеления, такие как Сехмет, Серкет (также известный как Селкет), Себек и Нефертум . Жрецами Серкеты были все доктора, хотя не каждый доктор был членом ее культа. К помощи Собека, бога крокодилов, обращались во время хирургических операций и инвазивных процедур. Нефертум, бог духов, связанных с лотосом и исцелением, вызывался на процедурах, которые сегодня назвали бы ароматерапией.


Нефертум, статуэтка

Фармацевтические препараты древнеегипетских жрецов-медиков включали в себя антациды, соли меди, скипидар, квасцы, вяжущие вещества, щелочные слабительные, диуретики, седативные средства, спазмалитики, карбонат кальция и магнезия. Дозировка лекарств с особой тщательностью прописывалась в медицинских папирусах, указывался способ, с которым лекарство должно приниматься внутрь (например, с вином или едой).

Хирургические процедуры были обычным делом, и многие инструменты того времени в том или ином виде используются и сегодня. У египтян были кремневые и металлические скальпели, плоскогубцы, костяные пилы, зонды, катетеры, зажимы для остановки кровотечений, спекулы, пинцеты, ланцеты для вскрытия вен, губки, ножницы, пузырьки, бинты изо льна и весы для расчета лекарственных доз.


Хирургические инструменты

Хирургические операции чаще всего проходили успешно, о чем свидетельствуют мумии и другие найденные останки, пережившие ампутации и даже операции на головном мозге. Также были найдены , обычно вырезанные из дерева.

Роль древнеегипетской медицины в истории

Однако не все медицинские практики были в Египте такими же успешными. Например, обрезание было религиозным ритуалом, в котором подвергались операции мальчики в возрасте от 10 до 14 лет, и означало переход от подросткового возраста к мужественному. Обычно его исполняли врачи, которые в то же время были жрецами храма. Они использовали кремневый клинок и произносили заклинания, но несмотря на все предосторожности, эта процедура все же иногда приводила к инфекции.


Процедура обрезания

Поскольку природа инфекции была неизвестна египтянам, то она считалась результатом сверхъестественного влияния. Такой подход, скорее всего, привел к гибели многих молодых людей.

Египетские медики пользовались большим спросом в Древнем Мире, несмотря на то, что, вероятно, мало новых знаний появилось после 2000 года до н.э. Их лечение основывалось на обследовании и диагнозе. Описание случая - самая взыскательная работа врача, - длилось дольше, чем диагноз или рекомендуемое лечение.

В целом лечение было консервативным: если лекарство от болезни было неизвестно, тогда врач предпринимал некоторые шаги, которые не ставили бы под угрозу жизнь пациента или снимали симптомы. Например, некоторые раны головы, которые тогда считались неизлечимыми, обрабатывали мазью, предупреждающей инфекцию.

Хотя бальзамировщики Египта пришли к пониманию того, как органы, которые они удаляли из тел, были связаны друг с другом, этими знаниями не делились с врачами. Эти две профессии развивались в совершенно различных направлениях, и то, что каждый из них делал в своем направлении работы, не считалось релевантным для другого.

Особое отношение у древних египтян сложилось с таким органом человеческого тела, как сердце. Помимо того, что оно было признано «насосом», сердце считали еще и центром эмоций, личности и интеллекта. По этой причине сердца умерших сохранялись, а головной мозг выскабливали и отбрасывали, как бесполезный орган.

Хотя они признавали заболевание печени, у египтян не было понимания ее функций. В Древнем Египте регулярно занимались проблемами выкидышей и бесплодия, но о механизме этих процессов имелись весьма смутные представления. Опора всей культуры на сверхъестественную помощь богов мешала египтянам исследовать более непосредственные и практические решения медицинских проблем, с которыми они сталкивались ежедневно.

Тем не менее, египетский врач пользовался большим уважением за свои навыки и знания, призывался ко двору фараонами и дворянами других народов. Греки особенно восхищались египетскими медиками, и переняли у них ряд убеждений и методов. Позже такие знаменитые врачи Рима и Греции, как Гален и Гиппократ, изучали египетские тексты и символы, таким образом передавая традиции и знания до наших дней.

Египтяне считали, что человек продолжает жить
после смерти, их представления о вечной жизни
предполагали существование не только бессмертной
души, но и нетленного тела,это привело к
появлению обряда мумификации
(бальзамирование).

Процесс мумификации
Правом на бальзамирование владели жрецы, потому что
египтяне верили, что первую мумификацию произвел бог
Анубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого
Сетом. В этом по легенде ему помогала жена Осириса - богиня
Исида.

Инструменты мумификации

В качестве инструментов
использовались: крюки
для извлечения мозгов, кувшин для масла, воронка,
нож бальзамировщика.

Технология бальзамирования

1. Родственники приносят покойника к
жрецу.
2.Жрец извлекает через ноздри часть мозга.
3.Очищает брюшную полость от
внутренностей.
4.Обвивает тело усопшего бинтами и
намазывает камедью.

Канопы

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не
уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения
органы промывались, а затем погружались в специальные
сосуды с бальзамом - канопы. Всего каждой мумии полагалось
по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены
головами 4-х богов - сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий
голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф,
имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В
определённые канопы помещались определённые органы:
Имсет хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Второй способ бальзамирования

С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость
Второй
способ бальзамирования
покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая
внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем,
заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок
на определённое число дней. В последний день выпускают из
кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько
сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят
вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от
покойника остаются лишь кожа да кости.»

Третий способ бальзамирования

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и
того проще: «В брюшную полость вливают сок
редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70
дней. После этого тело возвращают родным»

«Одежда» мумий»

Мумии не любят путешествовать

Каждый капитан знал, как трудно перевезти через
море закутанный полуистлевшими пеленами
мумифицированный труп. Экипаж зачастую
начинал громко протестовать, угрожая покинуть
корабль - моряки боялись гибели галеры и других
несчастий. Иногда, впрочем, помогали молитвы и
окропление мумии святой водой.

Представление о строении человеческого тела в древнем мире

Познания древних египтян в области строения
тела (анатомии) были достаточно высокими. Они
знали крупные органы: мозг, сердце сосуды,почки
,кишечник, мышцы и т.д., хотя не подвергали их
специальному изучению.
В древней Греции вскрытие трупов не
производили следовательно, строение тела человека
не знали, их представления о строении тела были
эмпирическими. В эпоху эллинизма (высшего этапа
развития рабовладельческого общества в Древней
Греции) было разрешено анатомировать тела
умерших. К тому же врачам отдавали для
вивисекции осужденных преступников.

Заключение

- В результате бальзамирования появились
новые знания в области анатомии.
-Порошку, полученному при измельчении
мумий прописывались магические и
лечебные свойства.
-Художники использовали этот порошок в
изготовления чёрной краски.

Древнеегипетское государство, распо­ложенное в долине и дельте Нила, в своем развитии прошло несколько этапов, начиная от Раннего царства (конец IV тыс. до н.э.) до 395 г. н.э., когда после распада Римской империи Египет вошел в состав Византии. Расцвет древнеегипетской цивилизации датируется периодом Нового царства (ХVI–ХI вв. до н.э.).

Реальная граница страны проходила там, где кончалась черная плодородная земля. Отсюда и название страны – Кхемет – на древнеегипетском языке (черная земля). От слова cheme (черная земля) – произошло название науки – химии (означает также – «египетская наука»). Свое начало химия берет именно на египетской земле: высокого уровня развития достигла ремесленная химия (гончарное, стеклодувное, красильное, ткацкое дело, обработка металлов). Аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан . Так называли людей, поклоняющихся богу Амону: во время ритуальных обрядов они вдыхали нашатырь NH 4 Cl, который при нагревании выделяет аммиак (есть сведения, что это вещество было найдено возле храма бога фараонов Амона).

Жизнь населения Египта тесно связана с главной водной артерией – рекой Нил. Необходимость вычислять периоды спада и подъема воды в Ниле обусловила развитие астрономии. Об этом свидетельствуют карты звездного неба, сохранившиеся на потолках гробниц фараонов. Именно египтяне разделили сутки на 24 часа, создали совершенный календарь, по которому год состоял из 365 дней (12 месяцев по 30 и дополнительно 5 дней в конце года). Этот календарь был принят и в Римской империи. Наряду с астрономическими, математическими, гео­графическими знаниями, древние египтяне обладали по­знаниями в области медицины. Врачевание было неотъемлемой частью своеобразной культуры древнего Египта. Оно возникло из практического опыта народа.

Основные источники по врачеванию в древнем Египте – описания историков и писателей древности (Геродот, Плутарх и др.), археологические находки, надписи и изображения на стенах гробниц, тексты папирусов. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Смит, Херст, Честер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс). Дошедшие до нас папирусы представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей, большинство из них относятся к периоду Нового царства.

Первыми божествами-покровителями медицины были Осирис – символ жи­вотворящего солнца и благодатного Нила и Исида – его сестра и супруга. О медицинских способно­стях Исиды свидетельствует миф о том, что эта богиня, найдя своего сына убитым титанами, возвратила его к жизни и сделала бессмертным, научила его медицине и искусству отгадывать будущее. Сложные лекарства, но­сившие название Исиды, были в ходу вплоть до новой эры.

Бог Тот, который изображался в виде человека с головой иби­са или в образе павиана (оба - символы мудрости), считался другом и помощником Осириса, изобретателем культуры оливкового дере­ва, языка, письменности, религиозных обрядов, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и медицины. Все лечебное дело находи­лось под покровительством бога Тота, которого назы­вали Phar-ma-ki (Фар-ма-ки), что в переводе – «предчувствующий», «защитник», «исцели­тель». Отсюда происхождение слов фармация, фар­мацевт, фармакопея и др. В качестве покровителя медицины почитался Имхотеп, обожествленный после смерти знаменитый врачеватель и архитектор.

В древнеегипетской ме­дицине происходило сме­шение рационально-эмпирических элементов с суеверия­ми и магической практикой. Египетская медицина находилась в руках жрецов. Каждый жрец в Египте одновремен­но был и врачом. При лечении болезней жрецы принимали в рас­чет целебную силу души и силу демонов, представлявших собой нечто среднее между богами и людьми. 36 таких демонов заведовали 36 частями чело­веческого тела. Отсюда – распространенное в Египте мне­ние о том, что для каждой болезни должен существовать особый врач. Профессия врача в Древ­нем Египте обозначалась двумя иероглифическими зна­ками – скальпелем и ступкой, объединявшими, таким образом, символы хирурга и фармаколога.

Медицинское образование будущие врачи получали в особых школах писцов, состоявших при храмах, – «домах жизни». Врачи, как и все жрецы, получали содержание из доходов храмов. Социальное положение врачей было очень высоко, но определялось оно не столько их профессиональными качествами, сколько умением облекать свои действия в религиозные формы. Существовал обычай в благодарность за лечение приносить вылитые из золота или серебра изображения больных органов, конечностей.

Знания об анатомии человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования трупов – обычай, связанный с заупокойным культом: представления о загробной жизни вызвали стремление сохранить тело от разрушения. Более или менее известно было строение органов груди и живота. Однако более подробное их изучение не проводилось. Особую роль египтяне отводили сердцу и сосудам. По их представлениям, между кровеносными сосудами и болезнью существовала тесная связь. Посред­ством сосудов болезнь проникала в организм, по ним рас­пространялась. Через сосуды лекарственные вещества так­же распространялись по организму. Методы диагностики включали подробный опрос больного, обследование с помощью органов чувств: осмотр, прослушивание, ощупывание, определение запаха тела, пота, выдоха, раны и т.д.Есть предположение, что древние египтяне умели считать пульс, используя для этого водные часы – «клепсидры».

Причины болезни египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, изменения погоды и т.д.), так и с представлениями о вмешательстве сверхъестественных сил (например, вселение в тело заболевшего злого духа).

Египтянам были известны в большом количестве ле­карственные вещества и разнообразные формы их приго­товления. Право приготовления лекарства имели только люди, принадлежащие к высшей касте священнослужи­телей. Применялись простые и сложные вытяжки, отва­ры, кашицы, мази, пасты, растворы, пилюли (без меда для мужчин и с медом для женщин), полоскания, втира­ния (растительное масло с цветками ромашки при болез­нях сосудов и нервов), компрессы, пластыри, примочки (из меда – при опухолях желудка), горчичники, припарки (при гнилостных болезнях), окуривания. В Древнем Египте большим спросом пользо­вался ладан – ароматическая смола. Ладан ценился египет­скими жрецами не только за его свойство распространять при сжигании благоухание, но и за спо­собность пресекать распространение болезней. Это вещество входило также в состав смесей для оку­ривания жилищ и одежды больного.

Во время операций египтяне использовали анестези­рующие вещества – растирание соком мандрагоры. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок «сырого мяса» (прародитель гомеостатической губки), затем края сшивали с помощью иглы и нитки. Если рана не была обширной, то на нее крестообразно накладывали плас­тырь. Гноящиеся раны посыпали хлебной или древесной плесенью. При изготовлении лекарств египтяне использовали соответствующие технологические приемы: измельчение, просеивание, настаивание, процеживание, от­жимание.

В качестве лекарств употреблялись хлебные расте­ния, плоды кедра, смоковницы, пальмовое вино, ук­сус, белена, полынь, алоэ, морской лук, опий (одно из главных средств) и др. Были известны ядовитые свойства стрихнина. В число лекарственных средств животного про­исхождения входили женское молоко, мед (при лечении глаз), бычья желчь, горькая рыбья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных.

Кроме рациональных средств, применяемых в древ­неегипетской медицине, встречаются препараты иррациональные, напри­мер, мазь из толченого черепа осла, настой на зубе этого животного, настойка на экскрементах различных живот­ных. Возможно, что в ряде случаев они являлись лишь фольклорными названиями целебных трав и веществ.

Из минеральных веществ в качестве лекарственных средств применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и др.

Относительно времени приема лекарств и других особенностей врачебных назначений древние египтяне давали подроб­ные рекомендации. Так, была в ходу такая сигнатура, как прием «утром и вечером».

Приготовление лекарств находилось у египтян на сравнительно высоком уровне. Особенно хорошо готови­лись противогнилостные, накожные и косметические сред­ства. Большое развитие получила врачебная косметика, родиной которой считается Египет.

Многие назва­ния веществ, употребляемых в Древнем Египте, дошли до нашего времени, например, натрий, сурьма.

Важную роль у египтян играла гигиена. Традиции предписывали опрятность в одежде, содержание тела в чистоте, умеренность в пище. Особенно строгие гигиенические требования предъявлялись к жрецам. По свидетельству греческого историка Геродота (V в. до н.э.), жрецы носили только полотняные одежды, обувь из папируса, мылись два раза в день и два раза в ночь. Египтяне полага­ли, что в пищевых продуктах содержатся элементы, вы­зывающие заболевания, и что можно предохранить себя от болезней, периодически осво­бождая свой организм от излиш­ков: испорченных соков, воздуха, гнилостных веществ, дурной кро­ви. Поэтому практиковалось регулярное очищение кишечника с помощью клизмы (ее изобрете­ние приписывается египтянам), приема рвотно­го, слабительного, в потения или полного воздержания от пищи.

Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. он был найден в 1889 г. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике.

Медицинский раздел состоит из трех листов, причем от первых двух листов сохранились только фрагменты. Третий лист был восстановлен из 46 отдельных кусочков. Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и другие некоторые вещества. Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем есть прописи лекарств от морщин, для удаления родинок, окраски бровей и ресниц, укрепления волос. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой (соль, сурьма, порошок малахита). Волосы стригли коротко (для предупреждения вшивости), а поверх носили парики из множества туго переплетенных косичек. Они заменяли головной убор и защищали от солнца.

Метод определения беременности по моче, применяемый египтянами, содержится в Берлинском папирусе (ХШ в. до н.э.). Метод работает удивительно точно: определялось наличие гормона в моче беременной женщины. Современной науке стало о нем известно только в 1927 году. Серия анализов показала, что гормоны в моче беременных ускоряют рост зерновых, тогда как моча небеременной женщины (или мужчины) замедляет прорастание. Есть в нем и рецепты контрацептивов, применявшихся в древнем Египте. В папирусе приводится способ определения пола будущего ребенка (рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если пшеница - будет девочка, если ячмень - будет мальчик); дается совет по определению способности женщины к деторождению, содержатся главы о ревматизме и о кровеносных сосудах.

В папирусе Херста описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми. В Лейденском папирусе (ок. 1250 г. до н.э.) описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах. В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты, такие как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.

Многие рецепты сопровождались магическими заклинаниями, отпугивающими злых духов. С этой же целью в состав лекарств часто включались неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и моча животных.

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении – хирургический папирус, датируемый ХVI в. до н.э. (названный по имени его исследователя папирусом Смита). Он поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. 17 колонок лицевой стороны папируса составляют часть хирургического трактата. Текст на оборотной стороне – это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.

Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений. Трактат четко систематизирован по локализации травм, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Текст заканчивается буквально на полуслове при наличии значительного незаполненного текстом пространства. Лечение травм черепа, мозга, шеи, ключиц, позвоночника, в основном, осуществлялось рациональными методами путем хирургического вмешательства. Указание на обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев.

Врачебная этика Египта требовала, чтобы врач после осмотра сообщил больному прогноз в одной из трех фраз:

    это болезнь, которую я могу вылечить (благоприятный),

    это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить (неопределенный),

    это болезнь, которую я не смогу вылечить (неблагоприятный).

Неблагоприятный вердикт выносился в 14 случаях, составляющих группу травм, которые врач не мог вылечить и которые представляли для него, говоря современным языком, научный интерес. Египтяне знали о существовании кризиса при острых заболеваниях, считали критическим 10-й день после начала болезни.

В Египте родилась аромотерапия, или лечение больных маслами трав. Египтяне открыли дистилляцию вина и кедровой смолы. Они выделили скипидарное масло, ароматические травяные экстракты в виде дистиллированного масла. Кусочки дерева, листья и стебли помещались в глиняный сосуд и ставились на огонь. Отверстие в сосуде прикрывалось хлопковым полотном и сосуд переносился на тростниковую циновку. Масла получались в результате простого отжима пропитавшегося парами хлопка. Эта процедура лежит в основе производства наших настоек и духов.

Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательная палеографическая экспертиза, являются копиями более древних медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса приведено средство для ращения волос, впервые приготовленное для матери фараона I династии (начало - около 3000 г. до н.э.). В этом же папирусе имеется ссылка на папирус о кровеносных сосудах, найденный под скульптурным изображением бога Анубиса в Летополе во времена правления третьего фараона I династии. Об этом же факте сообщается и в Берлинском папирусе.

Ко II тысячелетию до н.э. уровень развития медицины в Египте становится намного выше, чем у сопредельных с ним государств. Судя по сохранившимся документам, египетские фараоны посылали своих врачей в чужие страны не только для того, чтобы вылечить их правителей и членов их семей, но и произвести впечатление на своих союзников искусством своих врачей, а тем самым укрепить свой престиж.

Древнеегипетская медицина имеет много общего с медициной Месопотамии. Она оказала большое вли­яние на медицину Древней Греции, а также других государств древнего мира. Но сама египетская медицина с самого начала была поставлена в строго религиозные рамки, ис­ключавшие всякую возможность свободного исследования. При таких условиях она не могла идти вперед, и до конца существования древнеегипетского государства сохраняла традиционные знания и методы лечения.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт