Реорганизация здравоохранения по-московски: кому выгодно? Новая медицинская реформа: последние новости, суть, изменения

07.04.2019

Реорганизация московской системы здравоохранения обернется ликвидацией ряда больниц, роддомов и других медицинских учреждений. План-график столичных властей опубликован на сайте rusmedserver.com. Из документа следует, что сотрудники 28 учреждений, включая 15 больниц, будут уволены, помещения высвобождены, а оборудование передано другим учреждениям

Подлинность документа РБК подтвердил источник, близкий к московскому правительству, и источник в одной из ликвидируемых больниц.

Сокращения предполагается проводить в два этапа: сначала путем присоединение больницы к другому учреждению и превращения в филиал, затем должна быть произведена ликвидация. Например, больницу №59 присоединят к Боткинской больнице, но, согласно плану, ее фактически ожидает ликвидация. В регистратуре 59-й больницы РБК подтвердили, что персонал ожидает реорганизации, но пока этого не произошло.

Сейчас в этой больнице 574 работника. На выплату медперсоналу выходных пособий предусмотрено 163,5 млн руб. Если исходить из того, что пособия сокращенным сотрудникам положены в размере средней зарплаты за два месяца, то эта сумма с лихвой перекрывает увольнение всех сотрудников. О сокращении, согласно плану, их предполагается уведомить до 1 февраля, а фактически уволить - до 1 июня следующего года.

Выходные пособия предусмотрены для 25 из 28 медицинских учреждений из списка. Самая большая сумма выходного пособия (218,8 млн руб.) предусмотрена для ГКБ №53, которую планируется присоединить с ГКБ №13. Штатная численность персонала в этой больнице составляет 720 человек. Всего московские власти планируют потратить на выходные пособия 2,384 млрд руб.

Последним пунктом в плане реорганизации каждого учреждения значится пункт об отказе правительства от оперативного управления комплексом зданий, в которых расположены больницы. Что планируется делать с ними дальше, в документе не сказано.

Сокращением больниц, согласно документу, занимается руководство столичного департамента здравоохранения, почти в полном составе: среди исполнителей указан новый глава департамента Алексей Хрипун, назначенный с 10 октября вместо уволившегося Георгия Голухова, а также два его первых заместителя Николай Потекаев и Татьяна Мухтасарова и еще два заместителя - Валерий Павлов и Юлия Антипова. РБК пока не получил комментарий от представителя департамента.

Представитель вице-премьера федерального правительства Ольги Голодец отказался от официальных комментариев, сославшись на то, что оптимизация московских больниц - дело властей столицы. Источник в федеральном правительстве отметил, что ликвидация больниц находится в русле процесса оптимизации коечного фонда и предполагает перевод пациентов на амбулаторное лечение современными методами.

Чиновники, например, к 15 октября должны были издать приказ о присоединении горбольницы №61 к больнице имени Н.Н.Пирогова, до конца года согласовать новое штатное расписание. Сотрудники 61-й больницы должны получить уведомления о сокращении до 1 февраля 2015 года, до 1 июня должно пройти их увольнение. Помещения больницы по плану высвободятся к августу, а к сентябрю по плану будет готово обращение в департамент имущества об отказе от оперативного управления комплексом зданий.

Пациентов больниц, которые предполагается ликвидировать, столичные власти планируют распределять по другим больницам. Большую их часть по плану «маршрутизируют» в Боткинскую, больницу им.Баумана, НИИ Склифосовского, другие больницы. В самой Боткинской, между тем, идет внутренняя организация. На неофициальной странице больнице в Facebook 29 сентября было размещено объявление о ликвидации одной из трех неврологий.

«Вот и почти свершилось сокращение неврологических отделений в нашей больнице - скоро не станет 44-го неврологического отделения, куда стремились положить своих почти все сотрудники и почти все «знающие» пациенты», - говорится в сообщении. Источник РБК в больнице подтвердил, что персоналу неврологического отделения объявили о его ликвидации.

В некоторых больницах, указанных в плане-графике, сотрудников уже полностью сократили: не осталось сотрудников в филиале №2 ГКБ №31, а также в филиале ГКБ №4. Врачи, которые работают в филиалах больниц и с которыми РБК удалось поговорить, ожидают, что их ждет такая же участь. Ранее эти больницы прошли процедуру укрупнения и присоединения к другим учреждениям, прежде чем их сотрудники были сокращены.

Большинство больниц из списка ликвидируют в сжатые сроки. Основную часть закроют к апрелю следующего года. Но бывшую ГКБ №11 планируют закрыть еще раньше - к 1 декабря 2014 года. К этому же сроку закроют бывший роддом №2 и бывшую медсанчасть №32. Врачей в нем уже не осталось, в плане стоит переоценка имущества, передача оборудования 24-й больнице и снятие зданий с баланса. Некоторые больницы, наоборот, закроют позже: филиал №1 больницы № 56 - к апрелю 2016 года, а первый филиал Боткинской больницы - к апрелю 2017 года.

Как ранее РБК, цель реформы системы московских больниц - максимально коммерциализировать работу медучреждений. «Есть закон, который всю медицину, уже с 2015 года окончательно, переводит в систему ОМС», - пояснял РБК вице-мэр Москвы Леонид Печатников, отвечающий за сферу социального развития. Теперь больницы будут жить только на то, что они заработали. В ведении бюджета останутся только капремонты, строительство и закупки техники стоимостью свыше 100 тыс. руб.

Другая причина сокращений - необходимость выполнить «майские указы» президента по повышению зарплат в сфере здравоохранения. Столичные власти озабочены выполнением 597-го указа, который предписывает повышение зарплат врачей до двух средних зарплат по региону, рассказывал источник РБК, близкий к московскому правительству. «Эксперты по заказу мэрии предлагали разные варианты, как это сделать при имеющемся бюджете», - говорил он.

Чиновникам было предложено несколько вариантов: вывести часть персонала за штат, сложить несколько ставок вместе и не повышать зарплату, сделать упор на специализацию больниц: сердечников везти в одну, а неврологических пациентов - в другую и так далее. Другая идея - усилить поликлиники, которым сейчас выгоднее отправлять пациентов в больницы, чем лечить самим.

На стадии формирования, обсуждения и редактирования Законопроект прошел трудный путь согласования и внесения в него правок. Тем не менее, закон принят, и уже с 1 января 2018 года начали реализовать его положения, что является важнейшим достижением Правительства Украины, ;министерства здравоохранения и большинства депутатского корпуса.

Острая актуальность проведения медицинской реформы вызвала жаркие дискуссии о характере предполагаемых изменений, о будущем медицинского обслуживания населения, разделении услуг на платные и бесплатные и социальной защите как пациентов-потребителей медуслуг, так и работников всей медицинской отрасли.

Попробуем разобраться в том, что нас ждет уже в ближайшем будущем и в каком направлении будет развиваться отечественная медицина. В настоящей статье мы поговорим о сути медицинской реформы и перспективных планах, о том, как будет проходить оплата медицинских услуг, что входит в перечень, финансируемый государством, и за какие медицинские услуги будут платить пациенты.

В статье использованы материалы из официальных источников, приводятся ссылки на первоисточники, даются комментарии специалистов, чиновников и авторов Закона о медицинской реформе в Украине. Эта публикация направлена на то, чтобы помочь читателям разобраться в интенсивном информационном потоке, тем самым исключив недопонимание и восполнив недостающую информацию.

Медицинская реформа в Украине: какие ее цели и в чем суть изменений

Принятие Законопроекта № 6327 означает начало введения в стране страховой медицины, начиная с января 2018 года. Национальная страховая система будет покрывать лечение каждого украинца и первым этапом станет изменение финансирования первичного медицинского обслуживания. Переход на страховую медицину продлится в течение трех лет, и за это время будет запущена семейная страховая медицина европейского образца, при которой пациент выбирает специалиста и заключает с ним соглашение.

Реализация первого этапа будет происходить на уровне действующих медицинских учреждений первичного звена, к которым относятся поликлиники и амбулатории. Выбор семейного врача и/или педиатра будет происходить без территориальной привязки, то есть, место прописки или проживания не будет иметь значения при выборе «своего» специалиста.

Между пациентом и врачом будет заключено соглашение, в котором содержится перечень услуг, оплачиваемый государством. Врач первичного звена также будет выдавать справки, проводить профилактический осмотр, первичную диагностику. Если услуги врача по каким-либо причинам пациента не устраивают, он может сменить специалиста на другого. При этом, врач будет получать оплату в зависимости от объема выполняемой работы и количества пациентов.

Разработан государственный стандарт медицинских услуг, который будет оплачен из бюджета. Средства за оказанные медицинские услуги будут переправляться посредством национального агентства медицинского страхования. Страховое агентство станет техническим оператором, его деятельность обещает быть прозрачной и доступной для контроля со стороны надзорных органов и общественности.

Схема работы государственной страховой медицины первичного звена выглядит так, как это изображено на фото. Этот механизм аналогичен тому, как действует система добровольного медицинского страхования, при котором застрахованный знает, какие услуги покрывает его страховка и может выбирать медицинское учреждение.

Министерство здравоохранения Украины с целью пресечения распространения недостоверной информации опубликовало на своем официальном сайте http://www.moz.gov.ua/ua/ ряд публикаций, комментирующих и разъясняющих основные аспекты медицинской реформы и на перспективу.

МОЗ Украины: «Главное: Все услуги, анализы, исследования, лекарства, которые предоставляются по государственной программе медицинских гарантий будут для пациентов на 100% бесплатно».

Медицинская реформа в Украине: какие этапы реализации?

Как говорилось выше, первый (переходный) этап продлится три года. За этот период государственное медицинское страхование будет реализовано на уровне медучреждений первичного звена: поликлиники, амбулатории. Начиная с 2020 года, эта схема будет распространяться на все больницы в стране. В рамках реализации системы страховой медицины будут поэтапно запускаться пилотные проекты в рамках отдельных лечебных учреждений, территориальных или городских медицинских структур.

На переходный период в течение 2018-2019 г.г Правительством будут использоваться механизмы субвенции для поддержания реализации реформы в тех учреждениях, где будут наблюдаться финансовые затруднения. Напомним, что субвенция - это вид денежного пособия субъектам хозяйствования, который, в отличие от дотации, подлежит возврату при его нецелевом использовании.

Одновременно с Законом № 6327 был проголосован в первом чтении Законопроект № 6604, который прописывает механизмы финансирования реализации медицинской реформы в Украине из государственного бюджета. Планировалось одновременно с государственным финансированием первичных медучреждений запустить систему сооплаты с целью повысить доступ граждан к лечению.

Однако, на этапе обсуждения авторам Законопроекта пришлось отказаться от этой инициативы на некоторое время и остановиться на классическом варианте, так как эта система работает в Великобритании и ряде других европейских стран. Ожидается, что вопрос сооплаты будет реализован ближе к 2020 году.

Реформа здравоохранения в части программы медицинских гарантий

Статья 4 Закона № 6327 носит название «Программа медицинских гарантий» и содержит подробный перечень видов медицинской помощи, гарантированной государством как гражданам Украины, так и иностранцам, которые пребывают на территории страны, лицам без гражданства и представителям других социальных групп.

Как видим, в перечень входит экстренная, первичная, специализированная вторичная, высокоспециализированная медицинская помощь, а также медицинское обслуживание детей до 16 лет, медобслуживание в связи с беременностью и родами, паллиативная и реабилитационная помощь.

Программой медицинских гарантий определяется перечень медицинских услуг и медикаментов, стоимость предоставления которых покрывается за счет государственного бюджета. Другие услуги и лекарства, которые не включены в такой перечень, могут покрываться бюджетными средствами в рамках специальных программ, местных бюджетов, программ страхования, а также за счет других физических лиц.

Программа медицинских гарантий, как и перечень медицинских услуг утверждается ежегодно Парламентом Украины при принятии государственного бюджета на соответствующий год. При этом, отдельно отмечается недопустимость сокращения программы медицинских гарантий.


Медицинская реформа: права и обязанности пациентов в сфере государственных финансовых гарантий

Статья 6 настоящего Закона прописывает, какие права имеет пациент и какие обязанности налагает использование государственных финансовых гарантий в медицинской сфере.

Права пациентов:

  • Получать медицинское обслуживание и лекарственные средства должного качества в рамках программы;
  • Бесплатно получать информацию от Уполномоченного органа относительно программы медицинских услуг;
  • Выбирать врача в порядке, установленном законодательством;
  • Обжаловать действия (бездействие) и/или решения поставщиков медицинских услуг (врач, мед. учреждение, Уполномоченный орган);
  • Защищать свои права в судебном порядке;
  • Обращаться за помощью в Совет общественного контроля относительно действий поставщиков медицинских услуг.

Обязанности пациентов:

  • Предоставлять достоверную информацию (в том числе и документальную) поставщикам мед. услуг;
  • Выполнять врачебные предписания и внутренний режим лечебного учреждения
  • Проходить профилактические осмотры;
  • Выполнять другие предписания в рамках охраны здоровья.

Оплата медицинских услуг и лекарственных средств по-новому

Новости медицинской реформы сопровождаются множеством слухов и домыслов. Чтобы понять, где правда, а где вымысел, стоит обратиться к первоисточнику, а именно, к Закону № 6327. В статье 10 настоящего Закона прописана процедура и источник оплаты медицинских услуг и лекарственных средств в рамках государственных гарантий. Тарифы оплаты медицинских услуг являются едиными для всех медицинских учреждений Украины.

Тарифные ставки определяются несколькими методиками:

  • Тарифы по глобальным ставкам за определенный период и за установленный объем услуг;
  • В виде фиксированной ставки для каждого пациента;
  • Тарифная ставка по каждой услуге;
  • Тариф на пролеченный случай;
  • Тариф по результатам исполнения условий договора о поставке услуги.

При расчете тарифов в части компонента зарплаты лечащего врача будет использован коэффициент 250% от среднего размера заработной платы за июль года, который предшествует расчетному периоду. Например, на 2018 год будет использован показатель средней зарплаты в июле 2017 года.

Важно!

В некоторых средствах массовой информации опубликованы расценки на ряд медицинских услуг в виде таблицы. К сожалению, источник этих сведений не указан, поэтому ссылаться на такие материалы в этой статье не будем.

Данные о пациентах и медучреждениях будут храниться в электронной базе данных. Использование, обработка и передача какой-либо информации о пациентах, характере медицинских услуг и других сведений осуществляются в рамках действующего законодательства Украины.

Контроль за предоставление медицинских услуг и систематическое проведение анализов результатов эффективности работы мед. учреждений возложен на органы исполнительной власти. Приписная кампания семейных врачей стартует после подписания Закона Президентом Украины.

Новая медицинская реформа: правда и домыслы, слухи и мифы

Подобно возникшему шквалу обсуждений законов последней пенсионной реформы в Украине принятие Закона о медицинской реформе также породило волну публикаций и комментариев. Об этом пишут центральные и региональные издания, шумят тематические форумы, в социальных сетях ведутся горячие споры о преимуществах и недостатках медицинского реформирования. Оппоненты зачастую используют неполную или откровенно недостоверную информацию.

С целью внести ясность в этом вопросе, а также восполнить информационный вакуум относительно медицинской реформы Министерство здравоохранения Украины регулярно публикует свои комментарии и разъяснения. Для тех, кто хочет детально ознакомиться с такими материалами, следует пройти по ссылке http://www.moz.gov.ua/ua/portal/pre_20171020_b.html на официальный сайт МОЗ.

Предлагаем читателям некоторые комментарии от специалистов Минздрава, опровергающие наиболее популярные псевдо-толкования Закона.

  1. Миф 1. Медицинское обслуживание станет платным и его стоимость не по карману рядовому гражданину. Ответ: на сегодняшний день почти все медицинские услуги в Украине предоставляются за оплату, 9 из 10 лекарственных средств покупает пациент за собственные средства, а половина пациентов отказываются от лечения по причине невозможности его оплатить. Де-факто, в стране давно существует платная медицина, которая не характеризуется какой-либо социальной ориентированностью.
  2. Миф 2. С введением новой медицинской реформы большинству украинцев станет непосильной оплата лечения. Ответ: реформа предполагает перенос финансовой нагрузки с пациентов на государство. На начальном уровне это коснется первичных мед. учреждений и на перечень установленной медицинской помощи. К 2020 году на такую систему переведут все мед. учреждения.
  3. Миф 3. В результате реформы сократится количество больниц, медики останутся без работы, особенно пострадают жители сельской местности. Ответ: законом не предусматривается сокращение количества мед. учреждений. Будет проводиться (при необходимости) их перепрофилирование, специализация должна соответствовать спросу на ту или иную услугу. Например, больницы общей специализации, не работающие эффективно, будут перепрофилированы в недостающие диагностические центры, хосписы, центры реабилитации и т.п. Законопроект № 7117 предусматривает мероприятия по повышению доступности к услугам жителей сельских районов. Законопроект проголосован в первом чтении 19 октября 2017 года и, согласно ему, планируется дополнительное финансирование сельской медицины на сумму 5 млрд грн в течение двухлетнего периода.
  4. Миф 4. Нормы закона противоречат статье 49 Конституции, в которой гарантирована бесплатная медицина в государственных и муниципальных больницах (поликлиниках, амбулаториях). Ответ: медицинские услуги в рамках государственной гарантии будут полностью оплачены за счет бюджетных средств.

Достаточно много изменений произошло в системе здравоохранения РФ. Если рассматривать реформы, то основные. Которые затронули систему в целом. Ну а после можно привести и малозначительные реформы.

Для того, чтобы начать, нам нужно определиться, с какого момента же начинается «современная Россия». Из истории известно, что объявление РСФСР Российской Федерацией было 25 декабря 1991 г.

Реформы в РФ направлены на устранение проблем :

    Ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

    Отсутствие профилактики заболеваний, а также несбалансированность их с имеющимися финансовыми ресурсами. Как следствие этого нарастает платность медицинской помощи, причем в неконтролируемых формах. Доступность медицинской помощи для населения снижается, причем в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои граждан. Назрела необходимость в уточнении системы государственных гарантий, неотъемлемой частью которой явится профилактика заболеваний.

    Сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме.

    Существенно обострилась проблема неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств ОМС. Отсутствуют действенные рычаги привлечения средств граждан и организаций в систему ОМС.

    Имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы используются неэффективно.

    Существующая система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением; доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.

А теперь я приведу информацию о том, как же именно планируют решить эти проблемы.

    Стандартизация медицинских технологий (+возможность обхода стандартов ради оказания медпомощи).

    Выравнивание статуса субъектов РФ и стабилизация (+изменение) ОМС.

    Совершенствование систем оказания медпомощи.

    Формирование комплексной программы лекарственного обеспечения

    Охрана и улучшение здоровья матерей и детей (+наблюдение)

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие.

    Подготовка кадров здравоохранения (+повышение квалификации)

    Введение новых технологий и их применение на практике

Обратите внимание на то, что я выделил слово «планируют». Некоторые пункты так и не были выполнены до конца.

Я рассказал о том, что ожидали сделать причастные к реформе здравоохранения. А теперь мы посмотрим на результаты . На следующей странице будут приведены они. Но сначала Вы бы, наверное, хотели узнать даты реформ в области здравоохранения.

Даты реформ здравоохранения в современной России.

1991-2009 (2010) – функционирование ОМС и его дальнейшее преобразование.

2003 – первичное планирование реформирования в здравоохранении

2004 – программа «Повышение структурной эффективности программы здравоохранения» на 2004-2010 годы, которая включает в себя:

    Повсеместное введение общей врачебной практики

    Автономизация больниц и поликлиник

    Закрытие медучреждений и сокращение медперсонала

2006 – промежуточный этап

2010 – подготовка к реформированию

2011 – закон об основах охраны здоровья граждан в РФ

2012 – программа модернизирования здравоохранения

2013-2015 – доработка закона об основах здоровья граждан

2014 – реформа «сокращение»

2016-2020 – дальнейшие преобразования

Следует отметить, что некоторые законы, направленные на здравоохранение, выпускаются задолго до самих реформ. Не согласованно, не так ли. Проанализировав статьи из «Российской газеты», можно сделать вывод, что сами врачи недовольны реформами (Изотов И. Выпишут эксперт. Минздрав подготовит программу оздоровления отрасли к сентябрю // Российская газета. 26 июля 2012. № 170. С. 13.).

Среди мероприятий по повышению эффективности здравоохранения, реализуемых в российских регионах, в центре общественного внимания оказались преобразования, проведенные в 2012-2015 гг. в московском здравоохранении. При самом высоком в стране уровне подушевого государственного финансирования и кадровой обеспеченности здравоохранение Москвы по уровню его организации отстало от передовых российских регионов в формировании более эффективной системы оказания медицинской помощи. Качество и доступность бесплатной медицинской помощи вызывали очень большие нарекания у жителей города. Развитие медицинских технологий и рост информированности о них граждан сформировали более высокие притязания к системе здравоохранения. Этому способствовали и более высокая по сравнению с другими регионами доля населения с высшим образованием и относительно высокими доходами. Исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2014 г., показывает, что в дилемме «улучшение качества или сохранение территориальной доступности медицинской помощи» 65% жителей Москвы отдают предпочтение качеству, в то время как в целом по стране - 55% Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения / Препринты. Высшая школа экономики. Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление». 2015. С. 46-47.. Между тем реальные возможности проведения обследований и лечения с помощью новых технологий очень в малой степени отвечали растущим требованиям к качеству медицинской помощи.

Ресурсы, которыми располагала Москва для финансирования городской программы модернизации здравоохранения в 2011-2012 гг., позволяли провести масштабное оснащение медицинских учреждений новым диагностическим оборудованием. Но для результативного решения задачи обеспечения его доступности всем жителям города необходимы были преобразования в организации оказания медицинской помощи. С этой целью в 2012 г. в Москве провели реорганизацию сети поликлинических учреждений: 220 поликлиник для взрослых и 150 детских поликлиник объединили в 46 взрослых и 40 детских амбулаторных центров. Каждый такой центр создан на основе крупной поликлиники, которую оснастили самым современным оборудованием, и к которой в качестве филиалов присоединили 4-5 меньших по размеру поликлиник.

Далее, в 2013-2015 гг. был ре организован стационарный сектор. Созданы сеть высокотехнологичных сосудистых центров, университетские клиники на базе крупнейших больниц города. Все родильные дома были присоединены к больницам, проведено объединение и перепрофилирование ряда больниц. Коечный фонд больниц сокращен в 2013-2014 гг. на 19% (табл. 3).

Таблица 3. Сеть медицинских учреждений в городе Москва

Тип учреждения

Поликлиники для взрослых

Амбулаторные центры - городские поликлиники для взрослых + диагностические центры + МСЧ + кардиологический диспансер

Амбулаторные центры - детские городские поликлиники

Городские больницы, включая НИИ и инфекционные больницы для взрослых

Родильные дома (самостоятельные)

Детские больницы, включая НИИ и инфекционные больницы

Коечный фонд, тыс.

Число выбывших больных в стационарах, тыс.

Источник: данные Департамента здравоохранения Москвы.

Наиболее болезненным изменением стало сокращение медицинского персонала, главным образом в реорганизуемых стационарных учреждениях. Очень высокая обеспеченность врачами стационарного сектора сочетается с их дефицитом в амбулаторном секторе и особенно - в первичном звене (участковые терапевты и педиатры). Учитывая очень высокий уровень средней заработной платы в Москве, выполнение целевых показателей повышения оплаты труда медиков представляет для Москвы особенно сложную задачу. Эти обстоятельства, очевидно, и стали причинами принятия решения о сокращении врачей. Информация о планах реорганизации больниц и выведении за штат всего их персонала стала достоянием средств массовой информации до того, как московское правительство проинформировало о планируемых показателях сокращений медиков и предложениях по их трудоустройству. Это вызвало всплеск социального напряжения, для ослабления которого московскому правительству пришлось выделять значительные средства на пособия увольняемым (от 200 тыс. до 500 тыс. руб.). Масштабы же реального сокращения в 2014 г. были не очень велики: численность в городских учреждениях здравоохранения уменьшилась на 5,5% (табл. 4).

Таблица 4. Штаты и кадры врачей в городских учреждениях здравоохранения Москвы

Примечание: в состав врачей включены зубные врачи, интерны, лица с высшим медицинским образованием в аппарате управления и не учтены клинические ординаторы.

Темой одной из последних коллегий Следственного комитета РФ стали врачебные ошибки. Как сообщил глава комитета Александр Бастрыкин, в 2015 году в России от ошибок медиков погибли 712 человек. В результате правоохранители предложили внести в Кодекс административных правонарушений статью, которая предусматривала бы ответственность за качество проведённых медицинских обследований.

У нас принято в любой ситуации всё списывать на недостаточное финансирование здравоохранения. Но только ли в этом причина низкой эффективности российской медицины?

Эту статью меня побудили написать личные мотивы. Сейчас я лежу в больнице с дочерью, которой поставили диагноз «обширная пневмония». До этого три врача районной поликлиники не смогли прослушать в лёгких ребёнка ровным счётом ничего, прописывая какие-то капли. Только пожилой врач с неотложки написала направление на рентген. К этому времени уже несколько сегментов левого лёгкого ребёнка оказались поражены. Что это – недостаток квалификации медиков или убийственное равнодушие к пациенту?

Бывают случаи и пострашнее. Недавно социальные сети потряс ролик, снятый журналистом одного из федеральных телеканалов. Мужчина нечаянно стал свидетелем того, как санитары ГКБ им. Давыдовского выкатили на коляске из больницы мужчину, выкинув его на обочину. Сами санитары сказали, что просто удалили из больницы бомжа. Хотя было видно, что несчастный мужчина опрятно одет. После того как вмешалась полиция, выяснилось, что выброшенный из больницы человек перенёс инсульт. Говорить он не мог, ничего не помнил, у него отказали ноги. Сейчас инцидент расследует специальная комиссия. Чиновники, ответственные за надзор и контроль в сфере здравоохранения, уже поспешили сообщить о мерах по усилению дисциплины и вынесенных взысканиях. Однако куда чаще возникают ситуации, когда и законы вроде бы не нарушаются, а человек фактически остаётся без жизненно важной для него медицинской помощи.

За 2013–2015 годы в России сокращено более 100 тыс. коек, преимущественно специализированных и располагавшихся в районных больницах.

На минувшей неделе в городе Дальнегорске Приморского края из больницы был уволен врач, который предложил девушке, пострадавшей от укуса собаки, сходить в церковь. Причина оказалась банальной: в клинике не было вакцины от бешенства. Новость получила огласку, администрация региона вынуждена была давать объяснения. По словам вице-губернатора Приморья Павла Серебрякова, в дальнегорской больнице этой вакцины не оказалось из-за необъяснимого сбоя в закупках.

Не секрет, что бюджет фонда ОМС не покрывает всех расходов, а региональные власти экономят на медицине как могут. В этой связи посылать «лечиться» при помощи церковных обрядов из медучреждений в ближайшее время, видимо, будут всё чаще. Минфин предложил в будущем году сократить расходы на здравоохранение ещё на 28,6 млрд рублей. При этом бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, как известно, не покрывает даже расходы на выполнение «майских указов» в части повышения зарплаты медицинским работникам. Вот только решит ли увеличение зарплат все проблемы отечественной медицины? Ведь на сегодня в России смертность только от болезней органов кровообращения в 6 раз выше, чем в Канаде, Германии, Испании и Португалии. Даже граждане Афганистана и Албании умирают от сердечно-сосудистых заболеваний гораздо реже, чем мы. Также, согласно данным Международного агентства по исследованию рака, Россия занимает 5-е место в мире по числу смертей онкологических больных. Причина – низкий процент диагностики рака на ранних стадиях.

Кто сокращает жизнь россиян?

В рейтинге эффективности национальных систем здравоохранения, опубликованном не так давно агентством Bloomberg, Россия оказалась на предпоследнем месте. Всего в рейтинге фигурирует более 50 стран. В первой десятке – Гонконг, Италия, Япония, Южная Корея, Австралия, Израиль, Франция, ОАЭ и Великобритания, граждане которых живут дольше всех в мире. Если верить Росстату, средняя продолжительность жизни в России в 2015 году составила 71,39 года. Это ниже, чем запланировано госпрограммой развития здравоохранения – 72,02 года, и на 8–10 лет меньше, чем в странах Европы.

Россия уже давно не фаворит международных рейтингов здравоохранения. Недавно авторитетный британский медицинский журнал The Lancet опубликовал рейтинг стран по уровню здоровья населения: Россия там на 119-м месте, рядом с Сирией и Украиной. Впрочем, и отечественная статистика тоже не прибавляет оптимизма: за 2013–2015 годы в России сокращено более 100 тыс. коек, преимущественно специализированных и располагавшихся в районных больницах. Неудивительно, что по итогам 2015 года объём платных медицинских услуг превысил 500 млрд рублей, что почти в 5 раз выше уровня 2013 года, то есть граждане всё чаще вынуждены платить за приём у врача.

Справка

По данным Росстата, с 2015 года число средних медицинских работников сократилось в России на 22,4 тыс. человек. До этого были сокращены около 90 тыс. медработников. Число коек в стационарах уменьшилось за последние три года на 100 тысяч.

Тревогу уже забили демографы, чьи данные указывают на повышение смертности у молодых людей в возрасте от 30 до 45 лет. При этом рост числа умерших россиян происходит на фоне сокращения числа родившихся. Министр здравоохранения уже попыталась объяснить всё это пристрастием населения к алкоголю: «При вскрытии погибших пациентов в 70% случаев выявляется алкоголь в крови. Впервые за последние годы увеличилось количество суицидов, алкогольных отравлений, не поставленных при жизни диагнозов пневмонии у асоциальных групп населения. Мы выхаживаем 500-граммовых младенцев, а в 40% смертей детей в возрасте до 1 года виноваты пьяные мамы, которые придавливают их собой», – заявила Вероника Скворцова. Однако в докладе правительству о здоровье населения за 2014 год, подготовленном самим Минздравом, говорилось о существенном снижении потребления алкоголя и смертности от случайных отравлений. Возникает резонный вопрос: эти оценки были преждевременны или необъективны? Что касается новорождённых, «придавленных» пьяными мамами, то, по данным Росстата за 2015 год, из 6,4 тыс. детей, умерших до года от внешних причин, куда относятся и несчастные случаи во время совместного сна с матерью, умерли всего 300 младенцев. Похоже, что нам опять соврали.

Перспектива – самолечение

Требования увеличить бюджет здравоохранения звучат сейчас с разных сторон. На самом деле было бы куда эффективнее уменьшить растраты и неэффективные расходы. Больницы оснащают хорошим оборудованием, но из-за коррупции стоит оно в разы больше, чем в реальности. Закупают для сельских больниц сложную медицинскую технику, однако там не умеют ею пользоваться. Повышают зарплаты участковым врачам, но это приводит к тому, что кардиологи, офтальмологи, онкологи и другие специалисты массово «переквалифицируются» в участ­ковых. Итог – невозможность получить нужную медицинскую помощь в нужное время. Сложности в записи к нужному специалисту и необходимом обследовании во время острого периода болезни – самая распространённая проблема городских поликлиник. Анализы, которые необходимы здесь и сейчас, в государственных клиниках бывают готовы, как правило, только через несколько недель. Зато частные лаборатории, которые наживаются на этой ситуации, как грибы после дождя возникают в шаговой доступности от городских поликлиник. Президент фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов рассказывает: «По нашим данным, полученным при опросе пациентов в регионах, реальные сроки ожидания приёма у врача или диагностики сегодня в 2−3 раза превышают нормативные. Особенно остро проблема стоит на селе, где обеспеченность врачами в 3−4 раза ниже, чем в городе, а смертность на 14% выше».

Есть и более вопиющие примеры неэффективных трат. Например, Минздрав России заплатил подрядчикам 15,5 млн рублей за якобы выполненную и принятую работу по модернизации своего сайта, а также за сопровождение обновлённых разделов. Однако спустя почти год проект так и не заработал. Медицинские чиновники говорят о недофинансировании, а тем временем в фондах ОМС оседают миллиарды рублей. Так, по результатам проверок выяснилось, что страховые компании удержали с медицинских организаций в результате штрафов около 50 млрд рублей – почти 4% средств годового бюджета федерального фонда ОМС. Существенная часть этих средств «осела» в самих компаниях. При этом страховщики никак не отстаивают права пациентов, а сосредоточены «на выявлении бумажных огрехов в работе врачей». Эксперты подсчитали: этих 50 млрд вполне хватило бы, чтобы повысить зарплату каждому врачу на несколько тысяч рублей.

Что же делать и каков прогноз? Вот как комментирует перспективы российского здравоохранения руководитель фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов: «Если тарифная политика останется той же, что и последние четыре года, то объёмы платной медпомощи увеличатся, медицинские работники так и не увидят повышения зарплат, а граждане будут всё чаще заниматься самолечением. Всё это отразится на заболеваемости и смертности населения». А вот прогноз нарколога, члена Общественной палаты РФ Олега Зыкова: «Думаю, в будущем году платная часть медицинских услуг увеличится. Это коснётся в особенности стоматологии, физиотерапии. Эта часть мед­обслуживания в перспективе вообще уйдёт в Добровольное медицинское страхование, я думаю. Качество обслуживания в системе ОМС будет ухудшаться. Увеличится только один показатель – качество обработки бумаг и отчётов».

Тем временем

В начале октября Нобелевская ассамблея Каролинского института в Стокгольме назвала имя лауреата за 2016 года по физиологии и медицине. Им стал профессор из Токио Ёсинори Осуми, получивший награду за исследования, которые могут дать ключ к пониманию причин возникновения злокачественных опухолей и болезней нервной системы. Начиная с 1901 года, когда Нобелевский комитет начал присуждать премию за достижения в области физиологии и медицины, представители России получали её всего дважды. В 1904 году этой премии был удостоен знаменитый русский физиолог Иван Павлов, а в 1908 году – один из основоположников иммунологии Илья Мечников. После этого никто из российских учёных не был отмечен за фундаментальные исследования мирового масштаба в области медицины. Почему?

Этот вопрос я задала известному российскому наркологу, кандидату медицинских наук, члену комиссии по здравоохранению Общественной палаты Олегу Зыкову. «Нынешнее российское медицинское образование – номинальное, – пояснил он. – Оно не воспитывает врача и учёного. Всего один пример: существовал в России Центр наркологии. Его объединили с Центром психиатрии. В результате Центр наркологии перестал существовать. Зачем это сделали? Это же не поликлиника, которую можно слить с соседней. Точно так же, бездумно, происходит слияние институтов в результате реформы РАН. Уничтожаются целые научные направления и школы. При этом вопрос экономии более чем сомнителен». Уместно вспомнить, что процесс объединения институтов при реформе РАН инициирован «сверху»: его курировала лично вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.

Потому о каких глобальных научных достижениях в медицине может идти речь, когда даже принято решение ликвидировать интернатуру? По мнению многих специалистов, в результате этой реформы мы рискуем в ближайшем будущем остаться вообще без врачей-специалистов. Судите сами: выпускник медицинского вуза после получения диплома сразу, не проходя интернатуру и не сдавая профессионального экзамена, отправится работать терапевтом или педиатром в поликлинику, где будет лечить больных не менее трёх лет. Только после этого у него появится право поступить в ординатуру для получения узкой специальности. То есть после 25 лет, когда у большинства уже есть семья и дети, медик должен будет снова уйти на оклад в 20 тыс. рублей. Всякий ли сможет себе это позволить? Вот как комментирует это нововведение онколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук Александр Коган: «Отмена интернатуры сопровождается сокращением в вузах часов по микробиологии, биохимии, физиологии и прочим дисциплинам, то есть будущим терапевтам и педиатрам будет недоставать не только практической, но и теоретической подготовки. Будущие офтальмологи, хирурги, неврологи, онкологи рискуют позабыть всё, чему их учили предыдущие шесть лет. Когда они наконец-то получат право работать по специальности, им придётся долго восстанавливать багаж знаний. Единственно, кто выиграет от отмены интернатуры, это частные клиники: поток выпускников хлынет именно туда».



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт