Спасение самоубийц. Почему самоубийц не отпевают в церкви? Молитесь, но осторожно

02.03.2019

Во френд-ленте.
И рада я, что тема получает распространение (я считаю очень важным говорить о суициде), и сама статья меня резанула и даже в чем-то разозлила. И тоном написания (в нем, как мне показалось, нет уважения к людям, имеющим такие импульсы) и с некоторыми фразами, которые как серпом по... в общем, режут. Например, фраза о том, что если вы ничего не знаете о признаках суицида, то вы не сможете спасти человека, если предоставится такая возможность.

Мне кажется, без уважения невозможны в принципе никакие реалистичные и в действительности поддерживающе отношения. Поддерживающие что-то здоровое, а не невротическое. Более того, "спасти" никого невозможно. Спасать (тем более от суицида), значит кружиться в своих процессах, путая свое с чужим и, как следствие, обрекать себя на усугубление своих невротических процессов. Поддержать - можно, если эта поддержка принимается, но спасти - нет. Это нужно быть Господом Богом.

Близкие людей, которые выбрали уход из жизни, часто испытывают вину такой силы от того, что не смогли "спасти", не заметили, не предполагали (хотя в реальности им неподвластны выборы других людей, зачастую невозможно предположить, что кто-то из их окружения планирует суицид, этого часто даже сам человек до конца не осознает до наступления "последней капли"), что такие формулировки, на мой вкус, способствуют поддержанию идеи контроля над тем, что даже профессионалы, работающие десятки лет с суицидами и кризисами, не имеют дерзости так все упрощать и нести эти упрощения в виде классификаций в массы. Хотя, по статистическим данным - да, с некоторыми я согласна полностью (например, с тем, что риск суицида повышается, если были прежде попытки себя убить, и если в семье были родственники, которые совершили суицид). Некоторые данные мне показались интересными, но насколько они правдоподобны, я не знаю пока. Интересно очень поизучать приведенные в статье данные (жаль, что не указано, откуда они).

Ну да ладно, как бы то ни было, вдохновилась я этой статьей на написание своих размышлений о суициде как явлении.

Что из себя представляет суицид как психическое явление?

Суицид - концентрированная форма агрессии, завернутая на себя.
НО.
Изначально такой агрессивный импульс был адресован куда-то кому-то во вне. Но не находил выхода. И дорос до, если упростить: я так хочу тебя убить, что уже нет сил с этим справляться. И так как я останавливаю себя от выражения своей накопленной ярости, я заворачиваю ее на себя.

Нет, изначально это не было желание кого-то именно убить. Изначально, это был импульс, адресованный во вне, но хронически останавливаемый. Доросший до таких масштабов, что эта энергия чувств становится как бы больше всего остального - больше других чувств, больше других мыслей, часто, больше воли человека, затмевая критичность мышления, заземленность.

Чем останавливался изначально вполне себе переносимый импульс?
Причин здесь много.

- Это могла быть какая-то очень мощная внушенная установка, запрещающая проявлять себя в этом мире.
Например, внушенный стыд, сформированный через личностные уничижительные оценки.
При любой неудаче оценивались не действия, а личность:
у тебя руки из жопы растут;
ну, ты как всегда;
да чего от тебя еще ожидать?;
не будь таким злым (если человек злится. Ведь злость не делает человека злым, злость делает человека злящимся, а это разные вещи);

Куда круче работают невербальное мочилово, внушающее стыд:
Травля;
Отношение к человеку (в особенности к ребенку) как функции, неуважение его интересов, взглядов, наказание игнорированем;

Это травматический опыт, который остался неразрешенным.
Травма - это событие, которое в единицу времени вызвало столько разнонаправленных и сильных чувств, что в психике не хватило ресурсов их "переварить".
Дальнейшие последствия такого явления проявляются в том, что при чем-то похожих ситуациях, человек будто оказывается в травматичном событии и воспроизводит те же реакции, что и во время травмирующего события, чем провоцирует как бы повторение сценария.
Если сценарий таки повторился, то происходит ретравматизация, то есть человек еще больше укореняется в травматическом опыте, реакции на происходящее могут быть сильнее, уход в защиты глубже.
Постепенно формируется кокон из защит, вся жизнь обустраивается вокруг травматического события с целью избежания воспроизведения травматического опыта.

- Это может быть неразрешенный кризис.
Под кризисом я подразумеваю происшествие во внешнем мире, которое вызвало эмоциональное потрясение и вынудило поменять привычный ход жизни.
Например, война, потеря близкого, внезапное увольнение с работы и другие события, которые "выбивают почву из-под ног".
Кризисы имеют свои стадии их проживания. И, порой, бывает, что человек на какой-то стадии застрял. Жизнь продолжается, а место, в котором человек застрял, продолжает отжирать психическоую энергию, искажать реальность через призму своего застревания.

- Это может быть "хорошее воспитание" , в конце концов.
Это когда "не будь эгоистом, не думай о себе", "нельзя злиться", "никого обижать нельзя", "нужно быть хорошим человеком" (всегда, везде и со всеми, ага) и прочая. Если человек привык автоматом опираться на такие внушения, то импульс останавливается независимо от контекстов. Например, "неэгоист" продолжает думать обо всех, кроме себя, даже если его откровенно используют. При мыслях о том, что бы позаботиться о своих интересах, испытывает стыд.
"Нельзя злиться" обычно имеет продолжение, которое не проговаривается вслух. Чаще всего полностью это послание звучит как: нельзя злиться на меня, как на маму. Потому что я начинаю бояться потерять свой родительский авторитет, испытать растерянность и бессилие и умереть от чувства вины за то, что я плохая мама(воспитательница/учительница/...) и не знаю как справиться со своими чувствами. Или: нельзя злиться, потому что я себе не разрешаю злиться, и не знаю что делать с твоей злостью.
Но обычно это послание выражено только внушением из двух слов: злиться нельзя.

В общем, способов заблокировать свое аутентичное взаимодействие с миром масса. Чем больше блоков на проявление себя, и чем меньше творческих приспособлений для проявления этих импульсов хоть как-то по-другому, тем больше агрессия (активность) направляется на себя.

В легком варианте можно грызть ногти, выдавливать прыщи, дергать ногой, обнаруживать себя в скрученных позах, кусать губы и так далее.
Далее уже покруче могут быть следствия таких сдерживаний: головные боли, всевозможные заболевания (привет желудочно-кишечный тракт, астма, аутоиммунные заболевания и вообще все заболевания, которые изначально были импульсами, которые застряли в теле и переросли в органику, где без медицины уже не обойтись), и в особенности депрессия, как защита, которая включает все предохранители, сдерживающие действия, и вместо активного действа, что бы не переживать то, на что не хватает ресурсов, все становится серым, бессмысленным и пустым.
Ну, и крайний вариант сдерживаний - суицид.

Что мне кажется важным при суициде:
- Суицид никогда не бывает "ни с того ни с сего". Суицид - это ВСЕГДА следствие накопленного.
Бывает, живет человек, живет, а потом типа "ни с того, ни с сего" суициднулся. Нет. Это не внезапность. Это где-то копилось. Событие, ставшее последней каплей - да, такое может быть. Но эта капля попадает в чашу уже почти переполненную.

Суицид - это невидимые очки, надетые на нос, через призму которых куда не посмотри - выхода нет. Внезапно то, что раньше наполняло смыслом, может уйти из поля зрения. В поле зрения остается лишь то, что лишает смысла и создает ощущение, что страдание никогда не закончится. И единственный способ его остановить, или закончить тянущуюся годами ситуацию - суицид.

Суицидальные импульсы есть абсолютно у каждого человека. Так же как и импульсы, обращенные к жизни. Мы с этим рождаемся. Это естественно.
Если импульсов, обращенных к жизни поддержано значительно больше, то суицидальная часть проявляется как правило в спонтанно возникающих фантазиях или размышлениях. Например:если я умру, кто придет на мои похороны? Будут ли они жалеть о том, что меня потеряли?
Чуть глубже фантазии из серии: сейчас меня собьет машина, голова полетит туда, кеды сюда, и мозги будут размазаны вон на том столбе.
И вот как только фантазии начинают переходить в действия, где человек намеренно или неосознанно подвергает свою жизнь или здоровье риску, вот тогда, мне видится, это важный момент, который не стоит упускать из внимания - и своего, и внимания других людей, которые действительно могут поддержать (профессиональные спецы - самый надежный вариант). Еще лучше позаботиться о себе на стадии фантазий, которые становятся не просто редкими и залетными, но и возбуждающими эмоционально и часто. Впрочем, это уже следующий пункт:

Предотвращение суицида.

В общем, суицид - это целый комплекс неразрешенных переживаний. Поэтому очень важно их не накапливать и вовремя обращаться за профессиональной поддержкой, когда:

Вы переживаете тяжелую утрату, резкую смену привычного образа жизни, стали свидетелем или участником катастроф или насилия. А так же если произошло что-то, что выбило почву из-под ног.
Человек может справиться с кризисом самостоятельно. Однако, при поддержке специалиста вероятность того, что выход из кризиса будет без застреваний, значительно повышается.

Заботиться о балансе нагрузки и радости.
Радость - это чувство, которое восполняет недостаток энергии, восстанавливает, наполняет смыслом. Поэтому, если вы работаете без выходных в надежде, что на пенсии будете получать удовольствие, не спите нормально, приговаривая "на том свете отосплюсь", не едите нормально и всяко разно истощаетесь, то однажды вы можете как бы внезапно обнаружить, что резервы вашей психики исчерпаны. Чаще всего такое психическое истощение оборачивается "выгоранием" - отключением способности быть эмоционально включенным в жизнь, что может стать отличной почвой для депрессии, соматических заболеваний, во время которых очень клево вылезает все непрожитое, накопившееся, которое ложится дополнительным грузом на вашу истощенную душу.
Поэтому всячески рекомендую чередовать тяжелое с приятным, отдыхать после вджобываний, и всяко-разно восстанавливать баланс, что бы не уехать ни в какую крайность (парадоксально, но усердная и долгая "фиеста"без вджобываний, приводит примерно туда же, куда вджобывания без фиесты).

Так как суицидальные импульсы - это то, с чем мы рождаемся, вполне естественно о них говорить.
Но, так как тема смерти в нашей культуре нынче табуирована, то обычно разговоры о смерти и суициде вызывают страх. И, часто, к сожалению, имитацию того, что этих тем будто бы и нет.
Однако, у меня хорошие новости. Все люди так или иначе думают о смерти. Это нормально. Потому что смерть всегда рядом и напоминает о себе. Любое что-то, что заканчивается - это и есть смерть. Например, вот где-то час назад умерло 7е августа 2016 года. И я когда-нибудь умру. И ты тоже, дорогой, читатель. Я знаю, что ты об этом знаешь. Но я хочу поговорить об этом. Все-таки, тема смерти и суицида вызывает тревожность и страх.
Но если говорить о них, разделять эти темы, от которых никуда невозможно убежать - они всегда с нами, - то это дает возможность разделять свои переживания, справляться с ними, и, при взаимности отклика, переживать близость и в этой теме. А я не знаю ничего, что обращало бы больше к жизни, чем близость.

Возможно, намерения кончать счёты с жизнью у мужчины не было – он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения и так и не смог вспомнить, каким образом оказался на мосту.

Так или иначе, но спасли мужчину чудом. К счастью, подобные случаи не всегда заканчивается трагедией. Новости о том, как горе-самоубийц удалось вернуть к жизни кому-то из специалистов или случайно оказавшихся рядом людей, время от времени появляются на станицах СМИ. А иногда встречаются публикации об инцидентах, которые не закончились трагедий по совершенно необъяснимым, внерациональным причинам. Вот несколько таких историй, произошедших за последние несколько лет.

Случайно спасшиеся

В 2008 году молодая француженка пыталась покончить с собой, спрыгнув с первого этажа Эйфелевой башни – с высоты более 50 метров; она была доставлена в больницу с тяжёлыми травмами, но выжила.

Неудачей закончилась для жителя Черногории попытка самоубийства, предпринятая в феврале 2009 года. 52-летний житель Подгорицы, написав для себя некролог и у, выстрелил из пистолета себе в голов у. Пуля пробила ему обе челюсти, вышла через нос, а затем разбила стеклянную витрину магазина. Самоубийца выжил, причём ни один жизненно важный орган при выстреле не пострадал.

В 2006 году в голове американца из Орегона, явившегося на приём в местную больницу с жалобами на головную боль, медики обнаружили 12 гвоздей . Сам пациент так и не смог объяснить, что с ним произошло. Но предположительно, накануне после принятие наркотиков он совершил попытку самоубийства из строительного пистолета.

В 1995 году покинутый муж пытался покончить с собой семь раз. После седьмой попытки англичанина извлекли невредимым из-под обломков собственного дома. Решив отравиться газом, он сломал газовую трубу, а когда понял, что это не действует, зажёг спичку и взорвал дом . До этого он трижды травился, пробовал повеситься и убить себя током, сев в ванну и обвязавшись электрошнуром, который затем вставил в сеть. На суде англичанин признал себя виновным в поджоге и был приговорён к двум годам лишения свободы условно.

…И спасённые

Альпинизм в борьбе с суицидом

Молодой китаец решил уйти из жизни вместе со своим маленьким сыном, выпрыгнув из окна дома. Но сделать этого не успел. Прохожие, услышав рыдания мужчины, вызвали спасателей. Те сумели быстро развернуть под окном батут, причём одновременно с крыши стали спускаться альпинисты. Оттолкнувшись от стены, один из спасетелей неожиданно для самоубийцы втолкнул его в комнату, ударив ногами в грудь.

Зелёный змий принёс пользу

Молодого человека, который наглотался антифриза, спасли австралийские врачи. Нейтрализовать отравление этиленгликолем, который входит в состав технической жидкости, они решили с помощью спиртного. И на протяжении нескольких дней делали мужчине необычную капельницу. Лечение принесло свои плоды. Спустя три недели молодой человек выписался из больницы. История умалчивает, отблагодарил ли он своих спасителей.

Верный друг

А вот житель Караганды (Казахстан) своему спасателю был благодарен – его от смерти спасла верная собака породы алабай (среднеазиатская овчарка). Машинист одного из поездов, следуя по своему маршруту, внезапно заметил на путях крупного мечущегося пса и применил экстренное торможение. Как оказалось, незадолго до этого хозяин овчарки . Собака начала оттаскивать своего владельца на обочину. Благодаря тому, что пёс был крупным, а тормозной путь поезда – длинным, овчарка успела спасти человека. Однако сама попала под удар состава и скончалась на месте. Что касается 48-летнего владельца алабая, то он оказался в больнице с переломом рёбер и рваной раной плеча. Там-то и выяснилось, что накануне этого происшествия мужчина решил покончить с собой. Для того чтобы «набраться храбрости» и лечь на рельсы, он выпил бутылку водки. Протрезвев, «счастливчик» признался, что решение покончить с собой было ошибкой.

Ещё одна собака погибла из-за действий самоубийцы из Калифорнии. Чтобы покончить с собой, американец поехал на своём автомобиле к мосту. Дежуривший полицейский заметил нарушение и бросился за ним в погоню. Когда мужчина покинул машину, полицейский спустил на него собаку. В результате в воду с 60-метровой высоты упали и самоубийца, и пёс. У мужчины случился разрыв лёгкого, однако он выжил, а вот собака погибла. За убийство животного суд приговорил жителя Калифорнии к 3 годам и 8 месяцам тюремного заключения.

Сутяжник

Британца, который в 2002 году принял «смертельный коктейль» из 100 таблеток, рома и колы, спасли врачи. Но он вместо благодарности подал на медиков в суд. Британец обвинил своих спасителей в том, что вышел из больницы в худшем состоянии, нежели был до попадания в медучреждение. Дело в том, что в больнице ему для промывания желудка в правую руку была сделана инъекция бикарбоната натрия, в четыре раза превышавшая необходимую дозу, что вызвало у пациента сильное повреждение тканей правой руки. В результате «горе-самоубийца» потерял 75 % работоспособности руки и должность инженера в авиакомпании British Airways, где он проработал 23 года. Суд его иск на возмещение материального ущерба не удовлетворил. Всего судебные разбирательства длились шесть лет, после чего администрация больницы самостоятельно согласилась выплатить компенсацию неудавшемуся самоубийце.

У реки

В промышленной зоне Белграда, у моста Панцево на берегу Дуная, который давно «облюбовали» самоубийцы, стоит ресторан Ренато Грбича. За 15 лет этот человек спас 25 утопленников.

После того как однажды Грбич рыбачил вместе с братом и услышал громкий всплеск, он регулярно несёт дежурство у моста на своей деревянной лодчонке с приделанным мотором. Среди спасённых им – мужчины и женщины, старики и подростки, бедняки и благополучные буржуа. Говорят, что одна из спасённых каждый год приходит в ресторан отпраздновать своё второе рождение. А мэрия Белграда отметила усилия владельца ресторана по спасению утопающих, вручив ему награду за героизм.

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что«…ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству… «. Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных «захожан» придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: «…со святыми упокой…». Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: «А когда он в последний раз был на службе?» — «Где-то полгода назад».– «Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права».

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

«Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!».

«Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание».

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто…

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном «О самовольна живот свой скончавших» и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем — «Молитвы об усопших» (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица «Как молиться о самоубийцах», которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году говориться «Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения «Канона о самовольне живот свой скончавших». Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

«…Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины «разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить»».

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

«В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: «нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника». Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле».

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей — попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: «А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя — таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ — дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином — прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся».

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде «слова старца – это слова Бога».

Иероним Босх. Фрагмент триптиха «Страшный суд» — правая створка «Ад», 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол «любви», как его иногда называют в Церкви, заповедовал: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…», однако предупреждал тут же «…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

«Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему — спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля — покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: «Батюшка, вот здесь мужчина — ему 51 год, звать Анатолий — его надо бы и пособоровать, и причастить». Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

— Никогда.

— А желаешь поисповедоваться, причаститься?

— А мне не в чем каяться!

— Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь — сплошной грех.

— Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

— Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться — тебе сразу станет на душе хорошо.

— Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

— Сейчас — представь себе — к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь — душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться — а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

— Что заслужил — то и получу! — говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: «Анатолий, одумайся — что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!» А он им говорит:

— Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

— Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться — дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

— Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

— Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

— Да он умирает.

Женщины:

— Как? Он же чувствовал себя хорошо!

— Он умирает, — смотрю: он вздохнул три раза — и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне — это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти».

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить — что тут разводить демагогию — полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако…

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва — это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников — это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами «спасать» дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю — другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. ОднакоОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните «послушание больше поста и молитвы».

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках — большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает «слова Божия» ? Увы, это наша общая беда — многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

«Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно» — мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт