Скелет головы и туловища. Строение скелета верхних конечностей. Осуществление вдоха и

21.02.2019

УРОК 9. СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И ТУЛОВИЩА

Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.

    Развивающие : развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.

    Воспитательная : воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

Фронтальный опрос

Вопросы

1. Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

2. Что входит в скелет человека? (кости, хрящи, связки)

3. Из каких отделов состоит скелет? (скелет головы. Скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей)

4. Как различают кости по форме и размеру? (длинные (трубчатые) – кости плеча, голени, предплечья, бедра; короткие – кости кисти и стопы; плоские – кости черепа и лопатки)

5. Какое строение имеют кости? (образованы соединительной тканью, снаружи покрыты надкостницей (обеспечивает рост в толщину и ее срастание при переломе), места где сочленяются кости друг с другом – суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами. Надкостница прилегает к компактному веществу, компактное вещество пронизано костными канальцами, вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество имеющие форму пластинок. Компактное вещество образует наружный слой кости, за ним следует губчатое вещество, оно заполняет головки длинных костей, губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Внутри, между головками длинных костей, имеется костно-мозговая полость, она заполнена желтым костным мозгом)

6. Какие вещества входят в состав костей?

7.Какое соединение имеют кости человека?

III. Актуализация знаний.

IV. Изучение нового материала.

Скелет человека состоит из 3 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей и их поясов.

Скелет головы называется череп. Главная функция черепа – защита головного мозга и органов чувств от повреждений. Он состоит из плоских костей, соединенных неподвижными соединениями. Череп состоит из лицевого и мозгового отдела.

Мозговой отдел состоит из лобной, затылочной, 2 теменных, 2 височных костей.

Лицевой отдел состоит из 2 скуловых, 2 слезных, носовых костей, клиновидной кости, решетчатой, верхнечелюстной кости (все они соединены неподвижно) и нижнечелюстной кости (образует подвижное соединение).

Также к костям черепа относятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), расположенные в полости среднего уха в височной кости (см. Рис. 1).

Рис. 1 .

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков (см. Рис. 2).

Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

Рис. 2.

В позвоночнике человека выделяют 5 отделов. Так, выделяют 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшиеся), 4-5 копчиковых.

Первый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.

Рис. 3. Отделы и изгибы позвоночника

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

V. Закрепление.

Заполнение таблицы (продолжить заполнять на последующих уроках изучения опорно-двигательной системы).

Отдел скелета

Часть скелета

Какие кости входят

Функции и предназначения

Типы сочленения

Скелет головы

Мозговая часть

Лобная (1), теменные (2), височные (2), затылочная (1), клиновидная (1), решетчатая (1)

Защитная

Неподвижное

Лицевая часть

Носовые (2), скуловые (2), верхнечелюстная (1), нижнечелюстная (1)

Защитная. Измельчение пищи, форма лица

Неподвижное (нижняя челюсть подвижна)

Скелет туловища

Позвоночник

Шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4 – 5)

Несет на себе всю тяжесть туловища, головы и верхних конечностей

Полуподвижное

Грудная клетка

12 пар ребер, 1 грудина; верхние 10 пар ребер присоединены непосредственно к грудине

Защитная

Полуподввижное

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

VI. Подведение итогов. Оценивание.

VII. Рефлексия.

Что вы узнали на уроке?

Что вам больше понравилось?

VIII.Д/з.: § 7.


Группа 1. Изучить строение черепа человека. Найти и показать на модели отделы скелета черепа. Найти и показать на модели основные кости отделов скелета черепа. Почему мозговая часть скелета черепа преобладает над лицевой частью? Группа 2. Изучить отделы позвоночника. Изучить строение позвонков. Показать части позвонка на экране. Выяснить, какие особенности в строении позвоночника появились, в связи с прямохождением.






Скелет головы (череп) Лицевой отдел Мозговой отдел Непарные кости: нижняя челюсть, сошник, подъязычная. Непарные кости: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая. Парные кости: верхняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные. Парные кости: теменные, височные.


Затылочная кость имеет углубление, через которое спинной мозг соединяется с головным. В костях черепа имеются мелкие отверстия, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды. В височной кости располагается орган слуха и равновесия. В верхней и нижней челюстях имеются углубления – альвеолы – места, где располагаются зубы. Нижняя челюсть имеет четко обозначенный подбородочный выступ, что обусловлено развитием речи. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.






Позвоночный столб (позвоночник) Является основным стержнем, костной осью тела и его опорой. Он защищает спинной мозг, составляет часть грудной, брюшной и тазовой полостей и, наконец, участвует в движении туловища и головы. Он образован 33 – 34 позвонками и имеет 5 отделов.


Каждый позвонок состоит из тела и дуги. От позвонка отходят семь отростков: два поперечных, непарный остистый и по два верхних и нижних суставных отростка. Между телом и дугой позвонка имеется позвоночное отверстие. Совокупность расположенных друг над другом отверстий позвонков образует позвоночный канал, в котором располагается спинной мозг. Размеры тел позвонков увеличиваются от шейного отдела к поясничному в связи с возрастающей нагрузкой на нижние позвонки. Тела позвонков соединены между собой хрящевыми межпозвоночными дисками, обеспечивающими его подвижность и гибкость.


Название отдела Количество позвонков Особенности строения Особенности строения позвонков в разных отделах Шейный 7 Малые размеры, остистый отросток раздвоен, наличие отверстия в каждом поперечном отростке (через отверстия проходит позвоночная артерия) I шейный позвонок, или атлант, лишен остистого отростка, а также и суставных отростков; не имеет тело, а имеет две дуги. II шейный позвонок осевой – имеет зубовидный отросток для соединения с первым шейным позвонком. VII позвонок – выступающий – остистый отросток не раздвоен.


12 Поперечные отростки и тела грудных позвонков имеют суставные ямки для присоединения ребер. Остистые отростки очень массивны и направлены назад и вниз. Грудной Поясничный 5 Массивные тела, остистые отростки небольшие и направлены прямо назад. Крестцовый 5 Позвонки срастаются в единую кость – крестец. Копчиковый 4 – 5 Срастаются в одну кость – копчик.




Развитие скелета у зародыша человека 1 - скелет 1-4 недельного зародыша, образованный мягкой (перепончатой) соединительной тканью (а - пластинка основания черепа, б - зачаток позвоночника, в - зачаток руки, г - зачаток ноги) 2 - хрящевой скелет 8-9 недельного зародыша 3 - костный скелет двухмесячного зародыша 4 - костный скелет четырехмесячного зародыша ЭТО ИНТЕРЕСНО


Строение грудной клетки 12 грудных позвонков Грудина 12 пар рёбер Тело; Рукоятка; Мечевидный отросток. Истинные (I – VII); Ложные (VIII – X); Колеблющиеся XI и XII. Истинные ребра срастаются с грудиной; ложные ребра срастаются с хрящом вышерасположенного ребра; колеблющиеся ребра не соединяются с грудиной и лежат свободно в мягких тканях. Грудная клетка защищает расположенные в ней сердце, легкие, трахею, пищевод и крупные кровеносные сосуды, принимает участие в осуществлении дыхательных движений. В связи с прямохождением человека ее форма плоская и широкая.


Особенности строения скелета, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью: 1. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. 2. Нижняя челюсть небольшая, имеет четко выраженный подбородочный выступ. 3. Особенности строения скелета и взаимодействие костей обеспечивают человеку поддержание равновесия и прямохождение. 4. Позвоночник имеет изгибы, которые выполняют роль амортизаторов, смягчают походку, делают ее плавной, облегчают удержание равновесия. 5. Грудная клетка человека расширена в стороны, что связано с особенностями дыхания и прямохождением.


Отделы тела Отделы скелета Кости скелета Типы костей Характер соединения костей Особенности скелета человека Скелет человека Голова Лицевой отдел черепа Парные кости: верхнечелюстные, скуловые носовые, небные и др. Непарные: нижнечелюстная, сошник, предъязычная Плоские Неподвижное, кроме нижней челюсти Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью Мозговой отдел черепа Парные кости: теменные, височные. Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая. Неподвижное (швы) Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым Плоские


Туловище Позвоночник 33 – 34 позвонка 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых позвонков Смешанные Полуподвижное S-образная изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифозы – грудной, крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника Грудная клетка 12 грудных позвонков, 12 пар ребер (истинные, ложные, колеблющиеся), грудина: тело, рукоятка, мечевидный отросток. Смешанные; Плоские; Губчатые Полуподвижное Грудная клетка сжата спереди назад, грудина широкая.

Ске-лет че-ло-ве-ка со-сто-ит из 3 от-де-лов: ске-лет го-ло-вы, ске-лет ту-ло-ви-ща, ске-лет ко-неч-но-стей и их по-я-сов.

2. Скелет головы

Ске-лет го-ло-вы на-зы-ва-ет-ся череп. Глав-ная функ-ция че-ре-па - за-щи-та го-лов-но-го мозга и ор-га-нов чувств от по-вре-жде-ний. Он со-сто-ит из плос-ких ко-стей, со-еди-нен-ных непо-движ-ны-ми со-еди-не-ни-я-ми. Череп со-сто-ит из ли-це-во-го и моз-го-во-го от-де-ла.

Моз-го-вой отдел со-сто-ит из лоб-ной, за-ты-лоч-ной, 2 те-мен-ных, 2 ви-соч-ных ко-стей.

Ли-це-вой отдел со-сто-ит из 2 ску-ло-вых, 2 слез-ных, но-со-вых ко-стей, кли-но-вид-ной кости, ре-шет-ча-той, верх-не-че-люст-ной кости (все они со-еди-не-ны непо-движ-но) и ниж-не-че-люст-ной кости (об-ра-зу-ет по-движ-ное со-еди-не-ние).

Также к ко-стям че-ре-па от-но-сят-ся слу-хо-вые ко-сточ-ки (мо-ло-то-чек, на-ко-валь-ня, стре-меч-ко), рас-по-ло-жен-ные в по-ло-сти сред-не-го уха в ви-соч-ной кости (см. Рис. 1).

В по-зво-ноч-ни-ке че-ло-ве-ка вы-де-ля-ют 5 от-де-лов. Так, вы-де-ля-ют 7 шей-ных по-звон-ков, 12 груд-ных, 5 по-яс-нич-ных, 5 крест-цо-вых (срос-ши-е-ся), 4-5 коп-чи-ко-вых.

Пер-вый шей-ный по-зво-нок на-зы-ва-ет-ся Ат-лант, вто-рой - Аксис, или Эпи-стро-фей.

Рис. 3. От-де-лы и из-ги-бы по-зво-ноч-ни-ка (Ис-точ-ник)

По-зво-ноч-ник имеет 4 из-ги-ба: шей-ный лор-доз, груд-ной кифоз, по-яс-нич-ный лор-доз, крест-цо-вый кифоз.

Лор-доз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка впе-ред.

Кифоз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка назад.

По-яв-ле-ние из-ги-бов свя-за-но с пря-мо-хож-де-ни-ем, они амор-ти-зи-ру-ют при ходь-бе, за-щи-щая внут-рен-ние ор-га-ны от со-тря-се-ния.

3.2. Грудная клетка

Груд-ная клет-ка об-ра-зо-ва-на гру-ди-ной и 12 па-ра-ми ребер, ко-то-рые со-еди-не-ны с груд-ны-ми по-звон-ка-ми.

Вы-де-ля-ют 3 вида ребер:

1. Ис-тин-ные ребра - со-еди-ня-ют-ся с гру-ди-ной с по-мо-щью хря-щей (7 пар).

2. Лож-ные ребра - со-еди-не-ны с по-след-ним ис-тин-ным реб-ром (3 пары).

3. Ко-леб-лю-щи-е-ся ребра - пе-ред-ние концы сво-бод-ны, очень ко-рот-кие (2 по-след-них пары).

Такое стро-е-ние груд-ной клет-ки поз-во-ля-ет уве-ли-чи-вать ее объем при вдохе и умень-шать при вы-до-хе. По-это-му хо-ро-шо раз-ви-тая груд-ная клет-ка спо-соб-ству-ет хо-ро-шей ра-бо-те серд-ца и лег-ких. Груд-ную клет-ку раз-ви-ва-ют фи-зи-че-ские на-груз-ки и спорт (пла-ва-нье, греб-ля).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/skelet-golovy-i-tulovischa

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=DQadVx4Fvpc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=nCnOunkue4I

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Cqm1lxS9AK4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UlEuBuUbrJg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=QKHEEfH3ZF0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Rk7JJm9E_2g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GNTLxAeixX4

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник презентации -http://ppt4web.ru/biologija/skelet-cheloveka.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/skelet.html

План урока № 1 4

Группа

Дата

БС-22

31.10

Предмет: Анатомия, физиология и школьная гигиена

Тема урока: Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей.

Цели:

Образовательная : Познакомить учащихся со строением скелета человека, выделить его значение в приспособлении организма к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Развивающая : способствовать дальнейшему развитию умения формировать и излагать свои мысли, правильно строить монологическую речь;· содействовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления через использование заданий и упражнений, развивающих интеллектуальные способности;· создать условия для развития умения общаться, работать в группе, планировать свою деятельность и работать во времени;

Воспитательная : воспитание творческого подхода к разрешению ситуаций, активности, внимательного отношения к окружающим и себе , побуждать к занятиям физкультурой и спортом.

Оборудование: тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней и нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Формы урока : фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные

Межпредметные связи: биология, химия, медицина, экология, валеология

Ход урока

1. Организационный моме нт (приветствие и произвольное рассаживание в группы) 3 мин

2. Проверка и актуализация знаний (фронтальный опрос). 20 мин

На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.

Из каких частей состоит опорно-двигательная система? - Какое значение имеет опорно-двигательная система?

Какой тканью образован скелет? - На какие две большие группы подразделяются все кости? - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь. Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/ 4. Выход на новую тему. Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья /мы с вами на уроке русского языка знакомились, со словами здравствуйте, здоровье, находили общее в значении и правописании/. Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство. 5. Этап изучения нового материала. Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека? /голова, туловище, руки, ноги./ Опыт № 1 . Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости? Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?

Демонстрация презентации.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1

Опорно – двигательная система. Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

Скелет – это совокупность всех костей человека.

Скелет человека состоит из:

1.Скелета головы /черепа / 2.Скелета туловища / позвоночника и грудной клетки / 3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей. Основой скелета туловища является позвоночник.

Опыт № 2. Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.

Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод : отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

Виды соединения костей. Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют. Соединение костей: Неподвижное /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно. Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Строение сустава. Подвижное соединение костей называется суставом . Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка. Они покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью. - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Мозговой отдел черепа. У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков. Задание : Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает 12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

Догадались, почему?/стираются хрящи/

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником. Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Строение скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и в) костями кисти

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована: а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы

6. Этап закрепления изученного материала 1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов. - Назовите основные части скелета. - Каково значение скелета? - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?

Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета» Скелет - служит опорой тела человека - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение - защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля . Тестовые задания. 1 . Выберите верное определение понятия «скелет» а) важный орган человека б) наружный покров тела человека в) опора тела человека 2 . Какие функции выполняет скелет? а) защищает от перегрева б) защищает органы от повреждений в) поддерживает мягкие части тела 3. Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц б) скелет состоит из сосудов в) скелет состоит из костей 8. Домашнее задание :

    скелет туловища (позвонки, ребра, грудина)

    скелет головы (кости черепа и лица) образуют;

    дополнительный скелет

    кости поясов конечностей

    верхней (лопатка, ключица)

    нижней (тазовая кость)

    кости свободных конечностей

    верхней (плечо, кости предплечья и кисти)

    нижней (бедро, кости голени и стопы).

Позвоночный столб является частью осевого скелета, выполняет опорную, защитную и локомоторную функции: к нему прикрепляются связки и мышцы, защищает находящийся в его канале спинной мозг и участвует в движениях туловища и черепа. Позвоночный столб имеет S – образную форму в связи с прямохождением человека.

Позвоночный столб имеет следующие отделы : шейный, состоящий из 7, грудной – из 12, поясничный – из 5, крестцовый - из 5 и копчиковый - из 1-5 позвонков. Размеры тел позвонков постепенно увеличиваются сверху вниз, достигая наибольших размеров у поясничных позвонков; крестцовые позвонки срастаются в единую кость, в связи с тем, что они несут на себе тяжесть головы, туловища и верхних конечностей.

Копчиковые позвонки являются остатком исчезнувшего у человека хвоста.

Там, где позвоночник испытывает наибольшую функциональную нагрузку, позвонки и отдельные их части хорошо развиты. Копчиковый отдел позвоночника не несёт никакой функциональной нагрузки и поэтому является рудиментарным образованием.

Позвоночный столб в скелете человека располагается вертикально, но не прямо, а образует изгибы в сагиттальной плоскости. Изгибы в шейном и поясничном отделах направлены вперед и называются лордозами , а в грудном и в крестцовом - обращены выпуклостью назад – это кифозы . Изгибы позвоночника образуются после рождения ребёнка и становятся постоянными к 7-8 летнему возрасту.

При увеличении нагрузки изгибы позвоночного столба увеличиваются, при уменьшении нагрузки, они становятся меньше.

Изгибы позвоночного столба являются амортизаторами при движениях - они смягчают толчки вдоль позвоночного столба, защищая, таким образом, череп, и расположенный в нём головной мозг, от чрезмерных сотрясений.

Если указанные изгибы позвоночного столба в сагиттальной плоскости являются нормой, то появление изгибов во фронтальной плоскости (чаще в шейном и грудном отделах), считается патологией и называется сколиозом . Причины образования сколиоза могут быть разные. Так, у школьников может развиться сильно выраженное боковое искривление позвоночного столба - школьный сколиоз, в результате неправильной посадки или ношении груза (сумки) в одной руке. Сколиоз может развиться не только у школьников, но и у взрослых людей определённых профессий, связанных с искривлением туловища во время работы. Для профилактики сколиоза необходима специальная гимнастика.

В старости позвоночный столб становится более коротким вследствие уменьшения толщины межпозвоночных дисков, самих позвонков и потери эластичности. Позвоночный столб сгибается кпереди, образуя один большой грудной изгиб (старческий горб).

Позвоночный столб является довольно подвижным образованием. Благодаря межпозвоночным дискам и связкам он гибок и эластичен. Хрящи отталкивают позвонки друг от друга, а связки соединяют их друг с другом.

Грудную клетку образуют 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудина.

Грудина состоит из трех частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. На верхнем крае рукоятки расположена яремная вырезка.

В скелете человека насчитывается 12 пар рёбер. Своими задними концами они соединяются с телами грудных позвонков. 7 верхних пар рёбер своими передними концами соединяются непосредственно с грудиной и называются истинными рёбрами . Три следующие пары (VIII, IX и X) присоединяются своими хрящевыми концами к хрящу предыдущего ребра и носят название ложных рёбер . XI и XII пары рёбер располагаются свободно в мышцах живота - это колеблющиеся рёбра .

Грудная клетка имеет форму усечённого конуса, верхний конец которого узкий, а нижний - более широкий. В связи с прямохождением, грудная клетка несколько сдавлена спереди назад.

Нижние рёбра образуют правую и левую рёберные дуги. Под мечевидным отростком грудины правая и левая рёберные дуги сходятся, ограничивая подгрудинный угол, величина которого зависит от формы грудной клетки.

Форма и величина грудной клетки зависит от: возраста, пола, телосложения, степени развития мускулатуры и легких, образа жизни и профессии данного человека. В грудной клетке располагаются жизненно важные органы - сердце, легкие и др.

Различают 3 формы грудной клетки : плоскую, цилиндрическую и коническую.

У людей с хорошо развитой мускулатурой и легкими, брахиморфного типа телосложения, грудная клетка становится широкой, но короткой и приобретает коническую форму . Она всё время находится как бы в состоянии вдоха. Подгрудинный угол у такой грудной клетки будет тупой.

У людей долихоморфного типа телосложения, со слабо развитыми мускулатурой и легкими, грудная клетка становится узкой и длинной. Такая форма грудной клетки называется плоской. Передняя стенка ее стоит почти вертикально, ребра сильно наклонены. Грудная клетка находится как бы в состоянии выдоха.

У людей брахиморфного?? (мезо) типа телосложения грудная клетка имеет цилиндрическую форму , занимая промежуточное положение между двумя предыдущими. У женщин грудная клетка короче и уже в нижнем отделе, чем у мужчин, и более округла. В процессе роста и развития на форму грудной клетки влияют социальные факторы.

Плохие условия жизни и недостаточное питание детей могут значительно оказывать влияние на форму грудной клетки. У детей, растущих при недостатке питания и солнечной радиации, развивается рахит («английская болезнь»), при котором грудная клетка приобретает форму «куриной груди». В ней преобладает переднезадний размер, и грудина выступает вперед. У детей при неправильной позе при сидении грудная клетка длинная и плоская. Мускулатура развита слабо. Грудная клетка находится, как бы, в спавшемся состоянии, что отрицательно сказывается на деятельности сердца и легких. Для правильного развития грудной клетки и профилактики заболеваний у детей нужна физкультура, массаж, правильное питание, достаточное освещение и другие условия.

Череп (cranium) является вместилищем для головного мозга и связанных с последним органов чувств; кроме того, он окружает начальные отделы пищеварительного и дыхательного трактов. В связи с этим череп разделяется на 2 части: мозговой и лицевой. Мозговой череп имеет свод и основание.

Мозговой отдел черепа у человека образуют: непарные - затылочная, клиновидная, лобная и решетчатая кости и парные - височная и теменная кости.

Лицевой отдел черепа образуют парные - верхняя челюсть, нижняя носовая раковина, небная, скуловая, носовая, слезная и непарные - сошник, нижняя челюсть и подъязычная.

Кости черепа соединяются между собой, главным образом, швами.

В черепе новорожденного мозговой отдел черепа имеет относительно большие размеры, чем лицевой. Вследствие этого лицевой череп мало выступает вперед по сравнению с мозговым и составляет лишь восьмую часть последнего, в то время как у взрослого это соотношение равно 1:4. Между костями, образующими свод черепа располагаются роднички. Роднички являются остатками перепончатого черепа, они находятся на месте пересечения швов. Роднички имеют большое функциональное значение. Кости свода черепа могут заходить друг за друга во время родов, приспосабливаясь к форме и величине родового канала.

Клиновидный и сосцевидный роднички зарастают либо к моменту рождения, либо сразу после рождения. У новорожденных отсутствуют швы. Кости имеют гладкие поверхности. Между отдельными еще не слившимися частями костей основания черепа имеется хрящевая ткань. Воздухоносные пазухи в костях черепа отсутствуют. Верхняя и нижняя челюсти слабо развиты: альвеолярные отростки почти отсутствуют, нижняя?? челюсть состоит из двух несросшихся половин. В зрелом возрасте наблюдается окостенение швов черепа.

Скелет верхней и нижней конечностей имеет общий план строения и состоит из двух отделов: поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Посредством поясов свободные конечности присоединяются к туловищу.

Пояс верхней конечности образуют две парные кости: ключица и лопатка.

Скелет свободной верхней конечности состоит из трёх отделов: проксимального - плечевой кости; среднего - двух костей предплечья - локтевой и лучевой; и дистального - костей кисти.

Кисть имеет три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Запястье образуют восемь коротких губчатых костей, расположенных в 2 ряда. Каждый ряд состоит из четырех косточек.

Пясть (metacarpus) образуется пятью короткими трубчатыми пястными костями

Кости пальцев кисти – фаланги. Каждый палец имеет три фаланги, расположенных друг за другом. Исключением является большой палец, имеющий только две фаланги.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт