Психологическая помощь родственникам больного раком. “Не бойтесь говорить о смерти”: психолог о том, как быть близким онкопациента

07.04.2019

Анна Ушакова

Онкопсихолог, служба помощи онкологическим больным «Ясное утро».

Как поддержать человека, которому только что поставили диагноз?

В момент, когда человеку озвучили диагноз, важна поддержка и присутствие близкого рядом, поэтому первое, что надо сделать, - это выслушать. Но слушать надо искренне, а не формально. Главный посыл: «Я слышу тебя, я понимаю, что тебе страшно, я буду помогать». Возможно, надо просто посидеть рядом, обнять, вместе поплакать, если это уместно, - то есть разделить волнение, дать выговориться и не отрицать чувства человека.

Очень важно не заваливать советами: «я посмотрел в интернете», «мне друзья сказали», «надо срочно ехать в Германию» и так далее. Это может сильно раздражать, поэтому советы должны быть по запросу самого человека. Максимум, что можно сделать в этом смысле, - это предложить почитать что-то с формулировкой «если тебе будет интересно».

Человек должен чувствовать, что у него есть поддержка, что от него не отдаляются, не боятся заразиться через посуду, полотенце, одежду

Когда человек только узнает о диагнозе, у него появляется много дел, с которыми надо разбираться срочно: найти врача, препараты, место, где он, возможно, будет оперироваться. Он может пребывать в состоянии депрессии, и тогда ему может понадобиться помощь с тем, чтобы просто сходить купить еды. Но об этом нужно спросить, чтобы не оказывать медвежью услугу и не навязываться.

Что касается информации, ее надо брать только из проверенных источников. Есть много разных сайтов, уловок и заманок от людей, которые некомпетентны в этом. Например, целительство, гомеопатия и так далее.

Как правильно разговаривать с человеком, у которого онкология?

В каждой семье есть свои правила общения, поэтому многое зависит от ситуации. Я думаю, что начинать разговор надо с себя, рассказывая о своих ощущениях: «Я чувствую, что тебе тяжело. Могу ли я помочь?» Также надо стараться поддерживать те же отношения, что были до болезни. Человек должен чувствовать, что у него есть поддержка, что от него не отдаляются, не боятся заразиться через посуду, полотенце, одежду.

Как самому пережить болезнь близкого человека?

Практически каждый человек, чей родственник болен онкологией, сильно переживает. Часто он переживает даже больше, чем сам пациент, потому что тот находится в некотором вакууме.

Надо сразу посмотреть на ресурсы близких людей: если есть с кем поговорить, разделить ношу, это очень хорошо. Мы рассказываем родственникам, что в самолете просят надеть маску сначала на себя, а потом на человека, который сидит рядом. Если родственник, который ухаживает за больным, сам истощен, сам на грани нервного срыва, то никакой качественной помощи больному человеку он оказать не сможет. В общем, надо позволять себе немного отдыхать, отвлекаться, делиться чувствами с другим человеком.

Возможно, отказом от лечения человек хочет проверить, насколько он важен для родственников, боятся ли его потерять

Далее важна психологическая поддержка. Мы призываем звонить на линию поддержки, общаться с психологом, потому что сама по себе беседа терапевтична. Человек делится своей болью, сбрасывает эмоции - как в контейнер. Также родственник онкобольного может рассказать психологу о том, что действительно под запретом, - например, он злится на свою маму за то, что она болеет и умирает, и его это раздражает. В семье это неправильно поймут, а психолог дает безоценочное восприятие ситуации и полное принятие человека, которому нужна поддержка и опора. Также психолог может дать практические рекомендации по снижению уровня тревоги и страха.

Что делать, если человек с онкологией отказывается лечиться?

Такие случаи встречаются достаточно часто - многое зависит от психотипа человека и поддержки, которую ему оказывают. Если такое происходит, мы советуем родственникам слезно умолять больного продолжать лечение ради них, а также показывать, как они сильно его любят, как они хотят его видеть рядом с собой и бороться вместе.

Некоторые пациенты опускают руки, так как понимают, что лечение - это долгий путь и на этом пути будет много всего. Возможно, отказом от лечения человек хочет проверить, насколько он важен для родственников, боятся ли его потерять. В таком случае надо обратиться ко всем своим душевным качествам и показать ценность человека ему самому.

За словами «я скоро умру» всегда стоят какие-то еще слова, которые человек хотел бы вам сказать

Также надо разобраться, что за этим стоит, - возможно, это мифы и страхи. Как правило, у пациентов есть печальный опыт смерти близких при схожих обстоятельствах, и это следует бережно проговаривать, доносить информацию, направленную на снижение этих страхов. Здесь важна консультация психолога, который поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон и поработать с теми страхами, которые мешают обрести уверенность в своих силах и в лечении.

Но все-таки жизнь человека в его руках, и выбор остается всегда за ним. Мы можем долго просить и умолять, но если человек принял такое решение, мы должны искренне выслушать его и постараться понять. В этом случае придется оставить долю ответственности на самом пациенте.

Как говорить о смерти?

Тема смерти табуируется очень часто. Это тонкий, интимный момент. Говорить о смерти нигде не учат, и многое зависит от того, как это проживалось в семье, когда умирали старшие родственники.

За словами «я скоро умру» всегда стоят какие-то еще слова, которые человек хотел бы вам сказать. Может, он хочет о чем-то попросить - например, помочь ему сделать что-то незавершенное. Очень важно выслушать человека и понять, что на самом деле он хочет донести. Возможно, он мечтает просто поехать на море и посмотреть, как летают чайки. Так сделайте это! Ведите диалог и не закрывайтесь. Это очень важно.

Психологическая помощь должна стать неотъемлемой частью комплексного лечения онкологических больных.

По мнению В.А. Чулковой , такая помощь может осуществляться по нескольким взаимосвязанным направлениям (рис. 12.3).

Рис. 12.3. Психологическая помощь в лечении онкологических больных [Чуйкова В.А., 2004; с изменениями].

Изменение общественного мнения посредством всех средств информации

Известно, что среди населения бытует мнение о фатальности «рака» и сам диагноз представляется нередко в ореоле «приговора» смерти без оговоренного срока. Поэтому главная задача в изменении общественного мнения состоит в «демифизации» рака.

А это значит освободиться от стереотипов, развеять загадочность болезни и сделать более открытым обсуждение проблем больных. В настоящее время все большее число людей оказываются рядом с болезнью (болеют родственники, друзья и знакомые, соседи и сослуживцы) - важно научиться жить с этим заболеванием.

Сообщения в средствах массовой информации должны строиться не в форме запугивания населения, которое и так испытывает сильнейший страх, нередко мешающий людям своевременно обратиться к онкологу. Для этого нужна взвешенная и правдивая информация о заболевании, о трудностях и возможностях лечения.

При этом необходимо опираться и на положительные результаты лечения, возможно, с привлечением бывших пациентов. Только таким образом можно постепенно избавить людей от страха перед раком и изменить их отношение к заболевшим людям.

Создание общественных организаций для оказания социальной и психологической поддержки онкологическим больным

Примером является грандиозная волонтерская программа «Reach to Recovery» («Путь к выздоровлению»). Эта организация появилась в Нью-Йорке (1952), когда никому неизвестная до той поры больная раком молочной железы по имени Terese Lassei своим спонтанным порывом способствовала ее появлению сначала в США, а затем распространению по всему миру (более 33 стран).

В наши дни бывшие больные раком молочной железы физически и эмоционально здоровые на настоящий момент, проходят специальный отбор, обучение и тренинг, и затем, используя свои личный опыт и приобретенные знания, оказывают социальную и психологическую поддержку болеющим женщинам.

Филиалы этого движения есть и в России («Надежда», С.-Петербург). Создание общественных организаций отвечает изменившемуся менталитету больных и является показателем стремления к сотрудничеству со специалистами по преодолению последствий лечения и повышению качества жизни онкологических больных.

Так, в Международной конференции по лечению рака молочной железы, регулярно проводимой с 1997 года в Канаде, наряду с профессионалами участвуют и бывшие пациентки.

Помощь психотерапевтов и медицинских психологов

Психотерапия онкологических больных позволяет улучшить их эмоциональное состояние и тем самым снизить психологические последствия заболевания и повысить качество жизни.

Цель психотерапии состоит в оказании помощи больным в принятии болезни, в возможности жить и лечиться в условиях заболевания и быть способными адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации, используя внутренние ресурсы личности.

Онкологическим больным индивидуальная и/или групповая психотерапия должна проводиться на протяжении всего процесса лечения, с учетом психологических проблем, возникающих на каждом этапе лечения, а также личностных особенностей конкретного пациента.

В начале лечения больше времени уделяется работе с состоянием больного (выражение чувств, снижение тревоги и страха, овладение навыками релаксации). В дальнейшем акцент ставится на принятии ответственности за свое здоровье и создании качественно нового отношения к жизни (повышение самооценки, психологическая переработка ситуации заболевания как качественного увеличения знаний о себе и своих возможностях, понимание «личностного смысла» заболевания, обращение к духовным аспектам человеческой жизни). Из всех типов контроля наиболее эффективен когнитивный (переосмысление своих жизненных ценностей).

Поведенческий контроль (попытка воздействовать на случившееся определенными действиями: соблюдение диеты, режима дня и пр.) также позволяет добиться улучшения, хотя и не в такой степени.

Терапия расстройств психики проводится с учетом стадии заболевания, последствий специального лечения и перспективы для больного.

Сюда входит:

A. Терапия средой (природа, дом, окружение родных, пробуждение духовности),

Б. Терапия присутствием (принцип разделения боли и проблем больного с врачом).

B. Индивидуальная терапия (рациональная, суггестивная, групповая). Рациональная психотерапия проводится обычно в форме индивидуальной беседы, необходимым условием которой является создание неформальной, доверительной обстановки. Это достигается недирективным стилем руководства беседой, отсутствием жесткой регламентации, возможностью для больного высказаться, многообразием тем и т.д.

Получить психотерапевтический эффект чаще всего помогают жизнеутверждающий характер беседы, фиксация внимания на успехах современной онкологии и роли больного в достижении эффекта лечения.

Суггестивная психотерапия, основанная на внушении и самовнушении, не должна содержать какого либо отрицания факта наличия заболевания. Главная цепь суггестии - достижение успокоения больных, выработка уверенности в способности справиться с болезнью, в возможность радикального излечения и т.д.

Г. Арттерапия (лечение средствами искусства и самовыражением в искусстве) заключается в переключении внимания больного на креативные (творческие, созидательные) способы регулирования внутреннего мира и т.д. Такой вид психотерапии называют еще отвлекающей.

В основном используют музыкотерапию, различные варианты трудотерапии, коллекционирование и др. как в виде отдельного психотерапевтического воздействия, так и в комбинации с другими, особенно внушением.

Терапия психотических вариантов изменений в психике с наличием расстройств сознания имеет преимущественно соматогенную направленность. При этом лечебные мероприятия включают дезинтоксикационную терапию, глюкокортикоиды при явлениях отека мозга, нейролептики и транквилизаторы (галоперидол. аминазин, реланиум) для снятия возбуждения и тревоги, антидепрессанты (амитриптилин) при депрессивных состояниях.

В упорных случаях целесообразна консультация психиатра. Выявлена также эффективность использования психотерапии в программах противоболевого медикаментозного лечения онкологических больных, особенно с фантомными болями.

Таким образом, психотерапия необходима большинству онкологических больных, так как она несомненно повышает качество их жизни и, вероятно, влияет на ее продолжительность. В этой связи использование психотерапии в онкологии требует дальнейшего развития.

Разработка образовательных программ для врачей и медсестер

Профессии врача и медсестры по предмету труда относятся к типу «субъект-субъект», тогда как при обучении в высших и средних медицинских учреждениях используется преимущественно естественнонаучная модель «субъект-объект». Субъектами являются будущие врач и медсестра, изучающие объект медицины - болезни. При этом зачастую не учитывается, что болезни возникают у людей, которые также являются субъектами.

Указанное противоречие порождает немало трудностей в практической работе врача и медсестры. В профессиях типа «субъект-субъект» необходимым требованием является умение общаться, устанавливать контакты, поддерживать взаимодействие, чувствовать состояние других людей.

Следовательно, работа врача и медсестры складывается из двух взаимосвязанных видов деятельности: собственно медицинской и коммуникативной. Именно умелое сочетание этих видов деятельности является залогом их успешной работы.

В существующих программах обучения врачей и медсестер нет специального раздела по подготовке их как специалистов, занимающихся коммуникативной деятельностью. Этот пробел чаще всего восполняется требованиями соблюдения норм деонтологии, а также обращением к жизненному и профессиональному опыту врача или медсестры, но этого, как показывает практика, явно недостаточно для эффективной работы, особенно в онкологической клинике.

Очевидно, что для врачей и медсестер необходима образовательная программа по психоонкопогии, включающая лекции и психологические тренинги.

Это способствовало бы осуществлению целостного подхода к лечению больных и тем самым повысило бы качество их лечения, а также увеличило бы умение врачей и медсестер справляться с собственными

Гридковец Л.М., Кутепова И.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНКОБОЛЬНЫМ

Любая болезнь имеет три уровня проявления: физический, психологический и духовный. Психологический уровень формирует факторы, играющие существенную роль как в вос-приимчивости человека к болезням, включая рак, так и в избавлении от них. Нередко рак является видимой стороной внутреннего конфликта человека и свидетельствует о наявности в нем внутренних неразрешенных проблем, усиленных стрессовыми переживаниями и событиями.

Физические методы лечения остают-ся неотъемлемой составляющей в борьбе с такими грозными болезнями, как рак. Однако без определенной системы пред-ставлений, с помощью которых и пациенты, и врачи могли бы содействовать лечению и формировать у больных положительные ожидания, лечение будет неполным. Если удастся мобилизовать всего человека на борьбу с болезнью, вероятность его выздоровления существенно возрастает.

Взять на себя ответственность за то, чтобы проанализировать или даже пересмотреть те из своих представлений и чувств, которые не способствуют лечению и не помогают бороться за свою жизнь и здоровье, может любой. Поиск ответа на этот вопрос снова возвращает нас к эмо-циональным и психологическим факторам, влияющим на со-стояние здоровья и возникновение болезни. Те же самые причины, по которым один пациент остается жить, а другой, с тем же диагнозом и лечением, умирает, влияют и на саму способность человека воспринимать заболевание как такое, т.е. на способность принять или откинуть болезнь.

Научные исследования показали, что:

Сильный эмоциональный стресс увеличивает воспри-имчивость организма к заболеваниям;

Хронический стресс приводит к подавлению иммунной системы, что в свою очередь еще больше повышает восприимчивость организма к заболеваниям и особен-но - к раку;

Эмоциональный стресс не только подавляет им-мунную систему, но и приводит к гормональным нарушениям, которые могут способствовать появлению атипичных клеток как раз в тот момент, когда организм наименее способен с ними бороться.

Исследования среди онкобольных показывают, что незадолго до начала развития болезни мно-гие из них утратили значимые эмоциональные связи. Когда объекту или роли, с кото-рыми человек себя связывает, начинает угрожать опасность или они просто исчезают, то он оказывается словно наедине с собой при отсутствии навыков, позволяющих справляться с подобными ситуациями. В таком случае, рак выступает в качестве симптома наявности неразрешенных проблем человека

Особенную роль в формировании раковых опухолей играют негативные фиксационные переживания детства личности. Психологический резерв ребенка ограничен, а соответственно модели поведения, обусловленные этим ограничением внутреннего резерва, носят сценарный характер.

Возникшие новые стрессовые ситуации ставят перед чело-веком проблему, с которой он уже не может справиться. Это не означает, что эту проблему порождает стресс. Она возникает в результате того, что человек не может справиться со стрес-сом, не нарушая установленных им же самим правил поведе-ния и не выходя за рамки когда-то выбранной роли.

Не видя возможности изменить правила своего пове-дения, человек чувствует свою беспомощность и неразре-шимость создавшейся ситуации. Человек отказывается от решения проблемы, теря-ет гибкость, способность изменяться и развиваться. Как только у человека пропадает надежда, его жизнь превраща-ется в «бег на месте», он уже не пытается ничего достичь. Со стороны может показаться, что он живет вполне нор-мальной жизнью, но для него самого существование теряет любой другой смысл, кроме выполнения привычных услов-ностей. Серьезное заболевание или смерть представляет для него выход из этого положения, разрешение проблемы или ее отсрочку.

Некоторые пациенты могут вспомнить у себя такую последовательность мыслей, другие ее не осознают. Тем не менее большинство признает, что за несколько меся-цев до начала заболевания они переживали чувства беспо-мощности и безнадежности. Этот процесс не вызывает рак, скорее он позволяет ему развиться. Если люди смогут узнать себя в приведенном описании, то это послужит им сигналом, призывающим к активным действиям, к необходимости что-то изменить в своей жизни.

Существует четыре психологических этапа, позволяющих человеку выйти из кризиса к здоровью:

Когда человек узнает, что болен и что его заболева-ние может быть смертельным, он начинает по-новому ви-деть свои проблемы; - человек принимает решение изменить свое поведение, стать другим;

Физиологические процессы, происходящие в организ-ме, реагируют на вспыхнувшую надежду и вновь появив-шееся желание жить. В большинстве случаев этот процесс не идет абсолютно гладко - у него есть свои взлеты и падения;

Выздоровевший больной чувствует себя «лучше, чем просто хорошо».

У него появляются духовные силы, положи-тельное представление о себе, вера в свою способность вли-ять на собственную жизнь - все, что, без всякого сомнения, свидетельствует о более высоком уровне психологического развития. У многих из тех, кто занимал активную позицию в борьбе с болезнью, в положительную сторону меняется и отношение к жизни. Они обретают веру, что все пойдет хорошо, и перестают считать себя жертвой. Судить о действительном настроении пациентов нужно не только по словам, но и по их поступкам.

Но не только человек сам влияет на протекание заболевания. Большую роль в процессе развития болезни и выздоровления оказывают другие люди:

Результаты исследований психологов показали значение «предопределяющего пророчества или предсказания». И даже результаты научных исследований могут стать провокационным фактором, стимулирующим развитие заболевания. Ожидая что-либо, мы действуем согласно этому ожиданию и таким образом повышаем вероятность того, что оно сбудется.

Определенные ожидания (врачей, родственников и т.д.) влияют на результат, вызывая бессознательные изменения поведе-ния. Часто ожидание может играть и весьма отрицательную роль.

Иногда бывает трудно понять, являются ли некоторые побочные эффекты действительно реакцией организма на ле-чение, или же они вызваны определенными представлениями человека.

Опыты с очевидностью подтверждают силу воздействия отрицательных установок. Социальные представления о раке обла-дают очень сильным отрицательным воздействием. Многие больные способны быть мужественными и сильными. Для того чтобы помочь им в этой нелегкой задаче, необходимо противопоставить существующим в обще-стве отрицательным установкам относительно рака систему положительных представлений. Отрицательный опыт многих людей определялся не действительным положением вещей, а в какой-то степени являлся результатом их первоначальной отрицательной установки.

Есть мнение, что нельзя вселять в человека «неоправданные надежды».Но жизненная позиция, в которой нет места надежде, это не реализм, а самый обычный пессимизм. Он может избавить человека от разочарования, но одновременно с этим активно способствует достижению именно отрицательных результатов. Такая позиция отнимает у людей вооб-ще всякую возможность жить полной жизнью и бороться, когда возникает угроза их жизни. Каждый пациент, стремящий-ся стать здоровым, неизбежно сталкивается с необходимос-тью пересмотреть свое отношение к угрожающей его жизни болезни, он должен быть «открыт» для надежды.

Психологи обратили внимание, что особенно хороших результатов добивались те пациенты, которые воспринимали эти принципы медленно и постепенно. Пока они обдумывали все подробности, взвеши-вая все «за» и «против», эти представления усваивались на всех уровнях личности, проникали во все личностные уста-новки и поведение. И хотя всех пациентов время от времени посещают сомнения - отголоски старых представлений, огромное значение имеют само стрем-ление пересмотреть старые взгляды и вера в то, что вы спо-собны это сделать.

Психологические процессы, помогающие освободиться от не-приятных чувств, выразить отрицательные эмоции и простить былые обиды (реальные или вымышленные) могут стать важ-ным элементом профилактики и преодоления заболеваний. Мы ощущаем стресс не только в тот момент, когда пере-живаем определенное событие, способствующее формирова-нию отрицательных эмоций, но и каждый раз, когда вспомина-ем об этом событии. Как показывают наши собственные исследования и работы других ученых, подобный «отсрочен-ный» стресс и связанное с ним напряжение могут оказывать сильное отрицательное воздействие на естественные защит-ные системы организма. В самом начале такие чувства могут быть абсолютно оправданы, но в дальнейшем, продолжая их носить «в себе», человек обязан будет оплачивать это повышенным физиоло-гическим и эмоциональным напряжением. Если такие чув-ства присутствуют и у вас, то прежде всего вам придется признать, что не кто иной, как вы сами являетесь основным источником стресса.

Но одно дело - поверить в необходимость освобождаться от обид, прощать их, и совсем другое - научиться это делать.

Различные духовные наставники и представители разнооб-разных философских школ во все времена говорили о необ-ходимости прощения. Вряд ли бы они уделяли столько вни-мания этой проблеме, если бы прощать было легко. Но с другой стороны, они бы не предлагали этого, если бы это было невозможно.

В книге Эмметта Фокса «Нагорная проповедь» предла-гается конкретный практический метод, помогающий челове-ку прощать. Суть его в том, чтобы представить себе человека, на которого держишь обиду, и вообразить, что с ним случается что-то хорошее. По мере того, как снова и снова мысленно повторять этот процесс, особенно если воссоздавать стрессовую ситуацию, становится легче представлять себе, что с этим человеком происходит что-то хорошее, и в результате начинаешь лучше к нему относиться. Формирование мысленных образов для преодоления обиды помогут не нашедшим выхода чув-ствам, которые в вас живут, освободиться. После того как пациенты освобождаются от обид на других людей, последним человеком, которого они прощают, являются они сами. По результатам объективных психологических тестов, после длительного применения этого метода у больных снижается стремление подавлять и отри-цать свои эмоции.

Может случиться, что, работая над преодолением обид, пациенты обнаруживают, что как бы они ни старались, им не удается про-стить какого-то человека. Обычно это означает, что в нега-тивном чувстве к нему для них скрыта какая-то выгода и они имеют от этого какую-то пользу. Может быть, обида позво-ляет им оставаться жертвой, то есть играть определенную роль, которая дает основание жалеть себя и при этом не брать на себя ответственность за изменение жизни. Таким образом, для того чтобы примириться с поведением кого-то другого, приходится очень внимательно рассмот-реть свое собственное. Если удаётся простить себя, удастся простить и других. Если же простить других трудно, то это чаще всего происходит из-за того, что трудно распространить прощение на себя.

Направив связанную с обидой энергию на конструктивные решения, человек делает шаг к тому, чтобы вести такую жизнь, какую сам хочет. А это в свою очередь укрепляет способность организма бороться с раком и коренным образом улучшает качество жизни.

Некоторые ученые высказывают предположение, что у онкологических больных произошло нарушение связи с ре-сурсами бессознательного. Как подсказывает наш опыт, мно-гие из выздоровевших пациентов в конце концов приходят к выводу, что их болезнь частично являлась сигналом того, что им необходимо уделять больше внимания своему бессозна-тельному «я», а не тому, чего от них ждут окружающие. Мно-гие пациенты рассказывали об особых озарениях, чувствах, снах или образах, благодаря которым они приобре-тали очень важные знания, необходимые на пути к восстанов-лению здоровья.

Чтобы пациенты смогли установить связь со своим глубинным источником исцеления и силы, их обучают работе с Внутренним Наставником. Мысленно вызывая об-раз Внутреннего Наставника, они получают доступ к своему бессознательному.

Впервые работа с Внутренним Наставником была приме-нена в психотерапии психоаналитической школой Юнга (Юнг называл его Мудрым Существом). Юнг говорил, что иногда во время медитации или состояния за-думчивости возникают образы, существующие как бы само-стоятельно, независимо.

У многих людей Внутренний Наставник принимает облик какой-то уважаемой авторитетной личности (старой мудрой женщины или мудреца, доктора, религиозного деятеля), с кем можно вести внутренний диалог, задавать вопросы и выслу-шивать ответы, выходящие, казалось бы, за рамки сознатель-ных способностей человека.

Более того, пациенты часто лучше реагируют на озарения, которые приходят к ним во время разговора с Внутренним Наставником, чем на наблюдения терапевта. Поскольку Внут-ренний Наставник является не кем иным, как частью их собственной личности, доверие к такому руководителю - здоровый шаг на пути к принятию на себя ответственности за собственное физическое и психическое здоровье.

У пациентов Внутренний Наставник, как правило, при-нимает образ либо какого-то уважаемого человека, либо ка-кой-то иной фигуры, имеющей большое символическое значе-ние. Доктор Бреслер, работающий в клинике при медицинском колледже Лос-Анджелеского университета и занимающийся проблемами боли, часто просит своих пациентов обратиться к Внутренему Наставнику для облегчения болей. При этом он предлагает им представить его в виде каких-нибудь смешных зверюшек вроде Лягушонка Фредди.

В процессе выздоровление важную роль играют мысленные образы, в часности они должны давать визуализацию того, что:

Раковые клетки достаточно слабые и не иметь жесткой структуры;

Лечение обладает силой и мощью;

Армия лейкоцитов огромна и по количеству на-много превосходит раковые клетки и т.д.;

Ясность лейкоцитов должна превышать четкость выражения раковых клеток. Нередко свойства, которыми наделены лейкоциты, от-ражают стоящие перед людьми психологические трудности;

Терапевтическое лечение есть дру-гом и союзником.

Необходимо наградить лечебные сред-ства какими-то конкретными чертами, сделать их помощни-ком и другом, который помогает справиться с болезнью.

Главная задача - выздороветь, и поэтому очень важно то, как пациент представляет себе возвращение здоровья, жизнен-ной силы и энергии. Он должен постараться вообразить, что достигает поставленных целей и это доставляет ему удовольствие.

Одним из важнейших этапов в процесе выздоровления онкобольного является преодоление боли. Ученые до сих пор точно не знают, что вызывает боль и как она связывает тело и психику и какая именно ее часть опреде-ляется физическими, а какая психологическими причина-ми. В тоже время существует целая система способствующая преодолению острых болезненных ощущений.Физическая боль выполняет иногда сразу несколько психо-логических функций. Онкологический пациент может пола-гать, что «преимущества» болезни, в виде возросшей люб-ви и внимания окружающих, возможности уйти от неприятной ситуации и т. д., в большей степени вызваны его страдани-ями от боли, нежели просто самим фактом злокачественного заболевания - ведь боль напоминает о болезни с такой оче-видностью.

Поскольку боль нередко бывает связана со страхом и напря-жением, многие пациенты замечают, что когда они начинают регулярно выполнять упражнения на релаксацию и визуализацию, боль уменьшается.

При работе с болью необходимо помочь пациентам понять роль эмоциональных моментов, попросить обратить внимание на то, когда и почему возникает боль, от чего зависит ее интенсив-ность, при каких условиях пациент совсем, либо почти совсем ее не испытывает, осознать, как он сам содействует боли.

Боль никогда не бывает постоянной, хотя пациенты нередко описывают ее именно так. Если бы они стали вести регистра-цию своей боли, они бы обнаружили, что бывают моменты, когда она полностью оставляет их, когда боль минимальна и когда она имеет разную интенсивность. Хорошо было бы им проследить за своими мыслями и событиями в жиз-ни в каждый из этих моментов.

Психологи, рассматривая вместе с пациентами эмоциональные компоненты, способствующие возникновению боли, одно-временно применяют три способа непосредственной борьбы с болью с помощью мысленных образов:

1. Зри-тельное представление целительных сил самого организмаю

Цель данного упражнения - помочь человеку мобилизо-вать целительные силы организма и направить их к больно-му месту, чтобы устранить существующие нарушения и та-ким образом уменьшить боль.

2. Установление связи с болью .

С болью, как и с Внутренним Наставником, можно устано-вить связь и вести мысленный разговор. И в том, и в другом случае есть возможность многое узнать об эмоциональных слагае-мых боли и заболевания. Никто не сможет назвать причину неприятностей пациента лучше, чем он сам.

Ещё один способ уменьшения боли состоит в том, чтобы пред-ставить себе, как она выглядит. Как и первое упражнение, этот метод направлен на усиление веры в собственную спо-собность управлять процессами, происходящими в организме.

3.Зрительное представление боли.

Некоторые из пациентов открыли для себя, возможно, наиболее продуктивный способ: они стараются заменить боль какими-нибудь удовольствиями. Они заметили, что если при появлении боли заняться чем-то приятным, приносящим ра-дость, боль ослабевает или даже вовсе исчезает.

Эффективность помощи онкобольным возрастает, если в психологической про-грамме берут участие не только больные, но и их мужья или жены, а если их нет - то самые близкие члены семьи. Под-держка мужа, жены и всей семьи часто определяет, насколько пациент сможет со всем этим справиться. Другая, не менее существенная, причина состоит в том, что супруги и семьи больных часто нуждаются в поддержке не меньше, чем сами больные.

Каждая семья, в которой есть онкологический больной, хо-чет ему помочь и чувствует свою ответственность за его поддержку. При этом очень важно, чтобы родные больного не забывали о своих собственных потребностях и дали воз-можность больному самому отвечать за свое здоровье. Поэтому очень существенно, чтобы в семье к нему относились как к ответственному человеку, а не как к беспо-мощному ребенку или жертве.

Во фразе: «Я буду с тобой» и заключается самое главное. Никакие уговоры и добрые слова не идут в сравне-ние с тем, что вы будете вместе с близким человеком, вне зависимости от того, сколько ему лет. Поддерживайте, не стараясь «спасти». На первый взгляд, «спасая» кого-то, вы помогаете этому человеку, но на самом деле вы лишь поощряете его слабость и бессилие. Это способ-ствует тому, что у всех членов семьи нарушается способность искренне выражать свои чувства.

Точно так же опасно стремление защитить больного от других трудностей, например, не говорить ему о том, что у его сына или дочери не все в порядке в школе. Если от больного что-то скрывают, полагая, что «ему и без того не сладко», это отдаляет его от семьи в тот самый момент, когда для него очень важно чувствовать эту связь и принимать участие в общих делах. Близость между людьми возникает тогда, когда они делятся своими чувствами. Как только чувства начина-ют скрывать, близость теряется.

Пациент тоже может принять на себя роль «спасителя». Чаще всего это происходит, когда он «оберегает» окружаю-щих, пряча от них свои страхи и тревоги. В этот момент он начинает чувствовать себя особенно одиноким. Иногда это приводит к тому, что у родных больного сохраня-ются болезненные переживания уже после того, как он вы-здоровел или умер.

Если вы обнаружите, что, вместо того чтобы помогать, «спа-саете» кого-то, помните: жизнь больного зависит от того, на-сколько он сможет использовать ресурсы своего собственно-го организма. Поощряйте здоровье, а не болезнь. Ваша любовь и поддержка должны служить больному наградой за независимость и самостоятельность, а не за слабость. Не лишайте его возможности самому забо-титься о себе. Обязательно обращайте внимание на любое улуч-шение состояния больного. Занимайтесь с ним какой-то деятельностью, не относящейся к болезни.

Если у че-ловека рак, это отнюдь не означает, что он должен пре-кратить радоваться. Наоборот, чем больше радостей до-ставляет человеку жизнь, тем больше усилий он будет прилагать, чтобы остаться жить.

Литература:

1. Д. Бьюдженталь. Наука быть живым: диалоги между терапевтами и пациентами в гуманистической терапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

2. К. Саймонтон, С. Саймонтон. Психотерапия рака. - СПб.: Питер, 2001.

3. Н. А. Магазаник. Искусство общения с больными. - М.: Медицина, 1991.

4. И.В. Левандовский. Руководство по профилактической медицине. Рекомендации по психической помощи онкобольным. - М.: Медицина,1995.

5. Н.Н. Блинов, И.П. Хомяков, Н.Б. Шиповников. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу.// Вопросы онкологии.- 1990.- №8.

6. Н.А. Русина. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно - методический журнал.- 2002.- №4.

7. А.В. Чаклин. Психологические аспекты онкологии // Вопросы онкологии- 1992.- №7.

— Мне звонит женщина и говорит: «Врачи поставили диагноз — у мамы рак. Как мне ей об этом сказать?! Она ничего не знает», — рассказывает о случае из своей практики психолог, онкопациентка, основатель группы помощи людям с раковыми заболеваниями «Жить» Инна Малаш .

Инна Малаш. Фото из архива героини публикации.

— Я спрашиваю: «Что вы сами чувствуете, как переживаете это событие?». В ответ — плачет. После паузы: «Я не думала, что столько чувствую. Главным было поддержать маму».

Но только после того как прикоснешься к своим переживаниям, появится ответ на вопрос: как и когда говорить с мамой.

Переживания родственников и онкопациентов одинаковые: страх, боль, отчаяние, бессилие… Они могут сменяться надеждой и решительностью, а потом возвращаться вновь. Но родные часто отказывают себе в праве на чувства: «Это моему близкому плохо — он болен, ему труднее, чем мне». Кажется, что свои эмоции проще контролировать и игнорировать. Ведь так трудно быть рядом, когда плачет близкий, родной и любимый человек. Когда он испуган и говорит о смерти. Хочется остановить его, успокоить, уверить, что все будет хорошо. И именно в этой точке начинается либо близость, либо отстранение.

Чего на самом деле ждут онкобольные от близких и как родным не разрушить свою жизнь в попытке спасти чужую — в нашем разговоре.

Самое правильное — быть собой

— Шок, отрицание, гнев, торги, депрессия — близкие и онкопациентка проходят одни и те же стадии принятия диагноза. Но периоды проживания стадий у онкопациентки и ее близких могут не совпадать. И тогда чувства входят в диссонанс. В этот момент, когда ресурсов для поддержки совсем нет или их очень мало, трудно понять и согласиться с желаниями другого.

Тогда родственники ищут информацию, как «правильно» говорить с человеком, у которого онкология. Это «правильно» необходимо близким как опора — хочется защитить родного человека, уберечь от болезненных переживаний, не столкнуться с собственным бессилием. Но парадокс в том, что «правильного» нет. Каждому придется искать в диалоге свой, уникальный путь понимания. И это непросто, потому что у онкопациентов появляется особая чувствительность, особое восприятие слов. Самое правильное — быть собой. Вероятно, это труднее всего.

«Я точно знаю: тебе надо изменить схему лечения/питание/отношение к жизни — и ты поправишься»

Для чего близкие любят давать такие советы? Ответ очевиден — чтобы сделать как лучше — удержать ситуацию под контролем, исправить ее. На самом деле: родные и близкие, которые столкнулись со страхом смерти и собственной уязвимостью, с помощью этих советов хотят проконтролировать завтрашний и все последующие дни. Это помогает справиться с собственной тревогой и бессилием.

Раздавая советы по лечению, образу жизни, питанию, родные подразумевают: «Я люблю тебя. Я боюсь тебя потерять. Я очень хочу тебе помочь, я ищу варианты и хочу, чтобы ты попробовал все, чтобы тебе стало легче». А онкопациентка слышит: «Я точно знаю, как надо тебе!». И тогда женщина чувствует, что ее желания никто не учитывает, все лучше знают, как ей быть… Как будто она неживой объект. В результате онкопациентка замыкается и отстраняется от близких.

«Крепись!»

Что мы подразумеваем, когда говорим онкобольной «держись!» или «крепись!»? Другими словами мы хотим ей сказать: «Мне хочется, чтобы ты жила и победила болезнь!». А она слышит эту фразу иначе: «Ты в этой борьбе одна. Ты не имеешь права бояться, быть слабой!». В этот момент она чувствует изоляцию, одиночество — ее переживания не принимают.


Фото: blog.donga.com

«Успокойся»

С раннего детства нас учат контролировать свои чувства: «Не радуйся слишком сильно, как бы плакать не пришлось», «Не бойся, ты уже большая». Но не учат быть рядом с тем, кто испытывает сильные переживания: плачет или гневается, говорит о своих страхах, особенно о страхе смерти.

И в этот момент обычно звучит: «Не плачь! Успокойся! Не говори ерунды! Чего ты себе в голову набрала?».

Мы хотим уклониться от лавины горя, а онкопациентка слышит: «Так нельзя себя вести, я тебя не принимаю такой, ты одинока». Она чувствует вину и стыд — зачем делиться этим, если близкие не принимают ее чувств.

«Хорошо выглядишь!»

«Хорошо выглядишь!», или «По тебе и не скажешь, что ты болеешь» — кажется естественным поддержать комплиментом женщину, которая проходит через испытание болезнью. Мы хотим сказать: «Ты отлично держишься, ты осталась собой! Я хочу тебя приободрить». А женщина, которая проходит химиотерапию, порой чувствует себя после этих слов как симулянтка, которой нужно доказывать свое плохое самочувствие. Было бы здорово говорить комплименты и при этом спрашивать о том, как она себя чувствует на самом деле.

«Все будет хорошо»

В этой фразе человеку, который болеет, легко почувствовать, что другому неинтересно, как дела на самом деле. Ведь у онкопациента другая реальность, его сегодня — неизвестность, непростое лечение, восстановительный период. Родным кажется, что нужны позитивные установки. Но они повторяют их из собственного страха и беспокойства. «Все будет хорошо» онкопациентка воспринимает с глубокой грустью, и ей не хочется делиться тем, что у нее на душе.

Говорите о своих страхах

Как говорил котенок по имени Гав: «Давай вместе бояться!». Быть откровенным очень трудно: «Да, мне тоже очень страшно. Но я рядом», «Я также чувствую боль и хочу разделить ее с тобой», «Я не знаю, как будет, но я надеюсь на наше будущее». Если это подруга: «Мне очень жаль, что так случилось. Скажи, будет ли тебе поддержкой, если я буду тебе звонить или писать? Мне можно поныть, пожаловаться».

Целительными могут быть не только слова, но и молчание. Вы только представьте, как это много: когда рядом есть тот, кто принимает всю вашу боль, сомнения, печали и все отчаяние, которое у вас есть. Не говорит «успокойся», не обещает, что «все будет хорошо», и не рассказывает, как оно у других. Он просто рядом, он держит за руку, и ты чувствуешь его искренность.


Фото: vesti.dp.ua

Говорить о смерти так же трудно, как говорить о любви

Да, очень страшно услышать от близкого человека фразу: «Я боюсь умереть». Первая реакция — возразить: «Ну что ты!». Или остановить: «Даже не говори об этом!». Или игнорировать: «Пойдем лучше дышать воздухом, есть здоровую еду и восстанавливать лейкоциты».

Но онкопациентка от этого не перестанет думать о смерти. Она просто будет переживать это в одиночестве, наедине с собой.

Естественнее спросить: «Что ты думаешь о смерти? Как ты это переживаешь? Чего тебе хочется и как ты это видишь?». Ведь мысли о смерти — это мысли о жизни, о времени, которое хочется потратить на самое ценное и важное.

В нашей культуре смерть и все, что с ней связано — похороны, подготовка к ним, — табуированная тема. Недавно одна из онкопациенток сказала: «Я, наверное, ненормальная, но мне хочется поговорить с мужем про то, какие я хочу похороны». Почему ненормальная? Я вижу в этом заботу о близких — живых. Ведь та самая «последняя воля» живым нужнее всего. В этом столько невысказанной любви — говорить о ней так же трудно, как о смерти.

И если близкий, у которого онкология, хочет поговорить с вами про смерть — сделайте это. Конечно, это невероятно трудно: в этот момент и ваш страх смерти очень силен — именно поэтому хочется уйти от такого разговора. Но все чувства, в том числе и страх, боль, отчаяние, имеют свой объем. И они заканчиваются, если проговорить их. Совместное проживание таких непростых чувств делает нашу жизнь подлинной.


Фото: pitstophealth.com

Рак и дети

Многим кажется, что дети ничего не понимают, когда близкие болеют. Понимают они действительно не все. Но зато все чувствуют, улавливают малейшие перемены в семье и очень нуждаются в пояснениях. А если объяснений нет, они начинают проявлять свое беспокойство: фобии, ночные кошмары, агрессия, снижение успеваемости в школе, уход в компьютерные игры. Часто это единственный способ для ребенка донести, что он тоже переживает. Но взрослые зачастую понимают это не сразу, потому что жизнь сильно изменилась — много забот, много эмоций. И тогда они начинают стыдить: «Да как ты себя ведешь, маме и так плохо, а ты…». Или винить: «Из-за того, что ты так поступил, маме стало еще хуже».

Взрослые могут отвлечься, поддержать себя своим хобби, походом в театр, встречей с друзьями. А дети этой возможности лишены в силу своего маленького жизненного опыта. Хорошо, если они хоть как-то отыгрывают свои страхи и одиночество: рисуют ужастики, могилы и кресты, играют в похороны… Но ведь и в этом случае как реагируют взрослые? Они напуганы, растеряны и не знают, что сказать ребенку.

«Мама просто уехала»

Знаю случай, когда ребенку-дошкольнику не объяснили, что происходит с мамой. Мама болела, и болезнь прогрессировала. Родители решили не травмировать ребенка, сняли квартиру — и ребенок стал жить с бабушкой. Объяснили ему просто — мама уехала. Пока мама была жива, она ему звонила, а потом, когда умерла, папа вернулся. Мальчик не был на похоронах, но он видит: бабушка плачет, папа не в состоянии с ним разговаривать, периодически все куда-то уезжают, о чем-то молчат, они переехали и сменили детский сад. Что он чувствует? Несмотря на все уверения в маминой любви — предательство с ее стороны, очень много злости. Сильную обиду, что его бросили. Потерю контакта со своими близкими — он чувствует: они от него что-то утаивают, и он им уже не доверяет. Изоляцию — не с кем поговорить о своих чувствах, потому что все погружены в свои переживания и никто не объясняет, что случилось. Я не знаю, как сложилась судьба этого мальчика, но мне так и не удалось убедить отца поговорить с ребенком о маме. Не удалось донести, что дети очень переживают и часто винят себя, когда в семье происходят непонятные перемены. Я знаю, что для маленького ребенка это очень тяжелая утрата. Но горе утихает, когда оно разделено. У него такой возможности не было.


Фото: gursesintour.com

«Нельзя веселиться — мама болеет»

Оттого, что взрослые не спрашивают у детей о том, что они чувствуют, не объясняют перемены дома, дети начинают искать причину в себе. Один мальчик, младший школьник, слышит только, что мама болеет — нужно вести себя тихо и ничем ее не расстраивать.

И вот этот мальчик рассказывает мне: «Я сегодня играл с друзьями в школе, было весело. А потом вспомнил — мама болеет, мне же нельзя веселиться!».

Что в этой ситуации стоит сказать ребенку? «Да, мама болеет — и это очень печально, но здорово, что у тебя есть друзья! Здорово, что тебе было весело и ты сможешь рассказать маме что-то хорошее, когда вернешься домой».

Мы говорили с ним, 10-летним, не только про радость, но про зависть, про злость к другим, когда они не понимают, что с ним и как дела у него дома. Про то, как ему бывает грустно и одиноко. Я чувствовала, что со мной не маленький мальчик, а мудрый взрослый.

«Как ты себя ведешь?!»

Помню мальчика-подростка, который где-то услышал, что рак передается воздушно-капельным путем. Никто из взрослых не поговорил с ним об этом, не сказал, что это не так. И когда мама захотела его обнять, он отшатнулся и сказал: «Не обнимай меня, я не хочу потом умереть».

И взрослые очень его осуждали: «Как ты себя ведешь! Какой ты малодушный! Это твоя мама!».

Мальчик остался один со всеми своими переживаниями. Сколько боли, вины перед мамой и невыраженной любви у него осталось.

Я объясняла родным: его реакция естественна. Он не ребенок, но еще не взрослый! Несмотря на мужской голос и усы! Очень трудно самостоятельно прожить такую большую утрату. Спрашиваю отца: «А что вы думаете о смерти?». И понимаю, что он сам боится даже произнести слово смерть. Что проще отрицать, чем признать ее существование, своё бессилие перед ней. В этом столько боли, столько страха, печали и отчаяния, что он хочет безмолвно опереться на сына. На испуганного подростка опереться невозможно — и поэтому вылетели такие слова. Я очень верю, что им удалось поговорить друг с другом и найти взаимную опору в их горе.

Рак и родители

Пожилые родители часто живут в своем информационном поле, где слово «рак» равносильно смерти. Они начинают оплакивать своего ребенка сразу после того, как узнают его диагноз — приходят, молчат и плачут.

Это вызывает сильную злость у заболевшей женщины — ведь она живая и нацелена на борьбу. Но чувствует, что мама не верит в ее выздоровление. Помню, одна из моих онкопациенток так и сказала матери: «Мама, уйди. Я не умерла. Ты меня оплакиваешь, как мертвую, а я живая».

Вторая крайность: если наступает ремиссия, родители уверены — рака не было. «Знаю, у Люси рак был — так сразу на тот свет, а ты тьфу-тьфу-тьфу, пять лет уже живешь — точно врачи ошиблись!». Это вызывает огромную обиду: мою борьбу обесценили. Я прошла трудный путь, а мама не может его оценить и принять это.

Рак и мужчины

Мальчиков с детства воспитывают сильными: не плакать, не жаловаться, быть опорой. Мужчины чувствуют себя бойцами на передовой: даже среди друзей им трудно говорить о том, что какие чувства они испытывают из-за болезни жены. Им хочется убежать — например, из палаты любимой женщины — потому что их собственный контейнер эмоций переполнен. Встретиться еще и с ее эмоциями — гнев, слезы, бессилие — им трудно.

Они пытаются контролировать свое состояние дистанцированием, уходом в работу, иногда — алкоголем. Женщина воспринимает это как равнодушие и предательство. Зачастую бывает, что это совсем не так. Глаза этих внешне спокойных мужчин выдают всю боль, которую они не могут выразить.

Мужчины проявляют любовь и заботу по-своему: они берут на себя все дела. Убрать дом, сделать с ребенком уроки, принести любимой продукты, съездить в другую страну за лекарством. Но просто сесть рядом, взять за руку и увидеть ее слезы, даже если это слезы благодарности — невыносимо трудно. У них как будто не хватает на это запаса прочности. Женщины так нуждаются в тепле и присутствии, что начинают их упрекать в черствости, говорить, что они отдалились, требовать внимания. И мужчина отдаляется еще больше.

Мужья онкопациенток приходят к психологу крайне редко. Зачастую просто спросить, как вести себя с женой в такой непростой ситуации. Иногда, прежде чем рассказать о болезни жены, могут говорить про что угодно — работу, детей, друзей. Чтобы начать рассказ о том, что действительно глубоко волнует, им нужно время. Я очень благодарна им за смелость: нет большего мужества, чем признаться в печали и бессилии.

Поступки мужей онкопациенток, которые хотели поддержать своих жен, вызывали у меня восхищение. Например, чтобы поддержать свою жену во время химиотерапии, мужья тоже стриглись наголо или сбривали усы, которые ценили больше, чем шевелюру, потому что не расставались с ними с 18 лет.


Фото: kinopoisk.ru, кадр из фильма «Ма Ма»

Вы не можете отвечать за чувства и жизнь других

Почему мы боимся эмоций онкопациентки? На самом деле мы боимся столкнуться со своими переживаниями, которые возникнут, когда близкий человек начнет говорить о боли, страдании, страхе. Каждый отзывается своей болью, а не болью чужого. Действительно, когда любимому и дорогому человеку больно, вы можете испытывать бессилие и отчаяние, стыд и вину. Но они ваши! И ваша ответственность, как с ними обращаться — подавить, игнорировать или прожить. Испытывать чувства — это способность быть живым. Другой не виноват, в том, что вы это чувствуете. И наоборот. Вы не можете отвечать за чувства других людей и за их жизнь.

Почему она молчит о диагнозе

Имеет ли право онкопациентка не говорить родным о своей болезни? Да. Это ее личное решение в настоящий момент. Потом она может и передумать, но сейчас это так. На это могут быть свои причины.

Забота и любовь. Страх ранить. Она не хочет причинять боль вам, дорогим и близким.

Чувство вины и стыда. Зачастую онкопациентки чувствуют вину за то, что заболели, за то, что все переживают, да мало ли еще за что!.. И еще чувствуют огромное чувство стыда: она оказалась «не такой, как надо, не такой, как другие — здоровые», и ей нужно время для проживания этих очень непростых чувств.

Страх, что не услышат и будут настаивать на своем. Конечно, можно было бы сказать честно: «Я болею, я очень переживаю и хочу сейчас побыть одна, но я ценю и люблю тебя». Но эта искренность для многих труднее, чем молчание, потому что зачастую есть негативный опыт.


Фото: i2.wp.com

Почему она отказывается от лечения

Смерть большой спаситель, когда мы не принимаем свою жизнь такой, какая она есть. Этот страх жизни может быть осознанным и неосознанным. И, возможно, это одна из причин, по которой женщины отказываются от лечения, когда шансы на ремиссию велики.

У одной знакомой мне женщины была 1 стадия рака молочной железы — и она отказалась от лечения. Смерть для нее была более предпочтительной, чем операция, шрамы, химия и потеря волос. Только так можно было решить непростые отношения с родителями и с близким мужчиной.

Иногда от лечения отказываются, потому что боятся трудностей и боли — начинают верить колдунам и шарлатанам, которые обещают гарантированный и более легкий способ прийти к ремиссии.

Понимаю, как невыносимо трудно в этом случае близким, но всё, что мы можем — это выражать свое несогласие, говорить о том, как нам печально и больно. Но при этом помнить: жизнь другого нам не принадлежит.

Почему страх не уходит, когда наступает ремиссия

Страх — это естественное чувство. И не в человеческих силах избавиться от него полностью, особенно если это касается страха смерти. Из страха смерти рождается и страх рецидива, когда вроде бы все в порядке — человек находится в ремиссии.

Но принимая смерть в расчет, начинаешь жить в согласии со своими желаниями. Найти свою собственную дозировку счастья — думаю, это один из способов лечения онкологии — в помощь официальной медицине. Вполне возможно, мы зря боимся смерти, потому что она обогащает нашу жизнь чем-то действительно стоящим — подлинной жизнью. Ведь жизнь — это то, что происходит прямой сейчас, в настоящем. В прошлом — воспоминания, в будущем — мечты.

Понимая собственную конечность, мы делаем выбор в пользу своей жизни, где мы называем вещи своими именами, не пытаемся изменить то, что изменить невозможно, и ничего не откладываем на потом. Не бойтесь того, что ваша жизнь окончится, бойтесь того, что она так и не начнется.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт