3 основных типа организации системы ранней помощи. Служба ранней помощи-новое подразделение доу

30.03.2019

АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об организации работы по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет в Одинцовском муниципальном районе Московской области

В рамках реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 , социального проекта Одинцовского муниципального района Московской области "Подари ребенку радость", направленного на профилактику детского и семейного неблагополучия, отобранного по итогам девятого конкурсного отбора инновационных социальных проектов для последующей финансовой поддержки Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 26.06.2015 N 3, регистрационный номер заявки 90п-2015.9 от 15.04.2015), а также в целях организации работы по своевременному выявлению детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска, проживающих на территории Одинцовского муниципального района,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Организовать работу Службы раннего вмешательства на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

2. Утвердить Положение о Службе раннего вмешательства (прилагается).

3. Установить срок работы Службы раннего вмешательства в тестовом режиме с 01.04.2016 по 30.09.2017.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Одинцовского муниципального района Московской области и на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.

5. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области Ляпистову О.И.

Исполняющий обязанности
руководителя Администрации Т.В. Одинцова

Положение о Службе раннего вмешательства

Утверждено
постановлением Администрации
Одинцовского муниципального района
Московской области
от "_31_" __03__ 2016 N 1661

1. Общие положения

1.1. Служба раннего вмешательства - это межведомственная структура, предназначенная для оказания помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет с особыми потребностями и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

1.2. Служба раннего вмешательства осуществляет свою деятельность на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение" (далее учреждение).

1.3. Законодательными основами деятельности Службы раннего вмешательства являются следующие документы: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации , Федеральные законы: от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" , от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Московской области, нормативные правовые акты Одинцовского муниципального района Московской области, Устав Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

1.4. Потребителями услуг, оказываемых Службой раннего вмешательства, являются дети от рождения до 3 лет, которые:

Имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

Имеют диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

Врожденные аномалии развития;

Проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию.

2. Цель и задачи Службы раннеГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

2.1. Целью Службы раннего вмешательства является создание комплексного межведомственного сопровождения семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития (риском нарушения).

2.2. Задачами Службы раннего вмешательства являются:

2.2.1. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями, законными представителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:

2.2.3.1. Создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

2.2.3.2. Многопрофильное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

2.2.3.3. Наблюдение за динамикой развития ребенка и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

2.2.4.1. Раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

2.2.4.2. Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

2.2.4.3. Предоставление информации о законодательных и нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

2.2.5. Осуществление преемственности между Службой раннего вмешательства и детскими дошкольными организациями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты.

2.2.6. Информирование населения о работе Службы раннего вмешательства, ее целях и задачах.

2.2.7. Результатом работы Службы раннего вмешательства является предоставление квалифицированной межведомственной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение преемственности программы сопровождения ребенка и семьи Службой раннего вмешательства, в том числе после окончания указанной программы.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

3.1. Добровольность - решение об обращении в Службу раннего вмешательства и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей (законных представителей).

3.2. Открытость - Служба раннего вмешательства отвечает на все запросы родителей (законных представителей) ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

3.3. Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы раннего вмешательства, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

3.4. Уважение к личности - сотрудники Службы раннего вмешательства уважительно относятся к ребенку и родителям (законных представителей), принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей (законных представителей), сотрудники Службы раннего вмешательства принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

3.5. Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.

3.6. Семейно-центрированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников Службы раннего вмешательства на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями (законными представителями и другими членами семьи.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

4.1. Специалисты Службы раннего вмешательства и их функции:

Педагог-психолог - работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Педагог-психолог - специалист по ранней коммуникации (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Учитель-дефектолог - оценка уровня развития ребенка (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Учитель-дефектолог - сурдопедагог (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями и детьми);

Врач-педиатр - определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие;

Детский невролог - диагностика заболеваний, вызванных поражением центральной и периферической нервной системы, а так же функциональными (следствия вышеуказанных поражений) нарушениями у детей;

Диспетчер - координация деятельности сотрудников Службы раннего вмешательства.

4.2. Обязанности штатных и привлеченных к деятельности Службы раннего вмешательства специалистов регламентируются должностными инструкциями, утвержденными директором учреждения, настоящим Положением.

4.3. Служба работает в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, образования, общественными организациями (фондами, ассоциациями и т.д.) по вопросам всесторонней помощи детям раннего возраста. Специалисты-консультанты: тифлопедагог, врачи (отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, и др.) могут привлекаться для работы в Службе на общественных началах.

4.4. Основанием для зачисления в Службу раннего вмешательства и организации диагностической, абилитационной помощи детям, является личное заявление родителей (законных представителей).

4.5. Основанием для отчисления является:

Окончание курса реабилитационной работы;

Непосещение занятий более 2-х месяцев без уважительной причины.

4.6. Организация работы Службы раннего вмешательства включает следующие этапы:

Направление специалистов или организаций, обращение родителей (законных представителей);

Прием направления, заявления (контакт с родителями (законными представителями), внесение в лист ожидания);

Первая встреча с родителями (законными представителями), заполнение индивидуальной карты ребенка и семьи;

Определение потребности ребенка и семьи (оценка взаимодействия родителя или законного представителя и ребенка);

Междисциплинарная диагностика, обсуждение направления и длительности ранней помощи (однократная встреча родителей или законных представителей с командой сотрудников, кратковременная программа раннего вмешательства, методы раннего вмешательства);

Индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи в Службе раннего вмешательства;

Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы.

Занятия с детьми могут проводиться как индивидуально, так и в группе, предельная наполняемость группы 2-4 человека.

4.7. Непосредственное руководство Службой раннего вмешательства осуществляется работником, ответственным за работу Службы раннего вмешательства который, назначается приказом директора учреждения.

4.8. Специалисты Службы раннего вмешательства проходят соответствующую подготовку по профилю деятельности Службы раннего вмешательства.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

5.1. Служба раннего вмешательства имеет право:

Запрашивать информацию у родителей (законных представителей), с их согласия, необходимую для осуществления комплексной деятельности Службы раннего вмешательства из учреждений другой ведомственной принадлежности;

Самостоятельно выбирать формы, средства и методы работы с детьми.

5.2. Обязанности Службы раннего вмешательства:

Разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения в Службе раннего вмешательства;

5.3. Все специалисты, участвующие в деятельности Cлужбы раннего вмешательства обязаны:

Соблюдать этические нормы;

Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях;

Знать закономерности развития ребенка;

Иметь базовые знания по раннему вмешательству;

Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни;

Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи;

Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

5.4. Родители (законные представители) имеют право:

Участвовать в разработке и реализации программ индивидуального сопровождения;

Вносить предложения, направленные на улучшение работы Службы раннего вмешательства.

5.5. Родители (законные представители) обязаны:

Посещать занятия согласно графику;

Своевременно информировать специалистов Службы раннего вмешательства о причине пропуска запланированных мероприятий.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1. Служба раннего вмешательства разрабатывает и представляет директору учреждения на утверждение следующие документы:

План работы;

График работы;

Журнал учета обращений;

Журнал учета индивидуальных и групповых занятий;

Программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

Анализ деятельности.

Начальник Управления образования О.И. Ляпистова

Надежда Гарифуллина
Служба ранней помощи-новое подразделение ДОУ

Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы , которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста .

В 2010 году в нашем детском саду в рамках муниципальной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи . В организации нового подразделения ДОУ оказал огромную помощь ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» г. Йошкар-Олы.

Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1.5 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.

Задачи службы :

1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе службы ранней помощи , ее миссии, целях и задачах.

2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи , семьям с проблемными детьми.

3. Взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.

4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.

5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно-методическую и психотерапевтическую помощь в семье , сопровождать ее на всем протяжении нахождения в службе .

7. Планировать и организовывать процесс управления службой ранней помощи и непрерывного профессионального образования специалистов.

Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет : с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей на основании справки о состоянии здоровья.

Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием.

1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.

2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др., у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.

3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.

Зачисление семей с детьми в службу производится на основании заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы ранней помощи в порядке , определяемым Уставом учреждения.

Перечень должностей работников Службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования науки РФ, Госкомвуза РФ от 14 августа 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. №32.

Примерное штатное расписание : руководитель Службы , методист, социальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач-педиатр, врач детский невролог, врач детский психиатр, медицинская сестра.

К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести :

1. Консультативно – диагностическое направление :

Определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

Максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

Анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

Консультирование родителей по вопросам;

Обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

Реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

Создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

Консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста .

2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы :

Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

Обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

Проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста ;

Проведение психотерапевтических занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Информационно-методическое направление :

Информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи совместно с социальными институтами детства : женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, ДОУ (информирование с помощью буклетов , объявлений, информационных писем;

Информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

Создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста ;

Повышение квалификации педагогов групп раннего возраста .

4. Организационное направление :

Организация взаимодействия службы с учреждениями здравоохранения по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями;

Координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ;

Организация взаимодействия службы ДОУ и республиканского Центра ранней психолого-педагогической помощи по вопросам выявления детей раннего возраста с отклонениями в развитии, координации содержания и методов ранней психолого-педагогической помощи ;

Организация обобщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.

Организационная модель службы представлена тремя взаимосвязанными блоками.

1 блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ .

В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе :

Развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста , реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;

Коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи .

Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся индивидуально 1-2 раза в неделю в присутствии родителей. Это особенно важно, так как на занятиях родители обучаются методам и приемам грамотного взаимодействия с ребенком, происходит их вовлечение в коррекционный процесс;

Игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Второй блок ориентирован на оказание помощи педагогам , работающими с детьми раннего возраста . Большую часть педагогов групп раннего возраста составляли молодые воспитатели, то для них в детском саду не первый год функционирует «Школа молодого педагога» , на которой освещаются теоретические вопросы методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Практические навыки воспитатели получают при посещении и наблюдении за работой своих педагогов-наставников, а также при проведении открытых мероприятий.

В 2011- 2012 учебном году методическая работа с педагогами раннего возраста осуществлялась через педагогическое объединение «Особый малыш» , где заседания проводились не только педагогами-наставниками, но узкими специалистами : логопедами, дефектологами, психологами и т. д. Воспитатели осваивали методы и приемы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.

Деятельность третьего блока в организационной структуре Службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста . Помощь оказывается через консультирование и «Школу заботливых родителей» .

Заседания «Школы заботливых родителей» носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей : компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т. д.

Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи

1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.

2. Выявление детей раннего возраста , нуждающихся в психолого-педагогической помощи .

3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи .

4. Заседание ПМПк. Квалификация выявленных отклонений в развитии. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку .

5. Промежуточная диагностика.

6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.

7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.

8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.

Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи , можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Так, если в 2010-2011 году из Службы ранней помощи были выведены 35% детей, то в 2011-2012 г. г. этот показатель вырос до 68%.

Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

Служба ранней помощи в ДОУ

Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

Команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: педагог- психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинский работники, педагоги младших групп. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины) , коррекционного взаимодействия с детьми.

Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Задачи службы:

  1. Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  2. Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
  3. Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
  4. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.

Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей.

Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием:

  1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
  2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др.) , у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
  3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.

К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести:

1. Консультативно – диагностическое направление:

  • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
  • максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
  • анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
  • консультирование родителей по вопросам;
  • обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
  • реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
  • консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:

  • разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
  • обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

3. Информационно-методическое направление:

  • информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
  • информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
  • создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
  • повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:

  • развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
  • коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
  • игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Так же оказывается помощь молодым специалистам, работающими с детьми раннего возраста. Практические навыки воспитатели могут получить при посещении и наблюдении за работой более опытных воспитателей, а так же при проведении открытых мероприятий.

Осуществляется оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь оказывается через консультирование и заседания СРП, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Заседания проводятся практически ежемесячно специалистами и педагогами ДОУ. Они носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей: компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т.д.

Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи:

  1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
  2. Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
  3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
  4. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
  5. Промежуточная диагностика.
  6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
  7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
  8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.

Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт