Анатомия голосовых связок. Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос. Тренировка голосовых связок

27.02.2019

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:

Истинные голосовые связки расположены в средней области глотки человека, по правую и левую сторону от нее. Представляя собой два, покрытых слизистой оболочкой, эластичных образования, они натянуты спереди назад. Их повышенная эластичность обусловлена наличием соединительной и мышечной ткани в их структуре. Пространство между этими образованиями называют голосовой щелью. не только принимают участие в образовании звуков, но и выполняют защитную функцию нижних дыхательных путей.

Звуки образуются в результате сближения, натяжения и колебания связок под действием выходящего из легких. Следует отметить, что механика образования звуков у всех позвоночных, обладающих голосовым аппаратом, в среднем одинакова. Некоторые млекопитающие его не имеют, у некоторых он развит достаточно слабо. Многие млекопитающие, кроме истинных, имеют и ложные голосовые связки. У человека они расположены немного выше истинных и в образовании звуков не участвуют.

У квакающих земноводных связки, участвующие в образовании звуков, располагаются в нижних половинах «голосовых губ». Эти толстые складки слизистой окаймляют щель по внутренним кромкам черпаловидных хрящей. Многие пресмыкающиеся не способны издавать звуки. Среди них истинными связками обладают хамелеоны и гекконы.

При дыхании воздух непрерывно и плавно проходит сквозь голосовую щель. При этом она довольно широко открыта. Движение воздуха осуществляется за счет давления в дыхательных путях. Его создает выдыхательная мускулатура человека. В процессе образования звука щель замкнута, а связки напряжены. Под воздействием давления щель на короткое время размыкается и из нее выходит часть воздуха. Затем голосовые связки снова сближаются и начинают колебаться. Таким образом, в процессе образования звуков течение проходящего сквозь щель воздуха является прерывистым, а сам воздух пребывает в колебательном движении. В зависимости от величины и степени напряжения связок, а также частоты воздушных колебаний, образуются звуки различной высоты. В образовании звуков участвуют также бронхи, легкие и трахея. Для усиления звуков в организме существует система резонаторов (у человека это ротовая и

Болезни голосовых связок часто могут появиться внезапно. Как правило, это происходит при аллергиях, вирусных инфекциях, вдыхании веществ, раздражающих слизистую. Воспаления могут обостряться и при перенапряжении голоса. Отеки слизистой могут сопровождаться увеличением размеров связок, уменьшением щели. В особо острых случаях отек слизистой может привести к полному закрытию щели. Вследствие этого прекращается подача воздуха в легкие, и человек начинает задыхаться.

Для проведения диагностики используется эндоскопический метод исследования с использованием специальной камеры, которую врач аккуратно вводит в полость рта или носа. Процедуру выполняют под предотвращая, таким образом, рвоту, болевые ощущения и дискомфорт у пациента.

Точное исследование расстройств голосового аппарата проводят методом стробоскопии. Этот специальный метод освещения позволяет осуществить медленное наблюдение за частотой голосовых вибраций. Этот метод используется при диагностике механических и неврологических голосовых расстройств, а также злокачественных и доброкачественных образований менее миллиметра. При проведении стробоскопии можно записывать процесс диагностики на видео, что позволяет вести наблюдение в течение длительного периода и сравнивать состояние голосового аппарата перед и после применения логопедического или медикаментозного лечения. Особенно важно такое наблюдение, если проведена операция на голосовых связках.


Голосовые связки находятся во второй трети части гортани. Они служат для образования голоса и помогают защищать область трахеи от попадания в нее жидкости или еды. От их состояния напрямую зависит тембр голоса человека, как в принципе и само его наличие.

Строение

Рассмотрим подробнее - из чего состоит этот орган. Голосовые связки правильно называть складками. В гортани их имеется две пары.

  • Истинные. Это расположенные симметрично складки слизистого слоя гортани. Они содержат особую мышечную ткань. Строение мышц, расположенных в различных направлениях. Поэтому истинные складки могут двигаться как общим полотном, так и любой его частью (верхней, нижней или краями). Благодаря этому получается такое количество звуков. Полностью смыкаясь, истинные связки не дают посторонним предметам попасть глубже в трахею человека.
  • Ложные. Расположены перед истинными. Имеют слабовыраженный пучок мышц. Тоже участвуют в звукообразовании. Однако работают лениво и полностью не смыкаются. Заметная функция проявляется только при гортанном пении.

Тембр голоса

При рождении и в раннем детстве тембр голоса у детей очень схожий. В юношестве у мальчишек голос грубеет и становится ниже. Гортань подвержена влиянию половых гормонов и под их действием меняет свое строение. У мужчин в период их интенсивной выработки она удлиняется и становится шире. Появляется кадык. Ткань связок толстеет и черствеет. Вследствие этого голос становится ниже и грубее.

Женские гормоны на гортань не действуют. Поэтому женский голос такой же звонкий, как детский.


В преклонном возрасте голосовые складки, как и все другие мышцы, работают хуже. Пространство между голосовыми связками перестает закрываться полностью. Голос становится дребезжащим и скрипучим.

Хриплый голос курильщиков вызван постоянным воздействием никотина. Табачный дым раздражает слизистую гортани. Сужаются кровеносные сосуды и связки получают меньше питания. Их строение истончается. Получается эффект старения голоса. Такую же роль играет алкоголь и пыльный воздух.

Здравствуйте, друзья, Я вдруг с досадой для себя обнаружил, что на моём блоге нет статьи, посвященной исключительно голосовым связкам, их строению и принципу функционирования. Сейчас Я это дело исправлю, конечно многие из Вас уже с этим вопросом ознакомлены, но многие начинающие певцы судя по личному опыту не до конца, а многие и совершенно не представляют, как выглядят голосовые связки!

И так, предлагаю для начала посмотреть видео нарезку из нескольких исследований, на которых можно замечательно рассмотреть работу голосовых связок в действии!

По-моему, данная сьёмка производится с помощью эндоскопа, и если Я не ошибаюсь это трубочка с камерой, которая проникает в гортань через носовую полость и как-бы сверху смотрит на связки и гортань в целом, дальше всё ясно…
Голосовые связки состоят из голосовой связки (сухожилия) и голосовой мышцы, с одной стороны они прикреплены к черпаловидным хрящам, а с другой стороны к внутренней стороне щитовидного хряща (передняя стенка гортани).
Логичнее называть голосовые связки – складками, хотя бы из-за их внешнего вида (двух параллельно выпирающих с противоположных сторон гортани складок). Строение голосовых складок уникально, потому что сухожилия не просто крепят голосовую мышцу к хрящам, но и пронзают её насквозь, до середины их длинны, что заметьте, даёт возможность смыкать голосовые связки, как всей её длинной, так и отдельно, какой либо частью (передней частью, задней, средней). Именно из-за этой особенности строения связки и называют связками, чаще, чем складками!
Сверху голосовые связки покрыты слизистой оболочкой, что делает их более упругими и эластичными, а так же позволяет способствовать более чёткому и лёгкому резонированию. От чего голос становится звонким, вот например, в статье « » курении Я писал об изменении слизистой гортани у курильщиков, поэтому и голоса у них часто охриплые!
Так же, есть вторая пара голосовых связок, они расположенные над истинными связками имеют иную форму и строение, они не натянуты на всю длину гортани, очень вяло и медленно смыкаются, вдобавок и не до конца, поэтому, использованы в пении, не могут! Ложные складки, так же называют «складками преддверия» или «вестибулярными складками». Ложные связки так же смыкаются во время работы истинных связок, но никакой пользы для голоса они не несут. Голосовые связки издают шум при откашливании, похожий на рык, многие рок и джаз вокалисты используют этот приём в пении и называется он «гроулинг». Конечно в джазе – этот приём не такой брутальный, как в роке, но пришёл он из джаза. Кстати, Я считаю гроулинг намного полезнее стилем пения, нежели пение на зажатых истинных связках. Конечно и гроулингом можно себе навредить, но скорее сотрутся истинные связки от постоянного пересмыка, нежели ложные от гроула! Итак же ложные связки работают в гортанном пении, истинные связки, там практически бездействуют!

Вряд ли можно поспорить с тем, что человеческий голос наряду с внешностью и манерами способен создавать первое впечатление о человеке. При помощи голоса управляют толпой или поют колыбельную ребенку, кричат или признаются в любви. Высота, тембр, громкость голоса способны вызвать у слушателей симпатию или, наоборот, неприязнь. Такого эффекта помогают добиться голосовые связки, называемые иногда «перламутровыми». Так что же это за волшебный орган? Где находится и что умеет?

Что это такое

Голосовые связки - парный орган, который представляет собой небольшие скопления мышц, крепящихся к гортанным хрящам. Наряду с гортанью, легкими, носовой и ротовой полостью, брюшными мышцами и т. д., они участвуют в образовании звуков и голоса, и, в совокупности с другими органами, составляют голосовой аппарат человека.

Стоит учесть, что голосовые связки только генераторы звука, то есть механических колебаний. Частотные и амплитудные параметры звуковых колебаний определяют соответствующие центры головного мозга, команда от которых поступает к мышцам гортани по движимым отросткам блуждающего нерва.

Функции и строение

Итак, важнейшая роль, выполняемая перламутровыми связками – голосообразование . Поскольку, голос, состоит из гласных и согласных звуков обычной громкости, а также шепота, возможно выделить три функции, в зависимости от их состояния.

  1. Образование глухих согласных звуков. При произнесении их, складки находятся в расслабленном состоянии и раздвинуты. При этом голосовая щель принимает треугольную форму.
  2. Звонкие, сонорные согласные и гласные образуются при сближении складок и значительном их напряжении. Одновременно с этим создается эффект вибрации.
  3. Шепот и эпиглотто-фарингальные согласные образовываются при закрытой голосовой щели, когда связки находятся в расслабленном состоянии и приближены друг к другу.

Где расположены и как выглядят

Располагаются связки по центру гортани и покрыты они слизистой оболочкой, которая имеет форму складок и, в свою очередь, покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Складки расположены таким образом, что между ними сохраняется пространство, именуемое голосовой щелью.

Когда мышечная ткань приходит в движение, величина щели меняет свою форму и размер зависимо от того, как прошла амплитуда работы мышц. Величина щели напрямую влияет на звонкость и высоту возникающих звуков.

Интересен и тот факт, что величина щелей у мужчин и женщин значительно отличается . Например, самая большая щель в женской гортани окажется в сравнении равной по величине самой маленькой голосовой щели в мужской гортани. Оказывается, у мужчин гортань имеет острую и вытянутую форму, которая выступает наружу, образовывая с внешней стороны кадык. Такая форма гортани обуславливает высоту мужского голоса.

Гортань в верхней своей части имеет овальное отверстие - надгортанник, образованное гортанным подвижным хрящом. Во время глотания, свободный край этого отверстия отклоняется назад, закрывая верхнее гортанное отверстия, а во время дыхания, отверстие остается открытым. Этот процесс крайне важен для певческих практик.

В человеческой гортани имеется два вида, две пары связок. Они выглядят как пара симметрично расположенных выступов, расположенные друг над другом, а между ними находится небольшие выемки. Эти выступы носят названия истинных и ложных голосовых складок.

  • Истинные . Представляют собой две симметрично расположенные образования из слизистого гортанного слоя. В них находятся мышечные скопления, расположенные в разных направлениях, что дает им возможность двигаться не синхронно, а с разной интенсивностью и любой своей частью. Такое разнообразие мышечных движений обуславливает и разнообразие мира звуков, которое способен издавать человек. Помимо голосообразовательной функции, истинные складки выполняют и защитную роль – смыкаясь полностью, они создают барьер, который не дает посторонним предметам попасть далее в трахею.
  • Ложные . Получили свое название благодаря своей не четко выраженной работе. Двигаются они довольно лениво, из-за того, что мышечная ткань их слабо выражена. Однако, они тоже участвуют в процессе звукообразования, хоть и не имеют возможности смыкаться полностью. Наиболее заметна их работа во время гортанного пения.

В ложных образованиях находятся железы, которые помогают увлажнять безжелезные истинные пары . Вся поверхность складок достаточно эластична и подвижна. Внутри складок как с внешней, так и с внутренней стороны, расположены щиточерпаловидные мышцы. Мышцы, имеющие внутреннее положение, напрямую отвечают за вокальные характеристики и, поэтому имеют название вокальных мышц.

Именно благодаря такому сложному строению, перламутровая связка способна двигаться любой своей частью, менять свои ширину и длину, а также производить колебательные движения с разной интенсивностью, в разных направлениях и любым своим отрезком.

Такое сложнейшее мышечное строение связок, гортани и голосового аппарата в целом дает возможность человеку придать звукам огромный спектр интонаций, тонов, полутонов и звучаний.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт