Кратко о том, что такое афазия. Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения

13.04.2019

Больные афазией утрачивают способность выражать свои мысли посредством слов (амнестическая афазия) или отсутствие способности понимать смысл прочитанных и услышанных слов (сенсорная афазия, глухота на слова).


Формы афазии.

Афазия в медицинской терминологии подразделяется на сенсорную, моторную, проводниковую, амнестическую и тотальную.

Сенсорная афазия образуется в очагах воспаления в поверхностных слоях височной доли мозга. Данный вид афазии сочетается с алексией (нарушением чтения). Моторная афазия объясняется поражением задних отделений нижней части лобной извилины. Этот вид афазии сочетается с аграфией (нарушением письма). Проводниковая афазия образуется в больших очагах воспаления в белом веществе головного мозга.

Амнестическая афазия состоит в забывании наименований предметов.

Тотальная афазия говорит о полной неспособности к пользованию речевым аппаратом.

Моторная эфферентная афазия характеризуется воспалением заднелобных отделов доминантного к речи полушария. Заметна четко выраженная аграфия. Динамическая афазия проявляется при воспалениях заднелобного отдела доминантного полушария. Она характеризуется неспособностью понятно разворачивать свое высказывание.

Причинами развития афазии являются:

  • энцефалиты;
  • сосудистые повреждения мозга;
  • опухоли;
  • травмы головного мозга.

Лечение состоит в исправлении причин заболевания, предрасположенного к афазии.

Афазия после инсульта уже не редкость, так как инсульт перестал быть болезнью «старшего возраста». Сегодня можно встретить тридцатилетних людей, которые уже успели перенести инсульт. Никто не может дать гарантии, что после инсульта и афазии речь больного полностью восстановится.

Восстановительная работа при афазии – это достаточно сложный и продолжительный период (около пяти лет). Каждому пациенту должна быть предложена индивидуальная программа, рассчитанная не только на прием лекарственных препаратов, но и на работу с логопедом.

Кроме того, больные афазией должны:

  • проходить групповые занятия по лечебной физкультуре;
  • должны заниматься трудотерапией;
  • психотерапией.

Логопед должен быть все время рядом с больным, что поспособствует реабилитации речевого аппарата и повысит уровень общественной адаптации пациента.

Диагностика афазии – это прохождение различных тестов, направленных на выявление языковых навыков больного и оценку его речи. Параллельно, врач может выполнять физический осмотр, расспрашивать пациента о симптомах болезни и о ее истории.

Тесты включают в себя такие категории:

  • оценка речи и речевого аппарата;
  • проведение тестов на понимание, написание и читание текстов;
  • нейропсихологические тесты;
  • МРТ- тест для проведения съемок внутри головы;
  • анализ крови;
  • энцефалограмма-тест на активность мозговой деятельности;
  • анализ спинномозговой жидкости.


Лечение афазии.

В основу восстановительной работы с больными афазией заложены принципы, сформированные на практике и получившие широкое теоретическое обоснование.

Давайте рассмотрим наиболее значимые из них.

Начинать восстановительную работу необходимо, как можно раньше. Накопленный опыт свидетельствует, что результат работы логопеда напрямую зависит от срока ее начала. Общий принцип гласит: чем раньше начнешь – тем лучше закончишь. Начинать восстанавливать речь больного лучше всего с момента ее спонтанного появления, что будет сигналом для врача о приеме больным логопедической помощи. Форсирование данной ситуации может привести к еще большему торможению и даже к общему ухудшению здоровья.

Поэтапность работы по восстановлению речевого аппарата. Важность этого связана с разностью характера повреждений головного мозга, а также с необходимостью введения разнообразных подходов для восстановления их функций.

Локальные поражения различных частей головного мозга. В то время, как одна часть клеток мозга находится в заторможенном состоянии, другая часть клеток полностью разрушается. Это обстоятельство обязательно учитывается при работе по восстановлению речи. Усилия специалистов-логопедов направлены на активизацию заторможенных участков мозга.

Упреждающая часть логопедического воздействия. Подход к восстановлению речи, позволяющий максимально ограничить появление стойких аграмматизмов. На ранних этапах работы от методики начального растормаживания речи зависит ее дальнейшее восстановление. Для предупреждения аграмматизмов следует избегать частых повторов одного упражнения, а предлагать больному осваивать разнообразные обороты речи.

Всесторонняя работа над речью. Необходимость этого связана с особенностями речевых нарушений. Наряду с чтением и письмом требуется обязательное восстановление устной речи.

Положительный, яркий эмоциональный фон в период работы. Первейшее, что надо сделать в данной ситуации – попытаться внушить больному уверенность в своих силах, чему будет способствовать положительный эмоциональный фон, заложенный в программе восстановления речи.

Непосредственную помощь в восстановлении речевого аппарата должны оказывать родные и близкие больного.

Лечение моторной афазии требует необходимости растормаживания речи, создание у больного условий, при которых ему хочется говорить. Например: возьмите старый журнал с картинками или семейный фотоальбом. Откройте его и попросите выбрать понравившуюся ему фотографию (картинку). Предложите ему выбирать картинки, ассоциируясь на фразе: Как прекрасно! Можно вместе с больным прослушивать старые магнитофонные записи и тихонечко подпевать. Это поможет поднять настроение и оживит воспоминания.

Лечение сенсорной афазии предполагает осознание сказанного. Для этого требуется оживить поток зрительных образов и попробовать переключить его внимание на другую деятельность (лото, кубики, шахматы). Можно заняться уборкой квартиры или мытьем посуды, если больной уже может это сделать.

Восстановлению речи могут способствовать лекарственные препараты. Пробудиться от спячки памяти и речи больного помогает препарат ноотропил. Принимать его надо достаточно долго (несколько месяцев). Параллельно можно делать внутримышечные инъекции того же препарата.

Чрезвычайно эффективен при нарушениях внимания и памяти такой препарат, как церебролизин . Его можно принимать совместно с ноотропилом. Больные переносят их очень легко и хорошо. Попробуйте все, что мы Вам предложили, но с учетом индивидуальных запросов больного.

Если Вы хотите по-настоящему помочь больному вернуться к полноценной жизни, будьте всегда рядом с ним, вместе смотрите телевизор, слушайте радио.

Крепкого здоровья Вам и большого терпенья!

Афазия - это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и - как результат - нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек - левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок - замок - олово - рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное - чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» - «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии - в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист - в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Афазия - частичная или полная утрата способности разговаривать нормально. Возникает при повреждении частей коры головного мозга, отвечающих за речь. Это бывает при травме головы или инсульте. Может постепенно развиться на фоне деменции, опухоли мозга или инфекции. Нарушения затрагивают лишь уже сформированную речь. Это самая сложная речевая патология, поражающая детей и пожилых людей.

Детские афазии встречаются значительно реже. Симптомы сходны с симптоматикой афазии у взрослых. У детей хорошо развита наблюдательность, но общение с окружающими людьми затруднено.

Больной ребенок не может много говорить, а иногда и отказывается от разговора. Словарный запас его не увеличивается. На вопросы дает однозначный ответ (да или нет).

Некоторые дети имеют тягу к общению и страдают от длительного потока слов. Произносят длинные предложения, не имеющие смыла. Фразы очень запутаны. Невозможно понять, что хочет ребенок сказать.

Причины

Наиболее частыми причинами афазии считаются:

  • геморрагический инсульт;
  • ишемический инсульт;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • хирургическое вмешательство в черепную коробку;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания ЦНС (болезнь Альцгеймера и Пика).

Причины заболевания, его локализация и обширность оказывают влияние на его течение. При кровоизлиянии в мозг тяжесть болезни будет значительно выше, чем при атеросклерозе.

Симптомы

Различают 4 формы афазии, связанные с поражением отдельных частей коры головного мозга:

  1. Моторная афазия. Поврежден задний отдел лобной доли.
  2. Сенсорная афазия. Повреждена височная доля.
  3. Семантическая афазия. Повреждена теменная область.
  4. Амнестическая афазия. Поврежден внутренний отдел височной доли.

Обычно в клинической картине наблюдается сочетание двух афазий: моторной и сенсорной.

По уровню выраженности выделяются 2 разновидности заболевания:

  1. Частичная афазия (чередование нормальной и нарушенной речи).
  2. Тотальная (полное нарушение речи).

Характер афазии зависит от зоны поражения коры головного мозга. Нарушение функции речи - общий симптом афазии.

Для всех форм болезни характерны следующие признаки:

  • немотивированные длинные паузы;
  • переход на шепот во время разговора;
  • нарушение письменной речи;
  • произношение невнятных звуков;
  • сбой ритма и темпа при разговоре;
  • нарушение счета;
  • машинальное повторение чужого высказывания;
  • забывание названий предметов.

Диагностика

С жалобами на афазию надо обращаться к врачу-неврологу.

Он проведет неврологический осмотр (асимметрия лица, неполное закрывание глаз, опущение уголков рта, слабость в конечностях).

Даст направление на следующие процедуры:

  1. Дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
  2. МРТ головного мозга.
  3. Магнито-резонансную ангиографию.
  4. Ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи.
  5. Люмбальную (извлечение спинномозговой жидкости) пункцию.
  6. Анализ крови.

К обследованию пациентов подключаются логопеды. Они при помощи тестов определяют умение пациента понимать речь и выражать свои мысли. Тесты могут включать:

  • оценку речи;
  • состояние речевых мышц;
  • тесты на понимание вопросов;
  • оценку написания и чтения.

Лечение

Лечением заболевания занимается врач-логопед, специализирующийся на афазии. Процесс восстановления речи может занимать длительный период времени. Работа проводится по всем направлениям речи: письменной, устной. Выбор методик лечения опирается на поставленный диагноз и форму афазии.

Дополнительно психологом проводится профилактика сопутствующих заболеваний:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • пассивное отношение к лечению.

Может быть назначен прием медикаментов, очень редко - хирургическое вмешательство.

Для улучшения и восстановления речевых способностей больного афазией в восстановительной терапии используются компьютеры. Человек выполняет упражнения для понимания фонем, произношения звуков.

Помощь родственников

Близкие люди также могут помочь лечению, придерживаясь следующих правил при общении с больным:

  1. Говорить простыми и очень короткими предложениями.
  2. Повторять при необходимости ключевые слова предложения.
  3. Сохранять обычный стиль общения (не как с ребенком или слабоумным).
  4. Чаще привлекать для беседы больного.
  5. Не поправлять произношение человека с афазией.
  6. Терпеливо ждать, когда будет построено предложение.
  7. Постоянно общаться и привлекать к диалогу больного.

Народные средства

Сегодня есть только один способ лечения - занятия с логопедом. Народных рецептов нет. Наиболее прогрессивными методами считается дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошади) и фелинотерапия (лечение с помощью кошек).

Осложнения

При отсутствии корректного лечения патология приводит к следующим последствиям:

  1. Развитие необратимых дефектов речи.
  2. Проблемы с адаптацией в обществе. Человек становится изгоем.
  3. Летальный исход.

Профилактика

Профилактика афазии заключается в своевременном выявлении поражений мозга, предупреждении сосудистых катастроф и черепно-мозговых травм.

В целях профилактики заболевания следует:

  • избегать травм головы;
  • поддерживать в норме артериальное давление;
  • избавиться от негативных привычек;
  • составить сбалансированный рацион;
  • избегать стрессовых ситуаций.

Чем раньше начать коррекционную работу, тем значительных результатов можно добиться.

Помощь человеку с афазией

Афазия - утрата или искажение речи у взрослого человека чаще всего является следствием инсульта. Процесс восстановления обычно занимает долгое время, и здесь очень важны совместные усилия логопедов и близких людей. Подробнее о том, как помочь человеку восстановить речь, читайте в статье.

После выписки

Не всегда, далеко не всегда, человек выздоравливает за 21-24 дня нахождения в стационаре. Не стесняйтесь спрашивать у врачей, что делать дальше, ведь процесс реабилитации (восстановления) идет от полугода до 6 лет. Длительность его зависит:

От состояния сосудов. Различные обследования покажут способность сосудистой ткани к восстановлению или определят, насколько соседние участки смогут возместить утраченную функцию.

От возраста пациента. Это совсем не означает, что если вам 73, то нечего и ждать. Напротив, практика показывает, что пожилые больные восстанавливаются быстрее и полнее. Но фактор возраста необходимо учитывать.

От характера больного и типа его психики. Люди, «быстрые на подъем», легче приспосабливаются, схватывают помощь на лету.

От помощи, которую оказывает больному логопед. Т.е. больному необходимы занятия с логопедом. Не пытайтесь самостоятельно, без специальной подготовки, начинать восстановление, можно «наломать таких дров», что и не исправить. Невозможно будет переломить стереотипы речи, которые могут появиться при такой некомпетентной помощи. Не оказывайте близкому человеку «медвежьей услуги», согласитесь, что каждому делу - свой специалист.

С больным можно проговаривать вместе:

Это касается устной речи. Но, как правило, страдает письмо и счет - так называемые аграфия, акалькулия, а также чтение - алексия. Есть действия, которые не приведут к непоправимым последствиям. Например, можно написать в столбик довольно крупным шрифтом:

Имена близких;

Географические названия (эмоционально значимые для вашего родственника, связанные с его жизнью);

Продукты;

Вывески.

Виды афазии и ее проявления

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр Брока), развивается при повреждении задненижних отделов лобных долей головного мозга (зона Брока) доминантного полушария

Распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма. Нарушение инициации экспрессивной речи и трудности переключения речевых программ. Пациенты молчаливы, иногда в остром периоде спонтанная речь может полностью отсутствовать. Впоследствии речь больных обычно плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы. Весьма характерны звуковые и вербальные персеверации. В равной степени нарушается как спонтанная речь пациента, так и повторение слов или фраз за врачом. Возникают трудности называния предметов по показу, подсказка помогает пациенту правильно назвать предмет. Нарушается чтение текста вслух. Письмо также дается с трудом, больной допускает как орфографические, так и грамматические ошибки, возможны персеверации отдельных букв. Понимание устной и письменной речи не страдает. В большинстве случаев данный вид афазии развивается остро в сочетании с гемипарезом и гемигипестезией в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры, при поражении верхних отделов теменной доли доминантного по речи полушария, в результате вторичных расстройств экспрессивной речи по типу трудностей построения артикулем.

Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект - невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова. Понимание речи не страдает. Самостоятельная речь плохо артикулирована, характерны литеральные парафазии по типу замен близких артикулем. Может отмечаться как в спонтанной речи, так и при повторении, чтении вслух, назывании предметов. Вместе с тем беглость речи не снижена, паузы отсутствуют, грамматические конструкции правильны.

Сенсорная афазия развивается при поражении задних верхних отделов верхней височной извилины доминантного полушария обычно в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии или иного локального поражения.

Утрата фонематического слуха. Нарушение понимания устной и письменной речи, возникает отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи. Страдает понимание письменной речи, поскольку больной не может сопоставить букву с соответствующей ей фонемой.

Выраженные нарушения отмечаются также в экспрессивной речи больных. Возникают замены близких фонем на созвучные (литеральные парафазии), речь больного становится непонятной для окружающих ("речевая окрошка"). Страдает самостоятельная речь, повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух. Ошибки по типу литеральных парафазии могут отмечаться и при письме. Беглость речи не нарушается. Речь больных плавная, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется. В основе этой афазии лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.

Сенсомоторная афазия при обширных инфарктах в бассейне левой средней мозговой артерии зона ишемического повреждения может охватывать как заднелобные, так и височные отделы головного мозга.

Страдает инициация речи, фонематический слух. Клиническая картина характеризуется сочетанием симптомов сенсорной и моторной афазии (сенсомоторная афазия). Страдают все аспекты речевых функций, поэтому другое название данного речевого расстройства тотальная афазия. Как правило, тотальная афазия сочетается с выраженным правосторонним гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией.

Динамическая афазия (транскортикальная моторная) развивается при поражении префронтальных отделов лобных долей головного мозга доминантного полушария

Проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и ее реализации. Распад внутренней речи. Нарушение инициации речевой активности и трудности переключения речевых программ. Уменьшение беглости речи, особенно при назывании глаголов, телеграфный стиль и аграмматизмы в устной речи и при письме. Речь больных плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Понимание речи не страдает. Повторение слов и фраз за врачом сохранено. Более характерны вербальные персеверации.

Акустико-мнестическая афазия - развивается при локальных поражениях височных долей головного мозга доминантного полушария. Возникает в результате первичного нарушения импрессивной речи. В основе - нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. Понимание отдельных фонем при акустикомнестической афазии сохранено. Невозможным становится синтез фонем в слова. Преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются на местоимения. Характерны вербальные парафазии. Беглость речи не страдает, однако попытки "вспомнить" нужное слово могут приводить к паузам в разговоре. Проба на категориальные ассоциации выявляет значительное уменьшение словарного запаса существительных. Повторение слов за врачом не нарушено.

Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения. Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи считают различение этих трех форм афазии сугубо теоретическим.Номинальная афазия , близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.

Подкорковые афазии . В большинстве случаев возникновение афазии связано с поражением корковых отделов головного мозга. Однако описаны афатические речевые расстройства при патологии базальных ядер.

Поражение таламуса может приводить к расстройствам экспрессивной речи, которые по своим клиническим характеристикам напоминают афазию ВерникеКожевникова (выраженные литеральные и вербальные парафазии, превращающие речевую продукцию в "словесную окрошку"). Отличительной особенностью таламической афазии от афазии Вернике является сохранность понимания речи и отсутствие нарушений при повторении фраз за врачом.

При поражении полосатого тела описано уменьшение беглости речи и парафазии в сочетании с нарушением артикуляции. Повторение за врачом и понимание речи остаются интактными.

Поражение задних отделов внутренней капсулы часто приводит к возникновению мягких речевых нарушений, которые трудно отнести к какомулибо определенному виду афазий.

Семантическая афазия (транскортикальная сенсорная). Семантическая афазия (по другой терминологии транскортикальная сенсорная афазия) характеризуется нарушением понимания грамматических взаимоотношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обращенную к нему речь, если она содержит сложные логикограмматические конструкции. Аналогичные трудности пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, в которых могут отсутствовать служебные слова. Попытка говорить более сложными предложениями неизбежно приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов по показу. Как и при других первичных нарушениях импрессивной речи, беглость речи и артикуляция при семантической афазии не нарушены.

Семантическая афазия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочных долей головного мозга доминантного полушария обычно в результате инсульта. В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Оптикомнестическая афазия. Оптикомнестическая афазия характеризуется прежде всего значительными трудностями при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков оказывает положительный эффект. Эти признаки отличают оптикомнестическую афазию от зрительнопредметной агнозии. При последней больной способен описать предмет, но не узнает его, литеральная подсказка неэффективна.

В отличие от акустикомнестической при оптикомнестической афазии узнавание существительных на слух и самостоятельная речь больных не нарушаются. Оптикомнестическая афазия возникает при поражении смежных отделов височной и затылочной долей доминантного по речи полушария. Предполагаемый механизм развития разобщение центров зрительнопредметного гнозиса и центров импрессивной речи.

Субкортикальная моторная афазия (афемия, малый синдром Брока). Также возникает при поражении задненижних отделов лобных долей головного мозга, но обычно при меньшем объеме повреждения мозговой ткани. Малый синдром Брока характеризуется уменьшением беглости спонтанной речи, трудностями повторения слов и называния предметов по показу, нарушением артикуляции. В то же время в отличие от эфферентной моторной афазии письменная речь при афемии остается интактной, в том числе в острейшем периоде. Последнее обстоятельство дает основание некоторым авторам считать афемию апраксией речи, а не одним из видов афазий.

Причиной афемии обычно является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне корковых ветвей левой средней мозговой артерии. Как правило, при этом не бывает стойких двигательных нарушений, однако в остром периоде может отмечаться центральный паралич мимических мышц, легкий преходящий гемипарез.

Транскортикальная смешанная афазия . Нарушения мозгового кровообращения по гемодинамическому типу иногда приводят к одновременному ишемическому повреждению префронтальных отделов лобных долей и зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга. При этом могут возникать речевые нарушения, в клинической картине которых присутствуют симптомы динамической (транскортикальной моторной) и семантической (транскортикальной сенсорной) афазий. Это состояние получило название транскортикальной смешанной афазии. Как и при других транс кортикальных афазиях, важный диагностический критерий данного вида речевых нарушений - сохранность повторения фраз за врачом.

Проводниковая афазия. Основной клинический признак проводниковой афазии - выраженное нарушение повторения фраз за врачом и чтения вслух. Нарушается также называние предметов по показу. Самостоятельная речь более сохранна, беглость речи не изменена, отсутствуют наруше-ния артикуляции. Однако могут отмечаться литеральные и вербальные парафазии. При письме под диктовку больной допускает орфографические ошибки, пропускает буквы и слова. Понимание устной и письменной речи при проводниковой афазии не нарушается.

Проводниковая афазия развивается при поражении белого вещества верхних отделов теменной доли доминантного полушария. Предполагаемый механизм развития речевых расстройств разобщение центров импрессивной и экспрессивной речи. Однако иногда проводниковая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Афазия представляет собой нарушение акта речи, возникающее из-за повреждения коры головного мозга. При данном расстройстве человек полностью либо частично утрачивает ранее приобретенную речевую функцию, также нередко страдает способность адекватно воспринимать чужую речь, нарушаются функции письма и чтения. Являясь неспецифическим признаком различных патологических состояний мозга, афазия способна протекать в нескольких формах. Именно от формы болезни зависит и ее основная клиническая картина.

Формы болезни

В зависимости от того, какая именно зона коры головного мозга подверглась повреждению, принято выделять несколько форм афазии:

В клинической практике наиболее часто встречается сочетанная форма болезни, при которой совмещаются сенсорная и моторная формы.

По степени тяжести болезнь может быть частичной или тотальной. В первом случае нормальная речь у больного сопровождается нарушениями, тогда как во втором случае, функция речи оказывается полностью разрушенной.

Причины заболевания

Главная причина, по которой развивается моторная или сенсорная афазия – это органическое поражение коры головного мозга. Негативное влияние провоцирующих болезнь факторов оказывается тогда, когда речь у больного уже полностью сформировалась.

Чаще всего развитию заболевания способствуют сосудистые патологии головного мозга. Так, нередко моторная афазия или иные формы болезни наблюдаются у пациентов, перенесших ишемический или геморрагический инсульт. Стоит отметить, что после геморрагического инсульта чаще всего у больных диагностируется тотальная либо смешанная форма афазического синдрома. При перенесенном ишемическом инсульте, способствующем значительному нарушению мозгового кровообращения, чаще наблюдается тотальная сенсорная либо моторная афазия.

Помимо патологических состояний, приводящих к нарушению кровообращения, спровоцировать развитии афазии могут хирургические вмешательства и черепно-мозговые травмы. Кроме того, отмечается влияние на развитие расстройства речевой функции воспалительных процессов в головном мозге, которые возникают при менингите и энцефалите, опухолевых новообразований, прогрессирующих патологий ЦНС. Также привести к афазии может эпилепсия, при которой неизбежно нарушается нормальное функционирование мозга, и болезнь Крейцфельда-Якоба, характеризующаяся разнообразной неврологической картиной при прогрессирующем слабоумии вследствие поражения мозга инфекционной природы.

Можно выделить некоторые факторы риска, повышающие вероятность появления афазии. Афазия Брока, также как и сенсорная или амнестическая афазия чаще всего встречается у людей пожилого возраста, а также у пациентов, имеющих генетическую предрасположенность к болезни. Также риск возникновения речевого расстройства существенно повышается при гипертонии, ревматических пороках сердца и перенесенных ишемических атаках.

Клиническая картина

Тяжесть течения афазического синдрома определяется возрастом больного, индивидуальными особенностями его организма, а также локализации и распространенности патологического очага. Если у пациента имеются опухоли мозга, то сенсорная и моторная афазия будет проявляться постепенно, тогда как после черепно-мозговой травмы болезнь возникает резко. Афазическое расстройство, появившееся на фоне кровоизлияния в мозг, обычно характеризуется наиболее тяжелым течением.

Что касается симптомов заболевания, то основным из них является нарушение речи, которое присутствует при любых типах патологии. Если у пациента присутствует эфферентная моторная афазия, в его речи присутствуют такие отклонения, как перестановка слогов и звуков, парафразии. Стиль речи таких больных можно охарактеризовать как «телеграфный». Афазия Брока характеризуется сохранением способности человека произносить отдельные звуки, но сопровождается нарушением функции письма и чтения.

При афферентной моторной форме болезни клиническая картина бывает несколько иной. У больного может наблюдаться речевой эмбол, невозможность говорить спонтанно, отсутствие понимания фраз других людей. Такие пациенты часто склонны к молчаливости, так как осознают свое заболевание и при невозможности произнести конкретные слова предпочитают промолчать.

Сенсорная афазия характеризуется преимущественно нарушением слухового восприятия, тогда как физический слух остается нормальным. Пациенты с афазией Вернике не могут контролировать собственную речь, а также не понимают речевой поток, обращенный к ним. В первые несколько недель развития заболевания окружающие не могут понять смысл фраз больного, так как речь его больше напоминает «словесную окрошку». Далее может развиться патологическое многословие. Как правило, сенсорная афазия характеризуется сохранением у больного функции течения, тогда как навык письма может пострадать.

Амнестическая афазия проявляется тем, что больной не может вспомнить названия известных ему предметов и явлений, испытывает трудности с пониманием сложных предложений в речи других людей, различных речевых и метафорических оборотов. Также пациент не понимает смысла прочитанного.

При тотальной форме недуга наблюдаются нарушения всех сторон речевой функции. Человек не может ни понять чужую речь, ни правильно воспроизвести собственную. Для выражения своих мыслей больной практически не использует словесные формы, также испытывает трудности при письме и чтении.

Методы диагностики

Сенсорная и моторная афазия, а также другие формы данного расстройства диагностируются после комплексного обследования с участием неврологов, логопедов и нейропсихологов. В первую очередь, специалисты проводят анализ анамнеза пациента, учитывая время начала развития симптоматики и факторы, ставшие причиной заболевания. Обязательно проводится неврологический осмотр, в ходе которого выявляются имеющиеся дефект речевой функции и прочие неврологические клинические признаки. Оценку речи пациента и планирования будущего курса коррекции проводит психолог.

В качестве дополнительных диагностических мероприятий выполняется электроэнцефалография для оценки электрической активности различных отделов мозга пациента, магнитно-резонансная ангиография для выявления возможных повреждений сосудов мозга, также широко применяются методы компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Чтобы восстановить речевую функцию, необходим реабилитационный курс, включающий в себя занятия с логопедом и психологом. Скорость восстановления зависит от возраста больного и степени тяжести заболевания.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт