Первичная аккредитация. Аккредитация медицинских работников. Непрерывное медицинское образование. Плановая сертификация или внеплановая

03.03.2020

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

В недоработанном виде и в неумелых руках аккредитация – предприятие сомнительное, неожиданное и даже опасное.

Нужна ли она нам?

Да, если рассматривать её как универсальную, справедливую и адекватную оценку профессиональной пригодности доктора. Нет, если она окажется несостоятельной в течение 3-х лет.

Какие у неё есть плюсы? На мой взгляд, их два.

  • Единый подход к оценке знаний и умений.

Универсальность аккредитации заключается в том, что проходить её обязан каждый выпускник. Причём разницы нет, планирует ли он продолжать своё образование в ординатуре либо уходит в первичное звено. И в том, и в другом случае избежать этого никак нельзя: для первички это зелёный свет на пути к самостоятельной работе, для ординатуры и вовсе главный экзамен (представляете, для этого нужно всего лишь выучить ответы на тест и вуаля – добро пожаловать на любую кафедру любого лицензированного учреждения! Кошмар!). При этом все сдают по сути одно и то же в одинаковых условиях. В результате вроде бы получается, что оценка объективизируется.

  • Возможность вчерашнему выпускнику оперативно стать практикующим врачом и трудоустроиться сразу по прохождении процедуры.

В 2017 году, по словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, 15.4% выпускников медвузов, пройдя процедуру первичной аккредитации, пришли работать в первичное звено. В целом неплохая статистика для проекта, только начавшего свой путь – особенно с учётом того, что дефицит кадров и спрос на специалистов имеются повсеместно. Кроме того, как заявляют , к примеру, в Москве заработная плата держится на уровне 70-100 тысяч рублей, что, если правда, и вовсе отлично. Таким образом, принцип «закончил вуз – пришёл работать» показал свою востребованность, люди включились (хотя о нагрузке сейчас умолчим – равно как и том, сколько из этих 15.4% не прочь сменить нынешний род деятельности).

Но, конечно, где есть плюсы, там есть и минусы. И они, увы, куда более весомые.

Отсутствие опыта самостоятельной работы вкупе с отсутствием наставника на первых порах медицинской деятельности для врача оборачиваются стрессовой и дезорганизующей ситуацией, а для пациента – риском столкнуться с врачебной ошибкой. Никто из только что пришедших в поликлинику зачастую не знает, как работать в ЕМИАС, как за положенный норматив времени понять, что происходит хотя бы в собственной голове (и тем более с пациентом). Врачей рядом мало и все они заняты, а ты, раз аккредитацию прошёл – значит, к работе годен. Вот и работай. Не знаешь как? Хорошо, если старшие товарищи придут на помощь, но это – далеко не факт. В результате, не имея уверенности и ресурса времени, молодой врач пропускает на первый взгляд незначительные жалобы и симптомы. Особенно это касается сложных и многокомпонентных заболеваний – аутоиммунных, онкологических, психических, а также состояний, требующих неотложного хирургического вмешательства. Например, когда есть картина почечной колики, а оно – воспалившийся аппендикс, расположенный атипично, или имеет место манифестация бактериального менингита, имеющего общие черты с гипертоническим кризом.

Вообще отказ старшего врача в помощи младшему, на мой взгляд – это безответственность и в корне неверно. Врачевание относится к одной из исключительных областей, где знания должны передаваться от учителя к ученику, где очень важен опыт. Есть ошибки, о которых стоит знать заранее, и избегать их. Помогите, научите! Никто не гарантирует тебе, старому и умудрённому, что, случись с тобой болезнь, ты попадёшь в надёжные руки профессора (ну, который действительно профессор, а не как сейчас, когда регалий список на А4, а по факту общие фразы и гомеопатия).

Аккредитация призвана установить степень соответствия аккредитуемого требованиям к квалификации медицинского/фармацевтического работника. Но каким образом это определить, если для двух из трёх этапов процедуры достаточно выучить прилагаемый к банку вопросов банк ответов? Кроме того, имеющиеся официальные ответы для ситуационных задач третьего этапа довольно спорные. Диагностический поиск в них ведётся зачастую либо по пути откровенной очевидности (что само по себе вариант неплохой, но не слишком верно трактуемый на практике), либо методами исключения и утрированной гипердиагностики. Возможно, ситуация была бы менее плачевной, не будь тестирование первого этапа прямым этапом для ординатуры, являющейся, на минуточку, специалитетом, но об этом в другой раз.

Единственное, пожалуй, рациональное зерно новой системы – этап сдачи практических навыков, поскольку в имитируемых ситуациях в подавляющем числе случаев действительно следует придерживаться чётких алгоритмов. Однако и тут есть недочёты. Например, для специальности «Лечебное дело» предусмотрены алгоритмы по обследованию только сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проведению сердечно-лёгочной реанимации, оказанию неотложной помощи и выполнению внутривенной инъекции. Понятно, что при подборе исходили из наиболее нужных умений и процента распространённости заболеваний. Но разве можно вычеркнуть всё остальное, что предписывает знать врачу пропедевтика внутренних болезней? Словом, любой здравомыслящий медик сегодняшнюю систему аккредитации если и примет, то не поймёт в силу того, что медицина – не набор стандартов и, шаблонно применив клинический протокол, вылечить пациента невозможно.

Аккредитация считается объективным методом оценки знаний и умений, что, согласно описанным выше фактам, конечно, совсем не так. Что, впрочем, и понятно: любое нововведение вначале несовершенно и нуждается в доработках. Говоря медицинским языком, судить об эффективности и безопасности пока рано. Оправдает ли себя первичная аккредитация – вопрос времени. Главное – не упустить его зря.

С 2016 года российских медиков ждут большие перемены: сертификация и циклы повышения квалификации раз в 5 лет уйдут в прошлое. Вместо этого будут аккредитация и новая система непрерывного медицинского образования. Что конкретно изменится для врачей, и как будут внедряться новшества, рассказал член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования минздрава России Залим Балкизов .

Как будет проходить аккредитация врачей с 2016 года?

Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 1 января 2016 года сертификацию медицинских работников заменит аккредитация. Свидетельство об аккредитации будет допуском к медицинской и фармацевтической деятельности. Первыми его получат новоиспеченные стоматологи и фармацевты - выпускники медицинских вузов 2016 года. А с 2017-го аккредитация ждет всех остальных выпускников.

Процедура будет включать три этапа: тестирование, оценку компетенций на симуляционном оборудовании, решение клинических задач . Причем задания для первого этапа уже известны: на сайтах Минздрава России (www.rosminzdrav.ru) и Методического центра аккредитации (www.ffos.ru) опубликованы 3500 тестов по стоматологии и 3200 - по фармации. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена - его можно «прорепетировать» онлайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут.

Как будет внедряться аккредитация медработников?

Все, но не сразу

Аккредитацию медиков будут внедрять поэтапно. Так что пока разрешение на работу еще можно получить «по-старинке». Сертификаты специалистам, уже работающим в системе здравоохранения, продолжат выдавать до 2021 года, а действовать они будут до 2026 года.

Повышение квалификации по-новому

Еще одна важная реформа 2016 года - внедрение новой модели непрерывного медицинского образования (НМО). Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. «Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела, - уверен Залим Балкизов. - При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания врача обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые привычные препараты, напротив, выходят из оборота, потому что обнаружились серьезные побочные эффекты, или лекарство стало бесполезным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Тем более что циклы повышения квалификации зачастую сводятся к повторению изученного на 6 курсе медицинского вуза».

Как изменится дополнительное образование медработников?

Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. «Не обязательно получать баллы за один раз, - поясняет Залим Балкизов. - Врач может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д.

Где совершенствовать знания - на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации - специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu . rosminzdrav . ru . Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. «За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, - продолжает Залим Балкизов. - Причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным».

Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации.

Нет баллов - нет аккредитации?

Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года - следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех.

- Без портфолио на портале НМО ни один врач не будет допущен к первичной или повторной аккредитации . Следовательно, не сможет дальше работать, - подчеркивает Балкизов. - Вот мой сертификат хирурга действителен до 2017 года. В следующем году я в последний раз пройду сертификационный цикл и сразу вступлю в систему НМО. Если к 2022 году накоплю 250 баллов, смогу пройти реаккредитацию и получу право работать хирургом.

А что если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы? Эксперт Координационного совета обнадеживает: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов - за 5 лет и не меньше 50 часов - в год».

«Подводные камни» новой системы

Правда, чтобы перейти на европейские стандарты, в российской системе медицинского ДПО надо многое изменить. Пресловутые 250 часов обучения за 5 лет - система совершенно новая для медвузов. А значит, нужно менять учебные программы, согласовывать их с экспертной комиссией минздрава. «Министерство сейчас прорабатывает новую форму обучения - по 18 часов, т.е. всего по два дня, - говорит Залим Балкизов. - За это время врач может посетить симуляционный курс, семинар или мастер-класс, изучить дома часть образовательных материалов. Если разбить на такие «отрезки» все 250 часов обучения, работодателям не нужно будет отпускать врача на целых 4 недели, искать ему специалиста на замену. Так будет удобнее для руководителей, но самим медработникам эта система может не понравиться. Ведь многие расценивают циклы повышения квалификации как дополнительный отпуск и не хотят его терять».

Впрочем, сами руководители пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. В подтверждение тому - первые результаты пилотного проекта НМО, который стартовал в России в конце 2013 года и продлится до 2020-го. В рамках проекта 569 участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров из 15 регионов страны начали повышать квалификацию по-новому. И тут же столкнулись со сложностями: руководители медучреждений не отпускают на образовательные мероприятия. Так, конгресс союза педиатров из 20 московских врачей-участников пилотного проекта смогли посетить только три.

Есть и другая проблема: далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно. Около 30% участников «пилота» уже признались, что работа с электронным портфолио дается им с трудом. «Участие в пилотном проекте побудило многих специалистов научиться работать в интернете, - комментирует Залим Балкизов. - В итоге часть врачей стала активнее пользоваться интернетом, кто-то купил ноутбук. У людей была потребность получить такие навыки, и они их освоили. А пока врач раз в 5 лет посещает образовательные циклы, ему и не нужен интернет».

Анастасия Леменкова

В статье подробно расскажем, что такое аккредитация врачей, чем эта процедура отличается от получения сертификата, какие задания предстоит пройти врачу на экзамене.

Самое главное – как действовать медработнику, которые не прошел аккредитацию.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Какие виды аккредитации существуют

Аккредитация врачей заменила сертификацию для всех выпускников медицинских специальностей.

Часть практикующих медработников уже прошли свою первую аккредитацию.

Минздрав выделяет три вида аккредитации, которые действуют в системе непрерывного медицинского образования:

  • первичная;
  • специализированная;
  • повторная.

2. Следующий этап, который включает в себя аккредитация врачей – оценка практических умений и навыков специалиста в симулированных условиях.

Задание выполняется на специальных симуляторах. В ходе них врач должен продемонстрировать до 5 своих умений и навыков, а медсестра – только одно.

База заданий является единой, комплект заданий для специалиста формируется автоматически путем случайной выборки.

Врачу отводится на решение одного задания 10 минут, медсестре – 30 минут. Члены комиссии наблюдают за выполнением задания и вносят свои оценки в чек-листы.

Конечный результат подсчитывает компьютер – чтобы успешно пройти симуляционный этап количество правильных практических действий должно превышать 70%.

3. Решение ситуационных задач. Медработник должен подготовить свой ответ за 60 минут. На экзамене нужно решить 3 задачи, в каждой – 5 вопросов.

Ответ врача или медсестры заслушивают члены комиссии. Одновременно они оценивают правильность ответа. На выступление медработнику отводится 30 минут.

4. Периодическая аккредитация врачей включает в себя оценку портфолио специалиста.

Формирование портфолио происходит за 5 лет деятельности до аккредитации. В портфолио включаются документы об участии в курсах, конференциях, семинарах – свидетельствами, сертификатами, удостоверениями, дипломами.

Собранный медработником материал оценивают комплексно. Комиссия должна определить, соответствует ли текущий уровень квалификации врача нормативно-правовым требованиям.

Сроки

Ошибка 2. Клиника оплачивает обучение, но заставляет врача отрабатывать.

Некоторые медучреждения выходят из ситуации следующим образом – включают в трудовой договор с сотрудниками условие об обязательном сроке отработки для того, чтобы компенсировать свои затраты на обучение.

Это условие не противоречит трудовому законодательству если речь ведется о дополнительном обучении.

Но если это обучение, необходимое для допуска к работе – оплачивает его всегда работодатель, и взыскивать какие-либо суммы с сотрудника будет незаконно.

Ошибка 3. Руководство запрещает сотруднику совмещать работу с обучением.

В некоторых организациях руководство настаивает на том, чтобы сотрудник учился в свободное от работы время. Напомним, что система НМО предполагает обучение как с отрывом от работы, так и без такового.

Если врачу необходимо учиться – руководство не вправе ему в этом препятствовать.

Что меняется

В 2019 году аккредитация врачей может претерпеть некоторые изменения.

В частности, на обсуждении находится проект приказа Минздрава, которым он планирует изменить третий этап аттестации.

Изменения коснутся нескольких вопросов:

  • квалификация членов аттестационной комиссии;
  • форма свидетельства;
  • процедура экзамена;
  • форматы ситуационных задач – их предлагается оптимизировать.

Ознакомиться с проектом приказа можно на портале нормативно-правовых актов.

Аккредитация медработников - это установленная законодательством процедура, которая дает возможность установить, соответствует ли специалист, получивший медицинское образование, требованиям, установленным к ведению медицинской деятельности.

Когда проводится аккредитация

Вопросы и алгоритм проведения определяет Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Он разрешает в статье 100 вести меддеятельность только тем, кто обучился по программам высшего или среднего образования и имеют сертификат специалиста. Этот же закон в статье 73 обязывает медиков повышать уровень имеющихся профессиональных знаний, обучаясь по дополнительным программам.

Первым документом, который ответил на вопрос, для чего нужна аккредитация медработников, что это за процедура и кто ее проходит, стал Приказ Минздрава от 25.02.2016 № 127н. Первичная аккредитация ряда специальностей (лечебники, педиатры, стоматологи) проведена в соответствии с этим распорядительным актом.

С января 2019 года вступил в действие новый Приказ Минздрава — 898н от 21.12.2018 (внес изменения в Приказ 1043н), в котором вопросы аккредитации средних медработников, связанные со сроками и этапами, изменились. Документ подробно поясняет, в чем состоит аккредитация медработников, новые условия допуска к специальности обозначены в нем же.

Плановый переход к алгоритму аккредитации займет длительный период с 01.01.2016 по 31.12.2025.

  • высшее образование (программы «Здравоохранение и меднауки», уровень специалитета);
  • среднее профобразование в соответствии с ФГОС.

Специалисты, получившие после указанной даты:

  • высшее образование (ординатор);

Специалисты, получившие после указанной даты:

  • медицинское или фармацевтическое образование за пределами страны;
  • иное высшее образование;
  • высшее образование в соответствии с ФГОС программы «Здравоохранение и меднауки» (бакалавр, магистр, ординатор);
  • дополнительное профобразование по программам профпереподготовки.

Остальные лица, которые не прошли процедуру.

Виды аккредитации

Алгоритм аккредитации определен Приказом Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н.

Тестовые вопросы

Вопросы аккредитации медработников зависят от специальности и квалификации. Например, фармацевтов в рамках первичной аккредитации спрашивают о действии лекарств, химических группах, документах, которые регламентируют работу с препаратами.

Найти проверочные вопросы можно на официальном сайте Методического центра аккредитации . Мы собрали в таблице вопросы за 2018 год.

Чтобы найти вопросы на сайте Методического центра, выберите тип проверки, затем специальность и Тестовые задания. Скачать можно только тесты за прошлый год, но и они помогут подготовиться. Есть возможность пройти репетиционный экзамен.

Аккредитационные комиссии

Процедуру аккредитации проводят специально созданные комиссии в зданиях учреждений образовательного или научного формата, в которых реализуются программы медицинского и фармацевтического образования. Комиссия создается Приказом Минздрава по тем специальностям, по которым ведется аккредитация (участвуют также некоммерческие учреждения, упомянутые в ст. 76 323-ФЗ). В состав комиссии включаются:

  • председатель,
  • заместитель председателя,
  • члены комиссии,
  • секретарь.

Кроме них, в комиссию должны входить представители:

  • профессиональных НКО (организаций, отвечающих критериям статьи 76 323-ФЗ);
  • органов власти в сфере здравоохранения или профсоюзов;
  • учреждения, реализующего программы мед-, фармобразования.

К составу комиссии установлен ряд требований. У лиц из ее состава:

  • не должно возникать конфликта интересов в процессе процедуры;
  • должно быть высшее или среднее профобразование в соответствии со специальностью, по которой идет аккредитация, и стаж в этой сфере более 5 лет (кроме председателя).

Формат работы — заседание, проводится после каждого этапа процесса. Комиссия правомочна при условии присутствия всех ее членов по конкретному этапу. По результатам оформляется протокол. Документ подписывают все участники по окончании процедуры.

Протоколы подшиваются в книги, которые направляют в Минздрав, в архиве которого документы хранят 6 лет.

Порядок аккредитации

Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н.

Алгоритм такой:

  1. Аккредитуемый предоставляет в комиссию пакет документов.
  2. Секретарь фиксирует в журнале регистрации факт получения бумаг под расписку.
  3. Не позднее 7 календарных дней секретарь передает пакет в комиссию.
  4. Не позднее 10 календарных дней с даты регистрации комиссия проводит заседание, решая вопрос о возможности допуска претендента к процедуре и ее сроках.

Этапы проведения:

Первичная и первичная специализированная

Тестирование

Формируются автоматически методом случайного выбора 60 заданий. Найти их можно на официальном сайте Методического центра аккредитации (средних медработников и всех остальных).

На выполнение дается 1 час.

Практические навыки в специальных условиях

Может быть организовано с применением спецоборудования (тренажеры, манекены, привлекаемые больные)

5 практических задач, сформированных автоматически (в помощь — официальный сайт по аккредитации медработников 2019 года).

На выполнение каждой задачи дается 10 минут.

Оценку дает комиссия, заполняя оценочные листы.

Результат формируется автоматически на основании анализа заполненных оценочных листов аналогично этапу 1.

Задачи ситуационного характера

Ответы претендента на задачи

Формирование комплекта из задач на автоматической основе. Нужно дать ответ на 5 вопросов, включенных в каждую из 3 задач.

На подготовку ответов — 1 час.

Оценку проводят 3 члена комиссии.

По результатам комиссия решает: сдано — при более 10 правильных ответов, не сдано — менее 9.

Периодическая

Оценка портфолио

Рассмотрение документа

Решение принимает комиссия.

Сдано или не сдано — по результатам соответствия претендента установленным требованиям к квалификации и навыкам.

Тестирование

Использование тестовых заданий

Формируются автоматически методом случайного выбора 60 заданий. Их содержит официальный сайт методического центра аккредитации (средних медработников, иных работников).

На выполнение дается 1 час.

Результат считается автоматически: сдано — при получении более 70 % правильных ответов, не сдано — менее 69 %.

В период процедуры нельзя использовать средства связи. В аудитории ведется аудио- и видеозапись.

Результаты аккредитации

Каждый этап процедуры отражается в протоколе заседания комиссии и подлежит размещению на официальном сайте и информационных стендах учреждения не позднее 2 рабочих дней с даты подписания протокола.

Претендент прошел аккредитацию, если каждый этап оценен как сданный, решение отражено в протоколе не позже 2 дней с даты последнего этапа и не позже 5 дней направлено секретарем в Минздрав. Претендент не прошел аккредитацию, если:

  • он не явился;
  • этапы оценены как не сданные;
  • использованы технические средства в процессе.

В любом случае специалист получает не позднее 3 дней с даты формирования протокола выписку из него с конкретным решением.

Информация о прошедшем аккредитацию человеке включается в Федеральный регистр медработников. Не позднее 30 дней по факту подписания протокола специалист получает свидетельство об аккредитации (Приказ Минздрава от 06.06.2016 № 352н). Документ действителен в течение 5 лет после даты формирования протокола, далее срок действия свидетельства продлевается при условии прохождения очередной аккредитации.

Если этап не пройден, человек вправе, предоставив заявление, пройти его повторно. Если совершены 3 неудачные попытки, аккредитация не пройдена. Право на повторную попытку возникнет через 11 месяцев.

Не прошедшие процедуру вправе обжаловать в апелляционную комиссию решение не позднее 2 рабочих дней по факту размещения результатов этапа. Решения обеих комиссий можно обжаловать в Минздраве.

Что нужно для аттестации на категорию

Чтобы пройти первичную специализированную аккредитацию, нужно лично предоставить в комиссию пакет документов:

  • заявление с просьбой разрешить допуск к процедуре (указать информацию об освоении образовательной программы высшего, среднего профобразования, специальность, по которой выражается намерение вести медицинскую или фармацевтическую деятельность);
  • копии документов о высшем образовании, о квалификации (с приложениями) или о среднем профобразовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию СНИЛС (при наличии).

Чтобы пройти периодическую аккредитацию, нужно лично предоставить (или направить заказным письмом с уведомлением) в комиссию пакет документов:

  • заявление;
  • копию удостоверяющего личность документа;
  • портфолио;
  • копию сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста (при их наличии);
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профобразовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию трудовой книжки (при наличии);
  • копию СНИЛС (при наличии).

Портфолио представляет собой информацию о деятельности профессионального характера за предыдущие 5 лет, включая сведения:

  • о профдостижениях конкретного специалиста;
  • о прохождении программ по повышению квалификации.

Документ оформляется самостоятельно, а информация об образовательных программах должна иметь подтверждение в виде документов об их прохождении.

Образец заявления на аттестацию

Сертификация или аккредитация

У ряда медиков возникает вопрос: имеют ли они возможность получить сертификат без процедуры аккредитации. Ответ зависит от того, какой вид сертификации необходим:

  1. Плановая (по ФЗ № 323) — нужно каждые 5 лет повышать уровень квалификации.
  2. Внеплановая — относится к тем, кто завершает ординатуру, курсы переподготовки.

Плановая уже имеет установленные сроки аккредитации. Если сотрудником получен сертификат ранее 01.01.2016, он вправе пройти еще одну сертификацию. Если документ получен позднее 01.01.2016, следующим процессом для человека станет аккредитация. Ординаторы, а также лица, закончившие курсы профпереподготовки после 01.01.2019, также должны проходить аккредитацию.

Плановая сертификация (нужно ли вступать в НМО)

НМО (для средних медработников, иных специалистов) — новый вариант повышения квалификации, основанный на беспрерывности, персонализированном алгоритме обучения, что позволяет получить знания в соответствии с потребностями. Сомнения, связанные с необходимостью регистрации на сайте НМО, связаны с Приказом от 03.08.2012 № 66н. Дело в том, что Минздрав намеревался внести в этот документ, регулирующий совершенствование медиками знаний, поправки. В соответствии с ними, медик будет иметь возможность выбрать: ежегодно проходить курсы по повышению квалификации или прослушать курс от 150 академчасов. Четкого ответа на вопрос пока нет. Но медик ничего не потеряет, подключившись к сайту и пройдя обучение. Почему? Все просто. Портфолио, являясь одним из элементов аккредитации, содержит информацию о полученных сертификатах за обучения, и такая информация позволит пройти процедуру успешно.

Нужна ли сертификация тем, кто проходит переподготовку

Приказ от 22.12.2017 № 1043 установил, что сертификаты подлежат получению до 31.12.2018. Те, кто завершит обучение на курсах профессиональной переподготовки после 01.01.2019, будут уже сдавать многоэтапный экзамен.

Ответственность

При отсутствии у сотрудника действующего сертификата наказание может постигнуть и организацию, и работника. Статьи 19.20, 14.1 КоАП РФ устанавливают такие суммы:

В отношении работников ситуация следующая: при наличии установленного факта вины, связанной с тем, что врач не принял во внимание распоряжение работодателя о необходимости повысить квалификацию, пройдя соответствующие курсы, последний вправе:

  • отстранить от работы на период до 2 месяцев;
  • перевести на иную должность, которая не предполагает наличия сертификата;
  • прекратить трудовой договор.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт