Игры развивающие восприятие темпа звучания. «найди фишке место». Федеральное агентство по образованию

15.04.2019

Табакова Юлия Вячеславовна

Несформированность слухового восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Для детей с недоразвитием слухового восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию слухового восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Стойкое исправление речевых нарушений может быть гарантировано только при опережающем формировании слухового восприятия. Кроме того, без достаточной сформированности слухового восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза

Повышение уровня слухового восприятия у дошкольников предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у них речевых нарушений. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием, правильная классификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить в будущем отставания в усвоении программного материала. Развитие слухового восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми. Нормальное развитие слухового восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Работа по развитию слухового восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Игры на слуховое восприятие.

Где позвонили?

2. Цель: определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.)

Описание игры. Дети сидят группами, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора»- и ведущий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек, дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что слышишь.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо-громко!

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: бубен.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий- полным шагом, более громкий- бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: закрепление понятий о количестве.

Оборудование: Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу; а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Скажи, что звучит.

1. Развитие слухового внимания.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю.»

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Узнай по звуку.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.)

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

1. Развитие слухового внимания.

Оборудование: мишка (кукла).

Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.

Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Кто это?

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: закрепление понятий по теме «Животные и птицы».

3. Формирование правильного произношения.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Заключение.

Анализ литературы показал, чтохорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Совокупность перечисленных пробелов в слуховом восприятии, фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Недостаточное развитие слухового восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Игры на развитие слухового восприятия младших школьников

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Развитие речи детей происходит на уроках естествознания, математики, музыки, рисования и т.д. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову - своему и товарищей.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);

Обеспечить создание речевых ситуаций;

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

Вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой ее материального существования, но и одним из важных факторов ее выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому работа над развитием устной речи школьника в качестве обязательного элемента включает работу над звуковой ее стороной.

Работу начинают с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

1. Отчетливо произноси слоги

2. Отчетливо и быстро читай слоги

З. Доскажи строку

4. Доскажи слово.

Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, используются чистоговорки, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. для этого использую такие упражнения:

1. Правильно произноси звуки. Какой звук часто повторяется?

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли,

Резиновая Зина упала из корзины.

Резиновая Зина измазалась в грязи.

2. Отгадай загадку Сколько слов с буквой ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе - кружусь.

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Игры на развитие слуха

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №4. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Упражнение №5. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Работа над словарем.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Особенность словарной работы состоит в том, что она производится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с художественным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.

При подготовке к уроку учителю необходимо выявить те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использовать нужно самые разнообразные приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Некоторые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например, слово “кабы” понятно из предложения: «Если бы по-старому, тебе бы уходить надо». Многие слова объясняются через анализ их морфологической структуры и словообразования.

Развитие словарного запаса

Упражнение №1 "Игра в слова".

Задание №1 .

"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №2. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №3. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий , смелый, отважный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №4. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;

Упражнение №5. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

Упражнение №6. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №7. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.

Работу над словосочетанием проводят следующую: во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

В работе над словосочетанием необходимо учитывать:

а/ его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога;

б/ семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение.

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

Упражнения со словосочетаниями:

Существительное + прилагательное;

Существительное + глагол;

Местоимение + глагол (можно наоборот).

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов. Упражнения с предложениями делят на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. При работе над предложением используются следующие приемы: составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); составление предложений заданного типа по схемам-моделям; распространение предложений, перестройка их структуры; выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах; свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие грамматических навыков

Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Упражнение №2 "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №3. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №5. "Найди ошибку".

Задание №1.
"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.
"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №6. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.

Упражнения в связной речи также делят на три типа (на основе образца, конструктивные, творческие). К числу упражнений по образцу относят изложения, устный пересказ, чтение наизусть. По конструктивным заданиям даются упражнения, связанные с перестройкой текста. Все остальные виды работ – творческие. Считается, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

Во-первых, умение осмыслить тему;

Во-вторых, умение собирать материал по данной теме;

В-третьих, умение составить план;

В-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);

В-пятых, составить весь текст;

В-шестых, совершенствовать написание.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

Развернутые ответы на вопросы;

Анализ прочитанного;

Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

Записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

Рассказывание художественных текстов, заученных на память;

Импровизация сказок;

Диалоги;

Различные виды драматизации, словесное рисование;

Письменное изложение образцовых текстов;

Письменные сочинения разнообразных типов;

Составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

Деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы.

Ну и,конечно, кроме всего прочего необходимо учить работать с текстом. Составляя систематику видов работ, применяемых учителями в практике, выделяют следующие направления работы с текстом:

1) чтение всего текста;

2) пересказывание;

3) чтение учащимися нового текста, либо заранее подготовленного дома;

4) чтение цепочкой по предложению, по абзацу;

6) нахождение отрывка к рисунку;

7) ответы на вопросы;

8) нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы;

9) чтение самого интересного отрывка;

10) чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено;

11) нахождение предложений, которые стали поговорками;

12) беседа с сопровождением выборочного текста;

13) чтение о том, чем понравилось произведение;

14) чтение по ролям;

15) нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, строго и т.д.;

16) нахождение и чтение образных слов и описаний;

17) нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;

18) кто быстрее найдет в тексте слово на заданное правило;

19) нахождение самого длинного слова;

20) чтение, пометка непонятных слов;

21) комбинированное чтение;

22) конкурсное чтение.

Работа по развитию речи – процесс кропотливый, очень длительный, но просто необходимый в настоящее время, когда в школу приходит все больше детей с недоразвитием речи, с логопедическими дефектами.

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возрастаметодические рекомендации для родителей и воспитателей.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей раннего дошкольного возраста.

Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей 2-3 лет.

Цель – развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.

Задачи:

  • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;
  • научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам;
  • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.

Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:

  • занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
  • необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
  • в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
  • следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки;
  • содержание материала должно соответствовать опыту детей;
  • уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
  • длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут;
  • необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Упражнение 1. Что звучит?

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.

Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.

Упражнение 2. «Звуки на улице».

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух уличных звуков. Игра проводится аналогично предыдущей, но внимание детей теперь обращаете на уличные шумы (гудки клаксона, шорох шин по асфальту, шаги людей, голоса и смех и др.).

Упражнение 3. Пошуршим, постучим.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).

Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.

Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.

Упражнение 4. Коробочки со звуками.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки (например, из-под Киндер-сюрпризов) разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по 2 баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребенка. Затем предложите ребенку найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Количество баночек увеличивайте постепенно.

В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику – деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.

Упражнение 5. Маленькие музыканты.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.

Материалы. Барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, пианино.

Сначала познакомьте ребенка с разными музыкальными инструментами, научите извлекать из них звуки. Затем научите четко различать на слух звучание музыкальных инструментов. Спрячьтесь за ширмой или встаньте за спину ребенка и поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Дети могут показать нужный инструмент (картинку с его изображением) или назвать его словом или звукоподражанием («та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубен и т. п.).

Сначала показывайте ребенку не более двух инструментов. Их количество следует увеличивать постепенно.

Упражнение 6. «Один или много барабанов».

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один – много».

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел. Называет словами (или показывает соответствующее число пальцев), сколько прозвучало сигналов: один или много. При этом слово «один» можно говорить один раз, а слово «много» повторять несколько раз: «много-много-много». Чтобы ребенок лучше понял задание, дайте ему самостоятельно ударять в барабан, а сами выполняйте задание, показывая картинку с изображением то одного барабана, то с изображением нескольких барабанов. После того, как ребенок понял разницу в количестве звуков и правильно показывает картинки, можно приступать к различению звуков только на слух — за спиной у ребенка.

Упражнение 7. «ПА»

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности.

Сначала взрослый объясняет задание ребенку, затем упражнение выполняется только на слух. Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори. Я буду говорить один раз «па», два раза «па-па» и три раза «па-па-па». Если ребенок справляется с упражнением, можно усложнить задание. Для этого произносим слоги с разной длительностью: па – короткий, па_____- длинный. Например:

Па, па_____, па-па______, па______па-па, па-па________па, па-па-па______ Ребенок должен повторить за взрослым слоги с разной длительностью.

Упражнение 8. «Дождь».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала.

Материалы. Лист бумаги с нарисованным облаком, фломастеры или цветные карандаши.

Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывистые звуки. Например: длинный непрерывный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С.

Ребенок в момент произнесения звука проводит линию. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки, например, «Р», «У», «М» или другие. Побудите ребенка повторить или самостоятельно произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.

Упражнение 9. «Поиграй».

Звуки бывают низкочастотные (гудки), среднечастотные и высокочастотные (свист, шипение). Мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте с неречевых звуков, постепенно переходя к различению звуков речи.

Материал. Металлофон или детское пианино.

Взрослый производит звук с помощью игрушки так, чтобы ребенок видел это, потом ребенок повторяет звук, извлекая его из музыкального инструмента. Потом ребенок выполняет его только на слух, не видя действий взрослого. Для различения предлагаются только два резко отличающихся по тональности звука.

Упражнение 10. «Мишка ТОП-ТОП».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Материал. Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).

Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.

Упражнение 11. «Громкий — тихий барабан».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их. Этим звукам соответствуют картинки с изображением большого и маленького барабана. Ребенок слушает и показывает картинку.

Упражнение 12. «Сверху – снизу».

Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (например, погремушка, колокольчик, пищалка) и речевые («А», «Ш») звуки, исходящие сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребенка и поднимать, опускать руки со звучащей игрушкой. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок смог определить, откуда он идет.

Упражнение 13. «Сверху – снизу и справа – слева».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Материал. Музыкальные игрушки.

Упражнение проводится аналогично предыдущему. Это более сложное упражнение, потому что звук может исходить с четырех сторон: сверху, снизу, справа, слева. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок издает звуки, а вы показываете направление.

Заключение.

Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!

Литература:

  1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
  2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
  3. Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
  4. Методика обучения глухих устной речи. Учеб.пособие. Под ред. Проф. Ф.Ф.Рау.- М.: Просвещение, 1976.-279с.
  5. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.

Зудилова Е.И.,
учитель-логопед

Цели: учить различать громкие и тихие, а также характерные звуки; определять направление, откуда идет звук.

«Узнай по звуку»

Оборудование и материалы : игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (по выбору взрослого).

Описание игры . Ребенка посадить спиной к себе. Производить шумы и издавать звуки различными предметами: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.д. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и, не оборачиваясь, сообщает об этом. За каждый правильный ответ наградить ребенка цветной фишкой или маленькой звездочкой.

«Кто внимательный?»

Оборудование и материалы : кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры . Игрушки положить на стол. Ребенка посадить на расстоянии 2 — 3 м от себя, предупредив: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы все было слышно. Будь внимательней!»

Примерные задания:

Возьми мишку и посади в машину;

Возьми мишку из машины;

Посади в машину куклу;

Покатай куклу в машине.

Задания нужно давать краткие и простые, произносить их нужно тихо, но четко. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды.

«Беги на носочках»

Оборудование и материалы: бубен.

Описание игры . Предложить ребенку выполнять движения соответственно звучанию бубна. Постучать в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно, под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий — полным шагом, под очень громкий — бежит.

«Где позвонили?»

Оборудование и материалы: звоночек.

Описание игры . Встать слева (справа, сзади) от ребенка (глаза у него закрыты) и позвонить в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, констатировать: «Правильно!» Попросить ребенка открыть глаза, показать ему звоночек. Если ребенок ошибся, предложить ему отгадать еще раз. Игру повторяют 4—5 раз.

Примечание . Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза, а, указывая направления звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить нужно не очень громко.

«Мы топаем!»

Описание игры. Предложить ребенку совершать описываемые в песенке движения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой. (2 раза)

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки отпускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

«Угадай, кто это?»

Оборудование и материалы : детские музыкальные инструменты (бубен, свистульки, дудочки).

Описание игры . Показать ребенку, как топает медведь под звуки барабана, как порхают птички под звуки свистульки, как летают комарики под звон колокольчиков. Затем по звучанию того или иного инструмента предложить ему угадать, кто пришел (прилетел), и изобразить этот персонаж.

Примечание. Во время игры менять высоту, громкость звуков, темп звучания.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт