Ø Методы оценки уровня здоровья Ø Методы самоконтроля. Основные показатели физического здоровья человека

01.04.2019

Существует некий обусловленный эволюцией порог аэробного энергопотенциала, ниже которого увеличивается риск смерти (10 МЕТ для мужчин и 9 МЕТ для женщин). Подобный же порог, но несколько выше, обнаруживается, если регистрировать тот уровень энергообеспечения, ниже которого в обычных условиях жизнедеятельности появляются нарушения в функциях организма как системы - формируются эндогенные факторы риска и начальные формы хронического патологического процесса. Этот порог энергопотенциала носит название безопасного уровня соматического здоровья и может быть охарактеризован количественно. Количественная характеристика безопасного уровня здоровья может быть дана как в прямых показателях - в МЕТ или МПК на 1 кг массы тела, так и в косвенных: физической работоспособности, уровне развития физического качества общей выносливости, уровне здоровья (табл. 6).


Используя материалы популяционных исследований максимальной аэробной способности, полученные в разные годы, можно отметить важную закономерность, касающуюся биологической природы современного человека: за последние 30-40 лет популяционный уровень максимальной аэробной способности существенно снизился и в среднем выходит за пределы "безопасной" зоны соматического здоровья (рис. 2). Несколько ниже будет показано, что в этом и заключается непосредственная причина эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, поразившей промышленно развитые страны со второй половины 20 в.


Какие же механизмы лежат в основе "безопасного" уровня здоровья?


Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить некоторые особенности энергетического метаболизма. В качестве основного субстрата для энергообразования (накопление макроэргов) используются углеводы и жиры. Наиболее мобилизируемым и доступным субстратом являются углеводы (глюкоза крови, гликоген печени и мышц), а наиболее энергоемким - жиры. При повышении требований к организму (например, при физической нагрузке) интенсификация энергообразования проходит несколько стадий: расход запаса макроэргов - анаэробное окисление углеводов (кислородтранспортная система еще не достигла уровня функционирования в соответствии с кислородным запросом) - аэробное окисление углеводов - окисление жиров (жирных кислот).


Для аэробного окисления субстратов до воды и углекислого газа при интенсивном энергообразовании необходимы следующие условия: 1) достаточная плотность митохондрий в реципиентной ткани (при физической нагрузке - мышечной), которая удовлетворяет требованиям ресинтеза АТФ аэробным путем; 2) промежуточные продукты обмена не должны лимитировать скорость метаболических реакций в цикле Кребса; 3) достаточная доставка кислорода к цепи транспорта электронов в митохондриях. Если аэробная форма утилизации субстрата лимитируется одним или несколькими из этих факторов, подключается анаэробный метаболизм, который поддерживает необходимую скорость продукции АТФ. Момент подключения механизмов анаэробной энергопродукции обозначается как порог анаэробного обмена (ПАНО). Этот порог выражается в единицах мощности работы (Вт) или же в процентах потребления кислорода от максимума аэробной мощности.


У нетренированных людей ПАНО находится на уровне 40-45% от МПК, у тренированных - 55-60%, у спортсменов экстра-класса - 70-90% от максимальной окислительной мощности.


МПК и ПАНО могут изменяться независимо друг от друга и обнаруживают большую индивидуальную вариабельность. Но при снижении уровня МПК почти всегда снижается ПАНО. Более того, темпы падения ПАНО при детренированности могут превышать темп падения уровня МПК.


ПАНО является важнейшим показателем эффективности (экономичности) энергообразования. И это связано прежде всего с тем, что при энерготратах выше уровня ПАНО эффективное аэробное энергообразование преимущественно за счет жиров (1 г жира - 33 кДж) сменяется малоэффективным анаэробным энергообразованием за счет углеводов (1 г глюкозы - 17 кДж). Главный же фактор снижения эффективности энергетического метаболизма состоит в следующем: при аэробном окислении 1 молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, при анаэробном - всего 2. Таким образом, эффективность энергообразования снижается в 36 раз! При этом жиры в качестве энергетического субстрата в анаэробных процессах уже не используются. Показано (Ю.Л. Клименко, 1987), что у современных мужчин в возрасте старше 40 лет через 2 мин после начала физической нагрузки мощностью всего 20% от должных возрастно-половых значений МПК гликолитический механизм энергообеспечения мышечной деятельности не только не выключается (как следовало бы ожидать после окончания периода "врабатывания"), а наоборот, вклад его нарастает, сопровождаясь накоплением лактата и развитием ацидоза. (Заметим, что речь идет именно об анаэробном гликолизе, который сопровождается накоплением лактата, в отличие от аэробного гликолиза, конечные продукты которого - вода и углекислый газ.) Именно это является причиной того, что активность ферментов, обеспечивающих гликолиз, с возрастом увеличивается так же, как увеличивается и глюконеогенез (образование углеводов из аминокислот). Одновременно с возрастом (так же, как и при физической детренированности) вследствие незначительного использования жиров в метаболизме увеличиваются размеры жировых депо, развивается липоидоз внутренних органов. В крови и в тканях повышается общее содержание липидов, изменяется концентрация и соотношение их фракций. Это относится и к холестерину, и к триглицеридам, и к жирным кислотам. Именно эти изменения в липидном обмене являются основой развития атеросклеротического процесса. Кроме того, из непредельных жирных кислот легко образуются перекиси липидов, являющихся инициаторами свободнорадикальных реакций.


Возрастание роли гликолиза в общем энергетическом метаболизме отмечается даже в миокарде и мышечном слое сосудистой стенки, что, естественно, тоже является неблагоприятным фактором.


В связи с малой энергетической эффективностью гликолитического фосфорилирования и усилением последнего происходит значительное расходование углеводов тканей, прежде всего - гликогена, и накопление недоокисленных продуктов обмена - лактата и пирувата.


Все это вместе взятое приводит к гипоэргии (недостаточному ресинтезу АТФ и прежде всего в органах с высокими ее затратами). Недостаток макроэргов вызывает активизацию генетического аппарата клетки, приводя к гиперплазии и гипертрофии ткани. Именно такой механизм лежит, по-видимому, в основе гипертрофических явлений в миокарде на фоне гипоэргии - начальной стадии кардиосклеротического процесса.


Аналогичный процесс наблюдается при коронарном артериосклерозе, сопровождающемся явлениями гипертрофии миокарда ("коронарогенная гипоксическая гипертрофия" по Ф.З. Меерсону, 1975).


Следует указать и на еще одно важное обстоятельство, нередко приводящее в замешательство кардиологов: у лиц, профессиональная деятельность которых связана с большими энергозатратами, отсутствует кардиопротекторный эффект физической нагрузки. Так, по данным Karvonen (1968), обследовавшего несколько сотен лесорубов и городских жителей (мужчин), оказалось, что у первых более выражены как эндогенные факторы риска развития сердечнососудистых заболеваний (толщина жировой складки на животе, уровень гиперлипидемии и т.п.), так и последствия этого повышенного риска: у 8% обследованных лесорубов на ЭКГ выявлены следы перенесенного микроинфаркта -- (3% у городских жителей). В основе этого, казалось бы, парадоксального факта - тот же механизм: резкое ограничение утилизации жиров при физической нагрузке выше ПАНО.


Вторая патогенетическая цепочка, к появлению которой предрасполагает гипоэргия, - повышение аутолиза клеток тканей организма и снижение вследствие этого иммунореактивности.


Аутолиз - естественный процесс, но он может стимулироваться функциональной нагрузкой, особенно, если эта нагрузка превышает функциональные возможности субстрата. Степень аутолиза и соответственно титра противоорганных аутоантител напрямую зависит от функциональной надежности клетки, во многом определяемой резервом ее энергопотенциала.


Убедительной иллюстрацией являются результаты исследования миокардиальных аутоимунных реакций после физической нагрузки до отказа у тренированных и нетренированных молодых мужчин (Г.Л.Апанасенко и соавт., 1986).


Таблица 7, Миокардиальные аутоиммунные реакции до и после велоэргометрической нагрузки до отказа у нетренированных (п=18) и лиц (n=10), адаптированных к мышечной деятельности (Г.Л.Апанасенко, Д.М.Недопрядко, 1986)

к инсулину и формировании в связи с этим нарушений в толерантности к углеводам и предпосылок к развитию инсу-линнезависимого диабета.


Из этих (табл. 7) и других данных следует, что после напряженной мышечной деятельности наблюдается усиление аутоиммунных реакций всех типов, стимулированных тканевыми антигенами сердца, печени, мышц скелета и др. Выраженность реакций зависит от мощности и эффективности процессов энергообразования: чем ниже ПАНО, тем выше проявление аутоимунных реакций. В этих же исследованиях выявлена обратная корреляционная связь (г=0,511-0,981) между интенсивностью кардиогенных аутоиммунных реакций и показателями иммунореактивности организма. Усиление напряженности аутоиммунных клеточных взаимодействий, медиаторных реакций иммунокомпетентных клеток, повышенное образование противоорганных аутоантител и аутоиммунных комплексов при увеличении аутолиза клеток, вызванного гипоэргией, определяют механизмы снижения уровня иммунного ответа на чужеродные антигены - атипические клетки, эндогенную и экзогенную бактериальную инфекцию и т.п. Все это ведет к повышению риска развития злокачественных новообразований и инфекционных заболеваний. Этот риск существенно возрастает, когда уже с уровня бытовых и профессиональных нагрузок резко снижается эффективность энергообразования за счет падения ПАНО. И, наконец, третья патогенетическая цепочка также формируется вследствие (частичного) выключения жирового субстрата из энергетического метаболизма и накопления его в тканях и крови. Речь идет о понижении реактивности тканей к инсулину и формировании в связи с этим нарушений в толерантности к углеводам и предпосылок к развитию инсулиннезависимого диабета.


Атеросклероз, злокачественные новообразования, сахарный диабет ("зловещая триада", по выражению В.МДильмана) - ведущие причины смерти современного человека. Эту же триаду иногда называют "нормальными болезнями" старости.


Корни развития этих состояний - в снижении мощности и эффективности энергообразования, а также в относительном исключении из энергетического метаболизма жиров. Очевиден и путь предотвращения этих состояний - систематическая нагрузка на уровне аэробно-анаэробного перехода, способная повысить уровень ПАНО.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Попичев М.И.

Крымский юридический институт Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого

Аннотация. Рассмотрено, что на протяжении многих лет контрольные нормативы по дисциплине "физическое воспитание" практически не изменялись, а состояние здоровья молодежи из года в год ухудшается, снижается иммунитет. На основе эксперимента показано, что соотношение функционального состояния студентов и физической нагрузки должно быть оптимальным. В эксперименте принимало участие 780 студентов в возрасте 17-18 лет. Оценено, при каком функциональном состоянии можно давать ту или иную нагрузку. Установлено, что как минимум два раза в год необходимо проводить предлагаемую нами комплексную диагностику.

Ключевые слова: диагностика, здоровье, студент, функциональность, перенапряжение,

Введение.

Из публикуемых в последнее время научных работ мы можем почерпнуть информацию о динамике изменений психофизиологических и анатомо-физических особенностей человека. Следует отметить, что в целом за последние 30 лет иммунная система человека существенно ослабла. А значит, для улучшения состояния здоровья в той среде, в которой живет человек, должен изменяться его образ жизни. Сегодня нельзя жить по принципу естественного биологического износа, сегодня необходимо стремиться жить по принципу биологического закона. Надо знать, как правильно питаться, дышать, двигаться, задавать себе физические нагрузки, восстанавливаться после стресса, как и где проходить диагностику своего организма, как определить допустимый объем умственной и физической нагрузки и т.д. Значит, нужна разработанная, научно обоснованная система жизнедеятельности.

Многие ученые считают, что при ослаблении организма целесообразно усиливать его недостаточно мощные защитные приспособительные реакции, но без чрезмерной активации функций (Г.Л. Апанасенко, О.П. Андронов, Э.Г. Булич и др.).При этом, по мнению других ученых (Н.П. Булкина, В.А. Романенко и др.), нецелесообразно использовать традиционные средства физической культуры (бег, атлетическую гимнастику, спортивные игры и т.д.), которые оказывают достаточно выраженные стрессовые воздействия на организм.

Публикации и исследовательские работы последних лет показывают, что в практику физического воспитания студентов постепенно внедряют упражнения, которые позволяют расширить возможности занимающихся в достижении оздоровительного эффекта. Появление новых нетрадиционных видов двигательной активности и оздоровительных систем - вполне естественный процесс, который необходим для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры. Однако при этом важна адаптация таких оздоровительных средств к славянскому менталитету и отечественной системе физического воспитания (Л.И Лубышева и др.).

Большинство студентов начинают обучение в ВУЗе в возрасте 17 лет, когда еще сохраняется возможность высоких темпов развития силы, гибкости, общей выносливости и т.д. Применение нетрадиционных методов поддержания физической активности для студентов должно способствовать повышению уровня их работоспособности. Но для безопасной жизнедеятельности в самом начале учебного года необходима комплексная диагностика по определению уровня здоровья студентов, профилактический медицинский осмотр, чтобы выявить потенциальность занимающихся.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью нашей работы является подбор анатомо-физических и психофизиологических тестов для достоверного определения состояния здоровья и физического развития студентов.

Организация и методика исследования.

На протяжении трех лет у 780 студентов в начале и конце учебного года рассматривались и апробировались функциональные измерения по анатомо-физическим и психофизиологическим особенностям для определения уровня здоровья и физического развития студентов. Студентам, которые успешно прошли комплексную диагностику (психолого-педагогический и врачебный контроль), в дальнейшем логично будет предложить оптимальную нагрузку для эффективного развития их организма.

Тесты, применяемые во время исследования.

1. Теппинг-тест.

Для выполнения этого теста на листе бумаги вычерчиваются четыре смежных квадрата 10Х10 см. Испытуемый, сидя за столом, должен за 40 сек. с помощью карандаша нанести максимальное количество точек. По команде сначала ставятся точки в один квадрат, далее через каждые 10 сек. по сигналу без паузы точки ставятся в следующие квадраты. Оценивается количество точек, поставленных в каждом квадрате. Для точного подсчета точек следует вести линию карандашом от одной точки к другой. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 60-65 точек в каждый квадрат за 10 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

2. Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы студент отдыхает стоя, без движений, в течение 3 минут. Затем замеряется частота сердечных сокращений (далее - ЧСС) за одну минуту. Далее студент выполняет 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносятся вперед, а при выпрямлении - возвращаются в исходное положение. После выполнения приседаний подсчитывалось ЧСС в течение одной минуты.

При оценке величина учащения ЧСС после нагрузки определяется в процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, от 21 до 40% - хорошую; от 41 до 65% - удовлетворительную; от 66 до 75% - плохую; от 76 и более - очень плохую.

3. Многомоментная проба. Студент выполняет максимальный бег за 15 секунд, 20 приседаний за 30 секунд, 3-х минутный бег (темп - 2 секунды - 4 шага). После выполнения упражнений подсчитывают ЧСС в течение 5 минут (на 1-3-5 минутах за каждые 10 секунд).

4. Ортостатическая проба. Проверить состояние центральной нервной системы (ЦНС) можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин. отдыха. Далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая - 0-6, нормальная - 7-12, живая -13-18, повышенная - 19-24 уд/мин.

5. Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки приподняты вверх, голова прямо. Упражнение выполняется с открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнений с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка. Е.В. Сермеев вывел средние данные оценки функционального равновесия. Удержание позы с закрытыми глазами - 16 с., с открытыми - 44 с.

6. Опросник Реана (мотивация).

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ "да" или "нет". Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" объединяет как явное "да", так и "скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет": он объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да". Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, и является наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА - мотивация

    Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

    В деятельности активен.

    Склонен к проявлению инициативности.

    При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

    Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

    При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

    При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

    Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

    При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени результативность деятельности ухудшается.

    Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

    Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

    Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

    Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

    Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

    В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается.

    При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

    Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

    При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

    В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

    Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ "ДА": 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ "НЕТ": 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов составило 8-9, то есть определенная тенденция к нацеленности на неудачу, а если количество баллов 12-13, то имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях, при которых возможно избежать эту гипотетическую неудачу, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах; стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

7. Определение стресса.

    Часто хочется плакать.

    Вы легко идете на скандалы.

    Снижен интерес к сексу.

    Плохо спится.

    Вы ерзаете, грызете ногти, теребите волосы.

    Трудно сосредоточиться и принять решение.

    Все труднее разговаривать с людьми.

    Вы едите, не испытывая голода или пропускаете еду.

    Усталость почти постоянная.

    Пропало чувство юмора.

    Мучают подозрения.

    В тяжелые дни выручают курение или выпивка.

    Возникает чувство полной беспомощности.

Если Вы ответили "да" более чем на четыре вопроса и такая ситуация сохраняется неделями, Вас подминает стресс.

Результаты исследования.

В данной статье хотелось бы подчеркнуть одну очень важную особенность. Результаты обследования 780 студентов свидетельствуют о весьма существенных различиях в состоянии здоровья и физическом развитии. Практически каждый студент в той или иной степени имеет отклонения в состоянии здоровья. Что касается физического развития, то из 780 студентов 25 - сдали нормативы успешно, 127 - были близки к их сдаче. Остальные - физически и функционально очень слабые студенты. Конечно, здесь сказываются их генетические особенности, но возможно предположить, что уровень их жизнедеятельности до студенческого возраста был, на наш взгляд, неправильным. Как мы заметили, студентов физически слабых - большинство; принимать в настоящее время нормативы у таких студентов, на наш взгляд, будет неправильным; они физически и психологически не готовы, и занятия для них будут не в радость. Поэтому мы предлагаем поменять физические нормативы, которые применялись ранее на комплексную диагностику. Сюда входят антропометрические и психофизиологические показатели, общая физическая подготовка без тестов на общую выносливость и оценка уровня здоровья (таблица 1).

Таблица 1

Комплексная диагностика уровня здоровья и физического развития студентов


п / п

Ф. И. О.

Анатомо-физические и психофизиологические тесты

Антропометрические показатели

Психофизиологические показатели

Общая физическая подготовка

Рост (см)

Вес (кг.)

Мас-
со-
во-
рос-
то -
вой (см\кг) ин-
декс Кетле рост\ вес

Ок-
руж -
ность груд-
ной клет-
ки (см)

Фор-
ма поз -
во -
ноч -
ни -
ка

V бед-
ра, го-
лени, пле-
ча, та-
лии (см) М ср

А\Д

ЧСС (к-во раз)

Теп-
пинг-
тест (кол-
во раз)

Одно -
мо -
мент -
ная проба
(5-4
-3-2-
1)
(кол-
во раз)

Мно-
го-
мо-
мен-
тная проба (кол-
во раз)

Орто -
ста-
тисти -
чес-
кая проба (2-3-
4-5) (кол-
во раз)

Оп-
рос-
ник Реана (бал.)
(Н-У) (мо-
ти-
ва-
ция)

Опре-
де-
ле-
ние стрес-
са (С-Н-)

и.п. лежа на спи-
не. Под-
ни-
ма-
ние кор-
пуса в сед. (кол-
во раз в ми-
нуту)

Сги-
бание и раз-
ги-
бание рук в упо-
ре лежа (кол-
во раз)

и.п. сидя, глу-
бо-
кий нак-
лон (гиб-
кость-
см)

Сги-
бание и раз-
ги-
бание рук в висе (кол-
во раз)

При-
се
дание
(кол-
во раз в ми-
нуту)

Равно-
весие (сек) (Т. Бонда-
рев-
ского)

Оцен-
ка уров-
ня здо-
ровья сту-
ден-
тов (по пяти-
балль-
ной сис-
теме)

Оценка уровня здоровья определяется по полученным результатам, внесенным в таблице 1. Если студент показал положительные результаты, то оценка отличная. Если два показателя ухудшились - оценка хорошо. Четыре показателя - оценка удовлетворительная. Более четырех - оценка неудовлетворительная.

Подбирая и пробуя эти тесты с учетом психологического состояния студентов в настоящее время, мы понимали, что для их мотивации будет очень сложно сформировать диагностический комплекс, который бы дал возможность достоверного получения морфофункциональных результатов. Заинтересовать студентов в контроле над своим здоровьем сложно. Тесты должны быть обновлены, модернизированы и при этом вызывать у студентов особый интерес к занятиям.

В антропометрических показателях особый интерес вызывает индекс массы тела (Кетле) - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной, избыточной (ожирение). Он важен, на наш взгляд, для определения показаний профилактического лечения. Индекс массы тела рассчитывается по формуле J = m/h 2 , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах, и измеряется в кг/м 2 . В соответствии с рекомендациями разработана следующая интерпретация показателей (В.А. Романенко и др.). Выраженный дефицит массы - 16,49 и менее. Недостаточная масса тела - 16,5 - 18,49; норма 18,5-24,99. Избыточная масса тела - 25-29,99. Ожирение первой степени - 30-34,99. Ожирение второй степени - 35-39,99. Ожирение третьей степени - 40 и более. Индекс массы тела следует применять с осторожностью, исключительно для ориентировочной оценки.

Вызывает интерес объем груди и талии. У женщин объем талии не должен превышать 82 см., у мужчин 102 см.

Что касается психофизиологических показателей, то особое внимание уделялось теппинг-тесту, одномоментной и многомоментной пробе, а также ортостатическим показателям. Принимая у студентов теппинг-тест, оценивалось количество точек, поставленных в каждом квадрате. Испытуемый старался как можно больше и быстрее поставить точек и выполнить движений за 10 секунд. Если уменьшалось количество точек от квадрата к квадрату, то определялась недостаточная функциональная устойчивость нервно-мышечного аппарата, постоянная работоспособность и специальная выносливость для активной жизнедеятельности организма.

Две пробы, одномоментная и многомоментная, показывали адаптацию и восстановление функционального состояния организма студентов до и после нагрузки. Таким образом, в течение пяти минут была получена оперативная информация о том, насколько адекватно реагирует организм на нагрузку.

Ортостатическая проба вызывала у студентов интерес к состоянию центральной нервной системы, отражающему ее возбудимость. В течение одной минуты показывали разницу возбудимости центральной нервной системы в положении лежа и стоя. Слабая возбудимость центральной нервной системы - от 0-6, нормальная - 7-12, живая - 13-18, повышенная - 19-24 уд./мин.

Комплексную диагностику по общей физической подготовке предлагается существенно изменить; тесты на выносливость, которые в настоящее время используются в нормативах по физической подготовке, исключить, так как многомоментная проба, на наш взгляд, полностью определяет уровень работоспособности человеческого организма. Показательные тесты были применены на равновесие: с открытыми глазами нужно было простоять на одной ноге более 44 секунд и с закрытыми - более 16 секунд. Определяли функциональное состояние вестибулярного аппарата. Сегодня это определение очень актуально, так как большое количество травм люди получают из-за плохой тренированности вестибулярного аппарата. Многие физические тесты выполняли на время, что дало возможность определить уровень специальной физической подготовки студентов. В графе "оценка уровня здоровья студентов"указывали по пятибалльной системе оценку, которая определялась с учетом ухудшения или улучшения результатов тестирования.

Помимо табличных данных мы предлагаем карточку "здоровья", в которой раскрываем антропометрические и психофизиологические показатели. Специалистам и студентам будет наглядно виден уровень состояния здоровья. Такая карточка хранится у врача и ведущего преподавателя.

Карточка здоровья

Выводы.

Подобрав и применив на практике анатомо-физические и психофизиологические тесты, мы получили, на наш взгляд, достоверную и инновационную информацию по уровню определения состояния здоровья студентов.

В настоящее время в связи с ослабленным физическим развитием и состоянием здоровья студентов очень важно определиться в функциональном состоянии здоровья студента и его физического развития, каков оптимальный уровень нагрузки, который необходим для правильной жизнедеятельности.

Студенты сдавали предложенные тесты легко, непринужденно, с особым интересом. При сдаче таких тестов определяется оптимальное функциональное состояние. Любое функциональное изменение заставляет студента анализировать ход событий. Значит, студент начинает понимать, что это ему нужно. Отсюда появляется желание самостоятельно заниматься, принимать решение, ходить на занятия. То есть вовремя контролировать себя, правильно, самостоятельно и осознанно подбирать оптимальные нагрузки.

По данным литературных источников предложено большое разнообразие методов исследования и оценки соматического здоровья работающих студентов. Так, Амосов Н.П. предложил определять уровень здоровья подсчетом средней арифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100 % от должных величин для данного возраста). Одной из функциональных проб берется пульс в покое лежа, в вертикальном положении, после нагрузки. Показатели складываются, делятся на количество показателей и полученное число и является количеством здоровья.

Такие авторы как Колевос Д.В., Маш Р.Д считают, что количество здоровья тем больше, чем менее человек подвержен различным заболеваниям, на их взгляд подходящей методикой определения соматического здоровья является экспресс-методика. Этот способ ориентировочный. Его главная цель - привлечь внимание к состоянию своего здоровья и определению причин, приведших к снижению его уровня, связанных с личным поведением (образом жизни). Экспресс-оценка уровня здоровья по состоянию определяется, по пятибалльной шкале оценивается три критерия: самочувствие, работоспособность, настроение .

Кашатов Р.Р. предложил экспресс-оценку определения уровня состояния здоровья, которая определяется с помощью психологического теста. Он рекомендует 11 вопросов, которые помогут определить, какой образ жизни надо вести. В энциклопедическом справочнике медицины и здоровья (2006 г.) авторы рассматривают комплексную оценку физического здоровья, которая позволяет:

Выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия на них;

Составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность;

Спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний;

Определить биологический возраст человека .

Переведя отдельные показатели здоровья в баллы и вычислив средний балл (с точностью до десятых), можно определить свой уровень здоровья и его резервы. Основными показателями уровня здоровья являются: ЧСС в покое, АД, ЖЕЛ, росто-весовой индекс, стаж занятий физической тренировкой, общая выносливость, силовая выносливость, ловкость, скоростно-силовые и другие качества, эффективность работы иммунной системы, наличие хронических заболеваний.

По мнению авторов, оценка биологического возраста, так же важна, определяется с помощью показателей уровня физического здоровья, в баллах. Идеальный биологический возраст составляет 7 баллов и более, характерен для лиц в возрасте 20-25 лет, ведущих здоровый образ жизни. Для оценки биологического возраста отдельных органов и систем разработаны специальные тесты. Берутся показатели, такие как возраст кожи, возраст глаз, быстрота реакции, тест на равновесие.

Из вышесказанного следуют выводы, что существуют разнообразные методики определения уровня соматического здоровья респондентов, а выбор наиболее подходящих зависит от условий, материально-технической базы, от полученных данных обследуемых.

В практике физического воспитания для определения общего уровня физического здоровья используется методика, которая включает в себя исследование физического развития, функциональной и физической подготовленности, а также подсчет по итогам биологического возраста в баллах .

физический здоровье студент профилактика

Методики оценки физического развития

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями физического развития. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице замеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:

· соматометрических - длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

· физиометрических - жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила;

· соматоскопических - форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т. д.

Комплексная оценка физического развития включает:

· определение с помощью центильных таблиц группы физического развития (I гр. - здоровые дети, II гр. - «группа риска», III гр. - дети со значительными отклонениями физического развития);

· определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела, массы тела, соответствующей норме .

Методы количественной оценки здоровья

Наиболее доступными из современных методов количественной оценки здоровья, предлагаемых известными учеными, являются: определение «количества здоровья» по Н.М. Амосову , под которым понимается уровень функциональных возможностей (резервов) организма в процентах от нормы и экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко , демонстрирующая безопасный уровень физического здоровья при отсутствии болезней.

Определение «количества здоровья» по Амосову

«Количество здоровья» определяется подсчетом среднеарифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100% от должных величин для данного возраста). Так, если у обследуемого пульс в покое лежа должен составлять в норме не более 66 уд./мин, а в день наблюдения он равнялся 72 уд./мин. то уровень этого показателя составит лишь 92% от нормы, т.е. на 8% хуже должного. После перехода в вертикальное положение пульс равнялся 86 уд./мин, т.е. возрос на 19,44% вместо 15% нормального увеличения, что составит 77,3% нормы. Найдя таким же способом еще 4-5 подобных показателей, сложив их и разделив полученную сумму на число используемых показателей, мы и получим «количество здоровья», Проведя указанные замеры, например, перед началом физкультурно-спортивных занятий, как по общефизической, так и по специальной подготовке, мы можем оценить оздоровительный и тренировочный эффект, выражающийся в изменении «количества здоровья» .



Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко

Методика использует показатели индекса массы тела, отношение ЖЕЛ к массе тела, силы кисти к массе тела, время восстановления ЧСС после нагрузки и т. д. По шкале в баллах с проранжированными значениями индексов испытуемого относят к одной из пяти групп: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья.

Таблица 1

Показатели и функциональные уровни здоровья

№ п/п Показатель Функциональные уровни
I низкий II ниже среднего III средний IV выше среднего V высокий
1. Масса тела (г/см) Рост М Ж Баллы -2 451-500 401-450 -1 401-450 375-400 375-400 351-400 - -
2. ЖЕЛ (мл/кг) Масса тела М Ж Баллы 51-55 41-45 56-60 46-50 61-65 51-57
3. ЧСС * СД М Ж Баллы -2 95-110 95-110 85-94 85-94 70-84 70-84
4. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (мин, с) М Ж Баллы 3.00 3.00 -2 2.00-3.00 2.00-3.00 1.30-1.59 1.30-1.59 1.00-1.29 1.00-1.29
5. Динамометрия кисти (%) Масса тела М Ж Баллы 61-65 41-50 66-70 51-55 71-80 56-60
Общая оценка (сумма баллов) 5-9 10-13 14-15 17-21

По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что IV и V уровни здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками (в основном бегом). Безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о нали­чии стабильного здоровья. Средний уровень функционального состояния, очевидно, может расцениваться как критический. Дальнейшее его снижение уже ведет к клиническому проявле­нию болезней с соответствующими симптомами. Таким об­разом, уровень соматического здоровья соответствует вполне определенному уровню функционального состояния .

С другими методиками можно ознакомиться по работам: В.И. Ляха и С.В. Хрущева .

«Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» Гораций.
Гиподинамия или гипокинетическая болезнь представляют собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического, пластического и информационного обмена как последствия малоподвижного образа жизни человека.
Симптомы малоподвижного образа жизни:

  1. Дефицит мышечной массы, низкие показатели физического здоровья.
  2. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое, замедление венозного кровообращения.
  3. Склонность к острым респираторным заболеваниям.
  4. Ранний кариес зубов, хрупкость костей.
  5. Уменьшение емкости легких и легочной вентиляции.
  6. Ограничение объема, амплитуды движений, скорости психомоторных реакций.
  7. Быстрая утомляемость, плохая переносимость физических нагрузок, эмоциональная неустойчивость (обидчивость, склонность к конфликтам).
  8. Повышение артериального давления.

9. Нарушения опорно-двигательной системы (нарушение осанки, сутулость, деформация позвоночника у детей; остеохондрозы, остеопорозы, радикулиты у взрослых).
10.Задержка формирования организма у детей.
11.Низкая самооценка, подверженность тревожности и стрессу. Малоподвижные дети чаще, чем физически активные дети, курят, принимают спиртное, наркотики.
12.Длительное восстановление после физических нагрузок.
13.Снижение потенции и полового влечения у мужчин.

Методы оценка уровня соматического здоровья.

  1. Соответствие возраста росто - весовым показателям.
  2. Объем легких – спирометрия.
  3. Проба на задержку дыхания.
  4. Динамометрия кистей и становая сила.
  5. Функциональные пробы (реакция на нагрузку и время восстановления пульса).
  6. Адаптационный потенциал (по Баевскому Р.М.).
  7. Экспресс-скрининг уровня соматического здоровья населения (по Апанасенко Г.Л.).

8. Индекс массы тела.
9. Показатели пульса в покое.
10. Показатели артериального давления.
11. Критерии резерва и экономизации функций сердечно – сосудистой системы (индекс Руфье).
12. Показатель жизнеспособности (жизненный индекс) и критерий резерва функций внешнего дыхания.
13.Показатель физического здоровья и критерий развития мышечной системы.
14. Показатель работы сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона).
15. Оценка жизненного потенциала или «безопасного уровня здоровья» (по максимальному потреблению кислорода - МПК).
16. Универсальный показатель энергообразования и устойчивости организма к гипоксии, заболеваниям, нагрузкам.

Способы оценки уровня здоровья.
- Е.И. Янкелевич для проверки исходной тренированности рекомендует пробу с приседаниями. Подсчитав пуль в покое, надо сделать не спеша 20 приседаний и снова подсчитать пульс. Превышение пульса после нагрузки на 25% и меньше считается отличным, от 26 до 50% - хорошим, 51-75% - удовлетворительным,
76% и больше – плохим. Превышение частоты пульса в два раза и больше – чрезмерная детренированность сердца. Приступать к тренировкам без консультации врача нельзя.

Г.Л. Апанасенко с соавторами, по времени восстановления частоты сердечных сокращений до исходных величин после 20
приседаний за 30 секунд квалифицируют:
-180 сек. и больше - низкий показатель исходной тренированности;
- 120-179 сек. – ниже среднего;
- 90-119 сек. – средний; 60-89 сек. – выше среднего, 59 сек. и меньше – высокий.
Люди с низкими показателями исходной тренированности перед занятиями должны проконсультироваться у врача.

Для определения адаптационного потенциала системы кровообращения по Р.М. Баевскому с соавт . предложена следующая формула:
АП (в баллах) = 0,011х (ЧП) + 0,014 х (АДсист.) + 0,008 х (АДдиас) +0,014 х (В) + 0,009 х (МТ) – 0,009 х (Р) – 0,27, где
АП – адаптационный потенциал,
ЧП – частота пульса в мин.,
АДсист. – систолическое артериальное здоровье,
АДдиаст. – диастолическое артериальное здоровье,
В – возраст (число лет),
МТ – масса тела (кг.),
Р – рост (см.).
С помощью этой формулы обеспечивается распознавание функциональных состояний в 71,8% наблюдений.
Уровень функционального состояния оценивается по шкале:
- удовлетворительная адаптация – не более 2,1 балла;
- напряжение механизмов адаптации – 2,11 – 3,2 балла;
- неудовлетворительная адаптация – 3,21 – 4,3 балла;
- срыв адаптации 4,31 балла и более.

-Экспресс-оценка уровня соматического здоровья населения (по Апанасенко Г.Л.) при профилактических осмотрах и экспресс-скрининг уровня соматического здоровья детей и подростков, утверждены Ученым Советом Киевской медицинской академии последипломного образования им. Шупика 20 декабря 2000 года.
Кроме того, методика оценки уровня здоровья и формирования здорового образа жизни, как нововведение в системе здравоохранения, затверждена МОЗ Украины и Укрмедпатентинформ за №22 – 2011.
В норме для мужчин и женщин этот показатель равен 7-18, для мальчиков и девочек 6-13.
Экспресс-оценка уровня соматического здоровья населения .
Изменения в структуре заболеваемости, инвалидизации и смертности требуют коренных изменений в тактике и мышлении врача относительно стратегии профилактики болезней. Базовой методологией предупреждения и раннего выявления заболеваний становится оценка уровня соматического здоровья с выявлением групп риска и проведением соответствующих оздоровительных мероприятий. Сегодня большинство медиков и, наконец, все население в целом, убеждены, что диагностировать у человека можно только заболевания. А диагностика здоровья является чем-то неопределенным. Однако в последние годы количественное измерение здоровья приобретает весомое значение для своевременной коррекции образа жизни, оздоровительного влияния на организм человека и профилактики заболеваний.
Именно поэтому к рекомендациям, кроме традиционных диагностических исследований, отнесены также экспресс-оценка уровня физического здоровья. При этом вполне осознавая, что эта дополнительная работа может вызвать негативную реакцию у медиков, авторы надеются, что диагностика здоровья, как один из самых современных профилактических подходов, займет достойное место в практической деятельности врача первичного звена. Приведенная методика позволяет количественно оценивать уровень здоровья при проведении профилактических осмотров и с высокой степенью вероятности прогнозировать возможность развития соматической патологии. В основу методики количественной экспресс-оценки уровня физического здоровья заложены показатели антропометрии (рост, масса тела, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия), а также состояние сердечно-сосудистой системы (табл. 1, 2). Критерием резерва и экономизации функции сердечно-сосудистой системы является время восстановления сердечных сокращений (ЧСС) до исходного уровня после физической нагрузки (20 приседаний за 30 сек), "двойное произведение" в состоянии покоя, значение которого определяется по формуле ЧСС х АДсист/100 , где ЧСС - частота сердечных сокращений за 1 минуту, АТсист. - систолическое артериальное давление в мм рт. ст.
Критерием резерва функции внешнего дыхания является показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отнесенный к массе тела (мл / кг), а мышечной силы - динамометрия более сильной кисти, отнесенная к массе тела в процентах - динамометрия (кг) х 100: массу тела (кг).
Все показатели распределены по баллам, им присвоена оценка отдельно для мужчин и женщин. После получения каждого показателя определяется общая сумма баллов, которая оценивается как уровень соматического здоровья:
- 3 балла и меньше - низкий уровень здоровья;
- 4 - 6 - ниже среднего;
- 7 - 11 - средний;
- 12 - 15 - выше среднего;
- 16 и более - высокий.
Исследования желательно проводить в первой половине дня. При оценке результатов необходимо учитывать то, что они будут искажены, если исследованию предшествовали физическая нагрузка, чрезмерное употребление пищи, чая, кофе, курение, острое заболевание, стресс, недосыпание, прием медикаментов.
Проведение исследования можно поручить медсестре до начала врачебного осмотра (или заранее).
Примечание: если пациент не может выполнить 20 приседаний, то с суммы, полученной при оценке предыдущих показателей, отчисляются 2 балла.
Согласно результатам экспресс-оценки уровня соматического здоровья на доврачебном этапе осмотра, пациентов можно разделить на 3 массива:
- Здоровые (IV-V группы);
- Группа риска (III группа);
- Больные (I-II группы).
Группы I-II требуют углубленного медицинского обследования и, возможно, лечения.
Пример расчета:
Мужчина, рост 180 см, вес 78 кг, ЖЕЛ - 5000 см3, динамометрия правой кисти - 60 кг, левой - 48 кг.
АД в покое - 120/80 мм рт.ст., пульс в покое - 72 удара в 1 мин, время восстановления пульса после 20 приседаний за 30 сек.- 75 сек.
Оценка полученных показателей:
1. масса тела (кг) / (рост, м2) = 78 / 3,24 = 24,07 (табл. № 1 - показатель средний (0 баллов).
2. ЖЕЛ (мл) / масса тела (кг) = 5000 / 78 = 64 (табл. № 1 - показатель выше среднего (2 балла).
3. Динамометрия сильной кисти (кг) / масса тела (кг) х 100 = (64 / 78) 100 = 77 (табл. № 1 - показатель выше среднего (2 балла).
4. ЧСС АД сист. / 100 = 72 х 120 / 100 = 86 (табл. № 1 - показатель средний (0 баллов).
5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с. - 75 сек. (Табл. № 1 - показатель выше среднего (5 баллов).
6. Общая сумма баллов - 0 + 2 + 2 + 0 + 5 = 9 баллов.
Общая оценка уровня соматического здоровья - средний уровень.
Оценка уровня здоровья

Таб. № 1 Экспресс–оценка уровня физического здоровья мужчин.

Показатели

Уровни (группы) здоровья

ниже среднего

выше среднего

масса тела / рост, кг/м2

18,9 и меньше

28,1и больше

50 и меньше

66 и больше

60 и меньше

81и больше

(ЧСС х АТ сист.) / 100

111иі больше

69 и меньше

меньше 1,0

3 и меньше

Таб. № 2 Экспресс–оценка уровня физического здоровья женщин.

Показатели

Уровни (группы) здоровья

ниже среднего

выше среднего

масса тела / рост, кг/м2

18,9 и меньше

26,1 и больше

Жизненная емкость легких / массу тела, мл/кг

40 и меньше

57и больше

динамометрия кисти / массу тела (%)

40 и меньше

61и больше

(ЧСС х АТ сист.) / 100

111и больше

69и меньше

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (мин.)

меньше 1,0

Общая оценка уровня здоровья (сума баллов)

3 и меньше

Сумма баллов, которой характеризуется уровень соматического здоровья, является информативной в отношении многих клинико-физиологических показателей, используемых в практике здравоохранения. По мере повышения уровня соматического здоровья, оцениваемого по экспресс-оценке, увеличивается достигнутая мощность велоэргометрической нагрузки, прирост частоты сердечных сокращений на пороговой мощности. Отмечается также связь этого уровня с выраженностью и распространенностью эндогенных факторов риска ишемической болезни сердца.
Прослеживается четкая зависимость между уровнем соматического здоровья и состоянием здоровья, который определяется обычными методами: чем ниже уровень соматического здоровья индивида, тем более вероятен развитие хронического соматического заболевания и его манифестация.
Однако манифестация процесса происходит лишь тогда, когда он зашел слишком далеко.
Информативность данных подходов доказана рядом исследований на здоровом контингенте и больных при клинических обследованиях. "Безопасный уровень" здоровья соответствует 12 и более баллам по шкале экспресс-оценки. Ниже этого уровня возрастает вероятность развития эндогенных факторов риска и формирования хронической соматической патологии. При снижении этих показателей ниже 10 у мужчин и 9 у женщин, риск заболеваний и тяжелых их последствий значительно повышается.

По К.Куперу уровень соматического здоровья определяется расстоянием, преодолеваемом пациентом за 12 минут. Для мужчин 2,4 км., для женщин 1,8 км. – безопасный уровень здоровья. Для детей 13-18 лет – мальчиков 2,2-2,5 км., девочек 1,9км.

-Критерии резерва и экономизации функций сердечно – сосудистой системы
Индекс Руфье : 4(Р1+Р2+Р3)-200
-----------------------, где Р1- пульс в покое за
10
15 сек.; Р2- пульс в первые 15сек. после 30 приседаний за 45 сек., Р3- пульс за последние 15 сек. первой минуты восстановительного периода. В норме для мужчин и женщин равен 6,0-9,9, для мальчиков и девочек 6,0-9,9.

- Индекс массы тела (ИМТ= вес (в кг.) : рост (метр. в квадрате).
В норме = 18,6-24,9.

-Показатель жизнеспособности (жизненный индекс) и критерий резерва функций внешнего дыхания(ЖЕЛ см3/массу тела в кг.). В норме для мужчин равен 56-60, для женщин 46-50, для мальчиков 56-65, для девочек 51-60.
- Показатель физического здоровья и критерий развития мышечной системы (динамометрия х 100/массу тела). В норме для мужчин равен 66-70, для женщин 51-55, для мальчиков 51-60, для девочек 46-50.

-Показатель работы сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона) - ЧСС х АДсист./100. В норме для мужчин и женщин равен 85-94, для мальчиков и девочек 76-85.

-Оценка жизненного потенциала или «безопасного уровня здоровья» (по максимальному потреблению кислорода - МПК). В норме для мужчин МПК равно 35,0 – 42,0 мл. на 1 кг. веса в одну минуту, что соответствует преодолению дистанции 2,4 км. за 12 минут, а для женщин, соответственно, 32,5 – 35,0 и 1,8 км
.
-Универсальный показатель энергообразования и устойчивости организма к гипоксии, заболеваниям, нагрузкам (МПК/ вес тела в кг.). В норме этот показатель равен 0,45-0,6.

Движение – жизненная необходимость человека.

«Нет и не предвидится лекарства, которое было бы так же полезно, как регулярные физические упражнения».
Доктор Уолтер Борц (Англия).
Что необходимо сделать, чтобы укрепить здоровье и повысить качество жизни? Наряду с кислородом атмосферы, пищевыми веществами и витаминами организм человека нуждается в мышечной деятельности. Движения являются жизненной необходимостью человека, без них он не может сохранять здоровье и оставаться работоспособным. Ограничение движений – гипокинезия – с неизбежностью ведут к ослаблению организма, развитию заболеваний, а с возрастом, и к преждевременному старению.
Недостаток мышечной деятельности приводит не только к ослаблению и атрофии мышц, но и резко ослабляет влияние мышечной деятельности на центральную нервную систему и внутренние органы. Формируется порочный круг: двигательная недостаточность вызывает ослабление процессов обмена веществ и энергии, а это становится предпосылкой снижения функциональных возможностей организма.
Движение – восполнение дефицита жизненно важных влияний физической активности. Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности современного человека, составляет порядка 500-750 ккал в сутки. А интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 ккал/мин, что в три раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 500 ккал в сутки (это преодоление расстояния в 5км в энергичном темпе или 10000 шагов, как рекомендуют японские специалисты).
В настоящее время у нас только около 12% населения регулярно занимаются физической культурой и спортом, обеспечивающих необходимый минимум энергозатрат, а у остальных 88% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного и безопасного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению уровня здоровья и функциональных возможностей детей и людей среднего возраста. Этому подтверждение – случаи внезапной смерти школьников на уроках физкультуры (2008-2011гг) и ранние инфаркты, инсульты, инвалидность и высокая смертность людей трудоспособного возраста, как последствие малоподвижного образа жизни (гиподинамии, гипокинезии). Механизм защитного действия физических занятий заложен в генетическом коде человеческого организма. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем» (академик В.В.Парин).

Оздоровительные эффекты физической активности:

  1. Мышцы человека являются генератором энергии. Они посылают мощный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу, способствуют активному функционированию двигательного аппарата.
  2. Интенсивная двигательная активность (в границах оптимальной зоны) способствует увеличению энергетического потенциала организма, повышает функциональные ресурсы и увеличивает продолжительность жизни человека.
  3. Физическая активность повышает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды: отрицательным стрессам, перепадам температур, высоким физическим нагрузкам, радиации, гипоксии, травмам.
  4. Повышает неспецифический иммунитет и устойчивость к простудным заболеваниям.
  5. Специальный эффект оздоровительных физических занятий – повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей кровообращения при психофизических нагрузках.

  1. Снижается потребность миокарда в кислороде в состоянии покоя и при субмаксимальных нагрузках.
  2. Повышается фибринолитическая активность крови (максимум в шесть раз).
  3. Снижается уровень сахара и холестерина крови, замедляется возрастное повышение артериального давления, масса тела удерживается в норме.

9. Задерживаются возрастные ухудшения физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции.
10. Длительно сохраняется эластичность сосудов, снижающая общее периферическое сосудистое сопротивление выбросу крови.
11.Сохраняется достаточная жизненная емкость легких, которая позволяет прогнозировать продолжительность жизни.
12.Тормозится развитие дегенеративных изменений различных органов и систем. Сохраняется удовлетворительное состояние опорно-двигательного аппарата и костной ткани.
13.Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.
14.Улучшаются интеллектуальные способности, повышается скорость психомоторных реакций, активизируются психические процессы.
15. Оптимизируется психическое состояние; после физических нагрузок возникает состояние эйфории, бодрости, уменьшаются или даже исчезают болезненные ощущения.
16. Формируются такие качества как трудолюбие, настойчивость, лидерство, которые способствуют успешному вхождению во взрослую жизнь и быстрой социальной адаптации.
17.Повышает жизнеспособность организма, уменьшает риск развития новообразований.
18. Возрастают возможности организма быстро восстанавливаться после физических нагрузок.

Профилактика гиподинамии - физическая культура.
В условиях недостаточной двигательной активности невозможно сохранить крепкое здоровье и работоспособность без использования различных физических упражнений. Многочисленными исследованиями убедительно показано, что мышечная деятельность благотворно влияет на формирование центральной нервной системы, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат. Ограничение двигательной активности противоречит биологическим законам развития человека. Более 50% массы тела составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, поэтому основной функцией человеческого тела должна стать двигательная активность. Без движений человеческий род не может сохраниться. Но ведь доля движений в жизни современного человека все время сокращается, что вполне естественно приводит к неблагоприятным последствиям в состоянии здоровья человека. Как преодолеть влияние негативных факторов гиподинамии, сохранить и укрепить здоровье, продлить работоспособность и увеличить продолжительность жизни? В этом плане роль физической культуры общеизвестна. Причем, чем раньше у детей и взрослых формируется привычка начинать день с физической зарядки, тем прочнее становиться здоровье. Установлено, что даже небольшие нагрузки оказывают оздоровительный эффект независимо от того, увеличивается при этом физическая работоспособность или нет.



Физическая активность полностью зависит от человека, его воли, настойчивости, желания. Физические упражнения насыщают энергетический, информационный и пластический потенциал организма, повышают резервные возможности человека, формируют противостояние разрушающим воздействиям гиподинамии. Физические занятия формируют безопасный уровень здоровья, обеспечивающий прогнозируемую надежность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, да и всего организма в целом, на ближайшие 5-10 лет.
Мировая статистика последних лет свидетельствует, что в результате гиподинамии ежегодно в мире умирает около 1,9 млн. человек. Кроме того, низкая физическая активность увеличивает риск смерти от онкологических заболеваний на 45% среди мужчин и на 28% среди женщин; от заболеваний легких – на 92% среди мужчин и 75% среди женщин; от сердечно-сосудистых заболеваний, соответственно, на 52% и 28%. Риск же смерти от физического перенапряжения – 1 внезапная смерть на 1,5 млн. эпизодов интенсивных тренировок. При этом среди лиц, занимающихся интенсивными тренировками менее 1 раза в неделю, риск внезапной смерти от физических нагрузок в 7 раз выше, чем у тех, кто тренируется в интенсивном режиме 5 раз в неделю. Смерть происходит при редких нерегулярных интенсивных нагрузках.
Сколько времени и как часто надо заниматься физкультурой? Сейчас имеется много методических разработок и рекомендаций как отечественных, так и зарубежных специалистов по ходьбе, бегу трусцой и другим видам физических занятий. Нами представлены различные виды ходьбы. Начните с нее.
В последние годы очень популярными среди пожилых людей Киева стали занятия в группах оздоровления по методике тренера Дарницкого районного центра здоровья (до 2009 г.) города Киева А. М. Шимко. Приводим основные положения этой методики.
Методические рекомендации по спортивно-оздоровительной ходьбе для различных возрастных категорий населения по методике заслуженного тренера Украины, А. Н. Шимко. Наиболее часто лечебно - оздоровительный эффект физической тренировки связывают с использованием упражнений умеренной интенсивности. В этой связи получили широкое распространение рекомендации к использованию с оздоровительной целью циклических упражнений (бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба на лыжах и др.). Циклические упражнения вовлекают в работу наиболее крупные мышечные группы (1 / 5 - ? и больше мышечной массы), которые требуют большого количества кислорода и поэтому тренируют преимущественно сердечно-сосудистую и дыхательную системы. А хорошее состояние этих систем составляет основу здоровья человека. Из всех видов оздоровления простейшим, доступным, дешевым и эффективным является естественное движение - ходьба. Известно, что обычной ходьбой можно достичь впечатляющих результатов: как оздоровительных, так и определенных успехов в умственной деятельности. Особенно в последние годы довольно популярна оздоровительная ходьба.
Оздоровительная ходьба
Оздоровительная ходьба - наиболее доступный вид физических упражнений, может быть рекомендована людям всех возрастов, которые имеют различную подготовку и состояние здоровья. Особенно ходьба полезна людям, ведущим малоактивный образ жизни. При ходьбе тренируются мышцы, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Во время ходьбы можно снять напряжение, успокоить нервную систему.

Оздоровительное воздействие ходьбы, заключается в повышении сократительной способности миокарда, увеличении диастолического объема сердца и венозного возврата крови к сердцу.
Ходьба, как средство сохранения здоровья, была внесена в медицинские трактаты еще в IV в. до н.э. Диоклес рекомендовал в те далекие времена совершать перед восходом солнца прогулки на 1-2 км. Философ Сократ ходил пешком по 2-3 часа каждое утро, после чего шел в школу.
В зависимости от темпа и вида ходьбы энергозатраты в это время растут от 3-8 до 10-12 раз. Влияние оздоровительной ходьбы на мужчин и женщин одинаково. Оздоровительный эффект ходьбы может быть достигнут в любом возрасте. Одинаковым для всех остается только одно требование - постепенность, которая обеспечивает приспособление организма к возрастающим тренировочным нагрузкам. В процессе занятий необходимо в первую очередь следить за пульсом. Для начинающих пульс в среднем не должен превышать 120-130 уд. / мин, для людей среднего возраста и практически здоровых людей - 130-140 уд. / мин, а для молодых 150-160 уд. / мин.
Удобным правилом для регулирования темпа ходьбы и длины дистанции является так называемый "разговорный тест": если при ходьбе пропадает желание разговаривать - нужно замедлить темп.
Дыхание должно быть ритмичным, в такт шагам. Акцент на выдох - на каждый четвертый шаг, тогда вдох происходит рефлекторно. Выдох нужно делать акцентировано, чтобы в нижних отделах легких не застаивался использованный воздух. Таким образом, процесс дыхания упрощается.
Ходьба принесет наибольшую пользу, если сформировать у себя положительную установку на выполнение этого упражнения, если будете выполнять ее сознательно. Все вокруг вас куда-то идут. Но вы не просто идете, вы тренируетесь. Вы расправили плечи, приподняли голову, шагаете бодро и упруго. Вы испытываете удовольствие от движений, отмечаете, что с каждым днем ваша походка становится более легкой. Если вы чувствуете, что достаточно окрепли, занимаясь оздоровительной ходьбой, можно начинать заниматься спортивно-оздоровительной ходьбой.
Спортивно-оздоровительная ходьба.
Более эффективной, привлекательной выглядит спортивно-оздоровительная ходьба - своеобразный «мостик» к спортивной ходьбе, как высшей ступени тренировки.
Вследствие сочетания требований спортивной ходьбы (1 - прямая опорная нога от момента ее постановки на опору и прохождения момента т.н. «вертикали», 2 - чередование одноопорного контакта ног с двухопорным) с условиями оздоровительной (не перегружаться!), мы получили спортивно-оздоровительную ходьбу (СОХ). Если в спортивной ходьбе длина дистанций определена «Правилами соревнований» (3,5,10,15,20,30,50 км), то в СОХ такого нет. Право определения дистанции за человеком: от 50-100 метров до... сколько кому заблагорассудится! Длина дистанции, длина и частота шагов, место проведения занятий, их частота - индивидуальные и основная цель - получение удовольствия. Последнее означает отсутствие условий соревнования. Главный лозунг спортивно-оздоровительной ходьбы: «Начать тренировки в одном состоянии - а закончить в лучшем!" Таким образом, получается, что человек соревнуется сам с собой в улучшении своего психо-эмоционального, физического и физиологического состояния, улучшает и совершенствует себя день за днем, что, в определенной мере, уже является творческим процессом.
После определенного времени (0,5-1,5 года), у лиц, прошедших курс СОХ, возникает желание проявлять себя в более напряженной ходьбе - потребность соревноваться в спортивной ходьбе.
Техника спортивно-оздоровительной ходьбы.
Последние 25-30 лет в цивилизованном мире наблюдается настоящий бум ходьбы. Особенно полезна спортивная оздоровительная ходьба с построением техники движений по законам гармонии, с учетом так называемого «золотого сечения». Более 20 лет мы используем естественные движения человека для его спортивного и физического совершенствования и оздоровления. Таким образом, зародился и сформировался оригинальный метод – спортивно - оздоровительная ходьба (СОХ). При СОХ важное значение имеет положение головы: взгляд должен быть устремлен вдаль, лицо улыбающееся. Главный акцент в технике СОХ - активные движения руками-плечами, как условие для соответствующих, амплитудных движений в поясничном отделе позвоночника. Руки - это до 8-10% личного веса человека, и необходимо помнить, что они должны работать наравне с ногами, или даже субъективно больше. Таким образом, достигается «поднятия» туловища «с ног», ноги разгружаются. Возникают облегченные условия для свободных движений тазом. Тазобедренный сустав маховой ноги вращается вокруг опорной ноги и выходит, вместе с бедром маховой ноги вперед. Амплитуда движений должна быть субъективно удобной, приятной. Именно это вызывает и обеспечивает усиленное кровообращение в брюшной полости, в позвоночнике. Систематическое и регулярное тренировки в таких движениях, уже с первых занятий, улучшают самочувствие и настроение, снимают головную боль, нормализуют артериальное давление, восстанавливают работу желудочно-кишечного тракта и т.д. С тренировками улучшается эмоциональное состояние, как свидетельство правильной, гармоничной техники занятий, приходят рифмы - человек начинает сочинять стихи, писать музыку, песни.
Траектория переноса кисти вперед - несколько короче траекторию кисти, идущей из крайнего переднего в крайнее заднее. Идеальная разница между длиной этих траекторий есть 24%. То есть, руки все время «сгибаются-разгибаются» в локтях - мышцы сокращаются-расслабляются, чем облегчают работу сердечно-сосудистой системы. Положение предплечий, во время их наибольшего разведения (что соответствует двухопорному положению ног) - параллельное между собой и хребтом, который должен быть абсолютно вертикальным. Кулак передней руки где-то на уровне подбородка (носа), локоть задней руки, при хорошей технике, «вылетает» почти на уровень плечевого сустава. Пальцы рук сжимаются в кулак спереди и расслабляются сзади. Плечевые суставы должны упруго «подпрыгивать», как мяч - именно так происходит передача импульса силы и энергии движения от рук к туловищу. Для правильного движения ногами, надо представить между коленями забор или какую-то плоскость, которая не дает ступням заплетаться: правой - слева, левой - справа. То есть перемещение стоп происходит в плоскостях, параллельных направлению общего движения. При этом они вывернуты врозь (до 30°) - это главное условие для естественного поворота тазом «от опорной ноги». При увеличении частоты шагов более 130-140 в минуту - отталкиваться ступней нецелесообразно, так как это уже вмешательство в автоматизм движения, разрушение гармонии ходьбы. Лучше сконцентрировать внимание на активность руками, плечами. Параллельно, мысленно необходимо сосредоточить внутренний взгляд на то, какое положение занимает ступня. После ее отделения от опоры, ее надо «забрать на себя», или «скрыть подошву» - чтобы ее не было видно, если бы кто-то посмотрел вслед идущему. Во время «вертикали», когда маховая (согнутая в колене) нога проходит мимо опорной (прямой в колене), подошва должна быть параллельной к опоре. Цель спортивно-оздоровительной ходьбы: наслаждение, удовольствие и улучшение физического и эмоционального состояния. Лучшие тренировки СОХ - групповые. Обычно пожилые люди - одинокие, но в группе всегда найдутся единомышленники. Тогда начинается настоящее чудо превращения их в юношей и девушек, которым интересно жить. Обязательно среди них найдется тот, кто возьмет на себя организацию проведения дня именинника, а, впоследствии, кто-то другой, возможно и не один - организацию различных экскурсий, кто-то окажется мастером пения и т.д. Все это означает, что процесс эмоционального оздоровления начался. А это - самое главное! Далее появятся желающие участвовать в соревнованиях, в том числе и международных! И будут там! Ведь они стали здоровее не только духом, но и телом.
Методология тренировочных воздействий (нагрузка и отдых) .
В каждом из нас сидит некий «внутренний голос», который в экстремальной ситуации подсказывает, что и как надо сделать. Каждый сам себе тренер. Каждый должен научиться слушать и слышать самого себя. Никакой, даже самый современный прибор, не даст такой исчерпывающей информации о своем состоянии здоровья, как сам человек.
Тренировки следует начинать с разминки, с простых упражнений в медленном темпе, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений.
Контрольные упражнения .
Любое перспективное дело имеет смысл, если его динамику можно проконтролировать, оценить, скорректировать. Именно для этого нужны контрольные упражнения. Обычно их используют в начале, середине и в конце определенного процесса. Поскольку «процесс» может быть многолетний, то и контрольные задания можно использовать бесконечно. Главное, получить нужную положительную динамику улучшения определенных показателей.
Это могут быть показатели физического здоровья (пульс, АД, самочувствие и т.д.), а также спортивные результаты.

Основные правила занятий физкультурой самостоятельно:

  1. Систематичность занятий.
  2. Постепенность наращивания нагрузок.
  3. Оптимальная длительность и частота занятий (?40мин. 3-4 раза в неделю).
  4. Хорошая переносимость занятий.
  5. Разминка перед началом занятий.
  6. Контроль пульса, особенно на начальных этапах занятий – обязательно. Оптимальный пульс для начинающих- 130 уд. в мин. в расчете на 6 недель вводных занятий; при хорошей их переносимости и восстановлению исходных показателей - пульса и АД спустя 20 минут после занятий, можно переходить к более интенсивным и более частым занятиям с оптимальным пульсом порядка 150 уд. в мин.
  7. Нельзя заниматься при плохом самочувствии и при болезненном состоянии (температура, боль в горле, недомогание, головокружение и др.).

8. Перед занятиями необходимо обязательно пройти медицинский осмотр у врача.
Для детей в основу занятий должны быть заложены определенные физические упражнения и игры. Очень полезны игры на мини (см. спортплощадки «ЮКА)» площадках, которые сопровождаются эмоциональным подъемом и для них характерны кратковременные физические нагрузки, которые не создают опасности для здоровья и, в то же время, несут тренирующий эффект. После 3-6 месяцев регулярных занятий уже можно не бояться перегрузок, утомления. Физкультура должна быть ежедневная, сильная, до пота, до отдышки. Очень желательна утренняя гимнастика. Умение работать на максимальных нагрузках (при оптимальном пульсе) формирует и укрепляет здоровье, что очень пригодится детям во взрослой жизни.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт