Страх как эмоция. Страх как чувство. Что это? Понятие страх можно подразделить на три категории

23.02.2019

Может ли человек самостоятельно определить, что он переживает? Наполняющий душу страх – это эмоция или чувство в его сердце? Ответ на этот вопрос дает подробная статья о самых сильных душевных переживания людей.

Отрицательным внутренним переживанием, которое связано с реальной или мнимой угрозой, опасностью, непонятной ситуацией, грозящим бедствием и др., принято называть страх.

Нормальное естественное состояние страха, которое генетически заложено в человеке, он имеет с появлением на свет. Потому эта эмоция является базовым или врожденным процессом, который подкрепляется физическими компонентами:

  • мимика;
  • речь;
  • движения.

Приобретенный жизненный опыт приводит к возникновению страха вследствие столкновения с чем-либо, что, по мнению человека, ощущению, является опасным. Такой страх уже носит рефлекторный характер.

Понятие страх можно подразделить на три категории:

  1. Биологический , связанный с угрозами для жизни и здоровья.
  2. Социальный , связан с опасностью для социального статуса человека, его жизненной позиции.
  3. Экзистенциальный присущ всем людям и связан с интеллектуальными вопросами, которые человек задает о существовании на земле, предназначением для его жизни, божественных началах бытия.

В обыденном понимании чувство страха или страх, как проявленную эмоцию часто отождествляют. Как определить, страх – это эмоция или чувство:

  1. Эмоциональное переживание , относящееся к чему-либо, может быть проявлено кратковременно и относится к понятию «здесь и сейчас».
  2. Чувство , как более постоянное переживание, является подклассом эмоциональных переживаний. Оно может вытекать из эмоций и оставаться в душе человека надолго, а иногда навсегда. Есть даже такое выражение, что чувства долговечны, а эмоции кратковременны.

Чувство боязни

Чувство страха сильнее эмоции, его корни намного глубже. Патологический страх становится частью характера и поведения.

Живя в этом гнетущем душу состоянии человек неспособен адекватно реагировать на происходящие обстоятельства и оценивать правильно обстановку. Очень часто он принимает неправильные решения, благодаря контролирующему его страху.

У человека постоянное чувство страха и тревоги обычно написано на лице:

  • такие люди обычно безрадостны, пессимистичны, подавлены, немногословны, неуверенные в себе, замкнуты;
  • они не могут смело проявлять положительные эмоции, и потому постоянно всем не удовлетворены;
  • к такому состоянию их привело постоянное переживание отрицательной эмоции страха, связанной с чем-либо.

Когда может возникнуть

Корни патологического чувства страха, который может переживать взрослый человек, уходят в далекое детство и воспитание в семье:

  1. Часто родители, сами того не подозревая, воспитывают ребенка, приучая его всего бояться, строго наказывают без особых причин, запугивают, растят слабовольное существо.
  2. Или если ребенок в детстве пережил сильный эмоциональный стресс.

Повзрослев, человек не может эмоционально справляться с обстоятельствами, любая ситуация пугает его. Это уже не вопрос страха перед пауками и мышами – это вопрос боязни самой жизни.

У многих людей негативный опыт предыдущих событий приводит к так называемому посттравматическому страху, когда человек живет с чувством страха перед событием, которое опять может произойти.

К чему приводит

Постоянное, негативное переживание приводит к тому, что люди живут, боясь буквально всего:

  1. Их пугает одиночество, отверженность, отсутствие денег и работы, возможная угроза положению в обществе.
  2. Для большинства чувство страха перед тем, что их оставит супруг заканчивается одиночеством.
  3. Очень многие страшно боятся заболеть и в результате именно они постоянно болеют.

Хроническое чувство страха и тревоги стало нормальным для многих людей настолько, что они во всем видят скрытую угрозу и не замечают, насколько их это разрушает изнутри.

Другой стороной постоянного внутреннего беспокойства, когда человек не может справиться со своими комплексами, является внешняя раздражительность и агрессия. Человек, живущий с постоянным чувством страха, живет в стрессе. Как известно стресс приводит не только к разрушению других эмоций, но физическим недугам.

Что делать, чтобы победить

Если чувство страха глубоко засело в подсознании, придется поработать над собой. С этой целью лучше всего:

  • стараться максимально менять свое мышление с негативного на позитивное;
  • верить в лучшее наперекор чувству страха;
  • настраивать себя на позитивный исход;
  • говорить себе, что все получится;
  • видеть себя победителем в той ситуации, которая раньше вызывала страх.

Человек может сам постепенно избавиться от гнетущего чувства. Главное – желание и настойчивость. В особых случаях, лучше обращаться к специалистам.

Страх как эмоция

Страх считается одной из самых сильных эмоций, поэтому может парализовать нормальный ход мыслей, волю и другие эмоции.

Шкала страха варьируется от небольшой тревоги, страха, паники до ужаса и даже шока. Причем если начало шкалы предполагает возбужденное эмоциональное состояние, то конец – подавленное, переходящее в депрессию.

Физическое состояние обязательно выдаст эмоциональный стресс, который проявится в:

  • повышенном давлении или потоотделении;
  • учащении дыхания и пульса;
  • пересыхании во рту и другое.

Устранение причины опасности обычно убирает физические проявления и внутреннюю эмоцию страха. Наоборот, чувство страха и тревоги не уходит, даже если выяснилось, что причина надумана.

Когда может возникнуть

Определить, что страх – это эмоция или чувство человеку помогает анализ его состояния:

  1. Если человек встретил ситуацию, которая на подсознательном уровне записана, как опасность (дикое животное, стихийное бедствие, нападение и др.) однозначно он переживет эмоциональный всплеск, защитную реакцию мозга.
  2. Рефлекторный страх наступает через приобретенный жизненный опыт и также касается ситуаций, затрагивающих жизнь. Ситуации могут возникать неожиданно и внезапно вызывать эмоцию страха. Например , человек однажды тонул, но его спасли. Во время ситуации он приобрел опыт страха (пережил эмоцию), который будет записан в его нервных клетках, как рефлекторный страх. Но впоследствии он может начать бояться воды. Это уже будет чувство страха по отношению к водной стихии, которое может глубоко проникнуть в душу.


Также страх, как эмоцию, можно подразделить на 2 вида:

  1. Ситуационный страх вызван обстоятельством, которое произошло вдруг и сейчас.
  2. Личностный – это эмоциональный настрой человека, неумение управлять своими эмоциями, когда человек заранее настроен на постоянное чувство тревоги по отношению к ситуациям разного рода.

К чему приводит

Неконтролируемая эмоция страха обычно приводит к тому, что человек оказывается в неловком положении. Особенно это выглядит неуместно, если опасность надумана его беспочвенными переживаниями:

  1. Например, во время разговора он теряется, не находит нужных слов, его лицо выдает испуганный взгляд, оно краснеет и бледнее одновременно, а глаза в страхе блуждают в стороны.
  2. Испытывая очень сильную эмоцию, человек может даже остолбенеть и онеметь от страха, его мыслительная деятельность замедляется, что выдает бессвязность речи.
  3. Или, наоборот, экстремальная ситуация вызовет в нем такую сильную эмоцию страха, что убегая, он может перепрыгивать высокие объекты, поднимать большие тяжести, кричать очень громко, чтобы его услышали далеко.

Что делать, чтобы победить

Побороть эмоциональный страх несложно, для этого необходимо:

  • определить источник страха;
  • задать себе вопрос: имеет ли смысл бояться той или иной ситуации;
  • научиться контролировать свои эмоции;
  • максимально удаляться от конфликтов и стрессов, которые вызывают состояние страха;
  • научиться переключать свой взгляд на позитивные вещи.

Если эмоция страха связана с реальной угрозой, лучше всего взять себя в руки и постараться увидеть выход из сложившейся ситуации.

В общем для человека неважно, страх – это эмоция или чувство. Важно помнить, что страх, проявленный им как кратковременная эмоция, поможет ему в момент спасения, если будет реальная угроза.

Но если он допустит чувству страха поселиться в его сердце, то страх примет деструктивный характер и будет разрушать. Так поступает и неконтролируемая эмоция страха. Научиться преодолевать негативные чувства страха и эмоций возможно.

Видео: Говорит психолог

Все люди чего-нибудь побаиваются. Мудро устроено в мире живой природы, и чувство страха не случайно присуще всем. Его можно сравнить с оберегом. Для чего он оберегает? Для того, чтобы жизнь продолжалась с минимальными потерями.

Так чего же боятся люди? Буквально всего - болезни, войны, мороза, жары, голода, воды, огня, темноты, мышей, сосульки над головой… У взрослых страхи все-таки «взрослые», а у детей все больше «детские», вызывающие улыбку у бывших детей, так как они тоже это когда-то «проходили».

Эмоция страха - самая узнаваемая детьми, как и эмоция радости. И, как эмоция радости, она заразительна. Однако положительный эффект радости хочется задержать у ребенка, а вот со страхом надо обращаться весьма аккуратно, чтобы избежать его отрицательного эффекта. И я это делаю так.

На занятиях по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников эмоцию страха рассматриваю после знакомства с эмоциями радости, удивления, робости. И вот почему. Эта эмоция двойственна.

С одной стороны, она присуща всему живому, с другой - если она гипертрофирована, то и сама становится опасной для человека, особенно маленького. Поэтому, когда рассказываю о ней, обязательно знакомлю с ее мимическими особенностями по пиктограмме «страх» (глаза распахнуты, рот приоткрыт, как будто кричит) и пантомимике на фото и рисунке детей, подверженных страху: ребенок кричит, вид испуганный, или съежился от страха, голова втянута в плечи (рис. 1, 2, 3).

История про девочку Галю

Я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы ее внимательно послушайте, а потом попробуем разыграть сценку. (Цель - научить детей выражать спомощью движений эмоциональное состояние, дать опыт переживания негативной ситуации.)

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, где плавали гуси с гуся тами и гусиные семьи грелись на бережку, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее кто-то шипит: «Ш-ш-ш….» Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежа- ла домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть».

Бабушка обняла внучку, успокоила, сказав, что, видно, она близко подошла к гусиному семейству, а гусь защищал гусыню и гусят. Тревожить их не надо, и гусь не обидит.

Эта история обязательно проигрывается малышами, они получают опыт безопасного проживания этой в игровой форме, еще и приобретают опыт отреагирования страха. Можно и испугаться, но ведь есть тот, кто поможет справиться со страхом, например бабушка, которая тебя успокоит и объяснит причину твоего страха, и тогда страху придет конец.

А потом наступает самый важный, на мой взгляд, фрагмент занятия. Я беру альбом, карандаши и говорю детям, что люди, даже такие взрослые, как я, чего-то побаиваются, и я сейчас нарисую то, чего побаиваюсь я. Я рисую цветным карандашом синюю тучу, капли дождя. Дети при этом разочарованно комментируют: «Дождя боится». А потом, когда я дорисовываю молнии, говорю: «Да дети, хоть я и взрослый человек, но все же побаиваюсь грозы с огненными молниями и мощными раскатами грома». И продолжаю, что есть то, что мне помогает справиться с моим страхом. Это дом. И быстро дорисовываю дом. «Когда я прихожу домой в грозу, все, мой страх исчезает!» И предлагаю детям подумать, чего боятся они, нарисовать свой страх и обязательно нарисовать то, что помогает справиться с ним. Дети всегда призадумываются. Но потом, после небольшого раздумья, начинают сосредоточенно рисовать.

Хочется добавить один важный, на мой взгляд, нюанс. Детей я располагаю кругом - так, что они сидят спиной к центру и при этом на расстоянии друг от друга. Я это делаю специально, для того чтобы дети минимально контактировали друг с другом, когда будут рисовать. Это им поможет сосредоточиться на собственных переживаниях и отобразить это на рисунке. Пока дети рисуют свои страхи, я стараюсь не подходить к ним и не вмешиваться в ход их работы. А сама в это время продолжаю рисовать и добавляю в свой рисунок темноту и фонарь с ярким светом (рис. 4).


рис.4

Когда рисунки завершены, все дети поворачиваются лицом к центру круга и выставляют свои творения на обозрение. Я это называю «Наш вернисаж». Мы по очереди рассказываем, кто чего боится и что помогает справиться с этим. Начинаю рассказ снова я. Рассказываю, что еще я неуютно чувствую себя в темноте, но когда зажигается свет, то на душе сразу становится спокойнее.

Бывает так, что ребенок нарисует свой страх, а вторая часть - его преодоление - отсутствует. Тогда мы все вместе придумываем «спасение», и ребенок дорисовывает недостающую часть рисунка, выбрав подходящий для себя вариант.

Этот арт-терапевтический прием весьма уместен, потому что, изображая конкретный страх ребенка, мы ищем и находим ему противовес. Страх, отображенный на бумаге, проговорен в кругу сверстников (с помощью педагога). На вернисаже я стараюсь расспрашивать детей о каждой детали на рисунке, ведь часто малышу бывает трудно изобразить, например, привидение, и дети рисуют шкаф, а потом говорят, что оно в шкафу.

Атмосфера внимания и доверительности помогает детям рассказать о своих страхах, тем самым уровень страха и его давления на ребенка снижается, а порой ребенок избавляется от страха вовсе. Иногда рисунки и рассказы детей служат поводом для встречи с их родителями и консультации с ними. Я рекомендую пересмотреть репертуар фильмов, которые смотрит их ребенок, избавиться от агрессивных игрушек и игр и не обсуждать в присутствии детей темы жестокости, насилия, словом, избегать всего того, что может заражать страхами детей.

Условно детские страхи, судя по рисункам и рассказам, можно разделить на боязнь:

  • темноты, когда выручает палатка и свет в ней (рис. 5);
  • монстров, привидений, когда выручает яркое солнце, дом, в котором светло, или родители, которые рядом (рис. 6);
  • разбойников, когда дом как спасение от них (рис. 7);
  • пожара, но может помочь ведро с водой (рис. 8);
  • животных, но клетка может надежно защитить (рис . 9);
  • заблудиться, но мама совсем рядом (рис . 10) .

Рис. 5 Рис. 6


Рис. 7 Рис. 8


Рис. 9 Рис. 10

Часто на рисунках детей как спасение от страха изображены родители.

Знакомя детей с этой непростой эмоцией, всегда помню об ответственности за психологическую безопасность малышей на этой встрече. И демонстрирую, что страх - это не то, что надо высмеивать и за что дразнить трусишкой, а то, что иногда бывает со всеми, даже взрослыми людьми, например такими, как я. И говорю, что есть то, что обязательно поможет с ним справиться. Всегда!

ЛИТЕРАТУРА

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития старших дошкольников. - М., 2000.

Работа с эмоцией страха у старших дошкольников.

Любовь ЛОБАНОВА
педагог-психолог, МДОУ № 11 и № 130,
г. Нижнеудинск, Иркутская область

В нас гораздо больше животной сущности,чем мы себе это представляем.

В каждом нашем движении, каждом поступке сидит животное —

— хотим мы этого или нет.

Ибо все, что мы делаем, осуществляется посредством рефлексов.

Даже мыслим мы рефлексами.

Поскольку мысль — в головном мозге — есть череда электрическийх импульсов.

А это и есть рефлекторный механизм.

Поэтому, чтобы понять самого себя,

ты должен сначала познать животное, которое сидит в тебе самом .

— Что такое страх?

— Что такое — ужас?,

— Что такое — гнев, радость, эйфория?

— Все это есть проявления животной сущности в человеке. Ибо они порождаются рефлекторной деятельностью нашего организма: эмоц ии есть проявления только и только рефлекторной деятельности . И по своей сути, отражают степень удовлетворения (или неудовлетворения) рефлексов.

Все очень просто и логично.

Всё — абсолютно всё — что мы делаем, любой акт нашей жизнедеятельности, осуществляется посредством рефлексов.Это прекрасно доказал «отец» физиологии высшей нервной деятельности — И.П.Павлов — ещё в начале прошлого века. Иного механизма взаимодействия нашего организма с окружающей действительностью нет.

— Если рефлекс не удовлетворён (исполнение рефлекса не привело к устранению причины рефлекса), то человек испытывает отрицательные эмоции: разражение, гнев, страх, горе и пр.

— Если исполнение рефлекса закончилось успешно, то человек испытывает положительные эмоции: удовлетворение, радость, эйфорию…

Статья написана на языке, понятном для тех, кто мало знаком с физиологией высшей нервной деятельности человека. Учёные мужи могут ознакомиться более подробно с научными обоснованиями некоторых положений автора в книге «Физиологические основы психологии».

Представим себе гипотетическую ситуацию:

Некому человеку необходимо попасть из пункта А в пункт Б. Путь между пунктами А и Б проходит по горной тропе. Время прохождения пути – 2 часа. Наш путник молод, силен, здоров. По этой тропе он ходил многократно, все ее особенности он знает прекрасно. Так что никакой опасности в этом путешествии он не видит. За исключением одного факта: через 3 часа с вершины горы должна сойти лавина, которая накроет тропу. Но наш путник знает, что весь путь он пройдет за два часа — как это было всегда, и он трогается в путь.

Антагонизм.

Здесь налицо угроза жизни, в виде лавины, которая убьет человека, если накроет его на тропе. У него есть шансы погибнуть, но эти шансы призрачны. Эта угроза преодолевается легко: путнику достаточно пройти по тропе раньше, чем ее накроет лавина. Поскольку наш путник всегда проделывал этот путь за 2 часа, то он без особого труда уйдет от этой опасности.

Наличие постоянной, пусть слабой, но все-таки угрозы жизни, вызовет образование стойкого очага возбуждения в головном мозге. Этот очаг возбуждения не исчезнет до тех пор, пока органы чувств человека не доложат: «Все, опасный участок пройден, угроза жизни ликвидирована». Здесь налицо состояние неудовлетворенности рефлекторной дуги: пока органы чувств непрерывно докладывают о существовании угрозы жизни, а исполнение рефлексов (в данном случае — рефлексов передвижения) не устранило эту угрозу.

Данная угроза жизни, где шансы погибнуть весьма призрачны, квалифицируется как легкопреодолимая опасност ь, как легкая степень неудовлетворения рефлекторной дуги.

Поскольку опасность призрачна и далека, то сигнал, иррадиируемый центром неудовольствия (нервный центр в головном мозге, который иррадиирует процессы возбуждения ), будет слабым сигналом. Его действие снижает пороги возбудимости рефлекторных дуг двигательных рефлексов и нервных центров органов чувств. Поскольку сигнал слабый, снижение порога возбудимости будет незначительным. Это состояние, на шкале эмоций характеризуется как АНТАГОНИЗМ .

Легкопреодолимая опасность всегда означает наличие в ЦНС готовых рефлекторных дуг, которые устранят эту опасность. Сигнал возбуждает, прежде всего, эти дуги. Рефлекс исполняется, и в центры неудовольствия и удовольствия (нервный центр в головном мозге, который иррадиирует процессы торможения ) поступают сигналы обратной связи об исполнении этих рефлекторных дуг. Поскольку исполнение этих рефлексов (достаточно высокая скорость ходьбы, позволяющая вовремя пройти опасный участок) ведет к медленной, но, все-таки, ликвидации опасности, то возбуждение не распространяется дальше по ЦНС, оставаясь в рамках перечисленных рефлекторных дуг.

Наш путник будет находиться в состоянии антагонизма, эта легко преодолимая опасность будет слегка тревожить его, но не более. Путник будет твердым шагом, уверенно, в убыстренном темпе двигаться по тропе. Он будет стараться не думать об опасности, но его мысли будут постоянно возвращаться к ней. Все его действия будут сконцентрированы и целенаправленны для выполнения цели: успеть пройти по тропе раньше, чем ее накроет лавина.

Гнев.

Теперь представим себе, что у нашего путешественника вдруг появилась проблема: он споткнулся и подвернул ногу. Ему больно ступать на ногу, скорость его продвижения резко упала. Угроза смерти возросла, однако ситуация далеко не безнадежная: этот человек и с больной ногой успеет пройти по тропе до схода лавины.

Шансы погибнуть под лавиной возросли, но все равно, их меньше, чем шансов выжить. Но чтобы выжить, ему теперь придется приложить намного больше усилий и терпеть боль. Ситуация, таким образом, из легкопреодолимой опасности, превратилась в труднопреодолимую опасность .

Состояние нашего путешественника на шкале тонов теперь определяется как ГНЕВ . В самом деле, этот человек станет очень зол: на камень, о который он споткнулся, на ногу, которая теперь доставляет столько хлопот, на тропу, которая бесконечно тянется, на родственников, из-за которых он тронулся в путь, на самого себя, что рискнул отправиться в это путешествие, на солнце, что так жарит, на птичку, что беззаботно поет, на лавину — будь она неладна! Вообще, он будет страшно зол на все на свете.

Что происходит в ЦНС человека, попавшего в такую ситуацию?

В ЦНС нашего путешественника, как мы знаем, уже существует стойкий очаг слабого возбуждения, направленный на ликвидацию угрозы жизни. Ввиду легкой преодолимости опасности, этот очаг возбуждения являлся ограниченным: возбуждение охватывало двигательные нервные центры скелетной мускулатуры и нервные центры органов чувств. Рефлексы инстинкта самосохранения исполнялись, человек уверенно преодолевал существующую угрозу его жизни.

Но вот в ЦНС поступает информация, сообщающая о новом возникшем препятствии, резко повышающем угрозу жизни. Эта информация о подвернувшейся ноге. Информация о слабом неудовлетворении рефлекторных дуг инстинкта самосохранения, поступающая в центр неудовольствия, сменяется информацией о возросшей степени неудовлетворения инстинкта: больная нога резко замедлила скорость движения, что значительно повышает шансы погибнуть под лавиной.

Эта информация ведет к усилению исходящего из центра неудовольствия, возбуждающего сигнала. Что ведет к дальнейшему снижению порогов возбудимости рефлекторных дуг двигательных центров и нервных центров органов чувств. Сила возбуждения растёт. Теперь многие импульсы в рефлекторных дугах, ранее подпороговой силы, автоматически приобретают пороговую силу для этих рефлекторных дуг. Результат: начинают работать эти рефлексы, что ведет к резкому усилению двигательной активности. Это должно повысить скорость передвижения и, соответственно, повысить шансы на спасение. Снижение порогов возбудимости органов чувств ведет к эффекту иррадиации возбуждения по ЦНС: теперь все сигналы, поступающие извне, стали для органов чувств более сильными, а это означает возбуждение многих рефлекторных дуг, для которых эти поступающие сигналы были ранее подпороговой силы.

Иррадиация возбуждения в ЦНС не является хаотичным и беспорядочным процессом. Возбуждаются, в первую очередь, рефлекторные дуги, связанные с рефлексами инстинкта самосохранения, способствующими устранению угрозы жизни. Это способствует значительному усилению исполнения рефлексов. Несмотря на серьезную травму, наш путник, хотя и медленнее, но также уверенно будет двигаться вперед, уходя от опасности, терпеливо перенося боль.

Однако у такой иррадиации существует и «побочный» эффект: инстинкт самосохранения, кроме двигательных рефлексов, задействованных в рассматриваемом случае, включает в себя большое количество прочих рефлексов, связанных с рефлексами инстинкта самосохранения. В результате сильной иррадиации возбуждения, все эти рефлексы будут в той или иной степени возбуждены. В результате мы получаем, что помимо усиления главных рефлексов, ликвидирующих опасность, срабатывает, или находится в готовности сработать, целый «букет» других рефлексов инстинкта самосохранения. Человек, кроме действий по исполнению своей главной цели будет совершать порой ненужные, лишние, в данной ситуации действия, распылять свое внимание на второстепенные факты. Все это происходит, когда человек находится в тоне гнева.

Страх

      1. Мышление тела – рефлекторное мышление. Это мышление соматического ума, который, как мы понимаем, способен мыслить только рефлексами. Эмоции, как и рефлексы – есть продукт многомиллионолетней эволюции жизни на Земле. Отсюда понятно, что мышление тела – рефлекторное мышление – всегда на 100% соответствует состоянию человека на шкале эмоций.
      2. Мышление духа, души – концептуальное мышление. Напротив, мышление духа полностью независимо от мышления тела. Мышление духа человек обычно ощущает как интуицию, подсознание. Независимость концептуального мышления от рефлекторного мышления означает и его независимость от эмоционального тона. В какой бы эйфории, или наоборот – в апатии – не находился человек, это никоим образом не отразится на его концептуальном мышлении.
      3. Мышление разума – абстрактное мышление. Образуется совместной деятельностью соматического ума (головного мозга) и души человека, осуществляется в разуме и представляет собой процесс сознательного оперирования человеком «картинками» — теми ощущениями, что дают нам органы чувств. «Сознательное» оперирование – это когда душа человека управляет процессами рефлекторного мышления (или: концептуальное мышление управляет процессами рефлекторного мышления)
      4. Мышление разума – речевое мышление. Также продукт совместной деятельности души человека и его соматического ума и представляет собой процесс сознательного оперирования человеком знаковыми символами явлений – словами.

Если рефлекторное мышление и эмоциональные тона идеально соответствуют друг другу, а концептуальному мышлению абсолютно «наплевать» в каком эмоциональном тоне находится человек, то абстрактное и речевое мышление попали между «молотом и наковальней» — между мышлением тела и мышлением духа.

В этом, как всегда, виноват разум – как область совместной деятельности двух совершеннейших явлений – души человека и его соматического ума. Увы, их совершенство не рождает такое же совершенство при их совместной деятельности. Каждая из них существует по своим законам, отличным от законов существования партнера. Это, прежде всего, касается целей их существования и деятельности – слишком они отличны друг от друга.

Цель соматического ума: обеспечить выживание биоорганизма в условиях окружающей среды. То есть: обеспечить его безопасность и ограждать от всякого рода неприятностей.

Цель души: сбор информации. При этом ей одинаково важна как выживательная для человека информация, так и невыживательная. Более того, на определенных этапах жизнедеятельности человека его душа сознательно «подставляет» свое тело, ставя его в явно невыживательные условия.

Такая разность целей и порождает несовершенство человека, перекосы в деятельности его разума. И это особенно наглядно проявляется в воздействии эмоционального тона человека на его абстрактное и речевое мышление. Можно даже вывести закон эмоциональной адекватности.

Закон эмоциональной адекватности

ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ: степень адекватности речевого и абстрактного мышления человека той информации, которой он оперирует, зависит от его состояния на шкале эмоций в данный момент времени: чем больше его состояние отклоняется, по шкале эмоций, от тонов скуки, удовлетворения и уверенности, тем более неадекватно его речевое и абстрактное мышление .

Механизм здесь прост. Состоянию скуки человека соответствует оптимальный фоновый баланс процессов торможения и возбуждения в ЦНС человека. В этот момент человек адекватно оценивает всю поступающую информацию. Нет никакой угрозы выживанию, все нервные импульсы идут по проторенным дорожкам: по нервным путям соответствующих рефлекторных дуг, не искажаются и не отклоняются. Вся поступающая информация полностью удовлетворяет соматический ум.

Но все меняется с изменением эмоций (эмоционального тона). Изменение эмоционального тона означает соответствующие нарушение фонового баланса торможения и возбуждения. Происходит снижение или повышение порогов возбудимости рефлекторных дуг, торможение или возбуждение дополнительных рефлексов. Возбуждаются или тормозятся соответствующие нервные центры информации. Все это происходит посредством нейрогуморальной регуляции нервных процессов. Рефлекторное мышление и здесь полностью соответствует эмоциональному тону.

Но душе «наплевать» на эмоции. В ней физически не может происходить усиление одних концептов или торможение других. Ей «наплевать» сколько адреналина было выброшено в кровь от поступившей, в ЦНС, информации. В ответ на поступающую информацию, душа человека продолжает выдавать адекватные ответы. В ЦНС возбуждаются сенсорные нервные центры, соответствующие концептам ответов.

Но тут вступает в свои права соматический ум. Которому, в свою очередь, «наплевать» на интересы «посторонних»: кто и какие нервные центры пытается в его вотчине возбуждать. Он гасит или усиливает возбуждение этих НЦ только в зависимости от того, в какие рефлекторные дуги, каких рефлексов они входят. При этом, совершенно игнорируя ту концептуальную мысль, которую они несут. Соматический ум искажает эту концептуальную мысль.

Результат: человек становится не способен к адекватному абстрактному и речевому мышлению при отклонениях эмоций от тонов легкого антагонизма, скуки, удовлетворения — нормальной степени уверенности.

К примеру, человеку, находящемуся в состоянии ужаса предложить выполнить среднего уровня сложности математические расчеты. В состоянии ужаса, как мы рассмотрели выше, возбуждение в ЦНС достигает своей высшей величины: возбуждается максимальное количество рефлекторных дуг. При этом, многие дуги противоречат друг другу, в ЦНС полный хаос и сильнейшая энтербуляция. В таких условиях даже математический гений будет не в состоянии выполнить такие расчеты.

Яркий пример проявления закона эмоциональной адекватности – «Стокгольмский синдром (смотри статью «Стокгольмский синдром»)

Почему именно в тонах легкого антагонизма, скуки, удовлетворения и нормальной степени уверенности, а не только в тоне скуки – идеальном фоновом балансе процессов торможения и возбуждения — человек сохраняет способность к адекватному абстрактному и речевому мышлению. Ответ чрезвычайно прост: естественный отбор.

Тон скуки – это нулевая точка, при которой человек способен адекватно оценивать ситуацию. Но для совершения дальнейших действий у него не хватает стимулов. А это никак не соответствует цели сбора информации. Поэтому человеку, как бинарному существу просто-напросто выгодна легкая степень невыживаемости (иногда даже труднопредодолимая опасность) – как стимул к действиям по освоению окружающей действительности. Соответственно: выживательна и ответная реакция в ответ на преодоление легкопреодолимой и труднопреодолимой опасности: тона удовлетворения и уверенности.

По большому счету, все зависит от души человека: от ее целей на данном этапе развития. Бывают и крайние проявления, когда душе гораздо ближе (в зависимости от требуемой степени невыживательности информации) тона гнева, страха… Соответственно, здесь мы видим авантюриста, человека, ненавидящего скуку, обожающего опасность, любящего адреналин в крови, без раздумий бросающегося в разнообразные рискованные предприятия.

Мы признаем бинарность человеческой сущности: человек есть соединение двух начал: души и тела – духовной сущности и биологической основы. На этом фоне эмоциональность человека является важным показателем баланса этих двух начал. Если человек легко подвержен влиянию эмоций, то есть: если его поведение сильно зависит от степени удовлетворения – неудовлетворения его рефлекторных дуг, то это означает преобладание в нем биологической основы. Духовная составляющая в нем еще достаточно слаба.

Наоборот. Если человек мало подвержен влиянию эмоций, то это означает меньшую его зависимость от степени удовлетворения его рефлекторных дуг и большую роль духовности в нем самом.

В психологии и психиатрии чувство страха принято относить к сфере эмоций. Страх – выраженный отрицательный эмоциональный процесс, который развивается в случае возникновения реальной или же вымышленной угрозы, представляющей опасность для жизни субъекта.

Считается, что страх - это природный врожденный комплекс психических и физиологических процессов, который мобилизует организм человека к дальнейшему избегающему опасности поведению.

Почему возникает страх

Со страхом сталкивается каждый человек в своей жизни, будь то чрезвычайная ситуация или повседневная жизнь. Эта негативная эмоция представляет собой сложный психологический процесс. Возникающий как реакция на мнимую или реальную опасность для жизни и здоровья.

Это состояние сопровождается крайне неприятными ощущениями, однако при этом является защитной реакцией, так как побуждает субъект к основной цели – спасти собственную жизнь.

Стоит, однако, понимать, что вместе со страхом может наступить целый ряд неосознанных побуждений и действий, развитие или .

Особенности проявления страха и изменений поведения у каждого человека своеобразны, при этом они напрямую зависят от ситуации, вызвавшей их. Если своевременно понять, почему возникает страх, то это даст некоторую почву для уверенности человеку, позволит ослабить негативные эмоциональные переживания.

Причины страха могут быть очевидными или скрытыми. Очевидные встречаются не так часто и к тому же могут не запоминаться. Запоминаются больше скрытые причины, которые приводят к мнимому страху.

К таким причинам могут относиться различные психические травмы, воспоминания из прошлого, фобии, произошедшие ранее эмоциональные конфликты. Также встречаются сугубо социально-сконструированные причины страха: чувство одиночества, ощущение провала или поражения, постоянная угроза самоуважению.

Последствия пережитых сильных эмоций могут различаться. Как правило, это сильное напряжение и неуверенность, побуждение к попыткам найти защиту, бежать, спрятаться. При этом сам страх может проявить себя как в виде возбуждения, так и в виде состояния подавленности.

Следует также отличать понятия испуга, который является более кратковременным и является реакцией на внезапное, резкое раздражение.

Признаки появления страха

В большинстве случаев наблюдаются внешние признаки проявления страха, к которым относится повышенная потливость, учащенный пульс, расширяющиеся или сужающиеся зрачки, возникновение диареи или недержания мочи.

Признаком страха может также быть сдержанное молчание, избегание каких-либо активных действий, склонность к пассивности и неуверенности в себе. Также возможно развитие заикания, сутулости, склонности к нервным и бессмысленным действиям.

Как правило, человек одержимый страхом стремится к изоляции, что провоцирует возникновение депрессивных расстройств, меланхолии, тяги к суицидальным действиям. В момент возникновения страха поведение индивидуума зависит от особенности его психической структуры. Он может ощутить внезапную слабость, потерять сознание, или же, наоборот, ощутить внезапный прилив активности, потребности действовать.

Панический страх

Это сложное состояние всегда возникает лишь при условии наличия целого ряда дополнительных факторов, например, развития других психических нарушений: невроза навязчивых состояний, апатии, ангедонии или шизофрении.

Ранее уже нарушенная психика больного чрезмерно остро реагирует на внезапные раздражающие факторы. Которые вызывают такие отрицательные эмоции как страх. Постоянно ощущение тревоги обостряет уже развивающиеся неврозы, которые с течением времени провоцируют возникновение такого расстройства как панический страх.

Специфической чертой является то, что начало невозможно предугадать и избежать. Он может наступить в рабочее время, на улице во время прогулки или даже в доме. Состояние проявляется в более тяжелой форме: наступает ощутимое удушье, нехватка воздуха, головокружение, аффективный ступор.

В некоторых случаях также отмечается выраженный озноб и рвота. Такой вид страха может продолжаться в течение одного-двух часов, как результат реакции на реальную или, что чаще бывает, мнимую угрозу. Приступы паники могут повторять около одного-двух раз в неделю.

Страх боли

Одним из самых частых раздражителей, вызывающих страх – это боль. Боль любого характера, будучи ранее пережитой, является достаточно мощным стимулом для возникновения этой защитной реакции. Субъект, основываясь на перенесенном опыте, стремится всеми силами избежать повторения неприятных ощущений, которые сохранились в его памяти и провоцируют возникновение чувства страха.

Несмотря на то, что страх является защитным механизмом, предостерегающим от возможных опасных ситуаций, он бывает также и вредным. Это достаточно частое явление в медицинской практике, когда человек, страдающий выраженной боязнью боли уклоняется от необходимых оперативных или стоматологических вмешательств.

При этом страх может вызвать даже простая диагностическая процедура. Поскольку современная медицина обладает достаточно широким спектром возможности обезболивания, страх боли в этой практике имеет сугубо психологическую природу. С ним необходимо бороться, так как непонимание человека собственных ощущений и их причин лишь усугубляет это подавленное состояние.

Как побороть страх

Существует достаточно много методов того, как побороть страх. Большинство из них основаны на самодисциплине и поддержании чувства уверенности в себе, храбрости. С учетом того, что страху чаще подвержены неуверенные в себе люди, необходимо начинать с повышения самооценки.

В этом помогает умение общаться с людьми, не бояться быть открытым и идти на контакт. Чем выше ваша уверенность в себе – тем меньше риск ощутить приступы паники и боязни. Смысл заключается в том, что страх не имеет четких границ, это достаточно обобщенное чувство, которое может распространяться на все сферы жизни. Поэтому необходимо начинать борьбу с ним путем преодоления маленьких бытовых и социальных страхов.

Также больше значение имеет умение анализировать информацию и оценивать ситуацию, происходящую с вами. Это поможет не растеряться, поскольку именно непонимание происходящего и растерянность бывают частыми факторами страха.

Если вы страдаете от страха, то вам необходимо в первую очередь понять себя. Самоанализ должен заключаться не в критике своих поступков и своего «Я» в целом, так как это лишь усугубит ситуацию, а должен быть направлен на принятие себя вместе со всеми «ошибками». Если вы ощущаете трудности с самодисциплиной, самооценкой и своими социальными навыками, вы всегда можете обратиться к специалисту за помощью.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт