Как связанны физическое и психическое здоровье. Психически и эмоционально здоровый человек имеет. Тест на копинг-стратегии

11.04.2019

Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Различные исследования показывают, что очень большой процент детей имеют плохое физическое здоровье. Уроки физкультуры, биологии, психологии, валеологии должны помочь ребенку быть здоровым как физически, так и психически. При этом возникает вопрос, а на каком уровне находится здоровье самих педагогов?

На протяжении нескольких лет в УПМ производилось изучение одного из показателей психического здоровья - уровня невротических реакций педагогов. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что, по данным ВОЗ, психическое здоровье с каждым годом в мире ухудшается. С 1900 по 1983 год количество психических заболеваний увеличилось почти в семь раз. В городах заболевают в два-три раза чаще, чем в деревне. Такие же данные мы получили у учащихся города Санкт-Петербурга и пригорода. По данным ВОЗ, от 5 до 14 лет чаще заболевают мальчики, от 15 до 19 лет одинаково, после 25 лет резко возрастает количество заболеваний у женщин. Максимальное количество заболеваний приходится на возраст 40-49 лет.

Наши данные показали, что у педагогов уровень невротических реакций имеет такую же тенденцию. Данные были получены при помощи методики Айзенка. Исследование также показало, что уровень невротических реакций зависит от стажа и преподаваемого предмета. Наименьшие результаты по шкале невротизма были получены у учителей физкультуры и труда. На одном из первых мест преподаватели литературы и русского языка. Можно сделать вывод, что специфика предмета влияет на уровень невротических реакций у учителя. На уроках физкультуры учителя, выполняя физические упражнения, разряжаются от психических напряжений. Кроме того, поскольку у учеников обычно мотивация заниматься физкультурой достаточно выражена, то это меньше приводит к конфликтам. Исследования показали, что есть учителя по всем предметам, у которых уровень невротических реакций нормальный. Они смогли адаптироваться к условиям школы и, достаточно эффективно работая, сохраняют психическое здоровье в относительной норме.

Есть тесная связь уровня невротических реакций со стажем. До года уровень невротических реакций такой же, как у представителей обычных, нестрессовых профессий. После года уровень невротических реакций увеличивается.

Были выявлены факторы, провоцирующие невротические реакции педагогов: стиль общения педагога, технологии опросов, технологии изучения и закрепления, педагогическая нагрузка, особенности питания и т. д. При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, меньше их перебивает, возражения принимает спокойно и приглашает других учеников к обсуждению этих вопросов, в его речи больше положительных прилагательных (хорошо, отлично, прекрасно и т. п.), лицо выражает радость, удовлетворение и т. п. У педагогов с этим стилем общения уровень невротических реакций ниже. У них преобладают позитивные реакции, меньше категорических оценок действий детей, наблюдаются разнообразные виды опросов. Педагоги с низким уровнем невротических реакций чаще используют разнообразные, интересные технологии изучения нового материала, дети у них более активны и свободны. При закреплении материала, при отработке умений также наблюдается большее разнообразие. Существует связь невротизма с педагогической нагрузкой. У педагогов с большей нагрузкой больше уровень невротизма. Однако есть педагоги с большой нагрузкой и с низким невротизмом. Эти педагоги используют технологии, где учащиеся больше участвуют в управлении учебной деятельностью на уроке, выполняя функции, например, консультанта, проверяющего при взаимоконтроле и т. п.

При анализе связи невротизма и питания выяснилось, что у тех, кто чаще употребляет кофе, уровень невротизма выше, особенно если кофе употребляется во второй половине дня.

Анализируя взаимосвязи, можно предположить, что педагоги с низким невротизмом выбирают технологии, снижающие конфликтность в классе, что, в свою очередь, не провоцирует невротизм учителя и даже его снижает.

Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только своими знаниями, но и собственным примером показывали ученикам путь к здоровью.

Анализируя психическое здоровье учеников можно отметить ряд интересных фактов. Обследования девочек-подростков показали, что у круглых отличниц чаще наблюдаются женские расстройства. Довольно часто также наблюдаются нарушения у девочек-подростков, которые чрезмерно активно посещают различные секции. Проведенные нами обследования детей Петербурга и пригородов показали, что у последних уровень невротизма значительно меньше, чем у городских ребят.

Проблема физического и психического здоровья, профессионального долголетия ярко заявляет о себе применительно к деятельности менеджера, на которого возлагаются функция управления и ответственность за успешную работу вверенного ему коллектива, организации. Значение хорошего здоровья и гигиенического образа жизни для делового человека понималось уже в начале формирования менеджмента, поскольку такая деятельность требует постоянных энергетических затрат и нередко сопряжена с волнением и переутомлением.

Современные менеджеры обязаны с первого взгляда угадывать свой шанс на рынке, но нередко плохо различают своих детей, они должны держать под контролем любые ситуации, однако почти каждый второй из них подвержен ежедневному стрессу, они претендуют на то, чтобы управлять эффективно своими организациями, хотя почти 90% из них вынуждены доделывать свою работу дома.* Один из крупных французских бизнесменов, управляющий международной промышленной компанией, на вопрос журналиста о том, каков распорядок его рабочего дня, поведал следующее: «Встаю в 5.30, делаю зарядку и обязательно проплываю в бассейне 300 метров. Затем в 7 утра приступаю непосредственно к работе: принимаю сводки своих управляющих из-за рубежа, просматриваю прессу. В течение дня провожу совещания, встречаюсь с представителями других фирм и компаний. Примерно 250-270 дней в году не бываю дома, так как большой бизнес требует множества поездок. Надо знать своих потенциальных покупателей, их запросы, изучать рынок. Когда нахожусь дома, то мой рабочий день заканчивается в 22.00. Как и у всех настоящих бизнесменов, у меня не бывает выходных, а тем более отпусков».** Признавая, что современный менеджер вынужден трудиться по 12-14 часов в сутки и что время его стоит очень дорого, тем не менее один из крупнейших американских авторитетов в этой области Якокка Ли предостерегает руководителей от работы «на износ» и последствий пренебрежения своими семьями ради дела.

* Михеев В. Учитесь властвовать собой: западные исследования о профессии менеджера // Известия. 1989. 21 мая. С. 5.

** Бизнес – это работа // Аргументы и факты. 1989. №18. С. 6.

Менеджер, может быть, как никто другой (принимая во внимание особенности его профессии) должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности . Различные болезни желудка, хронические головные боли, бессоница, склероз и невроз – таковы наиболее типичные профессиональные недуги менеджеров. Пока в обеспечении здоровья менеджера доминирует традиционный подход. В его рабочем расписании предусматривается время для занятий оздоровительными видами физкультуры, среди которых предпочтение отдается бегу, плаванию, теннису. Выбор той или иной формы оздоровления может зависеть от индивидуальных вкусов. Важно, избрав для себя приемлемую систему укрепления здоровья, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия – постоянности и регулярности занятий.

Психология здоровья. В решении практических задач по обеспечению физического и психического здоровья менеджеров призвано сыграть большую роль достаточно новое и стремительно развивающееся в последнее время научное направление – психология здоровья. Одно из отправных положений этой области знания связано с отношением человека к собственному здоровью. Здоровье должно стать ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. Нужна прочная установка на долгую здоровую жизнь.

Однако чаще всего о здоровье начинают заботиться, когда его начинает не хватать. Проблема в том, что, будучи здоровым, человек обычно не думает о своем здоровье, не дорожит им. Особенно молодые люди относятся к проблеме здоровья как чему-то достаточно абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. Другая проблема заключается в том, что люди стараются не обременять себя работой над собственным здоровьем , поскольку эффект от затраченных усилий не сразу может быть заметен. Чаще всего он отстрочен во времени. Социологические опросы показывают, что в группах, озабоченных своим здоровьем, 85% ничего не предпринимают, те же, кто хотя бы что-то предпринимает, делают это от случая к случаю или крайне редко. Проведенные исследования позволяют судить и о характерных мотивах обращения людей к занятиям оздоровительными системами. Это могут быть уже проявившиеся болезненные симптомы (плохое самочувствие, частые боли, излишний вес и др.); неудовлетворенность своим психическим состоянием (повышенная раздражительность, неуравновешенность, депрессия, тревожность, усталость и т.д.); неудовлетворенность межличностными отношениями; утрата уверенности в себе и завтрашнем дне; деформация самооценки. Примечательно, что при этомидея самосовершенствования, желание в принципе научиться управлять собой и своей психикой занимает людей меньше всего. Таким образом, пока доминирует обращение внимания на здоровье по факту его нарушения.

Еще одно очень важное положение психологии здоровья заключается в том, что человек должен сам уметь управлять своим психическим здоровьем. К обеспечению здоровья менеджера это положение и его развитие тоже имеет самое непосредственное отношение. Самоуправление психическим здоровьем предполагает не только осознание необходимости постоянно за него бороться, но и уверенность в своих возможностях на этом пути, знание себя. Последнее означает, что человек долженуметь «расшифровать» свое психическое состояние и оказывать на него, если потребуется, необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей.

Управление своим психическим здоровьем предполагает и тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств. Следует учить человека активной, осознанной , с ясным пониманием ее целей и характера воздействияпсихической саморегуляции , овладению ее техникой и приемами самовоздействия как неотъемлемого компонента культуры поведения. Ориентация на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к тем или иным специалистам врачебного профиля делает человека пассивным, зависимым в решении собственных психологических проблем. Иначе говоря, человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему возможностях и уметь ими распорядиться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем помогают человеку защитить себя от бытовых и профессиональных коллизий, которые встречаются на его жизненном пути.

Большие возможности в плане поддержания и укрепления психического здоровья менеджеров предоставляют специальные психологические тренинги . Распространенность духовных ценностей (дзэн-буддизм, йога и др.) в деловой этике и в принципе роль духовного начала в обучении управлению – это явления, характерные пока только для Японии. Метод «дзэн», позволяющий активизировать резервы человеческой психики, все шире практикуется в этой стране для стимулирования творческой энергии менеджеров. Уже сегодня в Японии ведется целенаправленная работа по подготовке менеджеров XXI в. И одно из основных требований к ним – выносливость, крепкое здоровье.

Физическое и психическое здоровье человека, наверное, самый главный природный ресурс человечества в целом и каждого отдельного индивида в частности. Но, в силу опыта людских болезней, как физических, телесных или соматических, так и психических (психологических), душевных, духовных и социальных, возникает вопрос: «Как быть психологически и физически здоровым всю жизнь»?

Сегодня на сайте психологической онлайн помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете что такое физическое и психическое (психологическое) здоровье людей, и как быть психически и физиологически здоровым всю свою жизнь.

Поэтому , если вы действительно хотите узнать как быть здоровым, и физически и психически, то читайте статью внимательней…

Что такое физическое и психическое здоровье человека

Физика и психика человека взаимосвязаны, поэтому физическое и психическое здоровье мы будем рассматривать как одно целое, представляющее собой симбиоз физиологии и психологии.

Практически не для кого не тайна, что счастья и благ желает психически и физически здоровый человек, он же стремится и к успехам в жизни. Больному же, по сути ничего не хочется и ничего не надо, кроме выздоровления и избавления от душевных и телесных страданий.

Рассмотрим в отдельности критерии психического и физического здоровья человека

Психическое (психологическое и эмоциональное) здоровье (духовное и душевное):
1) Психическое равновесие;

2) Психологическая гармония и адаптивность;

4) Целеустремленность, активность и работоспособность;

5) Полноценная семейная и сексуальная жизнь;

6) Способность управлять своим поведением в социуме;

7) Ответственность за себя, своих несовершеннолетних детей и отношения с близкими;

8) Автономность личности, саморазвитие и самоактуализация, уверенность в себе;

9) Независимость и естественность поведения и выражения эмоций (отсутствие «социальной маски»);

10) Адекватная самооценка, положительная эмоциональность и открытость, доброжелательность и принятие других;

11) Познание себя, умение управлять собой и умение радоваться жизнью (быть счастливым)….

Физическое здоровье (телесное, соматическое, физиологическое):
1) Отсутствие заболеваний и симптомов болезней;

2) Телесная развитость и тренированность;

3) Отсутствие явных дефектов и увечий;

4) Репродуктивная и сексуальная способности;

5) Полноценное физиологическое и генетическое развитие;

6) Нормальное функционирование органов и систем организма;

7) Нормальное физическое самочувствие…

Как быть здоровым физически и психически всю жизнь

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических (психических) дефектов.

Чтобы быть физически и психически здоровым, изначально нужно полюбить себя (свое внутреннее «Я») и свое тело (т.е. не жалеть, а любить себя, исключая эгоизм или/и нарциссизм).

Далее, проявлять заботу о себе, своей психике и соматике, так, как влюбленный человек заботится о своем(ей) возлюбленном(ной) в конфетно-букетный период (довести это, с помощью тренингов и практики, до автоматизма и ежедневно выполнять, чтобы оставаться здоровым всю жизнь).

Что нужно делать, чтобы сохранить свое физическое и психическое здоровье

Для этого вам предложены простые, но в то же время очень действенные психологические тренинги и физические упражнения, которые помогут вам быть до конца жизни здоровым, успешным и счастливым.

Тренинги и упражнения для сохранения психического и физического здоровья
Упражнения для сохранения физического здоровья: выполнять утром после пробуждения и вечером перед сном: Использовать утром в виде физической зарядки, вечером — физической разрядки.

Упражнение 1.
Ходьба на месте или с передвижением, при этом движения рук размашистые с сжиманием и разжиманием пальцев рук.

Упражнение 2.
Поставьте ноги на ширину плеч, левую руку в сторону и вверх, правую – за спину, прогнитесь и потянитесь, вдох. Вернитесь в исходное положение – выдох. Смените положение рук и повторите.

Упражнение 3.
В том же исходном положении поднимитесь на носки, руки в стороны и вверх, прогнитесь, вдох. Вернитесь в исходное положение – выдох.

Упражнение 4.
Встаньте в исходное положение, ноги врозь. Левая рука – вверх, правая – на пояс. Пружинящий наклон вправо. То же самое повторите в другую сторону.

Упражнение 5.
Исходное положение стоя. Мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти рук расслаблены, вдох. Вернуться в исходное положение – выдох. То же самое повторите с правой ногой.

Упражнение 6.
Примите то же исходное положение. Поднимитесь на носки, руки раскиньте в стороны, вдох. Выпад правой ногой, наклониться вперед, коснуться руками пола, выдох. Вернитесь в исходное положение, вдох. Такое же действие проведите с левой ногой.

Упражнение 7.
Сядьте на пол, руки к плечам, сделайте три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени, выдох. Выпрямитесь, руки к плечам, вдох. Постепенно увеличивайте наклоны, при этом, не сгибая ног. Поднимите туловище и расправьте плечи.

Упражнение 8.
В положении сидя, упритесь сзади руками. Прогибаясь, перейдите в упор лежа сзади, согните правую ногу вперед, то же самое повторите, сгибая левую ногу. При выполнении упражнения оттягивайте носки.

Упражнение 9.
Примите исходное положение, стоя, ноги врозь. Вытяните вперед руки, пальцы переплетите. Поверните туловище влево, вдох, вернитесь в исходное положение, выдох. Наклонитесь назад, руки за головой, вдох, вернитесь в исходное положение, выдох. Повторите все в другую сторону.

Упражнение 10.
Исходное положение, стоя, руки на поясе. Поочередные прыжки на правой и левой ноге. Дыхание произвольное.

Когда появится навык выполнения физических упражнений для сохранения здоровья, рекомендуется заменить обычное дыхание, при выполнении зарядки-разрядки, на диафрагменное дыхание (это будет способствовать еще и тренировки внутренних органов, что улучшит обмен веществ и насыщение органов и тканей кислородом и питательными веществами).

Упражнения для сохранения психического и эмоционального здоровья (выполнять утром по пробуждению и вечером перед сном):


Для отработки психоэмоциональных негативов и стрессов, накопленных за день, и расслабления перед ночным отдыхом, рекомендуется использовать

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье - это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой - обеспечивают индивидуализацию процесса.

В самом общем виде физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Физическое развитие - это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (решающее влияние на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции).

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости). С помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении физическое развитие человека.

Примерно до 25-летнено возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесса изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если эти закономерности известны и учитываются при организации процесса физического воспитания.

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового характера, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.

Психическое здоровье - способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним следует понимать нормальное течение психических процессов. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии как психического здоровья, так и физического присутствуют ключевые слова «сила», «мощность», «гармония». Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая Я-концепция - позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямом и косвенном смысле являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья.

Психическое здоровье - важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека - это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Психика человека устроена так, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего тем, что обязательно эмоционально окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы, прошлый опыт.

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:

* отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

* нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

* благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные состояния психики - восприятие, внимание, память. Высокая умственная работоспособность - один из показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Социальное здоровье - это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.

Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека. В медицинской практике при отборе людей для профессиональной деятельности чаще всего ограничиваются фразой: «По состоянию здоровья годен (не годен)». Обоснованность такого заключения весьма сомнительна. И не только потому, что пациент может попасть к врачу тогда, когда патологический процесс еще никак не манифестируется (например, начальные стадии атеросклероза или злокачественного новообразования). Речь идет о том, что при таком подходе невозможно дать ближайший и отдаленный прогноз состояния индивида, нет информации о «степенях свободы» его профессиональной активности. В тоже время требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, могут быть различными как качественно, так и количественно. В самом деле, один и тот же человек, у которого показатели всех функций в пределах «нормы», может реализовать себя как бухгалтер, инженер, врач, но он не пригоден к выполнению профессиональных обязанностей летчика, водолаза, горноспасателя по причине низких для этих областей деятельности резервов здоровья.

Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.

Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются:

1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные - рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.

2. Физическая подготовленность - сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.

3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты - аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.

Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся:

1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.

2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.

3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.

4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.

5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).

6. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.

Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:

1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.

2. Профессиональная подготовленность специалистов.

3. Материально-техническая обеспеченность.

4. Эффективное управление.

5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.

6. Мотивация к деятельности.

Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико.

Любая профессиональная деятельность приводит к нарушениям здоровья. Например, у педагогов доминируют заболевания органов дыхания, кровообращения, костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Причин этому много, но следует выделить главные: отсутствие постоянного режима дня, достаточной физической нагрузки; повышенный обмен веществ (после урока его интенсивность возрастает на 15-30%, что требует для нормализации 2-3 суток).

Обучение в вузе, которое можно рассматривать как вид профессиональной деятельности, приводит к изменению здоровья студентов. По данным обследования 4 тыс. студентов МГУ, зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов первого курса за 100%, то на втором курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на третьем курсе - до 83,1%, на четвертом курсе - до 75,8%. По данным А.В. Чоговадзе, заболеваемость студентов за годы обучения устойчиво держится на уровне 20-30%.

Нужна смена теоретических и социальных установок на охрану здоровья. Упор необходимо делать не на факторы перехода здорового в больного, т.е. на наличие заболевания, а на резервы здоровья. Контролировать следует психофизиологическое состояние человека, резервы его функциональных возможностей, устойчивость к профессиональным нагрузкам, способность к восстановлению сил. Важным направлением в решении проблемы профессионального долголетия являются воспитание и поддержание мотивации к избранной деятельности. Оценивая результаты врачебной экспертизы, приходится констатировать, что часть болезненных нарушений нервной и вегетативной систем возникает как результат психологического и личностного конфликта из-за несоответствия способностей и мотивов к профессиональной деятельности. Это приводит к истощению духовных сил. Но есть и организационные причины - прежде всего забвение индивидуального подхода, отсутствие перспективы роста.

Уже тысячи слов сказаны о том, что спорт способствует лучшему поддержанию здоровья, восстановлению после болезней и травм. Конечно же, речь в данном случае идёт о любительских, а не о профессиональных занятиях, так как подход профессионалов скорее вреден для общего состояния здоровья, нежели полезен. Тем не менее, сегодня не все люди отдают себе отчёт в том, что тренировки и физические нагрузки важны и актуальны именно для них самих. Порой, когда кому-то попадаются материалы о пользе спорта, человек просто принимает всё к сведению, но не пытается поменять и перестроить свою жизнь, чтобы повысить уровень активности.

Именно поэтому стоит поговорить о том, как связан спорт не только с физическим, но и с психологическим здоровьем. Оказывается, что настроение человека практически полностью зависит от нормы выработки тех или иных гормонов. И, как выясняется, спорт может регулировать выработку этих гормонов, благодаря чему при помощи тренировок и нагрузок возможна даже тяжелейшая реабилитация наркоманов , которые страдают именно из-за нарушения гормонального баланса. Во-первых, секрецию улучшают непосредственно сами нагрузки. Во-вторых, ряд веществ образуется в организме только при определённых условиях, к примеру, когда ему угрожает опасность. А именно спортивные состязания зачастую позволяют почувствовать опасность, насладиться риском, получить истинное удовольствие от победы.

Соответственно, регулярные тренировки и участие в соревнованиях (если не с соперником, то хотя бы с самим собой) позволяют улучшить выработку важнейших гормонов, нормализовать баланс. Следовательно, это приводит к повышению настроения. А повышение настроения, в свою очередь, если верить теории психосоматики, может привести к выздоровлению даже серьёзных больных. И всё это только за счёт того, что спорт реально влияет на настроение, делает его хорошим и более стабильным, позволяет высвободиться негативной энергии, преобразовать её в положительные эманации. Но при этом не стоит забывать и о том, что спорт на любительском уровне просто-напросто укрепляет организм человека.

Благодаря постоянным тренировкам, возможно улучшить кровообращение, снять напряжение с мышц, повысить прочность кровеносных сосудов, помочь вестибулярному аппарату, прочистить альвеолы лёгких и так далее. Всё это уже само по себе может избавить человека от какого-нибудь физического заболевания, и в сравнении с этим чудом лечение наркомании при помощи спорта покажется неважным, очень простым. Но и на этом спорт не перестаёт удивлять. Он способен даже ставить на ноги парализованных людей, за счёт стимулирования как тела, так и духа!



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт