Профессор григорьев. Психиатрия в церковной ограде

28.03.2019

23 декабря 2006 г. исполнилось 50 лет выдающемуся ученому-медику нашей страны, признанному авторитету в области эмоционально-эстетической и духовно ориентированнной психотерапии на православной основе профессору, доктору медицинских наук Григорьеву Григорию Игоревичу.

Григорьев Г. И. - известный российский психотерапевт, психиатр-нарколог и медицинский психолог, ученик доктора медицинских наук доцента О. Н. Кузнецова и Народного врача СССР, Заслуженного врача Украинской ССР, старшего научного сотрудника А. Р. Довженко.

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 - наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 - медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1997), член Союза писателей России (1998). Награжден медалью «В память о народном враче СССР А.Р. Довженко» (1998), а также Орденами «За медицинские заслуги» II степени (2005) и I степени (2006), и Орденом Признания (2007).

После окончания средней школы в 1973 г. поступил, а в 1979 г. закончил военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. В 1979-1984 гг. проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте во Владивостоке в должностях: начальника медицинской службы большой дизельной подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога флота. Участник дальних походов и ликвидатор трех аварийных ситуаций на подводных лодках. Один из первых на Военно-морском флоте СССР организовал службу психологической защиты Краснознаменного Тихоокеанского флота. Награжден нагрудным знаком «За дальний поход на подводной лодке» (1980), медалями «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (1984), «Тихоокеанскому флоту 275 лет» (2004), «Ветерану холодной войны на море» (2005) и «Подводному флоту России 100 лет» (2007).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии Наук СССР (1985-1989). В 1988 г. на базе Центра научно-технической деятельности и социальных инициатив при АН СССР, выступил одним из инициаторов по созданию в России международной общественной организации - Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ), с филиалами в Белоруссии и Литве; Клиникой ассоциации наркологов и Психотерапевтическим наркологическим реабилитационным центром, тем самым заложил основы современной общественной инфраструктуры кризисно-реабилитационной психотерапевтической наркологической помощи населению на духовно-нравственной православной основе.

С 1988 г. по настоящее время является директором МИРВЧ и главным специалистом врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высшей квалификационной категории, председателем ученого совета Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение более 120 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями, болезненным влечением к пище и другими нервно-психическими заболеваниями, что принесло обществу немалый экономический и духовно-нравственный эффект.

Для научной систематизации, обобщения, обработки и анализа имеющихся данных, а также информационного обеспечения лечебного процесса под его непосредственным руководством была создана уникальная по объему информации автоматизированная система учета больных (АСУ ПЗ), прошедших лечение в системе МИРВЧ. В результате глубокого научного анализа существующей базы данных в Международном институте резервных возможностей человека были выполнены и защищены в ученых советах психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России три диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук и шесть диссертаций на соискание ученой степени кандидатов медицинских и психологических наук. В результате проведенной большой научно-практической работы в МИРВЧ появилась собственная духовно ориентированная на православной основе психотерапевтическая школа.

С 1991 г. по настоящее время является председателем Общества трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, продолжающего традиции дореволюционного (1897) Всероссийского Общества трезвости, созданного на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (1991), а также по благословению приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и ныне здравствующего Владыки Владимира (Котлярова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (1996). И сегодня, в Свято-Александро-Невском обществе трезвости под духовным окормлением священников Собора Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель - кандидат богословия протоиерей Александр Сорокин) происходит исцеление людей от пьянства, наркоманий, других нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Исполнял обязанности Первого вице-президента Санкт-Петербургской ассоциации наркологов (1990-1995), много внимания уделял повышению качества наркологической помощи в своем регионе, являлся членом лицензионно-аккредитационной комиссии по наркологии Комитета здравоохранения Администрации Санкт-Петербурга (1993-1995), членом Межведомственной Комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками (1994-1995).

Проявил себя и как талантливый организатор образовательной деятельности в сфере медицинской психологии и психотерапии патологических зависимостей. С 1990 г. по 2000 г. работал по совместительству асистентом кафедры реабилитации в Ленинградском ГИДУВе (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава). В 2005 г. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии СПб МАПО, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия патологических зависимостей».

Основным направлением научных исследований и практической лечебной деятельности является разработка направления эмоционально-эстетической стрессовой и духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе при лечении патологических зависимостей. Впервые в научной литературе описал синдром духовной зависимости при героиновой наркомании в 1994 году. Автор концепции психологического «ключа» психофизической саморегуляции эмоциональной памяти (система «манков» К. С. Станиславского), при неврозах и других психосоматических заболеваниях, путем мобилизации резервных возможностей человеческого организма в условиях психоэмоционального стресса. Данные методы подробно описаны в «Психотерапевтической энциклопедии», изданной под редакцией главного психотерапевта России, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Б. Д. Карвасарского (1999, 2000, 2005, 2007).

Является членом редколлегии Всероссийского научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии» (издается с 1990 г.), в котором публикуются статьи по медицинским, духовным, психологическим, социологическим, биологическим и смежным наукам в области психиатрии, наркологии, психотерапии, коррекционной психологии и психоанализа. Является руководителем ряда международных психотерапевтических программ, конференций и семинаров.

Автор более 250 научных работ, семь из которых опубликованы за рубежом (Норвегия, Швеция, Литва, Белоруссия); автор и соавтор четырех патентов Российского патентного ведомства; альбома «Психофизическая саморегуляция»; трех художественных книг («На древней земле», 1989; «Накануне чуда», 1991; «Сказка про Алю и Аля», 1991); четырех учебно-методических работ, пяти монографий («Клинические аспекты психопатологии, психофармакологии и эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии», 1999; «Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздействии», 2003; «Духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение», 2004; «Психодиагностика и психокоррекция», 2007; «Духовно ориентированная психотерапия», 2007).

Соредактор девяти тематических сборников научных трудов по проблемам неврозов, психотерапии патологических зависимостей и медицинской психологии.

Под его руководством защищены пять кандидатских диссертаций, подготовлены к защите еще пять кандидатских и две докторские диссертации.

20 лет жизни протоиерей Григорий Григорьев, выпуск-ник Военно-медицинской академии, отдал морю. Он служил на Тихоокеанском флоте, принимал участие в дальних и трудных походах, пережил три аварии подводных лодок. Как раз после третьей, которая произошла в Индийском океане, он и задумался впервые о Божьем промысле.

Когда лодка всё же всплыла на поверхность (хотя многие уже попрощались с жизнью), я выбрался на палубу. Взглянул в высокое тёмное звёздное небо и вдруг осознал: во Вселенной, оказывается, существует невероятный порядок, - вспоминает тот день отец Григорий. - И в эту минуту осознал, что случайно из хаоса он возникнуть не мог. В этот момент я поверил в Бога.

После этого подводник принял крещение, демобилизовался и стал работать психиатром-наркологом. Специализировался на лечении алкогольной зависимости, о которой хорошо знал из личного опыта. Служа врачом на подводной лодке, отец Григорий имел неограниченный доступ к спирту. Однажды, почувствовав неладное, стал вести хронометраж выпитого.

Оказалось, что за три месяца я не принимал спиртного только три дня. Как врач осознал: это уже стало проблемой. С тех пор прошло 35 лет. И за все годы спиртного не пригубил ни разу!

Григорию Григорьеву повезло учиться у Александра Довженко, основателя метода стрессопсихотерапии алкогольной зависимости . Он стал одним из учеников, которым знаменитый врач завещал своё дело. Григорий Игоревич занялся совершенствованием метода, дав ему название - духовно ориентированная терапия, или целебный зарок. Сегодня отец Григорий заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия. Под его руководством защищено 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций по лечению зависимостей.

Всю жизнь я занимался строительством моста между медициной и Церковью, - поясняет батюшка.

Дорога в храм

По выходным дням в небольшой храм в деревне Юкки (Ленинградская область), в котором отец Григорий служит настоятелем, собирается по 400-500 человек. В основном это бывшие, настоящие и, увы, будущие пациенты отца Григория. Здесь даже из 12 алтарников половина бывшие алкоголики и наркоманы. Сегодня у всех у них семьи, дети, многие стали успешными бизнесменами. Батюшка с гордостью про них говорит: «Уверен, что Бог их не оставит, пока они стремятся к нему».

Самого колоритного отец Григорий называет «Патриарх алкоголизма». С батюшкой он познакомился в 37-летнем возрасте, к тому моменту успев 70 раз (!) полечиться в наркодиспансере. Когда денег на выпивку не хватало, продавал всё, что оказывалось под рукой. Умудрился продать даже батареи и входную дверь из своей квартиры. Сегодня на службу приходит с супругой и внуками...

- Но ведь наркологи считают, что алкоголизм неизлечим? - спрашиваю.

Да, медицинским путём можно вывести из запоя, восстановить нарушения, которые возникают при приёме вредных веществ, - поясняет отец Григорий. - Но от духовной зависимо-сти человека может освободить только Бог. Поэтому основа метода - зарок, обращение к Богу за помощью. По словам апостола Павла, Сила Божия в немощи человеческой свершается.

Лечение занимает... один день. Сперва 3-часовая общая беседа. Здесь задача - убедить человека в том, что он болен: ни один алкоголик себя таковым не считает. Потом индивидуальный приём, на котором пациент даёт зарок на кресте и Евангелии. Тем самым пришедший просит помощи у Бога и признаёт: если снова он начнёт пить, значит, откажется от Божьей помощи. После этого над ним читается молитва. И... тяга пропадает. Если же человек опять почувствует беспокойство, желание выпить, раздражительность, его ждёт исповедь. Этот повторный индивидуальный приём помогает обрести вновь силы для борьбы с пагубным пристрастием.

- Обыкновенное чудо, - говорят врачи и психологи, которые по долгу службы присутствуют на беседах.

Замечаю, что многие покупают нательные крестики прямо перед началом беседы.

Строго говоря, верующими их назвать нельзя, - подтверждает мои наблюдения батюшка. - Под бомбёжкой человек кричит «Господи, помоги!» не потому, что верит в Бога, а потому, что деваться некуда. Вот и они сюда пришли, потому что жизнь загнала их в угол. Но после разговора многие становятся прихожанами.

Нередко на огласительные беседы к отцу Григорию приходят целыми семьями. Увы, случаи, когда жёны алкоголиков, которые водили их по врачам, сами начинают пить, не редкость.

- Психиатры называют это явление индуцированным психозом, а простые люди говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», - поясняет батюшка. - Поэтому я всегда говорю жёнам алкоголиков: перестаньте их спасать. Спасайте себя! Иногда единственное, что вы можете сделать для человека, - это во-время уйти от него.

Русские - пьяницы?

Убеждения, что женский алко-голизм неизлечим, отец Григорий не разделяет:

Женщина - существо более совершенное, чем мужчина. Они сделаны из более качественного материала (Адам - из грязи, а Ева - из его ребра), потому и излечиваются быстрее.

С тем, что алкоголизм - наследственное заболевание, батюшка тоже не согласен:

- Научные исследования показали, что даже многолетнее употребление спиртного не повреждает генетический код. Поэтому над детьми пьющих родителей нет никакого проклятия. Просто живя в пьющей семье, они порой другой жизни себе не представляют.

Не согласен врач-священник и с тем, мол, что у «русского человека пьянство в крови»:

Алкоголизм - хорошо изученное заболевание. В России алкоголизм распространён так же, как в других европейских странах. Просто русский человек всегда был человеком духовных ценностей. Когда они исчезли, нишу заняли разные зависимости. Но с Божьей помощью всё преодолеем.

Жил с родителями в Ленинграде, между церковью Воскресения Христова у Варшавского вокзала и Измайловским собором. Вместе с мамой мы часто рисовали эти и другие храмы. В пять лет родители отвезли меня к дедушке с бабушкой в Витебскую область, где я и окончил среднюю школу. Детство мое прошло в «храме природы» — белорусских рек, озер и лесов. В 1973 году я поступил на военно-морской факультет Военно-медицинской академии в Ленинграде. Образование наше было атеистическое, но сами стены древних зданий были напитаны верой великих русских врачей. После окончания академии я был направлен врачом подводной лодки на Тихоокеанский флот. В 1980 году за два календарных месяца у меня было три выхода в море, на трех разных кораблях, которые неизменно попадали в тяжелые аварии, но мы чудом спасались. В то время я был некрещеным, но со мной всегда была икона Николая Чудотворца и бабушкино Евангелие, которое я читал понемногу практически каждый день. Тут поневоле задумаешься о Боге.

Медицинская работа изначально сочеталась у меня со служением: занимаясь лечением патологических зависимостей, мы всегда стремились привести людей в храм. Врач помогает преодолеть психическую и физическую зависимость (исцеление тела и души), но зависимость духовную (исцеление духа) можно преодолеть только с помощью церковных Таинств. Так что священство для меня — естественное продолжение дела, которым я занимался всю жизнь.

Разговоры о моем рукоположении велись еще в 1990‑е. Но в этом вопросе я всегда полагался на Божий промысл, благословение духовника и решение священноначалия.

В 2004 году в деревне Юкки Всеволожского района было принято решение о строительстве церкви. По благословению митрополита Владимира, под духовным окормлением я начинал строить как председатель Приходского совета. Во время строительства и возникла необходимость в моей хиротонии — меня рукоположили во диакона 8 августа 2010 года, два с половиной года назад. Сейчас, когда меня рукоположили во пресвитера, я стал настоятелем. В штате храма есть еще один священник, пока мы вдвоем.

Среди наших прихожан много мужчин, и довольно молодых: в соседнем поселке Осиновая Роща была воинская часть. Служим мы минимум три-четыре раза в неделю, так что вскоре придется расширять штат священников: вдвоем мы уже не справимся.

Как профессор психиатрии и медицинской психологии могу сказать, что многие великие врачи — Пирогов, Сеченов, Павлов, Боткин, Бехтерев, не говоря уже о святителе Луке (Войно-Ясенецком), — были глубоко верующими людьми. Современный атеизм связан в первую очередь с невнимательностью — если бы люди хоть немного наблюдали за собой, то заметили бы, что с ними регулярно происходят события, которые невозможно объяснить только с помощью человеческой логики и здравого смысла.

Все зависимости — это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала — денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Подготовила Татьяна Кириллина

Доктор медицинских наук, профессор Г. И. Григорьев вот уже около 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). При духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви Григорий Игоревич руководит Обществом трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского, которое действует при нашем храме.

Об учителях

- Григорий Игоревич, как смыкаются в вашей работе медицина, психиатрия, целительство и церковное служение?

Всю свою сознательную жизнь я учился работе с наркозависимыми людьми, в том числе и у доктора А. Р. Довженко. Я действительно был одним из его ближайших учеников, которым он завещал продолжить свое дело. И хотя Александр Романович не имел возможности приводить людей в церковь, сам он был глубоко верующим православным человеком, и его лечебные сеансы были построены по аналогии, внешне напоминающей церковную литургическую службу. Однако атеистическое время, в которое он жил, было неблагоприятным для раскрытия его духовного дара, поэтому содержание и оформление сеансов А. Р. Довженко было адаптировано к бытовому и медицинскому уровню понимания современников.

Накапливая положительный опыт лечения по методу А. Р. Довженко, свидетельствующий о снятии болезненной тяги у значительного числа больных патологическими зависимостями, я видел, однако, как после, казалось бы, успешного лечения болезнь вновь возвращалась, человек срывался. Поэтому появилась необходимость дальнейшего совершенствования и принципиального преобразования методики. Так постепенно сформировался метод эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии (ЭЭСПТ), где внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым, построенным на научно-клинической основе, обстоятельным, но легко воспринимаемым образным разъяснением причин и механизмов развития синдрома патологической зависимости. Следующим значимым этапом в деятельности МИРВЧ оказалось становление метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока на православной основе (ДОП ЦЗ). Имея своим предшественником метод ЭЭСПТ, метод ДОП ЦЗ перерос его, став самостоятельным методом лечения больных алкогольно-нарко-токсикоманического плана в Международном институте резервных возможностей человека.

- Связываете ли вы причины развития алкоголизма и других зависимостей с духовным состоянием человека?

Да. С некоторых пор я стал во многом увязывать корни этих причин с духовным состоянием человека, а саму зависимость трактовать не только с психофизиологических позиций, но и с позиций греховной страсти и проистекающих из нее губительных для тела и души последствий. При этом резко актуализировалась роль самого пациента в преодолении болезненного влечения и вместо страха появилось лишь дружеское предостережение не искушать судьбу, не совершать греха как деяния, неизбежно несущего духовное, душевное и физическое разрушение. Я и мои сотрудники начали частично использовать святоотеческий опыт противостояния грехам еще с 1988 года, когда был создан наш институт. Уже тогда перед психотерапевтическим сеансом православный священник (и мой духовный отец), приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, имевший 44-летний опыт пастырского служения и почитаемый прихожанами как старец, произносил краткую проповедь и служил молебен дореволюционного Александро-Невского братства трезвости и милосердия. Следует отметить, что о. Василий Лесняк, равно как и все сотрудничавшие впоследствии с институтом духовники, имел благословение на совместную работу с нашими врачами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и своего правящего архиерея приснопа мятного владыки Иоанна (Снычева) - в ту пору митрополита Ленинградского и Ладожского. В настоящее время институт работает по благословению Владыки Владимира - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

О вере и о родителях

- А как вы сами пришли к Богу, Григорий Игоревич?

Это было еще на флоте, когда я служил врачом на подводной лодке на Дальнем Востоке. Во время дальних походов я трижды был непосредственным участником ликвидации аварийных ситуаций на подводных лодках. И вот когда мы чудом спаслись в третьей аварии и всплыли на поверхность в Индийском океане, я отчетливо помню, каким совершенным и удивительным показался мне мир: ночь, звездное небо над головой и такой порядок во Вселенной, аж дух захватывает. И мне вдруг стало как-то по-особому ясно, что такой порядок не мог возникнуть сам по себе, без плана и Творца. И прошел этот леденящий страх после аварии, когда хотелось броситься в воду и плыть от этой подводной лодки куда подальше. И такая тишина на душе, такой покой. Благодать, одним словом. После этого я крестился.

- Расскажите о ваших родителях, о ваших предках. Они верующие люди?

Да, верующие. И к тому же героические люди. Дед мой - Николай Григорьевич - был крестьянским поэтом и полным Георгиевским кавалером, любимцем генерала Брусилова. Он начал участие в первой мировой войне в чине унтер-офицера, а закончил командиром полка саперов.

Моего отца - Героя Советского Союза, партизана-разведчика - к сожалению, уже нет с нами, хотя его присутствие, поддержку и помощь я ощущаю постоянно. Он был достаточно известным поэтом, лауреатом двух государственных премий. На задней обложке одного из его поэтических сборников «Крутая дорога» его почерком написа но: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против Совести, готовый! Чего еще?» И подпись - Игорь Григорьев. Еще в 1984 году я в своем письме отцу, напечатанном в том же сборнике, писал, что чем дольше живу, тем больше понимаю его стихи. Я их часто перечитываю, многие из них для меня как молитва. В них истинная боль и крик вещей русской души. В его стихах сплав времен, их неразрывное единство... Теперь я знаю: отец прежде других, в одиночку, начал бой за наше будущее, о котором мы узнали только сейчас. Мама моя - Дарья Васильевна - тоже совершенно удивительная и уникальная женщина. Уже много лет она возглавляет «Пушкинский лицей», где дети с детского сада и до получения среднего образования занимаются по программам времен Пушкина и Дельвига. Основную ставку в этом лицее делают на духовное просвещение и нравственное воспитание, не исключая, конечно, добротного базового образования для дальнейшего успешного поступления в ВУЗы.

О чудесах Божиих

- Случались ли в вашей жизни реальные чудеса?

Главное чудо моей жизни произошло со мной ровно 25 лет назад, все на том же Дальнем Востоке, где я служил старшим психоневрологом Тихоокеанского флота. В конце июля 1982 года во время чтения утренних молитв ко мне в голову пришел некий текст, четкий, как телеграмма: «Через две недели ты женишься». Для меня это сообщение было равносильно заявлению, что завтра ты станешь президентом. У меня не было ни невесты, ни кого-либо, кто мог хотя бы потенциально стать моей женой, да и вообще женитьба совершенно не входила в мои планы. Но раз пришло такое сообщение, я стал ждать, сам не зная чего и кого. Неделя прошла - ничего не случилось, и когда вторая уже подходила к концу, я начал склоняться к мысли, что мне все просто показалось.

И вот за 15 минут до окончания последнего из отпущенных двух недель рабочего дня, когда я уже начал собираться домой, заходит в мой кабинет один знакомый и говорит: «Ты же боли снимаешь?! Может, возьмешься помочь одной моей знакомой с травмой позвоночника, врачи ей плохо помогли». И я отправился навстречу своей судьбе. В первый же день я успешно снял Елене боли, а на второй - сделал ей предложение. Сейчас у нас трое детей, двое внуков, прекрасный дом, совместная работа и очень дружная большая семья. 15 октября мы отмечали всем семейством нашу серебряную свадьбу. За все эти годы мы не сказали друг другу ни одного плохого слова. Второе явное чудо случилось со мной, когда я вместе с моим духовным отцом Василием Лесняком в 1994 году попал в пер-вый раз на Пасху в Иерусалим. Мне сказали, что если во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня попросить обо всем сокровенном Бога, то все желания сбудутся. Я написал большой список пожеланий, и мы провели 30 часов в храме без еды и без воды, изнемогая от жары днем и от холода - ночью. Когда приближалось время схождения Огня, сознание уже уплывало, но то чувство Божьей благодати, которое охватило меня в этот момент, подсказало мне, что не нужно ничего просить у Бога, Он и так все знает. И я мысленно крикнул почему-то: «Господи, только одного прошу: если буду жив и если будет воля Твоя - хочу приезжать сюда каждый год, видеть Благодатный Огонь...» И вот уже 14 лет Господь благоволит моим поездкам. Поскольку за эти годы у меня там появились друзья, они нам помогают попасть на Пасху в храм.

О работе МИРВЧ

- Вам кто-то помогает в вашей работе по избавлению людей от патологических зависимостей?

Конечно, в работу нашего института вовлечен широкий круг специалистов из разных отраслей медицины и смежных дисциплин. При институте создан ученый совет, организовано издание рецензируемого научно-практического журнала «Вестник психотерапии» федерального значения. За 18 лет деятельности МИРВЧ в нем трудились и временно сотрудничали около 300 врачей и ученых в ранге академиков и членов-корреспондентов, профессоров, докторов и кандидатов наук. Я являюсь профессором кафедры медицинской психологии в Санкт-Петербургской Медицинской Академии постдипломного образования (МАПО) и провожу обучение психологов и врачей, повышающих квалификацию, по проблемам психотерапии патологических зависимостей.

- А как проходят ваши сеансы?

Все начинается с информации, с изменения представления людей о проблеме. Информация - и научно-медицинская, и духовно-религиозная, дается в огласительной беседе врача в ясной, доступной форме. Особое значение придается разъяснению понятия покаяния: в чем его смысл и каково его место в системе духовных ценностей. Нельзя заставить человека покаяться. Но объяснить, призвать его к покаянию просто необходимо для его же пользы. При этом вера пациентам ни в коем разе не навязывается, им щедро передаются драгоценные знания того, что заключено в опыте православия.

Покаяние во всем, что идет вразрез с заповедями Божьими, должно быть не формальным и показным, а искренним, глубоким, исходящим из души, с сокрушением сердца и уповани ем на Господа, с твердым намерением впредь никогда не совершать раскаянного греха. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека: что в нем - или бушуют страсти и желание ублажать их, или же подлинная боль о своих недостойных делах и твердое намерение исправиться. Покаяние - пробуждение совести, великое и знаковое событие в жизни человека. Искренне, от сердца покаявшись, человек очищается, обновляется, можно сказать - преображается. Он отвращается от греховных губительных страстей и обращается к истинным жизненным ценностям: любовь к ближнему, работа, здоровье, личное достоинство... А может быть, и задумается о приобщении к церковной жизни. Глубоко покаявшийся в пьянстве человек не будет сожалеть, что бросил пить, и завидовать пьющим приятелям, а будет ценить трезвую жизнь и радоваться ей. Без покаяния такой результат сомнителен.

О результатах

А есть ли у вас статистика, подтверждающая, что с помощью церковного покаяния человек легче избавляется от своих греховных зависимостей, дольше сохраняет трезвенные убеждения, реже срывается?

Да, с самого начала деятельности института мы ведем строгую статистику всех наших клиентов. С 1 января 1988 года по 1 января 2007 года от алкоголизма, табакокурения и наркомании пролечено около 125 тысяч человек. Согласно этой статистике, примерно 92 процента из них исповедуют православную веру. Однако около пяти процентов наших пациентов называют себя атеистами, остальные выражают причастность к другим религиозным конфессиям. Поэтому медицинская и духовная части метода ДОП ЦЗ, по благословению Церкви, разделены.

Огласительная беседа проводится врачом в традициях рациональной психотерапии. Впрочем, скорее это беседа-проповедь, освещающая и медицинскую, и духовную сторону проблемы. После такой беседы резко возрастает число пациентов, желающих прийти после медицинского лечения в православный храм для дачи обета трезвости на Кресте и Евангелии. За годы нашей практики количество подобных больных составило 45 677 человек, или 36,8% от всех пришедших на лечение.

И если большинство наших пациентов называли себя верующими людьми, но не посещающими регулярно церковь, то после нашего лечения 4431 человек стали посещать православные храмы для совершения церковных Таинств не реже одного раза в месяц. То есть количество воцерковившихся после лечения людей составило 10% от числа всех пришедших в храм для дачи церковного зарока. Но даже некрещеные люди порой меняют после наших сеансов свое отношение к вере и к Богу.

Согласно статистике, на лечение к нам пришло за все время 13 220 больных, не крещеных в православной церкви, что составило 10,7% от числа всех обратившихся к врачу. После медицинского лечения и огласительной беседы врача добровольно приняли Таинство крещения 4786 человек, т. е. больше 36%.

Результаты наблюдения за больными показали, что после медицинского лечения не принимают спиртные напитки в течение трех лет наблюдения 25% больных. А среди пациентов, которые, помимо медицинского лечения, пожелали прийти в церковь для принесения обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, не принимают спиртные напитки в течение трех лет уже 52% больных. Такое соотношение ярко свидетельствует о необходимости совместной работы врачей и священнослужителей в деле исцеления людей от алкоголизма и наркомании.

Что еще входит в программу лечения, помимо огласительной беседы врача и совершения церковных Таинств для желающих?


- Последний этап медицинской части лечения - это индивидуальный прием лечащим врачом, во время которого клиническая принадлежность зарока и его срок конкретизируются, зарок индивидуально и психотерапевтически закрепляется.

В результате физическая и психическая зависимости снимаются или существенно уменьшаются (в последнем случае назначается повторный прием лечащим врачом для беседы и закрепления зарока). Духовная зависимость также снимается или, по крайней мере, смягчается, если пациенты участвуют в Божественной Литургии, каются в грехе своей алкогольно-наркотической или другой зависимости, при свидетельстве и разрешающей молитве священника. После исповеди пациенты допускаются к Причастию Святых Христовых Таинств. В заключение служится специальный молебен Александро-Невского общества трезвости .

Это не значит, что такие пациенты никогда не нарушают целебный зарок. Характерно, однако, то, что при срыве они не получают прежнего эффекта от приема спиртосодержащих жидкостей. Более того, они испытывают духовный дискомфорт и угрызения совести, что заставляет их после нарушения зарока обращаться в Институт за помощью. Хочу подчеркнуть, что главным фактором успеха является добровольное желание стать трезвым, свободным от наркотиков человеком, поэтому мы против всякого насилия над личностью. Не случайно в нашем методе медицинская и духовная части разделены организационно и по сути, хотя в определенной мере между ними перекидывается «мостик» благодаря целевой духовной направленности медицинской части метода.

О причинах наших бед

- Доктор, а в чем заключается научная и практическая новизна вашего метода?

Впервые в научной и практической медицине в качестве важнейшего патогенетического фактора формирования болезней наркологического профиля выделен и введен духовный фактор, дающий основания трактовать эти зависимости как заболевания духовно-нравственной природы. Единение, союз (но не смешение функций!) медицины и Церкви естествен, более того, необходим, в особенности когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других греховных страстях. Ибо только такое содружество может обеспечить полноту лечения-исцеления, избавить не только от психической и физической зависимостей, но и от зависимости духовной. Благодаря такому единению медицинского и духовного подходов к лечению от зависимостей, лечебно-медицинское воздействие распространяется не только на психофизиологический статус человека, но и на его духовно-нравственное состояние, на восстановление целостного и гармоничного единства в человеке - его физической, психической и духовной сущностей. Построенный на прочном фундаменте евангельских истин, на принципах православ ной психотерапии, метод ДОП ЦЗ открывает путь к воцерковлению, к духовному становлению человека.

- Григорий Игоревич, почему, на ваш взгляд, сами люди, подчас весьма образованные, пьют, не ощущая долгое время опасности происходящего, почему не срабатывает в них инстинкт самосохранения, не включается здравый смысл?

За годы моей врачебной практики мне открылось, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идет, да и самой болезни не осознает, не разумеет, что с ним происходит и чем все это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он все же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него «все под контролем». Типичное заблуждение!

Кто же затмевает разум человека? Если обратиться к медицинской науке, то она ответа на этот вопрос не дает, да и в принципе дать не может. Ибо, повторяю, действует здесь не только материальный и психологический фактор, но и фактор духовный. Лукавый дух, невидимая сила зла затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Поэтому я убежден, что все патологические заболевания - это, в первую очередь, заболевания духовно-нравственной природы, согласно православному учению. Человек добровольно отдает свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне темных сил.

О последствиях такого чрезвычайно распространенного затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). И еще: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Затмив разум человека и захватив власть над ним, темная лукавая сила притупляет его совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознает, что, предаваясь порочной страсти, тем самым творит зло и грех против себя, своего здоровья, а также и против здоровья и жизни близких людей, ввергая их в житейскую неустроенность, в душевное смятение, депрессию и отчаяние.

Тот же лукавый дух взращивает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, склонность к самооправданию, все более отдаляя человека от понимания происходящего с ним. «Пью? Да. А кому какое дело, все пьют», - дерзко заявляет больной. Однако лукавый-то лукавым, но с человека ответственность за содеянное зло не снимается. Ведь он сам добровольно впустил лукавого в свое сердце.

О лукавом духе

Чем можно объяснить то, что на человека, уже ведущего после лечения трезвую жизнь, внезапно с нарастающей назойливостью наваливаются мысли о выпивке, и он порою запивает?

Будучи психиатром более чем с 30-летним стажем и имея в практике такие примеры, скажу, что симптомом психического автоматизма Кандинского - Клерамбо здесь и не пахнет. Что же это тогда? Не есть ли действие того же самого лукавого духа? По-моему, ничем иным такую ситуацию не объяснить. «Бесы сначала покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают, что хотят», - говорит святой Иоанн Лествичник. По существу, духовная зависимость является главенствующей, удерживающей и провоцирующей психическую и физическую зависимости. И пока человек не осознал, что творит злое греховное дело, не уразумел, что болен, он и не пойдет лечиться, а будет продолжать пить, курить, колоться, предаваться игорной страсти. Многолетняя клиническая практика свидетельствует и о том, что, попадая в духовную зависимость, человек меняется в своих качествах, его положительные личностные черты сменяются на противоположные, он становится как бы антиподом самому себе. Происходит это исподволь, незаметно для самого человека, но неуклонно и неотвратимо...

- Итак, от духовной зависимости, наряду с прочими, необходимо непременно освобождаться. Каким образом?

Ответ прост и, как говорится, однозначен. Путь - единственный и абсолютно надежный: это покаяние с обращением ко Господу за помощью. От духовного повреждения возможно избавиться только духовными средствами, исцеляющей силой Божией благодати. Человеку надлежит делать все, что в его силах, дабы освободиться от зависимости, но возможно достичь этого лишь с Божией помощью. А чтобы получить ее, нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни.

- Как в дальнейшем поддерживается связь пациентов и специалистов вашего института?

Пациенты, прошедшие лечение, находятся под наблюдением наших врачей и могут в любой момент по всем вопросам, связанным со здоровьем, обращаться к нам за помощью. При необходимости мы осуществляем реабилитацию пациентов - либо в соответствующем центре института, либо в православном монастыре по благословению священника.

- Какие требования предъявляются к врачам вашего института?

К врачу-специалисту, проводящему лечение на основе православной психотерапии, предъявляются, кроме высоких профессиональных знаний и опыта, особые требования: прежде всего он должен любить людей, быть верующим и воцерковленным человеком, накапливать духовный опыт, иметь благословение на лечение священника-духовника, обладать чувством сострадания, сопереживания страждущему человеку, быть терпеливым, внимательным и отзывчивым. И, разумеется, вести абсолютно трезвую жизнь.

- Григорий Игоревич, считаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, безусловно. У меня прекрасная семья, любимая работа, возможность служить и помогать множеству людей. Я люблю и умею отдыхать, радоваться жизни во всех ее проявлениях и благодарить Бога за все. Я способен ощущать на себе бесконечную Божию благодать. И с Божьей помощью мне уже не нужно никаких техник и приемов, чтобы снимать с себя негативную энергетику после общения с тяжелыми пациентами, не нужно мучиться проблемой выбора при принятии решений. Я просто с благодарностью предоставляю себя и свою жизнь Богу и знаю, что Он все управит и выведет меня на путь спасения.

Беседу вела Светлана ТРОИЦКАЯ

Иерей Григорий Григорьев

Доктор медицинский наук, профессор, студент Санкт-Петербургской духовной академии диакон Григорий Григорьев рассказал корреспонденту сайта о сотрудничестве между Церковью и медициной в деле лечения и профилактики зависимостей, а также о том, как работают общества трезвости в Петербурге, что такое зарок и чем, как правило, болеют врачи.

— Отец Григорий, прежде всего, хотелось бы спросить, как и когда Вы ощутили призыв к социальному служению в целом и работе с лицами, страдающими алкогольной зависимостью?

— Я закончил Военно-медицинскую академию в 1979 году и с 1975 года занимался психиатрией и лечением зависимостей. Потом я служил на Тихоокеанском флоте сначала врачом на подводной лодке, потом старшим психоневрологом Тихоокеанского флота, и там мне пришлось непосредственно заниматься этой проблемой. Это была моя специальность. В 1982 году я крестился. Уже тогда я понимал необходимость при исцелении самых разных зависимостей лечить не только тело и психику человека, но и дух. И я понял, что современной наркологии и психиатрии не удается добиться стойких результатов, потому что духовная часть человека остается незатронутой в результате проведенного лечения.

В 1988 году группа ученых при Академии наук создала организацию под названием «Международный институт резервных возможностей человека», чтобы объединить специалистов разных квалификаций с целью углубления знаний в сфере патологических зависимостей. Это не только алкоголь, курение, наркотики — этих зависимостей великое множество. В 1989 году мы воссоздали Всероссийское Александро-Невское общество трезвости, которое до революции работало в нашем городе под руководством священника Александра Васильевича Рождественского. Мы получили благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия. В то время возглавлял общество ныне покойный мой духовный отец протоиерей Василий Лисняк. С самого начала мы работали с ним вместе: я как врач проводил свою часть работы, отец Василий принимал людей в храме. Моя задача заключалась в проведении медицинской работы и воцерковлении желающих: тех, кто пожелает, привести в храм, чтобы люди продолжили исцеление в храме. Под исцелением в храме я, в первую очередь, понимаю восстановление отношений современного человека с Господом Богом, с любящим Отцом. Я объяснял, что сиротой быть плохо, что есть любящий Отец, и с Ним жизнь становится совершенно другой. Нас поддерживал и помогал в работе приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев). Он был сопредседателем этого общества трезвости.

Еще в 90-е годы они с отцом Василием говорили, чтобы я принимал сан. Но я никогда не предпринимал активности в этом направлении, полагался на Божий Промысел. Я был готов к этому, никогда от этого не уходил, но и не стремился. Я считал, что если Господу угодно будет, Он меня призовет. В 1995 году и митрополит Иоанн и протоиерей Василий преставились. Сан диакона я принял в августе 2010 года.

Все это время мы работали вместе с Церковью. Сначала это был Спасо-Парголовский собор Петербурга, где был настоятелем сначала отец Василий Лисняк, потом протоиерей Михаил Сичейко, вместе с ним мы работали много лет.

Спасо-Парголовский собор

Потом наши дороги сошлись с протоиереем Владимиром Сорокиным и отцом Александром Сорокиным, настоятелем Федоровкого собора Петербурга.

Федоровский собор

Последние семь лет мы работаем в Федоровском соборе, где у нас находится несколько обществ трезвости, в том числе Александро-Невское, братство отца Иоанна Чурикова, основанное еще до революции, братство, выросшее на базе анонимных алкоголиков. Фактически от анонимных алкоголиков там ничего не осталось. Их постепенно воцерковляют. Существует два направления: одно православное у отца Александра, другое — неправославное, они не посещат православный храм, не причащаются. У нас раз в месяц служится литургия, преимущественно для наших пациентов, на которой произносится лечебный зарок. Это специальное лечебное мероприятие для наших пациентов. Но это не значит, что на эту литургию не могут прийти другие люди. Оказывается, что люди, далекие от храма, легче воцерковляются среди таких же, как они, людей, которые ничего не знают и не понимают в службе. В таком окружении они не так дискомфортно себя чувствуют, как среди церковных людей, которые не всегда проявляют терпимость. Могут и замечания сделать такие, что человека из храма вынесет, всякое бывает в нашей жизни.

Я этим вопросом занимаюсь практически всю жизнь и как врач, и как ученый. В 1993 году я защитил кандидатскую диссерацию по лечению алкогольной зависимости, в 2004 году - докторскую диссертацию по лечению героиновой зависимости, в 2006 году Минобразования России мне присвоило звание профессора по кафедре медицинской психологии. Я преподаю медицинскую психологию в Медицинской академии последипломного образования, т.е. я занимаюсь подготовкой врачей-психологов, которые проходят специализацию в области наркологии, психотерапии зависимостей. Можно сказать, что всю сознательную жизнь — более 35-ти лет — я занимаюсь этой проблемой. За эти годы у меня было пролечено свыше 125 тысяч больных с разными зависимостями.

Моя задача — строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как происходит зарок.

— Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это - зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь.

Зарок - это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты. Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок — я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Всех людей, которых лечим, мы заносим в базу данных. Эта база данных — как планета. Мы наблюдаем людей после лечения на протяжении 20 лет, 10 лет, 5 лет. И мы можем по каждому человеку получить исчерпывающую информацию. База данных может выдать 30 тысяч табличных данных, т.е. любая поставленная научная задача может получить точное подтверждение статистикой. Причем, не той статистикой, от которой все плюются. Статистика плохая тогда, когда ей манипулируют, а когда ее используют для того, чтобы реально разобраться в том, что ты делаешь, — это огромное подспорье в работе.
У нас есть возможность наблюдать тех людей, которые после медицинского лечения пришли или не пришли в храм. Это очень интересная разница. Если любого человека спросить, приход в храм будет улучшать процент эффективности лечения, он ответит положительно. Я могу сказать, что приход в храм не повышает значительно процента эффективности, но изменяет качество ремиссии. Когда человек не пьет, он может бросаться на людей, а может радоваться жизни. И тот и другой не пьет — хороший результат. Но одному родственники говорят: «Лучше бы ты пил, ты нас всех уже достал», а другой не пьет и рядом с ним всем хорошо становится. Церковь повышает качество ремиссии. Годовая ремиссия у группы, не пришедшей в храм, будет колебаться от 70 до 80 процентов, у пришедших в храм будет на 1-2 процента выше. Это несущественно, но очень существенно качество ремиссии.

Вообще, в чем состоит главная психотерапевтическая задача лечения человека? Алкоголизм и другие зависимости относятся к группе психических заболеваний, а любое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки. Чем глубже человек входит в болезнь, тем меньше он себя считает больным. У него не может появиться желания лечиться, как правило, он приходит на контакт с врачом под давлением родственников, близких людей, начальника, и он не считает себя больным. Задача врача провести такую беседу, чтобы после нее человек сам себя назвал больным. Как только он сам почувствует себя больным, у него критическая самооценка начнет восстанавливаться, у него появится желание лечиться и он сможет крикнуть к Богу, попросить Его о помощи. Если он себя больным не считает, о чем просить? Зачем же здоровый человек будет обращаться к Богу за помощью от болезни. Вот в этом и состоит психотерапевтическое искусство: убедить человека. Для этого, конечно, надо иметь Божий дар. В данном случае, это дар сострадания, в первую очередь, дар со-переживания. Конечно, такой человек должен подавать пример трезвой и здоровой жизни, потому что если он сам принимает спиртные напитки, ему просто не поверят. Я, как профессионал в этой области, не принимаю больше 30-ти лет. Но это не значит, что я против спиртных напитков или осуждаю тех людей, которые принимают. Есть люди, которые пьют в меру, это их личное дело. Но я знаю, что мне этого точно нельзя делать, потому что я занимаюсь зависимостями. Я вспоминаю старца Паисия. К нему отец приводит ребенка, долго карабкается по горе, говорит: «Сын много сахара ест. Отче, благословите, чтобы он сахара не ел». Старец говорит приходить через три дня. Там дорога дальняя, отец с ребенком уходит, возвращается через три дня, опять карабкается по горам. Старец говорит: «Благословляю, не ешь сахара». Отец спрашивает, почему он не сказал этого три дня назад. Старец отвечает: «Три дня назад я сам ел сахар». Люди, в которых живет лукавый дух, моментально почувствуют лукавый дух в том, кто с ними работает. Наркоманы и алкоголики все плохое моментально чуют. И никакого доверия вообще не будет.

— Не так давно под влиянием так называемого «дела Егора Бычкова» развернулась широкая общественная дискуссия о том, какие методы борьбы с зависимостью допустимы, а какие нет. Существуют ли методы лечения алкоголизма, несовместимые с православной позицией?

— В советское время лечением алкоголизма занимался очень известный человек по фамилии Столбун. Его концепция была основана на том, что зависимость - это больная личность. И для исцеления зависимости надо раздавить личность, а потом создать новую. Все лечение строилось на унижении, оскорблении, размазывании человека. Это унижение доходило до неприемлемых форм, считалось, чем сильнее раздавишь, тем лучше. Такие методы недопустимы. Все методы, существующие в мире и в нашей стране, могут быть выстроены вокруг двух дорог: дорога страха и дорога любви. Какая-то группа методов лечения, в том числе медикаментозных, выстраивается вокруг дороги страха. Смысл заключается в том, что проводится лечение, в результате которого человеку нельзя принимать спиртные напитки под страхом физической смерти. Насколько удается убедить или испугать человека, настолько он и не пьет. Такая дорога достаточно применима. Есть и другой путь - путь любви. Страх может остановить человека на некоторое время. Если поставить пьяного человека к стенке и дать автоматную очередь над головой, то он отрезвеет. У страха есть некий физиологический компонент, который можно использовать, но все время человек будет ждать, когда закончится лечение страхом. И когда этот срок подойдет к концу, внутренний голос человеку скажет, что надо отметить, и опять начнется подача. Страх может быть начальным фундаментом, но исцеляет только любовь и отношения с Богом.

Метод зарока - это метод любви, который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо. То, что делал Бычков, с моей точки зрения, не являлось оскорблением достоинства.

С точки зрения наркологии, он все делал правильно: голод, изоляция, сухая ломка - без помощи медикаментов, которой в советское время всегда отдавалось предпочтение. Сухая ломка - это как грипп с температурой, когда ее не сбивают. Если температуру все время сбивать, человек дольше болеет гриппом. Так и с ломкой. Ломка - это своего рода тренировка иммунитета. Медикаментозную помощь надо применять, когда жизни угрожает реальная опасность. Вообще, надо ломаться насухо, тогда у человека остается хотя бы какое-то ощущение ужаса от приема наркотиков. Если же его просто усыпить, а потом разбудить без ломки, то здесь не будет воспитательного компонента. Егор Бычков все делал правильно. Наручники там были по договоренности с пациентами, они сами на это шли, сами об этом просили.

Другой вопрос, что Бычков не учел того, что задевает много людей, в том числе тех, кто торгует наркотиками. Он должен был позаботиться об этом. Все-таки наручники не надо было применять. Можно было делать то же самое, но без наручников. Он по своей доверчивости или наивности себя подставил. Но в целом, все что делал Егор Бычков, было хорошо и правильно. Он никого не оскорблял, не унижал - это самое главное. И насильно там он никого не держал, люди всегда могли уйти оттуда. А как это все преподнесли… права человека - вещь хорошая, но нужно, чтобы права человека не мешали правам его близких, потому что здесь граница между правами и произволом стертая.

Все медицинские методы физиологичны и атеистичны. Там никакого мистицизма нет. Наркология атеистична, она абсолютно физиологична. Наши наркологи в какой-то степени люди несчастные, потому что их изначально при профессиональной подготовке настраивают на то, что зависимости неизлечимы. Т.е. они знают, что не могут помочь, что они оказывают временную помощь. Когда человек все время говорит, что поможет, а на самом деле помочь не может, для него это является огромной нагрузкой и нередко сам врач запивает. Вот почему среди наркологов очень высокий процент попадания в зависимость. И здесь без сострадания — как сказал А.С. Пушкин «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь» — человек превращается в такого барана, который может дать шерсть, жир. Вырабатывается такая концепция «Больше запоев - больше капельниц», а потом оказывается, что результат никому и не нужен. Платят за запои, а не за положительный результат.

Профилактическая медицина появилась в свое время в Китае. Была деревня, в ней - врач. Здоровые жители платили врачу налог, а когда кто-то заболевал, врач лечил его за свой счет. Тогда врач был заинтересован, чтобы никто не болел. И он пытался выявить болезнь до проявления функциональных расстройств. Вот откуда пошла пульсодиагностика, раннее выявление, откуда пошла поговорка «Болезнь надо лечить за три года до начала, а не за три дня до смерти».

— Насколько распространен так называемый «синдром эмоционального выгорания» среди специалистов, которые работают с такой непростой социальной категорией, как лица, страдающие алкоголизмом?

— Если мы изучим жизнеописания всех знаменитых врачей, то увидим некую закономерность: как правило, онколог умирает от рака, кардиолог от инфаркта, у дерматолога самого экзема или псориаз, у психиатра - им платили надбавку 25 % за индуцированный психоз - повреждается психика, когда он долго работает с психическими больными. У нарколога, стало быть, заболевание - это пьянство и другие зависимости. Все это имеет место, и имеет место тогда, когда мы говорим об атеистический физиологической науке. Когда мы говорим об исцелении с Божией помощью, когда человек делает это не от себя, а является лишь проводом, эта опасность во много раз уменьшается. Я бы не сказал, что она полностью исчезает, но уменьшается. Всем людям, кто этим занимается, нельзя ни капли принимать, потому что если начать принимать, то доза моментально будет вырастать. Зона очень высокого риска. Поэтому воцерковление врачей наркологов и психиатров - очень важный вопрос.

Я вообще против понятия «православный врач». Это понятие неправильное, с моей точки зрения, потому что «православный врач» — он хороший или плохой? Врач должен быть врачом. И медицина не может быть православной. Но при этом врач может быть православным человеком. Это другое дело. Названием «православный» можно прикрыться и не заниматься профессиональной деятельностью.

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов, основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» — ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Член-корреспондент
Санкт-Петербургской академии наук Н.И. Пирогов

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинсокй академии, он стоял и кретился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Академик И.П. Павлов

Профессор Сеченов был священником.

Профессор И.М. Сеченов

Боткин был глубоко верующим профессором.

Профессор С.П. Боткин

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

А у нас сейчас за этой вывеской «православный врач» скрывается внутренняя пустота. И может получиться, что человек и не врач, и не православный.

— Я бы сказал, что в этом вопросе как такового сотрудничества нет. Есть понимание необходимости этого сотрудничества. Есть желание наладить это сотрудничество. Но пока дальше декларативных высказываний дело не идет.

Если сейчас проблема наркомании вызывает общественный резонанс, то проблема алкоголизма, табакокурения и других зависимостей даже общественного резонанса не вызывает ни внутри государства, ни внутри Церкви. Это та нива, которая еще не созрела для жатвы, к великому сожалению. То, что наркомания идет впереди всех зависмостей - это ирония судьбы, я считаю. Потому что никогда наркомания не начинается без алкоголя, курения, и все зависимости переходят одна в другую. Я думаю, что нам предстоит все это делать. Работа церкви в этом направлении начинается с личного примера священника. Никогда церковь не будет эффективно работать, пока она в какой-то степени не отрезвеет. Я не говорю, что в Церкви надо вводить запреты или ограничения. Но апостол Петр говорил: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8:13)». Неплохо бы нашим священнослужителям подавать пример пастве. Если священник пьет понемногу, то люди, которые пьют помногу, будут смотреть на него и сламываться. Если священник не будет пить, то вся его паства отрезвеет.

Мы знаем такой пример, когда в 1861 году в Литве, входившей в состав Российской империи, был епископ Мотеюс Валанчюс. Он был католиком.

Он начал жестко запрещать священнослужителям Католической Церкви прием спиртных напитков. После того как отрезвели священнослужители, они взялись за своих прихожан. За три года 90% населения Литвы дали обеды и зароки трезвости. Фактически вся винная торговля рухнула. Сейчас это все связано с бизнесом, доходами, и государство болезненно воспринимает эту тему. Церковь, налаживая мосты с государством, не может идти на обострение ситуации. Политически эта ситуация не созрела. Зато она перезрела как угроза национальной безопасности, как угроза вырождения нашего народа. Народ реально погибает.

Люди сейчас плохо представляют, что в мире большая часть людей не принимает спиртные напитки. 27 мусульманских стран имеют религиозный запрет. Индуизм имеет запрет. Девяносто пять процентов населения Китая, восемьдесят процентов населения Африки не принимают спиртного. В общем, три четверти человечества не принимает спиртные напитки. Принимает, в основном, белая раса - это 10 % населения земного шара, остальные 90% — это желтая и черная расы. Нам придется понять все это и менять свою позицию. Пусть не сейчас. Но придется это делать, иначе мы проиграем в противостоянии всем религиозным конфессиям, которые пропагандируют трезвость. Кстати, сектанты в первую очередь критикуют православие за спаивание русского народа. Конечно, православие не имеет никакого отношения к спаиванию русского народа, но эти упреки в наш адрес выдвигаются.

Мы сейчас пытаемся создать Союз обществ трезвости, чтобы объединить всех людей, кто знает эту тему и с ней работает. Под руководством владыки Пантелеимона (Шатова) ведется работа по созданию координационного центра на канонической территории РПЦ. У нас есть около пятидесяти священнослужителей в разных частях нашей многоконфессиональной страны. В первую очередь это люди, которые сами не употребляют ни капли спиртных напитков.

— Как обучение в Санкт-Петербургских духовных школах поможет Вам в пастырском и социальном служении?

— Это настолько интересное обучение, здесь так много знаний! Духовная школа в первую очередь систематизирует знания, помогает расставить приоритеты. Когда человек получает крупицы знаний, они не всегда у него объединяются, а здесь наводится порядок и это приближает к Богу. В этом смысле знание является светом, путем, дорогой, приближающей человека к Богу. Я считаю, что тот курс, который взят нашим священноначалием на обязательное обучение всех священнослужителей, единственно правильный. Я считаю, что все священнослужители в приемлемой для каждого из них форме должны пройти обучение. Санкт-Петербургская духовная школа - наиболее уважаемая в мире, сложившаяся. Это одна из лучший мировых школ. Я для себя почел за честь учиться в этой духовной школе. Когда я подавал документы, выяснилось, что за все 200 лет истории академии действующий профессор в ней еще не обучался. Я первый, но может быть, не последний.

Живя в свете, полном пороков, отрицательных явлений и эмоций, очень трудно сохранять мир в душе. Но следует помнить, что человеческая гневливость, переходящая в иные грехи, неспособна удовлетворить глубинных потребностей нашего сердца и привести к подлинному успеху. Поэтому постараемся в дни Святой Четыредесятницы побороть в себе страсть гнева, прося Господа о том, чтобы тихим прикосновением Своей благодати Он вселил мирный дух в наши сердца.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт